Какие предсказания сделали для россии бежавшие в америку духоборы

Какие предсказания сделали для России бежавшие в Америку духоборы

Звезда российской эстрады, обворожительная Ани Лорак привезла бакинцам свое новое супер шоу «Diva» и ответила на вопросы #, прояснив ряд важных моментов, касающихся личной жизни. Шоу-перевоплощение,  перформанс, агония, как представляет его сама певица, отмечая, что данный проект посвящается представительницам слабого пола, которые на деле ежедневно доказывали и доказывают свою силу. zerkalo.az »

2019-03-04 12:19

ани лорак ответы лежат песнях

Известная исполнительница рассказала, что рада представить бакинским зрителям свое новое невероятное шоу под названием «Дива». ru.sputnik.az »

2019-03-02 17:00

ани лорак баку город возвращаться Какие предсказания сделали для России бежавшие в Америку духоборы

опулярная певица Ани Лорак стала звездным послом II Европейских игр. Соответствующий сертификат ей вручили во время «Золотого Граммофона» в Минске trend.az »

2018-12-10 00:38

ани лорак стала звездным послом европейских игр Какие предсказания сделали для России бежавшие в Америку духоборы

Третий день фестиваля «Жара» в столице Азербайджана собрал множество звезд на одной сцене. Перед гостями выступили Юлия Ковальчук, Алексей Чумаков, Глюк'oZa, Ани Лорак, Тимур Родригез и другие артисты российской и зарубежной эстрады. ru.sputnik.az »

2018-07-29 10:27

ани лорак jah khalib глюк oza другие звезды Какие предсказания сделали для России бежавшие в Америку духоборы

Певица исполнила для бакинской публики самые популярные композиции из своего репертуара. ru.sputnik.az »

2018-04-08 07:13

ани лорак зажгла бакинцами Какие предсказания сделали для России бежавшие в Америку духоборы

Известная певица намерена каждый день поддерживать своих коллег на сцене. ru.sputnik.az »

2017-07-29 15:27

ани лорак привезла баку чемодана одежды

28 июля в Sea Breeze был дан старт второму дню международного музыкального фестиваля 1news.az »

2017-07-28 21:05

ани лорак валерия ольга бузова другие красной дорожке

С 27 по 30 июля в столице Азербайджана на побережье Каспийского моря во второй раз пройдет международный 1news.az »

2017-07-27 13:57

aни лорак приехав баку диете

Ани Лорак и Mband, в преддверии визита в Баку для участия в фестивале «ЖАРА», стали наставниками нового шоу талантов «Битва талантов». Один из самых масштабных проектов этого лета от Академии популярной музыки Игоря Крутого стартовал 15 июля на канале Муз-ТВ, сообщили Trend Life организаторы проекта trend.az »

2017-07-27 10:48

ани лорак mband преддверии визита баку фото

С 27 по 30 июля в столице Азербайджана на побережье Каспийского моря пройдет международный 1news.az »

2017-07-21 12:28

ани лорак жду столице прекрасного азербайджана фото видео Какие предсказания сделали для России бежавшие в Америку духоборы

Известная певица вновь возвращается в Баку для участия вместе со своими коллегами из разных стран в международном музыкальном проекте. ru.sputnik.az »

2017-05-25 12:09

ани лорак покажет жаре фантастическое шоу

Известная певица Ани Лорак выразила признательность бакинским поклонником за теплый прием trend.az »

2016-12-10 13:18

ани лорак баку тёплый приём фото видео

Ани Лорак и Эмин Агаларов — новый успешный дуэт российской эстрады. Месяц назад они представили дебютную дуэтную песню «Я не могу сказать», которая 1news.az »

2016-11-18 01:49

ани лорак emin сняли клип проститься кадры съемок

17 октября на российском телеканале «Домашний» выходит международный сериал «Восток-Запад». 1news.az »

2016-10-13 13:28

ани лорак записала саундтрек турецкому сериалу фото видео

Музыкальный фестиваль ЖАРА в Баку был под угрозой срыва из-за разгула стихии 1news.az »

2016-07-20 17:00

ани лорак emin пережили ураган каспийском море фото

Суперзвезда российской и украинской эстрады Ани Лорак провела минувший уикенд 1news.az »

2016-07-11 16:20

ани лорак баку жара сказочные дни фото видео

Звезда российского и украинского шоу-бизнеса Ани Лорак находится в столице Азербайджана 1news.az »

2016-07-10 00:36

ани лорак побережье каспийского моря фото

Знаменитости российского шоу-бизнеса веселились на вечеринке в московском Rose Bar 1news.az »

2016-06-17 10:52

ани лорак столкнула николая баскова бассейн вечеринке эмина

Звезда российской и украинской эстрады Ани Лорак рассказала в интервью сайту «Москва-Баку» о своем скором визите в столицу Азербайджана 1news.az »

2016-05-31 12:13

ани лорак баку париж чем-то схожи фото

В Москве состоялась презентация нового русскоязычного альбома популярного исполнителя EMIN’a – «8 в падении» 1news.az »

2015-12-09 14:28

стивен сигал филипп киркоров ани лорак другие звезды

Источник: http://az.utro.news/ani-lorak-pokazhet-fantasticheskoe-shou-zhare-17052518194534.htm

"Их ломали, высылали, убивали, а они веру свою сохранили"

«Власть» продолжает проект «Другая Россия». Специальный корреспондент ИД «Коммерсантъ» Ольга Алленова побывала на высокогорье Грузии и выяснила, почему здесь до сих пор носят русские платки и какое отношение к местным жителям имеет писатель Лев Толстой.

«Парней здесь больше, чем девушек, им жениться надо, а невест мало»

Серпантин круто уводит вверх, к облакам и разреженному, холодному воздуху. Там, на двух тысячах метров над уровнем моря, в грузинском крае Самцхе-Джавахети живет русское село Гореловка, основанное в XIX веке духоборами, сосланными сюда из российской глубинки.

Средняя школа Гореловки — старое здание с высокими потолками и белыми стенами. По легенде, строительство школы для детей духоборов финансировал Лев Толстой.

На самом деле средства от продажи романа «Воскресение» Толстой направил в Гореловку на другие цели — в начале XX века большая община духоборов переселилась отсюда в Канаду. Школа же появилась в 1903 году, по приказу Николая Второго.

В те годы школа считалась основным средством борьбы с «сектантским учением» духоборов. Тем не менее школа носит имя Льва Толстого, и в кабинете директора на видном месте висит портрет писателя.

Директор школы Татьяна Карева выросла в духоборской семье, хорошо знает историю села и традиции.

Говорит, что раньше Гореловка жила богато: духоборы считают, что жить можно своим собственным трудом, поэтому здесь всегда занимались сельским хозяйством.

В советское время колхоз имени Ленина в Гореловке был одним из самых успешных в Грузинской республике, теперь же вместо колхоза — кооператив «Духоборец» и 150 коров.

В начале 1990-х годов, когда Грузия погрузилась в гражданскую войну, голод и безработицу, село стало пустеть: около 300 семей уехали в Россию, в Тульскую область. Их дома местная власть отдавала экологическим мигрантам из Аджарии, чье жилье попало в оползневые зоны. Из 3 тыс.

русских жителей Гореловки в селе осталась половина (по переписи 2002 года — 1600 русских). В 2007-м — новая волна эмиграции, уже в Тамбовскую и Брянскую области.

Отчего уезжают, расскажет любой житель Гореловки: село оказалось на отшибе цивилизации, до ближайшей поликлиники, расположенной в райцентре Ниноцминда, 25 километров. Школьники, поступающие в вузы, домой уже не возвращаются — в городе легче жить,— и родители уезжают вслед за детьми.

У Татьяны дочь учится в Ереване — пока они могут часто видеться, Татьяна не собирается уезжать из Гореловки. Но, если дочь решит уехать дальше, в Россию или в Турцию, то уедет и Татьяна.

Учительница младших классов Ирина Тамилина тоже скоро уедет в Брянскую область. Сначала уехал старший сын, он учится в Москве. Потом об отъезде заговорила подрастающая дочь — Катя заканчивает школу, в Гореловке ей скучно: некуда пойти вечером.

«У нашей молодежи проблем много,— считает Ирина,— парней здесь больше, чем девушек, им жениться надо, а невест мало. В России, куда мы собираемся уезжать, хотя бы этой проблемы нет». Сейчас в Гореловке, по словам Ирины, всего 50 русских семей. В школе в 1980-е годы было 800 учеников, сейчас осталось 40.

Работает школа в две смены: в первую учатся русские дети, во вторую — грузинские. Обучение, соответственно, идет на русском и грузинском языках.

Пока мы беседуем, к школе подъезжает автобус из Тбилиси — руководитель Союза русских женщин Грузии, писательница Алла Беженцева привезла в Гореловку врачей.

Такие акции русская община устраивает регулярно — для того, чтобы живущие в селе старики могли пройти осмотр у докторов.

В школе становится оживленно: сюда привозят пожилых женщин в старинных русских платках, из-под которых сползают на спины длинные девичьи косы. Медосмотр затянется до вечера, и мы по приглашению Ирины идем к ней домой пить чай.

Дорога наша лежит мимо брошенных, разрушенных временем старинных изб. Все, что не заняли люди после ухода части духоборов в 1990-е, опустело и сгинуло. «Тогда дома не продавались, шла война,— говорит Ирина.— Люди бросали все и уезжали. А сейчас, чтобы восстановить такой дом, нужны деньги.

Проще купить готовый». На соседней улице, напротив, дома добротные, крепкие, с чисто выметенными дворами. Здесь еще живут духоборы. В селе каменные дома стали строить только в 1960-е, поясняет Ирина.

Есть семьи, которые до сих пор живут в деревянных дедовских домах, с белыми стенами и резными наличниками.

Какие предсказания сделали для России бежавшие в Америку духоборы

Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Над селом летают аисты, на крышах старых домов они давно свили гнезда. Гореловка — уникальная климатическая зона и ареал обитания белых аистов. Несколько десятков километров в сторону — и аистов уже нет, как и чернозема.

В сельском магазине, судя по количеству мальчишек у холодильника, самый ходовой товар — мороженое. Над прилавком — портрет молодой Аллы Пугачевой.

Молодой полицейский на улице тоже ест мороженое. Внимательно нас изучает, спрашивает что-то у хозяина магазина в открытую дверь. Хозяин магазина, дружелюбный армянин, отвечает полицейскому и кричит нам вслед: «Гостям всегда добро пожаловать!»

Останавливаемся возле красивого старинного особняка голубого цвета: сад с высокой беседкой, аккуратно покрашенный забор, чистые газоны, у входа из камней выложен какой-то символ, похожий на цветок.

Какие предсказания сделали для России бежавшие в Америку духоборы

Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

— Это молельный дом,— поясняет Ирина.— Там собираются наши духоборы рано утром по воскресеньям. Но если хотите, вам его откроют. Вот только Кондратьича надо найти. Кондратьич — наш хранитель.

В 1990-е он уехал с семьей в Крым, а потом вернулся вдвоем с дочерью, восстановил дом, работает с утра до вечера: делает ремонты, плотничает, ни от какой работы не отказывается. Вот в округе, говорят, работы нет, а Кондратьич всегда при деле. И дочь воспитывает в строгости.

В школу она не ходит — он считает, что для того, чтобы стать хорошей женой и хозяйкой, школа ей не нужна. Обучил ее грамоте, она пишет и читает, стихи сочиняет… Джинсы не носит, отец запрещает. Кондратьич тут основательно решил жить и других отговаривает уезжать.

«Мобилки у меня нет, интернета тоже»

Николай Сухоруков, тот самый Кондратьич, хранитель традиций духоборов, ждет нас у молельного дома. Отпирает входную дверь и в сенях поясняет: мужчины в молельную горницу входят через левую дверь, женщины — через правую. Горница большая, низкая, с цветами на подоконниках и ковриками на полу. В центре комнаты большая русская печь.

На стенах — 13 вышитых рушников (духоборы называют их утирками). «Вышивали утирочки девушки до замужества,— объясняет Николай.— На ткани они выкладывали свою судьбу, так что парень не только ее красоту видел, но и ее настроение, внутренний мир. Вот это знак «перуница», а вот квадрат — символ земли и плодородия. Этот означает «окутаю любовью».

А этот — «помогу реализовать себя». Эти знаки имеют дохристианские корни».

— Много людей ходят на богослужения? — спрашиваю я.

— Это не совсем богослужения,— поправляет Николай.— Мы Богу служим своими делами. А в молельный дом ходим повидаться с Богом, в вас живущим. Мы любим Бога в человеке. А народу ходит — когда как. В воскресенье на рассвете приходит человек двадцать-тридцать, читают молитвы. Мужчины читают, потому что мужчина в миру главный.

Историю общины Николай рассказывает очень подробно. Сначала духоборов из Тульской и Рязанской губерний переселили в Таврию (нынешний Крым). А когда территория нынешней грузинской Джавахетии была освобождена от турецкой власти, здесь решили строить российский форпост, и сюда в 1841 году сослали духоборов.

«Те, кто принял православие, остались в Крыму,— говорит Николай,— а наши предки шли сюда три месяца на волах. После Таврии жить здесь было трудно, климат холодный, жили первые годы в землянках, пока не построились. Много людей умерло».

Так на грузинском высокогорье появились Гореловка, Орловка, Богдановка, Тамбовка, Калинино, Ефремовка, Родионовка. В 1877 году началась русско-турецкая война, российская власть потребовала от духоборов помощи в войне, но те отказались — община никогда не брала в руки оружие.

Читайте также:  Рамена, десница, ланита: что так называли русские

«Участвовать в войне — значит лишить кого-то жизни,— объясняет Николай.— Духоборцы ни в одной войне не стояли. Но с обозами армии помогали».

Еще в 1846 году духоборы стали строить в Гореловке сиротский дом — тот самый, в котором мы и сидим с Николаем. «Казак голову сложил в бою, а жена с сиротами осталась,— говорит он,— вот для них и нужен был приют. Да и своих тут сирот хватало в те годы. Духоборцев по острогам сажали, семьям кормиться нечем было. Строили всем селом, каждый помогал.

А там и война закончилась. В память об этом событии пушки с Карской крепости повезли в Севастополь, а одну оставили здесь, в Гореловке, в сиротском доме. За то, что с обозами помогали. И эта пушка помогла Гореловке потом уже в 1920 году, во время Гражданской войны.

Гореловку тогда никто не брал, ее обходили стороной, потому что все говорили, что в Гореловке есть пушки.

В сиротском доме постоянно жили человек 40-50 — дети умерших и их вдовы, здесь же кормили бедных. Здание, с улицы похожее на беседку, на самом деле оказывается небольшим домом с резной террасой и балконом — здесь жила и умерла директор сиротского дома, Лукерья Калмыкова. Ее духоборы считают святой.

В 1887 году в Российской империи ввели всеобщую воинскую повинность, и духоборов обязали служить в армии. В знак протеста они собрали все имеющееся в селе оружие, облили его керосином и сожгли под пение псалмов.

Власти прислали казачий отряд усмирять зачинщиков акции неповиновения — духоборов избили плетьми, и их старейшин сослали в Тифлисский острог. Эта история стала широко известной, за духоборов вступился писатель Лев Толстой. Именно тогда он и решил помочь закавказским духоборам переселиться в Канаду, что и сделал спустя несколько лет.

Переселенцев сопровождал в Канаду сын писателя Сергей, врачи и переводчики. До сих пор в Канаде живет большая община, корни которой уходят в Гореловку.

С 1990-х годов в Гореловке все изменилось.

Именно с того момента, как часть общины уехала в Россию, а на их места приехали экологические мигранты из Аджарии и Сванетии, а также армянские семьи (село находится фактически на границе с Арменией) — русский язык перестал быть единственным, в селе заговорили на разных языках.

«Исчезает язык — исчезает и культура,— говорит Николай.— И в том, что он исчезает, виноваты мы сами. Поэтому я решил вернуться и жить здесь. Я не знаю, смогут ли духоборы сохраниться в России. Но здесь память о духоборах не должна исчезнуть».

Николай собрал у себя дома детский клуб и учит сельских ребятишек плотничать и выжигать по дереву. Сам он делает великолепные иконостасы для православных храмов — и, хотя духоборы не признают икон, Николай не видит ничего зазорного в том, чтобы выполнять такую работу.

Потом организовал уборку сиротского дома, сада и сельского родника, который в последние годы превратился в болото. Стал с молодыми помощниками сажать деревья.

Когда собирал людей расчищать родник, сказал: «Покажите мне, где здесь живут люди? Я вижу, где живут коровы, а где люди живут?» Эту фразу тут теперь часто повторяют.

Нашел единомышленников среди местных армян и грузин — теперь надеется, что совместными усилиями со временем приведут в порядок и здание колхозной конторы, и старинные, брошенные дома. Один из таких домов занял сам Николай — и восстановил, сохранив стиль старой духоборской избы.

«Мы жили плохо, потому что культуры не было,— объясняет Николай.— Гореловку в последние 15-20 лет использовали как промежуточный пункт — здесь люди жили, копили деньги, чтобы уехать. А надо жить так, как будто здесь ты навсегда. Надо вокруг себя создавать красоту, тогда и уезжать не захочется. Сейчас многие это понимают, я рад».

Глядя на Николая, подтянулись другие сельские жители. В Гореловке организовали обучение певчих— еще пару лет назад здесь оставалось четыре человека, которые могли петь на богослужениях, а теперь их уже 12. Еще в селе восстанавливают спортивный клуб.

А в 25 километрах от Гореловки строят железнодорожную станцию на маршруте Ахалкалаки (Грузия) — Карс (Турция). Николай уверен, что это строительство изменит ситуацию в регионе, и Гореловка расцветет. «Это прекрасная земля, здесь чистая вода и воздух, чернозем,— говорит он.— В последние годы меняется климат, и стала хорошо расти пшеница. Растения тут уникальные, как на Алтае.

Заводов нет — и не надо. Я думаю, здесь будет развиваться экологический туризм… Я думаю, здесь будет духовно-культурный центр, он будет не русский, не армянский, не грузинский, а общий. Человечность — она общая. И вернутся сюда духоборцы — не по национальности, а по духу.

У духоборцев национальность никогда не была главной: среди нас были русские, мордвины, крымские татары, евреи — в каждом из нас живет Бог».

Какие предсказания сделали для России бежавшие в Америку духоборы

Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Прощаясь, Николай приглашает нас в гости через несколько лет, когда в Гореловке будут отдыхать американские туристы. «Мобилки у меня нет, интернета тоже — я жить хочу. А приедете — и так найдете меня»,— и машет рукой, уходя по разбитой сельской дороге.

«Жили в землянках, умирали, а не сдались»

Ирина Тамилина собирает в огороде мяту и душицу и бросает в крутой кипяток. Мы пьем душистый чай, хозяйка ставит на стол горячие оладьи с домашней, только приготовленной, сметаной.

В доме хранится старая советская мебель и потрясающей красоты расшитые утирочки, скатерти, платки, старинного фасона женские юбки и жакеты. В центре орнамента всегда роза, которую духоборы считают символом жизни и любви.

«Это все шила бабушка наша, свекровь моя, она у нас модница в молодости была,— рассказывает Ирина.— Сейчас болеет, из комнаты своей не выходит. Но вам она будет рада».

Худенькая и светлая бабушка протягивает мне с постели свои тонкие, измученные артритом руки. Улыбается: «Ирина, достань-ка мои платки». Платки — особая гордость женщины-духоборки. Она расшивает их всю свою жизнь.

В этих платках — история ее жизни, ее семьи. У каждого узора свой смысл: любовь, замужество, дети, старость… Эти палатки хранят дети, внуки и правнуки.

А старинные костюмы из льна, хлопка и шерсти, со сложной двойной вышивкой, вообще могут стать предметом музейной гордости.

При переезде в Россию Тамилины оставят здесь и мебель, и вещи, только бабушкины платки да наряды заберут с собой. Без них и бабушка никуда не поедет.

Ирина родилась в грузинском селе Паравани, училась в Тбилиси, в пединституте, в Гореловку вышла замуж. Ее муж Василий из духоборской семьи, но живут Тамилины либерально: Ирина и дочь Катя крестились в Грузинской православной церкви, а старший сын хранит преданность духоборчеству и, живя в России, приезжает на богослужения, которые проводит община в Брянской области.

Василий в молельный дом почти не ходит, но веру предков уважает. Поэтому спиртное на столе появляется только для гостей. Духоборы в Гореловке до сих пор не пьют вино и водку и не едят свинину. «На похоронах я часто помогаю как повар,— говорит Ирина,— никогда не увидишь на столе свинину или водку.

Хотя цивилизация и сюда добралась, на свадьбах уже и спиртное появляется… Вот у нас одна семья есть, мама пьющая, сын в 15 лет ко мне в школу пришел, я его грамоте обучила. Но это все же исключения.

В селе есть человек пять русских, которые выпивают, но даже они всегда работают, а не лежат под забором».

В мае 2014 года у Ирины и Василия серебряная свадьба, они надеются отметить ее уже в России. Эта крепкая семья не боится переезда: говорят, что историю своих предков увезут с собой.

Там, куда они едут, все свои — в Брянской области осела большая община духоборов из Гореловки. «Когда-то духоборов из России гнали, преследовали,— говорит Ирина.— А теперь они возвращаются.

Раньше их вера была опасной для власти, а теперь нет. Время стирает все».

Но вычеркнуть из своей жизни Гореловку Тамилины никогда не смогут. «Здесь родина, здесь могилы родителей,— говорит Ирина.— Уезжаем из-за детей, но я знаю, что всегда могу сюда приехать. Соседи наши, грузины из Аджарии и армяне — всегда нам будут рады. Мы с ними жили очень дружно».

«Вы об этом обязательно напишите,— поддерживает жену Василий.— Никто нас не притесняет. А то сейчас модно стало все списывать на притеснения — так вроде легче получить вид на жительство. Но мы так не хотим». «Даже во времена Гамсахурдиа в Тбилиси я ни разу не слышала упреков, что я русская,— говорит Ирина.

— Люди между собой всегда ладили».

За селом, в чистом поле с белыми аистами, находится старое кладбище духоборов. Василий открывает калитку, справа небольшой молельный дом, слева — захоронения. Над склепами старые могильные надгробия с высеченными в камне датами. Первые захоронения — 1856 года.

«Первые духоборы, которые здесь легли, у нас считаются святыми — говорит Василий.— Поклониться им приезжают духоборы со всего мира — даже из Канады, бывало, приезжали. Жаль, что вы приехали не на Рождество или Пасху.

Здесь снега наметает по пояс, мы расчищаем дорожки, и вон в том молельном доме все молятся».

— Почему же вы считаете их святыми? — спрашиваю я,— показывая на склепы.

— Потому что они веру сохранили. Их ломали, высылали, убивали, а они веру свою сохранили. Жили в землянках в морозы, умирали, а не сдались.

Мы уезжаем по проселочной дороге. Прямо над старым кладбищем кружит белый аист.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2359269

Какие предсказания сделали для России бежавшие в Америку духоборы

Духоборы в соответствии со своими убеждениями всегда сторонились верующих православной церкви. В один момент они решили отказаться от участия в любых войнах, за что и поплатились.

Кто они такие

Как писал в своей работе «Богословие и национальный вопрос» известный религиовед Геннадий Гололоб, история духоборческого движения берет свое начало с середины XVIII века.

Одним из его основателей и идеологов был житель Екатеринославской губернии Силуан Колесников.

Духоборы чурались внешней обрядности православной церкви и не признавали церковную иерархию, по-своему трактовали Библию, однако старались строго соблюдать библейские заповеди.

В царской Российской империи долгое время было терпимое отношение к духоборам. Однако в первой половине XIX века последовал указ Николая I о переселении представителей этого религиозного течения в Закавказье — в Грузию и Азербайджан. «Духоборцы», как их называл «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» 1893 года, восприняли это решение с кротостью. Они заверили в почитании царя и напомнили, что Христос везде, где двое или трое соберутся во имя Его.

За что их преследовали

В книге Льва Толстого и Павла Бирюкова «Гонение на христиан в России в 1895 г.» (Толстой был одним из самых активных и деятельных защитников прав духоборов) подробно описывается конфликт закавказских «духоборцев» с властями, последствия которого резко обострили отношения этой этногруппы с царским правительством Российской империи. Сожжение оружия духоборами имеет 9-летнюю предысторию — в 80-х годах XIX века возник имущественный конфликт о принадлежности дома покойной предводительницы духоборов Лукерьи Калмыковой (она руководила этим религиозным движением свыше 20 лет). По суду так называемый «Сиротский дом» достался ее брату Михаилу Губанову. Среди духоборов произошел раскол: большая часть единоверцев полагала, что дом должен был отойти Петру Веригину, одному из видных лидеров данной этногруппы.

Спор обострился настолько, что Веригина светская власть отправила в ссылку. Там он изучил толстовское учение о непротивлении злу насилием и на основе его составил собственную программу поведения духоборов.

Одним из принципиальных пунктов данного положения был отказ от армейской службы. До этого духоборы не занимали столь радикальных пацифистских позиций.

Последователи Веригина, так называемые «постники» (не употреблявшие мясо духоборы), составляли большинство.

К моменту сожжения оружия духоборами в июне 1895 года в Закавказье уже 8 лет действовала всеобщая мобилизация и никаких серьезных эксцессов в этой связи с переселенными сюда духоборами не возникало.

Распространение и принятие пацифистской программы Веригина привело к тому, что в день Петра и Павла тысячи духоборов-«постников» собрали все имеющееся у них оружие и сожгли его, сопроводив пением псалмов.

Духобор Николай Зибаров рассказал автору издания «Свободное слово» 1899 года подробности этой акции и ее последствий, а также уточнил, что «решение о сожжении оружия принял сход». А карательные акции были во многом спровоцированы доносами других духоборов — по их словам, веригинские вооруженные духоборы в день Петра и Павла собрались отбивать «Сиротский дом» в селе Горелом.

Читайте также:  Зачем в 1947 году вооруженные чукчи вторглись в сша

Как писал советский и российский историк, религиовед Александр Клибанов, тифлисских духоборов усмиряли специально присланные для этого российским правительством казаки. В результате отмечались случаи массового избиения и разграбления, изнасилования женщин. Свыше 4000 духоборов в итоге переселили в местности, где свирепствовала лихорадка. Лев Толстой и Павел Бирюков в своей книге отмечают, что сотни военнообязанных духоборов попали в тюрьмы и дисбаты, где их подвергли истязаниям. Наиболее строптивых ссылали в Сибирь на 18 лет. Многие духоборы умерли в результате всех этих лишений.

Лев Толстой проделал большую работу по помощи духоборам. Он со своими единомышленниками содействовал в переселении тысяч представителей этого религиозного течения в Канаду.

Предсказания, которые сбылись

Отечественные историографы сообщают о двух важных духоборских предсказаниях — одно, по словам последнего советского посла СССР в Канаде Алексея Родионова, сделано той самой Лукерьей Калмыковой, смерть которой невольно привела к расколу духоборов. Калмыкова этот разлад и предсказывала, а еще говорила о великом исходе единоверцев из страны — для испытания веры.

Второе предсказание обозначено в «Животной книге» — «второй Библии» духоборов. Согласно ему, русский царь, «отпустивший» духоборов из страны, долго на троне не усидит: вместе с духоборцами уйдет Бог. Примечательно, что по времени это было первое известное предсказание, касающееся судьбы российской монархии и ныне активно цитируемое историками (второе сделал Григорий Распутин).

Духоборы обосновались на юге центральной части Канады. На сегодняшний день в этой стране проживает порядка 30 тыс. потомков этих переселенцев из царской России, и лишь шестая их часть сохранила религиозные убеждения предков.

Видео дня. 90-летний ученый оказался рецидивистом: ловил на коноплю

Источник: https://news.rambler.ru/other/42404307-kakie-predskazaniya-sdelali-dlya-rossii-bezhavshie-v-ameriku-duhobory/

Последние из толстовцев

ГОРЕЛОВКА, Грузия – Июльское солнце еще только начинало согревать прохладный после ночи воздух, и мужчины, ссутулившись и держа руки в карманах, стояли и смотрели, как специально назначенные кашевары размешивают в двух огромных чугунных котлах борщ и лапшу.

Двое других занимались кострами, подбрасывая в них кизяк – брикеты из сухого навоза, который является распространенным в этих краях видом топлива, где мало деревьев, но много коров. Люди готовились к духоборским поминкам на 40-й день после того, как один из членов их религиозной общины умер от старости.

В этот день в доме под дерновой крышей должны были собраться более 80 человек, чтобы почтить память покойного.

Но эти поминки можно было бы отмечать и по самим духоборам. Их неспокойная история насчитывает 300 лет, и теперь эта община живущих в уединении пацифистов, назвавших Грузию своим домом после насильственного переселения сюда по приказу царя Николая I, вот-вот прекратит свое существование.

Отделившаяся от русской православной церкви, эта ветвь духоборов находится на грани исчезновения, поскольку немногие из оставшихся ее представителей либо умирают, либо уезжают в Россию, оставляя позади все, что было пережито в горах.

Численность духоборов в Грузии сократилась до 500, а здесь в Гореловке, которая когда-то была их духовным центром, их сегодня всего 145 человек. Их неизбежное переселение на север, в современные российские города, будет означать исчезновение всей их культуры.

Представьте, если бы амиши (религиозная христианская община старого обряда, представители которой живут преимущественно в штате  Пенсильвания и в Канаде – прим. перев.) постепенно перебрались в Питтсбург. Эти люди, оторванные от своих сел, бесследно исчезнут в водовороте современной жизни.  

Вся ирония заключается в том, что духоборы никогда и не стремились уехать из России. Они появились в 18 веке в российской глубинке – в Тамбовской губернии.

Представители этой христианской общины верят, что бог существует в каждом человеке, и отрицают внешнюю обрядность церкви – иконы, храмы, ритуалы и даже священнослужителей, считая все это ненужным.

Такие взгляды не соответствовали канонам русской православной церкви, поэтому в 1785 году архиепископ назвал их «духоборцами», что означает «те, кто противится Святому Духу». Такое название считалось оскорбительным, но они его приняли.

Община не признавала государственной власти, ее члены отказывались платить налоги и служить в армии. К 40-м годам 19 века они стали настолько раздражать общество, что Николай I приказал выслать почти 5 тысяч духоборов на окраину Российской империи. Многие из них умерли в пути, не выдержав трудного 70-дневного переезда в обозах. 

Духоборы основали 8 деревень, самой большой из которых была Гореловка, в безлюдных горных районах на территории Джавахетии (в современной Грузии) – у самых границ с Турцией и Арменией.

Духоборы начали с энтузиазмом осваивать новые места и обустраиваться в новых и неблагоприятных для них климатических условиях – зимы в горах были суровыми и затяжными.

Они возделывали каменистую почву, обживали новые земли и построили чистенькую деревеньку с аккуратными домами с дерновыми крышами, побеленными известью стенами и деревянными резными наличниками, выкрашенными в радостный синий цвет.

А поскольку у духоборов нет церквей, духовными и культурным центром Гореловки стал сиротский приют – выкрашенное в светло-зеленый цвет здание, построенное еще в 19 веке. Каждое воскресенье в этот молельный дом по-прежнему приходят десятки духоборов для совершения молитв.    

Летом в деревне гнездятся белые журавли – они щелкают клювами, стоя в своих огромных гнездах, которые каким-то невероятным образом держатся на дерновых крышах домов и на электрических столбах. Армяне называют деревню «Aragilneri Gyugh», что означает «журавлиная деревня».

В деревне до сих пор ощущается атмосфера 19 века, несмотря на спутниковые тарелки, сотовые телефоны и большегрузные автомобили, которые проносятся по единственной в деревне асфальтированной дороге, ведущей в Армению или Турцию.

Другие дороги – это всего лишь разбитые грунтовые и сплошь покрытые коровьими лепешками тропы, по которым скот дважды в день водят в возвышающиеся неподалеку горы и обратно.

«Все это мы, духоборы, сделали сами», — говорит 59-летний Николай Сухоруков, своего рода старейшина с белой бородой и выражением любопытства на лице. 

Духоборы жили здесь сравнительно спокойно до 1895 года, когда они собрали все имеющееся в деревнях оружие и сожгли его в знак протеста против введенной царем всеобщей воинской повинности. Они дорого поплатились за свое принципы – некоторых из них сослали в Сибирь, других бросили в застенки и там истязали.

Но неожиданно они обрели заступника в лице Льва Толстого – известного писателя, который в последние годы своей жизни переживал духовное перерождение.

Толстой восхищался пацифистскими идеями духоборов и принимал их старейшин у себя в поместье в Ясной Поляне – эти встречи, несомненно, были одними из самых великих собраний «бородачей».

Толстой начал массовую кампанию рассылки писем от имени духоборов, в том числе направил в Швецию официальное письмо, в котором предлагал вручить этим людям-отшельникам первую Нобелевскую премию.

Впоследствии он отдал весь гонорар от продажи своего последнего романа «Воскресение» на финансирование переселения в 1899 году группы из 7500 духоборов с Кавказа в неосвоенные районы канадской провинции Саскачеван. Около 25 тысяч потомков тогдашних эмигрантов до сих пор живут в Канаде, но большинство из них уже ассимилировались. Тем же, кто остался на Кавказе, Толстой послал деньги на строительство школы в Гореловке, которая до сих пор носит его имя.  

Школа расположена в ухоженном побеленном здании, а в кабинете директора висит черно-белый портрет знаменитого мецената. Правда, что будет со школой дальше, как, впрочем, и со всей деревней, никто не знает.

«Мы пытаемся спасти школу», — рассказывает ее директор Татьяна Кирова, ведя меня по слабо освещенному единственному в здании коридору и показывая классные кабинеты, каждый из которых отапливается собственной печкой. На стенах рядом с наглядными пособиями советских времен висят самодельные плакаты на русском и грузинском языках.

В 1992 году, когда Кирова окончила школу, там учились 300 учеников. Сейчас их всего 32. Большинство деревенских учеников ходят в армянскую школу на окраине деревни.  

«Молодежи здесь больше не осталось», — сетует 43-летняя учительница Ирина Тамилина, когда вечером того же дня мы пили чай и ели арбуз у нее на кухне.

Она показала мне помятую и покрытую коричневыми пятнами ксерокопию письма о тяжелой участи духоборов, которое Лев Толстой написал в редакцию газеты. «Власти Кавказа заключили всех этих непокорных людей в магический круг, и эти люди постепенно вымирают.

Возможно, года через три-четыре духоборов совсем не останется», — предупреждал писатель. Последнее предложение было подчеркнуто черными чернилами.

В сегодняшней Гореловке духоборов, по крайней мере, в 15 раз меньше, чем армян, а во всей Джавахетии на одного духобора приходится 200 армян. Со времени распада Советского Союза этот район фактически находится под контролем армянской диаспоры, представленной различными парламентскими группировками – от умеренных до более радикальных.

Все это может осложнить положение духоборов, однако грузинское правительство еще больше озабочено сложившейся ситуацией: Грузия обеспокоена тем, что после нескольких кровопролитных войн, сопровождавших отделение Осетии и Абхазии, в стране нарушено демографическое равновесие.

И решить эту проблему можно лишь, если время от времени переселять этнических грузин-мусульман в деревни, покинутые духоборами. 

Враждебность в этих краях – дело нередкое. Лукерья Медведова, которой уже за 80, и которая осталась жить в Гореловке после того, как ее многочисленные родственники вернулись в Россию, не в восторге от своих соседей-армян.

«Они знают, что я плохо вижу, и воруют белье, которое сохнет на веревках, — жалуется она, склонившись в кухне над корытом с бельем и размешивая руками мыльную воду. – Воруют, воруют и воруют». Она овдовела 53 года назад, а ее сын умер еще подростком в 1970-е годы.

По обычаю духоборов на стенах рядом с обычными семейными фотографиями висят фотографии покойников в гробах. И все же, она не хочет уезжать из своего дома, в котором всего одна комната, и где все чисто и опрятно, несмотря на ее слабое зрение.

«Этот дом построили, когда меня еще и на свете не было», — говорит она. 

Духоборы начали понемногу возвращаться в Россию еще во времена перестройки, и с тех пор этот процесс активизировался. В 2007 году, когда президентом был Владимир Путин, в России с целью решения демографических проблем была принята программа «добровольного переселения».

Результаты этой программы неоднозначны. По программе удалось привлечь на родину более 98 тысяч этнических русских, но при этом продолжается более массовый отток русских из страны – как правило, уезжают люди состоятельные и образованные.

Причины отъезда духоборов из Джавахетии имеют, в основном, экономический характер. В России ВВП на душу населения составляет 14 тысяч долларов, в то время как в Грузии он равен 3,5 тысячам долларов.

По этой причине учительница Тамилина и ее муж год назад купили дом в Брянской области, что в пяти часах езды к юго-западу от Москвы. Ее 23-летний сын Александр уже уехал и зарабатывает ремонтом квартир 1 тысячу долларов в месяц – это в 10 раз больше, чем он мог бы заработать в Грузии.

Этот переезд, по ее словам, до сих пор для нее больная тема. «Моя родина – Грузия, а не Россия». Кроме того, подобно многим духоборам, они переезжают в большой город. В России есть духоборы, но нет духоборских деревень.    

В советские времена в Гореловке был молокозавод, на котором делали твердый сыр, но его уже давным-давно закрыли. Теперь в Гореловке остались только коровы, и именно они являются основным источником дохода в деревне. «Если у вас есть 10 коров, то значит и будет, что есть, — рассказала мне одна грузинка во дворе деревенского детского садика. – Но у нас только одна корова».  

Два раза в день с десяток женщин-духоборов садятся в белый автобус и едут за несколько километров по разбитой дороге в горы, где на пастбище целый день пасется стадо красивых коричневых коров.

Женщины направляются в сарай, где надевают косынки, фартуки и уместные в данном случае резиновые галоши или шлепанцы (оптимальную обувь, позволяющую лавировать между коровьими лепешками и лужицами случайно пролитого молока). Затем они выходят и идут к ожидающему их стаду.

В течение следующих двух часов они доят коров, заполняя молоком 14 больших стальных фляг.

Нельзя сказать, что работа эта легкая – одна отбившаяся от стада корова так загоняла свою хозяйку, что та не выдержала и в сердцах выругалась, произнеся далеко не праведное: «Проклятая корова! Черт бы тебя побрал!» Из надоенного молока в маленькой сыроварне духоборы делают сыр, который потом едят сами и продают на местном рынке. Сыр и другие молочные продукты – это почти все, что еще по-прежнему производят духоборы в этой деревне.   

Есть среди них такие, кто понимают, ради чего они это делают. Прожив на Украине более 10 лет, Василий Сластукин в 2002 году снова вернулся в Гореловку – и для того, чтобы ухаживать за престарелыми родителями, и для того, чтобы дать детям традиционное для духоборов воспитание.

Читайте также:  Василий жуковский: как случилось, что матерью русского поэта оказалась турецкая наложница

Сейчас ему 57 лет, он читает молитвы пожилым женщинам в молельном доме и передает традиционные предания двум своим младшим дочерям. Сластукин объясняет, что в советские времена культуру духоборов удалось сохранить только благодаря устным преданиям и деревенскому укладу жизни.

«Хранить эти традиции гораздо труднее, чем просто ходить в церковь», — считает он.   

В тот день поминок в доме примерно 12 женщин, большинство из которых были в платках, готовили традиционные для духоборов закуски: салат из помидоров и огурцов, баклажаны с грецкими орехами, заливную рыбу, домашний сыр, картофельное пюре с яйцами и провернутой на мясорубке печенкой.

Женщины, сидевшие за главным столом на выкрашенных в светло-зеленый цвет скамьях и одетые в наряды, в которых сочеталось все подряд – и клетка, и полоска, и простые светлые тона, поверх которых были надеты яркие жилеты с вышитыми вручную розами – запели хором грустную песню, как-то по-особому растягивая гласные. Вдова покойного 66-летняя Аня Смородина сделала несколько поклонов, касаясь лбом пола. Люди ели и продолжали петь, запивая еду водкой и газировкой. Когда мы уселись за стол, одна из женщин объяснила мне: «Мы должны все это сохранить». Вот только где, в каком месте все это будет храниться, пока никто не знает.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник: https://inosmi.ru/world/20130825/212244956.html

«Нас жгли, а мы молились…» Старообрядцы об истории, предках и гонениях

Старообрядчество долгое время находилось в оппозиции официальной православной церкви. «Раскольники», как их называли, подвергались гонениям и преследованиям.

Возможно, потому многие староверы до сих пор живут подальше от Москвы, а одно из важных церковных шествий — Великорецкий крестный ход — проходит в Кировской области, куда корреспонденты Onliner.by добрались во время большой командировки по России.

Во время шествия перед нами предстал ряд колоритных образов: мужчины в характерных рубахах и с густыми бородами, девушки, естественно, без косметики, дети с иконами в руках. Чем больше мы говорили со староверами, тем больше удивлялись упорству в сохранении традиций, стойкости и милосердию.

Кто-то прямо на ходу шепчет молитву, перебирая четки. В руках многих участников хода туристические коврики, за спиной рюкзаки. Головы женщин, девушек, даже маленьких девочек покрыты платками.

Сейчас крестные ходы старообрядцев проходят в сопровождении службы спасения, сотрудников ДПС и медиков.

А после приснопамятной никоновской реформы (в середине 17-го века), когда произошел церковный раскол, за двуперстное крестное знамение, земные поклоны и молитвы по старым книгам, что трактовалось как раскольничество, можно было угодить на плаху. Полтора века продолжались гонения, и лишь к началу 20-го столетия позиция властей и Московской патриархии смягчилась.

Священники несут рукописные иконы — старообрядцы считают, что истинный образ должен быть литым или писаным, поскольку является рукотворным произведением, а не продуктом копировальной машины. Иначе это изображение иконы, а не сама икона.

Рассказывают, что ради участия в Крестном ходе в Киров приехали старообрядцы из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, а также Италии, США, даже Австралии.

В моих краях сожгли 200 верующих, убивали священников

Говорим с Владимиром из городка Вязники (Владимирская область). Мужчина, работавший всю жизнь на железной дороге, признается, что никогда особо не подчеркивал свою принадлежность к старообрядцам. Хотя и его родители, и дети относят себя к этой вере:

«В детстве меня крестили в церкви. А потом… Я как-то не выпячивал вопрос веры. Знаете, в советское время все делали как-то украдкой, потому что было чревато.

Вязники были всегда старообрядческим краем. В 1670-х там сожгли 200 верующих, убивали наших священнослужителей. От гонений многие бежали в Сибирь, на Алтай. Поступил в комсомольцы, потом армия. В церквях и склады были, клубы, организовывали производства…

Ближе к старости задумался о вере, кто я и что я. С 2010 года участвую в крестном ходе регулярно. Даже тянет как-то… Если не сходил — сам не в себе будешь. До сих пор все это откликается. Нам по-прежнему не дают землю под строительство храма. Община есть, а церкви нет».

«В церкви, которую мы восстанавливали, был гальванический цех»

Дмитрий из Казани, услышав наш разговор, включается в беседу и рассказывает об истории своего рода:

«Сам я уроженец села Красновидово Казанской губернии, которое было образовано в 1760—1780-е годы. А туда мы попали из другого Красновидово, которое находилось в Московской области. Вообще, в Татарстане было много казачьих поселений, которые охраняли Оренбургский тракт. В моей родне тоже много казаков, пришедших с Белого моря.

Семейство было старообрядческим. Не то чтобы предки скрывались от гонений, им просто выделили свободные земли. Мы же трудолюбивые. Старообрядцы всегда славились умением содержать плодовые сады — яблони, вишни, сливы. Наш род специализировался на изготовлении глиняной посуды и ловле рыбы.

От советской власти держались поодаль. Бабушка и прабабушка в колхоз не вступали по религиозным соображениям. Прабабушка вообще была знахаркой, к ней со всей округи обращались за помощью… Меня крестили на восьмой день. Тогда в Казани церквей не было, но был молельный дом. Сейчас это Суконная слобода. Крестики носить не заставляли, а я и не афишировал.

Был октябренком, потом комсомольцем, обряды не соблюдал. Но в доме были иконы, всегда праздновали Рождество, Пасху. Когда кто-то умирал — проводилось отпевание по канонам. А потом ушла прабабушка, которая была духовным стержнем семьи, и вера заглохла…

В 1989-м нам вернули церковь. Здание находилось в плачевном состоянии, до этого там был гальванический цех. Община стала активно восстанавливать храм, и я тоже решил участвовать. Ведь это моя церковь, мои корни… Так вернулся в веру».

«Веру не купишь, ее выстрадать нужно»

К шествию присоединяется юркая старушка, которая сразу начинает тараторить: «А я вас чуть догнала». Оказывается, Марья (именно так она просит себя называть: «Все мы Марьи, потому что Марией звали матерь Божью») приехала из Москвы:

«Все подмосковные деревни за нами были, старообрядцами. Я из Коломенского, где сейчас метро. Предки были кочерыжниками, нашим промыслом всегда были капуста, помидоры, огурцы…

Гонения? Были, конечно, но мы всё сохраняли. Сама я 10 классов окончила, потом в колхозе была, на стройке работала. Не было у нас тогда гастарбайтеров. В один момент стала торговаться с Богом. Очень уж хотелось в техникум поступить. Решила, раз попаду — Бог есть, а нет… Не поступила… Неверующей считала себя.

Вернулась в веру своей волей. Однажды решила поехать к жене Порфирия Иванова (создатель духовной и оздоровительной системы, круглый год ходил в шортах, босым, обходился без еды. — Прим. Onliner.by). Она велела весь металл с тела снять, а у меня было только кольцо.

Ну я послушалась. Потом обвенчались с мужем. А как избавилась от кольца — тяжесть возникла. Голос тогда мне сказал: к Богу иди, как к другу иди… И вы знаете, только через три года ушла внутренняя тяжесть. Веру не купишь, ее выстрадать нужно. Это уж я теперь знаю».

«А что мода, хорошо?»

Христина из Екатеринбурга о притеснениях старообрядцев знает в основном по рассказам в воскресной школе. Девушка не пользуется косметикой, ходит только в юбках и платьях, при этом не чувствует себя белой вороной среди сверстников:

«Крестили на восьмой день, как положено. Участвовать в Крестном ходе позвали друзья, с тех пор хожу в пятый раз. В нравственном отношении у нас как-то больше понятия, чем у других сверстников. Соблюдаю благочестивый вид, не сквернословлю, читаю молитвы. А что мода? Человек индивидуален, зачем повторять за другими? О карьере не мечтаю, хочу семью, детей».

«Неправильно Божьим даром торговать»

Следующий наш собеседник — человек особенный. Филипп из Сыктывкара раньше состоял, как он сам говорит, в господствующей церкви. Был сотрудником церковного административного аппарата — возглавлял один из епархиальных отделов, совмещал должность с редактированием газеты, сайта, работал с мирскими СМИ:

«Перешел не потому, что там плохо, а потому, что здесь хорошо. В определенное время стал глубоко интересоваться историей. Считаю, что при наличии веры, знании истории и живой совести человек должен понять, что нет никакого иного православия, кроме того, которое исповедуют приверженцы старой веры.

В Евангелие есть фраза: „по плодам их узнаете их“. Так вот именно по людям можно судить и о вере в целом. Любой истинный христианин желает спасти душу и живет одной этой целью. Раскол в 17-м веке произошел из-за правок, унификации богослужебного обряда с греческой церковью. Все это делалось из политических соображений.

В итоге правки привели к бессмыслице в богослужебных текстах.

Русь была крещена при князе Владимире, и с тех пор в тех молитвах, которыми мы молимся, ничего не изменилось, в отличие от реформаторов.

Дело вовсе не в тех разногласиях, которые лежат на поверхности, — в дву- или трехперстии или сколько букв в имени Господнем. Описать глубину противоречия парой слов не получится. Вкратце: когда епископы ходили пешком, а не ездили на Mercedes под охраной, тогда церковь была народом, а народ — церковью.

Официальная церковь — это часть аппарата власти.

Деньги за таинства у нас не берутся… Их могут принять в качестве добровольного даяния, но просить оплатить обряды — нельзя. Неправильно Божьим даром торговать.

При этом мы всегда с уважением и покорностью относились к государственной власти. Хотя династия Романовых — гонитель старообрядцев. Мы любим родину и всегда молились за нее, хотя были гонимы государственной властью и официальной церковью. Нас жгли, а мы молились. Никогда у нас не было проявлений религиозного экстремизма.

Старообрядцы — люди очень твердого духа. Сколько гонений, притеснений пережили, и тем не менее по всему миру остались последователи. Это стало возможным благодаря чистоте веры».

«Нам нечего делить. Но и отношений особых нет»

Во время короткого отдыха нам удалось поговорить со священником, отцом Германом:

«Впервые приехал на Крестный ход из Тверской области в 2004-м. Денег не хватало, но Бог послал спальник, пенку (туристический коврик) и билет. Так и живу тут уже одиннадцатый год, при храме. Сам я сын священника из старообрядческой церкви. Супругу нашел в христианском лагере, познакомились детьми. Через 10 лет, когда нам было по девятнадцать, обвенчались. Родилось четверо детей.

Каков приход, не меряем — где-то от 50 до 100 человек. С официальной церковью нам нечего делить, но и особых отношений нет. Что ждем от власти? Нам бы храмы вернуть — и будет».

Старообрядцы на протяжении нескольких веков демонстрируют собой вопрос даже не веры, а стойкости духа и последовательности убеждений, несмотря на миновавшие репрессии. Их священники идут рука об руку с прихожанами, едят с одного стола и не считают возможным устраивать в храме торговые ряды.

Благодарим автоцентр «Хендэ АвтоГрад» за предоставленный автомобиль, а также магазин imarket.by за помощь в организации поездки.

Кроссовки и кеды в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Источник: https://people.onliner.by/2017/10/29/staroobrjadcy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector