5 белоэмигрантов, которые устроились на западе лучше всего

Белая эмиграция – это трагедия, лишившая Родины сотни тысяч граждан. Это гордость и позор России. Октябрьское восстание 1917 г. и последовавшая за ней кровопролитная Гражданская война — это невиданная катастрофа общемирового значения.

Уклад жизни, сложившийся в течение веков, был сломан, и сотням тысяч людей пришлось покинуть пределы России. Невиданной в мировой истории была эмиграция целой вооружённой армии.  5 белоэмигрантов, которые устроились на Западе лучше всего

Российская Империя начало ХХ  века

Начало бурного, наполненного новыми открытиями и прорывами,  ХХ века застало врасплох Российскую монархию правившую страной архаичными методами времён крепостного права.

Последствием  упадка социальной и управленческой системы, а так же полной моральной деградации правящей дворянской элиты была позорно  и бездарно проигранная Русско-Японская война 1904-05 гг. А так же, как следствие, Первая Русская революция 1905-07гг.

, которую монархическому государству, именуемому Российской Империей, удалось подавить, не устранив причин её возникновения.

Однако надлежащие выводы так и не были сделаны. Российская Империя осталась слабой в промышленном отношении, аграрной страной, с преимущественно сельским малограмотным населением. В начавшейся  Мировой войне (1914-18 гг.),  Российская Империя показала свою полную не состоятельность и не готовность.

Система административного управления попросту рухнула, создав в воюющей стране революционную ситуацию, приведшею вначале к буржуазной революции в феврале 1917 г., а впоследствии и к пролетарской Великой Октябрьской Социалистической революции в Росссии, вызвавшей величайшие потрясения не только на территории бывшей Империи, но и всего мира.

Некоторое время спустя усилилась первая волна эмиграции, начатой в феврале, офицеры уходили на Дон, где началось формирование Белого движения.5 белоэмигрантов, которые устроились на Западе лучше всего

Гражданская война в России (1918-1922 г.)

История России начала ХХ века гласит, что сразу же после  победы большевиков в 1917 году начали формироваться силы, за которыми стояли убеждённые противники Советской власти. Идеологические разногласия были так сильны, что дело дошло до полномасштабной войны между сторонниками новой власти – «красными» и её противниками – «белыми».

И если в 1917 году борьба носила разрозненный, стихийный характер, то с 1918 года начинается формирование полноценных вооружённых сил – Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), в которой основной движущей силой был рабочий класс, и Белой армии, основу которой составляло в основном проманархически настроенное офицерство, казачество и, на первом этапе, крестьянство, которое в дальнейшем приняло сторону большевиков

Белая гвардия, несмотря на экономическую  и прямую военную поддержку стран Антанты, была дезорганизована в плане идейном, так как её составляли политически разнородные группировки, которые к тому же постоянно интриговали и враждовали между собой. Идеи восстановления монархии не находили поддержки у большинства населения России.

Напротив, Красная, хоть и уступая Белой армии в техническом отношении, была спаяна железной дисциплиной и идеологией.  Её вожди точно знали, чего хотят и шли к достижению своих целей, не смотря ни на какие преграды. К тому же, идеи большевиков простые и понятные («фабрики рабочим!», »земля крестьянам!») гораздо лучше воспринимались большинством населения.

Поэтому, несмотря на колоссальное напряжение сил, Белое движение потерпело поражение и, как следствие этого поражения, возникло явление, названное впоследствии «Великим исходом» – это Русская эмиграция, принёсшая в цивилизованную Европу отборный генетический материал, сотни тысяч рабочих рук, представителей высочайшей культуры, её цвет.

Но Россия не обеднела талантами, после «кровопускания» в виде Великого исхода, она дала миру великих учёных, полководцев, мировых писателей, знаменитых композиторов и поэтов.5 белоэмигрантов, которые устроились на Западе лучше всего

Этапы эмиграции

Первые эмигранты, так называемая первая волна, наиболее предусмотрительные и обеспеченные, двинулись из России ещё в первых месяцах 1917 года, эта часть увезла не малые капиталы в драгметаллах, драгоценностях, валюте. Они смогли  неплохо устроится, имея денежные средства на получение необходимых документов, разрешений, найдя удобное жильё.

Все эти капиталисты и «великие» князья не соприкоснулись с нуждой, никто из них не участвовал в Гражданской войне, не проливал кровь, не голодал, а за границей они плели интриги друг против друга и устраивали бесконечную грызню из-за «виртуального» Престола Российской Империи, не понимая, что после Великой Октябрьской революции в России никакого престола быть не могло.

Преотлично пристроились на Западе и разношёрстные «политэмигранты»: меньшевики, националисты, кадеты, бундовцы, эсеры и прочие. Но уже к 1919 г. исход принял  массовый характер, все более напоминая паническое бегство.

Во второй эмиграционной волне оказались белые офицеры, бегущие от преследования большевиков. Все они не теряли надежду скоро вернуться. Именно военные образовали основной костяк русской эмиграции в Европе. Исторически  эту белую эмиграцию разделяют на этапы:

  • Первый. Связан с отплытием Русской белой армии  из Новороссийска в 1920 году вместе с её Генштабом и главнокомандующим – А.И. Деникиным.
  • Второй. Эвакуация из Крыма Врангеля П.Н. вместе с армией в ноябре 1920 г.
  • Третий. Эвакуация войск адмирала В.В. Колчака с Дальнего Востока в 1922 году.

Общее число эмигрантов из России составляет по разным источникам от 1.4 до 2 миллионов. Значительную часть от этого количества эмигрантов составляли военные. Это были  в основном офицеры, казаки.

Только в, так называемую, Первую волну Россию покинуло около 250000 человек, они надеялись на скорое падение Советской власти и рассчитывали быстро вернуться.5 белоэмигрантов, которые устроились на Западе лучше всего

 Белая эмиграция, её состав

Состав эмигрантов из России был неоднородный. Кроме военных, которые составляли большинство, в него сходили представители различных классов и прослоек.  В одночасье эмигрантами стали:

  • Находившиеся в лагерях Европы военнопленные Первой мировой.
  • Чиновники России, по долгу службы, находящиеся вне России – это служащие посольств и всевозможных представительств России, по различным причинам не пожелавшие перейти на службу Советской власти.
  • Представители дворянства.
  • Государственные служащие.
  • Буржуазия, духовенство, интеллигенция и другие граждане России не принявшие Советскую власть.

Большинство гражданских эмигрантов, из числа вышеперечисленных категорий, кроме военнопленных, покидало страну целыми семьями. Эти жертвы Белой эмиграции не оказывали вооружённого сопротивления Советской власти.

Это были просто напуганные революцией, запутавшиеся люди. Учитывая это, Советское правительство 03.11.1921 г. объявило амнистию. Она коснулась рядового состава белогвардейцев и граждан, не запятнавших себя борьбой с большевиками.

На Родину вернулось около 800 000 человек.

Русская эмиграция (военная)

Огромная масса беженцев требовала решения основных вопросов по размещению людей. Барон Врангель ещё в мае 1920 г.  учреждает так называемый «Эмиграционный совет», Некоторое время спустя он переименовывается в Совет по расселению русских беженцев. Беженцев гражданских  расселяли недалеко от Константинополя, в Болгарии и на Принцевых островах.

Лагеря военных беженцев находились в Галлиполи, Чаталдже и на Лемносе (кубанские казаки). К концу 1920 г. картотека Главного регистрационного бюро насчитывала уже 190000 данных с адресами.

Военных насчитывалось 50 000-60 000 человек, а не военных –  130 000-150 000 человек.5 белоэмигрантов, которые устроились на Западе лучше всего

Галлиполийское сидение

Славу Белой эмиграции принёс самый знаменитый военный лагерь, где расположился бежавший из Крыма 1-го корпус генерала А.

Кутепова, находящийся в Галлиполи, где они показали всему миру образец силы духа, мужественности русского офицерства. Это предмет гордости за наших соотечественников.

К величайшему сожалению, воспитанные в непрощении, ненависти к своему народу, не сумев понять его, именно они составили костяк гитлеровского Русского корпуса.

Всего в нем разместили более 25 000 человек, 363 чиновника, 143 врача и медработника, а так же 1445 женщин, 244 несовершеннолетних и 90 военных воспитанников – мальчиков в возрасте от 10 до 12 лет.

Жизнь эмигрантов была невыносимой. Условия проживания были ужасными. Полураздетые, часто не имеющие ничего за душой, люди жили в непригодных для жилья бараках.

Из-за скученности и антисанитарии начались повальные болезни. В первое время нахождения в лагере, скончалось от ран и болезней более 250 человек. Помимо физических мучений, люди терпели и душевные страдания.

Началась деморализация и моральное разложение армии.

А. Кутепов прекрасно осознавал, что это приведёт к катастрофе и гибели людей, за которых он нёс ответственность. Он знал, что спасти их может дисциплина, постоянная занятость. Только это сможет уберечь людей от моральной деградации. Большинство военных с надеждой восприняли военную подготовку. Здесь проходили парады, организовывались концерты, спортивные соревнования, выходили газеты.

Для юношей организовали военные училища, в них обучалось 1400 юнкера, работала театральная студия, хореографические кружки, школа фехтования, два театра.

Дети обучались в гимназии, организованной педагогами из числа беженцев, и ходили в детский сад. Проводились службы в 8  храмах. Для нарушителей дисциплины функционировали 3 гауптвахты.

Союзнические делегации, посещающие лагерь, не оставлял равнодушными внешний вид и выправка русских военных. История Белой эмиграции не знала таких примеров.

В августе месяце 1921 г. был решён вопрос о вывозе эмигрантов, их стали переправлять в Сербию и Болгарию. Он длился до декабря, последних «сидельцев» разместили в самом городе.

Оставшихся «галлиполийских сидельцев» вывезли в 1923 г.5 белоэмигрантов, которые устроились на Западе лучше всего

Русская эмиграция на Балканах

Представитель армии России — барон Врангель весной 1921 г. обратился к правящим кругам славянских стран Югославии и Болгарии с письмом. Оно содержало просьбу дать разрешение на  размещение армии на  территории этих государств.

На это был дан благоприятный ответ, содержащий обещание оказать материальную помощь на содержание армии за счёт казны, с ежемесячным выделением офицерам небольшого жалования и пайка, при условии выполнения подрядов на работы.

Летом начался плановый вывоз военнослужащих из Турции.

01.09.1924 года произошло знаменательное событие в истории эмигрантского движения – был основан «Русский общевоинский союз». Его назначением было объединить и сплотить все воинские части, образованные военные общества и союзы.

Это эмигрантское объединение стало преемником Белой армии. Но к великому сожалению, эта организация запятнала себя сотрудничеством с гитлеровцами во время ВМВ. Именно из кадров РОВС был образван Русский корпус, который сражался вместе с немцами против партизанского движения Тито и Красной Армии. В очередной раз русские пошли против русских.

На Балканы из Турции были эвакуированы так же и казаки, которые расселялись таким же образом, как и в России – станицами, которыми управляли станичные атаманы. Создаются «Объединённый совет Дона, Кубани и Терека», вместе с ним «Казачий союз» которому были подчинены все станицы.

В Югославии расположилась большая часть станиц. Известной и вначале многочисленной, была Белградская станица. Первоначально в ней проживало больше 200 человек. На начало 30-х годов  в ней оставалось всего около 80 человек.

Понемногу все станицы, расположенные в Болгарии и Югославии перешли в РОВС, под командование генерала Маркова.5 белоэмигрантов, которые устроились на Западе лучше всего

Большая часть белоэмигрантов сосредоточилась на Западе – в Европе. Они разместились во Франции, Болгарии, Югославии и Германии. По сведениям Лиги Наций в 1926 г. зарегистрировано 755 тыс. беженцев из России. Больше всего их было во Франции – 400 000, Германии – более 200 000. В Югославии, Болгарии, Чехословакии, Латвии по 30 000-40 000 человек.

Центрами русской эмиграции считались Париж, Берлин, Белград и София. Этому есть простое объяснение — в этих странах была острая необходимость в рабочей силе для восстановления разрушенного во время Первой мировой войны.

Читайте также:  Малюта скуратов: какой подвиг совершил главный душегуб ивана грозного

Русские в Париже составляли более 200 тысяч человек, на втором месте был Берлин. Но в связи с экономическим кризисом 1925 г. и приходом нацистов к власти число эмигрантов из России в Берлине сильно сократилось.

Место Берлина заняла Прага, ставшая центром русской эмиграции. Важнейшее место в жизни русских зарубежных обществ занимал Париж, сюда стремилась, так называемая, элита и интеллигенция, а так же политические деятели различных мастей – эмигранты Первой волны и донские казаки.

В связи с началом Второй мировой войны немалая часть  эмигрантов из России, обосновавшихся в Европе, переселились в Новый Свет – США, Канаду и Латинскую  Америку.5 белоэмигрантов, которые устроились на Западе лучше всего

Перед Революцией  численности русской колонии в Манчжурии составляла более 200 000. человек, а к концу 1920 г. уже не меньше 280 000. В сентябре 1920 г.

был отменён статус  экстерриториальности для подданных России в Китае, все русские, проживающее там, включая и беженцев, перешли на незавидное положение бесподданых эмигрантов в чужом государстве.

Эмиграция на Дальнем Востоке, так же шла в три потока:

  • Первый. Начало массовой эмиграции на Дальнем Востоке регистрируется вначале 1920 г. – это время падения Омской директории и эвакуация русской армии.
  • Второй. Начался осенью 1920 г. после разгрома так называемой «Армии Российской Восточной окраины», которой командовал атаман Семенов. Она перешла китайскую границу в полном составе. Одни только регулярные формирования войск насчитывали 20 000 человек, они были разоружены китайцами и интернированы в цицикарские лагеря, а потом их перевезли в район Гродеково, расположенного на юге Приморья.
  • Третий. Конец 1922 г., время установления Советской власти в Приморье. По морю выехало всего только  несколько тысяч человек, которые направлялись в основном в Манчжурию, Корею. В Китай и на КВЖД их не пускали.

Вместе с тем в Китае, а именно в Синцзяне, расположилась ещё одна большая (5.5 тыс.) колония русских, состоявшая из казаков Бакича и офицеров Белой армии, бежавших в эти места после поражения на Урале и в Семиречье.

Общая численность русских колоний в Манчжурии и Китае, на 1923 год, когда война уже завершилась, равнялась примерно в 400 000 человек. Из них не менее 100 000 получили советские паспорта и репатриировались в РСФСР  (благодаря объявленной в ноябре 1921 года амнистии для рядовых участников белого движения).

В 20-е годы значительной, иной раз по нескольку десятков тысяч человек в год, была реэмиграция в другие страны, в том числе в США, Австралию, Южную Америку.

Источник: http://solnechnajdolina.ru/istoricheskie-ocherki/belaj-emigratsija-russkaj-tragedija/

Век спустя потомки белых эмигрантов ничего не забыли

100 лет спустя после революции 25 октября 1917 года (на самом деле она произошла 7 ноября, поскольку Россия в тот момент использовала юлианский календарь вместо григорианского) маленький клочок царской России все еще держится за жизнь в парижском пригороде Курбевуа. Неподалеку от кирпичных высоток, каменных особняков и нескольких образчиков социального жилья стоит красивый, но при этом скромный дом. Здание со светлыми стенами еще в хорошем состоянии, однако закрытые ставни и запущенный сад придают ему заброшенный вид.

Как бы то ни было, дверь не скрипит, открывая взгляду огромную комнату с высокими потолками. Посетитель в одно мгновение совершает скачок сквозь пространство и время, прямиком в дореволюционную Россию. Его окружает наследие основанного в 1775 году Екатериной II казачьего полка императорской гвардии.

Эти всадники не бросили царя Николая II, когда после революции в России началась гражданская война. В борьбе с большевиками они присоединились к Белой армии, однако познали вместе с ней поражение и изгнание. В 1924 году они нашли прибежище во Франции.

За два века казаки собрали целую коллекцию предметов войны и искусства, которая со всей тщательностью хранилась в изгнании и в 1929 году была размещена в этом доме. Он стал не только местом проживания, но и музеем, а сейчас частично открыт для посетителей.

Когда его хранитель Александр Бобриков, настоящий великан с густой бородой с проседью, начинает рассказывать свою историю, его лицо озаряется, как у ребенка, убаюканного сказаниями о подвигах предков. Внук служившего в полку казачьего генерала целиком уходит в повествование о злоключениях степных всадников.

От пола до потолка, у каждого предмета есть здесь своя собственная история.

Картины, скульптуры, посуда, форма, седла, оружие (в том числе символические для казачества шашки) — все это отдает дань памяти российской армии и монархам, вплоть до юного царевича Алексея, который был убит большевиками вместе с остальной царской семьей в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге.

«Ленин, Сталин, все они — чудовища!»

Эта темная страница истории доносит эхо страданий полутора миллиона беженцев (военные, дворянство, духовенство, либеральная буржуазия), которым пришлось покинуть большевистскую Россию в 1920-х годах. Почти 400 000 «белых» осели во Франции.

«Отец сначала жил в Турции и приехал сюда только в 1929 году», — говорит Александр Бобриков. Его дядя, тогда еще молодой офицер артиллерии, был ранен и подхватил тиф. Он пропал без вести после того, как отказался садиться на судно в Стамбуле вместе с другими солдатами своего полка, чтобы не заразить весь корабль.

«Дед остался ради сына, но так и не нашел его», — взволнованно рассказывает хранитель музея.

Потомки белых не забыли 1917 год, который превратил Россию в первый коммунистический режим. «В этот момент все развалилось.

России потребовалось 70 лет, чтобы сбросить с себя этот груз», — считает управляющий музея Жерар Горохов. «Николай II был мучеником, но не вызывает у меня восхищения.

В то же время Ленин и Сталин — настоящие чудовища!» — говорит этот ушедший на пенсию бортпроводник, автор книг по российской военной истории.

Этот крик души свидетельствует о беспокойной памяти потомков белых эмигрантов сто лет спустя. В то же время, за тысячи километров от Франции, власти и граждане Российской Федерации придают куда меньше остроты событиям 1917 года. Владимир Путин старается не затрагивать эту тематику, особенно в перспективе президентских выборов 2018 года.

Кремлю не по душе идея революции, сметающей установившийся порядок, однако он высоко ценит образ СССР как победителя нацизма. «Бурные, драматические события 1917 года — это неотъемлемая, сложная часть нашей истории», — осторожно отметил глава государства.

В стремлении сохранить национальное единство Владимира Путин, скорее, продвигает узкий путь «примирения» красных и белых, у которых есть своя «правда».

«Нужно быть прагматиком по отношению к современной России»

Слова о «примирении» не находят особого отклика у подавляющего большинства потомков белых эмигрантов, которые все еще ждут от российских властей суда над коммунизмом.

«Не понимаю, что мавзолей Ленина до сих пор делает на Красной площади в Москве», — говорит Жерар Горохов, не скрывая расстройства по поводу того, что бюсты Ленина, Сталина и прочих советских лидеров были недавно установлены в Кремле рядом с царскими.

«Нам не очень понятна эта позиция правительства: все — братья, и нужно все забыть. Это как-то слишком просто», — добавляет он.

Как бы то ни было, в отличие от других белых, которые придерживаются куда более критических взглядов на Москву, Жерар Горохов и Александр Бобриков все же считают, что «современная Россия, в целом, движется в верном направлении». «При СССР иконы меняли на джинсы», — отмечает Жерар Горохов.

Он рад возвращению россиян в церкви, хоть и шутит по этому поводу: «Все это слегка гипертрофировано, словно они — новообращенные». «Они постоянно крестятся, а женщины носят платки, чего не было в эмиграции. Но это дань моде, и со временем все сбалансируется», — продолжает Александр Бобриков.

Хранитель музея вспоминает о визите Владимира Путина во Францию 30 мая 2008 года. Тогда еще премьер-министр России отправился в особняк в Курбевуа и преподнес ассоциации дар в 100 000 евро.

Эти средства позволили отремонтировать обвалившиеся на тот момент потолки. «Нужно быть прагматиком в наших отношениях с Москвой, — оправдывается Александр Бобриков. — Многие русские приезжают в музей и рады прикоснуться к своей истории.

Недавно тут были молодые военные, которых растрогали эти свидетельства прошлого».

«Советский — это слово. Русский — это имя»

5 белоэмигрантов, которые устроились на Западе лучше всегоForum2408.11.2017Les Echos07.11.2017Diario de Noticias05.11.2017Sankei Shimbun28.10.2017Тихие ноты сближения старых и новых россиян звучат и в бистро в 14-м округе Парижа, где иногда по вечерам звучат цыганские песни. Среди русских ресторанов столицы Zakouski — единственный, который принадлежит потомку белых мигрантов, а не выходцу из бывшего СССР. Клиент не может не обратить внимания на висящий наверху портрет последнего русского царя Николая II. В углу православные иконы соседствуют с фотографиями русских кабаре Парижа, которыми владели эмигранты 1920-х годов, например, Raspoutine с улицы Бассано. Когда появляется хозяин, нас ждет новый сюрприз.

Николя Новиков, потомок русской дворянской семьи, чей герб вывешен над стойкой, мог бы скорее сыграть в комедии с Бернаром Блие (Bernard Blier), чем в драме Михалкова. С усмешкой на губах, он выглядит как коренной парижанин.

«Я был воспитан на языке Достоевского и вырос на языке Одиара, но считаю себя русским в душе», — рассказывает бывший «версальский кадет» (эта стипендия была создана белыми эмигрантами и существовала до конца 1950-х годов).

Потомок царских офицеров радуется, когда в его заведение заходят «новые россияне». «Лучший комплимент для меня в том, когда они говорят, что я сохранил русскую душу, — растроганно рассказывает он. — Советские люди были русскими. Советский — это слово. Русский — имя. Здесь важен не паспорт, а душа. У нас общая история». «Нам нужно радоваться возвращению России!» — добавляет он.

Церковная ссора Москвы с Константинополем

Как бы то ни было, памятные места окружает и глубокий политический раскол. Потомки белых привыкли за 70 лет с недоверием относиться к Кремлю и в некоторых случаях недобро поглядывают на постсоветскую Россию Владимира Путина. Кто-то же, наоборот, поет дифирамбы государственному деятелю, который вернул стране подобающее место в сообществе наций.

Кроме того, ссоры носят и религиозный характер, поскольку одни православные приходы относятся к Московскому патриархату, тогда как другие сделали выбор в пользу Константинопольского (еще одна большая ветвь православия).

Эти разногласия уходят корнями в постреволюционную эпоху, когда эмигранты решили создать церковь вне границ.

Сначала та хотела сохранить независимость, но затем в ней сформировался раскол после того, как часть духовенства во главе с настоятелем Собора Александра Невского на улице Дарю в Париже решила присоединиться к Константинопольскому патриархату, чтобы ограничить политическое влияние Кремля. За неимением возможности вернуть этот исторический храм 1861 года, Московский патриархат открыл в октябре 2016 года новую Церковь Святой Троицы на набережной Бранли, которая стала символом раскола.

Тем не менее, просматриваются здесь и признаки примирения, как было 20 и 21 октября этого года. Отец Иоанн пригласил в Храм Александра Невского отца Иммануила из Константинопольского патриархата и отца Нестора с набережной Бранли, который согласился пересечь Сену по такому случаю. Вместе они совершили молебен за «всех жертв гражданской войны».

Там присутствовали не только люди в возрасте, но и молодежь, в частности из организации «Витязь» (похожа на движение скаутов), которая была создана в 1920-х годах царским офицером для передачи российской истории и культуры.

Еще одной значимой организацией является Христианская ассоциация русских студентов, которая придерживается более либеральных взглядов на православие.

Наконец, следует отметить ассоциацию «Русские скауты Франции» во главе с Натали Рушковской, которая приложила немало сил для возвращения скаутского движения в Россию.

«Я прекрасно знаю прошлое, но предпочитаю смотреть в будущее», — говорит присутствовавший на церемонии потомок белых эмигрантов Жорж Кучеренко.

«Для поколения моих детей, эти ссоры совершенно непонятны, поскольку они опираются на восприятие ситуации в 1920-х годах», — объясняет он, отмечая, что самое важное — передать культуру, прежде всего, язык. Непростая задача для последних из белых.

Хотя после распада СССР некоторые вернулись в Россию или же стали работать там, большая часть прочно влились во французское общество. «Проблема белых в том, что они слишком хорошо интегрировались», — восклицает Жерар Горохов.

«В некотором роде, я — последний из могикан», — отмечает в свою очередь Александр Жевахов, председатель Кружка Российского императорского флота и автор книги «Белые русские» (Les Russes blancs).

«Но пусть даже исторические реалии блекнут, это не значит, что их нужно забыть. Многие французы русского происхождения принесли свой опыт во Францию, такова действительность», — подчеркивает он, отмечая русскую группу сопротивления, одну из первых в 1940 году.

Читайте также:  Чему монголо-татары научили русских

Привязанность к Франции прослеживается в рассказах всех этих людей, чьи предки «сидели на чемоданах» и ждали лишь одного, возможности вернуться в родную Россию.

«У меня есть только один флаг, французский, тем более что я сам служу Республике», — продолжает Александр Жевахов, выпускник Национальной школы администрации и финансовый инспектор по профессии.

Все эти места одновременно радостной и болезненной памяти символизируют до сих пор находящуюся в изгнании маленькую Россию, которая через 100 лет после революции 1917 года, и несмотря на все религиозно-политические споры, хочет, чтобы трагизм истории не оказался забытым.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник: https://inosmi.ru/social/20171109/240718729.html

5 белоэмигрантов, которые устроились на Западе лучше всего

В исторической среде белоэмигрантами принято считать лиц, которые вынужденно или добровольно покинули пределы зарождавшегося советского государства, будучи несогласным с проводимой в стране большевиками политикой и симпатизировавшие в ходе гражданской войны 1918-1920 годов Белой армии.

Иван Бунин

Русский писатель Иван Бунин категорически не принявший Великую Октябрьскую революцию 1917 года, в мае следующего года по собственной воле покинул покрасневшую Москву и отправился в Одессу, ещё не попавшую в обойму коммунистической идеологии. Но в 1920 году, когда большевики утвердились в «жемчужине у моря», он окончательно оставляет родину и переезжает в Париж.

  • Первые годы жизни во Франции давались Ивану Андреевичу нелегко, эмигрировав в ранге довольно известного в Европе писателя, он некоторое время не мог создать ничего нового, а единственной статьёй дохода были лекции на тему русской революции.
  • Лишь летом 1922 года Бунина вновь посетила литературная муза, вдохновившая его на написание множества ставших хрестоматийными поэтических произведений.
  • Далее его творчество только набирало обороты, в результате чего миру были явлены самые знаменитые работы Бунина, который писал быстро и много.
  • Итогом плодотворной деятельности писателя стало присуждение ему 9 ноября 1933 года Нобелевской премии по литературе с формулировкой «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».
  • В одночасье ставший мировой знаменитостью Бунин, до конца жизни верил, что ему ещё удастся вернуть в Россию, и неслучайно находясь в эмиграции, он так и не принял никакого подданства, оставаясь человеком без гражданства.

Алексей Бродович

Имя Алексея Бродовича мало что говорит рядовому обывателю, однако, этот белогвардеец, перебравшийся после падения Российской империи за запад, в 1930 году произвёл настоящую революцию в мире периодики, став пионером графического дизайна.

Воевавший против большевиков в составе Добровольческой армии, юный капитан Бродович в 1918 году, после окружения города Кисловодска красноармейцами, переехал в Новороссийск, откуда отплыл начала в Константинополь, а затем и в Париж.

Ища своё место под солнцем, Алексей Вячеславович решил найти применение доставшемуся ему от матери художественного таланта. Своё восхождение к славе он начал в качестве декоратора, оформлявшего антрепризы, декорации и афиши знаменитого Сергея Дягилева, также проживавшего во французской столице.

Победив на конкурсе плакатов, предназначенных для благотворительного бала, где ему удалось опередить Пабло Пикассо, Бродович один за другим покоряет международные выставки декоративного искусства.

Увлёкшись фотографией, монтажом, книжной графикой он превосходно жонглировал современными ему веяниями в искусстве, мастерски соединяя основы дадаизма и советского конструктивизма.

Постоянно экспериментирую с разными стилями и техниками, он не останавливался на достигнутом успехе, и даже завидное место арт-директора в студии «Athélia» и наличие собственного дизайнерского агентства«L'Atelier A. B.», не смогли удержать Бродовича в Европе.

В поисках большей самореализации в начале 1930-х годов он отправился в США, где, начав с должности преподавателя дизайна и фотографии Филадельфийского художественного колледжа, к 1934 году он стал арт-директором американского журнала о моде «Harper’s Bazaar».

Данному периодическому изданию, он посвятил следующие 25 лет жизни. Совместив на одной полосе глянца текст и изображение, Бродович стал первопроходцем, чья находка превратился в журнальную классику.

Впоследствии им была создана сеть дизайнерских лабораторий «Design Laboratories» — настоящая кузница по подготовке высококлассных американских фотографов и дизайнеров.

Иван Ильин

  1. Всю жизнь остававшийся непримиримым противником коммунизма философ и публицист Иван Ильин сумел реализовать свой потенциал и в эмиграции.
  2. Несогласного с постулатами власти и государственно-правовым устройством Советского союза 39-летнего приверженца иных взглядов выслали из страны в 1922 году по личному приказу Владимира Ленина.

  3. Став пассажиром так называемого «Философского парохода», Ильин вместе с другими 160 инакомыслящими был выдворен из Петрограда в немецкий город Штеттин (ныне польский), поскольку вождь мирового пролетариата видел в них потенциальных пособников Антанты и «военных шпионов».

  4. Обосновавшись в Берлине, Иван Александрович стал профессором Русского научного университета, с кафедры которого он читал лекции по философии, энциклопедии права и эстетике, а также отстаивал идеологию русского Белого движения.

  5. Активно занимаясь писательско-просветительской деятельностью, он часто публиковал свои научно-философские сочинения, принимал участие в создании Религиозно-философской академии и философского общества, выступал с антикоммунистическими докладами с разных европейских трибун и выпускал журнал «Русский колокол».

  6. Однако налаживавшейся в Германии жизни вскоре пришёл конец: вставший у руля государства Адольф Гитлер с его национал-социализмом совсем не импонировал Ильину, который сначала вынужден был бросить работу в университете, а затем несколько лет скрываться от гестапо.

  7. Спокойная полоса в биографии Ильина наступила в 1938 году, когда при посредничестве другого русского эмигранта музыканта Сергея Рахманинова, он обосновался в швейцарском Цолликоне-пригороде Цюриха.

Дав убежище знаменитому диссиденту, власти придерживавшейся нейтралитета государства, запретили Ивану Александровичу вести политическую деятельность и публиковать статьи на щекотливые темы. Сконцентрировавшись на научной работе, Ильин во второй эмиграции создал трилогию «Огни жизни. Книга утешений», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» и «О грядущей русской культуре», а также завершил писавшийся на протяжении 33-х лет труд — «Аксиомы религиозного опыта».

Владимир Зворыкин

Избранный в 1977 году в американскую Национальную галерею славы изобретателей Владимир Зворыкин оказался за океаном в 1919 году, когда центр Белого движения — город Омск, перешёл в руки красноармейцев.

Будущий изобретатель систем электронного телевидения, на имя которого будет зарегистрировано свыше 120 патентов, в тот переломный момент находился в командировке в Нью-Йорке, и, узнав печальную для себя новость, решил остаться в США, где в полной мере реализовался как учёный.

Николай Бердяев

  • Не смог найти общего языка с советской властью политико-религиозный философ Николай Бердяев, в период с 1942 по 1948 год 7 раз, номинированный на Нобелевскую премию по литературе, но так и не получивший её.
  • Высланный из страны на «Философском пароходе», он сначала остановился в Берлине, а в 1924 году перебрался в Париж, где продолжил свою деятельность.
  • Николай Александрович с энтузиазмом участвовал в делах Русского студенческого христианского движения (РСХД), с 1925 по 1940 годы успешно руководил русским религиозным журналом «Путь», и был активным участником и творцом европейского философского процесса.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/120546-5-beloyemigrantov-kotorye-ustroilis-n.html

Как жили белоэмигранты за рубежом

Как сложилась жизнь белых офицеров, вынужденных с семьями покинуть послереволюционную Россию? В чем была трагедия русской эмиграции и, в особенности, их детей, поверивших в Россию советскую? Об этом главный редактор Pravda.Ru Инна Новикова беседовала с потомком белоэмигрантов, выпускником Дипломатической академии Франции Александром Артамоновым.

— Александр, вы потомок белоэмигрантов, которые уехали из советской России, будучи несогласными, и оказались в итоге во Франции. Расскажите о своей семье.

— Родственники со стороны мамы — действительно, Пойнтеры-Милославские, которые относились к русскому дворянству. Частично их происхождение английское. Пойнтеры приехали из района Уэльса в южной части Великобритании лет за сорок-пятьдесят до революции и служили России в двух поколениях.

Если говорить о судьбе моей семьи, она влилась в ряды очень многих и многих дворян, прошедших Первую мировую войну и потом относившихся к харбинской эмиграции. Тогда 500 тысяч человек были эвакуированы или эмигрировали через Харбин. Многие белые офицеры уезжали со своими семьями.

Моей семье повезло, и они оказались в эмиграции через Харбин, на территории США, это тихоокеанский Феникс, а потом вернулись частично в Великобританию, частично во Францию, где и поселились. Годы были тяжелые, голодные, все испытывали не только тяготы жизни, но и сложности, связанные с восстановлением сознания.

— Если в революцию большинство приняли сторону белого движения, то когда началась Вторая мировая война, насколько я знаю, часть была против Гитлера, например, Деникин, но были люди, которые говорили, что сначала мы разберемся с большевиками, а потом уже будем разбираться с Гитлером. Почему было такое отношение?

— Можно попытаться разобраться в том, каким образом люди пришли к 1938 году, к моменту, когда готовился захват Судет, когда Гитлер уже вплотную подошел к власти.

Представьте себе, что люди в 1917-1920 году с оружием в руках воевали против большевиков, и тот призывник, который имел возможность пройти Первую мировую и гражданку лет в 22-23, к 1938 году достиг всего-навсего лет сорока. Это были тяжелые 20 лет. Но дворяне той эпохи были приучены и к физическому труду, и к тому, чтобы его не бояться.

Это абсолютнейшая норма, она шла с очень древних времен. Не только вся семья Николая II абсолютно не стеснялась работы в госпиталях, я беру женскую часть семьи, дочерей, у меня прабабушка была хирургической медсестрой, участвовала в тяжелых операциях. То есть, в принципе, они несли абсолютно все тяготы военной жизни. И мужчины тоже не стеснялись физического труда.

И я скажу, что это было международно.

Поэтому люди, оказавшиеся в эмиграции, были подготовлены к тому, что придется трудиться руками, и воспринимали это не просто как служение.

Они считали, что несут всю полноту ответственности за то, что случилось с Родиной, ибо они были мужчинами, они были под присягой, и они держали оружие в руках, и они не смогли уберечь Отчизну.

Воспринималось это только так. Мало было людей, которые смогли иметь более отстраненный подход.

Есть еще очень важный момент — французы вовсе не чувствовали себя обязанными русским. Это удивительно, потому что в Первую мировую войну Париж едва не пал под напором немецких войск, и остановил это продвижение немцев к Парижу натиск русского оружия в Восточной Пруссии.

Под руководством двух генералов удалось продвинуться вглубь Восточной Пруссии, оттянуть, как пластырь, немцев от Парижа, и случилось что-то, что французы изучают в школьных учебника, как «чудо на Марне».

Это, с точки зрения французских историков, такое чудесное событие, когда немцы шли, шли, шли, дошли до Марны на севере Парижа, и вдруг неожиданно французам удалось остановить напор германского оружия.

Официально говорится, что французы мобилизовали всех, включая таксистов, и таксисты дружно погрузили добровольцев-парижан в городской таксопарк и отправились в район Марны, влились в регулярную армию, немцы их увидели, испугались и убежали. Это так и называется — «чудо таксистов».

Читайте также:  Сколько существует типов избушек

На самом деле, маршал Франции, тогда Жоффр, отбивал телеграммы Николаю II, главнокомандующему, требуя, настаивая на срочном вводе русской армии в бой.

Фактически ввод в бой нашего корпуса, который стоял на границах с Германией, означал, что корпус потеряет связь с базой, уйдет в отрыв, будет взят в котел и погибнет.

Тем не менее, Николай II, отлично отдавая себе отчет в том, что может произойти и что, собственно, произошло, отдал приказ во имя спасения Парижа двинуться вперед этому экспедиционному корпусу, который вклинился в Восточную Пруссию и спас Париж.

Жоффр после этого писал: «Никогда Франция об этом не забудет». Франция об этом забыла в 1920 году. И когда Белая армия потерпела поражение, она ожидала, что французы помогут ее возродить, дадут базу, предоставят возможности, помогут в борьбе против большевиков и примут семьи, примут детей. Оказалось все совсем не так.

И когда части Белой гвардии были эвакуированы в Турцию, в район Стамбула, французы заявили, что они готовы платить содержание русской армии только где-то две-три недели и то — в обмен на продовольствие.

Там были тысячи пудов зерна, которые привезла русская армия с собой для своего пропитания, десятки тысяч патронов, много орудий, два парохода, десятки тон угля и т.д.

Конечно же, это вызвало глубочайшее потрясение у белых офицеров.

— Это какой год?

— Это 1921 год. Французы предложили русским путь только в таксисты, на алмазные копи в Родезию, это район ЮАР, или в иностранный легион. Получается, что русские эмигранты оказались брошенными. Даже статус нансеновских эмигрантов, прикрытых каким-то статусом Лиги Наций, они получили не сразу.

Тем не менее, эти люди нашли в себе силы создать Русский союз вооруженных сил (РОВС). И эта организация была не единственной, было очень много других организаций.

— Еще был Русский охранный корпус в Югославии.

— Он был в Югославии, абсолютно верно. Дело в том, что югославы приняли после галлиполийского стояния в Турции ту часть русской Белой армии, которая разочаровалась в союзниках.

После того, как очень долго списывались с различными правительствами, больше всего удалось русским быть размещенными в Болгарии и на территории Югославии. И, собственно, славяне обеспечили тот странный феномен, что никогда Гитлер до конца Югославию не сумел захватить.

— Многие ли сумели эмигрировать вместе с семьей?

— Полностью сумели вывезти свои семьи казаки. Они в значительной части оказались в Югославии.

К сожалению, они попали на сторону Гитлера, что для них было естественно, так как Гитлер с самого начала, через своих идеологов, Карла Хаусхофера, Рудольфа Гессе, повел очень умную политику отделения казаков от основной массы русских.

Фактически все казачьи союзы, в особенности тот, который имел место в Югославии, поддерживали идею, что коль скоро не удалось сохранить единую неделимую, то надо отделить казаков, превратить их в Казакию и жить отдельно. И считалось, что Гитлер — это неким образом их сторонник и освободитель.

Я могу сказать, что хватает фактов, которые красочно иллюстрируют факт массового предательства, или заблуждения Белой эмиграции в плане Гитлера.

Если на момент начала эмиграции, то есть в 1921 году, численность русской армии, уехавшей или мигрирующей, эвакуирующейся через Галлиполи, составляла около ста тысяч человек, то на момент кристаллизации структуры РОВС, то есть создания уже более-менее твердых подразделений, которые тренировались, поддерживали себя в форме, постоянно работали с оружием, их было около 30 тысяч человек.

Но это была обстрелянная сильная армия, и Гитлер считал, что они послужат костяком, вокруг которого он сумеет нарастить то, что потом реально состоялось и было названо РОА — Русская освободительная армия. И тут, я бы сказал, план удался.

— Вообще, главная жертва любой войны — это правда. Что тогда писали за границей о советской России? Была же индустриализация, восстановление разрушенного военного хозяйства, был план ГОЭЛРО, коллективизация, пятилетки. Что думали и что знали об этом белоэмигранты?

— Белоэмигранты, по большей своей части, были настроены негативно к тому, происходило на Родине, в отличие от своих детей. Это большая трагедия. Представьте, что у вас за плечами две войны, что было тогда абсолютно нормально, вы убивали многих, прошли фронт и потеряли Родину, живете на мизерное пособие, работаете таксистом или на заводах «Рено», и вы ждете так называемой «весны».

Был тогда принят термин «весенний поход», то есть то событие, которое объединит всю эмиграцию, которая радостно устремится на просторы своей Родины, а там ее встретят с распростертыми объятиями. Естественно, любая победа большевиков воспринимались всегда отрицательно.

Никто из эмигрантов ни принять, ни объективно оценить, что творилось, не мог. Да и что было объективно оценивать, когда начались лагеря, чистки, лагеря смерти, те же самые Соловки, баржи, которые топили с белыми офицерами в районе Белого моря?

А с детьми мигрантов произошла трагедия, потому что они восприняли советскую Россию уже без черных очков старшего поколения. Во-первых, потому, что их молодость пришлась на предвоенные-военные годы, все были людьми высокообразованными, потому что русская эмиграция, как правило, — это офицеры, а офицеры имели хорошее образование. И, естественно, они смогли сохранить русский язык в семьях.

Но, помимо двуязычия, культивировался русский подход. При этом подходе очень сложно слиться с местным населением. Это стало родовыми чертами детей русской эмиграции: романтизированное отношение к Родине, любовь к родному языку, на котором говорили дома, Православие.

И эти молодые люди, ознакомившись с «Майн Кампф», поняли, что в отличие от старших они никогда не сумеют влиться в ряды фашистских захватчиков. Так вот, дети эмиграции составили костяк французского сопротивления. Эти дети хотели по-своему защищать советскую Россию.

Но случился очень любопытный феномен, который сыграл злую шутку с этими несчастными детьми. НКВД-шники после войны чувствовали себя во Франции, как дома.

Дело в том, что американцы после войны настаивали на том факте, что французы воевали на стороне Гитлера. И, в итоге, Франция была сохранена в качестве страны и не разделена на оккупационную зону по настоянию советской стороны.

Таким образом, Сталин обрел некие права проводить чистку на территории Франции.

Недалеко от Парижа действовал концентрационный лагерь «Борегар», и в этом лагере сидели потомки белоэмигрантов и сами белоэмигранты, в ту пору крепкие мужчины лет пятидесяти.

НКВД-шники совершенно спокойно их отлавливали, а французская полиция помогала или не возражала.

Грузились пароходы, которые уходили из Марселя обратно в Одессу, и дальше эти люди получали, как правило, 25 лет лагерей, что, в принципе, означает замедленную смерть.

То же самое творилось тогда по всей Европе. Допустим, казаки, которые были в югославском корпусе, массово выдавалась в районе Лиенца. В Лиенце это было страшно — казаки предпочитали сами стрелять свои семьи, только чтобы они не попадали в руки советских солдат, и многие оканчивали жизнь самоубийством. В принципе, для этого основания были — казаки воевали на стороне гитлеровцев.

Только одна маленькая страна, Люксембург, не стала выдавать НКВД-шникам своих русских. Исторический факт: жители страны вскладчину купили билеты всему контингенту русских белоэмигрантов, который оказался на территории Люксембурга.

Им предварительно было сказано: «Мы не в состоянии вас защитить, мы очень маленькая страна, но мы можем вам купить билеты, и отправить вас в Латинскую Америку, и выделить какую-то часть денег».

Они уехали в Аргентину, и до сегодняшнего дня жители Аргентины русского происхождения помнят и благодарны жителям Люксембурга.

Возвращаясь к детям эмигрантов, многие еще купились на советскую пропаганду и стали добровольными репатриантами, они уезжали строить светлое будущее в советскую Россию и, естественно, получали статус неблагонадежных. Как правило, сидели, многие выходили, но это были уже люди со сломанными судьбами. Многие из них вернулись во Францию уже глубокими стариками. Некоторых из них даже Франция помнит.

— Вы сказали такую фразу, что в основном для всех белоэмигрантов и их потомков информация о России до 1991 года была негативная, а потом ситуация изменилась. А сейчас, выходит, пришло время возвращения эмигрантов?

— На самом деле, движение наметилось гораздо раньше, с 80-х годов. И потом, что греха таить, исчезновение Советского Союза воспринималось как абсолютное фиаско и гибель коммунизма. Соответственно, чего бояться, если зверь издох? То есть коммунизма больше нет, бояться нечего.

Боялись большей частью только мафии, разгула беззакония на территории России — всего того, что сопутствовало 90-м.

Но для внуков, для правнуков белоэмигрантов Россия, отказавшаяся от коммунизма, не представляла никакой опасности. Им, скорее, было очень интересно перейти с лирической ноты на деловую, коммерческую.

То есть открываются перспективы, Россия нуждается в специалистах, и есть возможность поехать, заработать, узнать.

В Европе давным-давно уже безработица, и достаточно тяжело продвинуться по карьерной лестнице, а здесь та самая сказочная страна, о которой бабушка с дедушкой, прадедушка рассказывали, у меня есть язык, у меня есть дипломы, я могу быть востребован. И потом — это большое приключение.

Интервью к публикации подготовила Мария Сныткова

Беседовала

Источник: https://nasledie.pravda.ru/1293769-artamonov/

13 чертовски привлекательных стран, куда проще всего эмигрировать

  • Как страна, в которой мы родились, влияет на наш характер
  • 19 твитов про нелегкую жизнь интроверта, который есть в каждом из нас
  • 15+ фактов о Сезарии Эворе — босоногой певице, которая заработала $ 50 млн, но почти все отдала на нужды родной страны
  • Обычный парень из Челябинска надел маску и начал борьбу с одной из из главных проблем человечества
  • Людям в твиттере надоело, что все ругают российское кино. И они решили вспомнить наши фильмы, за которые не стыдно
  • История, после прочтения которой хочется крепко обнять своих родителей или просто позвонить им
  • Королева русского юмора описала своих современников. Прошло почти 100 лет, а люди совсем не изменились
  • 20 снимков, которые раньше видели только рентгенологи. А теперь можете и вы
  • Откровенный рассказ Евгения Гришковца о том, как ему было тяжело учиться в школе с дислексией
  • Теплая история о том, что сильных женщин тоже нужно защищать — от неправильного выбора
  • 11 вещей, которые должен сделать каждый турист в Венеции, пока ее не затопило
  • Я работаю стюардессой и хочу без прикрас рассказать о своей профессии
  • 16 случаев, когда неловкая правда о людях в соцсети перевернула их жизнь вверх дном
  • Объясните ребенку, что значит магия слова, и он никогда не будет чувствовать себя оскорбленным
  • Художник нарисовал историю Русалочки на новый лад. И она нравится нам даже больше классической версии
  • Как звались и выглядели бы выросшие сказочные персонажи, которых мы любим с детства

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-puteshestviya/13-chertovski-privlekatelnyh-stran-kuda-prosche-vsego-emigrirovat-1533865/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector