Что в облачении православного священника символизирует духовный меч

Епитрахиль (от греч. — на шее) — богослужебное облачение священника в виде длинной, широкой ленты, надеваемой на шею, которая свешивается почти по земли и выполнена в виде двух отдельных полос, соединенных в местах расположения условных пуговиц, так как петель нет.

На епитрахили священника нашивается шесть крестов по числу шести совершаемых им таинств. Священник не может совершать службу без епитрахили.
Что в облачении православного священника символизирует духовный меч
Что в облачении православного священника символизирует духовный меч

Жезл (посох) – на древних изображениях Спаситель представлялся в виде Пастыря с посохом в руке. Апостолы также изображались с посохом. Епископы являются приемниками апостолов, поэтому жезл употребляется ими как знак высшей пастырской власти. Игумены и архимандриты, возглавляющие монастыри, также используют посох.

Богослужебный посох епископа украшен драгоценными каменьями, узорами, инкрустациями. Повседневные епископские жезлы гораздо скромнее. Для русских епископских жезлов характерно наличие сулка.
Что в облачении православного священника символизирует духовный меч
Что в облачении православного священника символизирует духовный меч

Звонцы – маленькие колокольчики, которые закрепляются на епископских богослужебных одеяниях. Звонцы служат постоянным напоминанием священнику о необходимости возвещать волю Божью.
Что в облачении православного священника символизирует духовный меч
Что в облачении православного священника символизирует духовный меч

Камилавка (от греч. – верблюжья) – головной убор священнослужителей, который первоначально изготавливался из верблюжьей шерсти. Камилавка имеет цилиндрическую форму и кверху слегка расширена. Архидьяконы, протодьяконы и священники получают фиолетовую богослужебную камилавку в качестве награды.

В облачение рясофорного монаха, а также богослужебного облачения иеродьякона входит черная камилавка.
Что в облачении православного священника символизирует духовный меч
Что в облачении православного священника символизирует духовный меч

Клобук — головной убор монахов. Клобук это — камилавка, обернутая покрывалом (куколем), концы которого спускается на спину. Белые клобуки носит патриарх и митрополиты, остальные монахи — черные.

Крест наперсный — носится на груди (на персях), под одеждой или поверх неё, на шнуре или цепочке, надетых вокруг шеи.
Что в облачении православного священника символизирует духовный меч

Мантия (от греч. – «покрывало», «плащ») – длинная, без рукавов, накидка до земли с застёжкой только на вороте. Надевается поверх рясы. В древности это была одежда бродячих философов, врачей, учителей. Впоследствии ее стали носить монахи. Теперь это одежда и епископа, и простого монаха.

У простых монахов мантия только чёрного цвета. Епископская или архиерейская мантия просторнее и длиннее обычной монашеской. У епископов мантия фиолетового цвета, у митрополитов – голубого, у патриарха — зелёного.

На мантию епископа спереди вверху и внизу нашиваются скрижали. По ширине мантии расположены три широкие двуцветные полосы, которые называются «источниками» или «струями». Они символизируют учение, исходящее из Ветхого и Нового Заветов.

Архиерей надевает мантию при прохождении торжественных процессий, при входе в храм, и во время некоторых богослужений. При облачении в богослужебные одеяния мантия снимается.
Что в облачении православного священника символизирует духовный меч

Митра – украшенный самоцветами и небольшими образками головной убор епископов, архимандритов и награжденных ею священников. Митра служит напоминанием о возложенном на Спасителя терновом венце. Митра архиерея увенчивается крестом, митра священника иконой.

Омофор (от греч. — наплечник) – широкая лента с изображением креста, которую надевает на плечи епископ поверх других одеяний. Один конец омофора ниспадает спереди, а второй сзади.

Оплечье — деталь одеяний священнослужителя, накладываемая на плечи. Оплечье имеет свое собственное символическое значение – израненных плечей Христа. Оплечья носят поверх саккосов, фелоней и стихарей.

Орарь (от греч. – стерегу, наблюдаю, или от лат. полотенце, лентион, или молиться) – длинная полоса из парчи или другой цветной материи (из той же, что и стихарь). Диакон носит орарь на левом плече, поверх стихаря. Орарь укрепляется петлей на пуговице, а его концы ниспадают спереди и сзади почти до пола. Означает Божию благодать, получаемую диаконом при таинстве священника.

Орлец — круглый коврик с вышитым изображением орла, простирающего свои крылья над городом. Во время богослужения орлец стелется под ноги архиерею.

Палица – четырехугольный, ромбовидный плат, подвешиваемый за один угол поверх саккоса под фелонью на правом бедре епископа и архимандрита, священникам дается как награда. При наличии палицы набедренник носится слева.

Палица символизирует духовный меч — Слово Божие. В Греческой Церкви палицу носили только епископы, которые являли собой образ Христа — Небесного Епископа. В Русской Церкви с 16 в. палица вручается как награда (шестая по счету) протоиреев.

Панагия (от греч. – всесвятая) – небольшая, украшенная цветными каменьями, круглая икона Божией Матери или Спасителя, которую носит епископ поверх саккоса, вместе с крестом на груди как символ епископского достоинства.

Параман – древняя часть монашеского облачения — четырёхугольник из ткани с изображением креста, который носят на спине все монахи под повседневной одеждой. По углам к параману крепятся ленты или шнуры, которые образуют на груди крест. Параман Патриарха больше обычного и поэтому называется великим. Перед богослужением Патриарх надевает его поверх подрясника.

Подризник – нижнее богослужебное одеяние священников и епископов. Во время литургии подризник надевается на подрясник. Подризник или стихарь — самое древнее по происхождению и общее облачение для священника и диакона.

Подризник это стихарь в несколько измененном виде и отличается он от стихаря только тем, что изготавливается из тонкой белой материи (обычно из шелка), и рукава у него узкие со шнурками на концах, которыми они затягиваются на запястьях. На рукава подризника надеваются поручи.

На спине подризника нашивается крест, а на подоле полоса. Подризник также напоминает хитон (нижнюю одежду), которую носил сам Спаситель.

Подрясник — длинное (до пят) с узкими рукавами и застегнутым воротом одеяние духовенства. Подрясник монашествующих должен быть черного цвета, подрясник белого духовенства может быть либо черного цвета, либо светлых цветов для лета.

Поручи – нарукавники, надеваемые диаконом всегда на рукава подрясника или подризника, и священником при полном облачении. Поруч выполнен в виде слегка вогнутой полоски плотной материи, обшитой по краям лентой другого цвета. В центре каждой поручи изображен крест.

Поручи охватывают руку в запястье, стягиваются шнурками, продеваемыми в металлические петли, которые плотно обматываются вокруг руки. Во время надевания поручей произносится молитва, воспевающая силу Божию, с просьбой просветить надевающего. Поручи служат напоминанием об узах, веревках, стягивающих руки Спасителя, во время Его земных страданий.

Наперсный крест


Риза (иначе – фелонь) – длинная, широкая одежда без рукавов с отверстием для головы и с большим вырезом спереди, что позволяет свободно манипулировать руками. Риза — общее устаревшее название верхних богослужебных облачений священнослужителей. Риза шьется из парчи с золотой или серебряной нитью.

Риза символизирует хламиду, в которую облекли страждущего Христа. Продольные ленты, нашитые сверху, напоминают о потоках крови, которые текли по Его облачениям. Риза символизирует одежду правды, в которую облекаются священники, как служители Христовы.


Саккос – верхнее богослужебное облачение епископа из дорогой ткани, заменяющее фелонь. Из под саккоса видны подризник и епитрахиль. Саккос символизирует багряницу Спасителя
.

Ряса – небогослужебное, верхнее, просторное, длинное до пят облачение духовенства с широкими рукавами темного, преимущественно черного цвета.

Скрижаль – каменные доски с высеченными на них десятью заповедями, данными Богом еврейскому народу. Скрижали в виде прямоугольников нашиваются на мантию епископа спереди вверху и внизу. Внутри верхних прямоугольников изображаются кресты или иконы, в нижних скрижалях могут стоять инициалы епископа. Скрижали означают, что епископ в своем служении руководствуется заповедями Божиими.

Скуфья – небольшая, островерхая, черная, складывающаяся шапочка, повседневный головной убор православных монахов и священнослужителей.

Стихарь – длиннополое одеяние без разрезов с широкими рукавами и с отверстием для головы. Стихарь – верхнее богослужебное облачение диаконов, иподиаконов, а по благословению епископа – псаломщиков, пономарей и прислуживающих в храме мирян.

Стихарь является верхним богослужебным одеянием для диаконов, и нижним для священников и именуется в этом случае подризником, так как поверх него надевается риза.

На рукавах, плечах и подоле стихаря нашиваются полосы цветной материи или парчи, которые символизируют узы, связывающие Спасителя, ведомого на суд, кровавые язвы, полученные Им во время пыток, и ярем или иго Христово, которое несут на себе служители церкви.

На спине изображается крест, символизирующий Крест, который нес Спаситель на спине Своей на Голгофу. По бокам стихаря от подмышек до пояса и ниже выполнены разрезы, символизирующие прободенные ребра Спасителя.

Белый цвет стихаря (подризника) подобен цвету небесных одежд людей и Ангелов Божиих, и цвету белых риз Господа в Преображении.

Сулок — вложенные один в другой и обычно украшенные золотошвейным шитьем два скрепленных в верхних углах шнуром плата, которыми оборачивают верхнюю часть посоха у рукояти. Это убранство посоха появилось из-за русских морозов. Нижний плат предохраняет руку от прикосновения к холодному металлу посоха, а верхний от внешнего холодного воздуха.
См. Жезл

Читайте также:  Сколько бурлаков давали за пять бурлачек

Фелонь – см. Риза.

Хитон — одеяние монахов малой и великой схимы, изготавливается из грубой ткани, власяница (власяница — длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти; аскеты носили её на голом теле). Носится под рясой. В чинопоследовании пострига называется хитоном вольной нищеты и нестяжания.

http://www.bogoslov.ru/text/2642051.html

Источник: http://berezkihram.org/церковное-облачение-и-атрибуты/

Облачения священнослужителей | Цвета Богослужебных Одеяний Священнослужителей

Для исправления Богослужения, священник облачается с такие одеяния, как, подризник, епитрахиль, пояс, поручи, фелонь (или риза), набедренник.

Подризник – род стихаря, предназначенный для облачения священника и архиерея.

Подризник представляет собой длинную до пят одежду с узкими рукавами светлого (белого, желтого) цвета. Архиерейский подризник имеет гамматы, или источники – ленты, стягивающие рукава у запястья, которые рассматриваются как символическое изображение потока крови из прободенных рук Иисуса Христа.

Подризник напоминает хитон (нижнюю одежду), в которой ходил по земле Иисус Христос.

Епитрахиль – длинная лента, огибающая шею и двумя концами спускающаяся вниз. Знаменует двойную, по сравнению с диаконом, благодать, подаваемую священнику дл свершения таинств. Епитрахиль надевается поверх подризника или рясы. Без епитрахили священник или архиерей не могут священнодействовать. На епитрахили нашивается семь крестов. Шесть спереди (по три на каждой половине), в знак того, что священник может совершать шесть таинств. Еще один крест, седьмой, находится на шее и символизирует то, что священник принял свое священство от епископа и подвластен ему, и несет на себе бремя служения Иисусу Христу.
Пояс надевается поверх епитрахили и подризника. Пояс напоминает полотенце, которым опоясывался Иисус Христос, когда омывал ноги своим ученикам на Тайной Вечери.

Риза (Фелонь) – верхняя одежда священника, надеваемая поверх других одежд. Одежда длинная, широкая, без рукавов, с отверстием для головы и большим вырезом спереди, доходящим до пояса, для свободного движения рук. Верхние оплечья фелони твердые и высокие. Задний, верхний край фелони имеет вид усеченного треугольника или трапеции и возвышается над плечами священнослужителя. Своим видом фелонь напоминает багряницу, в которую был обличен страждущий Иисус Христос и толкуется как одежда истины. Поверх ризы на груди священника находится наперсный крест.

Набедренник – четырехугольный плат, привешиваемый на ленте через плечо за два угла на правом бедре. Выдается священникам Русской православной церкви в качестве награды за усердную, продолжительную службу. Символизирует меч духовный.

Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи. Только риза заменяется саккосом, а набедренник палицею. Кроме того, одеваются омофор, митра, панагия.

Саккос – верхнее одеяние епископа, заменяющее ризу и имеющее то же символическое значение – багряницу Спасителя. По покрою представляет собой длинную просторную одежду (обычно не сшитую по бокам) с короткими широкими рукавами и вырезом для головы. Из-под саккоса видны и подрясник, и епитрахиль.

Палица – четырехугольный плат, привешиваемый за один угол, сверх саккоса на левом бедре. В символическом значении палица, как и набедренник, имеет тот же смысл духовного меча, то есть Слова Божия, которыми всегда должен быть вооружён пастырь. Но по сравнению с набедренником, палица принадлежит к более высокому уровню, так как символизирует ещё и край полотенца, которым Иисус Христос отирал ноги ученикам.
Омофор – длинный, широкий, лентообразный плат, украшенный крестами. Возлагается на плечи епископа таким образом, что, охватывая кругом шею, одним концом спускается спереди, а другим сзади (великий омофор). Без омофора епископ не может совершать никакой службы. Омофор надевается поверх саккоса и символизирует овцу, заблудшую и принесенную добрым пастырем на плечах в дом (Лк.15:4-7), то есть спасение Иисусом Христом человеческого рода. А облачённый в него епископ изображает собой Христа Доброго Пастыря, который взял заблудшую овцу на плечи и отнёс её к незаблудшим (то есть ангелам) в дом Отца Небесного. Панагия – небольшой круглый образ Спасителя или Божьей Матери, украшенный цветными камнями. Носится на груди, поверх саккоса.
Орлец – небольшой круглый коврик с изображением орла, подкладываются во время богослужения под ноги епископу. Означает, что епископ должен, подобно орлу, возноситься от земного к небесному. Духовный смысл орлеца с изображением города и парящего над ним орла указывает прежде всего на небесное происхождение и достоинство епископского сана. Становясь повсюду на орлец, архиерей как бы все время покоится на орле, то есть орёл как бы постоянно носит на себе епископа. Наверх

Наверх При богослужении епископы употребляют жезл или посох, как знак высшей пастырской власти. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей. Наверх Голову священнослужителей во время богослужения украшают митра, или камилавка. Для более повседневных нужд используется скуфья.
Митра – головной убор епископа, украшенный небольшими образками и цветными камнями. Знаменует собой терновый венец, который был возложен на голову Иисуса Христа. Митра украшает священнослужителя, поскольку он во время богослужения изображает Царя Христа, и одновременно напоминает о терновом венце, которым был коронован Спаситель. В православной церкви при надевании митры на архиерея читается молитва: «Положи, Господи, на главу твою венец и от камений драгих…» как и при совершении таинства брака. По этой причине, митра понимается также как образ золотых венцов, которыми венчаются праведники в Царствии Небесном на брачном пире сочетавания Иисуса Христа с Церковью.
В Русской православной церкви до 1987 года митру с крестом носили не все архиереи, а только архиепископы, митрополиты и патриархи. По представлению патриарха Пимена Священный Синод на своём заседании 27 декабря 1987 года определил, что митру с крестом имеют право носить все архиереи. Следует отметить, что в некоторых дохалкидонских церквах (в частности, армянской и коптской) митру с крестом носят иподиаконы.
Разновидностью православной митры является митра-корона, имеющая над нижним пояском зубчатый венец (как правило из 12 лепестков). Митра-корона до XVIII века была основным типом митры.

Камилавка — это высокий цилиндрический с расширением кверху головной убор фиолетового цвета, почетная награда православных священников. Скуфья — повседневный головной убор православных духовных лиц всех степеней и званий. Представляет собой небольшую круглую чёрную, мягко складывающуюся шапочку; складки надетой скуфьи образуют вокруг головы знамение креста.

В древнерусской церкви скуфью носили, по древнему обычаю греческой церкви, не только священники, но и диаконы для прикрытия головы, на маковке которой выстригался небольшой круг (гуменце).
Фиолетовая бархатная скуфья даётся представителям белого духовенства как награда — вторая после набедренника. Значение награды скуфья получила с 1797 года. Наверх Основными повседневными одеяниями духовенства и монашества всех степеней являются подрясник и ряса.
Подрясник – нижнее одеяние, представляет собою длинное, до пят, с наглухо застегнутым воротом одеяние с узкими рукавами. У монашествующих подрясник должен быть черного цвета. Цвет подрясников белого духовенства черный, темно-синий, коричневый, серый и белый для лета. Материал: сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, реже шелковые ткани. Ряса – верхнее одеяние с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами. Наиболее распространенный цвет рясы — черный, но могут быть рясы темно-синего, коричневого, белого, реже кремового и серого цвета. Материалы для ряс те же, что и для подрясников. И подрясники, и рясы могут быть на подкладке. Для обихода существуют рясы, представляющие собою демисезонные и зимние пальто. Это рясы первого вида, с отложным воротником, отороченным черным бархатом или мехом. Зимние рясы-пальто делаются на теплой подкладке. Все богослужения, кроме литургии, совершаются священником в подряснике и рясе, поверх которых надеваются особые богослужебные одеяния (ризы). При служении литургии, а также в особых случаях, когда по Уставу священник должен быть в полном богослужебном облачении, ряса снимается и поверх подрясника надевается подризник и другие ризы. Диакон служит в подряснике, поверх которого надет стихарь. Епископ совершает все богослужения в подряснике, на который надеваются особые святительские ризы. Исключение составляют лишь некоторые молебны, литии, келейные и другие священнослужения епископа, когда он может служить в рясе или рясе и мантии, поверх которых надета епитрахиль.
Таким образом, повседневные одеяния духовенства являются обязательной основой и богослужебных облачений. Наверх Что в облачении православного священника символизирует духовный меч Цвет богослужебных одеяний символизирует праздники, события, дни памяти, в которые совершается богослужение. Перечислим эти цвета:

  • — Золотой (жёлтый) всех оттенков (Царский цвет).
  • — Белый (Божественный цвет).
  • — Голубой (цвет Высшая чистоты и непорочности).
Читайте также:  «малюта»: что на самом деле означает прозвище скуратова

Дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, прочих служителей Церкви, а также благоверных царей и князей и на Лазареву субботу (иногда также служат в белом). Золотые ризы используются на воскресных богослужениях, а также в большинство дней года, если не совершается чья-либо память. Праздники: Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу (иногда также служат в жёлтом), бесплотных небесных сил, а также при начале пасхального богослужения. Белые облачения, символизируют свет, воссиявший от гроба Иисуса Христа при Его Воскресении. Белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан. Богородичные праздники: Благовещение, Ризоположение, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Покров, Введение, дни памяти Богородичных икон. Голубой цвет различных оттенков, вплоть до синего, имеют мантии митрополитов.

  1. — Фиолетовый или тёмно-красный.

Крестопоклонная неделя Великого поста; Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня; Воздвижение Креста Господня.Фиолетовый цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а также наградные скуфии и камилавки. — Красный, Тёмно-красный, Бордовый, Багряный.
Цвет праздников и дней памяти мучеников. Великий Четверг.
При Пасхе — радость Воскресения Христова. В дни памяти мучеников — цвет крови мучеников.

— Зелёный (цвет животворения и вечной жизни).

Праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, праздник «Вход Господень в Иерусалим», День Святой Троицы. Зелёный цвет имеет мантия патриарха. — Тёмно-синий, Фиолетовый, Тёмно-зелёный, Тёмно-красный, Чёрный.
Цвет поста и покаяния. Великий пост. Чёрный употребляется преимущественно в дни Великого поста, в воскресные и праздничные дни которого, допускается употребление облачений с золотой или цветной отделкой. Наверх

Что в облачении православного священника символизирует духовный меч Что в облачении православного священника символизирует духовный меч Что в облачении православного священника символизирует духовный меч Что в облачении православного священника символизирует духовный меч Что в облачении православного священника символизирует духовный меч Что в облачении православного священника символизирует духовный меч Что в облачении православного священника символизирует духовный меч Что в облачении православного священника символизирует духовный меч Что в облачении православного священника символизирует духовный меч

Источник: http://www.pravoslavie.us/RU/Clothing.htm

Степени священства / Православие.Ru

Что в облачении православного священника символизирует духовный меч     

В Православной Церкви три степени священства: диаконы; пресвитеры (или священники, иереи); епископы (или архиереи).

Духовенство в Православной Церкви делится на белое (женатое) и черное (монашествующее). Иногда в качестве исключения в священный сан посвящаются лица не семейные и не принявшие монашеского пострига, они называются целибатами. В епископы, согласно канонам Церкви, посвящаются только монашествующие.

Диакон в переводе с греческого означает служитель. Это священнослужитель первой (младшей) степени. Он — сослужащий священникам и епископам при совершении Таинств и других священнодействий, но самостоятельно никакого богослужения не совершает. Старший диакон называется протодиаконом.

Диакона рукополагает (посвящает) епископ во время совершения литургии.

Что в облачении православного священника символизирует духовный меч Во время службы диакон облачен в стихарь (длинную одежду с широкими рукавами). На левом плече диакона закрепляется длинная широкая лента, называемая орарь. Произнося ектении, диакон держит орарь правой рукой, поднимая его вверх в знак того, что наша молитва должна возноситься ввысь, к Богу. Орарь также символизирует ангельские крылья, ибо, по толкованию святителя Иоанна Златоуста, диаконы представляют в Церкви образ ангельского служения. На руки диакон надевает поручи — нарукавники, охватывающие запястья.

Священник (пресвитер) — вторая степень священства. Он может совершать все Таинства, кроме Таинства рукоположения. В священники посвящают лишь после рукоположения в диаконский чин. Священник является не только совершителем священнодействий, но и пастырем, духовным руководителем и учителем для своих прихожан. Он проповедует, учит и наставляет паству.

Детали облачения священника Для служения литургии священник облачается в специальные одежды. Подризник — длинная рубашка, которая напоминает стихарь. Белый цвет подризника символически указывает на чистоту жизни и духовную радость служения литургии. Епитрахиль является символом благодати священника. Поэтому без нее священник не совершает ни одного священнодействия. Епитрахиль имеет вид сложенного вдвое ораря. Это означает, что священник имеет благодать большую, чем диакон. На епитрахили изображаются шесть крестов — по числу шести Таинств, которые он может совершать. Седьмое Таинство — рукоположение — может совершать только архиерей.

Поверх епитрахили иерей надевает пояс — в знак своей готовности всегда служить Богу. Как награду за заслуги перед Церковью священник может получить набедренник и палицу (символ меча духовного, сокрушающего всякое зло).

Как и диакон, священник надевает поручи. Они символизируют узы, которыми был связан Иисус Христос. Поверх всех прочих облачений священник надевает фелонь, или ризу.

Это длинная широкая одежда с вырезом для головы и большим вырезом спереди, напоминающая плащ. Фелонь символизирует багряницу страдающего Спасителя, а нашитые на ней ленты — потоки крови, которые текли по Его одежде.

Поверх ризы священник надевает наперсный (то есть нагрудный) крест.

За особые заслуги священники могут быть награждены камилавкой — бархатным головным убором цилиндрической формы.

В качестве награды иерею может быть дан вместо белого восьмиконечного креста желтый четырехконечный. Также священник может быть награжден степенью протоиерея.

Некоторым особенно заслуженным протоиереям как награда дается крест с украшениями и митра — специальный головной убор с иконами и украшениями.

Епископ — третья, высшая степень священства. Епископ может совершать все Таинства и священнодействия. Епископы также называются архиереями и святителями (святые епископы). Еще епископа называют владыкой.

Среди епископов есть свои степени. Старшие епископы называются архиепископами, далее следуют митрополиты. Самый старший по степени епископ — глава, предстоятель Церкви — имеет титул патриарха.

Епископа, по церковным правилам, рукополагают несколько епископов.

Что в облачении православного священника символизирует духовный меч Детали облачения епископа Епископ облачается во все облачения священника, только вместо фелони надевает саккос — одежду, напоминающую короткий стихарь. На него надевается главный признак епископской власти — омофор. Он представляет собой широкую ленту, лежащую на плечах, — она символизирует ту заблудшую овцу, которую Пастырь Христос нашел и взял на Свои рамена (плечи).

На голову епископа надевается митра, она одновременно изображает царскую корону и терновый венец Спасителя.

На облачении архиерей вместе с крестом носит образ Богородицы, именуемый Панагией (в переводе с греческого Всесвятая). В руках как знак святительской власти епископ держит жезл, или посох. Под ноги архиерею на богослужении кладут орлецы — круглые коврики с изображением орла.

Вне богослужения все священнослужители носят подрясник (нижнюю длинную одежду с узкими рукавами) и рясу (верхнюю одежду с широкими рукавами). На голове священники обычно носят скуфью (островерхую шапочку) или камилавку. Диаконы чаще всего носят только подрясник.

Поверх рясы священники носят наперсный крест, епископы — панагию.

Обычное обращение к священнику в повседневной обстановке: отец. Например: «отец Петр», «отец Георгий». Также к священнику можно обращаться просто: «батюшка», но имя тогда не называется. К диакону также принято обращаться: «отец Николай», «отец Родион». К нему также применимо обращение: «отец диакон».

К епископу обращаются: «владыка». К примеру: «Владыка, благословите!»

Что в облачении православного священника символизирует духовный меч Благословение     

Чтобы взять благословение у епископа или священника, нужно сложить ладони в форме лодочки, чтобы правая была сверху, и с поклоном подойти под благословение. Когда священнослужитель осенит вас крестным знамением, благословит, нужно поцеловать его правую руку.

Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особое духовно-нравственное значение.

Читайте также:  Почему после смерти пушкина дочь дантеса сошла с ума

Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. В то же время целующий руку священника выражает почтение и к сану.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/104975.html

Что в облачении православного священника символизирует духовный меч

Особые одеяния у священнослужителей христианской церкви появились ещё в апостольские времена. Отчасти прообразом современных облачений стали элементы одежд иудейских священников, отчасти – традиционная одежда ближневосточных народов.

Внебогослужебное облачение

Облачение православного священника можно разделить на повседневное и богослужебное. К повседневной одежде священников можно отнести подрясник, рясу и некоторые головные уборы.

Подрясником называют нижние длинные одежды– у монашествующего священника подрясник имеет чёрный цвет, у белого духовенства он может быть и белым, и чёрным, и синим. Сверху на подрясник обыкновенно надевается ряса (слово греческого происхождения, в переводе означает – «вытертая»).

Рясу носит как белое, так и чёрное духовенство, опять же, выбирая цвет соответственно своему званию. Как правило, ряса имеет несколько вариантов кроя, у неё длинные широкие рукава, застёжки на воротнике и поясе. Кроме этого, монашествующие священники носят мантию — длинную чёрную накидку с застёжкой на вороте.

Ряса и подрясник сейчас являются своеобразными символами отречения от мира и мирской суеты. Изначально же это была обыкновенная будничная одежда бедных монахов, довольно распространенная и традиционная для восточных стран – и по сей день подобный тип одеяний популярен на Ближнем Востоке.

Все богослужения (кроме Литургии) священник совершает в рясе и подряснике, иногда надевая поверх элементы прочих облачений, в соответствии с уставом. Когда же совершается Литургия, то на подрясник вместо рясы надеваются иные богослужебные облачения. К внебогослужебным головным уборам священства относятся скуфья и камилавка.

Скуфья (от греческого «покрывало, шапка») – своеобразная остроконечная шапочка, иногда из бархата. На голове складки скуфьи образуют подобие креста или купола. Скуфья является символом воинского шлема, а священнослужитель или монах, её носящий символизирует собой воина на поле духовной брани.

Камилавка – цилиндрический головной убор монашествующего и белого духовенства. Изначально имела форму, подобную турецкой фески и изготовлялась из верблюжьей шерсти (по-гречески — «камелос»).

Такие уборы носили на Востоке, защищаясь от солнца. Позднее камилавки стали частью одеяния византийских правителей и сановников, а затем – элементом облачения священнослужителей.

В России камилавки вошли в обиход с XVII века. Камилавка, подобно прочим богослужебным головным уборам, является символом тернового венца, который был на Христе в момент распятия. Помимо облачения и головных уборов, обычно поверх рясы священники носят иерейский крест.

Богослужебные облачения священника

К богослужебным облачениям (или ризам) священника относятся: подризник, епитрахиль, пояс, фелонь, поручи. Подризник надевается священником во время совершения Литургии вместо рясы – он обыкновенно белого цвета.

Поручи надеваются поверх подризника – это своеобразные «браслеты» или нарукавники из ткани с изображением креста. Они фиксируются шнуровкой на запястьях. Поручи имеют двоякую символику – с одной стороны, они символизируют силу и благодать, посылаемую священнослужителю для совершения Таинств, а с другой – те узы, которыми связывали руки Христа перед казнью.

Епитрахиль – подобие «фартука», длинная сдвоенная лента, которая надевается на шею священника поверх подризника. Она символизирует духовные дары, которые священник получает при рукоположении, а также — бремя священнического служения.

Пояс надевается на подризник и епитрахиль, символизируя «препоясание на служение», подобное тому, которое совершил Спаситель, умывая ноги Своим ученикам, препоясавшись полотенцем.

Некоторые священники помимо прочего имеют также набедренник — прямоугольник из плотной ткани с нашитым крестом, который носят на ленте у бедра, перекинув через плечо. Обычно набедренник даётся в качестве награды и символизирует «духовный меч».

Фелонь – священническая накидка с высоким жёстким приподнятым сзади воротом. Этот ворот тоже своеобразный символ «духовных доспехов», о которых говорит апостол Павел — «облекшись в броню праведности». Исследователи полагают, что прообразом фелони послужило нечто вроде дорожного плаща, который могли носить апостолы и Христос.

Надевается фелонь иереем поверх остальных облачений. Сзади она довольно длинная, спереди же доходит до пояса. Бывают фелони разных цветов – в зависимости от праздника, в который совершается богослужение, выбирается тот или иной цвет облачения.

Четыре полосы, нашитые поверх фелони, обозначают четыре Евангелия. Сзади вышиваются или нашиваются крест и Вифлеемская звезда – символы единения Ветхого и Нового Завета, символы начала и конца истории спасения человечества во Христе.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/87690-chto-v-olachenii-pravoslavnogo-svyashhenn.html

Что в олачении православного священника символизирует духовный меч

Особые одеяния у священнослужителей христианской церкви появились ещё в апостольские времена. Отчасти прообразом современных облачений стали элементы одежд иудейских священников, отчасти — традиционная одежда ближневосточных народов.

Внебогослужебное облачение

Облачение православного священника можно разделить на повседневное и богослужебное. К повседневной одежде священников можно отнести подрясник, рясу и некоторые головные уборы.

Подрясником называют нижние длинные одежды— у монашествующего священника подрясник имеет чёрный цвет, у белого духовенства он может быть и белым, и чёрным, и синим. Сверху на подрясник обыкновенно надевается ряса (слово греческого происхождения, в переводе означает — «вытертая»).

Рясу носит как белое, так и чёрное духовенство, опять же, выбирая цвет соответственно своему званию. Как правило, ряса имеет несколько вариантов кроя, у неё длинные широкие рукава, застёжки на воротнике и поясе. Кроме этого, монашествующие священники носят мантию — длинную чёрную накидку с застёжкой на вороте.

Ряса и подрясник сейчас являются своеобразными символами отречения от мира и мирской суеты. Изначально же это была обыкновенная будничная одежда бедных монахов, довольно распространенная и традиционная для восточных стран — и по сей день подобный тип одеяний популярен на Ближнем Востоке.

Все богослужения (кроме Литургии) священник совершает в рясе и подряснике, иногда надевая поверх элементы прочих облачений, в соответствии с уставом. Когда же совершается Литургия, то на подрясник вместо рясы надеваются иные богослужебные облачения. К внебогослужебным головным уборам священства относятся скуфья и камилавка.

Скуфья (от греческого «покрывало, шапка») — своеобразная остроконечная шапочка, иногда из бархата. На голове складки скуфьи образуют подобие креста или купола. Скуфья является символом воинского шлема, а священнослужитель или монах, её носящий символизирует собой воина на поле духовной брани.

Камилавка — цилиндрический головной убор монашествующего и белого духовенства. Изначально имела форму, подобную турецкой фески и изготовлялась из верблюжьей шерсти (по-гречески — «камелос»).

Такие уборы носили на Востоке, защищаясь от солнца. Позднее камилавки стали частью одеяния византийских правителей и сановников, а затем — элементом облачения священнослужителей.

В России камилавки вошли в обиход с XVII века. Камилавка, подобно прочим богослужебным головным уборам, является символом тернового венца, который был на Христе в момент распятия. Помимо облачения и головных уборов, обычно поверх рясы священники носят иерейский крест.

Богослужебные облачения священника

К богослужебным облачениям (или ризам) священника относятся: подризник, епитрахиль, пояс, фелонь, поручи. Подризник надевается священником во время совершения Литургии вместо рясы — он обыкновенно белого цвета.

Поручи надеваются поверх подризника — это своеобразные «браслеты» или нарукавники из ткани с изображением креста. Они фиксируются шнуровкой на запястьях. Поручи имеют двоякую символику — с одной стороны, они символизируют силу и благодать, посылаемую священнослужителю для совершения Таинств, а с другой — те узы, которыми связывали руки Христа перед казнью.

Епитрахиль — подобие «фартука», длинная сдвоенная лента, которая надевается на шею священника поверх подризника. Она символизирует духовные дары, которые священник получает при рукоположении, а также — бремя священнического служения.

Пояс надевается на подризник и епитрахиль, символизируя «препоясание на служение», подобное тому, которое совершил Спаситель, умывая ноги Своим ученикам, препоясавшись полотенцем.

Некоторые священники помимо прочего имеют также набедренник — прямоугольник из плотной ткани с нашитым крестом, который носят на ленте у бедра, перекинув через плечо. Обычно набедренник даётся в качестве награды и символизирует «духовный меч».

Фелонь — священническая накидка с высоким жёстким приподнятым сзади воротом. Этот ворот тоже своеобразный символ «духовных доспехов», о которых говорит апостол Павел — «облекшись в броню праведности». Исследователи полагают, что прообразом фелони послужило нечто вроде дорожного плаща, который могли носить апостолы и Христос.

Надевается фелонь иереем поверх остальных облачений. Сзади она довольно длинная, спереди же доходит до пояса. Бывают фелони разных цветов — в зависимости от праздника, в который совершается богослужение, выбирается тот или иной цвет облачения.

Четыре полосы, нашитые поверх фелони, обозначают четыре Евангелия. Сзади вышиваются или нашиваются крест и Вифлеемская звезда — символы единения Ветхого и Нового Завета, символы начала и конца истории спасения человечества во Христе.

Источник: https://woman.rambler.ru/other/42099022-chto-v-olachenii-pravoslavnogo-svyaschennika-simvoliziruet-duhovnyy-mech/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector