Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами

Михаил Трибой Фотограф

Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption «Внешностью да языком на турок похожи, а менталитет больше русский», — говорят про себя гагаузы

Пока статус непризнанного Приднестровья продолжает оставаться темой политических переговоров, Гагаузия, также отколовшаяся от Молдавии после распада СССР, уже больше двух десятилетий существует как молдавская автономия. Счастливо ли?

Давно хотел посмотреть, что из себя представляет Гагаузия. Часто слышал от молдаван, что у них с гагаузами мало общего, и многие из них в Гагаузии даже и не были — знают только, что это где-то на юге Молдавии.

Три часа на автобусе из Кишинева, и ты в столице Гагаузии — Комрате. Первое, что бросается в глаза, — как много всего на русском. Словно попал в российскую провинцию. Русский соседствует на вывесках и знаках с гагаузским, который похож на турецкий.

Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption «Гагаузия — наша Родина! Когда мы едины, мы непобедимы!» Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption Коммунизм и православие — два символа, которые у многих здесь до сих пор в держатся в сознании

В 1990-м провозглашение Гагаузской республики, в отличие от Приднестровья, обошлось без крови, и в непризнанном статусе она просуществовала четыре года. В 1994-м Гагаузия мирно вошла в состав Молдавии в качестве автономно-территориального образования (АТО), и сейчас там живут более 165 тыс. человек.

Учитывая, что народ тюркский, логично было бы найти в городе мечети. Но в самом центре Комрата стоит красивый православный храм. Знакомлюсь с прихожанами. «Внешностью да языком на турок похожи, а менталитет больше русский», — говорят они о себе.

От гагаузов можно услышать, что они единственный тюркоязычный народ, который исповедует православие. Правда, есть ещё якуты, алтайцы, чуваши, хакасы…

Турция как лидер тюркского мира активно помогает Гагаузской автономии уже много лет. Но при этом гагаузы, будучи православными, очень тепло относятся к России, помощь от которой имеет здесь большое значение.

Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption Библиотека имени Ататюрка в Комрате, построена Турцией как дар гагаузскому народу Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption Агентства США по Международному развитию (USAID) также выделяет Гагаузии гранты на развитие инфраструктуры, сельского хозяйства, муниципальных нужд

Территория АТО — небольшая, три города да села. Управляет всем этим башкан, по-нашему глава. Несмотря на то, что целью создания автономии, было сохранение гагаузских традиций и языка, язык здесь в ходу в основном русский. Хотя официальных аж три: молдавский, русский и гагаузский.

Довольно необычно выглядит: вроде ты в Молдавии, но все говорят на русском. Здесь смотрят российское телевидение, вывески на русском, образование на русском, пресса на русском, ругаются на русском.

По-молдавски же здесь многие говорят и понимают с трудом, отчего немало проблем. Скажем, с трудоустройством или образованием в Кишиневе.

Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption В Комрате городские власти приводят в порядок колодцы Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption В городском парке Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption Свято-Дмитриевский женский монастырь в Чадыр-Лунге

И в разговорах гагаузы дают понять, что чувствуют себя ближе к России, нежели к Молдавии.

С Россией, открывшей рынок местным экспортерам сельскохозяйственной продукции, у Гагаузии, в отличие от остальной Молдавии, и тесные экономические связи. В российских университетах есть квоты для студентов из Гагаузии.

Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption Словно и не в Молдавии — русский язык повсюду Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption Газеты в Гагаузии издаются как на русском языке, так и на гагаузском

Разумеется, можно услышать и гагаузскую речь, хотя в основном от стариков. Но сейчас по всей Гагаузии устанавливают дорожные знаки с названием городов и сел на гагаузском языке, и стали издаваться книги на гагаузском языке.

В 2016 году парламент Гагаузии, к резкой критике Кишинева, принял свой, отличный от общемолдавского Кодекс об образовании — в частности, теперь в местных школах на гагаузском языке преподают предмет «История и культура гагаузского народа».

Молдавия назвала решение незаконным, но в Гагаузии считают, что автономный статус позволяет его принять.

Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption Офис гагаузской телекомпании Yeni Ay на фоне православного собора Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption Сельское хозяйство — один из основных столпов экономики автономии

С работой в автономии беда. Народ занят в основном в виноделии и в сельском хозяйстве.

Если молдаване едут на заработки в Европу или в Россию, то гагаузы из-за схожести языков, устраиваются на работу также и в Турции.

Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption Работу можно найти на виноградниках Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption Георгий Червень, глава винного подворья KaraGani разливает молодое, немного забродившее вино Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption Дядя Ваня из Вулканешт уже с утра съездил за помидорами в соседнюю Румынию, а за яблоками в Украину, там дешевле, рассказал он мне

Михаил Трибой — фотограф из Эстонии, его блог в ЖЖ — 3boi.livejournal.com

Источник: https://www.bbc.com/russian/blog-photo-42085858

Чеченцы Бессарабии. Кто такие гагаузы, к которым националисты хотят отправить Петра Порошенко

Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами

24 декабря на Майдане в Киеве национал-радикалы из «Азова» вывесили гигантский баннер «Мишу в Грузию, Петю в Гагаузию».

Тем самым, с одной стороны, давая понять, что Украине нужно избавиться как от Саакашвили, так и от Порошенко. А с другой стороны – намекая на детство и юность нынешнего президента, которые прошли в Бессарабии и Молдавии. Оттуда, мол, видимо, и всплыло слово «Гагаузия». Название автономной области в Молдове, где живут гагаузы – тюркоязычный народ, который исповедует православие.

Между тем крупная община гагаузов имеется и в Украине – на западе Одесской области (так называемая Южная Бессарабия, которая до войны входила в состав Румынии). И именно здесь, в городе Болград, и родился Петр Порошенко. Этот район также известен как место компактного проживания гагаузов.

Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами Болградская школа, в которой с 1 по 3 класс учился Порошенко

Гагаузы – очень своеобразный и самобытный народ. За жесткий нрав его еще называют «молдавскими чеченцами» или же «чеченцами Бессарабии».

В прошлом они неоднократно поднимали восстания против властей различных государств. Последний раз это было в начале 1990-х в Молдове, где гагаузы провозгласили независимую республику, которая затем преобразовалась в автономию в составе Республики Молдова.

«Страна» решила съездить в места компактного проживания украинских гагаузов – в Болградский район Одесской области. 

Золотой Ленин и серый волк

Дороги в Бессарабии – как везде в сельской Украине. Их просто нет. Исключение – село Виноградовка. Но только потому, что это, фактически, окраина райцентра Одесской области Болграда. Остальные села, где живут украинские гагаузы, – обитаемые острова среди изрытых воронками направлений, которые по чьей-то прихоти назвали дорогами и даже обозначили на карте.  

Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами Дорог в украинской Гагаузии просто нет. Автобусные остановки превратились в руины

В центре Виноградовки стоит памятник Ленину. Заботливо покрашенный золотой краской Ильич, наверное, один из последних в Украине монументов вождю. Сносить его местные жители явно не торопятся. И даже готовы защищать лидера революции.

Впрочем, один из местных чиновников, попросив не называть его фамилию, утверждает, что снести памятник можно быстро и без шума, но – «по уму».

«Если дадут Виноградовке бюджет в два миллиона гривен, да дороги отремонтируют, с памятником проблем не будет. Решит сельрада снести, и снесут. А пока центру на Виноградовку плевать.

Но и мы без указаний и подачек сверху проживем. А Ленин – пусть стоит, никому в селе не мешает», – говорит чиновник.

Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами Памятник Ленину в гагаузской Виноградовке

«Старики сказали, пускай Ленин стоит, где стоял. Нам правые-левые секторы не указ, это – Гагаузия. Мы сами решаем, каким памятникам в нашем селе стоять.

А если приедут какие-то чужаки – сносить, им здесь плохо придется.

И полицию с Нацгвардией не нужно направлять сюда «порядки наводить» – у наших всегда найдется, что раскопать с огородов», – откровенно заявляет один из молодых людей в Виноградовке.

На груди парня в разрезе широко распахнутой рубахи болтается серебряный амулет на цепочке – голова волка.

Это символ гагаузов, степной волк. По преданию, прародители гагаузов были осевшими в Бессарабии кочевниками из племен печенегов, гузов и огузов, с тотемом – волком.

Кстати, гагаузы переводят название своего народа как «прямой нос, или клюв». «Прямой нос – это способность идти прямо, не сворачивая и не боясь врагов. А волк – это символ.

Говорят, первый гагауз был вскормлен волчицей», – заявляют местные жители.

Дмитровка – самое удаленное село украинской Гагаузии. Зимой и в весеннюю распутицу село становится настоящим островом, отрезанным от цивилизации.

Впрочем, живут здесь зажиточно, в каждом дворе – иномарка. А в каждом третьем – джип. У принимающего нас Василия Мыто – в гараже БМВ Х-5 на «евробляхах».

«У меня сестра в Румынии. Езжу часто, поэтому еврономера в наших краях не проблема – у каждого здесь родственники в Румынии, Болгарии и Молдове», – поясняет Василий.

По его словам, у каждого местного жителя в селе есть прозвище. Зато фамилиями село не богато – у многих одинаковые. В главной комнате большого дома Василия – огромный иконостас на полстены. Гагаузы очень верующий народ.

Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами Освященный источник возле гагаузского села

Отличный каменный дом с недавним евроремонтом, вокруг приусадебного участка – несколько тракторов, борон и сеялок. Большинство гагаузов из Дмитровки – фермеры.

Говорят, что фермерские хозяйства гагаузов очень крепкие и успешные, работать на земле здесь умеют и любят. Продукт национального значения в Гагаузии – виноград.

Из него делают отличное вино и гонят местный самогон, похожий по вкусу на итальянскую граппу.

Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами Самогонный аппарат есть в каждом в гагаузском доме

Василий по очереди наливает домашнее вино в один на всех – и на хозяина, и на гостей – стаканчик и степенно подает каждому. Женщины – хозяйка и дочка – подают на стол, в разговор хозяина с гостями не вмешиваются, но внимательно слушают.

«Мы, гагаузы, никогда ни перед кем на колени не становились, но и не обижали никого первыми. У нас род, семья – это главное. Гости для нас – святое. Ни в одном гагаузском селе бомжей нет. Ни один человек не остается без крова.

Нет одиноких и голодных стариков – всегда есть родня, даже дальняя, всегда прокормят и дадут кров. Воровства сейчас в наших селах тоже нет. Раньше такое было, но мы это дело быстро прекратили.

Отловили раз-другой воришек, сказали – мол, если еще раз украдешь, вся твоя семья уедет навсегда. С тех пор не воруют дома», – рассказывает Василий Мыто.

Отношение украинских гагаузов к нынешней украинской власти, мягко говоря, не очень доброе.

«Единицы из гагаузов воюют на Донбассе. У нас считают эту войну неправильной. Русский язык гагаузы считают вторым родным. Мы уважаем Украину, но попытку украинизировать всех подряд считаем ошибкой. К Порошенко у нас тоже не очень уважительно относятся.

Старожилы помнят, что старший брат Порошенко однажды здесь натворил не очень хороших дел в селе Светлое. Семье после этого пришлось уехать отсюда. Поэтому, когда увидели баннер «Мишу в Грузию, Петю в Гагаузию», смеялись. Ни он, ни его семья в наши края не приедут.

Хотя мы Петю готовы принять – покатался бы на своей машине по нашим дорогам, пожил бы на зарплату батрака на ферме – может, понял бы, как мы живем», – говорит житель Болграда Иван.

Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами Отары овец в Гагаузии повсюду. Два основных главных праздника тоже посвящены скотоводству

В Болграде вспоминают, что во времена СССР между молодежью окраины и города регулярно вспыхивали драки – с одной стороны дрались юные гагаузы из Виноградовки, с другой – болгары из Болграда.

«Гагаузы – горячие ребята. Дрались, как в последний раз», – вспоминает житель Болграда Михаил Корчмарь. Сейчас массовых молодежных драк уже нет.

Да и самой молодежи осталось немного – на заработки уезжают как болгары, так и гагаузы.

«В 90-е наши чаще всего уезжали в Турцию. Там язык похож на наш, ну как украинский и русский. Турки нас прекрасно понимают, мы их. Устраивались там на разные работы, но чаще на рынки – продавцами, грузчиками.

Потом наша молодежь стала ездить не только в Турцию. Да и грузчиком или продавцом уважающий себя гагауз работать не пойдет. Те, кому удается получить образование, быстро становятся уважаемыми людьми в городах.

Остальные – устраиваются как смогут», – рассказывает житель Дмитровки Григорий.

Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами Раньше гагаузские женщины ткали полотно дома, сейчас ездят на заработки в Турцию

Гагаузы действительно славятся своим упрямством и способностью достигать цели.

В Одессе десятки гагаузов стали отличными врачами, инженерами и предпринимателями. Но, перефразируя известную пословицу, талантливый народ – талантлив во всем. 

Именно в этом смысле стоит понимать фразу «устраиваются как смогут», которую один из фермеров Дмитровки расшифровал коротко: «Наши «бомбят» склады в городах».

Гагаузская мафия ограбила склад Порошенко 

Узнав цель командировки – украинская Гагаузия, один из знакомых – старый опер – угрозыска качает головой: «Смотри там осторожней. Там несколько сел, где компактно живут гагаузы.

Читайте также:  Владимир храбрый: какие подвиги совершил основатель серпухова

Виноградовка еще «семь-восемь», а вот Дмитровка – там даже при СССР власти не было, а милиция заскакивала туда наездами и только днем – на десять, пятнадцать минут. Гагаузы вообще безбашенный народ. Промышляют грабежами складов, «бомбят» рынки в России, Украине, Румынии и Болгарии.

В МУРе, в Москве, вообще специальный отдел создан из семи человек – по борьбе с организованными гагаузскими группировками».

Из общения с полицейскими складывается впечатление, что несколько гагаузских сел на западе Одесской области стали этакой украинской «Сицилией», поставляющей в крупные города этническую гагаузскую мафию – «Гага Ностру».

Криминальная специализация гагаузских преступных группировок – грабежи крупных складов на оптовых рынках, кражи из банкоматов, кражи минеральных удобрений из агрофирм и вооруженные налеты – грабежи предпринимателей.

Примечательно, что гагаузские организованные преступные группировки, по сути, объединены в одно большое сообщество и работают вахтовым методом: месяц-два на выезде, месяц отдыхают дома. Обычная численность гагаузской вахтовой бригады – около сорока-ятидесяти человек. Причем в одном городе одна и та же бригада постоянно не действует из соображений безопасности.

Впрочем, лидеры гагаузских ОПГ давно пустили корни в больших городах, вахтовым методом работают исполнители – мужчины от 16 до 50 лет.

Сами лидеры давно установили тесные связи с правоохранителями в тех городах, которые подвергаются «набегам» вахтовиков из гагаузских сел. Схемы преступлений разрабатываются лидерами гагаузских ОПГ задолго до совершения преступления.

В «жирную» фирму устраиваются по подложным документам члены банды – охранниками, экспедиторами или водителями.

Вычисляется объем товарооборота предприятия, момент, когда на складе фирмы окажется наиболее солидная и дорогостоящая партия товара.

В «час Х» свои охранники открывают ворота, вырубают видеокамеры, в склад въезжают заранее подготовленные погрузчики и грузовики. Громадные партии товара в считанные минуты погружаются и вывозятся.

Гагаузские ОПГ давно обзавелись своими логистами и маркетологами, которые заранее находят покупателей и сдают награбленное за полцены.

Масштабы такой «бомбежки» складов впечатляют – в конце прошлого года гагаузской ОПГ был разграблен склад крупного агропредприятия в Виннице – преступники украли дорогие минеральные удобрения на два миллиона долларов.

Интересно, что потерпевшая агрофирма контролируется семьей президента Петра Порошенко. Украденный товар вернуть не удалось, хотя было задержано пятеро подозреваемых. Четверых в итоге отпустили, один остался в следственном изоляторе.

Популярны среди гагаузских ОПГ налеты в «гангстерском» стиле на богатых предпринимателей.

Например, 10 июля 2017 года шестеро уроженцев Гагаузии напали на стоянке одесского оптового рынка «7-й километр» на двух киевлян – отца и сына, которые приехали с крупной суммой денег на закупку товара.

Бандиты несколько раз выстрелили в киевлян из травматических пистолетов, отобрали сумку с 5 млн грн и, снося шлагбаумы, вырвались на двух джипах «Мерседес» со стоянки. Впрочем, спустя месяц налетчиков удалось задержать.

Получат ли грабители приговоры – пока неясно. По мнению источников «Страны» в уголовном розыске, гагаузская этническая мафия давно обзавелась тесными связями среди прокуроров, судей и полицейских.

«Сразу после задержаний по горячим следам у подозреваемых членов гагаузских ОПГ сразу появляются адвокаты, следствие «вдруг» начинает буксовать, а через короткое время большую часть бандитов отпускают – за недоказанностью вины – судьи.

Лидеры гагаузской мафии в Одессе, Киеве, Москве и Бухаресте известны полиции, но это не мешает им жить, ничего не опасаясь», – говорит сотрудник киевского уголовного розыска В.

Гагаузы не платят ворам 

Интересно, что гагаузские преступные сообщества неподконтрольны традиционной преступности стран бывшего СССР – «ворам в законе».

«Лидеры гагаузских ОПГ не платят в воровской общак. Воры давно пытались поставить под контроль гагаузских «вахтовиков», но ни разу это им не удавалось. В 2014 году в Одессе воровские авторитеты дали команду выкрасть лидера гагаузской бригады.

Похитить-то его похитили, но результата ворам добиться не удалось – гагаузского авторитета так и не удалось сломать. Несмотря на жесточайшие пытки и издевательства, гагауз упорно молчал. Через двое суток, похитители выбросили его на окраине города.

А уже через несколько суток несколько автомобилей воровских авторитетов сгорели, были разгромлены несколько подконтрольных ворам казино. Намек был понят, воры больше не делали попыток поставить на колени гагаузов. С тех пор между ворами и гагаузской мафией – вооруженный нейтралитет.

В зонах, контролируемых ворами, гагаузы не работают. В свою очередь, в традиционные «гагаузские» криминальные схемы воровские сообщества также не лезут.

Сходство с сицилийской мафией гагаузских ОПГ отмечают даже сами представители криминального мира. «Бойцы гагаузских бригад  безбашенные, отмороженные на всю голову. К ним невозможно внедрить «казачка» – они друг друга знают с детства. Информацию изнутри – из бригад, также невозможно добыть – никаких утечек.

У них круговая порука, в любую минуту они моментально собираются и своих никогда не бросают. Буквально перед Новым годом они фактически разгромили одну из крупнейших охранных одесских фирм, контролируемую очень серьезными людьми – поводом послужило то, что одного из гагаузских бойцов вывели из казино и надавали по шее охранники этой фирмы.

Через десять минут приехали три микроавтобуса, несколько десятков гагаузов избили всех причастных. Еще через десять минут гагаузы избили подъехавшую группу усиления охранной фирмы, обслуживающей казино. Но на этом не остановились – поехали в центральный офис фирмы и разгромили его, забрав даже оружие.

В общем, крыша этой охранной фирмы промолчала – связываться с гагаузами никто не хочет», – признается источник в криминальных кругах. 

Источник: https://ava.md/2018/01/10/chechency-bessarabii-kto-takie-gagauzy/

Гагаузы Украины хотят судиться со СМИ, назвавшим их «чеченцами Бессарабии»

Одесса, Украина, 16 января 2018, 21:49 — REGNUM Проживающие в Одесской области гагаузы и их этно-культурные организации возмущены статьей, опубликованной в украинском издании «Страна» под заголовком «Чеченцы Бессарабии».

Как сообщило молдавское издание «Гагауз-инфо», недовольство гагаузов вызвало то, что в публикации об украинских гагаузах издание значительную часть материала посвятило криминальным группировкам, которые «держат в страхе крупнейшие рынки Украины и даже ограбили агрофирму семьи президента».

Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами

Красный конник Петря Бессарабец

Цитата из к/ф «Свадьба в Малиновке». реж. Андрей Тутышкин. 1967. СССР

Издание написало, что в правоохранительных органах журналистам советовали «быть осторожнее» в гагаузских селах Одесской области, поскольку «гагаузы вообще безбашенный народ, промышляют грабежами складов, «бомбят» рынки в России, Украине, Румынии и Болгарии».

Руководитель национально-культурного общества «Гагаузлар» Артем Булгару заявил, что эта публикация — «бред».

«Надеюсь, будет опровержение! А в целом реально не понимаю смысла этой статьи… Зачем так плохо писать о гагаузах, проживающих на Украине?! Писали бы лучше о хорошем! Мы, гагаузы проживающие на территории Украины прилагаем много усилий чтобы сохранить нашу культуру и язык, а также чтобы познакомить представителей других национальностей с нашей культурой!» — отметил Булгару.

По его словам, «юристы уже готовят заявления в суд и правоохранительные органы». «Я думаю, чтобы впредь никто не использовал гагаузов, нужна серьезная общественная поддержка», — заключил он.

В свою очередь зампредседателя Одесского областного совета, уроженец Гагаузии Юрий Димчогло заявил «Гагауз-инфо», что журналист, написавший статью, не был знаком с бытом и менталитетом этнических гагаузов, и потому при сборе материала не учел особенностей мышления местных жителей.

«Журналист говорил, что был в гагаузских селах, а в Дмитровке, к примеру, его чуть ли не в подвале принимали. Но он не учел национальной особенности гагаузов — когда мы спускаемся в подвал — мы все герои. Дмитровский гагауз после вкусного гагаузского вина начал рассказывать то, чего на самом деле нет, а журналист воспринял все слишком серьезно», — сказал Димчогло.

Политик напомнил, что преступной деятельностью занимаются представители не только гагаузского, но и других народов. В целом же, в своей массе «преступниками и мафиози гагаузы Украины не являются».

«Автор статьи показал гагаузов как часть преступного мира Одесской области. Вместо того, чтобы сделать многогранную статью о жителях региона, раскрывающую всю сущность их жизни.

Среди гагаузов есть много выдающихся общественных, культурных и политических деятелей.

Мы проводим множество мероприятий, призванных сохранить нашу культуру и обычаи, но об этом почему-то в тексте не упоминается», — заключил Юрий Димчогло.

ИА REGNUM напоминает, что в настоящее время на юге Молдавии проживают около 150 тыс. гагаузов (из них 128 тыс. — в Гагаузии). В соседней Одесской области проживает около 28 тыс. гагаузов.

Источник: https://regnum.ru/news/2368364.html

Почему гагаузы в Молдавии предпочитают русский язык

Кишинев — Гагаузскую автономию Молдавии называют примером успешного разрешения межэтнического конфликта. Она существует уже более 20 лет, однако языковой вопрос решить так и не удалось. 

В гагаузских городах и селах нечасто можно увидеть вывески и наружную рекламу на молдавском языке. В основном все написано на русском. Наряду с молдавским и гагаузским, он — один из трех официальных языков автономии.

Это закреплено в Конституции Гагаузии («Уложение автономно-территориального образования (АТО) Гагауз-ери»).

На русском языке преподают в подавляющем большинстве учебных заведений, ведут документацию и переписку с центральными властями страны.

Гагаузская автономия появилась на карте Молдавии в 1994 году, когда парламент страны принял закон об особом правовом статусе районов с компактным проживанием гагаузов.

Несмотря на то, что наличие закона часто называется успешным примером мирного решения межэтнических проблем в стране, культурные и языковые вопросы по-прежнему остаются камнями преткновения в отношениях гагаузов с официальным Кишиневом, считают опрошенные DW эксперты.

Проблемы с государственным языком

В этом году Лиза Караман закончила один из сельских лицеев Гагаузии, но продолжать учиться в Молдавии не собирается. Причина — слабое знание государственного языка.

Девушка поступила по квоте в один из российских университетов, но «если родители не смогут мне помочь материально, переведусь в Приднестровье, в Тираспольский университет, там тоже обучение идет на русском», рассказывает Лиза в интервью DW.

Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцамиLe Monde18.08.2014Deutsche Welle25.03.2015Milliyet04.06.201403.09.2009

«Конечно, в Кишиневе учиться было бы проще, — продолжает она. — Но я знаю столько случаев, когда на втором или третьем курсах студентам там объявляли, что русская группа закрывается, и они могут продолжать обучение на госязыке. А я его почти не понимаю».

В гагаузских учебных заведениях государственный молдавский язык изучается в том же объеме, что в других районах страны.

Но в быту им пользуются мало, в школах и лицеях недостаточно квалифицированных кадров, к тому же у молодежи слабая мотивация для его изучения, разъясняет гражданский активист Михаил Влах.

«Молодежь говорит: зачем нам молдавский язык, если мы все равно уедем? Или: куда нам поступать с гагаузским? Поэтому на выпускных экзаменах в лицеях почти всегда низкие баллы по этим двум предметам», — объясняет собеседник DW.

По данным Нацбюро статистики, в Гагаузии сейчас проживают 161,9 тысячи человек или пять процентов населения Молдавии. В автономии 30 лицеев, в двух ведется преподавание на молдавском языке и ни в одном — на гагаузском.

Споры вокруг кодекса

В мае в Гагаузии был принят новый Кодекс об образовании. Его цель — формирование политики в области образования с учетом специфики автономии, расширение сферы применения гагаузского языка в учебном процессе, углубленное изучение истории и традиций гагаузского народа.

Некоторые положения документа входят в противоречие с общегосударственным Кодексом об образовании, принятым молдавским парламентом в 2014 году. Например, в автономии вводится поэтапный переход преподавания ряда предметов на гагаузский язык, а не на государственный язык страны, как предписывает Кишинев.

Министр образования Молдавии Корина Фусу назвала Кодекс об образовании Гагаузии «незаконным и вызывающим». Она считает, что законодательство в сфере образования должно быть единым, «применяться на территории всей страны, и ни одна местная администрация на уровне района не может стать исключением».

В Гагаузии такую реакцию связали с тем, что в Кишиневе не знают законодательства, связанного с автономией, ее реалий и особенностей.

В этом уверен бывший председатель Народного собрания Гагауз-ери, ныне директор научно-исследовательского центра имени Марии Маруневич Петр Пашалы. «В министерстве образования Молдавии нет ни одного специалиста-гагаузоведа.

Мы сами должны обеспечивать себя учебниками и методическими материалами, сами искать и находить деньги для подготовки специалистов», — сетует он.

Откуда проблемы

Пашалы не сомневается в том, что если бы Кишинев учитывал специфику автономии при обсуждении и принятии законов, помогал ей, всем было бы проще. Но этого, добавляет он, к сожалению, не происходит, поэтому жители Гагаузии постоянно сталкиваются с проблемами.

«Люди элементарно не могут прочить аннотацию к лекарству, потому что она издается только на одном языке — молдавском. Сталкиваются с трудностями в переписке с госструктурами в Кишиневе, не могут прочесть решения Высшей судебной палаты и так далее», — перечисляет проблемы Петр Пашалы.

7 июля молдавский парламент внес поправки в Кодекс о телерадиовещании, обязывающие местные телекомпании занимать собственной продукцией 8 часов эфирного времени ежедневно, выпуская 80 процентов передач на молдавском языке и лишь 20 — на русском.

Кроме того, предписано заменить новостные и аналитические передачи на ретранслируемых российских каналах собственными информационными выпусками.

12 июля башкан (глава) Гагаузии Ирина Влах заявила, что на территории Гагаузии передачи на российских каналах будут идти в полном объеме.

Кому в Молдавии жить хорошо?

Между тем гагаузы в автономии, и не только в языковом вопросе, больше защищены, чем русскоязычные граждане в других регионах страны, полагает доктор исторических наук, политолог Иван Грека. «Если посмотреть на проблему с точки зрения геополитики, то они сегодня находятся под эгидой и Запада, и Востока», — уверен эксперт.

«Гагаузская автономия создана по западным лекалам, и Запад преподносит ее как пример успешного разрешения регионального конфликта, когда речь заходит о Приднестровье. Турция рассматривает автономию как возможность своего геополитического влияния в этом регионе, ведь тюркоязычные гагаузы называют турок «единокровными братьями», — разъясняет Грек в интервью DW.

Источник: https://inosmi.ru/social/20160715/237202192.html

Чеченцы — кто их так назвал и почему? Рамзан Кадыров — в доспехах. Фото

12:25, 01 декабря 2018

Чече́нцы, самоназв. но́хчий, нахче — народ, проживающий на Северном Кавказе, коренное население Чечни.

Исторически также проживают в Хасавюртовском, Новолакском, Казбековском, Бабаюртовском, Кизилюртовском, Кизлярском муниципальных районах Дагестана, Сунженском и Малгобекском муниципальных районах Ингушетии[23], Ахметском районе Грузии. Общая численность чеченцев во всём мире 1 550 000 чел[20].

В российском кавказоведении до революции 1917 года и в первые десятилетия советского периода исследователи в этноним «чеченцы» часто объединяли все нахские народы, включая ингушей (галгай), бацбийцев/цова-тушин (бацби) и кистин/кистинцев Грузии.

Читайте также:  Измена бояр или выбор россии: как на русский престол приглашали польского принца

Есть версия, что этноним «чеченцы» этому народу дали русские, от названия крупного селения Чечен-аул или как называют его сами чеченцы Чечена. Это селение долгое время считалось торговым центром Чечни, куда стекались торговцы со всех концов Кавказа. Именно здесь русские впервые повстречали чеченцев.

Другая версия гласит, что именем этого аула называли чеченцев и другие народы Кавказа, ещё задолго до того как здесь появились русские. Известно, что кабардинцы с давних времён используют для чеченцев этноним «шашан», а андо-цезы – «чачан».

Название аула, в свою очередь, восходит ко времени монгольского нашествия. Считается, что на месте аула прежде располагалась ставка монгольского хана Сечена.

Первоначально, название «чеченцы» применялось лишь по отношению к жителям этого села, но позже оно распространилось на всё население Чечни. В XVIII-XIX веках этим термином нередко обозначали и другие вайнахские народы – ингушей и бацбийцев.

Почему чеченцы называют себя «нохчи»

Самим чеченцам это название чуждо. Сами себя они называют нохчи.

Вопрос о происхождении этого термина до сих пор остаётся открытым. Версий на сей счёт несколько.

Одни связывают самоназвание чеченцев с эпонимом Нохчо – так по легенде звали могучего чеченского богатыря.

Другая легенда повествует о неком сирийском царе, который для своего спасения был вынужден бежать на Кавказ. Один из его сыновей по имени Нахчой, поселился в горах Чечни и дал начало чеченскому народу.

https://zen.yandex.ru/media/narody/pochemu-chechencev-nazvali-chechencami-5bf982444bba0000aa2bc5a8?&from=feed

Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами

Из сюжета ЧГТРК Грозный

Посмотрел комментарии — сплошные  «тараканьи бега» и перекрикивание — ты кто такой, а ты кто такой 🙂  Каждый выкрикивает что-то свое, мы дали, мы назвали.. Адыги назвали их чеченцами, задолго до появления кабарды.. Нет, это кабарда.

«Никаких чеченов и ингушей в природе нет, а есть вайнахи — народ кавказской нации» —  убежденно парирует, предположительно, представитель этой самой нации.

Есть и про Ноя, любопытное. Мол, его ковчег причалил именно к горам Чечни, и нохчи —  переводится — как  «народ Ноя».

А недавно, не знаю, правда это или нет,  в Чечне заявили о якобы найденном в Чеберлоевском районе республики останков Ноева Ковчега.

Что думаете вы?  Откуда берет начало слово —  чеченец, чечен  — колыбельную Лермонтова многие знают.

И закончу одни из комментариев:»легенда одна, вторая и третья, а в целом, никто, ничего не знает»…

Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/378/posts/35553

Цыгане, гагаузы, караимы: краткая характеристика

Цыгане по своему происхождению являются потомками выходцев из Северной Индии. Само название цыган — ром, лом. На территории Советского Союза, по данным переписи 1959 г., насчитывается свыше 132 тыс. цыган, в том числе 76 тыс. в РСФСР, преимущественно в ее Европейской части, 23 тыс. на Украине, остальные в Молдавии и других республиках.

Язык цыган связан с новоиндийскими языками, но отличается от них более архаическими формами. Он делится на два диалекта: северный и южный. Необходимо отметить, что в быту цыгане, как правило, двуязычны, т. е. говорят на своем языке и на языке того народа, среди которого они живут.

В Европейской части России цыгане появились в различных областях в разное время: в Бессарабии — в XV в., в Белоруссии — в XVI в., на Украине и юге России — в XVII в., в центральных и северных областях — в XVIII в.

Особенности их кочевого быта, преследования царских властей, национальная рознь, разжигавшаяся царизмом, способствовали культурной обособленности и отсталости цыганского народа в прежнее время.

По своему образу жизни цыгане делились на оседлых и кочевых. До революции оседлые цыгане жили преимущественно в городах. После революции благодаря усилиям и помощи органов Советской власти значительная часть кочевых цыган,несмотря на сопротивление таборной верхушки, перешла к оседлости.

Они поселялись в сельских местностях и, оставляя свои прежние занятия (барышничество, гадание и т. п.), переходили к земледелию. Одно время существовали цыганские колхозы, которые затем слились с соседними инонациональными колхозами.

Городские цыгане работали в различных промысловых артелях, а затем стали работать в промышленности.

Культурный рост цыганского народа отразился и на росте интеллигенции из его среды. Теперь многие цыгане имеют высшее образование и работают инженерами, врачами, актерами, руководителями предприятий.

В области материальной культуры оседлые цыгане довольно близки к тем народам, в среде которых они живут. Их жилища и пища ничем не отличаются от жилища и пищи русских, украинцев, молдаван. Сохранились лишь некоторые особенности в народной одежде у сельских цыган.

Женщины носят широкие юбки ярких расцветок и шали на плечах. Мужчины сохраняют манеру носить рубахи, расстегнутые на груди. Известна любовь цыган, женщин и мужчин, к всевозможным металлическим украшениям.

Городские цыгане утратили эти особенности и в своей одежде ничем не отличаются от окружающего населения.

Быт цыган, которые еще не полностью перешли к оседлости, отличен от их прежнего образа жизни. Передвижения этой группы цыган происходят теперь преимущественно в летний период, но и в это время они подолгу живут на одном месте.

Мужчины летом занимаются различного рода ремеслами, чаще всего кузнечным. На зиму цыгане снимают в деревнях дома, где преимущественно остаются женщины с детьми. Мужчины обычно уезжают на заработки, устраиваясь на различные предприятия.

Некоторые и зимой работают кузнецами в колхозах.

В религиозных воззрениях цыган Европейской части СССР, официально числившихся православными, сохранялись многие пережитки, связанные с индийской мифологией. В настоящее время религиозные верования все в большей мере утрачивают прежнее значение в быту цыган.

Широкую известность приобрела цыганская музыка, оказавшая влияние на ряд крупнейших композиторов. В России издавна славились цыганские оркестры и хоры с плясками. С 1930 г. в Москве работает театр «Ро- мэн», развивающий лучшие традиции цыганской народной культуры.

Гагаузы

Гагаузы (самоназвание гагауз) живут в СССР (около 124 тыс. человек) и в Болгарии (около 10 тыс. человек, данные 1955 г.). Гагаузы СССР — потомки переселенцев из Болгарии, которые бежали в Россию во время русско-турецких войн в конце XVIII—начале XIX в. Они поселились главным образом в Бессарабии, в Бендерском и Измаильском уездах.

В 1861—1862 гг. часть бессарабских гагаузов переселилась в Таврическую губ. В настоящее время гагаузы живут компактной массой близ г. Бендеры Молдавской ССР, в юго-западной части Одесской и в Запорожской области УССР в одних селах с болгарами, молдаванами и украинцами. Гагаузский язык относится к огузской группе тюркских языков.

О происхождении этого народа имеются различные гипотезы, ни одна из которых до сих пор не подтверждена. По мнению одних ученых, гагаузы — это потомки тюркских племен огузов (узов), половцев (куманов) и др., которые в средние века переселились в Болгарию из Причерноморья.

Долго живя среди болгар, они восприняли православие и некоторые черты славянской культуры. По другой теории гагаузы являются болгарами,, смешавшимися с остатками упомянутых тюркских племен и под турецким! влиянием усвоившими тюркский язык, но сохранившими православие.

Хозяйственная деятельность, быт, культура гагаузов мало отличаются от болгарских, а в СССР они очень близки к быту и культуре всех бывших колонистов Приазовья. На язык гагаузов оказали сильное влияние болгарский и русский языки.

Гагаузский язык сохраняется еще в семейном быту среди лиц старшего и среднего поколений, дети его уже не знают.

Основные традиционные занятия гагаузов — овцеводство, земледелие, виноградарство. Овцеводство было ведущим до середины XIX в., когда оно уступило место земледелию. Из местных ремесел было развито ковроткачество (женское домашнее ремесло), а также изготовление шерстяных и шелковых тканей.

Гагаузские села имеют регулярную планировку, дома стоят фронтоном к улице. Во дворе по вытянутой линии располагаются парадный дом (бююк, -евъ), осенняя кухня, пристроенная вплотную к нему, но под самостоятельной крышей, летняя кухня и другие хозйственные пристройки. Для жилого дома характерны завалинка (присба) и выступающая над стенами стреха, поддерживаемая столбиками.

Традиционная планировка — трехраздельная, в старину она была двухраздельной, а ныне сменяется многокомнатной. Для домашнего быта характерны низкие, круглые, типичные для всех балканских народов обеденные столики (софра). Жилые дома гагаузов по конструкции, внешнему виду и внутренней планировке аналогичны домам болгар, молдаван и других соседних народов.

Особенно заметна эта близость в Запорожской обл.

Женский национальный костюм состоит из рубахи туникообразного покроя с длинными рукавами, без воротника, платья с узким лифом, длинными узкими рукавами и широкой юбкой, передника и шерстяного пояса. Головным убором служит платок. Летом в качестве верхней одежды носят безрукавки из толстого сукна, зимой — овчинные безрукавки и полушубки.

Этот женский национальный костюм сохранился у гагаузов Молдавии. Мужчины-гагаузы в Молдавии одеваются по-городски, от традиционного костюма они сохранили лишь длинные красные шерстяные пояса, безрукавки (или жилетки городского образца), фетровые шляпы, барашковые шапки. В Запорожской обл. традиционный мужской костюм полностью уступил место современному.

Женщины в этих местах одеваются так, как женщины тех народов, среди которых они живут.

Как уже указывалось, гагаузы принадлежали к православной церкви. Ряд поверий, еще сохраняющихся кое-где среди гагаузов Молдавии и не так давно бытовавших и у украинских гагаузов, во многом напоминают славянские (представления о домовых, русалках и т. п.). Семейные обряды отражали поверья, связанные с земледельческой культурой.

Караимы

Караимы — немногочисленная народность, представители которой живут в основном в Советском Союзе (по переписи населения 1959 г., в СССР насчитывалось 5727 караимов). Караимы живут в городах и сельских местностях главным образом Крыма, Литовской ССР и Украинской ССР.

Караимами первоначально называли исповедовавших религиозное вероучение караимизма (секта иудаизма, отвергающая Талмуд), впоследствии этот термин стал этнонимом, который распространился на всю народность.

Караимы происходят от древних тюркских племен, входивших в VIII—X вв. в состав Хазарского каганата, которые после его распада поселились в Крыму. В XI—XVIII вв. караимы жили преимущественно в горной части Крыма, в районе крепости Чуфут (Чуфт-Кале).

В конце XIV в. литовский великий княь Витовт во время одного из своих набегов на Крым вывез в Литву несколько сот семейств караимов и расселил их по соседству со своей столицей Тракай.

Некоторое время спустя группы караимов поселились также в районе Галича и Луцка.

Крымские караимы, расселившиеся после присоединения Крыма к России в 1783 г. на побережье полуострова, занимались земледелием, виноградарством и ремеслами. Основным занятием литовских караимов было земледелие и разведение бахчевых культур.

В конце XIX — начале XX в. среди караимов наблюдалось классовое расслоение. Появилась значительная прослойка торговцев и предпринимателей, интеллигенция, рабочие.

Октябрьская революция уравняла в правах караимов, живущих в Крыму, с другими народами России, открыла перед ними широкие возможности всестороннего культурного развития. Такие возможности от- крылись и перед караимами Литвы после того, как там была провозглашена Советская власть и Литва добровольно вступила в Советский Союз,

В прошлом материальная культура и быт караимов находились под большим влиянием местных культур — татарской в Крыму и литовской в Литве. В дальнейшем на них оказывала большое влияние русская культура.

Значительная часть караимов пользуется в быту русским языком, а живущие в Литовской ССР также литовским. По данным переписи населения 1959 г., 82,7% караимов назвали родным русский язык.

По своей хозяйственной деятельности и материальной культуре они не отличаются от окружающего местного населения. Сохранился фольклор караимов, отражающий их историческую связь с хазарами.

Этнографические очерки народов, которые населяют страны Зарубежной Европы и в пределах СССР представлены лишь сравнительно небольшими группами, содержатся в соответствующем томе настоящей серии «Народы мира»1. Приведем сведения об их численности и расселении.

Поляки (1380 тыс. человек, по переписи 1959 г.) живут на юго- востоке Литовской ССР и на северо-западе Белорусской ССР; значительные группы их имеются также в западных областях Украинской ССР.

Поляки живут большей частью смешанно с литовцами, белорусами и украинцами; многие их группы считают своим родным языком русский (свыше 203 тыс. человек), украинский (276 тыс.), белорусский (около 263 тыс.

) и имеют переходное самосознание.

Болгары обитают главным образом в Одесской, Запорожской и в небольшом числе в Кировоградской и Николаевской областях Украинской ССР. Небольшие группы болгарского населения имеются в Казахской ССР и на Северном Кавказе. Общая численность болгар в СССР составляет 324 тыс. человек, в том числе в Украинской ССР 219 тыс.

Греки, общая численность которых в СССР составляет 310 тыс. человек, живут в значительной части (104тыс., по данным переписи 1959 г.) в Украинской ССР, главным образом в Донецкой обл. Среди греков Украины подавляющее большинство (около 93 тыс.) считает своим родным языком русский и только немногим более 8 тыс. — греческий.

Венгры (155 тыс. человек) и румыны (106 тыс. человек) живут в западных районах Украинской ССР (венгры — в Закарпатской обл., румыны — в Закарпатской и Черновицкой). Чехи (25 тыс. человек) и словаки (14,5 тыс.

человек) расселены также преимущественно на Украине. Албанцы (5 тыс. человек) живут в Одесской и Запорожской областях Украинской ССР. Переписью населения 1959 г. зарегистрировано в СССР 5 тыс.

«югославов», большей часть это сербы, живущие на юге Украинской ССР.

Остановимся несколько подробнее на этнической истории греков, болгар, албанцев, которые, так же как и упоминавшиеся выше гагаузы, являются потомками переселенцев с Балканского полуострова, пришедших в Россию частично в XVIII в., но главным образом в XIX в.

Это переселение было следствием политического положения на Балканах и русско-турецких войн (1787—1791, 1806—1812, 1828—1829, 1853—1855 гг.), вызывавших значительное передвижение населения.

Христианское население, угнетаемое и беспощадно ограбляемое правительством Османской империи, видело в России своего освободителя от многовекового турецкого гнета. Оно снималось с места и массами уходило вслед за русской армией.

Раньше других, еще до XVIII в., на юге России стали возникать греческие поселения. Наиболее же интенсивная греческая имиграция в южные степные районы Украины приходится на вторую половину XVIII в.

Читайте также:  Что было бы, если бы россия не продала аляску

, когда русское правительство использовало греческих поселенцев для пополнения военных гарнизонов, а затем и для экономического освоения Новороссии. В русско-турецкой войне 1768—1774 гг. греки-повстанцы Греции сражались на стороне России, а по окончании войны значительная часть их поселилась в Крыму.

Новые греческие военные поселения близ Балаклавы были основаны в 1784 г. В конце XVIII в. русское правительство вывело часть греков — торговцев и ремесленников из Крыма и расселило их в районе вновь основанного города Мариуполя (ныне г. Жданов, Донецкой обл.).

Греческая колонизация юга Украины продолжалась и позже, в частности в 1794 г. после основания г. Одессы и в 1820-х годах в связи с греческой революцией и последовавшей за нею греко-турецкой войной.

К началу XIX в. греческие поселения утратили военное значение. Греческие колонисты Таврической, Херсонской и Одесской губерний занимались земледелием, торговлей, ремеслами.

Еще в Крыму греки, населявшие степные районы и побережье, восприняли татарский язык (их называли «греки-татары». Другая часть, жившая в горных областях, сохранила свой язык — диалект новогреческого. Эту группу именовали «греки-эллины». В настоящее время родной язык сохранили в основном потомки этой последней группы.

О поселении болгар на юге России первые официальные данные относятся ко второй половине XVIII в. В этот период, как и позже — в XIX в., направления эмиграции были различны: в Буджакские степи (южная часть Бессарабии), в район Одессы и в Крым.

Однако юг Бессарабии оставался основным местом, куда стекались беженцы из северных районов Болгарии (особенно после 1812 г., когда Бессарабия вошла в состав России). Из северо-восточной Болгарии вместе с болгарами переселялись албанцы и гагаузы.

Колонисты получали от русского правительства земли и основывали колонии. Они занимались земледелием, виноградарством и виноделием, овцеводством, в меньшей степени — торговлей и ремеслом.

В 1856 г., когда по Парижскому трактату южная часть Бессарабии была присоединена к княжеству Молдова, находившемуся в вассальной зависимости от Турции (в 1859 г.

княжества Молдова и Валахия объединились и стали именоваться Румынией), христианскому населению Бессарабии было разрешено перейти в Россию.

К этому времени среди колонистов стала ощущаться острая нехватка земли, поэтому часть их охотно двинулась в Россию на слабо заселенные земли Южной Украины. Это переселение состоялось в 1860—1862 гг.

Русское правительство было заинтересовано в заселении и экономическом освоении степных пространств Северного Причерноморья и Приазовья (Новороссия). Поэтому именно сюда направило оно поток переселенцев из южной Бессарабии.

Первое время после переселения в Россию главное место в хозяйстве колонистов занимали овцеводство и виноградарство. Хлебопашество (озимая пшеница) приобрело значение в конце XIX в., когда начали появляться первые сельскохозяйственные машины, а пшеница стала пользоваться большим спросом на рынке.

Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами

Хозяйственные связи болгар, гагаузов, албанцев Причерноморья и Приазовья между собой и с живущими в тех же местах украинцами и молдаванами сближали все эти этнические группы и в культурном отношении.

Определенную роль играло при этом и общее вероисповедание — православие. Такое обстоятельство наложило отпечаток и на языковые связи: подавляющая часть мужского населения в первой четверти XX в.

, кроме родного языка, знала языки соседнего населения.

Болгары, численно превосходившие остальных колонистов, имели большую потребность в знании русского языка: они скорее, чем их соседи, восприняли русскую культуру и утратили многие самобытные черты культуры и быта.

Албанцам и молдаванам, вкрапленным отдельными селами в болгарский массив, необходимо было знать болгарский язык. Гагаузы, рассеянные по всему югу Таврической губ., вступали в тесное общение и с болгарами, и с албанцами, и с молдаванами, усваивая их язык и материальную культуру.

Однако процент смешанных браков в этом многонациональном районе был невелик.

После Великой Октябрьской социалистической революции и установления Советской власти судьбы этих народов резко разошлись. Население Одесской, Херсонской, Таврической губерний и Новороссийского края стало гражданами Советского Союза, а население Бессарабии, в 1918 г. незаконно отторгнутой от Советского Союза, оказалось под властью румынских помещиков и буржуазии.

После воссоединения Бессарабии с Молдавской республикой (1940 г.) бурным темпом развернулось социалистическое строительство. Пострадавшее во время Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.

) и временной оккупации население этого края — юга Молдавии и Одесской области Украинской ССР — с помощью советского народа под руководством Коммунистической партии и Советского правительства восстановило народное хозяйство, осуществило коллективизацию сельского хозяйства и ныне активно участвует во всех областях хозяйственной, общественной и культурной жизни Советской страны.

Источник: http://lib7.com/cccp/681-karaimu.html

Почему чеченцев называют "чеченцами"? Откуда пошло это название

Чеченский народ гордо именует себя «нохчи». Откуда пошло это название – достоверно неизвестно. Версии выдвигаются разные, есть и просто невероятные. Некоторые «специалисты» расшифровывают название по буквам, связывая их с вещами, традиционно, ценными в любом обществе: родители, дом и так далее.

Самая распространенная версия такова: нохчи – это дети Ноя. Интересно. Но подтвердить или опровергнуть теорию никто сейчас уже не может. Впрочем, тот факт, что «нохчи» — уважительное наименование, никто не оспаривает.

Но речь немного не об этом. Интересно, откуда и когда появилось слово «чеченец»?

Это название, как считается, появилось задолго до революции. Но в советское время довольно долго чеченцами звали и другие народу: кистин, ингушей. Это просто любопытный факт, потому что он, по большому счету, не объясняет происхождения слова, которое вынесено в заголовок статьи. Хотя и на данную информацию нужно тоже опираться, чтобы разгадать загадку.

Основные версии происхождения слова «чеченец»:

1. Летопись 13-го века указывает, что существовал такой народ – «сасан». Персы упоминают его в связи с бурной деятельностью монголов в Азии в те времена. Позже, транскрипция изменилась. Соседи-кабардинцы начали называть чеченцев народом шашан.

Есть мнение, что русские еще раз изменили слово. И оно превратилось в «чечен». А далее уже – «чеченец». История знает случаи, когда существующие изначально слова сильно изменяли. Но превратить «шашан» в «чечен» — это, как представляется, слишком.

2. Есть предположение, что название народа произошло от селения Большой Чечень, где русские впервые и встретили ранее неизвестный им кавказский народ.

А как появилось название населенного пункта? По этому поводу историки и лингвисты сообщить что-то определенное и на 100 процентов достоверное не могут. Выдвигаются предположения.

Якобы все в том же 13 веке в указанном месте располагалась ставка хана по имени Сечен. Далее, опять же, название немного изменилось, вместо буквы «С» начали говорить букву «Ч».

Версии интересные, но проблема в том, что все они – это только предположения. Достоверных и полных доказательств не существует. Поэтому каждый верит, во что хочет.

До сих пор непонятно, откуда появились чеченцы на Кавказе. Одна из версий – традиционная легенда о двух правителях, которых звали Кавказ и Лек. Якобы они пришли с юга и заселили, вместе со своими народами, пустующие земли. Лек был предком дагестанцев. А Кавказ – чеченцев.

Другая версия гласит, что вайнахи являются потомками хурритских племен. Они пришли в Грузию и на Кавказ.

Смысл еще одной теории в том, что вайнахи пришли с берегов Тигра – из Месопотамии.

К какой версии склоняться – каждый решает сам.

Стоит отметить, что чеченскому народу часто приходилось переселяться. Серьезная диаспора есть в Турции. Люди уходили с Кавказа из-за войны. В 1944 году произошла печально известная депортация, инициированная верхушкой советской власти.

Представители народа считают, что их нация сформировалась примерно к 16 веку нашей эры. В состав России земли чеченцев вошли в конце 18 века.

Учитывая последнее, можно с высокой степенью вероятности говорить о том, что название «чеченцы» придумали не русские. Придя на Кавказ, подданные империи от кого-то услышали название народа. И начали употреблять его. Возможно, что в искаженном виде. Но сами ничего не придумывали – точно.

Рекомендую прочитать:

  • Атака мертвецов: Откуда пошло выражение «русские не сдаются»?
  • Откуда пошли понятия «хохол» и «кацап»

Не забудьте подписаться на канал ЗАГАДКИ ИСТОРИИи поставить лайк:)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ba5decf084b4700a9cc0d22/5d2c24afe6cb9b00ad9c1808

Потомками каких народов являются чеченцы

Вопрос о происхождении чеченского народа до сих пор вызывает дискуссии. По одной из версий, чеченцы — автохтонный народ Кавказа, более экзотическая версия связывает появление чеченского этноса с хазарами.

Трудности этимологии

Возникновение этнонима «чеченцы» имеет множество объяснений.

Некоторые ученые предполагают, что это слово является транслитерацией наименования чеченского народа у кабардинцев — «шашан», которое, возможно, произошло от названия села Большой Чечен.

Предположительно, именно там в XVII столетии русские впервые встретились с чеченцами. Согласно другой гипотезе, слово «чечен» имеет ногайские корни и переводится как «разбойный, лихой, вороватый человек».

Сами чеченцы себя называют «нохчи». Это слово имеет не менее сложную этимологическую природу. Кавказовед конца XIX — начала XX столетия Башир Далгат писал, что имя «нохчи» может быть употребляемо как общее племенное название и у ингушей, и у чеченцев. Впрочем, в современном кавказоведении в обозначении ингушей и чеченцев принято использовать термин «вайнахи» («наши люди»).

В последнее время ученые обращают внимание на другой вариант этнонима «нохчи» — «нахчматьяне». Термин впервые встречается в «Армянской географии» VII века. Согласно армянскому востоковеду Керопэ Патканову этноним «нахчматьяне» сопоставляется со средневековыми предками чеченцев.

Этническая пестрота

В устных преданиях вайнахов повествуется, что их предки пришли из-за гор.

Многие ученые сходятся во мнении, что предки кавказских народов сформировались в Передней Азии примерно 5 тысяч лет до нашей эры и в течение последующих нескольких тысяч лет активно мигрировали в сторону Кавказского перешейка, обживая берега Черного и Каспийского морей. Часть переселенцев проникла за пределы Кавказского хребта по Аргунскому ущелью и заселила гористую часть современной Чечни.

Согласно большинству современных кавказоведов всё последующее время происходил сложный процесс этнической консолидации вайнахского этноса, в который периодически вмешивались соседние народы.

Доктор филологических наук Каты Чокаев отмечает, что рассуждения об этнической «чистоте» чеченцев и ингушей ошибочны.

По словам ученого, в своем развитии оба народа проделали долгий путь, в результате которого они как вбирали в себя черты других этносов, так и теряли часть своих черт.

В составе современных чеченцев и ингушей этнографы находят значительную долю представителей тюркских, дагестанских, осетинского, грузинского, монгольского, русского народов.

Об этом, в частности, свидетельствуют чеченский и ингушский языки, в которых существует заметный процент заимствованных слов и грамматических форм. Но также смело можно говорить и о влияния вайнахского этноса на соседние народы.

Например, востоковед Николай Марр писал: «Не скрою, что в горцах Грузии, вместе с ними в хевсурах, пшавах, вижу огрузинившиеся чеченские племена».

Древнейшие кавказцы

Доктор исторических наук профессор Георгий Анчабадзе уверен, что чеченцы — древнейший из коренных народов Кавказа. Он придерживается грузинской историографической традиции, согласно которой братья Кавказ и Лек положили начало двум народам: первый — чечено-ингушский, второй — дагестанский.

Потомки братьев впоследствии заселили безлюдные территории Северного Кавказа от гор до устья Волги. Это мнение во многом согласуется с утверждением немецкого ученого Фридриха Блюбенбаха, который писал, что чеченцы имеют кавкасионский антропологический тип, отражающий облик самых первых европеоидов-краманьонцев.

Данные археологии также свидетельствуют о том, что древние племена проживали в горах Северного Кавказа еще в бронзовом веке.

Британский историк Чарльз Рекхертон в одной из своих работ уходит от автохтонности чеченцев и делает смелое заявление, что в истоках чеченской культуры числятся хурритская и урартская цивилизации. На родственные, пусть и отдаленные, связи хурритского и современных вайнахских языков указывает, в частности, российский лингвист Сергей Старостин.

Этнограф Константин Туманов в книге «О доисторическом языке Закавказья» выдвинул предположение, что знаменитые «ванские надписи» — урартские клинописные тексты — сделаны предками вайнахов. В доказательство древности чеченского народа Туманов приводил огромное количество топонимов.

В частности, этнограф обратил внимание, что в языке Урарту охраняемая укрепленная местность или крепость называлась «хой».

В том же значении это слово встречается в чечено-ингушской топонимии: хой — село в Чеберлое, которое действительно имело стратегическое значение, преграждая со стороны Дагестана путь в чеберлоевскую котловину.

Народ Ноя
Вернемся к самоназванию чеченцев «нохчи». Некоторые исследователи в нем видят прямое указание на имя ветхозаветного патриарха Ноя (в Коране — Нух, в Библии — Ноах).

Слово «нохчи» они делят на две части: если первая — «нох» — означает Ной, то вторую — «чи» — следует переводить как «люди» или «народ». На это, в частности, указывал немецкий языковед Адольф Дирр, который говорил, что элемент «чи» в любом слове означает «человек». За примерами далеко ходить не нужно.

Чтобы в русском языке обозначить жителей какого-либо города, во многих случаях нам достаточно прибавить окончание «чи» — москвичи, омичи.

Чеченцы — потомки хазар?

Версия о том, что чеченцы являются потомками библейского Ноя, имеет продолжение. Ряд исследователей утверждает, что евреи Хазарского каганата, которых многие называют 13-м коленом Израиля, не исчезли бесследно.

Разгромленные киевским князем Святославом Игоревичем в 964 году они ушли в горы Кавказа и там заложили основы чеченского этноса.

В частности, часть беженцев после победного похода Святослава встретил в Грузии арабский путешественник Ибн Хаукаль.

В советских архивах сохранилась копия любопытной инструкции НКВД от 1936 года. В документе разъяснялось, что до 30% чеченцев тайно исповедуют религию предков иудаизм и считают остальных чеченцев низкородными чужаками.

Примечательно, что Хазария имеет перевод в чеченском языке — «Красивая страна». Начальник Архивного управления при президенте и правительстве Чеченской Республики Магомед Музаев по этому поводу замечает: «Вполне возможно, что столица Хазарии находилась на нашей территории. Мы должны знать, что Хазария, которая просуществовала на карте 600 лет, являлась самым могущественным государством на востоке Европы».
«Многие древние источники указывают на то, что долина Терека была населена хазарами. В V-VI вв. эта страна называлась Барсилия, и, по мнению византийских хронистов Феофана и Никифора, здесь находилась родина хазар», — писал знаменитый востоковед Лев Гумилев.
Некоторые чеченцы до настоящего времени уверены, что являются потомками хазарских евреев. Так, очевидцы рассказывают, что во время Чеченской войны один из лидеров боевиков Шамиль Басаев говорил: «Эта война — реванш за разгром хазар».
Современный российский писатель — чеченец по национальности — Герман Садулаев тоже считает, что некоторые чеченские тейпы — потомки хазар.

Еще один любопытный факт: на самом древнем изображении воина-чеченца, сохранившемся до наших дней, отчетливо видны две шестиконечные звезды израильского царя Давида.

Источник: https://news.rambler.ru/other/38092029-potomkami-kakih-narodov-yavlyayutsya-chechentsy/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector