Что россия сделала для развития афона

 Роль Афона как важнейшего духовно-интеллектуального центра для формирования человеческой личности, для будущего России, Европы и мира в целом возрастает, заявили участники Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» в Зальцбурге на международной конференции, посвященной Святой Горе.

Восстановление связей России и Афона

«В новейший период истории России мы стали свидетелями того, как, преодолевая постепенно тяжелое наследие господства государственного атеизма, в России стала возрождаться духовная жизнь и восстанавливаться связь времен — и вновь на Афон потянулись русские паломники, активизировалась жизнь русских монахов на Святой Горе. Сегодня возрождаются связи России и Афона», — сказал президент Фонда Андрея Первозванного (ФАП), основанного в 1992 году с целью сохранения духовных, культурных и исторических традиций русской цивилизации, сенатор Сергей Щеблыгин.

По его словам, в православии особенное значение имеет традиция молитвенного поклонения верующих мощам святых, и фонд стал продолжателем дореволюционной традиции принесения святынь православного мира в епархии Русской православной церкви.

Мощам апостола Андрея Первозванного, принесенным с Афона в 2003 году, поклонились полмиллиона жителей крупнейших городов России (вплоть до Владивостока), а также Белоруссии и Украины, сообщил Щеблыгин.

А в 2007 году в страны СНГ с Афона для молитвенного поклонения были доставлены мощи евангелиста Луки.

В храмах, где находились святыни, было особенно много женщин, поскольку на Афон, как известно, доступ женщинам закрыт.

В русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне в 2007 году при активном участии ФАП была реконструирована больница с храмом во имя Всех афонских святых. Периодически фонд проводит паломнические поездки на Святую Гору. А в перспективе намерен поддерживать исследования по истории взаимодействия России с Афоном, жизни афонских подвижников, а также по искусству и архитектуре Святой Горы.

«Мы считаем, что развитие связей с Афоном, как центром религиозно-созерцательной и духовной жизни, имеет благотворный потенциал для жизни всего российского общества. Ведь в России православное христианство стало духовной основой жизни людей на огромных пространствах от Балтийского моря на западе до Тихого океана на Дальнем востоке», — сказал Щеблыгин.

  • Из русско-афонской истории
  • Президент ФАП напомнил, что с Афона на Русь приходили богословская ученость и переводы святоотеческого наследия, его влияние сказывалось в устроении монашества и развитии церковных искусств.
  • Так, в середине XI века преподобный Антоний Печерский, приняв на Афоне иноческий постриг, вернулся на Русь и основал первую обитель — знаменитую Киево-Печерскую лавру.

Во второй половине XV века на Святой Горе долгое время подвизался другой известный русский святой, ставший идеологом аскетического течения нестяжательства в русском монашестве, — преподобный Нил Сорский.

В начале XVI столетия по просьбе великого князя Московского Василия Третьего из афонского монастыря Ватопед на Русь прибыл преподобный Максим Грек — крупнейший переводчик и полемист своего времени, который внес огромный вклад в развитие русской богословской мысли и просвещения.

В XVII и XVIII веках духовное влияние Афона в России в силу секуляризации государственной и общественной жизни несколько ослабло. Обратный процесс начался в конце XVIII столетия и был связан с деятельностью преподобного Паисия Величковского.

Усвоив традиции афонских исихастов — непрестанно молящихся монахов-аскетов (исихия в переводе означает «безмолвие»), их «умной молитвы», — преподобный Паисий восстановил эти традиции в Русской церкви и стал основоположником русского старчества.

Преподобный Паисий оказал значительное влияние на многих православных подвижников конца XVIII и XIX веков. С его именем связаны два важнейших центра духовной жизни России — Саровская и Оптина пустыни.

А в эти обители, к старцам приезжали философы Иван и Петр Киреевские, Алексей Хомяков, писатели Николай Гоголь, Федор Достоевский, Лев Толстой, композитор Петр Чайковский, президент Академии наук, великий князь Константин Константинович Романов, преподобномученица, великая княгиня Елизавета Федоровна Романова и многие другие выдающиеся представители русской культуры и мысли.

С 50-х годов XIX века на Афоне отмечался стремительный рост числа монахов из России, и к началу XX века их было уже 4,8 тысячи человек, что составляло около половины всего населения Афона.

«Без преувеличения можно утверждать, что без духовного влияния Афона история и культура нашей страны были бы совсем иными, а Россия — другой страной», — отметил Щеблыгин.

По его словам, на протяжении более чем тысячелетней истории Святой Горы служение афонских подвижников духовно просвещало и многие другие народы. Российский сенатор выразил надежду, что форум в Зальцурге «поможет укрепить в общественном сознании представление о непреходящей ценности Афона для всей европейской христианской цивилизации».

Исихазм в современном мире

Главный научный сотрудник Института философии РАН, директор Института синергийной антропологии, почетный профессор ЮНЕСКО Сергей Хоружий в своем докладе «Афонский исихазм в его значении для современного понимания человека» отметил, что аскетическая традиция исихазма, накладывающая отпечаток на внутренний мир человека, играет «ключевую роль для православия» во всем мире.

Святая Гора, по его словам, веками является «очагом традиции исихазма», его ядром. А следовательно, Афон — «ядро ядра» (термин Павла Флоренского) по отношению ко всей православной традиции.

Один из основоположников исихазма Григорий Палама в средние века создал, по мнению Хоружего, не что иное, как «богословие энергий», столь востребованное в настоящее время.

«Афонский исихазм — неисчерпанный ресурс в духовной и социальной жизни современного человека, в поисках ответов на вызовы современности», — уверен профессор. Особенность же современных вызовов, по его словам, в том, что опасности, которые они несут, затрагивают не только общественные институты, но и личность, внутренний мир каждого человека.

Сегодня, подчеркнул Хоружий, «старые тренды секуляризации» (вытеснения религии из общественной жизни) встречаются с «новой тенденцией постсекуляризма», для которой характерно возвращение внимания к религиозным ценностям и стремление к диалогу светских людей и институтов с представителями различных конфессий и традиций. Соответственно, современные философы, антропологи ищут новые пути к осмыслению происходящего с человеком и обществом.

«Афонский исихазм способен многое дать для решения этой интеллектуальной задачи», — уверен Хоружий.

По его словам, в исихазме создан не философско-теоретический, а «опытный, практический способ, которым человек конституируется как личность». Он включает в себя и богословие, и феноменологию, и психологию, и «методическое руководство к антропопрактике».

В основе этого способа, по мнению профессора, лежит «собственный уникальный принцип — синергии». При этом под «синергией» понимается «согласное соработничество энергий Божественных и человеческих».

«Если человек стремится к соединению с Богом, то становится личностью. Исихастское восхождение к обожению (человека) имеет личностный смысл», — пояснил Хоружий.

  1. Новый способ — «синергийной конституции человека» — найденный на практике исихастами, ученый считает «ценнейшим вкладом исихазма в современную концепцию человека».
  2. Отношения с исламом и природой
  3. Директор Института византийских исследований, профессор Критон Хрисохоидис из Греции рассмотрел афонское наследие как «элемент развития межкультурного диалога».

По его словам, великий исихаст Григорий Палама в последние годы жизни был захвачен турками и перевезен в Малую Азию. «Его письма несут суть общения с представителями исламской мысли в Оттоманском государстве. В этих письмах видны (наряду с твердостью в вере) проявления сдержанности и толерантности», — подчекнул греческий профессор.

По его словам, Палама в напряженные моменты дискуссий с мусульманами использует чувство юмора, говорит, что если бы между ними не было разногласий, то они были бы людьми одной веры.

«И многорелигиозная среда современного общества не является угрозой конфликтов», — считает ученый. Исихазм, по его словам, дает примеры гармоничного ответа на вызовы современности. Это умение услышать другого, культура диалога, столь необходимая современному миру.

  • Касаясь отношения афонских монахов к природе, профессор Хрисохоидис отметил, что они всегда использовали окружающую среду, «не прерывая связи человека с природой».
  • «Сейчас часто делается упор на потреблении материальных товаров… Образ жизни православного монаха и сегодня не предполагает производства какого-либо мусора», — отметил византолог.
  • Он призвал современных европейцев учиться у святогорских исихастов не только мирному сосуществованию с мусульманами, но и бережному отношению к природе.
  • Источник: Рамблер.Ru 

Источник: https://www.solun.gr/news/105-rol-afona-v-zizni-rosii-i-mira-vozrastaet-schitaiut-eksperty

Афонские старцы сделали невероятные предсказания о России: что будет со страной после Третьей мировой войны

17 июня 2019, 13:36

Огромное количество предсказаний, которые делались в те или иные времена, связаны с Россией, ее процветанием или, напротив, постепенным упадком.

В большинстве случаев, согласно пророчествам, страна должна стать чуть ли не опорой мира и веры в лучшее будущее. Об этом говорила Ванга, Нострадамус и другие великие люди, которые оставили след в истории.

Испокон веков славяне верили, что Русь может стать преемником Византии и высоконравственной и высокодуховной страной, и если народ России сплотится, то устоит перед любыми преградами. Среди афонских старцев также были провидцы, которые заявляли о великом будущем нашей страны. Предлагаем вспомнить самые известные пророчества.

Иосиф-младший в 18 лет сделал своё пророчество о Третьей мировой войне и том, как именно она должна была начаться. Иосиф-младший являлся учеником известного Иосифа Исихаста и к его словам отнеслись вполне серьёзно.

Пророчество гласило, что война начнётся из-за мелкого конфликта между греками и турками, а Европа и Америка подтолкнут Турцию к полномасштабной войне.

Согласно пророчеству, Россия вмешается в конфликт и в итоге может исчезнуть с лица Земли около 8 процентов всех людей, настолько серьёзными будут последствия действий между странами.

«Тьма покроет все Балканы и Ближний Восток». Скорее всего, будет применено ядерное оружие, но победа останется за Россией, Соединенные Штаты Америки «лопнут, как воздушный шар», а Ватикан падёт и уже никогда не восстановит своё влияние.

Интересно и то, что Иосиф говорил о роли Ватикана в этой войне и после победы России в этой войне, влияние Ватикана навсегда исчезнет. Была и названа дата начала Третьей мировой войны — 2053 год.

Также он говорил и о другой войне, которая возникнет из-за мужеложства и других грехов людей, но не уточняются точные страны, которые будут замешаны в этом конфликте. Иосиф утверждал, что после войны воцарится мир на несколько десятилетий, а потом миром будет править Антихрист.

Греческий схимонах Анатолий утверждал, что в современной России будет править царь и многие люди сравнивают с царём Владимира Путина, который правит Россией на протяжении долгих лет. На Запада его власть сравнивают не с обычной должностью президента, а именно с властью царей при Российской империи.

Скимонах Анатолий также говорил о том, что Россия сможет напугать даже сильную Америку, которая уберётся прочь от нашей страны.

Иеросхимонах Иверского монастыря Максим также был уверен в появлении царя в современной России. Он прожил около семидесяти лет на Святой горе и многие люди обращались к нему за советами и чтобы узнать будущее.

Паисий Святогорец также говорил о России и войне между нашей страной и Турции. Он более сорока лет прожил в монастырях Афона и являлся уважаемым старцем, к советам которого прислушивались.

  • Он рассказывал о 2018 году, когда войска Турции должны были перегородить Евфрат, после чего наша страна должна была вмешаться в конфликт и начат войну с турками. Подобные строки есть и в «Апоклипсисе»
  • «Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного»
  • По предсказаниям, Турцию поддержат европейские страны, но Россию это не остановит , в результате Россию будут считать по всему миру.
  • И напоследок напишу о Матфее Вресфенском, который говорил о Третьей мировой войне из-за Сербии, но также указывал на победителя в войне, которым являлась России.

Мне сложно судить о различных предсказаниях и говорить об их правдивости, но отмечу то, что в глобальной войне не может быть проигравших и победителей. Необходимо сделать всё возможное, чтобы подобных событий не происходило в мире и надеюсь, что наша страна обретёт величие не за счёт воин, а за счёт сплочённых людей и развитию России по другим фронтам. 

Читайте также:  Кто на самом деле привел династию романовых «на царство»

Ранее Вольф Мессинг предсказал России особенное будущее.

Источник: https://www.rusdialog.ru/news-pressa/180204_1560767607

Мода на Афон

Русская православная церковь (РПЦ) прекратила евхаристическое общение с Вселенским патриархатом после того, как тот предоставил независимость Украинской церкви.

Отныне верующим запрещено молиться и причащаться в храмах, относящихся к Константинопольскому патриархату, в том числе и на Святой горе Афон. На Афон не раз ездил и президент России Владимир Путин, и другие политики и бизнесмены.

В 2005 году было создано Русское афонское общество, которое в том числе за счет средств жертвователей занималось реконструкцией храмов и монастырей Афонского полуострова.

Кто из политиков и бизнесменов ездил на Афон и зачем — в фотогалерее РБК

Президент России Владимир Путин

Владимир Путин ездил на Афон дважды. Первая поездка состоялась в 2005 году, вторая — в 2016-м

Вторая поездка Путина была приурочена к тысячелетию первого письменного упоминания о русских монахах на Афоне. «Путину хорошо известно, что значительный процент русских исповедуют православие и поэтому имеет смысл использовать Церковь и гору Афон, или Святую гору, как ее еще называют, в качестве пропагандистского инструмента», — писал тогда британский журнал The Spectator

Директор СВР Сергей Нарышкин

После визита Путина на Афон туда устремились многие российские политики. Например, бывший тогда спикером Госдумы Сергей Нарышкин ездил на Афон в 2016 году. «Я на Святой горе в первый раз и давно очень мечтал посетить ее», — поделился тогда Нарышкин. Позднее он возглавил Службу внешней разведки

Временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов

Бывший губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко побывал на Афоне не один раз. Он возглавляет попечительский совет Русского афонского общества.

Фотографий Полтавченко на Афоне в открытых источниках найти не удалось, однако многие из чиновников Санкт-Петербурга, в частности Александр Беглов (на фото в центре), после отставки Полтавченко назначенный исполняющим обязанности главы города, бывал на Афоне несколько раз. Он также является одним из жертвователей общественно-попечительского совета Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря

Основатель Русского афонского общества Константин Голощапов (на фото слева)

Русское афонское общество было создано после первого визита Путина на Афон в 2005 году «в целях сохранения культурных православных ценностей, играющих основополагающую роль в духовном развитии личности и общества в целом». Общество принимает участие в восстановлении некоторых объектов на Афоне, в том числе Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, в больницу которого на деньги фонда было куплено современное оборудование

В 2006 году был создан общественно-попечительский совет Афонского Свято–Пантелеимонова монастыря.

Среди жертвователей на сайте фонда указаны премьер-министр Дмитрий Медведев (посетил Афон в 2005-м), патриарх Кирилл, Александр Беглов, бизнесмен Аркадий Ротенберг, а также крупные компании и госструктуры — мэрия Москвы, служба строительного надзора Санкт-Петербурга, Центр государственной экспертизы Санкт-Петербурга, «Газпром-Регионгаз». В 2014 году городские коммунальные предприятия Санкт-Петербурга перечислили на счета фонда 17 млн руб., писала «Фонтанка»

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин

Посещение Афона стало популярным и среди других петербургских чиновников. Как писала «Фонтанка», постоянными гостями на Афоне были бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Лавленцев, его преемник Игорь Албин

Секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак

Турчак не раз был на Афоне. В 2017 году он поднялся на вершину горы Афон со словами «за ВДВ!», поделившись фотографиями и видео восхождения на своей странице в Instagram. В 2018 году он поехал на Афон за сутки до запрета РПЦ посещать монастыри Константинопольского патриархата. Совместным фото со своим заместителем он также поделился в социальной сети

Бизнесмен Иван Саввиди

Российский бизнесмен греческого происхождения в 2017 году был награжден медалью и получил благодарность президента Путина за помощь в подготовке к празднованию тысячелетия присутствия русских на Святой горе Афон

Бизнесмены Гурьевы

Владельцы «ФосАгро» Андрей Гурьев-старший (на заднем плане слева) и Андрей Гурьев-младший (на заднем плане справа) тоже посещали Афон. Гурьева-старшего «Новая газета» называла «давним приятелем патриарха Кирилла» и «главным по святыням».

Именно компания «ФосАгро» взяла на себя основную часть расходов по доставке в Москву и Санкт-Петербург из Бари левого ребра св. Николая, которое привезли в мае 2017 года. В столице поклониться мощам тогда пришли более 1,8 млн человек.

Юлия Сапронова

Источник: https://www.rbc.ru/photoreport/16/10/2018/5bc59ba09a7947d0940782fc

Владимир Путин отстоял две службы на Святой горе

Президент России Владимир Путин во второй раз посетил Святую гору Афон. В этот раз, помимо российского лидера, на Афоне был и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Столь высокий уровень представительства России оправдан — в этому году отмечается тысячелетие присутствия русского монашества на Святой горе. 

Русская община на Афоне за столетия то увеличивалась, то сходила почти на нет. Сейчас положение русского монашества здесь довольно хорошее. При поддержке Русской православной церкви реставрирован Свято-Пантелеимонов монастырь.

Афон — уникальная административная единица. Согласно конституции Греческой Республики, 20 монастырей, обители, несколько населенных пунктов имеют статус монашеского государства. Более того, для въезда в Афон требуется дополнительное разрешение.

Шенген тут можно даже не показывать. А женщинам даже в XXI веке появляться на Святой горе запрещено, добиться этого не смог даже Европейский союз. На этой территории 20 монастырей. 17 из них греческие, один сербский, один болгарский, один русский.

Деление условное — в разных монастырях можно встретить и граждан бывшего СССР, и румын, и греков. Формально Афон — каноническая территория Константинопольского патриархата.

Но всё-таки Пантелеймонов монастырь не просто называется русским, греки честно называют монастырь «руссик». Ведь влияние РПЦ на монастырь определяющее.

На Афон Владимир Путин прибыл по морю, как и большинство православных паломников. Сойдя на берег святой земли, российский лидер направился на молебен в храм Успения Пресвятой Богородицы. Но на берегу его остановили монахи, попросив сфотографироваться.

По афонской традиции гостям предложили отведать узо — анисовую водку. Войдя в главный храм Афона, Владимир Путин приложился к чудотворной иконе Богоматери «Достойно есть».

Службу президент слушал, встав к византийскому трону, над которым висели флаг Греции и флаг Византийской империи, последний сейчас используется Афоном и Элладской православной церковью.

— Братию Святой горы Афон хочу поблагодарить за теплый прием. Я здесь во второй раз и чувствую особую теплоту, доброту, самое лучшее отношение не только ко мне как к главе российского государства, но и к русскому народу в целом, — сказал Владимир Путин.

После молебна президент встретился со Священным кинотом — органом правления православной автономии. Во встрече принимал участие и президент Греции Прокопис Павлопулос. Владимир Путин отметил уникальную связь России и Афона, благодаря чему важные православные святыни, которые крайне редко вывозят из афонских монастырей, демонстрировались в разных городах России.

— Пояс Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря и десница святого Георгия Победоносца из монастыря Ксенофонт — приложиться к ним смогли сотни тысяч православных России. Хочу вас всех за это отдельно поблагодарить. Надеемся, что эта высокая, благородная миссия афонских монастырей будет продолжена, — сказал на встрече президент.

Позже Владимир Путин на катере отправился в русский монастырь на Афоне. Президент был здесь в 2005 году, общался с братией, звонил в колокол. Спустя почти 11 лет президент вновь оказался в русской обители на Афоне.

Владимир Путин признался, что многое вокруг не узнать. Запустения больше нет — только развитие. Глава России особо отметил, что нынешнее состояние Свято-Пантелеимонова монастыря — результат работы предстоятеля РПЦ.

— Я рад видеть в добром здравии Ваше Высокопреподобие. Вы внесли неоценимый вклад в восстановление этой святой обители, многое сделали для развития паломнического движения из России, — обратился к патриарху Кириллу Владимир Путин, осмотрев монастырь.

Дорогу от входа в монастырь до храма устлали листвой. По монастырю российского лидера водил патриарх Кирилл, который позже отслужил службу в храме монастыря. Перед началом службы Владимир Путин пообщался с известным старцем — игуменом Иеременией, которому уже больше ста лет. Служба была камерная.

Словно в такт службе под сводами храма раскачивались огромные люстры, для это послушники заранее закручивают цепи, на которых они держатся. Делается это по большим праздникам. Во время службы крестился и президент, и даже его личная охрана.

После службы Владимир Путин в библиотеке пообщался с патриархом Кириллом и духовником монастыря отцом Макарием. В это время вся делегация, сопровождавшая президента, направилась в монастырскую лавку, чтобы приобрести различные поделки, сделанные монахами. Некоторые вещи монахи дарили. Монастырь также не остался без подарка.

Владимир Путин привез в дар копию рукописи императорских Минологий XI века, которая была привезена в Россию из Афона в конце XVII столетия.

Источник: https://iz.ru/news/615845

Роль Афона в жизни России и мира возрастает, считают эксперты

По его словам, в православии особенное значение имеет традиция молитвенного поклонения верующих мощам святых, и фонд стал продолжателем дореволюционной традиции принесения святынь православного мира в епархии Русской православной церкви.

Мощам апостола Андрея Первозванного, принесенным с Афона в 2003 году, поклонились полмиллиона жителей крупнейших городов России (вплоть до Владивостока), а также Белоруссии и Украины, сообщил Щеблыгин.

А в 2007 году в страны СНГ с Афона для молитвенного поклонения были доставлены мощи евангелиста Луки.

В храмах, где находились святыни, было особенно много женщин, поскольку на Афон, как известно, доступ женщинам закрыт.

В русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне в 2007 году при активном участии ФАП была реконструирована больница с храмом во имя Всех афонских святых. Периодически фонд проводит паломнические поездки на Святую Гору. А в перспективе намерен поддерживать исследования по истории взаимодействия России с Афоном, жизни афонских подвижников, а также по искусству и архитектуре Святой Горы.

«Мы считаем, что развитие связей с Афоном, как центром религиозно-созерцательной и духовной жизни, имеет благотворный потенциал для жизни всего российского общества. Ведь в России православное христианство стало духовной основой жизни людей на огромных пространствах от Балтийского моря на западе до Тихого океана на Дальнем востоке», — сказал Щеблыгин.

  • Из русско-афонской истории
  • Президент ФАП напомнил, что с Афона на Русь приходили богословская ученость и переводы святоотеческого наследия, его влияние сказывалось в устроении монашества и развитии церковных искусств.
  • Так, в середине XI века преподобный Антоний Печерский, приняв на Афоне иноческий постриг, вернулся на Русь и основал первую обитель — знаменитую Киево-Печерскую лавру.

Во второй половине XV века на Святой Горе долгое время подвизался другой известный русский святой, ставший идеологом аскетического течения нестяжательства в русском монашестве, — преподобный Нил Сорский.

В начале XVI столетия по просьбе великого князя Московского Василия Третьего из афонского монастыря Ватопед на Русь прибыл преподобный Максим Грек — крупнейший переводчик и полемист своего времени, который внес огромный вклад в развитие русской богословской мысли и просвещения.

В XVII и XVIII веках духовное влияние Афона в России в силу секуляризации государственной и общественной жизни несколько ослабло. Обратный процесс начался в конце XVIII столетия и был связан с деятельностью преподобного Паисия Величковского.

Усвоив традиции афонских исихастов — непрестанно молящихся монахов-аскетов («исихия» в переводе означает «безмолвие»), их «умной молитвы», — преподобный Паисий восстановил эти традиции в Русской церкви и стал основоположником русского старчества.

Преподобный Паисий оказал значительное влияние на многих православных подвижников конца XVIII и XIX веков. С его именем связаны два важнейших центра духовной жизни России — Саровская и Оптина пустыни.

А в эти обители, к старцам приезжали философы Иван и Петр Киреевские, Алексей Хомяков, писатели Николай Гоголь, Федор Достоевский, Лев Толстой, композитор Петр Чайковский, президент Академии наук, великий князь Константин Константинович Романов, преподобномученица, великая княгиня Елизавета Федоровна Романова и многие другие выдающиеся представители русской культуры и мысли.

С 50-х годов XIX века на Афоне отмечался стремительный рост числа монахов из России, и к началу XX века их было уже 4,8 тысячи человек, что составляло около половины всего населения Афона.

Читайте также:  Кто жил в сибирском городе аркаим 3000 лет назад

«Без преувеличения можно утверждать, что без духовного влияния Афона история и культура нашей страны были бы совсем иными, а Россия — другой страной», — отметил Щеблыгин.

По его словам, на протяжении более чем тысячелетней истории Святой Горы служение афонских подвижников духовно просвещало и многие другие народы. Российский сенатор выразил надежду, что форум в Зальцурге «поможет укрепить в общественном сознании представление о непреходящей ценности Афона для всей европейской христианской цивилизации».

Исихазм в современном мире

Главный научный сотрудник Института философии РАН, директор Института синергийной антропологии, почетный профессор ЮНЕСКО Сергей Хоружий в своем докладе «Афонский исихазм в его значении для современного понимания человека» отметил, что аскетическая традиция исихазма, накладывающая отпечаток на внутренний мир человека, играет «ключевую роль для православия» во всем мире.

Святая Гора, по его словам, веками является «очагом традиции исихазма», его ядром. А следовательно, Афон — «ядро ядра» (термин Павла Флоренского) по отношению ко всей православной традиции.

Один из основоположников исихазма Григорий Палама в средние века создал, по мнению Хоружего, не что иное, как «богословие энергий», столь востребованное в настоящее время.

«Афонский исихазм — неисчерпанный ресурс в духовной и социальной жизни современного человека, в поисках ответов на вызовы современности», — уверен профессор. Особенность же современных вызовов, по его словам, в том, что опасности, которые они несут, затрагивают не только общественные институты, но и личность, внутренний мир каждого человека.

Сегодня, подчеркнул Хоружий, «старые тренды секуляризации» (вытеснения религии из общественной жизни) встречаются с «новой тенденцией постсекуляризма», для которой характерно возвращение внимания к религиозным ценностям и стремление к диалогу светских людей и институтов с представителями различных конфессий и традиций. Соответственно, современные философы, антропологи ищут новые пути к осмыслению происходящего с человеком и обществом.

«Афонский исихазм способен многое дать для решения этой интеллектуальной задачи», — уверен Хоружий.

По его словам, в исихазме создан не философско-теоретический, а «опытный, практический способ, которым человек конституируется как личность». Он включает в себя и богословие, и феноменологию, и психологию, и «методическое руководство к антропопрактике».

В основе этого способа, по мнению профессора, лежит «собственный уникальный принцип — синергии». При этом под «синергией» понимается «согласное соработничество энергий Божественных и человеческих».

«Если человек стремится к соединению с Богом, то становится личностью. Исихастское восхождение к обожению (человека) имеет личностный смысл», — пояснил Хоружий.

  1. Новый способ — «синергийной конституции человека» — найденный на практике исихастами, ученый считает «ценнейшим вкладом исихазма в современную концепцию человека».
  2. Отношения с исламом и природой
  3. Директор Института византийских исследований, профессор Критон Хрисохоидис из Греции рассмотрел афонское наследие как «элемент развития межкультурного диалога».

По его словам, великий исихаст Григорий Палама в последние годы жизни был захвачен турками и перевезен в Малую Азию. «Его письма несут суть общения с представителями исламской мысли в Оттоманском государстве. В этих письмах видны (наряду с твердостью в вере) проявления сдержанности и толерантности», — подчекнул греческий профессор.

По его словам, Палама в напряженные моменты дискуссий с мусульманами использует чувство юмора, говорит, что если бы между ними не было разногласий, то они были бы людьми одной веры.

«И многорелигиозная среда современного общества не является угрозой конфликтов», — считает ученый. Исихазм, по его словам, дает примеры гармоничного ответа на вызовы современности. Это умение услышать другого, культура диалога, столь необходимая современному миру.

Касаясь отношения афонских монахов к природе, профессор Хрисохоидис отметил, что они всегда использовали окружающую среду, «не прерывая связи человека с природой».

«Сейчас часто делается упор на потреблении материальных товаров… Образ жизни православного монаха и сегодня не предполагает производства какого-либо мусора», — отметил византолог.

Он призвал современных европейцев учиться у святогорских исихастов не только мирному сосуществованию с мусульманами, но и бережному отношению к природе.

Источник: https://ria.ru/20110709/399402837.html

Блоги / Открытые медиа: Как россияне финансировали Афон

Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru

Из всех владений Константинопольского патриарха самым любимым местом паломничества для российских православных чиновников и бизнесменов был греческий Афон. После объявленного вчера разрыва отношений РПЦ с Константинополем они перестанут не только молиться в монастырях Святой горы, но и вкладывать в них деньги.

Поездки к афонским святыням не запрещены, уверяет представитель РПЦ. Но они теперь неуместны, так же как и денежные пожертвования, говорит человек из окружения экс-губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, несколько раз в год посещавшего Афон.

На самом деле греческое правительство давно уже косо смотрело на русские стройки на Афоне, признает собеседник «Открытых медиа».

Дошло до того, что в июле, когда из Греции выслали двух российских дипломатов, местные источники утверждали, что высокопоставленные россияне пытаются влиять на политику Греции через инвестиции в Святую гору, возмущается он. Поэтому меценаты из России вынужденно переключились на «другие святые места».

Северные афонцы

Самый высокопоставленный российский паломник попал на Афон с третьего раза. В 2001 году вертолет президента Владимира Путина не смог приземлиться на полуострове из-за непогоды, а в 2004 ему пришлось отменить поездку на Афон из-за захвата заложников в Беслане. Первый визит удался только в 2005 году.

Российский президент прибыл на Святую гору, одетый в черное, без журналистов. По тиражируемой в СМИ легенде, он сел за руль предоставленного священниками джипа и отправился в паломничество. Очевидцы рассказывали, что рядом с его медленно катившимся джипом бежал ослик.

А Путин иногда поглядывал на него и улыбался, вспоминает издание lenta.ru.

Владимир Путин во время визита на Афон в 2005 году. Фото kremlin.ru

Почти сразу после визита президента на Афон в Москве была создана общественная организация «Русское афонское общество» (РАО).

Её учредителями стали знакомый Путина, бизнесмен Константин Голощапов, Игорь Дивинский, тогда работавший менеджером «Газпрома» (сейчас он депутат Госдумы), и генерал-майор налоговой службы (сейчас член Совета федерации) Николай Косарев.

Попечительский совет РАО возглавил Георгий Полтавченко, занимавший в те времена пост полпреда президента в Центральном округе. Общество стало главным инвестором Афона.

С 2006 года РАО помогало Русскому Свято-Пантелеимонову монастырю, восстановив при нем «царский архондарик» (гостиницу) и больницу, указано на сайте общества. Это самая примечательная афонская обитель для РПЦ — первое русское монашеское поселение на Святой горе, упомянутое в 1016 году. Другим обителям Святой горы РАО также перечисляло пожертвования.

Здания Свято-Пантелеимонова монастыря, восстановленные за счет РАО. Фото с сайта организации.

В 2011 году, после назначения Полтавченко губернатором Петербурга, городскую администрацию в шутку стали называть «обществом афонцев»: сразу четыре его участника — Дивинский, Василий Кичеджи, Владимир Лавленцев, и Игорь Албин — назначались замами Полтавченко. Увлечение Афоном закончилось скандалом: петербургские бизнесмены пожаловались, что с них в принудительном порядке требуют пожертвования на восстановление афонских монастырей.

РПЦ, Слуцкий и Якунин

К 2012 году инициативу в афонских стройках перехватили РПЦ и государство. В конце 2011 года по инициативе Дмитрия Медведева, занимавшего тогда пост президента России, и патриарха Кирилла был создан Международный фонд Свято-Пантелеимонова монастыря.

Его учредителями стали Московский патриархат РПЦ, Комитет городского имущества Санкт-Петербурга и один из департаментов Московского правительства, а также фонды больших поклонников Афона — «Российский фонд мира» Леонида Слуцкого и Фонд Андрея Первозванного под председательством Владимира Якунина (тогда главы РЖД).

Последний фонд в 2011 году за свой счет привозил в Россию афонскую святыню — пояс Богородицы.

Главной задачей нового фонда, как указано на его сайте, была поддержка первого русского монашеского поселения на Святой горе, Свято-Пантелеимонова монастыря.

С 2012 года фонд вёл восстановление и ремонт объектов монастыря, строил инженерные сети и дороги, финансировал программы культурно-просветительской работы и сохранения духовного наследия.

Судя по судебному разбирательству в арбитражном суде Санкт-Петербурга с подрядчиком — ООО «СпецТрансРегионСтрой», только в 2012 году фонд выделил минимум 273 млн рублей (при том курсе около $8,8 млн) на восстановление монастыря.

В 2014 году Медведев на заседании попечительского совета фонда говорил, что за последние годы на поддержку афонских монастырей были собраны «средства достаточно значительные — более 1 млрд рублей» (тогда около $25,9 млн).

Большую их часть планировалось потратить до юбилея — 1000-летия русского присутствия на Афоне в 2016 году. Деньги должны были пойти на строительство новых дорог, причалов, обеспечение удобства монахов и поломников во всех монастырях Святой горы.

Кстати, рабочую группу при президенте по подготовке к празднованию 1000-летия возглавлял Александр Беглов, недавно сменивший Полтавченко на посту губернатора Санкт-Петербурга.

Дмитрий Медведев и патриарх Кирилл на заседании попечительского совета фонда Свято-Пантелеимонова монастыря. Фото с сайта фонда.

«На Афоне есть такие артефакты, которые необходимо восстановить, отреставрировать даже с точки зрения общекультурной», —говорил патриарх Кирилл на заседании попечительского в 2014 году, надеясь, что российские благотворители продолжат вкладывать средства в Афон и после 2016 года. Но эта помощь оказалась не очень востребована.

Финансовый откат

После введения антироссийских санкций ухудшились отношения России со всеми странами ЕС, не исключая и Грецию. То самое 1000-летие русского монашества на Афоне пришлось праздновать в основном в России.

Греческие власти намекнули на нежелательность масштабных мероприятий с участием российских чиновников на Святой горе, писали греческие СМИ.

Хотя Владимир Путин и посетил Афон в сентябре 2016 года, российские меценаты стали вынужденно сворачивать вложения в греческие монастыри.

Чиновники ЕС и США настоятельно рекомендуют Греции минимизировать общение с российскими организациями, связанными с высокопоставленными чиновниками.

Претензии у них есть даже к Императорскому православному палестинскому обществу под председательством Сергея Степашина, хотя эта организация не инвестирует в Афон или другие греческие монастыри, а занимается гуманитарными проектами на Ближнем Востоке и развитием паломничества на Святую Землю.

В итоге, с финансами их фондов одна и та же история — остаток средств на балансе достигал максимума к 2016 году и потом падал вниз, видно по базе «Контур.Фокус».

Так, у РАО баланс в 2016 году — 84,9 млн рублей, в 2017 году — 53,3 млн рублей. Фонд Андрея Первозванного в 2016 году располагал 68 млн рублей, в 2017 г — 60 млн рублей.

Баланс фонда Свято-Пантелеимонова монастыря в 2016 году составлял 360 млн рублей, в 2017 году — только 38 млн рублей.

Свои деньги эти организации теперь тратят не в Греции. Фонд Андрея Первозванного переключился на мощи крымских святых. В октябре он повез по России ковчег с частицей мощей святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. Постоянно святыня хранится в Троицком женском монастыре города Симферополя.

РАО на своем сайте указывает, что помогает православным обителям в России. По данным «Фонтанки», организация, с 2016 года обустраивала на Ладожском озере скит с вертолетной площадкой. А 18 апреля 2018 года РАО, по данным «Контур.

Фокус», создало благотворительный фонд Русского афонского общества, зарегистрированный в Москве ну улице Дружбы, 4, помещение XXIII (как отмечает ФНС — по адресу массовой регистрации) под руководством Бугоровецкой Лидии Александровны.

Основной вид деятельности организации — финансовые услуги.

Оригинал

Подписывайтесь на Telegram-канал «Открытые медиа»

Источник: https://echo.msk.ru/blog/openmedia/2297594-echo/

Что Россия сделала для Афона | Хомад.ру — Лучший выбор для Вашего дома

Во время Первой мировой войны отношения между государствами нельзя было назвать дружескими.

Сто русских солдат, три офицера, пятьдесят французских пехотинцев и пулеметный отряд высадились на Афоне 3 января 1917 года. Совместный русско-французский десант взял под контроль почту, таможню, телеграф и телефонную станцию.

Отряд Антанты прибыл для ареста и ликвидации подпольных складов боеприпасов, которые организовали в монастырях сочувствующее немцам население. (К тому моменту политические силы государства раскололись на два лагеря: прогерманский возглавлял король Греции Константин I.

) В столице Российской империи считали, что миссия поможет решить не только насущные военные задачи, но и местные мирные дела.

Уже давно было известно, что между русскими и греческими монахами возникают трения.

Поселенцы из России жаловались на постоянное давление со стороны соседей, которые экономическими рычагами воздействовали на русские монастыри.

После долгих лет военной, финансовой и дипломатической помощи Греции со стороны Российской империи, отношение коренных жителей Афона к единоверцам в то время нельзя назвать справедливым.

Связь между Россией и Афоном

Россия сыграла важную роль в борьбе греков за независимость: без многочисленных побед русских над турками греческое государство могло и не возникнуть.

В 1821 году, на Афоне вспыхнуло восстание, которое жестоко подавила Порта подавила, а полуостров занял турецкий гарнизон.

Только в 1829 году при активном участии Санкт-Петербурга восстанавливаются условия для полноценного существования монахов.

Царское правительство давно пыталось найти форпост на Средиземном море, историки признают, что Россия на Афоне не просто поддерживала монахов, но и добивалась политического влияния.

В тоже время интерес Петербурга, а затем Петрограда был оправдан: история присутствия русского монашества на Афоне насчитывала к началу XX века почти тысячу лет. Первый скит на полуострове выходцам из Руси предоставляют еще во времена князя Владимира Святославича.

Читайте также:  Как в подмосковном озере был обнаружен жилет моряка-американца, пропавшего в красном море

А в 1169 году во владение предшественникам Петрограда перешел монастырь Святого Пантелеимона. Во время нашествия монголов связи с греческой землей прервались, но потом восстановились и продолжили крепнуть.

В границах греческой империи

Восточная Римская империя, пережившая на тысячу лет Рим западный, в Средние века часто называлась Греческой («Византией» она станет уже после падения Константинополя).

Восток, утратив связи с Западом, в VII веке перешел на греческий язык с латыни. Это название хорошо рифмовалось с Великой идеей: греческой концепцией о реставрации Византийской империи.

Карт-бланш на ее воплощение греческие власти получили после окончания Первой мировой войны и раздела Оттоманской Порты.

Монашеской территорией Афон становится в конце VII века, когда в Константинополе на Трулльском Соборе постанавливается поддерживать монахов и скитальцев. Император Василий Македонянин в 883 году утверждает Афон местом проживания монахов.

Несмотря на нашествия крестоносцев и западных вооруженных отрядов, Афон сохранивший свой статус, в XIV веке переживая расцвет.

После захвата турками самоуправление монастырей на Афоне сохраняется, при этом на полуострове появляется наместник из Стамбула.

Разрешение конфликта и вхождение в состав Греческого королевства

В начале XX века Россия и Греция, воспользовавшись ослаблением Османской империи, стараются расширить влияние в Средиземноморье. Греки, при этом, проявили большую заинтересованность.

Еще до высадки на полуострове русских и французов, греки организуют оккупацию Афона и вводят свою администрацию в Карее. Чиновники Греческого королевства также контролируют и порт с почтой. Греческие войска появляются на Афоне в ноябре 1912 года, во время Первой балканской войны.

Однако международными договорами 1913 года присоединение Афона к Греции не признается. Через год после высадки армии греческие монахи обращаются к королю Греции, но это также не способствует вхождению монашеской республики в Греческое королевство.

Историки называют временем окончательного присоединения 1926 год: правительством издается постановление о принятии всеми монахами греческого гражданства.

По мнению официального посланника Петрограда в Афинах, для премьер-министра Элефтериоса Венизелоса присоединение Афона было принципиальным вопросом. Поскольку новые территориальные приобретения стали одним из основных векторов политики его кабинета, на уступки Вензилос идти не мог и подключил к кампании газеты, чтобы менять в нужное русло общественное мнение.

Летом 1917 года объединенный отряд Антанты покидает Афон по французской инициативе.

К концу года Петрограду уже не до греческих проблем, хотя до прихода к власти большевиков русское правительство не признает вхождение Афона в состав Греции.

После революции внешнеполитические приоритеты России сильно меняются, как и отношение новых властей к церкви. Фактически русские монахи оказались брошенными на чужой территории без финансовой и дипломатической помощи.

Предыдущая записьНазадСледующая записьДалее

Что Россия сделала для Афона

Источник: http://homad.ru/chto-rossiya-sdelala-dlya-afona/

Прихожан РПЦ ограничили в посещении Афона. Россияне могли потратить на него $200 млн

Правообладатель иллюстрации Igor Alekseev/TASS Image caption Россияне щедро жертвовали на восстановление монастырей на Афоне, но теперь РПЦ советует вкладываться в русские святыни

Российские бизнесмены могли потратить на реставрацию и содержание афонских монастырей свыше 200 млн долларов, утверждают собеседники Русской службы Би-би-си. После разрыва Русской православной церкви (РПЦ) официальных отношений с Константинопольским патриархатом они по-прежнему смогут совершать паломничества на Афон, но не смогут причаститься и исповедаться.

После разрыва отношений РПЦ со Вселенским патриархатом Константинополя миряне — любители паломничества — получили новые жесткие рекомендации со стороны московской патриархии. РПЦ официально предупредила своих прихожан об ограничениях при посещении Святой горы Афон, находящейся под юрисдикцией Константинополя.

Афон — излюбленное место духовного туризма многих высокопоставленных россиян. Дважды на гору Афон ездил президент Владимир Путин (попал он на нее только со второго раза), в числе известных «афонитов» и экс-губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, и сменивший его Александр Беглов, а также братья Ротенберги, генпрокурор Юрий Чайка и многие другие российские бизнесмены и чиновники.

Дело в том, что для многих из них Афон был не только центром духовной силы и местом для полезных знакомств, но и объектом солидных денежных вливаний.

Примерно с 2005 года совокупный объем пожертвований россиян афонским монастырям составил свыше 200 млн долларов, рассказал Русской службе Би-би-си источник, близкий к руководству патриархии.

Эту цифру подтвердили православный предприниматель и собеседник в Госдуме. О пожертвованиях знает и председатель отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион.

200 миллионов на Афон

В общей сложности на Афоне 20 монастырей, из них 17 населены в основном греческой братией.

Один из них, Свято-Пантелеймонов монастырь, традиционно считается «русским», хотя в нем подвизаются монахи как из России, так и из Украины. Братия еще двух — Зографа и Хиландара — в основном состоит из болгар и сербов соответственно.

Больше всего пожертвований давали именно Свято-Пантелеймонову монастырю. Специальный фонд для сбора пожертвований на Афон, созданный в 2011 году Дмитрием Медведевым, носил имя этого монастыря — патриархия говорила, что в этом фонде собрано более 2 млрд рублей.

К сбору средств даже были привлечены бюджетные организации — так, «Фонтанка» писала, что коммунальные предприятия Санкт-Петербурга в 2014 году перечислили на этот проект 17 млн рублей.

Однако россияне жертвовали не только Свято-Пантелеймонову монастырю. Иногда это носило политический характер.

  • До 2016 года часть российских верующих считала Свято-Пантелеймонов монастырь «украинским»: настоятель, игумен Иеремия, и большая часть монахов были выходцами из Украины.
  • Не желая поддерживать украинский монастырь, некоторые благотворители предпочитали поддерживать греческие обители — например, Ватопед, рассказал Русской службе Би-би-си руководитель крупной паломнической службы, помогающей желающим поехать на Афон.
  • О том, что раньше между русскими паломниками и украинскими монахами существовали напряженные отношения, рассказали Би-би-си также два «афонита», то есть постоянные посетители Святой Горы.

Правообладатель иллюстрации Alexey Druzhinin/TASS Image caption Владимир Путин официально был на Афоне дважды, но многие российские чиновники ездили туда по несколько раз в год

В 2016 году, после смерти Иеремии, место игумена «русского» Свято-Пантелеймонова монастыря занял уроженец России Евлогий (в миру — Михаил Иванов).

В результате украинцев в руководстве монастыря постепенно заменили россияне, число монахов-россиян выросло до 50% от общего числа братии, рассказали Русской службе Би-би-си два сотрудника паломнических служб, давно работающих с Афоном.

После этого отношение российских паломников и жертвователей к Свято-Пантелеймонову монастырю изменилось.

Но россияне жертвовали деньги не только на него.

Например, Русское афонское общество, попечительский совет которого возглавлял экс-губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, в 2006-2010 годах заключило с 30 монастырями Святой Горы договоры об оказании благотворительной помощи. Русское афонское общество не скрывало своей помощи монастырям Святой горы: информация об этом содержится в официальном отчете общества за 2005-2010 годы.

На «русские деньги» не только ремонтировались монастыри, но и приводились в порядок дороги и прокладывались необходимые коммуникации.

Например, то же Русское афонское общество приобрело грузовой автомобиль для греческого монастыря Святого Павла, профинансировало строительство соборного храма в ските «Буразери», относящемся к сербскому Хиландару, восстановило сгоревшую крышу греческого Кутлумуша.

Среди самых известных благотворителей Афона — основной владелец «Фосагро» Андрей Гурьев, предприниматель Аркадий Ротенберг, экс-глава РЖД Владимир Якунин, девелопер и создатель Музея русской иконы Михаил Абрамов, российско-греческий бизнесмен Иван Саввиди. Не все из них официально называли суммы своих пожертвований. Однако общий объем инвестиций в Афон собеседники Би-би-си приблизительно оценивают более чем в 200 млн долларов.

Однако теперь, несмотря на все эти масштабные пожертвования и вливания, паломничества на Афон будут сопровождаться ограничениями.

Без причастия и исповеди

В первую очередь религиозный раскол коснется российских священников, которые раньше часто ездили на Афон. Теперь им будет запрещено служить в храмах Святой Горы, рассказал Русской службе Би-би-си председатель отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион. В случае нарушения этого запрета им может быть запрещено служить в российских церквях, добавил он.

Впрочем, российские священники и так уже воздерживались от службы на Афоне с лета 2018 года, после начала трений между РПЦ и Вселенским патриархатом, рассказали Русской службе Би-би-си несколько «афонитов» и представителей паломнических компаний. Это связано с тем, что во время богослужения на Святой Горе в обязательном порядке поминается имя константинопольского патриарха Варфоломея.

Но в качестве обыкновенных паломников священники РПЦ по-прежнему смогут приезжать на Афон, уверяет митрополит Иларион. Нет радикального запрета и для мирян: православные россияне смогут приезжать на Святую Гору и приходить на богослужения. Единственное ограничение — в храмах Афона больше нельзя будет исповедаться и причащаться.

Правообладатель иллюстрации Alexandr Shalgin/TASS Image caption Будущий глава СВР Сергей Нарышкин (в 2016 году — спикер Госдумы) также ездил на Афон с депутатами

Большинство «афонитов», с которыми поговорила Русская служба Би-би-си, не будут полностью отказываться от привычного паломничества на Святую Гору. «Если и буду ездить, то меньше.

Как турист я могу съездить в другие места, мне важно причаститься», — говорит региональный чиновник, регулярно посещающий Афон. «Сто процентов буду ездить.

В каждой стране есть свои правила, так и тут будут свои канонические правила», — говорит московский предприниматель, активно жертвующий деньги Свято-Пантелеймонову монастырю.

«Святая гора Афон — удел Пресвятой Богородицы. Все по ее воле. Допустит — поеду обязательно», — уклончиво ответил вице-губернатор Санкт-Петербурга, экс-министр регионального развития Игорь Албин.

А вот соратник Полтавченко по Русскому афонскому обществу, бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи решил отказаться от паломничества на Святую Гору. «Я — чадо Русской православной церкви, но я подчинюсь рекомендациям [не посещать Афон]», — заявил он Русской службе Би-би-си.

Пока не сворачивает деятельность и паломническая служба «Святогорец», которая известна среди «афонитов» своей специализацией — доставкой на Святую гору всевозможных «випов» — от чиновников до сотрудников «Роснефти» и «Газпрома».

16 октября на Афон заехала очередная группа паломников от «Святогорца», а в воскресенье на празднике в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Свято-Пантелеймоновом монастыре причащалось около 600 человек, рассказал директор службы Игорь Фролов. Отказов со стороны паломников пока не было, уверяет он.

По его мнению, афонские монахи могут заявить, что не подчиняются решениям Константинопольского патриарха, в том числе стремясь не допустить снижения числа паломников, от которых напрямую зависит бюджет монастырей.

Афонская оппозиция

В РПЦ считают, что не все афонские монахи одинаково лояльны Константинополю.

На Афоне действительно наблюдаются оппозиционные отношения к вселенскому патриарху, рассказали Русской службе Би-би-си два священнослужителя РПЦ и подтвердил вице-президент крупного православного фонда.

Например, в начале 1970-х годов, после встречи Константинопольского патриарха с папой Римским, греческая обитель Эсфигмен отказалась поминать руководителя константинопольской церкви и верна своему решению по сей день.

В Священном Киноте — высшем органе управления Афоном — большинство мест традиционно закреплено за греческими монастырями. Однако афонские старцы еще скажут свое слово, уверен источник Русской службы Би-би-си в руководстве партиархии.

«История показывает, что, когда Афон чем-то обеспокоен, [монахи] находят способы донести это до Константинопольского патриарха», — дипломатично отмечает митрополит Иларион, напоминая про события начала 1970-х годов. Что же касается российских благотворителей, так полюбивших Афон, то им Иларион порекомендовал переключить свое внимание на отечественные монастыри.

«Я бы посоветовал им переключить свое внимание на российские монастыри и вкладываться туда.

У нас есть свои святыни, свой Афон: Соловецкий монастырь, Валаамский монастырь, Псково-Печерский, Киево-Печерская лавра, Троице-Сергиева Лавра.

То есть если есть желание свои средства пожертвовать на богоугодное дело, то у нас есть не меньше святынь, а на самом деле гораздо больше, чем на Святой горе Афон», — сказал митрополит Иларион.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-45881801

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector