Как татарстан объявил себя независимым государством в 1992 году

Как удалось сохранить Россию все эти годы после распада Советского Союза? Корреспондент газеты Helsingin Sanomat в Москве Пекка Хакала (Pekka Hakala) отправился искать ответ на этот вопрос в Казань — столицу разбогатевшего за счет добычи нефти Татарстана.

Татарстан мог бы получить большую автономию, а Россия могла бы стать настоящей многопартийной демократией. Ни того, ни другого не произошло.

Когда Советский Союз распался, многие думали, что следом распадется и Россия. Самая большая страна мира еще раз расколется на части.

Однако все произошло иначе. Владимир Путин стал контролировать различные территории еще сильнее, и на практике Россия превратилась в страну одной партии. Если вы хотите понять, как это произошло, стоит поехать в Казань.

Казань — столица Республики Татарстан, входящей в состав России. Это один из самых богатых регионов России, на территории которого добывают нефть и газ. В последние годы наличие денег стало отражаться на облике города.

Самое помпезное здание Татарстана — новое здание Министерства сельского хозяйства, которое издалека напоминает Казанский собор в центре Санкт-Петербурга. Однако вблизи оказывается, что здание больше собора. В центре фасада министерства расположено гигантское бронзовое дерево, внизу — огороженный газон.

Газон — искусственный. На табличке написано «Сидеть на мраморном ограждении и распивать алкогольные напитки запрещается».

«Это просто ужасно!» — так охарактеризовал здание главный редактор «Новой газеты» Ирек Муртазин.

«Раньше на этом месте были старые дома и квартиры преподавателей университета, памятники деревянной архитектуры, которым было по 200-300 лет. Создание такой громадины ничем не обосновано».

53-летний Муртазин — именно тот человек, который может рассказать о судьбе Татарстана, потому что он наблюдал за развитием событий, будучи руководителем пресс-центра президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева. Он покинул свой родной город под давлением обстоятельств 15 лет назад. Его критика в адрес политики Татарстана привела к тому, что он по решению суда около года отбывал срок в колонии-поселении.

Как Татарстан объявил себя независимым государством в 1992 году© РИА Новости, Максим Богодвид | Перейти в фотобанкОглашение приговора бывшему пресс-секретарю президента Татарстана Минтимера Шаймиева Иреку Муртазину

«Татарстаном уже долгое время управляет сельская аристократия с менталитетом разбойников с большой дороги», — с раздражением говорит Муртазин в интервью в Москве.

В годы Второй мировой войны в Татарстан эвакуировали множество предприятий тяжелой промышленности с запада России.

В последние годы существования Советского Союза Татарстан был одним из самых богатых регионов, но из произведенных на его территории богатств в республике оставались только 2%.

Столица республики Казань пребывала в ужасном состоянии. Элита Татарстана со стороны смотрела на обогащение других регионов.

После краха Советского Союза в Татарстане подняло голову сильное национальное движение, которое вывело десятки тысяч людей на улицы Казани.

После распада Советского Союза подписать новую конституцию Российской Федерации и федеральный договор отказались две республики — Татарстан и Чечено-Ингушетия. В 1992 году Татарстан принял свою конституцию и провозгласил суверенитет, в соответствии с которым республика постепенно отделялась от России.

Президент России Борис Ельцин и президент Татарстана Минтимер Шаймиев провели переговоры, результатом которых стало подписание в 1994 году договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий».

Договор делал Татарстан почти независимым государством с собственной конституцией, внешней политикой, своей национальностью, своим языком и собственной культурной политикой, с независимым бюджетом и с правом регулировать вопросы землепользования.

Удачный договор породил явление, которое стали называть «парадом суверенитетов». Все, кто только мог, начали провозглашать суверенитет и затем подписывать отдельный договор с Москвой. Союзное государство превращалось в лоскутное одеяло.

Единственным государством, с которым не велись переговоры, была Чечня, она ввязалась в длившиеся многие годы кровопролитные войны с Россией.

«Хотя Татарстан указал Чечне путь», — говорит Муртазин. В подтверждение своих слов он повторяет слова, сказанные ему покойным лидером чеченских террористов Шамилем Басаевым в конце 1990-х: «Татарстан показал путь, по которому надо идти, но чеченцы не смогли остановиться».

Борис Ельцин и его преемник Владимир Путин объясняли свои действия боязнью распада России по образцу Советского Союза.

Как Татарстан объявил себя независимым государством в 1992 годуYle20.09.2016Yle18.09.2016La Croix04.09.2016The Christian Science Monitor05.08.2016Önce Vatan24.09.2014Оценивая ситуацию задним числом, можно сказать, что риск был невелик, но в 1990-е годы многие думали как Ельцин и Путин. Почему бы этому процессу не продолжиться?

  • По мнению Муртазина, в начале 1990-х годов у татарского национально-патриотического движения не было никаких шансов на успех, потому что у Москвы имелись способы держать огромное государство в кулаке.
  • По словам Муртазина, директор Казанского авиационного завода мог бы прекратить демонстрации в одно мгновение:

«На заводе работали 60 тысяч человек — русские, дети и внуки эвакуированных из Ленинграда блокадников. На Казанском оптико-механическом заводе и Казанском вертолетном заводе работали 200 тысяч человек. Старые директора-коммунисты этих заводов могли бы приказать своим рабочим выйти на Площадь свободы и стереть с лица земли всех этих татарских националистов».

В 1990-е Муртазин работал корреспондентом ВГТРК в Казани. В 1999 году он стал руководителем пресс-центра президента Республики Татарстан, потому что верил, что сможет принимать участие в изменении России. Шаймиев объединился с мэром Москвы Юрием Лужковым и несколькими другими государственными деятелями.

Их партия «Отечество — Вся Россия» собиралась сделать Лужкова президентом.

«Парламентские выборы 1999 года были настоящими. У России была возможность стать государством с двухпартийной системой».

Произошло иначе. Новый премьер-министр Путин сделал рывок с помощью Ельцина и партии «Единство». Из партии «Единство» впоследствии образовалась правящая партия «Единая Россия».

В Татарстане, в свою очередь, еще раз пересмотрели конституцию и избрали Шаймиева на третий срок.

В начале своего первого президентского срока Путин назвал особые договоры регионов «бомбой замедленного действия», которые могут привести Россию к краху. Новый президент начал создавать централизованное государство.

Муртазин вернулся на телевидение и позже стал работать корреспондентом ВГТРК в Минске. В 2007 году он опубликовал книгу «Минтимер Шаймиев: последний президент Татарстана».

В последней главе книги Муртазин рассказывает о ближайшем окружении президента и, в особенности, о бизнесе его младшего сына Радика. Такую же историю можно было бы рассказать о любом регионе России, где местная элита решает свои денежные вопросы сомнительным способом.

За публикацией книги последовало обвинение в клевете и возбуждении ненависти и вражды, а также отбывание наказания в колонии-поселении в течение одного года и девяти месяцев.

Приговор привлек к себе общественное внимание, потому что в нем государственная элита Татарстана рассматривалась как «социальная группа», против которой нельзя настраивать народ.

Большую часть срока Муртазин отбыл в Менделеевской колонии в Татарстане. Муртазин получил условно-досрочное освобождение в 2011 году.

Особый договор между Москвой и Казанью, заключенный в 1994 году, продлевался в 2004 и 2007 годах, когда из него было исключено все самое существенное. В последний раз спор шел о преподавании татарского языка и требовании к президенту Татарстана о владении двумя языками. Срок договора 2007 года истек в августе, и Москва больше его не возобновляла.

В период президентства Путина самый независимый регион России утратил почти всю свою независимость.

По мнению Муртазина, ошибка была совершена тогда, когда «Отечество — Вся Россия» вышла из предвыборной гонки в 2000 году. «Руководство партии предало идеи демократии. На мой взгляд, они испугались собственной партии».

«Сейчас все идет через Москву»

Татары — самое многочисленное национальное меньшинство России, они составляют 5% населения. Более половины из них живут за пределами своей республики в разных регионах России.

После распада Советского Союза некоторые финские компании инвестировали в экономику Татарстана, авиакомпания Finnair организует прямые перелеты в Казань из Хельсинки.

Как Татарстан объявил себя независимым государством в 1992 году© РИА Новости, Максим Богодвид | Перейти в фотобанкПразднование Ураза-байрама в Казани

Отношения между финнами и татарами — в прекрасном состоянии вот уже больше сотни лет. На рубеже XIX и XX веков в Финляндию переехало много татар. Проживающее в Финляндии татарское меньшинство численностью около тысячи человек — преимущественно их потомки.

Главный редактор казанского интернет-журнала «Поистине», политолог Руслан Айсин называет причину таких хороших взаимоотношений: Сарди Максуди.

Депутат Государственной думы Российской империи от Казанской губернии Максуди (1880-1957) работал в Государственной думе в течение трех созывов начиная с 1907 года.

После революции Максуди эмигрировал во Францию через Финляндию и, в конце концов, оказался в Турции.

«У финнов не было своего представителя, а у татар был, и Максуди отстаивал независимость Финляндии», — рассказывает Айсин в кафе на казанской пешеходной улице. — И финны были благодарны за поддержку, оказанную татарами».

«В Татарстане считают, что путь Финляндии мог бы быть возможен и здесь», — говорит Айсин. — Другими словами, можно было бы уделить внимание экономике, толерантности и инвестировать в высокие технологии. Но сейчас это трудно сделать«.

Айсин говорит, что хотел добиться для татарского языка особого статуса — по примеру отношения к шведскому языку в Финляндии. Тем не менее из этого ничего не вышло.

«Я был председателем Всемирного форума татарской молодежи. В 2008 году мы предложили сделать татарский язык вторым государственным языком России. Из этого вышел только скандал».

Москва прохладно относится к независимым международным отношениям Казани. Турция и Иран имеют свои консульства в Казани, однако идею открытия консульств США и Саудовской Аравии отклонили еще до начала нынешнего дипломатического кризиса.

Старания нынешнего президента Татарстана Рустама Минниханова оказались напрасными.

«Единственные, кто мог бы инвестировать в этот регион — это арабы, — говорит Айсин. — Минниханов посетил много арабских государств с целью привлечения инвесторов, но Москва это не одобряет. Сейчас все идет через Москву: если Москва разрешит, то все получится».

Татарстан — республика в составе Российской Федерации, столица — Казань. По переписи населения 2010 года, численность населения — 3,8 миллиона человек, из которых 53,2% — татары и 39,7% — русские.

По результатам проведенного в 2012 году опроса, 31% населения исповедует ислам, 30% принадлежит к Русской православной церкви.

Президент Республики Татарстан — бывший премьер-министр Рустам Минниханов. Он был рекомендован на этот пост своим предшественником Минтимером Шаймиевым. Шаймиев был президентом Татарстана с 1991 по 2010 год, а сейчас является «государственным советником Татарстана».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник: https://inosmi.ru/politic/20170919/240315855.html

Суверенитета — сколько хочешь: как Ельцин и Шаймиев удержали Татарстан

В 90-х Россия столкнулась со множеством проблем, но проблема договора с республиками, пожалуй, была самой острой. Часто вспоминают Чечню и реже говорят о Татарстане.

Там был совсем другой сценарий, но если бы с ним не удалось договориться, Россия посыпалась бы вслед за развалившимся Советским Союзом.

Ruposters вспоминает, как проходили переговоры Ельцина и Шаймиева и какие были настроения в 90-х в Татарстане. 

Многие помнят фразу Ельцина, впоследствии ставшую крылатой: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Глава Верховного Совета РСФСР произнес ее во время выступления в Казани, 6 августа 1990 года.

Как Татарстан объявил себя независимым государством в 1992 годуБорис Ельцин в Казани в августе 1990 года

СМИ с превеликим удовольствием принялись тиражировать это высказывание. Однако у этой фразы, как и многих старых поговорок, есть продолжение, полностью меняющее смысл. 

Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить. Но вы находитесь в центре России, и об этом нужно подумать, — заявил Ельцин.

Суверенитет с этого момента был ограничен границами большой страны, и вопрос был только в том, принять или не принять складывающиеся правила игры. Татарстан решил попробовать навязать свои.

Предпосылки татарского национализма

В 1988 году в Казани собралась группа представителей местной гуманитарной интеллигенции во главе с доцентом КГУ Мулюковым и выступила с инициативой создания массового политического движения в поддержку демократии. Новая организация стала называться «Татарский общественный центр» (позже будет признана экстремистской) и была официально зарегистрирована Советом Министров ТАССР как движение в поддержку перестройки.

Основными целями движения были развитие образования и культуры татарского народа. На самом деле Центр занимался двумя задачами: ТАССР необходимо было сделать союзной республикой, а татарский язык закрепить на уровне государственного.

Читайте также:  Чему монголо-татары научили русских

Как Татарстан объявил себя независимым государством в 1992 годуТатарский пикетчик

60% членов учредительного съезда были коммунистами, почти все, кто состоял в правлении ТОЦ, состояли и в КПСС. В работе Центра принимали участие члены правящей верхушки советского Татарстана.

Там были Рафгат Алтынбаев (впоследствии глава администрации Набережных Челнов), лидер «Милли меджлиса» Талгат Абдуллин (ставший потом руководителем «Госжилфонда») и идеолог национализма Рафаэль Хакимов (ректор Института при Академии наук Татарстана).

Как несложно догадаться, этнический национализм использовался членами партийной номенклатуры как способ упрочения власти как внутри, так и в переговорах с Москвой.

Конечно, ТОЦ не был настолько радикален, как впоследствии появившиеся движения «Азатлык» и «Иттифак».

Последние за образец брали поведение и программу Народного фронта Эстонии, чьи требования экономических и социальных реформ переросли в открытый сепаратизм.

Переговоры Шаймиева и Ельцина

К 1991-1992 году националистическая нервозность в республике приняла серьезный масштаб. Высказывались идеи не только создания отдельного государства татар, но и интеграции с Европой по пути так называемого «евроислама» — то есть религиозность сочеталась бы со свободной нравов европейского образца.

Надо сказать, что самыми рьяными были татары, которые приехали в города из деревень. Сильный социальный разрыв и их неудовлетворительный уровень жизни раскалывал общество. На это накладывались и проблемы с трудоустройством: заводы со 100 тысячами рабочих были заняты преимущественно русскими работниками, и такая национальная диспропорция вылилась в требование перестать «кормить Москву».

Как Татарстан объявил себя независимым государством в 1992 годуЕльцин с Минтимером Шаймиевым 

Минтимер Шаймиев, председатель Совета Министров, а позже и первый президент Республики Татарстан, тоже был из поколения недавних переселенцев из деревни в город. У него были все возможности открыто поддержать полное и окончательное отделение РТ от РСФСР, тем более, что от него этого хотели, казалось, буквально все.

Считаю очень важным, что у меня хватило выдержки нигде и ни разу в этот период не произнести публично слово «независимость». Я так и не высказывал вслух того, чего жаждала от меня бушующая и с каждым днем все более агрессивно настроенная толпа. Можно себе представить, что бы произошло, если бы я, поддавшись эмоциям, обронил это «заветное» слово. Ведь в массовом сознании это означало одно: независимость Татарстана от России, от СССР, — пишет Шаймиев в автобиографии.

Таким нехитрым способом Шаймиев оставлял себе место для маневров в переговорах с Ельциным. В 1990 году председатель Верховного Совета РСФСР приехал в Казань и произнес знаменитую фразу, расположив к себе самые агрессивно настроенные прослойки митингующих. А ведь к началу последнего десятилетия XX века они открыто призывали русских убираться из Татарстана.

После знаменитых слов Ельцина меня начали обвинять: почему человек из Москвы открыто ратует за нашу свободу, суверенитет, а ты осторожничаешь? Но это, я считаю, было нормальным развитием событий. Борису Ельцину своим знаменитым заявлением удалось сделать практически невозможное — выпустить пар из перегретых политическими страстями людей, не позволить дойти до критической точки. Агрессивность митингующих после этого несколько спала, — добавляет Шаймиев.

Переломным моментом для Ельцина стала встреча со сторонниками движения (а тогда уже партии) «Иттифак» и Фаузией Баурамовой, которая закидала Бориса Ельцина упреками и угрозами. Участники встречи оттеснили их друг от друга, а после уворачивавшийся от преследователей Ельцин впрыгнул в трамвай и до вечера катался на нем по городу.

— Минтимер, я тут суверенитета людям наобещал, что же теперь будем делать? Татарстан же не выйдет из России?- Выход один, Борис Николаевич, — писать договор!

Нельзя с уверенностью сказать, что Шаймиев все подстроил и просчитал — и встречу Ельцина с разъяренными радикалами, и реакцию на его слова. Но то, что ситуация была ему на руку, отрицать сложно. 30 августа 1990 года Декларация о государственном суверенитете Татарстана была принята ВС республики.

Торги и дипломатия

Источник: https://ruposters.ru/news/19-12-2017/kak-eltsin-shaimiev-yderzhali-tatarstan

Не хотим жить вместе. Какие регионы в Европе и на постсоветском пространстве хотят отделиться

В Украине приняли закон о наделении части Донбасса особым статусом, но ни ДНР, ни ЛНР не отказались от цели стать независимыми. Сегодня по всему миру более 500 сепаратистских движений. TUT.BY с помощью эксперта проанализировал несколько наиболее активных сепаратистских регионов новейшего времени в Европе и на постсоветском пространстве.

Чечня / Абхазия / Южная Осетия / Татарстан / Приднестровье / Крым / Донецкая народная республика / Луганская народная республика / Шотландия / Северная Ирландия / Каталония / Страна Басков / Фландрия / Валлония / Республика Сербская / Косово

Как Татарстан объявил себя независимым государством в 1992 году Роза Турарбекова, доцент кафедры международных отношений факультета международных отношений БГУ. Специалист по актуальным проблемам внешней политики стран Ближнего, Среднего Востока и Центральной Азии. Исследует конфликт и теорию ведения переговоров.

Через 20 лет, скорее всего, количество вооруженных конфликтов в мире увеличится, считает доцент кафедры международных отношений факультета международных отношений БГУ Роза Турарбекова.

Также могут произойти определенные изменения на политической карте: например, такие государства, как Ирак, Сирия, Ливия, Афганистан, имеют тенденцию к распаду на несколько частей.

У этого сценария несколько причин: слабость международной правовой системы и отсутствие у многих государств ресурсов для решения проблем с сепаратизмом.

Все современные сепаратистские движения связаны с геополитическими переменами после распада СССР в 1991 году.

Мир был биполярным, и его порядок держался на двух опорах: СССР и США. В результате распада СССР конфигурация мира резко изменилась, но ее новые очертания до сих пор неясны. Многополярность все еще до конца не отстроена.

На месте СССР появились 15 новых независимых государств. На территории некоторых из них в силу центробежных тенденций стали развиваться сепаратистские движения. Что и произошло с Грузией, от которой откололись Южная Осетия и Абхазия, и Молдовой с регионом Приднестровье.

Сепаратистские движения в ЕС связаны с процессом регионализации, когда уделяется внимание какому-то отдельному региону. Если раньше государства находились под прессом национальных правительств, то в ЕС пестовался мультикультурализм, толерантность, права нацменьшинств. Это теневая сторона демократии, считает эксперт, которая приводит к сепаратизму.

Желание отделиться у регионов чаще всего происходит на национальной или религиозной почве. Бывает, что имеют значение оба фактора. Успех сепаратистского движения зависит от того, насколько хорошо финансируется политическая элита, стремящаяся создать новое государство.

В Европе и на постсоветском пространстве есть как минимум 16 регионов, на которые стоит обратить внимание в контексте сепаратизма.

Как Татарстан объявил себя независимым государством в 1992 году В инфографике использованы два ключевых цвета: голубой и розовый. Голубым обозначена метрополия и ее этнические признаки, розовым — сепаратистский регион и его характеристики. Чем больше розового цвета, тем прочнее почва у сепаратизма.

Чечня

После Второй мировой войны чеченцев и ингушей выслали в Среднюю Азию по обвинениям в сотрудничестве с немцами, а Чеченско-Ингушскую АССР ликвидировали. В 1957 году республику восстановили в иных границах, а людям разрешили вернуться из ссылки.

Во время перестройки в Чечено-Ингушетии активизировались националистические движения. В 1991 году там произошел переворот, который развалил республику на Чечню и Ингушетию. Чечня провозгласила независимость, а Ингушетия вошла в состав Российской Федерации на правах республики.

В 1992 году в Чечне приняли Конституцию, а через год страну переименовали в Чеченскую Республику Ичкерию.

Криминальные группировки контролировали экономику, а вооруженные формирования не давали покоя нечеченскому населению. В 1994 году в Чечню ввели российские войска. Так началась первая чеченская война. Она закончилась в августе 1996 года подписанием Хасавюртовских соглашений. Российские войска покинули Чечню, а она де-факто оставалась независимой.

Вторая чеченская кампания носила контртеррористический характер. Российские войска вошли в страну после вторжения чеченских боевиков в Дагестан. Активные военные действия закончились в 2000 году.

Российским властям удалось превратить конфликт во внутричеченский и перетянуть на свою сторону часть сепаратистов. В республике создали пророссийское руководство во главе с муфтием Ахматом Кадыровым, которому не нравилось, что в Чечне начинают развиваться организации ваххабитского толка.

В 2009 году Чечня перестала быть территорией антитеррористической операции. Сегодня республика является субъектом РФ. Президент Чечни — Рамзан Кадыров, сын Ахмата Кадырова. Многие здания, дороги после войн восстановлены.

Абхазия

Сегодня Абхазия считается частично признанным государством. Грузия считает Абхазию оккупированным Россией регионом.

Если вернуться к истории, то в 1925 году была принята первая конституция Абхазской ССР, где подчеркивался особый статус республики — на основе союзного договора с Грузинской ССР.

Затем Абхазия стала автономной республикой в составе Грузии, но в 1990 году провозгласила суверенитет.

В 1992 году различные точки зрения на статус Абхазии у руководства двух стран привел к вооруженному конфликту. Его урегулировали в том числе с помощью миротворческих сил России.

Южная Осетия

Регион входил в состав Грузинской ССР до 1990 года. В следующем году провозгласил независимость от Грузии. С 1992-го по 2008 год Южная Осетия де-факто существовала как самостоятельное государство.

После вооруженного конфликта в августе 2008 года между Грузией — с одной стороны, и Южной Осетией, Абхазией и Россией — с другой, РФ и еще несколько государств признали независимость и Южной Осетии, и Абхазии. Грузия же по-прежнему считает эти республики своей территорией.

Татарстан

Татарстан в отличие от Чечни не пошел по пути вооруженного конфликта. Но и там когда-то были очень сильные сепаратистские тенденции.

Например, они пытались выйти и из состава РСФСР, и Российской федерации. В 1990 году приняли декларацию о национальном суверенитете, затем пытались войти в СНГ в качестве полноправного субъекта.

В 1992 году была принята Конституция, где нет упоминаний о том, что Татарстан являлся частью СССР, РСФСР и РФ. В 1994 году Татарстан подписал федеративный договор с Россией, оставшись в составе федерации. Несмотря на это, даже сегодня почва для сепаратизма здесь есть. Это автономная республика.

Наравне с русским государственным языком считается татарский. Население в большинстве исповедует ислам. При этом в республике находится одно из самых крупных месторождений нефти, и на фоне других субъектов федерации Татарстан выглядит экономически благополучным регионом.

Часто сепаратизм связан с экономическими факторами, когда один регион считает, что кормит другой.

Приднестровье

Сегодня Приднестровская Молдавская республика является непризнанным большинством стран мира государством. При этом часть его территории контролирует Молдова.

Приднестровскую Молдавскую ССР провозгласили в 1990 году. В следующем году руководство Приднестровья приняло декларацию о независимости.

Сепаратизм в Приднестровье развился в вооруженный конфликт. Его подавили с помощью российских военных.

Источник: https://news.tut.by/politics/415976.html

Ельцин Центр

  • День за днем. События и публикации 21–23 марта 1992 года
  • комментирует обозреватель Олег Мороз *
  • Кость в горле Ельцина
  • Эта история началась еще летом 1990 года, когда Ельцин, только что избранный председателем Верховного Совета РСФСР, на радостях и от широты души бросил российским автономиям: «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить».

Автономии отнеслись к этому вполне серьезно, и одна за другой стали провозглашать свой суверенитет. Дело запахло не только распадом Союза, но и распадом России. Вот тогда действительно–в 1990-м–1991-м–действительно существовала такая опасность, а не в конце правления Ельцина–начале правления Путина, как любит о том дудеть путинская пропаганда, не устающая утверждать, будто именно Путин предотвратил развал страны. Ничего он не предотвратил, поскольку никакой такой угрозы к тому времени давно не было, если не считать проблем с Чечней, которые и сегодня не решены.

Читайте также:  Почему казакии-некрасовцы в крымской войне воевали за турок

Угроза была именно в начале 1990-х. После своих размашистых слов о проглатывании суверенитета Ельцин спохватился довольно скоро, довольно скоро осознал свой промах и принялся энергично его исправлять, возвращая одну за другой готовые взбунтоваться автономии в лоно матери-России.

Никак не удавалось укротить лишь Чечено-Ингушетию (вскоре разделившуюся на две части–Чечню и Ингушетию) и Татарстан.

В июле-августе 1991-го, когда уже почти готов был к подписанию горбачевский Союзный договор, обе автономные республики отказывались его подписывать в составе России, чем, собственно говоря, ставили непреодолимый барьер перед самим подписанием.

Как обернулось дело с Чечней, отделившейся от Ингушетии, мы знаем–обернулось большой кровью, а Шаймиева Ельцину в последний момент удалось«уломать», пообещав ему подписать отдельный договор между Россией и Татарстаном–отдельный от общероссийского Федеративного договора, который готовился тогда параллельно с Союзным договором.

Ответный удар Татарстана

Союзный договор, как мы знаем, после августовского путча и Беловежских соглашений так и не был подписан, а подписание Федеративного договора наметили на 31 марта 1992 года.

И тут Татарстан снова проявил свой норов. Желание выскочить из России, отделиться от нее вроде бы взыграло с новой силой, тем паче, что Ельцин как бы«забыл»про свое обещание насчет отдельного двустороннего договора и стал тянуть Татарстан в общую семейную компанию, объединенную этим самым Федеративным договором.

В ответ руководство Татарстана объявило, что 21 марта в республике будет проведен референдум, который и решит ее дальнейшую судьбу. На референдум был вынесен вопрос:«Согласны ли вы, что Республика Татарстан–суверенное государство, субъект международного права, строящий свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?»

Совершенно ясно, что такая формула была равнозначна вопросу: согласны ли вы, что Татарстан–полностью независимое государство, не входящее ни в какие другие государственные образования.

В конце концов, любая страна мира–США, Англия, Франция…Австралия…–суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с другими государствами на основе равноправных договоров.

Татарстан, обретя для своего статуса такую формулу, не будет ничем отличаться от прочих государств.

В Москве возникло что-то похожее на панику. Конституционный суд РСФСР признал формулировку вопроса, вынесенного на референдум, неконституционной. Однако парламент Татарстана проигнорировал это заключение Конституционного суда.

Вслед за Конституционным судом аналогичный демарш предпринял российский парламент.

Как пишет«Российская газета»,«19 марта в 23 часа по двум каналам»(какие подробности!) в Татарстан было доставлено постановление российского Верховного Совета, в котором парламенту автономной республики предлагалось«вновь вернуться к вопросу о референдуме с учетом постановления Конституционного суда Российской Федерации». Российский парламент предупреждал, что результаты референдума не будут иметь юридической силы.

Но и это постановление,«доставленное по двум каналам», тоже не помогло.

Ельцин уговаривает…

Источник: https://yeltsin.ru/day-by-day/1992/03/21/comment/344/

Оригинальность правового статуса республики Татарстан в контексте науки международного права

В рамках науки конституционного и международного права нельзя не заметить существующую проблему относительно «провозглашенной» самостоятельности республики Татарстан. Проблематика ее конституционно-правового статуса берет свое начало еще в 90-х.

Ст. 1 Конституции республики Татарстан устанавливает: «Республика Татарстан – демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации». Конституция в целом производит впечатление республики, как независимого субъекта РФ, о чем свидетельствуют следующие положения:

  1. Провозглашение государственного суверенитета республики Татарстан (ст. 1);
  2. В пределах своих полномочий Республика Татарстан самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях (ст. 1);
  3. Республика Татарстан в пределах своих полномочий вступает в международные и внешнеэкономические связи с субъектами и административно- территориальными образованиями иностранных государств, иностранными государствами, заключает международные соглашения, обменивается представительствами, участвует в деятельности международных организаций (ст.6) и т.д.

Как минимум данные положения свидетельствуют о наличии особого статуса республики Татарстан как субъекта Российской Федерации. Свои корни он берет еще с момента создания РФ.

Изначально следует отметить, что Татарстан наряду с республикой Чечня не подписывали Федеративный договор от 31.03.

1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации»[1].

Также, результатом референдума в марте 1992 года Татарстан провозгласил себя государством, ассоциированным с РФ на основе двустороннего договора. Таким образом, с момента формирования Российской Федерации Республика Татарстан инициировал договорное регулирование взаимоотношений субъектов федерации и центра.

Также Республика Татарстан стала первой подписавшей договор с иностранным государством: в июне 1995 года было заключено соглашение между Казанью и Анкарой. Более того, Татарстан активно сотрудничает с иностранными государствами в торгово-экономическом, научно-техническим, культурным аспектам, например, с Германией, Нидерландами, Францией и др.[2]

Первоначальная редакция Конституции Татарстана производило впечатление Основного документа государства независимого, а не субъекта федерации. Она содержала в себе такие положения, как «Республика Татарстан – суверенное демократическое государство» (ст.

1), «Республика Татарстан самостоятельно определяет свой государственно-правовой статус, решает вопросы политического, экономического, социально-культурного строительства.

Законы Республики Татарстан обладают верховенством на всей ее территории, если они не противоречат международным обязательствам Республики Татарстан» (ст. 59)[3] и т.д.

Самым удивительным положением стало то, что Татарстан провозгласил себя субъектом международного права, что вызывает полный диссонанс наряду с наличием международной правосубъектности у Российской Федерации, в состав которой она входит.

Также в контексте «особого положения» республики Татарстан интересно обратиться к Постановлению КС РФ от 13 марта 1992 г. «По делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 г., Закона Татарской ССР от 18 апреля 1991 г.

«Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Татарской ССР», Закона Татарской ССР от 29 ноября 1991 г. «О референдуме Татарской ССР», постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 г.

«О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан».

Помимо вышеуказанных положений под вопрос ставился тот факт, что Декларация о государственном суверенитете Татарстана не упоминает о том, что он состоит в РФ.

Также оспаривалось постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 г. «О проведении референдума республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан», которым на 21 марта 1992 г.

назначил референдум с вопросом: «Согласны ли Вы, что республика Татарстан- суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?».

Данное право на самоопределение является вытекающим из ряда международных нормативно-правовых актов: Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.,  Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.

, Декларации Генеральной Ассамблеи ООН «О принципах  международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества  между государствами в соответствии с Уставом ООН» 1970 г. и т.д.

Однако, международные документы подчеркивают недопустимость ссылок на принцип самоопределения для подрыва единства государства и национального единства. Конституционный Суд признал несоответствие Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21.02.1992 г.

не соответствующим Конституции РСФСР, т.к. построение отношений на основе равноправных договоров означает, что республика не состоит в РФ.

В 2007 году между РФ и республикой Татарстан был подписан двусторонний Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, что ограничило самопровозглашенную независимость Татарстана в конституционном порядке[4].

В частности, было установлено, что Республика Татарстан в пределах своих полномочий осуществляет международные и внешнеэкономические связи, также заключает соглашения об осуществлении международных, внешнеэкономических связей и осуществляет такие связи с органами государственной власти иностранных государств по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 2).

В результате подписания данного договора, из Конституции республики Татарстан была исключена глава 5 «Республика Татарстан- суверенное государство», а к положениям о деятельности республики в международной сфере были добавлены оговорки «в пределах своих полномочий» либо «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения», что так или иначе поставило статус Татарстана в зависимое положение от федерации и приравняло ее статус по отношению к иным субъектам РФ. Изменения произошли не только на конституционном уровне.

Так, не смотря на положения Закона 1998 г., Татарстан принял собственный закон «О международных договорах республики Татарстан» от 14 июля 1999 г., где не только отстаивалась международная правосубъектность республики, но и право заключения международных договоров, что вступало в явное противоречие с федеральным законодательством[5].

В то же время стал активно «пропагандироваться» правовой статус Татарстана как субъекта международного права в доктрине Казанской школы права. Так, Г. И. Курдюков выступал за то, что в силу законодательных актов республики, Татарстан является носителем международных прав и обязанностей, обладает международной правосубъектностью и является, соответственно, субъектом международного права[6].

Однако Закон Татарстана 1999г. утратил свою силу, и таким образом после проведения административной реформы после победы на выборах В. В. Путина, процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным ускорился. В 2000 году почти все субъекты РФ объявили об отмене противоречащих законов[7].

Следует отдельно подчеркнуть малоизменившуюся доктрину Казанской школы права. Так, ее представитель Губейдуллин Р. Х.

в своей сравнительно недавней работе «Зарубежные соглашения субъектов РФ» тем не менее выступает за возможность заключения субъектами РФ международных договоров, не приводя четких обоснований своей позиции[8]. Нельзя допускать того, что правовед допустил путаницу в терминах «соглашения» и «международный договор».

К тому же, не давая четкого ответа на вопрос, являются ли субъекты РФ субъектами международного права, правовед в своей работе наводит мысль о том, что субъекты Российской Федерации наделены международной правосубъектностью: «Опыт целого ряда республик в составе Российской Федерации отражает успешную практику построения международных отношений посредством подписания различных межправительственных соглашений и создания на их основе зарубежных представительств», что в целом отражает позицию Казанской школы права[9].

[1] Федеративный договор от 31.03.1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» URL: http://constitution.garant.ru/act/federative/170280/ (дата обращения-1.03.2018)

Читайте также:  Единственная дочь в семье: почему иван грозный не брал в жены таких девушек

[2] Курдюков Г. Аналитический обзор закона республики Татарстан «О международных договорах республики Татарстан»// Мониторинг законодательства республики Татарстан (вып. 2) Специальный выпуск Панорама-Форум, 1999. №22 С. 14-15; Мухаметшин Ф. Казань за реальный федерализм// Независимая газета, 15 февраля 2000. С. 4.

[3] Конституция Республики Татарстан в ред. от 1992 URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Конституция_Республики_Татарстан/1992 (дата обращения-1.03.2018)

[4] Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан 2007 URL: http://www.gossov.tatarstan.ru/dokument/dogovor/fzrfrt/dogovor/ (дата обращения-1.03.2018)

[5] Князькин С.А. Анализ проекта закона Республики Татарстан «О международных договорах республики Татарстан» Журнал «Панорама-Форум». Казань, 1999. № 22. С. 8.

[6] Курдюков Г. И. Конституция республики Татарстан и международное право// Мониторинг законодательства Республики Татарстан (вып. 1). Казань, 1999. С. 20-21.

[7] Сергунин А. А. Международная деятельность субъектов Российской Федерации: правовое регулирование. URL: www.unn.ru/pages/vestniki_journals/9999-0195_West_pravo_2001_1(3)/42.pdf (дата обращения-1.03.2018)

[8] Губейдуллин Р. Х. Зарубежные соглашения субъектов РФ// Вестник экономики, права и социологии, 2013, №2, С. 139.

[9] Губейдуллин Р. Х. Зарубежные соглашения субъектов РФ// Вестник экономики, права и социологии, 2013, №2, С. 141.

Источник: https://zakon.ru/blog/2018/05/08/originalnost_pravovogo_statusa_respubliki_tatarstan_v_kontekste_nauki_mezhdunarodnogo_prava

Назад, в 1994 год

Татарстан встревожен официально не подтвержденной информацией о том, что Кремль не намерен продлевать договор о разграничении полномочий, срок которого истекает 26 июля. Депутаты регионального парламента обратились к президенту РФ с просьбой о создании комиссии по правовым вопросам. Пресс-служба Кремля сообщила: «Концептуальная позиция будет сформулирована и озвучена позже».

Татарстан — единственная автономная республика в РФ, имеющая с федеральным центром отдельный договор, по которому ей предоставлены расширенные полномочия.

Предыстория и история вопроса драматические. СССР распался в декабре 1991 года. В 1992 году Татарстан и Чечня отказались подписывать Федеративный договор с Москвой. Чечня к тому же объявила о своей независимости от РФ. В Кремле началась паника. Государство Россия создавалось заново, старые законы отменены, новых еще нет.

В итоге с Татарстаном в 1994 году заключили отдельный договор.

«Формула договора с Татарстаном родилась 13 января 1993 года в городе Грозном, — свидетельствовал тогдашний вице-премьер, министр по делам национальностей Сергей Шахрай.

— Механизм договора о разграничении предметов ведения и полномочий был предложен и руководству Чеченской Республики как схема решения проблем… К сожалению, эта линия не была доведена до конца».

Почему «эта линия не была доведена до конца», почему не пошли на такой же договор с Дудаевым? Возможно, сыграли свою роль двойные подходы. Татарстан — крупнейшая республика, в центре страны. Если Татарстан не подпишет хотя бы отдельный договор — это крушение еще не созданного государства. Наверное, посчитали: «Татарстан — это да… А что такое Чечня и тем более Дудаев? Много берет на себя…»

Дудаева решили сместить «силами чеченской оппозиции». В ноябре 1994 года глава одного из районов Умар Автурханов, собрав какое-то «ополчение», пошел в поход на Грозный. И потерпел сокрушительное поражение. Дудаев обвинил Москву в попытке государственного переворота в Чечне. В Кремле, разумеется, это опровергали, но в прессе появились фотографии пленных российских танкистов, их признания.

После чего президент РФ Ельцин начал уже открытую войну, назвав ее «восстановлением конституционного порядка». Министр обороны Грачев заверил, что возьмет Грозный одним полком за два часа. Бездарный штурм кончился катастрофой.

Общественность страны, свободная в ту пору пресса резко выступили против войны. Депутат Юрий Черниченко заявил: если в Чечне не война, а «борьба с организованной преступностью», то давайте бомбить подмосковный город Долгопрудный, где он живет, — там налицо организованная преступность, все о ней знают.

Всероссийская государственная телерадиокомпания (председатель Олег Попцов) выдала в эфир программу «Совершенно секретно» (Артем Боровик, Михаил Маркелов), в которой генерал Лебедь заявил, что можно одним полком за месяц «закончить военную кампанию в Чечне.

Вопрос только в формировании — полк надо сформировать из детей народных депутатов, из детей членов правительства, из детей всех тех политиков, которые говорят сейчас о необходимости войны в Чечне».

Дальнейшее известно. В общей сложности война в Чечне длилась 12 лет.

А теперь намечается конституционный конфликт с Татарстаном? Договор 1994 года продлили в 2007 году, исключив из него некоторые пункты: например, об установлении отношений с иностранными государствами, о создании Национального банка.

2017 год — даже не 2007-й, федеральный центр, если захочет, отменит договор вообще. Да и в Татарстане есть люди, которые считают, что договор сейчас — почти формальность. Везде вертикаль власти, характерная для унитарной системы, а не для «федерации».

Тем не менее сам факт отдельного договора имеет и экономическое, и психологическое значение для политических кругов республики, для части населения. Иногда формальность лучше не трогать, не задевать чувства, не разжигать страсти.

И без того Госсовет (парламент) республики уже открыто выражает недовольство тем, что федеральный центр забирает 70% процентов налогов. Но мудрецы от власти умеют из ничего создать конфликт.

В республике могут возникнуть волнения, обостриться отношения и с федеральным центром, и внутри Татарстана, в частности, отношения этнических татар и этнических русских.

Надо ли это нашей многонациональной стране?

Хотя, с другой стороны, при определенном подходе, кому-то даже выгодно. Начнется всероссийское возбуждение масс посредством телевидения. Почти как с Украиной. Будет чем занять внимание народа. Действительно, не обсуждать же положение в экономике или закрытие фельдшерско-акушерских пунктов в деревнях и роддомов в райцентрах.

Сергей Баймухаметов, журналист

Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/07/17/73141-nazad-v-1994-god

Как Татарстан превращали в «независимое государство»

В эту пятницу исполняется 80 лет со дня рождения весьма знаковой для современной российской политики последних 25 лет фигуры, непосредственно оказавшей влияние на формирование новой, постсоветской России.

Речь идет о первом президенте Татарстана Минтимере Шаймиеве, возглавившем республику в период окончательного этапа Перестройки, ознаменовавшегося полным коллапсом до недавних пор казавшегося монолитным Советского Союза.

В тех условиях всеобщего хаоса Шаймиев пытался вести как можно более самостоятельную игру, умело подстраиваясь под текущие политические процессы.

И несмотря на то, что под его руководством Татарстан остался в составе России, именно первый президент республики дал волю местному национализму, последствия которого становятся все более ощутимыми для нашей страны.

Шаймиев
происходил из деревенских татар, которые более трепетно, чем городские, хранили традиции и обычаи своего народа. По окончании школы молодой Минтимир поступил в Сельскохозяйственный институт в Казани, после чего работал на производстве, а также партийных должностях на селе.

Его политическая карьера началась в 1969 году с занятием должности министра водного хозяйства Татарской АССР. После этого Шаймиев начинает стремительный подъем вверх. Вершиной его политической карьеры в СССР становится членство в ЦК КПСС и пост председателя Верховного СоветаТатарстана в 1990-91 годах.

Впрочем, любой здравомыслящий политик в то время понимал, что успех его карьеры зависит теперь по большей части от успехов «на местах». Центральные органы власти СССР в условиях всевозможных «парадов суверенитетов» и брожений внутри партии стремительно теряли как авторитет, так и влияние на происходившие по всей стране процессы.

Осознавая создавшееся положение, Шаймиев вместо восхождения по стремительно разваливающейся общесоюзной лестнице решил преодолеть последнюю ступеньку на пути к вершине власти у себя на родине – в Татарстане, где, как он справедливо полагал, его положение будет более устойчивым, чем на всесоюзном уровне.

В июне 1991 года он на безальтернативной основе избирается президентом республики, получая полный карт-бланш и свободу действий в той непростой ситуации.

Уже тогда Шаймиев показал себя как конъюнктурщик, имеющий острое политическое чутье. Он не стал окончательно отбрасывать в сторону общесоюзный центр, намереваясь занять более привилегированное положение в подготавливаемой
Михаилом Горбачевым
Ново-Огаревской системе.

Шаймиев настаивал, чтобы в обновленном государстве Татарстан стал полноценной союзной республикой. Однако после выступления ГКЧП немедленно отошел от Горбачева и принял сторону путчистов. Вышедшие в августовские дни протестовать против Янаева
и компании жители Казани были арестованы местными спецслужбами.

Однако после провала заговора глава Татарстана спешно приказал немедленно отпустить арестованных с формулировкой «из-за изменения обстановки».

После провала путча стало очевидно, что СССР доживает последние дни. Более того, дезинтеграционные тенденции стали заметны и в самой России. И помимо Кавказа главной болевой точкой властей РФ стал Татарстан, тем более что возвышение Шаймиева так или иначе совпало с резким подъемом национал-сепаратистских настроений в республике.

Типичной для того времени были митинги, на которых участвовавшие в них татары громко выкрикивали слово «Азатлык!» («Свобода!») и держали в руках плакаты с лозунгами, объявлявшими Татарстан независимым государством, при этом предлагая русским уезжать из республики.

Нередки были и столкновения на межнациональной почве, когда «чужаков» случайно оказавшихся в ненужное время в нужном месте избивали представители «титульной национальности». Милиция, как правило, во все эти действа не вмешивалась. Еще бы, ведь Шаймиеву межнациональный мир в республике в то время был не так уж и нужен.

Вернее он был нужен исключительно для внутриполитической стабильности своего режима, но являлся второстепенным перед необходимостью выгодного торга с Москвой. И для этой цели татарский национализм подходил как нельзя кстати.

Впрочем, до распада СССР российские власти российский же сепаратизм в качестве угрозы не слишком-то и воспринимали, заигрывая с ним для получения сторонников в борьбе с общесоюзным центром в лице Горбачева.
Ельцин
еще в 1990 году в Уфе заявил: «берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить».

Чем, собственно говоря, сам подтолкнул к действиям до того не слишком решительных национал-сепаратистов в регионах. Ведь если общесоюзный центр слабеет, а российское руководство наоборот набирает все больший вес, то выгоднее прислушиваться все-таки к руководству РФ во главе с Ельциным.

И руководство Татарстана вкупе с тамошними националистами это прекрасно понимали.

Источник: https://archive.ph/AZd3Q

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector