Эксгумация тел «убиенного» сына ивана грозного: что выяснили советские ученые

Смотрите далее

Nicolas Sarkozy

10 месяцев назад

NECROPOLIST EYES

6 месяцев назад

Красная Москва

4 года назад

Важнейшие исторические события

2 месяца назад

Телеканал Звезда

2 года назад

Дети TV Life Stories

5 лет назад

Документальная Коллекция

2 года назад

Юго-ВОСТОК информационно-аналитическое агентство

4 года назад

Ситуация в Донбассе!!!

3 года назад

Вести. Дежурная часть

3 года назад

Популярные видео

Источник: https://video-stb.ru/observe/P7sKbRphe14/eksgumatsiya-tel-quot-ubiennogo-quot-sina-ivana-groznogo-chto-viyasnili-sovetskie-uchenie/

Проклятие Ивана Грозного

Многогранная личность Ивана Грозного всегда вызывала самые противоречивые суждения. Бесспорно лишь то, что фигура этого царя окутана множеством мистических тайн загадок и событий.

Сегодня мы ходим рассказать вам об одной из таких тайн – проклятии Ивана Грозного. По театральным легендам, роль царя Иоанна Грозного – одна из самых опасных и роковых.

Прославившийся дурной репутацией тиран серьёзно мстит смельчакам, прикоснувшимся к его образу.

Так, в 1945 году знаменитый актер Н.П. Хмелёв умер на сцене МХАТа в гриме и костюме Грозного. В этот же день попадал в страшную аварию актер Николай Черкасов, только что завершивший съёмки во второй серии фильма “Иван Грозный”, актер чудом остался жив, но… трагедия настигла режиссера картины Сергея Эйзенштейна: не закончив работу над третьей среией своего эпоса, он умер от инфаркта.

В 1992 году эта же роль стала последней для Евгения Евстигнеева – он играл её в сериале “Ермак”. Роковая роль едва не стоила жизни актеру Александру Михайлову, который в Малом театре играл царя в спектакле “Смерть Иоанна Грозного”. Во время спектакля у актера внезапно пошла горлом кровь.

Трагической оказалась роль Грозного и для Олега Борисова: он умер вскоре после того, как сыграл этого поистине проклятого царя в картине “Гроза над Русью”.

Проклятие грозного царя распространилось и на художников. По признанию великого Репина, ни одно полотно не создавалось им в таких муках, как “Иван Грозный и его сын Иван. 16 ноября 1581 года”.

Перед ней не раз падали в обморок и бились в истериках зрители, около полотна собирались террористы и клялись мстить ненавистной монархии. Не нравилась картина и членам императорской семьи.

По их словам, в картине была какая-то зловещая сила, таящая опасность.

Вскоре после покупки этой знаменитой картины П.М. Третьяковым произошло событие, которое прогремело на всю Россию. 16 января, 1913 года в Третьяковскую галерею явился душевнобольной Абрам Балашов и с истошным криком “Довольно крови, довольно смертей!” набросился на полотно. Голова царя получила несколько ножевых порезов.

Большинство психиатров, осматривавших Балашова, пришли к выводу, что безумный поступок был совершён им под влиянием “роковой” картины – это был протест против крови, насилия и смерти.

После покушения на “Царя Ивана” главный хранитель музея Хруслов тяжело заболел и покончил жизнь самоубийством. Художник Мясоедов, с которого Репин написал царя-убийцу, и сам в гневе чуть не убил своего малолетнего сына Ивана.

Ещё ужаснее оказалась судьба писателя Гаршина, которого художник уговорил позировать для образа “убиенного царевича”. Через три года после создания роковой картины он сошел с ума и покончил с собой. Что касается самого Репина, то у него вскоре после окончания работы над картиной стала сохнуть правая рука.

Источник: http://www.mysterylife.ru/relikt/proklyatie-ivana-groznogo.html

Иван Грозный принимает своего сына — МК

«МК» вместе с «Митьками» подарили царю наследника

Под музыку мести

В воздухе электрическое напряжение и шепот толпы, плотным кольцом окружающей место действия — закрытую серой тряпкой картину и красный ковер перед ней.

По фойе ЦДХ разносятся тревожные раскаты сюиты Римского-Корсакова «Антар» — под впечатлением от ее второй части, «Месть», Илья Репин написал свою картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

Не случайно премьера полотна «Митьков», созданного по мотивам репинского сюжета, происходит именно под эту музыку 16 ноября.

Из истории вопроса: В сентябре этого года Василий Бойко-Великий — активист из партии «Святая Русь» — обвинил Репина в клевете на русский народ и в исторической недостоверности, потребовал убрать «Грозного» в запасники. Даже министру написал. Общество откликнулось иронией, министр — никак.

Впрочем, произведение передвижника не впервые подвергается нападкам: в 1913 году иконописец Абрам Балашов исполосовал ножом изображение царя, трижды «ранив» полотно. Вандал, сын состоятельного фабриканта, остаток дней провел в сумасшедшем доме, а реставраторам удалось воссоздать работу.

Но экспрессия репинского холста может не только доводить до сумасшествия, но и исцелять — что и решили доказать «Митьки» в союзе с «МК».

Блестящий кафтан, меховая шапка, украшенная разнообразными брошками, и безумный взгляд — художник Герман Виноградов (пусть его костюм и не вполне исторически достоверен), очевидно, по-настоящему вжился в роль.

Того привычного, веселого и добродушного Германа больше нет — сейчас это «зверь, воющий от ужаса», как точно описал состояние царя Ивана художник Крамской, который одним из первых увидел картину Репина в 1885 году.

Безумный Иван мечется из угла в угол, ощупывает серую ткань, закрывающую картину, и снова в ярости кидается на красный ковер (точь-в-точь как на картине Репина) к красному пятну — это кровь его сына (роль кровавого пятна «исполняет» ярко-красная тряпка). За метаниями царя следят десятки глаз и камер.

Тут на ковре в фирменной тельняшке появляется Дмитрий Шагин — предводитель арт-группы «Митьки», патриарх неофициального искусства Северной столицы. У него в руках швабра! Тазик с водой уже наготове.

Под кульминационные раскаты сюиты «Месть» Шагин отмывает кровь убиенного царевича — от души резвится, так что брызги во все стороны, едва до зрителей не долетают. Заодно омывает и Грозного, а тот, будто бы очнувшись от припадка безумия, поднимается, опираясь на спасительную швабру.

Однако царь все еще в ярости — надувает щеки, сверкая глазами. И опять за старое — тянется к злосчастному посоху. Но Шагин вовремя оттаскивает орудие убийства прочь с помощью специальной палки с крюком на конце и усаживает царя на импровизированный трон из красной парчи (как и у Репина, в этом фарсе доминирует именно этот цвет).

Шагин снимает ткань с картины, зовет друзей. Теперь перед публикой сцена один к одному с митьковского полотна, написанного, как заведено у них, нараспашку, с лубочной простой и наивной открытостью.

Вот они, живописные и живые митьки — все как один в тельняшках — торжественной процессией идут к царю.

У одного в руках закутанный в пеленки малыш, у другого — свидетельство о рождении, у третьего — каравай, кто-то несет игрушечный Кремль, остальные поддерживают морально. Все подарки вручаются Грозному.

А когда главный из них — розовощекий младенец — оказывается перед царем, его лицо меняется: безумие сменяется улыбкой. «Месть» затихает.

Из истории вопроса:Реальный Иван IV, живший в жестоком ХVI столетии, вообще-то любил старшего сына Ивана. Царь с малолетства готовил его к престолу. Брал в походы, на посольские приемы и публичные казни.

Занимался его образованием, а у Ивана IV была обширная библиотека. «Наследник слыл книжником», — отмечает историк Р.Скрынников. Однако, когда царевич вырос, отец упек в монастырь двух его жен, которых сам же и выбрал наследнику.

Третью, Елену Шереметеву, «царевич, возможно, выбрал сам: царю род Шереметевых был противен» — находим у Скрынникова.

Очень приятно, царь Заинька Иванович

— Царь имя знать хочет! — впервые слышится голос Ивана Васильевича.

На красном ковре возникает корр. «МК» в образе работника загса — в строгом костюме и очках. Словом, все официально, почти как в жизни (правда, в реальности родители сами должны приходить в загс за свидетельством, но для царя-то можно сделать исключение).

Источник: https://www.mk.ru/culture/article/2013/11/18/946995-ivan-groznyiy-prinimaet-svoego-syina.html

7 роковых последствий гибели царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного

В октябре 1582 года у Ивана Грозного родился сын Дмитрий, которому выпала доля стать последним отпрыском (по мужской линии) царской династии Рюриковичей. Согласно принятой историографии, Дмитрий прожил восемь лет, но его имя еще 22 года нависало проклятием над Российским государством. Вспоминаем 7 роковых последствий гибели царевича.

У русских людей часто возникает ощущение, что Родина находится под каким-то заклятием. «Все у нас не так – не как у нормальных людей». На рубеже XVI-XVII веков на Руси были уверены, что знают корень всех бед – всему виной было проклятие невинно убиенного царевича Дмитрия.

Набат в Угличе

Для царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного (от последнего брака с Марией Нагой, который, кстати, так и не был признан церковью) все закончилось 25 мая 1591 года, в городе Угличе, где он в статусе удельного князя Угличского, находился в почетной ссылке.

В полдень Дмитрий Иоаннович метал ножи с другими детьми, входившими в его свиту.

  В материалах следствия по факту смерти Дмитрия есть свидетельство одного отрока, игравшего вместе с царевичем: «…играл-де царевич в тычку ножиком с ними на заднем дворе, и пришла на него болезнь – падучей недуг – и набросился на нож».

Фактически эти показания стали главным аргументом для следователей, чтобы квалифицировать смерть Дмитрия Иоанновича как несчастный случай. Однако жителей Углича доводы следствия вряд ли бы убедили.

Русские люди всегда больше доверяли знамениям, нежели логическим заключениям «человеков». А знамение было… И еще какое! Почти сразу же после того, как сердце младшего сына Ивана Грозного остановилось, над Угличем разнесся набат.

Звонил колокол местного Спасского собора.

И все бы ничего, только звонил колокол сам по себе — без звонаря. Об этом гласит легенда, которую угличане на протяжении нескольких поколений считали былью и роковым знаком. Когда жители узнали о смерти наследника, начался бунт.

Угличане разгромили Приказную избу, убили государева дьяка с семьей и нескольких других подозреваемых.

Борис Годунов, который фактически управлял государством при номинальном царе Федоре Иоанновиче, спешно отправил в Углич стрельцов на подавление мятежа.

Досталось не только мятежникам, но и колоколу: его сорвали с колокольни, вырвали «язык», отрубили «ухо» и публично на главной площади наказали 12 ударами плетей. А затем его вместе с другими бунтарями отправили в ссылку, в Тобольск.

Тогдашний тобольский воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть корноухий колокол в приказной избе, сделав на нем надпись «первоссыльный неодушевленный с Углича».

 Однако расправа над колоколом не избавила власти от проклятия – все только начиналось.

Конец династии Рюриковичей

После того, как весть о гибели царевича разошлась по Русской Земле, в народе поползли слухи о том, что руку к «несчастному случаю» приложил боярин Борис Годунов. Но находились смельчаки, которые подозревали в «заговоре», и тогдашнего царя – Федора Иоанновича, сводного старшего брата погибшего царевича. И основания для этого были.

Спустя 40 дней после смерти Ивана Грозного Федор, наследник Московского трона, стал активно готовится к своей коронации.

По его приказу за неделю до венчания на царство вдова-царица Мария и ее сын Дмитрий Иоаннович были отправлены в Углич – «на княжение».

То, что последняя жена царя Иоанна IV и царевич не были приглашены на коронование, являлось страшным унижением для последних. Однако на этом Федор не остановился: например, содержание двора царевича сокращалось порой по нескольку раз за год.

Спустя всего несколько месяцев с начала царствования он дает распоряжение духовенству убрать традиционное упоминание имени царевича Дмитрия при богослужениях.

Формальным основанием стало то, что Дмитрий Иоаннович был рожден в шестом браке и по церковным правилам считался незаконнорожденным. Однако все понимали, что это только повод.

Запрет на упоминание при богослужениях царевича его двор воспринимал, как пожелание смерти.

В народе ходили слухи о неудавшихся покушениях на Дмитрия. Так, британец Флетчер, будучи в Москве в 1588–1589 гг., записал, будто от яда, предназначенного для Дмитрия, умерла его кормилица.

Спустя полгода после гибели Дмитрия жена царя Федора Иоанновича, Ирина Годунова, забеременела. Все ждали наследника престола. Причем, по легендам, рождение мальчика предсказали многочисленные придворные маги, знахари и лекари. Но в мае 1592 года царица родила девочку.

В народе гуляли слухи, что царевна Феодосия, так назвали дочку родители, появилась на свет аккурат через год после гибели Дмитрия – 25 мая, а царская семья почти на месяц задержала официальное объявление. Но это было еще не самое страшное знамение: девочка прожила всего несколько месяцев, и скончалась в том же году.

Читайте также:  Что можно было купить на гонорар за «евгения онегина»

И здесь уже стали говорить о проклятии Дмитрия. После смерти дочки царь переменился; он окончательно потерял интерес к своим царским обязанностям, и месяцами проводил в монастырях. Люди говорили, что Федор замаливает свою вину перед убиенным царевичем.

Зимой 1598 года Федор Иоаннович скончался, так и не оставив наследника. С ним умерла и династия Рюриковичей.

Великий голод

Смерть последнего государя из династии Рюриковичей открыло дорогу к царству Борису Годунову, который фактически был правителем страны еще при живем Федоре Иоанновиче. К тому времени за Годуновым в народе закрепилась репутация «убивца царевича», однако это не сильно его смущало.

Путем хитрых манипуляций он все-таки был избран царем, и почти сразу же начал с реформ. За два недолгих года он провел преобразований в стране больше, чем предыдущие цари за весь XVI век.

И когда Годунов уже, казалось, снискал народную любовь, грянула катастрофа – из небывалых климатических катаклизмов на Русь пришел Великий голод, который длился целых три года.

Историк Карамзин писал, что люди «подобно скоту щипали траву и питались ею; у мертвых находили во рту сено. Мясо лошадиное казалось лакомством: ели собак, кошек, стерво, всякую нечистоту. Люди сделались хуже зверей: оставляли семейства и жен, чтобы не делиться с ними куском последним.

Не только грабили, убивали за ломоть хлеба, но и пожирали друг друга… Мясо человеческое продавалось в пирогах на рынках! Матери глодали трупы своих младенцев!..» Только в одной Москве умерло от голода более 120 000 человек; по всей стране орудовали многочисленные шайки разбойников.

От родившейся было народной любви к избранному царю не осталось и следа – в народе снова говорили о проклятии царевича Дмитрия и о «проклятом Бориске».

Конец династии Годуновых

1604 год наконец-то принес хороший урожай. Казалось, беды закончились. Это было затишье перед бурей – осенью 1604 года Годунову донесли, что со стороны Польши на Москву двигается войско царевича Дмитрия, чудом спасшегося от рук убийц Годунова в Угличе  в далеком 1591 году.

«Рабоцарь», как называли Бориса Годунова в народе, вероятно, осознавал, что проклятие Дмитрия теперь воплотилась в самозванце.

Однако государю Борису не суждено было встретиться лицом к лицу с Лжедмитрием: он скоропостижно умер в апреле 1605 года, за пару месяцев до триумфального вступления в Москву «спасшегося Дмитрия». Ходили слухи, что отчаявшийся «проклятый царь» покончил собой – отравился.

Но проклятие Дмитрия распространилось и на ставшего царем сына Годунова – Федора, которого задушили вместе с родной матерью незадолго до въезда Лжедмитрия в Кремль. Говорили, что это было одним из главных условий «царевича» для триумфального возвращения в столицу.

Конец народного доверия

До сих пор историки спорят, был ли «царь ненастоящим»? Впрочем, наверное, мы об это никогда не узнаем. Сейчас мы можем говорить только о том, что Дмитрию так и не удалось возродить Рюриковичей.

И снова роковым стал конец весны: 27 мая в бояре под руководством Василия Шуйского устроили хитроумный заговор, во время которого был убит Лжедмитрий. Народу объявили, что царь, которого они еще недавно боготворили, является самозванцем, и устроили публичное посмертное поругание.

Этот абсурдный момент окончательно подорвал народное доверие к властям. Простые люди не верили боярам и горько оплакивали Дмитрия. 

Вскоре после убийства самозванца, в начале лета, ударили страшные морозы, которые уничтожили все посевы. По Москве поползла молва о проклятии, которое бояре навлекли на Русскую Землю, убив законного государя.

Кладбище у Серпуховских ворот столицы, на котором погребли самозванца, стало местом поломничества у многих москвичей. Появилось много свидетельств о «явлениях» воскресшего царя в разных концах Москвы, а некоторые даже утверждали, что получили от него благословение.

Испугавших народных волнений и нового культа мученника, власти выкопали труп “вора”, зарядили его прах в пушку и выстрелили в сторону Польши.

Жена Лжедмитрия Марина Мнишек вспоминала, когда тело ее мужа тащили через кремлёвские ворота, ветер сорвал с ворот щиты, и невредимыми, в том же порядке установил их посреди дорог.

Конец шуйских

Новым царем стал Василий Шуйский – человек, который в 1598 году ввел следствие по факту гибели царевича Дмитрия в Угличе.

Человек, который сделал вывод, что смерть Дмитрия Иоанновича, была несчастным случаем, покончив с Лжедмитрием и получив царскую власть, вдруг признался, что у следствия в Угличе были доказательства насильственной смерти царевича и прямой причастности к убийству Бориса Годунова.

Говоря это, Шуйский убивал двух зайцев: дискредитировал – пусть даже уже мертвого – своего личного врага Годунова, а заодно доказывал, что Лжедмитрий, которого убили во время заговора, был самозванцем. Последнее Василий Шуйский даже решил подкрепить с помощью канонизации царевича Дмитрия.

В Углич была отправлена специальная комиссия о главе с митрополитом Ростовским Филаретом, которая вскрыла могилу царевича и якобы обнаружила в гробу нетленное тело ребенка, которое источало благоухание.

Мощи были торжественно привезены в Архангельский собор Кремля: по Москве распространили слух о том, что останки мальчика чудотворные, и народ пошел к святому Дмитрию за исцелением.

Однако культ долго не продержался: было несколько случаев смерти от прикосновения к мощам.

По столице поползли слухи о подставных мощах и о проклятии Дмитрия. Раку с останками пришлось с глаз долой убрать в реликварий.

  А уже совсем скоро на Руси появилось еще несколько Дмитриев Иоанновичей, а династия Шуйских, суздальской ветви Рюриковичей, которые на протяжении двух столетий были главными соперниками ветви Даниловичей за московский престол, прервалась на первом же царе.

Василий закончил свою жизнь в польском плену: в той стране, в сторону которой по его приказу когда-то выстрелили прахом Лжедмитрия I.

Последнее прокляти

Смута на Руси закончилась только в 1613 году – с установлением новой династии Романовых. Но иссякло ли вместе с этим проклятием Дмитрия? 300 летняя история династии говорит об обратном. Патриарх Филарет (в миру Федор Никитич Романов), отец первого «романовского» царя Михаила Федоровича, был в самой гуще «страстей по Дмитрию».

В 1605 году, его, заключенного Борисом Годуновым в монастыре, освободил как «родственника» Лжедмитрий I. После воцарения Шуйского именно Филарет привез “чудотворные мощи” царевича из Углича в Москву и насаждал культ святого Дмитрия Углицкого – для того, чтобы с подачи Шуйского убедить, что когда-то спасший его Лжедмитрий был самозванцем.

А затем, встав в оппозицию царю Василию, стал “нареченным патриархом” в тушинском лагере Лжедмитрия II.

Филарета можно считать первым из династии Романовых: при царе Михаиле он носил титул «Великий государь» и был фактически главой государства.  Царствие Романовых началось со Смуты и Смутой закончилось.

Причем второй раз в русской истории царская династия прервалась убийством царевича. Есть легенда, что Павел I закрыл в ларец на сто лет предсказание старца Абеля, касающегося судьбы династии.

Не исключено, что там фигурировало имя Дмитрия Иоанновича….

Источник СМИ

Публикуем в телеграмме раньше чем на сайте. Подпишись на Канал Правжизнь

  • Борис Годунов
  • история
  • Царевич Димитрий Угличский

Источник: https://pravme.ru/2015-08-29-7-rokovyh-posledstviy-gibeli-carevicha-dmitriya-syna-ivana-groznogo.html

Почему я не боюсь Иоанна Грозного

Ещё о правителях Руси и идеологических памятникахГрозный.

Для кого?Почему установка в Орле памятника царю Ивану Грозному вызвала столь бурную реакцию / Взгляд

В День Покрова Пресвятой Богородицы в Орле открылся первый в России памятник Ивану Грозному.

Его поставили на набережной рядом с Богоявленским собором, у слияния рек Оки и Орлика, где в 1566 году по указанию царя Ивана Грозного для охраны южных рубежей страны был основан Орёл. ©

Ещё об Иване Грозном здесь, здесь и здесь, в т.ч. Само слово «Россия» официально ввёл Иван IV

Установка была запланирована на 3 августа в рамках празднования 450-летия со дня основания города, однако сразу нашлись те, кто стал яростно выступать против.

В итоге местные власти приняли решение перенести дату открытия памятника и провести соцопрос, в ходе которого большинство жителей Орла высказались за установку памятника.Однако противники Грозного не угомонились. В хоре поднявшихся протестов тон задают доморощенные либеральные историки и публицисты.

«Инициатива орловских властей привела меня в состояние шока и изумления. Поставить памятник Ивану Грозному – настоящее кощунство, нарушение всех мыслимых этических норм и традиций России, — цитирует «Эхо Москвы» заявление профессора НИУ «Высшая школа экономики» (СПб филиал) Евгения Анисимова.

По его словам, в истории «никогда не было такого омерзительного злодея, каким был этот первый царь России».

«Мемориализацией ужаса» назвала памятник «Новая газета».

«Возгонка страха идет через цензуру, силовые акции «гражданских активистов», уголовное преследование за мыслепреступления, разжигание милитаристской риторики, через перманентный поиск врагов и «агентов»… Пряников на всех давно не хватает, так что было развернуто экстренное импортозамещение ужаса. Страшно должно быть всем», — нагнетает газета.

А писатель Борис Акунин даже записал специальное видеообращение к жителям Орла из Германии, где он, как говорят, уже давно обосновался на ПМЖ.

«В российской истории, конечно, хватает злодеев, — заявил он. — Но если нужно было бы провести кастинг на роль самого отвратительного изверга во всей российской истории, это место занял бы Иван Васильевич Грозный… Если вы уж хотите поставить памятник Ивану Грозному, просто вбейте осиновый кол в землю», — потребовал от жителей Орла Акунин. Правда, в подтверждение своих обвинений в адрес русского царя он процитировал почему-то выдержки из исторических записок не русских ученых и историков, а немцев — Иоганна Таубе и Элерта Крузе и записей Альберта Шлихтинга.А ведь хорошо известно, что многие мифы о жестокостях и злодействах Ивана Грозного – злонамеренный вымысел именно иностранцев, стремившихся всячески дискредитировать царя, решительно отстаивавшего интересы русского государства. Так уже давно доказано, что отцом мифа, например, об убийстве Грозным своего сына был высокопоставленный иезуит, папский легат Антоний Поссевин. Католический Рим надеялся с помощью польско-литовско-шведской интервенции поставить Россию на колени и, воспользовавшись ее тяжелым положением, вынудить Иоанна подчинить Русскую Православную Церковь папскому престолу. Но иезуит прибыл в Москву через несколько месяцев после смерти царевича и никак не мог быть свидетелем происшествия. А в 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля были вскрыты четыре гробницы: Иоанна Грозного, царевича Ивана, царя Феодора Иоанновича и полководца Скопина-Шуйского и было установлено, что царевич, да и сам царь были отравлены. В костях царя Иоанна и царевича Ивана Ивановича было обнаружено наличие ртути, намного превышающее допустимую норму.Кстати, версию об убийстве еще до революции в России тогдашние либералы внушили Илье Репину, который создал знаменитую картину «Иван Грозный убивает своего сына». Она тоже стала потом одним из мифов о царе-кровавом тиране. Хотя на самом деле Грозный своего сына не убивал.Конечно, слов нет, Иван IV был жестким правителем – таковы были нравы тех времен. Как свидетельствуют историки, при нем было казнено около 3-4 тыс. человек. Но что творилось в те времена в столь любезной либеральным мифотворцам благословенной Европе? Сколько людей отправили на тот свет западноевропейские современники Ивана Грозного: испанские короли Карл V и Филипп II, король Англии Генрих VIII и французский король Карл IX? Оказывается, они самым жестоким образом казнили… сотни тысяч людей! Так, например, именно во время, синхронное правлению Ивана Грозного — с 1547 по 1584, в одних только Нидерландах, находившихся под властью Карла V и Филиппа II, «число жертв… доходило до 100 тыс.». Из них было «сожжено живьем 28 540 человек». Французский король Карл IX 23 августа 1572 года принял активное «личное» участие в так называемой Варфоломеевской ночи, во время которой было зверски убито «более 3 тыс. гугенотов» только за то, что они принадлежали к протестантству, а не к католицизму.

Читайте также:  Почему русские не разговаривали, когда женщина доила корову

Таким образом, за одну только ночь во Франции было уничтожено примерно столько же людей, сколько за все время «террора» Ивана Грозного!

А в общем, во Франции погибло тогда в течение двух недель около 30 тыс. протестантов. В Англии Генриха VIII только за «бродяжничество» вдоль больших дорог было повешено 72 тысячи бродяг и нищих. В Германии, при подавлении крестьянского восстания 1525 г., казнили более 100.000 человек…Совершенно жуткие вещи творились в куда более поздние времена в Америке.

Испанские и португальские завоеватели самым жестоким образом истребили на континенте целые народы. Американское правительство выдавало премию за голову индейца в 5 долларов, за детей — 4 доллара. За сто лет англосаксы совершили действительно невиданный геноцид — уничтожили многие миллионы индейцев.

А что творят они сегодня? Только в Ираке недавно от рук военщины США погибли около ста тысяч мирных жителей!И после этого они и их подпевалы смеют утверждать, что именно русский царь Иван IV был беспримерный в мировой истории тиран и палач? Западные историки и поддакивающие им доморощенные либералы сделали и продолжают делать страшилку не из западных тиранов, истребивших миллионы, а из русского царя, который решительно и «грозно» отстаивал интересы России.Иван Грозный, как известно, был глубоко религиозным человеком. С именем Бога отходил ко сну и просыпался по утрам, усердно молился и бил поклоны. Он видел свое предназначение не только в том, чтобы служить государству, но и в прямой ответственности перед Богом за своих подданных. Он говорил: «Я верую, о всех согрешениях, вольных и невольных, суд прияти мне, яко рабу, и не токмо о своих, но и о подовластных дати мне ответ, что моим несмотрением погрешится».«Как государственный деятель, — утверждает на «Эхе» уже упомянутый профессор Анисимов, — он был полным ничтожеством: провалил все добрые начинания начала царствования, проиграл все войны, какие вел, утратил все первоначальные завоевания, был бездарен и труслив как полководец, но любил копьем добивать связанных пленных. В итоге он поставил Россию на грань разорения…» Но и это — выдуманная врагами России и либералами злонамеренная ложь.Свой первый военный поход под Казань Иван предпринял еще юношей — в 17 лет. В 20 лет он повторил его, а когда ему было всего 22 года, покорил грозное Казанское царство. «Какая же сила была в этом юноше, чтобы решиться на этот поход, какое храброе сердце билось у него в груди, что он «на заре туманной юности своей» поднял меч в защиту отечества и веры, попираемых врагами», — восторженно пишет луганский писатель Василий Полуйка, автор многих книг и исследований о русском царе.

Царь Иван построил 60 монастырей и около 150 церквей, создавал и укреплял города, воевал, лично участвуя в военных походах. Помимо Казанского он завоевал и присоединил к России еще и Астраханское ханства.

Одновременно происходило движение русского населения на восток: в Приуралье, а затем в Сибирь. Во второй половине XVI в. русские поселения возникают на Нижней Волге и Северном Кавказе. Южная граница тогдашней Руси располагалась по течению Дона, а окраинным городом на востоке считался Нижний Новгород.

Иван Грозный продвинул границу до Волги и дальше на восток… В результате его завоеваний к России отошли обширные земли подчиненных Казанскому ханству местных народов: чувашей, черемисов (мари), вотяков, мордвы и башкир.

Площадь европейской части государства увеличилась с 2,8 до 4 млн квадратных километров, а с Сибирью она составила около 16 млн квадратных километров. В два раза при нем увеличилось население.

И при этом либеральные историки твердят, будто Иван Грозный вырезал чуть ли не пол-России!Но бороться с многочисленными врагами, осаждавшими Русь, было, конечно, нелегко.

Иван 24 года воевал за Ливонию, и только когда вмешались в войну Речь Посполитая, Швеция, Дания и Турция, а вассал Порты — крымские татары чуть ли не каждый год делали набеги на русские земли и даже сожгли Москву, он вынужден был отступить. Но он указал путь Петру I — путь, который вывел Россию к морю, и таким образом самая заветная мечта его осуществилась.

Известный советский ученый Р.Ю. Виппер отмечал: «Если бы Иван IV умер в 1566 году в момент своих величайших успехов на западном фронте, своего приготовления к окончательному завоеванию Ливонии, историческая память присвоила бы ему имя великого завоевателя, создателя крупнейшей в мире державы, подобно Александру Македонскому.

Вина утраты покоренного им Прибалтийского края пала бы тогда на его преемников: ведь и Македонского только преждевременная смерть избавила от прямой встречи с распадом созданной им империи.

В случае такого раннего конца на 36 году жизни Иван остался бы в исторической традиции окруженный славой замечательного реформатора, организатора военно-служилого класса, основателя административной централизации Московской державы». И все это было, но поражение в Ливонской войне затмило в памяти потомков все великие начинания этого царя, оставив только «злодеяния».Надо напомнить, что само прозвище «Грозный» царь Иван получил у народа вовсе не как страшный деспот и кровопийца, а как рачительный, усердный, могущественный оберегатель Земли Русской.

В древности существовало такое выражение: «держати честно и грозно». «А нам, мужам новгородским княжение ваше держати честно и грозно, без обиды», говорится в Новгородских и Псковских грамотах 1471 г.

Об этом русский народ и пел в своих песнях.Это в Европе, где уже тогда Россию ненавидели и боялись, на него писались пасквили, намеренно перевели как Ivan the Terrible, то есть «Иван Ужасный».Да, он создал опричнину, которую нынешние либералы рисуют чуть ли не как прообраз войск СС. А вот известный историк XIX века К.Д.

Кавелин писал: «Это учреждение, оклеветанное современниками и непонятое потомством, не внушено Иоанну, как думают некоторые, желанием отделиться от русской земли, противопоставить себя ей…

Опричнина была первой попыткой создать служебное дворянство и заменить им родовое вельможество, — на место рода, кровного начала, поставить в государственном управлении начало личного достоинства: мысль, которая под другими формами была осуществлена потом Петром Великим».

При Иване Васильевиче создали знаменитый Судебник (прообраз всех будущих российских кодексов и уложений), упорядочена налоговая система, создан централизованный государственный аппарат. Иван Грозный — отечественный автор системы разделения властей.

При нем получила поддержку и законодательная власть (Земские соборы), развивалось местное самоуправление. Грозный — создатель системы государственной безопасности, реформатор вооруженных сил.Не случайно великий критик и большой знаток русской истории В.

Белинский считал Ивана IV «необыкновенным человеком», душой «энергической, глубокой, гигантской». Он рассматривал его деятельность как продолжение политики Ивана III и объяснял исторической необходимостью борьбу с боярством за укрепление Русского государства.

Белинский сумел понять широту политических мероприятий Ивана Грозного, решительную борьбу с остатками удельного разброда.Хорошо понял это потом и Сталин. Когда Сергей Эйзенштейн снял (съемки шли во время войны) вторую серию фильма «Иван Грозный», где царь был показан истеричным и слабовольным, то вождь вызвал режиссера «на ковер».

— Вы историю изучали? – спросил его Сталин- Более или менее…, — ответил, смутившись, Эйзенштейн.- Более или менее?.. – с иронией повторил Сталин. — А я, — хорошо знаком с историей».«Царь у вас получился нерешительный, — продолжал вождь, — похожий на Гамлета. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения… Царь Иван был великий и мудрый правитель…

Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал, ограждая страну от проникновения иностранного влияния…

Иван Грозный был очень жестоким, — продолжал Сталин. — Показывать, что он был жестоким можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким…»«Только что освободившись от татарского ига, Иван Грозный торопился объединить Россию с тем, чтобы быть оплотом против возможных набегов татар. Астрахань была покорена, но в любой момент могла напасть на Москву.

Крымские татары также могли это сделать», — отметил Сталин.Кстати, запретив показывать вторую серию, он никак не наказал Эйзенштейна. Напротив, за первую серию этого фильма режиссер был награжден Сталинской премией 1-й степени.

Подоплеку поднявшейся в стане либералов истерики хорошо раскрывает вещающий от их имени «историк» Николай Сванидзе, невольно признавший, что для них установка памятника в Орле – очередной повод для новых нападок на президента.

«Все открытия памятников историческим деятелям сегодня, — заявил Сванидзе на «Эхе Москвы», — ставят перед собой цель восславить нашего нынешнего президента и угодить ему… Конечно, им всем наплевать на Грозного, на Петра Первого, на Александр Невского. Они все это делают, чтобы подольститься к нынешнему начальству. Другого способа, видимо, не знают.

«Чтобы угодить нынешнему царю?» — иронизируя, уточнила ведущая программы Ксения Ларина.«Ну, конечно, — с готовностью согласился Сванидзе.

— Попасть в тренд, вот в этот этот псевдогосударственнический: твердая рука, мощь… такой рык, общий такой государственно-державный рык, который бы осенил и того человека, который этот памятник ставит, чтобы нынешнее начальство задалось бы вопросом: «А кто это меня так прославляет, ставит памятник Ивану Грозному? «А-а! Это губернатор Орловской области?»Активные наскоки либералов на Ивана Грозного в наши времена повторяются регулярно. Вспомним хотя быфильм Павла Лунгина «ЦАРЬ», где образ Ивана Грозного трактуется в излюбленном ими ключе: Грозный – невиданный в истории тиран, садист и параноик.«Ненавистники России только и делают, что чернят нашу историю, — пишет Александр Проханов в своей газете «Завтра». — Перестройка – это сплошная тьма, которая обрушилась на всю нашу историю: не только на Советский Союз, но и на Рюриковичей, и на Языческую Русь. Сейчас мы выбираемся из-под тех обломков, которые наворотили во время этой чудовищной перестройки. И установка в Орле памятника первому Царю всея Руси Ивану Грозному – одно из свидетельств нашего вызволения».«Иван Грозный основал чудесный град Орёл, повелев построить крепость на южных рубежах Царства. С тех пор Орёл постоянно отбивает нашествия татарских ханов или дикой степи, поляков или фашистов. Близ Орла состоялась грандиознейшая битва Великой Отечественной войны. В Орле родились величайшие произведения русской культуры – здесь творили Лесков, Тургенев, Бунин. Орёл – это плодоносящая ветвь русской государственности. Установка памятника великому государственнику Ивану Грозному в городе, который он основал, – это совершенно необходимое дело. Большинство русских людей, православных людей, людей искусства, в том числе и я, абсолютно поддержали эту идею», — продолжил Проханов.«Что касается личности и деяний Ивана Грозного.

Для русского сознания государство является понятием священным. Государство священно. Как только Россия теряет государство, как только к России приходит слабый, вялый, дурной государь и правитель, – распадается страна, наступают несчастья, беды, мы теряем гигантское количество людей, времени, ценностей.

Поэтому в русской истории так ценятся князья, Цари и генсеки, которые государство создают, которые делают его спаянным, которые его заслоняют и защищают от бед, которые его украшают памятниками и святыми… Именно Грозный создал великую Империю до Тихого океана. Грозный уничтожил стратегических врагов и соперников.

Грозный провёл модернизацию и создал новую элиту. Он создал элиту Басмановых в противовес продажному боярству, он создал народную гвардию. Грозный поставил величайший в мире памятник, храм Василию Блаженному – образ русского рая. Правление Грозного закончилось созданием великой Империи между трёх океанов.

И это империя, в которой мы живём поныне», — подчеркнул писатель. «Либеральная общественность устраивала скандал за скандалом до установки памятника и не собирается успокаиваться и после воздвижения монумента. Она скорбит по поводу любого проявления русской государственности.

Ей бы ставить памятники не Ивану Грозному, а Курбскому в окружении ляхов. Но инициаторы установки не поддались на провокации. Хай, который либералы подняли вокруг памятника, был преодолен упорной, твердой позицией патриотической общественности Орла, властей, губернатора. Бог дал им силу, и они не дрогнули», — добавил А.

Читайте также:  Почему буддисты обожествляли елизавету петровну и екатерину ii

Проханов.

Владимир Малышевспециально для «Столетия», 17 октября 2016

Источник: https://mamlas.livejournal.com/4900694.html

Царь Иван Васильевич Грозный

Продолжаем публиковать материалы,
которые легли в основу фактографических справок, выданных нашим читателям. Предлагаем
вашему вниманию две справки, выполненные заведующей библиотекой Инной Олеговной
Дрыжак. Обе они касаются жизни и смерти одного из самых кровавых правителей
России – Ивана Грозного.

Оценка личности Ивана Грозного и итоги его правления

В начале 1584 года Иван Грозный
заболел. Астрологи указали время смерти, но царю об этом доложено не было.
Однако Богдан Бельский (любимец Ивана в то время) предупредил астрологов, что
если их предсказание не сбудется, их сожгут живьем. Это было равносильно назначению
премии за убийство царя.

Поэтому после его смерти многими высказывались
подозрения, что он был отравлен Борисом Годуновым с сообщниками. 18/3 1584 года
Иван Грозный пригласил Б.Годунова для игры в шахматы и сам уже начал расставлять
фигуры на доске, как вдруг почувствовал себя дурно. Спустя несколько минут он уже
хрипел в агонии. Он оставил своему сыну Федору царский венец, а Б.Годунову –
государственную власть.

Шведский король отмечал, что со смертью Ивана
Грозного в Москве не стало умного и сильного государя.

Личность Ивана IV, оказавшая значительное
влияние на ход событий российской истории в ХVI веке, до настоящего времени не нашла
однозначной оценки в исторической литературе.

Иван IV, несомненно, обладал достоинствами
выдающегося государственного деятеля.

Он был хорошо образован для своего времени,
имел от природы острый ум и одарен талантом публициста, умело руководил военными
действиями, был выдающимся стратегом и проницательным политиком, обладал способностью
четко ставить цели во внутренней и внешней политике и неуклонно стремился к их
осуществлению, не останавливаясь в выборе средств.

 Неожиданные переплетения весьма
противоречивых черт в характере царя отмечали уже его современники: крайняя мнительность
и рассудительность, изощренная жестокость и забота о воинстве, невероятная
гордыня и смирение и так далее.

В памяти современников кровавое
правление первого московского царя оставило глубокий след. Народ наградил Ивана
Васильевича прозвищем Грозный.

Но жестокость царя Ивана IV нельзя
объяснять только патологическими причинами. Духом насилия, суеверий и пренебрежения
к жизни человеческой проникнута вся атмосфера средневековья.

Личность самого Ивана IV, необузданного
средневекового тирана, вызывает до сегодняшних дней в российской истории самые противоречивые
отношения, но, видимо явление царя-тирана на российском престоле в эпоху становления
в Европе единых национальных государств можно считать закономерным.

 Вопрос о необходимости коренного пересмотра
оценки Ивана Грозного в нашей истории и литературе был поднят Р.Ю. Виппером еще
в 1922 году. Взяв на себя задачу исторической реабилитации Ивана Грозного, Р.Ю.

Виппер,
показал его как выдающегося государственного деятеля, дипломата и стратега, вполне
выдерживающего сравнение с такими крупными историческими деятелями, как Петр
Великий.

Сила аргументации автора заключается в том, что он ставит Ивана IV в окружении
государственных деятелей Западной Европы, его современников: Англия – Генрих
VII, Франция – Людовик ХI, Испания – Филипп II; и на международном фоне московский
самодержец вырастает в мощную, величественную фигуру.

38 лет Иван Грозный обладал всей полнотой
царской власти в Московском государстве. Он ставил перед собой весьма масштабные
задачи улучшения Русского государства не только в высших слоях, но и на общенародном
уровне и нередко добивался успеха.

В царствование Ивана IV
свершилось немало великого.

В Московское государство вошли 2 ханства: Казанское
и Астраханское, был совершен поход Ермака в Сибирь, в результате которого в дальнейшем
стало возможным освоение Сибири.

Первопечатник Иван Федоров положил начало книгопечатному
издательству. Митрополит Макарий составил «Жития святых». В памяти народа остались
и Судебник и первый Земский собор и многое другое.

И положительные реформы
продолжались бы, если бы не натолкнулись на сопротивление русской аристократии
и не трансформировались в опричнину, в результате которой была уничтожена самая
активная часть населения страны, истощены и людские и материальные ресурсы и
т.д.

Итоги правления Ивана Васильевича
Грозного (Рюрика) были для страны крайне противоречивыми, как и характер Грозного.

Главным результатом его почти 40-летнего пребывания на престоле явилось оформление
централизованного Российского государства – царства, равного великим империям прошлого.

Оно приобрело в ХVI веке широкий международный авторитет, имело мощный бюрократический и военный аппарат, который лично возглавил «всея Руси
самодержец».

Однако именно в этот период
Россия вела изнурительную и бесплодную Ливонскую войну, которая сопровождалась во
внутренней политике страшным опричным террором. Опричнина явилась форсированной
централизацией без необходимых социально-экономических предпосылок, когда власть
маскирует свою слабость «подсистемой» тотального страха.

Но тем не менее «…добрая слава
Иоанова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели,
и старые предания затмились новейшими; но имя Иоаново блистало на Судебнике и напоминало
приобретение трех царств монгольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах,
а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя;
чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего
государственного образования; отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему
современниками, и по темным слухам о жестокости Иоановой доныне именует его
только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древнею Россиею более
в хвалу, нежели в укоризну.

История злопамятнее народа!»

Н. М. Карамзин

Где и в каком году проходили вскрытие гробницы Ивана Грозного?
Результаты исследования гробницы Ивана Грозного.

В 1963—1965 годы в Архангельском
соборе Кремля производилось вскрытие гробниц царя Ивана Грозного и его сыновей —
Федора и Ивана. Сам Иван Грозный еще при жизни завещал похоронить себя в дьяконнике
алтаря — святыне собора, видимо, желая подчеркнуть свою особую роль первого
русского царя-самодержца.

Сверху гробницы Ивана Грозного находится сделанный в
начале XX века медный кожух с чехлом и именем, под ним — кирпичное надгробие,
под ним — вырубленный из цельного известняка саркофаг, полукруглый в изголовье
и несколько расширяющийся соответственно положению плеч покойного.

Саркофаг
закрыт белокаменной плитой, на которой красивой вязью XVII века сделана надпись
— имя погребенного и даты его жизни и смерти. Рядом — саркофаги его ранее
похороненного сына Ивана и сына Федора. Это были последние представители рода
Ивана Калиты, правившие Русской землей в течение 300 лет.

Дом Калиты гордился
своей родословной, которую они выводили от легендарного Рюрика; в 1598 году со
смертью царя Федора Иоанновича род этот прервался…

Многие события из жизни Ивана IV,
состояние его здоровья в последние годы и причина смерти до сих пор неясны,
хотя написано об этом очень много.

Историки в свое время даже спорили о дате смерти
грозного царя, так как летописи довольно скудно говорят о том, что царь умер 19
марта 1584 года. А Псковская летопись называет датой его смерти 18 марта.

Прежде последнюю дату считали ошибочной, но на надгробной плите саркофага
указан именно день 18 марта: Иван Грозный умер к вечеру, и весть о его кончине
распространилась только на другой день.

Умер он внезапно, в припадке
ярости, которую нарочно вызвал один из его приближенных. В «Записках»
английского дворянина Д. Гарсея сказано, что за игрой в шахматы (или шашки)
Иван Грозный вдруг «ослабел и повалился навзничь. Произошло большое
замешательство и крик, одни посылали за водкой, другие — к аптекарям… за
духовником и лекарями. Тем временем царь испустил дух и окоченел».

Над умершим самодержцем был совершен
обряд пострижения, на труп надели монашескую схиму и нарекли покойного Ионой.
Так была исполнена воля Ивана Грозного, желавшего принятием монашеского сана
искупить грехи и мерзости своей жизни.

Вскрытие царской гробницы велось
в научных целях, чтобы по черепным костям восстановить облик Ивана Грозного,
поэтому участвовали в нем сотрудники кремлевских музеев, Института судебно-медицинской
экспертизы и других научных учреждений под руководством М.М.

Герасимова —
археолога, антрополога и скульптора. В результате исследования выяснилось
также, что и раньше предпринимались попытки вскрыть царские гробницы, отчего
левая ступня Ивана Грозного была задета.

Но кем и когда это было сделано —
сейчас точно сказать невозможно.

Схима, в которой похоронили Ивана
IV, за четыреста с лишним лет настолько истлела, что при малейшем прикосновении
к ней рассыпалась, а местами сохранились только ее контуры по швам. Изымать
такую «одежду» ученым приходилось, лишь подкладывая под нее плотные листы
бумаги.

В саркофаге находилось большое количество гумуса (черно-бурого
порошкообразного тлена), содержащего частицы ткани одеяния и мелких тканей
покойного. Череп царя был слегка повернут влево, основание его и левая височная
кость оказались хрупкими и легко крошились.

Необычно располагались кости
правого предплечья: они были согнуты в области локтевого сустава таким образом,
что концы пальцев как бы соприкасались с нижней челюстью…

В основном же кости
скелета Ивана Грозного сохранились довольно хорошо, и ученые, судя по ним,
пришли к выводу, что царь обладал большой физической силой.

В изголовье саркофага стоял
стеклянный кубок с густой жидкостью желто-бурого цвета и плотной массой на дне.
В этой массе (как и в гробах сыновей Ивана Грозного) ученые
обнаружили хитиновые скелеты мух и жуков-жужелиц, которые могли заползти в
негерметично закрытые саркофаги. Особенно прекрасной работы был голубой кубок,
который стоял в одном из углов саркофага.

Неизвестны были ни место, ни время
изготовления этого кубка, ни повод или событие, с которыми он был связан. И
началась кропотливая работа ученых по установлению истории кубка, который
представляет собой стакан на ножке общей высотой 18 сантиметров.
Расписан он золотом и эмалями в четыре цвета (красный, желтый, зеленый и
белый).

Само стекло кубка синее — прозрачное в средней части и едва
просвечивающее внизу.

В результате исследований было
установлено, что кубок связан с придворной мастерской Рудольфа II — сначала
эрцгерцога Австрийского, а затем императора Священной Римской империи. Видимо,
это был подарок, так как связи Ивана Грозного и Рудольфа II были очень живыми и
тесными, особенно во время подготовки к переговорам со Стефаном Баторием.

Кубок сделан из венецианского
стекла, поэтому он легок и изящен, в руках быстро теплеет, и синий цвет его
напоминает цвет сапфира. А камень этот, как отмечали русские лечебники, делает «человека
спокойным, честным, набожным и милосердным».

Иван Грозный, по сведениям
упоминавшегося выше Д. Гарсея, очень любил сапфиры, называл их «покровителями
милосердия и врагами порока». Золотая полоска по краю кубка местами стерлась,
как это бывает от частого использования.

Вероятно, подарок нравился русскому
царю, и в день погребения чья-то рука поставила кубок рядом с покойным…

Останки сыновей Ивана
Грозного — убиенного царевича Ивана и царя Федора Иоанновича — были завернуты в
шелковые покрывала из камки и спеленаты тесьмой. Годы правления царя Федора
Иоанновича казались временем тихим и безмятежным: царь ни во что не вмешивался,
ездил на богомолья, отстаивал долгие церковные службы и даже звонил на
колокольнях.

Он и слыл царем «освятованным», готовящимся к кончине и будущей
вечной жизни. Казалось, он должен был бы перед кончиной постричься в монахи, а
он лежит в гробу в мирском платье — в кафтане, подпоясанном ремнем. Видимо, внезапная
кончина помешала царю вступить на дорогу вечного блаженства, что отчасти
подтверждается и надписью на его гробнице.

Она гласит, что царь Федор Иоаннович
умер 6 января 1598 года, а похоронен 8 января. Надпись делал искусный резчик,
все буквы вырезаны красиво и четко, но мастер, видимо, торопился и не докончил
букву «б» в слове «благочестивый». И получился царь названным «глагочестивым».

Недостало времени и для подбора дорогого кубка для миро, и в гробнице царя был
установлен неприлично простой для царственной особы кубок.

Источник: http://filial-17.blogspot.com/2015/02/blog-post_25.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector