Что ждало неприятеля при попадании в спасскую башню

Москвичи уже привыкли к нынешнему облику Спасской башни Кремля и далеко не все помнят, что несколько лет назад он был иным. В августе 2010 православные вновь обрели надвратную икону Спаса Смоленского, десятилетия скрывавшуюся за толстым слоем штукатурки. Ее спасение и возрождение были делами поистине чудесными.

Отреставрированная надвратная икона Спасителя на Спасской башне Московского Кремля. Михаил Джапаридзе/ТАСС     

26-27 апреля 2010 года после проведения контрольного вскрытия штукатурного слоя и дистанционных исследований в киотах Спасской и Никольской башен Московского Кремля под слоем забетонированной металлической сетки, отстоящей от иконы на 4-5 сантиметров, были обнаружены хорошо сохранившиеся иконописные изображения Спаса Смоленского и святого Николая Чудотворца, или, как его издревле называют на Руси — Николай Можайский «с градом».

Реставрация надвратной иконы Спаса Смоленского на Спасской башне Московского Кремля. Валерий Шарифулин/TACC     

Главная башня

В 1462-1464 годах, незадолго до полной перестройки стен и башен Московского Кремля при великом князе Иване III, русский строитель и скульптор В.Д. Ермолин реконструировал обветшавшие части белокаменных стен на участке от Свибловой башни до Боровицких ворот.

Он обновил и Фроловские (ныне — Спасские) ворота, надстроив над церковью Святого Афанасия и украсив каменными, богато оформленными рельефами, изображавшими покровителей московских князей — святых Георгия Победоносца и Димитрия Солунского.

Эти рельефы являются уникальными, редчайшими памятниками древнерусской скульптуры и отличаются, судя по фрагменту, хранящемуся в Третьяковской галерее, удивительной гармоничностью изображения.

В современном оформлении Спасской башни преобладают стилизованные готические образы с ажурными декоративными кружевами из белого камня, характерными для московской архитектурной традиции. Они появились в XVII веке, когда были надстроены верхние ярусы башни.

Но башня с древних времен была украшена декоративными белокаменными пирамидками, каменными скульптурами людей, получивших у москвичей прозвище «болваны», и стилизованными фигурками зверей.

Здесь же находились белокаменные рельефы Георгия Победоносца и памятные «закладные» доски с надписью на русском и латинском языках.

Во время строительства новой кирпичной Спасской башни архитектор Пьетро Антонио Солари богато декорировал ее старинными скульптурами. Скульптуры находились на ее фасадах вплоть до надстройки, проходившей в 1624-1625 годах при первом царе из династии Романовых Михаиле Федоровиче.

Тогда при создании нового художественного архитектурного образа башни, возведении ее верхних ярусов и шпиля с фасадов исчезли белокаменные рельефы работы Ермолина.

Скульптурное изображение святого Георгия Победоносца, демонтированное с башни, было передано в церковь Святого Георгия в Вознесенском монастыре, находившуюся до своего упразднения на месте вновь построенной церкви Святой Екатерины.

А с начала XIX века рельеф стал киотной иконой церкви Святого Михаила Малеина той же женской обители. Так на многие века святые образы со Спасской башни стали частью святынь кремлевского Вознесенского монастыря.

Над воротами Спасской башни в 1491 году были установлены белокаменные доски, на которых латынью и славянской вязью начертано: «В лето 6999 июля Божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государств его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана» (так в старину в Москве называли Милан). Надпись свидетельствует не только об особом статусе этой кремлевской башни, но и о высочайшем уважении князя к приглашенному архитектору. Появление подобного памятного знака само по себе является редкостью для древних московских построек.

Спасская башня Московского Кремля. Артем Геодакян/ТАСС     

Спасские ворота столетиями считались главным церемониальным въездом в Московский Кремль.

Через них в Кремль въезжали российские самодержцы для священного обряда венчания на царство, начиная с Михаила Федоровича и заканчивая Николаем II.

Через них шли кремлевские крестные ходы, выносили святые иконы и мощи к храму Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву во время больших церковных праздников.

Здесь же в прежние века проходила церемония «шествия на осляти» с участием русского государя и Патриарха. Оно начиналось в Успенском соборе на Соборной площади Московского Кремля и завершалось в Покровском соборе, что на Рву, после чего Святейший Патриарх поднимался на гульбище Спасской башни, освящал воду и кропил ею кремлевские стены.

Через Красную площадь и Спасские ворота доставляли в Кремль особо почитаемые святыни: образ Богоматери из Владимира, иконы Спаса Нерукотворного из Вятки и Благовещения Богородицы из Великого Устюга.

Много веков Московский Кремль оставался для русского народа православной монастырской святыней. Входить в Спасские ворота можно было лишь пешком и с непокрытой головой. А тех, кто, проходя ворота, не снимал шапки, народ заставлял класть 50 поклонов перед надвратной иконой Спаса Смоленского, установленной над проездной частью Спасской башни со стороны Красной площади.

В 1648 году обычай обнажать голову в Спасских воротах был закреплен законодательно указом царя Алексея Михайловича Тишайшего. Практика эта распространялась на все сословия вне зависимости от родовитости и чинов. «Ломал шапку», то есть обнажал голову перед образами Спасской башни, и сам государь всея Руси.

Справа и слева от Спасской башни с наружной ее стороны располагались две небольшие часовни — Великого Совета Откровение и Великого Совета Ангел при Спасских воротах.

Обе часовни принадлежали Покровскому собору и были известны в народе копиями наиболее популярных и почитаемых икон из Кремлевских соборов и церквей — Смоленской Богоматери из главного Успенского собора и образа Спасителя с фигурами Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского.

В середине 20-х годов прошлого века часовни были разобраны, а судьба священных образов и до нынешнего времени остается неизвестной.

Первоначальное название — Фроловская — башня получила по имени находившейся неподалеку церкви Святых Фрола и Лавра.

Ворота же звались в народе Иерусалимскими, так как через них традиционно совершалось патриаршее шествие в Московский Иерусалим — храм Покрова Богородицы, что на Рву, именуемый в народе собором Василия Блаженного.

Причем символической Голгофой на Красной площади стало Лобное место, которое не только символизировало собой священную гору, но и было местом обращения к народу русских царей и оглашения важнейших государственных документов.

Привычное нам название главной башни Кремля происходит, скорее всего, от иконы Всемилостивого Спаса Смоленского, водруженной на ее фасаде со стороны Красной площади в память о присоединении Смоленска к Московскому княжеству. Впрочем, возможно, что башня получила имя от иконы образа Спаса Нерукотворного, помещенной в 1658 году в верхней части белокаменного киота над проездными воротами с внутренней стороны Кремля.

Отреставрированная надвратная икона Спасителя на Спасской башне Московского Кремля. Михаил Джапаридзе/ТАСС     

В том же году был принят царский указ о переименовании кремлевских башен. Например, современная Оружейная башня именовалась Колымажной, а современная Петровская — Угрешской, Троицкая — Знаменской, Угловая Арсенальная носила название Собакина башня, по имени бояр Собакиных, имевших рядом с ней подворье. С этого момента башня стала официально называться Спасской.

Как и другие башни, Спасская была частью системы обороны Московского Кремля. Но в случае проникновения неприятеля на стены тяжелые железные двери закрывались — и башня становилась небольшой самостоятельной крепостью, способной выдержать самый серьезный приступ. Жители древней Москвы, величавшие башню Спасской, вкладывали в это название еще один смысл.

Дело в том, что в случае угрозы вражеского нашествия именно через эти ворота в Кремль могли уйти жители Китай-города, сохранив если не свои дома (как правило, при осаде Посад поджигался неприятелем), то как минимум главные материальные ценности и собственную жизнь.

Так что уникальные оборонительные возможности Спасской цитадели зачастую гарантировали спасение москвичам в случае неожиданного нападения врага.

Святыни Спасской башни

На Спасской башне располагается икона, на которой изображен образ Иисуса Христа с припадающими к нему святыми — преподобным Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Время написания фрески точно неизвестно, но она создана не ранее середины — второй половины XVII века. Эта икона, возможно, дала название башне, которая ранее именовалась Фроловской.

О времени первоначального написания икон Всемилостивого Спаса и Печорской Божией Матери точных указаний не сохранилось. Как ранее говорила генеральный директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина, первое упоминание об их существовании относится к XVI веку.

«Существует такой памятник, как «Книга избрания на царство», которая была создана во времена царя Алексея Михайловича. И там есть изображение Спасской башни с иконой на ее стене. Отсюда мы и ведем отсчет», — рассказала Гагарина.

В 1521 году во время осады Москвы войском Магмет-Гирея одна инокиня увидела видение: крестный ход через Фроловские ворота со святителями Московским Петром, Алексеем и Ионой и ростовским Леонтием несут икону Владимирской Божией Матери. Преподобные Сергий и Варлаам стали умолять святителей, чтобы они просили Богородицу заступиться за людей перед богом. Видение стало известно в народе. И, действительно, вскоре Магмет-Гирей отступил от Москвы.

В память этого события и были написаны иконы: Спасителя с припавшим к Его ногам преподобными Сергием и Варлаамом на восточной (внешней) стене Спасских ворот и Богоматери (иконы Печерской Божией Матери) с предстоящими Ей святителями московскими Петром и Алексием на западной (внутренней) стене башни. Пока судьба этой иконы неизвестна.

В 1673 году царь Алексей Михайлович указал «в связи с порухами» образ Спаса Нерукотворного и преподобной Богородицы писать вновь. В 1737 году во время пожара образ Спасителя сильно опалился, но на следующий год был возобновлен.

Киот иконы Спасителя был выполнен из белого камня, имел деревянный резной окад со специальной стеклянной рамой, которая защищала образ от пыли и сырости.

Источник: https://pravoslavie.ru/91981.html

Почему главная башня московского Кремля называется Спасской? — Православный журнал "Фома"

Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Такой тип икон называется «Спас с припадающими». Господу молятся коленопреклоненные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Это заступники за Русскую землю. В 1521 году столицу осадил жестокий хан Мехмет-Гирей. Василий III ждал помощи от Новгорода, и она пришла. Старице Вознесенского монастыря было видение, как московские святители за грехи горожан покидали Кремль, унося с собой Владимирскую икону. У ворот их встретили Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Они горячо молились и упросили святых вернуться. Мехмет-Гирей ушел от стен Москвы.

Почему «Смоленский» — и в Москве? В 1514 году, во время русско-литовской войны, войска Василия III взяли Смоленск. В благодарность была написана икона, освящавшая главный въезд в Кремль. Так что в образе «Спаса Смоленского» наши предки художественно сформулировали идею духовного единства северо-западной и северо-восточной Руси.

Читайте также:  Зачем михаил булгаков сжёг 2 тома «белой гвардии»

Семантически любая надвратная икона несет в себе градозащитный смысл: вера во Всемилостивого Бога и молитва Ему защищают православный народ от врагов.

Истоки этой традиции — в древнем византийском образе «Христос Халкитис», мозаичном изображении Спасителя, что находилось над Медными вратами (Халки) императорского дворца в Константинополе.

Это был величественный образ Господа Вседержителя, который благословлял проходящего через врата императора. Эта византийская традиция прижилась и на Руси.

«Спас Смоленский с припадающими» был почитаем очень широко. До нашего времени дошли прекрасные образы, перед которыми молились о защите от врагов.

У ног Христа писали и других святых, например, Зосиму и Савватия Соловецких, а в период Смутного времени на иконах Русского Севера изображали Варлаама Хутынского и Александра Свирского.

«Спас Смоленский» можно назвать иконой государственного значения.

На заставке: фото ruscow

(11 votes, average: 5,00

Источник: https://foma.ru/pochemu-glavnaya-bashnya-moskovskogo-kremlya-nazyivaetsya-spasskoy.html

Почему в старину перед Спасскими воротами Кремля снимали шапки?

Московский Кремль был не только оборонительным сооружением, но и православным центром государства. Спасские ворота (бывшие Фроловские) — главные ворота Московского Кремля. Кроме того они почитались святыми (как Золотые ворота в Иерусалиме, через которые вошел Иисус Христос). Через эти ворота проходили крестные ходы. Поэтому перед входом в эту святыню принято было снимать шапку.

Эта традиция идёт от Иерусалимских ворот, Золотых ворот в Киеве и Золотых ворот во Владимире. Над Золотыми воротами обычно помещалась икона и/или надвратная церковь. Все мужчины должны были при проходе через ворота снимать шапки, показывая свое уважение к святыням. За исполнением обычая зорко следила стража, и если кто зазевался, ему напоминали о необходимости снять головной убор.

Название башни связано с перенесением в середине XVII века из Вятки в Кремль (Успенский собор) иконы Спаса Нерукотворного, с которым было связано много чудес (одно из них, что чума обошла Вятку). Затем икона была перенесена через Фроловские ворота в Новоспасский монастырь. Одна копия (список) была возвращена в Вятку, а другая помещена на внутренней части Фроловских ворот.

На внешней стороне ворот в середине XVII века была помещена мозаика образа Христа (Спас Смоленский), освещаемая негасимой лампадой.

В 1658 году царь Алексей Михайлович издал указ, по которому Фроловская башня Московского Кремля была переименована в Спасскую, а также запрещалось проезжать верхом и предписывалось мужчинам снимать головной убор. За выполнением предписания следили особые сторожа — воротники и стрельцы. Кто не выполнял это предписание, принуждался сделать 50 земных поклонов башне или наказывался ботогами в стрелецком приказе.

В 1812 году образ Спаса Нерукотворного со Спасских ворот был похищен. К 1839 появился новый, украшенный серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями. После 1917 года все иконы (оригинал и 2 списка) Вятского (Хлыновского) Спаса Нерукотворного были утрачены.

На внешней стороне Спасских ворот размещается образ Спаса Смоленского, появившийся впервые в 1514 году в благодарность за взятие Смоленска. Со Спасскими воротами связано предание от 1521 года во время нашествия на Москву хана Махмет-Гирея. Крымский поход на Москву 1521 года был самым тяжелым во время царствования Василия III. Предание гласит:

На иконе Спасителя изображены преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский в молитвенном положении у ног Спасителя. В руке Спасителя — раскрытое Евангелие.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1800458-pochemu-v-starinu-pered-spasskimi-vorotami-kremlja-snimali-shapki.html

Рассекречены архивы о том, как немцы бомбили Кремль в 1941-1942 годах

Время с 22 июля 1941 по 29 марта 1942 г. было наиболее драматичным периодом истории Московского Кремля в период войны. Кремль за эти месяцы пережил восемь бомбардировок, когда было сброшено 15 фугасных, две осветительные, 151 зажигательная и одна наливная бомба (200-литровая бочка с нефтью).

Время с 22 июля 1941 по 29 марта 1942 г. было наиболее драматичным периодом истории Московского Кремля в период войны. Кремль за эти месяцы пережил восемь бомбардировок, когда было сброшено 15 фугасных, две осветительные, 151 зажигательная и одна наливная бомба (200литровая бочка с нефтью).

Приступить к маскировке

Уже на третий день войны, 24 июня 1941 г. в гарнизоне Кремля была объявлена первая воздушная тревога, выявившая недостатки в действиях личного состава.

Для ориентировки шоферов в темное время суток на стенах в арках Спасских, Боровицких и Арсенальных ворот краской были нарисованы белые полосы.

В ночное время скорость движения машин по Кремлю устанавливалась не выше 5 км в час с потушенными или затемненными фарами, а личному составу нарядов предписывалось следить за соблюдением правил светомаскировки и немедленно пресекать нарушения.

26 июня начальник управления коменданта Московского Кремля (УКМК) НКВД генерал-майор Н.К. Спиридонов представил наркому внутренних дел СССР Л.П. Берии записку, где предлагал безотлагательно приступить к маскировке Кремля и прилегающих к нему территорий. В документе отмечалось, что эти работы могли обеспечить выполнение следующих весьма ограниченных задач:

— затруднить противнику при подлете отыскание Кремля на фоне города Москвы;

— уменьшить возможность прицельного бомбометания с пикированием по отдельным зданиям Кремля.

К записке прилагался проект плана маскировки Московского Кремля, подготовленный группой академика архитектуры Б.М. Иофана. К работам приступили 28 июня и закончили их к 1 августа, хотя представленный план был утвержден только 14 июля.

Только 9 июля ГКО СССР утвердил постановление N 73/с «О создании службы маскировки при Московском совете», в котором обязал обеспечить маскировку таких объектов, как оборонные заводы, водопроводные станции, Кремль, Центральный телеграф, нефтехранилища и городские мосты. На следующий день, 10 июля, вышло постановление СНК РСФСР «О проведении мероприятий по маскировке объектов на территории г. Москвы».

Управление коменданта Московского Кремля за маскировку Кремля отвечало самостоятельно. Моссовет и соответствующие ведомства проводили маскировочные мероприятия на прилегающих Кремлю территориях и зданиях (Красная площадь, ГУМ и здание Народного комиссариата обороны, Александровский сад, Манеж).

Мавзолей замаскировали под городское здание

План маскировки Московского Кремля предусматривал два варианта действий. Первый вариант маскировки — плоскостная имитация — предусматривал в основном перекраску крыш и открытых фасадов всех кремлевских зданий и стен для создания на них перспективного вида городских зданий, что стало немедленно реализовываться.

Погасили кремлевские звезды, а через некоторое время и вовсе закрыли их деревянными щитами, с позолоченных куполов сняли кресты, отблеск их уничтожили с помощью декоративных мероприятий. Кроме того, была проведена имитационная окраска и присыпка городских кварталов, Манежной и Красной площадей, района Васильевского спуска и Ивановской площади в Кремле.

Перекрашивались фасады дома N 2 НКО СССР, ГУМа и других зданий.

Второй вариант маскировки Кремля предусматривал объемную имитацию — строились ложные городские кварталы с комбинацией различных макетов.

Так, в Александровском саду (по наружному контуру), на территории Красной площади, Тайницкого сада и откоса, Большого сквера в Кремле выстраивались макеты зданий по типу городских.

Над Мавзолеем тоже был поставлен макет городского здания, примыкающего к корпусу N 1. Часть Тайницкого сада и трибуны Мавзолея перекрывались подвешенными полотнищами, раскрашенными под крыши обычных домов.

И плоскостная имитация, и объемное декорирование были одинаково действенны и в ночных, и в дневных условиях для бесснежного периода. Но от объемного макетирования было больше эффекта благодаря естественным теням и видимости фасадов зданий.

Источник: https://rg.ru/2017/05/10/rodina-kreml-1941-1942.html

Что нужно знать о Спасской башне

Спасская башня Кремля закрыта на реставрацию. В связи с этим событием мы решили вспомнить любопытные, но малоизвестные факты о главной из древних башен нашей страны.

Изначально знаменитая Спасская башня, сооруженная в 1491 году, носила название Фроловской, поскольку располагалась недалеко от церкви Фрола и Лавра. В 1516 году от башни через ров был перекинут деревянный мост.Только в 1658 года по указу царя Алексея Михайловича башню стали именовать Спасской. Новое название было связано с иконой Спаса Нерукотворного, которая находилась над воротами со стороны Красной площади.

При строительстве башня была вдвое ниже. Сейчас ее высота вместе со звездой – 71 м. Это связано с модернизацией и надстройками, которые периодически выполнялись на протяжении всего существования башни. Так, в 1624-1625 годах английский архитектор Христофор Галовей при участии русского мастера Бажена Огурцова возвели над башней многоярусный верх в готическом стиле.

В неспокойное время башня была своеобразным капканом для врагов. Если неприятель проникал внутрь стрельницы, то железные решетки опускались и враг оказывался запертым в каменном мешке.

Его обстреливали с верхней галереи стрельницы.

На фасаде башни сохранились отверстия, через которые пропускались цепи для подъема и спуска специального деревянного настила моста, а в проходе ворот были пазы, по которым ходила металлическая решетка.

Фантастические фигурки, которыми украшена башня, изначально были обнажены. При царе Михаиле Федоровиче их прикрыли специально сшитыми одеждами. В середине XVII века главную башню Кремля украсили первым двуглавым орлом.

Спасские ворота считались святыми. Поэтому через них нельзя было проезжать верхом, а мужчины, которые проходили через эти ворота должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, освещаемого лампадой. Те, кто не подчинялись этому правилу, должны были сделать 50 земных поклонов. На образ Спаса Смоленского молились приговорённые к смерти преступники, которых казнили на Лобном месте.Существует легенда, связанная с иконой Спаса Нерукотворного. В середине XVII века по центральным губерниям прошла эпидемия чумы. Она обошла стороной город Хлынов и пошли слухи, что причиной является чудотворный образ Спаса Нерукотворного, которому молились горожане. После того, как царь Алексей Михайлович узнал об этом, он велел доставить икону в Москву. Образ доставили крестным ходом в 1648 году.

После того, как к власти пришли большевики, надвратный образ и сама икона Спаса Нерукотворного были утрачены. Однако в июне 2010 года иконописец Дмитрий Винокуров написал точный список знаменитой чудотворной иконы.

Существует легенда – когда Наполеон проезжал через Спасские ворота в захваченной Москве, то порыв ветра стащил с его головы знаменитую треуголку. При отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню было приказано взорвать, однако подоспевшие донские казаки потушили уже зажжённые фитили.

Ворота также были парадным въездом в Кремль, отсюда уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из Кремля шли через эти ворота, все правители России, начиная с царя Михаила Фёдоровича, перед коронацией торжественно проходили через них.

Читайте также:  Зачем в русской армии перед выстрелом кусали патрон

Слева от ворот стояла часовня Великого Совета Откровение (Смоленская), справа — Великого Совета Ангел (Спасская). В 1925 году их снесли.

Изначально часы на Спасской башне были английские. Их изготовили в 1625 году под руководством английского механика Христофора Галовея. Но в 1705 году по указу Петра I часы были переделаны в соответствии с немецкими традициями – с циферблатом на 12 часов.

В 1770 году были вновь установлены английские часы, их нашли в Грановитой палате. С 1770 года часы некоторое время исполняли немецкую мелодию «Ах, мой милый Августин».

Современные куранты выполнили братья Николай и Иван Буденоп в 1851—1852 годах и установили на 8-10 ярусах Спасской башни. С этого времени куранты исполняли в 12 и 6 часов «Марш Преображенского Полка», а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского, которые звучали над Красной площадью до самого 1917 года.

Современные часы весят 25 тонн и приводятся в действие тремя гирями весом от 160 до 224 кг. Часы имеют четыре цифеблата диаметром 6,12 м, высота цифр — 72 см, длина часовой стрелки — 2,97 м, минутной — 3,28 м. Их заводят 2 раза в сутки.

Источник: https://belayaistoriya.ru/blog/43597392630/CHto-nuzhno-znat-o-Spasskoy-bashne

10 причудливых осадных тактик и странных образцов оружия в военной истории

Так уж повелось в истории войн, что оборонительные технологии существенно превосходили те, чтобы были связаны с наступательным вооружением. Мощные городские стены сдерживали самые мощные вражеские армии. 

Неудивительно, что история войны изобиловала осадами, а люди применяли всю свою изобретательность для создания разнообразного осадного оружия, среди которого, стоит сказать, существовали весьма причудливые экземпляры.

1. Огненная свинья

Осадная тактика: «Огненная свинья».

Король Иоанн Безземельный обычно считается худшим королем в истории Англии. Его неспособность ладить со своими дворянами привела к тому, что те несколько раз поднимали восстания.

После одного из этих восстаний дворяне заставили короля согласиться с Великой хартией вольностей (Magna Carta), которая и сегодня считается основой гражданских прав Англии.

Но Иоанн сразу же после согласия на Великую хартию, передумал и объявил ее недействительной. Бароны снова восстали. 

Во время Первой Баронской войны один из замков, восставших против Иоанна, находился в городе Рочестер. Король много раз пытался захватить замок с помощью дипломатии, катапульт и подкупов. Ему удалось захватить внешний двор замка, но мятежников никак не удавалось «выкурить» из центральной крепости, донжона. Поэтому король решил прибегнуть к помощи…. свиней. 

Иоанн приказал своим военным инженерам сделать подкоп под стеной крепости. Когда туннель был готов, он приказал поместить в тоннели «сорок самых толстых свиней, которые были наименее хороши для еды» и поджечь их. Огонь от горящего сала был настолько сильным, что загорелись опорные балки, после чего обвалилась башня над туннелем и часть стены. Повстанцы вскоре капитулировали.

2. Чумные трупы

Осадная тактика: «Чумные трупы».

Когда враг отсиживается за стенами, а катапульты бесполезны, это зачастую оборачивается катастрофой при наступлении. В прошлом в армейских лагерях и не пахло санитарией, и эпидемии могли легко опустошить лагерь нападавших.

Когда город Каффа (ныне Феодосия) в Крыму подвергся нападению монголов в 1346 году, те придумали более эффективные «снаряды» по сравнению с обычными камнями, которые можно было перебрасывать через стены с помощью катапульт.

 

Черная смерть еще не опустошила Европу, но вторгшаяся монгольская армия принесла с собой эту болезнь.

И монголы начали класть трупы умерших от болезни в катапульты и зашвыривать их через стены Каффы в надежде, что «жуткое зловоние убьет всех внутри».

В итоге город наводнили «горы мертвых», но отнюдь не запах оказался смертельным — гниющие трупы принесли с собой чуму. Каффа выстояла при осаде, но считается, что корабли, бежавшие из города, возможно, помогли распространить чуму по Европе. 

Использование биологического оружия также рассматривалось теми, кто находился в осаде. В XVII веке, когда осада Кандии (Крита) затянулась на 21 год, жители города придумали план сделать ядовитую жидкость, чтобы заразить армию снаружи. Это было по сути вирусом чумы, взятым из селезенки и язв жертв этой болезни. Насколько известно, этот план никогда не был воплощен в реальность.

3. Тепловые лучи

Осадная тактика: «Тепловые лучи».

Когда римляне попытались захватить греческий город Сиракузы, они столкнулись не только с ожесточенным сопротивлением жителей, но и с гением Архимеда. Говорят, что математик и изобретатель создал оружие, которое якобы могло на расстоянии поджечь корабли, атакующие гавань Сиракуз. Используя зеркала или полированные щиты, Архимед направил концентрированный свет Солнца на корабли. 

Предполагалось, что тепло поджигало смолистую древесину корпусов судов и вызывало пожар.

Некоторые утверждали, что эта история является придуманной, но несколько попыток воссоздать подобный тепловой луч показали, что таким образом действительно можно поджечь корабли.

Даже если бы Архимед не сжег римский флот, то в любом случае такие огромные «солнечные зайчики» отвлекали бы и ослепляли моряков на борту.

4. Горящие кошки

Осадная тактика: «Горящие кошки».

Франц Хельм был мастером-артиллеристом в Германии XVII века, и он написал целую книгу об осадном оружии. В одном тексте он описал, как можно использовать кошку, чтобы уничтожить своего врага. Нужно сделать мешочек с порохом и фитилем по подобию зажигательной стрелы.

Затем нужно поймать кошку из осажденного города или замка, привязать этот мешочек к задней части кошки, поджечь фитиль и напугать животное. Кошка якобы бросится к замку или городу, в котором она жила, и скорее всего спрячется в сарае с сеном или соломой.

После взрыва сарай загорится. 

Большинству исследователей на глаза попадали иллюстрации к этому способу, которые выглядели так, будто кошка двигается по стенам с ракетой сзади нее.

Хотя считается, что пожарные или ракетные кошки, вероятно, никогда не использовались в битвах, есть записи о пожарных свиньях.

Когда греческий город Мегара был осажден, его защитники разогнали слонов осаждающей армии необычным способом. Они обмазали свиней маслом и подожгли их, после чего выпустили из города.

5. Раскаленный песок

Осадная тактика: «Раскаленный песок».

В любом фильме о средневековой осаде есть сцена, где защитники льют кипящую воду или масло на головы захватчиков, взбирающихся по стенам.

Но если вода или масло были слишком ценны из-за нехватки продовольствия, со стен могли сбрасывать другие раскаленные вещи.

При осаде Кан в 1346 году сэр Эдуард Спрингхаус был сбит с лестницы, и защитники бросили на него пук горящего сена, при этом рыцарь сгорел в своих доспехах. Другие люди, находящиеся в осаде, были еще более креативными. 

Когда Александр Македонский атаковал город Тир, его люди столкнулись с чем-то еще худшим, чем кипящее масло. Защитники города взяли мелкий песок и раскалили его, после чего начали сыпать со стен на нападавших.

Мелкий песок проникал через малейшие отверстия в любую броню и обжигал людей. Воинов, которые срывали с себя доспехи, расстреливали со стен лучники.

Песок также мог переноситься ветром на вражеские корабли и поджигать их паруса.

6. Греческий огонь

Осадная тактика: «Греческий огонь».

Греческий огонь был оружием, которое внушало страх на протяжении сотен лет. Это была жидкость, которая вспыхивали при контакте с водой и сжигала все, чего касалась.

Горшками с греческим огнем можно было стрелять из катапульт по кораблям противника или осаждающей армии, распыляя горючее вещество по большой территории.

Никто не знает точного рецепта греческого огня, но считается, что он содержал едкие химикаты, деготь и смолу. 

Единственными способами затушить греческий огонь считались песок, соль или моча.

Помимо использования при обороне городов, существовало также ручное огнестрельное оружие под названием «хейросифон», которое можно было использовать при нападениях на город.

Сифон устанавливали на осадной башне, которую подвозили к городской стене, после чего устройство извергало поток горящего греческого огня на защитников и здания внутри города.

7. Туалет на крепостной стене

Осадная хитрость: «Туалет на крепостной стене».

Большинство людей считают туалет чем-то само собой разумеющимся. Однако в средние века туалет в замке чаще всего был просто отверстием в полу, через которое «отходы жизнедеятельности» падали вниз.

Хотя можно подумать, что фекалиями забрасывали осаждающих, туалеты могли стать способом проникновения врага внутрь замка. Замок Шато-Гайяр был построен Ричардом Львиное Сердце и должен был быть неприступным.

Но он был захвачен менее чем через десять лет после его постройки. 

Французский король Филипп II захватил внешние части замка, но не смог взять внутреннюю крепость. Один из его людей предложил забраться через туалет. Солдат пробрался через узкую «трубу» для фекалий, которая вела к туалету, открыл окно в часовне замка и позволил французским солдатам взять неприступный Шато-Гайяр.

8. Взрывающееся мельничное колесо

Осадная тактика: «Взрывающееся мельничное колесо».

В 1552 году оттоманские войска осадили Эгерскую крепость в Венгрии. Замок находился в хорошей оборонительной позиции, поскольку он был построен на холме, что давало замковым орудиям преимущество над врагами внизу.

Однако оттоманские войска значительно превосходили по количеству защитников (40 000 против 2 000), и они почти постоянно обстреливали Эгерскую крепость.

Наружные стены замка начали рушиться под огнем, а орудия защитников не могли навредить осаждающим, поскольку не достреливали до них. 

Венгр по имени Гергели Борнемисса разработал оружие, которое могло добраться до нападавших. Он взял мельничные колеса, тяжелые камни, используемые для раздавливания и перетирания зерна в муку, и наполнил их порохом.

Поскольку Эгерская крепость находится на вершине холма, эти взрывающиеся жернова смогли разгоняться до огромной скорости, пока катились к лагерю противника.

Там они взрывались, разбрасывая горящую древесину и осколки камня среди османов.

9. Езда на закорках

Осадная хитрость: «Езда на закорках».

В XII веке Германия представляла собой настоящее «лоскутное одеяло» из небольших княжеств в составе Священной Римской империи. Эти миниатюрные государства постоянно вели войну друг с другом.

В 1140 году Конрад III воевал с герцогом Вельфом и окружил город Вайнсберг. Граждане долго держались. Конрад III сказал жителям, что, если они не сдадутся, то он сожжет город дотла и убьет всех внутри него.

Когда горожане продолжили сопротивление, Конрад решил претворить свою угрозу в жищнь. 

В конце концов из-за голода граждане Вайнсберга должны были сдаться. Конрад приказал всем собраться в одном месте для казни. Мужчины города заявили, что они готовы умереть, но попросили отпустить их женщин.

Будучи рыцарем, Конрад разрешил женщинам покинуть город с тем, что они могли унести с собой.

Читайте также:  Как русские играли в футбол при николае ii

Когда пришло время эвакуации, осаждавшая армия была поражена, увидев, как женщины строем выходят из города, неся с собой своих мужей на спинах.

10. Ульи пчел

Осадная тактика: «Ульи пчел».

Преимущество стен заключается в том, что за ней можно спрятаться, если противник стреляет из чего-то или же с ее высоты можно что-то бросать на противника.

Однако осаждающие армии тоже были не глупыми и изо всех сил старались избежать того, чтобы им на головы валилось что-то смертоносное. Атакующие либо выкапывали под землей туннели, либо использовали щиты, чтобы оставаться в безопасности.

Когда викинги напали на Честер в десятом веке, они использовали большие деревянные щиты против защитников. 

Жители Честера собрали все пиво в городе, довели его до кипения в котлах, после чего вылили на викингов. Кипящее пиво просочилось через плетеные щиты и обварило нападавших «так, чтобы с них начала отваливаться пластами кожа».

Викинги в ответ покрыли щиты шкурами животных, чтобы кипящая жидкость стекала в стороны. Но у защитников был еще один трюк. Они начали бросаться в нападавших со стен ульями с пчелами.

Не выдержав рассвирепевших насекомых, викинги сняли осаду.

Источник

Источник: https://interesnosti.com/1380422371802614717/10-prichudlivyh-osadnyh-taktik-i-strannyh-obraztsov-oruzhiya-v-voennoj-istorii/

Спасская башня Московского Кремля и ее знаменитые куранты: история и особенности

Воплощением многовековой силы и торжества Российского государства является Спасская башня Московского Кремля.

Из истории башни и Кремля

Спасская башня, выходящая на Красную площадь, входит в архитектурный ансамбль 20 башен Московского Кремля.

В конце 15 века Москва становится столицей русского централизованного государства. Государь Иван Третий, желая сделать Кремль достойной резиденцией, приглашает в Москву лучших русских и иностранных зодчих. Они начинают строительство новых укреплений.

Тогда-то и поднялись краснокирпичные кремлевские стены протяженностью 2236 метров. Мощные крепостные стены соединили 20 высоких башен. Их возводили там, где к Кремлю подходили важные стратегические дороги.

Для защиты Кремля с северо-восточной стороны по проекту итальянского архитектора Пьетро Солари была возведена десятиэтажная Спасская башня. Известна точная дата завершения строительства – 1494 год.

Поначалу башня именовалась Фроловской из-за соседства церкви Фрола и Лавра. 350 лет назад по высочайшему повелению царя Алексея Михайловича о переименовании всех кремлевских башен она стала Спасской по изображению лика Спаса, расположенного над проездными воротами.

Архитектура в истории башни

Строение очень интересно по своей конструкции. Исстари она считалась главной башней Кремля, свидетельство тому – ее устройство. Она имеет пять боевых ярусов. Между ними проложена лестница, спрятанная между двойными стенами.

Наружная отделка из красного обожженного кирпича. Полы, своды и лестницы – из белого известняка. На верхних площадках бойницы. Два каменных бастиона не сохранились до наших дней. Толщина оборонительных стен достигает 5 метров.

Это проездная башня. Ее ворота закрывались крепкими дубовыми полотнищами. С наружной стороны были пристроены башенки – стрельницы, проезды в которые защищались специальными спускающимися решетками – герсами.

В 17 веке сделали новые надстройки. Над башней соорудили шатер, который позднее снабдили гербом России – двуглавым орлом. Такой чести была удостоена только Спасская башня. На ней же издревле были башенные часы.

Конструкция украшена декоративными башенками, пирамидками, фигурками зверей, кружевами из белого камня. Вправо и влево уходят кирпичные стены огромной для того времени высоты.

У подножия начинался огромный 50 м длины и около 10 м ширины мост. Он был перекинут через внушительный ров, стены которого выложены белым камнем, а глубина достигала 22 метров. Этот огромный ров служил не только для обороны, но и преграждал путь огню во время губительных московских пожаров.

За рвом в 50 м от стен Кремля начиналась граница Красной площади. Высота башни 71 метр, периметр основания 61,8 метра.

Спасские ворота

Во все времена главными в Кремле считались ворота Спасской башни. Белокаменные доски, установленные над ними, на русском и латинском языках извещают о дате строительства. Исстари ворота считались святыми и особо почитались в народе.

Они были главным парадным въездом в Кремль, без повелений и указов каждый проезжающий мимо на лошади спешивался и в знак уважения скидывал шапку. Тех, кто нарушал это правило, народ заставлял класть 50 поклонов перед надвратной иконой.

Интересно, что эту традиции возвел в ранг закона своим указом царь Алексей Михайлович в 1648 году. Через ворота Спасской башни торжественно отправлялись полки в военные походы, через них въезжали в Кремль российские самодержцы, шли крестные ходы, выносили иконы и святые мощи.

Здесь же в Вербное воскресение проходило шествие «на осляти»: патриарх, подобно Христу, проезжал на ослике, ведомом под уздцы самим государем. Затем патриарх поднимался на гульбище Спасской башни, святил воду и кропил ею крепостные стены.

Все иностранные послы проходили возле святыни во время их торжественной встречи в Кремле.

Спасские ворота были ключевыми в обороне Кремля. Здесь на предмостках стояли орудийные батареи. Для защиты этого направления была изготовлена и поставлена при входе знаменитая Царь-пушка. Отлитая из бронзы, с весом ствола орудия 40 тонн и длиной ствола 5 метров, она своим видом приводила в смятение неприятеля.

Лобное место

Прямо в створе ворот Спасской башни видно Лобное, или Царево, место.
Это внушительный округлый постамент, наверх к которому ведут 12 каменных ступеней. Здесь прилюдно оглашали важнейшие указы, сюда царь и патриарх выходили для общения с народом. Именно на этом месте просил прощения за свои прегрешения и всенародно каялся Иван Грозный.

Петр Первый тоже на этом месте во время Стрелецкого бунта самолично отрубил головы пятерым мятежникам. Здесь же проходили молебны и церковные праздники. В новом тысячелетии возобновилась традиция крестных ходов к Лобному месту.

Спасские куранты

На башне установлены знаменитые часы – куранты. Дебют часов состоялся спустя год после возведения. Первые часы с музыкальным механизмом смонтированы в 16 веке. С тех пор они несколько раз видоизменялись. Мелодии тоже были разные.

Главным создателем часов с боем является английский механик Аристарх Галовей. Механизм показывал на удивление точное время, работал без сбоев и даже исполнял музыкальные мелодии. Время отображалось при помощи цифр, стрелок тогда еще не было. Эти часы прослужили недолго, они пострадали во время пожара.

В 1705 году Петр Первый распорядился установить на башне голландские часы с немецким циферблатом. По воле руководящего работами мастера Фатца куранты были настроены играть немецкую песенку.

За всю историю кремлевских курантов это единственный период, когда они играли иностранную музыку. К 1852 году износ часов достиг критического уровня. В этом же году создание важнейшего часового механизма Кремля было доверено московским купцам братьям Бутенопам.

С задачей они справились блестяще, Используя часть старого механизма и применяя современные достижения, мастера изготовили новые куранты, которые украшают Спасскую башню по сей день.

Это единственные полностью механические часы в мире и самые древние в Европе. Чугунный литой корпус и механические детали из стойких сплавов помогают переносить колебание температур в течение года.

Игральный вал обеспечивал мелодичный перезвон. До революции 1917 года они исполняли «Марш Преображенского полка» утром и «Коль славен наш Господь…» вечером.

Во время штурма Кремля большевиками часы были повреждены. Восстановленные по указанию Ленина, до 1938 года исполняли революционные гимны – «Интернационал» и «Вы жертвою пали».

В последующие годы звучал только перезвон по часам и четвертям.

Циферблаты кремлевских курантов выходят на четыре стороны. Диаметр каждого из них 6,12 метра. Устройство весом 25 тонн и длиной стрелки почти 3 метра заняло три этажа. На звоннице Спасской башни 11 колоколов, у каждого из которых своя нота звучания.

Главный колокол озвучивает время каждый час и весит 2160 кг. Вес маятника 32 кг. Каждые 15 минут – перезвон 9 колоколов. Бой часов производит молоток, соединенный с колоколом. Часы заводят с помощью электромоторов.

В 1999 году после крупной реставрации были позолочены стрелки и цифры часов. С января 2001 года Кремлевские куранты на Спасской башне в 00:00, 06:00, 12:00, 18:00 вызванивают строку из Гимна России.

Новый год приходит в полночь 31 декабря с началом перезвона колоколов за 20 секунд до первого удара главного тяжелого колокола.

Десятки лет часы показывают правильное время. Для этого куранты связали подземным кабелем с контрольными часами института имени Штернберга.

Звезды Спасской башни

До 1935 года башню венчал золоченый двуглавый орел, который был демонтирован. На его месте установили пятиконечную звезду из нержавеющей стали и красной меди. В центре звезды уральскими самоцветами был выложен серп и молот, покрытый золотом.

Такие же звезды водрузили еще на 4 наиболее значимые башни. Однако они очень быстро потускнели, да и выглядели в общем архитектурном ансамбле Кремля громоздко и неуклюже.

2 ноября 1937 года их заменили. С тех пор светящаяся рубиновая звезда сияет на вершине башни. Размах лучей – 3,75 м, вес – около тонны.

Вращающаяся звезда в виде многогранной пирамиды с подсветкой изнутри состоит из двух слоев стекла. Внутренний слой – из стекла молочного цвета, наружный – из рубинового.

Внутри автономные лампы с вентиляционной системой для предохранения их от перегрева.

С распадом Советского Союза появились призывы к восстановлению двуглавого орла над Спасской башней Кремля. Официальных заявлений на этот счет со стороны власти нет.

Современная жизнь Спасской башни

Шли века…Крепость постепенно теряла свое оборонительное значение и становилась центром политической, экономической, культурной, духовной жизни Российского государства. Интересна и современная жизнь башни.

С нижней площадки уже многие десятилетия проводятся фото-, кино-, видеосъемки всех массовых мероприятий, проходящих на Красной площади. С верхнего гульбища открывается прекрасный вид на постройки Кремля и Замоскворечье, непрерывная цепь крепостных стен, башен и монастырей московского Кремля.

В общественном сознании московский Кремль со Спасской Московского Кремля башней стал символом всей России. Часы на Спасской башне отсчитывают ход истории нашей страны.

(60

Источник: https://ArchitectureGuru.ru/spasskaya-tower-of-the-moscow-kremlin/

Ссылка на основную публикацию