Гигиена сибиряков: чем она шокировала остальных русских

Кто бы мог подумать, что правила гигиены жительниц цивилизованных стран могут иметь столько отличий! Вот вы, например, знали, что в представлении тех же француженок совсем неправильно моете руки и умываетесь? Или совершаете большую ошибку, когда моете посуду сразу после еды?

Что еще в гигиене русских женщин шокирует европеек, читайте в нашем материале.

Гигиена сибиряков: чем она шокировала остальных русских

Умывание

Гигиена сибиряков: чем она шокировала остальных русских

Наверняка, вы умываетесь под проточной водой. Европейки же затыкают слив в раковине, набирают воду и только потом начинают умываться. Делается это в целях экономии. А бывают настолько экономные европейцы, в домах которых в одной воде умываются все члены семьи…

Согласитесь, это не очень приятно.

Прием душа

Гигиена сибиряков: чем она шокировала остальных русских

Как мы принимаем душ? Намыливаем тело, моем голову, чистим зубы, делаем маску для лица, думаем о жизни, поем песни и все это при включенной воде. А зачем выключать, если через минуту нужно будет включать снова? Скажите это немке, англичанке или француженке, и она назовет вас сумасшедшей!

Эти женщины привыкли проявлять рациональность во всем, даже в таких элементарных вопросах. Среди них очень мало таких, которые принимают душ дважды в день. А во время намыливания тела, мытья головы и прочих гигиенических процедур, они обязательно перекрывают кран.

А некоторые жительницы Западной Европы, если верить слухам, вообще не смывают с себя гель для душа.

И делают они это не только из соображений экономии — составы некоторых средств для душа специально разработаны с расчетом на то, что смываются не полностью, оставаясь на коже увлажняющим лосьоном.

Мытье волос

Гигиена сибиряков: чем она шокировала остальных русских

Если в России и Украине вы выйдите на улицу с грязной головой, будьте готовы к косым взглядам и тихим смешкам. В других же европейских странах это совершенно нормально. А вот мыть каждый день волосы — нет.

Местные женщины моют голову примерно 1-4 раза в неделю (и конечно же, делают это максимально экономно). Говорят, что именно по чистым, уложенным волосам можно узнать приезжую россиянку.

Мытье посуды

Гигиена сибиряков: чем она шокировала остальных русских

«Наши» женщины моют посуду сразу после того, как все встанут из-за стола. В крайнем случае, в тот же день вечером, когда в мойке соберется приличная «горка». Европейки, наоборот, ожидают образования целого Эвереста грязных тарелок, а затем отправляют его в посудомоечную машину.

Не редко бывает так, что чтобы не гонять машину вхолостую, приходится ждать несколько дней… Но что делать, если срочно нужна тарелка, а она лежит в мойке? Помыть руками? Что вы, зачем! Лучше сходить и «занять» у соседки.

Нижнее белье

Гигиена сибиряков: чем она шокировала остальных русских

В этом плане европейки гораздо «правильнее» россиянок. Если англичанка или француженка заметит на своих трусиках пятнышко или маленькую дырочку, она тут же отправит их в мусорное ведро. Многие россиянки, к примеру, могут месяцами ходить в одном и том же «удобном» бюстгальтере и окончательно расстаться с ним спустя несколько лет.

Постельное белье

Гигиена сибиряков: чем она шокировала остальных русских

Большинство тех же англичанок стирают постельное белье раз не чаще раза в месяц, а то и реже. Россиянки в этом плане их значительно «обошли» — некоторые привыкли менять постельное каждую неделю.

Недавнее исследование показало, что около 500 тысяч жительниц Великобритании стирают белье три раза в год и только каждая шестая женщина делает это раз в месяц.

Конечно же, приведенные выше сведения не относятся поголовно ко всем европейкам. В каждом правиле есть свои исключения. Однако то, что они гораздо экономнее россиянок в плане гигиены — бесспорно!

Как вы считаете, это плохо или хорошо?

Источник: https://bigpicture.ru/?p=1131383

Гигиена сибиряков: чем она насмешила остальных русских

Гигиена сибиряков: чем она шокировала остальных русских

Сибиряки в России жили испокон веков в экстремальных условиях — тайга, продолжительная и суровая зима. Быт они обустраивали соответствующим образом. Чем немало удивляли русских первопроходцев. Те привыкли к бане и стремились не отступаться от принципов, даже будучи далеко от дома.

Переселенческие устои

Гигиена сибиряков: чем она шокировала остальных русских

Многие переселенцы застраивали поселки и деревни, сооружали бани, рыли колодцы. Однако так было не всегда. Хорошим достатком мало кто мог похвастаться. Семьи даже если были небольшие, то не могли себя обеспечить всем необходимым. А если в процесс освоения новых земель вмешивались неблагоприятные природные условия, то приходилось перенимать некоторые привычки у коренного населения.

Нельзя сказать, что абсолютно все северные народы не были приучены к чистоте и не знали, что такое мытье. У кого-то были бани, правда, топились они по-черному, кто-то купался в реке, кто-то занимался водными процедурами в специальных чумах. Там разводили очаг, грели воду.

Разнонациональные особенности

Гигиена сибиряков: чем она шокировала остальных русских

Чукчи летом купались в минеральных источниках, которые находили в тундре или тайге. Якуты же предпочитали натираться жиром животного происхождения. Потом в процессе жизнедеятельности просто соскребали с себя слой жира вместе с грязью. Это было в зимний период. А летом тоже приходили к водоемам, натирались песком и смывали с себя все ненужное. Если в жилищах заводились паразиты, их вытравливали с помощью заморозки. Весной или осенью для этого нужно было переехать в летнее жилище, а предыдущее оставить с распахнутыми дверьми.

Гигиена сибиряков: чем она шокировала остальных русских

Тунгусы или эвенки ежедневно мылись. Сначала они натирали тела мелкой ивовой стружкой, затем смывали с себя всю грязь. Зубы чистили посредством жевания смолы лиственницы.

В критические дни в качестве гигиенических средств женщины использовали мох, тальниковую стружку, иногда шкуры животных. Мох-сфагнум был и заменителем туалетной бумаги.

Под младенцев в качестве подгузника его тоже можно было подкладывать.

Зимой с культурой мытья было туговато

Гигиена сибиряков: чем она шокировала остальных русских

Однако все это касается теплого времени года. Зимой не так-то просто было помыться. Обычно чукчи, к примеру, избирали крайне странный метод очистки тела. Кто-то натирался все тем же жиром, другие просто надевали теплые вещи мехом внутрь, кто-то и вовсе пренебрегал гигиеной.

Читайте также:  Пермь великая: кто правил этой землей до присоединения к русскому царству

Были даже случаи, которые шокировали полярников-исследователей. К примеру, некоторые чукчи в качестве очистки тела от насекомых просто ловили их и съедали, вместо воды порой использовали мочу для того, чтобы помыться. Чтобы не чистить посуду, просто отдавали ее вылизывать собакам.

Источник: https://www.nastroy.net/post/gigiena-sibiryakov-chem-ona-nasmeshila-ostalnyh-russkih

Гигиена сибиряков: чем она шокировала остальных русских

Быт и традиции сибирских народов, живущих в экстремальных условиях тайги, продолжительной и суровой зимы или на Крайнем Севере, значительно отличался от быта русских первопроходцев, привыкших к бане и стремящихся в любом новом остроге наладить привычный быт.

Многие переселенцы в этом преуспели – они выстраивали целые деревни, копали колодцы, строили бани, но так бывало не всегда: достаток у людей был разный, семьи бывали и небольшие, а если в процессе освоения нового места вмешивались силы природы, то переселенцы начинали бедствовать.

Чтобы не умереть с голоду, иногда приходилось смешиваться с коренными народами и волей не волей перенимать их привычки к гигиене.

Они все-таки мылись!

Нельзя сказать обо всех северных народах России, что они не мылись совершенно. Например, художник-конструктор из Югры, Мария Ситникова, в интервью рассказывала, что ханты и манси мылись издавна – они жили в тайге по берегам рек, у одних были бани, которые топились по-черному, а у другие ставили для мытья специальные чумы, где разводили очаг, на котором грели воду.

Чукчи в летнее время погружали тела в минеральные горячие источники, встречавшиеся в тундре или в тайге.

Якуты мылись по-особому — натирались жиром – животным или молочным, а потом соскребали с себя жир вместе с грязью. Летом мылись у водоемов, натирая тело песком. Паразитов из жилищ выводили холодом: переезжали весной или осенью в зимнее или в летнее жилище, оставляя предыдущее настежь распахнутым.

Путешественник Яков Иванович Линденау наблюдал во время Второй Камчаткой экспедиции необыкновенную опрятность ламутов (тунгусов или как их еще называют эвенов) – при нем они мылись каждый день, а после обтирались мелкой стружкой из ивы. Чтобы сохранить зубы они жевали смолу лиственницы.

Что же касается такой интимной вещи, как гигиенические прокладки, то женщины коренных народов Сибири и Дальнего Востока использовали мох, тальниковую стружку и даже шкурки животных. Высушенный мох-сфагнум использовали и как туалетную бумагу, а так же подкладывали его в качестве подгузников под младенцев.

…Но не все и не всегда

Но по большей части водой люди мылись летом, зимой же осуществление гигиенических процедур вызывало трудности, и тут каждый народ прибегал к своим методам. Одни полагались на естественную очистку тела, другие – натирались жиром, третьи носили меховую одежду мехом внутрь.

Чукчи, как пишет этнограф Владимир Германович Богораз, имели о чистоплотности собственные представления – они ели вшей, мылись мочой, а посуду давали вылизывать собакам.

Их еда могла шокировать европейца – например, пастухи могли есть олений помет, смешивая его с ягодами, но при этом чукчи считали отвратительным один только запах вареной говядины, а корову – грязным животным.

Исследователь Владимир Ильич Иохельсон писал, что коряки моются только в исключительных случаях, а их лица покрыты таким слоем копоти и грязи, что невозможно различить цвет кожи.

Практически не мылись буряты – они как и монголы считали, что купаться вредно – вода смывает здоровье. Верили, что чума и оспа – это злые духи, которые приходят к ним то с востока, то с запада, и бороться с ними могут только шаманы.

Поскольку у кочевников-язычников целомудренность и верность не ценилась, после Гражданской войны над бурятами нависла угроза вымирания.

Причиной этому стал сифилис, который передавался бытовым путем из-за чудовищной антисанитарии, царящей в юртах – взрослые не мылись, спали в грязном тряпье вместе с детьми, ели из общей немытой посуды.

Как писал историк Всеволод Юрьевич Башкуев из Института монголоведения РАН, заболеваемость сифилисом после Гражданской войны достигала от 30% до 52% населения, и советским врачам пришлось немало потрудиться, чтобы приучить народ к гигиене.

Художник Егор Егорович Мейер, член Российской академии художеств, в «Письмах с Амура» описывал местный народ – гиляков, как неопрятных людей, при этом создающих настоящие шедевры резьбы.

Он указывал, что избы гиляков со стороны смотрелись живописно, но на берегу гостя встречал запах тухлой рыбы, вонь нечистот, а в избах было множество блох «Немытые и нечёсаные гиляки и гилячки…

ужасны в натуре своею грязью и запахом», – писал художник.

А как у русских?

Как видите, чистоплотность была не на высоте, и русские тоже этим страдали.

Как указывает в работе «Историкоэкологические особенности культуры русского населения Сибири и Дальнего Востока» историк Виктория Анатольевна Липинская, к началу XX века в Сибири проживало около 8 600 000 русских и переселенцев других славянских национальностей.

Это составляло в зависимости от региона от 70% до 94% всего населения. В это количество входили и этнические группы, возникавшие при смешивании русских с коренными народами – то есть среди них были якутяне, колымчане, камчадалы, амгинцы, русскоустьенцы.

Им приходилось жить в таких же суровых условиях как и другим народам.

Тот же Богораз, рассказывая в «Чукчах» о смешанных браках, признавал, что русские на Колыме жили в таких условиях, при которых трудное сосуществование чукч казалось более выгодным. Он приводил пример, как женщина, вышедшая замуж за чукчу и овдовевшая, не смогла вернуться назад, так как в избах царили страшная духота, теснота, скученность и вши.

Читайте также:  Какие вещи церковь запрещает делать на похоронах

Липинская упоминает, что русскоустьенцы из-за морозов пристраивали к избам клети, которые служили сенями и в которых держали своры охотничьих собак. В сильные морозы обитатели избы вместе с собаками могли неделями не выходить на улицу. Можно только предполагать, какие «ароматы» витали в таких домах.

В 1890-х годах XIX века Забайкалье и Приамурье посетил ученый-этнограф Карп Дмитриевич Логиновский. Он был настроен весьма «прогрессивно» и поэтому не уставал расписывать «ужасы царизма».

Быт бедного забайкальского крестьянина его поразил: некоторые семьи жили в одной тесной, низкой избе, большую часть которой занимала печь.

На ней спали, под ней жила птица, а в загородке у двери зимовали ягнята и телята, которые иначе в сарае для скотины околели бы от холода. Смрад в избе стоял ужасный.

Любопытная деталь: о нижнем белье женщины в отдаленных деревнях Сибири узнали только после Великой Отечественной, когда, солдаты в большом количестве привезли трофеи из Европы.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/95439-gigiena-sibiryakov-chem-ona-shokirovala.html

Откуда на самом деле взялись русские: версия чукчей

Как свидетельствуют этнографы, у чукчей (чюхчей, чукоч) было своеобразное отношение к представителям самого многочисленного народа России – они изначально воспринимали его как поработителя, «побивающего людей не ясачных».

Пионером в подробном, научном, описании чукчей как этноса в России был известный этнограф и северовед, Владимир Богораз. В конце XIX – начале XX века он организовал ряд экспедиций на Дальний Восток, изучил массу архивных документов, касающихся сведений о первооткрывателях «чюхчей» и записал от коренных жителей десятки сказаний, давших представление о мифологии этого северного народа.

Этнографические труды Владимира Богораза издавались как в дореволюционной России – «Очерк материального быта оленных чукчей», так и в СССР – «Чукчи».

В 1934 году в СССР 2,5 тысячным тиражом вышло 224-страничное издание фундаментального труда Богораза, «Чукчи» (переведенное с английского и перед этим уже опубликованное в Америке).

По Богоразу, «чюхчей» открыли именно русские в 1644 году – казак Михаил Стадухин в это время на Колыме основал 3 зимовья («собачьи остроги»).

«Чюхчами» «туземцев» стали называть по устью реки Колымы («Чюкочья река»).

Спустя 3 года после Стадухина другой казак, Василий Колесников основал в этих местах Анадырскую крепость (по другим данным, она была воздвигнута известным российским первооткрывателем Семеном Дежневым двумя годами позже).

Любопытны цитаты из исторических документов, которые приводит Богораз, описывая первые контакты «туземцев» с русскими. Казаки докладывали царю, что «… на Анадырь-реке неясачных (неохваченных податью чукчей) много и «…

побивают иноземцев без разбору…». Речь о первооткрывателе «чюхчей» Михаиле Стадухине – именно на нем и его сотоварищах был этот грех, судя по архивным документам.

Последующие грамоты также изобилуют описаниями карательных акций, предпринимаемых по отношению к «туземцам».

По Богоразу, в первой половине XVII века русские, пришедшие на землю чукчей… «… были полны неукротимой свирепостью и расправлялись с туземцами…». Сопротивление чукчей русскому вмешательству было весьма ожесточенным еще долго. По данным этнографа, войны коренного северного народа с русскими казаками продолжались на протяжении века.

Тем не менее, с установлением торговых отношений русские стали считаться у чукчей иноземцами, посланными им для обмена необходимыми товарами.

В чукотской мифологии, представленной разного рода сказаниями, как писал Богораз, божественное предназначение русских применительно к северному народу – производство таких товаров как чай, табак, сахар, соль и железо, и торговля с чукчами этими иноземными продуктами и вещами.

Еще один чукотский миф рассказывает о назначении богом-отцом младшего сына (русского) начальствовать над двумя старшими братьями – эвенком и якутом.

Автор книги «Военное дело чукчей», Александр Нефедкин, со ссылкой опять-таки на труды Владимира Богораза, приводит третье, также весьма любопытное, объяснение этногенеза русских – чукчи в своих сказаниях сравнивали их с собаками – из-за заунывных народных песен, напоминавших чукчам собачий вой.

Вместе с тем, в большинстве чукотских мифов упоминается словосочетание «русские люди», тогда как представителей иных народностей, кроме себя и русских, чукчи, отличавшиеся крайней воинственностью, к людям не относили.

Печать

Источник: http://ozersk74.com/index.php?newsid=43363

«Мы научились мыться у русских!»: какой была гигиена у немецких оккупантов

В любой армии мира существуют жесткие требования к внешнему виду солдат и офицеров. Командование Третьего рейха обязывало военнослужащих вермахта выглядеть опрятно и аккуратно, что невозможно без соблюдения правил гигиены. Однако многие бойцы Красной армии, сталкиваясь с немцами в ходе Великой Отечественной войны, были шокированы как их внешним видом, так и некоторыми привычками.

Армия вермахта состояла из соотечественников Иоганна Вольфганга фон Гëте и Иоганна Себастьяна Баха, но их солдаты и офицеры удивляли своих противников пренебрежением к элементарным правилам гигиены.

Захватывая блиндажи и здания, в которых какое-то время жили гитлеровцы, красноармейцы встречали там грязь, антисанитарию и огромное количество разных паразитов.
Воевавшие на территории СССР Алоис Цвайгер и Хельмут Нойенбуш совместно написали книгу «Воспоминания пехотинца и артиллериста Вермахта.

Кровавое безумие Восточного фронта» (Москва, 2009 год издания, переводчик А.Л. Уткин). Они подтвердили, что санитарное состояние немецких войск было катастрофическим.

Вот как в книге описано моральное состояние пехотинца в 1941 году: «Невозможность выспаться, соблюсти элементарные нормы гигиены, завшивленность, отвратительная кормежка, постоянные атаки или обстрелы противника. Нет, о судьбе каждого солдата в отдельности говорить не приходилось».

А вот что было, когда Красная армия гнала гитлеровцев до Берлина: «Я чувствовал, что еще немного, и свалюсь. Но главное – я был пока жив. По два, а то и три дня без еды, неделями не мывшись, во вшах с ног до головы, форма колом стоит от налипшей грязи. И отступаем, отступаем, отступаем…».
Не случайно немцы часто повторяли поговорку: «На войне два главных врага – вошь и снайпер».

Читайте также:  Киккская икона божьей матери: какие чудеса явила занавешенная икона

Примечательно, что командование вермахта беспокоилось о гигиене военнослужащих, когда они возвращались в Германию. Например, во время отпуска.

По пути на родину солдаты должны были явиться в один из распределительных пунктов, действовавших на территории Польши или Прибалтики, чтобы пройти санитарную обработку.

Только там гитлеровцы, побывавшие на Восточном фронте, могли избавиться от вшей, нормально помыться и получить чистое белье.

Немецкий офицер Эверт Готтфрид тоже оставил интересные воспоминания на тему гигиены в войсках вермахта. Интервью с ним опубликовано в книге общественного деятеля Артема Владимировича Драбкина «Я дрался в Вермахте и СС. Откровения гитлеровцев» (Москва, 2015 год издания).

Лейтенант Эверт Готтфрид командовал взводом пехотинцев с самого начала боевых действий на Восточном фронте. Он был семь раз ранен, закончил сражаться осенью 1944 года после разрыва мины. Офицер признал, что возможности соблюдать хотя бы элементарные нормы гигиены у него и сослуживцев не было.

Но некоторые гитлеровцы находили выход из положения.
«Мы очень быстро у русских выучились, как построить сауну или banja. В 41-м я уже построил первую banja (баню). Старались минимум раз в неделю, или когда возможность была, помыться.

Днем часто ничего не происходило, было тихо, и мы отходили назад, парились, потели, надевали чистое белье, пытались избавиться от вшей», – вспоминал Эверт Готтфрид.

Он рассказал, что среди солдат вермахта были и те, что специально не мылись, стараясь таким образом стать непригодными для военной службы, подхватить какую-нибудь инфекцию, чесотку. Эти люди надеялись, что их, вконец завшивленных и грязных, комиссуют с фронта и отправят домой.

Помимо вшей немцев часто донимали клопы, расплодившиеся во многих зданиях, находившихся на оккупированной территории.

Впрочем, нельзя утверждать, что германское командование совершенно не заботилось о военнослужащих. Их исправно снабжали моющими средствами и предметами личной гигиены. Об этом американский специалист по вооружению Гордон Л. Роттман рассказал в своей книге «Боевое снаряжение вермахта 1939-1945 гг.» (Москва, 2002 год издания, переводчик А.С. Гелогаева).

У каждого немца была так называемая «сухарная сумка» – аналог нашего вещмешка, только прямоугольной формы. Ее подвешивали на ремне над правым бедром. Помимо пайка в этой сумке должны были находиться: набор для умывания (Waschzeug), бритвенный набор (Rasierzeug) и даже набор для шитья (Nahzeug).

Рядовые солдаты вермахта регулярно получали разные виды мыла, зубные порошки и щетки, ополаскиватели для рта, бритвенные наборы, расчески, зеркальца, увлажняющие кремы, пилочки для ногтей, стиральный порошок, средства для ухода за обувью. Учли армейские снабженцы и жалобы военнослужащих.

В состав гигиенических наборов входили препараты для борьбы со вшами, а также специальные гребни для вычесывания паразитов из волос.
Педантичные немцы носили с собой не только армейские средства гигиены, но и гражданские, приобретенные в Германии на собственные деньги. Например, дорогой парфюм.

Все эти кремы и щеточки для ногтей шокировали красноармейцев, когда они проводили досмотр личных вещей солдат и офицеров противника, попавших в плен.
К слову, советских военнослужащих снабженцы не приучали к таким излишествам. У наших бойцов с собой всегда был лишь необходимый минимум предметов гигиены: бритвы, зубные порошки и щетки, хозяйственное мыло.

Как вспоминал вышеупомянутый Эверт Готтфрид, порошок против вшей у них действительно был, но он страшно вонял. Еще гитлеровцев беспокоило, что на войне не представлялось возможным хорошо постричься.

Еще одной особенностью быта немецких солдат, которая удивляла красноармейцев, являлись прифронтовые бордели. Эти учреждения создавались на оккупированных территориях, а работать в них заставляли местных женщин. Гитлеровцы регулярно посещали подобные заведения.
К тому же, помимо туалетных принадлежностей им в массовом порядке выдавали контрацептивы и презервативы.

Некоторые советские воины, выросшие в глубинке, не всегда понимали, что это такое.
Официальными поставщиками презервативов для нужд вермахта и СС были две фирмы: «Odilei» и «Vulkan». Правда, в своих воспоминаниях о войне немецкие захватчики, в основном, стараются обходить тему интимных отношений на Восточном фронте.

Многие признают существование борделей, но утверждают, что не посещали эти заведения.

Кстати, помимо презервативов и контрацептивов гитлеровцы также получали вазелин. А еще в стандартные аптечки входили: аспирин, бинты, пластыри, мази от ожогов и обморожения, присыпка от мозолей.

Жители оккупированных территорий, партизаны и советские солдаты часто были в шоке, увидев многих немцев голыми. Гитлеровцы не стеснялись своих обнаженных тел, часто позировали перед фотографами, выпячивая половые органы, демонстрировали свои задницы. Немало таких фривольных снимков сохранилось в военных архивах.
Можно предположить, что для такого поведения имелось несколько причин:

  • фашисты не считали за людей представителей славянских народов, поэтому не видели причины их стесняться;
  • они вняли гитлеровской пропаганде о совершенстве арийского тела, этого эталона красоты;
  • в Германии первой половины ХХ века был популярен нудизм.

Известный историк, Андрей Васильченко, специализирующийся на изучении прошлого Германии, посвятил этой теме свою книгу «Сексуальный миф Третьего рейха» (Москва 2008 год издания).

Автор написал, что идеологи нацизма призывали немцев не считать обнаженное тело чем-то греховным или нечистым. Напротив, жителей Германии убеждали отказаться от христианской морали ради активного размножения чистокровных представителей арийской расы.

Хотя движение нудистов после прихода Гитлера к власти и было запрещено, среди немцев оказалось немало приверженцев такого досуга.

Источник: https://russian7.ru/post/my-nauchilis-mytsya-u-russkikh-kakoy/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector