Какие ругательства были в ходу у казаков

Какие ругательства были в ходу у казаков

Не в коем случае не хочу не кого обидеть, просто давайте попробуем разобраться вместе, что такое современный казак. Как он себя видит изнутри и каким образом он выглядит со стороны для окружающих.

Начнем с того, что казаки среди населения получили меткое прозвище – ряженые. А народ у нас, если и дает кому-то прозвища, то очень заслуженно.

Ну и почему же ряженые, спросите вы? Да потому что современное казачество, в представлении простых людей и власти, — это одна сплошная бутафория. Там все ненастоящее.

Там ненастоящая форма, ненастоящие награды, ненастоящие офицеры, ненастоящие заявления и дела. Это такая ролевая игра в казачество для тех, кто в детстве не доиграл в индейцев или там еще в кого-нибудь.

Знаете, как некоторые люди иногда наряжаются в фашистов и советских солдат, бегают по полю и стреляют холостыми патронами. Или одевают кольчуги и бьются на мечах. Или муж с женой для разнообразия отношений играют в брутального сантехника и непосредственную домохозяйку. Из этого же разряда и игры в современное казачество. Это блеф, мираж.

Плюс в казачестве очень много трепачей, бестолочей и людей с чрезмерно распухшим чувством собственного величия. Все это вкупе и вызывает неуважение и презрение к казакам у власти и неказачьего населения. Да и за что их уважать? За то, что нацепили на себя форму?

Кто же такой настоящий казак?

1) Настоящий казак должен иметь казачьи корни. Хотя бы там какой-нибудь прадед или прабабка должны быть из казаков.

2) Настоящий казак должен жить в казачьей станице или, как минимум, в сельской местности. Если ты живешь в городе и называешь себя казаком, то ты однозначно ряженный.

3) Настоящий казак должен придерживаться определенного уклада жизни – то есть ходить регулярно в церковь, заниматься (хотя бы немного) сельским хозяйством, постоянно заниматься боевой подготовкой. Причем заниматься не маханием шашкой, а именно работать с теми вещами, которые прямо завтра могут пригодиться – рукопашный бой, стрельба, владение ножом.

4) Настоящий казак должен меньше трепаться, а больше делать. Не ныть на форумах, что он Дартаньян, а все остальные ряженые, не плакаться, что нам мешает жить власть (жиды, кавказцы, ряженые, менты – нужное подчеркнуть), не грызться между собой на радость другим, а заниматься делом.

Какие ругательства были в ходу у казаковКакие ругательства были в ходу у казаковКакие ругательства были в ходу у казаковКакие ругательства были в ходу у казаков

Источник: https://www.drive2.ru/c/2470653/

Казаки и их семьи. Брак, воспитание, быт

Казаки и их семьи. Брак, воспитание, быт. Основное воспитание, конечно, происходило у казаков в семье. Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример.

Слово отца в семье было все равно, что слово атамана для войска, — ему следовали беспрекословно.

Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на Земли».

Казачата

В 12— 15 лет казачата были уже лихими конниками, могли скакать во весь опор (наметом), с ходу преодолевая канавы, заборы. Конем могли загнать зайца и убить его ударом нагайки. Владели уже шашкой и ружьем и осваивали приемы джигитовки — все это передавали им отцы и старшие братья.

Какие ругательства были в ходу у казаков

Кроме того, в 18— 19 лет казачата уже проходили обучение всерьез под руководством опытных казаков. На специально отведенном месте собирались они каждый на своем коне и с оружием.

Здесь они совершенствовали боевые приемы, стреляли в цель на полном скаку, рубили лозу шашкой, верхом преодолевали полосы препятствий, поднимали на скаку с коня предметы с земли, скакали стоя на коне и зависая на стременах у самой земли.

Учились на ходу спрыгивать с коня и снова взлетать в седло или перепрыгивать через коня, держась за луку седла и отталкиваясь поочередно ногами от земли слева и справа от скачущего коня; рубить пламя свечи на подставке и т.д.

Учились они вплавь преодолевать с конем реки, ползать по-пластунски, скрадывать часовых, по «сак- мам»-следам определять время и направление движения прошедшего противника. С пиками наперевес казачата на конях ходили «лавой» в атаки, поражая пиками камышовые чучела противника, пикой же на ходу учились поразить врага с ходу, метнув пику как копье — словом, учеба всерьез.

Когда наступал день сдачи экзаменов, то их принимал сам атаман и есаулы в присутствии стариков. Самым отличившимся атаман вручал богатое оружие, разукрашенные седла, нарядные уздечки. И эти свои первые награды казаки очень ценили и хранили всю жизнь.

Так вырастали целые поколения.

Интересный факт. В 1888 году в Новочеркасск приехал русский царь Александр III с семьей. На воинском казачьем смотре приняли участие детские сотни казачат от 12- до 14-летнего возраста на конях со своими командирами. После парада и джигитовки взрослых казаков началась детская джигитовка, но вскоре была остановлена — у государыни Марии Федоровны не выдержали нервы (она мать).

Семья у казаков — главой всегда был отец

Какие ругательства были в ходу у казаков

Ансамбль «Казачий Дюк». Свадебные обряды. т. 8 917 554 2284 Игорь

В казачьих семьях главой всегда был отец, казак — воин, а окончательное слово было за дедом — как за старейшинами на Кругу, и в этом семья в миниатюре повторяла казачью общину.

Женщины-казачки были в семье равноправны вне зависимости от их национальности, так как казачка была обязательно окрещенной.

Казаки редко обижали своих жен, да и казачки имели характер самостоятельный и гордый.

  • Современники писали: «Соедините красоту и обаяние русской женщины с красотой черкешенки, турчанки и татарки, да если прибавить бесстрашие амазонок — перед вами портрет истинной казачки».
  • Смуглолицые красавицы отчаянного мужества и высокого благородства, ценившие после священных имен отца и матери выше всего честь, славу и верность.
  • Казачки умели постоять за себя, многие из них умели обращаться с конем и оружием, при случае помогая казакам в боях.

Так в 1774 году строевые казаки Наурской станицы ушли в поход, в это время к станице подошел отряд турок и кабардинцев в несколько тысяч человек и пытались штурмом овладеть ею. Два дня шел бой, атаки отбивали старики, подростки и… казачьи жены.

Казачки стреляли из ружей и даже из пушек с земляных валов, опоясывавших станицу. С тех пор 10 и 11 июня в Наурской отмечают «бабий праздник».

Подобных случаев было несколько в казачьей истории — четыре года женщины-казачки вместе с мужьями защищали Азов и т.д.

При таком характере казачку было трудно обидеть, но если уж такое случалось, то по ее жалобе казак-муж мог получить по приговору Круга достаточно плетей. Казачьи законы поддерживали на деле равноправие женщин в казачьей среде, потому что от них идет казачий род.

За обиду жены казака ставили на Круг. Стоит он перед Кругом и у жены прощения просит, если она простит, то мужа только «поучат», и после они в мире жили. А если жена не прощала (побои, измена), то Круг свободу ей давал, она от мужа уходила.

На такой женщине мог жениться любой неженатый с ее согласия. А вот за «непрощенного или ученого» Кругом (битого) казачки замуж не шли. И оставался казак один, и роду его конец наступал.

Часто такие казаки уезжали и уходили прочь, так как без детей он — пустой цвет, или жили бобылями (из рассказа об игнат-казаках).

Посмотрите интересную статью по теме: Кто такие казаки? 

Дошли до нас изустные рассказы и о более жестких мерах (при атамане Игнате Некрасове). «Изменит жена мужу — в куль ее да в воду, или по шею закопать, а коли казак изменил жене, то получал по приговору до 100 плетей или даже в куль да в воду».

Но нельзя думать, что семья и супружеская верность держались на страхе, потому что неволей казаки дочерей замуж не выдавали (были, возможно, и редкие исключения), а в основном через сватовство — сговор и согласие девушки.

Но так было не всегда. В организационный период захвата земель противника (кочевников) казаки жили вообще без женщин, так как жизнь была тревожная и опасная, а семья — это обуза для воина.

Есть даже предания о том, что когда позже казаки стали привозить себе из походов жен, то по первому приговору всех младенцев топили, затем только девочек, а позже перестали совсем. Насколько это соответствует правде, сказать трудно.

И еще сообщается, что по первости казак свою жену-любовницу ясырку мог отдать, продать, но позже и женитьба, и развод шли только через Круг.

Выглядело это примерно так. Казак, привезя из набега ясырку, хорошим обхождением приручал ее, обучал языку, а затем, выводя на Круг, просил у казаков разрешения взять ее в жены, при этом согласие женщины было обязательно.

Казак обращался к ней со словами: «Будь мне женой!» и, если женщина была согласна, она падала ему в ноги (или кланялась), что означало «согласна». Круг с одобрением выносил приговор: «Живите». И казак, укрыв женщину полой, уводил ее. Этот жест означал, что женщину он взял под свое покровительство.

В случае ее несогласия она была свободна, и если находились охотники жениться на ней, тут же или позже, то с ее согласия Круг давал «добро». Церемония повторялась.

Но так как казаки все были православными, то непременным условием женитьбы было, чтобы женщина приняла православие, то есть была окрещена.

До того как браки стали заключать венчанием в церкви, а это пришло не сразу (как и во многих странах), Круг решал вопросы создания семьи и разводов.

Выводя надоевшую жену на Круг, казак просил разрешения на развод: «Не люба боле», согласия жены не требовалось, и если тут же на Круге не находилось желающих взять ее в жены, женщина считалась свободной. Если были желающие, то с согласия женщины, прикрыв ее полой, уводили в свой дом. Прежний муж до решения Круга о разводе не мог считать себя свободным.

Интересное у казаков есть поверье, что во время похода и на войне к женщинам нельзя прикасаться с любовными утехами, причем ни по-доброму, ни силой, — наживешь беду на свою голову, поэтому в поход казаки женщин не брали. Что же касается «ясырок»- пленниц, то это ведь добыча, но впереди был Круг, если ясырку не продавали.

На руках колец мужчины не носили, только женщины. Кольца на девичьих и женских руках имели свое значение.

Серебряное колечко на левой руке — девушка на выданье, на правой — просватана. Кольцо с бирюзой — жених служит (бирюза — камень тоски). Золотое кольцо на правой руке — замужняя, на левой — разведена. Два золотых кольца на левой руке — вдова (второе кольцо мужа).

Казаки обручальные кольца иногда носили в ладанке.

Казаки и их семьи. Брак, воспитание, быт

Источник: http://kazaki-marino.ru/istoriya-kazachestva/kazaki-i-ikh-semi.html

Как отличить настоящего казака от ряженого. Восемь признаков

В эти выходные главными героями акций «Он нам не царь» стали люди в казачьей форме, которые дрались с протестующими.

СМИ выяснили, что члены «Центрального казачьего войска», чьи нашивки были на форме людей с нагайками, специально проходили обучение по разгону митингов и получили за это почти 16 миллионов рублей от мэрии Москвы.

В соцсетях и СМИ сразу началось обсуждение, откуда берутся казаки и какие у них полномочия. Одни говорили, что казаки — это прогосударственная сила с правом на насилие, другие отстаивали казачью культуру и заявляли, что люди с нагайками не являются казаками.

66.RU спросил у Павла Гнилорыбова, члена совета Вольного исторического общества и потомственного донского казака, как отличить настоящего казака от поддельного. Ниже — прямая речь Павла.

— Никакой казак не опустится до разгона митингов и набегов на фотовыставки. Природный казак на такое не пойдет, даже слушать не будет. Это просто наемники, которым все равно, против кого действовать. Не смогли победить в аргументированном споре — расчехлили свои нагайки.

Тот, кто сочувствует Сталину и ностальгирует по СССР, казаком являться не может.

Когда Российской империи удалось в XVIII веке «охомутать» казаков, некоторые из них ушли в заграничные земли, чтобы сохранить нетронутой свою веру и идентичность. Во время гражданской войны 90% казаков сражалось на стороне белых.

Читайте также:  Легок на помине: как появилось это выражение

Донская республика (Всевеликое Войско Донское) существовала в сложнейших условиях два года (1918–1920) и при этом оставалась парламентским государством.

Главное для казака — самодостаточность. Настоящий современный казак не нуждается в том, чтобы состоять в государственном реестре. Несомненно, он может вступать в общественные организации и политические партии, но над казаками уже смеются свои из-за ситуации «два казака — три атамана».

К любым казакам вне региона их исторического проживания стоит относиться настороженно. Настоящий казак происходит из области, населенной его же сородичами и не использует аргументы вроде «У меня бабушка казачкой была» или «У меня прадед — белый офицер».

Казак старается даже в городе в важные для него мемориальные или национальные дни носить справу (национальный костюм), при этом изучает историю казачьего костюма и не допускает грубых ошибок.

Казак воздержан в отношениях с алкоголем, особенно в публичных местах, понимая, что такой образ потом и формирует устойчивый стереотип про «ряженых алкашей». При этом часто делает вино для себя, семьи, друзей.

Казак сейчас, может быть, и не так часто ходит в церковь, но христианское мировоззрение для него является основой.

Казак увлекается историей и генеалогией, стараясь делать это не на любительском уровне. Он знает не меньше десятка песен своих станиц (песни казаки не поют, а играют). «По Дону гуляет» и «Не для меня придет весна» не считается. Равно как и Розенбаум.

Какие ругательства были в ходу у казаков

Читайте нас в соцсетях:

Источник: https://66.ru/news/society/210981/

Cловарь казачьих терминов и выражений

Казак – взрослый представитель особого многоплеменного этноса – казачьего этноса (казачьего народа). Казак родовой (природный) – знающий не менее трех поколений предков-казаков по мужской линии (отца, деда и прадеда). Казак, знающий четыре и более поколений, является казаком старинного рода.

Казак потомственный – взрослый казак, имеющий (знающий) хотя бы одного из своих родителей (включая крестного отца) из родовых казаков. Казак приписной (повёрстанный) – взрослый мужчина неказачьего происхождения, принятый в казачью станицу (в общину, в реестровое казачество) и берущий на себя, соответствующие Уставу обязанности. До 1917 г.

– представитель одного из многочисленных племен, населяющих Российскую империю, наряду с великороссами, малороссами, татарами, алеутами, тунгусами и пр.

В настоящее время обозначение особой национальности в общем перечне национальностей при проведении переписи в РФ; представитель особого казачьего сословия, существовавшего в Российской империи до 1917 года; рядовой казачьих войск; член казачьей общественной организации (общины, станицы, объединения); вольный, свободный, никому неподвластный человек (в фольклоре)

Казаки (казачий этнос, казачий народ) – исторически сформировавшаяся общность различных племен, объединенных: Казачьим Присудом (территорией, войсковым Кругом, Радой) и общей культурой – религией, языком (фольклором), музыкой. Корни казачьих племен (казачьего этноса) – скифские (алано-готские) .

Скифские племена издавна (до новой эры) существовали на землях Приазовья и северного Причерноморья. Со времен Киевской Руси (с XI века) земли Приазовья и Причерноморья начали мощно усиливаться славянством. Азовская Русь (княжество Тмутаракань) стала одной из провинций Киевской Руси, то есть входила в состав «Всея Русь».

 В годы владычества Золотой Орды (XIII-XV века) к казачьим племенам стала активно подмешиваться татарская кровь (булгарская, огузско-печенегская, горская, ногайская и пр.). Начиная с XVI века, то есть со времен царя Ивана Грозного и даже немного ранее, казачьи племена существенно «ославянились» по численности.

В казачество пошел славянский поток великоросской, поморской, малоросской и польской крови. Славяне, которые устремились на земли Казачьего Присуда, стали интенсивно «оказачиваться», то есть приобретали и укрепляли в себе дух вольнолюбия и свободы.

Слияние природных казаков со славянской и татарской и «прививкой» дало тот чрезвычайно крепкий сплав, который называют «русскими казаками»

Казаки донские, а также кубанские, уральские, терские, сунженские, кизлярские, волжские, азовские, черноморские, запорожские, приднепровские, уфимские, касимовские и пр.

: 1) территориальный признак проживания казачьего этноса, территориальное расположение казачьих станиц, хуторов и юртов; 2) принадлежность к казачьему сословию, состоявшему к 1917 г.

из одиннадцати казачьих Войск (Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское)

Казаки ордынские – казаки, служившие в XIII-XVI вв. Золотой Орде под началом ханских ставленников в качестве воинов, а также работники, обслуживающие транспортную сеть Орды. До принятия Ордой ислама (XIV век) могли быть православными, то есть «русскими»

Казаки реестровые – в XIV-XVII вв. приднепровские (черкасские) казаки на службе Польско-литовскому государству под началом шляхетских офицеров. Позже (XVII-XVIII вв.) на службе московскому царю (слободские казаки);  в настоящее время граждане РФ, принявшие на себя обязательства по тому или иному виду государственной службы и вступившие в соответствующую общественную организацию

Источник: http://cossacksculture.mgutm.ru/kultura/clovar-kazachikh-terminov-i-vyrazhenij

Казачий говор (язык)

За две тысячи лет язык казачьих племен менялся неоднократно. В самом истоке это был «скифский язык», на котором общались готские и сарматские (кавказские) племена общего индоевропейского корня.

По Овидию («Понтийские летописи») скифы (сарматы и готы) говорили одним языком, но на разных наречиях.

Письменность этого периода была руническая, все священные храмовые книги раннего периода апостольского христианства были выполнены особым скифским алфавитом, позже названным «антикумом».

После того, как на территории бывшей Скифии с X века образовалось княжество Тмутаракань (Азовская Русь, как провинция Киевской Руси), племена, его населяющие, стали ускорено переходить на древнеславянский язык. Священные книги со скифского «антикума» переписывались «кириллицей» на церковнославянский язык русского (русьского) православия.

При нашествии татаро-монгольской Орды на Русь казаки, находясь в составе ордынских войск на основе «тамги» (то есть «дани по людям»), вынуждены были использовать государственный язык Орды – татарский.

Низовые донские и запорожские казаки вплоть до начала XIX века говорили и по-русски (по-славянски), и по-татарски (по-тюрски). Многие тюркские слова и выражения остались в казачьем диалекте до настоящего времени. Л.Н.

Толстой служил на Кавказе и писал в повести «Казаки»: «Молодец-казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже со своим братом говорит по-татарски».

Язык является основной опорой этнического самосознания. Именно язык связывает все области расселения любого этноса и четко обозначает этнические границы, которые не всегда совпадают с границами административными. Казаки нашего времени пользуются русским языком. Общая территория проживания и, конечно же, язык общения племен сформировал устойчивый русскоязычный казачий этнос.

В настоящее время в литературной и канцелярской формах мало отличается от языка русского (великорусского). Казачья народная речь делится на несколько диалектов, из которых одни больше, а другие меньше отличаются от того же русского языка. Диалекты великорусского (русского) и малоросского (украинского) языков. На Дону – гутор, на Кубани – балачка.

Наши диалекты принадлежат нам по праву совместного владения с русскими диалектами и исправно выполняют назначенную им роль в общении между людьми и в деле создания, нашей художественной литературы.

Они служат нашим национальным интересам, интересам нашей национальной культуры так же, как французские диалекты служат бельгийцам или или швейцарцам, английские – ирландцам и американцам, а тюркские языки кроме Турции – целому сонму азиатских народов.

Отсюда следует, что язык, как явление переменное, неустойчивое, может считаться признаком национальной принадлежности только условно.

Русские историки не хотят признавать независимого от русских происхождения казаков, ссылаясь и на язык, утверждая, что казаки – русские люди, говорящие на одном с русскими языке. Вместе с тем, единый русский литературный язык – совсем недавнего происхождения.

По словам Тургенева, только Пушкин «создал русский язык и установил литературу» (значит, только в первой половине XIX ст.

, когда Казачество было кроваво подавлено, когда все казачье каленным железом уничтожалось), что до этого времени существовали только отдельные славянские наречия, а вся русская знать считала великорусское наречие языком дикарей и стыдилась говорить на этом наречии.

По данному признаку мы должны были бы признать одним народом португальцев и бразильцев. Или испанцев, мексиканцев, кубинцев, филиппинцев. По этому признаку нам пришлось бы признать народом воров, «ботающих» по-фени.

Вместе с тем нам пришлось бы считать, что нет немецкого народа, поскольку наречия разных германских земель очень сильно отличаются. Что нет грузинского этноса — там тоже диалекты настолько разнятся, что жители соседних долин могут друг друга не понимать.

И что нет еврейского народа — у него много языков: иврит, идиш, английский, русский и др. Так по каким же все-таки признакам выделять народ?

Помимо родного языка другой составляющей особого этнического чувства является крепкая приверженность «своей» музыке. Музыка – неотъемлемая и важнейшая часть этнических признаков. Послушай, как поют люди, и поймешь, как и чем они живут. Казаки свои песни не поют, они их играют.

Казаки так и говорят: «Я тебе сыграю песню, и ты сразу всё поймешь, что к чему». Редко где найдешь такую музыкальную красоту многоголосого мужского хорового пения как у казаков. Чистые голоса улетают из вольной степи прямо в поднебесье, к Богу.

Казачья песня способна сплачивать, объединять, песня направляет людей в одно русло.

Абы — кое как, небрежно
Ажина растение ежевика
Ажнак, аж даже: ажнак заболело, аж до конца, аж столько (так много? даже столько?)
Айдан косточка из ноги барана; служит казачьим детям для игры в айданчики
Алахарь несерьезный, легкомысленный человек
Алтын от татарского «алты» — шесть; старинная монета в шесть «денег» или три копейки. До революции сохранялась еще память в «пятиалтынном» — 15 коп
Аль, альбо или, может быть
Анадысь намедни
Антирес интерес, прибыль
Анчибел нечистый дух
Анчутка чертёнок
Арапник длинный кнут
Арба воз с драбинами для воловьей запряжки
Аскаляться улыбаться, смеяться
Аскрьоток осколок
Ащеле если же; в том случае, если

Баба, Бабаня бабушка.
Бабайки весла на лодке, с противовесом для облегения гребли
Бабник вид женской прически
Баглай лентяй, лежебок.
Багмут северо-западный ветер у населения Приазовья
Багрецовый ярко-красный.

Баз двор; или огороженный загон для скота.
Базавлук татарское слово, в разных произношениях означает «телячий». Отсюда казачье «бузивок» — годовалый теленок. Распространенное географическое название в районах исторического пребывания татар.

Остров Базавлук — место расположения Запорожской Сичи от 1593 по 1709 гг., после чего ее укрепления были разрушены русскими войсками, а Кош перешел на земли Крымской орды в Алешки. На Дону слово Базавлук сохраняется в названиях речки Бузулук, Усть Бузулуцкой станицы и растения «бузлучек».

Базыга старый хрыч
Байбак степной зверек, сурок
Байдак килевое судно с одним парусом
Байдик пастушеский или стариковский посох, палка для опоры
Байрак овраг
Бакчя / Бакша огород в поле, чаще всего, из арбузов, дынь и кабаков
Балахон домашнее платье Казачки
Балберка плечевой ремень у пики
Балка пологая долина в степи, иногда с болотистой речкой
Балык просоленная и провяленная хребтовая полоса крупной рыбы (в основном осетрина или сомятина)
Банить мыть, стирать
Баниться мыться, купаться. «пойду побанюсь»
Банник щетка для чистки орудийного ствола
Бартыжать идти на парусах против ветра зигзагами, лавировать
Баско красиво.
Бахтовый бархатный
Бирчить помнить, забирчить -запомнить.
Братина большая чаша для пития вкруговую.
Бренное грешное.
Було— было. (нижн Дон) была, — бывала, бывалыча Бягить — бижит.( н. чир)
Буробить — мять.

Ватман атаман.
Ветлеватый ветвистый
Ветье хворост.
Взгалчица возмутиться попусту поднять крик.
Вздымать поднимать.
Волхованье волшебство.
Втымеж в то время.
Вырушить сбросить.

Гарище пепелище.
Горний небесный.
Громный подобный грому
Грядка боковой край саней
Грядушка Спинка кровати

Деревника стройное деревце.
Десница правая рука.
Долонь ладонь.
Досюлешний прежний.
Дрот проволока
Духмяный душистый.

Жалочка дорогая, милая

Замордовать затравить (на охоте)
Замуроветь зарасти травой.
Заранка реннее утро.
Зареть гореть ярким пламенем.
Зарьять задохнуться, надорваться с перегону (о борзой собаке)
Здынуть поднять.
Зень земля.
Зой вопль.

Инищие иностранные.

Катух свинарник (где содержались свиньи)
Кильдим беспорядок
Киммерийский пролив Керченский пролив.

Коробчить или карабчить — воровать, обманывать
Корчев современная Керчь.

Кочет петух
Купавный Купавный
Курпей овечья шкура; верх папахи
Кут, куток -угол уголок (справа сбочь кутка ) — с правой стороны угла…

Лезть в купырь возмущаться по пустякам
Лепух комок чего либо.
Лодейный корабельный.
Локтать лакать

Мара смерть, марево.
Марена языческая богиня смерти.
Морок мрак.

На дым спустить сжечь.
Наслюз лед, с водой наверху.

Озипать или озепать — сглазить
Окол рядом.

Пабедье время около обеда.
Пернач рукоять металлическим перистым навершием, символ военной власти.
Повечерье закат солнца.

Повечерять поужинать
Полон плен, пленные.
Помоча подтяжки на штаны
Порато очень, сильно.
Поторечина вбитый в землю кол.

Похожие казаки в походе

Развязка лихость, ловкость
Рази разве
Расстёбывать расстегивать
Расхлебенить отворить настежь
Рахманка молоки красной рыбы, осетра, севрюги и т.п.

Читайте также:  Крейсер «варяг»: а был ли подвиг

Рахунки не дать не справиться с делом
Рели качели, а иногда — виселица
Рель заливной луг в речной пойме
Рожак уроженец
Рубать рубить шашкой или топором
Руда кровь
Ружо ружье
Рукомесло ремесло
Рундук закрытый ящик, сундук, крылечко со ступеньками
Русское море Черное море.
Рученички связки льна или шерсти
Рыбалить ловить рыбу сетью или удочкой
Рылешник народный певец; исполнял казачьи песни, аккомпанируя себе на донской лире
Рынгач рабочий вол, сохранивший внешность и некоторую свирепость быка-производителя
Рыскатель не боящийся риска

Сапуха зола, сажа
Скиперда злость.
Скубаться ругаться.
Строка некошна нечистая сила.
Сурожское море Азовское море.

Таматарха древний город на месте нынешнего поселка Тамань.
Танаис древний город в устье Дона.
Тарап порывистый ветер.
Требище площадка доля волхования.
Тымьям чебрец.
Тю! восклицание, возмущение, удивление
Тюлишата птенцы

Ушкуй весельное судно казаков-повольников.
Фанагория древний город на Таманском полуострове.

Холобуда шалаш
Хряпка капустная кочерыжка

Цыбарка ведро
Цыц тихо!

Чаво что?
Чихирь молодое вино.

Шелепуга плеть.
Шура совет (сарматское).
Шурабаш глава совета у азовских казаков.

Щикилять хромать.

Яма новгородский город-крепость (Ямгород, Ямбург), нынешний город Кингисеп Ленинградской области.
Ямские казаки казаки Ямгородского околоградия
Ясы сарматское племя.

  • Казачьи поговорки
  • Атаманом громада крепка.
  • Без атамана казакъ сирота.
  • Без атамана дуван не дуванят.
  • Не атаман при булаве, а булава при атамане.
  • Не всем казакам в атаманах быть.
  • Атаманом быть — уряд держать.
  • Добрый казак баче, где атаман скаче.
  • Атаманом не хвалися, а его крепко держися.
  • И у атамана не две головы на плечах.
  • Терпи казак — атаманом будешь.
  • Атаманам пышки, казакам шишки.
  • Атамана из плохого казака не получится.
  • Казаки все наголо атаманы.
  • Казаков мало не бывает.
  • Казак молчит, а все знает.
  • Казака и под рогожкой видать.
  • На казаке и рогожа пригожа.
  • Взял у черта рогожу, отдать надо будет и кожу.
  • Тот не казак, кто боится собак.
  • За правду и волю ешь вволю.
  • Добрый казак не брезгает, что попало, то и трескает.
  • Что казаку здорово, то немцу смерть.
  • Казак что дите: и много дашь все съест, и мало дашь сыт будет.
  • Казак из пригоршни напьется, из ладони пообедает.
  • Не пил воды Дунайской не ел каши казацкой.
  • Хлеб да вода — казацкая еда.
  • Оттого казак гладок, что наелся и на бок.
  • Казак живет не тем, что есть, а тем, что будет.
  • Казак голоден, а конь его сыт.
  • Бог не без милости, казак не без счастья.
  • Не журися, козаче, нехай твой ворог плаче.
  • Куда казака доля не закинет — все будет казак.
  • Казак сам себя веселит.
  • Казак и в беде не плачет.
  • Казак Донской, что карась озерной: и крян, и прян, и солен.
  • Казак журбы не мае.
  • Не тот казак, что водою плывет, а тот что против воды.
  • Что там холод, коли казак молод.
  • Плакать не смею, тужить не велят.
  • Стой за правду горою, тогда и люди за тобою.
  • По правде и сила.
  • Коли всею громадаю дохнути, то и панятко сдохнет.
  • Собором черта поборем.
  • Кто от товарища отстанет, нехай от того шкура отстанет.
  • Где казак, там и слава.
  • Где Дон, там и правда.
  • Ходи прямо, гляди смело.
  • Правды и пуля боится.
  • В Бога верь, врага — бей, землю ори, жинку – пори.
  • Казака мати родила, мужика — женка, чернеца — паниматка.
  • Один раз родила казака мати, один раз и помирати.
  • Казак смерти не боится, он Богу нашему знадобится.
  • Боится дите того, что нет никого.
  • Наш Луг — батько, а Сичь — мати, от где треба помирати.
  • Краше умирати в поли, ниже в бабьячому подоли.
  • Казацкому роду нема переводу.
  • Где враг, там и казак.
  • Мужик врага ждет, казак врага ищет.
  • Хочешь спокою, готуйся до бою.
  • И про единаго казака война будет.
  • Береженого Бог бережет, а казака сабля.
  • Сохрани Боже от бешеной воши.
  • Щирый казак сзаду не нападает.
  • Кто пожалел врага, у того жена — вдова.
  • Кто развязал язык, тот вложил саблю в ножны.
  • От лишних слов слабеют руки.
  • С панами и свиньями не знайся.
  • От беса — крестом, от свиньи — пестом.
  • Пришли казаки с Дону, тай прогнали панив до дому.
  • У всех панов богато купленых брехунов.
  • Высыпался Хмиль (Хмельницкий) из миха, тай наробив панам-ляхам лиха.
  • Що буде, то буде, а казак панщины робити не буде!
  • Пиду на Низ, чтоб никто головы не грыз.
  • На козаку не буде знаку.
  • Житие собачье, зато слава казачья.
  • Коли казак в поли, то вин на воли.
  • Казак, как голубь: куда не прилетит, там и пристанет.
  • У наших казаков обычай таков: где просторно, тут и спать ложись.
  • Не тот казак, что поборол, а тот, что вывернулся.
  • Не все то казак, что списа мае.
  • Казак хороший та нема грошей.
  • Добыть или дома не быть.
  • Конь да ночь — казаковы товарищи.
  • Солнце за лес — казацкая радость.
  • Зипуны у нас серыя, а умы то бархатныя.
  • Без коня казак кругом сирота.
  • На удачу казак на коня садиться, наудачу его и конь бьет.
  • Казак на коня садится, а его невеста родится.
  • У наших казаков обычай таков: поцеловал куму да губы в суму.
  • Пущай с бабами водится сатана, нежели добрый запорожец.
  • Где соколы летают, туда ворон не пускают.
  • Что напишет писака, не слижет и собака.
  • Свой пес, оттого что свой, не перестает быть собакой.
  • Где два хохла, там три гетмана.
  • Не нашего полку, иди себе к волку.
  • Кланяйся своим, да не забывай наших.
  • Спаси нас Боже от папы Римскаго, да от хана Крымскаго.
  • Ляхи нам не паны, а мы им не хлопцы.
  • Пропал, как швед под Полтавой.
  • Голодный француз и вороне рад.
  • Пришли не званы, и уйдете не ласканы.
  • Казак на службе горит, а без службы тухнет.
  • Каков на гумне, таков и на войне.
  • Прежде не хвались, а Богу помолись.

Источник: http://kazak-center.ru/load/khronika_kazachestva/tradisii_kazachestva/kazachij_govor_jazyk/13-1-0-539

Казаки-изгнанники. Статья № 69

Чужбина встретила эмигрантов неласково. Армию Врангеля французы и англичане, оккупировавшие Турцию, разместили в лагерях: Добровольческий корпус – в Галлиполи, Донской корпус Абрамова (8 тыс.) – в селениях Чаталджи, Чилингир, Кабакжда, Кубанский корпус Фостикова (3 тыс.) – на о. Лемнос. Потом на Лемнос перевели и донцов.

Жили под зимними ветрами и дождями в палатках, без топлива, на мизерных пайках. Вшивели, болели. Французы вовсю вербовали казаков в Иностранный легион для войны в Алжире, и многие записывались. Вербовались и в Бразилию на плантации, матросами на пароходы. Армия жила надеждами на восстания в России, на возобновление борьбы.

Но восстания гасли, французы требовали роспуска формирований.

В 1921 г. Врангелю удалось договориться со славянскими странами, белогвардейцев стали перевозить на Балканы. В Югославии их приняли тепло и сердечно. Часть казаков зачислили в пограничную стражу, другую направили на строительство дорог. Работали, сохраняя воинские части – все еще надеясь на изменение обстановки. Приняла белых и Болгария, но тут казакам пришлось труднее.

Распределяли на тяжелые и вредные работы на солеварнях, каменоломнях. Против предоставления приюта белогвардейцам выступали левые. А в 1922 г. на Генуэзской конференции советская делегация добилась решения о роспуске белых формирований. Югославии и Болгарии осталось подчиниться.

И Врангель перешел к новой форме организации – создал Русский общевоинский союз (РОВС), в котором воинские чины состояли на учете, как бы в запасе. Но фактически армия распалась. Да и жизнь диктовала свое. Большими группами труднее было найти работу. Эмигранты стали распространяться по тем же Балканам.

Многие перебрались во Францию и Бельгию – эти страны понесли большие потери в войне, нуждались в рабочих и зазывали эмигрантов, поскольку им можно меньше платить. Некоторые казаки осели в Германии, Чехословакии.

Большие колонии казаков возникли и в Иране. В Китае дутовцы обосновались в г. Суйдун, семиреченцы в Кульдже, анненковцы в Ланьчжоу. Многие поселились в Харбине – он до революции был, по сути, «русским» городом.

Казаки, эвакуированные из Владивостока, 3 года прожили в Вонсане на содержании японцев – в Токио лелеяли надежды удержать за собой не только Южный Сахалин, но и Северный, захваченный под шумок. И существовал план направить туда казаков, чтобы провозгласить «государство» под эгидой Японии. Но в 1925 г.

японцам пришлось отдать Северный Сахалин Советскому Союзу, помощь казакам в Вонсане прекратилась, и они рассеялись по всему Тихоокеанскому региону. Несколько сот казаков генерала Глебова осели в Шанхае.

Везде казаки старались держаться друг друга, организовывались в станицы, хутора – подобие землячеств с выборными атаманами, кассами взаимопомощи. Поддерживали связь с войсковыми атаманами. Но зарабатывали на жизнь по отдельности, кто как может: рабочими, шахтерами, строителями.

Большим успехом пользовались самодеятельные казачьи хоры, их приглашали выступать в ресторанах, лучшие коллективы подхватывались западными продюсерами, становились профессиональными. Возникали и цирковые казачьи труппы, поражали публику искусством джигитовки. Но это было труднее, требовалось приобрести и содержать хороших лошадей.

Для некоторых казаков пристанищем стал Голливуд. Там как раз начинали снимать «вестерны», и именно казаки стали первыми исполнителями конных трюков, изображая ковбоев и индейцев, обучали своему искусству американцев. Те, кто смог хорошо устроиться, даже посылали деньги родственникам в СССР, при нэпе это было еще можно.

Не имеющие семей или потерявшие их женились – на русских беженках, на местных женщинах.

Настоящие станицы возникли только в Маньчжурии. После образования ДВР сюда ушли тысячи забайкальцев, многие сумели перегнать стада скота. И устроились довольно неплохо. Китайские чиновники разрешили селиться, налог брали маленький (а то и не брали за взятки). Никакой казачьей службы тут, конечно, не было, просто жили, вели хозяйство, богатели. Но в 1929 г.

во время конфликта на КВЖД отряды ОГПУ совершили ряд нападений на станицы, сотни казаков были убиты, 600 человек угнали в СССР. А в 1931 г. Маньчжурия была оккупирована Японией, и процветание кончилось.

У казаков, как и у китайцев, переписали все имущество, стали драть огромные налоги, принудительные поставки, оставляя хозяевам лишь необходимое для пропитания [166].

Некоторые казаки нашли применение своим воинским талантам. Иранский аристократ Реза-хан Пехлеви в мировую войну служил в пластунской бригаде, начав с унтер-офицерского чина, полюбил казаков, и они его уважали. Из казаков-эмигрантов, очутившихся в Персии, он сформировал свою бригаду.

Разгромил с ней созданную большевиками в Северном Иране «Гилянскую советскую республику». Потом, опираясь на казаков, произвел государственный переворот и стал шахом Ирана, а казаки стали его личной гвардией. В Китае во время гражданской войны 1925–1927 гг. 4 тыс.

казаков сражалось на стороне Чжан Цзолиня – считая это продолжением собственной гражданской, тем более что войска Гоминдана и китайских коммунистов подпитывались из Москвы, руководили ими большевистские советники во главе с Блюхером. Но китайцы воспринимали белогвардейцев как обычных наемников.

И не щадили, посылая в пекло. Отряд потерял четверть личного состава.

Часть эмиграции пыталась вести борьбу против СССР. Кроме РОВС возникло множество других организаций – Братство русской правды (БРП) во главе с П.Н. Красновым, Высший Монархический Совет, Республиканскодемократическое объединение и т. п. Но и советские спецслужбы эмигрантов в покое не оставляли. В 1921 г.

в г. Суйдун был уничтожен атаман Дутов. Группа чекистов пробралась в его штаб, оглушила, желая выкрасть. Но казак-часовой заметил неладное, поднял тревогу, и атамана застрелили. В 1926 г. осуществилась операция против Анненкова.

Он много претерпел на чужбине, ни за что отсидел в китайской тюрьме, отошел от политики и занимался коневодством. В ходе китайской гражданской войны его вызвали в г. Калган на переговоры к маршалу Фэн Юйсяну, где советник маршала «товарищ Ли» (В.М. Примаков) арестовал атамана и его начальника штаба Денисова.

От имени Анненкова было выпущено воззвание к эмиграции, якобы он добровольно решил вернуться в СССР. Но не подействовало, казаки сразу усомнились в подлинности. Над Анненковым и Денисовым в Семипалатинске был разыгран «показательный» суд, обоих расстреляли.

Ну а РОВС, БРП и прочие организации очень быстро оказались нашпигованы чекистской агентурой – конспираторами белые были никудышними [209].

Попытки организовать борьбу против советского государства были обречены на провал не только из-за противодействия чекистов, но и из-за разобщенности самой эмиграции. За рубежом она мгновенно рассыпалась на весь спектр политических течений от монархистов до эсеров и меньшевиков.

Читайте также:  Какую пищу запрещено есть староверам

А у казаков добавилась специфическая идеология – сепаратизм. Именно в эмиграции расцвели в полной мере теории отдельной «казачьей нации». По сути, они стали идейным знаменем казачьей «демократической» интеллигенции, которая перевернула на собственный лад все те же идеи Февральской революции.

В этих теориях российская власть рассматривалась сугубо отрицательно – как подавлявшая исконную казачью «демократию». Очевидные факты, вроде массовой приписки в казачество в XIX в., напрочь игнорировались, и сепаратисты производили себя напрямую от древней «Казакии» или Хазарского каганата.

Провозглашая, что казачий «вольный народ» был порабощен царизмом.

И любопытно, что первый отлуп сепаратисты получили от… некрасовцев. Которые на обращения к ним назвали эти теории «болтовней» и ответили, что мы-то, мол, русские.

«И вот уже свыше двухсот лет мы находим приют в Турции и, живя здесь, сохранив все искания наши, обычаи и веру, продолжаем быть верными сынами Церкви Христовой и возносить до небес молитвы о Русском Царе, моля всевышнего о скорейшей кончине междуцарствия» [104]. Да и большинство казаков-эмигрантов сепаратистских идей не разделяло. А.Г.

Шкуро писал: «Я прочитываю каждый номер «Вольного казачества». Когда я читаю стихи, я плачу; когда читаю «преданья старины глубокой», я восторгаюсь, но когда говорят, что череп донца и кубанца отличается от русского, мне становится страшно…» Однако «мнение» во все времена формируется не большинством, а небольшой прослойкой.

И от лица казачьего «общественного мнения» выступали все те же левые деятели, которые мутили воду на кругах и радах: Харламов, Верховенский, Парамонов, Скачков, Горчуков, Мельников, Быч, Макаренко.

Распространению идей сепаратизма способствовали два фактора. Во-первых, в это время в эмиграции шли свары о причинах поражения в гражданской войне. Левые обвиняли, что это произошло из-за недостаточной «демократичности» генералов, те отвечали, что Россия погибла как раз из-за излишней «демократии». И казачьи сепаратисты влились в этот хай.

Мол, если бы не пошли за «реакционерами» Россию спасать, сидели бы в своих областях при своих свободах, то и было бы все хорошо. На что следовали обвинения в разрушении фронта и тыла самими сепаратистами. Озлобление дошло до такой степени, что, например, историк А.А.

Керсновский, создавая четырехтомную «Историю русской армии», вообще постарался обойти участие казаков в войнах, победы у него одерживают исключительно регулярные войска [77]. А такое, естественно, было обидно казакам, и они поддерживали «своих» в противовес «великодержавникам». Однако не менее важным был и другой, теневой фактор.

Западные правительства и масонские круги были врагами не только и не столько Советской власти, они оставались врагами России как таковой.

Поэтому для зарубежных политиков, деловых кругов и спецслужб «демократические» и сепаратистские эмигрантские группировки оказывались куда более предпочтительными, и такие группировки находили поддержку и финансирование куда легче (и щедрее), чем монархисты и сторонники «единой и неделимой».

Материал создан: 10.07.2015

Источник: http://iamruss.ru/russian-cossacks-69/

Кого можно считать ряженым, кто они такие и откуда взялись

Эволюция понятий

В толковом словаре Ожегова термин «ряженый» трактуется, как одетый в маскарадный костюм, переодетый в необычную одежду. Историки связывают традицию «ряженья» с древними языческими культами в Европе. В России обычай наряжаться, надеть маску, вымазывать открытые части тела в сажу, носить чудную одежду, и всячески изменять свой облик был характерен во время массовых гуляний.

Ряженые ходили по домам, исполняли колядки, разыгрывали сценки, шутили и развлекали публику иными способами. Собственно, вся суть ряженых состояла в том, что люди меняли на время свой внешний облик и вытворяли странные вещи, и тем самым смешили весь окружающий народ.

В современной российской действительности, начиная с 90-х годов, слово «ряженые» прочно ассоциируется не со скоморохами, а с представителями т.н. «казачества». Если сначала характеристика касалась только внешнего вида, то сейчас это слово значительно расширило свой смысл.

Сегодня «ряженым» могут назвать кого угодно, и опровергнуть данное утверждение почти невозможно. Вместе со сменой смыслов, слово приобрело негативную окраску и пополнило ряды «остроумных» оскорблений.

Встречают по одежке

Возрождение казачества, начавшееся на закате советского государства, сопровождалось вхождением в обиход казачьей дореволюционной формы. Тогда были еще живы те, кто помнил, как за атрибуты «контрреволюционного казачества» можно было получить реальный тюремный срок.

Потому, надевая дедовскую черкеску и вешая на кавказский пояс, пусть даже бутафорский, кинжал или шашку, и появляясь в таком виде на людях, потомки славных казачьих родов идентифицировали себя, фактически бросая вызов обществу. В отличии от средневековых «ряженых», многие не меняли личину на время, а одевали свое, не ожидая за это каких-либо вознаграждений.

Со временем ситуация изменилась. За казачью самоидентификацию и дореволюционную атрибутику никто не расстреливал, а для того, чтобы заиметь нужный костюм и погоны стоило лишь пойти в швейное ателье и заказать их. Очень скоро количество желающих «нарядиться» в казака стало зашкаливать.

Яркая форма дореволюционных образцов, дополняемая красивыми погонами высокого казачьего чина и множественными наградами, создавала определенный антураж вокруг их обладателя. Обычные прохожие на улицах российских городов поначалу смотрели на «казаков» с уважением.

«Когда я носил общеармейскую форму полковника, первые дни мучил страх разоблачения. Соседи глаза вылупили от изумления.

Первым мне отдал честь майор моего возраста, и я при этом с непривычки опешил и растерялся… Первый день дергался от страха, хотя честь, вследствие общего развала дисциплины, отдавали даже не все солдаты. Зато первый патруль возглавлял подполковник.

Он молодцевато вытянулся и первым задрал руку, а я напустил на себя барственность и кивнул ему, а сердце билось, как у зайца», — описывал свои ощущения один из участников тех «славных» событий.

«Героев» воспринимали всерьез не только обыватели, но и руководство страны.

Известен случай, когда к премьер-министру Виктору Черномырдину в 1994 году из Совета Федерации на прием попа генерал-лейтенант «казачества», как позже выяснилось, он оказался московским бомжом.

«Я с ним полтора часа с ним рассуждал, как нам обустроить Россию! До двери провожал, как порядочного…», — сетовал премьер и позже добавил: «Мне-то откуда знать – настоящий он или ряженый!»

С «липовыми» генералами и полковниками решили разобраться только в 1998 году, когда президент России Борис Ельцин издал соответствующий Указ (5), где были перечислены все возможные казачьи чины «не проходящим военную службу членам казачьих обществ», порядок их присвоения, а также ограничение на ношение «формы» и «знаков различий» для представителей общественных организаций.

Так, согласно Указу, чин казачьего генерала может присваивать только президент России, но ни криминальной, ни административной ответственности за самовольное ношение погон и формы российским законодательством не предусмотрено. Официально «казачьих генералов» насчитывается 21 человек, но реальное число людей, представляющихся столь высоким чином, посчитать невозможно.

Из «засветившихся» носителей генеральских погон добровольцы уже составили «Галерею всеказачьих фельдмаршалов», где все желающие пользователи интернета могут воочию наблюдать «героев».

Реестр против ряженых

Примечательно, что слово «ряженый» давно перестало быть внешним ругательством и активно вошло в казачий обиход. Представители разных организаций обвиняют друг друга в «ряжености», не оставляя камня на камне от конкурентов. Для представителей государственного реестра бороться с «ненастоящими» казаками стало особенно приоритетной задачей.

Атаман Центрального казачьего войска (ЦКВ) Валерий Налимов в одном из своих интервью (7) сказал: «Ряженость для меня заключается в том, что он не по чину носит погоны, не по заслугам крепит себе награды, вот в чем смысл! Он служил в армии, достиг сержанта, старшего сержанта, глядишь одел погоны казачьего полковника и … казачьего генерала».

Депутат Госдумы Виктор Водолацкий, много лет возглавлявший Всевеликое войско донское (ВВД), перед своим уходом с поста атамана говорил о необходимости навести порядок в казачьих рядах. Даже скандально известный бывший атаман Терского войскового казачьего общества (ТВКО) Сергей Клименко упомянул заветное слово и при вступлении в должность обещал, что «ряженых казаков больше не будет».

Решительность атаманов связана с растущим негативным имиджем казаков в российском обществе. Сам Виктор Водолацкий обязался бороться «со стереотипом, который сложился у людей про ряженых казаков». Очевидно, под «ряжеными» депутат и прочие реестровые казаки понимают т.н. «общественников», присваивающих себе звания и вручающие разнообразные награды, не подкрепленные ничем.

Деятельность таких организаций, состоящих, как правило, из нескольких «генералов», бросает тень на казачье имя, которая потом ложится на все организации без разбору. Критерием настоящего казака в таком случае является членство в КО, входящее в государственный реестр и взявшее на себя обязательство по несению государственной службы.

Настоящие реестровые казаки осуществляют свою деятельность согласно закону «О государственной службе российского казачества».

И занимаются они, по словам атамана Московского окружного казачьего общества Леонида Макурова, охраной общественного порядка, окружающей среды, патриотическим воспитанием молодежи и ее подготовкой к военной службе, ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, тушением пожаров и так далее.

Ненастоящие же казаки в реестре не состоят, «реальными казачьими делами» не занимаются и всю свою деятельность сводят к песням и пляскам.

За дело искоренения ряженых реестровые решили взяться действительно всерьез. В ближайшее время на Дону будут штрафовать тех, кто носит казачью форму, не имея соответствующего удостоверения. Сам казачий документ начнут выдавать с нового года и получить его смогут только члены казачьих обществ (КО) ВВД.

Страшный сон

Уважение и пиетет 90-х к «людям в форме» сменились насмешками и пренебрежением, не зависимо от того, есть у казака удостоверение или нет. Когда обычный человек встречает на улице представителя «казачества», одетого в чудную одежду с погонами и многочисленными наградами, последнее, что хочется у него спросить – это принадлежит он к реестровому КО или к общественному.

Если для большинства российских граждан переодетые в казаков бомжи на приеме у Черномырдина — просто смешная клоунада, то для многих потомков казаков, не состоящих ни в каких КО, происходящее сродни страшному сну.

В казачьих организациях есть представители практически всех национальностей, но термин «ряженные» приклеился именно к слову «казак». Формирование образа казака с дородным лицом, медалями на груди и нагайкой в руках, способного только ходить по улицам и спрашивать документы у прохожих, привело к тому, что многим потомкам славных казачьих родов стыдно на людях признаваться в своих корнях.

Большинство из них носят обычную одежду, не надевают погон и тем более наград, как-либо связанных с казаками. Традиционная черкеска если и надевается, то в редких случаях и скорее как дань уважения прошлому, либо пылится в шкафу как семейная реликвия.

Работая учителями, врачами, инженерами, юристами, аналитиками десятки тысяч «этнических казаков» с удивлением наблюдают, как любой желающий может вступить в какую-то организацию, надеть атрибуты жизни их предков из позапрошлого века и «стать казаком».

«Я учился в военно-морском училище по специальности БИУС НК, т.е. боевые информационно-управляющие системы надводных кораблей, такие машины стоят на кораблях от ПБК и выше. И как я должен относиться к фрикам, которые ходят в кавалерийской форме без коней в XXI веке?» – говорит один из казаков «по национальности» Сергей, работающий предпринимателем в одной из стран ЕС.

Возрождение «казачества» воспринимается такими казаками как насмешка над памятью своих прадедов и прабабушек, при этом большой разницы между реестровыми и общественниками они не видят. Служба за льготы себя изжила, а путь казаков не был чем-то неповторимым и уникальным. Пограничную службу несли и федераты в Римской империи, и черкесы в Османской.

Сословный статус, продолжавшийся непродолжительный период истории, оставил в казачьей среде смешанные чувства, что отражено в многочисленных свидетельствах самих казаков того времени. А мысль реанимировать его в XXI веке и вовсе выглядит абсурдной.

  • Люди, причисляющие себя к казачьему народу и не состоящие ни в каких КО, в своем большинстве считают, что государство посадило себе на шею пол миллиона нахлебников, бравирующих патриотическими лозунгами.
  • Желающие «служить» могут делать это в полиции, пограничных войсках, МЧС, пожарной охране и других соответствующих службах на общих основаниях с другими гражданами РФ.
  • В крайнем случае, если кому-то не терпится реанимировать советский институт дружинников, либо создать орден крестоносцев, можно для этого использовать такие названия, как «витязи», «русичи», либо «тимуровцы» и оставить в покое имя немногочисленного народа, теряющего остатки своей культуры и постепенно растворяющегося в пресловутых россиянах.
  • Николай Кучеров

журналистhttp://kavpolit.com/

Источник: https://terskiykazak.livejournal.com/328017.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector