Избушка на курьих ножках: что она олицетворяет

Избушка на курьих ножках: что она олицетворяет

Почему в сказках – избушка на курьих ножках?

Все мы помним с детства: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом!». В большинстве русских народных сказок говорится о ней, об избушке на курьих ножках, где живёт старая Баба-Яга. Но почему избушка и почему именно на курьих ножках? Историки и фольклористы в один голос утверждают, что корни ведут в далёкое языческое прошлое и связано с древним погребальным культом.

В давние времена на территории верхней Волги, Оби и Москвы-реки жили финно-угорские племена. Их культуру часто называют дьяковской из-за того, что одно из их древних поселений было найдено около села Дьяково (район современного Коломенского).

Первые исследователи, изучавшие дьяковскую культуру, долгое время недоумевали, почему у этого племени нет захоронений. Поэтому в их трудах мы не встретим никакой информации о погребальных обрядах дьяковцев.

Но 1934 году при раскопках городища Березняки в Ярославском Поволжье учёные-археологи обнаружили остатки небольшого бревенчатого сруба, внутри которого они заметили кремированные останки нескольких человек, как мужчин, так и женщин, и детей.

В 1966 году похожий сруб был найден в районе Звенигорода при раскопках другого дьяковского поселения возле Саввино-Сторожевского монастыря.

Избушка на курьих ножках: что она олицетворяет

Это был невысокий бревенчатый домик с двускатной крышей, вход в который располагался на южной стороне. Перед входом находился очаг. Внутри сооружения обнаружили кремированные останки не менее 24-х человек.

Прах некоторых людей находился в специальных сосудах-урнах, чьи стенки были с одной стороны сильно обожжены. Вероятно, что при обряде погребения их помещали у костра.

Рядом были найдены черепки древней утвари, части украшений и другие артефакты.

Исследователи подобные погребальные сооружения назвали «домиками мёртвых».

Традиция ставить над погребениями бревенчатые срубы была распространена на севере Восточной Европы и Азии (кое-где подобная традиция существовала до 18 века).

Скорее всего, тела сжигали где-то в другом месте, а затем помещали в бревенчатую «усыпальницу». Иногда «домики мёртвых» находились на самой территории городищ, а иногда и за их пределами.

Теперь рассмотрим вопрос, почему же избушка именно на курьих ножках.

Если задуматься, то дело здесь совсем не в куриных лапах: сами «домики мёртвых» ставили на сваях или пнях, которые во время погребения обкуривали дымом, чтобы внутрь не проникли грызуны или насекомые.

А уже потом помещали в них прах. Соответственно, правильным было бы называть ножки «курными». «Курьи» получились уже в процессе формирования фольклора.

В русских народных сказках Баба-Яга хочет всех своих гостей изжарить в печи и съесть. Не исключаем, что мёртвых могли сжигать прямо в очаге, который всегда находился в «домиках мёртвых», тем более само погребальное сооружение служило хранилищем для сожжённых останков.

«Домики мёртвых» для древних финно-угорцев играли роль «порталов», ведущих в подземное царство, куда уходят умершие. А для сказочных героев ведь путешествие в волшебную реальность начинается именно с избушки Бабы-Яги. Но откуда пришёл сам образ злобной старухи? Возможно, похоронные обряды проводили именно жрицы женского пола, не исключено, что это были пожилые женщины.

Избушка на курьих ножках: что она олицетворяет

Символично, что вход в избушку Бабы-Яги находится со стороны леса (здесь лес – символ смерти). Чтобы попасть в избушку, сказочный герой должен попросить её «повернуться к лесу задом, а к нему передом». Тогда и открывается вход в царство мёртвых.

Сама же Баба-Яга сначала не видит незваного гостя и узнаёт о его приходе только по запаху: «русским духом пахнет!». Это указывает на то, что она не принадлежит к миру живых. Гостю же, чтобы исполнить задуманное, необходимо приобщиться к миру мёртвых.

Для этого он обычно просит Бабу-Ягу накормить его, и она угощает его пищей мёртвых, либо сажает в печь.

Здесь мы наблюдаем обряд инициации, который помогает герою адаптироваться в потустороннем царстве, наделяет его волшебными свойствами, которые позволяют достигнуть желаемого в чужом для живого человека мире.

Существует даже теория о том, что русские вовсе не являются потомками славян, а принадлежат именно к финно-угорскому этносу, отсюда и соответствующие фольклорные сюжеты, а также необычные для славянской культуры традиции. Но любая сказка возникает не на пустом месте, а является смесью старинных верований, легенд и мифов.

Избушка на курьих ножках: что она олицетворяет Буквоед Избушка на курьих ножках: что она олицетворяет

Источник: https://MediaRepost.ru/blogs/227367-pochemu-v-skazkah-izbushka-na-kurih-nozhkah.html

Дом Яги – избушка на курьих ножках

Дом Яги – избушка на курьих ножках

Избушка Яги стоит на границе тридесятого царства, охраняя вход в него. В. Я. Пропп считает тридесятое царство миром мертвых. Яга, по его мнению, живет на границе мира живых и мертвых и является проводником в царство умерших.

Предлагаю рассматривать Бабу Ягу как символ трансформации, смерти, но смерти внутреннего хаоса, присущего каждому человеку. Пропп пишет об обрядах посвящения юношей, о символической смерти посвящаемых и втором рождении во взрослую жизнь.

Он проводит аналогии между этими обрядами и символами Яги. В момент посвящения происходит не физическая смерть, а смерть одного состояния – детства, наивности, неведения и рождение другого – зрелости и знания. Это момент трансформации.

Рассмотрим символы, окружающие ягу и проверим – действительно ли они олицетворяют мир мертвых или являются этапами трансформации, смерти и возрождения.

Дом так же, как и тело человека, согласно представлениям древних славян, имел трехчленное деление. «Крыша дома уподобляется голове человека. Термины, обозначающие части головы, используются для описания элементов крыши: лобяк, лбище, залобник, чело (бел.

) – фронтон дома; череповой венец – последний венец дома, более толстый, чем другие; череп – потолок избы, причелины – доски, на которые набиваются концы обрешетин, другое название причелин – косицы; усы – затесанные концы верхнего бревна, проушины – выемки стропил и т. д.

Голова человека (верх в анатомическом коде) и крыша дома (верх жилища) связаны с небесной сферой. Об этом свидетельствует солярная семантика орнамента крыши. Представления о связи головы человека с небом сохранились в фольклоре, например в описании былинной героини:

По косицам частые звездочки,

А во тем пекет красное солнышко».

(Верования. Ритуал. Символ. Н.Е. Мазалова. «Человек и дом: тождество русских представлений»).

Дом отождествлялся с космосом и человеком. «В мифологическом сознании человек выступает как универсальная модель Вселенной. Его тело может быть представлено и как единое целое, и как разделенное на части.

Представлениям о теле как целом соответствуют и представления о доме; структурные элементы в модели человеческого тела (его части) имеют соответствия в модели мира (его элементы) и тождественны им. Об этом прежде всего свидетельствует народная лексика, а также обряды, верования и пр.

Дом у восточных славян воспринимается как женское тело, эти представления сохранились у украинцев; например, загадка о хате: «Стоит Даша, надулася, полу открыла, людей впустила» (Верования. Ритуал. Символ. Н.Е. Мазалова. «Человек и дом: тождество русских представлений»).

Изба, являющаяся символом женского тела, принимая в себя человека, символически помещает его вновь в утробу матери. Таким образом, войдя в дом после законченного трудового дня, крестьянин возвращался в материнское лоно для возрождения, чтобы утром выйти из дома с новыми силами, заново рожденным.

Четырехугольный сруб избы отождествлялся в народном представлении с телом человека и сторонами света. Подпол отождествлялся с ногами человека и миром загробным.

Избушка Яги в отличие от обычной имеет вместо подпола курьи ноги, т.е. птичьи ноги. Можно сказать, что это символ подвижности дома-сознания, дома, «мечтающего взлететь».

Избушка поворачивается вокруг своей оси: «стоит избушка на курьих лапках, кругом повертывается» («Царевна-лягушка». Обработка Афанасьева).

Вращение – линия, замкнутая в круг, – символ бесконечности, бесконечного развития, эволюции и организации пространства.

Пропп отождествляет Ягу, лежащую на печи, с мертвецом, лежащим в гробу. Яга занимает всю избушку, которая, кажется, тесна для нее, ее нос в потолок врос. Из этого В. Пропп делает вывод, что она подобна мертвецу в тесном гробу. В народных представлениях мир мертвых связан с подполом дома.

Если бы Баба Яга относилась к миру мертвых, то местом ее пребывания был бы подпол. Но Яга лежит на печи. Печь в народном представлении – аналогична сердцу человека, а устье печи аналогично материнскому чреву. Ее нос врос в потолок – область небесной сферы и мира духовного, можно сказать – Яга дышит мудростью неба.

Таким образом, Яга находится между миром небесным – крышей дома и миром загробным, представленным курьими ножками. Ноги связаны с движением, это путь к цели.

Если связать представления подпола с миром предков и замену подпола курьими ножками, то можно сделать вывод – это путь предков, это мобильный опыт этого пути, дающий Яге силу в мире проявленном, в сфере земного бытия человека.

Избушка часто окружена забором из человеческих костей с черепами. Кости – это объективный символ смерти. Но смерти чего? Череп при жизни защищает орган мышления – мозг, орудие разума. Обнаженный череп – символ смерти разума. Тын с черепами, акцент на смерти разума, живущего при жизни за черепом. Смерть сознания.

Из черепов льется свет через глазницы, так что им можно освещать путь, как факелом. В сказке «Василиса Прекрасная» когда Василиса подходит к избушке Яги, наступает ночь. «Но темнота продолжалась недолго: у всех черепов на заборе засветились глаза, на всей поляне стало светло, как среди дня».

Возвращаясь от Яги, Василиса освещает путь светом черепа, который погас только с наступлением утра.

Избушка на курьих ножках: что она олицетворяет

Череп со светящимися глазницами это символ смерти обыденного мирского разума. Свет же во многих культурах символизирует знание, дух, свет истины (см стр. 134, «Солнце», сказка о Финисте). Недаром пословица гласит: «Знание – свет, неведение – тьма». Т.е. происходит замена смертного ограниченного сознания сознанием бессмертным, истинным.

Нога у Яги костяная, что тоже акцентирует внимание на связи ее со смертью. Ноги связаны с процессом передвижения и отражают жизненный путь. Одна нога Яги, по всей видимости, живая, другая костяная – мертвая. Из этого можно сделать вывод, что Яга заведует тропами жизни и смерти, внутреннего развития и трансформации.

Яга обычно лежит на печи, «на девятом кирпичи», занимая почти все пространство избушки, «нос в потолок врос». Опираясь на представления славян о тождестве дома – космоса – человека, выясняем, что печь – это сердце.

Таким образом, Баба Яга «лежит» на сердце дома.

Исходя из того, что очаг считался «святилищем всесовершенной чистоты», которому люди молились о чистоте сердца, душевном и телесном здравии, Баба Яга, возлежащая на печи, покоится на этой святой трансформирующей преображающей силе огня.

Почему на девятом кирпиче? Вспомним символику числа девять, (см. «Символика чисел в сказках»). Это символ бесконечности и полноты определенной области бытия, познания, мира.

Девятый кирпич говорит о том, что данная область, которой заведует Яга – область трансформирующей силы огня подвластна и известна ей полностью.

Это сфера бесконечного преображения, бесконечных циклов смерти и возрождения.

Крыша и потолок соответствуют небу, духу, голове человека и мыслительной деятельности. Нос связан с дыханием, т.е. Яга дышит небесным миром, мудростью.

Яга часто стремится поместить героя или героиню в печь. Печь, как уже говорилось, уподоблялась сердцу. Одновременно устье печи символизировало материнское лоно. У древних славян был обряд перепекания младенцев, если они родились недоношенные, болезненные.

«От детской болезни, известной под названиями стень, сухотка и собачья старость, лечат так: когда придет время печь хлебы, то, посадив первую ковригу, посыпают лопату мукою, кладут на нее ребенка и до трех раз всовывают в устье истопленной печи… Тот же обряд совершается против грыжи и гнетеницы: это называется перепекать болезнь… Обыкновение класть хворых детей в печь известно и в Германии» (А.Н. Афанасьев. «Поэтические воззрения славян на природу», том 2).

Почему трижды помещали в печь? Вспомним трехчленное деление мира, дома и тела человека по вертикали, где голова, крыша дома и небесный свод отождествлялись и были лоном духовного мира.

Туловище человека, сруб избы, четыре стороны света – мир земного бытия человека, его плодов, область, где происходят трансформации – в огне сердца, очистительном пламени очага. А также сфера земная, сфера действий.

Читайте также:  Какие драгоценные камни оберегали русских от дурных поступков

Ноги человека и подпол отождествлялись с миром иным, загробным, связь с духами предков.

Рождение ребенка также связывалось с этим трехчленным делением. К матице, символизирующей Млечный Путь, привязывали веревку, за которую держалась роженица в момент родов. Считалось, что женщина проводит душу новорожденного из мира духовного – с алтаря небесной сферы, от сияния далеких звезд на землю, ее тернистые и прекрасные таинственные тропы.

Когда ребенок болел, его символически возвращали вновь в утробу матери для перерождения. Троекратное помещение в печь – это восстановление утраченной во время болезни гармонии трех миров – духовного, душевного и физического.

Также ребенка могли обмазывать тестом. Тесто, квашня являлись символом солнца и солнечных лучей. Символически ребенка оборачивали в свет. Затем укладывали на ухват и помещали в теплую печь. Когда его вынимали из печи, считалось, что он получил второе рождение, «допекся» или «перепекся» и стал здоровым.

Можно сделать вывод – Яга стремится перепечь, переродить героев, усадив на ухват и поместив в печь.

Мотив помещения ребенка в огонь с целью сделать его бессмертным мы встречаем в мифе Древнего Египта «Об Исиде и Осирисе». Исида, в поисках тела Осириса прибывает в Библ и становится кормилицей ребенка царицы. «…Исида кормила младенца, кладя ему в рот свой палец вместо груди.

По ночам она сжигала смертные части его тела… Однажды царица подсматривала за ней, увидела своего ребенка, объятого огнем, и закричала, лишив его таким образом бессмертия» (Я. Липинская, М. Марциняк. «Мифология Древнего Египта»). Здесь огонь рассматривается, как символ бессмертия, перерождения, преображения смертной природы.

Как и в славянской традиции, огонь в египетском представлении символ трансформации и второго рождения.

Атрибуты Бабы Яги – ступа и помело.

Для чего использовалась ступа? В ней происходило преобразование зерна в муку трансформация грубого в тонкое, несъедобного в съедобное посредством усердной работы. «Баба Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает» («Василиса Прекрасная»). Пест использовался для измельчения зерна, толчения.

А ступа – сосуд, приемлющий зерно, сосуд, где происходит трансформация. Ступа вместо зерна вмещает в себя Бабу Ягу. Т.е. Яга и есть зерна, превращающиеся в муку, символ преобразовательной работы, перемалывающей все неудобоваримое для наилучшего усвоения.

Ноги Яги, помещенные в ступу, тропы жизни и смерти, мелющие муку судеб, чтобы испечь каравай вечной трапезы для идущих следом.

Почему Яга либо летает на помеле, либо помелом погоняет, либо след заметает? Зачем используется метла в обычной жизни? Для выметания мусора из избы и создания чистоты. Погонять помелом – это работа по созданию чистоты. Летать на метле – подняться над океаном заблуждений, летать на принципе деятельной чистоты.

Яга летает в ступе над лесом, погоняя пестом, заметая след помелом. Теперь осталось сложить вместе уже проанализированные символы. Она взлетает над миром иллюзий, а удается ей это за счет усердной работы, трансформирующей грубое в тонкое, грязное в чистое, несъедобное в съедобное.

Кто же она – Баба Яга? Во-первых, женщина, следовательно, принадлежит к сфере анимы, к эмоциональному началу. Яга стара. Старость указывает не только на близость к смерти, но на опыт, на мудрость, кладезь знаний.

Следовательно, Яга – это мудрая душа, богатая опытом и бесконечным волшебным знанием, преобразующим хаос. Именно она указывает, где находится царство Кощея или Змея Горыныча – царство хаоса и иллюзий.

Яга дает и волшебные предметы, и знание, как победить злое начало и освободить из его плена суженую или суженого.

Следующая глава

Источник: https://fil.wikireading.ru/61184

Откуда в сказках избушки на курьих ножках?

Помните: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!». Во многих русских сказках фигурирует она, избушка на курьих ножках, где обитает Баба-яга… А почему именно избушка и почему на курьих ножках? Историки и специалисты по фольклору считают, что ответ на этот вопрос следует искать в древней языческой культуре…

1″, «wrapAround»: true, «fullscreen»: true, «imagesLoaded»: true, «lazyLoad»: true , «pageDots»: false, «prevNextButtons»: false }>

Избушка на курьих ножках: что она олицетворяет

Избушка

«Домики мертвых»

Когда-то территории верхней Волги, Оби и Москвы-реки населяли финно-угорские племена. Их культуру часто называют дьяковской, так как одно из их древних городищ было обнаружено близ села Дьяково в районе современного Коломенского.

Исследователей, изучавших дьяковскую культуру, долгое время удивляло, что среди древних памятников этого племени нет ни одного могильника. Поэтому не было никакой информации о погребальных обрядах дьяковцев.

Между тем в 1934 г.

при раскопках городища Березняки в Ярославском Поволжье археологи наткнулись на остатки небольшого бревенчатого сруба, внутри которого находились кремированные останки нескольких человек.

Среди них были и мужчины, и женщины, и дети. В 1966 г. похожая находка была сделана в районе Звенигорода при раскопках очередного дьяковского городища возле Саввино-Сторожевского монастыря.

Сооружение представляло собой невысокий бревенчатый домик с двускатной крышей. Вход в постройку располагался с южной стороны, у самого входа находился очаг. Внутри были найдены останки не менее 24 человек. Всех их кремировали.

В некоторых случаях прах находился в специальных сосудах-урнах, стенки которых с одной стороны были сильно обожжены – скорее всего, так как их во время погребальной церемонии располагали у костра.

Рядом лежали осколки древней утвари, фрагменты украшений и другие артефакты.

Ученые окрестили подобные сооружения «домиками мертвых».

Известно, что ставить над могилами бревенчатые срубы было принято на севере Восточной Европы и Азии, причем в отдельных местах эта традиция существовала вплоть до XVIII столетия.

По-видимому, тела сжигали где-то «на стороне», а затем помещали в бревенчатую «усыпальницу». Иногда «домики мертвых» располагались на территории поселений, иногда за их пределами.

Что же касается избушки на курьих ножках, то на самом деле речь идет вовсе не о куриных лапах: «домики мертвых» ставили на сваях или пнях, которые в ходе погребальной церемонии обкуривали дымом, перед тем как поместить туда останки покойника – чтобы внутрь не проникли грызуны или насекомые. Правильнее было бы назвать ножки «курными». «Курьи» получились, видимо, в процессе формирования фольклора.

В русских народных сказках Баба-яга хочет засадить своих гостей в печь и изжарить. Видимо, эта сюжетная линия как раз и связана с тем, что «домик мертвых» представлял собой хранилище для сожженных останков. Кстати, не исключено, что порой трупы сжигались прямо в очаге, который был выложен в «избушке».

«Порталы» в потусторонний мир

Очевидно, «домики мертвых» играли еще и культовую роль.

Древние финно-угры видели в них порталы, ведущие в подземное царство, куда уходят усопшие… Ведь и для сказочных героев путешествие в волшебную реальность зачастую начинается именно с избушки Бабы-яги.

А откуда, собственно, взялся сам образ злобной старухи-колдуньи с «костяной ногой»? Скорее всего, похоронные ритуалы поручалось исполнять именно жрицам женского пола, возможно, это были старые женщины…

Косвенное подтверждение этой гипотезы можно обнаружить в древней повести, где рассказывается о том, как князь Андрей Боголюбский укрылся от преследовавшего его сыновей боярина Степана Кучки в лесном срубе, где был погребен «некоторый мертвый человек».

Не случайно в сказках особо отмечено, что вход в избушку Бабы-яги находится со стороны леса (лес символизирует смерть). Чтобы войти в избушку, герой должен попросить ее «повернуться к лесу задом, а к нему передом». Тогда открывается вход в царство мертвых.

Баба-яга сначала не видит пришедших гостей и узнает об их приходе только по запаху – «русским духом пахнет!». Это объясняется тем, что она не принадлежит к миру живых. Гостю же, чтобы достичь намеченной цели, необходимо приобщиться к миру мертвых.

Чтобы осуществить этот «переход», он обычно просит Бабу-ягу накормить его, и она угощает его пищей мертвых либо сажает в печь… Это своего рода обряд инициации, который помогает герою адаптироваться в потустороннем царстве, наделяет его «магическими» свойствами, которые позволяют подчинять себе обитателей этого мира и побеждать обитающих там чудовищ…

Есть даже спорная теория о том, что русские вовсе не являются славянами, а принадлежат именно к финно-угорскому этносу, отсюда и соответствующие фольклорные сюжеты, а также странные для славянской культуры традиции.

Источник: https://stapravda.ru/20130802/otkuda_v_skazkakh_izbushki_na_kurikh_nozhkakh_70182.html

Избушка на курьих ножках: что она олицетворяет

Причудливые образы русских народных сказок порой ввергают современного читателя в ступор.

Что такое избушка на курьих ножках — порождение буйной фантазии наших предков или плод измененного состояния сознания? Оказывается, дело вовсе не в грибах-галлюциногенах, которыми славяне, в отличие от викингов, и не баловались. Избушка на курьих ножках — прямое отражение жутковатых древних реалий, которые со временем забылись.

Изба и ее хозяйка

Описания жилища Бабы-Яги шокировали уже первых отечественных фольклористов. Одна из странностей, на которую не все обращают внимание — то, что в избушке очень мало места. Хозяйка лежит на печи, но занимает все пространство своего тесного жилища «из угла в угол».

Бабе-Яге негде развернуться, да она, судя по всему, особо и не шевелится, недаром же «нос в потолок врос». Традиционные мотивы сказок, такие, как «костяная нога» и слепота, подсказывают, что речь идет о мертвеце. Этот мертвец вроде бы говорит, действует, дает советы Ивану-дураку и стремится съесть маленького братца Аленушки.

Однако при этом он, как правило, не покидает своего жилья.

Но если избушка на курьих ножках — это гроб, то почему она так странно выглядит? Почему избушке можно сказать — «повернись к лесу задом, а ко мне передом» (или «к лесу глазами, ко мне воротами»)? Зачем вообще ей нужны ноги, да еще куриные, если она не перемещается? Баба-Яга могла бы заставить свою избу бежать вскачь за Аленушкой, но вместо этого посылает в погоню лебедей. Да и далеко ли избушка может уйти, если ее окружает забор из человеческих костей с насаженными людскими черепами?

Связь с языческим погребальным обрядом

Объяснение этим загадкам нашли этнографы и археологи. Оказывается, изба-домовина — древняя форма гроба у славян-язычников. Внутри помещался не только покойник, но и то, что, по мысли наших предков, могло пригодиться ему в загробной жизни. Такой гроб часто устанавливался на двух высоких пнях, чтобы внутрь не проникали дикие звери.

Сама мысль хоронить мертвых таким образом могла возникнуть зимой, когда закапывать трупы в мерзлую землю было проблематично. Кроме того, древнему человеку расставание с умершим близким давалось непросто, а отверстие в избушке создавало иллюзию, что с покойным еще можно поговорить. Самые храбрые при этом заглядывали внутрь «домовины».

Подобные постройки по сей день можно встретить на старообрядческом русском Севере, в Карелии и Архангельской области. Ныне «избушки» увенчаны крестами и стоят не отдельно в лесу, а на кладбище — но форма остается почти той же самой. У русских этот похоронный обычай переняли аборигены Аляски (которые добавили «от себя» традицию красить домовины в родовые цвета).

Весьма запутанно происхождение сказочных «курьих ножек». С одной стороны, лесные пни с обнаженными корнями действительно похожи на куриные ноги. С другой стороны, исследователь, Владимир Пропп, посвятивший избушке Бабы-Яги целую главу книги «Исторические корни волшебной сказки», допускает, что в сознании древних славян гроб сохранял зооморфные черты.

У охотников-собирателей, находившихся на первобытной стадии развития, были известны постройки в виде животных, куда клали трупы умерших вождей. «Птичьи ноги есть не что иное, как остаток зооморфных столбов, на которых некогда стояли подобного рода сооружения», — утверждает Пропп.

Существует и альтернативная этимология слова «курьи» — утверждают, что столпы обкуривали дымом во время погребального обряда.

Древними славянами «избушка на курьих ножках» воспринималась как некая «сторожевая застава» на границе мира мертвых, и войти в нее просто так не получалось — следовало произнести ритуальные слова.

В образе Бабы-Яги, вероятно, совместились черты типичного похороненного предка (бабушки) и, возможно, жрицы, отвечавшей за погребальный обряд. При такой интерпретации получает объяснение и ступа — после обряда кремации в ней дробили несгоревшие кости.

Как доказывают археологические раскопки в землях балтийских славян, два способа погребения — и сожжение, и трупоположение в домовинах — существовали одновременно.

Читайте также:  Почему русские подбрасывали «лестницы» в поле

Источник: https://cyrillitsa.ru/sueverija/121642-izbushka-na-kurikh-nozhkakh-chto-ona-olice.html

Тайны русских сказок. Избушка на курьих ножках

Что это такое на самом деле?

Много в русских сказках есть необычных и волшебных предметов и явлений — скатерть-самобранка, меч-кладенец, яйцо, в котором хранится смерть Кощея, и т.д. Один из самых ярких образов — это, конечно, избушка на курьих ножках.

Как мы все прекрасно знаем с самого детства, избушка эта непростая — она стоит к лесу лицом и войти в нее можно, только развернув ее волшебной фразой: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом». Оно и понятно, обитательница у нее тоже с норовом — сама Баба Яга!

Интересно, что за этим сюжетом кроются исторические корни. И избушка в сказках совсем не случайно выглядит так странно. На это есть свои обоснования — они кроются в языческих традициях древних славян.

Итак, почему же у этой избушки курьи ножки и она так странно себя ведет?

Если заглянуть в словарь Владимира Даля, то там все просто. Он пишет, что в старину на Руси деревянные срубы ставили на пеньки, чтобы они не подгнивали снизу. Особенно это было актуально для болотистых мест.

Вроде бы все логично, вот только странно — почему она тогда стоит на опушке леса. Там-то откуда болота?

Даль жил в середине XIX века, еще до того, как исследователи начали подходить в фольклорному материалу с серьезным научным аппаратом. А уже в 1930-х годах видный русский филолог Владимир Пропп убедительно доказал, что образ Бабы Яги и ее жилища неразрывно связан с представлениями о загробном мире и обрядом инициации.

Избушка стоит на опушке леса, потому что именно в лесу, по славянским верованиям скрывалась таинственная страна мертвых — Навь. Все волшебные приключения с героями волшебных сказок происходят именно в мире мертвых. Там обитают и Кощей Бессмертный, и Змей Горыныч. Оттуда добываются разные чудесные предметы. Туда же уносят похищенных царевен.

Чтобы попасть в Навь, надо пройти через единственное место, где соприкасаются оба мира — а это как раз наша избушка. И живет в ней хранительница границы — Баба Яга. О ней мы уже писали с этой точки зрения, в конце заметки поделимся ссылкой.

Так вот исследователи полагают, что избушка — это место погребения. Самый настоящий домик мертвых. А ножки у нее вовсе не куриные, а курные. Дело в том, что после помещения в такой гроб (домовину — по-древнерусски), полагалось ее обкурить дымом. Это часть старинного погребального обряда. Раньше покойников принято было сжигать.

Позднейшие рассказчики сказок уже не знали такого обычая и слово «курные» поняли по-своему. Так и появилась избушка на курьих ножках.

  • Как и обещали, в конце приводим ссылку на нашу статью про Бабу Ягу: Тайны русских сказок. Баба-Яга
  • _________________________________
  • Ваши лайки и подписка на канал помогут выходу новых статей!

А еще нас есть группа ВК: https://vk.com/litinteres Кстати, там новые материалы появляются раньше!

Источник: https://zen.yandex.com/media/litinteres/tainy-russkih-skazok-izbushka-na-kurih-nojkah-5c266434fa137100aab49ef7

Ответы@Mail.Ru: Почему в русских народных сказках избушка на курьих ножках?

1. Они на самом деле КУРНЫЕ
см Курная изба Древний погребальный обряд включал в себя обкуривание ножек «избы» без окон и дверей, в которую помещали труп. избушка на курьих ножках в народной фантазии была смоделирована по образу славянского погоста-маленького домика мертвых. Домик ставился на опоры-столбы.

В сказках они представлены как куриные ножки тоже не случайно. Курица-священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов. В домик мертвых славяне складывали прах покойного. Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство.

Вот почему наш сказочный герой постоянно приходит к избушке на курьих ножках-чтобы попасть в иное измерение времени и реальность уже не живых людей, а волшебников. Другого пути туда нет. Куриные ноги — всего лишь «ошибка перевода» .

«Курьими (курными) ножками» славяне называли пеньки, на которые и ставилась изба, то есть домик Бабы-Яги изначально стоял всего лишь на закопчённых пеньках. С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых.

Известный специалист в области мифологии А. Баркова интересно трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира) , то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти.

Название „курьи ножки“ скорее всего произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.) .

Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых) . Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)» .

«Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых.

Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём» . (Энциклопедия «Славянская мифология и эпос» , ст. «Верования древних славян» ) 2 Курья ножка — развилка одной дороги на три. Избушка на курьей ножке — избушка, стоящая на развилке

Потому что фантазия у сказачников богатая

Что бы легче было поворачиваться и взлетать.

Уже тогда мечтали о небоскребах

А че, на гусеницах должна быть чтоль?.. .
Или иметь поворотный механизм (к лесу — задом, ко мне — передом) как у телескопов-абсерваторий?…

В старину избы на берегах рек ставили на деревянные сваи (толстые деревья с корнями, внешне напоминающие куриные ноги) . Очень часто в таких избах жили ведуньи.

Просто сказка она на то и есть, что бы там было что то удивительное, которое никогда не встретится в обычном для нас мире!

Читал что она символизировала границу между миром живых и мертвых, а у славян был обычай ставить гробы с покойниками на столбах вдоль дорог. Отсюда это перешло в фольклор

на самом деле это были курильные дома в древности! в них курили, и дым вываливался на улицу и плыл по земле!
именно поэтому начали говорить курьих — накуренных. а потом миф усовершенствовали и пририсовали ножки куринные. вот откуда

Генезис Избушки на курьих ножках В русских народных сказках Баба Яга — один из самых загадочных и колоритных персонажей, а ее обиталище — избушка на курьих ножках, пожалуй, самое загадочное сказочное жилище.

Мне всегда было интересно, какова реальность, лежащая под толстым слоем вымысла, так как я никогда не сомневался, что странная конструкция избушки имеет какой-то реальный прототип. Для начала наиболее общепринятая версия о избушке . Вкратце изложена здесь.

Поскольку Баба Яга выступает как представительница мира мертвых (хотя, на сколько я могу судить, это напрямую ниоткуда не следует) или проводник в оный, многие исследователи делают из этого выводы о том, что Бабу Ягу нужно непременно связывать с погребальными культами древних славян.

Древние славяне кремировали своих предков, а после кремации помещали прах в особые могильные домики на высоких столбиках. Вот такие могильные домики, по мнению исследователей, и являются прообразом сказочной избушки . Отголоски языческого обряда дошли и до наших дней.

На погостах русского Севера и по сей день можно увидеть на могилах вот такие кресты-домовины: И в ступе — не менее чудном чем домик транспортном средстве бабы Яги — тоже видят связи с погребальным культом. У индусов так вообще ступа — культовое погребально-мемориальное сооружение.

Ну так тож у индусов! Но правда говорят, и в отечественных захоронениях ступа весьма частовстречающийся артефакт. В принципе, мне эта погребальная версия даже нравится. Стройная, логичная…
И до тех пор, пока я не открыл книгу по русской архитектуре, я в ее правильности не сомневался.
Однако всегда смущало одно НО. В сказках избушка ВРАЩАЕТСЯ.

Чего о могильных домиках, конечно, не скажешь. Вообще, надо сказать, домики на столбах для древнерусского зодчества явление вполне обыденное. На столбы или пни ставили и амбары, и колокольни, и жилые постройки. Во-первых, холодно, во-вторых: весенний разлив воды, в-третьих : мыши… Но только один тип постройки на одном из этих столбов вращался.

Это, конечно… МЕЛЬНИЦА… Слово учебнику: Русскими плотниками создано много разнообразных и остроумных вариантов мельниц. Уже в наше время зафиксировано более двадцати разновидностей их конструктивных решений. Из них можно выделить два принципиальных типа мельниц: «столбовки» Мельницы столбовки:
а — на столбах; б — на клети; в — на раме. и «шатровки» .

Первые были распространены на Севере, вторые — в средней полосе и Поволжье. Оба названия отражают также принцип их устройства. В первом типе мельничный амбар вращался на врытом в землю столбе. Опорой служили либо дополнительные столбылибо пирамидальная бревенчатая клеть, рубленная « в реж» ,либо рама.

Принцип мельниц-шатровок был иной Мельницы шатровки:
а — на усечённом восьмирике; б — на прямом восьмерике; в — восьмерик на амбаре. нижняя их часть в виде усеченного восьмигранного сруба была неподвижной, а меньшая по размеру верхняя часть вращалась под ветер.

И этот тип в разных районах имел немало вариантов, в том числе мельницы-башни Не она ли, типичная для русского севера мельница-столбовка и есть избушка на курьих ножках ? Что мне особо нравится в этой гипотезе, так это то, что при таком раскладе не приходится выдумывать погребальное объяснение ступе.
Ступа является весьма логичным атрибутом для хозяйки мельницы. Ибо СТУПА — это МЕЛЬНИЦА и есть, только ручная. На заброшенной мельнице в народных сказках как правило живет всякая нечисть. Однако, в большинстве случаев, мельница все-таки олицетворяет добро и достаток. Поэтому не понятно, почему она оказывается в руках злого персонажа (впрочем, злого ли?) . http://www.blogbuster.ru/2006/01/27/genezis-izbushki-na-kurih-nozhkah/

говяжьи были бы не о чем))

курьи это не куриные, а обкуренные дымом. в древности когда человека хоронили, деревянный гроб ставили на сваи, а снизу зажигали костер. люди верили, что душа с дымом костра поднимается в небо. отсюда появилась баба-яга—нечисть, живущая в таком гробике

В заливных, пойменных лугах и болотистой местности ставили временные охотничьи домики и сторожки на сваях. . В ненастные сезоны в них никто не жил, да и стояли они на отшибе от сёл и деревень. . Вот бабуля и жила в таком, подале от народа..

«Курьи ножки» — ошибка перевода. Должно было быть = кривые покосившиеся ножки (опоры)

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/16206028

Избушка Бабы Яги: откуда у нее курьи ножки и поворотное устройство?

Для любого современного человека курьи ножки означают куриные лапы. Так и изображается обиталище бабуси во всех детских книжках сказок. Но вы только представьте, какого размера и выносливости они должны были быть, даже учитывая, что проживала старушка не в хоромах и даже не в избе, а в избушке, то есть строении небольшом: ого-го, да и только!

Читайте также:  Петр столыпин: каким был один из самых эффективных сити-менеджеров в русской истории

Впрочем, в сказке возможно все. Тем не менее, существует версия, по которой в курьи эти подставки превратились путем трансформации понятия курных — то есть окуриваемых особыми обрядовыми составами.

И так действительно поступали когда-то в погребальных ритуалах: сжигая умерших, помещали их прах в прочные постройки, которые устанавливались на высоких опорах, у основания которых воскуривали подобающие случаю травы и т. п.

Таким образом обеспечивался проход покойного в мир мертвых, так как попасть туда можно было только изнутри избушки (а ведь и Баба Яга была «пограничником», стражем и проводником в мир иной).

Вот почему сказочный герой, оказавшись на полянке перед ее причудливым домиком, обнаруживал, что входа в него нет: это оттого, что он располагался с обратной стороны, со стороны леса, символизировавшего иномирье.

Справедливости ради стоит упомянуть, что не только могильные домики ставили на высоких опорах, но поскольку по практически общепризнанному мнению, наша бабуля сторожила границу между мирами, то вероятнее именно вариант, связанный с погребальным ритуалом. К тому же, вспомнив пушкинское: «Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей», обратим внимание, что таковыми были именно могильные избушки.

Писатель А. Иванов, историк по образованию, выдвигает другую версию, ссылаясь на традиции уральских угро-финнов, у которых на тайной поляне в лесной чаще располагалась священная постройка сомъях, установленная на обрубленные пни, чтобы туда не залезли рысь, росомаха или медведь.

Внутри находилась деревянная кукла иттарма — вместилище души предка — в национальном наряде, включавшем, среди прочего, шубу-ягу. Вокруг поляны воздвигали частокол с вывешенными на нем черепами жертвенных животных. По мнению автора концепции, образ Бабы Яги в русских сказках являет собой пример слияния культур.

Но вернемся к сказочному герою. Как известно, он умел договариваться с волшебной постройкой, поскольку она способна была вращаться, по крайней мере, на половину круга. А формула договоренности всегда была одной и той же: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом». Только ли чудом можно объяснить подобное?

Поворотный механизм

Оказывается, вращающиеся строения тоже были известны нашим предкам, и не просто известны, а сооружаемы не так уж и редко. Речь идет о… ветряных мельницах, многообразие конструкций которых можно разделить на два основных типа: столбовки (северный вариант) и шатровки (в средней полосе).

Не углубляясь в инженерные подробности, отметим главное. Столбовки под влиянием ветра вращались на врытом в землю столбе, кроме которого имелись и дополнительные опоры — те же столбы, клеть в форме пирамиды или рама. У шатровок нижняя часть оставалась неподвижной, а поворачивалась только верхняя. Как видим, первый тип более сходен с жилищем Бабы Яги.

  • * * *

Вот и получается, что прообразы чудесных свойств Бабы Яги существовали в реальной жизни. Может, и шапка-невидимка отыщется? Сапоги-скороходы? Или скатерть-самобранка? Шучу, конечно. Но остается еще один вопрос: нет ли противоречия в соединении конструктивных свойств погребального домика и мельницы?

Думаю, что нет. Во-первых, в сказке возможно все: там другая действительность, другое пространство и другое время. Во-вторых, мельники и мельничихи всегда связывались в народе с особыми качествами, замешанными на магии. Котик бабушкин тоже ведь ассоциируется с животным населением мельниц… В любом случае, уж больно интересное жилище у Бабы Яги.

Почему Баба Яга каталась в ступе? Поверья наших предков

Почему у Бабы Яги костяная нога?

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/37948/

Избушка на курьих ножках: что это на самом деле?

Легендарное жилище языческой богини, а по совместительству персонажа всем любимых сказок — Бабы Яги, на самом деле имеет вполне реальные прототипы в быту у древних славян, да и не только.

Дело в том что Избушку на курьих ножках Бабы Яги, уже благодаря фольклору и художникам мы давно воспринимаем как инфернальное живое жилище, которое умеет передвигаться на огромных ногах.

В действительности же, избушки на куриьх ножках были , НО слово курьи не связано с курицей, а имеет другой смысл.Курьи ножки — пни или срубы деревьев освобожденные от коры и окуренные дымом для предотвращения гниения и вредителей на которых ставили избы.

Правда, в этой истории все равно есть момент мистики, но об этом чуть позже.

Много веков славяне практиковали строительство изб и амбаров на таких курьих ножках. Поднятое строение таким образом защищали и от разливов рек, половодий, от вредителей, даже мышей и змей.

Скорее всего мистика и инфернальность знаменитой избушки на курьих ножках связана с обрядами древних славян. Дело в том, что до укрепления христианства на Руси часто практиковали кремированные мертвых. Трупы сжигали на ритуальных кострищах, затем прах помещали в специальные лесные домики на таких вот курьих ножках, которые служили родовыми усыпальницами.

В двадцатом веке археологи не раз находили на раскопках древних городищ подобные домики, где обнаруживали прах иногда нескольких десятков человек, часто помещенных в обожженные урны.

Арабский дипломат Ибн-Фадлан записал в 922 г. речь русского купца во время проведения кремации соотечественника: ““Вы, о, арабы, – глупы! Воистину вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в землю, и съедают его прах и гнус и черви… А мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас».

Не трудно догадаться что Избушка на курьих ножках, которая неотрывно связана с образом Бабы Яги в сказках является скорее всего не просто домом, а именно усыпальницей в которой и живет колдунья Яга. Тем более что Баба Яга отчасти является трансформированным образом богини Мары ( богини смерти и потустороннего мира). У Бабы -Яги, кстати, всегда есть костяная нога, как раз для того что бы одной ногой стоять на том свете. То есть Бабая- Яга -хтоническое существо служащее помощником для попадания на тот свет, следовательно жить в «усыпальнице» ей самое место.

  • Другие статьи на моем канале:
  • Самые странные секты в России XIX века.
  • Чем занимался «Союз немецких девушек» Третьего Рейха?
  • Почему Маркс, Дарвин и Фрейд — ЗЛОдеи?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bb0bf9d50c57d00a930d547/5cffff8ae6438000aed3866b

Избушка на курьих ножках — это гроб! И еще 4 разоблачения русских народных сказок! Среднее время прочтения:

Жуткие исторические толкования русских народных сказок.

— Salik.biz

Баба-яга

Образ Бабы-яги уходит корнями в древнейшие времена матриархата. Эта вещая старуха, хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охраняла границы «иного царства» — царства мертвых.

В сказках Баба-яга живет на краю леса («Избушка, встань ко мне передом, к лесу задом»), а лес у древних людей ассоциировался со смертью.

Баба-яга не только охраняла границу между мирами живых и мертвых, но и была проводником душ умерших на тот свет, поэтому одна нога у нее костяная — та, которая стояла в мире мертвых.

В сказках сохранились отзвуки древних легенд. Так, Баба-яга помогает герою попасть в тридевятое царство — загробный мир — при помощи определенных ритуалов. Она топит баню для героя. Затем кормит-поит его.

Все это соответствовало обрядам, совершаемым над покойником: омовение усопшего, «покойницкое» угощение. Еда мертвых не подходила для живых, поэтому, требуя еды, герой тем самым показывал, что он не боится этой пищи, что он «настоящий» усопший.

Герой временно умирает для мира живых, чтобы попасть на тот свет, в тридевятое царство.

Избушка на курьих ножках

Рекламное видео:

В славянской мифологии традиционное место обитания сказочной Бабы-яги — это своего рода таможня, пункт перехода из мира живых в царство мертвых. Поворачиваясь к герою передом, к лесу задом, а потом наоборот, избушка открывала вход то в мир живых, то в мир мертвых.

Мифологический и сказочный образ необычной избушки взят из реальности. В древности умерших хоронили в тесных домиках — домовинах (по-украински гроб до сих пор называется «домовина»). В сказках подчеркивается теснота избушки-гроба: «Лежит Баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос».

Гробы-домовины ставили на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями — казалось, что такая «избушка» и правда стоит на куриных ногах.

Домовины ставились отверстием, обращенным в противоположную от поселения сторону, к лесу, поэтому герой просит избушку на курьих ножках повернуться к нему передом, к лесу задом.

Река Смородина и Калинов мост

Река Смородина в буквальном смысле водораздел между явью и навью (миром живых и миром мертвых), славянский аналог древнегреческого Стикса. К растению смородине название реки не имеет никакого отношения, оно однокоренное со словом «смрад». Смородина является серьезным препятствием для сказочного или былинного героя, реку тяжело перейти, как тяжело попасть живому в мир мертвых.

Через реку Смородину перекинута переправа — Калинов мост. Название моста не имеет отношения к калине, здесь корень общий со словом «раскаленный»: поскольку река Смородина часто называется огненной, мост через нее представлялся докрасна раскаленным.

Именно по Калинову мосту души переходят в царство мертвых. У древних славян фраза «перейти Калинов мост» означала «умереть».

Если на «нашей» стороне моста мир живых охраняли богатыри, то по ту, загробную, сторону мост охраняло трехголовое чудовище — Змей Горыныч.

Змей Горыныч

В христианстве змей — это символ зла, хитрости, грехопадения человека. Змея — одна из форм воплощения дьявола. Соответственно, для христианизированных славян Змей Горыныч — символ абсолютного зла. Но в языческие времена змею поклонялись как богу.

Скорее всего, отчество Змея Горыныча не связано с горами. В славянской мифологии Горыня — один из трех богатырей, в еще более ранние времена бывших хтоническими божествами, олицетворявшими разрушительные силы стихий. Горыня «заведовал» огнем («гореть»). Тогда все становится логичнее: Змей Горыныч всегда связан с огнем и намного реже — с горами.

После победы христианства на славянских землях, а особенно в результате набегов кочевников на Русь Змей Горыныч превратился в резко негативного персонажа с чертами, свойственными кочевникам (печенегам, половцам): он сжигал пастбища и деревни, уводил в полон людей, ему платили дань. Логово Горыныча располагалось в «Сорочинских (сарацинских) горах» — сарацинами в Средневековье называли мусульман.

Кащей Бессмертный

Кащей (или Кощей) — один из самых загадочных персонажей русских сказок. Даже этимология его имени спорна: то ли от слова «кость» (костлявость — непременный признак Кащея), то ли от «кощун» («колдун»; с наступлением христианства слово приобрело негативный оттенок — «кощунствовать»), то ли от тюркского «кошчи» («невольник»; в сказках Кощей часто является пленником волшебниц или богатырш).

Кащей принадлежит к миру мертвых. Подобно древнегреческому богу загробного царства Аиду, похитившему Персефону, Кащей похищает невесту главного героя. Кстати, как и Аид, Кащей — обладатель несметных сокровищ. Слепота и ненасытность, приписываемые Кащею в некоторых сказках, — это характеристики смерти.

Кащей — бессмертный лишь условно: как известно, его смерть находится в яйце. Здесь сказка также донесла до нас отзвуки древнейшего универсального мифа о мировом яйце.

Этот сюжет встречается в мифах греков, египтян, индийцев, китайцев, финнов и многих других народов Европы, Азии, Африки, Австралии.

В большинстве мифов яйцо, нередко золотое (символ Солнца), плавает в водах Мирового океана, позже из него появляется прародитель, главный бог, Вселенная или что-нибудь в этом роде.

То есть начало жизни, творения в мифах разных народов связывается с тем, что мировое яйцо раскалывается, уничтожается. Кащей во многом тождествен Змею Горынычу: похищает девиц, охраняет сокровища, противостоит положительному герою. Эти два персонажа взаимозаменяемы: в разных вариантах одной сказки выступает в одном случае Кащей, в другом — Змей Горыныч.

Интересно, что слово «кощей» трижды упоминается в «Слове о полку Игореве»: в плену у половцев князь Игорь сидит «в седле кощеевом»; «кощей» — пленный кочевник; сам половецкий хан Кончак назван «поганым кощеем».

Андрей Дубровский

Источник: https://salik.biz/articles/25045-izbushka-na-kurih-nozhkah-eto-grob-i-esche-4-razoblachenija-russkih-narodnyh-skazok.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector