Какую роль старообрядцы сыграли в революции 1917 года

?

Специальный Алексей Алексеевич (spetsialny) wrote, 2017-03-21 22:20:00 Специальный Алексей Алексеевич spetsialny 2017-03-21 22:20:00 Оригинал взят у logik_logik в М.А. Дзюбенко о 1917 и старообрядцахМ.А. Дзюбенко о 1917 и старообрядцах15 марта 1917 года (по новому стилю) произошло одно из ключевых событий Февральской революции 1917 года и истории России XX века в целом: русский Император и верховный главнокомандующий Николай II вынужден был подписать отречение от престола. Свой комментарий на это событие дал старообрядческий историк и филолог Михаил Александрович Дзюбенко.Какую роль старообрядцы сыграли в революции 1917 годаИсторик старообрядчества и филолог Мордехай Александрович Дзюбенко

Часто можно услышать, что старообрядцы поддерживали революционеров материально, «спонсировали революцию». А как в старообрядческих кругах отнеслись к событиям 1917 г.?

Начнем с того, что я не уполномочен говорить от имени старообрядцев. Что же касается утверждения «Часто можно услышать, что старообрядцы спонсировали революцию», то каждое из этих слов нуждается в расшифровке. Имеются в виду старообрядцы как Церковь?

Нет, как люди.

А люди отвечают за свои поступки сами. Скажем, человек пошел и украл. Разве об этом можно сказать: «старообрядцы украли»? Теперь о том, что «часто можно услышать». Идея о том, что революцию в значительной степени сделали старообрядцы, появилась совсем недавно, в 1990-х гг.

, когда страну покинула большая часть тех, кого псевдопатриотические круги до этого традиционно считали виновными в революции, то есть евреи. Потребовалось найти новых виновных.

А поскольку ни русский народ в основной своей массе, ни господствующая церковь виновными в революционных событиях признавать себя не хотят, то появилась идея назначить виновными староверов. Эту идею в нескольких статьях обозначил экономист О. Л. Шахназаров. А затем ее стал развивать некто А. В.

Пыжиков, историк, бывший чиновник и несостоявшийся депутат, судя по сочинениям — поклонник Андропова. За последние три года он выпустил уже вторую книгу о старообрядцах. Это как раз его идея, что старообрядцы не просто спонсировали революцию, а сформировали костяк новой власти.

Какую роль старообрядцы сыграли в революции 1917 годаИзвестные начетчики начала XX века: М. И. Бриллиантов, Н. Д. Зенин, П. Г. Брехов, Ф. Е. Мельников, С. Д. Шиглов. «Старообрядческая мысль», 1914 г.Если внимательно прочитать его книги, то видно, что они не имеют ничего общего с научной литературой. Там не определен предмет исследования, не обозначена методология, содержится огромное количество фактических ошибок и умолчаний. Перед нами псевдонаучный манипулятивный монтаж в востребованном ныне стиле. Относиться к этим работам и содержащимся в них заявлениям серьезно не стоит.Какую роль старообрядцы сыграли в революции 1917 годаПавел Павлович Рябушинский (1871–1924)

Например, говорится о «революции». Но какая из них имеется в виду? В начале XX века у нас было три революции, и все разные. К февралю 1917 года старообрядцы относились положительно, потому что думали, что из этого что-то получится.

Потом, уже в августе, на Государственном совещании в Большом театре Павел Павлович Рябушинский заявил, что все разваливается и надо с этим что-то делать. В ноябре, когда были выборы в Учредительное собрание, у старообрядцев был свой отдельный избирательный список, который в отдельных губерниях получил какие-то ничтожные проценты.

И в целом, конечно, старообрядцы были настроены отрицательно по отношению к тем, кто захватил власть в октябре.

Правда, есть один сложный момент: когда говорят «старообрядцы», не различают поповцев и беспоповцев.

В беспоповцах было много людей достатка ниже среднего (мало кто знает, например, что бурлаки тоже были староверами — не все, но в значительной степени). Этим людям терять было нечего.

А традиционные старообрядцы-поповцы были люди зажиточные, на которых держалась чуть ли не половина хозяйства страны. И они к 1918 г. потеряли все. Им не нужна была революция, им нужна была эволюция.

Распространенное представление о том, что старообрядцы только старого держались и ничего нового не делали, — это тоже неправда. Возьмем Первую мировую войну, которая, на мой взгляд, ничего хорошего России не принесла. Но кто у нас налаживал производство вооружений? — Военно-промышленный комитет.

А кто его возглавлял? — Павел Павлович Рябушинский, виднейший деятель старообрядчества, строитель храмов, меценат. Таким образом, кто начал в ХХ веке создавать современный российский ВПК? — Старообрядцы. Кто начал строить завод АМО, который потом стал ЗИЛом? — Тоже старообрядцы.

Там и танки планировали собирать.

Какую роль старообрядцы сыграли в революции 1917 годаВладимир Павлович Рябушинский (1873–1955)

Есть двухтомный сборник статей по военным и общественным вопросам 1910 года, который называется «Великая Россия», его редактировали братья Рябушинские — Павел Павлович и Владимир Павлович (кстати, в эмиграции он основал знаменитое общество «Икона»).

Это ответ Столыпину [1]. Так вот, в предисловии Владимир Павлович пишет, что для того, чтобы создавать великую Россию, не нужно оглядываться на XVII век.

Да, мы знаем, что на деньги Саввы Морозова революционерами в 1905 году покупалось оружие, но он не спонсировал этих покупок. Это произошло потому, что он дал вексель людям, которым доверял. А потом представитель этих людей, Красин, его убил.

Я уж не говорю о том, что Савва Морозов был очень светским человеком. Дело в том, что монолитность старообрядчества к тому времени была нарушена.

Тут надо понимать, что в какие-то моменты оно было чисто религиозным движением, в какие-то — больше культурным и хозяйственным. И в том, что происходило в те годы, в значительной степени решения каждый принимал сам.

Еще иногда говорят, что якобы беспоповцы построили советскую власть. Это совершенно бездоказательное утверждение. Старообрядцы — кулаки.

Крупская даже говорила: «Борьба со старообрядчеством есть борьба с кулачеством».

Да, действительно, сначала старообрядцы думали, что им дадут жить, как они хотят [2]. Хотя надо сказать, что уже в 1918 г. в одном из последних номеров журнала «Голос Церкви» было напечатано воззвание архиепископа Московского Мелетия (Картушина) к борьбе с безбожниками.

Несколько епископов и видных деятелей старообрядческой церкви вынуждены были бежать уже тогда.

Однако планомерные закрытия старообрядческих храмов начались с конца 1920-х годов, и это связано с Декларацией митрополита Сергия (Страгородского), который был непримиримым противником старообрядчества. В 1927 г.

состоялся последний ежегодный собор Старообрядческой Церкви, который разрешила провести власть. Из 27 епископов, служивших в этом году, к 1941 г. оставалось всего двое (из них один на свободе), то есть меньше 10 процентов [3]. Остальные или погибли, или бежали.

Какую роль старообрядцы сыграли в революции 1917 года«Переезд выселенной семьи», 1918 г. Художник-очевидец И.А. ВладимировПеред революцией только в Москве старообрядцами было построено около 20 храмов. Но когда я пришел в Церковь, в Москве был только один поповский храм на Рогожском кладбище и один беспоповский — на Преображенском. Все остальное или снесли, или отдали под общежития, или продали, поскольку формально они не считались памятниками, хотя там есть изумительные постройки эпохи модерна. И так было по всей стране. Кроме того, до революции значительная часть старообрядческих богослужений совершалась в домашних молельнях. Купеческие молельни были открыты для всех. Но когда не стало купцов, не стало и этих молелен…

Хотел бы также напомнить, что весь комплекс антирелигиозных мер советской власти был заимствован ею у Синода, занимавшегося как раз борьбой с «раскольниками». Об этом мне уже приходилось подробно говорить и писать.

В совокупности по всей стране до революции примерно 10–15% русского населения были старообрядцами, у них было около 1000 храмов. Старообрядчество было очень влиятельной конфессией, оно имело огромное количество школ, печатных изданий.

Сейчас нас в 10 раз меньше — примерно 1,5% населения. И это невосстановимо.

Если вернуться к моему вопросу об отношении к событиям 1917 года: известно, что некоторые священнослужители Русской Православной Церкви восприняли происходившие события как суд Божий, как кару в том числе за их грехи, за то, что они делали или, наоборот, не успели сделать. Было ли такое сознание среди старообрядческого духовенства?

Да, сохранились письма некоторых старообрядческих священников о том, что не следовало поддерживать отречение царя от престола. Однако надо четко понимать: старообрядчество лишь в последние десять лет существования Российской империи было ограниченно допущено к общественной жизни и, в отдельных случаях, к государственной жизни.

Повлиять на общий ход событий оно, может быть, и хотело, но не могло, поскольку весь уклад российского государства противоречил ценностям древлеправославия. Так что, безусловно, главную ответственность за произошедшее в 1917 г. несут те, у кого были власть и численное преимущество, и переложить эту ответственность на других не получится.

Какую роль старообрядцы сыграли в революции 1917 года«Сжигание орлов и царских портретов», 1917 г. Художник-очевидец И.А. Владимиров

[1]. Имеются в виду слова Столыпина, сказанные им в 1907 г. во время выступления во II (отличавшейся крайним либерализмом) Государственной думе: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения — нам нужна великая Россия». Впоследствии последняя фраза была высечена на памятнике, стоявшем на могиле Столыпина в Киево-Печерской лавре и снесенном 16 (29) марта 1917 г., через две недели после Февральской революции.

[2]. На рубеже веков русское старообрядчество переживало возрождение. Указ о веротерпимости 17 апреля 1905 г. и последовавшее за ним распечатывание алтарей позволили ему выйти на поверхность социальной и политической жизни России.

Этот выход подготовлен был также внутренними процессами, происходившими в старообрядчестве в течение ХIХ в.

: укреплением позиций в деревне благодаря высокой трудовой морали и социальной сплоченности, что привело к процветанию старообрядческого крестьянства, и накоплением капитала, помещением его в быстрорастущие предприятия (заводы, фабрики, железные дороги и проч.), создавшим мощную экономическую базу старообрядчества. До 1917 г.

старообрядцы издавали самую разнообразную литературу по вопросам церкви и культуры, несколько периодических изданий, среди них — журнал «Церковь», газеты «Голос старообрядца», «Народная газета».

В то же время Указ не давал старообрядцам даже тех прав, которыми уже пользовались в России еще до этого акта инославные и даже иноверные (магометанское, иудейское и языческое) исповедания. А в декабре 1907 г. последовало синодальное определение «О законопроектах, касающихся осуществления свободы совести».

Вот выдержки из него: «Старообрядцы и другие исповедания не пользуются никакими правами распространять свое вероучение; губернаторы и полиция пресекают все подобные деяния: подвергают аресту и суду старообрядческих и иных проповедников, содействуют господствующему духовенству в миссионерском деле… Постройка старообрядческих храмов и молитвенных домов, совершение крестных ходов и т. п. разрешается с дозволения епархиального начальства господствующей церкви».

[3]. В 1938 г. единственным старообрядческим архиереем, оставшимся на свободе, был престарелый епископ Калужско-Смоленский Сава (Симеон Ананьев), хиротонисанный в 1922 г. Ожидая каждый день ареста и казни, в 1939 г.

владыка Сава единолично рукоположил епископа Паисия (Петрова) своим преемником на Калужско-Смоленскую епархию. К счастью, ареста не последовало, и в 1941 г.

владыка Сава по ходатайству рогожских старообрядцев возвел вернувшегося из заключения епископа Иринарха Самарского (Парфенова) в достоинство архиепископа.

Источник: gazetakifa.ruБеседовала Анастасия Наконечная

М.А. Дзюбенко: «Повлиять на общий ход событий 1917 года старообрядчество, может быть, и хотело, но не могло»

Источник: https://spetsialny.livejournal.com/1708195.html

Неправильные выводы о том, что делали староверы в 1917

В книге «Грани русского раскола» и других работах историк, главный научный сотрудник РАНХиГС А.В. Пыжиков утверждает, что старообрядцы были едва ли не главными организаторами революций 1917 года. Опровержение этого мифа  еще предстоит сделать как старообрядческим авторам, так и принципиальным светским ученым.

Читайте также:  Крейсер «варяг»: а был ли подвиг

Какую роль старообрядцы сыграли в революции 1917 года

Сегодня по поводу этой книги высказывается благочинный РПсЦ Пермского края протоиерей Валерий Шабашов.

***

Наш сегодняшний год по-своему интересен тем, что широко вспоминаются события, связанные со 100-летним юбилеем революции 1917 года. Об этом и раньше говорили, но в этом году говорят много и разноголосица разная. И вот я чувствую ответственность, что должен тоже высказать по этому поводу свое личное мнение.

Мое мнение базируется на мнении старцев, которые давно уже ушли из жизни, но они были участниками тех событий. Им не приходилось ничего выдумывать, они говорили сами о себе, о событиях, в которых участвовали сами.

И вот в качестве темы разговора мне хотелось бы выбрать творчество Александра Пыжикова.

Какую роль старообрядцы сыграли в революции 1917 года

Есть некий человек — Александр Пыжиков, который является профессором МГУ и приводит зачастую правильные исторические данные, делая при этом неправильные выводы. А выводы получились страшные. Вот что он пишет в начале своей книги «Грани русского раскола»:

Целые губернии были охвачены раскольничьей фрондой. Существовали бесчисленные села, контролировавшиеся представителями старообрядческого движения, где в домах были двойные стены и крыши, чтобы прятать беглых раскольников. В руках весьма успешных купцов-старообрядцев концентрировались огромные финансовые и промышленные ресурсы. По сути, была выстроена вторая, параллельная Россия.

Далее Пыжиков цитирует Аксакова и делает вывод о том, что болезнь раскола заразила российское общество и вылилась «в виде двух русских революций, для которых староверы подготовили щедрую почву».

Какую роль старообрядцы сыграли в революции 1917 года

То есть перевернул все с ног на голову. Не Никон и его последователи получается виноваты, не Романовы виноваты, а сами староверы. Видимо по Пыжикову, наши предки виноваты в том, что не смирились, не пресмыкались, не соединялись с никонианами.

Он, конечно, правильно говорит, что вариация «помещичья Россия» вообще не участвовала в процессе индустриализации, что дворянам в дореволюционной России это было чуждо, что они были увлечены совсем другими идеями, другим смыслом жизни. Но, на мой взгляд, события 1917 года — это подведения итогов трехсотлетнего господства Романовых в России.

Но прежде нужно сказать, что родоначальником этих Романовых был некий выходец из Гольштинии Федор Кобыла, у него родилось несколько сыновей, из них Петр Кошка был отцом будущего патриарха Филарета.

Нужно вспомнить, что патриарха Филарета Романова в митрополиты поставил Лжедмитрий I, а в патриархи — Лжедмитрий II (при живом патриархе).

А вступление его на царство Романовых чем было ознаменовано? Казнью 3-х летнего сына Марины Мнишек! Так вот, там никак не могли найти палача, который бы согласился казнить этого малыша.

Понимаете, в чем дело-то — тогда же все были христиане! Православные! А для православного христианина казнь безвинного младенца — это преступление! Это однозначно, по-другому никак не назовешь. Вот такое начало и привело к концу династии в XVII году. Пролились реки крови.

Но извините, ведь эту ситуацию из поколения в поколение создавали сами Романовы. Кто превратил Церковь в ведомство православного исповедания под началом обер-прокурора? — Романовы. Кто превратил священников в чиновников этого казенного заведения? — Романовы. Кто заставил этих священников разглашать тайну исповеди? — Романовы.

Кто ввел на Руси театры, балеты, оперу, и кто были первыми посетителями? — Снова и опять Романовы. Если учесть то, что Романовы вообще не имеют в себе ничего русского, то и говорить не о чем станет.

Романовы — это лютеране, которые приходили в православие, но при этом оставались чужды православию.

Мать Николая II кто? — Датская принцесса Дагмара, то есть если даже считать Александра III чистокровным русским, то уже Николай II наполовину русский, наполовину датчанин. А кто была жена у Николая II? Выходка из Гольштинии.

А вообще, что такое Гольштиния? — Это провинция Дании, отбитая у Дании пруссами. Поэтому получается, что мама Николая II — датчанка, а его жена вроде бы немка, но с датской кровью.

Если копнуть поглубже, супруга императора Александра II Мария Александровна — урожденная принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская и Прирейнская, дочь герцога Людвига II Гессенского.

Еще глубже, супруга российского императора Николая I — Александра Федоровна принцесса Фридерика Луиза Мария Шарлотта Вильгельмовна Прусская. Еще далее, супруга императора Александра I Елизавета Алексеевна — урожденная Августа Баденская. Дочь маркграфа Баден-Дурлахского Карла Людвига Баденского и Амалии, урожденной принцессы Гессен-Дармиштадской. Ну и так далее и тому подобное.

И вот учитывая то, что изначально Романовы были из Гольштинии и на протяжении веков тянулись к Европе, роднились с европейскими дворами, становится понятна их политика. Поэтому путь нашей родины долго определяли выходцы с Украины. Потом им на смену пришли немцы, голландцы, французы и прочие.

Для большинства из них судьба России, ее интересы мало что значили. Поэтому не русскому народу надо стоять на коленях, просить прощения у Романовых, а Романовым надо стоять на коленях и просить прощения у русского народа, за все то, что они сделали. Допустим, многие стараются говорить, что у нас не было религиозных войн и прочего.

Ну а извините, восстание Степана Разина? Это уже религиозная война. В рядах войск Разина были и старообрядцы. Бывает, у человека убивают родственников, и он в состоянии аффекта может взяться за оружие и совершить справедливое, как ему кажется, возмездие.

Так вот в то время отношение к вере было совсем не такое как сейчас у нас, когда все твердят: «Бог-то ведь один!». Тогда за веру готовы были идти на смерть еще в большей степени, чем за родственников. А в них пытались убить веру. И у них после раскола состояние аффекта длилось годами, десятилетиями. Не все имели силы терпеть и прощать.

И здесь Пыжиков в принципе говорит то же самое, что я сейчас говорю, немножко другими словами, но в принципе одно и то же.

Допустим восстание Кондратия Булавина, потомки-то тех восставших еще живы. Это сейчас «липоване», донские казаки в Румынии, Молдавии и Болгарии, они сохранились.

Мы видим восстание Емельяна Пугачева, человек несколько лет жил на Иргизе, в скитах, при этом нам говорят, что он не был старовером, а как это не старовера приняли в скиты? Нам могут сейчас говорить все что угодно, но факты вещь упрямая! Но Пыжиков говорит правду с неправильными выводами.

У него выходит, все староверы поголовно сидели и только о том мечтали, как бы свергнуть ненавистную никонианскую власть, как остальную Россию на колени поставить. Копили силы, плели сети заговора т. д. и т. п.

Но давайте посмотрим, почему же тогда казаки атамана Платова (а они все поголовно были староверами и сам Платов тоже) не перешли на сторону Наполеона? Почему терские и гребенские казаки не соединились с черкесами против царского режима? То есть они были адекватные люди, они понимали, что никонианство, Романы — это одно, а родная Отчизна — это совсем другое. Поэтому они шли и умирали за Родину. Об этом Пыжиков забывает сказать. И вот будто бы староверы приготовили почву для революции, свергли царя и прочее. Но ведь в реальности, когда развивались эти события революционные, подавляющее большинство старообрядцев были ни на стороне белых, ни на стороне красных. Да, были, конечно, исключения. Мы можем привести пример: будущий архиепископ Флавиан (Слесарев) в 1918 г. был председателем революционного совета крестьянских, казачьих, рабочих депутатов. Разгар гражданской войны и старообрядческий священник возглавил советы — абсурд! Это просто констатация фактов, что и такие были. И в то же время мы можем сказать про о. Иоанна Кудрина, который в армии Колчака был старшим священником среди воинов старообрядцев. Но это были единичные случаи. А в большинстве своем староверы были далеки от политики и всяких лозунгов, но, когда их допекали они могли организоваться и встать на защиту своих интересов, хотя, конечно в тех условиях эти выступления вели к верной смерти.

Мы можем вспомнить в этой связи восстание старообрядцев в городе Семенове, что в Нижегородском Заволжье в 1918 году. Мы можем вспомнить восстание Антонова.

Об этом никто не говорит, но если посмотреть документальное видео, снятое в то время, то мы видим, что с этими повстанцами находится старообрядческий инок, в старообрядческом облачении. Мы можем вспомнить восстание в Боготоле Красноярского края, и не когда-нибудь, а в 1936 году, когда уже давно советская власть правит страной.

Или допустим отделение Тувы от советской России. Почему до 1944 года Тува была отдельным государством? Да потому что старообрядцы, жившие в Уренхайском крае, поддержали независимость Тувы, и армия Щетинкина, бывшего штабс-капитана, ничего не могла сделать и с позором оттуда бежала.

И сколько таких примеров… Допустим, попытка создать Тобольскую автономную республику, кто сейчас об этом говорит? Не хотят знать, не хотят… Все эти события говорят о том, что староверы не принимали Советскую власть, противились ей. А Пыжиков сейчас говорит, что:

адаптированный в соответствии с новым подходом марксизм вполне соответствовал менталитету «мужицкой» страны» и что: «в изменившихся государственных условиях низам, ставших верхами, не нужно было долго размышлять о том, как поступать с чуждыми русской душе проповедниками никонианства.

Будто бы Сталин гнобил священство РПЦ в угоду староверам. Но это же неправда. А как же наше старообрядческое духовенство? Их что ли никто не трогал? Еще в большей степени пострадали, чем РПЦ. Да и безпоповские наставники, нельзя сказать, что были в безопасности.

А кто Пыжикову на это укажет? Я вот пытаюсь не то что указать, а удержать и поправить, чтобы он там не свои доводы приводил, а чтоб все-таки интересовался у старообрядцев — как они к этому относятся? Он же сталкивает нас лбами с никонианами.

Я лично далек от того чтобы мы с никонианами соединились в одно целое, но я категорически против вести какую-либо политическую борьбу с никонианством. Да, оно состоялось, это никонианство, оно есть. Мы знаем, что современный Московский Патриархат — это то, что получилось вследствие духовной украино-польской интервенции, прокатолической интервенции.

Но сегодня, сейчас говорить о том, что можно круто изменить расстановку духовных сил в России — в высшей степени неразумно.

И если кто-то говорит: «давайте поднимем десятки миллионов старообрядцев…» — извините, у нас воцерковленных старообрядцев на территории Российской Федерации от силы может быть полмиллиона человек! Ну, может еще четыре миллиона человек не совсем забыли, что они старообрядцы. А остальные? Остальные — это те, за которых мы будем помнить, что они потомки старообрядцев. Но даже если бы у нас были силы, если бы мы действительно могли сказать, что нас много, начинать с ними бодаться, при такой ситуации, что вокруг нас происходит, — это, я бы сказал, преступление.

Поэтому я хочу сказать Пыжикову: дорогой, уважаемый, ты говоришь во многом правильно, но ты многого не знаешь, и ты еще не понял до конца многого.

Мы никогда не будем настраивать своих людей на какие-либо разрушительные действия. Ни в коем случае! Господи спаси, помилуй нас! Враги России будут радоваться.

Читайте также:  Что делал александр суворов до того, как стал знаменитым полководцем

А мусульмане? А другие прочие-разные? Вот о чем я хотел сказать Пыжикову. Дорогой мой, остановись, охладись…

——————————-

Протоиерей Валерий Шабашов (благочинный РПсЦ Пермского края)«Старовер Верхокамья», №1 (50), июнь 2017 г.

Источник: https://ruvera.ru/articles/nepravilnye_vyvody

Революция и старообрядцы

В минувшем 2017 г. мы, граждане России, вспоминали трагические события, произошедшие в нашем Отечестве столетие назад. Социальные потрясения той эпохи значительно затронули старообрядческую часть русского народа, насчитывавшую, по официальным данным (заниженным), примерно 2 миллиона человек в Российской империи.

О том, какое отношение имелось у старообрядцев к государственным и политическим событиям 1917 года, и пойдет речь в нашей статье.

Стоит отметить, что в качестве источников были использованы материалы из старообрядческих церковно-общественных журналов 1917–1918 годов, ведь периодическая печать освещает события всегда «по горячим следам».

Какую роль старообрядцы сыграли в революции 1917 годаСеров В.А. «Штурм Зимнего дворца»

Вследствие Февральской революции 1917 года в социально-экономической и политической деятельности старообрядцев произошло оживление, и ускорился процесс создания их межконфессиональных организаций. В старообрядческих кругах нашли активный отклик революционные идеи демократизации государства, разделения церкви и государства.

Политическое пространство трансформировалось, поэтому старообрядцы были вынуждены искать свое место в нем и предпринимать попытки вписаться в новую жизнь государства.

Не виданная до того свобода слова и печати, полученная после революции, была активно использована старообрядцами для демонстрации своих идей и политических взглядов, а также для высказывания критических замечаний по поводу того, что они считали противоречащим интересам государства либо старообрядчества.

Анализ периодической печати позволяет сделать вывод о том, что старообрядцы преимущественно приветствовали упразднение монархии и положительно восприняли переход власти к Временному правительству, описав это событие такими словами: «неизбежное, давно жданное свершилось» [1, 179].

В адрес прежней власти звучало большое количество критики, поскольку «пал тот строй, что 263 года «мечом да кнутом» приводил к «уразумению» веры христианской». Одновременно всех российских граждан призывали «забыть вековые розни и рука об руку идти бодро вперед для создания новой жизни, новых устоев… К свободному союзу народа, государства и церкви» [2, 184].

В марте 1917 года в журнале «Слово Церкви» был опубликован манифест, посвященный «отречению государя от престола», а также «правительственное сообщение о государственном перевороте». В каждом из последующих номеров содержатся публикации о политике.

Более того, под статьи этой тематики отводится отдельная рубрика «Политическая жизнь», в которой освещаются актуальные вопросы политической жизни, деятельность, осуществляемая старообрядцами, а также содержится информация о важных правительственных решениях и толкование политических вопросов.

Практически сразу после отречения от престола Николая II, а именно через три дня после этого события, 5 марта 1917 года, состоялось «политическое собрание московских старообрядцев». Мероприятие проходило в помещении Московского политехнического музея, и среди выступавших на нем были преимущественно представители белокриницкого согласия, в частности, Н.Н.

Пушков, М.И. Бриллиантов, А.В. Зайцев, С.Г. Фомичев и Ф.Е. Мельников. Собравшиеся поприветствовали созданное правительство, а также инициировали образование «комитета старообрядцев, который бы руководил политической жизнью старообрядцев всей России наподобие Совета рабочих депутатов» [3, 197].

Еще одно примечательное событие состоялось 8 марта, когда было организовано собрание столичных старообрядцев. На нем обсуждался, в частности, вопрос о том, какая форма правления является наиболее подходящей, и в качестве таковой было выбрано вечевое правление, подобное действовавшему в древнем Новгороде.

При этом участники собрания рассматривали в качестве возможного вечевого князя Михаила Александровича, великого князя.

Очередное собрание старообрядцев Москвы состоялось 14 марта. На проведенном в этот день организационном совещании присутствовали представители белокриницкого, беспоповского и беглопоповского согласий, которые обсуждали, «за какой образ правления стоят старообрядцы: за монархический или республиканский».

Присутствовавшие отдали свои голоса преимущественно за «парламентарную монархию», однако «постановлено это считать не окончательным и ни для кого не обязательным». На упомянутом собрании был также сформирован Исполнительный комитет с целью подготовки политической программы, организации собраний и разного рода выступлений.

В состав новообразованного органа вошли страрообрядцы каждого из трех согласий. Совещание завершилось тем, что его участники «отметили печальный факт вмешательства Совета рабочих депутатов в распоряжения Временного правительства, чем создается опасное двоевластие» [5, 244].

На 26 марта пришлось проведение общего собрания членов Братства Святого Креста, которые отказались от рассмотрения годового отчета в пользу вопросов политического характера. Присутствовавшие на собрании пришли к выводу, что «в России должно быть парламентское управление во главе с князем, пожизненно избираемым народом».

Кроме того, было принято решение «совершить крестный ход со всех московских храмов на Красную площадь и произнести там ряд речей на темы, выдвинутые переживаемым временем», то есть фактически было продемонстрировано намерение организовать митинг в традициях старообрядчества.

Массовое собрание старообрядцев столицы было проведено и 23 марта на территории биржи. Его участниками были представители беглопоповского, белокриницкого, беспоповского согласий, федосеевцы, поморцы и другие старообрядцы. В роли председателя выступил П.П. Рябушинский, заместителем которого был беспоповец В.И. Большаков

Источник: http://rpsc.ru/publications/history/raspopin_revolyutsiya/

Михаил Руднев: Какую роль сыграли старообрядцы в Русской революции

Как утверждают поклонники теории заговора революции в России проходили на деньги зарубежных правительств, старавшихся расчленить нашу страну на ряд небольших политически зависимых государств. Возможно это и так, но наравне с ними одними из крупнейших инвесторов революционного движения в России начала XX века были старообрядцы.

Старообрядцы против мирового капитала

В предреволюционное время Российская империя развивалась настолько бурно, что ее экономике и промышленности искренне завидовали крупнейшие державы Европы. При этом в стране сложилась парадоксальная ситуация.

Крупнейшими финансистами и промышленниками являлись две группы граждан: патриотично настроенные старообрядцы – миллионеры и акционеры крупнейших международных компаний. В то же время старообрядцы в юридическом отношении являлись, чуть ли не низшим классом общества Российском Империи из-за своих религиозных взглядов.

Порой миллионер, владелец заводов или купец первой гильдии из старообрядцев имел меньше гражданских прав, чем последний рабочий с его же фабрики. Не удивительно, что такое положение дел не нравилось старообрядцам. Но изменить ситуацию можно было лишь, сменив правящую династию Романовых.

Задача по изгнанию иностранных промышленников и финансистов в то время, как и сегодня, буквально грабящих страну решалась теми же методами. Причем деньги на революцию у старообрядцев были.

На их долю, согласно официальной статистике, приходилось до 60% всех частных капиталов Российской Империи! Оставшиеся деньги были в основном сосредоточены у прожигавших жизнь, а вместе с ней и страну помещиков и дворян. Старообрядцы же являлись истинными патриотами своей страны.

Подготовка революционных кадров

Впрочем, одних денег для проведения удачной революции оказалось недостаточно. Необходим был опыт и подготовленные кадры. Революционные настроения у населения ковали поклонники трудов Маркса-Энгельса на деньги старообрядцев-миллионеров. Последние справедливо считали, что «горлопаны» вполне способны скинуть царя, но управлять странной с хозяйственной точки зрения они не смогут.

Хорошо известно, что в 1897 году старообрядцы основали в Замоскворечье «Пречистенские курсы». На них «сознательным» рабочим совершенно бесплатно преподавали марксизм. Скоро помещения стало не хватать и старообрядцы Морозовы выделили 85 тысяч рублей на постройку новой просторной трехэтажной школы.

При этом землю под марксистскую школу выделил руководитель городской думы старообрядец Гучков.

Культура труда

Примечательно, что все ужасы об эксплуатации рабочих хозяевами фабрик и заводов в дореволюционной России относятся к иностранным промышленникам. Для них рабочие нашей страны не отличались, от негров Америки. Другое дело старообрядцы.

К 1905 году на их предприятиях рабочий день составлял не более 9 часов (сегодня нормой считается 8 часовой рабочий день), существовали общежития, медицинская помощь оказывалась абсолютно бесплатно. На мануфактуре старообрядца А.Я. Балина и вовсе выдавались беспроцентные долгосрочные займы для постройки каменных домов всем сотрудникам предприятия.

Работала современная прекрасно оснащенная больница с родильным отделением. Существовал даже санаторий для рабочих и дом престарелых. Все это для рабочих мануфактуры было абсолютно бесплатно. Пенсия по старости составляла 25-50% от заработной платы. Что и говорить, при развитом социализме условия труда в СССР были хуже.

Про западные страны и говорить не приходится. Фактически перейди страна в те годы в руки старообрядцев ее развитие оставило бы далеко позади остальные державы мира.

Революция 1905 года: проба пера

Совершенно логично, что рабочие фабрик и заводов, которыми владели старообрядцы, во всем поддерживали своих работодателей. В революционных планах тоже. Сегодня об этом практически не говорят, но революционные волнения в Москве в 1905 году были четко распределены по районам, где находились заводы старообрядцев.

Работа на них не останавливалась, а делегатам на баррикады исправно выплачивалась зарплата. Волнения в районе Сокольнического и Рогожско-Симоновского района курировались Преображенской и Рогожской старообрядческими общинами.

Самые многочисленные силы на борьбу с действующим режимом выделила фабрика старообрядца Мамонтова и мебельная фабрика старообрядца Шмита. Натиск правительственных войск на Бутырском валу сдерживали члены Рахмановской старообрядческой общины.

Из исторических документов известно, что зарплата революционеров-слесарей колебалась от 80 до 150 рублей (достаточно крупные по тем временам деньги).

При этом тех, кто пытался негодовать против подобного положения дел, мгновенно объявляли агентами полиции и увольняли! Самое удивительное, что после подавления революции 1905 годы старообрядцы были единственными, кто существенно выиграл от нее. Специальным указом правительство наконец-то уравняло в гражданских правах старообрядцев и православных. К этому Указу старообрядцы шли на протяжении нескольких столетий.

Бороться до победного конца

Казалось бы, все, уступки от властей, которых добивались старообрядцы, получены, можно прекратить борьбу. Но, старообрядцы посчитали иначе. Вдохновленные успехом в августе 1905 года спонсоры революции провели «частное собрание старообрядцев». Одним из его докладчиков стал Д.И. Менделеев. Дело в том, что знаменитый химик происходил из семьи старообрядцев поморского согласия.

На собрании было принято решение, что поблажка властей может быть отменена и борьбу надо продолжать. Разумеется чужими руками. Вскоре на деньги миллионера старообрядца Рябушинского по стране разъехались агитаторы, призывавшие к новой революции. По всей Российской империи начались забастовки и бунты.

Проходили они везде, кроме предприятий старообрядцев, что, в общем-то, вполне логично. В качестве примера можно привести ситуацию со знаменитым Ленским расстрелом. Дело в том, что золотыми приисками компании Лензолото владели англичане, барон Гинцбург и купцы старообрядцы. Акции компании были представлены на всех крупнейших биржах мира.

Бунт на предприятии, организованный провокаторами, закончился расстрелом рабочих с последующим гневным выступлением в Государственной думе ее членов старообрядцев. Компанию обанкротили. Но, как только англичане и барон вышли из состава акционеров, прииски тут, же были куплены старообрядцем-миллионером Захарием Ждановым.

На операции расчетливый старообрядец выиграл 1,5 миллиона золотых рублей. Подобные действия по выдавливанию иностранного капитала из страны проводились старообрядцами повсеместно. В частности старообрядец Степан Лианозов, чьим именем назван один из районов Москвы, выдавил из России одного из Ротшильдов.

При помощи все того же Менделеева он отнял у него нефтяные месторождения на юге Российской Империи. Не удивительно, что после Февральской революции старообрядцы фактически взяли всю власть в стране.

Только в Москве две трети промышленности и торговли принадлежало 25 старообрядческим родам: Аксентьевым, Бурышкиным, Гучковым, Коноваловым, Морозовым, Прохоровым, Рябушинским, Солдатенковым, Третьяковым, Хлудовым. Создание и руководство крупнейших оппозиционных буржуазных партий: кадетов, октябристов и прогрессистов также принадлежало все тем же людям. Были представлены они и во временном правительстве:Н.Д. Авксентьев, А.И. Гучков, А.И. Коновалов, С.Н. Третьяков.

Читайте также:  Русские, белорусы, украинцы: являются ли эти народы потомками половцев

Все испортил Октябрь 1917 года

К сожалению, после Февральской революции 1917 года старообрядцы недооценили власть иностранного капитала и своеволие вскормленной ими самими армии революционеров. К тому же в своей массе старообрядцы опирались на рабочих, крестьян и купцов, тогда, как военные остались вне их поля зрения.

Среди историков популярно мнение, что в стране с 80% крестьянского населения буржуазная революция, не возможна в принципе, только социально-освободительная. Большевики брали власть именно под этими лозунгами. Тем не менее, они не забыли добро и вскормившие их старообрядческие миллионы.

В отличие от дворян и помещиков, большевики позволили старообрядцам безболезненно вывести все свои капиталы из страны. Репрессий против старообрядцев не проводилось. Наоборот, В 1921 году старообрядцы подписали с советской властью «Акт о лояльности».

Знаменитый большевик Бон-Бруевич помог вернуться на родину многим старообрядцам, которым он до этого помогал покинуть пределы России. С его помощью в страну вернулось несколько десятков тысяч старообрядцев. Те же миллионеры, кто уехал из Советской России, остались с ней в тесном контакте.

Именно они на Западе больше всех зарабатывали на сделках с СССР. Рябушинский в 1918 году был назначен официальным представителем СССР по продаже антиквариата в Европе. На деньги от продажи картин, икон и драгоценностей Советская Россия закупала продовольствие, заводы, иностранных инженеров.

Лианозов монопольно продавал в Европе черную икру из СССР. При помощи старообрядцев были сформированы внешнеторговые организации Амторг и ЮжАмторг, не давшие замкнуться торгово-экономической блокаде вокруг молодой Советской России.

http://russian7.ru/post/kakuyu…

Источник: https://cont.ws/post/794115

Митрополит Корнилий: участие старообрядцев в революции — миф

Все это означало, что все старообрядческие молитвенные дома, монастыри, богадельни, принадлежавшие общинам-приходам, созданные на их средства, записывались на частных лиц, что создавало огромные проблемы в жизни общин и Церкви.

И что парадоксально, и поныне на эти законы ссылаются в своих решениях российские суды.

Так, совсем недавно старообрядческой Церкви было отказано в возвращении здания епархиального управления Санкт-Петербургской и Тверской епархии (Чубыкинская богадельня) со ссылкой на законодательство XIX века, когда такие здания были оформлены на частных лиц.

Старообрядцам не разрешалось быть преподавателями в существующих государственных городских и общественных школах, какого бы типа они ни были. Не допускалось, чтобы старообрядцы занимали какие-либо государственные и общественные должности, особенно военные.

Даже наоборот, властью принимались указы и законы, еще более стеснявшие их положение.

Так, в 1900 году Особое совещание при кабинете министров постановило: «От всех старообрядческих архиереев отобрать подписки в том, что они обязуются не именоваться архиерейскими титулами, не совершать не дозволенных им законом служений и действий».

Отказавшихся дать такую подписку старообрядческих священнослужителей отправляли в ссылку, что и произошло, например, со святителем Ярославским Иринархом (Лапшиным). Несмотря ни на какие угрозы, он открыто отказался дать подписку об отречении от епископского сана.

Вскоре владыка был арестован и 7 июля 1901 года решением властей был административно выслан из села Елохино Ярославской губернии в Нижний Новгород под надзор полиции. Вскоре — через девять месяцев — владыка скончался.

Лишь указ государя Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» стал отправной точкой в улучшении положения старообрядцев. Этот указ позволил, в частности, распечатать алтари храмов старообрядческого духовного центра, что на Рогожском, которые были закрыты решением властей в течение 50 лет.

Что касается участия старообрядцев в организации каких-либо революционных выступлений, то это не более чем недобросовестный миф. Несмотря на то что многие старообрядческие предприниматели были сторонниками развития религиозных и экономических свобод, никто из них не участвовал в подготовке революций и тем более вооруженных восстаний.

Более того, когда представители Государственной Думы Гучков и Шульгин прибыли в ставку Николая и потребовали отречения от престола, вся охрана царя, состоявшая из казаков-староверов, умоляла его не отрекаться.

Русские богатыри, прошедшие не одну войну, со слезами на глазах упали на колени и молили царя остаться.

Очевидцы события передают, что последними словами царя перед отречением было: «Мне не простят старообрядцы, что я изменил своей клятве».

– Как встретила революцию Русская православная церковь известно –на  Поместном соборе она возродила патриаршество. А старообрядцы? Мы знаем, что еще до февральского переворота под влиянием пропаганды и усталости населения от войны начались еврейские погромы, поджоги храмов, расправы над духовенством. Насколько чувствовали на себе старообрядцы приближение грядущих испытаний?

— В Москве, Петербурге и других городах весной и летом 1917 года прошли десятки больших и малых собраний старообрядческих согласий.

Общими усилиями был создан Организационный комитет московских старообрядцев всех согласий, который выступил в мае 1917-го с объединенной программой политических и духовных преобразований.

Предлагалось созвать Учредительное собрание, которое бы установило форму правления и федеративное устройство будущего Российского государства, уравняло в правах все исповедания и приняло закон об отделении Церкви от государства.

В качестве основы государства старообрядцы предлагали так называемую народоправскую (республиканскую) форму правления по образцам древнерусских республик Пскова и Великого Новгорода. Старообрядческие общества также высказались за возвращение столицы из Петрограда в Москву.

Также была высказана поддержка Временного правительства в ожидании созыва главного конституционного органа России — Учредительного собрания, «которое установит незыблемые начала основам твердой власти, закрепит обещанные свободы и успокоит страну».

Надо отметить, что среди делегатов Учредительного собрания были и представители старообрядчества. К сожалению, большевики насильственным образом прервали деятельность этого важного государственного органа, который должен был проложить путь к миру и общественному согласию в нашей стране.

— Какие перемены в жизни староверов наступили после октябрьского переворота? Известно, что, например, практически до середины 1920-х годов власти не притесняли баптистов. А старообрядцев?

Гонения на старообрядческую Церковь развернулись не в 20-е годы, а еще раньше, в первые же месяцы после революции.

Подписанный Лениным 23 января 1918 года Декрет Совета народных комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» лишал религиозные объединения права на собственность и образование юридического лица.

Особую опасность для старообрядческой Церкви представляла 13-я статья декрета: «Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ».

В отличие от синодальной Церкви, церковные здания которой (монастыри, храмы, часовни и пр.) изначально создавались как специализированные культовые сооружения, множество старообрядческих храмов и моленных (особенно возведенных до 1905 года) были построены как неотъемлемая часть частных владений и даже жилых помещений.

Из 46 официально зарегистрированных старообрядческих храмов и моленных Москвы в 1917 году только 16 представляли собой отдельные здания. Остальные, включая существенное число незарегистрированных моленных и храмов, определялись властями как «домовые», частные, следовательно, подлежащие немедленной ликвидации.

Эта судьба постигла многие старообрядческие храмы и монастыри в первые же годы советской власти. 

— Как старообрядцы пережили Гражданскую войну и первые всплески атеистического насилия? Многие ли из них покинули страну? Как сложилась их жизнь в эмиграции и какова была судьба тех, кто остался? Как отразились на них Великая Отечественная война, хрущевские гонения, притеснения начала 80-х годов?

— В годы Гражданской войны многие старообрядцы выступили против безбожной большевистской диктатуры. Среди них был и герой Первой мировой войны Козьма Крючков. Его присутствие в рядах казаков было лучшей агитацией для добровольцев. В конце августа 1919 года Козьма погиб в бою под селом Лопуховки Саратовской губернии. Он был похоронен на кладбище родного хутора.

Легендами овеяно имя другого казака — старообрядческого священника 1-го Уральского сводного полка Мокия Кабаева, благословлявшего казачьи полки на борьбу с безбожным режимом. После окончания Гражданской войны он отказался покинуть родную землю, был арестован и расстрелян большевиками в 1921 году. Ныне Мокий Кабаев почитается южноуральским казачеством как местночтимый святой.

Иначе сложилась судьба иерея Иоанна Кудрина, официально занимавшего должность главного старообрядческого священника армии и флота верховного правителя России адмирала Александра Васильевича Колчака.

После Гражданской войны он эмигрировал за границу, где в Китае и Австралии основал ряд старообрядческих приходов, некоторые из которых существуют и в наши дни.

Среди них храм святых апостолов Петра и Павла в Сиднее.

Многие старообрядцы были вынуждены уехать из России в Европу, Австралию и Северную Америку.

Среди известных старообрядцев эмигрантов можно назвать такие имена как банкир, фабрикант, основатель русского культурного общества «Икона» в Париже Владимир Павлович Рябушинский, основатель волжского пароходного общества известный благотворитель Дмитрий Васильевич Сироткин, основатель российского музея народного искусства Сергей Тимофеевич Морозов.

Несмотря на то что в годы Великой Отечественной войны старообрядцы все как один встали на защиту Родины, власти не торопились освободить старообрядческую Церковь от атеистического гнёта. Единственной уступкой в этот период стало разрешение на издание церковного календаря, который увидел свет в 1946 году.

В последующие годы проводилась политика замалчивания в отношении старообрядчества, его медленного удушения, которая выражалась не столько в репрессиях, сколько в постоянном административном контроле, давлении, ограничении возможностей, создании препятствий для иерархического развития.

Такая ситуация сохранялась вплоть до 1988 года.

— РПЦ канонизировала огромное количество новомучеников — жертв советских репрессий, пострадавших за веру. А были ли такие мученики у старообрядцев?

— Несомненно, большое число старообрядцев было репрессировано, и из них немало тех, кто пострадал за свои религиозные убеждения, за веру.

Типичными для эпохи были преследование и мученическая кончина епископа Харьковского и Киевского Рафаила (Воропаева). Несмотря на предупреждение о грядущем аресте, слежку и угрозы, владыка продолжал церковное служение и отказался скрыться от властей, не желая оставить свое церковное стадо.

Он был арестован 8 октября 1937 года и обвинен в антисоветской деятельности. Всего через несколько дней после начала процесса был вынесен приговор, в котором говорилось, что епископ якобы восхвалял фашистский строй в Германии и «высказывал со¬жаление по поводу расстрела фашистских шпионов Тухачевского, Якира».

24 октября 1937 года владыка Рафаил был расстрелян.

Один из ближайших сподвижников епископа Рафаила настоятель киевского Успенского храма иерей Феодор Торлин был расстрелян в декабре 1937 года.

В 2001 году Освященный Собор РПСЦ благословил почитание епископа Харьковского и Киевского Рафаила как местночтимого святого.

Также мученический венец приняли епископы Иркутско-Амурский Афанасий (Федотов) и Томский и Алтайский Тихон (Сухов). Из справки КГБ Бурятской АССР от 31 мая 1990 года видно, что владыка Афанасий решением НКВД от 1938 года был приговорен к высшей мере наказания по статье 58 за контрреволюционную агитацию и пропаганду. Приговор был приведен в исполнение 18 апреля 1938 года.

В этом же году, приняв мученическую кончину, преставился ко Господу епископ Томский и Алтайский Тихон.

В застенках НКВД был зверски замучен и предстоятель старообрядческой Церкви местоблюститель Московского архиепископского престола владыка Викентий (Никитин). Вечером 5 марта 1938 года владыка Викентий был арестован у себя на квартире.

Его доставили во внутреннюю тюрьму НКВД на Лубянской площади. Через несколько дней его перевели в Бутырскую тюрьму, а оттуда — в Лефортовскую. Здесь, в медсанчасти, после очередного допроса святитель скончался ночью 13 апреля.

Тело его увезли в крематорий Донского кладбища, а прах захоронили в общей могиле.

Информационно-издательским отделом Русской православной старообрядческой церкви издана книга «Пути Русской Голгофы». Эта книга стала первым опытом издания, посвященного периоду гонений на старообрядчество в XX веке.

В книге опубликованы жизнеописания прославленных нашей Церковью подвижников, биографические очерки, статьи, посвященные судьбам храмов и монастырей, воспоминания очевидцев и многие другие материалы, касающиеся темы гонений на старообрядческую Церковь в 30–40-е годы.

— Пострадала ли ваша семья от религиозных гонений в советское время?

— Мне кажется, что во времена атеистической разрухи и террора пострадали все семьи, члены которых были верующими людьми.

Поскольку мои предки были испокон веков старообрядцами, то, несомненно, для них было мучительно больно видеть, как разоряли храмы, оскверняли святыни, издевались над верующими и лишали жизни священников, а затем жестоко преследовали членов семей священнослужителей.

Об этом рассказывали мои близкие. Мой дед, Константин Гаврилович Титов, до революции был певцом старообрядческой общины при Морозовской мануфактуре города Орехово-Зуево Московской области.

Он рано умер в конце 30-х годов и очевидно, что причиной смерти его были гонения на Церковь в это время.

В нашем доме и у соседей-старообрядцев было много икон и церковных книг, но все это богатство приходилось постоянно прятать от посторонних глаз, чтобы не навлечь беду от безбожных властей. Вообще об атеистических гонениях в моей семье говорили мало, опасаясь доносов и притеснений.

Несколько старообрядческих церквей в нашем городе закрыли, передав их под оскверняющие святыню заведения. В детстве я с бабушкой с опаской ходил переулками в моленную, которую власти именовали «Черный тупик», затем и ее разорили и сожгли при городской застройке. Слава Богу, эти печальные времена окончились и хочется надеяться, что никогда это не повторится.

Источник: https://ria.ru/20170203/1487123742.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector