Чем характер жителей урала отличается от характера сибиряков

Чем характер жителей Урала отличается от характера сибиряковРоссия огромная страна, в которой живут десятки национальностей и этносов, каждый из которых отличается своим укладом жизни, чтимыми традициями и особенностями мировосприятия.

Кроме того, за жителями многих регионов России вне зависимости от их национальной принадлежности закрепились определенные стереотипы характеров и поведения, что отражается в шутках, цитатах и даже поговорках. Например, практически все знают поговорку жителей Сибири — «Сибиряк не тот, кто не мерзнет, а тот, кто хорошо одевается».

ИОМ Анкетолог решил более детально исследовать менталитет россиян и поинтересовался у участников проекта Anketolog.Ru, считают ли они, что характер может меняться в зависимости от того, в каком регионе живет человек, что определяет эти изменения, а также какие черты характера они считают в большей степени присущими для жителей различных частей России.

Характер россиян в разных регионах страны

На вопрос «существуют ли различия в характерах жителей разных регионов России, и насколько они сильны», преимущественное  большинство респондентов — 83% ответили, что различия есть, причем 29% из этого количества опрошенных уверены, что они сильно заметны.

Чем характер жителей Урала отличается от характера сибиряков

На вопрос о том, что влияет на характер жителей различных регионов России, большинство опрошенных считают, что это уровень жизни людей, проживающих на определенной территории (72%) и национальные особенности (77%). Сферу деятельности региона, как важный фактор формирования характера, отметили 45% респондентов.

Из тех 5% участников исследования менталитета россиян, кто выбрал вариант «Другое», каждый второй указал «климатические условия» в качестве фактора, влияющего на формирование характера.

Чем характер жителей Урала отличается от характера сибиряков

Менталитет россиян

Для ответа на вопрос, какие черты характера присущи жителям того или иного региона, мы предложили респондентам список из 17 качеств:

Честность Щедрость Жадность Злоба ВспыльчивостьСпокойствие Патриотичность Дружелюбие Забота Грубость ЛеньТрудолюбие Тактичность Веселость Чувство юмора ЗамкнутостьОткрытость
  • …и просили выделить по три из них, которые, на их взгляд, характерны для жителей:
  • Дальнего Востока Кавказа Севера Сибири Урала
  • Центральной России и Поволжья
  • По мнению респондентов (жителей России), сибирякам присущи такие черты характера как спокойствие — 37%, дружелюбие — 33% и щедрость — 25%.
  • Сами же сибиряки чаще отмечали у себя дружелюбие — 46%, трудолюбие — 41% и открытость — 33%
  • Чем характер жителей Урала отличается от характера сибиряков
  • При оценке жителей Дальнего Востока 23% респондентов указали, что для проживающих в этом регионе присуще спокойствие (38%), трудолюбие (21%), дружелюбие (19%).

Примечательно, что, несмотря на довольно устойчивое понимание, что такое регионы Дальнего Востока, почти половина участников нашего исследования не смогла выделить характерные для жителей Дальнего Востока черты характера. 46% затруднились с ответом.

  1. Специалисты ИОМ Анкетолог склонны объяснять такое положение вещей тем, что в сознании многих россиян Дальний Восток и Сибирь являются чем-то единым — большим, суровым регионом со схожим климатом и непростыми условиями жизни.
  2. Оценивая же самих себя, жители Дальнего Востока уверенно отметили  в своем характере дружелюбие (70%), щедрость (60%) и трудолюбие (60%).
  3. Чем характер жителей Урала отличается от характера сибиряков
  4. О жителях Центральной России и Поволжья  мы получили самые неоднозначные ответы (очень небольшой оказалась разница в процентном соотношении между различными чертами характера).
  5. Тем не менее, некоторый перевес проявился в пользу дружелюбия (20%), трудолюбия (19%) и жадности (18%).
  6. Жители Центральной России и Поволжья назвали себя  трудолюбивыми — 42%, спокойными — 34% и честными — 24%.
  7. Чем характер жителей Урала отличается от характера сибиряков

Жителям Севера 32% россиян также не смогли присудить никаких примечательных черт характера, они затруднились с ответом. В целом же, россияне считают жителей Севера спокойными (39%), трудолюбивыми (33%) и дружелюбными (26%).

  • Сами северяне отмечают у себя те же качества, что и жители других регионов: спокойствие (62%), дружелюбие (35%), трудолюбие (31%).
  • Чем характер жителей Урала отличается от характера сибиряков
  • Жителям Урала соседи по стране присудили дружелюбие (26%), трудолюбие (24%) и спокойствие (19%).

Сами уральцы отметили, что им, помимо трудолюбия (40%) и дружелюбия (30%), свойственно и чувство юмора (38%). Возможно, именно оно и позволило разбавить «стандартный» портрет россиянина, составленный нашими респондентами.

Чем характер жителей Урала отличается от характера сибиряков

Оценка россиянами менталитата жителей Кавказа особых затруднений у респондентов не вызвала.  По мнению россиян, жители Кавказа значительно отличаются по характеру от жителей других регионов России, им присущи вспыльчивость — 78%, щедрость — 35%, патриотичность — 22%, а также грубость — 22%.

  1. Кавказцы во многом согласны со сторонней оценкой. Они также отметили свою  вспыльчивость (83%) и щедрость (76%), но присудили себе еще дружелюбие (29%) и чувство юмора (29%)
  2. Чем характер жителей Урала отличается от характера сибиряков
  3. Примечательно следующее: несмотря на то, что большинство участников опроса о менталитете россиян  в самом начале указали, что, по их мнению, характер россиян, живущих в разных регионах, отличается, на деле оказалось, что основные черты все же схожи.
  4. Среди спокойных жителей почти всей России выделился только вспыльчивый Кавказ.
  5. *Всего в опросе приняли участие 383 участника проекта, которые распределяются по регионам России следующим образом:
  6. 23% — Сибирь
  7. 48% — Центральная Россия и Поволжье
  8. 3% — Дальний Восток
  9. 7% — Север
  10. 13% — Урал
  11. 6% — Кавказ

Источник: https://iom.anketolog.ru/2014/04/08/regiony-s-harakterom-vliyaet-li-mesto-prozhivaniya-na-mentalitet-i-povedenie

«Ты что, с Урала?» Пять черт уральского характера на примере Коляды и Шахрина

Все мы не раз слышали ироничное выражение: «Ты что, с Урала?» Доктор философских наук, доцент, профессор Уральского федерального университета Татьяна Круглова провела целое исследование и выяснила, кто он, этот «человек с Урала», и почему за этим выражением нередко скрывается что-то «провинциальное» и очень обидное для жителей Екатеринбурга и других уральских городов. Примеры она искала в творчестве людей, с которыми у многих жителей России ассоциируется Урал: Павла Бажова, Бориса Рыжего, Николая Коляды и Владимира Шахрина. Портал 66.ru побывал на лекции Татьяны Кругловой «Корявая уральская порода» в ГЦСИ и записал для вас основные тезисы ее выступления.

Чем характер жителей Урала отличается от характера сибиряков
Татьяна Круглова во дворе ГЦСИ

Шахрин — простой парень с Урала

— Выражение «Ты что, с Урала?» всегда подразумевает очень простых людей. Понятие простоты за Уралом закрепилось в высшей степени, нежели за жителями других регионов. Например, за сибиряками — крепость, надежность, мужественность.

За уральцами же — простота, незатейливость, обязательно провинциальность и несовременность. Но, заметьте, в этой простоте есть что-то безобидное: нескладность, отсутствие светского лоска и образованности. Это доказать невозможно никакими социологическими замерами.

Но это мнение часто обыгрывается достаточно драматично и серьезно уральскими деятелями культуры.

Начиная с произведений Павла Бажова, у которого показана жизнь простых уральских людей, рабочих, мастеровых, простых жителей Урала вообще, и заканчивая песнями любимого нами Владимира Шахрина, который очень активно поддерживает этот образ простого парня с Урала уже на протяжении 30 с лишним лет.

Чем характер жителей Урала отличается от характера сибиряков

Почему уральцы себя стыдятся

Жители других городов не скрывают любви к родному месту, к своей малой родине.

Это касается людей, живущих, например, в Ярославле, в Арзамасе, что уж говорить о петербуржцах и москвичах! Есть места, которые любят и о которых писатели, поэты, музыканты сложили самые прекрасные слова: Булгаков безумно любил Киев, Фазиль Искандер с нежностью, расцветающей на устах, говорил о родной Абхазии… С Уралом такого практически не происходит. При этом есть много людей, которые безусловно привязаны к этому месту и связывают себя и свою жизнь с ним. Но они никогда не говорят о нем слова любви.

Мы с некой стыдливостью водим иностранцев и жителей других российских городов по Екатеринбургу. Даже увлеченно рассказывая, мы немного смущаемся: вроде как «что здесь такого необычного?».

Несмотря на то что наш город — далеко не самое плохое место на Земле (у нас не самый ужасный климат, а степень комфорта гораздо выше, чем в среднем по России), странный комплекс все равно остается.

Любовь здесь трудна и часто смешана с негативом и отторжением.

Чем характер жителей Урала отличается от характера сибиряков

Бажовский след

Кто населяет мир Бажова? Люди, которые вгрызаются в недра земли, как кроты, которые роют ходы — в их деятельности мало героического. Бажов создал мир других русских.

Он ушел от русского мифа, Платона Каратаева, Ивана-дурака и других традиционных понятий о русском мужике.

Тот уральский мастер, которого он создал, — это совсем не тот русский мужик, которого мы знаем по другим произведениям.

Довольно условный и фантастический мир, созданный Бажовым, и след, который он оставил этим миром, породили множество откликов и вариаций. Борис Рыжий, Николай Коляда, Владимир Шахрин — никто из них не обращался к бажовской теме напрямую, но увидеть след его творчества можно.

Действительно, если мы говорим про Коляду, собрав все мнения с «помоечной эстетикой», «барахольщиком» и подобными — слово «корявая» к нему относится. Первая реакция на стихи и мир Бориса Рыжего тоже есть плод некой «корявости», а именно — отсутствие классических соразмерностей, гармонии между элементами в этом мире, отсутствие твердой, надежной опоры.

Самое главное, что за «корявостью» под видимой простотой скрывается определенная сложная система. Также имеется в виду что-то недоделанное, сырое и необработанное, ведь мастер берет породу «корявой» и умеет разглядеть в ней будущее прекрасное изделие. Только его надо увидеть.

Чем характер жителей Урала отличается от характера сибиряков

На Урале нет счастья и гармонии

Несмотря на всю сомнительность обобщений, нельзя не заметить, что уральская земля не произвела на свет ничего «позитивного», «жизнерадостного». Все почитатели и критики творчества Рыжего и Коляды всегда подчеркивают, что в их мире нет счастья, покоя и гармонии. В мире Бажова в финале устанавливается справедливость, но герои, через которых это происходит, не бывают счастливы.

Горная мифология — очень редкая и, с одной стороны, должна быть образом чего-то прочного и надежного. В то же время в мире Бажова, Коляды и Рыжего всегда есть неустойчивость, у людей нет почвы под ногами, они постоянно находятся в состоянии творческого беспокойства. Эти мотивы часто сопровождаются огромным насыщением образов смерти.

Стихи Бориса Рыжего — почти энциклопедия погребальных образов. У Коляды в его драматургии мы постоянно видим некую могилу, а момент с трупом часто становится высшим напряжением действия. Смерть является другой стороной жизни, без которой герои не могут жить.

Читайте также:  11 продуктов, которые русские едят неправильно
Чем характер жителей Урала отличается от характера сибиряков

В горной мифологии написано, что мастерам запрещено быть счастливыми, они обречены и платят своим несчастьем за труд, который добывают из недр земли.

Если в земледельческих культах из лона Матушки-Земли черпают энергию — и возрождаются, то в горной мифологии все мастера, вгрызаясь в недра земли, наоборот, отдают ей энергию, поэтому долго не живут, «хезают», как писал Бажов, и умирают. Эта порода построена на смертоносном начале.

Уральцы играют на понижение

Борис Рыжий всё время играет на понижение: приходится с трудом узнавать прямые цитаты Лермонтова, Бродского, Лугового в нарочито сниженном виде. Рыжий создавал себе некий образ простого мальчика со Вторчермета, немножко «приблатненного», со скандалами, с поножовщиной, с драками, нецензурной лексикой, который дружит с публикой из социальных низов, пишет о них…

Эта обманчивость — очень важная вещь.

Как и у Коляды: любовь к маргиналам, бомжам, проституткам, нищим… Но при этом в тщательно продуманной им сценографии, музыкальном оформлении, во всей концепции многослойного спектакля мы находим мощный культурный пирог, колоссальную образованность бесконечных отсылок, реминисценций и перекличек. Это и есть скрываемая культурная образованность, книжность, игра в простоту.

Чем характер жителей Урала отличается от характера сибиряков

Мир Коляды скрыто-сентиментален, и в каком-то месте сентиментальность прорывается вне всяких барьеров, иногда почти за пределами эстетического вкуса. Эта же нежная, пронзительная нота сопровождает все стихи Рыжего.

В мире Бажова сентиментальность отсутствует, там есть другие скрепы. А в мире 90-х гг., на которые приходится творчество всех описанных авторов, сентиментальность оказывается безопорной.

Она чрезвычайно драматична, очень серьезна и совершенно лишена иронии.

Источник: https://66.ru/news/freetime/187963/

Чем сибиряки отличаются от русских?

Говоря «сибиряк» мы подразумеваем «закаленный характер» и «крепкое здоровье». Во многом это так. Но история, жизнь и мировосприятие сибиряков раскрывают нам куда более интересные подробности.

Этимология

Чем характер жителей Урала отличается от характера сибиряков

Термин «Сибирь» гораздо более древний чем, к примеру, «Русь». Его корни восходят к V веку. На татарском это слово звучит как «сэбэр», что в переводе означает «метет пурга».

По версии исследователя З. Я. Бояршиновой термин «Сибирь» происходит от названия этнической группы «сипыр», хотя ее выводы многими оспариваются. Позднее это слово стало связываться с тюркоязычным народом, жившим на берегах Иртыша в районе современного Тобольска.

Интересно, что до XIII века слово «Сибирь» было в обиходе исключительно по отношению к народности и лишь позднее его стали употреблять к области проживания людей. «Сибирь» как название земель впервые упоминается у средневековых иранских хронистов, а в 1375 году в Каталонском атласе появляется область «Sebur».

Чем характер жителей Урала отличается от характера сибиряков

В 1483 году в Западной Сибири впервые появляются русские: это была «судовая рать», посланная Иваном III чтобы подчинить вогульских князей. Но началом проникновения русских в Сибирь считается 1581 год – поход казаков и служилых людей под предводительством Ермака.

За полстолетия активного освоения сибирских просторов русские первопроходцы дошли до Охотского моря, а еще через столетие – до побережья Северного Ледовитого океана. Покорение новых земель сопровождалось активными контактами с коренными народами Сибири. Однако помимо диалога отношения с туземцами зачастую приводили к серьезной конфронтации.

С XVII столетия в Сибирь начинают активно ссылаться каторжане. В распоряжении Алексея Михайловича даются указания «устроять с женами и детьми на пашню, давая им ссуды и всякие угодья на пропитание». Но в Сибирь едут и по собственной воле представители самых разных специальностей – от плотников и золотоискателей до купцов и промышленников в надежде разбогатеть или найти лучшую жизнь.

Многие из первопроходцев нашли в сибирской земле свою новую Родину и больше не вернулись в европейскую Россию.

Постепенно знакомясь с бытом коренных обитателей этих мест – хантов, манси, якутов, бурятов и вступая с ними в торгово-экономические и культурные отношения русские осваиваются в суровых природных условиях и закладывают фундамент выживаемости для последующих поколений колонистов: таким образом формируется русско-сибирский генофонд.

Чем характер жителей Урала отличается от характера сибиряков

Вспомним, что появившееся на карте России Сибирское ханство это осколок некогда пестрой по этническому составу Золотой Орды. Однако и сегодня неоднородный сибирский этнос активно преобразуется.

Социологи отмечают, что последнее время во многом из-за снизившегося уровня жизни усилился отток коренных сибиряков в центральную Россию и Европу.

Взамен убывших города Сибири активно пополняются гастарбайтерами из Средней Азии и Китая.

Сибирский характер

Чем характер жителей Урала отличается от характера сибиряков

В силу многонационального состава сибирского этноса у местных жителей с самого детства развиваются толерантность и стремление к многообразию. Огромную роль в формировании «сибирского характера» сыграл суровый климат этих мест, который привил жителям стойкость, выносливость, терпеливость и самостоятельность.

Однако социологи помимо положительных качеств сибиряков – благожелательности, прямодушия, искренности, толерантности находят и не очень привлекательные – хитрость, скупость, легкомыслие и даже лень.

Исходя из подобной диалектики исследователи делают следующие выводы: сибиряки охотно приходят друг другу на помощь, радушно принимают гостей, но проявляя при этом сдержанность и закрытость.

Чем характер жителей Урала отличается от характера сибиряков

Новосибирский социолог Ольга Ечевская отмечает что «оторванность жизни сибиряков — важная часть их регионального самосознания». Историк Юрий Чернышов в своих выводах идет дальше. Он призывает исследователей обращать внимание не только на городские центры Сибири, но и на «глубинку».

«Нужно идти в народ, в деревни и сёла, потому что крупные города — это не показатель. Только глубоко укоренённая идентичность, прочные традиции и уклад расскажут о людях то, что сами они проговорить не в силах», – заключает исследователь. Но верно и другое: именно Природа, а не цивилизация является для сибиряка главным носителем и образчиком его подлинного духа.

Источник: https://russian7.ru/post/chem-sibiryaki-otlichayutsya-ot-russkikh/

Геннадий Быконя: «Сибиряки исторически стали носителями лучших качеств русского народа»

История освоения Сибири сегодня интересует ученых всего мира. Не последнюю роль в этом играют особенности народа, населяющего эту землю.

Когда-то было модно сравнивать Зауралье с Америкой: бывшая колония, населенная европейцами и экс-рабами, отвоевала независимость, так не пора ли и нам бороться за самостоятельность? Причину того, что история Сибири неразрывно связана с историей Российской империи, известный красноярский ученый, профессор КГПУ Геннадий Быконя видит в нашем менталитете.

«Карымый» народ

Чем характер жителей Урала отличается от характера сибиряков

Геннадий Федорович, откуда разговоры о самобытности сибиряков, нашем особом характере и типе внешности?

До революции первая сибирская интеллигенция впервые выдвинула теорию о том, что сибиряки — особый этнос, отдельная народность со своими традициями и отличными от россиян чертами.

Понятно, почему появились такие рассуждения: Сибирь всегда являлась не более чем экономической колонией, и отношение к ее жителям было соответствующее. Например, за Уралом долгое время не открывали высших учебных заведений.

Когда красноярский купец Сидоров выделил пуд золота на открытие университета, его сочли сумасшедшим. Генерал-губернатор Западной и Восточной Сибири даже велел медикам его обследовать на предмет вменяемости.

На фоне этого появились «областники», утверждавшие, что Сибирь — вторая Америка, которой также следует отделиться. «Самость» сибиряков сильно преувеличили.

Аргументы приводили разные, брали в пример работы этнографа Афанасия Щапова. Щапов в свое время писал любопытные антропологические очерки, утверждал, что у сибиряков даже свой идеал красоты. Провели эксперимент: трем дочкам иркутских купцов показали портреты представителей трех рас: европеоида, негроида и монголоида, а также метисов. Вот кого бы выбрали в мужья вы?

Европеоида, надо полагать…

Значит, вы не коренная сибирячка, или ваши предки живут здесь не столь много поколений (смеется). Потому что все три девушки выбрали метиса европеоида и монголоида. Потому что он «карымый» — красивый, в отличие от русака, который, по их словам, «моганый» — поганый. Такие взгляды легко объяснимы смешанными браками, которые всегда процветали в наших краях.

Именно поэтому сибиряки даже антропологически отличаются от европейских россиян. Местные старожилы кареглазы, смуглы и темноволосы, они пониже ростом и покрепче телосложением.

Современные этнографы также отмечают эти особенности, и все же, после долгих исследований, ученые пришли к выводу, что сибиряки — не особая народность, а разновидность великорусского народа. А внешность объясняется большим разбросом народностей, которые в разное время здесь проживали.

Представьте себе, даже сегодня в Красноярском крае говорят на 122 различных языках и наречиях! Еще в глубокой древности Енисей был торной дорогой для мигрантов из самых разных уголков света.

Другое дело менталитет сибиряка как стержень национального характера. В этом плане мы всегда отличались от великорусов.

Об этом много писали исследователи нашего университета, одна из самых достойных работ у Бориса Андюсева, который провел большую работу и обобщил дореволюционный материал.

Сибирский характер — это не только выносливость и неприхотливость, которую так ценили на войне. Сибиряк более рационален, расчетлив, практичен, для него характерны инициативность и самостоятельность.

Дело в том, что за Уралом никогда не было поземельной общины, игравшей огромную роль в жизни российских крестьян. У нас было много земли, результатом чего стало потребительское отношение к природе.

Люди не привыкли беречь окружающую среду: низкая плотность населения сыграла свою роль. Долгое время земледелие было экстенсивным, господствовали перелог и подсека, после которых на участке нельзя было сеять по 50-60 лет. Аукается нам это до сих пор.

Перед распадом СССР наши плодородные земли были настолько истощены, что восстанавливались только на одну треть: мы жили в кредит у будущих поколений. Поэтому мы до сих пор держимся за ГЭС, из-за которых теряем самые плодородные земли — пойменные.

Нам не жалко! Поэтому у нас и захламлены окрестности городов — у людей нет природоохранного навыка.

Чем характер жителей Урала отличается от характера сибиряков

В Сибири было военно-бюрократическое управление, и очень большую роль в жизни региона играли казаки — государственные служащие. Их психология была проста: если воевода нас обижает, значит, он чинит вред государству.

Примерно так же рассуждали крестьяне: мы платим налоги, кормим страну, какое же право начальник имеет поступать с нами не по совести? Не боялись писать жалобы царю, а то и поднимать бунт против самоуправщиков — просто переставали им подчиняться.

Недаром управителей в нашем регионе часто сменяли. Только в Красноярске дважды изгоняли воевод, в 1695 и 1718 годах. И горожане годами правили самостоятельно: избирали коллегию судей, которые решали городские дела, руководили сбором налогов. Енисейцев прозвали «свозниками» — обманщиками, а красноярцев — бунтовщиками и ябедниками.

Неслучайно упрямые красноярцы даже друг с другом предпочитали выяснять отношения в суде — могли судиться годами, и некоторые даже разорялись на этом. Знаменитая фраза: «Умен, лукав и расчетлив, как сибиряк» — авторства Екатерины Второй, которая претендовала на знание психологии народа.

Она даже написала пьесу о том, как сибиряк, приехав в столицу, дурачил светских дам.

Свободно-несвободные

Если сибиряки были настолько свободны и активны, почему же не сложилась нация?

Понятие «сибирский характер» — не столько научное, сколько бытовое. Оно впервые прозвучало в публицистике времен ВОВ. Русские, пришедшие в Сибирь в конце XVI века, действительно сразу повели себя как лидеры. Они попытались ввести среди коренных народов свои порядки.

Читайте также:  Как нельзя перед иконами зажигать лампады

Но им пришлось столкнуться с суровыми климатическими условиями Зауралья и тяжелейшей работой. Если европейская часть России уже переживала эпоху индустриализации, то здесь приходилось поднимать сельское хозяйство и производство с нуля.

К тому же новым и новым притоком европейцев размывалась сложившаяся прослойка лидеров. Что будет, если в бочку с вином, которую поставили бродить, то и дело подливать новые сорта напитка? То же было и в Сибири: люди ехали сюда беспрерывно. Все это смешивалось, перекипало.

Сибирь называли «золотым дном» России.

Впервые эту особенность нашей земли отметили ссыльные «народники».

Они называли Сибирь социологической лабораторией, в которой одновременно существовали явления из разных исторических периодов: рабство, крепостничество бок о бок с вольными земледельцами на вольной земле.

И это при свободолюбии наших людей, которые не боялись доходить до царя со своими просьбами. Взять хотя бы ачинских мещан. Документально зафиксировано, что они дошли до Николая Первого, чтобы добиться своей правды. И государь уступил им.

Тяжелая работа наложила свой отпечаток на наш характер: мы умеем много и упорно трудиться, способны выдерживать максимальные перегрузки.

С другой стороны, у сибирского крестьянина куда шире кругозор, он всегда был грамотнее и сообразительнее деревенского жителя из Центральной России. У нас до сих пор культурный уровень значительно выше. Областной город европейской части страны по нашим меркам — большая деревня.

Наша земля славилась меценатами. Упомянутый уже купец Сидоров был баснословно богат, но все свои деньги по завещанию он оставил Русскому географическому обществу на изучение Севера.

Первым организовал экспедицию из Енисейска Северным морским путем в Англию! В Лондон на всемирную выставку Сидоров лично привез образцы всех минералов и горных пород Сибири, активно поощрял развитие науки и культуры в регионе.

Зато своим детям он не оставил ни копейки, заявив, что им нужно пробиваться в жизни собственным умом.

А сейчас что в нас осталось от тех, былых, сибиряков?

Чем характер жителей Урала отличается от характера сибиряков

Хотя большинство этих особенностей — не признак нашей самобытности, а просто ярко выраженные черты русского характера. Изучив историю, я пришел к выводу, что сибиряки — носители лучших качеств русского народа.

Неслучайно сегодня в поиске нового национального стержня опираются именно на эти важные для россиянина качества. Правда, куда заведут нас эти поиски, пока непонятно.

Нас бросает между идеологией олигархии и традициями интеллигенции и дворянства.

Практическая религиозность

Вы ни словом не обмолвились о том, какую роль в жизни сибиряков играет духовность.

Здесь мы мало чем отличались от всей русской земли. Русский человек всегда был в меру суеверен, в меру религиозен, в меру атеист. Интересно, что и на этой стезе наши люди всегда умели облечь в духовную оболочку решение своих мирских интересов. Приведу в пример простую историю, о которой я узнал, изучая документы.

Пономарь Есауловской церкви Коновалов положил глаз на участок в районе села Рыбинское. А земли в том районе были ясачные, их трогать запрещалось. Тогда смышленый церковнослужитель обратился к епископу: бывал я, мол, в тех краях и подвергся смертельной опасности. И дал себе обет — если выживу, поставлю часовню.

Так разрешите мне поселиться в тех краях, чтобы содержать ту часовню и чистоте и порядке. Вот так нехитро церковник присвоил земли.

Конечно, было и много подвижников, известны и такие имена, как Василий Мангазейский, Данила Ачинский. Но основная масса людей фанатиками никогда не были, нашу религиозность можно назвать практической. Взять хотя бы отношения местных жителей к каторжникам, которые постоянно потоками шли в Сибирь.

И крестьяне, и купцы жалели арестантов, их жены выносили на стоянки этапа угощения. В каждом деревенском дворе на заборе была оборудована полочка, на которой ночью оставляли буханку хлеба и крынку молока — для беглых.

Ночью им помогали, а днем нещадно отлавливали и сдавали полицейским за вознаграждение.

Широко прогремела история про сибирских «горбачей», которые летом нанимали работников из беглых и ссыльных. Когда приходилось рассчитываться, хозяин его убивал, забирал всю выручку обратно и искал нового работника. Об этом явлении XVII-XIX веков сохранилось много документов и даже журнальные статьи.

Ходят разные слухи и о некорректном поведении местного духовенства. Мол, гуляли, пропивали казенные деньги…

Скорее всего, эти слухи связаны с историей о строительстве первых каменных храмов в Красноярске. Но тут отличились вовсе не священнослужители, а строители. Для возведения Рождественского собора пригласили енисейского посадского Сокольникова.

А он пустил деньги в другое дело, поэтому даже не залил фундамент для здания: просто покрасил известкой землю и начал класть сверху кирпичи. Стоит ли удивляться, что вскоре стены рухнули. Достраивал церковь уже другой человек, в итоге строительство затянулось на 20 лет.

В советское время, кстати, храм снесли, а до того на его крыше тренировались парашютисты.

Еще один собор возводили на месте, где теперь стоит краевая администрация. Он рухнул тогда, когда уже начали делать перекрытия на крыше. Неудивительно, что в бытовом сознании эти истории трансформировались в байки о том, как попы пропили казенные деньги.

Вместо краеведения — религия

А как вообще сейчас развивается краеведение в Красноярском крае?

Это больная тема для многих историков. С одной стороны, краеведение растет, набирает обороты. Все больше исследователей-любителей появляется в крае.

Краеведы собирают очень ценный, интересный материал, пишут неплохие работы по истории районов — больше 20 районов уже опубликовали книги.

Местные музеи активно работают с молодежью, общественное краеведение становится все более профессиональным.

С другой стороны, не хватает материальных ресурсов, чтобы развернуться на весь край. Книги издаются либо за счет авторов, либо благодаря меценатам, либо при поддержке грантовых программ. Как результат — они выходят маленькими тиражами и доходят далеко не до всех школ и библиотек.

Я считаю, что необходимо издать серию хрестоматий с документами и подборкой фольклора об истории нашего края, но это большой труд, который пока не готов никто поддержать.

Литературу по истории региона найти трудно, а ведь стоило бы переиздавать все книги, которые так или иначе связаны с воспитанием молодого поколения не реже, чем раз в 10 лет.

Другая сторона медали — незаинтересованность школ в развитии краеведения. При Александре Хлопонине активно действовала программа поддержки регионального национального компонента. Теперь эту программу потихоньку спускают на тормозах.

В некоторых школах перестали вести краеведение как обязательный предмет. Представляете? Вместо него вводят религиоведение. А все потому, что нет жесткого контроля за тем, как изучается история родного края в образовательных учреждениях.

О каком же патриотизме может идти речь?

Мы на кафедре отечественной истории Красноярского государственного педагогического университета несколько лет работаем над трудом «Красноярье. Пять веков истории». Первые издания этого научного пособия по изучению истории региона выпускались исключительно за счет издательства «Платина».

Последняя книга вышла очень маленьким тиражом. Просто потому, что она не востребована: школы не покупают, педагоги мало интересуются собранным в ней материалом. А ведь даже в капле воды отражается солнце. И в каждой локальной истории даже самой маленькой деревеньки — история России.

И забывать о краеведении просто недопустимо.

Досье «ВК»

Геннадий Быконя, доктор исторических наук, профессор КГПУ

Родился в деревне Малая Камарчага Манского района. После 10-го класса работал школьным лаборантом в кабинете физики. В 1963 году окончил Красноярский государственный педагогический институт.

Работал в Абанской школе, затем стал директором вечерней Абанской школы рабочей молодежи. С 1966 года — сотрудник КГПУ. Докторскую диссертацию защитил в 2002 году.

Основной круг исследований связан с периодом феодализма: историко-демографические проблемы, народонаселение, география расселения, хозяйственная жизнь и т. д.

Кира Сергеева, «Вечерний Красноярск» № 38 (279)

Источник: http://newslab.ru/article/337753

Типичный провинциал: как отличить сибиряка от южанина

Чем характер жителей Урала отличается от характера сибиряков

Как повидавший виды нашей родины с ее разных концов человек, могу заверить тебя: в далеких друг от друга регионах различаются не только ландшафты, но и люди. Они даже говорят по-разному: конечно, диалекты разнятся не так, как в Германии, где даже существует немецко-баварский словарь, но иногда южанин сибиряка не разумеет. Если быть внимательным, можно научиться отличать одних от других с первых минут знакомства. Чем отличаются друг от друга сибиряк и южанин, северянин и житель Дальнего Востока?

Типичный сибиряк

Поскольку я всю жизнь видел вокруг себя сибиряков, сначала мне сложно было понять, чем они отличаются от остальных жителей России. Вроде бы самые обычные люди, среднестатистические, ничем особым не выделяются — как будто самый безликий народ. Однако чем дольше живешь на чужбине, тем лучше чувствуешь, что не по-нашему, не по-сибирски.

  • Сибиряк не считает, что шуба, дубленка, меховая шапка и унты (сапоги из оленьей шкуры) — это страшно, безвкусица и фу. То есть даже если считает, то всё равно не делает трагедии, если необходимо их надеть. Теплее всё равно ничего нет.
  • Слушая о том, как температура в Москве понизилась до минус десяти, сибиряк самодовольно ухмыляется и говорит: «Пожили бы они тут у нас, это в минус тридцать пять-то, когда детям разрешается не ходить в школу, а они с самого утра на санках перед домом катаются!» Сибиряки не любят мороз, но говорят о нем с гордостью.
  • Сибиряк знает, что такое вихотка и гача, и не допускает мысли, что это не известно всем остальным.
  • Даже в пасмурный день сибиряк самоотверженно лезет в море.
  • Сибиряк владеет секретным мастерством отмораживания окна в автобусе без рук: надо изо всех сил подуть на лед, и он растает.
  • Сибиряк лучше всех знает, как щелкать кедровые орешки. Когда он был маленьким, бабульки продавали их на улице стаканами, как семечки. Он расщелкивает их на две аккуратные круглые половинки.

Типичный южанин

Удивительно, но настоящий южанин — это почти один в один стереотипный южанин. Всё, что ты о них слышал, — правда. Если ты бывал на Украине, ты почти знаешь, что представляют собой типичные южане. Почти как украинцы, только русские.

  • Южанин говорит медленно и протяжно, старательно расставляя ударения. В условиях постоянной жары это помогает не забыть, о чем ведешь речь.
  • Летом южанин наполняет пластиковую бутылку водой, чаем или компотом и засовывает ее в морозилку, чтобы остудить. Иногда бутылка остается там непредвиденно долго, а южанин вспоминает о ней лишь тогда, когда ее содержимое намертво замерзает. Потом он пьет из бутылки по мере оттаивания жидкости, проклиная себя за забывчивость. Хотя некоторые замораживают напитки специально.
  • Южанин не говорит «да ладно» и «да ты что». Из его уст это звучит как «та ладно» и «та ты что» — потому что «та» — это, видите ли, не «да». Сказанное без других слов, одно «та» означает что-то вроде «да забей», «проехали», «не о чем говорить». До ужаса заразительная привычка.
  • Южанин знает, что такое бурак и сявство. Кроме него этого не знает никто.
  • Зимой южанин страдает уже при нуле, каждый раз ответственно заявляя, что «у нас тут в минус пять хуже, чем у них в минус тридцать».

Типичный северянин

  • Северянин знает, что такое полярный день и полярная ночь, и терпеливо объясняет всем, что да, на самом деле ночью может быть светло, а вот про полярную ночь все почему-то и так всё знают.
  • Северянину надоели вопросы про карликовые деревья.
  • Северянин видел северное сияние и на полных правах говорит, что это красиво.
  • Типичный северянин видел сугробы выше человеческого роста и даже ходил по проделанным в них дорожках, как по коридорам. Справа снег, слева снег, видно только то, что впереди, северянин чешет в школу.
  • Типичный северянин знает, что во всех северных странах высок процент самоубийств, особенно в темное время года. Возможно, это и уменьшает процент самоубийств на русском севере.
Читайте также:  Александр засс: почему его называли «железным самсоном»

Типичный житель Дальнего Востока

Туда вообще мало кто доезжает, этих людей мало кто видел. Большинство отправившихся во Владивосток на автомобиле отчаиваются уже в Иркутской области и поворачивают обратно. Дальний Восток — это очень тонкая наука.

  • Типичный житель Дальнего Востока не удивляется сахалинскому шиповнику размером с шоколадную медаль из детсада и хотя бы раз пробовал из него варенье.
  • Океан для него — это рядовое явление, как река для жителей всех остальных регионов.
  • Заокеанская жратва для этого чувака не экзотика.
  • Типичный дальневосточный житель знает, каково это — лететь в Москву восемь с половиной часов. Он понимает, что у него нет другого выхода, и при необходимости сделает это снова.
  • Он понятия не имеет, зачем нужно поддерживать российский автопром и кому нужны автомобили с левым рулем, когда полно и с правым.

Источник: https://brodude.ru/tipichnyj-provincial-kak-otlichit-sibiryaka-ot-yuzhanina/

Сибирский характер существует

Исследование основано на материале анкетного опроса, проведенного в Государственной Полярной Академии (Санкт-Петербург).

Надо отметить, что это высшее учебное заведение представляет собой интересное поле для изучения сибирской идентичности в силу того, что здесь, кроме представителей народов европейской России, учатся студенты из Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Они представлены многочисленными народами Сибири: русские, украинцы, буряты, тувинцы, хакассы, алтайцы, эвенки, эскимосы, коряки, камчадалы и т.д.Чем характер жителей Урала отличается от характера сибиряков

Для того чтобы выявить сибирскую идентичность у студентов-сибиряков была использована анкета, разработанная Сверкуновой Н.В. в ее исследовании «Региональная сибирская идентичность: опыт социологического исследования» (2002). Опрос был проведен в декабре 2002 года, было опрошено 100 студентов.

Территориальная идентификация – простое отождествление себя с населением Сибири, сибиряками или регионом (Сибирью) – выявила неоднозначные результаты: 64, 2% респондентов считают себя сибиряками, негативную территориальную идентификацию проявили 14,2% опрошенных (из них чукчи, эскимосы, камчадалы и коряки сообщили, что они относятся к Дальнему Востоку или Крайнему Северу), для 18,5% это не имеет значения. Тем не менее, сибиряками себя считают даже те, у которых родители приехали в Сибирь из европейской России: 4,2% студентов ответили отрицательно на вопрос: «Ваши родители или один из них родом из Сибири?».

Что касается «сибирского характера», ставшего нарицательным, большинство респондентов считают, что «сибирский характер» существует (81,5%). Отрицательно ответили 7,1% от числа опрошенных. Не смогли ответить 8,5% студентов.

Респонденты определяли «сибирский характер» с помощью метода подбора черт, т.е. констатировали, в какой степени предложенная черта характеризует исследуемый объект. Были использованы три варианта градации: «такого качества нет», «возможно, в малой степени», «выражено в большей степени». Всего черт характера в списке были семнадцать.

Модальная личность сибиряка, по мнению студентов-сибиряков, выглядит следующим образом: сибиряк – прежде всего, вынослив, прямодушен, искренен, благожелателен, честен, коллективист. Ему не присущи трусость, болтливость, скупость, легкомыслие.

Несмотря на такой положительный образ сибиряка для большинства студентов-сибиряков оказался ближе образ современного человека, представляемый средствами массовой информации (51,4%), «портрет» сибиряка, представленный в данном опросе – лишь для 20,0% респондентов и 24,2% от числа опрошенных не знают с кем себя соотнести.

45,7% от числа опрошенных считают, что большинство сибиряков обладают вышеуказанным «сибирским характером», 32,8% – что таких половина, 15,7% – что меньшинство, 4,2% – что таких нет.

На вопрос «На ваш взгляд, способны ли люди, которых в культурно-историческом смысле этого слова можно назвать сибиряками, сделать Сибирь высокоцивилизованной?» утвердительно ответили 45,7% опрошенных, не согласились 20,0% респондентов, не знают 27,1% участников опроса. Интересными являются их открытые ответы: «Высокий интеллектуальный потенциал, продуманность действий и отсутствие расовых и религиозных предубеждений – залог для этого», «Сибиряки лучше знают свои ресурсы, капризы природы», «В настоящее время наблюдается бурное развитие научной и культурной деятельности в сибирском регионе», «Цивилизация и Сибирь – не совсем совместимые вещи. Сибирь – природа, цивилизация – уничтожение природы. Сибири этого не надо», «Таких качеств как честность, искренность и выносливость недостаточно» и т. д.

Открытые ответы также являются подтверждением актуальности изучения проблемы Сибири и сибирской идентичности, которую подчеркивают 84,2% студентов-сибиряков: «Сибирь отличается своей культурой, самобытностью, надо уделить большое внимание для поддержания сибирской самобытности», «Для развития Сибири необходимо знать ее культурные особенности», «политика Российской Федерации занята лишь проблемами центра, а не провинций. Сибири мало уделяется внимания вообще», «Определенно, Сибирь – регион со своими особенностями, с огромным потенциалом развития. Это не сырьевой придаток Центра» и т.д.

Данное исследование выявило существование региональной сибирской идентичности у молодежи, проживающего в настоящее время вдалеке от Сибири, а также важность и актуальность изучения этой проблемы в дальнейшей перспективе.

Неоднозначность результатов исследования, на наш взгляд, вызвана тем, что здесь изучалась точка зрения на сибирскую идентичность у представителей разных народов Сибири, у которых проявление региональной идентичности обуславливается этнокультурными особенностями.

Источник: https://www.gumilev-center.ru/sibirskijj-kharakter-sushhestvuet/

Чем характер жителей Урала отличается от характера сибиряков

Территория России настолько велика, что русские люди, живущие в разных регионах нашей страны, существуют в совершенно разных условиях и начинают проявлять в своем характере особые черты, присущие жителям именно этих регионов.

Урал: российские нибелунги

Жители Урала в представлении остальной России обладают необыкновенно суровым характером. Профессор из Екатеринбурга, доктор философских наук Татьяна Анатольевна Круглова характеризует характер уральцев точным словом «антигламур». И хотя выводы профессор делает на основании произведений уральских авторов — сказочника Бажова, драматурга Коляды и поэта Бориса Рыжего, надо признать, что характеры авторов и их героев проистекают из суровых условий уральской жизни. Начиная с XVII века, Урал был границей русского мира, окраиной, где «до царя далеко, до Господа высоко», народ здесь жил угрюмый, суровый, надеющийся только на себя. Посетивший в 1890 году Екатеринбург Антон Павлович Чехов был поражен местными наповал. Он писал, что «здешний люд» внушает великороссу чувство ужаса скуластостью, лобастостью и огромными кулаками. Родиться такие люди могли не в избе, а прямо на чугунолитейных заводах, где роды принимают механики: «Входит в номер с самоваром или графином и того гляди убьет!» На характере уральцев действительно сказались сотни лет работ на казенных заводах, которые в 1702 году Петр Великий отдал Демидовым, которые наладили на Урале производство оружия для армии и стали одной из богатейших семей России. Управлялся Урал в те годы военными и жил по Горному уставу. С работниками Демидовы обходились сурово, выдавливая из них все соки, но за мастерство платили хорошо. На заводах закрывали глаза на разбойное прошлое, укрывали дезертиров и беглых, привечали раскольников и сектантов. Это было выгодно — с них можно было драть три шкуры и платить копейки. Поэтому на заводах сформировалось сообщество горнозаводчан с главным законом: терпеть и работать. Этнограф Д. А. Кузнецов в работе «Обзорная статья по введению в уральский менталитет» отмечает, что у ненцев уральцы переняли взаимопомощь, неторопливость, внимательность к деталям, у обских угров — уклончивость, а у зырян — находчивость и угрюмость.

«Железный кулак» России

Советское время закрепило в уральцах военнизированность, на Урал ссылали уголовников и неблагонадежных. Здесь начали строить огромные комбинаты: металлургический в Магнитогорске, Челябинский тракторный, Красноуральский, Уралхиммаш. Здесь ковали «ядерный щит» СССР и испытывали бомбы. По сути, Урал до сих пор остается «кузницей» России, ее «железным кулаком». Менталитет у жителей соответствующий. «Холодные, со специфическим чувством юмора, мрачные, неприветливые, грубоватые и медлительные, — так описывает стереотипы об уральцах автор А. Глухова в статье „Уральский характер в текстах и образах рекламы“. Но есть у жителей Урала и положительные черты — достоинство, мудрость, терпение, брутальность мужчин, работоспособность женщин и наконец, мастеровитость, особая заводская сметка, умение пахать до седьмого пота ради заветной цели, выносливость и неприхотливость. Уроженец Пермской губернии писатель, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, отмечал в жителях Урала черту, которая присуща русскому человеку вообще — это способность прилагать титанические усилия для достижения цели, а потом расслабление, безволие или чудачество, когда эта цель достигнута.

Сибирь: вольные хлебопашцы

Характер сибиряков формировался в совершенно других условиях. И если климатические условия были суровее условий на Урале (большой перепад суточных и годовых температур, морозы зимой, летом жара, гнус и болота), то в отношении властей здесь была вольница. Сюда бежали и ехали, шли и плыли за легкой добычей, за золотом, за пушниной. Беглецы здесь обретали свободу, а безземельные — огромные наделы земли. Коллективная монография авторов из Красноярского педуниверситета „Сибирский характер как ценность“ указывает, что сибиряков отличает необыкновенная приспособляемость к условиям жизни, смелость, стойкость, трудолюбие и взаимовыручка. Сибирские старожилы имели отличные слух и зрение, легко переносили тяжелые переходы и ориентировались в незнакомой тайге. Этнографы отмечают у сибиряков расчетливую храбрость: они ходили и на лося, и на медведя, но помнили, что помощи ждать неоткуда. Народа в Сибири жило мало, а к местным сибиряки относились хорошо. Проявление бытовой нетерпимости здесь — редкость. Из-за отсутствия помещиков жили в Сибири вольно, богато или зажиточно. В начале XIX века Енисейский губернатор Александр Петрович Степанов указывал, что крестьяне, в чьем хозяйстве было до трех лошадей, считались бедняками. Сибиряки всегда могли постоять за себя — в каждом доме было оружие и обращаться с ним умели все, даже дети. Сдать оружие, в том числе и охотничье, сибиряков заставили лишь большевики. В Сибири ценились такие качества, как честность, порядочность, умение держать слово, бережливость, аккуратность, добротность, расчетливость. Этнографы отмечали особую форму соперничества, которое было распространено у крестьян при ведении хозяйств, при пахоте, на сенокосе. В отличие от уральцев, у которых развит коллективизм, в сибирском характере главным стал индивидуализм, обособленность. Сибиряки славились гостеприимством, радушием, выносливостью, настойчивостью, мужеством и „необыкновенной терпимостью в трудах“. Декабрист Николай Васильевич Басаргин писал, что народ в Сибири „свободнее, смышленее русских крестьян… Он более понимает достоинство человека, более дорожит правами“. Была у сибиряков в почете и хитрость, которая в XIX веке даже заменяла слово „ум“. Объегорить пришельца считалось за честь. Отмечалось отсутствие суеверий, страха перед лесом, рациональность мышления и необыкновенная энергичность в освоении тайги. Опрос Центра Льва Гумилева, проведенный среди студентов-сибиряков Санкт-Петербурга в 2011 году показал, что чертами характера сибиряков до сих пор считают выносливость, искренность, честность, немногословность, основательность и щедрость. Но надо признать, что 70 лет советской власти не прошли даром и сосланные в Сибирь уголовники сильно „разбавили“ сибиряков, ослабив их черты, а приехавшие на стройки комсомольцы почти уничтожили индивидуализм.

Читать ещё •••

Видео дня. Космонавт улетел из СССР и вернулся в Россию

Источник: https://weekend.rambler.ru/other/42763888-chem-harakter-zhiteley-urala-otlichaetsya-ot-haraktera-sibiryakov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector