Почему иностранцы считали русскую баню местом разврата

История русской бани древна, о ней упоминал еще летописец Нестор. Естественно, что с русской баней сталкивались практически все иностранцы, посещавшие Россию.

Как правило, русская баня производила на них неизгладимое впечатление, а многих и ужасала.

И было чего пугаться — в клубах раскаленного пара раскрасневшиеся мужчины и женщины хлещут себя прутьями, а затем еще и в снег или прорубь бросаются. Наверное, со стороны это выглядело как изощренное самоистязание.

Почему иностранцы считали русскую баню местом разврата

В конце XVII века в свите шведского посла графа Христиана Горна Россию посетил Ганс Айрманн, оставивший записки о и Московии.

Вот что его поразило в русском банном мытье: «Они не пользуются, как мы, скребком для очистки нечистоты с тела, а есть у них так называемый веник, он из прутьев березы, которые высушивают.

Летом, пока веники еще зелены, их на бесчисленных телегах привозят в города на продажу, каждый хозяин закупает их во множестве и развешивает для просушки. Ими московиты дают себя хорошенько отхлестать другим.

Этот веник предварительно размачивают в теплой воде, которая у знатных людей бывает проварена с хорошими травами, а затем гладят и растирают ими себя по всему телу вверх и вниз, пока вся пакость не отстанет от кожи. Это они делают столько раз, пока не увидят, что совсем чисты. При этом московиты имеют в бане особо здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с головы до пят, и только после этого они готовы».

Почему иностранцы считали русскую баню местом разврата

Иностранцев поражало, что русские и их тянут в баню, считая её чуть ли не обязательным атрибутом общения. Курляндец Яков Рейтенфельс, посетивший Москву практически одновременно с Айрманном, писал, что «русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».

Почему иностранцы считали русскую баню местом разврата

Кстати, иностранцы дружно отмечали, что в русской бане моются или совместно мужчины и женщины, или же отделения для них разделены только небольшой перегородкой, а окунуться в снег или в речку без стеснения выбегают все вместе. Для них это было настоящей экзотикой. В России же только в 1743 году Сенат специальным указом запретил в торговых банях мыться мужчинам совместно с женщинами. Указ стали соблюдать, но только в крупных городах.

Почему иностранцы считали русскую баню местом разврата

К чести иностранцев, многие понимали, что русские в вопросах гигиены обогнали их намного.

Испанец Риберо Санчес, бывший врачом при дворе Елизаветы Петровны, искренне восхищался: «Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и привозимых изо всех стран света, то желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий, превратилися в бани российские для пользы общества».

Почему иностранцы считали русскую баню местом разврата

Стоит отметить, что многие иностранцы в России приживались, становясь по своим привычкам практически русскими. Естественно, что они привыкали и к русской бане.

К XIX веку в крупных городах появились дорогие, богато обставленные бани с хорошей обслугой и прекрасными буфетами. Они быстро превратились в своеобразные клубы для людей состоятельных.

В Москве такой баней-клубом стали знаменитые Сандуны, где бывал весь цвет российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить иностранцы.

Интересно, что иностранцы, долго жившие в России, стали по возвращении на родину стоить у себя бани, чем немало изумляли соотечественников. Особенно быстро русская баня «завоевала» Германию.

«Но мы, немцы, — писал немецкий врач Макс Плотен — пользуясь этим целебным средством, никогда даже не упоминаем ее названия, редко вспоминаем, что этим шагом вперед в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу».

Бани стали появляться и в других странах, а португалец Антонио Саншес даже издал книгу «Уважительные сочинения о русских банях».

В Европе любят рассуждать о загадочной русской душе и вспоминать великих писателей, философов, танцоров, поэтов, ученых, которых Россия дала миру. Но иногда забывают, что элементарному мытью просвещенную Европу тоже учила Россия.

Я сознательно привел в статье много цитат, чтобы о нашей бане с парилкой и вениками сказали сами иностранцы, прошедшие путь от её неприятия и даже боязни, до восхищения и откровенного копирования.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/27748/

Почему русская баня пугала чужеземцев? | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории

Почему иностранцы считали русскую баню местом разврата

Долгое время было принято считать эталоном элегантности и чистоты представителей европейского дворянства. С картин Средневековья на нас смотрят ухоженные, красивые женщины и элегантные мужчины. Но так ли это было на самом деле и почему многие европейцы ужасались, сталкиваясь с гигиеническими правилами на русской земле.

В истории долгое время было принято считать, что западная Европа была куда развитее древне Руси и Российской империи целом. Однако, судя по последним открытиям – это далеко не так. Наши западные соседи привыкли к постоянной клевете на Русь, и многие европейцы никогда не бывавшие на русских землях, считали Русь «немытой». Так ли это на самом деле?….

Пока европейские города утопали в нечистотах, в Новгороде Великом существовала разветвленная сеть канализации, выводящая все отходы за город.

Учёные установили её примерный возраст – городская канализационная система была построена ещё в 11 веке. Существовал в Новгороде и  городской водопровод.

А в средневековой западной Европе помои и нечистоты выливали из окон прямо на улицы, или в каналы в Голландии.

У восточных славян не только высшие классы, но и простой народ в деревнях проявляют по нынешний день, как они проявляли уже в конце языческого периода, стремление к чистоте, о чём свидетельствует строительство специальных бань для общественного пользования, которые в древнерусском языке назывались лазьня (от «лазить»), мовня, мовница, мов творити или мыльня, мыльница от общеславянского слова мыти. В древних русских церковных поучениях говорится о том, что народ приготавливал баню и для своих предков, русский народ кое-где делает и до сих пор.

 Уже в ΙΧ-Χ веках был также широко распространен и термин баня, баньное от ведического санскрита «панньяна» — «pannejana» — «мытьё ног» и «Бад» – bād – бадья, баня, на греко-латинском — бальнеум — βαλανεΐον, банья — βάνεια (balneum, banea)91.Почему иностранцы считали русскую баню местом развратаОднако было бы неправильно приписывать появление бани одному лишь греко-римскому влиянию, хотя в позднейшее время это влияние отрицать нельзя92, так как на него указывает само распространение термина баня. Я полагаю, что скорее всего толчок к строительству бань дан был с Востока или от скифов, знакомых с подобными паровыми банями, при пользовании которыми моющиеся одновременно одурманивали себя конопляным дымом.

Почему иностранцы считали русскую баню местом разврата

Наконец, днепровские славяне — по Геродоту «борисфениты», несомненно были славянами и уже во времена Геродота, как он сообщает,  устраивали паровые бани в землянках, где воду издавна наливали на очаг для образования пара — это являлись собственным изобретением русских.

Уже в X веке арабский путешественник Масуди называет банное помещение по-славянски al-atbba или al-itbba, что может являться лишь транскрипцией славянского истъба, а одновременно с ним русский летописец под 945 годом для названия банного строения в Киеве использует слово истобка, очевидно, что слово истъба в значении «баня» сохранилось у русских в значении отапливаемого помещенияИзбы с построенной внутри печью, приспособленной под баню, появилась у славян примерно в V или VI веках.

 Паровая баня, представляла собой комнату, в одном углу которой находилась низкая печь для топки,над очагом строили свод из камней, становившихся раскалёнными от огня.

 Так описывает древнерусскую баню языческого периода в городе Новгороде русский летописец: «В русских банях обливались горячим квасом, хлестали себя вениками и обливались холодной водой».

Почему иностранцы считали русскую баню местом разврата

Показателем заботы о теле и собственном здоровье на Руси считалась чистота тела. Требование это с глубокой древности соблюдалось представителями всех сословий. Русская баня стала прекрасным местом для очищения тела и укрепления здоровья.

 Наши предки считали, что хорошая баня может излечить от всех болезней. Поэтому к воде, которая использовалась в бане, добавляли отвары различных трав.

Каждую неделю вся семья должна были хорошо попариться и вымыться в бане, этот обряд омовения совершался и перед большими церковными праздниками.

Зимой же после бани у русских было принято обливаться холодной водой, а самые смелые прыгали в прорубь или в сугроб. Летом после бани окунались в прохладной воде ближайшего водоёма.

Столкнувшись с таким обычаем, европейцы приходили в настоящий ужас. Они и представить себе не могли подобные гигиенические процедуры.

Не будем забывать о том, что некоторые европейские аристократы и аристократки не мылись месяцами и их одежда и прически кишели вшами и блохами.

К костюму аристократок прилагались изящные блохоловки и длинные палочки для почёсывания головы под замысловатой причёской.

Иноземные путешественники часто считали процесс мытья в русской бане каким-то диким языческим мучительным обрядом,  и настоящей пыткой. Русские бани удивляли иностранцев, их поражало то, как русские парились в бане, обливаясь горячей и ледяной водой, квасом, побивая друг друга вениками из берёзовых или дубовых веток.

Сами иностранцы привыкли мыться холодной водой из экономии и нехватки дров, в купальнях, в ваннах  купались в тёплой воде. Чужеземцы  приходили в ужас, увидев, как разгорячённые после парной бани русские, обтираются снегом  или ныряют в прорубь с ледяной водой. После такого зрелища русские казались им настоящими богатырями, а  русская баня с парилкой казалась им языческой дикостью.

Против чистоплотности и частого мытья выступала католическая церковь. Примечательно, что в эпоху средневековья европейцы мылись всего несколько раз в жизни. Дипломаты, приехавшие на русскую землю, получили культурный шок, когда увидели, сколько раз в неделю моются местные люди.

Однако, после посещения русской бани, иностранцы чувствовали себя прекрасно и легко, что начинали понимать как это полезно и приятно для всего организма.

Впечатления чужеземцев от русской бани были настолько сильными, что их восторженные  отзывы об оздоровительном эффекте этой странной банной процедуры распространился по всему свету.

О большой пользе русских банях писали многие европейские и азиатские путешественники.

Строительство русских бань приобрело по-настоящему широкий размах во времена Петра I, когда бани стали появляться во всех крупных городах России. В  Петербурге был отменён налог на сооружение русской бани.

Известно, что Пётр Великий любил попариться в бане и знал в этом толк.

  Во время пребывания в Голландии под именем простого плотника,  русский император Петр I  собственноручно построил русскую баню на корабельной верфи.

О целительных свойствах русской бани писал в 1778 году врач императрицы Елизаветы Петровны португалец Санчес.

Он считал, что русская баня может заменить почти все известные ему лекарства.

Уехав из России на родину, доктор  Санчес открыл парную русскую баню для лечения своих больных в Португалии, так русские бани в XVIII веке появились в крупных городах западной Европы.

Почему иностранцы считали русскую баню местом разврата

После войны с Наполеоном в 1812 году солдаты русской армии, прошедшие походом всю Францию и дошедшие до Парижа, построили русские бани везде, где останавливались и научили местное население в других странах париться по-русски.

В Москве в начале XIX века было уже 1500 частных и 70 казённых бань. В начале 20 века при каждой больнице и лечебнице имелась парная баня.

Ещё одна традиция русских никак не могла прижиться у иностранцев. Русские люди обязательно умывались утром и вечером в проточной воде, а не в лохани, как это делали и делают сегодня англичане, и обязательно мыли ноги перед сном. Считалось, что таким образом человек избавлялся от всего негатива, полученного за день, и предстаёт перед Богом в вечерней молитве.

Перед едой у русских было принято мыть руки, ведь русский стол считался престолом Божьим, поэтому русский человек садился за стол с молитвой и чистыми руками.

Пока в западной Европе для красоты использовали белладонну, свинец, мышьяк и другие опасные вещества, русские девушки применяли натуральные отвары трав и масла для растирки во время и после бани. Молодые красавицы припудривали лица мукой, а румянец был натуральным, губы немного подкрашивали свеклой или морковью.

Читайте также:  Какие чудеса сотворила владимирская икона божией матери

Источник: http://www.evpatori.ru/pochemu-russkaya-banya-pugala-chuzhezemcev.html

Почему русская баня пугала иностранцев?

Почему иностранцы считали русскую баню местом разврата Представить Россию без бань трудно. Даже в наши дни, когда распространилась мода на сауны, почти в каждом деревенском дворе или дачном участке есть русская баня, где можно поддать крепкого парку и от души похлестать себя ароматным веничком.

История русской бани древна, о ней упоминал еще летописец Нестор. Естественно, что с русской баней сталкивались практически все иностранцы, посещавшие Россию.

Как правило, русская баня производила на них неизгладимое впечатление, а многих и ужасала.

И было чего пугаться – в клубах раскаленного пара раскрасневшиеся мужчины и женщины хлещут себя прутьями, а затем еще и в снег или прорубь бросаются. Наверное, со стороны это выглядело как изощренное самоистязание.

Почему иностранцы считали русскую баню местом разврата Любопытно почитать отзывы иностранцев о банных пристрастиях русских. «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется ёмкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе… И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах – радость и улыбка», – так отзывался о русских банях арабский путешественник Абу-Обейд-Абдаллахала Бекри.

Почему иностранцы считали русскую баню местом разврата

В конце XVII века в свите шведского посла графа Христиана Горна Россию посетил Ганс Айрманн, оставивший записки о и Московии. Вот что его поразило в русском банном мытье: «Они не пользуются, как мы, скребком для очистки нечистоты с тела, а есть у них так называемый веник, он из прутьев березы, которые высушивают. Летом, пока веники еще зелены, их на бесчисленных телегах привозят в города на продажу, каждый хозяин закупает их во множестве и развешивает для просушки. Ими московиты дают себя хорошенько отхлестать другим. Этот веник предварительно размачивают в теплой воде, которая у знатных людей бывает проварена с хорошими травами, а затем гладят и растирают ими себя по всему телу вверх и вниз, пока вся пакость не отстанет от кожи. Это они делают столько раз, пока не увидят, что совсем чисты. При этом московиты имеют в бане особо здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с головы до пят, и только после этого они готовы».

Почему иностранцы считали русскую баню местом разврата

Для цивилизованной Европы, предпочитавшей очищать грязь с себя скребками, запах немытого тела маскировать духами, а для борьбы с насекомыми навешивать под одежду блохоловки, были удивительны банные процедуры русских. То, что у европейцев с телесной чистотой было плоховато, не преувеличение. «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе» – это свидетельство путешественника Марко Поло. А испанская королева Изабелла Кастильская заявляла, что за всю свою жизнь мылась дважды – при рождении и перед свадьбой.

Иностранцев поражало, что русские и их тянут в баню, считая её чуть ли не обязательным атрибутом общения. Курляндец Яков Рейтенфельс, посетивший Москву практически одновременно с Айрманном, писал, что «русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».

В это же время в Москве чешский путешественник Бернгард Таннер со спутниками решились по собственной инициативе посетить общественную баню. Получился конфуз.

«По принятому у нас обыкновению мы пришли покрытыми, думая, что здесь моются так же как и в наших краях, но с первого же шага заметили разницу; дверь, увидели мы, отворена, окна не заперты, но в бане было все-таки очень жарко. Как увидели московитяне нас покрытыми, а они безо всякого стыда были голы совершенно – так и разразились хохотом.

Прислуги тут нет, банщика и цирюльника тоже, кому надо воды, тот должен был сам спускаться к реке. Мы побыли там немного и ушли сухими, как пришли, поглядев на их способ мыться; как они, вместо того, чтобы тереться, начинали хлестать себя прутьями, орать, окатываться холодной водой. Так же моются, видели мы, и женщины, и тоже голыми бегают взад и вперед не стесняясь».

Почему иностранцы считали русскую баню местом разврата Кстати, иностранцы дружно отмечали, что в русской бане моются или совместно мужчины и женщины, или же отделения для них разделены только небольшой перегородкой, а окунуться в снег или в речку без стеснения выбегают все вместе. Для них это было настоящей экзотикой. В России же только в 1743 году Сенат специальным указом запретил в торговых банях мыться мужчинам совместно с женщинами. Указ стали соблюдать, но только в крупных городах.

Немало удивляло иностранцев и то, что русские супружеские обязанности связывают с мытьем в бане. Перед свадьбой жених и невеста обязательно мылись в бане, что было продолжением своеобразного «мальчишника» и «девичника», а после первой брачной ночи они уже шли в баню вместе. Этому обычаю долго следовали и российские монархи.

Более того, если в обычные дни царю «было угодно спать вместе с царицей», то утром они оба шли в баню, где мылись вместе или раздельно со своими приближенными. Любопытно, что по этому принципу бояре сразу же вычислили, что Лжедмитрий и его супруга явно «не свои для Руси», в баню-то вместе не ходят.

06.29_10p8m23s_008_ (700×467, 272Kb)» class=»center-big-image» src=»https://4.404content.com/1/8E/1E/455519943437845757/fullsize.jpg»> К чести иностранцев, многие понимали, что русские в вопросах гигиены обогнали их намного. Испанец Риберо Санчес, бывший врачом при дворе Елизаветы Петровны, искренне восхищался: «Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и привозимых изо всех стран света, то желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий, превратилися в бани российские для пользы общества».

Ему вторит камерюнкер Берхольц, познакомившийся с русской баней в Петербурге. В записках о России он подробно описывает посещение парилки и все банные священнодействия, отмечая, что «по окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным».

Стоит отметить, что многие иностранцы в России приживались, становясь по своим привычкам практически русскими. Естественно, что они привыкали и к русской бане.

К XIX веку в крупных городах появились дорогие, богато обставленные бани с хорошей обслугой и прекрасными буфетами. Они быстро превратились в своеобразные клубы для людей состоятельных.

В Москве такой баней-клубом стали знаменитые Сандуны, где бывал весь цвет российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить иностранцы.

Интересно, что иностранцы, долго жившие в России, стали по возвращении на родину стоить у себя бани, чем немало изумляли соотечественников. Особенно быстро русская баня «завоевала» Германию.

«Но мы, немцы, – писал немецкий врач Макс Плотен – пользуясь этим целебным средством, никогда даже не упоминаем ее названия, редко вспоминаем, что этим шагом вперед в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу».

Бани стали появляться и в других странах, а португалец Антонио Саншес даже издал книгу «Уважительные сочинения о русских банях».

Источник: http://ertata.ru/post281707472/

dRezina созерцатель

  • Активность: 9495
  • Пол: Мужчина

dRezina созерцатель

Источник: https://jumornoj.temaretik.com/190836995387296052/pochemu-russkaya-banya-pugala-inostrantsev/

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Почему иностранцы считали русскую баню местом разврата

Впервые упоминания о бане встречаются у Геродота Галикарнасского в V веке до н.э. Древнегреческий историк очень подробно описал первые бани у скифов. Они были кочевниками, поэтому «строили» переносные бани из 3-х воткнутых в землю шестов, обтянутых по периметру войлоком.

Скифы парились с коноплей

Внутри первобытной бани – «мыльни» — стоял раскаленный чан с камнями, которые и создавали жар. Помещение было очень тесным и приземистым. В него нужно было буквально влезать, согнувшись. Отсюда и второе название бани – «влазня».

На горячие камни, как и сейчас, плескали воду. Так она прогревалась для мытья и заодно заполняла влазню мокрым паром. Чтобы жар был еще круче, на мокрые камни сыпали семена конопли. Скифы обильно потели, скребли тела золой или мокрыми кожаными ремнями.

Мытье наших предков было чем-то средним между процессом парения и барахтаньем в золе и собственной грязи. Но в походных условиях эти банные процедуры были незаменимы. Позднее, когда предки славян стали вести более оседлый образ жизни, они начали строить приземистые избушки из дерева.

Баня по-черному, или как помыться в копоти

Деревянные бани сначала строили без дымохода. «Вытяжкой» служили щели в окнах, затянутых бычьим мочевым пузырем. Вся копоть от сожженных углей под чаном с камнями наполняла помывочное помещение. Стены внутри были черными от сажи.

Так выглядела «баня по-черному». Несмотря на экзотическое устройство она неплохо справлялась с требованиями гигиены того времени. Только приблизительно к IX-X векам бани стали оборудовать трубой, вместе с которой уходила и копоть. Так славяне научились мыться в чистом помещении.

Как мылись тогда

Общественные бани начали строиться гораздо позднее и только в крупных городах. Изначально мытье в бане было делом сугубо семейным. Мылись все вместе: мужчины и женщины, взрослые и детвора.

Затапливать баню отдельно для баб и мужиков никому даже в голову не приходило. Славяне не связывали понятие бани со стыдом. Мыться-париться всем вместе было в порядке вещей. Да и практичнее это: не так много дров нужно для растопки бани для всех.

Парилка и помывочный зал тоже были объединены. Мытье, охаживание березовыми вениками и наслаждение горячим паром представляли собой один сплошной, непрерывный процесс. Зимой он обязательно заканчивался нырянием в снег или прорубь (если рядом была река).

Священное действие

Иностранцы считали русскую баню обителью разврата. Сами славяне любили «мыльню» за здоровье и чистоту, которую она давала. С ней было связано и понятие гостеприимства. Порядочный хозяин дома обязательно затапливал баню для дорогого гостя.

В этих же постройках женщины рожали детей. Перед важным событием топили баню только женщины и только пользовавшиеся уважением. Мужчин к священному действу не допускали. Когда помещение было не занято, бабы с удовольствием использовали его и для гаданий.

Иногда это место использовалось и для скрытого убийства. В бане могли запереть врага и сжечь его вместе с самой деревянной постройкой. Именно так сделала княгиня Ольга с древлянскими послами, предложившими ей стать супругой их вождя.

«Нечистое место»

Поскольку баня ассоциировалась с такими таинственными для предков процессами, как зачатие, рождение детей и гадание, ее считали местом «нечистым». Здесь «смывали грехи», очищали тело, следовательно, нечто дурное оставалось в пределах этих стен.

По верованиям славян в бане жил дух – банник. Он считался существом злым, способным уморить человека, который к нему неуважительно относится. Банника полагалось задабривать специальными присказками-уговорами. По значимости он был даже важнее домового.

Есть ли польза от русской бани

На Руси всегда считалось, что баня дарит здоровье и укрепляет дух. Современная медицина предупреждает, что горячий мокрый пар полезен только здоровым людям. Гипертоникам и сердечникам вход в баню закрыт, поскольку она создает повышенную нагрузку на сердце и сосуды.

Не стоит париться и тем, у кого есть варикоз. Банные процедуры могут только усугубить проблему. Крайне не рекомендуется посещать парную и беременным, особенно в первом и третьем триместре беременности. Баня – слишком суровое испытание для организма будущей матери и плода. Даже недолгое пребывание в горячей влажной среде может привести к выкидышу.

Но если у человека нет перечисленных противопоказаний, ему стоит посещать баню раз в месяц-два. Для здорового организма русская баня сравнима с часовой тренировкой на велотренажере или пробежкой. Однако, чаще париться не стоит: организм привыкает к нагрузке и перестает на нее реагировать.

Читайте также:  От каких наград отказывались кавказские казаки

Источник: https://newsland.com/community/8211/content/pochemu-inostrantsy-schitali-russkuiu-baniu-mestom-razvrata/6487749

«Бесстыжие девки»: Почему иностранцы считали русскую баню очагом разврата?

С самых древних времен мытье в банях было традиционным для русских. В XVI — XVIII веках благодаря свидетельствам и описаниям гостей из Европы широко известно и о распространении общих бань в России, пишет Кириллица.

Среди некоторых иностранцев и даже наших современников, ссылающихся на иностранные источники, распространилось убеждение, что бани того времени в Московской Руси, а затем и в Российской империи, были чуть ли не поголовно общими, то есть в них мылись как мужчины, так и женщины.

Некоторые свидетели, выходцы из европейских пуританских стран, крайне удивленные существованием такого рода бань (хотя общие бани были не только у русских), были возмущены такой практикой и записали ее в свидетельства развращенности. Не приветствовала общие бани и Православная церковь на Руси.

Бани для горожан

Иностранцы, в те времена посещавшие Русь, которая еще не прорубила «окно в Европу» (хотя контакты с ней никогда не прекращались и заимствования шли естественным путем), посещали, в первую очередь, города в торговых и дипломатических целях. И не удивительно, что именно там они встретили общие бани как массовое явление.

Как указывают историки, именно в городах общие бани и были распространены вплоть до конца XVIII века. Абсолютное же большинство в то время проживало в селах, и у каждой семьи была личная баня как обязательный атрибут. В таких частных банях, конечно, могли совместно париться мужчины и женщины, но как родственники, как члены одной семьи, что вполне естественно.

Представитель высшего сословия, обеспеченные жители страны могли позволить себе частные бани и в городах. А для остального городского населения, хотя и немногочисленного, были общие бани. Именно в них шли париться не самые обеспеченные горожане Руси, а затем Российской империи. И именно здесь могли наблюдать иностранцы «бесстыжих девок», находящихся в одном помещении с мужиками.

«Очаг разврата»

Но были ли эти самые городские общие бани для будущего городского класса действительно таким страшным «очагом разврата»? Конечно, Православная церковь еще со времен Ивана Грозного боролась с этим явлением: даже для святого такие банные процедуры могут стать источником искушения.

Но добиться окончательного запрета общих парных и введения раздельных удалось лишь во времена Екатерины Второй.

То, что феномен общих бань так долго продержался в православном государстве, а затем империи, несмотря на явные возражения, показывает, что эти самые бани так и не стали источником массового разврата.

По крайней мере, серьезных свидетельств об этом нет. Иностранные свидетели пишут лишь о совместном мытье в банях мужчин и женщин, о неизбежных шутках и «легком флирте» (говоря современным языком), но не более того.

Как утверждают специалисты по истории банного дела (А. Дачник «Баня. Очерки этнографии и медицины»), для русского народа общие бани не переросли в нечто большее, чем источник шуток на тему взаимоотношения полов.

Это и неудивительно, учитывая, что хоть Русь и не была протестантской пуританской страной, строгость нравов здесь была не меньшей.

Традиционный общинный уклад, православные традиции, менее радикальные взгляды на взаимоотношения полов позволяли людям того времени не акцентировать внимание на таких вещах.

В этих бытовых вопросах русские никогда не скатывались в религиозный фанатизм и пуританство. Но и былая развращенность языческой эпохи была преодолена. Это слияние традиции в народном быте и в мировоззрении простых крестьян и горожан позволяли без боязни превратить общие бани в «гнездо разврата» применять подобную практику в условиях городов.

Практика общих парилок постепенно была ликвидирована властями. И надо признать, что с ростом городов, их населения, европеизацией страны, ее последующей модернизацией это было неизбежно. Но для своего времени явление общих бань было вполне органичным.

Источник: https://Qostanay.tv/kaleydoskop/besstyzhie-devki-pochemu-inostrancy-schitali-russkuyu-banyu-ochagom-razvrata?qt-latest_5=3

Русская баня превратилась в гнездо разврата и смертельно опасных вирусов

Российские чиновники пошли в баню, причём с серьёзными намерениями.

Несколько дней назад на официальном сайте Роспотребнадзора появился проект правил под названием «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы бань».

Среди них – требования об оснащении мыльных, душевых и парных разноцветными тазами, вениками в индивидуальной упаковке и вешалками с увеличенной дистанцией между крючками. Для участников рынка этот неожиданный проект стал шайкой холодной воды на голову.

Эксперты заговорили о том, что новые требования приведут к разорению тысяч бань и саун по всей стране, а те, которые выживут, непременно поднимут цены до недосягаемых для широких народных масс высот.

С другой стороны, всем, кто хоть немного знаком с особенностями функционирования этого мыльного сегмента рынка, очевидно, что перемены здесь назрели давно. Жуткая антисанитария, проституция и прочий криминал – неразлучные спутники русской бани постсоветской растопки.

Корреспондент «Нашей версии» решил окунуться в купель современных банных страстей. От увиденного и услышанного по телу пробежали судороги.

Проект новых санитарных требований к баням, как ожидается, будет одобрен правительством в августе – сентябре. Требования драконовские.

Процитируем некоторые из них: «…относительная влажность воздуха в парильных должна составлять 85%, в помещениях купально-плавательных бассейнов, мыльных, а также душевых ванных кабинах – 75%, в залах ванн бассейна – 67%. Парильные должны быть оборудованы полками, находящимися на расстоянии 1,75 метра от потолка.

В вестибюлях бань температура воздуха не должна превышать 18°С, в раздевальных – 25°С, в парильных – 40°С, в саунах температура воздуха в парильной сухого жара должна достигать 80−90°С, в душевой – 24−25°С…».

В мыльной должны быть установлены индивидуальные скамьи, изготовленные из мраморной крошки, ванны и тазы, предназначенные для мытья тела и ног (разного цвета), должны быть выполнены из материалов, не подвергающихся коррозии и поддающихся мытью и дезинфекции. Во всех помещениях должна поддерживаться постоянная температура, которую следует контролировать обслуживающему персоналу; в каждом помещении должен висеть настенный термометр.

Фактически получается, что баням и саунам, большинство из которых можно найти на специализированном сайте sauna.ru, чтобы вписаться в новые требования, придётся как минимум закрываться на капитальный ремонт с перепланировкой. Но в то, что это поможет навести порядок в банной сфере, верят немногие.

«Для нас эти требования стали неожиданными, и мы считаем их не совсем обоснованными, – рассказывает «Нашей Версии» заместитель председателя совета директоров «Сандуновских бань» Григорий Соловьёв,– например, в новых требованиях говорится, что влажность воздуха в парильных должна составлять 85%, а если к приходу СЭС она будет 83 или 84%? Что, закрывать баню?».

Точное количество бань и саун, действующих на территории России, сегодня не может назвать никто. Рынок делят между собой крупные муниципальные бани, легальные частные заведения и подпольные, нигде не зарегистрированные сауны, в основном представляющие собой обычные бордели.

Так, например, в Москве на 35 муниципальных бань, банно-прачечных комбинатов, банно-оздоровительных комплексов, по различным оценкам, приходится от 250 до 400 небольших парных заведений. Бичом муниципальных бань по всей стране является их убыточность, и власти вынуждены поддерживать их из бюджета.

Например, в Санкт-Петербурге на поддержание штанов муниципальных бань недавно было выделено 70 млн рублей, в Москве дотации ежегодно составляют 30–40 млн рублей. Бани ведь по-прежнему рассматриваются как важные объекты социальной инфраструктуры, поэтому власти стараются поддерживать в них доступные для народа цены.

Ходят в бани и льготники, которые платят за помывку либо символические деньги, либо не платят вообще ничего. В Москве согласно распоряжению мэра Юрия Лужкова бесплатное посещение бани один раз в неделю гарантировано инвалидам и участникам Великой отечественной войны, многодетным семьям и гражданам, получившим увечья в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.

Ветеранам труда, инвалидам, независимо от группы инвалидности, и семьям опекунов, имеющим на воспитании несовершеннолетних детей, лёгкий пар обойдётся с 50-процентной скидкой. Для обычных смертных цены за один сеанс в муниципальной бане сегодня в России колеблются от 30 до 250 рублей.

Впрочем, непросто сегодня выживать и частным предпринимателям. На рынке высока конкуренция, по мнению экспертов, в лучшем случае вложения в сауну средней руки окупятся через три-пять лет.

«У бань невысокая рентабельность, как мы говорим, «на воде много денег не заработаешь», – рассказывает Григорий Соловьёв. – Теперь же с появлением новых санитарных требований многим, кто желает открыть такое предприятие, вообще стоит серьёзно призадуматься, стоит ли вообще связываться с этим делом.

Те же, кто останется на рынке, будут вынуждены поднимать входные цены». Впрочем, как мы уже говорили, муниципальные бани и «белые» коммерческие предприятия составляют далеко не основную часть отечественного рынка услуг.

Теневой же банный сектор зарабатывает далеко не на одной воде, и доходы эти весьма существенные.

«Главная проблема не в тазах и вешалках, главная проблема в том, что за последние годы русская баня из центра оздоровления превратилась в центр разврата, – рассказывает «Нашей Версии» президент Международного банного клуба Анатолий Божков, – а основной статьёй дохода банно-саунной мафии сегодня являются проституция, наркотики и торговля спиртным. Новая затея Геннадия Онищенко вряд ли нанесёт мафии сколь либо серьёзный ущерб».

В правоте этих слов легко убедиться, стоит лишь набрать в поисковой системе в интернете слово «сауна».

Самая популярная комбинация запроса, которая проявляется на всплывающей строке, – это «сауна с девочками».

Есть запросы – есть и предложения: буквально-таки каждое второе заведение предлагает такие экзотические для русского банного искусства услуги, как «эротический массаж», «стриптиз» и так далее.

«Сходите в любую сауну и обратите внимание на так называемые комнаты отдыха, – говорит Анатолий Божков, – во многих стоят огромные кровати, тут же объявления о доставке спиртного и еды из ресторанов и кафе, кальяны и так далее. Понятно, чем там занимаются посетители. Да никогда в настоящей русской бане не пили спиртное, это очень вредно для организма! Традиционные напитки – это квас, морсы, настои и отвары».

Согласно криминальным сводкам, банная проституция в России имеет несколько разновидностей. Самая безобидная – это когда руководство заведений не участвует в торговле живым товаром, но и не препятствует этому. Для удобства клиентов в саунах есть список «нужных» телефонов.

Правда, со временем такие места, где можно спокойно оттянуться с проститутками, получают соответствующую репутацию у клиентов и постепенно превращаются в самые настоящие бордели. Нормальный человек в сауну, где, как говорят знатоки, «сифилис можно соскребать со стен», вряд ли пойдёт.

Другое дело, когда сауны создаются исключительно под оказание сексуальных услуг. За такой баней, как правило, закреплён постоянный состав девочек – 5–10 душ. Бывают даже случаи, когда проститутки официально числятся уборщицами, барменшами, а сутенёры – администраторами.

Всплывают такие подпольные заведения в совершенно неожиданных местах.

Так, например, несколько лет назад в Москве был ликвидирован сексуальный притон, который располагался в… сауне Дворца пионеров и школьников имени Гайдара. Содержала заведение 23-летняя москвичка, «кружковой работой» под её руководством активно занимались несколько девушек с Украины и из Владимирской области.

Правоохранительные органы Екатеринбурга недавно накрыли притон, который был оборудован в сауне одной из городских общеобразовательных школ. Сауна была совмещена со спортзалом, в котором днём занимались дети. Заведение действовало целых два года.

Сколько подобных заведений ублажает граждан по всей стране, никто сказать не может. Но, судя по тому, что они сегодня совершенно открыто предлагают свои услуги, особыми успехами в борьбе с ними милиция похвастать не может.

Что-либо изменить вряд ли сможет и Роспотребнадзор. Получается, что вся тяжесть новых ограничений ляжет исключительно на легальные заведения, а они, как мы уже говорили, сегодня переживают далеко не лучшие времена.

Хотя некоторые новые санитарные требования участники рынка считают обоснованными.

«Некоторые требования нам понятны, и мы их давно придерживаемся, – говорит представитель «Сандунов» Григорий Соловьёв. – Это, например, полотенца и бельё в индивидуальной упаковке, разноцветные тазы для ног и тела.

Любое нормальное предприятие и так соблюдает элементарные санитарные требования, потому что дорожит своей репутацией. Что же касается муниципальных бань, которые живут за счёт финансирования из бюджета, я не думаю, что на это для них выделят дополнительные деньги.

Читайте также:  Казачьи лампасы: о чем они могут рассказать

Но и закрывать их скорее всего никто не будет».

Вопросы состояния муниципальных бань, которые, казалось бы, должны представлять собой этакие форпосты борьбы за гигиену и здоровье граждан, на самом деле регулярно становятся причиной крупных скандалов.

Например, в конце 2008 года Роспотребнадзор решил проверить состояние муниципальных бань Омска – результаты проверки ошеломили самих проверяющих.

В городе не нашлось ни одной бани, которая полностью соответствовала бы санитарным нормам! Это, по мнению экспертов, в том числе стало причиной неблагоприятной эпидемиологической обстановки в городе, в частности роста числа кожных заболеваний и распространения педикулёза.

Вообще, специалисты давно очертили круг болезней, которыми можно заразиться в современной русской бане.

Например, в воде бассейнов и купелей можно подцепить аденовирусную фарингоконъюнктивальную лихорадку, вирусный гепатит А, дизентерию, отиты, туберкулёз кожи, грибковые заболевания кожи, легионеллёз, энтеробиоз, лямблиоз, гонорейный вульвовагинит, аскаридоз и другие. Через сиденья, стулья, полы и полки распространяются грибок, аскаридоз, дерматиты, дизентерия, сальмонеллёз, венерическая гранулёма и гонорея.

«Недавно я посещал муниципальную баню со знакомым врачом, – рассказывает Анатолий Божков, – он в туалете заметил туберкулёзную мокроту. Мы по характерному кашлю быстро вычислили среди посетителей больного и выпроводили его из бани.

Он признался, что действительно болеет туберкулёзом. Хорошо, что он ещё не успел побывать в парной. Я считаю, что персонал бань должен не только обладать медицинской книжкой, но и иметь первичные медицинские навыки.

В частности, мог бы определять характер некоторых болезней по открытым признакам, иметь навыки оказания доврачебной помощи».

Кстати, отечественные бани и сауны помимо прочего давно превратились в объекты с повышенной смертностью граждан. Наиболее частая причина смерти посетителя бани – острая сердечная недостаточность.

Выпил бутылку водки, посидел в парной и прыгнул в ледяной бассейн – по такому сценарию ежегодно отходят в мир иной сотни посетителей бань.

Сотрудники, обладающие медицинскими знаниями, в такой ситуации, очевидно, могли бы спасти не один десяток жизней.

О том, как часто граждане цепляют нехорошие заболевания в русских банях, мы решили выяснить в столичных кожно-венерологических диспансерах (КВД). Правда, обзвонив половину московских КВД, ответа мы так и не получили: врачи почему-то не хотели говорить на эту тему.

В одной из крупных коммерческих клиник, специализирующихся на лечении кожных и венерических заболеваний, нам сообщили, что случаев, когда пациенты заражаются грибком или гонореей из-за антисанитарии в банях, в практике клиники не было.

«Заразиться гонореей, сифилисом или ВИЧ в бане, конечно же, можно, – замечает с иронией представитель клиники, пожелавший остаться неназванным, – но для этого надо заниматься не совсем банными делами.

В нашей практике случаев, когда пациенты цепляли инфекцию, поплавав в бассейне или посидев на скамейке, наверное, и не было. Хотя, конечно, такая версия для многих заразившихся удобна».

Как видно, от русской бани исходит и не такая уж серьёзная инфекционная угроза, как это сегодня многие представляют или хотят представить. Впрочем, по мнению экспертов, опасность для здоровья исходит не только от грибков и вирусов. Во многих банях посетители подвергаются настоящим химическим атакам.

«Сегодня более 90% встречающихся в продаже ароматических масел – это химия, сделанная из нефти, а натуральные масла стоят очень дорого, – говорит Анатолий Божков, – веники также представляют угрозу для здоровья. Их, как правило, собирают в лесах недалеко от крупных автомобильных трасс, и в них накапливается такое токсичное вещество, как тетраэтил свинца.

Кроме того, бани в целях экономии часто топят всяким строительным мусором, деревянными ящиками и так далее. Такие дрова тоже часто содержат токсичные вещества, часть из которых непременно попадает в парную. Но в новых требованиях Роспотребнадзора эти проблемы никак не отражены.

Хотя получается: вместо того чтобы лечить, бани сегодня фактически гробят наших людей».

Складывается ощущение, что новые требования Роспотребнадзора писали люди, весьма далёкие от банного дела.

Наши собеседники утверждают, что документ для них стал полной неожиданностью и в его подготовке ни участники рынка банных услуг, ни общественные организации участия не принимали.

Впрочем, до «ратификации» новых санитарных требований ещё осталось три месяца, и хочется верить, что в них всё-таки будут внесены жизненно необходимые для граждан и бизнеса поправки.

Источник: https://versia.ru/russkaya-banya-prevratilas-v-gnezdo-razvrata-i-smertelno-opasnyx-virusov

Почему иностранцы боялись русской бани?

2995

Представить Россию без бань трудно. Даже в наши дни, когда распространилась мода на сауны, почти в каждом деревенском дворе или дачном участке есть русская баня, где можно поддать крепкого парку и от души похлестать себя ароматным веничком.

История русской бани древна, о ней упоминал еще летописец Нестор. Естественно, что с русской баней сталкивались практически все иностранцы, посещавшие Россию.

Как правило, русская баня производила на них неизгладимое впечатление, а многих и ужасала.

И было чего пугаться – в клубах раскаленного пара раскрасневшиеся мужчины и женщины хлещут себя прутьями, а затем еще и в снег или прорубь бросаются. Наверное, со стороны это выглядело как изощренное самоистязание.

Любопытно почитать отзывы иностранцев о банных пристрастиях русских. «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма.

В доме всегда имеется ёмкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе…

И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах – радость и улыбка», – так отзывался о русских банях арабский путешественник Абу-Обейд-Абдаллахала Бекри.

В конце XVII века в свите шведского посла графа Христиана Горна Россию посетил Ганс Айрманн, оставивший записки о и Московии.

Вот что его поразило в русском банном мытье: «Они не пользуются, как мы, скребком для очистки нечистоты с тела, а есть у них так называемый веник, он из прутьев березы, которые высушивают.

Летом, пока веники еще зелены, их на бесчисленных телегах привозят в города на продажу, каждый хозяин закупает их во множестве и развешивает для просушки. Ими московиты дают себя хорошенько отхлестать другим.

Этот веник предварительно размачивают в теплой воде, которая у знатных людей бывает проварена с хорошими травами, а затем гладят и растирают ими себя по всему телу вверх и вниз, пока вся пакость не отстанет от кожи. Это они делают столько раз, пока не увидят, что совсем чисты. При этом московиты имеют в бане особо здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с головы до пят, и только после этого они готовы».

Для цивилизованной Европы, предпочитавшей очищать грязь с себя скребками, запах немытого тела маскировать духами, а для борьбы с насекомыми навешивать под одежду блохоловки, были удивительны банные процедуры русских. То, что у европейцев с телесной чистотой было плоховато, не преувеличение.

«Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе» – это свидетельство путешественника Марко Поло.

А испанская королева Изабелла Кастильская заявляла, что за всю свою жизнь мылась дважды – при рождении и перед свадьбой.

Иностранцев поражало, что русские и их тянут в баню, считая её чуть ли не обязательным атрибутом общения. Курляндец Яков Рейтенфельс, посетивший Москву практически одновременно с Айрманном, писал, что «русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».

В это же время в Москве чешский путешественник Бернгард Таннер со спутниками решились по собственной инициативе посетить общественную баню. Получился конфуз.

«По принятому у нас обыкновению мы пришли покрытыми, думая, что здесь моются так же как и в наших краях, но с первого же шага заметили разницу; дверь, увидели мы, отворена, окна не заперты, но в бане было все-таки очень жарко.

Как увидели московитяне нас покрытыми, а они безо всякого стыда были голы совершенно – так и разразились хохотом. Прислуги тут нет, банщика и цирюльника тоже, кому надо воды, тот должен был сам спускаться к реке.

Мы побыли там немного и ушли сухими, как пришли, поглядев на их способ мыться; как они, вместо того, чтобы тереться, начинали хлестать себя прутьями, орать, окатываться холодной водой. Так же моются, видели мы, и женщины, и тоже голыми бегают взад и вперед не стесняясь».

Кстати, иностранцы дружно отмечали, что в русской бане моются или совместно мужчины и женщины, или же отделения для них разделены только небольшой перегородкой, а окунуться в снег или в речку без стеснения выбегают все вместе. Для них это было настоящей экзотикой. В России же только в 1743 году Сенат специальным указом запретил в торговых банях мыться мужчинам совместно с женщинами. Указ стали соблюдать, но только в крупных городах.

Немало удивляло иностранцев и то, что русские супружеские обязанности связывают с мытьем в бане. Перед свадьбой жених и невеста обязательно мылись в бане, что было продолжением своеобразного «мальчишника» и «девичника», а после первой брачной ночи они уже шли в баню вместе.

Этому обычаю долго следовали и российские монархи. Более того, если в обычные дни царю «было угодно спать вместе с царицей», то утром они оба шли в баню, где мылись вместе или раздельно со своими приближенными.

Любопытно, что по этому принципу бояре сразу же вычислили, что Лжедмитрий и его супруга явно «не свои для Руси», в баню-то вместе не ходят.

К чести иностранцев, многие понимали, что русские в вопросах гигиены обогнали их намного.

Испанец Риберо Санчес, бывший врачом при дворе Елизаветы Петровны, искренне восхищался: «Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и привозимых изо всех стран света, то желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий, превратилися в бани российские для пользы общества».

Ему вторит камерюнкер Берхольц, познакомившийся с русской баней в Петербурге. В записках о России он подробно описывает посещение парилки и все банные священнодействия, отмечая, что «по окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным».

Стоит отметить, что многие иностранцы в России приживались, становясь по своим привычкам практически русскими. Естественно, что они привыкали и к русской бане.

К XIX веку в крупных городах появились дорогие, богато обставленные бани с хорошей обслугой и прекрасными буфетами. Они быстро превратились в своеобразные клубы для людей состоятельных.

В Москве такой баней-клубом стали знаменитые Сандуны, где бывал весь цвет российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить иностранцы.

Интересно, что иностранцы, долго жившие в России, стали по возвращении на родину строить у себя бани, чем немало изумляли соотечественников. Особенно быстро русская баня «завоевала» Германию.

«Но мы, немцы, – писал немецкий врач Макс Плотен – пользуясь этим целебным средством, никогда даже не упоминаем ее названия, редко вспоминаем, что этим шагом вперед в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу».

Бани стали появляться и в других странах, а португалец Антонио Саншес даже издал книгу «Уважительные сочинения о русских банях».

В Европе любят рассуждать о загадочной русской душе и вспоминать великих писателей, философов, танцоров, поэтов, ученых, которых Россия дала миру. Но иногда забывают, что элементарному мытью просвещенную Европу тоже учила Россия.

Источник: https://slawa.su/novosti/1630-pochemu-inostranczy-boyalis-russkoj-bani.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector