Какие «шапки» носили русские цари

Шапка для русского человека всегда была больше, чем головной убор. Да, нас часто обвиняют в шапкозакидательстве, но есть в нашей истории такие шапки, которые мы ни в кого не бросим. В них венчали на царство русских монархов.

Какие «шапки» носили русские цари

Символ Русской монархии. Ею венчались на царство все русские цари в XVI—XVII века. Есть легенда, что в XII веке византийский император Константин прислал ее и другие регалии на золотом блюде киевскому великому князю Владимиру Мономаху, от которого через много поколений этот венец перешел к московским царям.

Правда, есть версия, что шапка — дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Шапка могла быть изготовлена по их заказу восточными мастерами.

Установлено, что впервые шапкой Мономаха был в 1498 году венчан на царство внук Ивана III, Дмитрий, которому так и не суждено было стать монархом.

Первоначально шапка Мономаха была украшена жемчужными и золотыми подвесками, позже ее опушили темным собольим мехом и увенчали золотым гравированным навершием с крестом. Высота шапки с крестом около 25 сантиметров, ее диаметр — примерно 20 сантиметров. На шапке расположено шесть видов камней общим числом 43 штуки. Вес шапки – 993, 66 гр. В общем-то, не так тяжела шапка Мономаха…

В 2002 году к 50-летию Владимира Путина группа российских ювелиров создала точную копию шапки Мономаха, оцененную в 50 тысяч долларов США.

Какие «шапки» носили русские цари

Запасной головной убор русских монархов. Шапка была изготовлена примерно в 1553 году для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Есть версия, что её изготовили ювелиры покоренного ханства.

В ее производстве использовались золото, серебро, рубины, изумруды, жемчуг, мех. Венчает шапку жёлтый сапфир в 90 каратов. Кстати, в современном гербе Казани именно этот головной убор венчает щит.

Какие «шапки» носили русские цари

Она же – венец «Большой наряд». Была изготовлена в 1627 году специально для царя Михаила Романова. Астраханской же шапкой она названа в честь покорения Астраханского ханства.

Двухъярусный венец имеет массивный металлический корпус, к нижней части внешнего каркаса добавлена диадема с восемью зубцами. Внизу к короне присоединен соболиный мех, традиционное для такого типа корон — «шапок».

Шапка украшена 177 камушками и жемчужинами. Сегодня эта корона венчает герб Астрахани.

Какие «шапки» носили русские цари

Она же – «Альтабасная». Названа так по названию ткани, похожей на парчу, из которой была сшита в 1684 году для царя Ивана V Алексеевича.

Для того чтобы шапка не заминалась и сохраняла форму, ее укрепили изнутри на каркасе из гладких серебряных дуг.

На чуть мерцающем фоне ткани четко читается узор из ажурных золотых запоя, расцвеченных яркими эмалями и драгоценными камнями. В описи 1702 года шапка оценивается в 909 рублей.

Какие «шапки» носили русские цари

Запасной головной убор Ивана V. Был рассчитан для повседневного использования. Шапка также была богато убрана драгметаллами и алмазами, часть из которых Иван перенес на свою любимую Сибирскую шапку.

Какие «шапки» носили русские цари

Первый венец царя Петра. В этом головном уборе примечательно то, что по высоте и окружности она значительно уступала аналогичной «алмазной шапке» старшего брата Петра – Ивана V. После поездки в заморские страны и знакомства с местной модой Петр стеснялся носить на людях этот венец. Видимо, считал немодным.

Какие «шапки» носили русские цари

Запасная шапка (копия) Мономаха. Тоже предназначалась для головы Петра.

Судя по всему, надевал он ее один раз – на «дуэтное» венчание на царство в 1682 году вместе с братом Иваном – на том, правда, был оригинал шапки Мономаха.

Запасной головной убор значительно легче подлинника – около 700 грамм.  Но для Петра Алексеевича, видимо, все равно была тяжела, поскольку надевал он ее один единственный раз.

Источник: https://russian7.ru/post/glavnye-golovnye-ubory-russkikh-carey/

Знаменитые ювелирные изделия: Шапка Мономаха

Всем известно выражение «тяжела ты, шапка Мономаха», которое употребляется в значении слишком высокой ответственности, возложенной на человека. И действительно, Шапка Мономаха на протяжении двух столетий была главным символом русского самодержавия.

Начиная с конца 15-го века ею короновались русские цари и великие князья, причем после коронации венец отправлялся на особое хранение и в следующий раз надевался лишь новым царем. Первым в этом ряду был царевич Дмитрий, на голову которого Иван Третий возложил королевскую шапку в 1498 году.

Последним же носителем необычной короны стал Иван Пятый, старший брат Петра Первого. Кстати, именно Петр изменил обряд коронации сразу после того, как в 1721 году Россия была провозглашена империей. Шапку теперь уже не надевали на голову царя, а несли во главе величественной процессии при совершении обряда возведения на трон.

И уже через три года императрица Екатерина была торжественно коронована специально созданной для этого случая короной «русского типа», а не привычным венцом Мономаха.

Какие «шапки» носили русские цари

Знаменитая Шапка тяжела не только в переносном, но и в прямом смысле, ее вес составляет без малого килограмм, ведь исполнена она из восьми золотых пластин в виде вытянутых треугольников и украшена массивными драгоценными камнями.

В центральную пластину искусно инкрустирован багровый рубин в круглой оправе, по обеим сторонам которого расположились яркие квадратные изумруды, а множество крупных жемчужин, топазов и шпинели разбросано по всей поверхности венца.

Каждая пластина покрыта изящным затейливым орнаментом, а использование накладной скани и техники зернения превращает корону в настоящее произведение ювелирного искусства. Верхняя часть убора представляет собой небольшой полусферический колпачок, увенчанный золотым крестом с идеальными жемчужинами в его окончаниях.

По нижней кромке Шапка окантована мехом соболя. Масса научных изысканий была посвящена истории происхождения этой великолепной короны, которая стала не только одним из самых прекрасных ювелирных изделий всех времен и народов, но и средоточием тайны, окутанной дыханием глубокой старины.

Какие «шапки» носили русские цари Какие «шапки» носили русские цари

В «Сказании о князях Владимирских» впервые упоминается о знаменитом артефакте. По преданию, Константин Мономах, бывший императором Византии, одарил венцом князя Владимира Всеволодовича.

Обилие золота и драгоценных камней, составляющих сокровище, должно было не только показать благорасположение византийского правителя, но и стать для русских князей в процессе объединения земель символом того, что они являются законными правопреемниками государства Византии, а для Москвы – поводом называться «третьим Римом». Правда, историки не поддерживают эту красивую легенду из-за серьезных временных несовпадений. Дело в том, что в год смерти великого Константина князю Владимиру исполнилось всего лишь два года от роду, так что никак не мог он торжественно получить из рук властителя Византии это великолепное ювелирное изделие.

Ученые поддерживают другую версию событий, объясняющих, как Шапка Мономаха попала в Россию. В исследованиях существенную роль сыграло изучение орнамента, которым покрыто золото короны, а также форма венца.

И то, и другое, однозначно указывало на золотоордынский след, и никоим образом при этом не напоминало внешний вид византийских ювелирных изделий. Скорее всего, Шапка оказалась на Руси в 14 веке при заключении московско-ордынского союза.

Тогда московский князь Иван Калита помог хану Узбеку подавить антитатарское восстание в Твери. В благодарность за помощь хан вручил князю Ивану Даниловичу золотую Шапку, а международный политический рейтинг Москвы поднялся до небывалых ранее высот.

Впоследствии именно этим золотым венцом Иван Калита благословлял на царствование своего любимого сына – первенца по имени Симеон.

Какие «шапки» носили русские цари

Интересен спор ученых о первоначальном облике шапки.исследования что венец претерпел некоторую реконструкцию. А вместо собольей опушки корона ранее была украшена подвесками из золота с жемчугами.

Эти подвески вкупе с куполообразной формой головного убора позволяют с большой долей уверенности предположить, что когда-то знаменитая Шапка принадлежала знатной женщине татарского рода.

Именно так выглядели в то время национальные шапочки татарских барышень – в виде изящного конуса с заостренной серебряной верхушкой, в центр которой часто вставлялись птичьи перья.

Женское происхождение шапки стало основой для еще одной легенды, в которой говорится о любви между прекрасной Куншеке, сестрой хана Узбека, и благородным князем московским – Юрием Даниловичем. Куншеке приняла православную веру своего возлюбленного и была наречена Агафьей. Вскоре же счастье молодой семьи закончилось из-за предательского заговора и убийства юной супруги, а Шапка вскоре после смерти Юрия Даниловича досталась его родственнику князю Ивану Калите.

Какие «шапки» носили русские цари

Шапка Мономаха, окутанная множеством легенд, до сих пор таит в себе великую загадку. Был ли головной убор наследием любимой жены или же политически выверенным подарком золотоордынского хана, он стал одним из наиболее ярких символов в истории объединения государства российского и, пожалуй, самым царственным ювелирным изделием, ассоциирующимся с русским самодержавием.

Читайте также:  Цыгане кэлдэрары: чем они отличаются от других

Источник: https://www.585zolotoy.ru/customers/publications/Monomakh-hat/

Русские головные уборы: какими они были? Мужчины

Не будем останавливаться на шлемах воинов, а также на головных уборах священнослужителей. Начинать полагается с царских регалий, но в них как раз и вся закавыка.

Оказывается, на сей предмет идут ожесточенные споры. Вдаваться в них смысла нет, достаточно упомянуть известные регалии русских царей — шапку Мономаха и Казанскую шапку.

Хранятся они в Оружейной палате Московского Кремля. А сетование на то, как тяжело быть правителем, пришло из пушкинского «Бориса Годунова» — «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!».

Это выражение, ставшее крылатым, используется уж слишком часто к месту и не очень.

Какие же головные уборы носили «обычные мужчины», знатные и простые, а также крепостные? То, что было на головах, несколько разнилось в зависимости от того, какого происхождения был хозяин шапки.

Какие «шапки» носили русские цари

По Сеньке шлык, коли косенько сшит. Каков Пахом, такова и шапка на нем. По Сеньке шапка, по Еремке (по Фоме) и колпак

В деревне мужчины носили валяные шапки-колпаки (суконные, войлочные). Считается, что этот головной убор близок к древним скифским и сарматским.

Валяная шапка (она же валенка, яломок, чепепенник, грешневик или гречушник — потому что были похожи на пирог с гречневой кашей) — из войлока, полусферической, цилиндрической, конусообразной формы, с высоко загнутыми полями носилась во многих областях.

Назывались только по-разному. Подобные шапки носились повсеместно — до западных границ и дальше.

Какие «шапки» носили русские цари Колпак (слово тюркское) — традиционный мужской конусообразный головной убор. Его шили из белого атласа, иногда с околышем, украшенным жемчугом, драгоценными камнями и меховой опушкой. Жемчугом и золотыми пуговицами окаймлялись и продольные разрезы на колпаке.

До нас «дошли» только поварские колпаки, а также «литературные воспоминания» о ночных колпаках и о шутовских колпаках. Слово осталось в поговорках, скороговорках и загадках.

  • Стоит Ермак, на нем колпак: ни шит, ни бран, ни поярковый (то есть не из шерсти ягненка) — это загадка о снеге на пне.
  • Шапка по отношению к снегу — не случайное слово. Облака на вершине, снег — это поэтическая шапка:
  • Снега как шапка на устьсысольце, Леса — тулупы, предлесья — ноги, Где пар медвежий да лосьи логи, По шапке вьются пути-сузёмки, По ним лишь душу нести в котомке
  • От мхов оленьих до кипарисов…

(Н. Клюев)

Колпаки были распространены и среди простого люда, и среди знати. Но богатые горожане одевались более затейливо. Дома на голове носили тафью — маленькую круглую шапочку, закрывающую макушку. Тафья — родом от татарских головных уборов, в летописях упоминается с 16 века. На тафью и надевался колпак.

Невысокий колпак с отворотами назывался мурмолка. «Шапки, которые мы называем шлыками, Москва называет мармурками, а так как московские бояре обыкновенно употребляют шапки из черной лисицы, поэтому и наши прозвали черных лисиц мармурками» — писал один из иностранных путешественников, посетивших Москву в самом начале 17 века.

  1. Кабы знала я, кабы ведала, Не смотрела бы из окошечка Я на молодца разудалого, Как он ехал по нашей улице, Набекрень заломивши мурмолку, Как лихого коня буланого, Звонконогого, долгогривого,
  2. Супротив окон на дыбы вздымал!

(А.К. Толстой)

Как известно, при входе в церковь полагалось шапки снимать, сложив все тафьи и колпаки перед входом. Отсюда дошедшее до нас выражение: успеть к шапочному разбору.

Четырехугольная шапка — распространенный мужской головной убор в допетровское время. Еще одна шапка — горлатная — занимала почетное место в гардеробе князей и бояр.

Горлатные шапки — название идет оттого, что их шили из горлышек куницы, черно-бурой лисы или соболя. Шапка эта представляла собой высокий (в локоть), расширяющийся цилиндр, верх был из бархата или парчи. Колпак суживался кверху, горлатная шапка — расширялась.

Надевали ее на тафью и колпак. А часто и не надевали, просто держали на сгибе левой руки.

Какие «шапки» носили русские цари Встречаясь на улице с близкими, люди могли обняться. Встречаясь просто со знакомыми — снимали шапки в знак приветствия. Отсюда, возможно, выражение «шапочное знакомство». Возвращаясь домой, горожане вешали свои шапки на болванец — специальное и нарядно расписанное приспособление. «Болванец шапку бережет» — говаривали.

Простолюдины и крестьяне шили летние шапки и из холста — просто в виде полусферы. Зимой же носили овчинные шапки, малахаи или ушанки. Малахай (родом из калмыцких степей) — шапка на меху с длинными наушниками, закрывал от холода практически всю голову. Упоминается, например, в известной сказке Ершова:

  • А Иван наш, не снимая Ни лаптей, ни малахая, Отправляется на печь
  • И ведет оттуда речь

.

Малахай — это еще и вид одежды. Ушанка — тоже родом из кочевых народов. Впоследствии разошлась по некоторым странам. Ушанка закрепилась прочно до нашего времени и в армии, и в милиции, и даже в представлении иностранцев о русских, гуляющих в обнимку с медведями по Красной площади и изредка улетающих в космос.

Какие «шапки» носили русские цари Другие названия шапок с наушниками — треух, долгуша, чебец. «Надел треух, так не будь вислоух!» — была такая назидательная пословица.

Что можно делать с шапкой? Шапку можно нахлобучить. Этот глагол с высокой степенью вероятности связан с другой шапкой, называемой клобук. Но клобук уже давно — головной убор священнослужителей.

Шапку можно и ломать перед кем-то, то есть заискивать, усердно чинопочитать. А можно и не ломать шапку. Можно шапку также — долой, было бы перед кем.

Шапку можно надеть набекрень (шапочка в две денежки — и та набекрень), очень симпатично, только желательно, чтобы о том, что в голове (мозги), так не сказали. А то по случаю могут дать по шапке.

Наконец, шапками можно всех врагов закидать. Тут — уж как повезет.

Источник: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/41343/

Что Носили Цари — Modaworld

Что Носили Цари

Материалов на сайте: 259

Одежда царя в будние дни ничем не отличалась от одежды знати. Однако при различных торжествах, особенно во время приема послов, царь облачался в драгоценные одежды, поражавшие чужеземцев своей роскошью и богатством.

В облачение или орнат царя входило платно — распашное длинное одеяние без воротника, сильно расширенное книзу и имевшее широкие недлинные рукава.

Платно застегивалось встык, а по бортам, подолу и краям рукавов обшивалось орнаментальной полосой.

Платно шили из золотых тканей — алтабаса и аксамита. Сверху надевали круглый, довольно широкий воротник — бармы.

Бармы застегивались сзади на пуговицы, расшивались жемчугом, каменьями; на них нашивались также небольшие иконки.

Поверх барм надевался золотой «наперстный» крест, а в наиболее торжественных случаях окладень — золотая цепь, состоящая из двуглавых орлов. Облачение дополнялось скипетром и державой.

Скипетр — жезл, а держава — полый золотой шар с крестом, символизирующий власть царя над миром. На голову царь мог надевать различные головные уборы, от тафьи до «шапки Мономаха», традиционного головного убора русских царей. Шапка Мономаха представляла собой невысокий конусообразный головной убор с собольей, опушкой и крестом сверху.

Обувью царя были короткие сапоги из сафьяна или бархата с дорогим шитьем, а с XVI века — мягкие, богато украшенные туфли.

Воинский костюм — доспех — по сравнению с домонгольским периодом изменился сравнительно мало, главным образом в деталях. На Московской Руси основой доспеха была по-прежнему кольчуга.

Кольчужная рубаха стала только несколько короче, что было обусловлено техникой конного боя. Иногда кольчуга имела разрез сверху донизу, превратившись таким образом в куртку. Часто к кольчужному доспеху на груди и спине крепились металлические пластины.

Кольчуга могла быть без рукавов — так называемый колонтарь.

Конникам одеждой служил тягиляй — длинный кафтан с воротником-козырем. Тягиляй шили на подкладке, а между подкладкой и верхом прокладывали слой пакли с вложенными в него металлическими пластинами.

Воеводы поверх кольчуги надевали на грудь короткую металлическую кирасу, на руки — металлические пластины (наручи) и рукавицы. Ноги защищали «бронированные» сапоги — бутурлыки или сапоги, покрытые металлическими пластинами наподобие чешуи.

Поверх доспеха воеводы надевали еще налатник — короткий плащ типа нарамника с несшитыми в боках полами и широкими короткими рукавами. Налатник имел спереди разрез и застегивался на пуговицы.

Русские шлемы были остроконечной формы. В отличие от западноевропейских шлемов они всегда были без забрала, но с подвижным наносником — стрелкой. За период войн с монголами русские шлемы изменили свою форму. Они потеряли высокие навершия, так как высокие шлемы легко было сбить саблей — главным оружием монголов.

Читайте также:  Что было бы, если бы россия не продала аляску

Некоторые русские шлемы, так называемые мисюрки, имели плоский верх и кольчужную сетку — бармицу, короткую спереди и удлиненную с боков и сзади. Иногда бармицу застегивали спереди под подбородком. Военачальники носили богато декорированный шлем луковичной формы с козырьком и стрелкой.

Впервые некоторая регламентация в отношении военного костюма произошла во второй половине XVI века. В это время появились в Москве первые регулярные войска стрельцов. Стрельцы были одеты в длинные, доходившие до щиколотки кафтаны из цветного сукна. Каждый полк имел кафтаны определенного цвета. Они были со стоячими воротниками и застегивались на цветные петлицы.

Головным убором стрельцов была шапка типа мурмолки с меховой опушкой. Вооружение их состояло из сабли, которую носили у левого бедра на поясной портупее, длинноствольного самопала и бердыша — серповидной секиры на длинном древке.

Через левое плечо стрельцы носили большой кожаный ремень — берендейку, к которой подвешивали зарядцы. Костюм офицеров («начальных людей») отличался большим количеством петлиц, богатым кушаком и перчатками, иногда меховой опушкой воротника.

Оружием офицеров был протазан — копье на длинном древке.

С образованием Московского государства появилась на Руси специальная личная охрана царя — рынды (при Василии Третьем) и почетная дворцовая стража — жильцы (при Иване Четвертом).

Одежда рынд была очень нарядной и эффектной. Они были одеты в ферязь белого цвета из бархата, атласа или сукна с горностаевой опушкой и петлицами из серебряных шнуров.

Иногда вместо ферязи мог быть надет белый терлик.

С XVII века из-под ферязи или терлика виднелся белый стоячий воротник-козырь, шитый жемчугом. Костюм дополнялся белыми сафьяновыми сапогами, белой песцовой шапкой либо белой мурмолкой с горностаевой опушкой. Поверх ферязи надевали две золотые цепи, перекрещивающиеся на груди, иногда драгоценный пояс. В руках у рынд были небольшие топорики.

Жильцы носили кафтаны или терлики различных цветов с козырями. Головным убором были золотые шапки типа мурмолки с меховой опушкой, обувью — цветные сапоги. Оружием служили протазаны и сабли.

Источник: Киреева Е. В. История костюма

Допустимые отклонения всегда накапливаются однонаправленно.

Большой наряд

Какие «шапки» носили русские цари

Большой наряд (Царский чин) — регалии русских царей.

Большой наряд хранился на Казённом дворе, в Большой Казне. Поэтому также назывался нарядом Большой Казны.

Содержание

Наряды [ править | править код ]

В допетровской Руси царские одежды и утварь были распределены на наряды, то есть подобраны сообразно виду и ценности. Драгоценное хранилось на Казенном дворе, всё прочее — в казне Мастерской палаты; в каждом хранилище счет Наряда был особый. При царе Михаиле Федоровиче в записной книге Мастерской палаты значилось тридцать нарядов обыкновенного платья, а на Казенном дворе — 8 нарядов.

В состав Наряда Большия Казны входили регалии, в которые государи облекались в день венчания на царство, при приеме посланников и чужеземцев, при хиротонии архиереев и в великие праздники (например, Шествие на осляти).

Состав Большого наряда [ править | править код ]

  1. Золотой Крест из Животворящего Древа, при нём цепь золотая (чепь крещатая).
  2. Шапка Мономаха и другие царские венцы (см. Шапки Русского царства).
  3. Бармы греческой работы — широкое круглое ожерелье.
  4. Скипетр.
  5. Яблоко золотое с крестом — то есть держава.
  6. Окладень — цепь или перевязь с орлом.

  7. Жезл греческой работы.
  8. Платно царское.
  9. Кафтан становой царский.
  10. Царское место.
  11. Предметы одежды (тафья, колпак, чеботы, посох, подаренный Михаилу Фёдоровичу в 1613 году, калита великого князя Данила).

  12. Другие предметы: стоянец (стоян), на который ставилась держава, ковши для угощения послов, топорырынд, золотые цепи рынд и другое.

Ношение нарядов [ править | править код ]

В разное время состав Большого наряда мог незначительно меняться. Например, Фёдор Алексеевич в составе Большого наряда вместо чеботов носил башмаки.

Стоянец (стоян) — серебряные пирамиды высотой около аршина. На усечённой вершине пирамиды размещалось блюдо для постановки державы. Стоянец стоял слева от трона.

Царская одежда

  1. IV. ОДЕЖДА И СНАРЯЖЕНИЕ
  2. Верхняя одежда
  3. Другая одежда.
  4. Если на человеке загорелась одежда нужно как можно скорее погасить огонь. При этом нельзя сбивать пламя незащищенными руками.
  5. Если потерпевшая после изнасилования переоделась, то осмотр и выемку необходимо произвести у нее дома или в другом месте, где осталась одежда.
  6. Жилище и одежда николаевской эпохи
  7. Защитная одежда.
  8. Одежда деловой женщины
  9. Одежда и прически второй половины XVIII века
  10. Одежда мужчины
  11. Санитарная и специальная одежда
  12. Форменная одежда

Шубы

Специфической русской одеждой была шуба. Шубы носили все слои населения — от крестьян до знатных бояр и самого царя. В древней Руси никогда не шили шубы мехом наружу. Каким бы дорогим мех ни был, он служил подкладкой.

Сверху шубу покрывали различными тканями. Крестьяне шили обычно шубы на овчине, зайце, а знать — на куньем, собольем, песцовом или черно-буром лисьем меху. Верх мог быть из сукна, парчи и бархата.

В парадных случаях шубу носили даже летом и даже в помещении.

Существовало несколько типов шуб, распространенными были русские и турские.

Русская шуба была массивной и длинной, почти до самого пола, прямой, расширяющейся книзу (в подоле до 3,5 м), спереди она завязывалась шнурками. Шубу шили с длинными рукавами, иногда спускавшимися почти до пола и имевшими спереди до локтя прорезы для продевания рук. Широкий отложной воротник и обшлаг были меховые.

Турская шуба считалась чрезвычайно парадной одеждой, в носили ее обычно внакидку. Она был длинной, со сравнительно короткими и широкими рукавами.

Обувью в деревне служили онучи и лапти, а в городе — сапоги. Примерно с начала XIV века появляется обувь на каблуках. Носки сапог обычно были тупыми, а у знати — иногда загнутыми вверх.

Сапоги имели короткие, ниже колен, голенища, срезанные к колену углом. Шили их из цветной кожи, сафьяна, бархата, парчи, часто украшали вышивкой и даже каменьями.

В конце XVII века под влиянием западных мод, знать начинает носить низкие туфли.

Головные уборы в основном сохранили форму, близкую к домонгольскому периоду. Однако они стали гораздо разнообразнее, а отделка богаче. Все шапки имели вид конуса или колпака и обычно были с опушкой или оторочкой.

Дома часто надевали небольшую шапочку — тафью, имевшую вид круглой тюбетейки. Она богато украшалась. Поверх тафьи при выходе из дома надевали другие головные уборы. Наиболее распространенной была мурмолка — невысокий колпак из.

дорогой ткани с отворотами из меха или из другой материи.

Среди знати были распространены и меховые шапки — так называемые горлатные, сшитые из горлышек куницы или черно-бурой лисы Горлатная шапка представляла собой меховой высокий, расширяющийся кверху цилиндр с бархатным или парчовым верхом. Горлатную шапку часто не надевали на голову, а держали на сгибе левой руки.

В народе носили грешневик (высокий головной убор с небольшими полями) и треух.

Боярский костюм дополнялся рукавицами с крагами, часто вышитыми, или перчатками, которые появились на Руси в XVI веке, сумкой-калитой, подвешенной к поясу, а в торжественных случаях — богатым посохом высотой до плеча.

Одежда царя в будние дни ничем не отличалась от одежды знати. Однако при различных торжествах, особенно во время приема послов, царь облачался в драгоценные одежды, поражавшие чужеземцев своей роскошью и богатством.

В облачение (орнат) царя входило платно — распашное длинное одеяние без воротника, сильно расширенное книзу и имевшее широкие недлинные рукава. Платно застегивалось встык, а по бортам, подолу и краям рукавов обшивалось орнаментальной полосой.

Платно шили из золотых тканей — алтабаса и аксамита.

Сверху надевали круглый, довольно широкий воротник Бармы застегивались сзади на пуговицы, расшивались жемчугом, каменьями; на них нашивались также небольшие иконки.

Поверх барм надевался золотой «наперсный» крест, а в наиболее торжественных случаях окладень — золотая цепь, состоящая из двуглавых орлов.

Облачение дополнялось скипетроми державой. Скипетр — жезл, а держава — полый золотой шар с крестом, символизирующий власть царя над миром.

  • На голову царь мог надевать различные головные уборы, от тафьи до «папки Мономаха», традиционного головного убора русских царей. Шапка Мономаха представляла собой невысокий конусообразный головной убор с собольей опушкой и крестом сверху
  • Обувью царя были короткие сапоги из сафьяна или бархата с дорогим шитьем, а с XVI века — мягкие, богато украшенные туфли.
Читайте также:  Почему мусульманским мужчинам нельзя носить золотые украшения

Источник: http://modaworld.ru/chto-nosili-cari/

Откуда пришла на Русь шапка Мономаха?

В наши дни шапка Мономаха — один из древнейших и наиболее ценных экспонатов Оружейной палаты Московского Кремля.

Это золотой головной убор, обитый соболиной опушкой и украшенный филигранью и драгоценными камнями — сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелью. Венчает шапку золотой крест с жемчужинами у оснований.

Весит убор 993,66 грамма — не так уж и много, чтобы говорить голосом Бориса Годунова из трагедии Александра Пушкина:

«Безумец я! чего ж я испугался?

На призрак сей подуй — и нет его.Так решено: не окажу я страха, —Но презирать не должно ничего…Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!»

«Тяжесть» ее заключается статусе: шапка Мономаха — одна из главных царских регалий России наряду со скипетром и державой.

Этой короной венчались российские цари с 1498 до 1682 года. Первым, кто надел шапку, был Дмитрий Иванович, внук Ивана III. А для Петра I изготовили дубликат шапки Мономаха — так называемую «шапку второго наряда».

Сегодня ее тоже можно увидеть в Оружейной палате.

В 1721 году Петр Великий отменил традицию венчания на царство и ввел обряд коронации. А при Екатерине II появилась новая регалия — Большая императорская корона работы придворных ювелиров Жереми Позье и Георга Фридриха Эккарта. Она оставалась главным торжественным головным убором императорской семьи до 1917 года.

Вопрос, когда и откуда пришла на Русь царская шапка, волновал не одно поколение исследователей. Первое упоминание о ней находится в завещании Ивана Калиты. По одной из версий, ее подарил князю монгольский хан Узбек.

Причем некоторые исследователи считают ее женским головным убором, который изначально принадлежал сестре хана Кончаке, жене московского князя Юрия Даниловича. Позднее эту подарочную шапку-тюбетейку, сделанную из добротно спаянных золотых проволок, московские мастера переделали в ту самую «шапку Мономаха».

«А из одежд моих сыну моему Семену кожух красный жемчужный, шапку золотую; а сыну моему Ивану — кожух желтого шелка с жемчугом, епанчу большую с оплечьями; моему сыну Андрею — бугай (верхняя одежда) соболий с наплечниками, с крупным жемчугом, с драгоценными камнями, суконную одежду с оплечьями.

А завещаю тебе, сыну моему Семену, братьев твоих младших и княгиню мою с меньшими детьми: после бога ты будешь о них заботиться.

Духовная грамота Ивана Даниловича Калиты

Другая теория о происхождении шапки появилась в политическом трактате XVI века «Сказание о князьях Владимирских».

Его создавали во время распространения концепции «Москва — Третий Рим», когда российским самодержцам было важно показать преемственность: первый Рим пал, передав свои полномочия второму — Константинополю, а когда под натиском османов был сломлен и он, настало время третьего — Москвы.

Первым царем объединенной после княжеских междоусобиц и монгольских завоеваний Московской Руси был Иван III, который женился на византийской принцессе Софье, племяннице последнего императора — Константина XI Палеолога.

«Сказание» описывало, как русские великие князья произошли от римского императора Августа через легендарного Пруса, якобы родственника Рюрика, а также то, как царские регалии византийского императора Константина IX Мономаха передали его внуку Владимиру Мономаху.

«В то время правил в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах и воевал он тогда с персами и латинянами. И принял он мудрое царское решение — отправил послов к великому князю Владимиру Всеволодовичу… С шеи своей снял он животворящий крест, сделанный из животворящего древа, на котором был распят сам владыка Христос.

С головы же своей снял он венец царский и положил его на блюдо золотое. Повелел он принести сердоликовую чашу, из которой Август, царь римский, пил вино, и ожерелье, которое он на плечах своих носил, и цепь, скованную из аравийского золота, и много других даров царских.

И передал он их митрополиту Неофиту с епископами и своим знатным посланником, и послал их к великому князю Владимиру Всеволодовичу… И с тех пор великий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом, царем великой Руси. И пребывал после того во все время с царем Константином в мире и любви.

С тех пор и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья владимирские, когда ставятся на великое княжение русское».

«Сказание о князьях Владимирских»

В XVI же веке появилось еще одно описание драгоценной шапки. В 1520-е годы в Москву приезжал австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он записал в своих «Записках о Московии» на латинском языке: «Pileus называется на их языке шапка (Schapka); ее носил Владимир Мономах: она украшена драгоценными камнями и чудно сделана из золотых пластинок, которые извиваются наподобие змей».

В противовес версиям об «иноземном» происхождении шапки Мономаха, в последнее время стало популярно мнение, что изготовили шапку в России. Царская регалия состоит из нескольких частей, и исследователи полагают, что ее первый ярус, состоящий из восьми соединенных золотых пластин с растительными узорами, соорудили в XIII веке из деталей шлемов сыновей Ивана Красного — княжича Ивана и Дмитрия Донского. А вот меховую опушку и множество драгоценных камней добавили позже, в XV веке.

Источник: https://www.culture.ru/s/vopros/shapka-monomaha/

Какие «шапки» носили русские цари

Шапка для русского человека всегда была больше, чем головной убор. Да, нас часто обвиняют в шапкозакидательстве, но есть в нашей истории такие шапки, которые мы ни в кого не бросим. В них венчали на царство русских монархов.

Шапка Мономаха

Символ Русской монархии. Ею венчались на царство все русские цари в XVI—XVII века. Есть легенда, что в XII веке византийский император Константин прислал ее и другие регалии на золотом блюде киевскому великому князю Владимиру Мономаху, от которого через много поколений этот венец перешел к московским царям. Правда, есть версия, что шапка — дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Шапка могла быть изготовлена по их заказу восточными мастерами. Установлено, что впервые шапкой Мономаха был в 1498 году венчан на царство внук Ивана III, Дмитрий, которому так и не суждено было стать монархом.

Первоначально шапка Мономаха была украшена жемчужными и золотыми подвесками, позже ее опушили темным собольим мехом и увенчали золотым гравированным навершием с крестом. Высота шапки с крестом около 25 см, ее диаметр — примерно 20 см. На шапке расположено шесть видов камней общим числом 43 штуки. Вес шапки — 993, 66 г. В общем-то, не так тяжела шапка Мономаха.

В 2002 году к 50-летию Владимира Путина группа российских ювелиров создала точную копию шапки Мономаха, оцененную в $50 тыс.

Шапка Казанская

Запасной головной убор русских монархов. Шапка была изготовлена примерно в 1553 году для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Есть версия, что ее изготовили ювелиры покоренного ханства.

В ее производстве использовались золото, серебро, рубины, изумруды, жемчуг, мех. Венчает шапку желтый сапфир в 90 каратов. Кстати, в современном гербе Казани именно этот головной убор венчает щит.

Астраханская шапка

Она же — венец «Большой наряд». Была изготовлена в 1627 году специально для царя Михаила Романова. Астраханской же шапкой она названа в честь покорения Астраханского ханства. Двухъярусный венец имеет массивный металлический корпус, к нижней части внешнего каркаса добавлена диадема с восемью зубцами. Внизу к короне присоединен соболиный мех, традиционное для такого типа корон — «шапок». Шапка украшена 177 камушками и жемчужинами. Сегодня эта корона венчает герб Астрахани.

Шапка Сибирская

Она же — «Альтабасная». Названа так по названию ткани, похожей на парчу, из которой была сшита в 1684 году для царя Ивана V Алексеевича.

Для того чтобы шапка не заминалась и сохраняла форму, ее укрепили изнутри на каркасе из гладких серебряных дуг.

На чуть мерцающем фоне ткани четко читается узор из ажурных золотых запон, расцвеченных яркими эмалями и драгоценными камнями. В описи 1702 года шапка оценивается в 909 рублей.

Шапка Алмазная для Ивана

Запасной головной убор Ивана V. Был рассчитан для повседневного использования. Шапка также была богато убрана драгметаллами и алмазами, часть из которых Иван перенес на свою любимую Сибирскую шапку.

Шапка Алмазная для Петра

Первый венец царя Петра. В этом головном уборе примечательно то, что по высоте и окружности она значительно уступала аналогичной «алмазной шапке» старшего брата Петра — Ивана V. После поездки в заморские страны и знакомства с местной модой Петр стеснялся носить на людях этот венец. Видимо, считал немодным.

Шапка Мономаха Второго наряда

Запасная шапка (копия) Мономаха. Тоже предназначалась для головы Петра.

Судя по всему, надевал он ее один раз — на «дуэтное» венчание на царство в 1682 году вместе с братом Иваном — на том, правда, был оригинал шапки Мономаха.

Запасной головной убор значительно легче подлинника — около 700 г. Но для Петра Алексеевича, видимо, все равно была тяжела, поскольку надевал он ее один-единственный раз.

Видео дня. Как привлечь в дом деньги

Источник: https://woman.rambler.ru/other/42714235-kakie-shapki-nosili-russkie-tsari/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector