Жердяй: чем он отличался от другой русской нечисти

Наверное, каждому из нас известны некоторые славянские демоны и нечисть. В большинстве случаев это герои дошедших до нашего времени сказок. Проверьте знакомы ли вам все древние мифических сущности славян.

  • В статье:

Славянские демоны — Анчутка

У наших пращуров славян были различны и демоны, духи, нечисть, которая защищали, ужасали, помогали, пугали людей. Список славянской нечисти очень длинен. Однако есть особенные сверхъестественные существа, о которых нужно знать.

Жердяй: чем он отличался от другой русской нечисти

Анчутка

Некоторые с раннего детства известные людям. Это такие мифические персонажи, как Баба Яга, Банник, Кощей Бессмертный. С другими же демонами, вероятно, вы познакомитесь впервые. Например, с Анчуткой.

Это небольшой злобный дух. Рост его составляет всего несколько сантиметров. Его маленькое тело полностью покрыто темной густой шерстью, а вот на голове у него плешь. Одна из особенностей данной нечисти — это отсутствие пяток.

Люди верили, что если произнести вслух имя этой нечисти, то она тут же появится перед вами. Обитают такие существа в водоемах и на полях. Главные их враги — это дикие звери.

Самые мирные Анчутки — полевые, они практически не появляются перед людьми до тех пор, пока их не позовут. Другие же любят проказничать. Однако их шутки очень злые и опасные. Поэтому лезть на рожон не стоит. Особенно злой дух может даже убить человека.

Основная способность данного вида нечисти — искусство становиться невидимым. Кроме этого, существо может превратиться в любого зверя либо человека. В некоторых источниках указывается, что дух может перемещаться куда угодно в пространстве.

Для того, чтобы выбраться из цепких лап Анчутки, достаточно бросить в него немного соли или дотронуться железом. Однако, если дух облюбовал какой-то дом, то выгнать его туда можно только если полностью сжечь строение.

Славянская нечисть — Аспид

Жердяй: чем он отличался от другой русской нечисти

Змей Аспид

Еще один известный персонаж славянской мифологии — это Аспид. Представляли наши предки его в образе огромного змея, который способен дышать огнем. Вместо пасти у него огромный птичий клюв.

Крылья у змея черного цвета. Однако при попадании на них солнечного цвета становятся они разноцветными. Живет Аспид в горах и лесах, охотится всегда на небольшом расстоянии от своего места обитания.

Рацион его питания — это свиньи и крупный рогатый скот. Однако, если змей очень проголодается, то может напасть даже на человека. Господствует нечисть на большой территории и других особей на неё не пускает.

Единственная возможность убить змея — это сжечь его. Однако он никогда не подлетает к огню и не садится на землю, только на камень. Тем не менее существует метод, позволяющий поймать чудовище. Для этого необходимо издать трубный звук, который приведет змея в ярость. В гневе он не контролирует свои движения и бросается на всё, что издает такой звук. Это поможет заманить чудовище в ловушку.

Бадзула — древняя нечисть у славян

Такой древний дух в далекие времена заставлял людей бродяжничать. В славянской мифологии зачастую этот дух был женского рода. Если Бадзула добивалась желаемого, то у человека в тот же миг начинались неприятности. Все валилось из рук, ничего не получалось, а деньги уходили из дома, начинались ссоры с друзьями и родственниками.

Жердяй: чем он отличался от другой русской нечисти

Бадзула

После этого человека впадал в депрессию, начинал много пить, тратил последние сбережения, уходил прочь из родного дома, в итоге оставался у разбитого корыта и уходил бродяжничать. А в это время Бадзула, очень довольная, питалась плодами своего труда.

Говорят, что выглядит Бадзула как престарелая женщина, прикрывающаяся старым дряхлым покрывалом. Грудь ее свисала аж до живота, а на коже виднелись глубокие рубцы.

Избавиться от неё было очень просто. Для этого человеку было необходимо хорошенько убрать в своем доме, вынести весь мусор из помещения, после чего выбросить его, став лицом на восток. В этот момент перед человеком показывался дух, который подталкивал его к бродяжничеству.

Как только вы избавитесь от своего мусора то, на мгновение появившись перед вами, Бадзула исчезнет.

Существует ли водяной?

Хозяин вод, водяной дедушка — еще один популярный персонаж славянской мифологии. Он является воплощением стихии воды, как отрицательного и опасного начала.

Жердяй: чем он отличался от другой русской нечисти

Bодяной

Чаще всего представляли себе люди его в виде обнаженного и весьма тучного старичка с большими выпученными глазами и хвостом, покрытой рыбьей чешуей. Зачастую водяной покрыт тиной, водорослями. У него длинная борода и усы.

Считалось, что этот дух мог превратиться в любую рыбу, птицу, бревно, утопленника. В некоторых источниках указывается, что домовой также мог превращаться в детей и лошадей. Обитает этот дух в болотах, реках, водоворотах, на заброшенных водяных мельницах. Каждый народ имеет свои особенные легенды, связанные с водяным.

Например, на Украине верили, что до Крещения водяной сидел в воде, а после этого переходил в лозу. Потом он выходил на сушу и сидел в прибрежной траве аж до Спаса.

Белорусы же считали, что перед Крещением этот дух ходит по селу и требует у людей сани для того, чтобы вывезти своих детей из водоема перед его освящением. Именно поэтому перед Крещением необходимо было перевернуть вверх ногами все сани для того, чтобы нечисть не могла ими воспользоваться.

Пасечники считали, что данный дух является покровителем пчел. В ночь на Яблочный спас все пчеловоды в обязательном порядке приносили дары водяному духу. Чаще всего это были мед и воск, который необходимо было бросить в пруд. Сопровождать Водяного могут Болотник и Водяницы.

Злыдень — злобный дух

Злобный дух, который может обитать в человеческих домах и в чаще леса — это Злыдень. Наши предки были уверены, что это нечисть, которая способна увести из дома все богатство и притянуть в него бедность. Считается, что где поселится этот дух, там будет царить нищета.

Жердяй: чем он отличался от другой русской нечисти

В былинах Злыдня идентично белому ходаку из сериала Игра Престолов

Нечисть абсолютно невидима, но вы можете услышать его. Люди верили, что он общался с теми, в чьем доме он поселился. Главный враг Злыдня — Домовой. Добрый дедушка не пускает нищету в дом. Но если ей удастся пробраться, то вытравить ее будет очень тяжело.

Иногда духи селятся по несколько особей. Бывает такое, что в одном доме обитает целых 12 существ. Чаще всего прячется Злыдень в теплых печах, в сундуках либо шкафах. Неудачи, посылаемые Злыднем, будут ходить за человеком по пятам ровно до тех пор, пока он не избавится от духа.

То, что в доме поселился Злыдень, говорит о том, что беда приключилась с Домовым. Возможно, он слишком ослаблен либо вовсе исчез из этого жилища.

Несмотря на то что Злыдни сами по себе слабые, победить их весьма непросто. Легче не дать им проникнуть в дом. Для этого наносились на дверях солнечные знаки. Считалось, что чем больше подобных символов в помещении, тем больше вероятность того, что нищета не проникнет дом.

Образ Кикиморы

Жердяй: чем он отличался от другой русской нечисти

Кикиморa

Мало кому не знакома Кикимора. Ее изображали как страшную старуху с длинным носом, очень худой, одетой в порванные старые лохмотья. Она настолько маленькая и тощая, что даже не выходит на улицу, потому что боится что ветер унесет ее.

Поверья о кикиморе распространены далеко не у всех славян. Чаще всего упоминания встречаются у русских, меньше — у белорусов. Считается, что данный образ сложился под влиянием обряда почитания богини Макоши.

Есть мнение, что в Кикимору может превратиться ребенок в том случае, если он был проклят своими матерью и отцом. В некоторых источником указывается, что Кикиморой может стать ребенок, которого мать убила сама либо который умер некрещенным.

Селится такая нечисть в тех домах, где человек покончил жизнь самоубийством либо где похоронено тело ребенка. Существовало поверье, что появиться этот дух также может в том случае, если его кто-то наслал.

Обычно это делали плотники, которые хотели отомстить нерадивым работодателям. Для этого необходимо было из щепочки и лоскутков сделать фигурку и положить их между бревен дома. Считается, что призванная Кикимора самая опасная и может даже убить человека.

Избавиться от такой нечисти очень сложно. Для этого необходимо хорошенько убрать квартиру, собрать весь мусор, окурить помещение ладаном при этом сказав особенное заклинание. Однако даже после такого обряда нечисть может вернуться. Есть еще одно действенное средство — напустить на нечисть медведя. Согласно поверьям, именно этого животного она боится более всего.

Леший — дух-хранитель

Сильный, мощный и грозный хранитель леса Леший частенько был отрицательным героем народных сказок. Люди представляют его в виде высокого крепкого старика с длинной бородой. У него зеленые волосы, в которых длинные ветки и растения.

Жердяй: чем он отличался от другой русской нечисти

Славянский дух-хранитель леса

Среди множества различных духов именно Леший максимально похож на человека. Однако его выдают тёмно-серая кожа и цвет волос. Ночью глаза у Лешего светятся. Существо может становиться очень высоким либо очень маленьким, менять свой облик.

Обитает дух только в лесах. На самом деле это очень заботливый, любящий и добрый хозяин леса. Однако он не жалует людей, ведь они уничтожают то, что так ему дорого. Если сильно разозлить этого духа, то он появится в образе огромного медведя и сам убьет обидчика. Основные враги Лешего — это Домовой и Водяной.

Считается, что Леший способен ускорять или замедлять рост растений, умеет лечить раны. Убить данного духа невозможно, но можно спугнуть. В большинстве своем такие духи не опасны, ведь они не любят контактировать с людьми и практически никогда не нападают. А вот запутать и запугать нерадивого путника они могут с легкостью.

Злобное божество Переруг

Мелкий злобный божок Переруг очень похож на Злыдня. Однако за собой он приносит не нищету, а ссоры, склоки и агрессию. Это маленькая сущность, появившись в доме, начинает всячески пакостить и старается рассорить родственников.

Жердяй: чем он отличался от другой русской нечисти

Переруг

Переруг невидим, услышать его также невозможно. У таких маленьких божков были даже свои капища и святилища. Славяне всячески старались задобрить этих существ для того, чтобы избежать неприятностей.

Согласно легенде, жрецы не хотели оставаться в святилищах этих божков. Всё из-за того, что они начинали без перерыва ссориться между собой. В конце концов, у одного из святилищ остался только один старец. Однако он постоянно бранился со всеми, кто приходил сюда.

Когда же никого рядом не было, он ругался с самим божеством и специально щипал себя для того, чтобы разозлиться как можно сильнее и еще больше с ним поссориться.

Славянская мифология — это кладезь удивительных легенд и сказаний. Изучая ее, можно столкнуться с самыми удивительными персонажами, которые были очень важными в жизни наших предков.

Источник: https://grimuar.ru/poltergeist/slavyanskie/slavyanskie-demonyi.html

Славянская нечисть

Ниже огромная подборка всякой нечисти.
Может и , но мне понравилось…

Анцыбал (анцыбул, анчибал, анчибил) — болотный черт.

Название анцыбал нередко относится к нечистой силе, обитающей в болоте. Это название укрепилось в бранных выражениях: «Ах ты, анцыбал этакой!» (Курская обл.), «Анчибал ты проклятый!», «Чтоб тебя подхватил анчибил!» (Орловская обл.)
Жердяй: чем он отличался от другой русской нечисти

Черт (по-старославянски — анчутка) живет то в воздухе,

Жердяй: чем он отличался от другой русской нечисти то в воде
Жердяй: чем он отличался от другой русской нечисти и, как всякая нечисть, мгновенно отзывается на упоминание своего имени. Полевые анчутки выглядят как маленькие женщины и мужчины. Среди них есть дикушники, картофельники, конопельники, овсянники, просонники, рожники и пр.
Жердяй: чем он отличался от другой русской нечисти
Жердяй: чем он отличался от другой русской нечисти
Жердяй: чем он отличался от другой русской нечисти

Аука (от «Ау!») — дух леса, который любит отзываться сразу со всех сторон и может завести человека в чащу не хуже Ивана Сусанина.

Жердяй: чем он отличался от другой русской нечисти

Баба-яга — костяная или золотая нога, живущая «в избушке на курьих ножках» и строящая козни путешествующим.

Бабай — Таинственное существо у славян в образе страшного старика, которым пугают детей.

В поверьях северных районов России бабай — страшный кривобокий старик. Он бродит по улицам с палкой. Встреча с ним опасна, особенно для детей.

Банник — дух, живущий в бане, похож на крохотного, но очень сильного старичка с длинной и лохматой бородой, покрытой плесенью. Любимое развлечение банника — шпарить моющихся кипятком, раскалывать и «стрелять» камнями в печи-каменке, а также пугать парящихся стуком.

Барабашки встречаются в мифологиях разных народов и в частности в славянской мифологии это — хулиганистые домашние духи. Наполняют квартиру странными звуками, воруют вещи; отказываются загореться спички, зато веселым пламенем ни с того ни с сего полыхают сапоги. Значит барабашка вышел на охоту.

Боли-бошка — дух леса, большеголовый и неуклюжий старичок с хитрыми глазами. Он может выйти навстречу грибнику или ягоднику и попросить помочь-найти утерянную корзинку. Затем боли-бошка вскакивает на шею и водит человека по лесу, пока тот не заблудится.

Болотница — родная сестра русалкам, только живет на болоте, в белоснежном цветке кувшинки с котел величиной. Она красива, но прячет от человека свои гусиные ноги с черными перепонками. Завидев путника, болотница начинает горько плакать. Но стоит сделать к ней хоть шаг, чтобы утешить, как злодейка тащит человека в топь.

Болотняник — родич водяного и лешего, дух болота в виде седого старика с широким желтоватым лицом. Любит гулять по берегу и пугать идущих через болото людей резкими звуками.

Боровой — почти тоже, что леший, дух бора, рощи. Похож на громадного медведя, но без хвоста. Питается животными, хотя иногда заедает и людей.

Бука — маленькое злобное существо, которое живет в шкафу детской комнаты или под кроватью. Его видят только дети, и дети же от него страдают, так как Бука очень любит по ночам нападать на них — хватать за ноги и тащить под кровать или в шкаф (свое логово). Боится света, от которого может погибнуть и веры взрослых людей. Боится, что взрослые в него поверят.

Водяница — женский дух воды. По В. И. Далю, русские крестьяне считали, что это утопленницы из крещеных.

Читайте также:  Когда букварь и азбука стали синонимами

Водяной (водяной шут или черт, рмутник) — предстает в виде мужчины с отдельными чертами животного. В «Толковом словаре… » Даля содержится такое его описание: «Это нагой старик; весь в тине, похожий обычаями своими на лешего, но он не оброс шерстью, не так назойлив и нередко даже с ним бранится».

Водяной, чтобы заманить человека к себе в воду, может превратиться в ребенка, скотину, крупную рыбу и т.п. Этот дух пугает и топит купающихся, разгоняет и выпускает из невода рыбу, разоряет плотины мельниц. Его любимое место — болото, речные омуты и водовороты.

Водяной командует русалками, ундинами и прочими водными жителями.

Возила — дух-покровитель лошадей, подобие дворового. Он выглядит как человек, но с конскими ушами и копытами. Возила, живет на конюшне, оберегает лошадей от болезней и хищного зверя.

Волкодлак — воины-оборотни из свиты Ярилы и Велеса., полулюди — полуволки по верованиям древних славян. Внешним признаком волкодлака является растущая на голове волчья шерсть (длака), заметная уже при рождении. От нее и происходит данное славянское наименование.

Домовой — дух, который живет в каждом доме. Выглядит как человек, часто похож на хозяина дома. Живет в углу, под порогом, на чердаке, в печной трубе и др.

Домовой покровительствует рачительным, трудолюбивым хозяевам, которые его уважают и умеют ему угодить. Перед смертью кого-нибудь из семейства дух воет, стонет, стучит и т.п.

Ленивых и беспутных хозяев, которые не оказывают ему почтения, домовой не любит и может довести до разорения.

По русским поверьям, в году есть один день, посвященный домовому, — 10 февраля. Именно в ночь на 10 февраля домовому оставляют угощенье — хлеб, сало, что-то сладкое, иногда наливают вина. Все это кладут в тарелку и ставят в укромном уголке на пол. Домовой, которого хозяева не уважили угощеньем, может натворить в доме бед: разбросать вещи, рассыпать продукты, побить посуду, шуметь по ночам.

Дрема — ночной дух в образе маленького человечка или доброй старушки с убаюкивающим голосом. Он приходит к детям, закрывает им глаза перед сном, а взрослым навевает кошмары.

Жиж (огневик) — дух огня, который постоянно расхаживает по земле, испуская из себя пламя, которым то согревает почву, то разжигает пожары.

Зюзя (Зюзик) — бог зимы.

Кикимора (шишимора) — злой дух дома в облике карлика или маленькой женщины, у которой голова с наперсток.

Иногда ее считают женой домового. Даль описывает, что кикимора — разновидность домового, днем сидит невидимкою за печью, а по ночам проказит с веретеном и прялкой, а также бросает посуду, мешает спать, путает пряжу.
Кикимора враждебна мужчинам. Она может также вредить домашним животным, в частности курам.

Кикимора болотная — Злой, болотный дух. Близкая подруга лешего — кикимора болотная. Живет в болоте. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения.

Но людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом.

Маленькая женщина путающая пряжу и ворующая маленьких детей, затаскивает зазевавшихся путников в трясину где она и обитает.

Лесавки — Дети лешего и кикиморы. Они любят шалить, сбивают с дороги путников, путают тропы, сыплют на голову труху и обматывают паутиной.

Леший — властелин леса. Жилищем ему служат густые камыши и лесные трущобы,’ он может вырастать выше деревьев, а может быть ниже травы. Люди видят его дряхлым стариком, у которого вся одежда вывернута наизнанку. Леший любит кричать в лесу, заводить в чащобу людей, хохотать и хлопать в ладоши.

Лихо одноглазое — дух зла, несчастья, олицетворение горя. Предстает перед людьми либо как огромный одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом. Когда рядом с человеком находится Лихо, его начинают преследовать самые разные несчастья. Появилась даже пословица: «Не буди лихо, пока оно тихо».

Навьи (навки, мавки) — враждебные духи умерших, первоначально чужеплеменников, умерших не в своем. роду-племени, позднее — души иноверцев.

По украинским поверьям, мавки имеют спереди человеческое тело, но со спины у них видны все внутренности. В мавок превращаются умершие до крещения дети. Очень часто в восточнославянском фольклоре навьи отождествляются с упырями.

Они вызывают стихийные бедствия, болезни или смерть людей и скота.

Жилище древних славян было защищено от мавок магической символикой. Вне пределов дома наши предки носили разные обереги, пользовались заговорами, а свою одежду в тех местах, где навьи могли проникнуть к телу (ворот, застежка, обшлага рукавов, подол), украшали вышивкой, состоящей из охранительных магических знаков. Имелся еще один способ не подвергаться воздействию навий — задобрить их, пригласив помыться в бане.

Мокруха — хулиганистый домашний дух , согласно поверью, оставляет мокрое место там, где посидит.

Овинник (гуменник, подовинник, овинный, жихарь, дедушко, подовинушко, овинный батюшка, овиннушко, царь овинный) — в славянской мифологии дух, живущий в овине (на гумне).

Овинник считался самым зловредным из всех духов, окружающих крестьянина в его повседневной жизни: если залютует, ублажить его было нелегко! Разве что принести к овину пироги и петуха: петуху у входа отрубали голову и кровью кропили по всем углам, а пирог оставляли в подлазе. Вообще угощение и почет овинник любил так же, как все его нечистые сородичи. Опытные хозяева не иначе начинали топить овин, как попросив у «хозяина» позволения. А после того, как мужик сбрасывал последний сноп, прежде чем идти домой, обращался к овину лицом, снимал шапку и с низким поклоном говорил: «Спасибо, батюшка-овинник: послужил ты нынешней осенью верой и правдой!» Именины его отмечали на Воздвиженье и на Покров (1/14 октября). Внимательным хозяевам он не вредил, а отплачивал добром за почет.

Полевик — Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.

Русалка — зачастую представляется в облике женщины, живущей в воде.

иногда в полях — полуденица

или на деревьях — древесная русалка.

У нее всегда длинные распущенные волосы светлого или зеленого цвета. Считалось, что у русалки между пальцами есть перепонка, а вместо ног — рыбий хвост.
Согласно народным поверьям, русалками становятся все младенцы женского пола, родившиеся мертвыми или умершие без крещения,

а также взрослые утопленницы. В Украине к русалкам относят и мавок (навок).

Русалки живут на дне рек, но иногда выходит на берег. Там они могут качаться на прибрежных деревьях и петь. Голос у них такой завораживающий, что услышавший это пение человек полностью подчиняется их воле. Попавшую к ним жертву русалки могут защекотать до смерти, поэтому украинцы называют их еще лоскотухами. Иногда русалки, прежде чем щекотать, загадывают человеку загадки, и если он их не отгадает, то гибнет. Считалось, что для отпора нужно бросить мавке в лицо полынь.

Трясовицы — Русские демоны болезни, упоминаемые в заговорах.

Их представляли в виде двенадцати безобразных женщин, насылавших на людей различные болезни. В некоторых текстов заговоров подчеркивается их связь с нечистой силой, поэтому говорится о том, что Трясовицы появляются у постели больного в дьявольском обличьи. В заговорах трясовицы названы по имени: Тресея, Отпея, Гладея, Аввариуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша.

Упырь (вампир) — злой дух (позднее «живой мертвец»), пьющий кровь у людей и животных. Обычно вампирами становятся люди, умершие насильственной смертью или в молодом возрасте, самоубийцы, а также связанные с нечистой силой колдуны. Чтобы упырь не встал из могилы и не пил людскую кровь, русские крестьяне еще в XIX ст. вбивали осиновый кол в место его погребения.

Вся эта нечисть боится крестного знамения, запаха ладана, освященного нательного крестика, молитвы, народных заговоров, металлических колющих и режущих предметов, четных чисел, пения петуха и др. И, конечно, на дух не переносит различных оберегов (например, в виде растений — мак, полынь, крапива и др.).

Ну, вот, собственно это — всё. Надеюсь, вам понравилось.

Взято отсюда.

Источник: https://ekabu.ru/86144-slavyanskaya-nechist.html

Почему Святки не так святы

Жердяй: чем он отличался от другой русской нечисти Ряженые ходят колядовать под Рождество, на старый Новый год и под Крещение

Как защититься от злыдней, шишиг и диконьких мужичков

6 января начались Святки. Продлятся они вплоть до Крещения 19 января.

Удивительным образом эти 13 дней вмещают в себя и православные традиции, и откровенно языческие — с гаданиями, колядками и разгулом всякой нечисти, которую, по легенде, сам Господь, обрадованный появлением на свет наследника, выпустил из ада порезвиться. Ну а тут уж верьте не верьте, но никто не застрахован от встречи с потусторонними силами.

В «страшные» дни, когда новорожденный Христос еще не окрещен, на Землю десантируются особые демоны: святке — нечистый дух в облике человека или животного и святочницы — малосимпатичные, с головы до пят покрытые волосами барышни.

Говорят они мало, больше мычат, любят затаиться в неосвещенном помещении, иногда выбираются на улицу. Встреча со святочницами чревата последствиями: коготки у них острые — ногтями отколупывают от человека куски мяса, пока тот не испустит дух. Но девчонки любят побрякушки.

Если бросить под ноги святочнице бусы или другое украшение, она, возможно, замешкается, а вы тем временем унесете ноги.

Кроме этих прелестниц, навести шухер способны и другие представители нечисти. Компания у них серьезная, поэтому желательно этих баловников знать в лицо.

Жердяй: чем он отличался от другой русской нечистиСвяточницы — злые духи, способные напугать до смерти

  • Итак, Аука — дух леса, который любит отзываться сразу со всех сторон и может завести человека в чащу не хуже Ивана Сусанина.
  • Бабай — тот самый, которым пугают ребятишек. В поверьях северных районов России это страшный кривобокий старик. Бродит по улицам с палкой, которой может и огреть.
  • Вилы — духи, принимающие облик девушек с крыльями и в волшебных одеждах: кто их разденет, тому подчиняются. Если отнять крылья, становятся простыми женщинами. Только ноги у них козьи, лошадиные или ослиные, поэтому они всегда ходят в длинных юбках. Если обидятся, могут отомстить. Способны убить взглядом.
  • Диконькие мужички — существа небольшого роста, с бородой и хвостом. Бродят в полночь по лесу, перекликаясь страшными голосами, нападают на людей, могут защекотать до смерти.
  • Жердяй — нечистая сила, заглядывает в окна, греет руки в трубе и пугает людей.
  • Злыдень — невидимка, который, поселившись в укромном уголке, приносит дому несчастья.
  • Ичетик — помощник водяного: подмывает берега, разрушает мосты. Как всякая нежить, любит играть в карты и пить бражку.
  • Караконджалы — водяные демоны. Появляются из воды или пещер в период от Рождества (иногда от Игнатьева дня, 2 января) до Крещения (или Бабина дня, 21 января). Вредят в основном женщинам и детям — царапают им лица, пьют кровь, пожирают. Часто приманивают ко льду и топят в полынье. Выступают в облике коней с человеческой головой или голых людей, покрытых колючками.
  • Мавки — злые духи, в которых превращаются умершие до крещения дети. Спереди у них человеческое тело, а спины нет, поэтому видны все внутренности.
  • Мара — слуга славянской богини зимы и смерти Мараны. Дух болезней, носит голову под мышкой, бродит по ночам под окнами домов, шепчет имена домочадцев: кто отзовется, тот должен умереть.
  • Матохи — духи, производящие всякого рода беспорядки в доме. Отсюда «суматоха», «помехи», «промахи».
  • Мокруха — хулиганистый домашний дух, любит перетаскивать вещи с места на место, оставляет мокрое место там, где посидит.
  • Нички — мифические существа женского рода. Ночью, особенно по пятницам, стучат в окна и шалят в домах. Раньше бабы боялись, что они выпрядут весь лен, и прятали от них подготовленные к работе волокна.
  • Отеть — домовой дух, высшая степень лени.
  • Подменыш — дитя Мары, которого она подбрасывала матери, у которой похищала ребенка. Подменыш был коварен, дик, очень силен, прожорлив и криклив. Он радуется всякой беде, иногда говорит старческим голосом. Приносит дому несчастья.
  • Припекало — блудливый, хитрый божок, покровитель супружеской неверности. Склонял мужчин к изменам.
  • Трясовицы — демоны болезни, представляемые в виде двенадцати безобразных женщин.
  • Шиликуны — проклятые или погубленные матерями младенцы, духи которых вылезают из проруби или болота, заостренными головами раздалбливая лед. Толкутся на перекрестках, железными крюками ловят людей. Заманивают в сугроб, заглядывают в окна, неся дурное предзнаменование.
  • Шишига — маленькие беспокойные духи, которые норовят подвернуться под руку, когда человек делает что-нибудь в спешке.
  • Ырка — злой ночной дух со светящимися глазами. Нападает на одиноких путников. Укрут, его помощник, приносит ему непослушных детей в мешке, у которых ырка выпивает кровь. Боится огня.

Жердяй: чем он отличался от другой русской нечистиБабай намного страшнее, чем его малюют. Фото с сайта napluvayka.deviantart.com

Самый растиражированный злыдень святочный недели — тот, чье имя нельзя произносить. Мы-то знаем, что это черт, но в былые времена его обозначали кучей псевдонимов и эвфемизмом, потому что боялись: кликнешь черта — он и появится.

Кликух у него было множество: лукавый, враг, шут, окаяшка, черный, немытик, анчутка, куцый, корнахвостик, лысой, пралик и другие.

Черти вылезают из преисподней, где мучают грешников, свободно передвигаются по миру (ночью могут появиться даже в церкви), превращаются в черную кошку, собаку, свинью, змею, принимают и человеческий облик — могут обернуться соседом или мужем.

Расхожая версия происхождения — Бог сбросил с неба предавших его ангелов. При падении они переломали себе ноги, оттого и хромают. В древности люди верили: нечисть появляется в тот момент, когда дьявол мочит руки и отряхивает воду. По другой версии, черти — плевки Господа.

Читайте также:  Почему наполеон не хотел идти в глубь россии дальше смоленска

Жердяй: чем он отличался от другой русской нечистиВ фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961 г.) какой только нечисти нет

Они провоцируют на преступления — «бес попутал», самоубийство, пытаются заполучить душу. Соблазняют женщин, отчего рождаются злые, уродливые дети. Когда черт вселяется в человека, тот заболевает, начинает кликушествовать. Черти могут насылать непогоду, сами превращаются в вихрь, про который говорят: «Черт с ведьмой венчается». Брошенный в такой вихрь нож окрашивается кровью.

Строго по понятиям

В тюремной иерархии чертями называют представителей низшей касты заключенных. Они не пользуются авторитетом у других арестантов, не могут за себя постоять. На зоне живут с «мужиками» — сидельцами, совершившими преступление в результате трагического стечения обстоятельств.

Жердяй: чем он отличался от другой русской нечистиУ зэков чёрт на плечах означает отрицание авторитетов. Фото Аркадия БРОННИКОВА/FUEL

Спорить и возражать «черти» не могут и должны делать все, что им говорят более авторитетные заключенные. Выполняют грязную работу — стирают их одежду, метут пол. Сломленные обстоятельствами, они редко моются, неопрятно одеваются. Другие названия попавших в эту касту сидельцев — «чушки», «шныри» или «кони».

Береженого бог бережет

— Чтобы избавиться от всех этих нечистых, народ прибегает к посту и молитве, к богоявленной воде, к свечке, взятой в пятницу со страстей, которою коптят крест на притолке в дверях; полагают также, вообще, что не должно ставить ворота на полночь, на север, иначе всякая чертовщина выживет из дома, — писал Владимир Даль в книге «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» (1880 г.).

Для защиты от нечисти соблюдалось множество заповедей и правил поведения.

  • После праздничной трапезы остатки еды оставляли на столе — для душ умерших родственников.
  • При готовке не разрешалось пробовать еду, стучать ложкой о край кастрюли или горшка.
  • Во время ужина не стоило дуть на ложку с чем-то горячим, пользоваться ножом, поднимать упавшую ложку, ставить локти на край стола, шуметь.
  • С Рождества до Васильева дня (14 января) нельзя было подметать и выносить мусор из дома (чтобы не вынести удачу), выливать за порог воду (чтобы не облить души умерших).
  • Соблюдались запреты шить, вязать, стирать, рубить, колоть шилом, иначе на свет могли появиться увечные дети и больной приплод у скота.
  • Считалось опасным выходить из дома после захода солнца, особенно беременным женщинам. Супругам следовало избегать половой близости, чтобы зачатые в это время дети не стали упырями.

Источник: https://www.eg.ru/society/443380/

Читать онлайн Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии страница 70. Большая и бесплатная библиотека

Жердяй: чем он отличался от другой русской нечисти

«Если с чертом нужно быть настороже, то с домовым всегда можно прийти к согласию. В душе он незлобный, и ежели ему не перечить, то с ним легко ужиться. Черт, составляя с человеком договор, неизменно требует его душу. А домовой довольствуется малым: он любит, чтобы его уважали и чтобы считались с его мнением.

Но начинать переговоры с домовым тяжелее, чем с чертом. Тот сам появляется с предложением своих услуг, а к домовому нужно идти на поклон.

Крестьянин, который стремился подружиться со своим домовым, шел ночью в хлев и, закрыв за собой дверь, говорил: «Соседушко-домовой! Раб к тебе идет, низко голову несет; не мучь его зазря, а заведи с ним приязнь, покажись ему в своей личине, заведи с ним дружбу и служи ему легкую службу».

Не успеешь оглянуться, а он уже тут как тут! Косматый, седобородый, весь обросший мягкой шерстью… Он целый год ходит босой и не носит шапку. Но и не отказывается показаться франтом: в праздничные дни он надевает синий кафтанчик, подпоясанный красным поясом» (В. Островский).

У домового много наименований: похатник, годованец, хованец, господарь, служка, помощник, счастливец и пр.

Может этот домовой дух выступать в подобии животных – кота, медведя, собаки, цыпленка, совы, а еще может появиться в личине хозяина жилища. Чаще он показывается в подобии старика с седой бородой, небольшого, покрытого шерстью, или маленького мальчика в шапке, в красных штанах, с трубкой.

Домовой своим домочадцам помогает, а чужим вредит. Но может навредить и своим, если они не угождают ему.

Существует поверье: если женщина нарочно уронит ребенка, когда никто не видит, то ребенок этот в семь лет становится домовым. При определенных обстоятельствах домовым становится старый человек, но тогда настоящий домовой становится злым и вредит.

Домового кормят несолеными блюдами. Если кто подаст ему соленое, он сердится и швыряет посуду, а если еще такое повторится, то срывает крышу и уходит навсегда, забирая счастье и благосостояние семьи. Еще домовому на ночь выставляют кипяток.

При добром отношении домовой благосклонен к хозяину, помогает в работе, сторожит, охраняет жилище. Ночью будит, если случается пожар или залезет вор. Когда же домовой рассердится, он распахивает ночью двери и окна, открывает дымоход, швыряет посуду, бьет, щиплет, тревожит сонных домашних.

Бывает, что домовой в хате голый. Это тогда, когда там болезни, неприятности, злыдни, потери. Обычно жениха и невесту на свадьбе усаживали на вывернутый тулуп – чтобы «одеть», задобрить домового, не пустить его в жилище молодой семьи голым, чтобы с ним вошло счастье и благополучие.

При переходе в новое жилище хозяйка в последний раз топила печь, после чего выгребала весь жар в чистый горшок, приговаривая: «Просим любезно, дедушка, на новое жилище с нами!» В новом доме тот жар высыпала в печь.

Славяне считали, что домовым становился уважаемый член рода, семьи после смерти. Наказывает домовой за то, что непочтительно относятся к умершим родичам, не помогают путникам, соседям, погорельцам.

Домовой так привыкает к своему жилищу, что если его не попросят как следует при переходе в новое жилище, то он остается жить в холодных руинах, хоть и очень любит тепло.

Плачет и охает домовой на беду, а на радость колобродит, песни поет, смеется, иногда играет на гребешке, извещая о свадьбе или о каком другом счастливом событии. Любит домашний дух те семьи, которые живут в мире и согласии, работящих и аккуратных хозяев.

У домового есть свои особенные дни. 10 февраля по новому календарю (на Ефрема Сирина) домовой озорничает в жилищах. Тогда хозяева варят несоленую кашу, оставляют возле печи – кормят домового. Поздним вечером рассказывают истории о домовом духе – он тоже слушает и тогда успокаивается. Домовой – сверчковый защитник. Если в жилище сверчок веселый – будет благополучие.

12 апреля на Иоанна Лествичника домовой тоже озорничает после полуночи. Никто и ничто не может его утихомирить, пока не запоют петухи.

9 июня на Федоры не выметают мусор из хаты, чтобы не тревожить домового – он может сидеть под веником.

На Филиппа 27 ноября, когда начинается Рождественский пост, после вечери оставляли на столе объедки и немытую посуду, накрыв все скатертью, чтобы домовому было чем заговеть.

Дьявол

Согласно церковным учениям, дьяволы когда-то были созданы Богом, сначала – как добрые духи. По своей воле отпали от Господа и стали «падшими» ангелами, духами зла и тьмы. Все, что враждебно христианству, признавалось дьявольским по происхождению: злые помыслы, языческие верования, ересь.

В средние века изображения дьявола были разные: дракон, змей, полуживотное-получеловек с головой быка и рогами, с копытами, со свиной мордой, в подобие обезьяны, в львином подобии, с когтями хищной птицы и т. п. Ужасный образ дьявола с конца ХVI в. постепенно становится сатирическим, карикатурным.

Жердяй: чем он отличался от другой русской нечисти

«Средневековый западноевропейский дьявол отличался от обычного болотного черта блестящим образованием и изысканными манерами.

Полюбил он, прикинувшись человеком, появляться к ученым богословам, ставить им каверзные вопросы и затевать нескончаемые диспуты о Боге, о Вселенной, о смысле жизни.

Эти собеседования заканчивались всегда одним: незваного посетителя выдавал либо хвост, либо вонь, либо рожки, либо лапа с когтями…» (Валентин Островский).

Разные облики имеют дьяволы в древнерусских повестях. Название «дьявол», «сатана», «демон» в этих повестях произвольны, могут заменять друг дружку, но все эти духи главенствуют над злыми духами и бесами, младшими и низшими по статусу.

Разные в подробностях, легенды о происхождении мира похожи в одном: дьяволы, после поражения от Бога, стали жителями ада и продолжили свое противостояние небесным силам на земле, борьбу за души людей. В народных легендах дьявол появляется там, где есть мотив искушения – потому еще называется искуситель.

В народе считали, что дьявол придумал вино, горелку, табак, зеркало. Называли дьяволом всякого злого духа.

Но разница между чертом, дьяволом, бесом и сатаной была, что прослеживается в присказках: «Черт чертом, а дьявол сам по себе», «Черт беспокоит, бес подстрекает, дьявол нудит, а сатана знамение творит».

Дьявол старый и одинокий, он отстраняется от человека и надзирает, как вредят исподтишка черти и бесы.

Дьявол, как и вся нечисть, находится всегда с левой стороны, а добрые духи – с правой. Это дало повод для многих поверий, которые унижают дьявола. Например, левая рука считалась неправедной, потому кушать нужно правой.

Следует надевать обувь на левую ногу раньше, чем на правую, потому что лучше сначала быть грешным, а потом праведным. Плевать нужно лишь через левое плечо, ибо там дьявол, и ни в коем случае через правое – там ангел.

Еретник

Дух, который входит в тело колдуна после его смерти и делает его упырем, живым мертвецом. Когда колдун, который заключил договор с нечистью, умирает, возле него собираются черти, раздирают тело на куски, пожирают; потом в шкуру колдуна прячется черт и лежит под видом мертвеца.

Есть еретники-оборотни, они показываются в подобии человека и прибиваются в какую-нибудь семью. Живут порядочно, у всех на виду, но в той местности люди исчезают – то еретники их сводят. Согласно поверьям, такого еретника можно убить батогом, которым перед этим погоняли коня – бить нужно наотмашь, а потом обязательно между плечами загнать осиновый кол.

Жердяй: чем он отличался от другой русской нечисти

Еретница – женщина, продавшая душу черту. Днем еретницы ходят в подобии гадких старух,

Жердяй

побираются, поздним вечером собираются в глубоких оврагах, а ночи проводят на кладбищах в провалах старых могил. В народе верили, кто провалится туда до пояса – усохнет, а кто увидит еретницу – умрет.

Среди людей бродят еретницы весной и поздней осенью; если не могут попасть в могилы, пробираются в бани, скачут там, громко хохочут, шумят вместе с другой нечистью.

Считают, что от одной из таких еретниц когда-то родится антихрист.

Жердяй: чем он отличался от другой русской нечисти

Древние книги описывают, как можно увидеть еретника. Нужно найти траву адамова голова, которая растет кустами возле водоемов и вырастает выше пояса человека, цветет яркими желтыми кувшинками, имеет шесть, восемь или двенадцать листков.

Эту траву следует рвать на заре против Ивана Купала, пропустить ее через золотую или серебряную цепочку, со стебля приготовить отвар и пить, а корни освятить водой и положить в церкви на престол на сорок дней.

Потом носить при себе – увидишь водяных духов, и воздушных, и еретников.

Источник: https://dom-knig.com/read_230034-70

Преданья старины глубокой

19 вересня 6714 года от Рождения Адама.

Велика Русь и обильна. Десятки княжеств, и в каждом правит Рюрикович. Владимир, Новгород, Суздаль, Рязань, Киев, Тверь, Волынь, Переяславль, Чернигов, Смоленск… Устанешь перечислять их все, да так и не перечислишь.

Но все же есть и границы у земель русских. Степи кочевые на полудне, города латинянские на закате, леса карельские на полуночи… и царство мрака на восходе. Тиборское княжество — самое крайнее. Восходнее него нет добрых земель, есть только Тьма и Кривда.

И, конечно, их порождения.

Костяной Дворец продувается всеми ветрами. Холод и мрак, туман и слякоть, да вечные тучи, затмевающие ясное небо. Угрюмые леса подступают с полуночи, болота непролазные с полудня, скалы Каменного Пояса[1] с восхода. Дикие земли, вдали от власти русских князей и половецких ханов. В этих краях есть только одна власть — власть Костяного Дворца и его хозяина.

Кащея Бессмертного.

— Хек. Хек. Хек.

Эти сухие холодные звуки прозвучали так, как будто кто-то откашлялся. Кто-то, у кого сильно першит в горле. Но на самом деле это был смех. Равнодушный бесстрастный смех, без единой живинки, без души и чувства. Смех высохшего скелета. Но издавало его живое существо.

Ну, по крайней мере, отчасти живое.

Игорь Берендеич в ужасе смотрел на чудовище, которое так неосторожно поклялся прикончить. За руки его держали молчаливые стражи в глухих латах, веющих могильным холодом. Молодой князь даже не был уверен, что это люди.

Но сколь ни страшны слуги Кащеевы, сам он страшнее стократ.

Сухопарый костлявый старик, восседающий на железном троне, напоминал змею. Холодные равнодушные глаза, хищный нос коршуна, впалые щеки, неподвижные черты, мертвенно-сизая кожа, испещренная струпьями, похожая на ветхий пергамент.

Он практически не шевелился — за последние десять минут на лице не вздрогнул ни единый мускул, не опускались веки, не дрожали губы. Маска. Высохшая кожаная маска, туго натянутая на костяной череп, вот чем казалось лицо Кащея. С затылка и висков свисают пряди седых волос, но большая часть макушки — голая плешь.

Усы и брови белоснежные, длиннющая борода свисает чуть не до самого пояса. Каждый волосок паутинной тонкости — невесомый, почти прозрачный…

Не человек на троне сидит — кошмар ночной.

Одеяние Кащея напомнило князю Игорю свое собственное, княжеское. Риза почти такого же покроя, такое же парчовое корзно[2], те же кожаные остроносые черевики. Вся одёжа — черным-черна, словно вороньи перья, лишь сверху да снизу малость вызолочена.

Читайте также:  Кого запрещено отпевать в храме

Только шапка не похожа на княжескую, что в форме полушара. Да и вообще не шапка — плешивую макушку Кащея плотно обвивает легкая корона из чистого железа. Зубцов ровнехонько дюжина, все острые, будто иглы. Казалось, что волосы растут именно из нее — выше этого железного обруча не взбиралась ни единая волосинка. Никаких украшений ни в одежде, ни на короне — лишь обычное сукно и металл.

До такой степени тощ чудовищный старец, восседающий на железном троне, что без содрогания и глядеть нельзя. Кажется, дунь посильней — улетит, ударь разок — все кости старикашке переломаешь. Да какая угроза может исходить от этого длиннобородого скелета? Он же едва с места сдвинется — тотчас от натуги помрет.

Однако первое впечатление часто бывает ошибочным.

— Как твое имя, русич? — бесстрастно спросил Кащей.

Игорь шумно выдохнул, собрал всю оставшуюся храбрость и смачно харкнул на каменный пол. Кащей молча проводил жирный шматок слюны одними глазами — голова даже не шевельнулась.

— Я имя свое, родителями даденное, и человеку-то не всякому скажу, а уж нелюди поганой и подавно не дождаться! — гордо провозгласил Игорь.

— Забавно, — по-прежнему без единого чувства в голосе сказал Кащей. — Как же мне тогда к тебе обращаться?

Игорь молча набычился, исподлобья глядя на железный трон.

— Ты полностью в моей власти, русич. Мне достаточно произнести одно слово, и эти дивии просто оторвут тебе руки. Прояви же учтивость перед лицом царя, назови свое имя.

— Ты не царь!!! — бешено взревел Игорь. — Ты нелюдь поганая, чародей черный, засевший в лесах дремучих и чинящий непотребие над людом православным! Никто тебя не короновал, ни над кем ты не царь!

— К чему такой высокий стиль? — равнодушно поинтересовался Кащей. — Я короновал себя сам, перед самим собой. Мне этого вполне достаточно. Всякий, кому это не по нраву, волен сбить с меня корону и вволю изведать царского гнева. Не испытывай же мое терпение, русич, представься. Я желаю знать имя человека, потревожившего мой покой.

Жердяй: чем он отличался от другой русской нечисти  1  Жердяй: чем он отличался от другой русской нечисти

Источник: http://book-online.com.ua/read.php?book=4033&page=79

Жердяй

Жердяй: чем он отличался от другой русской нечисти

Как в деревне жердяй завелся

  Пришел солдат на побывку в родную деревню. Поздним вечером сидит с сестрой на лавочке перед домом и удивляется: везде огни погашены, ни песен, ни смеха на посиделках — ровно повымерло все. Что за оказия? А сестра и говорит:

  — Да жердяй всех одолел. Шатается ночью между домами, греет руки в трубах, а как в окно заглянет — все в обморок падают, во какой страшный.

  — На крышу, стало быть, влезает — руки-то греть? — спрашивает служивый.

  — Зачем? Он же вровень с деревом, предлинный и прехудющий.

  — И давно он тут завелся?

  — А вот как пришлый человек Немцов новый дом себе на взгорье срубил — с той поры и шалит. Полтора уж года, как мучаемся.

  — Ладно, — говорит солдат. — Иди, истопи печку березовыми поленьями. Утро вечера мудренее.

  Взял служивый дубину и саблю, кресты на них закоптил свечкой, а сам затаился в сеннике. Вот ближе к полуночи завыли псы и затаился жердяй. Только начал над трубою руки греть — солдат и огрел его дубиною под колени. Рухнул жердяй как подкошенный, а солдат саблю с крестами к горлу ему приставил и спрашивает:

  — Отвечай, мерзопакостный дух, зачем деревню пугаешь? Откуда взялся? Раньше вроде не озоровала тут нечисть всякая…

  — Да ваш новосел Немцов мне сам путь сюда открыл, — шепелявит испуганный жердяй. — Поставил новый дом воротами не на полуночь, как положено, а на запад. Вот и прохожу в деревню свободно сквозь его ворота.

  Солдат подумал и говорит:

  — Ладно, не буду тебе голову рубить: привык одолевать врага в честном бою, не подымается рука на безоружного. Убирайся отселе раз и навсегда. И смотри, в другой раз мне не попадайся!

  С тех пор жердяя и след простыл. Солдат же наутро собрал всех мужиков. Сначала хотели этого Немцова вовсе из деревни взашей вытолкать: пускай-де идет, откуда пришел, да там и живет, как нравится. Потом пожалели. Только и сделали, что поднатужились — да в один день и переставили Немцов дом воротами на север, как водится у русских людей.

  Жердяй — очень длинный и худой нечистый дух, привидение (от слова «жердь»). Это жалкий шатун, который осужден век слоняться по свету без толку и смысла. Оберегались от жердяя постом, молитвой, зажигали свечку, сохранившуюся со Страстной пятницы, ею коптили кресты на потолке и на дверях.

  Во времена стародавние жердяем называли еще и людей долговязых, поджарых, худющих. Сохранилась поговорка: «Велик жердяй, да развихляй; мал коротыш, да крепыш«.

Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев»Русские легенды и предания»

19.03.2019 г.

Источник: https://www.rushrono.ru/gerdyay.html

Жердяй

Жердяй достаточно жуткий, но не путайтете его с жирдяем. Жердяй от слова жердь, то есть смысл этого слова имеет совершенно противоположный.

В славянской мифологии жердяй выглядит очень длинным, настолько, что может греть руки в печной трубе и худой как ветвь дерева. Похожий на человека дух, который слоняется по ночным улицам и пугает людей.

Так и ходил жирдяй один по улицам и и подкрадываясь к окнам домов заглядывал в них, наблюдая за людьми. Бывало стучал в окно словно ветка дерева.

Считалось, что в мир людей жердяй попадал через ворота поставленные не на север, как у всех русских людей. Жердяй завидунт людям, ведь у них есть занятия и за это он пакостит. Жердяй описывается как жалкий шатун, который осужден век слоняться по свету без толку и должности. Доподлинно неизвестно происхождение этого духа и его намерение, а также насколько он опасен для человека.

Хотя блуждает мнение, что этот дух нападает на людей по ночам и может даже проникнуть в дом где нет оберегов. Согласно этой информации встречи с ним обычно заканчивается смертью. Жердяй либо душит свою жертву, либо сворачивает ей шею. Также он умеет отводить глаза и насылать на людей морок. В книгах о русских легендах и преданиях есть рассказ как один жердяй в деревне завелся.

Пришел солдат на побывку в родную деревню поздним вечером. Сидит сестрой на лавочке перед домом и удивляется:
— Везде огни погашены ни песен ни смеха на посиделках. Словно повымерло все. Что за оказия?
А сестра и говорит:
— Да жердяй всех одолел, шатается ночью между домами, греет руки в трубах. А как в окно заглянет, все в обморок подают.

Во какой страшный!
— На крышу стало быть влезает руки погредь? — спрашивает служивый.
— Зачем?! Он же вровень с деревом: придлиннй и прехудющий.
— И давно он тут завелся?
— А вот как пришлый человек Немцов дом новый себе в на взгорье срубил, стой поры шалит. Полтора уже года как мучаемся.
— Ладно, — говорит солдат.

— Иди истопи печку березовыми поленьями. Утро вечера мудренее.
Взял служивый дубину и саблю, кресты на них закоптил свечкой, а сам затаился в сенях. Вот ближе к полуночи завыли псы и затаился жердяй. Только начал над трубой руки греть, солдата огрел его дубиной под колено.

Рухнул жердяй как подкошенный, а солдат саблю с крестами к его горлу представил и спрашивает:
— Отвечай мерзопакостный дух! Зачем деревню пугаешь? Откуда взялся? Раньше вроде не озаровало тут нечисть всякая.
— Да ваш новосел Немцов мне сам путь сюда открыл, — шепелявит испуганным голосом жирдяй.

— Поставил новый дом воротами не на полночь как положено, а на запад. Вот и прохожу в деревню свободно сквозь его ворота.
Солдат подумал и говорит:
— Ладно не буду тебе голову рубить. Привык одолевать врага в честном бою, не поднимается рука на безоружного. Убирайся от села раз и навсегда. И смотри, в другой раз не попадайся.

С тех пор жердяя и след простыл. Солдат же наутро собрал всех мужиков. Сначала хотели Немцова вовсе из деревьни зашей вытолкнуть:
— Пускай идет откуда пришел, да там и живет.

Потом пожалели, только и сделали, что поднатужились да в один день и переставили Немцова дом воротами на север, как водится у русских людей.

Если судить по этому преданию, то получается, что жердяй особого вреда людям причинить не может. Или все-таки может?

Источник: https://monbook.ru/monsters/zherdyay

2 сентября Полная статистика будет доступна после тМифология Славян: Жердяй или Русский Слендермен

Кто сегодня не знает или хотя бы не слышал о самой знаменитой интернет-легенде крипипасты Слендермене? История Тонкого человека захватывает и поражает.

Но мало кто знает, что начиналось всё с простого интернет-конкурса на создание самой пугающей фотографии. На первый взгляд безобидная страшилка вылилось в нечто большее.

Море фанатов по всему миру, пару загадочных и не очень убийств и, что очень странно, среди людей нашлись и те, кто утверждает, что действительно видели Тонкого человека.

Это всё мы, конечно, знаем, но давайте попробуем разобраться в реальных параллелях происхождения всеми любимого персонажа.

Смотрите! Кто-то прячется!

Жердяй. Вы когда-нибудь слышали о таком монстре? Зря, а стоило, ведь в него верили ещё наши предки. И нет, я не обзываюсь.

Его имя происходит от слова «жердь», что означает шест из длинного тонкого ствола дерева. А «жердяем» называли очень высокого и худого человека на Руси. От туда и слово.

А теперь попытаемся разобраться кто же такой этот Жердяй и с чем его едят… или он ест…

Создатель Слендермена либо хорошо знал Восточнославянскую мифологию, либо это большое совпадение. Однако сходство поражает.

Жердяй, от жерди — предлинный и претоненький, шатается иногда ночью по улицам, заглядывает в окна, греет руки в трубе и пугает людей. Это какой-то жалкий шатун, который осужден век слоняться по свету без толку и должности… Об нем трудно допроситься смыслу; но едва ли поверье это не в связи с кащеем бессмертным, которого, может быть, тут или там пожаловали в жердяи. Чтобы избавиться от всех этих нечистых, народ прибегает к посту и молитве, к богоявленной воде, к свечке, взятой в пятницу со страстей, которою коптят крест на притолке в дверях; полагают также, вообще, что не должно ставить ворота на полночь, на север, иначе всякая чертовщина выживет из дома. Владимир Даль «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа», 1880

Вот слова-описания Владимира Даля о нашем новом друге.

Однако Владимир Иванович рассказал далеко не всё. Как и у любого другого нечистого духа родом из русской мифологии, у Жердяя тоже есть излюбленное занятия. Жердяй является неким наблюдателем за миром живых, миром людей.

Гуляя ночью по деревням и заглядывая в окна избушек, он волей-неволей пугает местных своим видом, чем и заслужил нелюбовь народа. Но вот, что странно, являясь просто наблюдателем, никаких других функций или действий он более не выполняет.

Может это просто недосказанность фольклора, историю которого время изрядно потрепало, а может в этом есть некий сакральный смысл. Может Жердяй и есть просто наблюдатель. Но чей? Посудите сами.

Считалось, что Жердяй попадает в мир людей через ворота поставленные на Север, когда, как считалось, что это верный способ приманить в свой дом всякого рода нечисть и ещё более лёгкий способ извести всю семью.

Считалось, что Жердяй завидует людям из-за того что у них есть занятия и они проводят жизнь с пользой, как он сам, будучи бессмертным, обречён слоняться по миру без какого-либо дела и смысла, за что и пакостит людям .

И тут мне в голову приходит некая аналогия с Агасфером (Вечный Жид), который обязан склоняться по миру до Второго пришествия Христа, за то что отказал Иисусу и оттолкнул его, когда тот попросил позволения прислониться к стене его дома, чтобы отдохнуть, и за это был осуждён на скитание по земле до Второго пришествия Христа.

«Иди, на обратном пути отдохнёшь» — «И ты будешь вечно идти, и не будет тебе ни покоя, ни смерти»; либо «Я пойду, но и ты пойдёшь и будешь Меня ждать».

Агасфер.

Это конечно же всё мои домыслы, но согласитесь, идея интересная.

Возвращаясь к нашему беспокойному другу, хотелось бы отметить, что доподлинно неизвестно происхождение этого злого духа и о его намерениях, а также насколько он опасен для человека. Однако есть информация, что Жердяй может напасть на человека по ночам и может даже проникнуть в дом незащищённый оберегами.

Согласно этому встречи с ним обычно заканчивается смертью. Он либо душит свою жертву, либо сворачивает ей шею. Также он умеет отводить глаза и насылать на людей морок. Но по другим данным этот дух является абсолютно безвредным, разве что людей пугает, да в трубе руки греет.

Жил же Жердяй в дремучих лесах и на топких болотах.

Защитой от злого духа, в христианские времена, являлась простая молитва, окропление дверных и оконных проёмов святой водой, а огнём свечи, принесенной из церкви в страстную пятницу, коптили начертанный на притолоке дверей.

Владимир Иванович Даль считал, что Жердяй вполне мог позднее лечь и в основу такого персонажа русского фольклора, как Кощей Бессмертный. Оба персонажа очень худы, снедаемы неутолимым «голодом» зависти, злобы и обречены на вечную жизнь.

Источник: http://urokirus.com/new/index.php/articles/505-polnaya-statistika

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector