Как нельзя перед иконами зажигать лампады

Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники. Это слова святого Софрония, Патриарха Иерусалимского. В Ветхом Завете также упоминается огонь лампады: «И сказал Господь Моисею… чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровений в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда…».

В этой статье мы рассмотрим основные виды лампад, их различия, особенности выбора лампадного масла и как правильно зажигать лампаду дома.

Поделиться статьей с друзьями:

Виды лампад

Лампады бывают настольными и подвесными. И для тех и для других нужны подлампадники. Настольная лампада может стоять на полке ровно и без подлампадника, но бывали случаи, когда из-за перегрева лампада трескалась и масло растекалось. Исключение — керамические лампады. Они надежнее и как правило идут с «ножкой».

Для подвесной лампады необходим кронштейн-держатель. Его прикрепляют к потолку или иконостасу. Данную работу следует проводить мастеру, чтобы горящая лампада на упала.

Считается, что лампада из цветного стекла лучше, чем из окрашенного. Краска с окрашенной лампады может со временем сойти. Цветное стекло не так просто отличить от окрашенного. Обычно, если посмотреть сквозь грани лампады — у окрашенной они прозрачные, а у цветного стекла — того же цвета, что и сама лампада. Лампада ромашка — из цветного стекла.

Как нельзя перед иконами зажигать лампады Видно, что у красной лампады слева непрокрашенная грань. Это краска. А вот фиолетовая лампада справа — из цветного стекла.

Обычно в постные дни возжигают лампаду темного цвета — синего или зеленого, а в праздники — красную.

В разделе Фитили и подлампадники вы можете найти поплавок — он стандартный для любой лампады, фитиль и подлампадник. Для настольных подлампадников подходит лампада рифленая. Для «ромашки» контейнер великоват.

Масло

Лучшим маслом считается вазелиновое масло высшего сорта православного братства Ермоген. Приобрести его можно в храмах. Подойдет также и любое другое масло из храма или церковной лавки. Масло должно быть очищенным.

Можно заказать у нас в магазине — лампадное масло.

Люди также экспериментируют с оливковым или подсолнечным маслом. Но мы такое не пробовали, если у вас есть опыт — поделитесь в х.

Если при горении выделяется гарь — первым делом уменьшите огонек. Если не поможет — следует сменить масло на другое.

Лампада с хорошим маслом может гореть круглосуточно. Однако проследите, чтобы как минимум в 20 см от огня не было икон, дерева, бумаги и других воспламеняющихся поверхностей. Помните, что лампада при горении выделяет капельки масла, которые оседают вокруг, делая поверхности полок воспламеняемыми. Не ставьте лампаду на самый край полки.

Как зажечь лампаду

Налейте в лампаду масло — чуть больше половины.

Вставьте фитиль в поплавок. Фитиль должен свободно двигаться в обе стороны. Проденьте фитиль до середины. Верхний край, тот который будет гореть обмакните в масло.

Как нельзя перед иконами зажигать лампады

Затем потяните за сухой конец, чтобы сверху фитиль выглядывал на 2-3 мм.

Как нельзя перед иконами зажигать лампады

Поместите поплавок в лампаду так, чтобы весь фитиль оказался смочен маслом.

Зажигать лампаду стоит от церковной свечи, а не от спички. Такая традиция.

Огонь не должен быть большим, не должен коптить. Если огонь слишком большой — потяните за фитиль снизу.

Как нельзя перед иконами зажигать лампады

Средний объем домашней лампады — 30 мл. Такого количества масла хватит на 1-2 дня. Когда масло выгорит лампаду следует потушить и почистить. Затем снова наполнить и зажечь. Полулитровой бутылки масла должно хватить на 2 недели.

Лучше всего, когда ваша лампада возжена от Святого огня. Во многих городах на Пасху встречают Благодатный огонь из Иерусалима. Во время такого Крестного хода можно зажечь свечу от огня и принести домой — для лампады. В этом случае, перед очисткой перенесите огонь на свечу, чтобы он не погас, а затем от этой свечи вновь зажгите лампаду.

  • Магазин Зёрна

Источник: https://zyorna.ru/news/publications/lampada-dlja-doma-kak-vybrat-lampadu-i-maslo-kak-zazhech-i-uhazhivat.html

Лампада

Как нельзя перед иконами зажигать лампады

В православных храмах всегда довольно темно. И эта особенность – не просто особенность церковной архитектуры. Полумрак – символ жизни человека, погруженного в грех и невежество. А свет откровения и веры в данном случае символизируют устанавливаемые в церкви лампада или свеча. Лампада является образом истинного света, открывающегося человеку в Божьем Царстве. Именно по этой причине лампады всегда возжигают перед святынями.

Самые первые лампады христиане использовали для освещения пещер, в которых, скрываясь от гонений, проводили тайные богослужения. Как и тогда, сейчас они представляют собой сосуды, наполненные особым маслом – елеем, исцеляющим душу и тело православного.

Значение православных светильников

Каждый светильник в православии имеет свое значение. Оно закреплено Церковным уставом Богослужения. Лампады, в частности, символизируют кого-либо из святых, которые светят христианам в церковном сумраке.

Пред иконами, как правило, помещаются одновременно свеча и лампадка. И если свечи означают приношение, дар Господу от человечества, то масляные светильники символизируют преображение человека под влиянием Божьей благодати.

Их свет и тепло означают искренность человека перед Богом, являются свидетельством чистоты его помыслов и ощущений. 

Лампады используют даже днем, тогда, когда в комнате или зале церкви вполне светло. Во время праздников обязательно зажигают все светильники.

Во время ночных служб, при крайне скудном освещении, лампадки могут зажигать в очень малом количестве, например, только перед читающим службу священником, перед отдельными иконами: Спасителя, Богоматери, храмовой иконой.

Это делается для того, чтобы подчеркнуть определяющий момент службы, ее основное назначение. 

Зачем лампады ставят перед иконой?

То, зачем перед иконой устанавливаются лампады, очень точно объяснил святитель Николай Сербский.

Прежде всего, по его словам, вера – это свет, и лампадки нам напоминают о чистом свете, с помощью которого Господь наш Иисус Христос согревает и врачует человеческие души.

Кроме того, они являются символами светлого нрава святых, перед ликом которых их устанавливают. Еще они напоминают людям об их греховных помыслах и поступках, зовут нас на путь истинный, призывают к исполнению заповедей, совершению добрых дел.

Лампады являются той «малой жертвой», которую человек может принести Спасителю за то, что Тот отдал за него свою жизнь. Во время молитвы эти светильники отгоняют силы зла. Свет лампадки побуждает нас к покорности и жертвенности, напоминает, что как без человеческого участия не может разгореться ее огонь, так и без Бога не разгорится наше сердце.

Каким должно быть лампадное масло

Как нельзя перед иконами зажигать лампады   Качество лампадного масла имеет первостепенное значение. И не только потому, что оно некоторым образом влияет на здоровье. Возжигая его, мы открываем Богу свое сердце, которое должно быть чистым: в нем не должно быть ни злости, ни обиды, ни скверных помыслов. Так и елей не может быть некачественным, дешевым, нечистым. Священнослужители полагают, что использование некачественного масла – признак оскудения веры, попустительского отношения к благочестию, восприятия святынь исключительно как некого примитивного атрибута. 

  Изначально лампадное масло было оливковым. Сейчас в продаже имеется вазелиновое, а также его смесь с оливковым. Именно такие масла:

  • обладают наиболее чистым ароматом; 
  • не содержат примесей; 
  • создают минимальный нагар; 
  • не портят иконы; 
  • благоприятно воздействуют на кожу при помазании.

Как узнать, что масло некачественное? — Во-первых, оно будет иметь резкий запах, так как различными ароматическими отдушками производители пытаются замаскировать его собственный неприятный аромат. Кроме этого, от него возможны аллергия, удушье и головная боль. Такое масло наносит ущерб иконам и храмовой утвари.

Как нельзя перед иконами зажигать лампады

Лампады с древности связывались с чудесными событиями. Например, во втором веке в одной церкви прямо на Пасху закончилось масло. Епископ налил воду, и она прогорела всю праздничную службу, будто в светильниках был самый лучший елей. 

Какими бывают лампады

Этих светильников  в доме у православного христианина может быть несколько, выбор конкретного варианта зависит от ваших вкусов и наличия места для их размещения. Для обустройства Красного уголка подойдут: 

  • подвесные;
  • настольные;
  • настенные. 

Они бывают простыми или украшенными чеканкой, резьбой или росписью. Стаканчик лампады может быть разного цвета:

  • из красного стекла – такие изделия выглядят торжественно, используются для праздничных дней;
  • из синего и зеленого – более спокойные варианты, их используют во время постов и в будние дни.

Это важно!

Категорически не рекомендуется зажигать лампадку от спички (это можно делать только от свечи или от специальной зажженной палочки), а также использовать ее для бытовых нужд, в качестве обычного подсвечника или чашки.

Так как лампады символизируют чистоту и смирение, их огню не престало гореть слишком ярко. Огонек должен быть размером со спичечную головку или немногим больше.

Чтобы добиться такого свечения, необходимо покупать качественные фитили – натуральные, вощеные, продающиеся только в церковных лавках.

Этот огонь не страшно доверить зажечь и детям, которых, согласно православным традициям, рекомендуется привлекать к ритуалам с раннего возраста.

Как нельзя перед иконами зажигать лампады

Зажигая лампады, православный христианин должен читать особую молитву: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси Невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».

  Одной из православных традиций является помазание больного человека или того, кого преследуют неприятности, отгоревшим маслом. Так поступал прп. Серафим Саровский, возжигавший лампадки за каждого, кто просил его помолиться о себе или о своих умерших родственниках. 

Когда-то лампадки горели в доме, как и в храме, круглосуточно. Сейчас, во избежание несчастного случая, рекомендуется зажигать священный огонь только тогда, когда кто-то есть дома. 

Источник: https://ermogen.ru/stati/e/dukhovnyy-smysl-goryashchey-lampady/

Церковные свечи и лампады в храме и дома

Обычай возжигать светильники во время молитвы существовал еще во времена Ветхого Завета. Первые христиане во время Богослужения также использовали свечи не только для освещения катакомб, где они скрывались от язычников, но и в знак того, что Христос — это свет миру.

Старообрядцы возжигают лампады и свечи перед образами не только в храме, но и дома. В старообрядческом храме паникадила с электрическими лампочками не встретишь — на нем горят только свечи или лампады. Существуют и такие церкви, в которых вообще отсутствует электрическое освещение.

Как нельзя перед иконами зажигать лампадыПаникадило в старообрядческом храме

 

Символ церковной восковой свечи в христианстве

Свеча является символом молитвенного горения перед Богом. Воск и фитиль символизируют тело и душу человека, мягкость воска напоминает человеку о послушании Богу. Блаженный Симеон Солунский, литургист XV века, так объясняет использование воска для изготовления свечей:

Приносимый и возжигаемый воск означает нашу чистоту и нескверность приношения. Он, как применяемый для печатей, употребля­ется для обозначения Божественного знаме­ния. Как мягкий и послушный, воск являет­ся знаком раскаяния в упорстве и символом послушания. Как способный воспринимать всякий образ, он есть символ воссоздания человека.

Как собираемый от цветов, он служит для изображения благодати Святого Духа. Поскольку он собирается от всех поч­ти цветов, он служит знаком приношения Богу от всех и всего. Сияющий в огне и сое­диняющийся с ним, воск означает обожение.

В силу же того, что он всё скрепляет и, рас­плавляясь, сохраняется, он означает едине­ние и постоянство любви и мира.

Церковные лампады в храме. Елей на Руси и в наши дни

Перед иконами возжигают не только свечи, но и лампады, в которые наливают масло. Изначально это был елей — оливковое масло, символ Божьей милости к людям. В Таинстве Соборования также освящается масло, которым затем помазываются болящие люди, чтобы Господь их исцелил.

На Руси маслины не растут, оливковое масло было только привозное, поэтому в лампады стали наливать подсолнечное масло. И в настоящее время во многих храмах в лампады наливают очищенное (рафинированное) подсолнечное масло. Лампада горит долго, почти сутки, пока масло в ней не закончится. Главное при этом — правильно подобрать и настроить фитиль.

Обычно для фитиля лампады и свечей используются хлопчатобумажные нити.

Как нельзя перед иконами зажигать лампады

Читая Ветхий Завет, мы видим примеры, как люди приносят жертву Богу от своих трудов — плоды и животных, т.е. все, что сами употребляли в пищу.

Читайте также:  Что пантюркисты хотели сделать с российской империей

Теперь, когда наступил Новый Завет, верующие приносят Богу хлеб (просфоры) и вино для Евхаристии, воск для свечей и масло для лампад. Необходимо помнить, что качество продуктов должно быть наилучшим.

Еще в Ветхом Завете Господь повелел через пророка Моисея:

Никакого животного, на котором есть порок, не приносите [Господу], ибо это не приобретет вам благоволения (Левит, 22:20).

Нельзя приносить Богу то, что нам самим не подходит, что сами не будем употреблять в пищу.

В настоящее время часто бывает, что в лампады заливают так называемое «лампадное», то есть вазелиновое масло, а свечи делаются не из чистого воска, а с добавлением парафина, стеарина и т.д.

Многие люди, помня о том, что Богу нужно приносить лучшее, приобретают свечи из чистого воска и приносят их в храм, чтобы поставить перед образами. Но следует помнить и о том, что свечи, приобретаемые в храме, являются нашей жертвой на его содержание, ремонт, благоустройство.

Даже если эти свечи изготовлены не из самого чистого воска, все же лучше купить их в храме, нежели принести с собой «со стороны».

Свечи принято ставить перед образами и держать в руках во время пасхальной службы, за вечерним богослужением накануне двунадесятых и престольных праздников, во время великого освящения воды, во время чтения двенадцати Евангелий в Великий Четверг (служба Страстей Христовых). Во время совершения Таинств также в руках держат свечи: на Крещении, Венчании, Соборовании. При этом чтобы расплавленный воск не капал на пол, принято надевать на свечу бумажный кружок.

Как нельзя перед иконами зажигать лампады

Свечи, стоящие на подсвечниках перед иконами, символизируют нашу пламенную молитву к Господу, Богородице и святым. Ставить свечи следует с молитвой. Во многих старообрядческих храмах перед тем, как поставить свечу, принято молиться по два поклона с молитвой перед тем образом, куда ставится свеча, например:

  • перед образом Спасителя с Исусовой молитвой;
  • перед образом Богородицы — «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас»;
  • перед Крестом — «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному»;
  • перед иконой святого — соответствующая молитва, например «Святителю Христов Николае, моли Бога о нас».

Затем, осенив себя крестным знамением без поклона, следует зажечь свечу и поставить ее ровно, без наклона. Если на подсвечнике нет места, свечу надо положить, ее поставят позднее. После этого следует вновь положить поклон с соответствующей молитвой. В некоторых храмах количество поклонов «до свечи» и «после свечи» может быть другим.

Как нельзя перед иконами зажигать лампады

Нельзя ходить по храму, чтобы поставить свечи, в те моменты службы, когда хождение запрещено. Лучше всего прийти в храм до начала службы и поставить свечи, чтобы не отвлекать других от молитвы и поклонов, положенных по Уставу.

По обычаю на солею (возвышение перед алтарем) могут подниматься только священнослужители и клирошане. Желающие поставить свечу к иконам в иконостасе могут передать свечу прихожанам, имеющим благословение подниматься на солею.

В некоторых храмах возле клироса находятся специальные ящички, откуда свечи ставятся на подсвечники перед иконостасом.

Необходимость расставить свечи или убрать с подсвечника огарки не является уважительной причиной для ходьбы по храму тогда, когда это запрещено церковным Уставом. Чтобы наша жертва была приятна и угодна Богу, ее нужно приносить не нарушая благочинного порядка, обязательного для христианской службы.

Источник: https://ruvera.ru/svechi_lampady

Для чего перед иконами зажигают лампады

Как нельзя перед иконами зажигать лампады

Лампады, которые ставят перед иконами, являют собой символ огня веры во Христа, который способен разогнать тьму зла и неверия.

Возжигать светильники Бог повелел пророку Моисею: И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых (Исх 27:20,21).

Мы продолжаем эту традицию, означающую горение духа, которое должно быть свойственно каждому верующему человеку.

Лампада (греч. «светильник») — это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике.

Первые лампады использовались христианами для освещения тёмных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения. В дальнейшем лампады стали важной деталью праздничного убранства христианского храма.

В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп и темен. Дома может быть как одна лампада, так и больше.

Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.

Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать.

О важности зажигания лампады сказано в житии Праведной Марфы — Святая праведная Марфа, мать святого Симеона Дивногорца, умирая, завещала, дабы тело ее было погребено на том месте, на котором хоронят странников и нищих.

Но преподобный сын ее Симеон, имея откровение от Бога о преставлении своей матери и послав некоторых из своих учеников, перенес тело ее к себе на Дивную гору, дабы похоронить его при своем столпе. После погребения преподобной братия установили обычай возжигать над ее гробницею лампаду, дабы она, ради почтения святой, горела день и ночь.

Спустя некоторое время братия перестали по нерадению возжигать лампаду. Между тем, замечая сие, преподобный Симеон молчал, не приказывая ничего относительно лампады, дабы не подумали о нем ученики его, что он безмерно почитает свою мать после смерти. В то время тяжко заболел эконом обители, так что находился почти при смерти.

В полночь больному явилась святая Марфа, говоря: «По какой причине не возжигаете вы моего светильника? Знайте, что я не нуждаюсь в возжжении мне свечей, будучи сподоблена от Бога моего небесного вечного света; но, тем не менее, когда вы возжигаете при моем гробе светильник, то сие делаете для собственного спасения, ибо вы тогда возбуждаете меня к ходатайству за вас пред Господом». При сих словах святая держала в правой руке как бы пресветлый бисер — частицу животворящего Тела Христова; прикоснувшись этой частицей к больному, она сказала: «Будь жив и здоров от сего». Произнесши сие, она стала невидима. Больной же немедленно встал здоровым и отправился к гробнице святой; припавши к ней, орошал землю слезами, с одной стороны, испрашивая прощения за свое нерадение, а с другой, благодаря за исцеление. После сего он устроил так, чтобы перед гробницею святой горел неугасимый светильник.

Святитель Николай Сербский по поводу того, зачем мы возжигаем лампады, писал следующее:

Во-первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос: «Я свет миру» (Ин. 8:12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.

Во-вторых, для того, чтобы напомнить нам о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы «сынами света» (Ин. 12:36).

В-третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света, чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела» (Мф. 5:16).

В-четвертых, чтобы стала она нашей малой жертвой Господу, Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к Тому, у Кого в наших молитвах мы просим жизни, здоровья и спасения – всего того, что может дать одна только безграничная Небесная Любовь.

В-пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца. Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам Его.

В-шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому как горят в лампадке елей и фитиль, покорные нашей воле, так же пусть горят пламенем любви и наши души, во всех страданиях покорные воле Божией.

В-седьмых, чтобы напоминать нам о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше, эта наша внутренняя лампадка, не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели наши – горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь.

Как правильно зажигать лампаду

Лампадки бывают разных цветов — красная, синяя, зеленая, желтая. Есть традиция в посты зажигать более темные по цвету лампадки (синюю), а в дни праздников и на всем протяжении праздника Пасхи — красную, а на праздник Троицы и Вербного Воскресенья — зеленую. Желтая или золотая — это повседневный цвет, и ставится в обычные дни.

Висящую лампаду прикрепляют к потолку или к киоту икон. Есть благочестивая традиция в случае болезни или неблагополучных обстоятельств крестообразно помазывать маслом от лампады детей и близких. Так поступал Преподобный Серафим Саровский, помазывая маслом от лампадки всех приходивших к нему.

Для возжигания лампад используется церковная свеча (т.к. она освящена). Лампадное масло (изначально использовалось оливковое), так же как и фитилек, можно купить в церковной лавке или в Православном магазине. Можно сделать фитилек самому из бинта или другой тряпицы: узкую полоску тонкой материи туго скручивают в жгут и протягивают через поплавок лампадки.

  • Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки.
  • Детей нужно обязательно приучать зажигать лампаду.
  • Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях — это неблагоговейно по отношению к святыне.

Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».

http://hram-troicy.prihod.ru

http://dishupravoslaviem.ru

Источник: http://ioan.cerkov.ru/stati-i-propovedi/dlya-chego-pered-ikonami-zazhigayut-lampady/

Зачем перед иконой зажигается лампадка

Лампада (греч. «светильник») — это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике. Символическое значение лампады — вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия. В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Это древняя благочестивая традиция, которая символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп, темен, здесь не всегда прославляют Имя Божие.

Еще в Ветхом Завете написано: «И сказал Господь Моисею… чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровений в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда; это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны ставить они светильник пред Господом всегда» (Лев. 24:1-4).

В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома.

Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей.

Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.

Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать.

Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях — это неблагоговейно по отношению к святыне. Не принято зажигать лампаду от спички, для этого используется церковная свеча.

Читайте также:  Как даль изобрел «арго» — язык уголовников

Про неблагоговейных монахов в монастырях раньше говорили: «Он от спички лампаду зажигает…».

Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки.

Для лампадки используют лампадное масло (изначально — оливковое), которое можно купить в церковной лавке в любом храме.

Лампадку можно зажигать только от свечи, с молитвой и благоговением. Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».

Святитель Николай Сербский по поводу того, зачем мы возжигаем лампады, писал следующее:

Во-первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос: «Я свет миру» (Ин. 8:12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.

Во-вторых, для того, чтобы напомнить нам о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы «сынами света» (Ин. 12:36).

В-третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света, чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела» (Мф. 5:16).

В-четвертых, чтобы стала она нашей малой жертвой Господу, Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к Тому, у Кого в наших молитвах мы просим жизни, здоровья и спасения – всего того, что может дать одна только безграничная Небесная Любовь.

В-пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца. Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам Его.

В-шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому как горят в лампадке елей и фитиль, покорные нашей воле, так же пусть горят пламенем любви и наши души, во всех страданиях покорные воле Божией.

В-седьмых, чтобы напоминать нам о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше, эта наша внутренняя лампадка, не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели наши – горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь.

Источник: hram-troicy.prihod.ru

Просмотрено (5774) раз

Источник: http://voskrcerkov.ru/2016/03/31/zachem-pered-ikonoj-zazhigaetsya-lampadka/

Лампадка сердца моего

Лампада (греч. «светильник») — это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике. Символическое значение лампады — вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия.

В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Это древняя благочестивая традиция, которая символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу.

Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп, темен, здесь не всегда прославляют Имя Божие.

Еще в Ветхом Завете написано: «И сказал Господь Моисею… чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровений в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда; это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны ставить они светильник пред Господом всегда» (Лев. 24:1-4).

В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома.

Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей.

Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.

Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать.

Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях — это неблагоговейно по отношению к святыне. Не принято зажигать лампаду от спички, для этого используется церковная свеча.

Про неблагоговейных монахов в монастырях раньше говорили: «Он от спички лампаду зажигает…».

Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки.

Для лампадки используют лампадное масло (изначально — оливковое), которое можно купить в церковной лавке в любом храме.

Лампадку можно зажигать только от свечи, с молитвой и благоговением. Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».

Святитель Николай Сербский по поводу того, зачем мы возжигаем лампады, писал следующее:

Во-первых, потому, что вера наша есть свет . Сказал Христос: «Я свет миру» (Ин. 8:12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.

Во-вторых, для того, чтобы напомнить нам о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы «сынами света» (Ин. 12:36).

В-третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света , чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела» (Мф. 5:16).

В-четвертых, чтобы стала она нашей малой жертвой Господу , Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к Тому, у Кого в наших молитвах мы просим жизни, здоровья и спасения – всего того, что может дать одна только безграничная Небесная Любовь.

В-пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца . Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам Его.

В-шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому как горят в лампадке елей и фитиль , покорные нашей воле, так же пусть горят пламенем любви и наши души, во всех страданиях покорные воле Божией.

В-седьмых, чтобы напоминать нам о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше, эта наша внутренняя лампадка, не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели наши – горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь.

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

молитва на зажжение лампадки

Православная молитва чтимая при зажжении лампадки

Возжги, Господи, угасший светильник, души моей светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет миру, прими сие вещественное приношение: свет и огнь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь.

«Тятя, тятя наши сети притащили…»

Возжигая лампаду…

  • Как хорошо в Рождественскую ночь (как и в любую другую) молиться при свете только лампады.
  • Хочу поделиться молитвой, которую встретишь не во всяком молитвослове.
  • Молитва на возжжение лампады

Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю! Ты бо еси невещественный свет мира.

Прими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу.

Время создания записи: Суббота, января 3, 2009 в 23:00 в рубрике Жемчужинки. Вы можете отслеживать комментарии к этой записи через RSS 2.0 ленту. Вы можете ответить, или отправить трекбек со своего сайта.

2 в “Возжигая лампаду…”

Замечательная молитва! С Рождеством, Тамара!

Я уже выставляла молитву на Возжение лампады.

Страницы

  • Дела Церковные (52)
  • Жемчужинки (86)
  • интервью (32)
  • литература (35)
  • личные заметки (65)
  • Новости (318)
  • О мiре (57)
  • О святых (19)
  • Размышлизмы (96)
  • рукоделие (8)
  • Церковь (147)
    • Сергей к записи Режиссёр Юрий Грымов о “Матильде”
    • Тамара Ступина к записи Режиссёр Юрий Грымов о “Матильде”
    • Сергей к записи Режиссёр Юрий Грымов о “Матильде”
    • Тамара Ступина к записи Режиссёр Юрий Грымов о “Матильде”
    • Сергей к записи Режиссёр Юрий Грымов о “Матильде”
  • Блог «Тятя, тятя наши сети притащили…» работает на WordPress

    Как и зачем дома зажигать лампадку и воскурять ладан?

    Содержимое

    Объясняет иерей Андрей Чиженко.

    По православному вероучению человек – двусоставное существо: духовно-телесное. Душа является образом и подобием Божиим в человеке. Через тело человек соединяется с материальным животным миром. В этом состоит великая задача человека. Обожиться самому (т. е.

    начать путь восхождения к Богу, путь познания Его, соединения с Ним, вернее, с Божественными нетварными энергиями) и через обожение обожить-освятить и всю остальную материальную природу, так как человек – центр и царь ее. Он существует словно бы на пересечении двух миров – духовного и материального. Исходя из этого, тело человеческое – сотрудник души в деле спасения.

    Оно суть храм Божий. Именно потому в православии так бережно относятся к телу. Это видно из чина погребения.

    Поэтому все Таинства церковные и, как следствие, богослужение имеют также двойственную природу. Пример: в Таинстве Крещения священник призывает имя Святой Троицы – это духовная главная составляющая. Но вещество крещения вполне материально – вода. Таинство Причащения. Его сердцевина – Тело и Кровь Христова.

    А вещества для Таинства – просфора, вино, вода. Поэтому православное богослужение воздействует благодатью Святого Духа не только на душу, но и на тело. Елей для помазывания (осязание), колокольный звон, пение (слух), иконы, роспись (зрение), просфора, крещенская вода (вкус), каждение ладаном (обоняние).

    Семья – малая церковь. Это тоже своего рода служение Богу и ближним своим. Естественно, мы хотим, чтобы Божья благодать освящала и нас самих, и наши жилища, защищала нас от всякого зла да скверны. Кроме того, в раю праведники и святые Ангелы пребывают в непрерывном богослужении – славословии Всевышнего.

    Поэтому мы с Божьей помощью стараемся будто бы продолжить храмовое богослужение (в разумных пределах, конечно) и у себя дома.

    Сродни этому монашеский чин панагии (с греческого языка – «всесвятая»), когда богородичную просфору, из которой вынимается частичка в честь Девы Марии на проскомидии после Литургии, монахи торжественно переносят из храма в трапезную, где вкушают ее с определенными молитвами, а затем начинают трапезу.

    Таким образом Литургия как будто бы продолжается, и она длится и в келейных условиях монашеских общежитий. Примерно то же в духовном смысле происходит и с нами, когда мы словно бы «приносим храм и богослужение домой», устраивая из своей жизни богослужение, жертву Всевышнему.

    Потому, например, раньше в каждом православном доме был «красный» (красивый из устаревшего) угол, где помещались иконы, воскуряли ладан, зажигали лампадку. Часто он делался на восток, наподобие алтаря храма. Собственно говоря, красный угол и есть своеобразным домашним алтарем. Вообще, это очень хорошая традиция. Правильная. Семья делает посильную жертву Богу и устраивает для Него жилище в своем доме, и Он, конечно, поселяется в нем, потому что любящие сердца Его чад жаждут встречи со своим Отцом Небесным.

    Не всегда, конечно, получается устроить красный угол на восток в современных условиях, но, в принципе, сделать его вообще по силам каждой семье. Это наше выражение любви к Богу.

    Единственное, что хотелось бы по этому поводу сказать из опыта… Нужно для образов святых все-таки ОТДЕЛИТЬ место в доме, так сказать, расчистить его от других мирских вещей. А то часто приходится видеть в домах, как иконы заставлены рюмками или другими вполне мирскими вещами.

    Иногда происходят и другие невольные святотатственные действия, когда иконы помещают вместе с набравшими популярности японскими божками-нэцкэ, различными «денежными жабами», «приносящими» богатство и успех, или эротическими картинами. Безусловно, это неприемлемо.

    Читайте также:  Людмила дербина: как она пыталась оправдать убийство николая рубцова

    Человек должен разобраться в себе, Кому он служит: Христу или велиару. Языческие идолы лучше выбросить или сжечь, не держать у себя дома.

    Что касается лампадки, то, например, у меня она горит постоянно сутками. Вспомним притчу о десяти девах (см. Мф. 25:1–13).

    На мой взгляд, горящая лампада, уход за ней, покупка лампадного масла, свечей для ее возжжения – наша посильная жертва Христу (своеобразная тактильная молитва Богу) и посильная финансовая жертва Церкви (лампадное масло, свечи, фитильки, сама лампадка). Некоторые зажигают лампадку перед молитвой.

    Это тоже хорошо и благотворно. Любую посильную для человека жертву примет Бог, если она совершена с благоговением любящим сердцем. Лампадка, конечно, возжигается перед иконами.

    Из своего опыта скажу, что для лампады лучше брать очищенное специализированное лампадное масло. Сколько я не пробовал использовать обычное подсолнечное масло и даже очищенное рафинированное, оно горит плохо, лампадка коптит и засоряется.

    Что касается благовоний – ладана и фимиама, тоже вполне возможно применение его в домашних условиях. Только нужно не имитировать каждение священнослужителем в храме (это все-таки прерогатива священника), скорее воскурять ладан, а не кадить им.

    Сейчас в церковных лавках очень большой выбор и ладана, и кадильниц. Есть специальные «паучки» – легкие металлические конструкции, которые крепятся на лампадку. Сверху на них площадка. На нее кладется ладан. От теплоты лампадного огня металл нагревается – и ладан начинает благоухать. Есть специальные стационарные кадильницы – глиняные, фарфоровые, металлические.

    Для них нужен уголек. Он зажигается, кладется в кадильницу, сверху кладутся кусочки ладана. В крышечке данной кадильницы есть специальные отверстия для дыма. Можно зажигать кадильницы перед молитвой, можно пройтись с Иисусовой или любой другой молитвой по дому, наполняя его комнаты сердечным воззванием к Богу, которое возносится в небо так легко, как дым от кадильницы.

    Утилизировать сгоревшие угольки нужно следующим образом. Если вы живете в частном доме, желательно сделать в палисаднике или в саду ямку в чистой земле, можно под деревом или кустом, куда вытряхивать пепел (в том числе и кадильный) от сжигания освященных вещей.

    Можно выбрасывать пепел в проточную воду, в реку. Если вы живете в квартире, то сжигать остатки освященных вещей также целесообразно где-то в парке или на клумбах, потом закапывать пепел в чистую землю.

    Можно вытряхивать остатки сгоревшего угля в вазоны с комнатными растениями.

    От чего хотелось бы предостеречь.

    Не нужно превращать весь дом в церковь. Важно понимать, что в доме следует не только молиться, но и жить. Достаточно одного-двух-трех мест в доме, выделенных на духовные нужды. Оставьте пространство в жилище и для себя, для супруга (супруги), детей своих. Все хорошо в меру.

    Иерей Андрей Чиженко

    Нижнее меню

    1. Просмотров сегодня: 8378
    2. Мнение редакции портала может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.
    3. Использование материалов сайта в печатных изданиях и на интернет-ресурсах возможно только с указанием ссылки на портал.

    ☦#лампадка_Великий_пост. ????#лампадка_творческая_мастерская. ГОРЕ ИМЕЕМ СЕРДЦА

    Эти слова мы слышим на каждой Литургии, и наши мысли и чувства устремляются ввысь, к миру горнему, откуда заботливо глядят на нас ангелы и где терпеливо ждет нас Господь. И во время Великого Поста слова эти обретают особенно глубокий смысл… ВРЕМЯ ПОСТА Великий пост… и черноризны образа, Сапфирной грустью светятся лампады.

    И вороны мантийные сидят У перекошенной кладбищенской ограды. Погашен свет, лишь свечи, скорбно тая, Сердца горе взывают в тишине… Канон Андрея Критского читают В неделю первую постящейся земле. Терентiй Травнiкъ Дивные эти строки прочитала на одном дыхании. И поразилась величию той картины, что развернулась в моем сердце.

    Черноризные образа… Мерцающие чистым сиянием во мраке, они смиренны и возвышенны в черном своем монашеском обрамлении.

    И мы склоняем перед ними повинные головы, с болью вспоминая о том, как возвели на Крест нашими человеческими грехами Божьего Сына… И с надеждой внимаем трепету огонька, что не угасает в сапфирной грусти лампады… » Отче, отпусти им, ибо не ведают, что творят», — сказал истерзанный и оплеванный Господь, истекая кровью на Кресте.

    Так укрепилась и стала сутью жизни новозаветная Любовь… «Прости нас, Отче…», — вторим мы Сыну Божьему, вспоминая многие свои грехи… И рядом с нами — вся православная земля… И мантийные вороны на перекошенной ограде кладбища – это всего лишь одна из деталей картины, что рисует наше воображение при чтении этих двух строк.

    Но этой детали достаточно, чтобы за мгновение окинуть внутренним взором необъятные просторы с белыми колокольнями среди полей и лесов… И острова, оберегаемые скромным величием монастырей… И вновь сердца – горе: ввысь, вверх, к Его Истине. И погас в храме свет, не смея нарушать печаль… И сердце скорбно тает вместе с мягко и виновато оплывающей свечой.

    И звучат бессмертные слова: перед каждым престолом читают в неделю первую канон Андрея Критского. Читают всей постящейся земле… И уже затеплилось в сердцах предчувствие необъятной радости: грядет тот День, когда все будет пронизано радостью: Христос Воскресе! Он воскреснет, чтобы вновь и вновь согреть и спасти своей Любовью блудных своих детей. Слава Богу за все!

    Елена Логунова.

    Источник: https://kolomna-ogni.ru/lampadka-serdtsa-moego/

    Почему необходимо зажигать в храме и дома свечи и лампады перед святыми иконами

    «и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши.»(Исход, 30:8)

    Свеча – небольшой светильник, источник лучистого света. Отделение света от тьмы было одним из первых актов творения. В конце времен, когда закончится история спасения, Сам Бог будет Светом (Откр.

    21:23) нового творения (21:5).

    Поэтому тема света проходит через все Священное Писание, а специально изготовленные светильники с самого начала ветхозаветного богослужения становятся необходимой принадлежностью скинии, а позже – Иерусалимского храма.

    Светильник, прежде всего, был символом присутствия Божия. Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2Цар.22:29).

    Свет лампады или свечи символизирует также светлое, радостное и теплое моление к Богу. Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает (Прит.13:9).

    В ветхозаветное время в качестве светильников использовались небольшие сосуды с оливковым маслом и фитилем из льна.

    Время появления свеч в качестве светильников не удается установить документально. Технология изготовления свеч постепенно менялась. От трубки, наполненной жиром с нитяным фитилем внутри до классической восковой церковной свечи – путь в несколько веков.

    Согласно церковному преданию, в апостольский век в первых христианских общинах использовались свечи. Они имели не только молитвенно-символическое значение, но и использовались для освящения дома, потому что богослужения часто совершались ночью.

    В тех местах новозаветных священных книг, где упоминаются светильники, речь может идти и о свечах. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников (Деян.20:8). Постепенно формировался богослужебный обряд новозаветной Церкви.

    Устав закрепил использование светильников (в том числе и свеч) при совершении литургии и других служб суточного круга.

    Тертуллиан писал: «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, но мы употребляем их не для того только, чтобы разогнать мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».

    Пламя свечи, горящей во время богослужения, означает, что сердца молящихся пламенеют любовью к Богу. Чем больше света, тем больше радости. Поэтому чем торжественнее церковный праздник, тем больше возжигается в храме свечей

    Святой Серафим Саровский  о возжигании лампад и свечей.

     «А для чего я зажигаю так много лампад и свечей пред святыми иконами Божиими, хотите вы знать. Вот для чего: я имею многих усердствующих ко мне и благотворящих мне и сиротам моим людей.

    Вот они мне и елей, и свечи приносят и просят помолиться за них, то, когда я начинаю правило мое, поминаю их единожды сначала, и так как по множеству имен я на каждом месте во время правила моего, где бы следовало, их еще повторять уже не могу, потому что и времени недостало бы мне на совершение моего правила; то я и ставлю все эти свечи за них в жертву к Господу – за иных одну свечу, а за иных за несколько человек одну побольше свечу ставлю, за иных же постоянные лампады теплю пред Господом, и где следует на правиле поминать, так говорю: «Господи, помяни всех тех людей рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий сии свечи и лампады».

    А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка или так простое, ни на чем Божественном не основанное, усердие мое собственное, то я вам приведу слова Божественного Писания в подкрепление.

    В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголющего к нему: «Моисее, Моисее, скажи брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кадило во дни и в нощи – потому, что это угодно  Мне и жертва благоприятна Мне есть

     Так вот, ваше Боголюбие, для чего Святая Церковь Божия приняла  в обычай возжигать и в церквах, и в домах верных христиан кандила, или лампады, пред святыми иконами Господа и Божией Матери, и святых ангелов Божиих, и святых Божиих людей, богоугодивших Господу Богу.

    А это зачем-де свечи возжигаются и что такое значат эти свечи? То в этом случае свечами знаменуются поленницы дров, коими священники обязаны были при скинии и в храме Божием содержать вечно неугасаемый огонь, подкладывая непрестанно к нему дрова.

    Так-то, ваше Боголюбие, поминая убогого Серафима, вы и сами творите».

       Святой старец Павел Таганрогский всегда советовал приходящим к  нему зажигать дома лампады перед иконами, не жалея для этих целей хорошее масло.  Вот отрывок из его жития, составленного  послушницей блаженного  Марией Цурютиной по рассказам знавших его людей  : “

    Старец Павел спросил меня «Горит у тебя лампадка там, где ты служишь?»- «Нет, батюшка даже и лампадки у меня нет« Тогда старец дал мне  лампаду, масла, свечей и ладану Когда возвратилась домой и зажгла лампаду, то
    на душе у меня сделалась такая радость, какой я не испытывала во всю свою
    жизнь Через несколько времени я опять пришла к старцу Павлу, и он оставил

    меня навсегда жить у себя».

    Келия  старца Павла  вся была уставлена св. иконами, пред которыми стояла деревянная скамейка, а на ней стояли кувшины, наполненные песком, куда были вправлены большие ставники (свечи), горевшие день и ночь, горели пред иконами также и лампады.

    Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его

    Мы зажигаем лампады перед святыми образами, как видимое выражение огня нашей любви к Господу и к ближнему, от всего нашего чистого сердца.

    Если же приносишь жертву, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь, то напрасна и жертва твоя Богу: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23–24). Нельзя истинно любить Господа, не любя своих близких.

    Источник: http://mirmagdalina.ru/?p=3630

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector