Почему казакии-некрасовцы в крымской войне воевали за турок

Некрасовцы (некрасовские казаки, казаки-некрасовцы, игнат-казаки) — потомки донских и хопёрских казаков, которые, после подавления Булавинского восстания, ушли с Дона в сентябре 1708 года. Названы в честь своего лидера Игната Некрасова. Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России, на территории Османской империи, приняв подданство султана.

После поражения Булавинского восстания осенью 1708 года часть донских казаков во главе с атаманом Некрасовым ушли за границу — на Кубань — территорию Крымского ханства. Всего вместе с Некрасовым ушло, по различным данным от 2 тыс. (500—600 семей) до 8 тыс.

казаков с женами и детьми. Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое казачье войско на Кубани, принявшее подданство крымских ханов и получившее довольно широкие привилегии.

Казаков этого войска называли некрасовцами, хотя оно было и неоднородным.

Почему казакии-некрасовцы в крымской войне воевали за турок

Игнат Некрасов

Сначала некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба, недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской. Но вскоре большинство, включая Игната Некрасова, переселилось на Таманский полуостров (недалеко от Темрюка), основав три городка — Блудиловский, Голубинский и Чирянский.

Некрасовцы долгое время совершали отсюда набеги на приграничные русские земли.

В 1711-1720 гг. некрасовцы принимали активное участие в набегах крымского хана на Россию, «вымещая злобу против правительства и русского царя за прежние гонения и поражения раскольников» (П.П.Короленко). Вначале нападениям подвергались донские и хопёрские казачьи городки, украинские и русские сёла близ городов Валуйки и Полтавы.

В 1717 году состоялся один из самых кровопролитных по своим последствиям набегов на территорию России (в частности, Воронежскую, Казанскую и Нижегородскую губернии).16 июля 1717 г. царский слуга П.С.

Салтыков с тревогой писал: «Некрасов, да Сенька Кобылской и Сенька Ворок с некрасовскими казаками великим собранием хочет идти под Царицын!». По оперативным данным, направленным в Сенат, войско крымского султана Бахты-Гирея, в котором находились некрасовцы, остановилось «верстах в трех не дошед Царицына… у речки Ел шайки».

Примечательно, что в ходе возникших разногласий по поводу дальнейших действий Игнат Некрасов высказал свое мнение — атаковать Царицын. И это притом, что значительная часть крымской знати предлагала идти «для разорения сел и деревень вверх», а также на Пензу и Тамбов.

Понимая, что Царицын им не по зубам, 3 августа кубанцы атаковали Пензу и, не сумев взять ее, выместили неудачу на уездных дворянских усадьбах. Грабились и сжигались окрестные села, в плен попали сотни людей. Из «доношения» в Сенат от вице-губернатора князя С.

Путятина, в столице стало известно о массовом разорении «кубанскими воровскими людьми» сёл в Симбирском, Саранском и Пензенском уездах. Однако, когда орда, отягощенная добычей, направлялась на Кубань, ее настигли между Волгой и Доном донские казаки под командованием В.Фролова.

Почему казакии-некрасовцы в крымской войне воевали за турок

11 августа 1717 г. произошла ожесточенная битва, в ходе которой, по разным данным, удалось отбить от 1000 до 1500 российских пленных, уничтожить до 500 кубанцев. Из допроса одного из пленных кубанцев выяснилось, что некрасовцев участвовало в том походе до 200 человек. Крымский хан привлекал казаков не только в нападениях на российские земли.

Так, в августе 1733 года около четырехсот некрасовских казаков участвовали в изгнании ногайцев с Кубани, а через два года вместе с крымскими татарами предприняли военный поход в Кабарду.

Активные и целенаправленные действия российских войск против кубанцев начались в 1736 году, однако, некрасовцы вовремя покидали свои городки и пережидали «на островах между багнами в крепких местах». Не получалось «кнутом» — пробовали «пряником». В 1735—1739 гг. Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться на родину.

 Для казаков, долгие годы сражавшихся против России, известие о царском предложении было, конечно, ошеломляющим и внушало опасения. Вот что говорил в 1737 году бежавший из-за Кубани казак Я.

Коржихин: «Бедные казаки в разговорах объявляют тайно, что намерены бы идтить по-прежнему под Державу Российской Государыни, а другие, большая часть, идтить не хотят и за другими того смотрят, и перепоручились круговыми поруками и всему бедному народу объявляют, что российская Государыня никак их в вине не простит и по приходу их на Дон повелит всех перевешать». После 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться.

Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова с войсками. Не имея возможности противостоять русским войскам, некрасовцы начали переселение в турецкие владения на Дунае. После взятия Анапы русским отрядом генерала И. В. Гудовича в 1791 году последние кубанские «игнат-казаки» ушли в Бессарабию и Болгарию.

В 1740—1778 гг. с разрешения турецкого султана некрасовцы перебрались на Дунай. На территории Османской империи султаны подтвердили казакам-некрасовцам все привилегии, которыми они пользовались на Кубани у крымских ханов. На Дунае они поселились в Добрудже в плавнях по соседству с липованами, которые и теперь живут в современной Румынии.

Почему казакии-некрасовцы в крымской войне воевали за турок

На Дунае казаки-некрасовцы в основном расселились в Дунавцах и Сарикёй, а также в селениях Слава Черкасская, Журиловка, Некрасовка и др.

После разгрома в 1775 году Запорожской Сечи в тех же местах появились и запорожцы.

Споры за лучшие рыболовные места между некрасовцами и запорожцами стали доходить до вооружённых столкновений и в результате большая часть некрасовцев была вынуждена покинуть Дунай и переселиться дальше на юг.

Оставшиеся в Добрудже некрасовцы были в значительной мере поглощены значительно преобладающими по численности липованами и ассимилированы в среде липован и прибывающих в тот район выходцев-староверов из России, по большей части утратили язык своих предков, обычаи, фольклор, предания и песни об Игнате, его «заветы». Однако продолжать называться некрасовцами им было выгодно, ввиду предоставления турецкими властями ряда привилегий. Их прозвали «дунаками».

Майносская община

После взятия запорожцами некрасовского Дунавца и переселения туда запорожского коша из Сеймена, в 1791 г. ушедшие с Дуная некрасовцы разделились на две группы.

Одна из них осела на побережье Эгейского моря, в Эносе в восточной Фракии, другая — в азиатской Турции на озере Майнос (озеро Куш), в 25 км от портового города Бандырма. К началу XIX века образовались две группы некрасовцев — дунайская и майносская.

Из Эноса значительно поредевшая в результате эпидемий община некрасовцев в 1828 году переселилась на Майнос и полностью влилась в майносскую общину.

К середине XIX века произошло имущественное расслоение общины, наметились и религиозные разноречия, и во второй половине 1860-х гг. часть майносцев (157 семей) в результате раскола общины ушла и основала поселение на острове Мада (на Бейшехирском озере).

Их судьба оказалась трагичной — в результате эпидемии, «подморной» земли и зараженной воды в озере, к 1895 году на Маде оставалось всего 30 дворов, а к 1910 г. в селении осталось только 8 семей.

Таким образом общины казаков-некрасовцев, живущих по «заветам», остались только на Майносе (большая) и на Маде (меньшая).

Почему казакии-некрасовцы в крымской войне воевали за турок

В 1860-х годах начали проявляться некоторые тенденции ухудшения взаимоотношений между некрасовцами и турецкими властями, которые впоследствии привели к невозможности проживания общины на территории Турции.

В начале XX века завершился религиозный, культурный и имущественный раскол общины на фоне ухудшения положения некрасовцев в Турции (усиление налогового гнёта, воинской повинности и отъема части земель на оз.

Майнос в пользу мухаджиров), окончательно была утрачена вера в возможность отыскать мифический «Город Игната».

К 1911 году в поселениях на Майносе и Маде оставалось менее 1000 казаков-некрасовцев. В письме Кавказского наместника Н. А. Бугрову от 26 октября 1910 г. говорилось о 175 семьях с.

Эски-Казаклар, с общим количеством в 729 человек обоего пола. В 1911 г.

в ходе обследования некрасовского поселения оказалось, «что большая половина их желает переселиться в Россию, а именно 418 человек, из которых 202 мужескаго пола и 216 женскаго пола».

Возвращение в Россию

Первая волна

Незначительное количество некрасовцев-майносцев — «молодых людей, предназначенных турками к отбыванию воинской повинности», выехало в Россию в 1911 г. с целью избежать службы в армии Турции, что было самой первой неофициальной волной переселенцев.

Несмотря на завет Миши Харина «при царе в Расею не возвращаться», с разрешения российского правительства и турецких властей началась их реэмиграция в Россию. Разрешения селиться на Дону или Кубани некрасовцы не получили, а были направлены в Грузию. Первая официальная волна реэмигрантов была незначительной. На забронированные в Грузии ещё с 1911 г.

земельные участки для группы возвращенцев из 45 семей в 1912 г. из с. Майнос выехало всего 35 семей. Всего за 1912—1913 гг. выехало 70—80 семей. Основав два селения, Успенское и Воскресенское, казаки прожили там всего несколько лет. После провозглашения независимости Грузии и установления власти меньшевистского правительства (начало 1918 г.

) они все были вынуждены снова переселяться, на этот раз на Кубань, в станицу Прочноокопскую.

Весной 1919 года Кубанская законодательная Рада зачислила 246 казаков-некрасовцев (в возрасте от 1 до 71 года) в состав кубанского казачества, и им были выделены земельные наделы примерно в 30 км от Приморско-Ахтарской станицы, где к уже к лету 1920 года некрасовцы основали хутора Некрасовский и Новонекрасовский, впоследствии слившиеся в один — Новонекрасовский. Около 170—200 семей оставалось в Турции.

Почему казакии-некрасовцы в крымской войне воевали за турок

Чтение некрасовцами «Заветов Игната» 

В 1925 г. последние три семьи с Мады приехали в Советский Союз и поселились в Новонекрасовском хуторе. В 1927 г. 170 семей (507 человек) некрасовцев деревни Майнос, несмотря на разрешение, так и не приехали в СССР.

Исследования Александры Москетти-Соколовой в работе «Историко-культурные связи казаков-некрасовцев и липован» и новые архивные документы, рассмотренные в монографии кандидата исторических наук Д. В.

Сень — «„Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: исторические пути казаков-некрасовцев (1708 г.-конец 1920-х гг.)», свидетельствуют, что какого-либо массового переселения некрасовцев после 1914 г. и до 1962 г. не было. Казачий словарь-справочник (составители А. И. Скрылов, Г. В. Губарев.

), изданный в 1970 году в США, и изданная на его основе в 2007 году «Энциклопедия казачества» (Москва, издательство «Вече») называют число некрасовцев, вернувшихся на родину до 1958 г.

, в 7200 человек, очевидно, принимая за некрасовцев староверов-липован («дунаков»), в том числе более 2 тысяч семей, прибывших в 1947 году из Румынии в Советский Союз и поселившихся в Ейском районе.

Вторая волна

22 сентября 1962 года из Турции, селения Коджа-Гёль (до 1938 — Бин-Эвле или Эски-Казаклар, по-некрасовски Майнос) в Россию вернулись 215 живших там семей некрасовцев общим числом 985 человек. Всего к 1962 году в Россию и СССР переехало около 1500 некрасовцев, из них чуть более 1200 майносцев. Сейчас их потомки проживают в посёлке Новокумский Левокумского района Ставропольского края.

Почему казакии-некрасовцы в крымской войне воевали за турок

В 1963 году несколько десятков семей некрасовцев и «дунаков», общим числом в 224 человека, отказавшихся выезжать в Советский Союз, были приняты в США. В Турции осталась только одна семья.

Современное состояние

Возвратившись в Россию, казаки-некрасовцы сохраняли старый уклад, хотя и начали работать в совхозах. Они носили нательные кресты и бороды. Крестили детей, венчали молодоженов и отпевали покойников (читали сорокоуст).

Чтили христианские праздники Рождество и Пасху. Однако их дети ходили в советские школы, учились в вузах и служили в армии. Юрисдикционно принадлежали в основном к белокриницкому согласию.

Происходила медленная ассимиляция некрасовцев советским обществом, что привело к постепенной адаптации некрасовцев.

источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Некрасовцы

http://cityslav.ru/index.php?id=160

Источник: http://ksovd.ru/ksovd/409-kazaki-nekrasovcy.html

Запорожцы на службе турецкого султана

Почему казакии-некрасовцы в крымской войне воевали за турок

После победы в русско-турецкой войне 1768-1774 годов Россия получила прямой выход к Черному морю. Установив контроль над землями бывшего Крымского ханства, она обезопасила свои интересы в Причерноморье. В связи с этим полностью отпала надобность в легендарной Запорожской сечи, которая в прежние времена выполняла роль антитурецкого форпоста на южных границах Российской империи.

Читайте также:  Кто лишил внука пушкина права на трон люксембурга

Тем не менее Сечь продолжала жить своей буйной жизнью, которую так красочно описал в своем «Тарасе Бульбе» Гоголь, настаивая на соблюдении прежних договоренностей, и отказываясь подчиняться кому бы то ни было кроме своих старшин, чем доставляла большую «головную боль» местному российскому начальству.

В связи с этим по приказу императрицы Екатерины II светлейший князь Потемкин ликвидировал этот рассадник вольности в 1775 году. Казаков обратили в крестьян и обложили податями.

Новая казачья сечь в Османской империи

Однако такая участь устраивал далеко не всех. Часть запорожцев в количестве от 4 до 7 тысяч человек бежала на территорию Османской империи, граница которой тогда проходила по Южному Бугу, и около города Очаков создала новую Сечь.

Россия потребовала их выдачи, но турки отказали. В русско-турецкой войне 1787-92 годов беглецы приняли участие в составе иррегулярного корпуса Селима и Бехты-Гиреев. Когда по ее результатам Бессарабия отошла к России, их переселили в устье Дуная, даровав подданство Османской империи. Им разрешили жить по своим порядкам, но за это они должны были служить своей новой родине.

  • Ряды запорожцев пополнялись за счет крестьян, бежавших с Украины, где интенсивно вводилось крепостное право.
  • Их поселили рядом с поселком казаков-некрасовцев – потомков донских казаков, ушедших в Турцию после поражения восстания Кондрата Булавина в 1708 году.
  • Отношения вновь прибывших со старожилами не сложились: соперничество за места для рыбной ловли, которая была главным источником дохода для местных, привело к тому, что беглых запорожцев пришлось переселить выше по течению Дуная в районе современного румынского города Браилов.

Русско-турецкая война 1806-1812 годов расколола ряды задунайских запорожцев: не желая воевать в рядах турецкой армии против своих единоверцев Кошевой атаман Задунайской Сечи Трофим Гайдабура с несколькими тысячами казаков перешел на сторону русских войск и принял активное участие в боевых действиях. Русское командование особо ценило его знание местности на театре военных действий.

Третья казачья сечь

Воспользовавшись тем, что значительное количество некрасовцев, поверив обещаниям русского командования также покинуло территорию Османской империи, переселившись в Россию оставшиеся на турецкой службе запорожцы захватили их «столицу» – село Верхний Дунавец и организовали там свою третью и последнюю Сечь.

После войны Сечь насчитывала 10-15 тысяч человек. В ней  существовала градация: казаками считались лишь молодые неженатые парни, которые и ходили в военные походы, тех, кто женился, переводили в разряд «мужиков», они обзаводились хозяйством и оседали на земле. Их обязанностью было содержать войско казаков.

В 1821 году началось восстание греков. Казаки участвовали в боях с восставшими и понесли большие потери. Во время боев на острове Хиос погиб и Кошевой атаман запорожцев Семен Мороз.

В 1828 началась очередная русско-турецкая война.

Участие в войне против единоверцев вновь породило раскол в среде запорожцев: часть из них готова была вернуться в Россию, если им будет объявлена амнистия.

Узнав об этом, градоначальник Измаила С.Тучков с санкции российского правительства вступил в тайные переговоры с кошевым атаманом запорожцев Василием Незмаевским, но тот, опасаясь репрессий со стороны турок, отказался брать на себя столь рискованное предприятие.

Тогда к переговорам подключился куренной атаман Осип Гладкий, под руководством которого пророссийски настроенные казаки в числе около 1000 человек переправились через Дунай и перешли в лагерь русских войск.

Из этих казаков было сформировано Отдельное запорожское войско. Казаки, хорошо знавшие дельту Дуная, служили в основном разведчиками.

  1. Дальнейшее развитие истории с оставшимися в Османской империи запорожцами тесно связано с личностью Михаила Чайковского – польско-украинского дворянина, участника Польского восстания 1831 года.
  2. После того, как это восстание было подавлено российскими войсками, он оказался в эмиграции во Франции и служил дипломатическим агентом у одного из польских эмигрантских лидеров князя Адама Чарторыйского.
  3. Чайковский был послан в Османскую империю с миссией добиться поддержки деятельности польских эмигрантов, направленной на освобождение Польши из-под власти Российской империи.
  4. Когда власти Франции под давлением России лишили его французского гражданства он перешел на службу к турецкому султану и принял ислам под именем Садык-паши.

Сечь в Крымской войне

С началом Крымской войны в 1853 году он сформировал из потомков запорожцев полк по образцу казачьих, названный «Славянским легионом». Сам Чайковский был назначен кошевым атаманом всех казаков Османской империи. Между прочим, полку были вручены казачьи знамена Запорожской сечи.

  • Полк не участвовал в боях с российской армией, а нес сторожевую службу в Добрудже, после окончания войны был зачислен в разряд регулярных и причислен к султанской гвардии.
  • Султанский казачий полк принимал участие и в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, после которой был распущен.
  • Потомки запорожских казаков в основном осели в области Добруджа (современная Румыния).

Сейчас в уезде Тульча этой области проживают свыше 1,6 тысяч этнических украинцев – потомков казаков Задунайской Сечи. Многие из них хранят не только свидетельства и рассказы, но и предметы быта тех времен.

Ильдар Мухамеджанов

Источник: https://islam-today.ru/istoria/zaporozcy-na-sluzbe-tureckogo-sultana/

В каких войнах казаки убивали русских »

Почему казакии-некрасовцы в крымской войне воевали за турок

Казаки как общность появились благодаря России. Но далеко не всегда они были её подданными. Вольная натура и перипетии истории порой заставляли их воевать против нашей страны.

При первых Романовых: с крымчанами и поляками против России

Казачья общность изначально формировалась как скептически настроенная по отношению к Московии (равно как и к остальным державам региона). Изначально казаки были беглыми преступниками, крепостными или же просто искателями приключений, которые бежали из-под власти государств на вольные земли в поисках свободы.

Процесс превращения казаков в верных защитников России занял не одно столетие. Например, в XVI-XVII вв., когда Запорожская Сечь стала геополитически значимым пространством, её взаимодействие с другими странами было достаточно прагматичным.

Запорожцы служили тем, кто больше заплатит, и преимущественно пророссийской силой сегодня они нам кажутся из-за того, что чаще всего самыми щедрыми их спонсорами были московские цари.

Однако зачастую казаков покупали и поляки. В 1572 году король новообразованной Речи Посполитой Сигизмунд II создал «Войско его королевской милости Запорожское».

В него вступили сначала 500, а потом 600 запорожских казаков, которые на автономных началах вошли в состав армии Речи Посполитой. Эти отряды участвовали в польской интервенции во время Смутного времени.

А в начале XVII века они охраняли юго-восточные границы страны как от татар и турок, так и от русских. И только в середине XVII века запорожские казаки начали переориентироваться на служение Москве.

Договоры между первыми Романовыми и Запорожьем подразумевали не только плату за службу, но и невмешательство России во внутренние дела Сечи.

Естественно, важной причиной ориентации на Москву была и религия: ценности православия стояли для казаков не на последнем месте. Но если царь переставал платить деньги, казакам ничего не стоило помочь его врагам.

Например, в 1693 году Запорожье заключило мир с крымчанами, обосновав это тем, что царь платит больше Донскому войску и пытается вмешиваться во внутренние дела Сечи.

В российской империи: на службе у османской империи и швеции

Пётр I относился к казакам плохо. В первую очередь благодаря предателю Мазепе. Этот человек, ужасный интриган и эгоист, стал гетманом (фактически правителем всей тогдашней Украины) благодаря поддержке русской армии и лично князя Василия Голицына, с которым он подружился во время Крымских походов.

Образованный и харизматичный Мазепа очаровал не только полководца, но и молодого царя Петра, который в начале своего правления внимал всем советам гетмана. За 20 лет правления Украиной Мазепа стал уважаемым, влиятельным и очень богатым человеком.

Но он захотел большего, поэтому в самом разгаре тяжёлой Северной войны он предал русского царя, который считал его ближайшим другом и соратником. Запорожские казаки последовали за ним и участвовали во многих русско-шведских битвах.

Россия смогла расправиться и со шведами, и с запорожцами, а предатель был отлучён от церкви и позорно казнён. Пётр возненавидел Мазепу и казаков и даже приказал уничтожить все изображения гетмана.

После Петра отношения России и казаков были натянутыми. Петербург их не жаловал и после побед над турками уже в них не нуждался. В 1775 году казаки посмели угрожать императрице Екатерине II: если она не исполнит их требования о выделении для Сечи дополнительных земель, казаки присягнут Турции.

В ответ на это Екатерина II уничтожила Сечь. Казакам были предложены достаточно приемлемые условия смены образа жизни: верхним чинам присваивался дворянский титул, а нижним было предложено вступить в кавалерийские отряды российской армии.

Часть казаков согласилась, другая не смогла и поэтому покинула родные степи в поисках места, где они смогут продолжить жить по-казачьи.

Ещё в начале XVIII века на турецком Дунае, в современной Румынии и Молдавии, сформировалась община казаков, которые перебрались к туркам из-за нерешённых споров с российским руководством. А после уничтожения Запорожской Сечи в те же места переехали и многие запорожцы.

Турецкий султан гарантировал казакам автономию, позволял им вести привычный образ жизни и не ограничивал их в религиозном плане в обмен на пограничную службу на границе с Россией. Некрасовцы и запорожцы участвовали в войне 1787-1791 гг. на стороне турок.

После этих событий с турецкими казаками произошло много всего: одни из них предавали Турцию и возвращались к присяге России, другие их за это наказывали. В итоге остатки казаков, которые остались верны Турции, османское правительство рассеяло по стране.

Из них в 1854 году польский революционер в эмиграции Михаил Чайковский создаёт «славянский легион» (примерно 800 человек), который не очень успешно сражался против России в Крымской войне.

В xx веке: украинские националисты и пособники нацистов

Независимая Украина, появившаяся после Февральской революции, бравировала своим казачьим прошлым.

Скоропадский назвал себя гетманом, а армия Украинской республики, которая воевала с большевиками при поддержке Германии, делилась на казацкие коши. Большое количество настоящих казаков в те дни воевало против России.

При этом стоит заметить, что запорожские казаки воевали и против Украины – как в Красной армии, так и у Махно.

Через 20 лет после этих событий казаки вновь воевали против большевистской России. Казакам, как одной из самых контрреволюционных групп российского общества, досталось от большевиков. Наверное, поэтому среди казаков было немало тех, кто приветствовал нацистов и присягнул им.

Уже 22 августа 1941 года на сторону нацистов переходит первая казачья часть. Во время оккупации Украины и Кубани на сторону нацистов перешло определённое количество казаков. Часть из них воевала в казачьих формированиях, которые возглавлял Краснов, другие – в русских и украинских национальных формированиях.

Источник

Источник: http://topast.ru/v-kakih-voinah-kazaki-ybivali-rysskih/

Приключения казаков в Османской империи

Османская империя внезапно стала домом сразу для несколько групп казаков. Почему же они туда уехали и как сложилась их судьба?

Впервые я прочитал про казаков в детстве в романе Валентина Пикуля «Фаворит». Там описывался последний татарский поход на Россию в 1769 году:

На ту же тему

Золотые ярлыки: кто дольше нас платил дань татарам?

«Было странно видеть — среди конских бунчуков — христианские кресты над бандами игнатов-некрасовцев, которым Турция дала политическое убежище, принудив за это участвовать в своих войнах. За спиною каждого игната была привязана половина мёрзлой свиной туши, и вид жирной свинины вызывал яростное озлобление правоверных. Пересаживаясь в сани, хан сказал де Тотту:

Читайте также:  «милый августин»: как связаны австрийская песня и чумной бунт 1770 года

— Игнаты говорят, что покинули Россию ради свободы, но вы им не верьте — для них сохранение бород дороже всего на свете».

Как же казаки оказались в Османской империи?

В 1707–1708 годах на Дону вспыхнуло казачье восстание Кондратия Булавина, которое поддержали запорожцы.

После разгрома движения несколько тысяч казаков во главе с Игнатием Некрасовым ушли в земли Крымского ханства, на Кубань.

Там они объединились с казаками-старообрядцами, ушедшими за пределы Российского государства ещё раньше. Сохраняя автономию, казаки служили в войске хана. Основным их занятием в мирное время, видимо, было рыболовство.

Взятие Царицына войсками Булавина

Снижение численности донских казаков в результате восстания очень ослабило южный фланг России, из-за чего возобновились набеги. Так, в 1717 году ногайцы вместе с черкесами и некрасовцами доходили даже до Пензы и Саранска!

Но турецкие приключения казаков продолжились. Картина крупными мазками выглядит так.

В 40-е годы XVIII века началось переселение казаков с Кубани на северо-восток Балкан, на земли Османской империи, в Добруджу и устье Дуная.

Сохранив автономию, они вошли в состав так называемой «привилегированной райи». Это — христианское население империи, которое освобождалось от джизьи (подушная подать с иноверцев в исламских странах.

— Прим.ред.), но обязано было служить в турецкой армии.

Игнаты сохраняли самоуправление. Всё решал казачий круг, он же выбирал атамана и есаулов. В основе идеологии некрасовцев стояло убеждение, что в России утвердилась власть антихриста, поэтому служить Османской империи, жившей по законам шариата, предпочтительнее.

Часть казаков ушла с Кубани на левобережье Днестра, оставшись во владениях Крымского ханства. Вероятно, именно эти казаки и принимали участие в татарском походе 1769 года.

Жившие в Добрудже казаки смешались со старообрядцами-липованами. Происхождение этого названия до сих пор остаётся предметом споров. В их среде сосуществовали оба старообрядческих течения — поповцев и беспоповцев.

Судьба запорожцев

В конце XVIII века, после ликвидации Запорожской Сечи, в Добруджу прибыла ещё одна группа казаков-эмигрантов. Это были запорожцы и присоединившиеся к ним беглые крепостные.

Основная масса бывших запорожцев переселилась на Кубань, где было создано Черноморское казачье войско, ставшее основой кубанского казачества.

Так на землях Османской империи была основана Задунайская сечь. Как и некрасовцам, этим казакам пришлось служить в турецкой армии. В 20-е годы XIX века они приняли активное участие в подавлении революции в Греции, где в боях с повстанцами понесли большие потери. Там погиб и кошевой атаман Семён Мороз.

Но в Добрудже уже жили казаки-старообрядцы! Запорожцы были вытеснены и переселились вверх по Дунаю, на границу с Австрийской империей — но затем вновь вернулись.

В дельте Дуная запорожцы и некрасовцы не смогли поделить места рыбного лова. Этот конфликт в начале XIX века перерос в междоусобную войну. Запорожцы и некрасовцы соревновались в жестокости, убивая пленных, сжигая станицы и вырезая женщин и детей. В итоге из Добруджи бо́льшая часть некрасовцев переселилась на запад Малой Азии, где и основали пять станиц.

Путь домой

В 1828 году произошло два перехода задунайцев в Россию. Сначала в Одессу на лодках уплыли восемьсот казаков. А затем на сторону России перешли ещё пятьсот человек во главе с Осипом Гладким. Они приняли активное участие в русско-турецкой войне 1828-1829 годов, а после её окончания поселились на побережье Азовского моря, в районе Бердянска.

Казак Дунайского казачьего войска

Бо́льшая часть задунайцев осталась жить в Османской империи. Более того — туда вернулась даже часть ушедших в Россию, которым не понравились местные порядки. Но турки в 1828 году упразднили Сечь, поскольку казаки вышли из доверия.

На ту же тему

Ликбез: за что мы воевали с Османской империей?

Непримиримостью к России отличались именно некрасовцы.

Впрочем, две их группы переселились в Россию, в Южную Бессарабию, под гарантии автономии и сохранения своей веры. В 1809 году туда перешло около ста семей, а в 1829-30 годах — ещё чуть более тысячи человек. Под Измаилом они основали две станицы — Старую и Новую Некрасовки.

Но основная масса осталась в Османской империи, и возвращение их в Россию возобновилось лишь в XX веке.

Имя им — Легион

Девятнадцатый век оказался крайне бурным, и на исторической сцене появились весьма необычные персонажи. Одним из таких был Михаил Чайковский (1804-1886) — польский шляхтич, родившийся на Волыни.

Он участвовал в польском восстании 1830-31 годов, после его разгрома уехал за границу и в итоге оказался у турок. Там Чайковский принял подданство Османской империи и ислам — и стал известен как Садык-паша.

Михаил Чайковский

С началом Крымской войны Садык-паша возглавил казачий полк в составе турецкой армии, получивший название «Славянский легион». В его рядах были бывшие задунайцы, некрасовцы и прочие славяне‑христиане.

Легион действовал на Балканах — и показал себя очень хорошо.

После окончания войны полк включили в состав регулярной армии Османской империи. Он занимался наведением порядка, подавлял очередное греческое восстание.

В 1869-м турки решили обратить солдат этого полка в ислам, но большинство казаков отказалось от такой чести. Они предпочли стать обычной райей (немусульманское население в старой Турции. — Прим.ред.), но сохранить веру.

Так из-за религиозного рвения был уничтожен мощный, эффективный полк.

Сам же Чайковский получил от российских властей разрешение вернуться в Россию, что и сделал в 1872 году. Там он в очередной раз сменил веру, приняв православие (при крещении в детстве он был униатом, затем обращался в мусульманство). Спокойно жил в своем поместье в России, получая турецкую пенсию, но в 1886 году, на 82-м году жизни, повесился…

Источник: https://warhead.su/2019/10/14/priklyucheniya-kazakov-v-osmanskoy-imperii

Некрасовцы: казаки, которые стали турками

Опубликовано 17.12.2018

История некрасовцев началась с открытой конфронтации Петру I. Мятежные казаки были вынуждены уйти за Дон, а потом и в Турцию, где встали под турецкие стяги. Вернулись обратно они уже в середине ХХ века.

Казачье восстание

Во время Северной войны крестьянам на Руси жилось нелегко, и многие из них приняли решение бежать на Дон, в казачьи земли. В 1707 году Петр I издал указ о розыске беглых крестьян, а главным ответственным стал сам князь Юрий Долгорукий.

Когда Юрий Долгорукий прибыл к казакам, те решили, что ловля крепостных за Доном – это нарушение сложившейся традиции и подняли мятеж.

Около двух тысяч крестьян Долгорукий смог вернуть, однако прочие примкнули к казачьему мятежному войску под предводительством Кондратия Булавина.

Жестокость войны со столицей отразил в своих записях сам бахмутский атаман: «А нашу братью казаков многих пытали и кнутом, били и носы и губы резали напрасно, и жён и девиц брали на постели насильно и чинили над ними всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги».

Булавину вместе с небольшим войском удалось напасть на отряд князя Долгорукова из засады, в результате чего Юрий Долгорукий и весь его отряд погибли, а Петром I была выслана новая 32-тысячная армия под предводительством брата Юрия – Василия Долгорукого.

Булавин, назначенный атаманом Войска Донского, решил идти на Москву, но имел в своем распоряжении куда меньшие силы, и им было принято решение разделить армию на три части. Одна из них отправилась осаждать Саратов, и после неудачи осела в Царицыне.

Другая группа встретилась с войском Долгорукого и потерпела поражение. Третий отряд возглавил сам Булавин, и с ним он пытался взять Азов. После неудачи казаками против него был составлен заговор, атаман был убит, а Войско Донское присягнуло русскому царю.

Игнат Некрасов

Тем временем войска Игната Некрасова, расположенные в Царицыне, были настроены продолжать борьбу. Некрасов решил возвращаться на Дон с пушками и армией, а другая часть казаков осталась в Царицыне. Уже вскоре была разбита оставшаяся в Царицыне группировка, а когда Некрасов встретился с царскими войсками из Черкасска, он тоже был разбит.

После поражения Некрасов взял оставшихся казаков, по разным оценкам – от двух до восьми тысяч человек, и отправился, спасаясь от войск царя, за границу, на Кубань.

Кубань тогда являлась территорией Крымского ханства, и на ней проживали ушедшие из России в девяностых годах XVII века казаки-старообрядцы.

Объединившись с ними, Некрасов основал первое казачье войско на Кубани и казаки приняли подданство крымских ханов. Беглые казаки с Дона и крестьяне постепенно вливались в эту коалицию.

Некрасовцы сперва поселились на правом берегу реки Лаба, где располагается современная станица Некрасовская. В дальнейшем казаки переселялись на Таманский полуостров, основывая все большее количество городков. Казаки постоянно нападали на пограничные российские земли, и только смерть Игната Некрасова вернула ситуацию в более мирное русло.

Анна Иоанновна в 1735-1739 годах неоднократно предлагала казакам вернуться домой, однако результата не последовало. Тогда императрица отправила на Кубань донского атамана с целью вернуть назад непокорных некрасовцев. В страхе перед обширной военной кампанией, которую развернули русские войска, некрасовцы переселились на Дунай, из крымских в турецкие владения.

Пушкин зафиксировал переход казаков-игнатовцев под турецкие стяги: «Со стороны турков замечены были копья, дотоле у них не бывалые; эти копья были русские: некрасовцы сражались в их рядах».

«Заветы Игната»

В 1740 году началось переселение на Дунай. Султаны Османской империи дали казакам-некрасовцам все те же полномочия, которые те имели под патронажем крымских ханов.

В Османской империи казаки поселилились в области Добруджа, находящейся на территориях современной Румынии и Болгарии, и их соседями стали липоване, беспоповские старообрядцы из России, переселившиеся туда во время церковных реформ патриарха Никона.

Казаки соблюдали «заветы Игната» — 170 строгих законов, записанных в «Игнатовой книге». Среди них были такие суровые заповеди, как «за брак с иноверцами – смерть» или «за убийство члена общины закапывать в землю». Некрасовцы вскоре вынуждены были делить свои земли с запорожцами, которые переселились на те же земли после победы над Запорожской Сечью в 1775 году.

Несмотря на отвагу и храбрость, споры с запорожцами не давали покоя некрасовцам, и они начали уходить из Бессарабии и переселяться дальше на юг. Оставшиеся некрасовцы смешались с липованами и другими старообрядцами и утратили древние обычаи и предания.

Далее некрасовцы смогли расселиться на побережье Эгейского моря в восточной Фракии и в азиатской Турции – на озере Майнос.

После того, как во Фракии среди некрасовцев прошла эпидемия, оставшиеся в живых ушли на Майнос, однако объединившаяся община не смогла долго сдерживать социальные и религиозные противоречия.

В 1860-х часть майносцев ушли из общины и основали свое собственное поселение на озерном острове Мада на юго-западе Турции. Из-за эпидемий и зараженной воды в озере население отколовшейся группы некрасовцев стремительно уменьшалось.

Возвращение на родину

Уже в 1860-х турецкие власти были недовольны некрасовцами, наращивали подати, вводили воинскую повинность и отнимали земли близ озера Майнос. Это было сопряжено с тем, что некрасовцы отказались выступать против России, к чему их пытались обязать турки.

К 1911 году в обоих поселениях проживали менее чем тысяча игнат-казаков, и большинство из них хотели обратно в Россию. В 1911 году некоторое небольшое количество некрасовцев выехало в Россию для того, чтобы не служить в турецкой армии, несмотря на завет Игната «при царе в Расею не возвращаться».

После этого власти Турции и России разрешили реэмиграцию, но некрасовцам запрещали селиться на Дону или Кубани, и направляли в Грузию. После объявления независимости Грузии казакам уже вскоре придется переселяться снова, на Кубань. Еще около двухсот семей оставались к тому времени в Турции.

Массового переселения казаков-игнатовцев после 1914 года не было. Несмотря на разрешение, множество семей из деревни Майнос решили остаться на своих местах. Однако вторая волна реэмиграции началась спустя 50 лет, в 1962 году: тогда в Россию вернулись почти полторы тысячи некрасовцев из Турции.

Эмигранты плыли из Турции в СССР на теплоходе «Грузия», и этот памятный момент до сих пор празднуется современными некрасовцами. На данный момент их потомки живут в Ставропольском крае. Впрочем, несколько десятков семей тогда отказались въезжать в СССР и их приняли в США. Лишь одна семья казаков-игнатовцев при этом осталась в Турции.

Когда некрасовцы возвратились в Россию, они сохранили свои обычаи – носили нательные кресты, бороды, креcтили детей и отпевали покойников, однако при этом их дети ходили в советские школы, а сами они работали в совхозах. До сих пор сохранились песни некрасовцев, припевы в которых чередуют русский и турецкий языки и сохраняют восточный колорит.

Турецкие напевы и русские песни и частушки смешались воедино, создав богатую и оригинальную фольклорную традицию. В современном быту игнатовские казаки также переняли часть турецких традиций: они любят сидеть на ковриках, поджав ноги и пить кофе, варить кукурузу и чорбу.

Читайте также:  Как на руси отмечали именины

Терентьев Андрей

Источник: https://likorg.ru/post/nekrasovcy-kazaki-kotorye-stali-turkami

Казаки-некрасовцы — это… Что такое Казаки-некрасовцы?

Казаки-некрасовцы

Некра́совцы (некрасовские казаки, казаки-некрасовцы, игнат-казаки) — потомки донских казаков, которые после подавления Булавинского восстания ушли с Дона в сентябре 1708 года. Названы в честь предводителя, Игната Некрасова.

Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России отдельной общиной по «заветам Игната», определяющим устои жизни общины.

Переселение на Кубань

После поражения Булавинского восстания осенью 1708 года часть донских казаков во главе с атаманом Некрасовым ушла на Кубань — территорию, принадлежавшую в то время Крымскому ханству. Всего вместе с Некрасовым ушло около 8 тыс. человек (по различным данным от 2 тыс. казаков с женами и детьми, 500-600 семей, до 8 тыс. человек).

Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое Кубанское казачье войско принявшее подданство крымских ханов и получившее довольно широкие привилегии. К казакам стали присоединяться беглые с Дона и простые крестьяне.

Казаков этого Кубанского войска называли некрасовцами, хотя оно было и неоднородным.

Сначала некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба, недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской. Но вскоре большинство, включая Игната Некрасова, переселилось на Таманский полуостров, основав три городка — Блудиловский, Голубинский и Чирянский.

Некрасовцы долгое время совершали отсюда набеги на приграничные российские земли. После 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться. В 1735—1739 гг.

Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться на родину. Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова.

Не имея возможности противостоять российским войскам, некрасовцы начали переселение в турецкие владения на Дунае.

На Дунае и в Малой Азии

В период 1740 г.-1778 г., по разрешению турецкого султана, некрасовцы перебрались на Дунай. На территории Османской империи султаны подтвердили казакам-некрасовцам все привилегии, которыми они пользовались на Кубани у крымских ханов. На Дунае они поселились в районе Добруджа, в плавнях Дуная, по соседству с липованами. В современной Румынии, и теперь живут липоване[1].

На Дунае казаки-некрасовцы в основном расселились в Дунавцах и Сары Кей, а также в селениях Слава Черкасская, Журиловка, Некрасовка и др.[2]. После разгрома в 1775 г. Запорожской Сечи в тех же местах появились и запорожцы. В спорах за лучшие рыболовные места между некрасовцами и запорожцами стало доходить до вооружённых столкновений.

А после взятия запорожцами некрасовского Дунавца и переселения туда запорожского коша из Сеймена, в 1791 г. большая часть некрасовцев покинула Дунай и переселилась в азиатскую Турцию на озеро Майнос и Энос у берегов Эгейского моря . Таким образом, к началу XIX века образовались две группы некрасовцев — дунайская и майносская.

Некоторая часть некрасовцев дунайской ветви, оставшаяся верной «заветам Игната», пополнила в последствии поселения некрасовцев на Майносе, а оставшиеся в Добрудже, были полностью поглощены значительно преобладающими по численности липованами и ассимилированы в их среде и прибывающих в тот район выходцев-староверов из России, утратили язык своих предков, обычаи, фольклор, предания и песни об Игнате, его «заветы». Хотя продолжать называться некрасовцами им было выгодно, ввиду предоставления турецкими властями ряда привилегий. Некрасовцы с Майноса их называли «дунаки» или «хохлы» и за своих не признавали. Эгейский Энос как отдельное поселение некрасовцев также перестала существовать, в 1828 г. переселившись на Майнос и полностью влившись в майноскую общину. К середине XIX века произошло имущественное расслоение общины, наметились и религиозные разноречия, и во второй половине 1860-х г. часть майносцев (157 семей) в результате раскола общины ушла и основала поселение на острове Мада (на Бейшеирском озере). Их судьба оказалась трагичной — в результате эпидемии, «подморной» земли и зараженной воды в озере, к 1895 году на Маде оставалось всего 30 дворов, а к 1910 г. в селении осталось только 8 семей. Таким образом община казаков-некрасовцев живущих по «заветам» осталась только на Майносе и малая часть на Маде.

Возвращение в Россию

В начале XX века снова наметился раскол общины на фоне ухудшения положения некрасовцев в Турции, и в 1912-1913 гг, несмотря на завет Некрасова «при царе в Расею не возвращаться», с разрешения российского правительства, началась их реэмиграция в Россию. Первая официальная волна реэмигрантов была незначительной 70-80 семей. Около 170-200 семей осталось в Турции.

Разрешения селиться на Дону или Кубани некрасовцы не получили, а были направлены в Грузию. Основав два селения — Успенское и Воскресенское, — казаки прожили там всего несколько лет, а после провозглашения независимости Грузии и установления власти меньшевистского правительства (начало 1918 г.

), они были вынуждены снова переселяться, на этот раз на Кубань, в станицу Прочноокопскую, а весной 1919 г.

Кубанская законодательная Рада зачислила 246 казаков-некрасовцев в состав кубанского казачества и им были выделены земельные наделы примерно в 30 км от Приморско-Ахтарской станицы где к уже к лету 1920 г.

некрасовцы основали хутора Некрасовский и Новонекрасовский, в последствии слившиеся в один — Новонекрасовский. 22 сентября 1962 года из Турции, селения Кёджа-Гель (до 1938 — Бин-Эвле или Эски-Казаклар, по-некрасовски Майнос) в Россию вернулись 215 живших там семей некрасовцев общим числом 985 человек.

Всего к 1962 г. в Россию и СССР переехало примерно чуть более 1300 майносцев (казаков-некрасовцев). В 1963 г. году несколько десятков некрасовцев и «дунаки», общим числом в 224 человека, отказавшиеся выезжать в Советский Союз, были приняты в США. В Турции осталась только одна семья некрасовцев.

См. также

  • Добруджа. Возникновение русских и украинских поселений
  • Казаки в Турции

Ссылки

Примечания

  1. Добруджа в ЭСБЕ на сервере Catchina3000.ru
  2. Энциклопедия казачества. Москва «Вече», 2007, стр. 275

Wikimedia Foundation. 2010.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/949649

Славянский легион в Крымской войне: как казаки воевали на стороне Турции

Описание

Русские славянофилы приветствовали начало Восточной войны (Крымской её назовут позже) России с Турцией. Они мечтали о том, что эта война положит начало «освобождению» балканских славян из-под османского ига и соединению их «под скипетром русского православного царя».

Когда русские войска оккупировали вассальные султану Дунайские княжества (нынешняя Румыния), то их командование рассылало в Болгарию и Сербию прокламации с призывами восстать против Турции. Эти призывы не были услышаны. Между тем, славянская карта разыгрывалась и против России.После подавления Россией польского восстания 1830-1831 гг.

, в Европе обосновалась довольно значительная и политически активная польская диаспора. Начало Восточной войны было воспринято ею также с большим воодушевлением. Польские патриоты мечтали завоевать независимость отчизны, разгромив Россию с помощью армий англо-франко-турецкой коалиции. В Турции также находилось немало польских эмигрантов.

Они обосновались недалеко от Стамбула, в местности, которая и поныне называется в их память Полонезкёй, где вождь польской диаспоры Адам Чарторыйский в 1842 году купил землю для их сельскохозяйственной колонии.

Один из эмигрантов, Михаил Чайковский ещё в 1831 году придумал план вооружить на Россию турецких подданных из бывших казаков. Русское правительство ещё до войны с тревогой наблюдало за его активностью и требовало от Турции его выдачи. Чтобы обезопасить себя от преследования, Чайковский решил официально перейти в ислам и в подданство к султану.

Он принял имя Садык-паша. Теперь, с началом Восточной войны, казалось, настала пора осуществить его план.В Османской империи проживало немало потомков казаков из ликвидированной Екатериной II в 1775 году Запорожской Сечи. В 1778 году султан принял эмигрировавших запорожцев в своё подданство, отведя им для поселения земли к югу от Дуная.

Россия постоянно вела пропаганду с целью переманить запорожцев назад. Когда в 1828 году разгорелась очередная русско-турецкая война, отряд задунайских запорожцев под командованием кошевого атамана Осипа Гладкого целиком перешёл на сторону России. Это вызвало репрессии Порты против оставшихся казаков.

Их расселили по разным провинциям Османской империи.

В XVIII-XIX вв. в разное время в Турцию эмигрировало от преследования царских властей также немало других русских подданных, преимущественно исповедовавших старообрядчество и разные сектантские учения: донские казаки-некрасовцы, липоване и др. Османское правительство также предоставляло им земли для поселения и не препятствовало исповедовать свою веру.

Теперь всех этих казаков и прочих выходцев из Украины и России, вместе с польскими эмигрантами, под лозунгами борьбы с Российской империей, подвергнувшей преследованиям их предков, и пытался собрать под свои знамёна Чайковский.

Уже в конце 1853 года, когда русские войска заняли Молдавию и Валахию, Чайковский набрал добровольческий казацкий отряд на средства турецкого правительства и отправился с ним воевать на Дунай. Отряд громко именовался «полком», а впоследствии – «славянским легионом».

На самом деле, в нём даже в самое лучшее для него время (в 1854 году) насчитывалось всего восемь сотен, и то они никогда не были полными. Основу этого формирования составляли запорожцы. Поэтому султан передал ему историческое знамя Запорожской Сечи, некогда захваченное турками. Языком военных команд в «легионе» был украинский.

«Славянский легион» участвовал в нескольких стычках при осаде русскими войсками турецкой крепости Силистрия (ныне в Болгарии, у границы с Румынией). Позже он нёс сторожевую и разведочную службы в турецкой армии Омер-паши, занимавшей Дунайские княжества вслед за отступавшей русской армией. Это было в начале 1854 года.

В десантную операцию на побережье Крыма «славянский легион» не был взят и вообще больше в боевых действиях не участвовал, неся гарнизонную и охранную службу в Добрудже. Британскому комиссару при турецкой армии Саймондсу представлялось, что это «лучшая часть турецкой кавалерии», однако её реальные боевые качества так и остались неизвестными.

Михаил Чайковский во всё время Крымской войны носился с планами организации в Европе польской армии, которой предстояло вторгнуться в Россию с территории Австрийской империи (когда последняя также вступит в войну) или хотя бы переправиться под стены Севастополя на помощь союзникам, осаждавшим город.

Но формирование польской армии зависело от субсидий французского и британского правительств, а те не спешили раскошеливаться. Выражая на словах всяческую поддержку освободительному порыву поляков, официальные Лондон и Париж понимали, что открытая поддержка ими сепаратизма в России затруднит им впоследствии заключение мира с Петербургом. Кроме того, раздоры среди вождей польской эмиграции также вредили её делу. Так, для многих Чайковский, ставший Садык-пашой, представлялся изменником католичеству, а следовательно и Польше.

Затея создать польскую армию провалилась. «Славянский легион» остался каплей в море союзных войск и не оказал никакого морального влияния на украинцев и поляков, пребывавших под русской властью.

Это было зеркальным отражением пассивности болгар и сербов при появлении на Дунае русских войск.

Таким образом, несмотря на все усилия, ни одной сторон в Крымской войне не удалось разыграть в своих интересах «славянскую карту».

Источник: https://4fasol.com/answer/history/65351

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector