Почему на руси было запрещено срубать деревья на кладбище

Образ дерева, стоящего на могиле, знаком нам ещё из народных сказаний и древних мифов. У многих других народов есть мифы о деревьях, выросших на могилах возлюбленных, или отмечающие место смерти выдающегося человека.

В последние века таким историям стали придавать философское значение, утверждая, что дерево, растущее в месте последнего упокоения, символизирует жизнь, происходящую из смерти.

Уже относительно недавно появилась технология, буквально воплощающая этот принцип в жизнь: так называемые биоурны используют тело человека как материал, удобряющие дерево.

В качестве положительной стороны этого способа захоронения называют не только красивый образ, но и решение проблемы нехватки мест под кладбища в постоянно расширяющихся крупных городах.

К сожалению, в России биоурны ещё не распространились. Но уже сейчас множество людей хотело бы почтить своих близких, отметить их могилу каким-то многолетним растением. Итак, что нужно, чтобы посадить дерево на кладбище?

Дерево на кладбище: значение разных пород

Мировая культура связывает со смертью множество деревьев, некоторые – в позитивном ключе, а некоторые – в негативном.

Так, в христианской культуре особое значение имеет осина – дерево, на котором, согласно легенде, повесился Иуда.

В Германии и у славян со смертью связывали ольху и ряд других деревьев, исходящих красным древесным соком (считалось, что эти деревья «кровоточат», и рубить их было дурной приметой).

У кельтов со смертью ассоциировался тис. Причина тому в яде, содержащемся в плодах этого дерева: ягоды тиса были одним из излюбленных способов самоубийства в этой культуре, например, среди воинов, опасавшихся попадания в плен.

Связь тиса и смерти сохранилась в изменённом виде и много веков спустя, когда кельтское язычество забылось, да и сами кельты в основном растворились среди других народов.

До сих пор на территории Англии, Франции и Испании тис – это повсеместное дерево на кладбищах.

Другим популярным «похоронным» деревом в Европе считается кипарис. Еще в Древней Греции и Риме кипарис ассоциировался с Миром Мёртвых и был частым деревом на могилах.

Позже, христиане переосмыслили его уже как символ вечной жизни, и в таком качестве ветви растения часто можно увидеть в западноевропейской иконографии и живописи. Российские широты для кипариса оказались недостаточно тёплыми, поэтому соответствующий обычай не прижился.

Впрочем, достаточно упорный человек при определённой удаче сможет высадить кипарисовое дерево на кладбище.

Славяне издавна связывали со смертью ёлку: кладбища часто устраивали в еловых лесах, и до сих пор сохранятся традиция забрасывать лапами хвойного дерева дорогу позади похоронной процессии. Иногда елку также специально сажали на месте захоронения.

Другое дерево, которым отмечали место последнего упокоения в древности – дуб. Если предполагать, что у этого обычаи было какое-то значение, оно, скорее всего, противоположно смыслу, заложенному в тис.

Дуб выступал как максимально живое дерево с глубокими корнями и мощной кроной, которое соединяло подземный мир мёртвых и небеса.

Впрочем, никаких текстов, подтверждающих это, у нас нет, и всё, на что мы может опираться, это гипотезы, которые выстраивают учёные на основании значения дуба в мифах.

Биологические соображения: какое дерево выбрать на кладбище?

Современные кладбища страдают катастрофической нехваткой места, и год от года проблема только усугубляется. Выбирая дерево на могилу, это нужно учитывать. Некоторые растения растут «вглубь» почти так же интенсивно, как и «ввысь». Достаточно сильные корни могут перемещать гроб и деформировать основание памятника, способствуя появлению трещин или даже падению, и это важно учитывать.

Мощная корневая система дуба, клёна, рябины и некоторых других деревьев рискует с годами обернуться проблемой, особенно если корни залезут на соседнюю могилу.

А это вполне реальная перспектива, учитывая маленькое расстояние между местами захоронений на многих крупных кладбищах.

По этой же причине стоит осторожно высаживать высокие деревья, способные закрыть свет для других растений на соседних участках.

Особенными проблемами чревата осина. Дело в том, что это дерево разрастается, как грибница – гигантская корневая система даёт новые и новые побеги. Зачастую осиновая роща – это, фактически, единый организм, который потенциально может захватить всё кладбище. Впрочем, скорее всего, администрация срубит его раньше.

Юридические соображения: разрешено ли садить дерево на кладбище?

Легальных ограничений по поводу того, что можно сажать, а что нет, не так уж много. Конечно, каждое конкретное кладбище может выдвигать собственные требования, зависящие от изменения экологической ситуации, почвы и влажности в той или иной местности. Базовый документ, на который они опираются – Инструкция о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации (№ МДС 13-2.2000).

В соответствии с ним кладбище или крематорий обязаны иметь зелёные насаждения, так называемую «зону моральной защиты», которые окружали бы его границы, если вокруг находятся жилые участки. Создание этой зоны, учёт деревьев и поддержание их в порядке вменяется в прямую обязанность администрации.

В вопросе высадки деревьев непосредственно среди могил на первое место выходят соображения проветривания и инсуляции.

Излишне плотная высадка деревьев создаёт риск того, что воздух будет застаиваться, а на кладбище, особенно большом, это чревато неприятным запахом и другими, более серьёзными проблемами.

Соответственно, ограничения высадки деревьев имеют строго количественный характер – плотность посадок на 1 га не должна превышать 170-250 штук.

Для выполнения этого требования администрация имеет право требовать согласовывать с ней высадку новых деревьев, или просто спилить дерево на кладбище, если его сочтут «лишним».

Но в остальном люди обладают полной свободой в вопросах озеленения мест последнего упокоения – зачастую, они будут, фактически, помогать кладбищенскому руководству, внося свой вклад в создание «зоны моральной защиты».

Возможно, вам будет интересно:

  • Стать деревом после смерти
  • Кладбище-топиарий в Эквадоре
  • Цветы на могилу

31 мая 2019

Источник: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/derevya-na-kladbishche/

За чей счет должны на кладбище спиливать старое дерево, которое может упасть и разбить памятник?

Новости Беларуси. Концлагерь Шталаг-352 близ деревеньки Масюковщина на окраине Минска. До войны здесь был военный городок с деревянными казармами, конюшнями, водонапорной башней, клубом, автомастерской и тиром, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

А с 1941 года – перевалочная база для советских военнопленных, которых отправляли в лагеря Германии. По разным данным, здесь погибли более 80 тысяч узников – от истощения, болезней и издевательств. Имена большинства не известны до сих пор.

И вот появился шанс закрасить хотя бы некоторые белые пятна истории. Во время сноса еще довоенных строений в Масюковщине обнаружены надписи. Велика вероятность, что память о себе оставили бывшие узники Шталага.

Подробнее об этом расскажет Анастасия Дехтяр.

Анастасия Дехтяр, корреспондент: Масюковщина. Экс-деревня, ныне микрорайон столицы. Сюда окраина Минска дошагала буквально 50 лет назад. Угнетающая тишина, и еще больше пугает осознание так называемого культурного слоя. Интересно, а знают ли местные истину, которая где-то рядом?

Грустно, но факт: краеведческими знаниями никто из опрошенных не блеснул. А ведь поросшей пустырь с заброшенными строениями не просто магнит для сталкеров, а хранитель бесчеловечных событий. 

Это фото, что хранится в музее Великой Отечественной, с предельной контрастностью констатирует реальный эпизод: военнопленные тащат обоз с трупами. Этот кадр, как и соседние, сделаны немцами в оккупационном Минске, как раз в той самой Масюковщине. Это Шталаг – лагерь для военнопленных, получивший порядковый номер 352.

Наталья Яцкевич, заведующая отделом научно-исследовательской работы Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны:Лагерь Шталаг-352, располагавшийся в Масюковщине – крупнейший лагерь военнопленных. Лагерь состоял из двух частей, городской и лесной.

Из 80 тысяч замученных до смерти жертв архипелага Шталаг поименно известно лишь чуть больше десятой части. Имена продолжают всплывать спустя десятилетия.

 Хотя нет, их скорее выталкивает земля, так безмерно принявшая своих сыновей на вечный покой.

Весной 2016-го поисковый батальон вооруженных сил на территории бывшего лагеря (кстати, еще до недавнего времени здесь размещался действующий военный городок) начал раскопки.

Тогда нашли останки 147 узников, имена трех погибших удалось установить. В канун 3 июля с воинскими почестями их перезахоронили в братскую могилу.

Конкретно в этом месте не уничтожали, а лишь хоронили умерших. На отшибе. А вот там, за железной дорогой, базировался сам лагерь. Сколько же стихийных оврагов и траншей, запорошенных временем, еще прикрывает земля? Оголились кое-какие факты буквально на днях, когда здесь начал орудовать бульдозер. На руинах старых казарм найдены любопытные надписи времен войны.

Во время оккупации в здании был барак. Нары стояли в три яруса. Военнопленные хоть как-то пытались оставить след о себе. В завалах снесенного здания пытаемся отыскать еще артефакты.

Итак, найдено 25 надписей. По четырем автографам удалось установить авторство и судьбы. Потомков одного из узников даже уже отыскали в Краснодарском крае. 21 фамилия по базам архивов проходят как без вести пропавшие, а значит, скорее всего живыми эти люди отсюда не вышли.

Александр Лугин, ведущий специалист Управления по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил Беларуси:Больше нас, конечно, интересует сведения о тех, дальнейшая судьба кого нам пока не известна.

Вероятнее, если мы ее не установим, то они погибли в этом лагере. Это будет еще несколько фамилий, которые установлены по погибшим этого лагеря. Их не так и много, этих фамилий. В паспорте воинского захоронения числится только 12 тысяч 118 известных фамилий.

Это на данный момент. Государственная политика Республики Беларусь и память о войне для нас, белорусского народа, священны. Естественно, мы более тщательно стали заниматься этими вопросами.

Мы полагаем, что здесь есть траншеи с закопанными военнопленными, погибшими здесь, в лагере.

Это перспективное место раскопок для поискового батальона. Уже в следующем сезоне они, как говорится, копнут глубже. Что же касается строительства микрорайона, пока это долгосрочная перспектива.

Сейчас проектировщики и архитекторы занимаются лишь планированием.

В Минскградо нас уверили, что в курсе такого исторического фундамента, а перед тем, как проводить застройку, почва тщательно исследуется.

И если находят, к примеру, останки жертв войны, вызывают специалистов – все то же военное управление по увековечиванию памяти. Те же в свою очередь «находки» перезахоранивают в соответствии с законодательством. А впредь, как правило, такие места строители обходят стороной, разбивают там зеленые зоны и скверы.

  • Ольга Кукса, заместитель директора Спецкомбината КБО Минска:Существующие нормы законодательства не предусматривают постройку жилого сектора на территории кладбища, если оно не будет перенесено.

Сейчас уже реже, но при земляных работах строители все же иногда натыкаются на жителей царства мертвых. Ничего удивительного – многострадальный Минск пережил столько горя.

Да и город, особенно последний век, слишком интенсивно разрастался.

Вот и самое старинное сохраненное столичное кладбище – Кальварийское (оно носит статус историко-культурной ценности) – было разбито 200 лет назад за чертой города.

Тимофей один из тех столичных гидов, что занимаются некрологией и водят экскурсии по кладбищам. Ведь некрополи – это своеобразный элемент культуры: от архитектуры до почитания легендарных личностей.

Сейчас в топе самых популярных минских кладбищенских маршрутов Восточное, Кальварийское и Военное. На последнем, говорят, даже устраивают краеведческие квесты: кто быстрее отыщет нужную могилу известного усопшего.

Тимофей Акудович, историк, экскурсовод:Любы горад еўрапейскі, калі пашыраўся, забудоўваў сваі некропалі. У нас гэта больш, чым у іншых, на жаль, але сам факт ёсць усюды.

Историк уверяет: все города построены на костях. Минск – не исключение. В подкрепление и любопытные исследования американских ученых, которые несколько лет назад приводили специфические расчеты.

За всю историю человечества – то есть примерно с 50 000 лет до нашей эры – на планете родилось 107 миллиардов человек. К тому моменту живыми числились 7 миллиардов: эту отметку население планеты преодолело 31 октября 2011 года.

Получается, что 100 миллиардов человек уже умерли. Площадь суши оценивается почти в треть площади всей поверхности планеты и составляет около 149 миллионов квадратных километров. Получается, что на одном квадратном километре покоится по 671 человеку.

Это, конечно, все приблизительно, на самом деле все гораздо плотнее.

Почему некоторые минчане возмущаются, мол, мой дом построен на кладбище? Такое теоретически возможно, это касается архитектуры советского наследия. Тогда законом были закреплены временные нормы: кладбище аннулировалось спустя 60 лет после последнего захоронения.

Тимофей Акудович:Усе знішчалася, пераносілася асабліва ў канцы XIX, XX стагоддзя. Калі на гэта ўсе пакласці яшчэ месца масавых пахаванняў, атрымліваецца, што перыядычна натыкаемся на гэтыя месцы.

Сейчас в столице 23 кладбища. Большинство из них, если вернуться к истории, когда-то были деревенскими.

Тимофей Акудович:У 70-х гадах Мінск быў самым хуткарастучым горадам Еўропе. І адпаведна вялікая колькасць вясковых могілак проста апынулася ў цэнтры горада. Зараз у гэтым сэнсе жорсткае заканадаўства, і перанос могілак альбо іх ліквідацыя, нават перанос магіл асобных, гэта вельмі складаная працэдура, якая амаль ніколі не робіцца.

Ольга Кукса:В 50-60-х годах такая картина наблюдалась: кладбища закрываются по всей территории Беларуси. Но это не значит, что на этих объектах запрещено производить захоронения. Все кладбища, если так можно выразиться, живут своей жизнью.

Память и история в современной Беларусивесьма трепетныепонятия. Это касается и общего, и частного, особенно, когда речь заходит о Великой Отечественной.

Читайте также:  Петр столыпин: за что убили реформатора россии

Так старательно ее пытаются окончить, перезахоранивая солдат. Только в 2019 году поисковый батальон поднял останки 1901 жертвы войны.

74 фамилии установлены, а значит, родственникам пришли письма из прошлого: их бойцы теперь в списках значатся.

Возвращаясь к истории находок в Масюковщине.

Наталья Яцкевич: Я считаю, что все такие места нужно мемориализировать. Это не значит, что нужны огромные территории, запрещать строительство и так далее. Вот такие крупные места массового уничтожения должны быть как-то обозначены.

Пока в этом деле звучит барабанная дробь – найденные надписи на экспертизе, расследование продолжается. Возможно, уже совсем скоро на холодных гранитных плитах мемориала золотыми буквами высекут имена тех, кто уже молчит под этой землей.

Источник: http://www.ctv.by/novosti/za-chey-schet-dolzhny-spilivat-staroe-derevo-na-kladbishche

Если на кладбище нужно спилить дерево или удалить пень

Дата публикации 18 января 2015.

Деревья на кладбище достигли максимальной высоты и теперь: а) занимают много места; б) загораживают обзор; в) стали опасными из-за возможного падения; г) на них появились сухие сучья, которые также могут упасть; д) есть опасность повреждения памятников и надгробий и т.д. Такие деревья нужно спилить.

Как на кладбище спиливают деревья?

Спилом деревьев на кладбище занимаются специально уполномоченные организации, имеющие в своем штате специалистов, способных удалить дерево различной сложности. Кладбище – это один из самых сложных участков для удаления деревьев.

Особенность расположения могил, памятников, оград и других сооружений требует аккуратного и точного выполнения работы, иначе могут произойти серьезные разрушения культурных ценностей.

Удаление деревьев на кладбище происходит вручную, так как подъезд автовышки невозможен. Именно эта особенность требует, чтобы работу выполняли профессионалы, так как методы удаления деревьев нестандартны.

Что включает в себя процесс удаления деревьев на кладбище

Прежде чем приступить к удалению деревьев на кладбище, нужно решить ряд административных вопросов: согласовать эту процедуру с администрацией кладбища, а также подготовить контейнер для вывоза порубочных остатков.

Для удаления деревьев в местах захоронений доступен лишь один метод, который является наиболее трудоемким – спил дерева с завешиванием.

Метод спиливания дерева с завешиванием выполняет арборист. Он взбирается на дерево и с помощью крепежных устройств фиксирует себя на нем.

Затем бензопилой он опиливает все большие сучья, при необходимости распиливая их по частям. Спиленные части спускает вниз с помощью веревок. Далее распиливают ствол – и так до самого основания.

Каждую часть нужно аккуратно, вручную снять из-за нехватки места. Удаление деревьев требует командной работы.

Весь порубочный остаток, опилки грузят в контейнеры и вывозят за пределы кладбища.

Какие деревья требуют обязательного удаления с кладбища

Каждое дерево на кладбище нужно регулярно подвергать осмотру. Срочного удаления требуют следующие деревья:

  • старые, сухие и трухлявые – они могут упасть в любой момент и причинить серьезные разрушения. Такую же опасность представляют сухие или отколотые ветви, которые нужно спилить;
  • деревья с поврежденным стволом: если на дереве есть трещины, следы расколов, то нужно быть внимательными к тому, чтобы вовремя их удалить. Потрескавшийся ствол рано или поздно рассохнется и упадет от малейшего порыва ветра;
  • деревья, изменившие свою структуру, имеющие всевозможные наросты, полости, дупла, расколы, свидетельствующие о заражении грибками или опасными вирусами. Эти деревья отличаются ветхостью, а также опасны для передачи заразных болезней другим растениям на кладбище;
  • деревья, кора которых поражена некрозом – язвенные образования на коре могут охватить все дерево и разрушить его;
  • деревья с повреждениями корневой системы – такое дерево могло быть повреждено опасными климатическими условиями или при проведении копательных работ и представляет собою повышенную опасность для близлежащих памятников и оград.

Когда на кладбище требуется корчевание пней

После того как дерево удалено, оставшийся пень нужно удалить. Если пни остаются, то очень скоро появляется необходимость удалять молодую поросль, а также пень может стать очагом для развития вредоносных бактерий и насекомых.

Удаление пней на кладбище возможно только с использованием химических веществ или ручной техники. К химическим методам удаления пней относят:

  • удаление натриевой селитрой: пень просверливают во многих местах на глубину около 1 см, наполняют натриевой селитрой и поливают водой, чтобы селитра могла хорошо пропитать пень. Подготовленный пень нужно укрыть целлофаном и оставить на срок не менее шести месяцев. По истечении этого срока пень поджигают, и он выгорает полностью вместе с корнями;
  • удаление солью: пень обильно засыпают крупной солью, которая пропитывает древесину. После этого древесина разрушится и превратится в труху, но для этого понадобится много времени – где-то около года, а соль повредит и почву;
  • удаление мочевиной: пень подготавливают тем же способом, что и при удалении селитрой, затем наполняют его мочевиной, укутывают целлофаном и оставляют на несколько месяцев, чтобы он истлел;
  • использование готовых химических реагентов.

Для удаления пней на кладбище из химических способов подходит удаление солью или готовыми химическими реагентами. Также возможно удаление ручным способом: с использованием пилы-ножовки, топора или небольшой дробильной машины. В любом случае, эту работу могут выполнить только профессиональные арбористы, чтобы исключить возникновения ошибок.

Наши услуги

  • Удаление дерева используя естественный наклон
  • Спил дерева по частям со сбросом порубочных остатков
  • Удаление дерева при помощи оттяжки, лебедки, полиспаста
  • Спил дерева с завешиванием всех спиливаемых частей
  • Обработка гербицидомНовое
  • Уничтожения короеда

Акции и скидки

  • Скидки пенсионерам 10%
  • Скидки при массовой обрезке деревьев до 30%

Услуги

  • Удаление деревьев
  • Спил деревьев на кладбище
  • Обрезка деревьев
  • Расчистка участка
  • Обработка гербицидом
  • Вспашка земли
  • Уничтожение короеда
  • Покос травы
  • Обработка от клещей
  • Бурение скважины на воду

Выезд сметчика и консультация бесплатно.

Источник: http://arborprof.ru/esli-na-kladbishe-nyzhno-spilit-derevo-ili-ydalit-pen.html

Наталья Степанова

Действительно, есть такая примета: если срубить дерево, посаженное человеком, с ним случается беда. Известны случаи, когда дерево неожиданно засыхало и через какое-то время приходило известие о смерти человека. Еще известно, что человек, посадивший двенадцать деревьев, станет оказывать благоприятное влияние на жизнь внуков, подарив им счастье и удачу.

Вырубать деревья без нужды нельзя. Все мы хорошо знаем, что деревья прекрасны, что они дарят нам спасительную тень в знойное лето и – главное – являются источником кислорода, без которого невозможна сама жизнь. К тому же и последнюю постель для человека – гроб – изготавливают именно из дерева.

Просто не задумываются об этом люди и, к сожалению, не учат своих детей бережно относиться к природе. Если у вас лишнее время и вы маетесь без дела или смотрите телевизор, то лучше оденьтесь, пойдите на улицу и подбелите деревья перед домом, окопайте их – вы сразу же почувствуете прилив сил.

И двор ваш станет лучше, в окно будет приятно выглянуть, и свежим воздухом подышите. Не нужно стесняться соседей, никто о вас не подумает ничего дурного.

  • Не следует также спиливать растущие перед окнами деревья, якобы для света.
  • * * *
  • Из письма:

«Наталья Ивановна, что мне делать? Горе сломало меня, но Вы человек мудрый, может быть, что и подскажете. Случилась трагедия, и я осталась совершенно одна. Мысли мои вертятся вокруг идеи самоубийства, и, наверное, это случится. Что делать, как быть?»

Человеческая жизнь уникальна, бесценна, неповторима и, как бы там ни было, прекрасна. Я не стану сейчас писать вам слова утешения, которые вы наверняка не раз уже слышали.

Я скажу лишь то, что мне когда-то сказала моя бабушка: «Если невыносимо больно и горе настолько сильное, что ты со страхом ждешь каждого нового дня, иди туда, где другим еще хуже: в больницу, в дом инвалидов».

Если вы в горе своем решили бросить собственное тело на съедение червям, а душу загубить, убив ее, лучше отдайтесь целиком и полностью служению людям. Устройтесь нянькой, санитаркой, найдите смысл жизни в помощи умирающим детям. Господь все видит и все оценит.

* * *

Из письма:

«Наталья Ивановна, как Вы считаете, можно ли перезахоронить человека? Не грех ли это, не пострадаю ли от этого я или мои близкие?»

Не стоит перевозить прах лишь потому, что вам далеко ходить на кладбище.

Поминать усопшего можно милостыней, а в церкви можно заказать помины на много десятков лет вперед.

Существуют пожизненные поминовения. Конечно, тяжело, если могила близкого человека далеко, но все же не стоит тревожить сон умершего, трясти его прах. Ваши молитвы – вот память о человеке. Да и примета это плохая.

* * *

Из письма:

«Говорят, что если у кого развалилась поленница дров, это плохой знак. Так ли это?»

  1. Да, это очень плохая примета. Если случилось что-то подобное, нужно немедленно сказать:
  2. Углы углами,
  3. Полы полами,
  4. Поленья дровами,

А домовой с нами. Аминь.

* * *

Из письма:

«Когда мы хоронили соседа, была страшная гроза. Старые люди потом сказали, что плохо, если покойник у могилы находится и в этот момент гром гремит. И действительно, через неделю в их семье разбился зять, а вскоре парализовало бабушку. Можно ли им как-то помочь? Или ничего сделать нельзя?»

  • Существует специальный обережный заговор, но читать его нужно в тот же день (в день похорон), до наступления темноты. Слова заговора такие:
  • Матушка Катерина
  • Сидит стреляет,
  • Покойника знать не знает.
  • Ствол под мышкой,
  • Железные сапоги.
  • Святая Катерина, помоги,
  • Этого покойника забери,
  • Другого не давай.
  • Этого покойника не знаешь

И нас не знай. Аминь.

* * *

Из письма:

«Наталья Ивановна, у меня к Вам такой вопрос. Мне тридцать два года, я не глуп, думаю, внешность нормальная, материально вполне обеспечен. Не хочу хвастаться, но женщины так и липнут ко мне. Двадцать точно мне в любви признались, а я ни с одной не смог связаться.

Источник: http://www.ezobox.ru/stepanova-natalya/books/1063/read/70.html

Кого запрещено было хоронить на общем кладбище на Руси

Традиции православных захоронений подразумевают то, что на кладбищенской земле не могут быть упокоены самоубийцы, безбожники и даже некрещеные покойники. Рядом с истинно верующими не должны лежать грешники, которые сразу же после смерти попадут в ад.

Но эти правила не были изобретены православной церковью. Задолго до принятия христианства на Руси существовали строгие законы, не позволявшие хоронить на общих кладбищах людей определенных категорий. К ним относились:

Утопленники

В древности и Средние века для любого русского утопление было страшной, противной естеству и даже в чем-то позорной смертью. Не имело большого значения то, сам ли человек утопился или с ним произошел несчастный случай. По мнению жителей Руси, все утопленники превращались после смерти в русалок, поэтому их нельзя было хоронить вместе с обычными покойниками.

Русалки были беспокойными душами, имели обыкновение бродить ночами по берегам водоемов и пугать случайных прохожих. Такой бурной загробной жизнью они могли потревожить «добропорядочных» усопших, которые имели полное право обрести покой после смерти.

Самоубийцы

К суициду даже в древнейшие языческие времена относились крайне негативно. Самоубийцы совершали самое большое преступление против человеческих и божественных законов — отказывались от дара жизни. На Руси считали, что люди, наложившие на себя руки, не могли обрести покой после смерти, как и русалки.

Во многих районах даже существовало поверье: если кто-то хоронил на общем кладбище самоубийцу или утопленника, всю деревню и прилегающие земли могла постичь большая беда. В старину таких мертвецов начинали выкапывать из могил, если случалось моровое поветрие (чума, холера) или страшный голод.

Лицедеи, скоморохи

Покойников актерской профессии на Руси тоже не особо жаловали после смерти. На ярмарках представления скоморохов и актеров бродячих театров пользовались колоссальной популярностью. Жители Руси обожали такие представления и с восторгом наблюдали за актерской игрой.

При этом все прекрасно осознавали, что любой лицедей занимается «недостойным» ремеслом. Он перевоплощается в другого человека и тем самым заигрывает с нечистой силой. Такого грешника могла ожидать только одна участь — погребение за кладбищенской стеной.

Убитые разбойниками или умершие «наглой» смертью

Если человека убивали в лесу разбойники или он погибал при невыясненных обстоятельствах где-то в пути, на улице, а не у себя дома, он тоже не мог быть погребен на общем кладбище. Преждевременная, насильственная или чем-то подозрительная смерть считалась наказанием за тяжкие грехи. Ее называли «наглой» и воспринимали как самое большое проклятие, которое только может постичь смертного.

Преступники и казненные

Воры, лесные разбойники, убийцы и казненные тоже не имели права лежать в земле рядом с «приличными» гражданами. Преступники считались отбросами общества. Самим своим присутствием на общем погосте они могли оскорбить память предков. Разбойников обычно просто закапывали где-нибудь в поле, лесу или на болоте.

Все перечисленные категории людей относились к «отверженным» покойникам. Их хоронили в общих могилах, называвшихся убогими домами, или божедомками. Последние располагались далеко от общего кладбища и представляли собой огромные ямы, куда тела просто сваливали горой без соблюдения какого-либо обряда. В божедомках также хоронили убитых своими матерями новорожденных.

В общих могилах находили последний приют и многочисленные жертвы эпидемий (мора) из-за опасности, которая исходила от их тел. Самоубийц и утопленников также нередко хоронили на перекрестках дорог или закладывали бревнами где-нибудь в лесной чаще. Из-за этой традиции таких покойников называли «заложными», то есть буквально заложенными бревнами.

Считалось, что заложные усопшие пополняли ряды нечистой силы, превращаясь после смерти в беспокойных и опасных духов. Жители Руси считали, что нет ничего хуже и горше, чем умереть вот так, без покаяния и прощания со своей семьей, а затем быть обреченным на вечные скитания во тьме.

Источник: https://suharewa.ru/kogo-zapreshheno-bylo-xoronit-na-obshhem-kladbishhe-na-rusi/

Туляки усмотрели вандализм в благоустройстве кладбища

Благоустройство одного из старых тульских кладбищ вызвало бурную реакцию горожан, которые разделились на два лагеря: сторонников наведения порядка любой ценой и тех, кто считает вандализмом то, как именно это происходит.

Читайте также:  Почему на кладбище русские всегда сажали березы

Всехсвятское — одно из старых тульских кладбищ. Оно образовалось в конце XVIII века и находится практически в самом центре города — окружает зеленым массивом кафедральный собор Всех Святых.

Здесь покоятся многие известные туляки: православные мученики и святые старцы, тульские купцы, отличавшиеся благотворительностью, герои, павшие на фронтах. Но большинство захоронений — простых горожан. Хоронить на Всехсвятском запретили еще несколько десятилетий назад.

Его площадь 34 гектара, оно окружено кирпичной стеной. Стена красивая, старинная, хоть и со следами разрушений, но ее восстанавливают. А что за ней?

…В жаркий летний полдень кладбище встретило нас ревом бензопилы и грохотом падающих деревьев. Благоустройством старых тульских захоронений занимался десяток гастарбайтеров, плохо говорящих по-русски.

Как пояснил Сейфулла, приехавший в Тулу из узбекской глубинки, им велели скосить всю траву и оставлять только те деревья, которые не обхватишь двумя ладонями. Два человека вырезали стволы, остальные их выносили.

Делали они порученную работу старательно, но без трепетности, не обращая внимание, куда ставят ноги и в какую сторону падают деревья.

В России появятся многоразовые могилы

Результаты этой бурной деятельности обнаружились сразу: слева от храма и за ним кучами громоздились только что спиленные кусты и молодые деревья.

Вместе с сорной порослью под бензопилу попали молодые каштаны и редкий в этих краях серебристый тополь. Как выяснилось, эти деревья высадили специально, ухаживали за ними церковные служители.

Чтобы не снесли под корень и уцелевшие деревца, они спешно крепили на них написанные от руки таблички: мол, эти не трогать.

О предстоящем благоустройстве Всехсвятского кладбища туляки ничего не знали: скандал разразился, когда горожане обнаружили обезображенные могилы. Впрочем, далеко не все туляки недовольны происходящим.

Пенсионерка Надежда Розанова, встреченная на одной из аллей, даже обрадовалась, что вырубили поросль и убрали старое рухнувшее дерево, под которым ей приходилось подлезать, чтобы попасть на могилу погибшего в 1943 году родственника.

— Я уже собиралась нанять кого-нибудь, но все откладывала — дорого. А тут все бесплатно сделали, — отметила она.

И в самом деле — за кладбищенской стеной, в той части, где работы уже закончены, стало намного светлее и чище. Проявились старинные надгробия и таинственные семейные склепы. Однако впечатление портит еще не вывезенный, но уже собранный в кучу мусор и горы спиленных деревьев. Повсюду встречаются смятые оградки, вытоптанные или скошенные цветники, попадаются даже разбитые памятники…

Никто не спорит с тем, что наводить порядок на кладбище надо. У многих похороненных здесь уже нет родственников, другие навещают некрополь крайне редко. Вот и образовалось посреди города довольно неприглядное место с разбросанными повсеместно пустыми бутылками и использованными шприцами. Но кто должен ухаживать за брошенными могилами?

Вообще захоронения на Всехсвятском кладбище можно разделить на несколько категорий. Есть мемориальные: три братских могилы времен Великой Отечественной войны и одиночные Героев Советского Союза, за которыми следит муниципалитет.

Пару раз в году — к Дню Победы и годовщине снятия блокады Тулы — их приводят в относительный порядок, возлагают венки. Летом эти мемориалы, как правило, зарастают сорняками, зимой их засыпает снегом. Иная категория — могилы тульских святых старцев и церковнослужителей.

Здесь всегда порядок, за ними ухаживают постоянно. Ухоженными выглядят и захоронения, представляющие музейную ценность.

Чиновник использовал техзадание для расчистки берега реки, вместо того, чтобы разработать технологию благоустройства кладбища

Любопытно, что в городе оружейников есть «Тульский некрополь» — первый в России провинциальный историко-архитектурный и ландшафтный музей, занимающийся выявлением и сохранением памятников истории на старинных кладбищах.

Как пояснила замдиректора этого учреждения Ирина Картавых, под их опекой захоронения известных туляков и меценатов. Глобально отслеживать состояние всех могил — задачи у музейщиков нет.

Да и как использовать бюджетные деньги на частные захоронения?

— Есть опыт Санкт-Петербурга, где все старые кладбища музеефицированы, — отметила специалист. — Но музеефицировать всю территорию Всехсвятского кладбища невозможно. Здесь довольно долго вели захоронения, и ценные участки «растворились» в общей массе.

Но что-то предпринимать надо. Может, установить некие зоны влияния, определив, кто за что отвечает. К примеру, в прошлом году муниципалитет начал вырубать здесь аварийные деревья, но делалось это варварским способом.

В этом году все же более грамотный подход — на начальном этапе к нам даже обратились за рекомендациями. Мы в свое время, чтобы привести в порядок «свои» могилы, привлекали студентов. Может быть, эту миссию могли бы взять на себя волонтеры.

Надо взывать к землякам, чтобы они как-то способствовали приведению в порядок этой территории.

Пока музейщики рассуждали о высоком, тульский бизнес усмотрел в этом деле выгоду.

На запрос «РГ» в администрацию города о том, кто и как занимается благоустройством Всехсвятского кладбища, был получен лаконичный ответ: тульская фирма, выигравшая конкурс.

Из других подробностей сообщили лишь, что «все виновные в порче оградок и надгробий получили выговор», а все ограждения будут восстановлены за счет фирмы.

Однако в распоряжении «РГ» оказался «Протокол оценки заявок на участие в открытом конкурсе «на выполнение работ Валке деревьев», подведения итогов конкурса» (орфография названия документа сохранена).

В нем говорится, что в конкурсе участвовали два тульских ООО. Обе фирмы были готовы выполнить техническое задание за одинаковую сумму — около девяти миллионов рублей.

Но у первой в отличие от второй не было подобного опыта, поэтому комиссия отдала предпочтение последней. Словом, все логично.

В России появятся многоразовые могилыПохороны могут подешеветь на треть

Но интерес вызывает техническое задание, которое мэрия предложила выполнить коммерческим структурам, оплачивая эти работы из городской казны. В документе говорится о санитарной валке деревьев, в том числе с использованием автогидроподъемника, на двух кладбищах — Всехсвятском и Горняцком.

Увы, никакой сложной техники, кроме бензопилы, мы у работающих гастарбайтеров не обнаружили. Еще занимательнее пункты под названием «Последовательность выполнения основных строительных работ» и «Технология выполнения работ». В частности, здесь оговаривается «демонтаж металлического ограждения для работы техники».

А после расчистки от деревьев, кустарников и бытового мусора специалистам фирмы надо соорудить … «понтон, устройство канатного сплава деревьев». Погрузить все вырезанные деревья и кустарники, а равно и мусор на этот понтон и сплавить его по реке.

Потом перенести деревья и мусор с понтона на самосвалы и вывезти на городскую свалку, а металлическое ограждение смонтировать обратно. Да только ни на Всехсвятском, ни на Горняцком кладбищах нет реки! Не говоря уже о том, что никто не занимался демонтажем кладбищенских оградок.

Получается, что некий чиновник, скажем, машинально или по ошибке использовал техзадание для расчистки берега реки вместо того, чтобы разработать технологию благоустройства кладбища. А представитель фирмы, даже не читая, согласился эту задачу выполнить. В результате получился абсурд стоимостью девять миллионов рублей.

Срок исполнения — 30 дней. Если учесть полное отсутствие реки и сложной техники, гастарбайтеры должны бы получать по 25-30 тысяч рублей в день.

Да за такие деньги они бы не то что оградки монтировали-демонтировали — за свой счет посадили бы цветы на каждой могилке! Но выяснение, куда потек бюджетный ручеек, — это уже задача другого, нежурналистского расследования.

Источник: https://rg.ru/2014/08/12/reg-cfo/pogost.html

Кладбищенский вопрос, или «Президентское» дело…

Отбыл в Самару генерал Солодовников, и коррупция в Кировской области тут же посвежела и приняла образ непорочной девы. И если прежде по количеству выявленных взяток область уступала лишь Москве, нынче на этом фронте нет ни пиара, ни реальной борьбы.

Законность в Кировской области то оренбургская, то брянская — с пермской приправой и нижегородским зонтиком. А в Нолинском районе второй год идёт «зачистка» глав сельских администраций. В 2015 году за крохотные по нынешним временам взятки жёстко осуждены сразу два главы.

Москва даже за миллиарды столько не даёт. А нынче возбудили уголовное дело в отношении главы Татауровской администрации. Страшно произносить — за незаконную порубку 10 ёлок на сельском кладбище.

Расследование провёл Следственный комитет, то есть структура, напрямую подчинённая президенту.

Кладбище как перекрёсток проблем

Наверное, чтобы понять состояние общества, нужно побывать на обыкновенном сельском кладбище. Заложенные не один век назад, эти места последнего упокоения людей сегодня переживают свои проблемы. Из-за массовой ликвидации сёл и деревень территории их тоже стали похожи на заброшенные и даже захламлённые зелёные уголки, куда редко ступает нога человека.

Отдельные могилы не знают человеческих рук десятки лет, к другим люди приезжают раз в году. Высохшие деревья становятся угрозой для кладбищенских оградок и памятников. В последние годы сильные, штормовой силы ветры с корнями вырывают деревья, и территории кладбищ становятся труднопроходимыми. После таких событий привести кладбища в порядок крайне сложно.

В моём родном Лебяжском районе штормовой ветер так прошёлся по территории кладбища близ села Вотское, что оно стало словно после бомбёжки. На другом кладбище, возле дер. Комарово, в которой люди не живут почти полвека, деревья валятся на землю каждый год.

Чтобы добраться до кладбища, нужно перейти реку, где нет ни моста, ни простеньких переходов через водную преграду.

Даже свалить одно дерево без риска повреждения могил с оградкой и памятником очень сложно. На автомобиле с подъёмником к могилам не подъехать. Разговаривал по этому вопросу с главой г. Нолинска.

Никто нынче не решится спиливать деревья на старинном кладбище, так как даже одно дерево при валке может создать множество проблем. В итоге всё отдано на волю природы, её неукротимого характера.

В крупных городах, читал в Интернете, свои услуги по валке сухих деревьев на кладбищах предлагают специализированные организации. За солидные деньги.

В Интернете нашёл информацию о том, что последняя редакция Закона «Об утверждении правил содержания мест погребения» регламентирует вопросы посадки деревьев по-новому: теперь на территории кладбищ сажать высокорослые деревья запрещено. Можно лишь низкорослые и кустарники. Сам закон, к сожалению, найти не удалось.

Татауровская история

В начале мая 2015 года к главе Татауровской сельской администрации Нолинского муниципального района В.П. Никитину обратился житель села П.Г. Субботин.

Попросил разрешения спилить на местном кладбище несколько деревьев, которые сильно наклонились и представляли угрозу для могил его родителей. В.П. Никитин даже помог Субботину в валке нескольких деревьев, столкнув их в нужном направлении.

Всего Субботиным было повалено 10 ёлок, представлявших угрозу могилам, памятникам и оградкам.

Деревья требовались для устройства кладбищенской изгороди, так как старые столбики прогнили. А на следующий день главе поселения позвонил местный лесник Н.П. Суслов и сообщил, что 7 мая задержал в селе Субботина, который вёз на личном тракторе 2 хлыста деревьев. Тогда Никитин и понял, что за разрешением валки деревьев Субботин обратился к нему задним числом, то есть схитрил.

В майские дни глава администрации пригласил жителей села на субботник по благоустройству кладбища. Народу пришло всего  6 человек. Но всё-таки из спиленных деревьев изготовили 43 столбика, по 2 метра каждый. Ими и заменили кладбищенское ограждение.

Остатки деревьев лежали возле территории кладбища в неошкуренном виде и с сучьями с мая до сентября 2015 года. Валерий Павлович использовал их позднее для личных целей, для устройства забора своего дома.

Дело для доклада президенту…

Цели и задачи правоохранительным органам нынче диктует отчётность. Строчка «Должностные преступления» в отчётах приводит к погоне за этой категорией дел.

Как в басне Ивана Крылова «Волк и ягнёнок»: «Молчи! Устал я слушать.

Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…» Я лишь предположу, что в этой ситуации правоохранителям захотелось «кушать» и они возбудили дело против главы поселения.

Оперативная группа из отдела полиции прибыла в село Татаурово поздней осенью, в ноябре. Полицейские изъяли у главы поселения всю его документацию, вплоть до служебных книг, что было полной неожиданностью для В.П. Никитина.

Он позвонил прокурору района, надеясь на защиту, но тот посоветовал: «Лучше отдай». До сих пор документы в администрацию поселения не возвращены — «президентское» дело превыше всего. И вот  5 мая 2016 года В.П. Никитину предъявили обвинение по                  ст. 260 ч.

Читайте также:  «папуас» под воронежем: какие расы населяли территорию россии в доисторические времена

2 УК РФ, то есть в незаконной рубке лесных насаждений лицом с использованием своего служебного положения.

Постановление о привлечении в качестве обвиняемого сомнительно. Первый вопрос, который возникает: каким нормативным документом В.П.

Никитин должен был руководствоваться, чтобы решить вопрос валки деревьев, угрожающих упасть на могилы? Ответа в постановлении нет.

Приводится лишь постановление правительства, на основании которого исчислен объём срубленной древесины — 3,19 кубометра, а также сумма ущерба — 19036 рублей.

Ошибка следствия, по моему мнению, и в том, что кладбище не является территорией леса, это мне подтвердили и в Нолинском лесничестве, куда я обратился за консультацией.

Оно не относится и к парковой зоне, которая охраняется отдельным законом: прежде нужно привести территорию в соответствующий вид, составить планировку и узаконить — для этого нужны деньги. Лес на кладбище вырос стихийно, он не числится на балансе Татауровской сельской администрации.

Всё это даёт основание считать, что никакого ущерба государству и муниципалитету действиями В.П. Никитина не причинено. А преступление по статье 260 только тогда считается совершённым, когда имеются последствия в виде материального ущерба. Нет ущерба — нет преступления. Как мне рассказал В.П.

Никитин, следователи половину населения в селе допросили, пытаясь доказать, что ели были срублены на территории лесного массива, а не на кладбище. Работники лесничества тоже не подтвердили следствию, что кладбище отнесено законодательством к лесу.

От уголовной ответственности по делу следствием освобождён П.Г. Субботин, который выполнил основную работу и был инициатором рубки леса. Логика очень проста: лучше хороший свидетель, чем плохой обвиняемый. Да и президент, я думаю, не зачтёт следствию привлечение к ответственности простого сельского кочегара.

Раньше, как мне рассказали в лесничестве, сотрудники полиции оформляли административные материалы на граждан за срубленные на заброшенных полях деревья. Сегодня такая практика в судах не проходит.

Нужно, чтобы поле, если оно заросло лесом, было переведено в лесные угодья федеральными органами. Вот тогда и можно будет составлять административный материал.

А пока заброшенные поля никем в этом отношении не охраняются, как не охраняются выросшие на заброшенной земле деревья.

«Не губите, мужики…»

Сегодня у глав поселений на сельских территориях столько же прав, сколько у заброшенного дерева в открытом поле. А кругом одни проблемы.

Бюджеты сельских поселений пусты, как был пуст бюджет колхоза в фильме «Председатель», в котором сыграл главную роль советский актёр Михаил Ульянов.

В фильме в ящике стола председатель отыскал бутылки из-под спиртного, которые в те годы принимали в магазинах, а взамен давали небольшие деньги. Сегодня и бутылки не имеют цены.

В.П. Никитин по специальности врач, он в былые годы руководил всей медициной на территории сельского округа и пользовался заслуженным авторитетом. Сегодня огромное здание больницы, построенное в советские времена, пустует.

Десятки лет назад был разорён совхоз «Татауровский», и пахотные земли тоже лишились всякой цены. Они заросли лесом и сорняками. Вместо совхоза на его территории расположились порядка пяти пилорам. В своё время к В.П.

Никитину обратились жители Татаурово, чтобы он помог выжить селу в этой непростой ситуации, как помогал сберегать здоровье сельчанам, и занять место главы поселения. А сейчас глава района Н.Н. Грудцин требует от В.П. Никитина заявление об увольнении. Ему тоже нужен «чистый» глава, без судимости.

А завершу я эту историю словами известной песни группы «Любэ»: «Не губите, мужики, не губите! Не рубите дерева, не рубите! Ради гнездышка грача, не рубите сгоряча!..» Прислушаются ли судебные органы?

Источник: http://vk43.ru/blog/post/kladbisenskij-vopros-ili-prezidentskoe-delo

Кто и почему на Руси подвешивал покойников на деревья?

Огонь, воздух, вода и земля – это не только основные стихии нашего мира. Навсегда простившись с покойным, можно оставить его тело ветру, кремировать, закопать или сбросить с корабля в море.

Все эти способы захоронения хорошо известны человечеству с языческих времен.

И хотя сейчас останки умерших чаще всего предают земле, многие народы России издревле не зарывали покойников в могилы, следуя самым разным традициям и обрядам, пишет Кириллица.

Воздушное погребение

Язычники верили, что человеческой душе проще попасть в загробный мир по воздуху. Поэтому мертвецов либо подвешивали на деревьях, либо оставляли лежать вдали от проезжих дорог. При этом иногда сооружалось некое подобие склепов или помостов, куда укладывали трупы людей.

Старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Георгий Юрьевич Ситнянский подробно исследовал данную тему в своей научной статье «О происхождении древнего киргизского погребального обряда», которая была опубликована в «Среднеазиатском этнографическом сборнике» (выпуск IV, Москва, 2001 год издания).

По утверждению ученого, обряд воздушного погребения практиковался жителями Пиренейского полуострова, Кавказа, Урала, Сибири, Алтая, Тянь-Шаня, арктического побережья Евразии, а также некоторыми индейскими племенами Северной и Южной Америки.

Среди этнографов бытует мнение, что примерно 25-26 тысяч лет назад на территории Сибири сформировалась некая общность людей, которые являются предками многих современных народов.

Затем небольшие группы представителей этого древнего племени уходили в поисках лучшей жизни.

Одни отправились на запад, достигнув Кавказа и даже Пиренеев, а другие пошли на восток, чтобы покинуть Евразию и достичь Аляски по замерзшему льду Берингова пролива.

«В дальнейшем представители этой общности расселились по обширным территориям Евразии и Северной Америки, а еще позже были ассимилированы представителями других языковых общностей, передав им, в свою очередь, среди других этнокультурных особенностей и необычный погребальный обряд, сохранившийся во многих районах до нового времени, а кое-где – практически до наших дней», – написал Г.Ю. Ситнянский.

Не удивительно, что племя, долгое время обитавшее на территории Сибири, хоронило своих покойников, подвешивая их останки на деревьях. Все-таки этих людей окружала почти непроходимая тайга.

Представители многих народов считают воздушное погребение единственно верным. Интересная легенда на этот счет есть у кетов.

Согласно преданию, некий посланец верховного бога Еся (его сын или его собака – существуют разные варианты мифа) явился на землю и научил людей закапывать мертвецов в землю.

И человеческие души, вернувшись с того света, не смогли найти свои тела. Так люди навсегда утратили былое бессмертие.

Кто так хоронил

Если оставить в стороне погребальные традиции басков, монголов и ирокезов, а сосредоточиться на народах России, практиковавших воздушное погребение, то список получится внушительным. В него входят: алтайцы, барабинские татары, буряты, ительмены, кеты, нганасаны, ненцы, селькупы, тувинцы, хакасы, шорцы, эвенки, якуты и представители некоторых других коренных народов Сибири.

Кроме того, своих покойников вверяют стихии воздуха жители Кавказа: адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги, абазины. Итальянский миссионер Арканджело Ламберти (Arcangelo Lamberti) провел среди горцев 18 лет – с 1635 по 1653 годы. В своей книге «Описание Колхиды и Мингрелии» (Неаполь, 1654 год издания) путешественник изобразил удивительный для него обряд похорон.

«Между прочими обычаями этого народа замечательно то, что они не погребают, ни жгут тела покойника, а кладут труп в выдолбленный ствол дерева, который служит гробом. Последний с молитвой привязывают виноградной лозой к высочайшей ветви какого-нибудь большего дерева. Они привешивают также оружие и одежду усопшего», – сообщил своим читателям Арканджело Ламберти.

Сходное описание содержится и в книге «Путешествия Иоганна Шильтбергера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 годы» (Майнц, 1475 год издания). Немецкий воин Johannes Schiltberger, попавший в плен к туркам, долгое время скитался по разным странам – от Греции до Средней Азии – пока не вернулся на родину.

Рассказывая о традициях черкесов, автор написал: «У них есть обычай класть убитых молнией в гроб, который потом вешают на высокое дерево.

После того приходят соседи, принося с собою кушанья и напитки, и начинают плясать и веселиться, режут быков и баранов и раздают большую часть мяса бедным.

Это они делают в течение трех дней, и повторяют то же самое каждый год, пока трупы совершенно не истлеют, воображая, что человек, пораженный молнией, должно быть, святой».

Если говорить о финно-угорских народах, то этнографы отметили обряд воздушного погребения у манси, хантов и мокшан, которые являются представителями одной из этнических групп мордвы. В древние времена эти люди тоже подвешивали тела покойников на деревьях. Данные захоронения назывались «Уркспря» (или «Урля»).

Затем мертвецов мокшане стали хоронить иначе: из стволов сооружались срубы, которые устанавливались на высокие пни. В таких деревянных склепах, имеющих крыши, покоились предки мордвы. Эти сооружения обустраивались в лесу, их именовали «Калмакужа» («Калмакужат»). Лишь после принятия христианства мокшане стали зарывать своих покойников в землю.

Вплоть до ХХ века среди калмыков сохранялся древний кочевой обычай: тела покойников просто оставляли в степи, подальше от проезжих дорог.

Жители Древней Руси не допускали на кладбища преступников, самоубийц, утопленников, скоморохов и людей, умерших насильственной смертью.

Славяне издревле поклонялись не только богам-воителям, но и женской плодородной силе природы, которую называли «Мать Сыра Земля». Русские не хотели осквернять эту стихию «нечистыми» трупами.

Таких мертвецов обычно оставляли в лесной чаще или в развалинах домов, заложив камнями.

Примечательно, что легендарный богатырь Добрыня Никитич, согласно былине, повесил поверженного им Змея Горыныча «на осине на проклятыя». Это не удивительно, ведь злодей-антагонист не достоин иного обращения даже после смерти.

Кого так хоронили

Воздушное погребение применялось далеко не ко всем покойникам. Но если русские не предавали земле преступников, то представители других народов придерживались противоположных взглядов на похоронный обряд. Коренные жители Сибири, например, считали, что люди, как-то запятнавшие свою честь, не достойны воздушной стихии.

Г.Ю. Ситнянский в своей научной работе указал, что алтайцы хоронили на деревьях людей, погибших в результате удара молнии, а также представительниц прекрасного пола, не доживших до свадьбы по тем или иным причинам.

А вот телеуты и шорцы подвешивали на деревьях тела умерших детей. Порой младенческий труп клали в дупло, прикрывая снаружи корой, так что никто не мог увидеть такую могилу.

Также поступали хакасы, барабинские татары, ненцы, эвенки, ительмены, селькупы. Разумеется, захоронение зависело от возраста умершего ребенка.

Подростков обычно помещали в деревянные гробы или заворачивали в бересту, а затем привязывали к дереву.

Еще одной категорией покойников, к которым применялось воздушное погребение, были шаманы северных народов. В частности, такой традиции вплоть до ХХ века придерживались якуты и тувинцы.

Трупы служителей культа предков оставляли на специальных помостах, сооруженных высоко на деревьях.

Буряты также укладывали покойных шаманов на деревянные настилы, которые устанавливались в ветвях кедра, лиственницы или сосны.

  • Большинство исследователей полагают, что изначально обряд воздушного погребения применялся по отношению ко всем умершим представителям коренных народов Сибири, а затем так хоронить стали лишь детей, шаманов и уважаемых стариков.
  • Представители абхазо-адыгских народов тоже удостаивали воздушного погребения только почтенных покойников, знатных людей, а также тех, кто погиб в результате удара молнии.
  • Кремация

Предание трупа огню – еще один древний вид погребального обряда, который был распространен у представителей многих народов мира. До сих пор в некоторых странах большинство покойных подвергаются кремации. А затем прах либо хоронят в специальных урнах, либо развеивают по ветру.

Доктор исторических наук Мария Всеволодовна Добровольская написала научную статью «К методике изучения материалов кремации», которая была опубликована в сборнике «Краткие сообщения института археологии» (выпуск 224, 2010 год издания).

Автор объяснила повсеместную распространенность данного похоронного обряда архетипическим отношением людей к очистительной силе огня.

Многие язычники верили, что душа человека, освобожденная от земных тягот и грехов, поднимается в небо с дымом погребального костра.

Если говорить о народах России, то такой способ похорон издревле использовали славяне.

Например, известный публицист и писатель Владислав Владимирович Артемов в своей книге «Славянская энциклопедия» (Москва, 2011 год издания) указал, что жители Древней Руси верили в то, что души их предков находятся на небе вместе с верховными божествами.

Такие уважаемые покойные деды и прадеды могли содействовать своим потомкам с погодой. Люди не сомневались в том, что души предков способны, например, рассеять туман, вызвать дождь или снегопад.

Водное погребение

Еще один издревле известный способ погребения связан с водной стихией. В основном, его использовали народы, живущие у крупных водоемов – морей и океанов. Например, викинги отправляли своих боевых товарищей в последний путь на небольших ладьях, снабдив покойных всем необходимым в загробном мире.

Жители Древней Руси верили, что души покойных должны пересечь реку Смородину, отделяющую наш мир от обители мертвых. Поэтому гробы славян часто напоминали лодки.

Как написал в своей книге В.В. Артемов, некоторые племена русов пускали трупы по реке на специальных плотиках, предварительно их поджигая. Такой похоронный обряд совмещал в себе традиции огненного и водного погребения.

Подобные обряды в языческие времена практиковали потомки викингов, поселившиеся на побережье Белого моря. Впоследствии они смешались с жителями Русского Севера и постепенно утратили свои исконные традиции.

Источник: https://Qostanay.tv/kaleydoskop/kto-i-pochemu-na-rusi-podveshival-pokoynikov-na-derevya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector