Лешие и черти: зачем они помогали пастухам

  • Образ покровителя леса в древнегреческой и славянской мифологии.
  • Ученица 5 класса
  • Гаврилова Милена
  • Научный руководитель:
  • Учитель истории
  • Маргазова Татьяна Николаевна

Мифы и легенды древних цивилизаций – это одно из самых интересных культурных достояний человечества.

Мифы и сказания открывают увлекательный мир богов и духов, чудовищ и волшебных растений – мир в котором жили обычные люди, передавали рассказы о таинственных небожителях, спорили с ними и выдавали за них замуж своих прекрасных дочерей.

Постепенно мы привыкаем к этим историям, и для нас они становятся обыденными, тем более что на них часто ссылаются, поминают всуе, иносказательно. Мы встречаем их в литературных произведениях самых разных писателей. У А.С. Пушкина есть такие строки:

  1. Плещут волны Флегетона,
  2. Своды Тартара дрожат:
  3. Кони бледного Плутона
  4. Быстро к нимфам Пелиона
  5. Из Аида бога мчат.
  6. Именно мифы и сказания дают нам возможность понять образы русской культуры и литературы, имеющие античные корни, обаяние и красоту древности.

Разнообразие религиозных представлений находило свое выражение и в разнообразности культов, внешняя обстановка которых все более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаем, какие и где почитались боги и духи.

Стремясь дать объяснения явлениям природы или жизни своего рода, племени, предки породили множество мифических существ, божеств, похожих своими стремлениями и поступками на самих людей.

Их дела не противоречат здравому смыслу, среди них тоже происходит борьба добра и зла, света и тьмы. И к тому же они находятся здесь же, рядом. Например, покровители леса.

Они встречаются в мифах практически всех народов.

У древних греков это Пан, у славян — Леший. У них много общего, но есть и свои особенности.

Пан является героем древнегреческих мифов. Мифы – это устные сказания о богах и героях, которые передавались из поколения в поколение.

Леший – лесной дух в славянских легендах. Легенда – это рассказы об обычных людях и реальных событиях. Но, передавая из поколения в поколение, их приукрашивали, а героев наделяли необыкновенными способностями. Общие и особенные черты этих мифических персонажей я попыталась выявить в своей работе.

Происхождение:

Пан – бог лесов и рощ, бог пастухов, охранитель стад, покровитель охотников, пчеловодов и рыболовов, родился в Аркадии. Он сын нимфы Дриопы и бога Гермеса. Когда родился Пан, его мать взглянув на сына, в ужасе обратилась в бегство.

Он родился с козлиными ногами и рогами и с длинной бородой. Но отец его, Гермес, обрадовался рождению сына, он взял его на руки и отнес на Олимп. Все боги радовались рождению Пана и смеялись глядя на него.

Пан не остался жить на Олимпе и ушел в тенистые леса, в горы.

Леший – хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов. Также его называют лесовик, лесник, лешак, лесной дядя, лисун. Место жительства – глухая лесная чащоба.

Народная легенда рассказывает о лешем как о порождении дьявола: «Был на земле только Бог и дьявол. Бог сотворил человека, и дьявол попробовал сотворить, но сотворил не человека, а черта, и как он ни старался, ни трудился, все же не мог сотворить человека, все у него выходили черти.

Бог увидел, что дьявол уже сотворил нескольких чертей, рассердился на него и велел Архангелу Гавриилу свергнуть сатану и всю нечистую с неба. Гавриил свергнул. Кто упал в лес – стал леший, кто в воду — водяной, кто на дом – домовой. Вот почему их зовут по-разному.

А они все бесы одинаковы».

Внешность: Пан представлялся косматым и козлоногим с козлиными рогами хвостом, олицетворением жизни в горных пещерах и на пастбищах. Рога означали лучи солнца, агрессивную силу. Ноги, покрытые волосами, олицетворяли жизненность основных сил, землю, кустарник.

Леший похож на человека, но внешность его описывают по-разному. По одним показаниям, волосы у него длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда — горят зеленым огнем.

Может явиться человеку в разных видах, но чаще всего он показывается людям дряхлым стариком или косматым чудищем с козлиными ногами, рогами, бородой. Если на лешем есть одежда, то она вывернута наизнанку, запахивается левой полой на правую, обувь перепутана, и сам он обязательно не подпоясан. Описывается как остроголовый, с клиновидной головой и мохнатыми волосами.

По другим источникам, это обычный старичок, маленький, сутулый, с белой бородой. Новгородцы уверяли, что этот старичок носит белую одежду и большую шляпу, а когда садится, закидывает левую ногу на правую.

Лешие и черти: зачем они помогали пастухамЛешие и черти: зачем они помогали пастухам

Занятия:

Пан пасет стада, играя на звучной свирели. Лишь только услышат нимфы чудные звуки свирели Пана, как толпами спешат к нему, окружают его, и вскоре веселый хоровод движется по зеленой уединенной долине. Пан и сам любит принимать участие в танцах нимф. Когда Пан развеселится, тогда веселый шум поднимается в лесах по склонам гор.

Весело резвятся нимфы и сатиры вместе с шумливым козлоногим Паном. Когда же наступает жаркий полдень, Пан удаляется в густую чащу леса или в прохладный грот и там отдыхает. Опасно беспокоить тогда Пана; он вспыльчив, он может в гневе послать тяжелый давящий сон, он может, неожиданно появившись, испугать потревожившего его путника.

Леший – царь над лесными зверями. Более всего он любит медведя, и когда пьет вино, до которого он большой охотник, то потчует непременно и медведя.

Леший перегоняет белок, песцов, зайцев, полевых мышей из одного леса в другой. По поверью славян, лесовик гонит плетью голодных волков туда, где они могут найти прокорм. Лешим также нравиться петь, поет он порой долго и во все горло, аккомпанируя себе хлопаньем в ладоши.

На деревьях лешие проводят большую часть времени, качаться для них – самое любимое занятие, отчего в некоторых губерниях ему дали название «зыбочник» (от «зыбка», «люлька»).

По народному поверью, леший любит сидеть на старых сухих деревьях в образе совы, и поэтому крестьяне опасаются рубить такие деревья.

В народном месяцеслове Купальская ночь на 7 июля считалась временем, когда активизируется и проказит всякая нежить, в том числе и леший.

А в ночь под Агафона Огуменника (4 сентября) лешие выходили из леса в поле, бегали по деревням и селам, раскидывали снопы по гумнам, и вообще творили всякие бесчинства.

17 октября, на Ерофеев день, леший проваливается под землю, где зимует до весны, но перед зимовкой леший беснуется: бродят, хлопают в ладоши, разгоняют зверей, хохочут, ломают деревья.

Лешие и черти: зачем они помогали пастухамЛешие и черти: зачем они помогали пастухам

Отношение к людям:

С человеком Пан общается или во сне или издали, пугая и предостерегая его лесными голосами. Он бродит в лесах невидимым духом. Особым покровительством Пана пользовались стада. Много благ посылает он пастухам. Если Пан не гневается, то он милостив и добродушен.

Не следует раздражать Пана — когда вспылит, он грозен. Пан может наслать на человека панический страх. Тогда человек опрометью бросается бежать, не разбирая дороги, через горы, через леса, по краю пропастей, не замечая, что бегство ежеминутно грозит ему гибелью.

Случалось, что в гневе Пан целым войскам внушал подобный страх, и они обращались в бегство.

Отношение лешего к людям – большей частью враждебное. Он старается запутать в лесу путника, переставляя с умыслом с одного места на другое дорожные знаки или сам прикидывается деревом, которое служит приметой.

Иногда он принимает вид знакомого человека и, заводя разговор, незаметно отводит путника от дороги, иногда он плачет как ребенок и стонет, как умирающий, в чаще леса, чтобы заманить туда сострадательного мужика и защекотать его насмерть, сопровождая действие громким смехом.

По поверью, записанному в Олонецкой губернии, каждый пастух должен подарить лешему на лето корову, не то он озлобится и перепортит все стадо. В Архангельской губернии думали, что леший, если пастухи успеют задобрить его, пасет деревенское стадо.

Охотники также приносили лешему подношение в виде краюшки хлеба или блина, которое клали на какой-нибудь пень.

Лешему приписывается похищение детей. Лешие заманивают детей, которым плохо живется в своей семье, добрым отношением, поэтому они называют лешего «добрым дядюшкой». Взамен похищенного младенца лешие иногда кладут в колыбель связку соломы или полено, иногда же оставляют свое детище, безобразное и глупое.

Лешие и черти: зачем они помогали пастухамЛешие и черти: зачем они помогали пастухам

Мифы и легенды:

Пан гордился своей игрой на свирели. Однажды он вызвал на состязание самого Аполлона. Судьей был бог горы Тмол. Аполлон явился на состязание в пурпурном плаще, в лавровом венке с золотой кифарой в руках. Пан начал состязание первым.

Раздались простые звуки его пастушеской свирели, нежно неслись они по склонам Тмола. Когда замолкли звуки свирели пана, Аполлон ударил по струнам своей золотой кифары. Полились величественные звуки. Все стоявшие кругом как зачарованные слушали музыку Аполлона.

Вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой волной лилась мелодия, полная дивной красоты.

Бог горы Тмол присудил Аполлону победу. Все славили бога-кифареда. Только один Мидас (царь мигдонийцев) не восторгался игрой Аполлона, а хвалил простую игру Пана. Разгневался Аполлон, схватил Мидаса за уши и вытянул их.

С тех пор у Мидаса ослиные уши, которые он старательно прячет под большим тюрбаном.

А опечаленный пан, побежденный Аполлоном, удалился глубже в чащу лесов; часто раздаются там полные грусти нежные звуки его свирели, и с любовью внимают им юные нимфы.

Леший иногда помогает за добрые поступки. Жил на Севере один мужичок, и очень он любил поохотиться в лесу. Часто брал он ружье, собаку и уходил на лесные озера уток стрелять. Мужичок этот рассказывал историю, которая произошла с ним в годы молодости.

Послал его как-то отец на луга пасти коров, на дворе тогда стоял конец августа. Собака на привязи громко лаяла, пришлось ее взять с собой. Привел он коров на место, привязал к шесткам. Стоят, мирно пасутся. Не помню, говорит, сколько времени прошло, как-то незаметно задремал в теньке.

А с собой была краюха хлеба и молоко, мать дала на дорожку. Дремал, дремал, вдруг слышу, собака стала громко скулить. Вскочил, вижу, стоит какой-то старец, ростом маленький и весь в белом.

Глянул, а коров-то нет на лужайке! Спрашиваю его, кто он таков и не видал ли моих коров? А дед спокойно отвечает: — «Да не волнуйся, коров я домой отвел, они сегодня много молока дадут. А ты меня за это, мил человек, угости хлебом».

Отдал мужичок ему корзинку с хлебом и молоком, старец поблагодарил и быстро ушел в глубь леса. Иду, говорит, домой с собакой, а навстречу бежит отец, меня разыскивает. Я ему все и рассказал, что со мной произошло. Уже дома мать с отцом сказали, что это был лесной хозяин. Коровы и вправду пришли домой сами, это лесун их привел.

В Тотемском уезде Вологодской губернии, как пишет Т.А. Новичкова, «против проказ леших писали прошения главному лесному хозяину на огромных листах бересты углем, их приколачивали к деревьям и не смели не трогать, ни глядеть на них. Такие прошения писали те, кого леший обошел и завел в непроходимую чащу, кто потерял в лесу лошадь или корову».

До нас дошел пример одного такого «прошения», адресованного трем царям и написанного на бересте. Писали такого рода тексты справа налево в трех экземплярах, один привязывали к дереву в лесу, другой зарывали в землю, третий бросали с камнем в воду. Содержание письма следующее:

Читайте также:  Мозырская группа: почему погибла «непобедимая» часть красной армии

«Пишу, царю лесному, царице лесной, с малыми детями, царю земляному и царице водяной. Уведомляю я вас, что у раба Божьего (такого-то) потерялась бурая лошадь (или корова).

Ежели найдется у вас, то пошлите, не мешкая ни часу, ни единой минуты, ни единой секунды. А как, по-моему, не сделаете, буду молиться на вас святому великомученику Божью Егорию и царице Александре».

После этого пропавшая скотина должна прийти сама на двор к хозяину.

  • Глубокие корни и древнейшие традиции почитания Пана и Лешего выявляют схожие черты у этих персонажей:
  • Общее пространство обитания – лес;
  • Происхождение как проклятие и наказание;
  • Функция хозяина леса диких зверей;
  • Покровительство домашним животным;
  • Общались с простыми смертными

В итоге, можно сделать вывод, что и Пан и Леший были олицетворением тех сил природы, чья деятельность обуславливает физическую жизнь и возбуждает в сердце человека то опасение и ужас, то надежду и доверие.

Они — олицетворение загадочных для человека, но владычествующих над его судьбой сил, которые были первыми предметами обоготворения у всех народов. Образы Пана и Лешего были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы.

В поступках этих персонажей отражаются нравственные и эстетические отношения человека к действительности. Греки и славяне сделали своих богов и духов подобными людям, наделили их самыми лучшими и самыми дурными свойствами человека.

В мифах и легендах рассказывали об их нравах, действиях. Люди восхищались их силой и добротой, осуждали их жестокость и коварство. Разве сегодня мы по-другому оцениваем поступки людей?

Лешие и черти: зачем они помогали пастухам Лешие и черти: зачем они помогали пастухам

Используемая литература:

1.В. Артемов. Духи и существа потустороннего мира, Москва, 2014

2.В. Артемов. Славянские мифические существа, Москва, 2014

3.Н.А. Кун.Боги, дети богов, Москва, 201

Интернет-источники:

Источник: https://infourok.ru/proek-po-istorii-obraz-leshego-v-slavyanskoy-i-grecheskoy-mifologii-757472.html

Почему пастухи всегда ходили с дудочкой и от чего она могла их защитить (3 фото)

Лешие и черти: зачем они помогали пастухам

Одним из основных атрибутов пастуха в Древней Руси являлся музыкальный инструмент — дудочка. Заметим, что на Руси молодым и неопытным пастухам доверяли лишь малочисленные стада или зачастую делали помощником, и лишь спустя несколько лет разрешали пасти большое стадо.

Пастух не просто был обязан следить за поголовьем скота, он должен был хорошо ориентироваться в окружающей местности, для того, чтобы знать какие в округе произрастают травы, где находится ближайший источник воды, как защитить стадо от хищных зверей, как принять роды у коровы.

Скот играл ключевую роль в жизни людей на протяжении всей истории человечества. Поэтому роль пастуха отводилась опытным и чрезвычайно ответственным людям. Так зачем же эти серьезные люди носили с собой дудочку?

Звук дудочки – это условный знак

Пастухи дни и ночи на пролет следили за стадом, при этом всегда были заняты их глаза, а руки становились свободны. Поэтому у них было время на изготовлении этого музыкального инструмента из подручных средств, а также время упражняться в игре на нем.

Со времен звук дудочки становился условным знаком или сигналом, услышав который, скот начинал сбиваться в стадо и следовать к водопою или на ночлег. Звуки этого инструмента становились сигналами и для собак, которые помогали пастуху в его работе.

Лешие и черти: зачем они помогали пастухам

Звуки дудочки, как предупреждение

Дудочка пастуха была важным инструментом в борьбе с хищниками, прежде всего волками. Ее звуки отпугивали диких животных от стада и тем самым сохраняли поголовье крупнорогатого скота.

Но не только диких хищников отпугивали эти звуки, но и люди желающие украсть скотину, понимали, что пастух следит за стадом. Также люди, которые являлись хозяевами животных, по мелодии дудочки могли определить, где в данный момент времени находятся их коровы и быки.

Магический инструмент

В Древней Руси дудочка являлась не столько инструментом для извлечения музыкальных звуков, сколько магическим атрибутом, который был жизненно необходим для ведения диалога со всевозможными языческими духами. Эти духи становились заступниками для пастуха, который просил у них защитить скот от диких зверей или отвести хворь и болезни от стада.

Считалось, что если в дудочку пастуха положить кусочек шерсти коровы, то стадо непременно будет его слушаться и обязательно будет цело и невредимо. Конечно же, шерсть скота не клали внутрь дудки, тогда она просто бы не издавала звуков.

Пастухи поступали следующим образом: они с помощью воска приклеивали кусочки шерсти на внешнюю сторону инструмента или мастерили на дудочке специальные внешние выступы, в которые можно было положить шерсть.

Даже после прихода христианства, данное суеверие не исчезло.

Этот музыкальный инструмент являлся магическим символом силы, с помощью которого пастух мог превосходно управляться со своей работой. На Руси даже было поверье, что весной пастухи должны себе изготавливать новую дудочку, а с приходом зимних холодов они ритуально сжигали свой музыкальный инструмент.

Лешие и черти: зачем они помогали пастухам

Средство против злых духов

Согласно существовавшим на Руси суевериям, пастушья дудка была способна бороться с различными злыми духами и демонами. Считалось, что своим звуками она отпугивала их и тем самым защищала стадо. Во многих районах пастухи перед весенним первым выпасом обходили стадо играя на дудочке, тем самым изгоняя всевозможные заболевания, которые могли преследовать скот.

На территории современной Белоруси крестьяне изготавливали специальные трубы из елей, которые издавали громкие звуки. С помощью этих незатейливых инструментов пастухи перед первым выпасом отгоняли злых духов от тех дорог, по которым будет проходить стадо на пастбище.

Многие крестьяне побаивались и сторонились пастухов из-за того, что те в той или иной степени очень часто соприкасались с нечистой силой. Также многие пастухи разбирались в целебных травах, что приравнивало их к знахарям. Вопреки определенной опаске к пастухам, селяне всегда пускали их к себе домой переночевать.

Занятно, что многие пастухи даже в зимний период не желали разлучаться со своими музыкальными инструментами, которые помогали им в работе. На Рождество, когда проходило колядование, пастухи играли на дудочках у дворов крестьян, тем самым отгоняя нечисть, за что хозяева благодарили их, приглашая за стол и угощая различными вкусными блюдами.

Источник: https://nlo-mir.ru/bezrubriki/pochemu-pastuhi-vsegda-hodili-s-dudochkoj.html

Леший | Нечисть славянской мифологии

Назад к разделу

Леший

Лешие и черти: зачем они помогали пастухам

Леший — хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов. Частый персонаж русских сказок. Другие названия: лесовик, лесник, лешак, лесной дядя, лисун (полисун), дикий мужичок и даже лес. Место жительства духа — глухая лесная чащоба, но иногда и пустырь.

Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.

Происхождение

Был на земле только Бог и дьявол. Бог сотворил человека, и дьявол попробовал сотворить, но сотворил не человека, а чёрта, и как он ни старался, ни трудился, все же не мог сотворить человека, все у него выходили черти.

Бог увидел, что дьявол уже сотворил нескольких чертей, рассердился на него и велел Архангелу Гавриилу свергнуть сатану и всю нечистую силу с неба. Гавриил свергнул. Кто упал в лес — стал леший, кто в воду — водяной, кто на дом — домовой.

Вот почему их зовут по-разному. А они все бесы одинаковы.  

— Дилакторский П. Из преданий и легенд Кадниковского уезда Вологодской губернии // Этнографическое обозрение. М., 1899. № 3

В одном из сказаний манси (малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры) говорится, что при сотворении человека боги использовали глину и лиственницу.

Люди, созданные из лиственницы, с огромной скоростью разбежались по лесам и прозвали их «мэнквами» (лешими), они крепкие и в воде не тонут.

А слепленные из глины медлительные создания стали обычными людьми, чей век недолог: «В воду человек упадет — тонет, жарко станет — из него вода выступает».

Рождаются лешие также от брака чёрта с земной ведьмой, иногда от людей, совершивших тяжкое преступление или погибших без креста на шее и т. п. В некоторых регионах леший считается дедом чёрту и прозывется «чёртов дед».

Нередко в представлениях народа леший носит уже двойственный характер: он является то сильным, страшным духом, то простым народным чёртом, глуповатым, которого умный мужик легко может обмануть.  

Внешний вид

Леший похож на человека, но внешность его описывают по-разному. По одним показаниям, волосы у лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда — горят зеленым огнем.

Может явиться к человеку в разных видах, но чаще всего он показывается людям дряхлым стариком или косматым чудищем с козлиными ногами, рогами и бородой. Если на лешем есть одежда, то она вывернута наизнанку, запахивается левой полой на правую, обувь перепутана, и сам он обязательно не подпоясан.

В лесу леший показывается гигантом, голова которого достаёт верхушки деревьев, а на полянах он едва выше травы. «Носится леший по своим лесам как угорелый, быстро, едва соследимо и всегда без шапки», часто с огромной дубиной в руках. Описывается как остроголовый, с клиновидной головой и мохнатым, с волосами зачесаными налево.

Этому лесному духу приписывают способности к оборотничеству, поэтому он может показаться и в виде дикого зверя. Живуч, но может быть убит из ружья. По другим источникам это обычный старичок, маленький, сутулый, с белой бородой.

Новгородцы уверяли, что этот старичок носит белую одежду и большую шляпу, а когда садится, закидывает левую ногу на правую. Согласно некоторым северным сказам с виду леший похож на человека, только кровь у него темная, а не светлая, как у людей, потому его и зовут ещё «синеобразным».  

Образ жизни

Некоторые лешие живут одиноко, другие — семьями, причем строят в лесах просторные дома, где хозяйничают их жены и растут их дети. Жилище лешего — бревенчатая изба в густом ельнике вдали от человеческих поселений. В некоторых местах считают, что лешие живут целыми деревнями.

Порой в больших лесах живут по два и по три лешего, которые иногда ссорятся между собой при дележе лесных дач (Архангельская губерния). Ссоры доходят до драки, лешие бьют друг друга столетними деревьями, которые они вырывают с корнем, и стопудовыми камнями, отбитыми от скал. Камни и стволы деревьев они бросают вёрст на 50 и более.

Нередки также битвы леших с водяными, преимущественно в ночную пору. На русском Севере отмечено выражение «леший ступал» о том, что плохо сделано.

Леший — властитель над лесными зверями. Всего более он любит медведя, и когда сам пьёт вино, до которого большой охотник, то потчует непременно и медведя. Последний караулит лешего, когда тот опьянённый ляжет спать, и оберегает его от нападения водяных. По данным К. Д. Логиновского, собранных в Забайкалье, «за услуги леший от людей требует платы в виде угощения водкой».

Леший, по желанию, перегоняет белок, песцов, зайцев, полевых мышей из одного леса в другой. По поверью украинцев, полисун, или лесовик, гонит плетью голодных волков туда, где они могут найти прокорм.

Читайте также:  Самые плохие персонажы русской литературы. рейтинг

По народным рассказам лешие обожают карточную игру, где ставкой являются белки да зайцы. Так что массовые миграции этих животных, разумное объяснение которым найти трудно, оказываются на самом деле уплатой карточного долга. Согласно «Северным сказкам» Н. Е.

Ончукова, пищей лесовику служит «заячья да беличья говядина» Также дикие яблони зовут «лешовками», предполагая, что леший выращивает эти яблони для себя. Лошадь чует лешего раньше, чем всадник или возница и может внезапно остановиться или в страхе броситься в сторону.

Леший враждует с собаками, прирученными человеком, хотя иногда имеет собственных собачек, маленьких и пёстрых.

Лешим также очень нравится петь, порой долго и во всё горло (подобно буре), аккомпанируя себе хлопанием в ладоши.

По польскому поверью леший любит сидеть на старых сухих деревьях в образе совы, и поэтому крестьяне опасаются рубить такие деревья. По русскому поверью леший также любит прятаться в дуплах таких деревьев. На этот счёт есть поговорка: «Из пустого дупла либо сыч, либо сова, либо сам Сатана».

На деревьях лешие проводят большую часть времени; качаться и «дурачиться» для них — самое любимое занятие, отчего в некоторых губерниях ему дали название «зыбочник» (от зыбка, люлька). Шествие лешего сопровождается ветром, который заметает его следы.

Этим леший напоминает лесных эльфов шведского фольклора.  

Народные поверья

В народном месяцеслове «Купальская ночь» на 7 июля считалась временем, когда активизируется и проказит всякая нежить, в том числе и леший. А в ночь под «Агафона Огуменника» (4 сентября), по-поверью, лешие выходили из леса в поле, бегали по деревням и сёлам, раскидывали снопы по гумнам и вообще творили всякие бесчинства.

Для охраны гумен поселяне выходили к загородям, вооружёнными кочергой с тулупами, вывороченными наизнанку. Также особым «срочным днём» лешего считалось 27 сентября (Воздвижение), день, когда лешаки сгоняли в особые места лесное зверьё и попадаться им на пути было опасно. «На Ерофея» же, — как считали крестьяне, — «лешие с лесом расстаются».

В этот день (17 октября) дух проваливается под землю (вырывая её на семь пядей), где зимует до весны, но перед зимовкой лешие беснуются, «дурят в лесах»: бродят, кричат, хохочут, хлопают в ладоши, ломают деревья, разгоняют зверей по норам и свирепствуют. Суеверные русские мужики и бабы в этот день в лес не ходили: «Леший — не свой брат: переломает все косточки не хуже медведя».

Впрочем, не все лешие исчезают на зиму; в некоторых местностях им приписываются зимние вьюги.  

Нрав и повадки

Отношение лешего к людям — большей частью враждебное.

Он старается заплутать путника в лесу, переставляя с умыслом с одного места на другое дорожные знаки или сам перекидываясь деревом, которое служит приметой; иногда он принимает вид знакомого человека и, заводя разговор, незаметно отводит путника от дороги; иногда он плачет как ребенок или стонет, как умирающий, в чаще леса, чтоб заманить туда сострадательного мужика и защекотать его насмерть, сопровождая действие громким смехом. От шуток лешего люди нередко сходят с ума. По поверью, записанном в Олонецкой губернии, каждый пастух должен подарить лешему на лето корову, не то он озлобится и перепортит все стадо. В Архангельской губернии думали, что леший, если пастухи успеют задобрить его, пасет деревенское стадо. Охотники также приносили лешему подношение в виде краюшки хлеба или блина, которое клали на какой-нибудь пень. В заговорах, произносимых на успех в звериной ловле, встречались обращения и к лешему. На знакомство с лешим отваживаются одни колдуны. В Новгородской губернии знающие секрет пастухи, нанимают лешего на службу пасти стадо и охранять его от зверей. Выдает свое присутствие «уканьем». При приближении человека они хохочут, бьют в ладоши, а если увидят женщину, то норовят затащить ее к себе. Часто ворует себе в жёны девушек. Отличительной особенностью такого рода сожительства было то, что, как правило, детей от леших рожали редко. В некоторых местностях Тульской губернии рассказывали, как девушки сами убегали в лес, а через несколько лет возвращались с кучей денег. Случается, что леший подходит к кострам дроворубов погреться, хотя в этих случаях имеет обыкновение прятать своё лицо от огня.

Под властью этого духа находятся все звери в лесу. Любые массовые передвижения животных трактуются как направляемые лешим. Поэтому охотники всячески пытаются задобрить духа, чтобы тот не вредил им на охоте.

В Читинской области в XIX веке со слов стариков фольклористами был записан совет о нежелательности ночлега на лесных тропах, поскольку невдалеке кто-то закричит, засвистит и зазвенят колокольчики.

Если же разведён костёр, то леший может прибежать и всё разбросать. При этом лучше бежать от этого места со всех ног.

Любимая присказка лешего: «Шёл, нашёл, потерял». Сбивать людей с толку, запутывать их — обычная проделка духа. Если «леший обойдёт» человека, то путник внезапно потеряет дорогу и может «заблудиться в трёх соснах».

Способы рассеять морок лешего: уведённый им человек ничего не должен есть или носить с собой очищенный от коры сучок липы (лутовку), также можно надеть всю одежду наизнанку или переобуться — левый ботинок надеть на правую ногу и наоборот, перевурнуть стельки тогда путник сможет найти дорогу из леса.

Кроме того этот дух очень любит кричать страшным голосом и свистеть, пугая тем людей. «Новгородский сборник» за 1865 год сообщает, что «лесовые… любят петь песни, хлопать в ладоши, смеяться и ойкать».

Согласно сведениям из Архангельской губернии, леший «кричит на разные голоса: и по ребячьи, и по бабьи, и по мужичьи, ржет и по лошадиному». Он также «поет петухом, кричит курицей, кошкой, малым ребенком». Зато по народной примете в лесу свистит только леший, а человеку свистеть опасно, так как леший обидится.

Когда манси поют про мэнквов (леших), то совершают сильные телодвижения, с присвистом, топотом, «как обыкновенно делают лесные божества». Есть мнение, что русская «свистопляска», против которой в древности выступала православная церковь, берет начало от подражания лесным славянским божествам в языческие времена.

Лешему приписывается также похищение детей:

  • Но всюду висел на пути, и злы проказы лешего!
  • Угонит зверя — не найти, в капканы крыс навешает.
  • А сколько он детей унёс к себе за волок Кайский!
  • Не от дождей, от горьких слёз промок весь край прикамский.

Лешие заманивают детей, которым плохо живётся в своей семье, добрым отношением, поэтому они называют лешего «добрым дядюшкой». Иногда лешие уводят детей с собой, причем последние дичают, перестают понимать человеческую речь и носить одежду.

Взамен похищенного младенца, лешие иногда кладут в колыбель связку соломы или полено, иногда же оставляют свое детище, безобразное, глупое и обжорливое. Достигнув 11-ти лет, подмёныш убегает в лес, а если остается между людьми, то делается колдуном.

 

Назад к разделу

Источник: http://world-of-legends.su/slavyanskaya/slav_nechist/id582

Леший (лесовик) в славянской мифологии | Славяне

Леший — дух-хозяин леса в мифологии восточных славян. Сложно сказать, кто такой Леший: отдельное ли существо, бывший ли человек (из проклятых, умерших детей, подменышей). Он не добрый и не злой — зависит от его настроения.

Может помочь заблудившемуся грибнику или ягоднику выйти из своих владений, а может завести в самую чащу, погубить. Но обычно он вредит тем, кто не соблюдал правил поведения в лесу. Лесовик способен устраивать опасные природные явления, вплоть до ураганов.

Ему также подчинены птицы и звери, деревья и травы в лесу:

Хозяин грибов, мха есть. Хозяин везде должен быть. Он вроде бы выйдет, такой старичок старенький выйдет с-под корня или с земли, окрикнет мальчишек: «Зачем так делаете неладно!», если они грибы неправильно собирают. Это лесовой хозяин, он бережет, сторожит лес.

Рассказывали, что Лешак стремится иметь семью и детей, поэтому, бывало, похищает девиц и женщин, заманивает их в лес, а иногда приходит чин-чином свататься в обличии человека. Детьми его становятся похищенные в колыбели младенцы, которые, вырастая, сами могут стать Лешими.

Леший руководит жизнью всех лесных обитателей, особенно волков, которых он пасет, как скот.

Как распознать Лешего?

Образ Лешего, которого также называют Лесовиком, Лешаком, очень многосторонен. Он способен менять облик. Иногда предстанет человеком, причем то высоким, размером с дом, то, наоборот, карликом:

У нас отец зимой впотемни поехал за дровами, вдруг видит, человек идет, большой, выше сараев, длинной. То леший был, наверно.

Иногда лесовик похож на зверя или птицу, а может предстать могучим природным явлением, например, ветром:

А как ветер, вихорь, дак это уж самый леший. Вот здесь позапрошлый год, такой был ураган, крыши сняло, а град с маленькое яичко был. А где он шел, этот вихорь-то, дак столько лесу навалило, вы и не поверите. Все сосны вповалочку леший-то выворотил.

Подобно другим персонажам славянской мифологии, Лесовик неоднозначен: может погубить кого-либо, а может помочь. В поверьях про Лешего речь часто идет о лесе, как о стихии, к человеку враждебной, месте, где необходимо быть начеку.

Часто обликом Лешак напоминает обычного мужчину, только с особенностями облика и костюма.

Он часто синюшен (так как в его жилах льется синяя кровь), застегивает одежду на левую сторону, нет правого уха, бровей и ресниц, от него не падает на землю тень, он ходит неподпоясанным. Показывается в виде старушек.

Были поверья: если есть сомнения, что встреченный человек может быть лесовиком, надо посмотреть на него через правое ухо коня, тогда он покажется в своем настоящим обличии.

Какой вред может причинить Лесовик?

Чаще всего Леший представляет опасность для человека. Может увести в чащу леса, водить кругами, заморочить. Иногда проказничает, подстраивая разные кляузы. Но неприятности от Лесовика ждут в лесу тех, кто идет туда без благословения, охранных амулетов, не спрашивает разрешения у Лешего на сбор ягод или грибов, охоту.

Строго-настрого запрещалось ругать кого-либо, особенно ребенка, с упоминанием Лешего, говорить о нем в лесу, иначе дух не заставит взять к себе того, кто его призвал. Особенно оберегали от нападений Лешего детей, идущих в лес. Идя в лес, советовали всегда запоминать, какое первое слово произнес случайно встреченный по дороге человек.

Такой случайный прохожий может оказаться Лесовиком, и если придется обращаться к нему за помощью, потеряв в лесу дорогу, он спросит это слово. Не удастся его припомнить — с собой заберет. Нельзя было кричать в лесу, откликаясь на эхо, свистеть и всячески шуметь.

Если все же Леший завел в глухую чащу, чтобы найти дорогу, надо было снять с себя одежду, вывернуть наизнанку или задом наперед, так и надеть, обуть левый сапог на правую ногу.

Лешие и пастухи

Пастухи умели договариваться с Лешаками. Для этого они специально вызывали Лесовиков особым заговором или обрядами. В обмен на то, что Леший будет охранять стадо, приносили дань — обычно одну корову из стада.

  Но об этом уговоре надо было молчать, иначе пастух мог стать жертвой лесного духа. После заключения договора Леший не только не трогал скотину, наказывал своим подопечным-волкам ее не трогать, но и помогал пастуху в работе.

За это пастух выполнял множество условий, которые ставил Лесовик,  —  их называли «отпуском». В заключении подобных договоров пастухам помогали Ведуны.

Читайте также:  После казни какой любовницы петр i прочитал лекцию по анатомии

Лесовик — воплощение леса: непознанного, темного, грозящего многочисленными опасностями. Наши предки одухотворяли силы стихий в образах подобных существ. Такие поверья открывают нам волшебный мир природы!

  • Подробнее о славянской мифологии:
  • Славянские Боги
  • Мифические существа славян
  • Славянские мифы

Источник: https://xn--80aejvmu5h.xn--80aswg/leshiy/

Почему пастухи всегда были с дудочкой

Дудочка на Руси всегда была непременным атрибутом пастуха, сколько бы лет тому не было — восемь, восемнадцать или сорок восемь. Впрочем, в Древней Руси пастух не мог быть молоденьким парнем или мальчиком, такому доверили бы разве что пасти семейный скот или сделали бы помощником пастуха, потому что пастух должен быть опытным.

Он должен был знать, в какой местности растёт хорошая трава, а где — крайне вредный для коров клевер, от которого они могут за десять минут «полечь»; каким путём гнать скот, чтобы стадо не зашло на клеверные поля; где коровам удобнее спускаться на водопой; как отбить овцу от волков, как вытащить телёнка из болота и что делать, если корова начала телиться.

Поскольку от здоровья скотины часто зависела жизнь целых поселений, пастуха выбирали придирчиво, а профессия эта была на Руси ответственной. При этом эти серьезные и ответственные люди всегда носили с собой дудочку.

Дудочка — сигнал для стада

Свободного времени у пастуха было много, нужно было чем-то занять руки и разум. При этом серьёзными занятиями следовало пренебречь в угоду основному — необходимо было внимательно следить за стадом, буквально не сводя с него глаз.

Простую дудочку можно было сделать довольно быстро из подручных средств, а рожок — из бересты, а чтобы научиться сносно играть времени было предостаточно — с апреля, когда скот начинали выгонять на выпас, и до поздней осени.

Не стоит забывать, что звуки дудочки или рожка для скотины звучали как сигналы, по которым она привыкала собираться в стадо, идти на водопой или тянуться ближе к дому. С помощью дудочки можно было в поле подавать сигналы и пастушьим собакам, которые помогали собирать стадо.

  • Звук рожка — предупреждение
  • Услышав звуки пастушьей дудочки, хозяева знали, где находится их скот, а дикие звери получали сигнал, что стадо находится под бдительной охраной.
  • Можно подумать, что, например, волки могли даже не брать в расчёт одного человека, однако на самом деле они прекрасно знали — звуки дудочки несут с собой смерть или увечье, ведь умелый пастух мог одним ударом бича перебить волку хребет.
  • Скорее всего, дудочка, так же, как и бич, могла стать оружием самообороны при нападении разбойников, желающих угнать стадо.
  • Магический предмет
  • Но главная функция, которую нёс этот несложный музыкальный инструмент в языческой Руси, была функция сакральная — с помощью пастушьей дудочки пастух якобы «договаривался» с лесными духами, чтобы дикие звери не трогали стадо, и заговаривал скот, чтобы тот был здоров, набирал вес и не терялся.

Суеверные люди думали, что если в пастушью дудку вложить клок шерсти скотины, то стадо обязательно будет слушаться пастуха и по его сигналу придёт домой. Разумеется, чтобы дудка продолжала звучать, шерсть приклеивали к ней кусочком воска снаружи или закладывали за внешние декоративные элементы (А. А. Плотникова «Магия звука в славянской скотоводческой обрядности).

  1. После принятия православия суеверия никуда не делись, а просто изменились — даже в советские времена архангельские крестьяне считали, что дудочка, к которой прилеплен кусочек от красной пасхальной свечи, быстрее соберёт скот домой.
  2. Дудочке приписывали магические свойства — в некоторых местах Великороссии считалось, что на каждый сезон пастух должен делать новую дудку и пасти стадо с ней, а осенью инструмент следовало уничтожить, сжечь.
  3. На Русском Севере были чрезвычайно распространены заговоры скота — от заговора „на первый выгон“ до заговоров на то, чтобы скотина возвращалась домой по первому зову пастушьей дудочки.
  4. Договор с лешим — стаду прибыток
  5. Надо принимать во внимание, что пастухами часто становились калеки, которые не могли наравне с остальными мужчинами трудиться в поле, имели изъяны от рождения, например, были горбаты или одноруки, или получили увечья в течение жизни.
  6. Также в пастухи шли немощные, убелённые сединами старики — всё это придавало им ещё больше таинственности, и в глазах неграмотных крестьян делало пастухов близким к лесным страшилищам — лешему и кикиморе.
  7. Скорее всего, крестьяне считали, что человеку, который и так „одной ногой в могиле“ легче договориться с нечистой силой.

Изгоем пастуха делало и его знание трав — такие сведения считались в языческой среде сакральными, их могли знать лишь волхвы. Так что кому ещё договариваться с нечистой силой и лесными зверями, как не колдуну?

  • Несмотря на некоторую отверженность, пастух в течение срока выпаса скота имел право не только на оплату труда, но и на ночлег в селе, на еду и на тёплую одежду в случае непогоды.
  • Чужое не трогай
  • Брать в руки дудочку пастуха или просить его продать её считалось недопустимым и могло повлечь за собой даже смерть, но иногда пастухи могли сделать дудочку для ребятишек — просто для игры.
  • В Карпатских селениях дудочке или рожку (свистку) пастуха придавали очень много значения — считалось, что днём пастух с помощью звуков повелевает лесными чертями и заставляет их себе помогать.
  • Но ни в коем разе нельзя было дудеть в неё ночью, поскольку ночью пастух уже не был властен над нечистой силой, она могла слететься на звуки пастушьего рожка или на скот могли напасть дикие звери — об этом суеверии писал советский языковед Иосиф Алексеевич Дзендзелевский.
  • Оружие против чертей

По суевериям крестьян, у пастушьей дудочки было ещё одно важное свойство: она якобы могла отгонять злых демонов и так защищать скот. В некоторых сёлах, перед первым выпасом пастухи обходили село, изо всех сил играя на специальных дудках — так они отгоняли от скотины болезни, беду и чертей.

Иногда такие обходы продолжались каждый день вплоть до середины августа. А на западе Белорусии с помощью огромных еловых труб расчищали дорогу для скота перед первым выпасом: пастухи, собравшись вместе, проходили путь первыми и изо всех силы дули в трубы, чтобы отогнать нечисть подальше.

Любопытно, что некоторые пастухи не расставались со своими дудочками и рожками даже зимой — в Рождественские колядки они обходили крестьянские дворы и у каждого двора трубили, словно бы отгоняя от скотины чертей; за это хозяева им выносили угощение.

Источник: https://news.rambler.ru/other/39991169-pochemu-pastuhi-vsegda-byli-s-dudochkoy/

Пастухи на Руси: Почему их считали колдунами, что им запрещали и какие заговорённые вещи им помогали

Пастухи на Руси были не просто людьми, которые занимались выпасом коров. Их причисляли к тем, кто умел пользоваться колдовской силой, направляя ее на охрану животных. Пастухов считали особыми людьми, а требования к ним при этом предъявлялись очень жесткие. И предпочитали брать на эту должность людей пришлых, из далеких краев.

Кого выбирали в пастухи

Казалось бы, пастухом мог быть любой житель русской деревни, с детства умеющий ухаживать за скотом. Но нет. Издревле повелось нанимать на такую работу жителей других сел и даже губерний. Самые большие шансы занять это место были у неженатых пожилых мужчин, охотно брали сирот. Вот и пасли коров на новгородских полях пастухи из Пскова, а представители вологодчины – в Пермской губернии.

Отношение к выписанному пастуху было внимательным. Новые односельчане-работодатели старались сделать его жизнь проще: работнику предоставляли жилье и хорошо кормили. Делали это поочередно все жители села, чьих коров пастух пас. При этом максимальную часть хлопот брали на себя те крестьяне, у кого было больше всего коров.

Из «своих» в пастухи часто выбирали мужчин, у которых не было земли или которые из-за слабого здоровья не могли работать в поле. Относились к ним не слишком уважительно, но в то же время не отрицали, что пастухи обладают особой магической силой.

Ссориться с пастухом не рекомендовалось, поскольку этим людям приписывалось знакомство с нечистой силой.

А кому хочется, чтобы пастух отыгрывался на корове? Нередко пастухи, проводившие большое количество времени на природе и хорошо знавшие ее, становились знахарями.

Как леший пастухам помогал, и что ему за это дарили

Раньше считалось, что пастухи могут заключать договор с лешим. Чтобы ублажить его, могли дать обещание никогда не собирать лесные ягоды и ни с кем не здороваться за руку. Леший в свою очередь забирался на пастуший посох или кнут, и находился там все время, что пастух работал, всячески помогая.

Договор с лесным духом следовало заключить в период Егорьев день – Покров.

Тут дело не обходилось без ежегодных подарков – пастух дарил лешему четыре куриных яйца, обязательно от черной курочки, на второй год – портянки из сукна, и на третий – самую жирную корову.

Бедное животное отдавалось на растерзание волкам и медведям. А если корова пропала – и тут есть отговорка: это пастух отдал ее лешему, чтобы тот охранял стадо от диких животных.

В течение года лешему надо было преподносить мелкие подарочки, чтобы добиться его расположения, например, хлеб с маслом, Собираясь на работу, пастух брал с собой особые предметы – кусочек бересты, шарик из воска или муки с клочком коровьей шерсти. Некоторые пастухи так доверяли лешему, что просто гнали коров на пастбище и потом спокойно шли домой.

Пастухи – старинный Гринпис, а также строгие правила в одежде и в поведении

Понятно, что на пастухах лежала большая ответственность, ведь им отдавали на сохранение одну из главных ценностей.

Чтобы со стадом не случилось никаких неприятностей, пастухи использовали в своей работе опыт предшествующих поколений, придерживались строгих правил, которые, согласно старинным поверьям, должны были обезопасить доверенных животных.Правила эти можно условно разделить на поведенческие и те, которые относились к внешнему виду.

Пастух не обязан был любить природу, но должен был относиться к ней очень бережно. Запреты были весьма строгими и доходили до абсурда. Например, назойливых насекомых нельзя было не то что прихлопнуть, от них даже нельзя было отмахиваться.

Находясь в лесу, пастух не мог собирать ягоды и грибы и ловить рыбу. Сломанная ветка приравнивалась к нанесению вреда лесу и неуважению к силам природы. Были и разумные ограничения – не разрушать муравейники и гнезда птиц, не убивать животных.

Что касается внешнего вида, то и тут все было достаточно строго. Пастуху нельзя было менять длину волос и бороды. Если пришел наниматься на работу с длинной бородой – изволь отращивать ее и дальше. Появился в первый раз коротко остриженным – придется укорачивать волосы постоянно.

Пасти животных нужно было всегда в одной и той же одежде, в той, в которой прошел первый рабочий день. Это объяснялось тем, что животные привыкали к виду и запаху своего хозяина, и в ином обличье могли его не признать, и даже убежать.

Вести себя пастухи должны были скромно. Лазить через заборы, ругаться матом, встревать в драки, пить алкогольные напитки было нельзя. Им также не разрешалось здороваться за руку и вступать в интимные отношения. Некоторые запреты сегодня вызывают недоумение, к примеру, запрет на посещение похорон. Кстати, если в селе кто-то умирал, то пастух не имел право вести стадо по улице.

Кнут, заговоренный пояс, рожок-недотрога и другие волшебные пастушьи аксессуары, которые сжигали в костре

В своей работе пастухи использовали специальный инвентарь, который принадлежал только им. Никто другой не имел права брать его в руки, ведь все предметы проходили процесс заговора. Но и хозяин пользовался ими не так уж долго – всего один сезон, после чего их следовало сжечь на костре.

Итак, что же было у пастуха? Конечно же, кнут, в который следовало аккуратно вплести пучки льна. Их выдавали хозяева коров – по пучку от каждого двора.

На посохе пастуха можно было увидеть насечки – это была своеобразная записная книжка, где указывалось количество вверенных животных.

Существовало поверье, что воткнутый в землю посох после произнесения особого заклинания был способен загипнотизировать коров и заставить их мирно пастись, не пытаясь убежать. Посох был важнейшим атрибутом, и потерять или сломать его боялся каждый пастух.

Музыкальные инструменты – труба или рожок – всегда были при работнике. Только он мог брать их в руки и играть на них.

Чтобы управлять животными и защищать их, пастух использовал ремень или пояс, который предварительно заговаривался. Если пояс был правильным, то дикие животные не видели коров – перед их взором появлялись не упитанные парнокопытные, а большие камни. Чтобы дать коровам немного свободы, достаточно было расслабить пояс, а чтобы собрать стадо обратно, следовало потуже подпоясаться.

Источник

Источник: https://mypensiya.mirtesen.ru/blog/43655664493/Pastuhi-na-Rusi:-Pochemu-ih-schitali-koldunami,-chto-im-zapresch

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector