Кереки: действительно ли они являются разновидностью чукчей

Кереки: действительно ли они являются разновидностью чукчей

Из всех народностей проживавших в обозримом историческом прошлом на территории Чукотского автономного округа, кереки — самый загадочный  народ. Загадочный, потому что малоизученный. Даже на Чукотке очень не много людей знают кто такие кереки?

Сегодня изучать живую этнографию этого народа уже некому. И не потому что нет этнографов, а потому что нет самого народа. Уже в 1970-х годах оставались единичные представители кереков, а в настоящее время их и вовсе не осталось. Хотя потомки от смешанных браков до сих пор живут в Майныпильгыно, Хатырке, Алькатвааме и Беринговском. Бухта Гавриила, куда я пришёл в середине сентября 2015 года, ещё полвека назад была одним из очагов расселения этого небольшого народа, предки которого видели корабли Дежнёва, Беринга, Кука, Литке и других мореплавателей. Если встретится и пообщаться с кереками мне  не суждено, то пусть о них расскажет земля и люди, которые с ними общались.

Если не Владилен Леонтьев, советский этнограф, родившийся, выросший на Чукотке и посвятивший свою жизнь изучению этого древнего народа, мы бы вообще мало что знали о кереках. В 1970-х годах он совершил несколько этнографических экспедиций по побережью бывшего Беринговского района, где не только встречался со стариками, но и изучал древние керекские поселения на побережье.

«По-керекски губа Гавриила называется Канийун, по-чукотски Каныёль. Значение слова, как на керекском, так и на чукотском одно и то же — «изгиб», «выемка». Губа издавна была удобным местом для заселения.

Реки и лагуны кишели вкусной и питательной рыбой, в бухте Грейга были лежбища моржей и сивучей, подходили к берегам большие стада китов, на отвесных скалах гнездились многочисленные стаи птиц. Ещё по переписи 1928-1929 годов здесь отмечалось два керекских поселения: одно на косе в губе Гавриила, второе у устья протоки Рыбачьей.

В лоции указывается, что в южной части перешейка, отделяющего лагуну от бухты имеется деревянный дом и несколько землянок. Сейчас здесь коренное поселение не живёт, последние жители покинули эти места в начале 1960-х годов. «

В.В.Леонтьев «По земле древних кереков»

Серое утро. Я в маленьком балке, допиваю чай и в десятый раз перечитываю  «Сводный перечень объектов культурного наследия федерального, регионального и местного значения на территории Чукотского АО». Реестр объектов окружное управление культуры начало составлять лет десять назад.

Все древние керекские поселения бухты Гавриила в научной археологической кодификации именуются «Орианда» с добавлением порядковых чисел от 1 до 7. Древнейшим поселением считается «Орианда- 2» датируемое II тыс. до н.э. — XX в. н.э.

Передо мной стоит задача поставленная Управлением, осмотреть, сфотографировать и зафиксировать координаты объектов. Всё просто, если бы не одно «но», координаты очень приблизительные, не верные.  Если  бы не продублированная  письменная аннотация объектов, их поиск был весьма затруднён.

Навигатор в карман, фотоаппарат на шею, ружьё за спину — выдвигаюсь на археологический плэнэр.

«Стоит большой дом метеостанции, подсобные помещения, а чуть в стороне видны ещё хорошо сохранившиеся землянки и два-три домика»

В.В.Леонтьев «По земле древних кереков»

Леонтьевские «хорошо сохранившиеся землянки»  отлично видно издали. Подхожу к невысокому холму, заросшему травой и понимаю, что искать тут нечего. Воронка, оставшаяся от землянки забита мусором и, видимо, использовалась как свалка. Рядом еще один остов землянки, но он тоже завален бочками и мусором.

Не беда, «будем посмотреть» другие объекты, благо их согласно «Перечню» изрядное количество. Координаты  «Сводного перечня» врут, поэтому первым делом отправляюсь к устью безымянного ручья, который впадает в бухту недалеко от основания косы. Этот устный ориентир, намного правдоподобнее координат объекта.

2. Два «кургана» — остатки керекских землянок

Кереки: действительно ли они являются разновидностью чукчей

3. Так выглядят землянки около метеостанции

Кереки: действительно ли они являются разновидностью чукчей

4. Обильное травоцветье — характерный признак древнего поселения

Кереки: действительно ли они являются разновидностью чукчей

Три  с половиной километра и я оказываюсь у высоких холмов поселения «Орианда-4». По обеим сторона ручья расположены остатки бывших керекских землянок. Следы древних поселений на Чукотке отличить  не сложно — они обильно зарастают травой.

Здесь, в беринговской тундре, поселения «маркированы» от окружающей тундры высокой, по пояс и выше, травой. Если обнаружить такое поселение труда не составляет, то найти в нём подъёмный материал, артефакты, уже целая проблема. Визуальный осмотр выявил несколько костей. Предположительно китовых.

Кости древние покрылись зелённой патиной и мхом. Больше ничего.

5. Правый берег безымянного ручья и холм с культурным слоем

Кереки: действительно ли они являются разновидностью чукчей

6. «Подъёмный материал»,кости морских млекопитающих

Кереки: действительно ли они являются разновидностью чукчей

Здесь не плохо было бы пройтись сенокосилкой или хотя бы косой. Но ни того, ни другого у меня нет. Древний сельскохозяйственный подсечно-огневой метод тоже не сработал. На вид вся это жёлтая растительность чистая солома, на практике гореть категорически отказывалась. Точнее, вспыхнет и через пару секунд погаснет. Сырая.

Но любопытство и давняя мечта о профессиональной археологической деятельности не позволили уйти не заглянув в глубь веков. Должны же здесь быть хоть, какие-нибудь артефакты? Подобрав на берегу палку и вооружившись ножом, начинаю срезать дёрн и аккуратно выкапывать почву. Почва богатая и жирная. На такой в пору огороды разбивать.

Первое что обнаружил это небольшой фрагмент позвоночника кита. Настолько древний, что сыпался в руках. Копать вгубь, при помощи ножа и палки занятие малоэффективное, поэтому упрощаю себе задачу и снимаю небольшой слой дёрна с боковой стенки. Палка упирается в камень. Ну хоть, что-то! Может кладка каменная? Расчищаю.

Камень стоит вертикально.

7. Поселение «Орианда-4» V – ХV века н.э.

Кереки: действительно ли они являются разновидностью чукчей

Вспоминаю, исследования Леонтьева, который здесь, в бухте Гавриила, но на другой стороне протоки нашёл керекскую печь. Печь состояла из вертикально поставленных камней, которые образовывали очаг.

Очаг нагревался, затем из него извлекалась зола и угли, внутрь помещалось мясо или дичь, затем казённая сторона очага  закрывалась камнем и пища томилась до готовности. Такой способ приготовления на Чукотке уникален и  существовал только у кереков.

Подобным образом пищу готовили ительмены, населявшие юг Камчатки и народы Океании.

8. Артефакт: вертикально стоящий камень

Кереки: действительно ли они являются разновидностью чукчей

Продолжаю копать. Точнее выколупливать по крупицам слежавшийся грунт. Камень конечно же не артефакт. Но ведь в природе, тем более в культурном слое вертикально стоящие камни — признак антропоморфный. Камень я всё же откопал.

К сожалению он был одиноким. Возле него, по крайней мере в 10-15 сантиметрах в каждую сторону больше ничего не обнаружил.  Весь вспотевший и  перепачканный землёй решаю, что на этом моя деятельность на «Орианде-4» исчерпана.

Итог, несколько костей и камень.

9. Артефакт: костные останки

Кереки: действительно ли они являются разновидностью чукчей

Следующая цель, а точнее цели, находятся на косе, на противоположном от метеостанции берегу. Добраться туда можно в обход, по берегу. Обхожу косу. Вдалеке кружат гусиные стаи. Одна из них летит на меня. Присаживаюсь, чтобы не спугнуть. Стая делает крюк и уходит в сторону.

«Ну не судьба», — думаю я, и хотел было уже уходить, как замечаю, что гуменник, вновь делает поворот и налетает. Выстрел. К моему удивлению, редко у меня выходят меткие попадания, один гусь камнем летит на землю. Локи тут же ободрился и побежал подбирать.

Еле успел выхватить гуся у собаки.

— Всё, на сегодня  археологии достаточно. Настало время готовить гуся и топить баньку — вслух говорю собаке и радостные возвращаемся на базу. Бытие победило сознание.    

продолжение следует

Часть 1. «Берег разбитых кораблей» Часть 2. «Из пункта «А» в пункт «Б» Часть 3. Чукотский паровоз»Часть 4. «Любовь и ненависть беринговской тундры» Часть 5. «В горах Северной Корякии» Часть 6. «В мире животных» Часть 7. «Эффект красоты» Часть 8. «Метеостанция «Бухта Гавриила»

Источник: https://basov-chukotka.livejournal.com/151508.html

Кереки

  • Кере́ки (анкалгакку, аракыкку)
  • Современные источники
  • Кереки — один из палеоазиатских народов, коренное население Дальнего Востока.
  • В 2000 году кереки были включены в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ.
  • Самоназвание

Анкалгакку — «приморские люди», каракыкку — от чук. кэрэкит.

  1. Численность
  2. Всего по переписи 2010 года кереками себя записались 4 человека.
  3. В 2002 году — 8 человек.
  4. В 1959 году насчитывали около 100 человека.

Делились на две группы: ыйулаллаку — «верхние», жившие в районе Наваринской бухты, и путылаллку — «нижние» — в низовьях р. Хатырки.

В XIX—XX веках кереков обычно относили к корякам, отсюда и путаница в численности по переписям.

Например, в 1897 г. кереков насчитывалось 102 человека, хотя это число предположительно в несколько раз больше.

  • Расселение
  • Кереки: действительно ли они являются разновидностью чукчей
  • Исторически их поселения известны на территории от Анадырского залива до Олюторского мыса.

По В.В. Леонтьеву, они делились на 4 группы:

-туманские кереки, жившие на территории от Анадырского залива до мыса Барыкова (пос. Нигрин, Нигрунутэтэгин, Талкапъэргырган, Тапанъэргын, Элкытвээм),

-наваринские кереки с ареалом обитания от мыса Барыкова до мыса Наварин (пос. Гачгатагын, Кайамамкут, Майнамамкут, Упанк, Амаамын, Каныйун), к началу ХХ в. жили только в пос. Мейныпильгына;

— опукинские кереки, занимавшие участок от устья р. Хатырки до бухты Наталия (пос. Ватыркан, Мыллан, Китана, Ягнасынон, Ильпин, Мимилвытгын)

  1. -ковачинские кереки расселялись от бухты Наталия до мыса Олюторский.
  2. Кереки: действительно ли они являются разновидностью чукчей
  3. В XX столетии жили в населённых пунктах Беринговского района Чукотского автономного округа (Мейныпильгыно,Хатырка, Беринговский).
  4. Проживали в нескольких посёлках отдельными семьями смешанно с чукчами.
  5. Этногенез
  6. Долго находились в естественной природной изоляции.
  7. Вероятно, кереки — представители самой древней народности на Крайнем Северо-Востоке.

Археологи выделяют древнекерекскую археологическую культуру (с 1-й половины 1-го тысячелетия до н. э.), происхождение которой связывают с общим протоэскалеуто-ительменским этническим пластом (Н. Н. Диков).

  • Язык
  • Керекский язык относится к чукотско-камчатской семье (условно включаемой в палеоазиатские языки).
  • Близок к корякскому языку, часто считается одним из его диалектов.
  • В лексике кереков встречаются также элементы эскимосского.

Краткое научное описание их языка впервые было осуществлено советским палеоазиатоведом П. Я. Скориком на основании собранных в 1954—1956 годах материалов.

Им же записано несколько текстов на керекском языке.

Также в 1971 году восемь новых керекских текстов было записано В. В. Леонтьевым.

  1. Керекам были известны пиктографическое письмо и двадцатиричный счет.
  2. Традиционное жилище и поселения
  3. С первых заморозков жили в зимних поселениях на галечнике, на небольших сопках или косах.
  4. Поселения состояли чаще из одной-трех больших землянок (куймайаана — «жилье с ответвлениями»), в каждой — по нескольку семей.
  5. Яма имела глубину от 0,5 м.
  6. По углам вкапывали четыре столба, отстоящих друг от друга на 2 — 4 м и соединенных перекладинами.
  7. На перекладины укладывали толстые жерди, под наклоном закрепляя их в земле.
  8. Сооружение утепляли дерном и песком, зимой покрывали еще и слоем льда.
  9. Вверху оставалось светодымовое отверстие, закрытое кусочком льда.
  10. Во время сильных морозов перед входом устраивали длинный снежный коридор (хуттуйун).
  11. Пол землянки засыпали галькой.
  12. Земляной выступ вдоль стен использовали в качестве хозяйственного стола.
  13. Каждая семья имела свой полог, но пользовалась общим очагом. Кереки: действительно ли они являются разновидностью чукчей
  14. Спальные места располагали головой к восходу солнца.
  15. Кладовые были двух типов: ачаан — для хранения небольших запасов вне землянки и илгпахйакку, соединявшиеся ходом с землянкой.
  16. Известен обряд, связанный с постройкой нового дома: четыре основные стойки землянки обмазывали смесью толченых ягод шикши, корешков клайтонии и жира.
  17. Затем эту смесь выносили из землянки на подносиках-тарелках и разбрасывали в разные стороны, чтобы ублаготворить духов.
  18. Кроме того, изготовляли пять-шесть стрелок и расставляли их вокруг жилища, настораживая против злых духов.
  19. Весной переселялись в летние жилища, устраивая по этому случаю праздник с охранительными ритуалами.
  20. Летом же в местах рыбного промысла, на террасах рядом с нерпичьими и моржовыми лежбищами люди жили во временных постройках из жердей.
  21. Спасаясь от противника, укрывались на скалах, на мысах, сооружали укрепления.
Читайте также:  Как французские эсэсовцы в 1941 году пытались взять реванш за 1812 год

В ХХ в. основным жилищем кереков стали рубленые избы, с его середины началось переселение кереков в укрупненные новые пос. Мейныпильгыно и Хатырку.

  • Люди старшего поколения предпочитали жить на местах промысла.
  • Селения нового типа улучшили бытовые условия жизни, но привели к утрате традиционной культуры.
  • Семья
  • Основу керекского общества составляла большая матриархальная семья, на лето разбивавшаяся на малые семьи.
  • Запасы рыбы и орудия промысла считались общей собственностью.

Во всех хозяйственных, семейных и общественных делах главенствовала старшая женщина. Родство считалось по материнской линии.

  1. Существовали экзогамные объединения; так, наваринские кереки брали в жены представительниц группы опукинских кереков.
  2. Браки с другими народами не поощрялись.
  3. Керекских женщин нередко насильно забирали чукчи-оленеводы, поэтому многие мейныпильгинские чукчи ведут свое происхождение от кереков.

Распад большой семьи начался в ХIХ в. в связи с упадком морского промысла и переходом от коллективной к индивидуальной охоте.

Традиционное хозяйство

Кереки занимались рыболовством, морским зверобойным и пушным промыслом, охотой на дикого оленя и горного барана, собирательством.

Держали упряжных собак (нарты и упряжка восточно-сибирского, или чукотско-корякского типа). У южных кереков существовало мелкотабунное оленеводство.

Рыбу в больших количествах заготавливали впрок.

Кереки: действительно ли они являются разновидностью чукчей

Распространенным оружием морской охоты было гарпунное устройство, т. н. «керекская спица», лук со стрелами, потесненные впоследствии огнестрельным оружием.

При охоте на морского зверя и медведя до 1970-х гг. использовали в числе других видов оружия дубинку (кэлюунэн) с наконечником из моржового клыка или металла, находящую аналогии среди предшественников томагавка у индейцев Северной Америки.

  • Религия и обрядностьКереки: действительно ли они являются разновидностью чукчей
  • Традиционные верования Кереков Пантеизм и Анемистические представления: мир населяли добрые и злые духи, духи — хозяева природы и зверей.
  • Астрономический год кереков делился на два периода — зиму и лето.
  • Названия месяцев связывались с промысловой деятельностью.
  • При возвращении с охоты исполняли обряд благодарения (кликыпыттувак), хозяйка землянки хвалебной песней приветствовала охотника с добычей.
  • Кости съеденного зверя собирали, позвонки нанизывали на ремень и торжественно относили на берег моря, где закапывали в песок или гальку.
  • Туда же, задабривая дух убитого животного, клали вяленое мясо, юколу, шикшу.
  • Встречая охотника после долгого отсутствия, в него бросали горящую головешку из очага: считалось, что это отпугнет злых духов, приставших к нему в пути.
  • Сохранялись культы волка и медведя: их изображениям приносили жертвы, просили у них удачи, им поклонялись.
  • Имеются сведения о праздниках, посвященных добыче медведя, кита.
  • Существовали специальные места для жертвоприношений «хранителям деревни» — камак.
  • Рядом с керекским поселениями имелись жертвенные места — скопления моржовых черепов с воткнутой китовой челюстью и пр.
  • У кереков известно два способа погребения: зимой умершего бросали в море, летом закапывали в землю.
  • Грудных детей хоронили под стеной жилища.
  • Поскольку в детях видели новое воплощение предков, считалось, что кто-то из родственников не пожелал вернуться в мир живых.
  • Детей, чей родственник умер, на время крепко связывали ремнями и сажали на привязь.
  • После похорон их развязывали и заставляли выть и лаять по-собачьи.
  • Погребальную одежду (лумийан) сшивали сухожилиями, не делая узлов.
  • В ней не должно было быть прорех и дыр (иначе у детей и близких умершего появятся раны).
  • Опушку на капюшоне, подоле и рукавах отделывали белым собачьим мехом.
  • Капюшон затягивали, оставляя открытым только нос.
  • Был развит шаманизм; шаман имел специальную ритуальную одежду.
  • Шаманы предсказывали погоду, удачу в промысле, лечили больных и совершали другие обряды.
  • Женщины могли колдовать.
  • Фольклор

В фольклоре кереков преобладают сказки (волшебные и о животных), заговоры и песни. Главный герой — Ворон Кукки (Кутхе).— персонаж, характерный для фольклора народов Северо-Востока.

  1. Керекские сказки о Кукки сюжетно близки ительменским: он выступает в них и как Демиург либо как трикстер, в отдельных сюжетах творящий волшебство.
  2. Некоторые детали в сказках отражают особенности духовной культуры народа: перед совершением какого-либо поступка герой просит разрешения у «бабушки» (эллапиль) — это является отголоском матриархата; младшие дети обычно умнее своих родителей и постоянно поучают их, что связано с представлением о возвращении предков в образе родившихся детей.
  3. Музыка
  4. Музыка кереков исследована мало, она родственна акустической культуре коряков и чукчей.
  5. Основные музыкальные инструменты — пластинчатый варган и круглый бубен с крестовидной держалкой, узкой обечайкой и тонкой мембраной из желудка нерпы.
  6. Шаманский бубен имеет еще и подвески-погремушки на обечайке.
  7. Пищалки и свистки являются прежде всего разнообразными охотничьими манками, но могут выступать и как собственно музыкальные инструменты.
  8. Женские танцы сопровождаются «горловыми играми»; горлохрипение на вдохе и на выдохе изображает «голоса» прибрежных птиц и морских животных.
  9. Традиционная одежда
  10. Кереки: действительно ли они являются разновидностью чукчей

На одежду кереков в ХIХ в. сильно повлияла чукотская традиция.

  • Мужская верхняя одежда — глухого кроя, расширяющаяся книзу кухлянка из двух оленьих шкур мехом внутрь.
  • В подол вшивали полукруглые клинья, низко вырезанный ворот на груди закрывали меховым воротникомшарфом.
  • Рукава и ворот оторачивали собачьим мехом.
  • Широкие в проймах рукава суживались к кисти.
  • Зимой поверх одной надевали вторую, верхнюю кухлянку — такого же кроя, но мехом наружу.
  • Женщины носили двойной комбинезон (керкер).
  • Глубокий, до груди, вырез ворота завязывали ремешками.
  • Рукава были опушены собачьим мехом.
  • Штаны комбинезона собирали на вздержку ниже колен и застегивали ремешками поверх обуви.
  • Летом носили только нижний керкер.
  • Обувь — поршневидная: к подошве из толстой моржовой кожи пришивали головку и голенище со швом спереди.
  • К бокам крепились петли из шкуры нерпы и широкие завязки.
  • Известна также башмаковидная обувь: союзки огибали пятку и сходились на нет к носку, голенища, составленные из 5 — 6 полос камуса, вверху срезали прямо.
  • Голенища женских сапог сшивали из четырех полос и делали узкую союзку, окаймляющую подошву.
  • Головной убор мужчин — двойной капор из шкурок с лап собаки, росомахи, выдры.
  • Состоял из трех частей: продольной (ромбовидной формы), которая покрывала темя и затылок, и боковых, закрывавших уши и щеки.
  • Капор имел спереди и сзади опушку из меха собаки и завязывался над подбородком.
  • Летом носили капор без подкладки.
  • Женщины чаще покрывали голову капюшоном от керкера.
  • История
  • К моменту выхода русских на побережье Берингова моря (XVII век) территория расселения кереков простиралась от Анадырского лимана до устья Опуки.
  • Кереки занимались охотой на морских млекопитающих и рыболовством.
  • В XVIII веке, во время жестоких военных столкновений между чукчами и коряками, кереки оказались между двух огней: они подвергались нападениям как чукчей, так и коряков, которые убивали взрослых мужчин и уводили в рабство детей и женщин.
  • Кереки, не будучи способными оказать активное сопротивление, пытались укрыться в пещерах отвесных скал и прочих укромных местах.
  • Следствием потерь от военных набегов, а также от эпидемий, прокатившихся по краю в конце XVIII века, стало резкое сокращение численности керекского этноса.

В. В. Леонтьев писал: «Не случайно многие исследователи считали кереков самым несчастным племенем на Северо-Востоке».

Национальная кухня

Питались рыбой и мясом, которые вялили, варили, морозили, а с конца ХIХ в. солили и коптили.

  1. Употребляли рыбий жир, сало морских и таежных зверей, из птиц в пищу шла главным образом кайра.
  2. Птицу заготавливали впрок вялением над костром.
  3. Лакомством была колбаса из птичьих яиц (павалйаан): пищевод птицы, предпочтительно чайки, или кишки оленя, или медведя надували и высушивали, затем наполняли желтками яиц кайры, чаек, гаги и варили.
  4. Сырыми или вареными употребляли в пищу морскую капусту, водоросли, моллюсков, ягоды.
  5. Пищу готовили в земляной печи (пуйалкык) — в яме, обложенной плоскими камнями.
  6. Разводили огонь, когда камни нагревались, угли вытаскивали, а в яму закладывали дичь, рыбу, мясо, сверху покрывали плоским камнем и засыпали песком или землей (способ, аналогичный ительменскому).
  7. Для хранения провизии использовали плетеные корзины и тарелки.

Источник: http://openarctic.info/index.php/atnography/narody-severa/94-kereki

КЕРЕКИ

Кереки: действительно ли они являются разновидностью чукчей

  Численность – около 100 человек (на 2001 г.).   Язык – чукотско-камчатская семья языков.   Расселение – Чукотский автономный округ.

  Аборигены северного побережья Берингова моря. В прошлом были известны как коряки (ХVII — начало ХIХ в.), в конце ХIХ в.

— как чухмари (от камчадальского названия чукчей), кереки, кэрэки (от чукотского кэрэкит). Самоназвание — анкалаакку — «приморский», карыкыкку (от кэрэкит).

Делились на две группы: ыйулаллаку — «верхние», жившие в районе Наваринской бухты, и путылаллку — «нижние» — в низовьях р. Хатырки.

  Вероятно, кереки — представители самой древней народности на Крайнем Северо-Востоке. Их поселения известны на территории от Анадырского залива до Олюторского мыса. Долго находились в естественной природной изоляции. В 1897 г. кереков насчитывалось 600 человек. По В.В.

Леонтьеву, они делились на 4 группы: туманские кереки, жившие на территории от Анадырского залива до мыса Барыкова (пос. Нигрин, Нигрунутэтэгин, Талкапъэргырган, Тапанъэргын, Элкытвээм), к ХХ в. были ассимилированы чукчами; наваринские кереки с ареалом обитания от мыса Барыкова до мыса Наварин (пос.

Гачгатагын, Кайамамкут, Майнамамкут, Упанк, Амаамын, Каныйун), к началу ХХ в. жили только в пос. Мейныпильгына; опукинские кереки, занимавшие участок от устья р. Хатырки до бухты Наталия (пос. Ватыркан, Мыллан, Китана, Ягнасынон, Ильпин, Мимилвытгын), в ХХ в.

ассимилированы чукчами; ковачинские кереки расселялись от бухты Наталия до мыса Олюторский.

  Традиционное хозяйство, основанное на ловле птиц, рыболовстве, собирательстве, охоте, морском и пушном промысле, отличалось архаичностью.

Кереки: действительно ли они являются разновидностью чукчей  Костяной наконечник стрелы

  На первом месте у кереков была охота на птиц и мелких зверьков. Пернатых промышляли на морских скалах и во время перелетов. Весной на птичьих базарах спускали со скалы сеть из жил кита (пайнинтын), кайры пугались, слетали с гнезд и запутывались в снасти.

Бакланов ловили, распуская сеть на поверхности моря или с помощью шестов с петлями, которые надевали на шеи сидящих пернатых. Птицу стреляли также из лука (томары). Рыболовством занимались в летний период.

Рыбу добывали с помощью остроги (атчина) и специальных тупых стрел, сооружали запоры и плотины с узким проходом и глушили специальными дубинками (куплунан). Сети изготовляли из жил кита, к концу XIX в. стали приобретать у коряков и чукчей снасти из крапивы. В ХХ в. распространились фабричные ставные сети.

Во время хода на нерест нерки, горбуши, чавычи, кеты и гольца рыбу заготавливали впрок — вялили на вешалах и квасили в ямах. Для повседневной пищи ловили навагу, корюшку, сига в реках, палтуса и камбалу — в море.

Читайте также:  Когда и кого появилась первая «русская идея»

  Из крупных мясных зверей промышляли дикого оленя, горного барана, медведя. В охоте на волков использовали вмороженные в жир пластинки китового уса. В голодные годы ловили мелких грызунов (мышей, сусликов, тарбаганов), добывали песцов и лисиц, раскапывая их норы. Ели также домашних собак.

  Пушной промысел не играл существенной роли. Промышляли росомаху и речную выдру.

  •   Большое значение имело собирательство: морской капусты, водорослей, моллюсков на берегу моря; шикши, голубики, брусники, морошки в тундре.
  •   Разводили и специально выращивали собак для жертвоприношений.
  • Кереки: действительно ли они являются разновидностью чукчей  Медвежья дубинка

  Летом средством передвижения служили байдары корякского типа, которые были значительно короче и шире эскимосско-чукотских, зимой — собачьи упряжки с приземистой, многокопыльной нартой, напоминавшей грузовую нарту чукчей и коряков.

Собак запрягали попарно цепочкой. Непременным атрибутом являлись ступательные лыжи чукотско-камчатского типа, в конце ХIХ в. их заменили скользящими лыжами восточносибирского типа.

Грузы перевозили волоком или несли на спине, обмотав специальным ремнем.

  С первых заморозков жили в зимних поселениях на галечнике, на небольших сопках или косах. Поселения состояли чаще из одной землянки (куймайаана — «жилье с ответвлениями»). Яма имела глубину от 0,5 м. По углам вкапывали четыре столба, отстоящих друг от друга на 2—4 м и соединенных перекладинами.

На перекладины укладывали толстые жерди, под наклоном закрепляя их в земле. Сооружение утепляли дерном и песком, зимой покрывали еще и слоем льда. Вверху оставалось светодымовое отверстие, закрытое кусочком льда. Во время сильных морозов перед входом устраивали длинный снежный коридор (хуттуйун).

Пол землянки засыпали галькой. Земляной выступ вдоль стен использовали в качестве хозяйственного стола. Каждая семья имела свой полог, но пользовалась общим очагом. Спальные места располагали головой к восходу солнца.

Кладовые были двух типов: ачаан — для хранения небольших запасов вне землянки и илгпахйакку, соединявшиеся ходом с землянкой.

  Известен обряд, связанный с постройкой нового дома: четыре основные стойки землянки обмазывали смесью толченых ягод шикши, корешков клайтонии и жира. Затем эту смесь выносили из землянки на подносиках-тарелках и разбрасывали в разные стороны, чтобы ублаготворить духов. Кроме того, изготовляли пять-шесть стрелок и расставляли их вокруг жилища, настораживая против злых духов.

  Летом в местах рыбного промысла, на террасах рядом с нерпичьими и моржовыми лежбищами люди жили во временных постройках из жердей. Спасаясь от противника, укрывались на скалах, на мысах, сооружали укрепления. В ХХ в.

основным жилищем кереков стали рубленые избы, с его середины началось переселение кереков в укрупненные новые пос. Мейныпильгыно и Хатырку. Люди старшего поколения предпочитали жить на местах промысла.

Селения нового типа улучшили бытовые условия жизни, но привели к утрате традиционной культуры.

  На одежду кереков в ХIХ в. сильно повлияла чукотская традиция. Мужская верхняя одежда — глухого кроя, расширяющаяся книзу кухлянка из двух оленьих шкур мехом внутрь.

В подол вшивали полукруглые клинья, низко вырезанный ворот на груди закрывали меховым воротником-шарфом. Рукава и ворот оторачивали собачьим мехом. Широкие в проймах рукава суживались к кисти.

Зимой поверх одной надевали вторую, верхнюю кухлянку — такого же кроя, но мехом наружу.

  Женщины носили двойной комбинезон (керкер). Глубокий, до груди, вырез ворота завязывали ремешками. Рукава были опушены собачьим мехом. Штаны комбинезона собирали на вздержку ниже колен и застегивали ремешками поверх обуви. Летом носили только нижний керкер.

  Обувь — поршневидная: к подошве из толстой моржовой кожи пришивали головку и голенище со швом спереди. К бокам крепились петли из шкуры нерпы и широкие завязки.

Известна также башмаковидная обувь: союзки огибали пятку и сходились на нет к носку, голенища, составленные из 5—6 полос камуса, вверху срезали прямо.

Голенища женских сапог сшивали из четырех полос и делали узкую союзку, окаймляющую подошву.

  Головной убор мужчин — двойной капор из шкурок с лап собаки, росомахи, выдры. Состоял из трех частей: продольной (ромбовидной формы), которая покрывала темя и затылок, и боковых, закрывавших уши и щеки. Капор имел спереди и сзади опушку из меха собаки и завязывался над подбородком. Летом носили капор без подкладки. Женщины чаще покрывали голову капюшоном от керкера.

Кереки: действительно ли они являются разновидностью чукчей  Древний очаг в пос. Каныйун. Побережье Берингова моря

  Питались рыбой и мясом, которые вялили, варили, морозили, а с конца ХIХ в. солили и коптили. Употребляли рыбий жир, сало морских и таежных зверей, из птиц в пищу шла главным образом кайра. Птицу заготавливали впрок вялением над костром.

Лакомством была колбаса из птичьих яиц (павалйаан): пищевод птицы, предпочтительно чайки, или кишки оленя или медведя надували и высушивали, затем наполняли желтками яиц кайры, чаек, гаги и варили. Сырыми или вареными употребляли в пищу морскую капусту, водоросли, моллюсков, ягоды.

Приготовляли пищу в земляной печи (пуйалкык) — в яме, обложенной плоскими камнями. Разводили огонь, когда камни нагревались, угли вытаскивали, а в яму закладывали дичь, рыбу, мясо, сверху покрывали плоским камнем и засыпали песком или землей (способ, аналогичный ительменскому).

Для хранения провизии использовали плетеные корзины и тарелки.

  Основу керекского общества составляла большая матриархальная семья, на лето разбивавшаяся на малые семьи. Запасы рыбы и орудия промысла считались общей собственностью. Во всех хозяйственных, семейных и общественных делах главенствовала старшая женщина. Родство считалось по материнской линии.

Существовали экзогамные объединения; так, наваринские кереки брали в жены представительниц группы опукинских кереков. Браки с другими народами не поощрялись. Керекских женщин нередко насильно забирали чукчи-оленеводы, поэтому многие мейны-пильгинские чукчи ведут свое происхождение от кереков. Распад большой семьи начался в ХIХ в.

в связи с упадком морского промысла и переходом от коллективной к индивидуальной охоте.

  Астрономический год кереков делился на два периода — зиму и лето. Названия месяцев связывались с промысловой деятельностью. Были распространены анимистические представления: мир населяли добрые и злые духи, духи — хозяева природы и зверей.

При возвращении с охоты исполняли обряд благодарения (кликыпыттувак), хозяйка землянки хвалебной песней приветствовала охотника с добычей. Кости съеденного зверя собирали, позвонки нанизывали на ремень и торжественно относили на берег моря, где закапывали в песок или гальку.

Туда же, задабривая дух убитого животного, клали вяленое мясо, юколу, шикшу. Встречая охотника после долгого отсутствия, в него бросали горящую головешку из очага: считалось, что это отпугнет злых духов, приставших к нему в пути.

Сохранялись культы волка и медведя: их изображениям приносили жертвы, просили у них удачи, им поклонялись. Имеются сведения о праздниках, посвященных добыче медведя, кита. Существовали специальные места для жертвоприношений «хранителям деревни» — камак.

Кереки: действительно ли они являются разновидностью чукчей Традиционная скульптура кереков

  У кереков известно два способа погребения: зимой умершего бросали в море, летом закапывали в землю. Грудных детей хоронили под стеной жилища. Поскольку в детях видели новое воплощение предков, считалось, что кто-то из родственников не пожелал вернуться в мир живых.

Детей, чей родственник умер, на время крепко связывали ремнями и сажали на привязь. После похорон их развязывали и заставляли выть и лаять по-собачьи. Погребальную одежду (лумийан) сшивали сухожилиями, не делая узлов. В ней не должно было быть прорех и дыр (иначе у детей и близких умершего появятся раны).

Опушку на капюшоне, подоле и рукавах отделывали белым собачьим мехом. Капюшон затягивали, оставляя открытым только нос.

  Было распространено шаманство. Шаманы предсказывали погоду, удачу в промысле, лечили больных и совершали другие обряды. Женщины могли колдовать. Шаманы имели специальную одежду — распашную, длинную, расшитую узорами, с краями, отороченными собачьим мехом. Керекам были известны пиктографическое письмо и двадцатиричный (по числу пальцев рук и ног) счет.

  В фольклоре кереков преобладают сказки (волшебные и о животных), заговоры и песни. Главный герой — Кукки (Ворон) — персонаж, характерный для фольклора народов Северо-Востока. Керекские сказки о Кукки сюжетно близки ительменским: Кукки выступает в них как трикстер, но в отдельных сюжетах он творит волшебство.

  Некоторые детали в сказках отражают особенности духовной культуры народа: перед совершением какого-либо поступка герой просит разрешения у «бабушки» (эллапиль) — это является отголоском матриархата; младшие дети обычно умнее своих родителей и постоянно поучают их, что связано с представлением о возвращении предков в образе родившихся детей.

  Музыка кереков исследована мало. Она родственна акустической культуре коряков и чукчей.

Основные музыкальные инструменты — пластинчатый варган и круглый бубен с крестовидной держалкой, узкой обечайкой и тонкой мембраной из желудка нерпы. Шаманский бубен имеет еще и подвески-погремушки на обечайке.

Пищалки и свистки являются прежде всего разнообразными охотничьими манками, но могут выступать и как собственно музыкальные инструменты.

  Женские танцы сопровождаются «горловыми играми»; горлохрипение на вдохе и на выдохе изображает «голоса» прибрежных птиц и морских животных. Среди известных исполнителей музыки кереков — Екатерина Хаткана (Катыуканау), Анна Аткана, Иван Уваургин, Яков Гырголькау, Кэргытваль (Тутъет), Етынкеу, Турылькут, Кальвицанаут.

  Экономические, культурные и социальные изменения в жизни кереков за годы советской власти привели к потере ими собственной культуры, ассимиляции. В марте 2000 г. постановлением Правительства РФ кереки внесены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

статья из энциклопедии «Арктика — мой дом»

    Кереки: действительно ли они являются разновидностью чукчей

  КНИГИ О КЕРЕКАХ   Леонтьев В.В. По земле древних кереков. Записки этнографа. Магадан, 1976.

  Леонтьев В.В. Этнография и фольклор кереков. М., 1983.

Источник: http://arctika.info/narodyi/narodyi/kereki

Кереки: там, где стыкуются Камчатка и Чукотка

Коренные малочисленные народы России Крайний Северо-Восток

Кереки — самая малочисленная народность Севера. В переписи 2002 г. кереками назвали себя лишь 8 человек.

Сами кереки называют себя анкалгакку — приморские люди. Чукчи же именуют их кэрэкит; от этого слова и произошло принятое сейчас название. Кереки живут в окружении чукчей и подверглись сильной ассимиляции с их стороны.

Ареал

Кереки исстари были расселены по чукотскому побережью Берингова моря, от Анадырского лимана до устья р. Опуки (несколько севернее географической границы Камчатки).

Археологические данные свидетельствуют, что следы древних керекских поселений обнаруживаются и существенно южнее, вплоть до мыса Олюторский на Камчатке.

Кереки вели оседлый образ жизни, занимались рыболовством, охотой на птиц, на морского и пушного зверя.

Этнические катастрофы

В ХVIII в., когда между чукчами и коряками велись жестокие войны за обладание пастбищами и оленьими стадами, кереки оказались меж двух огней. На них нападали и чукчи, и коряки, сжигали жилища, убивали мужчин, женщин уводили в рабство.

Межплеменные войны, природная изоляция и резкое сокращение морской фауны в XIX в., а также эпидемии, поразившие Камчатку и Чукотку в конце XVIII в., ассимиляция кереков чукчами в ХХ в. привели к фактическому исчезновению керекского этноса.

Читайте также:  Еда из нефти: самый странный проект в ссср

Есть ли кереки?

Термин «кереки» был введен в научный обиход в конце XIX в., но еще долго после этого кереков не рассматривали как самостоятельную народность, не отделяя их от приморских оседлых чукчей и трактуя их язык как диалект чукотского или корякского.

Поэтому данные об их численности на протяжении всего ХХ в. были противоречивы. Специально занимавшийся этнографией кереков в 60—80-е годы писатель В.В. Леонтьев знал их всех лично и оценивал численность кереков немногим более 100 чел.

(по несколько семей в чукотских поселках Мейныпильгыно /Майныпильгино/ и Хатырка Беринговского р-на Чукотского а.о.). По данным 1991 г.

, говорящих по-керекски было всего трое: Екатерина Хаткана, Николай Етынкэу (мэйныпильгынский диалект), Иван Уваргыргын (хатырский диалект). Все они трехъязычны: помимо родного, владели чукотским и русским.

Язык

Никакого официального статуса керекский язык не имел. Он был языком общения в семье и в процессе традиционной хозяйственной деятельности.

Язык — бесписьменный, попыток ввести письменность для кереков никто не предпринимал. Образование кереки получали и получают на чукотском и русском языках.

В качестве языка межнационального общения у кереков первое место занимает чукотский язык. Контакты с русскими до 30—40-х годов XX в. были редкими.

Изучение керекского языка началось, когда он уже оказался на грани исчезновения. В экспедициях 1988—1989 гг. был записан словарь на 4—5 тыс. слов, внесенный в компьютерную систему. (Поддержка прав коренных народов Сибири//nsu.ru/ip/kereks.php)

Кереки — создатели ездового собаководства

Самыми древними обитателями прибрежных областей Тихого и Ледовитого океанов считаются эскимосы и кереки. Эти области и являются центрами использования ездовых собак. Здесь ездовое собаководство не пересекается с оленеводством и поэтому является наиболее развитым.

Внутренние области Чукотки (по рекам Амгуэма, Чаунь, Паляваам, Большой и Малый Анюй до реки Анадырь и в районе Шелагского мыса) занимали чуванцы — народность юкагирской группы, делившаяся на оседлых (ездивших на собаках) и кочевых (оленных) людей.

Чукчи же считаются древнейшим народом, обитавшим в континентальных областях крайнего Северо-Востока Евразии; они были носителями внутриматериковой культуры рыбаков и охотников на диких оленей.

К оседлому образу жизни они начали переходить, вытесняя эскимосов на побережье Ледовитого океана и перенимая у них навыки ездового собаководства, в частности запряжку веером. Запряжку цугом чукчи переняли уже после XVII в. у русских, которые, похоже, в свою очередь взяли ее у кереков, запрягавших так собак спокон века.

XVII век стал началом больших миграций народов Сибири, в первую очередь, из-за прихода российских первопроходцев.

Продвигаясь на северо-восток, первопроходцы сдвигали с места массу народов, используя их в качестве рабочей силы и войска.

Так, юкагиров начали теснить эвены, а они в свою очередь вынудили чукчей уходить все ближе к побережью Ледовитого и Тихого океанов, изгоняя и ассимилируя эскимосов и кереков.

Чуванцы — один из юкагирских родов — были одними из первых обложены данью. И в дальнейшем принимали участие в военных походах казаков против чукчей и коряков (не путать с кереками).

Позднее последние чуванцы закрепились в селе Маркове на реке Анадырь, а также в районе Анадырского острога. Именно из Mapкова на Аляску были вывезены первые собаки, положившие начало породе сибирский хаски.

Свои упряжки чуванцы запрягали цугом.

Ассимиляция кереков чукчами закончилась уже в XX в. И сейчас вы не найдете на карте мест проживания этой народности. Отдельные ее представители встречаются в чукотских поселениях.

Эскимосы, несмотря на более раннее начало ассимиляции, сохранили несколько национальных поселков. Но свой способ запряжки собак веером сменили в XIX в. на более удобный — «керекский» — цуг.

(Елена Поцелуева, Людмила Чебыкина//Друг, № 11/2002)

Исследователь

В 70-х годах В.В. Леонтьев, член Союза писателей СССР, работал над серией чукотских рассказов. Результатом трех научных экспедиций по исследованию поселений кереков на побережье Берингова моря от Анадырского лимана до села Хатырка явилась книга очерков «По земле древних кереков», в которой сделана попытка раскрыть загадку происхождения малоизвестной народности Севера. (Kolyma.ru)

Интервью с керечкой в Мейныпильгыно

Фото Анатолия Янченко. 2006. foto.chukotken.ru

Хаткана — одна из немногих представительниц исчезающего народа кереков. За плечами этой маленькой женщины 82 года:

— Родилась я на лагуне в Беринговском. Отец умер, когда мне было два года. Жили трудно, порой сильно голодали, так что приходилось и оленьи шкуры есть… Когда подросла, стала пастушкой, чумработницей. Чукотский язык так хорошо выучила, что оленеводы меня за свою принимали…

Ум пожилой керечки ясен и здрав. Немало помнит она из прошлого. Перечисляет целый список фамилий людей, интересовавшихся в разное время ее жизнью и историей керекского народа.

— Ко мне много писателей приезжало. Я им рассказывала, что знала, про наши обычаи, традиции, сказки керекские и чукотские десятки раз пересказывала.

Это все должно быть в архивах: в Анадыре или еще где… Владилен Леонтьев в своей книге обо мне писал. Потом еще одну книгу толстую делали в Ленинграде, в ней все-все прописано, что я рассказывала.

Вы тоже хотите, чтобы я сказку рассказала? — поинтересовалась вдруг Хаткана.

— Ладно! На каком языке вам рассказать? — не без гордости спросила Хаткана. — Я же три языка знаю!

Ее лицо со следами многолетней татуировки озарилось ответной улыбкой.

— Простите, не поделитесь, зачем женщины раньше так разрисовывали лица?

— Не знаю точно, — ответила, помолчав, старая керечка, — маленькой я тогда была, лет десять-двенадцать. Старшие говорили, что это надо сделать обязательно, а то после смерти, мол, плохо будет… как бы понятней сказать, — она замешкалась, подбирая нужные слова. — Жаль, дочь не знает по-чукотски, а то бы я ей объяснила, а она — уже вам…

— Почему не по-керекски?

— Так она у меня чукчанка, по мужу. Родного языка не знает. Ведь керекский язык очень трудный. Тот же Леонтьев очень хотел его выучить — не смог.

Такой головоломный, не выговоришь… Учиться нас в тридцать каком-то году привезли сюда, в Мейныпильгыно. Здесь еще перед войной школу организовали.

Она размещалась в трех круглых домах, похожих на яранги. Село, правда, тогда стояло немного в стороне…

— Круглые дома это, наверное, остатки японской рыббазы, что здесь когда-то базировалась?

— Не знаю точно, — пожала плечиками собеседница и продолжила. — Учителем у нас был Иван Алексеевич Кудрявцев. Он ни по-чукотски, ни тем более по-керекски не понимал, мы из русского ни слова не знали. Так вначале и учились: выручали старшие ребята, что уже немного понимали по-русски, они, как могли, переводили.

Пока не построили интернат, жили у родственников. Тогда кереков было немало. Потом была эпидемия… Теперь нас вообще по пальцам пересчитать можно, — обреченно махнула рукой собеседница. — Летом во время путины на мейныпильгынском рыбзаводе помогали рыбу принимать, консервы делать.

Со всех близлежащих стойбищ людей свозили на завод, помогать. Консервы пароходом увозили. Много рыбы было здесь… Отучиться в школе успела только три с половиной класса: началась война и нас послали в тундру шить меходежду. Я всю дорогу плакала.

Так мне хотелось учиться, закончить медицинское училище, — делится своими детскими мечтами собеседница. Задумалась на секунду, унесясь, видимо, мыслями в далекое прошлое, и снова продолжила неспешный рассказ. — Много мы тогда шили: торбаса, малахаи, кухлянки. На свои изделия вешали личные этикетки.

Всю готовую меходежду отправляли в Мейныпильгыно, а куда потом ее девали, не знаю… Потом вышла замуж, и мне было уже не до учебы. Такая жизнь…

— Спасибо вам. Столько всего знаете, столько помните…

— Да нет, — с сожалением отмахнулась Хаткана, — память уже не та… А наша молодежь не торопится перенимать традиции, не знает родной язык. Все хотят жизни попроще, повеселей. Лучше бы меньше спиртного пили.

От водки одно горе! Я раньше тоже не прочь была выпить, вовремя одумалась, уже много лет в рот не беру спиртного, — подытожила Хаткана.

(Кафедра этнографии и музееведения Омского госуниверситета со ссылкой на газету «Крайний Север», № 31 от 12 августа 2005 г.)

Географическое положение

Погоды в тех точках, куда вы собираетесь, могут быть ох и нелетными. И надолго. Потому рейсы по расписанию (в ту же Хатырку) — вещь довольно условная. Есть пословица: «На Чукотке есть две дырки — Анадырка и Хатырка». Зависнуть можно порядочно… Я когда-то рейса из Беринговского в Хатырку ждала недели две с половиной. Его отменяли и отменяли — зарядили дожди с туманами…

В Хатырской тундре когда-то была чудная перевалочная база (не знаю, есть ли сейчас). Место изумительное. И тундра, и высоченные тополя, никак не похожие на материковские. Я их называла «пляшущими человечками», но по величине — это человечища! (forum.chukotken.ru)

Последние оплоты последних кереков находятся почти ровно на географической границе Чукотки и Камчатки, Чукотского и Корякского автономных округов1. Положение на административной границе даже в Европейской России чаще всего означает всеобщую периферийность.

Такая удаленность от пространственных ядер и позволяет выживать, сохраняться малым народам — в историческом времени, как бы запаздывающем в географическом пространстве.

Хатырско-Мейныпильгынский рефугиум кереков — не просто в «провале» между двумя административными столицами, Анадырем и Паланой (да еще и за барьером Корякского нагорья).

Эти места еще и на давней международной границе, на рубеже старинного международного конфликта — коряков и чукчей.

Административная граница советского времени, проведенная словно миротворческая линия, закрепила международное разделение.

И здесь — подальше от основной массы чукчей и подальше от основной массы коряков — как-то протянули еще целый век уже почти легендарные кереки. (С. Р.)

Музей

В селе Хатырка планируется создать краеведческую комнату. Ее открытие станет подарком к юбилею села. В перспективе планируется создать местный музей. Хатырка — это самое южное село Чукотки, оно находится в Беринговском р-не, в нем проживает около 300 человек.

Краеведческую работу в рамках проекта «Настоящее и прошлое села Хатырка» начала студентка Чукотского многопрофильного колледжа Анна Кеулькут.

Изучая книгу Нефедкина «Военное дело чукчей», она нашла упоминание о том, что коренные жители заселили земли у реки Хатырка в 1756 г.

Работа в архивах Музейного центра подтвердила справедливость этой версии. Значит, селу в минувшем году исполнилось 250 лет.

Инициатива создания краеведческой комнаты нашла поддержку в администрации.

Уже собраны книги о Чукотке, о Крайнем Севере, спецвыпуск журнала «Огонёк», посвященный Чукотке, различные предметы быта, произведения декоративно-прикладного искусства.

В подарок краеведческой комнате будут переданы видеофильмы о Чукотке и записи репортажей, снятых в Хатырке.

Особую часть экспонатов составляют фотографии из личных архивов жителей села Хатырка и родословные, составленные ими.

Открытие краеведческой комнаты планировалось на 9 августа, в Международный день коренных народов мира. (Новости Чукотки. 5 июля 2006 г.)

Разумеется, это будет в основном чукотский музей, но и о кереках в нем, наверное, вспомнят.

1

 В скором времени Корякский а.о. перестанет быть субъектом федерации.

Источник: https://geo.1sept.ru/article.php?ID=200700513

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector