Кавказские готы: откуда действительно пришло древнее крымское племя

Воскресенье, 24 Марта 2019, 16:00

Тестовый вопрос «чей Крым?» появился одновременно с началом массового возвращения крымских татар на полуостров

Процесс сразу же вызвал закономерное беспокойство у проживающих там переселенцев из России и их потомков: десятилетиями эти люди жили в состоянии перманентного подсознательного страха, что однажды в дверь постучат настоящие хозяева и предложат собирать вещички.

К чести репатриантов, они не стали ни изгонять, ни выживать из своих домов новых хозяев, а начали обустраиваться даже не с нуля, а с минуса — первые татарские поселения возводились на неудобных и до этого никому не нужных пустырях.

Тем не менее антитатарские настроения в среде осевших в Крыму жителей нечерноземья оставались очень сильными. Татарофобию умело подогревало руководство местных коммунистов.

Особенно надрывался печатный орган крымского обкома КПУ — газета «Крымская правда», выходившая тогда солидным тиражом в более чем четверть миллиона экземпляров.

В поисках «исторической родины»

Поднимать на знамена вытащенную из нафталина сталинскую байку о «народе-пособнике» в разгар перестройки было как-то не с руки. Вместо этого местные СМИ запестрели «историческими разведками». Мол, Крым — самый интернациональный уголок СССР.

Здесь пересеклись судьбы множества народов: тавров, скифов, сарматов, киммерийцев, греков и прочая, прочая, прочая… Всех их, в той или иной мере, можно считать местными и коренными. А вот татары — это потомки жестоких ордынцев Батыя.

Активно продвигалась мысль, что татарам, мол, лучше убираться на их «историческую родину» — в Среднюю Азию, а еще лучше — прямиком в Монголию.

С середины девяностых лозунг «Крымских татар — в Монголию!» несколько утратил популярность, тем не менее регулярно всплывал в русских шовинистических изданиях. Обветшалый тезис о захвативших Крым кровожадных нукерах Батыя реанимировали одновременно с началом оккупации полуострова. Старт кампании дал лучший ныряльщик за греческими амфорами и по совместительству президент России Путин В. В.

16 мая 2014-го, встречаясь в Сочи с представителями крымскотатарских организаций, в ответ на предложение признать крымских татар коренным населением полуострова Путин заявил, что в первую очередь на это звание могут претендовать греки, так как «они были там раньше нас с вами».

Тезис тут же массово подхватили по всей России, в том числе и российские оппозиционеры. В частности, президента горячо поддержал некий Сергей Аксенов. Нет, речь вовсе не о нынешнем гауляйтере Крыма и бывшем бандите по кличке Гоблин, а о его однофамильце и тезке из радикально-оппозиционной «Другой России».

18 мая 2014-го, когда в Крыму отмечали 70-ю годовщину депортации крымских татар, этот видный «другорос» в своем блоге оставил запись, озаглавленную так: «Греки, а не татары, — коренной народ Крыма». В частности, он написал: «Именно греки являются самым что ни на есть коренным народом Крыма.

Греческая колонизация началась еще в VI веке до н. э. с созданием Боспорского государства и Херсонесской республики. Первое просуществовало на полуострове тысячу лет, до тех пор, пока не было поглощено Византией.

Херсонес же окончательно пришел в упадок лишь в XIV веке, когда дважды был разрушен сначала ханом Ногаем, а затем татарами темника Егидея — предками крымскотатарского этноса, ведущего свою историю лишь с XV века».

В качестве иллюстрации этот «публицист» выложил фотографию руин Херсонеса с подписью «Древние руины Херсонеса… памятник агрессии и геноцида крымских татар в отношении своих исторических предшественников на полуострове — греков».

Кавказские готы: откуда действительно пришло древнее крымское племя

Глубокомысленно рассуждая о крымских греках, Путин и Аксенов ярко продемонстрировали свое полное невежество. Историки насчитали три основные волны греческой колонизации Крыма. Первая и правда началась еще в VI в. до н. э., но уже к III в. н. э. эллины успешно смешались с окружавшим их «варварским морем». Тогда что одеждой, что обычаями, что внешне они мало чем походили на «коренных греков».

Окончательно крымских греков первой волны доконало Великое переселение народов, накрывшее полуостров в IV-V вв. н. э. В итоге некогда блистательный торгово-ремесленный Пантикапей превратился в убогую и сугубо аграрную деревушку. Гуннского нашествия избежал только Херсонес, ставший крымским форпостом Восточной Римской империи (Византии).

На период византийщины приходится вторая волна греческой колонизации, на базе которой и сформировалась специфическая культура крымских греков-ромеев.

С образованием Крымского ханства и после падения Византии значительная часть греков второй волны приняла ислам и стала одной из составляющих крымскотатарского народа.

Небольшие и довольно замкнутые общины ромеев продолжали жить в ханстве, при этом неплохо себя чувствуя — именно греки и армяне держали в своих руках почти всю торговлю на полуострове и фактически являлись становым хребтом экономики ханства. Последнее и стало для них роковым.

В XVIII в., сразу после введения на полуостров «ограниченного контингента миротворческих сил», российские власти первым делом принудительно депортировали в Приазовье все греческое и армянское население Крыма. Официально это объяснили защитой «православных братьев» от мусульман. На самом деле целью спецоперации являлось уничтожение экономики ханства.

Греки от инициативы «русских защитников» пришли в ужас — уезжать с обжитых мест в голую степь никто не хотел. Зафиксированы случаи многочисленных бунтов и вооруженного сопротивления «чудо-богатырям» Александра Суворова, проводившим эту депортацию.

Чтобы избежать насильственного переселения, многие и вовсе принимали ислам. Всего из Крыма вывезли более 32 тыс. христиан: греков, армян, грузин и валахов.

Учитывая, что людей выселяли практически в чистое поле, более 15% депортированных вскоре умерли от болезней и лишений. 

Кровавая суворовская депортация 1778 г. полностью поставила крест на более чем двухтысячелетней истории упомянутых Путиным крымских греков. Греки вновь появились на полуострове только в начале XIX в.

, когда Россия инспирировала ряд антитурецких восстаний на территории Османской империи. Турки восстания жестоко подавили, а уцелевшие инсургенты вместе с семьями бежали в Крым.

Судьба этих греков третьей волны тоже оказалась незавидной: в июне 1944-го около 14 тыс. крымских греков депортировали за Урал и в Среднюю Азию.

Три субэтноса кырымлы

Но вернемся к крымским татарам. Именно после нашествия Бату-хана на полуострове образовался Крымский улус Золотой Орды, на базе которого впоследствии возникло Крымское ханство.

Но говорить хоть о каком заметном влиянии нукеров Бату-хана на этнический состав Крыма — откровенная ерунда. Незначительная часть ордынцев действительно осела в Крыму, но уже спустя одно-два поколения они полностью ассимилировались местным «добатыйским» населением.

В этом ключе влияние той же Орды на формирование великорусского этноса куда как ощутимее.

Крымских татар с «просто» татарами объединяет только то, что они тюрки. В остальном это совершенно разные народы. В Украине и России татарами часто называли мусульман вообще. Помните, в «Кавказском пленнике» Льва Толстого: «На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем ни ночью не было проезда.

Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы…» На Кавказе, впрочем, нет никаких татар — судя по дневникам писателя, в произведении речь идет о чеченцах, которые даже и не тюрки вовсе.

Кстати, в самоназвании крымских татар — къырымлар, кырымлы или крымцы, этноним «татары» даже не упоминается.

Крымскотатарский народ состоит из трех субэтносов, в которых ярко отразилась специфическая география полуострова. Татары побережья называются ялыбойлу. На крымскотатарском это и означает «живущие вдоль берега».

Эта группа сформировалась в основном на основе принявших ислам греков-ромеев, готов, черкесов, итальянцев-генуэзцев и малоазийских турок. Для диалекта ялыбойлю характерно наличие большого количества эллинизмов.

Кавказские готы: откуда действительно пришло древнее крымское племя

Ислам на Южный берег Крыма пришел довольно поздно. Согласно проведенной османской администрацией переписи по состоянию на середину XVI в. подавляющее большинство населения ЮБК были христианами. Христианские традиции и обычаи сохранялись в среде прибрежных татар до самой депортации 1944-го.

Татары ЮБК очень чтили Марьям — мать пророка Исы (так в исламе называют Деву Марию). У прибрежных татар был и абсолютно христианский обычай зажигать свечи в дни праздников и траура. Также этнографы отмечали трепетное отношение ялыбойлю к местам, где в древности находились христианские храмы и монастыри, разрушенные янычарами в 1475 г.

, когда Османская империя вела войну против княжества Феодоро, генуэзских колоний и Крымского ханства.

С точки зрения этногенеза наибольший интерес представляют кырымлы-горцы, ранее жившие в горах и предгорьях. Этот субэтнос называется таты. Если для внешности ялыбойлю характерен классический греческий типаж, то для таты свойственны индоевропейские черты лица. Есть предположение, что в генах горцев сохранилась кровь всех племен и народов, некогда населявших полуостров.

Еще в XIX в. исследователь Крыма Петр Кеппен высказал мысль, что «в жилах всех обитателей территорий, богатых находками дольменов» (то есть гор и предгорий), течет кровь тавров. В начале нашей эры тавры были покорены и полностью ассимилированы скифами, к тому времени контролировавшими почти весь полуостров.

Позже, в результате гуннского вторжения, скифы были отчасти уничтожены, а отчасти изгнаны за пределы Крыма. Историки допускают, что часть тавро-скифского населения, укрывшаяся в горах, вполне могла пережить нашествие. Это подтверждается и анонимными авторами XVI в.

, упоминающими, что крымские татары «гордятся древностью своего скифского происхождения».

Значительную часть в этногенезе горцев-татов (как и других групп крымцев) сыграли готы, появившиеся в Крыму в III в. н.э. Литовский (белорусский) историк Станислав Сестреневич-Богуш в «Истории Тавриды», изданной в 1800-м, отмечал, что даже на рубеже XVIII-XIX вв.

живущие близ Мангупа готы по-прежнему сохраняли свой генотип, а их татарский язык более похож на южно-немецкий, но «все они мусульмане и татаризованы». Ему вторит этнограф и антрополог Алексей Харузин (1864-1932): «Готия угасла, но ее жители без остатка растворились в массе складывавшейся татарской нации».

Со своей стороны, лингвисты отмечают немалое количество крымскотатарских слов, имеющих готские корни.

Кавказские готы: откуда действительно пришло древнее крымское племя

И, наконец, третий субэтнос — степняки-ногайцы, потомки кочевых племен, входивших в состав Золотой Орды. Еще в XVII в. ногайцы бороздили бескрайние степи Северного Причерноморья от Молдавии до Кавказа.

Преимущественно именно они и совершали пресловутые набеги на земли Украины. Ведущую роль в этногенезе ногайцев сыграли западные кыпчаки (половцы).

Расовая принадлежность ногайцев — европеоидная с небольшой примесью монголоидности.

В целом же крымскотатарский народ сформировался на базе половцев, при активном участии всех племен и народов, издревле проживавших в Крыму. Тем не менее сам крымскотатарский этнос намного моложе и начал формироваться только с середины XV в., когда после завершения золотоордынского периода появилось Крымское ханство.

Благодаря новому государству и исламу как государственной религии из пестрой мозаики племен и народов в Крыму начала формироваться новая этническая общность.

Тогда же на основе половецкого языка с заметным огузским влиянием начал формироваться и общий крымскотатарский язык. Так что крымские татары имеют полное право дважды претендовать на звание коренного народа полуострова.

Во-первых, они являются представителями этноса, сформировавшегося исключительно на территории Крыма, и другой родины у них нет и никогда не было. Во-вторых, эта общность формировалась на базе племен и народов, тысячелетиями проживавших на полуострове.

И кровь древних эллинов, судьбой которых вдруг озаботился Путин, давно стала частью крови крымскотатарского народа. Так что если кто и должен убраться из Крыма, то это уж никак не кырымлы.

Кавказские готы: откуда действительно пришло древнее крымское племя

Источник: http://www.dsnews.ua/society/chey-krym-otkuda-est-poshli-tri-subetnosa-krymskih-tatar-19032019220000

Крымские готы — Статьи

Племя готов удивительно долго продержалось на территории Крыма. Они исчезли лишь в 17-м веке, когда полуостров был захвачен Османской империей.

Влияние готов

Среди ученых-историков ходит версия по которой именно готы стали катализатором Великого переселения народов. Это они вытеснили с родных земель вандалов и ругов. Готы разговаривали на собственном языке, а алфавит у них появился лишь в 4 веке, да и то благодаря легендарному епископу Вульфиле. Кстати, он еще и Библию перевел на готский язык, благодаря чему готы стали первым из всех германских племен, обратившихся в христианство. Любому человеку, который хоть немного знаком с историей, известно, что готы знамениты своим противостоянием с Римской империей. Именно они громили легионы, завоевали обширные земли, а вождь Аларих и вовсе сумел захватить Вечный город. Правда, хоть какой-то выгоды ему это не принесло. Ну, а после «темных временем» пришла эпоха Ренессанса, которая вознесла до небес классический античный стиль, а термин «готика» стал синонимом истинного варварства.

«Страна сорока замков»

Двинувшись к низовьям Вислы, племена готов заставили срываться с обжитых земель другие народы. Целые орды варварских племен потянулись на запад и юг. Угасающая Римская империя ничего не могла противопоставить новым противникам. Ослабевший сенат вкупе с инфантильным императором Гонорием лишь безвольно смотрели как дикари бесчинствовали на их земле.

Кавказские готы: откуда действительно пришло древнее крымское племя Быт готов. (wikipedia.org)

После падения Римской империи готы сумели распространить свое влияние на обширную территорию — от Восточной Европы вплоть до Поволжья и, соответственно, Крыма.

Читайте также:  Зачем православные мылись каждый раз после похода в уборную

На полуострове, кстати, готов ждал далеко не теплый прием. Только после длительных войн им удалось покорить аланов (сарматское тюркоязычное кочевое племя). Вскоре уже объединенное племя начало совершать опустошительные набеги вглубь полуострова. Если покопаться в исторических источниках того времени, то можно обнаружить, что современники иногда называли их гото-аланами.

Постепенно готы расселились на южной части Крыма, а также перебрались на Керченский полуостров. Но их спокойную жизнь прервала очередная волна варваров. На сей раз в Европу хлынули азиатские кочевники гунны. Готы, которые к тому времени имели тесные контакты с Византийской империей, оказались далеко не в самом выгодном положении.

Их оплотом стала крепость Дорос (современный туристический объект Мангуп-кале). Изолированное горное плато обладало всем необходимым как для мирной жизни, так и для военной (источники с питьевой водой, а также запасы провианта позволили бы крепости выдержать очень долгую осаду).

Но гунны, пройдя огненным вихрем, быстро погасли и жизнь готов вернулась в привычное русло.

Интересно то, что Византия всячески поддерживала союз с германским племенем. Представители интеллектуальной элиты были частыми гостями в Крыму. И даже опальный император Юстиниан II выбрал земли готов для ссылки. Из-за того, что германцы на своей территории возводили крепости, соседние народы называли Готию «Страной сорока замков».

Кавказские готы: откуда действительно пришло древнее крымское племя

Но вот постоянным, изматывающим нашествиям татар и половцев крымские готы ничего не смогли противопоставить. Поэтому начиная с 12-го века они стали платить кочевникам дань. Это, кстати, зафиксировано в «Слове о полку Игореве». Там готы преподносятся как народ, страдающий от чужеземного ига. Хоть времена для готов были не самые лучшие, они продолжали активно заниматься торговлей.

Причем не только с соседними государствами, но даже с Великим Новгородом. Вскоре на мировой арене появляется новый игрок — Трапезундская империя, которая всеми силами попыталась навязать соперничество Византии. И пока готы присматривались к этому противоборству, предприимчивые генуэзцы выкупили земли у Кафы (современная Феодосия).

Вскоре, договорившись с ханом Мамаем, итальянцы развернулись еще сильнее — образовывали хоть маленькое, но все же княжество Феодоро. Правда, у этого государства было и второе название — «Княжество Готия», вот только самих крымских готов генуэзцы заставили перебраться чуть ли не в плотную к горам.

Соответственно, все германские крепости оказались в руках выходцев с аппенинского полуострова, а первоначальная Готия оказалась разделенной на две части. Надо отдать должное германцам, даже несмотря на такое развитие сюжета они не сдались и не слились с генуэзцами.

Готы с упрямым постоянством продолжили возводить свои фирменные крепости, называемые исарами и потихоньку, словно тайком, возвращать утраченную территорию. К тому же, они охотно, а главное успешно прибегали к дипломатии. Более того дочь князя Готии вышла замуж за императора Трапезунда. И когда казалось, что вскоре крымские готы вернут было положение в мире, пришли турки.

В 1475 году османы сначала покорили Кафу, а затем и Дорос. После такого сокрушительного поражения крымские готы уже не смогли оправиться, а их государство развалилось. Турки, не теряя времени зря, быстро присоединили эти территории к своей империи и забыли про них. Ну, а готы оказались в самом захолустье турецкого государства и постепенно угасли.

Лишь только княжескому роду удалось на какое-то время отсрочить кончину. Готские князья-эмигранты осели в Москве и «наследили» в барской семье Головиных. В горных, труднодоступных местах полуострова еще в течение пары веков обособленно жили готы-крестьяне, но постепенно и они поддались ассимиляции.

Мечта о «Готенланде»

В 18−19 веках этнографы, проводившие исследования населения Крыма выявили, что среди «аборигенов» встречаются совершенно нетипичные люди, которых по антропологическим признакам можно было «увязать» с готами. Поэтому рождается теория о том, что германцы каким-то образом сумели сохранится на территории полуострова.

Кавказские готы: откуда действительно пришло древнее крымское племя

Мимо этой версии ну никак не могли пройти нацистские ученые. Они зацепились за нее и стали говорить о том, что Крым должен быть присоединен к Рейху и обзавестись названием «Готенланд» (земля готов).

В общем, у немцев был отличный повод предъявить свои исторические права на землю далеких предков. В 1942 году на полуостров отправилась экспедиция, в ее задачи входило исследование Бахчисарая и Мангупа. По ее результатам Гитлер лично велел отдать Крым немецким эмигрантам.

И переселенцы отправились осваивать исторические земли. Но из этой затеи ничего не вышло. Вторую Мировую Гитлер проиграл, а немцев из Крыма быстренько депортировали.

Так что Симферополь остался Симферополем, а не «Готенбургом» (город готов), а Севастополь — Севастополем, а не «Готенсхафеном» (гавань готов). Ну и конечно Крым, а не «Готенленд».

Сейчас о существовании германского государства на полуострове напоминают лишь многочисленные археологические памятники, которые пользуются большой популярностью у туристов.

Нашли ошибку или опечатку ? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Open modal

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62623 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.07.2015 При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Дилетант» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Дилетант» — diletant.media. Разработанно в notamedia

Главный редактор: Снежана Петрова

Источник: https://diletant.media/articles/25767174/

Кто такие готы и откуда они взялись?

После передачи на АРИ-ТВ по теме «Политический миф норманизма» с моим участием, от зрителей поступили вопросы, и первый из них о готах: кто такие готы и откуда они взялись? Но я начну мой ответ с разъяснения – откуда они взяться не могли, и не могли они «взяться» как раз с юга Швеции.

Так считают сейчас шведские медиевисты. И основания у них для этого очень серьезные, поскольку этот миф был долгое время частью их истории, на нем воспитывалось национальное самосознание шведов в течение нескольких веков, когда они жили горячей верой в то, какое у них было великое готское прошлое.

 

Кавказские готы: откуда действительно пришло древнее крымское племя
 

Шведский историк Нордстрём так передавал эйфорическое чувство, вызванное в шведском обществе историозодчеством готицизма: «Ни один из народов Европы, помимо классических народов, не мог предъявить прошлое, полное столь дивных испытаний в мужестве, как мы – потомки готов.

Это придало нашему патриотизму новый элемент мужества, как раз в преддверии державного периода XVII в., когда, так казалось его современникам, возродились заново героические силы готов.

Но до этого только из исторической памяти черпали шведское национальное чувство и историческая фантазия подлинную пищу.

Благодаря трудам историков, благодаря популярным рассказам об исторических судьбах отечества, благодаря небольшим сочинениям для простонародья, благодаря красноречию политиков и учёных, благодаря поэзии, театру – великое множество форм использовалось для того, чтобы запечатлеть в шведском народном сознании представление об истории отечества с блистательной героическая сагой о «древних готах», в которой отразилось совершенное проявление силы и способности нашего народа… С такой историей мы чувствовали себя аристократией Европы, которой предопределено владычествовать над миром» (выделено мной – Л.Г.).

 
Здесь необходимо подчеркнуть, что всё это говорилось об истории миражной, об истории или великом прошлом, которого никогда не было в действительности. Вернее, сами по себе исторические события, связанные с готами, происходили, конечно, но они не имели никакого отношения к шведам, поскольку происходили в истории других народов.
 

Современная шведская медиевистика не рассматривает более юг Швеции как прародину древних готов, откуда они якобы переселялись на европейский континент. Пересмотр готицистских концепций начался, собственно, давно. Итог первого этапа был подведён в конце 1980-х гг.

шведским историком Ларсом Гарном: «Поскольку у нас нет чётких данных о существовании готского королевства (götarike), то приходилось обращаться к географическим наименованиям и строить выводы на их основе… Поскольку источников мало, и они скудны, то и исследовательские работы были невелики числом и скромны по результатам… Общепринятым и распространённым было только предположение о том, что Вэстергётланд была древней областью поселения гётов, и что гёты издревле проживали и в Вэстрегётланд, и в Эстергётланд. Однако никакого подтверждения в источниках этому не находилось».1

 
И здесь речь идёт только лишь о картине расселения гётов на юге Скандинавии в первом тысячелетии н.э., то есть в исторически обозримое время, и то его не удаётся определить более или менее чётко. Что касается древних времен, то современные шведские учёные пришли постепенно к мысли о том, что не юг Скандинавии являлся той прародиной готов, откуда они расселялись по свету.
 

Шведские историки Томас Линдквист и Мария Шёберг пишут о том, что даже имя шведских гётов сложно анализировать: «Схожесть его с именем готов породила в XV в.

убеждение в том, что готы были выходцами из Гёталандии. Это представление сыграло важную роль в становлении национального самосознания.

Однако сам вопрос о происхождении готов из Скандинавии всегда оставался дискуссионным и вызывал сильные сомнения у учёных».2

 

Линдквист и Шёберг – одни из ведущих шведских медиевистов, сотрудники Гётеборгского университета. Книга, из которой я привела цитату, – учебник для шведских студентов – будущих историков.

И приведенные мысли не новы – также учили и меня, когда я, переехав в Швецию более двадцати лет тому назад, решила пройти курс шведской истории по шведской программе. Уже тогда на лекциях по шведской истории говорили: прежнее отождествление готов и шведских гётов сейчас отвергается наукой. Т.е.

уже как минимум более двадцати лет тому назад мысль о том, что готы не выходили с юга Швеции, сделалась хрестоматийной в шведских программах по истории.

 

Теперь откуда же они выходили? Вернемся с этим вопросом к шведским медиевистам.

Вот совершенно определённое высказывание по этому вопросу другого ведущего шведского медиевиста, известного историка Дика Харрисона, одного из редакторов и авторов последнего издания «Истории Швеции»: «Как письменные источники, так и археологический материал дают основание полагать, что древние предки готов – или вернее говоря, те, кто ранее других стал именовать себя готами – в период до Рождества Христова проживали на территории современной Польши. Разумеется, у них были контакты с другими народами в районе Балтийского моря, но определить, какие этнические группы населяли в это время Скандинавию, решительно невозможно (выделено мной – Л.Г.)».3 По этому же поводу австрийский медиевист, известный исследователь в области готской тематики, Х. Вольфрам заметил: «…И Австрия, как считали в позднем Средневековье, называлась когда-то Готией (Gothia)». Он же напомнил, что идея северной прародины готов, конкретно отождествляемая со Швецией, закрепившаяся под влиянием готицизма в западноевропейской науке шла вразрез с данными античных источников. Согласно античным авторам «первая Gutthia-Гоτθια античной этнографии, в любом случае, находится на Чёрном море, будь то в Крыму, на Керченском полуострове или, что наиболее вероятно, в сегодняшней Румынии».4

 
От себя хочу добавить, что поскольку топонимика хранит следы присутствия той или иной этнической группы, то, по всей видимости, шведские гёты были или северной периферией континентальных готов, или одной из групп континентальных готов, отселившихся в Скандинавию с европейского континента в какой-то период. Надо учитывать также, что физическая география Балтийского региона имела другой вид в первые века эпохи в сравнении с концом первого тысячелетия.
 
А закрепление таких названий как Скандинавия, Скандинавский полуостров за полуостровом, где расположены современные Норвегия и Швеция – дела не так давно минувших дней, и политические мифы готицизма сыграли здесь свою роль.
 
Не вдаваясь во все детали истории появления названия Скандинавия, стоит напомнить, что названия Scandia, Scandinavia, сейчас использующиеся как синонимы, хоть и в разных контекстах, изначально имели каждый свою пеструю историю, уходящую к античным авторам. Название Scandia было придумано греками, и в «Илиаде» относилось к древнему городу на острове Кифера (один из кандидатов на родину Афродиты), а также к ряду островов на Средиземноморье.
 
Впервые как название островов на Севере Европы оно было использовано Плинием Старшим (23-79 гг.), который назвал Скандией остров/группу к северу от Римской Британии. Этот же автор говорит о Скандинавии (Scatinavia) как об острове рядом с кимврами, и явно речь идет о каком-то другом острове/островах. Птолемей под именем Scandia описывал остров в группе островов (Scandiae islands) к востоку от полуострова кимвров, т.е. примерно там же, где Плиний размещал остров Scatinavia. Несколько позднее, в послептолемеевское время, Scandia стала синонимом для Terra Scania, т.е. для нынешнего полуострова Сконе (Skåne), что и закрепилось в средневековье.
 
Данный рассказ можно было бы насытить большим количеством подробностей, но все это, в принципе, известный материал. Хотелось бы, однако, заметить, что разнобой в сведениях и смешение названий может быть объяснен не только недостатком сведений о Северной Европе. Имеется немало данных античных авторов, из которых видно, что север Европы был освоен древним миром через Восточную Европу, издавна были изучены водные пути, известны были гидрографические изменения, связанные, как сейчас понятно, с трансгрессиями и регрессиями уровня водоемов, происходившими в различные периоды.
 

Например, Диодор Сицилийский (вторая половина I в. до н.э.

) в рассказах о Скифии и Кавказе привёл следующие известия, восходящие к мифам об аргонавтах: «Не малое число как древних, так и позднейших писателей (между ними и Тимэй) рассказывают, что когда Аргонавты после похищения руна узнали, что Эит своим кораблями занял устье Понта, то совершили удивительный и достопамятный подвиг: проплывши вверх по реке Танаиду до его истоков и перетащивши в одном месте корабль по суше, они уже по другой реке, впадающей в Океан, спустились к морю и проплыли от севера к западу, имея сушу по левую руку; очутившись недалеко от Гадир, они вступили в наше море…».5

Читайте также:  Знамение каина: чем оно было на самом деле

 

Эти известия повторяются в рассказе Антония Диогена (вероятно, I в. н.э.): «В рассказ вводится некто по имени Диний, из любознательности отправившийся путешествовать из отечества вместе с сыном своим Димохаром.

Через Понт и затем от Каспийского и Ирканского моря они прибыли к так называемым Рипэйским горам и устью реки Танаида, затем вследствие сильной стужи повернули к Скифскому океану, достигли даже Восточного океана и очутились у восхода солнца, а оттуда объехали кругом внешнее море в течение долгого времени и среди разнообразных приключений… Они прибыли и на остров Фулу и здесь на время остановились в своих странствиях».6

 
Путешествия с юга на север через Восточную Европу осуществлялись с древности, но менялась геофизика, поэтому те группы островов, которые описывали древние и античные авторы, могли либо исчезнуть, погрузившись на дно Арктического шельфа, либо их рельефы сильно изменились. А названия сохранялись в «базе данных», и в другие времена им находилось иное применение.
 
Названия Скандия и Скандинавия пережили «третью молодость» благодаря труду Иордана, в VI в. написавшего свой знаменитый труд об острове Скандза, который он с отсылкой к Птолемею разместил на «просторах Северного океана» и прославил как остров, откуда вышли готы. Произведение Иордана достигло пика своей популярности во время распространения готицизма, т.е. в XV-XVI вв., и особенно прославился после публикации труда шведского писателя Иоанна Магнуса «История всех королей свеев и готов». Труд этот был опубликован братом писателя Олаусом Магнусом, автором известной книги по географии и этнографии народов Северной Европы. Олаус Магнус создал в приложение к этому труду не менее знаменитую карту Carta Marina (1539), где впервые поместил название Scandia на месте современной Швеции, которую его брат прославил как прародину готов. По крайней мере, на карте немецкого картографа Николауса Германуса (1420-1490), приложенной им к «Космографии» Птолемея, опубликованной в 1467 г., это название не обнаруживается применительно к той территории, где можно предположить нынешний Скандинавский полуостров. Закрепление названия Скандза, Скандинавия, такое привычное нам сегодня, происходило, судя по всему, как раз в десятилетия, когда стал набирать силу шведский и немецкий готицизм.
 Кавказские готы: откуда действительно пришло древнее крымское племя
 Кавказские готы: откуда действительно пришло древнее крымское племя
 
Привожу в подтверждение отрывок из работы немецкого картографа XVI в. Якоба Циглера «Скондия» (Schondia), опубликованную в 1532 г., c описанием севера Европы: «Относительно Гёталанд, Свеяланд и Финляндии, а также Лапландии, которая простирается до Северного полюса, кроме того – Гренландии, Херсонеса (Chersonesus) и острова Туле я получил разъяснения от достойнейших готских епископов Иоанна Магнуса Упсальского и Петера Вэстеросского, с которыми я сдружился во время моего пребывания в Риме и провел с ними много времени. Упсальский епископ еще до моего приезда начал писать свои комментарии относительно Скандинавии и давал мне их для прочтения».
 

Но со времени создания карты Олауса Магнуса и до окончательного закрепления названия Скандинавия за нынешним полуостровом прошло еще какое-то время. По крайней мере, в XVII в. на месте названия Скандия на шведских самодельных эскизах к картам можно было увидеть и название Гиперборея.

Следовательно, у нас нет четких географических данных о том, какой остров имелся в виду Иорданом, а также какие острова имелись в виду античными авторами под названиями Скандия или под Scatinavia.

Что касается Terra Scania или Сконе, то она точно не подходит как место исхода готов, поскольку в раннее средневековье была населена данами, а не шведскими гётами.

 

Таким образом, ответ на вопрос о том, откуда выходили готы, в соответствии с выводами западноевропейской медиевистики, включая и скандинавскую, таков: те, кто ранее других стал именоваться готами, проживали на территории современной Польши или несколько южнее. Как выглядел ландшафт Центральной Европы в раннее средневековье, следует изучить отдельно.

 

Теперь рассмотрим вопрос о том, кто такие готы. И для начала ознакомимся с тем, какую реакцию миф о шведо-готах вызывал у современников, т.е. у западноевропейских историков XV-XVI вв.

В своих публикациях (например, здесь и здесь) я рассказывала о том, что образ Швеции, как прародины готов, разрабатывался целым рядом представителей шведского готицизма, самой крупной фигурой среди которых был вышеупомянутый Иоанн Магнус. Большую часть своей жизни И.

Магнус провел за пределами Швеции, в европейских центрах гуманизма, где ревностно стремился отстаивать идею древности Швеции и её особую миссию. Магнус с юности посвятил себя духовной карьере и в 1517 г.

как полномочный шведский легат был направлен в Рим, где сразу же оказался вовлечённым в водоворот идейного противоборства, царившего в Италии и окрашенного «антиготской» пропагандой итальянских гуманистов.7

Источник: http://pereformat.ru/2014/02/goths/

Готы в Крыму

опубликовано: январь 2016

Готы в Крыму: история проникновения. Страна Дори

Готы пришли в Крым с низовьев Вислы. Если верить древнему историку Иордану, они были выходцами со Скандинавии. Грек Поседоний называл готов «германцами», а Корнелий Тацит писал, что они имеют «жесткие голубые глаза, русые волосы, рослые тела». 

На Крымский полуостров готы начали вторгаться в III веке. Исторические источники утверждают, что проникновение происходило в районах современной Керчи и Перекопа, возле столицы Боспорского царства и на северо-западном побережье (со стороны Днепра). Разгромив Неаполь Скифский, частично уничтожив и ассимилировав жителей Малой Скифии, германцы стали одной из главных сил Крыма. 

Вначале они истребили часть аланов, но очень скоро начали мирно сосуществовать с остальными представителями этого сарматского племени. Готы, проживающие в Крыму, не относились ни к вестготам, ни вероятно, к остготам. Однако с последними они имели гораздо больше общего. Германцы постепенно заселили Керченский полуостров, южный берег и юго-западный Крым. 

Ближе к концу III века крымские готы покорили Боспорское царство и остальные территории полуострова. Часть варваров сумела занять важные государственные посты Боспора и влияла на политику царства. Воинственные по своей натуре, крымские  готы принимали участие в походах против римской армии. Первое столкновение с Римом произошло в 238 г. н. э. Позже войны носили регулярный характер.

Боспорское государство вынуждено было предоставлять крымским  готам свой флот, а после упадка греческого царства, в середине IV в., германцы сосредоточили в своих руках всю полноту власти на полуострове. Известно, что во время ожесточенных боев с Римской империей часть готов поселилась в Юго-Западном Крыму. Единственным городом, который не признал пришлых германцев, был Херсонес.

 

Рядом с Крымом во второй половине IV в. возникло готское государство, которое возглавил Германарих, столицей этой державы был город Данпрштадирно. Вскоре политическое образование перестало существовать, после того, как в 70-х гг. того же века в Северное Причерноморье пришли гунны. Выдержав вражеский навал, крымские готы продолжали жить на территории полуострова.

Византия стремилась контролировать территорию Таврики и как могла, делала это. Готы были воинственным народом и император нанимал их в качестве военной силы. После того как в VI в. усилились позиции Византийского государства в Крыму, германские племена активно сотрудничали с ее властями и даже стали военно-административной единицей их государства. 

История Крыма того периода – рассказ о дружественных отношениях. Для защиты Херсонеса в Крыму строились такие крепости, как Мангуп и Эски-Кермен. 

При поддержке византийцев появились Алустон и Горзувиты. В этих укреплениях несли службу готы-федераты. 

Алушта, напоминание о крымских готах:
Кавказские готы: откуда действительно пришло древнее крымское племя
Руины башни Ашага-Куле крепости Алустон

Византиец Прокопий Кесарийский писал о том, что где-то на северо-западе Крыма «на возвышенности» существует страна Дори, в которой издавна живут готы. Древний историк утверждал, что там не было каких-либо крепостей и люди эти предпочитали жить в открытых местностях.

В этом же источнике говорится о том, что жители страны Дори охранялись стеной, построенной Юстинианом I, принимали участие в римских походах и воинов в одном из поселений насчитывалось около 3 000.

Историки не знают, о каких стенах шла речь, и только лишь предполагают, что это могла быть череда крепостей, расположенных на подступах к территориям, подконтрольным империи.

Страна Дори пережила нашествия аваров, хазарскую агрессию, была под протекторатом Хазарского каганата. Зависимость продолжалась до IX в., пока Готия не стала частью фемы Херсона. С XI в. по XIII в. готы платили подать Византии. Боспор в то время уже входил в состав Тмутараканского княжества.

В XII веке в Крыму обосновались половцы. С тех пор крымские готы вынуждены были и им сплачивать регулярную дань, но о полной зависимости речь не шла. В 1253 г. полуостров посетил монах Рубрик, который утверждал, что на участке территории между Херсоном и Судаком было расположено четыре десятка крепостей. Среди них было много таких, жители которых говорили на языке готов. 

Жизнь готов в Крыму начала меняться с приходом генуэзцев (XIII — XIV вв.). В результате договора, заключенного между выходцами из Генуи и Мамаем, готы, проживающие в Крыму, получили кусок земли полуострова, который тянулся от Алушты до Балаклавы. Там образовалось христианское княжество Феодоро, о котором расскажем отдельно.

Готы в Крыму серьезно пострадали в результате турецкой экспансии. Османы вначале вырезали жителей Мангупа, а потом на месте готского княжества создали свой кадылык.

С постепенным упадком Мангуп-Кале с крымских земель исчезали потомки представителей германских племен, которые много столетий тому назад пришли на полуостров.

Однако в окрестностях оставались небольшие поселения готов, которые еще несколько сотен лет хранили традиции предков. О необычном для Крыма фенотипе, который встречается у жителей отдельных сел, писали исследователи XVIII в.

В конце того же столетия гото-греков Алушты и Гурзуфа переселили в Новороссию. Однако светловолосые крымские татары с глазами цвета неба встречаются в Крыму и сегодня. Они живут в Бахчисарайском районе и на Южном берегу полуострова. Ученые считают их потомками готов.

Получается, что готы обитали в Крыму дольше всех остальных этносов.

Во времена Второй мировой войны этим фактом пользовалась фашистская Германия, доказывая, что на полуострове живет немало представителей арийской расы и Крым должен стать частью немецкого государства.

Полуострову вместе с другими территориями Северного Причерноморья даже придумали название — «Готенгау». Планировалось, что до 1960 г. в Крыму будет жить 5 миллионов немцев.  

Готы в Крыму: сельское хозяйство, ремесла, торговля

Нам практически ничего не известно о видах растений, выращиванием которых занимались готы в Крыму. Однако Прокопий Кесарийский утверждал, что обитатели страны Дори успешно занимаются земледелием. Можно предположить, что, как и их предшественники, ранее проживающие на территории полуострова, германцы сеяли зерновые культуры.

Оказавшись в Крыму, готы тесно контактировали с сарматами. Именно у них представители германских племен переняли опыт коневодства. Позже крымские готы активно использовали собственноручно выращенных лошадей во время боевых действий и в мирной жизни. 

Кроме всего прочего, германцы Крыма были искусными ремесленниками. Они занимались ткачеством, кожевенным делом, делали керамические изделия, стекло. В их среде обитали хорошие плотники и камнерезы.

У римлян крымские готы заимствовали технологию металлообработки, с помощью которой появлялись отличное вооружение и красивые ювелирные изделия. Во время раскопок на готском могильнике Суук-Су были найдены двупластинчатые фибулы, бусы, сделанные из стекла и камня, серебряные сережки, гривны.

В поделках крымских готов ученые обнаружили черты, характерные для изделий из Римской империи и вещей, сделанных представителями других народностей Причерноморья.

Крымские готы также занимались торговлей. Еще Тацит писал о том, что они знают цену золотым и серебряным монетам, но в отдаленных районах преобладает товарообмен.

Украшения и предметы гардероба, изготовленные римскими умельцами, в готской среде считались более изысканными. Со временем высокопоставленные крымские готы и их жены все чаще стали покупать предметы роскоши у более цивилизованных соседей.

Среди товаров, которые поставлялись из Рима, были шелка, пурпурная краска и ювелирные изделия. 

Читайте также:  Зачем американцы «скопировали» капитолий с исаакиевского собора

Быт, религия и культура готов в Крыму

Крымские готы были неизбалованным народам. Они носили прямые одежды из льняных или шерстяных тканей. Однако с IV в. у них появляется понятие престижа. Знать должна была одеваться согласно статусу, иначе могла подвергаться насмешкам. Подобный случай описан Прокопием Кесарийским.

Когда появилась необходимость выделяться, женщины-готы начали украшать себя массивными подвесками, серьгами, бусами. Фибулы использовались не только, как украшение, они скрепляли части одежды. Мужчины предпочитали небольшие украшения, носили узкие пояса и портупейные пряжки для оружия.

Мальчиков с детства учили воевать и эти умения часто применялись ими во взрослой жизни. Во время походов на Кавказ и на Трапезунд, что происходили в 256–257 гг., крымские готы заполучали рабов.

Такие невольники нередко исповедовали христианство, что спровоцировало проникновение новой веры на полуостров. Несмотря на постепенную христианизацию, готы в Крыму не забывали традиции предков.

Не исключено, что они все еще веровали в силы природы, в троллей, эльфов, гномов и водяных никс, поклонялись племенным богам-покровителям. 

Христианство не могло нравиться племенной знати, ведь его распространение свидетельствовало о зарождении связи с Римом. Однако после недолгих гонений оно утвердилось на полуострове в форме арианства. В VIII в. в Крыму действовала Готская епархия, которая в XIV в. была преобразована в митрополию, просуществовавшую до момента выселения крымских христиан в XVIII в.

Уровень культурного развития крымских готов отставал от римской цивилизации. Впрочем, ученые говорят, что готскую культуру не стоит недооценивать. Она была многогранной и яркой. Воинственный народ не представлял  жизни без соревнований, джигитовки, солдатских игр. Подготовка к боям была частью их менталитета.

Художественные ремесла германцев также являются отличительной чертой их культуры, хоть они и не всегда отвечали потребностям верхушки общества. Устное народное творчество крымских готов существовало не только для развлечений.

С помощью песен-эпосов они запоминали историю своего народа, передавали ее из поколения в поколение.

Религиозные взгляды и особенности культуры воинственного народа прослеживаются в захоронениях готов. В Крыму встречаются готские могилы с прахом. Готов сжигали, а потом помещали в специальные сосуды.

Вместе с трупом человека иногда кремировали принадлежащего ему коня. Бывали случаи, когда сжигали и оружие усопшего воина. Рядом с останками тела готов клали вещи, которыми они пользовались при жизни.

Иногда их хоронили в сарматских подкурганных могильниках. С приходом христианства мертвых перестали сжигать.

Итак, готы обитали в Крыму дольше всех остальных народностей – с III по XVIII век. Возможно, и сейчас их наследники проживают на полуострове. Готы разрушили многие селения скифов и начали разгром Неаполя Скифского, который перестал существовать уже при гуннах. Германцы покорили Керченский полуостров, Южный и Юго-Западный Крым. 

В конце III века они контролировали политику Боспорского царства и воевали с Римом. В середине IV века из всех поселений на полуострове им не принадлежал только лишь Херсонес Таврический. В VI веке усилились позиции Византии в Крыму. С тех пор готы сотрудничали с представителями империи, служили в качестве федератов в нововозведенных византийских крепостях. 

Взаимоотношения с представителями сарматского племени аланов у готов были скорее дружественными. Об этом свидетельствует факт появления этнонима готаланы. Не исключено, что готам удалось создать свое государство Дори. С VII по IX век оно находилось в хазарской зависимости, а потом стало частью византийской фемы. 

В XIII веке готские земли вошли в состав княжества Феодоро. А после прихода османов крымские германцы почти исчезли с полуострова.

INLIGHT

Источник: https://krymkrymkrym.ru/goty-v-krymu

Кавказские готы: откуда действительно пришло древнее крымское племя

У ученых нет точных сведений о времени появления готов в Крыму. Скорее всего, это был многолетний процесс, в течение которого племена готского союза в ходе набегов постепенно оседали в Таврике. Тем не менее мы точно знаем, что в III-IV веках н. э.

готы и другие пришлые германцы расселились по территории юго-западного и юго-восточного Крыма от Боспора до Херсонеса (современные Керчь и Севастополь). Большой интерес вызывает также проблема истории исхода готов в Европу и далее в Крым.

Прародина и маршрут следования готов по данным Иордана

Откуда же пришли готы в Европу? По сведениям Иордана, готского историка VI века, готы сформировались как этнос на острове Скандза, откуда они под предводительством короля Берига переселились на трех кораблях через море в местность, которую они назвали «Готискандза». Посмотрим, как выглядит рассказ этого готского автора:

С этого самого острова Скандзы, как бы из мастерской, [изготовляющей] племена, или, вернее, как бы из утробы, [порождающей] племена, по преданию вышли некогда готы с королем своим по имени Бериг. Лишь только, сойдя с кораблей, они ступили на землю, как сразу же дали прозвание тому месту. Говорят, что до сего дня оно так и называется Готискандза.

Попытаемся разобраться с географической номенклатурой Иордана. «Скандза» — это, скорее всего, южная часть Скандинавии, откуда начали свое эпическое переселение готы и другие германские племена. Иордан метафорически называет Скандзу «мастерская племен» или, более грубо, vagina nationum («утроба племен»), откуда, «подобно пчелиному рою», готы врываются в Европу. Под географическим понятием «Готискандза», куда высаживаются готские племена, Иордан, очевидно, имел в виду побережье близ дельты реки Вислы в современной Польше. Исследователями этот топоним объясняется либо как Godaniska (Коданский залив у географа Помпония Мелы; ср. название города Гданьска), либо как Gutisk-andja, т. е. «готский берег». Правление короля Берига и, соответственно, переселение готов в северную Польшу датируются приблизительно серединой I века н. э.
Другие гипотезы: иранцы с Кавказа и торговцы в Индии

Тем не менее далеко не все исследователи соглашаются с традиционной точкой зрения о том, что начальной точкой исхода готов была Скандинавия. Некоторые авторы XIX века, к примеру, полагали, что готы пришли в Европу, равно как и другие кочевые народы — скифы, сарматы, аланы, гунны и пр. — из Азии.

Не менее парадоксальная теория о происхождении готов была выдвинута украинским историком М. Ю. Брайчевским. Согласно этой теории, готы на деле были ираноязычными скифами и аланами, и в Крым они попали вовсе не из Скандинавии, а с Кавказа.

«Огерманились» же они, лишь попав в Среднее Подунавье, где встретились с настоящими германскими племенами.

Наряду с версией об азиатско-иранском происхождении готов были и другие. К примеру, Г. Вернадский выдвинул достаточно неожиданное предположение о том, что уже к середине II века н. э.

готы осели на берегах Черного моря, откуда их купцы через земли аланов и Кавказ везли на продажу янтарь в далекие восточные страны, включая Индию.

Ученый основывал свою гипотезу на том факте, что в буддистском святилище Яннар недалеко от Бомбея были найдены две надписи с именами Эрила и Цитта-ямана из Гатана.

Имена Эрил и Цитта, как предположил Вернадский, принадлежали готским купцам, в то время как топоним Гатана обозначал Готию. Все эти теории звучат достаточно любопытно, однако, увы, едва ли основываются на объективной интерпретации доступных на настоящий момент письменных и археологических источников.

Теория Рольфа Хахманна: насельники центральной Польши

В 1970-е большой шум наделала книга Рольфа Хахманна «Готы и Скандинавия» (Берлин, 1970), в которой автор попытался доказать, что готы изначально жили не в Скандинавии, а в Мазовии (центральная Польша), откуда они частично мигрировали в Скандинавию. Археологически, согласно Хахманну, готы соответствовали мазовской группе пшеворской археологической культуры.

По его мнению, рассказ Иордана о переселении на трех кораблях носил отчетливо легендарный характер, не имевший отношения к реальному ходу событий. К тому же, по мнению Хахманна, толчком для вынужденной эмиграции готов должен был стать демографический взрыв и перенаселенность — а этого в Скандинавии на рубеже I века до н. э. — I века н. э. попросту не было.

Теория консенсуса: Швеция как прародина готов

Несмотря на то, что у теории, сформулированной Хахманном, по-прежнему есть свои приверженцы, в настоящий момент большинство ученых все же считает, что приведенная Иорданом легенда отражает реальный факт переселения готов из южной Швеции на территорию северной Польши. Рассказ Иордана подтверждается, в значительной степени, данными археологии. Действительно, в I веке н. э.

в низовьях Вислы отмечается появление большой группы нового населения, обладавшего многими чертами материальной и духовной культуры, характерной для Скандинавии. В легендарном рассказе Иордана можно увидеть отголосок исторических сведений о разделении готов на три основных группы: гепидов, визиготов и остроготов.

Причиной для переселения мог стать не демографический взрыв, а, скажем, недостаток хороших земельных угодий или голод, вызванный серией неурожаев.

Тем не менее по-прежнему ведется дискуссия относительно того, из какой же именно части Швеции начали переселяться готы — с острова Готланд, из восточной Швеции (Остергеталанд) или из западной (Вестергеталанд)? Бóльшая часть ученых предполагает, что исходной зоной эмиграции готов была западная Швеция.

Сведения Иордана: дальнейшая миграция готов

Проследим, что же, согласно Иордану, случилось с готами далее. Во времена короля Филимера, сына Гадарига, правившего, предположительно, во второй половине II века н. э., готы начинают двигаться из Готискандзы (т. е. северной Польши) на юг.

Готы продолжали движения до местности, названной Иорданом «желанной землей Ойум».

Далее, восхитившись великим обилием этой земли, Филимер «перекинул туда половину войска, после чего, как рассказывают, мост, переброшенный через реку, непоправимо сломался, так что никому больше не осталось возможности ни прийти, ни вернуться».

Само название этой земли происходит, по всей видимости, от готского Aujom, что значит «страна, изобилующая водой». Под землей Ойум исследователи понимали и правобережную Украину, и Приазовье, и левый берег Днепра, и область так называемого Великого Луга, и другие местности.

Однозначного ответа, ввиду неясности географических реалий источника, вряд ли можно ожидать. Важно, что при пересечении этой не названной Иорданом реки после поломки моста часть готов остается за рекой, а другая, ведомая королем Филимером, движется далее к крайней части Скифии, соседствующей с Понтийским (т. е. Черным) морем.

Можно предположить, что переселившиеся из южной Скандинавии в северную Польшу готы в течение нескольких десятилетий мигрировали через территории современных Польши и Украины к северному Причерноморью и Приазовью. Несколько ниже Иордан уточняет, что конечным местом проживания готов становится местность «около Мэотийского болота».

Учитывая, что так античные авторы называли Азовское море, место конечного переселения готов при Филимере можно локализовать в районе северо-западного Приазовья.

Вторжение готов в Крым

По-видимому, именно оттуда, т. е. из северо-западного Приазовья, в III-IV веках н. э. готы вторгаются на территорию Крыма, в Боспор (античный Пантикапей, современная Керчь) и округу Херсонеса, разрушив позднескифские поселения Усть-Альма, Альма-Кермен и Неаполь.

В 60-е и 70-е годы III века ими были оставлены могильники с погребениями, совершенными по характерному для германцев обряду трупосожжения, у подножья горы Чатыр-Даг и на южном берегу Крыма, на мысе Ай-Тодор и в Партените. Так этот древнегерманский народ появился и осел на территории Крымского полуострова.

Именно Крым стал местом, где готы сохранились как этнос дольше всего — как минимум, до второй половины XVI века.

Источник: https://news.rambler.ru/other/42306573-kavkazskie-goty-otkuda-deystvitelno-prishlo-drevnee-krymskoe-plemya/

Крымские готы откуда пришли в Крым — Эзотерика

Крымские готы переселившись к низовьям Вислы, запустили цепную реакцию. Под давлением варварских племен, Римская империя быстро пала, и готы распространили свое влияние от Восточной Европы до Поволжья и Крыма.

В Крыму часть готов подчиняет себе аланов, одно из сарматских ираноязычных кочевых племен, после чего совместно с ними совершают набеги на полуостров. В исторических источниках того времени даже встречается память о таком тесном союзе двух народов – этноним гото-аланы.

Готы расселились по южной части Крыма и на Керченском полуострове. Затем Европа была потрясена наступлением гуннов, или хунну – кочевников из Азии.

Готы в это время находились между византийскими владениями, в частности, крупнейшим городом Херсонесом, и гуннами.

Оплотом Готии стала крепость Дорос, после завоевания хазарами и до наших времен называемая Мангуп-кале – огромный пещерный город, до сих пор являющийся туристической меккой Крыма. Изолированное горное плато было снабжаемо питьевой водой из горных источников, и потому являлось уникальной, наполовину искусственной, а наполовину природной фортификацией.

У крымских готов был надежный союз с Византийской империей, из которой на полуостров стекалась интеллектуальная элита Византии, бегущая от преследований иконоборцев – образованные монахи, а однажды – даже сосланный император Юстиниан II, а иноземцы называли их государство «страной сорока замков».

С XII века готы начинают платить дань татарам и половцам: даже в «Слове о полку Игореве» крымские готы описываются как народ, тяготящийся чужеземным игом.

Несмотря на тяжелые времена, они продолжали заниматься торговлей, и до нас дошли даже упоминания об их торговых контактах с Новгородом (XII век).

Общемировая перестановка сил затрагивает хороших соседей крымских готов, византийцев, с которыми начинает конкурировать Трапезундская империя.

Тем временем, земли у Кафы (современная Феодосия) покупают генуэзские колонисты, а затем, при помощи договора с ханом Мамаем, основывают там небольшое княжество Феодоро, называемое еще «Княжество Готия», вытеснив самих готов ближе к горам. Территория крымских готов с этого момента простиралась от Балаклавы до Алушты – древних Ямболи и Алистона, а важнейшие крепости перешли в руки генуэзцев.

Так Готия разделилась на две части, но упорные готы не сдались в этой борьбе, и продолжали строить крепости – исары, и возвращать назад свои земли. Крымские готы показывали себя и как успешных политиков, заключив брак княжеской дочерей с императором Трапезунда.

Однако после немногочисленных побед, Готия терпит сокрушительное поражение: турки берут в 1475 году Кафу (в настоящее время сохранилась крепость), а затем осаждают Мангуп, что приводит к разрушению государства крымских готов.

Край приходит в упадок, оказавшись на окраине турецких земель, а готский княжеский род сохраняется в боярской семье Головиных – готских князей-эмигрантов, живших в Москве. Крымские Готы-крестьяне, тем временем, продолжали изолированно жить в горах, и ассимилировались лишь спустя века

Источник: https://ezoterik-page.com/kto-takie-krymskie-goty-i-kak-oni-ochutilis-v-krymu-russkaya-semerka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector