Где в россии живут потомки гуннов

Недавно кыргызские ученые заявили о сенсационном открытии: легендарный завоеватель древности Аттила – их прямой предок, а казахи и вовсе произошли от кыргызов, сообщил телеканал КТК.

Автор столь смелого утверждения – филолог из Бишкека Амангельды Бекбалаев. Он уже написал книгу «Аттила – предок кыргызов», где в качестве подтверждения своих слов ссылается на германские сказания и легенды.

Ученый из Алматы, вице-президент Казахстанской национальной академии естественных наук Еренгаип Омаров тоже изучает историю жизни Аттилы и пишет научные труды про этого древнего полководца.

Профессор уверен: заявления кыргызских коллег смешны и беспочвенны, а легендарный воин «скорее наш, чем их». Еще предки Аттилы, говорит он, строили древний Тараз, а возможно, и Алматы.

Более того, есть вероятность, что Аттила похоронен на юге Казахстана.

– По российскому телевидению недавно была передача, в которой говорили, что русские происходят от Аттилы, – отшучивается Омаров. – Знаете, сейчас весь мир стал признавать и уважать Аттилу, вот подобные заявления и появляются. Аттила – точно не кыргыз. Кыргызы до XV века жили возле Енисея, то есть они таежные люди.

– А как вы относитесь к заявлению, что казахи произошли от кыргызов?

– Это вообще ни в какие ворота не лезет. Как я уже сказал, они до XV века жили в Сибири – до тех пор, пока Россия не завоевала этот край. Кыргызы попросту проиграли битву и убежали. Казахи их приютили, а они теперь так говорят.

Где в России живут потомки гуннов
Игрушечный Аттила России. Фото Андрея Халина

Что касается Аттилы, то уже точно известно – он гунн. А если учесть, что казахи – потомки гуннов, значит, Аттила – наш предок.

Четырнадцатый дед (то есть прапрадед в 14-м колене. – Ред.) Аттилы строил Тараз. Это известный исторический факт, сохранившийся в китайских источниках. Возможно, гунны же строили и Туркестан, Шымкент и Алматы.

В частности, известно, что белые гунны строили город, который назывался Алмалы. Он довольно долго был их столицей. Там даже имелся монетный двор. Существует два варианта: древний Алмалы – это либо нынешний Алматы, либо город Кульджа в Китае.

Алмалы был построен в III–IV веках. Затем гунны построили Тараз и переселились туда.

– Почему они оставили Алмалы?

– Они все время двигались на запад. И потом, население увеличивалось, приходилось искать новые территории.

Еще один крупный город, в котором жили гунны, – Баласагун. Есть предположение, что Аттила там учился. Вероятно, Баласагун находился возле современного Чу. Там до сих пор существует одноименный поселок, и сейчас на его территории ведутся раскопки древнего города. Развалины Баласагуна – это примерно половина нынешней Алматы.

Слово «Баласагун» переводится как «молодой вождь». Один из вариантов имени этого вождя – Шу. В древние времена город считался мегаполисом, там проживало 100 тыс. населения. По нынешним меркам это сравнимо с 10 млн человек.

– Как гунны оказались в Европе?

– Они постепенно двигались на запад. Обосновались на Волге и построили город Баланжар. Там им не давали покоя племена аланов. Они постоянно совершали набеги, и гуннам пришлось ввязаться в бой. Гунны победили аланов, а когда гнались за ними, впервые увидели Днепр. Они были любопытны, а потому проявили интерес, пересекли Днепр и дошли до Рима.

Позже дед Аттилы заключил с Римской империей договор о ненападении и взаимной защите, который просуществовал 50 лет. Более того, в последние годы жизни Аттила был избран императором Рима. Об этом говорится в древней книге, написанной на языке гуннов. Сейчас она хранится в библиотеке Санкт-Петербурга.

Языком гуннов владеют всего несколько человек, и вот один из них прочитал, что в 443 году Аттила стал императором Рима. Умер он в 453 году.

Где в России живут потомки гуннов
Аттила по версии Делакруа. Фото Андрея Халина

– Известно, где он похоронен?

– Есть несколько версий. По одной из них Аттилу похоронили в Венгрии, на реке Тиса. Его соратники изменили русло Тисы, выкопали могилу и поместили туда тело своего предводителя. Сначала его останки положили в железный гроб, а потом в серебряный и золотой.

Там же похоронили и легендарный меч Аттилы. Считалось, что он приносит победу и славу всякому, кто им владеет. После похорон всех, кто участвовал в погребении Аттилы, убили, а реку вернули в прежнее русло.

Но я не думаю, что эта версия правдива, потому что во все времена бытовали такие ложные приемы.

Существует еще одна версия – будто бы Аттилу похоронили где-то на юге Казахстана. Возможно, недалеко от Тараза или возле Баласагуна. Но точно, конечно, сказать нельзя. Это так же неизвестно, как неизвестна могила Чингисхана.

– Между тем недавно кандидат исторических наук из Алматы Владимир Осколков заявил, что знает, где на самом деле похоронен Чингисхан. По его сведениям, его прах покоится в алтайских лесах.

– Это очень деликатный вопрос. Одни говорят, что Чингисхан монгол, другие утверждают, что нет. Если Чингисхан принадлежал к монголам, то у них существовала традиция оставлять тело умершего в степи.

То есть они не хоронили людей. А если Чингисхан – не такой уж и монгол, то, вполне вероятно, его могли похоронить где-нибудь на Алтае. Как известно, у тюрков существовала традиция хоронить людей в земле.

Возможен еще один маловероятный вариант. В Восточно-Казахстанской области есть гора Чингизтау. Возможно, он там и похоронен.

Где в России живут потомки гуннов
Портрет Аттилы в кабинете Омарова. Фото Андрея Халина

В любом случае, найти могилы великих завоевателей уже очень сложно. Известно, что когда в древности хоронили знаменитых людей, по месту их погребения несколько раз пропускали табун лошадей, и могила была уже не видна.

Что касается Аттилы: когда Чингисхан пришел к власти, то велел разрушить все города от Великой китайской стены до Волги. Он приказал, чтобы на месте этих поселений паслись лошади его армии.

Только через 40–50 лет после смерти Чингисхана его дети и внуки отважились восстановить некоторые разрушенные города. Поэтому многие доказательства исчезли.

Любопытно, что память об Аттиле очень бережно охраняют в Европе. В частности, во Франции я обнаружил лагерь, где во время Каталаунской битвы базировались его войска. Сейчас это место охраняется ЮНЕСКО. Более того, оказывается, во Франции даже существуют ассоциация лагеря Аттилы, его музей и памятник.

– Почему такая честь? Неужели французы тоже считают его своим предком?

– Нет-нет. Я сам сначала удивился, а когда узнал одну занимательную историю, перестал. В Риме один дом охраняется государством. Как думаете, почему? Оказывается, когда Наполеон взял Рим, его мать приехала к нему погостить и несколько недель жила в этом доме: сидела на балконе и любовалась красотой Рима.

Теперь этот дом стал историческим памятником и охраняется государством. То же самое делают и французы. Например, в Париже законом охраняется дом, где жил наш Мустафа Шокай. Правда, парижане снесли пельменную, которую он построил.

Но историческая табличка о том, что на этом месте когда-то стояла пельменная Мустафы Шокая, все же осталась. Такие вот дела.

Где в России живут потомки гуннов
А еще его видят таким. Фото Андрея Халина

Кстати, я тоже вступил в ассоциацию лагеря Аттилы. Французы сказали, что я первый восточный человек, который вошел в их ряды.

Справка МК

Спустя век после смерти Аттилы готский историк Иордан так отозвался о вожде варваров: «Повелитель всех гуннов и правитель, единственный в мире, племен чуть ли не всей Скифии, достойный удивления по баснословной славе своей среди всех варваров».

Память о вожде гуннов сохранялась на протяжении веков в устном германском эпосе и перешла в скандинавские саги.

В ранних сказаниях германцев, сложенных в эпоху Великого переселения народов, Аттила в списке великих варварских правителей ставился на первое место, впереди легендарных германских королей, пишет Википедия.

Между тем

Мажилисмен Алдан Смайыл подал депутатский запрос в Министерство культуры и информации с просьбой культивировать героический образ Аттилы в нашей стране. Смайыл считает, что казахстанские дворцы должны украшать статуи великого предка, а в театрах следует ставить трагедии о нем.

– Почему чудеса творчества, украшающие Ватикан, не украшают наши дворцы? – спросил депутат.

– По сей день мы не перевели на наш язык эпосы, в которых превозносится наш предок! А народы Европы почитают его! Написанную родоначальником французского театра Пьером Корнелем и поставленную в Париже трагедию «Аттила» мы не можем возродить у себя на сцене! В то время как театры нагромождаются разного рода западными постановками, которые уже наизусть можно выучить.

Источник: mk-kz.kz

Источник: https://stanradar.com/news/full/1603—kazahi-i-kyrgyzy-borjutsja-za-pravo-schitatsja-potomkami-velikogo-gunna.html

Народы России

Флаг России — бело-сине-красный. Почему царь Пётр I выбрал эти цвета доподлинно неизвестно. В конце 20 в. стал очевиден символический смысл флага. 

Красный цвет имел сакральное значение у славян. Синий, цвет вечного неба, — священный для тюркских и монгольских народов. Белый, цвет снега, — традиционный для народов уральской семьи (финно-угорских и самодийских).

Славяне, тюрки, финно-угры и самодийские народы составляют почти 95% населения России, тогда как народы других языковых групп — лишь 5%.

Таким образом, бело-сине-красный флаг нашей страны можно назвать её своеобразной этнической картой.

Расселение народов России в конце 20 в. — результат многовековых исторических процессов. Установить, какие народы жили на территории страны в древности непросто.

Археологические данные позволяют очертить примерные границы территорий, на которых обитали племена, но ответа на вопрос, как называли себя эти племена и к каким языковым группам принадлежали, они не дают.

Подобные сведения можно найти в древних письменных  памятниках.

Где в России живут потомки гуннов

Итак, если нарисовать карту народов, проживавших в 4 в. на территории нынешней России, на ней почти не будет красного и синего цвета.

Только на западе современной Украины можно обозначить небольшое красное пятно и из него на юг, восток и север направить множество стрелок: славянские племена к тому времени уже начали селиться на землях будущей России. А восточнее Дона пучок синих стрел должен гроздно целиться на запад.

Это гунны (в их племенном союзе господствовали тюркоязычные племена) готовятся совершить прыжок через Дон, напасть на державу готов, а далее на Римскую империю. Большинство тюркских племён находилось тогда ещё в Центральной Азии.

Исследования историков и лингвистов показали, что центр и север нынешней Европейской России к началу новой эры были заселены финскими племенами весь, чудь, меря, мурома. Позже они ославянились и сыграли важнейшую роль в формировании русского населения этих областей.

Севернее и восточнее жили другие финские племена — предки нынешних эстонцев, финнов, карел, коми, мордвы. Юг урала и Сибири занимали угорские народы — будущие ханты и манси. Восточнее, вплоть до Алтая и Саян, на огромных территориях жили предки самодийских народов — нынешних ненцев и селькупов.

Сегодня в Сибири осталось всего несколько сот человек народов кетов (на Среднем Енисее) и несколько сот юкагиров (на Колыме), а когда-то кетские и юкагирские охотничьи племена занимали всю Восточную Сибирь.

Многочисленны были приморские племена Дальнего Востока — будущие коряки, чукчи, нивхи, тувинцев в Сибирь тогда ещё не пришли — они кочевали южнее, в Центральной Азии, по соседству с гуннами.

Где в России живут потомки гуннов

ЭПОХА ВЕЛИКИХ ПЕРЕСЕЛЕНИЙ НАРОДОВ

Целое тысячелетие, с 4 по 13 в., восточнославянские племена расселялись в лесной и лесостепной зоне Восточно-Европейской равнины, тюркские народы (древние булгары, хазары, огузы, кипчаки) — вдоль степного пояса Евразии.

Читайте также:  Чем русские толстосумы удивляли народ

Славяне расселялись с запада на север, на восток и на юг, а тюрки быстрыми, сменявшими друг друга волнами продвигались в основном с востока на запад. Конечно, без военных столкновений между тюрками и славянами не обходилось.

Во время перемирий между ними заключались союзы, игрались свадьбы, велась торговля. Множество тюркских слов (как финских, готских, аланских) вошли в русский язык.

Появлялись города, в них развивались ремёсла и торговля. Возникли государства: у восточных славян Киевская Русь, а у тюрков и родственных им народов — Волжская Булгария и Хазарский каганат.

Волжскую Булгарию создали на берегах Волги булгары. Часть из них ушли на Балканы и там создали вместе со славянами Первое Болгарское царство. Хазарский каганат включал земли кавказских народов и всё Нижнее Поволжье. Когда в середине 10 в. Киевская Русь разгромила каганат, хазары, его основное население, смешались с другими народами.

Где в России живут потомки гунновГосударствам была нужна религия, которая могла бы помочь укрепить единство страны. В русских и тюркских городах жили и христиане, и иудеи, и мусульмане. В Хазарском каганате приняли иудейство, в Волжской Булгарии — мусульманство, а в Киевской Руси — христианство. Христианство, в форме православия, распространилось и среди неславянских народов, ранее всего —  в Новгородской земле, среди карел и коми, затем и у народов Поволжья.

ОТ РУСИ К РОССИИ

Время с середины 18 в. по 1480 г. известно в истории России как эпоха монгольского, или татаро-монгольского, ига. В «золотоордынскую» эпоху сложились такие народы, как башкиры, ногайцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, крымские и астраханские татары.

Значительную роль в их формировании сыграли половцы; сами же половцы как народ перестали существовать. Тогда началось выделение русского народа. После распада Золотой Орды её отдельные земли и ханства стало постепенно присоединять крепнувшее Русское государство.

Со временем в его состав вошли мордва, татары, башкиры и др. Их знать часто принимала православие и вливалась в состав русского дворянства. У многих известных дворянских родов России не славянские корни.

Так, князья Бековичи-Черкасские — черкесского происхождения, князья Тенишевы, Юсуповы — татарского.

Русское крестьянство расселялось чересполосно с местным населением; например, во многих районах Поволжья русские, татарские, мордовские, чувашские села распологались вперемежку.

К началу царствования Петра Великого (конец 17 в.) территрия России приобрела в целом очертания, соответствующие нынешним границам Российской Федерации (но ещё без Петербурга, Приморского края на Дальнем Востоке и земель горских народов Кавказа на юге). В 18-19 вв.

к России присоединились земли народов Балтии (литовцев, латышей, эстонцев), Белоруссии и Украины, Закавказья (грузин, армян, азербайджанцев) и Средней Азии (казахов, киргизов, туркмен, узбеков, таджиков).

В дальнейшем многие из этих территорий стали союзными республиками СССР, а в 1991 г. обрели государственную самостоятельность.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ НАРОДОВ РОССИИ

Учёные относят народы России к трём физическим, или расовым, типам:

  • северным европеоидам свойственны светлые волосы и глаза, прямой или «курносый» нос;
  • южным европеоидам — тёмные волосы и глаза, прямой или «горбатый» нос;
  • монголоидам — жёсткие тёмные волосы и тёмные глаза и небольшой нос.
  • Наиболее ярко северные европеоиды представлены среди северных русских, корел и коми.
  • Южные европеоиды — среди народов Кавказа.
  • Монголоиды — среди якутов и народов Дальнего Востока.

Однако, как правило, у большинства народов, населяющих Россию, эти черты смешаны. В частности, среди башкир и татар можно встретить и ярких представителей трёх основных типов, и переходные формв между ними. Для народов Европейской России наиболее характерно сочетание в разных пропорциях северных и южных европеоидных черт, иногда с примесью монголоидных.

Источник: http://nacionalsoglasie.kmormp.gov.spb.ru/narody-rossii/

Чуваши. Часть 1: Поволжские потомки Аттилы

Чуваши всегда оказывались на перекрестке народов и цивилизаций. Это сформировало их культуру, но не раз приводило на край гибели. Определяло дружбу с соседями и, вместе с тем, вражду. Побудило создать государство, чтобы затем многократно воссоздавать его из пепла. Судьба этого народа трудна. Равно как путь самой России и других её этносов.

«Чувашское племя до сих пор является нераскрытой страницей истории», – в этих словах известного татарского писателя ХХ века Зарифа Башири схватывается вся суть сложного и даже загадочного происхождения чувашского народа.

Занимательный квест: болгаро-суварские предки

Этногенез по степени запутанности напоминает игру в напёрстки: «кручу-верчу – запутать хочу». Попробуй найти зерно в глубине веков, не перепутав археологические слои исторического пирога. Сегодня мы отправимся вслед за представителями чувашского народа, чтобы познакомиться с их прародителями и проследить жизненный путь этноса.

На северных склонах отрогов Тянь-Шаня, Алтая и в Верховьях Иртыша в III-II веках до н.э. появились племена билу, бугу, чеши и пулей. Они относились к этнической общности огуро-онуров. Эти протобулгарские племена, в свою очередь, являлись представителями западного крыла племён хунну.

Гунны… Да, именно от них ведут свою родословную древние булгары/болгары, сувары и некоторые другие этнические группы – предки чувашского народа. (Напоминаем, что в синонимах «булгары/болгары» мы пользуемся традиционной транскрипцией русских летописей, имея при этом в виду именно «наших», волжских болгар, а не балканских).

В пользу того, что искать знакомые чувашские черты стоит в «европеоидных лицах с незначительной монголоидной примесью» поволжских болгар говорит сходство языка, хозяйства, быта и культуры.

Кстати, чувашский – единственный сохранившийся язык болгарской ветви – отличается от всех других тюркских.

Он настолько не похож по общим характеристикам, что некоторые учёные вообще считают его независимым членом алтайской языковой семьи.

Центральная Азия

Восток хлынул в Европу. Массовый исход начался с гуннов, увлёкших за собой на запад другие народности. К началу I века н.э. огурские племена воспользовались моральным «правом нации на самоопределение» и пошли своим путём – на запад, отдельно от гуннов. Путь этот оказался не прямым, а зигзагообразным: с севера на юг и обратно на север.

Во II веке н.э. огурские племена вторглись в Семиречье (юго-восточная часть современного Казахстана и северного Киргизстана), где и получили в прозвище от местных ираноязычных земледельческих племен этноним сабир (от перс. савар, сувар «наездник»).

В результате взаимной ассимиляции с ираноязычными усунями сформировалась протоболгарская этническая общность.

Некоторые исследователи считают, что именно там, в Центральной Азии, в языке предков чувашей закрепляются древнеиранские слова (в современной речи их порядка двухсот). Под влиянием зороастризма формируется язычество народа, а древнеиранское культурное влияние находит отражение в чувашской материальное культуре, например, женских головных уборах, узорах вышивки.

Кавказ и Приазовье

Во II-III веках н.э. болгарские и суварские племена расселяются на правом берегу Нижней Волги, занимают территории Северного Кавказа и Приазовья.

Но, строго говоря, впервые название «болгар» упоминается только в 354 году – в анонимном «Хронографе», писанном на латыни. Широкое распространение получает во время создания «Великой Болгарии» – их первого государственного образования. Этнос уверенно раскручивает новый виток развития – оседлость и становление государственности.

Так волжские болгары впервые обрели родные просторы, где  построят первое государство. Но от географического приложения до становления народа ещё почти семь веков испытаний. И не одно «государственное строительство».

Издалека долго – текли они к Волге

В 40-х годах V в. во главе гуннов на 20 лет стал воинствующий предводитель Аттила, объединивший под своей властью племена от Рейна до Волги. Проживавшие в то время в Поволжье предки чувашей оказались в составе  «кочующей империи», данником которой была даже Римская. Однако со смертью Аттилы империя распалась.

Оказавшись сначала под властью Западно-Тюркского каганата, болгарские племена продолжили борьбу за независимость. В первой четверти VII века их правитель Кубрат объединил свой народ вместе с суварскими и другими тюркоязычными племенами в союз, получивший название «Великая Болгария». «День независимости» всё-таки наступил – правителю удалось добиться автономии от Тюркского каганата.

Великая Болгария расположилась на территории между Азовским и Каспийским морями. А столицей стал город Фанагория.

Государство 2.0

Смерть правителя Великой Болгарии Кубрата привела к расколу на западную и восточную часть – на два союза племён. Первые, теснимые хазарами, во главе с Аспарухом двинулись на запад, где позднее создали Болгарское царство.

Часть восточных болгар (т.н. «серебряные») в 70-х годах VII века переместилась сначала в верховья Дона, а затем в Среднее Поволжье. Оставшиеся на месте подчинились хазарам.

Теорию о захвате пришлыми восточными болгарами земель местных финнов современные историки оспаривают.

Археологи вторят, что к приходу болгар земли и так практически пустовали – именьковское население (славяне, переселившиеся со Среднего Днепра) исчезло ещё в VII веке, а оказавшиеся ближайшими соседями поволжские финны жили изолированно.

Среднее Поволжье стало местом активного взаимодействия волжско-финского, пермско-финского населения с проникавшими из Западной Сибири угорскими племенами.

Со временем болгары заняли на Средней Волге господствующее положение, сумев объединить в союз и частично ассимилироваться с местными финно-угорскими племенами (предками современных мари, мордвы и удмуртов), а также башкирами.

К VIII-IX векам у новопоселенцев утверждается плужное земледелие, происходит переход к оседлым формам хозяйствования. Ещё в Х веке знаменитый арабский путешественник Ибн-Фадлан упоминает о том, что булгары активно занимаются возделыванием земли: «Пища их – просо и мясо лошади, но и пшеница и ячмень у них в большом количестве, и каждый, кто что-либо посеял, берет это для самого себя».

В «Рисалии» Ибн-Фадлана (Х век) отмечается, что болгарский хан Алмуш ещё живет в шатре.

Оседлость, земледелие и даже некая экономическая организация… Скорее всего, в конце IX столетия государство Волжская Болгария уже существовало. Оно создавалось в условиях непрекращающейся борьбы с хазарами,  что способствовало укреплению единовластия в государстве.

В трудные времена правитель опирался на вечную схему: объединить народ общей целью выживания и твёрдой рукой держать основные властные рычаги, в том числе финансовые.

Ещё в первой четверти Х века хан Алмуш сосредоточил в своих руках сбор и уплату дани хазарам с подчинённых ему племен Среднего Поволжья.

Вопрос веры

Ещё в первой четверти Х века Алмуш для борьбы с хазарами обратился за поддержкой к багдадскому халифу Мухтадиру, который в 922 году направил в Волжскую Болгарию посольство. Как следствие – большая часть болгар приняла ислам.

Однако племена суваз отказались. Они и сохранили прежнее название «суваз» – чуваш, тогда как оставшиеся в дальнейшем ассимилировались с болгарами.

В то же время нельзя преувеличивать масштабы распространения ислама в Волжской Болгарии. В 1236 году венгерский монах Юлиан называл его могущественным царством с «богатыми городами, но все там язычники». Поэтому до XIII столетия говорить о разделении булгарской этнической общности на мусульман и язычников рано.

С 965 г., после разгрома Русью Хазарского каганата, начинается новый этап развития Волжской Болгарии. Активно идёт территориальная экспансия, в результате которой болгарский этнос «подчинил себе все соседние…» (Аль-Масуди).

К концу XII века северная часть государства доходила до реки Казанки, восточная – до берегов Яика и Белой, южная – до Жигулей, а западная включала правобережье Волги. Центром Волжской Болгарии до середины XII века был город Болгар (Булгар), а со второй половины XII до начала XIII столетия – Биляр.

Некоторые исследователи отказываются называть эти города столицами, предпочитая именовать их «центры», т.к. считают, что Волжская Болгария была скорее союзом независимых княжеств с отдельными столичными городами.

Сближаются болгарские племена (собственно болгары и родственные сувары), а также интегрируются финно-угры. В итоге ещё до монгольского нашествия в Болгарском государстве формируется более-менее единая народность со своим общим языком чувашского типа.

Читайте также:  Почему русские боялись проходить под лестницей

Русь: только дело и ничего личного

С конца Х века и вплоть до монгольского завоевания наиболее активные отношения развиваются между Волжской Болгарией и Русью. Она ещё не Русь-матушка – отношения не по любви, а вполне себе товарно-денежные. Через Болгарию проходил Волжский торговый путь. Играя роль посредника, она обеспечивала себе приличную выгоду.

  • Однако партнёрские отношения чередуются с периодами военного противостояния, что было вызвано в основном борьбой за территории и влияние на различные племена.
  • Сплотиться в военном союзе перед лицом врага-ордынца им так и не удалось, но государства заключают мир.
  • «Незолотой век» Орды

Настоящим испытанием для Волжской Болгарии стало нашествие Золотой Орды. Вначале мужественное сопротивление народа остановило вторжение. Первое столкновение болгар с монголами произошло после битвы на реке Калка в 1223 году. Тогда монголы отправили в Болгарию пятитысячный отряд, который потерпел поражение. Также успешно были отбиты наступления в 1229 и 1232 годах.

Победа волжских болгар над монголами, по мнению историка Хайри Гимади, имела далеко идущие последствия: «До середины 30-х годов ХIII столетия было задержано монгольское нашествие на Европу».

 Что касается самих болгар, то они не сомневались, что следующее нашествие будет более серьёзным, беспощадным и ждать его недолго. Поэтому начинаются усиленные работы по укреплению городов.

В 1229 году на шесть лет был продлён мирный договор с Владимиро-Суздальской Русью. 

 Однако в 1236 году болгары не смогли противостоять войску Батыя.

Русские летописи так пишут о поражении: «Придоша от восточные страны в Болгарскую землю безбожни татари, и взяша славный Великий Болгарьский и избиша оружием от старца и до унаго и до сущего младенца, взяша товара множество, а город их пожогоша огнем и всю землю их плениша». Монголы разорили Болгарию, разрушили почти все важные города (Булгар, Биляр, Джукетау, Сувар).

В 1241 году монголы превратили Волжскую Болгарию в Булгарский улус Золотой Орды. Причём занятые территории имели особое для них значение: город Булгар до строительства Сарая являлся столицей Золотой Орды, а в дальнейшем стал летней резиденцией ханов улуса Джучи.

Казанские татары

Монгольское владычество вынудило население уйти на север. Одновременно шло усиленное проникновение в Волжскую Болгарию кыпчаков, которые занимая важнейшие посты в управлении улусом, постепенно переходили к оседлой жизни.

Уцелевшая болгарская элита благодаря религиозной общности – многие ещё в IX-X веке приняли ислам – постепенно сближалась с пришлыми кыпчаками-татарами в результате чего к XV в. сформировалась народность казанских татар.

В составе дряхлеющей Золотой Орды Булгарский улус подвергался многочисленным набегам. В 1391 и 1395 годах территории была разорены войсками Тамерлана, новгородскими разбойниками и русскими князьями.

Довершил опустошение Мангытский юрт князя Едигея (позднее – Ногайская орда). В итоге болгарские предки чувашей как этнос оказались на грани исчезновения, потеряв свою историческую родину, государственность, элиту и этническое самосознание.

По подсчётам историков, не менее 4/5 населения было уничтожено.

Чувашская даруга Казанского ханства

После распада Золотой Орды в Среднем Поволжье Улу-Мухаммедом в 1438 году было создано Казанское ханство с центром в Казани. Кроме кыпчако-татар, которые служили опорой правителю, значительную часть населения составляли чуваши, марийцы, мордва и удмурты, являвшиеся основным податным сословием. Также в состав Казанского ханства входила часть башкирских земель.

Большинство чувашей, оказавшихся в составе Казанского ханства, обитала на горной стороне Волги (север современной Чувашии), а также на её левобережье. Поэтому территория восточнее Казани, где они жили, называлась «Чувашская даруга» («даруга» – административная единица в Казанском ханстве).

Поскольку значительная часть феодалов и знати, исповедующих ислам, оставалась в Казани, влияние татарского языка и мусульманского духовенства в этом районе было невелико.

На территории бывшей Волжской Болгарии на основе болгарской этнокультуры к концу XV века завершается формирование двух этносов – татарского и чувашского.

Если в первом болгарская этничность была практически замещена кыпчако-татарской, то чуваши, по мнению этнографа Раиля Кузеева, «сохраняя архаичный тюркский язык, в то же время развивали культуру, во многих отношениях близкую к культуре финно-угорского народа».

33 несчастья

В составе Казанского ханства чуваши обрели место для жизни. Но жизнь эта была нелёгкой ввиду налоговых тягот. Потомки некогда могущественной Волжской Болгарии обязаны были платить обременительный ясак, привлекались к строительству крепостей, выполняли ямскую, дорожную, постойную и военную повинности.

Но наибольшие страдания чувашскому народу приносила война. Начиная со второй половины XV столетия территория их проживания стала зоной русско-казанского противостояния.

Так, по болгаро-чувашской земле татары ходили против русских 31 раз, а русские против Казанского ханства — 33 раза. Наряду с регулярными набегами кочевников-ногаев походы становились настоящим бедствием для населения.

Эти факторы во многом обусловили готовность чувашей принять русское подданство.

Продолжение следует

Иван Зацарин. Первая Новороссия. К 24-летию начала боёв за Бендеры

Владислав Шпаков. Карнавальная мочь антиглобализма: как прикинуться бунтарём и ничего не добиться

Иван Зацарин. Берегитесь, у нас длинные крылья. К 79-летию беспосадочного перелёта Чкалова

Александр Шубин. Парламентское сопровождение революции: первый опыт Государственной думы

Иван Зацарин. Поздравляем, мы снова Империя Зла. К 34-летию одной фразы Рейгана

Владимир Мединский. «28 панфиловцев»: образец кино по прямому народному заказу

Анрей Сорокин, Вадим Эрлихман. Соотечественник, враг, не предатель. Уроки Маннергейма

Иван Зацарин. Пятилетки и гулаги Рузвельта. К 83-летию борьбы с Великой депрессией

Иван Зацарин. «Экономическая мировая война» никогда не кончалась. К 15-летию Шанхайской организации сотрудничества

Юрий Борисёнок. Новый русский призрак для Европы – призрак футбольного фанатизма

Баир Иринчеев, Дмитрий Пучков. Маннергейм: на службе России и в войнах против России

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/chuvashi-chast-1-povolzhskiie-potomki-attily

С новым годом, гунны!

14 октября Улан-Удэ встречает гуннский Новый год. Удивительно, но эта традиция, которая возрождается в последние годы в Бурятии, дала современному западному миру массу обычаев, соблюдаемых до сих пор. Рассказываем, кто такие гунны на самом деле, почему они отмечали Новый год осенью, как принято веселиться в этот праздник, какой сейчас год по гуннскому календарю и почему приход нового года по-гуннски можно смело праздновать и в России, и в Европе, и в Азии, и в США.   

Откуда взялись гунны и как они «надоедали» китайцам

Современный человек, если он не профессиональный историк, конечно же, о гуннах может вспомнить, пожалуй, что жил такой кочевой народ где-то в пустынных степях далеко-далеко на востоке, ездил на лошадях и, да, был у него знаменитый вождь по имени Аттила, который завоевал полмира и дошёл до Римской империи. А ведь гунны повлияли на развитие и азиатской, и славянской, и европейской, и ближневосточной истории, да и вообще, из-за них началось Великое переселение народов.

Современная история, во всяком случае основная её гипотеза, которую разделяют большинство учёных, говорит, что гунны — это те же хунну: древний кочевой народ, живший где-то с III–II столетия до нашей эры в степях севернее Китая. Во всяком случае, в китайской историографии они упоминаются не ранее V века до нашей эры.

Считается, что это был первый народ, создавший в Центральной Азии обширную кочевую империю. Китайцы в своих летописях не раз их упоминали и даже карты чертили, где хунну живут, потому что крови у населения Поднебесной кочевники попили много. До такой степени, что для защиты от их набегов Цинь Шихуаньди построил Великую Китайскую стену.

Но и это особо не помогало.

Чтобы угомонить соседей, китайцы склоняли хунну к своему образу жизни, пытались как-то образовывать, ублажали богатыми дарами и даже массово отдавали своих принцесс замуж за хуннских вождей.

В общем, использовали всевозможные дипломатические ухищрения. Так продолжалось около пяти столетий, потом хунну постепенно отдалились от китайцев и считались народом вымершим. Но это было не так…

Историки полагают, что в 48 году нашей эры хунну разделились на две ветви: северную и южную. И здесь уже, вероятно, можно хунну называть гуннами. Во всяком случае, помимо созвучия имён на генетическую связь между гуннами и хунну Центральной Азии указывает ряд категорий материальной культуры: луки воины делали сложносоставные, на лошадях одинаковых ездили, скот разводили.

Справедливости ради надо отметить, что происхождение гуннов связывали с монголами, тюрками, но все теории мы перечислять не будем, а расскажем о завоеваниях, чтобы понять, как гунны повлияли на народы мира.

«Бич Божий» Аттила завоевал полмира и 

умер пьяным на свадьбе

В 70-х годах IV века гунны покорили аланов на Северном Кавказе, затем пошли на остготов и разгромили короля Германариха.

После остготов гунны взялись за вестготов, живших в низовьях Днестра, и выгнали их во Фракию (это в восточной части Балканского полуострова, между Эгейским, Чёрным и Мраморным морями), прошлись по Кавказу и опустошили Сирию и Каппадокию. Обосновались в Венгрии и Австрии, совершали набеги на Восточную Римскую империю.

К тому времени в гуннском союзе был уже чрезвычайно пёстрый состав германских и негерманских народов: булгары, остготы, герулы, сарматы и др. Все, кого покоряли и облагали данью, принуждались к участию в военных походах.

Тогда и родился знаменитый Аттила — «бич Божий», «человек, который был рождён потрясти мир», который «сровнял с землёй всю Европу». Во времена Аттилы экспансия гуннов достигла своего апогея, охватив территорию от Волги и Кавказа до Рейна.

Аттила взял десятки городов на Балканах, не раз ходил на Византию, воевал в Западной Римской империи, в 452 году вторгся в Италию, разграбив Аквилею, Милан и ряд других городов.

Готский историк Иордан спустя сто лет в своей «Гетике» так описывал Аттилу:

«Он был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и самими телодвижениями обнаруживал высоко вознесённое своё могущество.

Любитель войны, сам он был умерен на руку, очень силён здравомыслием, доступен просящим и милостив к тем, кому однажды доверился.

По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутой сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом, он являл все признаки своего происхождения».

Умер Аттила весьма прозаично, не на поле боя, а из-за носового кровотечения, напившись вина на собственной свадьбе. Тот же Иордан, пересказывая Приска, описал это так:

«Он взял себе в супруги — после бесчисленных жён, как это в обычае у того народа, — девушку замечательной красоты по имени Ильдико. Ослабевший на свадьбе от великого ею наслаждения и отяжелённый вином и сном, он лежал, плавая в крови, которая обыкновенно шла у него из ноздрей, но теперь была задержана в своём обычном ходе и, изливаясь по смертоносному пути через горло, задушила его…»

Похоронили Аттилу с почестями, но тайно, и всех, кто хоронил, убили, чтобы не рассказали, где могила с сокровищами.

Империя гуннов распалась, появлялись отдельные союзы племён. Сами гунны постепенно были поглощены, смешивались с другими тюркскими племенами, аланами, готами, славянами и мадьярами. 

Гунны и Великое переселение традиций

Считается, что гунны спровоцировали по всему миру Великое переселение народов.

Хотя, конечно, главными причинами его являлись и климатические изменения, в частности резкое похолодание, и голод, упадок Римской империи, но одним из важных факторов был тот, что именно гуннский союз племён своим продвижением из глубин Центральной Азии на запад Европейского континента заставлял многие народы перемещаться. И это стало переломным этапом во всей мировой истории.

Читайте также:  Зачем древние скифы пользовались накладными бородами

Начиная с этого времени происходил синтез, интеграция общественных отношений, культур и традиций племён и народов, населявших евразийское пространство. Значит это то, что гуннские обычаи, в том числе и празднование Нового года, в прямом смысле кочевали вместе с гуннами, равно как и традиции других народов приживались у гуннов.

По гуннскому летоисчислению сейчас идёт 2841 год, а 14 октября наступит уже 2842-й. Летоисчисление ведётся со времён первого похода гуннов на Китай. И празднуется Новый год целый месяц. Его так и называют — Цаган Сар (Белый месяц). Точно так же он называется у монголов и некоторых тюркских народов, но даты могут разниться. Так долго отмечают приход нового года гунны не случайно.

«Нам месяц дан, чтобы мы выдали своих дочерей замуж, чтобы посетили своих родственников. Пути-то дальние раньше были. Мы должны были доехать ещё до всех. И сигналом о том, что наступил новый год, для нас был первый снег», — рассказывает руководитель Фонда возрождения исторического наследия «Гуннский фонд» Олег Булутов.

На Руси в это время тоже широко гуляли. У православных 14 октября отмечается Покров Пресвятой Богородицы. А народная этимология само слово «покров» связывает именно с первым снегом, который «покрывал» землю. И с этим событием связано много примет, посвящённых окончанию осени и началу зимы, это время для вечерних девичьих посиделок и свадеб.

Что касается гуннов, то женились они в Цаган Сар не случайно. Наступлению нового года предшествовало «индейское лето» — время падающих листьев, время сбора урожая.

Понятие «индейское лето» вы встретите и у коренных народов Северной Америки, которые, по основной гипотезе, также переселились в Новый Свет из Азии. Только намного раньше первых упоминаний о гуннах.

Сезон жёлтых листьев у североамериканских индейцев звали индейским летом. У американских рокеров The Doors и Джима Моррисона есть песня, которая так и называется — Indian Summer.

К слову, на русский язык это выражение переводится как известное нам «бабье лето».

В общем, с конца лета до 14 октября у гуннской молодежи — время для знакомств и сватанья.

«Почему ещё именно месяц, ни больше ни меньше: с 14 ноября все уже уходят на облавные охоты. В мирное время, а если в военное, то в походы. Если муж уходил в поход, то месяц им с молодой женой отводился на то, чтобы зачать ребёнка», — поясняет Олег Булутов.

Всё успеть было важно, так как не факт, что мужчина вернётся домой после похода. Да и с охоты тоже. Суровые времена тогда были. А потомство после себя нужно успеть оставить.

Свадьба на Новый год была хорошей возможностью поправить своё материальное положение. Невесту выдавали замуж с приданым в половину состояния её семьи. Везли целыми обозами. И считалось, что браки, заключённые на Новый год, очень крепкие.

«Мы сейчас стараемся, вводим эту традицию, чтобы у нас молодёжь именно в это время заключала браки. У нас в Улан-Удэ сейчас на четыре брака — четыре развода. Мы активно стараемся привить эту традицию. Объясняем молодым, что жениться надо в этот месяц, иначе есть риск, что брак может распасться», — рассказывает глава «Гуннского фонда» Олег Булутов.

Новогоднюю ёлку придумали гунны

14 октября гунны наряжали ёлку. Напрасно наши современники считают, что появилась эта традиция лет пятьсот назад в Германии. Она перешла к германским племенам именно от гуннов. Ель выбрали как вечнозелёное дерево. Вокруг неё водили хоровод (ёхор — народный танец-хоровод у бурят). А наряжали свежими охотничьими трофеями или небольшими серебряными украшениями.

Гунны, например, первыми придумали дарить подарки на Новый год. Они считали, что в первое утро нового года на землю спускается бог Йерлу.

Он обязательно заглядывает в жилища, где есть юноши и девушки, которые в наступающем году должны стать совершеннолетними. Подарки представляли собой поделки на разную тематику.

Если, к примеру, мальчику достанется деревянный военный конь, лук или меч — будет хорошим воином, если фигурка ремесленника — значит, ремесленником.

Качество подарков зависело от возможностей родителей. Презиравшие богатство, они внушали детям, что выбор делает Йерлу. Чем лучше оружие, тем более великим воином станет юноша. Поэтому вожди и военачальники у степняков всегда шли в бой в первых рядах.

Было и некое подобие общественных ёлок, которые теперь у нас ставят на площадях. Гуннская знать, бравые воины и шаманы искали под ней не подарки. Украшали такую ёлку весьма странно по нынешним понятиям.

На дерево вешали куски мяса, шкуры, черепа убитых врагов, вокруг разбрызгивали кровь жертвенных животных и пировали. Тем временем шаманы гадали, каким будет наступающий год и что он принесёт народу.

Под конец застолья по кругу пускали чашу с кровью.

На Новый год к потомкам гуннов приходит Саган Убугун (иногда можно встретить написание Саган Убгэн), Белый Старец, которого к тому же считают Хозяином года. В древних мифах его называют богом — супругом Земли. Легенды гласят, что Саган Убугун родился уже стариком. Так волшебники наказали его мать за то, что не дала им напиться воды.

Считается, что с появлением Саган Убугуна приходят в каждый дом мир и благополучие. Персонажей, похожих на Белого Старца, можно встретить в культуре многих других народов земли. Дальним родственником Саган Убгэна можно назвать и нашего Деда Мороза, и финского Йоулупукки, и удмуртского Тол Бабая, и других. Разве что у гуннов он упоминается намного раньше.

А еще гунны на Новый год поздравляли друг друга с днём рождения. Всех поголовно и без исключения. В Цаган Сар прибавляли к своей жизни ещё один год. Не было у них возможности ездить к многочисленным родственникам, чтобы отметить свой праздник или поздравить близкого лично в день рождения. Поэтому все собирались на Новый год и вместе отмечали.

Россия — центр гуннской цивилизации

«Бурятия является центром всей цивилизации гуннов. Россия — это центр гуннской цивилизации. В России археологами найден самый большой город гуннов. Современный Улан-Удэ находится фактически на территории старого города», — уверен руководитель Фонда возрождения исторического наследия «Гуннский фонд» Олег Булутов.

Древнее гуннское городище расположено на берегу реки Селенги, крупнейшего притока Байкала, примерно в 14 км от центра Улан-Удэ. Границы городища хорошо видны со спутника — оно представляет собой узкую, вытянутую с севера на юг котловину шириной 5–7 км, на западе замкнута цепью сопок, а на востоке ограничена низкой поймой, переходящей в современное русло реки Селенги.

Город-крепость, или протогород, был построен в III веке до нашей эры. 500 лет он служил военно-административным, культурным центром империи хунну. На его территории располагались металлургические и ремесленные мастерские, казармы, дома, где проживали мастера — дарханы.

Здесь была и военная школа, где хунны обучали своих грозных воинов. И в самой крепости, и на соседней территории активно велась торговля. Протяжённость города, как выяснили археологи, была не менее 12 км.

Он лежал по берегам рек Селенги и Уды и доходил до центра современного Улан-Удэ (микрорайона Элеватор).

Высокий уровень хуннской культуры подтверждают китайские хроники, согласно которым изделия хуннских мастеров по бронзе, железу и кости ценились очень высоко. Хунну были заинтересованы в меновой торговле, пригоняя на пограничные рынки огромные гурты скота для обмена.

Еще одно важное открытие, сделанное исследователями на основе найденных источников, — связи гуннов с разными азиатскими народами. Так, в культурных слоях хуннских погребений обнаружены греко-бактрийские ткани и бронзовые изделия, персидская бирюза из Ирана и Ферганы.

В Улан-Удэ после возрождения традиции гуннский Новый год будет отмечаться уже в пятый раз. Учитывая, какое влияние оказали гунны на мировую историю, можно смело присоединяться к празднованию и называть его своим вне зависимости от того, потомок ты славян, булгар, бурят или даже остготов. Саган Убгэн придёт и к тебе.

Источник: https://dv.land/spec/s-novym-godom-gunny

Являются ли русские потомками гуннов

Европейцы видели в гуннах беспощадные порождения демонов, описывая их жестокими, алчными и безобразными. Этот народ громил Римскую Империю, уничтожил государство остготов.

Именно из-за них началось Великое переселение народов. Имя «гунны» надолго стало нарицательным для обозначения всех кочевников Причерноморья. Как писал Г.

Вернадский, в армии гуннов воевали и представители других народов, в том числе славяне.

Гунны — восточные славяне

В XIX в. русский историк И. Забелин выдвинул необычную гипотезу: по его мнению, гунны были славянским народом. Он заявлял: «Унны как восточная или прибалтийская славянская ветвь».

Забелин развивал эту точку зрения, приводя в пример сходные обычаи (такие, как похоронный обряд и последующий поминальный пир — «страву»), особенности строительства жилищ. Отдельно он говорил об именах вождей гуннов, которые якобы звучали как славянские. Забелин называл в их числе Валамира, Волда, Руга.

Также он писал, что имена эти испорчены неправильным написанием, поскольку языком гуннов древние историки не владели. Точку зрения Забелина поддержал историк Д. Иловайский. Он также считал гуннов восточной ветвью славянских племен, еще не успевшей перейти от кочевого образа жизни к оседлому, но подчеркивал, что предпосылки к этому были.

Нередко упоминаемое «безобразие гуннов» Иловайский объяснял обычаем намеренного уродования детей и преувеличением римских историков. Оба исследователя ссылаются на труды византийских и римских историков.

Так, цитируемый ими Прокопий Кесарийский, самый крупный историк ранневизантийского времени, писал, что анты и склавины соблюдают гуннские обычаи. Иловайский замечал: «Византийские историки иногда причисляют к гуннам готское племя гепидов или употребляют название гуннов и славян безразлично».

Средневековый богослов и историк Беда Достопочтенный назвал гуннами западных славян, их же имел в виду датский летописец Саксон Грамматик, писавший о войне гуннов с датчанами. Одним из аргументов Иловайского было загадочное исчезновение племени гуннов: «Если не признать в гуннах славян, то как же объяснить исчезновение гуннов, куда они в конце концов девались?»

Опровержение гипотезы

Однако эта гипотеза вызвала недоверие других историков уже с момента возникновения. Например, историк М.

Любавский в «Лекциях по древней русской истории до конца XVI века» писал, что при всей красочности такой точки зрения нельзя выпускать из виду свидетельства китайских источников о народе хунну, жившем в Центральной Азии.

Внешность гуннов, например, по свидетельству Иорнанда, готского историка, напоминала монгольскую или урало-алтайскую: низкий рост, смуглая кожа, узкие глаза, коренастое телосложение.

Сближение гуннов и славян в текстах античных авторов, скорее, объясняется тем, что славяне были для них такими же дикими племенами, склонными к набегам.

Упомянутый Прокопий Кесарийский, живший в эпоху гуннов, говоря о сходстве обрядности, имел в виду именно то, что при всей близости обычаев гунны и славяне составляли разные народы.

Более поздние авторы уже гуннов не застали, и поэтому их рассуждения об идентичности славян и гуннов представляют собой позднейшие сближения.

Славяне и гунны

Однако тот же Любавский при этом отмечает, что племена гуннов при движении на запад увлекали за собой другие народности. В их число входили сарматские, германские и некоторые славянские племена.

Современная исследовательница Мария Гимбутас, автор популярной «курганной гипотезы» о прародине индоевропейцев, придерживалась похожей позиции. В книге «Славяне» она писала, что гуннское нашествие «подготовило почву для широкого распространения славян».

Гуннам нужны были степи для пастбищ лошадей, поэтому они не заселялись на покоренных территориях. Славянам же требовалась пахотная земля: их становилось все больше, поэтому они переселялись целыми родами.

Как замечала Гимбутас, «испытав тысячелетний гнет со стороны скифов, сарматов и готов, славяне были оттеснены на небольшую территорию. Когда ограничений больше не стало, они начали бурно развиваться».

Наличие в лексиконе гуннов славянских слов, а в обрядовости — близких черт, Гимбутас объясняла тем, что «некоторые славяне участвовали в кампаниях гуннов как союзники или в составе вспомогательных войск». Возможно, именно то, что славяне и гунны пришли в Европу практически одновременно, заставило многих авторов искать родство в этих народах.

Видео дня. Космонавт улетел из СССР и вернулся в Россию

Источник: https://weekend.rambler.ru/other/41469531-yavlyayutsya-li-russkie-potomkami-gunnov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector