Как русские писатели-классики управляли своими крепостными

Слайд 1Как русские писатели-классики управляли своими крепостнымиОписание слайда:

Русские писатели и поэты XIX века об отношение крепостного права

Слайд 2Как русские писатели-классики управляли своими крепостнымиОписание слайда:

Содержание: 1. Писатели 19 века, представившие золотой век русской литературы 2.Паденгие крепостного права: — 1 период; — 2 период; — 3 период; 3. Русские писатели и поэт XIX века: А.С. Пушкин; М.Ю. Лермонтов; Н.А.Гоголь; Н.А. Некрасов; И.С. Тургенев; Л.Н. Толстой; 4. Вывод

Слайд 3Как русские писатели-классики управляли своими крепостнымиОписание слайда:

Писатели 19 века, представившие золотой век русской литературы Русская литература 19 века — это множество поэтов и прозаиков, имена которых стали известны всему миру. Русская литература этого периода оказала влияние не только на дальнейшее развитие русской культуры, но и на мировоззрение многих деятелей искусства в других странах.

Последователем творческих идей авторов XVIII века считается Крылов И.А. Его произведения — это первые шаги в таком новом направлении для отечественной литературы как реализм. Направления, в которых преимущественно работали писатели 19 века, — это романтизм, а также реализм.

Настрой романтизма в полной мере отвечал обстановке общенационального воодушевления, жажде общественного переустройства, которые пробудились среди людей мыслящих после окончания Отечественной войны 1812 года. Отечественная литература XIX века была бы неполной без творчества такого великолепного романтика, как Жуковский В.А.

Стихотворения Жуковского невзирая на всю свою задушевность и мечтательность поднимали важную проблему — конфронтация человека, как личности, и общества. Его современник поэт Батюшков К.Н. тоже в своей поэзии старается уйти от обыденщины, серой реальности, он воспевает лучший мир, в котором у людей есть настоящая внутренняя свобода.

Облик человека -гражданина и пророка свободы стал основой творчества и другого представителя направления романтизма Рылеева К.Ф. Строгим судьей высших слоев населения был писатель Бестужев-Марлинский А.А. Кроме стихов, он пишет замечательную прозу, где обвиняет высший круг в исключительном себялюбии, в тщеславии, в нравственней распущенности, в праздности, в легкомыслии.

Все русские писатели и поэты стараются приблизиться к народу, однако в особенности ярко это единение отобразил в собственных стихах знаменитый «певец деревни», запечатлевший крестьянский труд и быт — Кольцов А.В. Необычность его дарования во всей полноте отразилась по большей части в национальной народной песне.

Слайд 4Как русские писатели-классики управляли своими крепостнымиОписание слайда:

Знаменитым национальным писателем, воплотившим в себе идеи и принципы предшествующей отечественной и мировой культуры, обозначившим собою дальнейшее ее развитие, несомненно, был признан Пушкин А.С. Его творческий талант — основа для множества прекрасных романтических поэм, полюбившихся как в нашем отечестве, так и в других странах мира.

Собственные же достижения как поэта-романтика он благополучно использовал и при создании стихотворений и прозы реалистического направления, начало которому в отечественной литературе положил Грибоедов А.С.

Философские поиски личности, которые использовали писатели XIX века в качестве основного мотива собственных творений, особенно ярко и полно воссоздал в своем творчестве Лермонтов М.Ю. Опережая свое время, он вступил в неравный поединок со всеми силами, угнетающим человека как личность .

Восторгаясь Пушкиным и декабристами, поэт почти на протяжении своего творческого пути живописует образ народного поэта, благородного, смелого, свободного гражданина, патриота, вдохновенного воина, побуждающего людей на битвы за свои права, за свободу. Продолжил реалистические принципы и Гоголь Н.В.

, он обращается к житейской повседневности, к обычным, заурядным проявлениям отечественной действительности и использует в большинстве своем средства сатиры. Он явился родоначальником сатирического направления, именуемого «натуральным», активно развивал которое Белинский В.Г. Задачам социальной борьбы посвятил свои произведения великий критик Герцен А.И.

Слайд 5Как русские писатели-классики управляли своими крепостнымиОписание слайда:

Падение крепостного права Падение крепостного права в России принесло народным массам освобождение от прямого рабства. Но и после реформы 1861 года в России сохранились многочисленные остатки крепостничества.

Развитие капитализма в пореформенной России сопровождалось неслыханным обнищанием народных масс, самыми циничными формами их эксплуатации. Крестьянский вопрос имел громадное значение для развития русской общественной мысли и русской литературы XIX века.

Русская литература оказала громадное влияние на духовные и нравственное развитие русского общества. Как отметил еще Герцин, она была трудной, с которой раздавался голос протеста против деспотизма и произвола, призыв к свободе, к борьбе за честь и достоинство человека.

В развитии русской литературы XIX века, её тем, идей, образов, отражавших ход русской жизни, борьбы классов в русском обществе, передовое общественное движение, также отчетливо обозначают эти три периода.

Слайд 6Как русские писатели-классики управляли своими крепостнымиОписание слайда:

1 Период Охватывает время с начала века до кануна падения крепостного права. Главными деятелями литературного движения этого периода были выходцы из дворян, передовыми его идеями были идеи декабристов Герцена и Белинского.

Слайд 7Как русские писатели-классики управляли своими крепостнымиОписание слайда:

2 Период Охватывает развитие русской литературы примерно с кануна падения крепостного права, когда во главе русского литературного движения стали Чернышевский и Добролюбов. Второй период закончился в середине 90- х годов.

Слайд 8Как русские писатели-классики управляли своими крепостнымиОписание слайда:

3 Период С появлением Горького начинается третий период развития русской литературы. С середины 20- х годов до начала 40- х годов- время формирования в творчестве Пушкина, Лермонтова Гоголя (в 1842г. появляются «Мертвые души») реализма и третий этап- от начала40- х до середины 50- х годов. Гоголь утверждал, что лирика Пушкина- «являние чрезвычайное».

Слайд 9Как русские писатели-классики управляли своими крепостнымиОписание слайда:

А.С. Пушкин Ведущей темой лирики Пушкина является тема свободы- эта тема видится своеобразным стержнем, проходящим через всё творчество поэта. Мотив политической свободы выражен в стихотворениях «к Чаадаеву», «Деревня». В этих произведениях высказаны идеи, близкие взглядам декабристов: служение общественным идеалам, осуждение тирании, угнетение.

Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Узник», «Птичка». Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской позиции выражен в стихотворениях «к Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Во глубине сибирских руд» (1827), «Арион» (1827). Стихотворение «Деревня» написано в 1819г.

«Деревня»- это рассказ о реальной деревне, о подлинных страданиях крестьян, которым поэт выражает сочувствие.

Слайд 10Как русские писатели-классики управляли своими крепостнымиОписание слайда:

В этом произведении впервые заявлена тема народа, его судьба, которая будет неоднократно звучать в творчестве Пушкина. Наблюдения над жизнью крепостной деревни, глубокие раздумья о крестьянстве, о будущем России вызвали подъем творчества. В Болдине был закончен роман «Евгений Онегин».

Слайд 11Описание слайда:

М.Ю. Лермонтов 1837 год бы особенно значительным для Лермонтова. Смерть Пушкина пробудила в нем непримиримую ненависть к самодержавию и светскому обществу, и мотивы протеста стали основными в его лирике.

Весь яд своего скептицизма поэт направляет на современную ему самодержавную Россию, отражая возрастающее недовольство русского трудового народа, о котором он писал в «Родине», «Бородино», «Песнь про купца Калашникова».

Слайд 12Описание слайда:

Н.В. Гоголь Гоголь был убежденным консерватором, монархистом. Само слово «свобода» чуждо гоголевскому словарю. Русский монарх для писателя- «помазанник Божий», воплощение мощи государства и высший моральный авторитет. В произведениях Гоголя Россия предстает как страна чиновников- бюракратов.

Слайд 13Описание слайда:

Н.А. Некрасов В начале 40- х годов Некрасов познакомился с Белинским. Под влиянием Белинского творческий путь Некрасова определился как путь поэта- реалиста.

С 60- х годов он создает поэмы на сюжеты из крестьянской жизни «Коробейники», «Мороз Красный Нос», «Железная дорого» и начинает свою знаменитую поэму «Кому на Руси жить хорошо».

Во всех некрасовских стихотворениях на первом плане- тема народных страданий. Поэт сострадает крестьянам, судьбы трудящегося люда глубоко волнует его.

Слайд 14Описание слайда:

И.С. Тургенев «Записки охотника», (1852) Тургенева положили начало общероссийской известности. В них Тургенев впервые ввел в русскую литературу крестьянскую тему. Образы крестьян предстали перед русским читателем как сложные и глубокие личности, с особым мировоззрением типом мышление и духовностью.

Крепостной строй не подавил в крестьянине чувства патриотизма, любви к своей родине. Заботливо рассуждает о ней Хорь, восхищается красотой русской земли правдоискатель Касьян с Красивой Мечи. К работе над романом «Отцы и дети» Тургенев приступил в начале августа 1860 года, а закончил в июле 1861 года.

В романе ярко переданы споры «отцов» и «детей», представителей двух культур- старой, уходящей дворянской культуры и новой, демократической.

Слайд 15Описание слайда:

Л.Н. Толстой В 1856 году после отставки и заграничного путешествия Толстой обосновывается в своем тульском имении Ясная Поляна, увлекается хозяйством, в 1859 г.

впервые открывает школу для крестьянских детей, издает педагогический журнал «Ясная Поляна» (1862), ему довелось быть мировым посредником между помещиками и освобожденными крестьянами, в пользу которых он стремился решать дела.

Еще в 1856 году Толстой опубликовал рассказ «Утро помещика», где показана пропасть между прекраснодушием 19- летнего помещика и крестьянина, которых он решил облагодетельствовать. Эту пропасть Толстой всю жизнь стремился преодолеть. В 1869 году был опубликован роман «Война и мир» Отечественная война 1812 года нашла всенародный характер.

Слайд 16Описание слайда:

Во время войны произошло объединение нации- все были охвачены единым патриотическим чувством, достигшим своего высшего проявления в массовом героизме народа. Толстой проводит мысль, что новые победы в Отечественной войне Были одержаны тогда, когда «поднялась дубина народной войны».

Слайд 17Описание слайда:

Вывод Таким образом, на протяжении всего периода нашего Российского государства крестьянский вопрос имел громадное значение для развития русской литературы XIX века.

Великие русские писатели, поэты в своих произведениях показали образы крестьян, как личностей глубоких, объединенных большим умом, наделенных патриотизмо, и любовью к своей родине, поэтому отмена крепостного права в 1861 году- это великое событие в жизни общества, давшее свободу русскому крестьянину.

Слайд 18Описание слайда:

Список литературы: 1.Интернет: www.yandex.ru www.litra.ru 2. Справочник школьника

Источник: https://mypresentation.ru/presentation/russkie_pisateli_i_poety_XIX_veka_ob_otnoshenie_krepostnogo_prava

Русские классики о кулаках

Как русские писатели-классики управляли своими крепостнымиБлагодаря современному образованию и деятельности организаций вроде «Мемориала», «Перми-36» и других шарлатанов, иногда встречаю комментарии, согласно которым кулаков придумали большевики.В связи с этим, а также для полноты картины хочу привести некоторые цитаты из классиков отечественной литературы, относящиеся к кулакам.

Но для начала, напомню, кто такие кулаки. Кулак это ведь не просто зажиточный крестьянин, крепкий хозяйственник и «эффективный менеджер». Это вообще-то человек, занимающийся ростовщичеством и эксплуатацией на селе (и, как отмечают некоторые исследователи, например, Прудникова, спекуляцией — ст. 107 УК РСФСР) — загоняющий крестьян в кабалу, отнимающий у них землю. Причем, если наемный труд ещё в то время (1920-е годы) был разрешен, хотя и с ограничениями, то ростовщичество было уголовным преступлением — ст. 173. УК РСФСР. Кстати, в постановлении о ликвидации кулацких хозяйств отменялось действие законов о применении наёмного труда. А с 1936 года эксплуатация человека человеком была прямо запрещена в сталинской Конституции.

Таким образом, просто по смыслу слова «кулак», это были вполне криминальные элементы. Не говоря уж о том, что любой ростовщик нуждается в услугах «коллекторов», которых на селе звали «подкулачниками», и в общем, можно представить, чем они занимались.

У Салтыкова-Щедрина в цикле произведений «Мелочи жизни» (1887 г.) есть целая глава «Мироед», описывающая становление кулачества. В ней он к вышесказанному добавляет важный элемент — помимо прочего, кулаки спаивали односельчан:

«Наицелесообразнейшее средство для удовлетворения алчности дала ему (кулаку — прим. моё) сивушная реформа. Она каждую деревню наградила кабаком…Дешевизна водки произвела оглушающее действие. «Гольтепа» массой потянулась в кабак. Как будто она сразу хотела вознаградить себя за долгий искус лишения продукта, который, ввиду ее одичалости, представлял для нее громадный соблазн.

Но, сверх того, ей необходимо было забыться, угореть. Обида преследует ее всюду: и дома и на улице. Только кабак, в лице своего властелина, видит в нем равноправного потребителя и ограждает эту равноправность. Только в кабаке он сам-большой и может прикрикнуть даже на самого мироеда: «Ты что озорничаешь? наливай до краев!» И мироед не ответит на его окрик, а только ухмыльнется в бороду.

«Разоренье» вошло в полный фазис своего развития. Пропивались заработанные тяжким трудом деньги, и ежели денег недоставало — пропивалась самая жизнь. Рабочие орудия, скот, одежда, личный труд, будущий урожай — все потянулось к кабаку и словно пропадало в утробе кабатчика.

А рядом с кабаком стояла лавочка, где весь деревенский товар был налицо, начиная от гвоздя до женского головного платка.

Зачем запасаться дома, зачем копить, коль скоро все в лавочке найти можно?! И денег не нужно — знай, хребтом шевели: мироед своего не упустит! он, брат, укажет, где и как шевелить!»

Кулаки не просто наживались на бедности односельчан, вгоняя их в кабалу, они эту бедность провоцировали спаиванием.

«Что касается до сельскохозяйственных оборотов мироеда-аборигена, то он ведет свое полеводство тем же порядком, как и «хозяйственный мужичок».

Он любит и холит землю, как настоящий крестьянин, но уже не работает ее сам, а предпочитает пользоваться дешевым или даровым трудом кабальной «гольтепы». Сколько находится у него в распоряжении этого труда, столько берет он и земли.

Он не гонится за большими сельскохозяйственными предприятиями, ибо знает, что сила его не тут, а в той неприступной крепости, которую он создал себе благодаря кабаку и торговым оборотам.

Так что все его требования относительно земли, как надельной, так и арендуемой, ограничиваются тем, чтоб результаты ее производительности доставались ему даром, составляли чистую прибыль».

Под «неприступной крепостью» тут имеется ввиду новое закрепощение недавно раскрепощенных крестьян.

Вот ещё одна цитата того же классика:

«Обставленный кабаком, лавочкой и грошовой кассой ссуд, он обмеривает, обвешивает, обсчитывает, доводит питание мужика до минимума и в заключение взывает к властям об укрощении людей, взволнованных его же неправдами.

Поле деревенского кулака не нуждается в наемных рабочих: мужик обработает его не за деньги, а за процент или в благодарность за «одолжение». Вот он, дом кулака! вон он высится тесовой крышей над почерневшими хижинами односельцев; издалека видно, куда скрылся паук и откуда он денно и нощно стелет свою паутину».

Читайте также:  Лобное место в москве: для чего его использовали

Другой пример упоминания кулаков в русской классической литературе — слова, которые Достоевский вложил в уста старца Зосимы в «Братьях Каразмазовых».

«Боже, кто говорит, и в народе грех. А пламень растления умножается даже видимо, ежечасно, сверху идет. Наступает и в народе уединение: начинаются кулаки и мироеды».

Там же:

«…Чем беднее и ниже человек наш русский, тем и более в нем сей благолепной правды заметно, ибо богатые из них кулаки и мироеды во множестве уже развращены, и много, много тут от нерадения и несмотрения нашего вышло!»

Как-то не вяжутся эти слова с образом сельского «эффективного менеджера».

Показательно, что в споре между Достоевским и критиком Василием Авсеенко обоими в отрицательном ключе используются через запятую как синонимы слова «мироед», «кулак», «самодур». Авсеенко их вводит, а Достоевский цитирует, не оспаривая при этом отрицательного их значения.

Ну и, конечно, нельзя не упомянуть знаменитые «Письма из деревни» (1872-1887 гг.) Александра Энгельгардта, хоть он и не писатель, а публицист.

«Из всего «Счастливого уголка» только в деревне Б. есть настоящий кулак. Этот ни земли, ни хозяйства, ни труда не любит, этот любит только деньги.

Этот не скажет, что ему совестно, когда он, ложась спать, не чувствует боли в руках и ногах, этот, напротив, говорит; «Работа дураков любит», «Работает дурак, а умный, заложив руки в карманы, похаживает да мозгами ворочает».

Этот кичится своим толстым брюхом, кичится тем, что сам мало работает: «У меня должники все скосят, сожнут и в амбар положат». Этот кулак землей занимается так себе, между прочим, не расширяет хозяйства, не увеличивает количества скота, лошадей, не распахивает земель.

У этого все зиждется не на земле, не на хозяйстве, не на труде, а на капитале, на который он торгует, который раздает в долг под проценты. Его кумир — деньги, о приумножении которых он только и думает.

Капитал ему достался по наследству, добыт неизвестно какими, но какими-то нечистыми средствами, давно, еще при крепостном праве, лежал под спудом и высказался только после «Положения». Он пускает этот капитал в рост, и это называется «ворочать мозгами». Ясно, что для развития его деятельности важно, чтобы крестьяне были бедны, нуждались, должны были обращаться к нему за ссудами. Ему выгодно, чтобы крестьяне не занимались землей, чтобы он пановал со своимиденьгами».

Энгельгардт знал, о чем писал, потому что писал с натуры — сам долгие годы занимался сельским хозяйством.

Другой не менее осведомленный человек — российский статистик и публицист, коллежский секретарь, член Вольного экономического общества Г.П.

Сазонов написал целую книгу о мироедах «Ростовщичество-кулачество. Наблюдения и исследования» (1894 г.). Вот он описывает страх крестьян перед кулаком:

«Сходъ заколыхался, зашумелъ. Я отошелъ въ сторону. Повидимому міръ раскололся на две партіи. Одна требовала, чтобы показанія делались правдиво, другая указывала на то, что ростовщики отомстятъ за правду…

Бояться же раскрытія правды они имѣли серьезныя основанія, такъ какъ эти милые ребята натворили здѣсь много дѣлъ, за которыя въ другомъ государствѣ они могли отправиться въ мѣста болѣе чѣмъ отдаленныя».

Дальше приводится длинный список примеров «эффективного менеджмента» со стороны кулаков. Вот один из них:

«Иванъ Григорьевъ былъ долженъ Михаилу Исакову 4 года назадъ по роспискѣ въ 105 руб.

, въ счетъ которой взялъ 10 сельдей, 1 пудъ сѣмя, однимъ словомъ забрано на 20 руб. Свезено 6 беркойцевъ льна по 14 руб., а въ другихъ мѣстностяхъ было по 20—18 руб., 4 пары гусей отданы Исакову въ гостинецъ.

«Стыдно тебѣ о гусяхъ поминать, сказалъ онъ, это въ гостинцы». Исполнительный листъ полученъ въ 70 руб.».

Но это всё творческие личности, «они так видят», скажут некоторые. Что ж, вот, что говорит «Настольный энциклопедический словарь» (1896 г.):

«Кулак — перекупщик, маклак, особенно в хлебной торговле; в обыденной речи означает вообще человека, старающегося всякими неправдами нажить большие барыши; от этого значения слова кулак происходит слово кулачество или кулачничество, т. е. промысел кулака, перекупля, барышничество».

***В 1920-е годы, после Гражданской войны все эти кулацкие практики вернулись в деревню. Поэтому, повторюсь, борьба с ними была совершенно правильной и оправданной с точки зрения закона. Претензий к советской власти по этому поводу может быть только две: плохая организация переселения кулаков и отдельные несправедливые обвинения тех, кто кулаками на самом деле не являлся.

Завершить эту тему хочется словами Салтыкова-Щедрина из его переписки: «Он теперь кулаков стал восхвалять. Вообще, осел изрядный».

Как русские писатели-классики управляли своими крепостнымицинк

Источник: https://aloban75.livejournal.com/4360159.html

Проблема крепостного права в литературных произведениях

Как русские писатели-классики управляли своими крепостнымиВ русской литературе не раз затрагивались проблемы, связанные с крепостным правом. Целый ряд писателей направляли свои усилия, одни — в большей мере, другие – в меньшей, к тому, чтобы свершилось долгожданное событие: пали оковы крепостного права. Иногда это были лишь косвенные указания на ужасное положение крестьянства во власти помещиков. В других же случаях именно крепостное право служило главной темой литературного произведения.

Первым по времени произведением подобного рода в русской литературе является книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Произведение это посвящено автором исключительно вопросу о положении крестьян и направлено всецело против крепостного права. Картина, нарисованная Радищевым, действительно, ужасна.

Но книга его оказалась написанной не ко времени, и автор лично поплатился за это. Еще почва не была подготовлена для подобного рода произведений, еще время не наступило для осуществления идеала Радищева – падения крепостного права. Радищев был по приказанию императрицы Екатерины II схвачен, подвергся допросу, но и здесь не отказался от своих убеждений.

Чтобы придать законную форму его осуждению, его обвинили в измене и сослали в Сибирь.

Судьба Радищева, должно быть, не одному литератору послужила грозным предупреждением, и после него долго не появлялось литературных произведений, направленных прямо против крепостного права. Тем не менее, против этого явления русской жизни высказывались, в более скрытой форме, все видные литераторы последующей эпохи. Этого вопроса коснулись Пушкин и Грибоедов, Лермонтов и Гоголь.

У Грибоедова, в «Горе от ума» в нескольких местах устами действующих лиц проявляется его отношение к крепостному праву. Отдельные выражения, затрагивающие положение дворовых, проскальзывают у Лизы, но на первом плане здесь нужно поставить рассказ Чацкого об обмене помещиком, спасавших ему жизнь крестьян, на борзых собак и о «распродаже поодиночке» «зефиров» и «амуров».

Пушкин также коснулся этого вопроса и высказался гораздо определеннее Грибоедова, став, конечно, в ряды противников крепостничества. Всем известны заключительные слова его стихотворения «Деревня»:
«Увижу-ль я, друзья, народ освобожденный

И рабство, павшее по манию царя…»

Источник: https://DetskiyChas.ru/school/turgenev/krepostnoe_pravo_v_literature/

Крепостные великих классиков

В своих произведениях русские писатели-помещики довольно часто сочувствовали дворовым, но факт остается фактом – каждый из них являлся хозяином сотен подневольных душ, которые обязаны были работать на своего господина, а еще платить ему вовремя оброк.

В середине XIX века в России насчитывалось чуть более четырех тысяч крупных помещиков, а вот дворянских семей было намного больше – где-то 100 тысяч. В основном представители привилегированного сословия являлись безземельными, зачастую потерявшими все свое имущество в результате неправильного ведения хозяйства.

Лев Толстой

Знаменитый русский классик унаследовал от своих родителей имение Ясная Поляна в комплекте с 330 крепостными крестьянами.

Толстой всегда был довольно неординарной личностью, поэтому, вступив в свои права, первым делам открыл здесь школу для своих неграмотных «подопечных».

Но и этого ему показалось мало, поэтому через несколько лет Толстой вообще захотел забыть о крепостном праве, как о страшном сне. Однако такая инициатива довольно сильно испугала его крестьян, которые понятия не имели как они должны будут жить без своего господина.

Александр Пушкин

Всю сознательную жизнь Александр Сергеевич пытался разобраться со своими долгами, но с каждым годом их сумма только и делала, что возрастала. Если дед поэта был хозяином трех тысяч душ, то отец Пушкина унаследовал уже 1200 крепостных, при этом он оказался крайне плохим хозяйственником.

В такой непростой ситуации Александру Сергеевичу не мешало бы задуматься о женитьбе на невесте с приличным приданным, но он всегда был человеком влюбчивым и импульсивным, выбрав себе в супруги Наталью Гончарову. Девушка была необычайно красива, но не имела за душой практически ничего. При этом Пушкины вели соответствующий своему положению образ жизни, что постоянно требовало огромных расходов.

Тогда отец Александра Сергеевича решил расщедриться и подарил наследнику 200 душ. Крепостные были мгновенно заложены поэтом за 38 тысяч рублей. Когда же он стал полноправным хозяином имения Болдино после смерти своего батюшки, то обнаружил, что папа наплодил неимоверное количество долгов. Так вместе с землей он получил 1040 душ, а кроме того долговые обязательства на сумму 200 тысяч рублей.

Наемные управляющие наотрез отказывались заняться делами его имения, а сам поэт вообще не имел коммерческой жилки.

Вот как о нем писал один из чиновников: «Пушкин — отлично добрый господин, который награждает деньгами за услуги даже собственных своих людей, ведет себя весьма просто и никого не обижает». И действительно крепостные очень любили своего хозяина, который никогда не проявлял агрессии по отношению к ним, правда и не умел толком вести дела своего имения.

Николай Гоголь

Семье писателя принадлежало четыре сотни очень даже живых душ. И хотя Гоголь не был в восторге от крепостного права, периодически в нем просыпался настоящий помещик. Так однажды он дал вот какой совет другу, который никак не мог поладить со своими крестьянами: «Собери прежде всего мужиков и объясни им, что такое ты и что такое они.

Что помещик ты над ними не потому, чтобы тебе хотелось повелевать и быть помещиком, но потому что ты уже есть помещик, что ты родился помещиком, что взыщет с тебя Бог, если б ты променял это званье на другое, потому что всяк должен служить Богу на своем месте, а не на чужом, равно как и они также, родясь под властью, должны покоряться той самой власти, под которою родились. Скажи им, что заставляешь их трудиться и работать вовсе не потому, чтобы нужны были тебе деньги на твои удовольствия, и в доказательство тут же сожги ты перед ними ассигнации, чтобы они видели действительно, что деньги тебе нуль, но что потому ты заставляешь их трудиться, что Богом повелено человеку трудом и потом снискивать себе хлеб, и прочти им тут же это в Святом Писании, чтобы они это видели».

Однако и узурпатором автора «Мёртвых душ» назвать было в полной мере нельзя, так как он внимательно следил, чтобы его люди не голодали. В частности, он высылал своей матери средства, прося ее купить по теленку тем мужикам, у которых не было никакой скотины вообще.

  Фильмы, похожие на «Значит, война»: топ лучших

Источник: https://labuda.blog/231257

Шесть выдающихся россиян, вышедших из крепостных

3 марта 1861 года был опубликован манифест императора Александра II, отменивший в России крепостное право. Это было лишь одно из многих революционных преобразований царя-реформатора, но, пожалуй, самое известное. Творческий, научный и предпринимательский потенциал миллионов освобожденных крестьян дал мощный толчок развитию страны.

Стоит сказать, что отдельные талантливые крестьяне получали вольную и до реформы 1861 года.

Одних помещики отпускали сами, видя несомненные дарования, вторые выкупали себя и семью, скопив за время карьеры нужную сумму, а на освобождение третьих средства собирали их коллеги или меценаты.

Да и после опубликования царского манифеста процесс выкупа крестьян длился еще несколько десятилетий, поэтому можно сказать, что под знаком освобождения из зависимого сословия прошел практически весь XIX век.

Михаил Щепкин. Театр

Будущий знаменитый актер Московской императорской сцены родился в 1788 году в Курской губернии и мог бы повторить судьбу своих родителей, дворовых семьи графа Волькенштейна, если бы не бойкий характер и способность быстро всему обучаться. С равным успехом Михаил мог бы стать ученым (ему особенно хорошо давались точные науки) или художником, но все изменила одна оперная постановка, представленная к какому-то семейному празднику в усадьбе графа.

Увиденное 8-летним мальчиком представление решило его судьбу. Играть в театре стало главным желанием всей жизни.

Разумеется, сначала талантливому подростку пришлось пройти все предварительные ступени театрального закулисья.

Миша помогал декораторам и бегал с курьерскими поручениями, работал переписчиком ролей и суфлером, пока счастливый случай не дал ему возможности заменить заболевшего актера в одном из спектаклей курского театра Барсовых. После этого стало ясно — вот она, будущая звезда российской сцены.

Затем, в течение полувека блестящей карьеры, были десятки ролей в пьесах отечественных и зарубежных авторов, блестящее воплощение образа Фамусова из «Горя от ума» и Городничего из «Ревизора», вся классика Тургенева и Островского. Тонкая, выразительная и, как отмечали современники, «интеллигентная», игра Щепкина надолго стала эталоном для отечественной сцены.

Благодаря своему таланту, в 30 лет актер вместе с семьей был выкуплен у Волькенштейнов за огромную по тем временам сумму в 10 тысяч рублей. Деньги по подписке собирали почти все известные в то время российские деятели искусств и меценаты.

Читайте также:  Онуфрий степанов: казак, победивший китайцев

Говоря о крепостных, реализовавших себя на сцене, стоит упомянуть также знаменитую Прасковью Жемчугову и Татьяну Шлыкову-Гранатову, блиставших на российской сцене в конце XVIII — первой половине XIX веков.

Орест Кипренский. Живопись

Имя Ореста Кипренского знакомо каждому отечественному школьнику благодаря портрету Пушкина, наиболее известному прижизненному изображению поэта. Благодаря Кипренскому мы знаем в лицо элиту России начала XIX века: литераторов и военных, политиков и покровителей искусства.

Кроме знаменитого изображения классика русской литературы, перу Кипренского принадлежат жемчужины коллекций отечественных и зарубежных музеев живописи — портреты В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, В.А.Оленина, Е.В.Давыдова, Е.С.Авдулиной, С.С.Щербатовой, А.М.Голицына, Б.

Торвальдсена и многих других.

Сюда же стоит отнести и автопортрет, нарисованный художником в 1828 году, уже на закате своей карьеры. Всю жизнь стремившийся к парадности и «эпичности», себя Кипренский изобразил максимально реалистично и, по мнению критиков, «безжалостно».

Наверное, есть какая-то историческая закономерность в том, что писавший портреты российских аристократов Орест Кипренский родился крепостным, незаконным сыном помещика Дьяконова.

Единственным подарком помещика сыну стала «вольная», подписанная шестилетнему мальчику в 1788 году.

Отчество мальчик получил от крепостного Адама Швальбе, записанного в «отцы», а фамилией своей он обязан острову Кипр, родине древнегреческой богини любви Афродиты. Правда, первое время его фамилия звучала как «Кипрейский».

Кроме самого Кипренского, следует упомянуть еще о нескольких бывших крепостных, ставших успешными живописцами, графиками, декораторами, архитекторами: Василия Тропинина, Андрея Воронихина, Ивана Свиязева, Григория Сороку, Федора Сотникова.

Тарас Шевченко. Литература

Полная суровых испытаний судьба классика украинской литературы достойна того, чтобы стать основой романа или сценария фильма. В жизни Тараса Шевченко было все: сиротство и нужда в детстве, суд и ссылка за «политику» в зрелые годы, прижизненное признание и суровая — подчас и несправедливая — критика его творчества, а в старости — одиночество и медленное угасание таланта.

Тем не менее, даже при всех этих обрушившихся на него испытаниях Тарас Шевченко успевал много и успешно работать: писал стихи и прозу, на украинском и русском, рисовал и лепил, пытался фотографировать. Сейчас уже трудно представить себе украинскую поэзию без «Кобзаря», а всю украинскую культуру без Шевченко.

Отдельного описания достойна история выкупа молодого Тараса из крепостной неволи. О «вольной» для талантливого малоросского юноши, показавшего себя перспективным художником, хлопотали многие петербургские меценаты и преподаватели Академии искусств, но барон Энгельгардт, у которого служил Шевченко, упорно не хотел отпускать своего крепостного.

Свободу Тарас заработал буквально своими руками, нарисовав портрет Василия Жуковского, покровительствовавшего молодому живописцу. В 1838 году портрет был продан на аукционе за 2500 рублей, которые и стали «вольной» для Тараса Шевченко. Впереди у него были годы работы, трудностей и лишений, но, главное, это были годы свободной жизни.

Александр Гурилев. Музыка

Композитор и музыкант Александр Гурилев — представитель династии талантливых крепостных, принадлежавших графу Орлову.

Его отец Лев Гурилев был не только одаренным музыкантом-мультиинструменталистом, но и возглавлял крепостной оркестр.

Выросший в творческой атмосфере Саша не только впитал все лучшее, что мог дать ему отец, обучивший игре на скрипке и альте, но и смог получить настоящее музыкальное образование, обучаясь у лучших преподавателей того времени.

Переломным моментом для семьи Гурилевых стал 1831 год, когда после смерти хозяина крепостные музыканты получили «вольную». Переехав в Москву, Гурилев смог полностью отдаться любимому делу — выступал с концертами, давал уроки, делал инструментальные обработки народных мелодий.

В истории отечественной музыки он остался как автор множества фортепианных пьес и обработок таких народных песен, как «Во поле берёзонька стояла», «Во саду ли в огороде», «Ах, сени мои, сени», «Вниз по матушке по Волге». Кроме того, Гурилев — автор множества романсов на стихи Лермонтова, один из первых композиторов, удачно положивших на музыку стихи великого русского поэта.

Семен Бадаев. Металлургия

Имя бывшего крепостного Семена Бадаева известно лишь узкому кругу специалистов по горному делу, но его вклад в развитие отечественной промышленности столь значим, что из крепостной зависимости у помещика Рогозина в 1810 году его выкупало российское правительство. Мало того, талантливому самоучке было предложено самому решать, где продолжать свою карьеру, и он выбрал лучшее в то время металлургическое предприятие — Камско-Воткинский железоделательный завод.

Семен Бадаев предложил новый способ производства стали, которая обладала большой вязкостью и отлично сваривалась.

Сталь, получившая название «бадаевской», превосходила по потребительским качествам известные в то время зарубежные образцы, и это избавило страну от «импортной» зависимости.

Дело государственной важности — Россия получила возможность самостоятельно производить прочные сельхозорудия и промышленные станки, огнестрельное оружие и хирургические инструменты.

За эти заслуги бывший крепостной удостоился золотой медали на Владимирской ленте и офицерского чина. 

Даниил Бокарев. Пищевая промышленность

Имя бывшего крепостного крестьянина графов Шереметевых Даниила Бокарева, как и вышеупомянутого Семена Бадаева, известно далеко не многим, хотя с его изобретением знакомы, наверное, все. В 1829 году он предложил способ производства масла из семян подсолнечника.

Историкам неизвестно, заработал ли бывший крепостной на своем изобретении что-то, кроме свободы, но, безусловно, его разработка стала революцией как в сельском хозяйстве (до этого подсолнечник не рассматривался как масличная культура и был скорее декоративным растением), так и в пищепроме. Через несколько лет на юге России количество маслобоен исчислялось десятками, а объем произведенного масла — сотнями тысяч пудов.

Для верующих подсолнечное масло Бокарева стало доступной альтернативой дорогому оливковому. Церковь разрешила употреблять это масло в дни постов, из-за чего оно получило свое второе название «постное».

Источник: https://rg.ru/2014/03/03/krepostnie-site.html

Крепостной поэт — по стране литературии — каталог статей — учитель словесности

В недобрую пору крепостной зависимости у русских помещиков имелись не только свои актеры, музыканты и художники, но и доморощенные поэты.

Достоевский в повести «Село Степанчиково и его обитатели» с горьким сарказмом описал одного из них — камердинера Гришку Видоплясова, обученного стихотворству.

Его барин сообщает племяннику, что собирается напечатать стихи собственного поэта отдельной книжкой под названием «Вопли Видоплясова», подчеркивая: «Будет выставлено на заглавном листе: «Крепостной человек такого-то», а в предисловии — от автора благодарность за образование».

Недовольный своей фамилией, Видоплясов придумывал себе псевдонимы. Его барин рассказывает: «Что ни неделя, то фамилия, и все такие нежные выбирает: Олеандров, Тюльпанов».

Потом этот крепостной поэт решил называться Григорием Верным, но «какой-то балбес подобрал на это рифму: скверный. Придумал: Уланов, подобрали рифму «болванов».

Затем — Танцев,— облагороженная по-иностранному своя фамилия, и, наконец, Эсбукетов… Умер Видоплясов, по словам писателя, в сумасшедшем доме.

Это хотя и шарж, но сколок с действительности.

Тарас Шевченко, как известно, был крепостным. Та же участь выпала на долю и других талантливых русских самородков, в числе которых был Егор Алипанов.

Вот что рассказано о нем № 33 «Новгородских губернских ведомостей» за 1856 год:

«Егор Ипатьевич Алипанов родился в 1800 году в Людиновском горном заводе Калужской губернии Жиздринского уезда. Отец его, мастеровой при заводе, был крепостным секунд-майора И. А. Мальцева.

Воспитание молодого Алипанова было предоставлено самой природе, как это часто бывает не в одном этом сословии. Читать, писать кое-как без правил грамматики научился он у отставного сержанта.

До 1824 года Алипанов находился при заводе в занятиях то плотника, то столяра, а в 1824 году отправлен был на барках с заводскими изделиями в Петербург.

«С детства имел он наклонность к чтению книг, но за неимением светских читал одни духовные; в Петербурге предстал ему случай ознакомиться с сочинениями разных авторов. Многие заучил он наизусть, потому что гармония стиха и рифмы полюбилась ему.

Имея чувствительную душу и характер восприимчивый, он сам принялся слагать такие же звучные строфы с рифмами и, наконец, заведя знакомство с некоторыми литераторами, представил им на рассмотрение первый свой опыт.

Получив одобрение, Алипанов вскоре после того напечатал несколько пиес в «Отечественных записках» и детских журналах, а впоследствии издал их отдельной книжкой, под названием «Стихотворения крестьянина Егора Алипанова».

Дельвиг отозвался о ней в «Литературной газете» (1831) так: «Мы видим уже нескольких поселян-стихотворцев; в некоторых из них заметно дарование, хотя, к сожалению, по большей части худо направленное. Таков и новый стихотворец Егор Алипанов».

Дельвиг считал: раз автор — крестьянин, то должен «выражать свои чувства или описывать незатейливый быт своего состояния, словом, писать о том, что ему знакомо. Тогда стихотворения его нравились бы и образованным читателям, как отголоски чувств и понятий простосердечного сына народа».

Словом — знай сверчок свой шесток! Барон Дельвиг признавал за поэтом из простого народа право лишь на «простые чувства» и буколические стихи, воспевающие прелести сельской жизни…

Однако неблагоприятен был отзыв и демократического критика — Белинского, который назвал Алипанова поэтом-самоучкой (что правда —то правда), «доморощенным Бернсом», его стихи — посредственными.

Их автор, по словам Белинского, «славный русский мужичок, рассудивший, что авторство ему сподручнее хлебопашества, а перо легче сохи и бороны, вот он и нижет рифмы» (хотя как раз с сохой и бороной Алипанов, несмотря на то что был крепостным, никогда дела не имел).

Впрочем, и о Шевченко Белинский отзывался пренебрежительно, но был не прав…

Во второй книжке «доморощенного Бернса» вновь подчеркивалось социальное положение ее автора: «Басни крестьянина Егора Алипанова». Она была издана в 1831 году Академией наук, которая наградила автора серебряной медалью «за похвальные в российской словесности упражнения». Влиятельные покровители содействовали и выкупу поэта на волю.

Приписавшись к мещанскому сословию, Алипанов, видя, что одним сочинительством не прожить, стал искать себе подходящую работу.

К тому же он женился на дочери другого поэта из крестьян, Слепушкина, и ему пришлось заботиться о многочисленной семье.

Попробовал было завести типографию и, между прочим, напечатал в ней первую книжку молодого Некрасова — «Мечты и звуки» (1840), но прогорел и, как пишет его биограф, «по прошествии пяти лет остался без всякого состояния и капитала».

В 1842 году вышла его «Сказка о мельнике-колдуне», которая, хотя Белинский назвал ее «книжкой для лакеев» и причислил к лубочной литературе, переиздавалась в течение 50 лет раз двадцать. Алипанов сочинил также водевиль «Ханский чай», который был поставлен в Александрийском театре. Он поднес свои книжки царю, за что получил в награду золотые часы.

На этом, однако, его успехи кончились. Поэт был вынужден поступить на службу: сначала управляющим дачами графа Мордвинова, затем десятником на строившуюся Николаевскую железную дорогу и, наконец, приказчиком на стекольный завод своего бывшего барина Мальцева.

«Заботы о семье и непостоянство счастья резко изменили его характер,— пишет автор статьи.— На лице приметна глубокая задумчивость, а в разговоре — безнадежность».

  • Все же Алипанов находил время писать, последняя его книжка называлась «Досуги для детей». В 1856 году «Новгородские губернские ведомости» поместили его длинную (215 строк) басню «Пахарь», в сопровождении цитированной выше статьи об авторе, где говорилось:
  • «Надеемся, что благосклонными читателями будет с удовольствием принято произведение поэта-самоучки, не получившего должного образования, но пользовавшегося некогда известностью при одном природном даровании».
  • Умер Алипанов в 1860 году, в возрасте шестидесяти лет.

Буржуазное литературоведение не могло оценить его творчество по достоинству и, пользуясь тем, что некоторые его стихотворения были далеки от совершенства, подчеркивало их слабые стороны. Так, С.

Венгеров в «Критико-библиографическом словаре русских писателей» позволил себе назвать их «литературным сором», а талант Алипанова — «мнимым», считая, что его временный успех был искусственно создан покровителями поэта, сторонниками ложного классицизма.

Революция научила нас читать старое по-новому. Заметили, что Алипанов впервые ввел в русскую поэзию тему фабрично-заводского труда. Вот как он описывает железоделательный завод:

  1. Таков завод Людинов горный.
  2. Там дым густой свет дневный тмит,
  3. Там пламенем дышит горн огромный
  4. И млатов стук как гром гремит.
  5. Река огня в отверстье льется,
  6. Мехов гул томный раздается,
  7. И озеро огня стоит;
  8. Народ всегда в труде кипит.

А вот описание коллективной работы в стихотворении «Труды заводских мастеров»:

  • К горну собравшись все толпою,
  • В защитках кожаных стоят.
  • Уже большою кочергою
  • Там крицу к молоту катят.
  • Огромный молот поднимался

И крицу плющил и долбил…

В «Послании к Слепушкину» дана картина стекольного завода. Описал Алипанов и сплав леса, впервые показав бурлаков. Не обошел он и крестьянский труд: «Я видел: земледел вздыхает над сохою…»

Явственно звучат в его творчестве социальные ноты, особенно в баснях:

—Трудно доброе сказать

О тех, кто силится бессильных притеснять!

В сатирических отрывках у него говорится и о приказных, берущих взятки, и о купцах, обирающих народ.

В какой-то мере Егор Алипанов был предтечею наших рабоче-крестьянских поэтов, появившихся столетием позже.

Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/po_strane_literaturii/krepostnoj_poeht/161-1-0-4689

Alex Potudin: Литературные классики о жыдах. русскими литературными классиками:

Державиным, например: в Полном собрании сочинений Державина, изданном Академией наук в 8 томах, под редакцией Я. Грота (1864 – 1883), в 7 томе, изданном в 1878 году.

  • «Там выколачивают у них (крестьян) ЖИДЫ не только насущный хлеб, но и в земле посеянный, хлебопашеские орудия, имущество, время, здоровье и саму жизнь».
  • «ЖИДЫ, ездя по деревням, а особливо осенью при собрании жатвы, и напоив крестьян со всеми их семействами, собирают с них долги свои и похищают последнее нужное их пропитание».
  • «Пьяных, обсчитывая, обирают с ног до головы, и тем погружают поселян в совершенную бедность и нищету».
Читайте также:  Карстовые провалы в соликамске: что уничтожает город

(Державин. Т. 7. С. 263, 265, 287).

И т.д. и т.п…

Далем, например: в книге «Розыскание об убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их», в книге толщиной всего в 122 страницы, Владимир Иванович Даль употребляет слов «ЖИДЫ» около 190 (!) раз.

Кантемиром, например: «По мудрости государей Российских Великая Россия доселе есть единственное государство Европейское, ОТ СТРАШНОЙ ЖИДОВСКОЙ ЯЗВЫ ИЗБАВЛЕННОЕ, но зело тайно иудеи, притворно в христианство пришедшие, в Россию ныне проникают и по телу её расползаются… Посему за кознями и происками ЖИДОВСКИМИ зорко следить надобно».

(Приватные письма князя Антиоха Дмитриевича Кантемира к некоторым вельможам и учёным людям. СПб., 1807. С.14).

И т.д. и т.п…

  1. Пушкиным, например:
  2. Гляжу: гора. На той горе
  3. Кипят котлы; поют, играют,
  4. Свистят и в мерзостной игре
  5. ЖИДА с лягушкою венчают».
  6. Я плюнул и сказать хотел…
  7. И вдруг бежит моя Маруся…»

(А. Пушкин. Сочинения. Стих.

«Гусар». 1930. М. — Л., С. 332).

  • «Перешли мы заповедную речку,
  • Стали жечь турецкие деревни,
  • И ЖИДОВ на деревьях вешать»

(Пушкин А. С. «Битва у Зеницы Великой»

(из цикла «Песни западных славян»)

Избранные произведения. Т. 1. 1965. С. 181).

  1. Он к ЖИДУ-лиходею приходит,
  2. От него он требует совета.
  3. ЖИД сказал: «Ступай на кладбище,
  4. Отыщи под каменьями жабу
  5. И в горшке сюда принеси мне».
  6. На кладбище приходит Стамати,
  7. Отыскал под каменьями жабу
  8. И в горшке ЖИДУ её приносит.

ЖИД на жабу поливает воду…

(Пушкин А. С. «Фёдор и Елена»

Избранные произведения.

Т. 1. 1965. С. 182 – 183)

И т.д. и т. п…

  • Лермонтовым, например:
  • Какой он нации, сказать не знаю смело:
  • На всех языках говорит,
  • Верней всего, что ЖИД.

(Лермонтов М. Ю. «Маскарад»

Избранные произведения. М., 1941. С. 182)

  1. Гоголем, например:
  2. «Такая пора теперь завелась, что уже церкви святые теперь не наши»
  3. «Как не наши?»

«Теперь у жидов они на аренде. Если вперёд не заплатишь, то и обедни нельзя править».

«Что ты толкуешь?»

«И если рассобачий жид не положит значка нечистою своею рукою на святой пасхе, то и святить пасхи нельзя».

«Врёт он, паны браты, не может быть того, чтобы нечистый жид клал значок на святой пасхе!».

(Гоголь Н. В. «Тарас Бульба» Избранные произведения. СПб., 1998. С. 138 – 142).

И т.д. и т.п…

Белинским, например:

Недаром все нации в мире, и западные, и восточные, и христианские, и мусульманские сошлись в ненависти и презрении к ЖИДОВСКОМУ ПЛЕМЕНИ: ЖИД — не человек, он торгаш par excellence (по преимуществу)».

(Белинский В. Г. Избранные письма. М., 1955. С. 376).

Некрасовым, например:

При Александре Втором, по недомыслию и продажности высших чиновников, быстро начали усиливаться в России ЖИДЫ. «Вместо цепей крепостных» появилось много «новых цепей. В том числе — «ЦЕПИ ЖИДОВСКИЕ».

И т.д. и т.п…

  • Толстым, например:
  • За двести мильонов Россия
  • Жидами на откуп взята —
  • За тридцать серебряных денег
  • Они же купили Христа.

(Толстой А. К. «Богатырь»

Стихотворения. М., 2001. С. 40 — 45.

Святая Русь. Энциклопедия

русского народа. Русская литература.

М., Институт русской цивилизации.

2004. С. 252).

Успенским, например:

«Приходит крестьянин к ЖИДУ, просит рубль серебром в долг и даёт в заклад полушубок. ЖИД берёт полушубок и говорит, что процентов на рубль в год будет тоже рубль. Мужик соглашается и взял рубль. Но только что он хотел уйти, как ЖИД говорит ему: «Послушай, тебе ведь всё равно, когда платить проценты, теперь или через год».

Мужик соглашается с этим и говорит: «Всё равно». — Так отдай теперь и уже не беспокойся целый год». Мужик и с этим согласился и отдал рубль, чтобы уже совсем не беспокоиться о процентах. Отдав рубль, он приходит домой и без денег, и без полушубка, и в долгу».

(Олег Платонов. Еврейский вопрос в России. М., 2005. С. 220).

  1. Тургеневым, например:
  2. Жид принял весьма плутовской вид…
  3. — В самом деле?
  4. Жид взглянул боязливо, потом нагнулся ко мне.

— Такая красавица, ваше благородие, такая!.. – Гиршель опять закрыл глаза и вытянул губы.

  • — Ваше благородие, прикажите… увидите сами… что я теперь буду говорить, вы будете слушать… вы не будете верить… а лучше прикажите показать…
  • Я молчал и глядел на жида.
  • — А что ж, ваше благородие, задаточек?
  • — Да ты обманешь меня, или покажешь мне какое-нибудь чучело?

— Ай, вай, что вы такое говорите? — проговорил жид с необыкновенным жаром и размахивая руками. – Как можно?

В это время один из моих товарищей приподнял край палатки и назвал меня по имени. Я поспешно встал и бросил жиду червонец.

И т.д. и т.п.

(Тургенев И. С. «Жид» Собрание сочинений. М. , 1954. Т. 5. С. 110 – 132)

  1. Лесковым, например:
  2. «И сейчас на этот зов — невесть откуда, как из земли, выросли спрятавшиеся на время дебоша хозяева, прибежали с торга бабы-перекупки, загалдели ЖИДЕНЯТА — и пошла история.
  3. ЖИД–ХОЗЯИН, больше всех струсивший и всех более недовольный скандалом, закрыл себе большими пальцами глаза, как закрывает их благословляющий раввин, и кричал:
  4. — Я ничего не бачыв и теперь не бачу…».
  5. «Ротмистр ещё принасупился и ещё суровее произнёс:

— Прошу не шутить! Я с вами говорю по службе, как старший!

  • — Шуток и нет, — отвечал один из обвиняемых, — а ей-богу не помним.
  • — Припоминайте!
  • — День был жаркий… вошли невзначай… стали пить в холодке полынное… с ЖИДАМИ за что-то поспорили… но худого умысла не имели… ».

«Главное лихо в том было, что у них (офицеров) ещё головы трещали и они никак не могли вспомнить всего, что вчера происходило в каморе при ЖИДОВСКОЙ ЛАВКЕ… Что-то такое помнилось, что было будто крепко закручено, да только не всё подряд вспомнить, а что-то обрывается, и являются промежутки времени, когда будто даже и самого времени не было… Помнится, что будто разогнали ЖИДОВ, да ведь это совсем не важно, и не раз это случалось и при самом ротмистре. Разогнать никого не беда, а особенно ЖИДОВ, потому что это такой народ, который самыми высшими судьбами обречён на «рассеяние». ЖИД насчитает лишнее, положит за выпитое то, что и не было пито, и за то повреждённое и разбитое, что совсем не повреждалось».

(Лесков Н. С. «Старинные психопаты». Собр. соч. Т. 7. М., 1989. С. 305 – 307).

«Незаметен, что нос на ЖИДОВСКОЙ РОЖЕ».

(Лесков Н. С. Захудалый род. Собр. соч. Т. 5. 1989. С. 412 – 413).

И т.д. и т.п.

Достоевским, например:

«Уж не потому ли обвиняют меня в «ненависти», что я иногда называю еврея ЖИДОМ? Но, во-первых, я не думаю, чтобы это было так обидно, а во-вторых, слово «ЖИД», сколько я помню, я упоминал всегда для обозначения известной идеи: «ЖИД», «ЖИДОВЩИНА», «ЖИДОВСКОЕ ЦАРСТВО» и проч. Тут обозначалось известное понятие, направление, характеристика века».

«Мы говорим в целом и об идее его, мы говорим о ЖИДОВСТВЕ и об ИДЕЕ ЖИДОВСКОЙ, охватывающей весь мир, вместо «неудавшегося» христианства.

(Достоевский Ф. М. «Дневник писателя» Полное собрание сочинений. Т. 25. Л., 1983. С. 75).

28 февраля 1878 года Достоевский так ответил учителю Н. Е. Грищенко:

«…Вот вы жалуетесь на ЖИДОВ в Черниговской губернии, а у нас здесь в литературе уже множество изданий, газет издаётся на ЖИДОВСКИЕ деньги ЖИДАМИ (которых прибывает в литературу всё больше), и только редакторы, нанятые ЖИДАМИ, подписывают газету или журнал русскими именами – вот и всё в них русского.

ЖИД распространяется с ужасающей быстротою. А ведь ЖИД и его кагал — это всё равно, что заговор против русских!

(Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. 30. кн. 1. С. 8 ).

Розановым, например:

В сборнике «Мимолётное» (М., 1994):

«10. 05. 1915. Сладенький ЖИДОК.

ЖИДКИ вообще сладенькие. Они вас облизывают. И вам так приятно быть под их тёплым и влажным языком.

Вы нежитесь. И не замечаете, что поедание вас уже началось.

Так они съели Египет и Рим. Справиться же с вислоухою легкомысленной Европой и Россией им уже ничего не стоит».

«Сахарна»:

« 2 октября 1913 года.

Жидки могут удовольствоваться, что за ними побежал Вл. Соловьёв, но Розанов за ними не побежит (пробовали «обмазать»).

(Василий Розанов. Собр. соч. Том 9 – «Сахарна». 1998).

И т. д. и т. п. и проч. и проч.

ИСТОЧНИК: http://forum.17marta.ru/index.php?topic=2355.0

Имеем мы, Русские, право хотя бы на столетнюю историю, имеем ли мы право думать, говорить и делать как наши славные хотя бы столетние предки, имеем ли мы, Русские, хоть какое-то право?!

3. Духовной — православной.

71. Если который христианин принесет елей в языческое капище или в иудейскую синогогу в их праздник или возжет свечу: да будет отлучен от общения церковного.

Ср. Ап. 7 и 70; 6 Всел. 11; Анк. 7 и 24; Антиох. 1; Лаод. 29, 37, 38 и 39. Каноны Православной Церкви

Св. апостол Иоанн говорит о «праздниках жидовских» (Иоан. 6,4), о том, что «жиды искали Его (Иисуса)», «жиды спорили между собой» (Иоан 7,11 и 6,52).

В синодальном переводе с церковнославянского на русский эти места переведены с употреблением слова «иудеи», но это неверно, ибо апостол Иоанн сам использует слово «иудеи» наравне со словом «жиды», однако – с другим значением (см. например, Иоан. 7,15).

Получается, что два разных понятия переведены на современный русский язык одним словом, что, согласитесь, вносит большую путаницу.

Также и святой первоверховный апостол Павел в послании к Галатам (Гал. 1, 13-14) говорит, что он «будучи в жидовстве, премного гнал Церковь Божию и разрушал ее», «преуспевал в жидовстве паче многих сверстников». И здесь опять на современный русский язык это переведено как «преуспевал в иудействе».

Хотя апостол Павел тоже употребляет слова «иудеи» «иудейство», явно придавая им иной смысл, нежели «жидовству». Иначе зачем было богодухновенному автору использовать два разных термина там, где можно обойтись одним? http://www.rusprav.org/biblioteka/dushenov/Ne_mir_no_mech/Ne_mir_no_mech_14.htm

Вот что пишет по поводу современных ЖИДов наш досточтимый ныне покойный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев, †1995): «“ЖИДовство”, «ЖИДовское иго» есть иго христопродавцев, которых следует вполне конкретно называть ЖИДами, а не евреями, как иногда неправильно пишут. Нам надо не бояться называть вещи своими именами. Здесь борьба вероучений, а не национальные разногласия. Это надо четко понимать» (Встречи с владыкой Иоанном. Издательство «Царское Дело», СПб, 2005 г ., стр.93). http://srn.rusidea.org/?a=30016

  1. Чин и устав, како подобает приимати приходящих от ЖИДов к правей вере христианстей
  2. к Правей Христианстей вере
  3. 8-е правило 7-го Вселенского Собора:
  4. о том, что не следует принимать евреев, то есть ЖИДов, если обращение их будет не от искреннего сердца.

«Так как некоторые лица ЖИДовского исповедания, заблуждаясь, вздумали подвергать осмеянию Христа Бога нашего, делая вид, что они Христиане, тогда как сами отрицают Христа и тайно и скрытно соблюдают субботы и другие ЖИДовские обряды; то определяем таковых не принимать ни в общение, ни на молитву, ни в церковь4 но пусть будет явно, что они по своему исповеданию – ЖИДы; ни детей их не крестить, ни в рабы никого из них не покупать или приобретать. Если же кто-либо из них обратиться с искреннею верою и от всего сердца будет исповедывать истинную веру, торжественно отвергая ЖИДовские обычаи и обряды, — с целью обличать и исправлять и прочих: то такого (определяем) принимать, и крестить, и детей его, и утверждать их отречение от ЖИДовского образа жизни. Если же они будут не таковы, то отнюдь не принимать их.

Толкование

8-го правила 7-го Вселенского Собора:

Аристин. ЖИДов не должно принимать. Если не окажется, что они обращаются от искреннего сердца. Ясно.

Вальсамон. Итак, отцы говорят, не принимать таковых ни в какое общение, не дозволять им крестить своих детей, никаким образом не приобретать христианского раба, но открыто жить по ЖИДовской религии

Славянская кормчая. О ЖИДех. – Еврей, рекше ЖИДов, не подобает приимати, ни на общение, ни на молитву, ни в церковь, аще не явятся истинно от всего сердца обращающеся к правоверней вере нашей. Се разумно правило». http://rozhintsev.narod.ru/cerkov/kanon/2005.htm www.rusidea.org/?a=310100 http://www.rusidea.org/?a=155005

Чем это, таки, евреи отличается от жидов?!

До 1918 года в русском языке этих самых «евреев» называли только жидами или иудеями, что, в принципе, одно и то же и означает не сколько национальную, сколько религиозную принадлежность. Это само слово (или термин) «жид» сохранилось практически во всех славянских языках, в том числе в украинском и белорусском.

Слово «еврей» вместо «жид», как обозначение национальности, а не религиозной принадлежности, было введено в русский язык с 1 марта 1918 года господами-товарищами, всем известными по кличкам Троцкий и Ленин. Да и до этого, эти жидомасоны предпочитали употреблять именно термин «еврей» вместо слова «жид» или «иудей»!

http://rjssianin.livejournal.com/303698.html

Жид для еврея — не оскорбление!.

Источник: https://cont.ws/post/538041

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector