Какую еду ели моряки до изобретения консервов

  • Какую еду ели моряки до изобретения консервов
  • Какую еду ели моряки до изобретения консервов
  • Какую еду ели моряки до изобретения консервов

Что едят космонавты

Космическое питание сейчас не то, что «просто космос», но вполне съедобное и разнообразное. Так было не всегда. Сначала вообще решили кормить космонавтов только таблетками, в которых есть все необходимые витамины, микроэлементы и питательные вещества.

Но от такой практичной идеи пришлось отказаться: чтобы человек был не только жив-здоров, но и бодр, его желудок должен функционировать в обычном режиме всегда — принимать пищу, переваривать ее и далее по списку. Потом, выяснилось, без привычных ритуалов приема пищи товарищ космонавт мог бы загрустить, а то и впасть в космическую депрессию — сталкеров еще никто не отменял.

Сушить продукты, оказалось, тоже не вариант, ведь крошки, разлетевшиеся по кораблю, могут вывести его из строя быстрее Дарта Вейдера.

Первые несколько десятилетий освоения космоса люди питались из тюбиков — с собой им выдавались специально разработанные тубы с широким горлышком с гомогенизированными первыми и вторыми блюдами. Сейчас же питание, которое выглядит как зубная паста со вкусом борща и кислых щей — музейные экспонаты. Теперь еду космонавты готовят из высушенного концентрата.

Делают их так: пищу подвергают кулинарной обработке, после этого ее быстро замораживают в жидком газе — обычно в азоте. Затем делят на порции и помещают в вакуумную камеру. Под давлением из замороженной пищи лед сублимируется, то есть переходит в пар, минуя жидкую фазу. Так пища обезвоживается, но ее химический состав остается неизменным, а вес уменьшается на 70%.

Условно говоря, любая котлета становится размером с жвачку. 

В сегодняшний рацион космонавтов входят сборная солянка, грибной суп, тушеные овощи с рисом, салат из зеленой фасоли, греческий салат, консервы из мяса птицы, омлет с куриной печенью, куриное мясо с мускатным орехом и другие продукты.

Космические блюда-долгожители, популярные с шестидесятых годов — украинский борщ, куриное филе, антрекоты и говяжий язык. Причем на космических станциях представители разных стран не сливаются в гастрономическом единстве в зависимости от того, на чьей МКС собираются, а меряются кулинарными достоинствами своих стран.

У каждой нациоанльности свой продпаек: космонавты перед отправкой выбирают любимые блюда. Американцы даже на Млечном пути едят сендвичи, мясо с картофельным пюре, куриные пироги, оладьи и тыквенные пироги, китайцы — утку по-пекински, жареную свинину, дыню и национальные сладости, японцы — суши, суп с лапшой и соевым соусом.

Самые привередливые покорители вселенной, кто бы сомневался — французы: им даже к завтраку на Плутоне подавай сыр с плесенью и трюфели.

На космическом обеде каждый сам себе официант и повар. На агрегате размером со стол каждый в гнездах устанавливает специальные консервные банки (часть продуктов хранятся в них), где они разогреваются.

Едят прямо из банок ложками размером с десертную.

С вакуумированными продуктами поступают так: пакетик присоединяют к другому агрегату, где в него впускают воду — через некоторое время концентрат впитывает в себя воду и его можно будет употреблять.

  • Какую еду ели моряки до изобретения консервов
  • Какую еду ели моряки до изобретения консервов
  • Какую еду ели моряки до изобретения консервов

Что едят на подводной лодке

Меню моряков на подводной лодке всегда было практически мишленовское: у них в камбузах можно встретить консервы со свиными языками в желе, мясом уток и индеек, ветчиной, красной икрой, печенью трески, шпротами, сайрой или горбушей.

Основные обеденные блюда — мясо, рагу, овощи — делаются из продуктов в упаковке из материала ламистер, эта такая алюминиевая лакированная фольга.

Для завтраков и ужинов также есть спецсмеси — сухие яичные «Омлет», для блинчиков на сухом молоке.

Картофель, овощи и фрукты, плодовые и ягодные компоты для подлодок пастеризуют с биологически активным веществом «Супер Низолакт». Он приближает производство консервов к процессам жизнедеятельности, происходящим в природе, и исключает применение вредных химических веществ.

Так заботиться о здоровом питании подводников — насущная необходимость, а не то, чтобы именно флотское начальство отличается особой филантропией. Отсутствие естественного света и свежего воздуха, замкнутое пространство приводит к нарушениям пищеварения — снижается аппетит, а потом и работоспособность.

Ограниченность движения тоже играет свою роль: если не правильно рассчитать калорийность продуктов, личный состав запросто может приблизиться к конституции Шрека.

Всего ассортимент продуктов питания подводников включает около 135 наименований: там и сублимированные абрикосы и клубника, мед и варенье — бывает даже розовое или из грецких орехов.

В автономном плавании каждому полагается 50 грамм красного сухого вина, вроде каберне, потому что оно выводит из организма радионуклиды. Ветераны вспоминают, что сливали свои порции в один стакан и пили из него по кругу, чтобы складывалось ощущение полноценной пьянки.

Пайком, в руки, морякам дают шоколад и воблу. Почему воблу, если под вино? Говорят, что, когда планировали, чем поддерживать силы подводников — пивом или вином, мнения разделились. Остановились все-таки на вине, но воблу из пайка убрать забыли.

Официальная версия же гласит, что моряки любят воблу, особенно при качке, так как она уменьшает неблагоприятное самочувствие при морской болезни.

Отдельного упоминания заслуживает хлеб — он тоже консервированный. Раньше батоны заспиртовывали для длительного хранения. Кок протыкал его в ножом, пропитывал водой и помещал в печь.

Спирт вместе с водой выпаривался, в результате чего получался свежий горячий хлеб.

Сейчас хлеб консервируют теплом — как бы это не звучало, но это более здоровый способ надолго его сохранить, чем спиртовая стерилизация.

Есть, наконец, у подводного питания еще два выдающихся момента. Во-первых, именно по еде моряки определяют, утро сейчас, день или вечер. Во-вторых, в сутки по очереди работают три смены, так что кокам нужно без конца накрывать и убирать со столов — как если бы они обслуживали бесконечное безумное чаепитие Алисы из Страны чудес.

  • Какую еду ели моряки до изобретения консервов
  • Какую еду ели моряки до изобретения консервов
  • Какую еду ели моряки до изобретения консервов

Что едят полярники

У полярников все попроще, чем у космонавтов и подводников. Продукты им доставляют на самолете: в Антарктику, например, каждую неделю из Кейптауна. Заявки составляют сами работники станции — всего на выбор около двухсот названий, включая свежие овощи и фрукты.

Готовят во льдах также привычным способом — на электрической или газовой плите, в зависимости от того, где находится станция. Есть микроволновки, кастрюли, ножи: на завтрак делают каши, яйца или блинчики, на обед — суп, второе и компот, суп и второе – на ужин.

По праздникам – салаты, торты и другие изыски, включая, например, рулет из семги с жульеном внутри. Именно таким блюдами баловал повар съемочную группу фильма «Как я провел этим летом».

Продукты иногда хранят в натуральных «холодильниках» (на станции Мирный, например, есть склад в толще ледника), но не все — йогурты, молоко, масло хранят только в «домашних» холодильниках: в природных они могут совсем замерзнуть и испортиться. Воду делают из льда и снега: его топят и получают дистиллированную воду. В нее добавляют витамины — если пить такую воду без них, то у человека может не проходить жажда.

Такие условия для кулинарии во льдах были не всегда. Для экспедиции папанинцев в 1937-1938 годах Институт инженеров общественного питания разработал специальные концентраты — в каком-то трудно вообразимом изобилии.

На завтрак полярники ели шоколад, омлеты, грудинку, рисовые котлеты, сливочное масло, плавленый сыр, паюсную икру. На полдник полагался чай с конфетами, кофе, сало, омлет с копченой грудинкой, рисовая каша с фруктами, сыр, масло и сухари.

Обед и ужин состояли из различных вариаций куриных котлет, пюре, грудинки, компотов, киселей и пудингов.

А вот первым полярникам не так повезло. В 1974 года на Таймырском полуострове нашли 48 банок законсервированных щей, датированных 1900 годом — их оставила там экспедиция Эдуарда Толля. Отведать щей тогда ему не пришлось: пытаясь найти Землю Санникова, в 1902 году полярник погиб.

Кстати, в 2004 году консервы попробовали приготовить, соблюдая инструкцию на банке: «Разбавляется водой количеством 2/3 той жестянки, в которой находится консерв, нагревается до кипения и кипятится не более 10 минут. Фабрика пищевых консервов Ф.Азибер в С.-Петербурге».

Вот это мы понимаем, суточные щи — настаивались больше века.

Историки любят говорить, что англичанин Роберт Скотт, самая трагическая жертва случайных совпадений всех времен и народов, погиб с сотоварищами в Арктике от неправильного питания.

Напомним, что капитан Скотт положил жизнь на то, чтобы первым в истории человечества достичь Южного полюса, и, когда туда дошел, обнаружил, что его чуть ли не на неделю опередила другая экспедиция — норвежца Руаля Амундсена.

На обратном пути англичане погибли, и многие обвиняют Скотта в том, что тот неправильно рассчитал количество затрачиваемых калорий своей группы и те погибли от голода. Ну и от того, что после истощения всех запасов те поддерживали себя кокаином — но кем вообще нужно быть, чтобы в этой ситуации их в этом винить. 

Источник: http://www.sobaka.ru/bars/trends/38859

Как моряки питались до изобретения консерв

В средние века считалось, что желудки людей благородных устроены как-то иначе, не как у бедных. И если брюхо простолюдина способно переваривать всякую малопригодную для питания дрянь, то человеку голубых кровей для укрощения аппетита требуется что-то нежное, особым образом приготовленное.

Так что солдатская кухня и офицерский рацион могли серьезно различаться. Даже когда с харчами становилось совсем худо.

Какую еду ели моряки до изобретения консервов

Реконструкция корабля «Мэри Роуз», спущенного на воду в 1511 и потопленного в 1545 году

Армия и флот первое время могли довольствоваться примерно одинаковой кормежкой. Но то до тех пор, пока радикально не увеличились размеры переходов. Скажем, в прежней прибрежной манере плавания, когда берег старались не упускать из вида, вопрос об отдельном флотском снабжении не стоял.

Но как только начались те же крестовые походы, участники столкнулись с особым недугом, до того неизвестном широко – цингой (или острым недостатком витамина С).

Вообще морская служба как таковая – это вахта. Сколько-то на работе, сколько-то – на берегу, то есть дома. И чем дальше отходишь от берега, тем больше требуется запасов разместить на корабле. Что оказалось серьезной проблемой, поскольку до начала XIX столетия способов длительного сохранения продуктов существовало всего два – соление и вяление.

Немного копчение. Но надолго копченых продуктов все равно не хватало – влажность. Так что экипажам, не получавшим полноценного рациона с точки зрения физиолога, приходилось туго. Доходило до того, что на корабли набирали экипажи с запасом процентов в 50.

Чего не всегда хватало. К примеру, в экспедиции Васко де Гама погибла треть участников. Причиной – та же цинга. Хотя в источниках лирично указывалось: «от лишений».

Питание всех моряков мира той поры примерно одинаково. На первое время набирали всякой живности вроде кур, баранов и коров. Но ведь и их как-то надо кормить. Поэтому долго живность не берегли – только на первое время. Дальше, при первой возможности, завидев берега, старались разжиться чем-то посвежее.

Годилось все. Кстати, именно моряки оказались причиной резкого снижения популяции или полного исчезновения некоторых видов.

Птицу дронта и морскую корову попросту сожрали подчистую. Галапагосская черепаха вообще оказалась находкой величайшей – она долго живет без всякого ухода в темноте трюма, так что черепах признали живыми консервами. Поэтому есть повод считать черепаховый суп разновидностью ухи.

Какую еду ели моряки до изобретения консервов

Камбуз на корабле конца XVII века

На купцах, не сильно обремененных уставом и приказом выше стоящего начальства, в среднем морячки питались чуть лучше. На военных кораблях приходилось туго. Свинину солили настолько, что она походила на толстый брикет старой кожи, покрытый слоем соли.

Читайте также:  Палеологи: русские цари стали потомками византийских императоров

И ее приходилось долго вымачивать. Но как это сделать, когда и запас пресной воды ограничен? Так что в основном еда на кораблях получалась невкусной и пересоленной.

Отдельно стоит упомянуть хлеб. Булок и сдобы точно никто не получал. Был специальный рецепт вроде финского ржаного, годный для производства сухарей. Их-то и набирали на борт под завязку. Но и там вскоре начинались проблемы.

Какую еду ели моряки до изобретения консервов

Рацион британского моряка XVI века. Посуда изготовлена по образцам, поднятым со дна морского вместе с «Мэри Роуз». Из еды тут: чернослив, каша, сушеные яблоки, квашеные грибы и что-то вроде галет-пирогов Как и всю провизию, хлеб хранили в бочках.

Но и это не спасало – вскоре в сухарях заводились жуки. В предельно больших количествах. Так что тут у моряков оказался выбор – есть так, увеличивая белковый рацион, или предварительно выколачивать сухари, перед тем как укусить. Увы. Помогало слабо.

Иногда сухари смачивали и запекали повторно. Что не избавляло хлеб от жуков, просто на какое-то время жизнь в нем замирала. Вот только сделать это получалось снова только на берегу – хоть корабли и строились из дерева, дефицит дров в походах ощущался.

Как ни крути, питались однообразно. И чтобы хоть как-то скрасить быт морских волков, им выдавался ром. Как только тот стал недорог и распространен. До того – виски. Считалось, что алкоголь спасает от цинги. На деле он просто притуплял чувство страха.

Какую еду ели моряки до изобретения консервов

Измученные цингой моряки…

Долгое время считали, что эта напасть заразная. Мол, морской воздух способен и не на такое. Позднее заметили, что при заходах в тропики и пополнении фруктовых запасов (особенно цитрусовых – они дольше хранились), болячка отступала. Голландцы, например, наладили для нужд флота массовые централизованные поставки апельсинов и лимонов.

По их примеру Петр Великий тоже массу денег тратил на привоз такой экзотики. Но он-то не имел амстердамских связей с тропиками. И куда проще ему было бы на манер немцев обойтись квашеной капустой или клюквой – как французы. Но он вот использовал нидерландский шаблон и кормил моряков цитрусовыми.

Интересно, что часто моряки отказывались принимать столь эффективные противоцинготные средства. Мол, не по чину суровым парням питаться всякой травой. И в одном из походов Куку даже как-то пришлось издать указ, что капусту получают только офицеры и отличившиеся матросы – для поднятия престижа дополнительного пайка. Сработало. К капустному поощрению стали стремиться.

Какую еду ели моряки до изобретения консервов

Между прочим, у англичан, как у путной колониальной державы, в почете были все же лимоны. Точнее, его разновидность – лайм.

И когда в начале XVIII века адмирал Эдвард Вернон, прозванный подчиненными Старым Грогом за привычку разгуливать по палубе в особом плаще, обеспокоился пьянством подчиненных и повелел выдаваемый ром разбавлять водой, тростниковым сахаром и соком лимона (немного пряностей).

Морякам это сначала не понравилось – порция в пересчете на чистый спирт сократилась втрое. А соседи и вовсе принялись подтрунивать над подобным ограничениями, им не известными до поры. Так появилось презрительное прозвище английских военных моряков – лаймиз, лимонники.

Но смех смехом, а этот напиток оказался неплохим витаминным коктейлем. И вскоре грог (так уж назвали рецепт потребители – в память об адмирале, не особо и успешном непосредственно в военных действиях) стал входить в рацион многих военных флотов мира.

Какую еду ели моряки до изобретения консервов

Ловля рыбы с бортового орудия

Но основное питание военных моряков все равно оставалось скудным до XIX века. Именно тогда французский кондитер Николя Франсуа Аппер изобрел консервы – в ту пору в особых бутылках из темного стекла с широким горлом (в похожих по форме в советские времена разливали молоко и кефир).

Наполеон дал изобретателю огромную премию, а американцы приспособили (в 1820) под консервы жестяные банки. Англичане же переняли методику примерно в 1815. Сначала в стекле, а потом в луженой жести – по американскому примеру. Новинка очень пришлась к месту во флоте.

Пользователей не огорчало даже то, что консервный нож изобрели много позднее – лет через пятнадцать после начала выпуска жестяных банок с мясной начинкой.

И то, что на переработку пускали не самое качественное и свежее мясо – из-за специфического душка консервированного мяса, поставлявшегося во флот Ее Величества Королевы, новый припас прозвали «вонючим французом». Вышла своеобразная месть за лаймиз.

Повторная пищевая революция во флоте случится чуть позднее – с детальной проработкой технологии заморозки. Но ее расцвет придется уже на ХХ век.

Какую еду ели моряки до изобретения консервов

Источник

Источник: https://motor2.info/post/3055

Грог, сухарь и жареная крыса: быт моряков парусного флота

С древнейших времен профессия моряка считалась суровой и опасной. Знаете ли вы рецепт грога или что такое «собачье печенье»?  Зачем солили лимоны, и кто ел «мёртвого француза»?

Экипажи уходящих в дальнее плавание кораблей и в наши дни подвергаются опасностям, тяготам и лишениям. А уж в прежние времена любой дальний выход из порта мог оказаться для корабля и его команды последним.

Нередко случалось, что корабль прибывал в пункт назначения с наполовину, а иногда и того больше поредевшей командой. Быт моряков был весьма спартанским и лишенным излишеств.

Сегодня мы расскажем вам о том, чем питались и как жили моряки до изобретения консервов, витаминов и железных кораблей.

Морские волки древности

Со времен Античности в мировой истории известны случаи крупных морских сражений или дальних морских переходов. Однако мало кто знает, что древние моряки чаще всего пользовались каботажным способом мореходства, то есть ходили вдоль берегов.

На ночь древние мореходы обычно швартовались к берегу, спускались с судна, готовили себе горячую пищу и спокойно спали. А значит, их перемещения были ограничены берегами и удобными бухтами.

Даже пересечение Средиземного моря – внутреннего моря известнейших древних цивилизаций — не представлялось столь сложным, если это делать по кратчайшему маршруту и при условии хорошей погоды.

Такой стиль мореплавания позволял охотиться на берегу, рыбачить, собирать свежие фрукты и другие дары природы. Поэтому весьма парадоксально, но рацион и быт моряков в древнейшие и античные времена был значительно более приемлемым, нежели позже.

Какую еду ели моряки до изобретения консервов

  • Камбуз на паруснике
  • Источник: weblancer.net

С падением Римской империи наступили тёмные времена Средневековья. Но несмотря на общепринятую характеристику о падении общей культуры из-за варварских завоеваний или переселений народов, мореплавание активно развивается.

Моря покоряют отважные мореплаватели – викинги. Они ходят значительно дальше, чем их древние коллеги. Драккары с головами змей и драконов появляются у берегов Англии, а затем и по всему Средиземноморью.

Для таких походов требовалась не только большая храбрость и смекалка, но и неплохой рацион: шутка ли провести в открытом море несколько месяцев на деревянном корабле. Помимо рыбацкой добычи в широкий обиход входят различные вяленые виды мяса, сушеные или до поры до времени свежие овощи.

Основой рациона стал сушеный хлеб, постепенно принимая форму сухарей. А вода, которая зачастую портилась и тухла в ненадежных деревянных бочках, была заменена дешевым элем или более дорогим мёдом. Алкоголь значительно дольше хранился в бочках и реже портился.

Интересно, что суровые скандинавские мореплаватели брали с собой в поход живую пищу: коз, овец, птицу – постепенно, по мере похода, она употреблялась в пищу. Готовили прямо на палубах.

Немногим отличался быт и рацион на более поздних кораблях: торговых коггах Ганзейского союза и новгородских купеческих ладьях и кочах на Балтике. Средиземноморские корабли рыцарей-иоаннитов, флоты итальянских морских городов-государств и бывший в ту пору могущественным турецкий флот жили приблизительно так же, с поправкой на местные и национальные продукты.

Новые горизонты и новые проблемы

Обычно, когда в школах рассказывают об эпохе Великих географических открытий, учителя умалчивают, с какими трудностями сталкивался экипаж корабля в далёком или даже кругосветном походе.

Какую еду ели моряки до изобретения консервов

  1. Камбуз на паруснике
  2. Источник: weblancer.net

Зачастую шторм, мёртвый штиль и другие опасности разбушевавшейся стихии меркли перед банальными бытовыми проблемами, с которыми сталкивались моряки. Например, в знаменитый поход Васко да Гамы в Индию отправилось 170 человек, вернулось же всего 55. Причем большая часть погибла от болезней, голода и лишений быта.

  • Пример ежедневного рациона матроса на кораблях Васко да Гамы:
  • — 680 граммов сухарей;
  • — 453 грамма солонины;
  • — 1 литр воды,
  • — 40 граммов уксуса,
  • — 20 граммов масла оливкового,
  • — лук, чеснок, сушеные и свежие овощи.

Экспедиция Колумба, кругосветное плавание Магеллана — все они имели схожие проблемы. По-прежнему основной головной болью капитана, баталера (ответственного за раздачу воды и алкоголя) и кока было питание экипажей.

Что ели и пили?

С начала Великих географических открытий вопрос питания на флоте встал очень остро. Многочисленные практики – адмиралы, капитаны и даже матросы стали придумывать всевозможные варианты облегчить себе плавание. К ним присоединились и ученые: лучшие умы работали над вопросами консервации пищи и воды. Рассмотрим эти попытки подробнее.

Какую еду ели моряки до изобретения консервов

  1. Моряки ужинают
  2. Источник: pinterest.ru

Хлеб и вода – основа питания, как и тысячи лет назад. И если хлеб худо-бедно можно было превратить в сухари, то с водой вопрос стоял наиболее остро.

Даже в обожженных бочках из благородных пород дерева вода за месяц-другой плавания превращалась в зловонную жижу, а сама бочка — в рассадник грибка и бактерий. Ещё древние римляне стали пробовать добавлять в бочки с водой уксус.

Были попытки добавить лимонный сок или даже разнообразные химические элементы, но всё это продлевало срок хранения воды в деревянных бочках максимум на 2-3 недели. Только к середине XIX века с приходом на флоты мира железных оцинкованных баков для воды ситуация начала выправляться.

До этого же экипаж довольствовался дождевой водой или античными способами – подвешиванием овечьих шкур к борту, а затем их отжимом, чтобы получить несколько литров живительной влаги.

Если вы думаете, что с хлебом ситуация была лучше, то представьте себе твердые, как камень, круглые сухари, гордо именуемые морскими галетами. Их и здоровыми зубами не разгрызть, чего уж говорить о цинготном и ослабшем матросе.

Поэтому сухари толкли в ступах, разбавляли водой и добавляли туда специи, соль, бобы или чечевицу, сало или сахар, всё это именовалось «собачье пирожное» и представляло собой ужасную на вкус пасту. Часто даже в сухарях заводились личинки долгоносиков, поэтому их грызли в темноте, чтобы не видеть мерзких гусениц.

Ситуация с хлебом тоже начала выправляться лишь к появлению железных кораблей, оснащенных хлебопекарнями.

Какую еду ели моряки до изобретения консервов

  • Внутри парусного корабля
  • Источник: pinterest.ru

Отдельно следует упомянуть солонину. Ужасное мясо, которое солилось в бочках: плотно утрамбованное в них, оно настаивалось иногда в течение года-двух. Твердая черная солонина служила коку основным ингредиентом в том вареве, которое называли обедом. Мелко нарубленная солонина сдабривалась специями, возможно, наловленной рыбой.

Эта масса разваривалась в тухлой воде с добавлением рома. На английском флоте это называлось «мертвый француз». Схожие эпитеты для солонины придумывали и на других флотах из-за того, что даже хорошо сделанная солонина через несколько месяцев тухла и воняла хуже разлагающегося покойника. Поэтому её нередко просто вышвыривали за борт.

Деликатесы моряка

Понятие деликатесы, как вы догадываетесь, в морском быту носит название весьма приблизительное. В первую очередь это был сыр. Со временем его научились делать похожим на современный пармезан, и он не тух, ужасно воняя. Поэтому сыр стали закупать на флотах уже в конце XVIII века.

Читайте также:  Что означают утки в мезенской росписи

Какую еду ели моряки до изобретения консервов

  1. Реконструкция бытовых условий на паруснике
  2. Источник: http://sundukpirata.com

Грог. Грог – мечта любого моряка с середины XVIII века. Придуманный английским адмиралом Эдвардом Верноном, он стал верным спутником экипажей кораблей более чем на сто лет вперед.

Делали его просто: чистый ром разбавляли кипятком, для большего опьянения добавляли сахар и лимон, специи по вкусу. Новый напиток так полюбился морякам всех флотов мира, что быстро стал частью морского быта.

А имя новый напиток получил по названию ткани «грогрен», из которой была сделана тёплая накидка старого адмирала.

Похлёбки. Всё, что можно назвать супом, было на всех флотах мира.

В огромном котле делали русские морские щи, похлёбку английского морского флота или даже старонорвежский Лабскаус, который по легенде варили ещё викинги.

Готовилось всё примерно одинаково: в разваренную в котле солонину добавляли рыбу, горох, чечевицу или бобы, смотря что было, специи — тоже если были. И вуаля – морская похлёбка готова, главное – это зажать нос перед едой.

Крысы. Не удивляйтесь, но корабельные крысы были отличным способом отведать свежего мяса. Причем некоторые моряки, отличавшиеся особой искусностью в их поимке, даже продавали их прямо на палубе. К концу похода цена на крысу могла быть весьма высока. Орды крыс, расплодившихся на вонючем камбузе вокруг котла и в трюме, нередко спасали экипаж своим мясом.

Какую еду ели моряки до изобретения консервов

  • Реконструкция бытовых условий на паруснике
  • Источник: pinterest.ru

Потаж. Это слово заставляло содрогнуться любого моряка. На фоне потажа мятеж на броненосце «Потемкин» из-за некачественного мяса кажется детской прихотью.

Потаж – это когда заканчивались почти все запасы, и всё что есть, от червивого мяса, солонины, галет с личинками до крыс и иногда кожаных изделий шло в котел.

Эту ужасную жижу потом разливали в котлы, из которых питались матросы (да, индивидуальная посуда была редкостью, кроме ложки).

Засоленные лимоны. А этот вид пищи стал настоящим спасением для моряков. В середине XVIII века английский флотский врач Джеймс Линд придумал солить лимоны и раздавать экипажу как защиту от цинги. Смертность на флоте стала снижаться именно в те годы.

Как же они выживали?

Удивительно осознавать то, как в таких ужасных условиях корабли преодолевали тысячи миль. Поистине, матросом или офицером флота мог стать только очень неприхотливый и сильный человек. Любая царапина грозила гангреной, моряков постоянно преследовала цинга, а о смерти от вражеской пули или ядра и говорить не приходится.

Какую еду ели моряки до изобретения консервов

  1. Реконструкция бытовых условий на паруснике
  2. Источник: pinterest.ru

Тем не менее именно эти храбрые люди в течение трех веков избороздили все океаны мира и проложили дорогу будущим поколениям. Конечно, быт и еда матроса совершенствовались.

Прорывным стал XIX век, который во многом сильно облегчил быт экипажа.

Введение консервов, готовка на корабле не из вонючего котла, а на централизованном камбузе, баки для воды, индивидуальная посуда, витамины и многое другое сделали возможным большой качественный скачок в повседневной жизни флота.

  • Кстати, на наших, русских кораблях, матросы жили и питались несколько лучше, чем их иностранные коллеги. Вот что составляло месячный рацион русского матроса в конце XVIII века:
  • — 5,5 кг мяса говяжьего в виде солонины или свежего;
  • — 18 кг сухарей;
  • — 4 кг гороха;
  • — 2,5 кг гречки;
  • — 4 кг овса;
  • — 2,5 кг масла;
  • — более 0,5 кг соли;
  • — 200 г уксуса;
  • — 3,4 л водки (28 чарок).
  • Обложка: weblancer.net

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/grogh-sukhar-i-zharienaia-krysa-byt-moriakov-parusnogho-flota

Кто изобрел консервы?

Консервирование продуктов изобрел французский шеф-повар Николя Аппер в 1795 году. Аппер вырос в провинции Шампань, поэтому он использовал то, что он знал лучше всего, — бутылку шампанского.

Аппер поступил очень просто — заполнил одни бутылки мясом и бульоном, другие — вареньем. Затем бутылки герметично закрыл пробками и варил в течение нескольких часов. Единственной проблемой было то, что сцепление пробок со стеклом бутылок плохо противостояло давлению.

Даже через восемь месяцев вкус консервов оставался превосходным. Воодушевленный успехом Николя Аппер построил первый в мире консервный завод в Масси, Франция.

Он не мог объяснить, почему еда оставалась свежей, но его блестящая идея принесла ему 12000 франков — приз, который Наполеон предлагал в 1795 году за способ сохранения продуктов. Кроме того, он был удостоен звания «Благодетель человечества» и получил золотую медаль за свои технологии.

Изобретение было немедленно реализовано в вечно воюющей армии Наполеона. В меню французских солдат в XIX веке вошли говяжий бульон, овощной суп, щи с говядиной, фасолью и грибами, а на десерт — клубничное пюре.

В Великобритании торговец Питер Дюранд развил процесс на один шаг дальше. 25 августа 1810 года он запатентовал использование банок из луженой жести вместо бутылок, а уже к 1820 году он поставлял консервы для Королевского флота в весьма больших количествах. Позже его стали звать «британским благодетелем человечества».

Сохранение пищи стало популярным хобби в 1900-х годах, в частности, изготовление варенья.

Улучшением вида банки мы обязаны американцам. Начиная с 1819 года США выпускали консервированные омары, тунец и начали сохранять овощи. Дела пошли настолько хорошо, что производство консервов стало выгодным — появились заводы по производству консервных банок.

Во второй половине XIX века консервы вошли в привычный обиход. Они пополнили запасы продовольствия в городах. Консервы оказались незаменимыми для длительных поездок, особенно морских.

  • В конце XIX века сотни заводов Франции выпускали консервированные сардины, зеленый горошек, помидоры.
  • В Америке преобладала консервированная кукуруза и морепродукты — лосось, омары, креветки.
  • Австралия была крупным поставщиком мясных консервов.
  • Рост популярности консервов способствовал постоянному совершенствованию технологии их производства и улучшению внешнего вида банок.

В 1890 году в США изобрели автоматическое производство оловянных контейнеров с двойным боковым швом, производство достигло 40−50 упаковок в минуту. Через сто лет появились машины, изготавливающие 1000 банок в минуту.

Основным заказчиком производства консервов, как всегда, были военные. Для солдат и офицеров производили несколько видов консервов: жареную говядину или тушеную баранину, крупы, мясо с горохом, гороховый суп, зеленый суп с мясом. Срок хранения мясных консервов составлял 5 лет.

Конечно, в XX веке банки изменились. Олово начало конкурировать с алюминием.

Относительно недавно — 50 лет назад — были разработаны автоматы для герметического закупоривания банок после заполнения.

В XIX и в начале XX века достижения в области изготовления контейнеров привели к созданию большинства используемых сегодня стандартных контейнеров из металла и бумаги. Развитие механических процессов печати, фотогравюры и процессов цветной печати дали возможность украшать контейнеры.

Тем не менее, еще долго после изобретения консервов не было никаких консервных ножей, и этикетки на продуктах гласили: «Обрубить верхнюю часть рядом с внешним краем зубилом и молотком». Консервные ножи изобрели в Америке через 48 лет после изобретения банок.

К 200-летию изобретения консервирования в Японии стали воспроизводить рецепты, сохранившиеся со времен Наполеона. Японские специалисты сделали пять видов консервов, следуя точно рецептам Аппера. Ограниченное количество этих продуктов выпустили в продажу.

В наше время консервы никого не удивляют. В любом крупном магазине их сотни, если не тысячи видов. Но подумайте — сколько же изобретательской мысли было затрачено на их придумывание!

Какую еду ели моряки до изобретения консервов

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/meal/articles/49262/

Завтрак пирата

Они ели солонину и галеты, пили кровь белых медведей, питались огромными зелеными черепахами, а единственным удовольствием была порция алкоголя.

Что ели на кораблях? Отличался ли рацион моряка от рациона пирата? Как готовили пищу? Как ее хранили? Такое множество вопросов о, казалось бы, таком обыденном предмете, как еда.

Тот, кто решил связать свою судьбу с морем, должен был быть крайне непритязателен к быту, причем это касалось любого судна: на военном основное место отводилось вооружению и различной оснастке для ведения морских сражений, а на торговом корабле — товару.

О простом моряке вспоминали в самую последнюю очередь, ему оставались лишь крохи и щели, что не были заняты чем-либо иным. Конечно, на разных судах в разных странах в разное время были различные порядки, но все-же нечто общее было. Обычно питались моряки два раза в сутки в пересменке между вахтами.

Трехразовое питание практиковалось, как правило, на крупных боевых кораблях регулярных флотов. Рацион был крайне однообразным и скудным, обычно это была солонина, горох, бобы и галеты, реже — рыба и прочие морские обитатели (например, морские черепахи), которых удавалось поймать.

При длительных плаваниях, особенно трансатлантических, горох и бобы быстро портились и тогда рацион сокращали до одноразового, и состоял он из солонины и галет, часто плесневелых и червивых.

Эксквемелин сообщает, что моряки и пираты, плававшие в водах Вест-Индии, порой брали на свой корабль одного-двух индейцев — отменных рыболовов. Даже один такой индеец был способен худо-бедно снабжать всю команду рыбой и черепахами.

Чтобы внести хоть какое-то разнообразие в пищу, матросы иногда растирали галеты в крошки, смешивали их с салом и сахаром и слегка разбавляли все это морской водой (реже — пресной). Получалось сладко-соленое кушанье, которое матросы сушили на солнце в виде лепешек или колбасок и называли «собачьим печеньем», потому что внешне оно напоминало собачий кал.

Галеты делали из пресного теста совершенно без соли, чтобы хоть немного компенсировать большое ее количество в солонине. Солонина пробуждала сильную жажду, а питьевая вода на корабле была на вес золота. Жажда постепенно усиливалась, ведь чем дольше шло плавание, тем меньше разнообразной пищи оставалось и приходилось есть больше солонины.

Вода тоже кончалась и приходилось резко ограничивать ее выдачу, ведь если без пищи человек мог существовать относительно долгое время, то без воды он обойтись не мог. Жажда изматывала экипаж и физически, и морально, иногда подвигая людей к необдуманным поступкам, это вело к общему падению дисциплины и даже к бунтам.

Пресная вода, которую держали в бочках, уже через несколько недель после отплытия становилась затхлой, а потом и вовсе протухала, становясь коричневой и густой; по словам современника адмирала Нельсона, она приобретала «цвет грушевого дерева с множеством червей и долгоносиков».

Но деваться было некуда и ее приходилось пить даже такую, изводясь животами и рискуя заболеть дизентерией или тифом.

Современные галеты делаются из пшеничной муки, но не стоит считать, что таковыми они были всегда. Давайте вспомним о периодических голодоморах в средневековой Европе, которые были связаны с малым ледниковым периодом.

Пшеница теплолюбива и очень восприимчива к колебаниям погоды, до нее ли было? В своем «Объяснительном морском словаре», изданным в Санкт-Петербурге в 1874 году, известный русский капитан дальнего плавания В. Бахтин пишет, что «галета — сухарь из ржаной или пшеничной муки, употреблявшийся на кораблях военного парусного флота при отсутствии хлеба».

А ведь это уже вторая половина XIX века, а еще раньше в Европе на пшеницу никто и не полагался. Основной пищей в море был черный ржаной хлеб в виде галет и сухарей. Как и на суше, хлеб был едой практически повсеместной.

Кстати, о хлебе. Прослеживается довольно четкая закономерность: чем меньше в Европе поедали мяса, тем больше «налегали» на хлеб и сухари. К началу XVI века хлеб начал постепенно заменять мясо. Сначала процесс шел очень медленно, но потом набрал обороты. Например, в Германии с XIV по XVIII век потребление мяса уменьшилось в семь раз.

Согласно вычислениям немецкого экономиста Абеля, средняя кривая потребления мяса начала просто обрушиваться с 1550-х годов. Во Франции было еще хуже. Профессор Мадлен Феррьер писала, что «ситуация с пищей у французов, да и европейцев вообще, начала ухудшаться с середины шестнадцатого столетия.

Мясники, столь многочисленные на юго-западе в позднем средневековье, стали играть минимальную роль в городской жизни. В городе Монпеза-де-Кэрси было восемнадцать мясников в 1550 году, десять в 1556, шесть в 1641, два в 1660 и один в 1763». В связи с сокращением потребления мяса люди стали потреблять больше хлеба.

Читайте также:  Братание александра невского с сыном батыя: пошло ли это на пользу русским

А французы, согласно Феррьер, стали «самыми большими едоками хлеба во всем мире». Поэтому, с учетом тут же последовавших из-за большого потребления хлеба эпидемий «огня Святого Антония», все стало совсем плохо.

Читатель спросит: что это еще за огни такие? Сегодня эту болезнь называют «эрготизм», а раньше — «огненная чума» или «огни Святого Антония». Она сопровождалась галлюцинациями и судорогами, в конечном счете дело оканчивалось смертью. Вызывала эту болезнь спорынья — род грибов, паразитирующий на некоторых злаках, в том числе, на ржи и пшенице.

К сожалению, микробиологии тогда не существовало, и о том, как бороться со спорыньей наши предки представляли себе весьма смутно. Самым действенным средством было веяние при котором отделялось зерно от шелухи, на которой и плодилась спорынья. Но веяние все-равно не давало стопроцентного результата. Профессор и академик РАН Л.

Милов в одном из своих трудов писал, что «зерно ржи невозможно одним веянием отделить от спорыньи. Мука со спорыньей бывает синеватая, темная, дурно пахнет. Тесто из нее также расплывается, а хлеб разваливается». А ведь ржаная мука на кораблях была та же самая, что и на берегу.

И травились токсинами спорыньи матросы точно также, как и их сухопутные соотечественники. Отсюда и болезни, и видения всевозможных «морских дьяволов», «морских змеев» и прочих чудовищ.

Возможно, что под галлюциногенным действием спорыньи матросов посещали такие видения, что они в ужасе прыгали за борт и часть легенд о «Летучем Голландце» объясняется именно этим. Во всяком случае, среди версий о гибели «Марии Селесты» в 1872 году, отравление спорыньей всплывало неоднократно.

Смертность среди моряков в средние века (впрочем, как и в новое время тоже) была большой.

Вспомним, что из 265 спутников Магеллана вернулось домой только 65 человек, и дело здесь не в стычках с туземцами, а в том, что это было «очень трудное плавание, когда люди питались сухарной пылью, смешанной с червями, пили гнилую воду, ели воловьи кожи, древесные опилки и корабельных крыс».

Или, скажем, экспедиция Васко да Гама 1495—1498 гг. также еле смогла закончить свое историческое плавание к берегам Индии, потеряв около сотни человек команды из 168. Интересный момент: матросы погибли на пути в Индию в 1495 году, на обратном же пути умер всего один матрос. Почему?

Возможно, дело в провианте: туда плыли с европейской, а обратно — уже с индийской провизией.

Причиной смертности экипажа была цинга, или «морской скорбут»: у заболевших распухали и кровоточили десны, расшатывались и выпадали зубы, опухали и болели суставы, тело покрывалось темными пятнами.

Некто Карл Фридрих Беренс, будучи в должности командира отряда морской пехоты сопровождал в 1721 году голландца Роггевена в его плавании в Южное море в своих воспоминаниях «Испытанный южанин» так описывает цингу:

«Эту жалкую жизнь не описать пером. На кораблях воняло больными и мертвецами. Заболеть можно было уже от одного запаха. Больные жалобно стонали и кричали. Безучастным к этому не остался бы даже камень.

Одни настолько отощали и сморщились от цинги, что являли собой зримый облик смерти. Эти люди умирали, угасая тихо, как свечки. Другие, наоборот, были распухшими и отекшими. Эти перед смертью начинали буйствовать.

Кое у кого был кровавый понос… Много было и страдающих от психических расстройств. Здесь не помогли бы никакие лекарства, кроме свежей пищи, как мясной, так и растительной — зелени, фруктов, брюквы и других овощей… Цинга была у каждого из нас.

Мои зубы почти полностью оголились от десен, а сами десны распухли в палец толщиной. На руках и на теле появились желваки величиной больше лесного ореха».

Впрочем, для европейцев цинга была не в диковинку и знакомы с ней были отнюдь не только моряки. До XX века никто не знал, что такое «авитаминоз» и нехватка витамина «С» (от чего цинга и возникает). Средство от цинги было нащупано опытным путем: как только корабль приставал к земле, где было вдоволь свежих овощей и плодов, на которые с жадностью набрасывались матросы, так цинга и отступала.

Современные авторы пишут, что, дескать, моряки стали запасать в плавание фрукты и соки. Например, именно так описывается путешествие известного мореплавателя Джеймса Кука (1728-1779), который якобы «брал с собой в путешествия запасы морковного и лимонного соков».

У меня, однако, есть большие сомнения на сей счет: как ему удавалось уберечь их от скисания в век полного отсутствия консервaнтов и совершенного неведения относительно причин процессов гниения? Напомню, что впервые об этом догадался лишь в 1795 году француз Николя Франсуа Аппер, первым разработавший принцип консервирования еды для наполеоновской армии. Аппер в своих изысканиях опирался на полемику двух ученых: ирландца Нидгэма, утверждавшего, что микробы возникают из неживого вещества, и итальянца Спалланцани, утверждавшего, что у каждого микроба есть свой прародитель. Ни ирландцу, ни итальянцу не удалось на практике решить то, на что Апперу понадобилось почти 10 лет опытов, чтобы, наконец, облагодетельствовать человечество таким фундаментальным открытием, как консервирование.

Кроме сомнительных «соков», Кук брал с собой десятки бочек квашенной капусты, записав в дневнике, что «кислая капуста изгоняет болезни из тела. Это средство, спасающее жизнь моим морякам».

Но кислая капуста отнюдь не была панацеей! При ежедневном употреблении она быстро надоедала команде и «вызывала у моряков не меньшее отвращение, чем солонина».

Кроме того, от ежедневного потребления в больших количествах она «расслабляла животы» и команда изводилась поносами, что никоем образом не улучшало санитарного состояния судна и его экипажа.

Примечательно, что, согласно записям Руаля Амундсена, во время своего плавания на шхуне «Йоа» (1903 г.), они спасались от цинги тем, что пили свежую кровь белых медведей и моржей. Думаю, что сей «рецепт» был известен норвежцам — потомкам древних викингов — задолго до Амундсена.

Норвежцам также следует отдать пальму первенства в изобретении такого чисто матросского блюда как «лабскаус», что по-норвежски означает «легко проглатываемое».

Ведь как правило от цинги страдали почти весь экипаж, и коку надо было приготовить такую пищу, которую можно было есть даже с расшатанными зубами и распухшими деснами.

«Лабскаус» представлял собой мелко нарубленую вареную солонину, смешанную с перемолотой сельдью и истолченую затем в жидкую кашу.

Главным вопросом, над которым ломали себе голову наши предки была проблема как сохранить пищу в длительном походе. Мы уже знаем, что основным рационом в длительных вояжах вдали от берегов были солонина и галеты. То есть то, что можно было относительно долго хранить.

Галеты, кстати — это на самом деле те же сухари, твердые как камень. Просто так разгрызть их было невозможно, поэтому их размачивали в воде, вине или в роме. Впрочем, иногда в обеденном рационе моряков появлялись настоящие деликатесы.

Так, парусники, шедшие через Индийский океан, старались посетить воды Сейшельских островов, где в изобилии водились огромные зеленые черепахи. Эти гигантские рептилии весом до 200 кг были невероятно живучи и могли неделями обходиться без воды и пищи.

Их загружали в трюм сотнями в качестве «живых консервов», что позволяло команде подолгу лакомиться нежным черепашьим мясом.

На кораблях, ходивших в Вест-Индию, получил распространение заимствованный в XVI веке у индейцев «пеммикан» — затвердевшая паста из высушенного на солнце и истолченного в порошок бизоньего или оленьего мяса, ягод, кленовой патоки или жира. Европейские моряки упростили технологию приготовления «пеммикана» и просто мешали говядину с жиром.

Как это ни странно, но в Европе долгое время не знали о том, что пищу можно долго хранить в замороженном виде. Одним из первых об этом догадался английский философ и лорд-канцлер Англии Френсис Бэкон (1561-1626). Ставя свои опыты и изучая действие холода как средства для консервирования мяса (Бэкон набивал снегом куриные тушки) он простудился, получил воспаление легких и умер.

Консервы в том виде, в котором мы привыкли их видеть (в жестяных консервных банках) появились впервые во Франции сравнительно недавно — в XIX веке — благодаря уже упомянутому Апперу.

Англия быстро оценила это изобретение, купила у французов патент и с 1826 года стала снабжать свою армию и флот «консервами Аппера».

Правда, консервного ножа еще придумано не было (его придумают спустя почти 30 лет), и первое время солдаты вскрывали консервные банки с помощью молотка и долота, поскольку стенки банок были очень толстыми и обычный нож их не брал. Первыми консервы получили экипажи кораблей британского флота.

Правда, и тут сначала не обошлось без неприятностей. Недобросовестные подрядчики при приготовлении консервов нередко пускали в ход несвежее мясо, вонявшее как труп, поэтому мясным консервам англичане, всегда испытывавшие особую любовь к французам (тем более после войны с Наполеоном), дали красноречивое прозвище «дохлый француз».

Единственным удовольствием в рационе моряка была ежедневная порция алкоголя, без нее выжить в тяжелейших условиях длительного морского плавания было невозможно. Вино входило в корабельное меню с античных времен, его получали даже рабы на триерах и либурнах.

Колумб, снаряжая свои каравеллы в великую экспедицию, экономил на всем, кроме вина,— дубовые бочки с ним заполнили самые большие трюмы. Кстати, винную бочку емкостью 1000 литров в средневековье именовали «тонна», отсюда и пошло название меры грузоподъемности судна и единица массы.

В XVI веке изобрели ром, который как нельзя лучше подходил для дальних плаваний из-за своей дешевизны и содержания в нем некоторого количества витамина «С», что помогало справиться с цингой.

Но все же печальная матросская легенда гласит, что «море стало соленым от слез, пролитых людьми за земную жизнь».

Использовать морскую воду для питья невозможно, но она же, употребляемая в малых количествах, оказалась живительна и целебна.

Старые морские волки знали это и в долгом плавании порой разбавляли свое питье на одну треть морской водой. Так поступал и Тур Хейердал во время своего путешествия на «Кон-Тики» по Тихому океану.

  Источники:

  1. К. А. Иванов «Многоликое средневековье», Алетейя, 1996;
  2. Жак ле Гофф. «Цивилизация средневекового Запада». «Прогресс», 1992.
  3. Филиппов Б., Ястребицкая А. «Европейский мир Х-ХV вв.», М., 1995.
  4. Хёйзинг Й. «Осень Средневековья» том 1, «Прогресс», 1995.
  5. Ю. Т. Дьяков, д. д. н. «Грибы и их значение в жизни природы и человека». Соросовский образовательный журнал, № 3 1997
  6. Т.Хейердал. «Путешествие на «Кон-Тики», М., 1957
  7. Mary Kilbourne Matossian. «POISONS OF THE PAST: Molds, Epidemics and History». Yale University Press, 1989.
  8. Madeleine Ferrieres, «Sacred Cow, Mad Cow: A History of Food Fears», Columbia University Press, 2005
  9. Piero Camporesi. «BREAD OF DREAMS: Food and Fantasy in Early Modern Europe». University of Chicago Press, 1989.
  10. Melitta Weiss Adamson. «Food in Medieval Times». Greenwood Publishing Group, 2004.

Валерий Потапов privateers.ru

Источник: https://mensby.com/life/history/625-341

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector