Какой подвиг должен совершить русский воин, чтобы считаться богатырём

Православие.фм – православный, патриотический, семейно-ориентированный портал и поэтому предлагает вниманию читателей топ-10 удивительных подвигов русской армии. В топ не включены […]

Православие.фм – православный, патриотический, семейно-ориентированный портал и поэтому предлагает вниманию читателей топ-10 удивительных подвигов русской армии.

В топ не включены одиночные подвиги русских воинов, подобных капитану Николаю Гастелло, матросу Петру Кошке, воину Меркурию Смоленскому или штабс-капитану Петру Нестерову, потому что с тем уровнем массового героизма, которым всегда отличалась русская армия, решительно невозможно определить десятку лучших воинов. Все они равно великие.

Места в топе не распределены, так как описываемые подвиги относятся к разным эпохам и сравнивать их между собой не совсем корректно, но все их объединяет одно – яркий пример торжества духа русского воинства.

  • Подвиг дружины Евпатия Коловрата (1238 год).

Евпатий Коловрат – уроженец Рязани, сведений о нем не так много, и они противоречивы. Одниисточники говорят, что он был местным воеводой, другие – боярином.

Из степи пришли вести, что татары идут походом на Русь. Первой на их пути лежала Рязань. Понимая, что собственных сил для успешной обороны города у рязанцев мало, князь послал Евпатия Коловрата искать помощи в соседних княжествах.

Какой подвиг должен совершить русский воин, чтобы считаться богатырём

Коловрат отбыл в Чернигов, там его настигло известие о разорение родной земли монголами. Не медля ни минуты, Коловрат с малой дружиной спешно двинулся в сторону Рязани.

К сожалению город он застал уже разоренным и сожженным. Увидев развалины, собрал тех кто мог сражаться и с войском, численностью примерно в 1700 человек бросился в погоню за всей ордой Батыя (около 300 000 воинов).

Настигнув татар в окрестностях Суздаля, дал бой неприятелю. Несмотря на малую численность отряда, русским удалось смять арьергард татар внезапной атакой.

Батый был очень ошеломлен этой неистовой атакой. Хану пришлось бросить в бой свои лучшие части. Батый просил привести ему Коловрата живым, однако Евпатий не сдался и мужественно бился с превосходящим по численности врагом.

Тогда Батый послал к Евпатию парламентера, чтобы спросить, чего хотят русские воины?  Евпатий ответил – “только умереть”! Бой продолжался. В итоге монголам, боявшимся приближаться к русским, пришлось применить катапульты и, только так дружину Коловрата смогли одолеть.

Хан Батый, пораженный мужеством и героизмом русского воина, отдал тело Евпатия его дружине. Остальных воинов, за их смелость Батый велел отпустить, не причинив им вреда.

О подвиге Евпатия Коловрата рассказано в древнерусской “Повести о разорении Рязани Батыем”.

  • Переход Суворова через Альпы (1799 год).

В 1799 году русские войска, участвовавшие в сражениях с французами в Северной Италии в составе Второй антифранцузской коалиции, были отозваны домой. Однако, по пути домой русские войска должны были оказать помощь корпусу Римского-Корсакова и разгромить французов в Швейцарии.

Для этого армия под предводительством генералиссимуса Александра Васильевича Суворова. вместе с обозом, артиллерией и ранеными совершила беспрецедентный переход через альпийские перевалы.

В походе армия Суворова прошла с боями через Сен-Готард и Чёртов мост и совершила переход из долины Рёйса в Мутенскую долину, где попала в окружение. Однако в сражении в Мутенской долине, где нанесла поражение французской армии и вышла из окружения, после чего совершила переход через заснеженный труднодоступный перевал Рингенкопф (Паникс) и через город Кур направилась в сторону России.

Какой подвиг должен совершить русский воин, чтобы считаться богатырём

Во время боя за Чёртов мост французам удалось повредить пролет и, чтобы преодолеть пропасть. русские воины под огнем связали шарфами офицеров доски оказавшегося неподалеку сарая и по ним пошли в бой.

А во время преодоления одного из перевалов, чтобы сбить французов с высоты, несколько десятков добровольцев без всякого альпинистского снаряжения поднялись по отвесной скале на вершину перевала и ударили французам в тыл.

В этом походе под командой Суворова в качестве рядового солдата участвовал сын императора Павла I великий князь Константин Павлович.

  • Оборона Брестской крепости (1941 год).

Брестская крепость была построена русскими военными в 1836-42 годах исостояла из цитадели и трёх защищавших её укреплений. Позже она несколько раз модернизировалась, переходила в собственность Польши и вновь возвращалась к России.

К началу июня 1941 года на территории крепости размещались части двух стрелковых дивизий РККА: 6-й Орловской Краснознаменной и 42-й стрелковой и несколько мелких подразделений. Всего, к утру 22 июня в крепости находилось около 9 000 человек.

Какой подвиг должен совершить русский воин, чтобы считаться богатырём

Немцы заранее решили, что Брестскую крепость, стоящую на границе с СССР и потому избранную в качестве одного из объектов первого удара, придется брать только пехотой – без танков. Их применению препятствовали леса, болота, речные протоки и каналы, окружавшие крепость. На взятие крепости немецкие стратеги отвели 45-й дивизии (17 000 человек) не более восьми часов.

Несмотря на внезапное нападение, гарнизон дал немцам жесткий отпор. В докладе говорилось: “Русские ожесточенно сопротивляются, особенно позади наших атакующих рот.

В Цитадели противник организовал оборону пехотными частями при поддержке 35-40 танков и бронеавтомобилей. Огонь русских снайперов привел к большим потерям среди офицеров и унтер-офицеров”.

 В течение одного дня 22 июня 1941 года 45-я пехотная дивизия только убитыми потеряла 21 офицера и 290 нижних чинов.

23 июня с 5:00 немцы начали артобстрел Цитадели, стараясь при этом не поразить своих солдат, блокированных в церкви. В тот же день впервые против защитников Брестской крепости были применены танки.

26 июня на Северном острове немецкие саперы взорвали стену здания школы политсостава. Там было взято 450 пленных. Основным очагом сопротивления на Северном острове остался Восточный форт. 27 июня там оборонялось 20 командиров и 370 бойцов из 393-го зенитного батальона 42-й стрелковой дивизии во главе с командиром 44-го пехотного полка майором Петром Гавриловым.

28 июня два германских танка и несколько самоходных орудий возвращавшихся из ремонта на фронт, продолжали обстреливать Восточный форт на Северном острове. Однако это не принесло видимых результатов, и командир 45-й дивизии обратился за поддержкой к Люфтваффе.

29 июня в 8:00 германский бомбардировщик сбросил на Восточный форт 500-килограммовую бомбу. Затем была сброшена еще одна 500-килограммовая и наконец 1800-килограммовая бомба. Форт был практически разрушен.

Тем не менее, в Восточном форту продолжала сражаться небольшая группа бойцов во главе с Гавриловым. Майор попал в плен лишь 23 июля. Жители Бреста рассказывали, что до конца июля или даже до первых чисел августа из крепости слышалась стрельба и гитлеровцы привозили оттуда в город, где был размещен немецкий армейский госпиталь, своих раненых офицеров и солдат.

Однако официальной датой окончания обороны Брестской крепости считается 20 июля на основании надписи, которая была обнаружена в казарме 132-го отдельного батальона конвойных войск НКВД: “Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20/VII-41”.

  • Походы отрядов Котляревского в ходе Русско-Персидских войн 1799-1813 годов.

Все подвиги отрядов генерала Петра Котляревского настолько удивительны, что сложно выбрать лучший, поэтому представим их все:

В 1804 году Котляревский с 600 солдатами и 2 орудиями 2 дня отбивался на старом кладбище от 20 000 воинов Аббас-Мирзы. 257 солдат и почти все офицеры Котляревского погибли. Было много раненых.

Тогда Котляревский, обмотав колеса пушек тряпками, ночью пробрался сквозь лагерь осаждающих, взял штурмом недалекую крепость Шах-Булах, выбив оттуда персидский гарнизон в 400 человек, и засел в ней.

13 дней он отбивался от осаждавшего крепость корпуса в 8000 персов, а затем ночью спустил орудия по стене и ушел с отрядом к крепости Мухрат, которую тоже взял приступом, выбив персов и оттуда, и снова приготовился к обороне.

Чтобы протащить пушки через глубокую канаву во время второго перехода, четверо солдат вызвались заполнить ее своими телами. Двое были раздавлены насмерть, а двое продолжили поход.

В Мухрате на выручку батальону Котляревского подошла русская армия. В этой операции и при взятии несколько ранее крепости Ганжа, Котляревский был четырежды ранен, но остался в строю.

В 1806 году в полевом сражении при Хонашине 1644 бойца майора Котляревского разбили 20-тысячную армию Аббас-Мирзы. В 1810 году Аббас-Мирза вновь выступил с войсками против России. Котляревский взял 400 егерей и 40 конников и выступил навстречу.

“По пути” он взял штурмом крепость Мигри, победив 2-тысячный гарнизон, и захватил 5 артиллерийских батарей. Дождавшись 2 рот подкрепления, полковник принял бой с 10 000 персов шаха и принудил того отступить к реке Аракс. Взяв 460 человек пехоты и 20 конных казаков, полковник уничтожил 10-тысяный отряд Аббас-Мирзы, потеряв убитыми 4 русских солдат.

В 1811 году Котляревский стал генерал-майором, перейдя через неприступный горны хребет с 2 батальонаи и сотней казаков и штурмом овладев крепостью Ахалкалак. Англичане прислали персам денег и оружия на 12 000 солдат. Тогда Котляревский отправился в поход и взял штурмом крепость Кара-Ках, где находились воинские склады.

В 1812 году, в полевом сражении при Асландузе 2000 воинов Котляревского при 6 орудиях разбили всю армию Аббас-Мирзы в 30 000 человек.

Какой подвиг должен совершить русский воин, чтобы считаться богатырём

К 1813 году, англичане, перестроили персам крепость Ленкорань по передовым европейским образцам. Котляревский взял крепость штурмом, имея всего 1759 человек против 4-тысячного гарнизона и во время атаки почти полностью уничтожил обороняющихся. Благодаря этой победе Персия запросила мира.

  • Взятие Измаила Суворовым (1790 год).

Турецкую крепость Измаил, прикрывавшую Дунайские переправы, османам строили французские и английские инженеры. Сам Суворов считал, что это “крепость без слабых мест”.

Однако, прибыв 13 декабря под Измаил, Суворов в течение шести дней вёл деятельную подготовку к штурму, в том числе обучая войска штурмовать макеты высоких крепостных стен Измаила.

Рядом с Измаилом, в районе нынешнего села Сафьяны в кратчайшие сроки были выстроены земляные и деревянные аналоги рва и стен Измаила – солдаты тренировались забрасывать фашинником ров, быстро ставить лестницы, после подъёма на стену они быстро кололи и рубили установленные там чучела, имитирующие защитников.

В течение двух дней Суворов вёл артиллерийскую подготовку полевыми орудиями и пушками судов гребной флотилии, 22 декабря в 5 часов 30 минут утра начался штурм крепости. Сопротивление на улицах города продолжалось до 16 часов.

Атакующие войска делились на 3 отряда (крыла) по 3 колонны каждый. Отряд генерал-майора де Рибаса (9 000 человек) атаковал с речной стороны; правое крыло под начальством генерал-поручика П. С.

 Потемкина (7 500 человек) должно было нанести удар с западной части крепости; левое крыло генерал-поручика А. Н. Самойлова (12000 человек) – с восточной. Кавалерийские резервы бригадира Вестфалена (2 500 человек) находились на сухопутной стороне.

Всего войско Суворова насчитывало 31 000 человек.

Какой подвиг должен совершить русский воин, чтобы считаться богатырём

Турецкие потери составили 29 000 человек убитыми. В плен взято 9 тысяч. Из всего гарнизона спасся только один человек. Легко раненый, он упал в воду и переплыл Дунай на бревне.

Потери русской армии составили 4 тысячи человек убитыми и 6 тысяч ранеными. Были захвачены все 265 орудий, 400 знамён, огромные запасы провианта и драгоценностей на 10 миллионов пиастров. Комендантом крепости был назначенМ. И. Кутузов, в будущем знаменитый полководец, победитель Наполеона.

Покорение Измаила имело большое политическое значение. Оно повлияло на дальнейший ход войны и на заключение в1792 году Ясского мира между Россией и Турцией, который подтвердил присоединение Крыма к России и установил русско-турецкую границу по реке Днестр. Тем самым все северное Причерноморье от Днестра до Кубани было закреплено за Россией.

Андрей Сегеда

Вы можете поаплодировать автору10

Источник: https://pravoslavie.fm/interested/top-10-udivitelnykh-podvigov-russkoy-ar/

Какие подвиги совершали Богатыри на Великой Русской Земле?

Тимур, спасибо за вопрос! Мне эта тема очень нравится, потому что люблю Древнюю Русь, ее героев. А Русь может гордиться своими богатырями! Все они являются воплощением патриотизма, сыновней любви к родной земле и простому народу. Силушку свою богатырскую тратили они не на власть, наживу и богатство, а на защиту родной земли от всяческих врагов. Конечно, многих богатырей в реальности не было — их придумали люди. Но появление таких былинных персонажей свидетельствует о том, что люди нуждались в таких героях, которые бы любили Родину и защищали ее. И это всегда было в чести у народа, всегда уважали тех, кто «побивал» ее врагов. Как тут не вспомнить слова из бессмертного фильма:

Какой подвиг должен совершить русский воин, чтобы считаться богатырём

Богатырей у нас много. Начну с тех, кто изображен на картине Васнецова.

Илья Муромец, человек сложной судьбы, тридцать три года просидевший, будучи, скорее всего, парализованным. А потом ставший непобедимым богатырем. Самый яркий его подвиг из множества — пленение Соловья-Разбойника.

Добрыня Никитич — дипломат и тонкая натура, но силен, как Бог. Его ярчайший подвиг — победа над Змеем Горынычем и освобождение его пленников и пленниц. Это человек реальный, первый помощник Ильи Муромца, рязанский богатырь.

Алеша Попович — удалой молодец, хитрый и ловкий. И не столько силушкой богатырской он брал победу над врагом, сколько хитростью да смекалкой. За что получал от своих старших товарищей, правда). Но победителей не судят! А главный подвиг Алеши Поповича — победа над Тугарином, диким захватчиком земли русской.

Микула Селянович — богатырь из народа. Он не столько даже славен своими битвами, сколько служил воплощением самого русского народа. В мирное время он пахарь. А оставив соху, при необходимости брался за оружие и становился истинным воином. Вот так и наш народ — оставит мирные дела и становится могучей силой, защищающей родную землю!

Никита Кожемяка — герой многочисленных походов против печенегов вместе с князем Владимиром. Его главный подвиг совершен в поединке с вражеским силачем, когда стояли войска друг напротив друга и ждали начала битвы. Никита Кожемяка одолел печенега, психологически это оказало на русское воинство огромное влияние, и победили тогда русичи печенегов!

Много их еще, наших богатырей. Выдуманных и реальных. Дунай Иванович — богатырь смелый и стрелок отличный, но крайне трагической судьбы.

Читайте также:  В какой битве тверь последний раз победила москву

Василий Буслаев — хохмач и юморист, весельчак и авантюрист, тоже плохо закончивший жизнь, но и воевавший неплохо.

Святогор, Волх Всеславьевич — полубылинные, фантастические персонажи, но они нужны были народу, чтобы верить в свои силы, в существование героев-защитников.

Какой подвиг должен совершить русский воин, чтобы считаться богатырём

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/536238-kakie-podvigi-sovershali-bogatyri-na-velikoj-russkoj-zemle.html

Богатыри: архаизм или реальность

Граждане Российской Федерации всегда помнят и чтут своих соотечественников, прославивших Родину в разные исторические этапы ее существования. Особенно ярко выдаются подвиги нашего народа в непростые периоды жизни государства.

В эти моменты важные и порой опасные для страны проявляются лучшие человеческие качества: доблесть, честь, патриотизм, любовь к Родине. Рядом с реальными людьми, защищавшими и защищающими нашу Родину, встают образы древнерусских воинов. И в моем воображении это, конечно же, богатыри.

Хотя я понимаю, что физическая сила это не единственное средство для свершения подвигов. Главная сила — это любовь к своей стране и народу.

Такие мысли привели к исследованию происхождения (этимологии) слова «богатырь». Каков же корень? «Бог»? Или «Богат»? Думаю, значение (семантика) тоже неоднозначно: сильный духом или физически? А кого бы я и мои одноклассники посчитали современным «богатырем»?.

  • Цель работы:
  • —                   цель работы — определить, кто такие богатыри прошлого и кого можно считать богатырем настоящего времени.
  • Задачи работы:
  • —                   изучить и проанализировать научную литературу по данной теме;
  • —                   выяснить происхождение и значение слова «богатырь»;
  • —                   провести анализ произведений литературы и искусства, освещающих жизнь русских богатырей;
  • —                   провести опрос среди сверстников на предмет их видения образа современного богатыря
  • —                   обработать и проанализировать результаты анкетирования;
  • —                   сделать выводы и применить практически полученную информацию на занятиях по истории и литературе.
  1. Методы исследований:
  2. —                   Теоретический (анализ произведений литературы и искусства);
  3. —                   Практический (анкетирование)

Этимологический словарь объясняет происхождение слова «богатырь» как заимствование из алтайской (тюрко-монгольской) группы языков, в формах багатур, бахадир, багадур, батыр, батор. Эти формы, преобразованные в мужские имена, можно найти и в Дагестане.

Следующей теорией этимологического словаря явилось мнение о заимствовании слова с санскрита (древний литературный язык Индии) в форме «баатар» (счастливый, удачливый).

Еще одно объяснение носит исторический характер и говорит о первом употреблении слова в летописи — повествовании о нашествии Батыя на Русь при упоминании о монгольских военачальниках: «… Себедяй Богадур и Бурундай Богадур…»

Теория о заимствовании слова «богатырь» из тюркского и монгольского языка принята всеми русскими языковедами. Но все же в домонгольский период на Руси были другие слова, соответствующие понятию «богатырь»:поляник, хоробр(храбрый), удалец. Но потом они заменились на чужестранные под влиянием психологических факторов, ведь русские «богатыри» не уступали по силе татаро-монголам.

А вот какие значения мне открылись в толковых словарях разных авторов.

По Ушакову Д. Богатырь — (в былинах богатырь), богатыря, м. (от перс. bahadur). Герой русских былин, преимущ. совершающий военные подвиги. Наиболее известный богатырь — Илья Муромец.|| Силач, храбрец [3,с.30].

По Далю В.: Богатырь м. татарск. человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. Сказочные богатыри, великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудища. | Богатырями назывались (в твер. и др.) лубочные картинки, разные изображения для народа, cuб. панки. Южн. зап. богатина, богач.

Богатырь дивится, чем худак живится? Богатырка, женщина-богатырь. Богатыренок м. мальчик-богатырь; богатыришко(а?) умалит. и унизит., богатырище, богатырчище(-ща?) увелич. и бранно. Сморчком глядит, а богатырем кашу (щи) уплетает. Горе-богатырь пьян с вина на алтын.

Богатырь Аника, сказочный герой; не от Аники ли, при Петре I? Богатырев, принадлежащий богатырю; богатырский, принадлежащий, свойственный богатырям. Богатырство ср. состояние, свойство богатыря. Счастье лучше богатырства. Богатырщина ж. богатырский быт, времена; | сказки и предания о богатырях. Он сказывает богатырщину.

Богатырствовать, витяжествовать, искать богатырских похождений и совершать доблестные воинские подвиги [2]. По Ожегову С. Богатырь, -я, м. 1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.

2. перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги. || прил. богатырский, -ая, -ое. Богатырские былины. Богатырское сложение (крепкое телосложение). Б. рост (очень высокий). Б. сон (очень крепкий) [4,с.25].

Литературные произведения помогли составить наиболее полный образ богатыря. Ярче всего характер, внешний вид, поступки богатырей отражаются в былинах. Былины, как известно мне из уроков литературы, это русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом в них становится какое — либо героическое событие из русской истории.

Известны такие былины как: Алеша Попович и Тугарин — змей; Вольга и Микула Селянинович; Илья Муромец и Соловей Разбойник; Садко и др. Кстати, современными мультипликаторами сняты одноименные мультфильмы, которые так полюбились детям за юмор и красочное описание приключений главных героев. Хотя их содержание не совсем соответствует настоящим былинам.

  • Так же впитали в себя богатырскую силу пословицы и поговорки русского народа:
  • Богатыря узнаешь на поле брани.
  • Богатырь умрёт, имя его останется.
  • Славна богатырями земля русская.
  • Не родом богатырь славен, а подвигом.
  • Моё богатство — сила богатырская, моё дело — Руси служить, от врагов оборонять.
  • Богатырь возглавляет войско, мудрец открывает путь.

Перевернув горы, богатырем будешь. В моем исследовании не остались без внимания картины великих художников с образами богатырей. Виктор Васнецов стал автором нескольких из них: «Богатыри» (Три богатыря).

Есть мнение, что Васнецов в качестве Добрыни написал самого себя, причем в весьма зрелом возрасте. Это вполне возможно — сильно похож богатырь на художника. В былинах же, Добрыня Никитич предстает добрым молодцем.

Он борется со Змеем Горынычем, выручает из плена знатных красавиц, а порой сражается с другими богатырями, например, с Ильей Муромцем.

Чаще всего, этот воин действует по указаниям Владимира Красное Солнышко, у которого состоит на службе.

Есть также версия, что образ трех богатырей заимствован из более ранних мифов. В славянской мифологии есть такая троица — Горыня, Дубыня и Усыня, олицетворявшая собой разрушительные силы стихий — воды, земли, огня.

Эти великаны обладали сверхъестественными умениями: сворачивали горы, вырывали с корнями деревья, останавливали реки. Подобные качества отчасти присущи и богатырям. К тому же сказки о трех великанах во многом перекликаются с былинами.

При этом исследователи считают, что сами Горыня, Дубыня и Усыня еще древней, и их происхождение восходит к традиции, когда стихийная мощь природы отождествлялась с различными волшебными существами.

Когда-то люди представляли великанов в образе змеев — Змей Огненный, Змей Глубин, Змей Вод (похожие существа встречаются во многих мифологиях) [1,с.19].

С приходом же на Русь христианства языческие великаны превратились в богатырей — защитников православной веры. И более того, в былинах они начали, наоборот, побеждать древних змеев (например, Змея Горыныча). То есть, фактически они сражались сами с собой — со своими более ранними воплощениями.

М.Врубель, познакомившись с картиной Васнецова «Богатыри», создал своего богатыря — Илью Муромца — здоровенным, на коне-тяжеловозе (битюге).

Картины с изображением, героев былин относятся к мифическому жанру, поэтому в некоторых случаях художник способен преувеличить рост, мощь и т. д.

Врубелевский Богатырь — это чадо окружающей природы, которая дает этому гиганту величие и мощь. Широкоплечий, как медведь, богатырь глядит зорко, чутко вслушивается.

Врубель не иллюстрирует какую-либо былину, он ставит перед собой более сложную задачу: выразить мысль о богатырском начале как о порождении могучих сил природы.

К. Васильев написал картину «Дар Святогора». Святогор- ужасный великан, которого даже земля не держит. Былины рассказывают о его женитьбе, о встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле.

В некоторых былинах Святогор сменяется Самсоном, который назван по отчеству Колывановичем, Самойловичем или Васильевичем.

Святогор имеет многие общие черты характера и жизни библейского богатыря Самсона [6, с.66].

Николай Рерих изобразил «Микулу Селяниновича» (мощного крестьянина-пахаря).

Страшная его сила, сопоставление с Святогором и другие черты, в которых он изображается, показывают, что тип его, как и тип Святогора, сложился под влиянием образа какого-нибудь титанического существа, бывшего, вероятно, олицетворением земли или бога-покровителя земледелия.

На это указывает особенно сумочка с тягой земли, с которой изображается Микула и которая, очевидно, есть не что иное, как образ земли. Но сам он уже представляет не землю как стихию, а идею земледелия.

Все вышеперечисленные произведения помогли наиболее точнее составить портрет богатыря: это человек необычайной силы, большого роста и крепкого телосложения; мудрый, отважный, верный своему делу, патриот своей родины.

Самым популярным богатырем можно называть Илью Муромца, инвалида от рождения, который тридцать три года пролежал на печке. После исцеления богатырь сумел победить Соловья Разбойника, а остаток жизни служил Киевскому князю Владимиру. Такое изложение в былинах, а как же на самом деле?

Илья был легендарным богатырем времен Киевской Руси. Главным из славной троицы богатырей, которые защищали земли русские, явился победитель чудовища по прозвищу Соловей Разбойник.

Одной рукой этот былинный герой мог поднимать колоды, которые не могли сдвинуть с места и двадцать лошадей. Махнув во гневе рукавом, он мог убить соседа по столу. Его все считали легендой, но есть один поразительный факт.

В XIX веке в Киево-Печерской Лавре нашли чудотворные мощи. Они принадлежали преподобному Илье Муромцу. Совпадение или мистика? Мог ли былинный богатырь быть реальным человеком? Ведь в летописях о нем нет ни одного упоминания.

В 1990 году группа киевских ученых получила разрешение исследовать святые Киево-Печерские мощи. Они сохранились неизменными в течение почти тысячи лет в пещерах Лавры.

Люди, посещающие в эти пещеры, уверены в том, что эти мощи обладают бесценным даром исцеления. Но кем они были в реальной жизни и откуда получили такую силу?

Специалисты судебной медицины посетили ближние пещеры Лавры и там провели полную экспертизу пятидесяти четырех тел. Среди них были исследованы и мощи преподобного Ильи Муромца. Результаты удивили и поразили.

Илья был высоким сильным мужчиной, скончавшимся в возрасте 45–55 лет. Ростом он был один метр семьдесят семь сантиметров. Десять веков назад человек такого роста действительно считался великаном, так как средний рост мужчин того времени был значительно меньшим. Но исследователи поразились не только этим.

Они пришли к заключению, что имя монаха не просто совпадает с именем былинного богатыря. На костях преподобного Ильи ученые обнаружили следы многочисленных битв от ударов копьем, саблей, мечом и поломанные ребра. Но не эти увечья стали причиной гибели.

Специалисты пришли к выводу, что этот человек при жизни имел сильно развитые мышцы, необычайно толстый череп и руки значительно длиннее, чем у обычных людей [5, с. 83].

Но более всего поразило то, что при жизни этот монах имел тяжелую болезнь позвоночника и длительное время совсем не мог двигаться.

Стало известно, что он, в самом деле, имел большие проблемы с опорно-двигательным аппаратом, что и доказывает версию о былинном герое Илье Муромце, который до тридцати трех лет не мог двигаться.

Что могло послужить причиной недуга такого физически крепкого мужчины? Изначально у экспертов была версия о том, что умерший перенес туберкулез костей. Но после подробного анализа выяснилось, что этот человек от рождения страдал полиомиелитом. Эта болезнь и вызвала полный паралич.

Это были две основные версии причин неподвижности. То есть, Илья Муромец, описанный в былинах и преподобный Илья, упокоенный в пещерах Киево-Печерской Лавры является одним и тем же человеком! И 800 лет назад он завершил свою жизнь в этом монастыре.

Мое исследование продолжилось составлением вопросника и анкетированием учащихся моего класса. Было предложено ответить на следующие вопросы:

1.                  Какие ассоциации у тебя возникают при слове «богатырь»?

2.                  Какими качествами может обладать богатырь?

3.                  В каких произведениях встречается образ богатыря?

4.                  Кого ты можешь назвать богатырем (в древнем и современном мире)?

5.                  Нарисуй, как ты себе представляешь богатыря?

В опросе приняли участие 60 учащихся 4-х классов нашей школы.(см.табл.1)Вот каким получился собирательный образ по описаниям одноклассников:

1.      Среди ассоциаций первое место занимает вера в Бога, а также определения сильный и умный.

2.      Смелость, мужество, доброта — таковы наиболее часто встречаемые качества, присущие богатырям.

3.      Конечно, почти все ребята вспомнили в своих ответах картину Васнецова «Три богатыря», сказку «О мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина и популярные современные мультфильмы о богатырях, созданных с долей юмора и иронии.

4.      Все учащиеся упомянули имя Ильи Муромца как богатыря Киевской Руси, что касается современных образов, то тут возникли разногласия.

Большинство мальчиков посчитало, что современными богатырями можно считать спортсменов и военных, Девочки же не обобщали, а приводили примеры конкретных реальных личностей: Ивана Поддубного, Юрия Гагарина, Сергея Шойгу, Владимира Путина. Около 10 опрошенных детей назвали современным богатырем своего отца.

5.      Рисунки были совершенно разные: большинство опрашиваемых изображало крупную фигуру бородатого мужчины в доспехах и с оружием (мечом или булавой).

Работая над проектом, я получил три образа богатыря: мифического, Киевской Руси и современности. В них прослеживается много сходства.

«Богатырь», как знаменательное слово, пришло к нам из древних времен, хотя и в современном мире перед нами есть примеры мужества, отваги и патриотизма. Все эти качества объединяют выдающихся героев всех времен.

Герои современности становятся в один ряд с былинными богатырями: это великие полководцы, спортсмены, и конечно, президента нашей страны мы можем назвать богатырем за его любовь к своему народу и стране, за неординарные выдающиеся способности.

Не зря американские журналисты называют Владимира Путина «strongman», что означает человека сильного духом и телом, лидера. Американской культуре чужды образы богатырей, поэтому такая сильная личность, как наш президент вызывает трепет.

Несмотря на древнее происхождение слова «богатырь», оно вполне подходит к современным реалиям. Человека с чистой душой и чистым сердцем, патриота своей отчизны, конечно, можно назвать богатырем.

Выводы.

—                   изучены и проанализированы научные источники по данной теме;

—                   определено значение слова богатырь: 1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги.

  1. —                   определено происхождение слова «богатырь»: заимствование из алтайской (тюрко-монгольской) группы языков, в формах багатур, бахадир, багадур, батыр, батор.
  2. —                   установлены факторы популярности образа богатыря в былинах, сказках, на картинах известных художников.
  3. —                   проведен опрос учеников 4х классов на предмет понимания слова богатырь, его ассоциативного восприятия и сопоставления образов прошлого и современности.
  4. —                   получен образ нового современного богатыря на базе проведенного социологического исследования.
  5. Приложение

Какой подвиг должен совершить русский воин, чтобы считаться богатырём

Таблица 1

Анкетирование учащихся 4-х классов.

Классы Кол-во учащихся Ассоциации Знания богатырских качеств Знания произведений Богатыри в древнем и современном мире
4 «2» 28 24 27 28 20
4 «4» 32 28 30 32 22

Диаграмма 1.Результаты анкетирования среди учащихся 4-х классов

Читайте также:  Кто напускал на русь порчу-икоту

Какой подвиг должен совершить русский воин, чтобы считаться богатырём

Литература:

1.      Мифологический словарь/ Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1999.

2.      Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Русский язык, 1997.

3.      Толковый словарь русского языка. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000.

4.      Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук; Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.

5.      Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. М.-Л.: Искусство. 1998.

6.      Прозоров Л. Р. Времена русских богатырей. По страницам былин — вглубь времен. М.: Яуза, Эксмо,2006.

7.      http://muzei-mira.com

Источник: https://moluch.ru/young/archive/2/131/

Евпатий Коловрат: какой подвиг на самом деле совершил русский богатырь

В декабре 1237 года войско монгольского хана Батыя вторглось в пределы Руси. Первой из Русских земель разорению подверглось Рязанское княжество. Это событие описано во многих древних летописях.

Сохранилось и художественное произведение – «Повесть о разорении Рязани Батыем». Оно содержит множество деталей, о которых не сообщается в летописях.

Среди прочего, там рассказывается о подвиге Евпатия Коловрата.

Согласно «Повести», Евпатий Коловрат был одним из знатных бояр Рязанского княжества. Когда его застигла весть о нашествии Батыя на Рязань, он находился в Чернигове вместе с одним из рязанских князей, Ингварем Ингваревичем. Очевидно, Коловрат был одним из бояр княжеской свиты.

Когда Коловрат узнал о нашествии монголо-татар, он бросил своего князя и с малой, как пишут, дружиной (очевидно, это была собственная дружина боярина, не князя) помчался из Чернигова к Рязани. Но на месте Рязани Коловрат увидел только трупы и пепелище.

Тем не менее, ему каким-то образом удалось собрать дружину в 1700 человек и выступить по следам Батыя. Нагнал он войско грозного завоевателя уже где-то в Суздальской земле.

Там дружина Коловрата внезапно напала «на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись… Почудилось татарам, что мёртвые восстали».

Устрашённый Батый направил, чтобы захватить Евпатия живьём, богатыря Хостоврула, сына своего шурина. Но Коловрат разрубил Хостоврула пополам. Татары смогли одолеть дружину Коловрата только с помощью стенобитных катапульт. Евпатий погиб. Его тело принесли Батыю.

Хан похвалил храбрость сражённого врага и отдал его тело взятым в плен его дружинникам, которых, из уважения к доблести их предводителя, отпустил. Некоторые редакции «Повести» сообщают дополнительные сведения об Евпатии. В частности, по отчеству он был Львович.

Дружинники привезли его тело в Рязань, где оно было торжественно похоронено в январе 1238 года.

Теперь попробуем разобраться в этих сведениях и сопоставить их с известными фактами. «Повесть», как положено героическому сказанию, изобилует фантастическими эпизодами и эпическими преувеличениями.

Понятно, что использовать стенобитные орудия против живой силы в полевом сражении – абсолютно неэффективно, и что эти орудия (именовавшиеся на Руси «пороками») упомянуты только для того, чтобы подчеркнуть ярость Коловратовой дружины.

Видимо, именно «пороки» больше всего поразили русских из всего военного арсенала монголов, и русские приписали этим орудиям свойства чудо-оружия.

Непонятно, откуда Коловрат, по прибытии в Рязанскую землю, смог собрать дружину из 1700 храбрых и могучих мужей, если Рязанская земля перед этим подверглась опустошению, и все ратные люди полегли в битвах.

Если это не полный вымысел, то невольно спрашивается: где же и почему они отсиживались в то время, когда их земляки гибли в неравной борьбе с захватчиками? Впрочем, древние источники всегда грешат преувеличениями в том, что касается численности войск, количества жертв войн, масштабов стихийных бедствий и т.д.

Само упоминание того, что Коловрат перед погребением был отпет в соборе Рязани, показывает, что город отнюдь не был полностью разрушен монголами, если, конечно, эпизод с торжественными похоронами не был придуман позднее.

Но есть подробности, которые было незачем придумывать. Так, сын шурина Батыя назван по имени – Хостоврул. Это имя явно не монгольское и не тюркское. Насколько известно, до сих пор никто из историков не пытался объяснить ни его происхождение, ни то, откуда автору «Повести» могло быть известно имя сына ханского шурина.

«Повесть» известна по нескольким спискам, древнейшие из которых – не ранее второй половины XVI века, то есть отстоят от описываемых событий более чем на три столетия.

Правда, сопоставляя их с другими памятниками, знатоки древнерусской литературы считают, что «Повесть» была сложена до конца XIII века.

Но следует иметь ввиду, что датировки других памятников, относимых к этому времени, тоже гипотетичны.

Историки сомневаются в существовании самого князя Ингваря Ингваревича, если это, конечно, не Ингварь Игоревич, рязанский князь, правивший с 1217 года. Правда, он умер в 1235 году, но известие об его смерти в том году единичное, и нельзя исключать, что он был жив и в 1237 году.

«Повесть» рассказывает, что в Рязани оказали сопротивление Батыю князья Юрий и Олег Ингваревичи (то есть его сыновья), и оба погибли. С каким именно князем мог находиться в Чернигове Коловрат, в точности установить невозможно. Но нет ничего невозможного в том, что он там был на момент Батыева вторжения.

Как известно, рязанские князья были ветвью Ольговичей, княживших в Чернигове. Между двумя княжескими домами поддерживались близкие отношения.

Несмотря на обилие неправдоподобных деталей, вполне объяснимых жанром героического произведения, Евпатий Коловрат вполне может быть признан исторической личностью.

Нет никаких противопоказаний тому, что рязанский боярин с таким именем действительно был, что он в декабре 1237 года находился в дружественном Рязани Чернигове, что он не успел на родину до решающей схватки земляков с Батыевой ратью, что он с толпою уцелевших воинов нападал на какие-то отставшие отряды монголов (партизанил, иначе говоря). Народная молва со временем приписала Евпатию невиданные подвиги и вплела его в сюжет героической саги.

Кстати, Коловрат это не фамилия, как почему-то многие думают. Фамилий в те времена на Руси вообще не было. По отцу, как уже сказано, Евпатий был Львовичем. Коловрат могло быть прозвищем либо вторым именем.

Князья Рюрикова дома носили в то время славянские и скандинавские имена, и больше известны именно под ними, а не под христианскими именами, дававшимися им при крещении.

Вплоть до XVII века на Руси даже среди дворян сохранялась традиция называться вторым именем, связанным с каким-то человеческим качеством или чувством (Удача, Потеха, Обида, Истома и т.д.). Коловрат значит обращающийся, поворачивающийся.

Возможно, этим прозвищем он был наделён за свою ловкость в рукопашном бою. Популярная ныне этимология имени Коловрат от обращения солнца по небосводу не имеет научного подтверждения.

Источник: https://myhistori.ru/blog/43940081354/next

Как тренировались и что ели русские богатыри

С горсткой богатырей Святослав завоевал неприступный и богатый Хазарский каганат. Русских бойцов боялись все соседние державы. На чем же держалась сила земли русской?

Древняя Русь славится подвигами своих богатырей не одну сотню лет. Русские дружинники наводили страх на иноземные народы благодаря своей силе духа, отваге и могучему телосложению. Иначе и быть не могло, ведь выжить в то время было непросто. Приходилось защищать от врагов не только себя, но и свой народ. Как же воспитывались настоящие богатыри?

Воспитание воина

Наши предки еще много веков назад понимали, что физическая сила без духовной совершенно бесполезна.

Какой прок от мышц, если при виде угрозы, не хватит мужества и силач бросится наутек? Силовые тренировки будущих воинов были неотделимы от воспитания боевого духа и начинались с раннего детства.

Обучение будущих богатырей начиналось с 8 лет, а в 17 лет заканчивалось, и юноша считался взрослым.

Современный русский богатырь Кирилл Сарычев — самый сильный человек в мире

Для развития терпения и выносливости использовали непосильную нагрузку, заставляя молиться всю ночь, рано просыпаться, ходить босиком по снегу. Не разрешалось плакать и жаловаться, так как это считалось проявлением слабости.

Чтобы максимально воссоздать условия, близкие к боевым действиям, где отсутствие сна и чувство голода — частые спутники длительных сражений, практиковалось лишение пищи. С раннего детства молодежи прививалась дисциплинированность и хладнокровие, контроль над эмоциями был важен при серьезных испытаниях.

Особое внимание уделялось развитию смелости и бесстрашию, нередко богатырям требовалось жертвовать своей жизнью ради князя и товарища.

Отец дружинник мог отправить будущего воина на кладбище ночью, заставлял посещать места казни, чтобы избавить от страха и набраться храбрости. Главными добродетелями дружинника являлись отвага и мужество, верность и выносливость.

Молодое поколение воспитывали на рассказах о подвигах богатырей, былинах о храбрости знатных воевод.

Владение оружием

Богатыри из былин в основном являлись элитным войском на службе у князя.

Попасть в такой отряд было довольно сложно, так как набор производился из детей бояр или самих дружинников, которые приходили на смену родителям.

Пройдя обряд посвящения и став взрослым, дружинник должен был уметь стрелять из лука, владеть приемами борьбы и рукопашного боя, драться на мечах, ездить верхом и уметь обращаться с копьем.

Первым оружием, которое требовалось освоить, был обычный нож. Для тренировки инстинктов часто устраивали бои с завязанными глазами. Или отправлялись в лес за шкурой медведя, имея при себе только нож. Другим распространенным оружием был топор.

Он считался универсальным атрибутом, отлично подходящим для пешего сражения в строю. Мечи высшего качества из дамасской стали были доступны лишь самым богатым воинам. Более доступной была булава и лук. Этим оружием богатыри владели в совершенстве.

В качестве вооружения дружинники носили кольчугу с металлическими пластинами, деревянный и железный щит, в руках держали меч или палицу. Общий вес составлял около 30 килограмм. Для развития выносливости также применялось плавание в кольчуге при полном вооружении.

Питание

Рацион воинов практически не отличился от пищи простого народа, главной едой в те времена была каша. Крупа является традиционным блюдом русской кухни и имеет множество полезных свойств.

Щи и каша были основным питанием как у бедных, так и у богатых, крупы употребляли ежедневно и украшали ими праздничный стол. Сила простого питания без изысков была в натуральности, отличная экология позволяла вырастить на русской земле полезные злаки, овощи и ягоды.

Самой распространенной крупой была гречка, также готовили овес, ячмень и просо.

Кроме круп богатыри питались овощами, мясом (в основном дичью — жестким мясом, богатым белком), пирогами, блинами и квашеной капустой. Пили квас, кисель, чай из трав с медом, различные морсы.

Проводя значительное время своей жизни на поле боя, богатыри не имели доступа к сложно приготовленным блюдам, поэтому особого рациона не было.

Главным критерием было достаточное количество еды, чтобы поддерживать силы для дальнейших сражений.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/592d2971e3cda8a0bf8d442f/5996fa5b4ffd13b32514e589

Урок 5. Христианин на войне

?

диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote, 2009-11-21 21:42:00 диакон Андрей Кураев diak_kuraev 2009-11-21 21:42:00 Categories:

Урок 5 (22). Христианин на войне Вы узнаете:- Когда война бывает «справедливой»- о святых защитниках РодиныСНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ1. Является ли война злом? Почему?2. В одной современной сказке в конце почти проигранной битвы раненый воин обращается к юному королю: «Ваше величество! Все миры приходят к концу, но благородная смерть – это сокровище, и каждый из нас достаточно богат, чтоб приобрести его». Почему героическая смерть в бою называется «благородной»?Не раз мирный труд и тихая семейная жизнь Руси-России нарушалась военными грозами. Точнее – половина из тысячи лет нашей истории прошла в войнах.Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую.Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Маму? Родину?Есть ведь и другие слова Христа: «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным.Когда в 1812 году французский император Наполеон привел свою армию в Россию, то все народы России – русские, украинцы, калмыки, башкиры, грузины, татары и другие встали на защиту нашей общей Родины.С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.Война может быть справедливой, если ведется «За алтари и очаги», то есть за свою семью, за свою большую семью – Отчизну, и за ее духовные святыни (алтарь здесь синоним святыни и родной культуры).Но нельзя силой оружия навязывать свою веру. Русская поговорка гласит: «Невольник — не богомольник». Христос никого не заставлял слушать Его слова. Он много раз говорил Своим ученикам, что их будут преследовать из-за веры в Него, но он никогда не говорил им: «Вы должны преследовать других во имя Мое».Если же надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие. В 1380 году войско монгольского хана Мамая шло на Москву. До этого Мамай сверг законного правителя татарской державы, теперь он шел на Русь. Святой московский князь Дмитрий Донской собрал полки русских городов для отпора. Пока дружины собирались, князь поехал в подмосковный Троицкий монастырь, основанный святым Сергием Радонежским. Сергий стал уговаривать князя избежать кровопролития. Может, можно послать послов? Заплатить дань? Князь сказал, что все возможности исчерпаны. Путей к миру больше нет. И тогда святой Сергий тихо шепнул ему: «Ступай с Богом! Ты победишь». И благословил Пересвета и Ослябю — двух бывших воинов, ставших уже монахами в его монастыре — вернуться в боевые ряды. Пересвет и Ослябя в трудную для Родины минуту из монастыря снова вышли на поле боя – это было поле Куликово. Именно как монахи они хорошо знали слова Христа – «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих» (здесь слово душа — в значении жизнь).Воин-христианин верит, что его душа бессмертна. Поэтому он может исполнять свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы.Но даже на войне христианский воин не должен превращаться в машину для убийства. Даже на войне надо остаться человеком. Нельзя добивать раненых. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войныКогда, разбив Наполеона, русская армия подошла к его столице – Парижу — французы сдались. Парижане в трепете ждали мести за сожженную Москву. Но все было мирно. И вот на балу русский Император Александр Первый пригласил на танец бывшую жену Наполеона Жозефину. Та с тревогой спросила: «Теперь, наверно, вы переименуете парижский мост Аустерлиц?». За 9 лет до этого в битве под Аустерлицем войска Наполеона нанесли поражение русской армии, которой командовал Александр. В честь той победы Наполеон назвал мост в своей столице… Но русский царь ответил: «Зачем мне переименовывать этот мост? Мне достаточно, что по нему прошли мои солдаты!».Православные воины умели воевать и умели достойно возвращаться с войны.Легендарный богатырь Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, в конце концов стал монахом. Его останки – «мощи» — до сих пор лежат в Киево-Печерском монастыре.Князь Александр Невский — великий воин. Он одерживал победы и над шведскими и над немецкими рыцарями, когда те вторгались в пределы Руси. Но еще князь Александр — великий миротворец. В то время русские княжества были завоеваны монгольской Ордой. В любую минуту отряды завоевателей могли вновь обрушиться на русские города. Но князь Александр с помощью переговоров несколько десятилетий удерживал Русь и Орду от столкновений. В 1262 году правитель Орды — хан — послал своих людей собирать русских воинов для участия в ордынском походе в далекую страну Персию (ныне – Иран). И тогда князь поехал в Орду — «дабы отмолить люди от бед». Там на переговорах он одержал величайшую из своих побед: хан отказался от призыва русских воинов на свою войну, и тысячи жизней были спасены. А на обратном пути из Орды князь Александр скончался…Он причислен к лику святых (в этом случае слово «лик» означает «собрание»). В его честь построено множество храмов, его именем назван величественный монастырь: Александро-Невская лавра в Петербурге. В истории Российской Империи было три императора с именем Александр – все они получали свои имена в честь святого князя Невского.Среди святых православной церкви – адмирал Федор Ушаков. Он сражался с флотами Франции и Турции. Св. Феодор провел десятки морских сражений – и ни одного не проиграл. Более того: он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку, он мог бы ездить по балам, показывая свои многочисленные заслуженные ордена. Но вместо этого он поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в монашеской молитве провел последние годы своей жизни.ВРЕЗКАВечером 28 ноября 2008 года пьяный бандит позвонил в квартиру Табаковых в подмосковном городе Ногинск-9. Дома были только дети: 7-летний Женя и его 11-летняя сестра Яна. Они поверили словам за дверью, будто им принесли «заказное письмо». Угрожая ножом, бандит потребовал отдать ему деньги. Затем он связал девочку и стал её мучить. В это время в комнату вошёл её младший брат. Бандит пригрозил, что убьёт его, если он не выйдет. Сбегав на кухню, мальчик взял нож и ударил мужчину. Преступник побежал за Женей, а девочка выбежала из квартиры и позвала на помощь. В это время насильник схватил мальчика и нанёс ему 8 ударов ножом в спину. Женя скончался. Указом Президента Российской Федерации Женя Табаков награждён посмертно Орденом Мужества за самоотверженность, проявленную при исполнении гражданского долга.Вопросы1. Может ли война быть справедливой? В каком случае?2. Какие поступки недопустимы даже на войне?3. Какие слова Христа вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве?4. Одинаково ли надо реагировать на обиды, нанесенные тебе и любимому тобой человеку? Прочерти правильные ответы из этих словЯ: Могу простить обиду сестренку Не должен защитить мою должен вступиться за себя отомстить за Родину5. Знаете ли вы войны, где против общих недругов России вместе сражались христиане, мусульмане, буддисты (татары, калмыки, русские и другие народы)?ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ К следующему уроку подготовьте рассказ о чьем-то подвиге.Илл.:П. Корин. Александр НевскийП. Рыженко. Пересвет.

Читайте также:  Почему ссср не смог бойкотировать олимпиаду в 1984 году

фото Жени Табакова http://www.kem.kp.ru/daily/24235/435568/

*** Из учебника Л. Шевченко

УРОК 22. РАТНЫЕ ПОДВИГИ

  • ПОДВИГИ СВЯТЫХ ХРИСТИАНСКИХ ВОИНОВ. ЗАЩИТНИКИ РУСИ: СВЯТОЙ БОГАТЫРЬ ИЛЬЯ МУРОМЕЦ,
  • СВЯТЫЕ КНЯЗЬЯ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ И ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ

Главные слова. Ратный подвиг. Православная вера. Защита Отечества. Святой. Благоверный. Герой. Крестное знамение.

Прочитай и ответь на вопросы:Из истории христианской духовной культуры России

Жизнь, считают христиане, дана человеку для служения Богу и ближним. Тогда Бог преображает душу человека добродетелями, она становится добрее, милосерднее, терпеливее.

И возвышается душа христианина от Отечества земного к Отечеству Небесному. Защищая своё Отечество, совершая добрые дела, христиане находили свой путь жизни. Таким путём шли люди, которых почитают как героев. Многие из них прославлены как христианские святые.

Русская история хранит в памяти много имён святых героев. Это не просто добрые и сильные люди. Герой добрыми делами служит Богу. А обычные люди могут употребить силу напрасно. Герой всегда самоотвержен, полагая душу свою за ближних. Своими подвигами он прославляет родную землю, защищает её от врагов.

Христиане считают, что рождение в народе героя — это всегда милость Божия. Бог посылает святых героев в самые тяжёлые времена.

Велико наше Отечество — Русская земля. Но таким оно стало не сразу. Много врагов разоряли Россию, немало тяжёлых бедствий пережила она. Во всех невзгодах герои жертвовали собой (отдавали свою жизнь), защищая Родину и христианскую веру. Среди них – имена святого воина Ильи Муромца, святых князей Александра Невского, Димитрия Донского. Какие подвиги они совершили, за что прославили?

СВЯТОЙ БОГАТЫРЬ ИЛЬЯ МУРОМЕЦВ русских былинах сохранились предания о подвигах богатыря Ильи Муромца. После воинских подвигов он провёл последние годы жизни монахом Киево-Печерской лавры. Он прославлен Православной Церковью как святой преподобный воин, сменивший меч воина на духовный. И сегодня его мощи покоятся в древнем городе Киеве.

Преподобный Илья почивает, сложив пальцы правой руки, как это принято в Православной Церкви, для крестного знамения. А на левой руке его видны следы раны от удара копьём.СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Александр Невский был мудрым, справедливым русским князем и полководцем. Он родился в Новгороде, рос добрым, послушным. Обязанностью русских князей была защита Отечества.

Юный князь Александр принял от своего отца эту обязанность — защищать и охранять Русскую землю от врагов. Время, в которое он жил, было немирным. Некоторые князья ссорились между собой, воевали друг против друга. Нападали на Русь монголо-татарские воины. Князья же, вместо того чтобы дружно отбить врага, равнодушно наблюдали за несчастьями соседей.

С севера наступали шведские завоеватели. Им нужны были не только богатые русские земли. Они хотели заставить русских людей забыть их православную веру. Тогда юный князь Александр встал на защиту Руси и веры православной. Шведский король прислал князю злое письмо: «Знай, что я возьму в плен твою землю. Если можешь, сопротивляйся». Ни минуты не сомневался молодой князь.

Защита Родины и веры православной — это святая обязанность русских людей, считал он. Перед началом битвы князь пришёл в храм и в словах молитвы обратился к Богу за помощью. А потом он сказал своим воинам, что они должны быть смелыми защитниками Родины, не бояться врагов, так как Бог всегда поддерживает справедливое дело защиты Отечества: «Нас немного, а враг силён.

Но не в силе Бог, а в правде. Если Бог за нас, то кто против нас? Никакие враги не смогут одолеть. Идите с вашим князем!»

И в тяжёлой битве небольшая дружина князя разбила шведов на реке Неве. После этой победы стали называть князя Александра — Невским.

ЗАЩИТНИК РУССКОЙ ЗЕМЛИ СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ

Всякий русский человек любит Родину, защищает её. Святой князь Димитрий Донской был защитником Руси..

Когда хан Мамай двинул свои войска к реке Дон, преподобный Сергий благословил князя Димитрия и предсказал ему победу над врагами: «Князь, твой долг заботиться о Родине. Бог вручил тебе эту землю. Знай, твое войско ждет победа. Но многие из русских людей падут на поле брани».

Перед походом великий князь молился у могил своих предков в соборе Московского Кремля. Прощаясь с народом, он сказал: «Бог — наш заступник!» Настал день великой битвы. По всей Руси народ не выходил из храмов, вознося молитвы о даровании победы.

А на поле Куликовом стояли русские воины, вдохновлённые верой в правоту дела защиты своей Родины. Уже стоя у реки Дон на поле Куликовом, смутился князь видом несметных полчищ татарских и заколебался, надо ли переходить реку. В эту минуту прискакал от преподобного Сергия гонец с наказом немедля сразиться.

«Боже, даруй победу!» — неслись клики. Умилился Димитрий духом, пал на колени и простёр руки к золотому лику Спаса (образу Христа Спасителя), сиявшему на великокняжеском знамени. Помолился последний раз за Россию. И победили русские войска врагов в Куликовской битве. Но и русских защитников погибло немало.

Благоверный — князь, причисленный к лику святых. Крестное знамение – осенение себя или кого-либо крестом. Преподобный – святой из монахов.

Что защищали христианские воины? Всегда ли оставались живыми защитники Отечества? Чем жертвовали защитники Отечества? Какими христианскими качествами обладал святой благоверный князь Александр Невский? В каких поступках они проявились? Какими подвигами прославились преподобный Илья Муромец и святой благоверный князь Димитрий Донской?ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ

1. Подчеркни слова, которые определяют характер защитника Отечества, воина: смелый, трусливый, храбрый, мужественный, предатель, робкий, верный.

2. Объясни, как ты понимаешь слова песнопения, посвящённого святому князю Александру Невскому:Исполненное веры мужество твоё

3. Обсуждаем-размышляем. «Защита Отечества».

Представь себя на месте: */полководца князя Александра Невского; */ воина богатыря Ильи Муромца; */ святого князя Димитрия Донского и объясни, как ты понимаешь слово «ответственность»? За что отвечали святые воины? Какие святые благоверные русские князья были защитниками земли Русской? Христианская культура напоминает об ответственности, любви к своей Родине.

Представь себя на месте князя Александра Невского, богатыя Илья Муромца, князя Димитрия Донского и объясни как ты понимаешь слово ответственность За что отвечали святые воины? Назови, какие добрые дела для людей во славу своего Отечества может совершить человек сегодня? Что он должен защищать? Какие качества души ему для этого необходимы?

4. Запиши в тетрадь и объясни слова святого князя Александра Невского:

«НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ». «ЕСЛИ БОГ ЗА НАС, ТО КТО ПРОТИВ НАС?»

Путешествия по святым местам РоссииАЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРАСвятой благоверный князь Александр Невский покоится в Санкт-Петербурге в лавре, названной Александро-Невской. Этот монастырь расположен на том месте, где святой князь с войском разгромили шведскую армию, вступившую в пределы русской земли.

ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬВеликому князю Димитрию Иоанновичу и его воинам на Куликовом поле сопутствовала икона Божией Матери. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы в сентябре 1380 года русские воины одержали победу. А икона была названа Донской и стала почитаться защитницей Руси.

Каждый раз, когда Москву осаждали вражеские полчища, перед этой иконой молились Божией Матери о даровании победы, и Она неоднократно являла свою чудотворную помощь.

Когда в 16 веке на Москву было нашествие крымского хана Гирея, царь Федор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой Божьей Матери вокруг городских стен, а затем поместить ее посреди русского стана в походной церкви во имя преподобного Сергия Радонежского. Четвертого июня весь день шло сражение. Утром пятого июня хан бежал, бросив весь свой обоз.

В бла¬годарность за услышанную молитву и чудесную помощь царь основал в 1591 году Донской монастырь. На месте стана русского воинства был возведен собор, куда поместили чудотворную икону Божией Матери «Донская». Собор, освященный в честь иконы Божией Матери «Донская», – памятник русскому воинству.

Знаешь ли ты?О ПОДВИГАХ ХРИСТИАНСКИХ СВЯТЫХ РАССКАЗЫВАЕТ МУЗЫКАО подвигах защитников Отечества рассказывают не только жития святых воинов, летописи, былины, поэзия, иконы, но и произведения русской музыкальной культуры. Так знаменитый русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев написал музыкальное произведение — кантату «Александр Невский». В нём средствами музыки и поэзии рассказывается история о сражении русских людей под предводительством великого князя.

Вставайте, люди русские, На смертный бой, последний бой! На Руси родной, на Руси большой Не бывать врагу! Поднимайся, встань,

Мать родная Русь!

Почему люди называли Русь матерью? Что означают слова «смертный бой»?*** Сравнение других уроков из двух учебников см

http://diak-kuraev.livejournal.com/47993.html

Источник: https://diak-kuraev.livejournal.com/49237.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector