Почему у запорожских казаков отсутствовали палачи

К казачеству как к явлению отношение у всех разное, но одинаково сложное. Для одних казак – это грабитель, для других – страж порядка. Как нередко бывало в истории других крупных сообществ, запорожские казаки переживали разные периоды.

Тюркский термин «казак» предполагает наличие свободы. Да и многие другие слова позаимствованы у тюркских народов (кош, атаман, караул, станица, майдан и так далее). Тесно общаясь, в том числе в бою, заимствовали запорожцы не только термины, ценности, оружие и другие вещи, но частично и культурные традиции.

Почему у запорожских казаков отсутствовали палачи

Запорожские казаки изначально отделяли себя от всех народов, включая и русский. В наше время настоящие потомственные казаки также считают себя отдельной народностью.

Общая информация

В современном обществе остро стоит проблема — какова должна быть система демократического управления? Настоящая ли она в данном обществе или является псевдодемократией. Всеми объективными исследователями отмечается существование своеобразного, но подлинно демократического начала в управлении Запорожской Сечи.

Выборность атамана от «шалашного» до «сечевого», принятие важнейших решений сообща («кругом», сечевым советом и так далее), возможность свободно высказываться, выражая одобрение (неодобрение) методом акламации – проявлением неформальных реакций (шум, свист, рукоплескания, восторг, недовольство и тому подобные действия и жесты).

При этом наличествует как гражданская самодисциплина, так и жесточайшая военная (во время походов).

Происхождение этноса «запорожские казаки» — тема дискуссионная. Все сходятся во мнении, что будущие казаки, ища для себя привольную жизнь, являются выходцами (пассионариями) из:

  • Кочевых народов Золотой Орды.
  • Центральной России.
  • Вечевой республики вятских ушкуйников.
  • Крестьян окраины.

Скорее, наличествует влияние всех этих факторов. Важнее то, что получилось после активных процессов по смешению, выбору основ стиля жизни и действий. А на выходе на днепровских порогах сформировалось очень своеобразное, но жизнеспособное протогосударство.

Несмотря на то, что при самом зарождении запорожского казачества в нем имелись представители разных религий, утвердилась одна – православие. Правда, оно было очень своеобразным, так сказать, облегченного толка.

Посты не соблюдались не только во время походов (что естественно), но и между ними. Для доказательства исповедуемой веры при принятии в казачество достаточно было правильно перекреститься.

При этом запорожские казаки (история их происхождения будет описана далее) делали богатые вклады в монастыри, в том числе и в Святой Афон (при паломничестве туда).

Начало

В XIV-XV веках упоминание о казаках имеется только в документах Крымского ханства.

Запорожская Сечь формировалась в своем первоначальном виде на протяжении столетия, а то и двух (в XIV-XVI веках).

Тема о казацких лагерях на реке Днепр за порогами затрагивается впервые в отчете о путешествии по королевству Польскому и Великому княжеству Литовскому от 1489 г.

, а уже в первой трети XVI века ведется речь о Запорожской Сечи, как об организованной силе, совершающей не набеги, а военные походы.

В отличие от реестрового казачества, запорожцы полякам никогда не служили. Свидетельства о едином флаге с Михаилом Архангелом на красном фоне стали появляться только в XVII веке. До этого у каждого подразделения было собственное знамя.

Почему у запорожских казаков отсутствовали палачи

Уже в XVII веке территорию Запорожья частой сеткой покрывали различного размера поселения казаков и посполитых крестьян. Особо выделялись военные курени, но всю эту массу людей надо было кормить, одевать, вооружать, обучать, лечить.

Конечно, запорожское сообщество или протогосударство финансировалось и жило за счет притока военной добычи, но хлеба и мяса много не привезешь. Оружие и лодки надо было чинить, а людей лечить.

Поэтому здесь работали кузни, рудники и пекарни, колосились хлеба и паслись стада.

В XVIII веке территория низового запорожского казацкого войска была внушительных размеров – больше нынешних Англии и Голландии. Но с окончательным завоеванием русским государством Дикого поля и Крыма надобность в охране этой территории отпала.

Кроме того, для рациональной по своему характеру Екатерины II вся эта неупорядоченная сечевая вольница выглядела экзотично, непредсказуемо и опасно. Отметим, что многие запорожские казаки поддержали «чудом спасшегося» императора Петра III (Емельяна Пугачева). По высочайшему указу императрицы от 1775 г.

Запорожская Сечь упраздняется. Трехвековая история протогосударства с центром на острове Хортица закончилась.

Гетман

Титул гетмана запорожских казаков сперва носил только главнокомандующий реестровым казачеством, состоявшим на службе у короля Польского, а также полновластный владелец соответствующей территории, прозванной «Гетманщина». Постепенно термин прижился, им стали пользоваться начальники низового запорожского казачества, никогда не служившие польской короне.

Все гетманы старались усилить и укрепить свою власть и влияние, тем самым только укрепляя институт гетманства. Особых успехов в этом добился гетман Богдан Хмельницкий.

Он стал полновластным правителем левобережной Украины не только в военное, но и в мирное время. Он реально был всеми «етвями власти и имел влияние даже на дела церковные.

Гетманскими отличиями (клейнодами) являлись булава и печать, а также бунчук, знамя и литавры.

Запорожские казаки пишут султану. Марш казаков

Это отдельная тема для разговоров. Существует предание, что султан (глава турок-османов Мехмед IV) прислал запорожским казакам письмо с требованиями подчинения и не нападения на его подданных.

В ответ вольнолюбивые, храбрые и гордые казаки написали ответное письмо, в котором изложили свои взгляды лично на султана и на его требования.

Художественное изображение «Запорожские казаки пишут письмо султану» представлено ниже.

Почему у запорожских казаков отсутствовали палачи

Исторически именно таких писем не было. Но это не подделка, а творческое воспроизведение возможного диалога турецких властей и запорожцев. Враги врагами, а общаться как-то надо было.

Вполне возможно, что такого рода письма султану запорожские казаки отправляли забавы ради, на отдыхе между опасными и частыми походами.

Но писали они правду о том, что будут биться за свою землю до последней капли крови и последнего глотка воздуха.

Также на отдыхе они под хорошую выпивку пели песни. Лихие и стремительные про смертельные схватки, тягучие про жизнь, любовные. Несомненно, был у них и свой марш запорожских казаков. Об этом есть некоторые упоминания в документах.

Современная версия марша запорожских казаков уже в советское время написана слепым бандуристом Адамцевичем и позднее оранжирована с учетом реальной запорожской сечевой песни об атаманах Дорошенко и Сагайдачном.

Музыка действительно затрагивает самые потаенные душевные струны, поэтому она неоднократно запрещалась в СССР.

Внешность

Какой может быть запорожский казак без усов и чуба? Однако были и такие, так как это знак зрелости. Носить его имел право только взрослый казак.

Вопреки распространенному мнению о том, что ежедневной одеждой запорожского казака были жупан, шальвары и чоботы из сафьяна, запорожцы одевались не только скромно, сколько подчеркнуто бедно.

Нередки были случаи, когда казаки, освежевав и очистив коз, заворачивались в них, надев на ноги опорки из свиной кожи. В походах практически все носили удобные кожаные куртки.

На праздники можно было и принарядиться, одевшись в полученную в счет своей доли из добычи одежду — в расшитые и богато выглядевшие рубаху, кафтан, шаровары, жупан, мягкие сапожки и высокие смушковые шапки. Особый шик придавали запорожским казакам карманные часы, которые к середине XVIII века были практически у каждого.

Лагерь казаков

Немного расскажем про лагерь запорожских казаков на острове Хортица. В самом начале на острове Хортица – центре Запорожской Сечи, кроме знаменитого дуба и нескольких больших шалашей ничего не было. Казаки на зиму находили себе кров, где кто и как мог.

Но уже в XVI веке земляные валы с башнями и пушками огораживали жилые и хозяйственные постройки, а также площадь, где собирался совет (сходка). Женщин сюда не пускали, да и вообще в военных поселениях их не было, оттого все казаки — мастера и еду приготовить и одежду починить. Это являлось одним из первых условий для принятия в ряды казаков – не жениться.

Еще надо было перекреститься, а также атаману или «кругу» подчиниться. Умение владеть оружием подразумевалось.

В управляющем сечью коше состояло 38 куреней, которыми руководили куренные атаманы. Все воины на Хортице разместиться, конечно, не могли и мели свои места дислокации. Глава коша избирался на год и во время походов обладал огромными полномочиями. Но если его не выбирали на новый срок, то он возвращался в свой курень и служил простым казаком.

Они за свою службу освобождались от многих обязанностей, которые несли посполитые крестьяне. Посполитые — это женатые люди, которые работали на земле или в мастерских. Они всем обеспечивали Сечь и платили налоги, как в денежной форме, так и натуральные. Они, естественно, были свободными.

Их дети могли стать казаками, как и сами казаки становились посполитыми, если женились.

Почему у запорожских казаков отсутствовали палачи

Особым ореолом таинственности на Хортице были окружены «характерники» или «заморочники», лечившие и обучавшие казаков навыкам особого боя. Атаман Серко был из их числа. Поговаривали, что он может нагонять непогоду и заговаривать пули.

Дисциплина (особенно во время походов) у запорожцев была жесточайшая. Того, кто напивался во время боевого похода, казнили или просто выбрасывали за борт.

Убийц хоронили живьем вместе с убитым им казаком или посполитым. Активных должников приковывали к пушке. За воровство избивали и вполне могли забить до смерти.

Нашедший что-либо привязывал это на высокий столб на три дня. Только потом он имел право забрать себе.

Военные походы и война на воде

Кроме отдельных вылазок, разведывательных рейдов, грабежей поселений и караванов, защиты от встречных действий крымчан, османов, поляков, да и просто разбойных людей, запорожские казаки минимум один раз в год по осени совершали большой военный поход.

Не менее пяти тысяч казаков с тремя сотнями пушек на почти сотне лодок спускались в устье реки, растворяясь в ночи и камышах, проходили заградотряды турок и крымчан, состоявшие из десятка военных судов и такого же количества временных сухопутных оборонительных сооружений, и выходили в мелководные лиманы, где их «чайки» проплывали, а турецкие корабли нет. Через день-два они выходили к берегам Турции и либо просто грабили прибрежные поселения, одновременно уничтожая небольшие турецкие отряды и силы самообороны, либо брали штурмом города, а один раз даже разграбили предместье столицы. На их стороне были внезапность, натиск, отчаянная храбрость и мгновенный уход к своим берегам. Сами не сдавались в плен и пленных не брали.

В морских и речных атаках на военные и торговые суда постоянно применяли хитрые маневры и засады. Для этого, используя особенности своих низких лодок, положение солнца и состояние погоды, подкрадывались незаметно, практически всегда заставая врага врасплох.

А лодки у запорожцев были уникальные – беспалубные, но с двойным дном и связками камыша принайтованного по обоим бортам. Они, как в будущем подводные лодки, имели балласт-песок и проседали практически до поверхности реки или моря (если стоял штиль), что давало дополнительные шансы подкрасться к кораблю незаметно.

А когда надобность в маскировке отпадала, то песок высыпался, и лодка всплывала. Это качество – незаметное появление сразу у корабельного борта, породило легенды о наличии у запорожских казаков подводных лодок. Это, конечно, выдумка.

И нужных материалов с технологиями не существовало, да и тихоходны подводные суда, а надводные «чайки» казаков быстроходны и маневренны.

Почему у запорожских казаков отсутствовали палачи

Эмиграция

Запорожские казаки, не захотевшие подчиниться императорскому указу и переселиться на Кубань, чтобы стать кубанским казачеством, обосновались в Задунайской Сечи (устье реки Дунай), на территории своих исконных врагов – турок-османов.

Более 50 лет влачила свое жалкое существование эта Сечь, не похожая даже на тень великой Запорожской Сечи. В конце первой трети XIX века почти все казаки вернулись в Россию, где из них создали Азовское казачье войско. Но и здесь тоже что-то не получилось — через 30 лет в 1860 г.

это войско расформировали, а желающие отправились на Кубань и пополнили кубанское казачество.

Запорожские казаки добирались и до Северной Америки. Однажды они спасли из турецкого плена некоего Джона Смита. Погостив у запорожцев он, захватив некоторых из них, через Англию направился на североамериканский континент, где основал одно из первых поселений.

Во время заграничного похода Александра I в 1814 г. тысяча добровольцев основала в Гамбурге войско «Казаков Эльбы». Эта традиция продолжилась после ухода казаков из России вместе с белыми армиями Деникина и Врангеля.

Читайте также:  «зеленые» в гражданской войне: откуда они взялись

В Европе они идейно боролись друг с другом, пока часть из них не замарала себя сотрудничеством с нацисткой Германией.

В Новом свете и Австралии казаки создавали общеказачьи станицы и прославились джигитовкой и хоровым пением.

Что далее

Расскажем о современной истории запорожских казаков. В России после распада СССР возникли некоторые политические и территориальные проблемы.

Приднестровье и Абхазия стали настоящим боевым крещением возродившегося казачества, а Крым и Новороссия — ее продолжением.

В этот период встали проблемы активного роста, стремительного повышения роли казачества и встраивания его в активную политическую жизнь.

Почему у запорожских казаков отсутствовали палачи

Потомственные казаки, конечно, рады повышению внимания к ним со стороны общества и государства, но не приемлют новоявленных псевдоказаков, разряженных в, якобы, казачью форму и пытающихся что-то вещать от их имени.

Казаки – это народ, а не сословие или субкультура. Его основное призвание — служить Отечеству. Однако в Запорожье на острове Хортица возрождены быт и основные традиции казачества.

Разумеется, существует все это на правах исторической заповедной зоны и музея. Здесь имеется школа «Спас», куда принимают мальчиков школьного возраста. Их обучают истории, боевым искусствам, умению работать с лошадьми.

Это место возрождения национальной культуры весьма популярно у горожан.

Почему у запорожских казаков отсутствовали палачи

Заключение

Преемниками Запорожской Сечи стало донское казачество. В чем же схожи и чем отличаются запорожские и донские казаки? Донское казачество было, так сказать, украинизировано.

Выходцы с Украины хоть и разговаривали на русском языке (правда, с сильной примесью суржика), но пели исключительно на украинском.

Особенно это касалось западных станиц и первоначального периода формирования Войска Донского.

Казаки появлялись везде, где требовалась вооруженная охрана российских рубежей, работающая не вахтовым методом, а оседлая. Так возникло Кубанское, Терское, Уральское и Сибирское казачьи сообщества.

Восхищаясь казаками, Наполеон Бонапарт как-то высказался в том плане, что с казачьей армией он смог бы завоевать весь мир.

Источник: https://www.syl.ru/article/391134/zaporojskie-kazaki—osobennosti-istoriya-i-interesnyie-faktyi

Роль женщин в жизни запорожских казаков. Фото

Интересные факты из истории казачества.

К крепости Запорожской Сечи под страхом смертной казни запрещалось приводить женщин. Кроме того, запорожцы считали нежелательным казаку жениться с молодых лет, передает Хроника.инфо со ссылкой на Телеграф.

В основе этих обычаев было, во-первых, желание иметь регулярное войско с высокой боевой готовностью. Это достигалось за счет отречения запорожцев от семей, женщин вообще, и концентрации всех своих умственных и физических сил в военном деле.

Во-вторых, в казака было очень опасно жизни, над ним всякое кружилась смерть, поэтому иметь жену и детей при таких обстоятельствах значило сознательно обрекать их на сиротство. Как сообщает Д. Яворницкий, на одном из запорожских флагов был изображен казак на коне, а под ним — надпись: «Козак куда хочет, туда и скачет, никто за ним не заплачет».

Но, к сожалению, очень ошибались казаки, потому что у каждого была мать, были и сестры, возлюбленные, невесты, были и жены с детьми.

Они плакали, провожая казака на Сечь, в поход, ждали годами их возвращения, а не дождавшись, снова ждали … Вели без мужчин домашнее хозяйство, растили и воспитывали сыновей и снова их провожали вслед за родителями …

По поведению женщины (будь то мать, сестра или жена) оценивался сам казак в той же степени, как и сам относился к ним.

Следуя христианской доктрины, казаки помнили: «Да убоится жена мужа своего». При этом сохранялись возрастные устои: человек не вмешивался в дела женщины, а женщина — в дела мужа. Обязанности были строго разграничены, и заниматься мужчине женским делом было позором.

Женщина независимо от своего статуса в семье была персоной № 1 для защиты, потому что она — будущее казацкого рода.

Хотя у женщин того времени было не так много прав по сравнению с современницами (например, женщины не могли присутствовать на собрании, их «голосом» выступали отец, старший брат, атаман или крестный отец), но они пользовались таким уважением, что права мужчин им не очень-то и были нужны.

Глава семейства не так часто появлялся дома — большую часть жизни он проводил на войне, на военной службе или на границе.

Конечно, его слово было в семье законом, но в его отсутствие главой оставалась мать, ответственная за воспитание детей.

Интересно, что даже случайный прохожий мог легко «надрать уши» сорванцу просто сделать ему замечание и отвести ребенка домой, где родители «придадут» за недостойное поведение.

Кроме того мать и отец никогда не выясняли отношения при детях — они берегли их от несчастий во всем. Интересно, что казачка к мужу обращалась по имени отчеству, а к незнакомому казака — только «человек». Она не появлялась на людях без покрытой головы, не носила мужской одежды, а стрижка волос считалась позором.

К своей жене казаки обращались по имени (в пожилом возрасте — «мать» или даже по имени и отчеству). К женщине-незнакомки казаки обращались по возрасту: «мама», сестра», «дочка» ( «внучка»).

Как писалось ранее, первые казацкие объединения состояли, в том числе, из татар, которые сначала исповедовали мусульманскую веру а потом приняли православие. Поэтому до XVI века власть мужчины над женщиной была неограниченной. Но уже к концу XVII века женщины получили ряд вольностей, особенно ближе к старости.

Роль женщин в северокорейском обществе. Фото

Итак запрет появления женщины на Сечи и пропаганды безбрачия среди запорожцев был вызван не пренебрежением к женщине, а наоборот — высоким уважением к ней и ответственностью казака за свои мужские обязанности перед девушкой, женой, матерью. Но это и закономерно: сильные духом люди — мы имеем в виду прежде всего мужчин — никогда не обидят женщину, не проявят к ней пренебрежения. Там, где рыцарство — там мужество и нежность идут рядом.

Источник: https://hronika.info/fotoreportazhi/187867-rol-zhenschin-v-zhizni-zaporozhskih-kazakov-foto/

Запорожские казаки и Сечи. Муляжи украинской истории

22 марта 201809:27

Из гимна Украины: «І покажем, що ми, браття, козацького роду». Позвольте, но о каком казацком роде идет речь, если одной из заповедей Сечи было безбрачие? Перефразируя старый анекдот: «Значит, дети народились не от того казака». Разберемся с «тем» и «не тем», поскольку на этой и подобных ей подменах построена вся история Незалежной.

В общем-то, каждый, немного покопавшись в исследованиях и справочниках, может понять, что, выражаясь современным языком, «эпичный фейк», столп украинской истории был заложен 5 июня 1572 года.

В этот день великий князь литовский, король польский и уже почти три года, как глава объединенной Речи Посполитой Сигизмунд II Август подписал грамоту о составлении реестра «Его Королевской Милости Войска Запорожского».

Само же войско было сформировано только при короле Стефане Батории в 1578 году. За 80 лет, всего за одну, хоть и долгую жизнь до начала восстания Богдана Хмельницкого.

И, можете не сомневаться, что в 99 случаях из 100, когда вы видите слова: «запорожские казаки» или «запорожское войско», речь идет об этих «запорожцах» на службе польского короля, многие из которых Запорожья и в глаза не видели.

Столицей «королевских запорожцев» стала крепость Трахтемиров (Трактомиров) на берегу Днепра против Переяслава, считай, в окрестностях Киева и в полутысяче верст по Днепру от мест обитания настоящих запорожцев.

Ну, как если бы царским указом из каких-то политических соображений где-то под Тулой было создано «Всевеликое войско Донское» на царском жаловании. Достоверно не известно, когда сами запорожцы узнали о королевской грамоте (а они приглашались записываться в реестр), и если грамота до них дошла, то, что они с ней и с гонцом сотворили.

Можно предположить, что ответ королю напоминал бы картину Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Поскольку те и другие (казаки и «казаки») называли себя «запорожцами», сторонние авторы, чтобы как-то разгрести путаницу, стали называть настоящих казаков «сечевыми (низовыми)», а королевских — «реестровыми (городовыми)».

Термин «нереестровые казаки» еще больше запутывал дело, поскольку иногда означал сечевиков, но в подавляющем большинстве случаев — обычных крестьян, которые в ходе войн с разрешения панов присоединялись к реестровым казакам для участия в походах, суливших малые риски и большую добычу. Или в ходе восстаний реестровых казаков, перебив панов, шли на Варшаву. (О причинах этих «народных восстаний» ниже.) До самого 18 века и ликвидации последней из Запорожских Сечей низовые казаки не признавали самозванцев теперь уже «Их Царского Величества Войска Запорожского», хотя последние 40 лет сами были на службе и содержании Империи.

Так или иначе, но в 1570-х годах за несколько лет удалось набрать… всего 300 «казаков», а к концу десятилетия 600. Вот и всё «войско» во главе с фактически назначаемым королем коронным гетманом.

Трудности понятны: совсем уж голодранцев в «казаки-лыцари» не возьмешь, а землевладельцы пусть и с небольшим, но достатком, должны были хорошо подумать, прежде чем записывать сыновей в «Его Королевской Милости Войско Запорожское»: жалование невелико, перспективы неясны. Поэтому и набрали в «реестр» преимущественно «полублагородных полугоспод» с авантюрным складом характера, что интересно, как из православных, так и из католиков! Справедливости ради отметим, что и сечевые казаки аж до 1637 года (9 лет до восстания Хмельницкого!) принимали в свои ряды тех и других. Хороши «защитники православия».

Важнейший вопрос: зачем создавалось реестровое войско? Одно из распространенных объяснений: обуздать и поставить под контроль низовых казаков — не выдерживает критики: больших хлопот запорожцы Варшаве не доставляли: их походы на Польшу (кстати, совместно с реестровыми!) это уже следующая эпоха.

Собственно запорожские казаки, вольные люди, жили в это время в срубной крепостице — «сечи» — на острове в плавнях у впадения в Днепр реки Томаковка (Томаковская Сечь у современного города Марганца Днепропетровской области), а после того, как ту сожгли татары, отстроили новую еще ниже по Днепру у впадения в него реки Базавлук, фактически в обширной дельте, куда впадали несколько рек (Базавлукская Сечь у села Покровское Никопольского района уже на границе с нынешней Херсонской областью). Эта Сечь для татар и турок даже со стороны реки была почти неприступной. Разумеется, во главе сечевиков стояли не утверждаемые королем гетманы, а свои кошевые атаманы.

Обычно же отношения казаков и татар были мирными и строились по принципу: «Степь ваша, река наша, кто не спрятался, я не виноват». Гигантский эллипс Дикого Поля ниже Чигирина на Днепре, за рекой Орель на Левобережье и за Синюхой на Правобережье был татарским.

Декларации Речи Посполитой о том, что эта земля — Terra Nullius, «ничейная» — с 17 века закрепились в европейской дипломатии и картографии и живут до сих пор. Это еще один «фейк», впрочем, в свое время послуживший всем — и Речи Посполитой, и казакам, и Российской империи.

Интересно рассматривать карту, на которой Правобережная Украина гетмана Петра Дорошенко — вассальное Стамбулу «Сарматийское княжество» — окрашено в цвет Османской империи, как и вассальное Крымское ханство, а лежащее между ними Дикое Поле — ничье.

Видимо, ближе к истине объяснение, согласно которому создание «Его Королевской Милости Войска Запорожского» и установление формального контроля над сечевыми казаками (хотя бы в глазах европейской дипломатии) ставило целью утвердить права Речи Посполитой на Дикое Поле. Это было для Польши жизненной необходимостью. Только взяв Дикое Поле, магнаты и шляхта могли по-настоящему освоить южнорусские земли, да и большую часть самого Поля.

Варианты были разные. Эффективная оборона это не высокие стены. Это глубокая разведка и система вынесенных далеко вперед аванпостов, кордонов — на речных переправах, на шляхах — дорогах, проходящих прямо по водоразделам рек, благо, на Русской равнине это не заснеженные хребты, а пологие возвышенности.

Передвижению по шляхам не мешали реки, шляхи быстрее подмораживало зимой, они быстрее подсыхали весной. По пути строительства сечей на шляхах (и засек и запруд по обе стороны, чтобы затруднить обход шляха) в самом начале 16 века пошел черкасский староста Евстафий Дашкович.

Он же, пытался с помощью запорожцев взять под контроль переправы через Днепр, да собственная жадность с казаками рассорила.

Предшественницей «Запорожской Сечи» (правда, непонятно, какой) называют и «замок» князя (по-польски уже «православного магната») Дмитрия Вишневецкого. За 20 лет до формирования реестрового Войска Запорожского он построил деревянно-земляную крепость на острове Байда, позже названном «Малой Хортицей» из-за соседства с «большой». Крепость отбивалась от турок и крымцев более двух лет.

Но польское правительство выбрало другой вариант. И вот эта малозаметная в свое время авантюра с «реестром запорожских казаков» заложила страшную мину под польскую государственность. Поляков легче всего обвинить в глупости.

Уже почти «вывели» православие (Брестская церковная уния 1596 года и начало униатства), вышвырнули из делового оборота русский язык — им бы продолжать жесткую политику ополячивания знати, а они своими руками структурировали какую-никакую, но вооруженную православную «полушляхту». Которая теперь могла и не ополячиваться ради подъема в «социальном лифте». Нет, не из патриотических чувств, а по тем же соображениям: во-первых, безопасность, во-вторых, использование православного крестьянства в своих целях — поднимать их на восстания и давить на Варшаву, добиваясь шляхетства для себя.

Но если рассмотреть события в контексте, то есть так, как их видели польские власти, то большого выбора у них не было. Дашкович начал строить свои сечи в 1501 году в период мощного наступления Ивана III на Литву, когда к Руси отошла (точнее, ушла) треть земель Великого Княжества Литовского.

Вишневецкий построил свой «замок» на Малой Хортице в 1555 году, когда войска Ивана IV, взяв Казань, шли на Астрахань. Тот и другой не только обращались к русскому правительству с предложением совместной борьбы с крымцами, но и прямо переходили на службу Москве.

Варшава понимала, что если Россия укрепится в Запорожье, то охватит Польшу с юга и это станет ей приговором.

Иван Грозный не прислушался к совету воеводы Алексея Адашева и духовника Сильвестра и после взятия Астрахани не пошел всеми силами на Крым, хотя обстоятельства складывались благоприятно: русские войска доходили до Перекопа, а с моря громили Гёзлёв (Евпаторию).

Однако, не решив одну задачу, Иван IV ввязался в Ливонскую войну, Польша получила передышку и… потеряла интерес к запорожцам. Но в начале 1570-х годов решительное столкновение России и Крыма стало неизбежным, и в июне 1572 года Сигизмунд II Август подписал свою грамоту о «реестре казаков».

За два месяца до битвы при Молодях, где крымцы и янычары потерпели сокрушительное поражение. Видимо, польский король больше верил в силу русского оружия, чем Иван Васильевич, который, скажем так, удалился из Москвы.

Читайте также:  Почему русские никогда не купались в местах, где кто-то утонул

Таким образом, в определенном смысле можно утверждать, что «Запорожское Войско» было создано благодаря России.

В общем-то, новые проблемы и возникают, когда вы пытаетесь решать старые. (Особенно, негодными средствами, не продумав последствий).

В начале 17 века, когда число «реестровых казаков» достигло четырех тысяч (на 1602 год), они поставили вполне законный вопрос: «Мы не крепостные крестьяне (посполиты, холопы) и мы на службе короля. Требуем шляхетских привилегий!».

Ограничение польского землевладения и униатства в восточных воеводствах служило той же цели — уравнение в правах со шляхтой.

Вот под этим лозунгом, плюс, как стратегически хитрым, так и наглым требованием увеличения реестра, за полвека Украину и сотрясла дюжина «казачьих» восстаний и выступлений. Сейм и распускал реестр (1596 — 1600), и сокращал его до тысячи сабель, но снова восстанавливал и расширял во время войн, появилось даже понятие «временный (военный) реестр».

Реестровые казаки раз за разом поднимали «быдло» на восстания и тут же в случае малейшего успеха забывали свои обещания об освобождении крестьян. Оружие это власть. Получив свой кусок пирога власти, «казаки» требовали своего куска собственности — на землю и на людей. Ничего нового.

Сечевых же запорожцев крестьяне (православные крестьяне, а не польские паны!) боялись больше, чем татар. Результатом их присоединения к восстаниям реестровых казаков были грабежи, убийства, массовые изнасилования не только женщин, но и малолетних детей обоего пола. Тоже к слову о «защитниках православия».

«Борцы за свободу Украины», «свободолюбивые казаки-запорожцы», что те, что другие — ложь от первого слова до последнего.

Донские, терские или уральские казаки тоже были не ангелами. Но они поднимали восстания не ради дворянских привилегий. Они истребляли дворян семьями (да, зверство), но и рассылали по стране письма об установлении казачьих порядков по всей России. Поэтому, их вождей не миловали с дарованием дворянского звания, а четвертовали.

Имена истинных борцов против польского господства, крестьянских вождей (пусть иногда и называвших себя «по моде» — «казаками») почти забыты.

Защитниками Украины даже не в советские времена, а раньше провозгласили «казаков» (да и могли ли в Российской империи чествовать крестьянских вождей?).

В общем-то, и католическая шляхта фрондировала и зарывалась не меньше, но конфликты с королем православной «полушляхты» рано или поздно должны были вовлечь в них Россию. Так и случилось.

«Полушляхта» свое получила, став дворянами и владельцами крепостных. Уже в России, хоть и не сразу. Что бы там ни говорилось, но дураки на российском престоле надолго не задерживались.

И наделять «казаков» крепостными русские цари сразу не стали: стык границ с Польшей и Крымом был слишком болезненной точкой.

По этой причине Москва даже не вернула себе административно Черниговщину, входившую в состав России с 1500 года по 1618-й, а оставила эту русскую землю под властью вассала-гетмана.

В 1772 году произошел первый раздел Польши между Россией, Австрией и Пруссией. В 1774 году по Кючук-Кайнарджийскому миру Россия еще не присоединила Крым, но уже разместила здесь свои гарнизоны. В 1775 году последняя из восьми сменявших друг друга — «Новая» или Подпольненская Сечь была ликвидирована без боя.

Если эти, низовые казаки, хоть немного пошумели, то «реестровое казачество» 11 годами ранее ликвидации своей автономии и гетманства даже не заметило. Дело в том, что официально Екатерина Великая наделила малороссийское дворянство (бывшую «казачью» старшину и зажиточных казаков) правом иметь крепостных крестьян только в 1783 году.

Фактически же почти всё крестьянство к этому времени было уже закабалено. Почти за 80 лет, всего за одну, хоть и долгую жизнь до отмены крепостного права.

На Дону, Тереке, Урале, в Сибири крепостничество введено не было: здесь казацкая старшина больше ценила принадлежность к казацкому роду, чем смешные дворянские родословия, выводящие происхождение новых «благородий» от Юлия Цезаря и Александра Македонского.

Все Сечи с первой достоверно известной — Томаковской (с 1563 года) через Базавлукскую и Никитинскую до Чертомлыкской (разгромлена Петром I за поддержку гетмана-предателя Ивана Мазепы в 1709-м) лежат на дне Каховского водохранилища.

Две Сечи казаков-беглецов на границе и на территории Крымского ханства — Каменская и Алешковская — на суше, но аутентичных следов казаков здесь почти не сохранилось. Последняя, «Новая» Сечь (1734 — 1775), также на дне по соседству с Чертомлыкской.

Остров Байда (Малая Хортица), на котором стоял городок Вишневецкого, тоже уходил под воду, но был фактически насыпан заново и спасен комитетом комсомола «Запорожстали» под предлогом строительства молодежного лагеря.

Разумеется, «добро» и средства на завоз баржами гранита и щебня, работы по укреплению береговой линии и обустройство территории дали партийные, советские и прочие компетентные органы. То, что сегодня выдается за «Запорожскую Сечь» — Государственный историко-культурный заповедник (!) на острове Хортица в городе Запорожье — полный муляж: «не там, не то и не так».

Не будем искать потаенного смысла и Божьего перста в том, что Сечи ушли под воду, а патриотический дух украинства воспитывается на муляжах: всякое в истории случается, существуют понятия мемориала и кенотафа (символической могилы). Вопрос в том, мемориал — чему? И в том, чей род воспевается в гимне Украины?

Альберт Акопян (Урумов)

Источник: https://eadaily.com/ru/news/2018/03/22/zaporozhskie-kazaki-i-sechi-mulyazhi-ukrainskoy-istorii

mastodont: Запорожские казаки — рыцари? Бандиты, каких свет не видывал!

 

Еще немного неприятных фактов для “cвидомых” любителей истории.

Продолжение. Начало в http://трымава.рф/?p=20526 и http://трымава.рф/?p=20563

Исторический фантаст Грушевский после гибели Галицко-Волынской “Державы” ниточку преемственности украинской государственности протащил к Запорожским казакам, прозрачно намекая на то, что традиции и слава Киевской Руси возродились в казацкой “державе”.

Запорожскими казачками на Украине принято гордиться, особенно их свободолюбивым и независимым духом, который напрочь “отсутствует” в тоталитарной ордынской Московии.

На этом и стоит тезис о превосходстве украинской нации над русской, к которому в последнее время добавилось еще утверждение о преобладающих финно-угорских корнях русского народа в отличие от украинских славянских. Русские – финно-угорские рабы с татарской примесью, украинцы – свободолюбивые славяне. Вот вам и главнейшая необходимая предпосылка нацизма.

В данном случае украинского. Если Гитлер говорил о неполноценных славянах, то вся украинская блогосфера и СМИ так и пышат едва прикрытыми утверждениями о неполноценности финно-угорских “московитов”.

Тут необходимо заметить, что “обратки” в виде утверждений о неполноценности украинцев со стороны русского народа не последовало, что делает ему честь, и только подчеркивает принципиальную невозможность нацизма в России. Несколько сот отморозков не в счет, в семье, как говорится, не без урода. В Украине же совсем иное дело. Семена нацизма дали потрясающие всходы.

И тут дело даже не в недодавленной Советами галичанской ОУН-УПА. С Галичиной давно все ясно, потрясает популярность нацистских идей в Центральной и даже Юго-Восточной Украине, что говорит о готовности этих территорий к подобному повороту событий. Что сподвигло то? Уж не казацкие ли традиции часом, которыми на Украине так гордятся? Галичина уж точно к запорожскому казачеству отношения никакого не имела.

Первые упоминания о запорожских казаках восходят к концу 15-го – началу 16 века. Спустя 150 лет после утраты государственности в Галицко-волынском княжестве. О какой тут преемственности можно говорить? Да и сам вопрос, откуда взялись запорожские казаки, до сих пор остается открытым.

Уж слишком много тюркизмов в языке, одежде, образе жизни и менталитете. Меня, например, до сих пор занимает вопрос: ”Куда подевался такой многочисленный народ, как половцы?” Ну, часть отступила в Венгрию под натиском монголов и там ассимилировалась, но большая то часть осталась в Золотой Орде.

Их потомками считают Крымских татар, но уж больно народ малочисленный, а, если вспомнить, мобилизационный ресурс половцев был сопоставим с мобилизационным ресурсом Древнерусских княжеств.

Сегодня украинские патриоты, воюющие в составе добровольческих батальонов в Донбассе против ДНР и ЛНР, заявляют, что отстаивают от агрессора “исконно украинские земли”.

Но эти земли не так давно, всего каких то 200 лет назад, еще были слабозаселенной Дикой степью, на которой жили в домонгольскую эпоху половцы (битва князя Игоря с половцами, того самого, из слова о Полку.. происходила как раз в районе Луганска), а потом эта территория входила в Золотую Орду. Не зов ли предков бурлит в крови этих современных наследников свободолюбивого казачества?

Версий о происхождении запорожских казаков много.

Ни одна из них не доказана! Самое интересное, что первый более-менее серьезный казацкий историограф Грабянка (читайте знаменитую летопись Грабянки, первое известное изложение истории Украины), выходец из казацкой старшины и современник Петра Первого и Мазепы, выводил родословную казаков от казар (хазар).

То есть, казацкая старшина сама не знала свое происхождение! Уж точно не славянское! И уж никакой внутренней связи с Киевской Русью не чувствовала. Сам Киев был ей до лампочки.

Гетманские столицы были в Чигирине, Батурине, где угодно, только не в Киеве! Связь казаков с Малороссией состояла в основном в том, что на Запорожье от польского гнета массово в 16 веке начал бежать с территории Литвы и Польши славянский элемент, достаточно многочисленный, чтобы за весьма непродолжительное время стать преобладающим среди казачества. Но эти люди были среди казаков людьми второго сорта, в старшину не входили. Об этом хорошо изложено у Николая Ульянова. Казацкая старшина заполучила в свои руки Малороссию совершенно случайно, так сложились обстоятельства и личность Хмельницкого, волею случая возглавившего народное восстание против польского гнета. На самом деле, запорожская старшина намеревалась захватить совсем другую страну – Молдавию и Валахию, но судьба распорядилась иначе.

По своей сути запорожские казаки были бандитами. Демократия, которую приписывают им, сильно напоминает военную демократию половцев, а избрание вождей – избрание пахана в криминальной среде. Православную веру они исповедовали весьма условно, ну а то, что творили они на территории Русского государства в так называемое Смутное время, без содрогания читать невозможно.

Слишком долго в России по отношению к Запорожскому казачеству господствовала полит корректность, свою негативную роль сыграл марксизм-ленинизм с его классовым подходом. Казачество любили представлять как свободолюбивых людей, своего рода авангард борьбы против феодального угнетения.

При этом совершенно умалчивая, что во время Смутного времени и периода Польско-литовской интервенции казаки составляли половину вторгшейся в Россию армии Сигизмунда III, осадившую Смоленск, и большинство в формированиях Лжедмитрия Iи Лжедмитрия II, не говоря уже про отряды Сапеги и Лисовского, где только офицеры были польско-литовские, а личный состав полностью состоял из Запорогов.

Все возражения “cвидомых” поводу “подвигов” Запорогов на Русской земле в Смутное время обычно сводятся к одной фразе – Брехня. На что следует их отослать к мемуарам белорусского шляхтича Самуила Маскевича и немецкого наемника на службе у польского короля Конрада Буссова, где красочно описываются подвиги запорогов.

Прежде всего, бросается в глаза патологическое стремление выслужиться перед поляками, добиться признания и приема на официальную службу, как говорили в то время “попасть в реестр”. Обещать то им обещали и использовали по полной, только в реестр попали считанные единицы. А остальные промышляли разбоем.

Когда защитники Смоленска отбили все штурмы и поляки были вынуждены перейти к правильной осаде, запорогам стало скучно под стенами крепости, и они совершили набег на беззащитные Верховские города. Мещовск и Козельск были не просто взяты и разграблены, а попросту вырезаны под корень. Вырезали всех, включая “сущих младенцев”.

Ордынцы, помнится, как нас еще в школе учили, ставили мальчиков к колесу телеги, и тех, кто ниже, оставляли в живых. Запороги просто тупо убивали всех. И не стоит удивляться современному поведению самостийной Орды в Донбассе. Заветам предков верны. Пусть читают Маскевича и Буссова, если их русские первоисточники не удовлетворяют.

А в русских источниках тоже много интересного есть. “Новый Летописец” повествует о взятии города Ростова отрядом Петра Головича из армии Яна Сапеги , осаждавшей Троице-Сергиеву Лавру. Основу отряда Головича из 800 человек составляли 600 запорожских казаков.

Начальник гарнизона Ростова князь Сеитов дал бой в поле, был разбит, запороги ворвались в город и учинили там резню, перебив всех, за исключением Митрополита Филарета Романова, которого взяли в плен и доставили в Тушинский лагерь к Лжедмитрию II.

  «Литва же пришла в город, и начали людей убивать тех, которые не успели уйти в церковь или из города в Ярославль бежать», — сообщает Новый летописец. (Под Литвой имелись в виду запорожские казаки). Про тот геноцид, который творили запороги на Русской земле, я уже писал выше.

Небезынтересно свидетельство про религиозные чувства казаков. В Ростове запороги взяли богатую добычу, разграбили древнейший и богатейший кафедральный собор города.

«Раку же чудотворца Леонтия золотую сняли и рассекли, поделив по жребиям, казну ж церковную всю, и митрополичью, и городскую, всю пограбили и церкви Божий разорили» (Новый Летописец — П.П). Добавлю, что не только золотую раку рассекли, они еще и древние иконы порубили и вообще все что можно.

Читайте также:  Что стало бы с россией, если бы пётр i в 1711 году попал в плен к туркам

Запорожских казаков часто выставляют эдакими ревнителями православия. Вспоминают Киевское братство, куда якобы записалось все Войско Запорожское во главе с гетманом Сагайдачным. Зачем Сагайдачному понадобилось православие, хороший вопрос, поскольку большего изувера себе и представить невозможно.

На излете Смутного времени, в 1618 году он собрал армию в 20000 казаков и отправился в поход на Москву, помогать добывать Русский престол польскому королевичу Владиславу.

Поход носил ярко выраженный грабительский характер, и за собой гетман оставил кровавый след, вырезая русские города, в том числе Ливны, Елец, Данков, Ряжск, Каширу и др. Под Михайловом он потерпел неудачу, также не смог взять кремли в Серпухове и Калуге. Там, где запороги получали отпор, они быстро сдувались.

При штурме Москвы они стояли во 2 линии и на стены не лезли.

Москва устояла, а сегодня “cвидомые” уверяют всех, что это казаки спасли тогда Москву, отказавшись участвовать в штурме, услышав звон колоколов московских церквей, призывавших жителей города на защиту крепостных стен, и проникшихся религиозными чувствами к православным братьям. Мы им еще, оказывается, и обязаны. Только не религиозным чувствам (где они были, эти чувства в Ливнах и Ельце), а трусости их предков. Вон оно как вывернули.

Исторический беспредел “cвидомых” порой вызывает оторопь. Как и их цинизм и наглость. Надо понимать и при случае тыкать им в глаза исторической правдой. В Смутное время запороги творили на Русской земле геноцид, в результате которого население Русского государства уменьшилось вдвое.

По цифрам исследователи до сих пор спорят, но цифра в 5 миллионов убитых – наименьшая из предполагаемых. И после этого они нам еще предъявляют Батурин и Голодомор! Нам самим впору учреждать Институт национальной памяти и претензии к “братскому народу” предъявлять.

В отличие от их фантазий, у нас все факты налицо.

Продолжение следует

Пармен Посохов

Источник: https://cont.ws/post/483942

Казаки — это вообще кто такие? И почему они ходят в форме и бьют нагайками протестующих? Отвечаем на стыдные вопросы о казачестве. Материал с антрактом

Казаки разгоняют митинги, бьют нагайками участниц группы Pussy Riot и нападают на бездомных. Сейчас их снова зовут разгонять московские митинги. Современное российское казачество — это не просто наряженные в традиционные костюмы люди, а масштабный, странный и временами пугающий феномен. «Медуза» отвечает на стыдные вопросы о казаках: откуда они взялись, как связаны с государством и кому подчиняются.

Казаки — это вообще кто?

Коротко. Простого ответа на этот вопрос нет. Если обобщать, можно сказать, что современные казаки — потомки особого сословия российского государства.

Даже сами казаки все 500 лет своей истории отвечали на этот вопрос по-разному — в зависимости от политической обстановки. Изучающие казаков историки тоже спорят о сущности казачества не одну сотню лет.

Дискуссия об идентификации казачества обостряется каждый раз, когда в его истории случается очередной перелом.

Можно сказать, что нынешние казаки во всем их многообразии — это потомки членов особого сословия российского государства, которое было упразднено сто лет назад, — и те, кто причисляет себя к таковым.

Часть из них с конца 1980-х пытается с помощью государства воссоздать это сословие, чье главное право и обязанность — служить государству, и получить хотя бы некоторые из тех привилегий, которыми пользовались предки.

Есть и те, кто считают казачество отдельным этносом со своими культурой, обычаями и национальными интересами. Но историки в большинстве своем отказывают казачеству в праве называться этносом.

А откуда появились казаки?

Коротко. Главная теория такая: это потомки людей, которые бежали на юг и восток России и там образовали свое сообщество. 

Этот вопрос пересекается с дискуссией об идентификации казачества.

Две основные теории дают на этот счет противоположные ответы.

Согласно самой распространенной, казаки — потомки людей, веками бежавших на южные и восточные окраины России из центральных областей и присоединившихся к ним инородцев — от калмыков до поляков и немцев.

Другая теория, которую не разделяет большинство академических историков, возводит казаков к коренному населению степей южной Руси. Сторонники этой теории предками казаков называли кавказцев (черкесов), тюрков-половцев, скифов, а также смешанные этнические группы. Адольф Гитлер писал, что казаки происходят от германцев — ост-готов.

Современные историки объясняют, что в вопросе происхождения казаков произошла лингвистическая и историческая путаница. Когда в конце XIV века Золотая Орда была разгромлена и распалась на несколько ханств, многие тюркские роды перешли к бродячему образу жизни; такие «бродяги», жившие грабежом и наемничеством, назывались у тюрков казаками. На Руси их именовали «татаровя ордынские казаки».

Потом это название для «бродяг» было заимствовано соседними народами. Согласно Николаю Карамзину, в 1444 году в Рязани столкнулись татарские мещерские казаки царевича Мустафы с русскими рязанскими казаками (это, возможно, первое упоминание «неордынских» казаков на Руси).

Для властей Московского княжества разница между «ордынскими» и «русскими» казаками сначала была небольшой: и те, и другие могли быть наняты на службу Москве.

У «русских» было одно преимущество — они были православными.

В 1538 году боярская Дума в письме Ногайскому хану так описывала многообразие казаков: «На  ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы, а иных наших украин казаки с ними смешавшись ходят».

В XXI веке предпринята попытка проверить теории историков об этнических корнях казаков новыми методами. Геногеографы в 2016 году исследовали популяции потомков донских и запорожских казаков. Выяснилось, что генофонд казачества (по Y-хромосоме, то есть по «мужской линии») похож на генофонд русских, украинцев и белорусов.

Он сложился в основном за счет миграции из южных и центральных областей России, делают вывод исследователи. Обнаружено небольшое влияние тюрков-ногайцев. С «коренными» народами Северного Кавказа — теми же адыгами (черкесами) — совпадений почти нет.

К генотипам кавказских народов оказалась близка только небольшая часть генотипов казаков, столетиями живших на Кавказе.

А запорожские казаки и донские — это одно и то же?

Коротко. Нет, но это близкие группы.

Это разные группы казаков, которые появились в исторических источниках примерно в одно время — в XV-XVI веках. Они имели похожий уклад и жили неподалеку друг от друга.  — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.

В первые несколько столетий истории казачества запорожцы на Украине и донцы в Приазовье были очень близки, даже несмотря на то, что они жили в разных государствах. Донцы на службу русским царям, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.

Присоединились к Российской империи донские и запорожские казаки также почти одновременно в конце XVII века.

На Украине казаки присоединились к России даже чуть раньше, чем на Дону. Переяславская рада во главе с гетманом Богданом Хмельницким приняла решение об объединении с Россией в 1654 году, Донское войско было самостоятельным до 1671-го.

Однако после смерти Хмельницкого началась гражданская война с участием Речи Посполитой, России и Крымского ханства. «Гетманство» раскололось на две части — левобережную Украину в составе России и правобережное княжество Русское в составе Речи Посполитой.

В 1659 году 16 тысяч казаков участвовали в разгроме русской армии татарским войском под Конотопом (при этом в русской армии также были казаки). В 1662-м под Каневым уже русская армия разбила польско-татарское войско и их союзников — 14 тысяч казаков.

Только в 1689-м Речь Посполитая признала утрату Киева и Запорожья.

В 1708 году во время Северной войны России и Швеции гетман Иван Мазепа перешел на сторону шведов. В 1709 году была разгромлена русскими войсками и фактически ликвидирована. Часть казаков ушла вниз по Днепру в Крымское ханство. Окончательно Сечь ликвидирована в 1775 году.

История запорожского казачества закончилась — их переселили на Кубань, где они стали основой Кубанского казачьего войска и воевали против горцев во время Кавказских войн.

У казаков ведь сначала была демократия? Как вышло, что они стали поддерживать царя и подавлять революционеров?

Коротко. Когда казачьи области присоединили к России, демократические институты были заменены имперской бюрократией. В следующие сто лет из казаков удалось сделать полностью лояльное власти служилое сословие.

Сначала его использовали в войнах с внешними врагами, но потом — и для подавления внутренних выступлений.

В XVII-XVIII веках из-за недовольства казаков ущемлением их вольницы случились три мощных восстания — под руководством , и .

После восстания Разина донцы потеряли возможность вербовать людей в других русских землях для походов в другие страны. Кроме того, выдав популярного Разина с Дона, казаки показали, что готовы пойти на уступку центральной власти.

После булавинского восстания местная демократия (например, выборы атамана) была отменена. После пугачевского в 1775 году — Донское войско окончательно лишилось всякой самостоятельности.

К XIX веку власть и казачество наладили сотрудничество по модели «служба в обмен на привилегии». Казачество на целый век стало особым русским военным сословием, которое отличало верность власти и аполитичность.

Большая часть казацких областей («войск»), которые протянулись по границе России от Китая и Средней Азии до Каспия, были созданы не спонтанно, а организованы правительством.

Там «исторической памяти» о казачьей вольнице вообще не было.

Путь казаков от вольницы до подчиненного власти сословия (группы, имеющей свои строго определенные права и обязанности) занял 300 лет.

В XV-XVI веках некоторые из них были организаторами военных республик, которые вели вполне самостоятельную политику. В начале XVII века они участвовали в русской на стороне самозванцев.

Другая часть сразу стала ориентироваться на службу московским государям и чиновникам — их называли «служивыми».

В 1570 году Иван Грозный, чьи войска были заняты на западе в Ливонской войне, решил нанять донских казаков для обороны южной границы государства. Именно 1570-й официально считался в Российской империи датой создания Всевеликого войска донского на службе русских царей, хотя еще сто лет Войско было формально совершенно самостоятельным.

При этом многие казаки относились к Москве скорее враждебно.

В главном источнике по истории «досословного» казачества, «Повести об Азовском осадном сидении», написанной одним из казацких старшин в середине XVII, взаимоотношения описывались так: «Не почитают нас там, на Руси, и за пса смердящего. Бежали мы из того государства Московского, от рабства вечного, от холопства полного, от бояр и дворян государевых».

Во второй половине XVII века вольные казачьи области, зажатые между Османской империей и Москвой, были вынуждены стать «служилыми» полностью. В 1671 году они принесли присягу царю Алексею Михайловичу (но не русскому царству), отказавшись от самостоятельной внешней политики (Войско донское окончательно было включено Петром I в состав Российской империи в 1708 году).

После объединения с Русским государством еще век ушел на то, чтобы казачество свыклось с новой ролью и перестало сопротивляться центральной власти.

К этому времени относятся первые попытки казаков отделить себя от остального русского народа.

Генерал Александр Ригельман, исследовавший жителей Дона, в 1778 году писал: «Кто же их „москалями“ назовет, то отвечали: я, не москаль, а русской, и то по закону и вере православной, а не по природе».

Однако для государства все сложности использования свободолюбивых казаков окупались сторицей. Еще в XVII веке казаки Ерофея Хабарова (сам он казаком не был) захватили земли в Забайкалье и на Амуре и заключили договор с Китаем; казаки Семена Дежнева тогда же «замирили» Колыму, Чукотку и Якутию. Позже казаки участвовали в захвате Средней Азии и в многочисленных войнах, которые вела Россия.

По договору с государством казаки поступились личной свободой. Они были привязаны к своей службе и земле, и не имели права покинуть свое сословие. Все, что нужно было для службы — от коня до вооружения — они были обязаны покупать за свои деньги. Но этот договор обеспечивал им лучшие условия, чем то положение, в котором находилось большая часть населения России.

К началу XX века власти империи уже не считали казаков важной частью военной машины. Казачьи части планировали переименовать в драгунские, а сословие — распустить. В ответ часть казачества и вспомнила старую версию о том, что они — не просто социальная группа, а «отдельный народ».

Покидать российское государство казачьи националисты не планировали, а требовали только сохранения своих привилегий. Когда империя пала, националисты пытались создать автономию или даже независимое государство на Дону.

Им противостояли «единонеделимцы», выступавшие за сохранение Дона в составе России и на союзе с белым движением.

Во время революции 1905-1907 годов в армию призвали казаков «второй очереди» (то есть находившиеся в запасе) с Дона, Кубани и других войск.

«Первоочередные» казаки в этот момент в большинстве своем находились в действующей армии в Маньчжурии, где пытались сдержать наступление японской армии. Вновь призванных отправили на службу внутри страны — для охраны объектов и борьбы с восставшими.

Казаки «второй очереди» по действующему законодательству не могли быть использованы внутри России, но в тот момент это никого, в том числе самих казаков, не смутило.

Именно казаков власти наиболее охотно использовали для непосредственного подавления волнений.

Как выяснилось, пехота либо избыточна (ее сила была в залпе стрелкового оружия, который вызывал слишком большие жертвы среди протестующих), либо слаба (если она не использует основное оружие).

Казаки с нагайками — плетьми для подстегивания лошадей, — с точки зрения властей, отлично справлялись с демонстрациями и прочими массовыми выступлениями.

Казаки (главным образом, «второй очереди») на пике революции использовались для подавления 16% всех волнений — в остальных случаях справлялись армия и полиция.

Но для российских революционеров всех мастей казаки из «народных демократов», какими они представлялись либералам в середине XIX века, стали карателями-«нагаечниками».

Приказы о подавлении выступлений «старослужащие» казаки исполнили отлично, и с клеймом «палачей революции» они попали в 1917 год.

Во время Гражданской войны казаки были за монархию?

Коротко. Во время Гражданской войны казаки воевали и за белых, и за красных. А большинство так и не взяло в руки оружие. Многие сторонники первых покинули страну.

Сначала казаки в массе своей вообще не хотели участвовать в Гражданской войне.

Крушение монархии (а вместе с ней — потеря смысла существования казацкого сословия) руководству казаков не нравилась, однако даже старшины не собирались что-либо предпринимать для ее восстановления. А многие простые казаки поддерживали ликвидацию всех сословий.

После Февральской революции Временное правительство объявило курс на , предполагавший избрание командиров солдатами.

В результате на Дону впервые за 200 с лишним лет был избран, а не назначен властями, новый атаман — им стал генерал регулярной армии Алексей Каледин, сам родом из казаков.

После победы большевиков в Петрограде и Москве он объявил, что переворот в столицах не признает и объявил область независимой до создания новой легитимной власти.

Источник: https://meduza.io/feature/2019/08/30/kazaki-eto-voobsche-kto-takie-i-pochemu-oni-hodyat-v-forme-i-byut-nagaykami-protestuyuschih

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector