Русские индейцы: о каком народе так говорят

Для того чтобы познакомиться с настоящими индейцами россиянам совсем не обязательно обращаться за визой в американское посольство, а достаточно отправиться на северо-восточную оконечность страны, где не жалуясь на суровые природные условия, проживают представители малочисленной народности ительменов.

На краю света

Преодолев 9-часовой авиаперелёт по маршруту Москва-Петропавловск-Камчатский, проехав 10 часов на автомобиле до поселка Эссо, а там, пересев на вертолёт путешественники через 1,5 часа приземлятся в селе Усть-Хайрюзово. Но чтобы встретиться лицом к лицу с русскими индейцами им придётся еще 40-минут добираться на машине, а зимой и вовсе на собачьих упряжках или снегоходах, до селения Ковран.

Именно в этом затерянном на краю света местечке стараясь уберечь свою самобытную культуру, живёт исчезающий этнос ительменов, имеющий родственные связи с коренным населением раскинувшейся на противоположном берегу Берингова моря Аляски.

Родство с индейцами

  • Первым сходство между камчатскими ительменами, самоназвание которых означает «живущие здесь», и североамериканскими индейцами племени тлинкитов заметил исследователь Георг Стеллер, в 1733 — 1743 годах участвовавший во Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга.
  • Именно он предположил, что эти этносы имели общего предка, но в процессе расселения одна часть племени осталась на Крайнем Севере России, а другая, перебравшись через замёрзший океан на собачьих упряжках, обосновалась на северотихоокеанском побережье Аляски.
  • О едином историческом корне этих народов красноречиво свидетельствуют поразительные сходства в их внешности, обрядовых песнопениях и танцах, родовых легендах, защитных тотемах и поклонение одному и тому же верховному божеству — ворону Кутху.
  • В пользу правомерности предположения родства между индейцами и ительменами указывает археологическая находка Николая Дикова, обнаружившего в середине ХХ века на берегу Ушковского озера древнее захоронение возрастом свыше 15 000 лет.

Сняв прикрывавший могилу слой земли, учёный увидел, что тела умерших ительменов перед погребением посыпались охрой. Ни один из коренных этносов Камчатки не пользовался этой манерой захоронения, зато подобным образом поступали индейцы из Северной Америки.

Кстати, приезжавшие в Ковран для знакомства с русскими сородичами аборигены племени тлинкитов, сами признали в них своих собратьев.

Антропология

  1. Описывая в своём путевом дневники внешность камчадалов, как до проведения в 1926–1927 годах Приполярной переписи именовали ительменов, Владимир Атласов отмечал их антропологическое отличие от других народов Севера.

  2. Согласно его заметкам русские индейцы имеют низкий рост, смугловатую кожу, продолговатое и скуластое лицо с одутлыми щеками, большой рот с пухлыми губами, «покляпый» нос и не мохнатую бороду.

  3. По этим признакам, учёные улавливают связь арктической расы не с внутриконтинентальными монголоидами, а с их тихоокеанскими родичами.

На грани исчезновения

  • На сегодняшний день в России насчитывается всего 1500 ительменов, которые компактно проживают в четырех населённых пунктах Камчатки – Ковран, Хайрюзово, Палана и Тигиль, в то время как на рубеже XVII-XVIII веков, по данным этнографа Бориса Долгих, их численность достигала почти 13 000 человек.
  • Причин для сокращения числа некогда самого многочисленного народа полуострова достаточно много.
  • После объявления Камчатки частью Российской империи началось её постепенное освоение, сопряжённое с вооружёнными столкновениями между пришедшими сюда с материка казаками и ительменами, не желавшими жить под чужой диктат.
  • Поскольку силы были неравные, уцелевшие русские индейцы сложили оружие и стали подданными императора, проводившему в их отношении политику ассимиляции.
  • Более того, вместе с захватчиками с запада на Камчатку пробрались болезни, против которых у местного населения не было иммунитета.

Верования

  1. До русской колонизации ительмены, как и североамериканские индейцы, исповедовали шаманизм, тотемизм и анимизм, поклоняясь животным и веря в одушевлённость каждой вещи на планете.

  2. Однако в 1740–1747 годах данный этнос перешел под покровительство православной церкви: так в их обрядовую жизнь вошли таинства Крещения, Венчания, Отпевание, и появились русские имена.

  3. Сегодня религиозные представления ительменов представляют собой устойчивый сплав христианства с язычеством, в котором находиться место и вере во Христа, и культу огня.

Праздник «Алхалалалай»

Самым ярким событием в культурно-ритуальной жизни русских индейцев слывёт знаменующий окончание лета праздник очищения «Алхалалалай», на который съезжаются не только камчатские ительмены, но и гости с разных уголков света, желающие окунуться в самобытный мир этой народности.

Уходящее корнями в глубокую древность данное торжество является своеобразным гимном благодарности природе, на протяжении года кормившей и оберегавшей ительменов. Прося прощения за причиненный ей ущерб, камчадалы приносят дары фигурам богов Ажушак, Нустахчах и Хантай.

Частью замечательного праздника «Алхалалалай» является подъем на священную гору Эльвель, а также многочисленные конкурсы, выявляющие лучшую ительменскую песню, байку, гримасу, самого искусного обработчика рыбы и совершенную хозяйку.

А самым ярким аккордом гулянья значится Открытый чемпионат России по танцам коренных народов Камчатки, который представляет собой зажигательный танцевальный марафон, однажды длившийся рекордные 16 часов 20 минут.

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/210472773

Индейцы из США приехали в Петербург, чтобы сказать русским спасибо

Репортаж корреспондента Пятого канала Дмитрия Пищухина.

Перламутровые бусы на шее — единственное, что связывает современных индейцев с их древними потомками.

Даже в самой Калифорнии, где долгое время обитало влиятельное племя краснокожих «кошайя», как таковых артефактов практически не сохранилось.

Спустя два века после сбора коллекции для петербургского музея Кунсткамера, здесь не ожидали такого живого интереса к Залу коренных народов Северной Америки.

Эмилия Валенсия, председатель совета племени «Кошайя»: «Это необыкновенное счастье для меня, проехать полмира, чтобы увидеть эту коллекцию. Я очень тронут! Посмотрите, чего стоит одна только собрание масок и корзин. Человек, который их делал, вкладывал туда свою душу».

Зоя Градова, председатель Церковного комитета форта Росс: «Для нас сегодня был волнительный момент. Индейцы помолились перед тем как войти в Кунсткамеру.

Они попросили благословения у своих духов и сейчас вы видели как многие из них, просто плакали, потому что у них в резервации ничего этого не сохранилось».

Коллекция предметов индейского быта состоит из сотен ожерелий, стрел, предметов одежды и домашней утвари. В середине 19 века научные сотрудники музея собирали ее на побережье северной Калифорнии, недалеко от российского поселения Форт Росс. Интерес к чужой культуре оказался взаимным, а сотрудничество многолетним.

Уважение к русским коренных индейских племен вполне очевидно. Именно наши соотечественники приютили у себя в Форте Росс этих странных людей с перьями на голове. Тогда русские спасали индейцев от испанских колонизаторов, а получилось, что уберегли от вымирания целую культуру.

В этом году бывшее русское поселение отмечает двухсотлетний юбилей с момента своего основания. Одна из немногих российских территорий, которую не пришлось завоевывать. Земля в живописном месте на севере Америки была куплена у индейцев за три одеяла, три пары штанов, два топора и несколько ниток бус.

Владимир Колычев, президент общества «Русская Америка»: «Они пришли сюда с холодной и сырой Аляски в этот теплый благодатный край, чтобы развести здесь огороды развести сады. Крепость Росс или как ее теперь называют Форт Росс это житница русской Америки».

Между индейцами и русскими никогда не наблюдалось вооруженных столкновений. Поскольку своей рабочей силы всегда не хватало, коренные жители привлекались к наемному труду. С ними расплачивались одеждой и едой. Потомки последнего коменданта крепости Александра Родчева, сестры Светлана и Людмила Забаринские рассказывают, что многие индейцы даже приняли христианство и хорошо знали русский язык.

Светлана Забаринская, потомок последнего коменданта форта Росс Александра Родчева: «Злых отношений не было никогда. Все индейцы предпочитали иметь дело с русскими. Тем более, что русские выделяли общих детей от смешанных браков и самых талантливых отправляли учиться в Петербург».

На севере Америки русские продержались недолго. Из-за череды неурожаев, Форт был продан мексиканцам. Вскоре не стало и влиятельного племени «кошайя». Те единицы, которые спустя 200 лет сумели сохранить свою культуру, называют русских «единственными „белыми“, которые без оружия в руках познакомили нас с европейской цивилизацией».

Источник: https://www.5-tv.ru/news/59674/

Мифы и правда об американских индейцах

Итак, много всяких мифов и заблуждений мы уже тут собрали и обсудили — давайте добавим еще одну тему.

Подобно тому, как о пиратах мы знаем буквально все из одной книжки и кучи легенд и вымыслов, да и о викингах все было в основном из легенд, то точно так же о индейцах нам почти все известно из фильмов и литературных романов и рассказов. Кто такой индеец — это молчаливый краснокожий дикарь с томагавком в одной руке и со связкой скальпов на поясе.

Однако многое из этого было не так как многие думают…

1. Прозвище «краснокожие» индейцы получили из-за цвета кожи

С подачи первых американских колонистов индейцев стали называть «краснокожими». Но это вовсе не означает, что цвет кожи аборигенов был красным, хотя бы потому, что подобного пигмента в природе просто не существует. Дело в том, что индейцы любили окрашивать лицо и грудь в красный цвет. Для этого они применяли специальную краску из охры и жира. Особенно любили подобный боди-арт воинственные племена апачи. Раскраска тел служила некой магической защитой для воина и показывала его статус. На самом деле цвет кожи индейцев в зависимости от регионов варьировался от желто-коричневого до бронзового.

2. Снимание скальпов было индейским обычаем

Со скальпированием среди североамериканских индейцев связано немало заблуждений. Самым распространенным является то, что индейцы коллекционировали скальпы своих врагов. Конечно, эти случаи имели место, но в целом это далеко не было всеобщей традицией.  Некоторые племена это иногда практиковали, другие вообще никогда такого не делали. Часто индейцы снимали скальпы только в ответ на подобное оскорбление со стороны врага. Более того, колонисты платили индейцам за снятые скальпы «огненной водой».

Еще существует ошибочное мнение, что все скальпированные люди обязательно погибали. Известно немало случаев, когда после этого жестокого обряда люди не только выживали, но и продолжали вести нормальную жизнь.

3. Последний из могикан

В историческом романе Джеймса Купера рассказывается драматическая история жизни и смерти индейца Ункаса — последнего из племени могикан. Действия романа происходят в середине 18 века. Ункас — реально существовавший человек, только жил он на 150 лет раньше, чем описываются события в книге. На самом же деле племя могикане не вымерло до сих пор и в 2003 году насчитывало 1611 жителей. В книге Купера делавары выступают в роли положительных персонажей, а ирокезы — антагонистов. Причина этого до смешного банальная. Первые были союзниками США, а вторые — Великобритании.

4. Томагавки — это метательные топорики

Томагавк — верное оружие индейца. В фильмах и книгах показываются удивительные способности аборигенов метать эти топоры во врагов с приличного расстояния. В действительности, об этом «факт» не упоминается ни в одном достоверном источнике, что свидетельствует об отсутствии такой практики у индейцев. Более того, к рукояткам топоров обычно привязывалась петля, которая одевалась на руку. Да и если подумать рационально — какой смысл кидать свое основное оружие во врага и остаться после этого беззащитным. Скорее всего, это не более чем выдуманный киноштамп, от которого любая сцена сражения будет выглядеть намного эффектнее.

5. Индейцы — хорошие, а белые — плохие

Образ коренного североамериканского народа сильно романтизировала художественная литература и кинематограф. Практически всегда индеец представляется благородным дикарем, защищавшим свои земли. На самом деле «краснокожие» были жестокие. Существовали как мирные племена, так и воинствующие. Последние не щадили никого. Они убивали мужчин и брали в плен детей и женщин, вырезали весь скот и сжигали дома. Причем и белых и индейцев других племен. Войны среди индейцев были обычным явлением. На Диком Западе действовал только один закон — кот сильнее, тот и прав.

Вот посмотрите еще на настоящих АМЕРИКАНЦЕВ и когда было Последнее восстание индейцев. А вот Как советский летчик стал вождем индейского племени

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=30252.

Источник: https://masterok.livejournal.com/5163185.html

Индейцы в 10 вопросах

  • 27 января 2017Антропология, История
  • Действительно ли североамериканские индейцы жили в вигвамах, правильно ли изображать их с луком и стрелами и общий ли у них язык
  • Автор Евгения Коровина

1. Когда и как индейцы попали в Америку

Существует две основные точки зрения. Согласно первой (так называемая «короткая хронология»), люди пришли в Америку около 14–16 тысяч лет назад  В то время уровень моря был на 130 метров ниже современного, кроме того, зимой по льду пролив было нетрудно перейти пешком. .

По второй — люди заселили Новый Свет гораздо раньше, от 50 до 20 ты­сяч лет назад («длинная хронология»).

Ответ на вопрос «Как?» куда более опре­деленный: древние предки индейцев пришли из Сибири через Берингов про­лив, а дальше шли на юг — или по западному побережью Америки, или по цен­тральной части материка через свободное от льдов пространство между Лав­рентийским ледяным щитом и ледниками Береговых хребтов в Канаде.

Впро­чем, вне зависимости от того, как именно двигались первые жители Америки, следы их раннего присутствия либо оказались глубоко под водой из-за повы­шения уровня моря (если они шли вдоль тихоокеанского побережья), либо разрушены действиями ледников (если люди шли по центральной части ма­терика).

Поэтому самые ранние археологические находки обнаруживаются не в Берингии  Берингия — биогеографическая область, связывающая Северо-Восточную Азию и северо-западную часть Северной Америки., а гораздо южнее — например, в Техасе, на севере Мексики, на юге Чили. 

Читайте также:  Стоимость мировых достопримечательностей: почему московский кремль самый дешевый

2. Отличались ли индейцы на востоке США от индейцев на западе

Вождь тимукуа. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 годBrevis narratio eorum quae in Florida Americae provincia Gallis acciderunt / book-graphics.blogspot.com

Выделяется около десяти культурных типов индейцев Северной Америки  Арктика (эскимосы, алеуты), Субарктика, Калифорния (чумаши, вашо), северо-восток США (Вудленд), Большой бассейн, Плато, северо-западное побережье, Великие равнины, юго-восток США, юго-запад США.. Так, индейцы, населявшие Калифорнию (например, мивоки или кламат), были охот­никами, рыболовами и занимались собирательством. Жители юго-запада США — шошоны, зуни и хопи — относятся к так называемым культурам пуэбло: они были земледельцами и выращивали кукурузу, фасоль и тыкву. Про индейцев востока США, а особенно юго-востока, известно значительно меньше, поскольку большинство индейских племен вымерли с приходом европейцев. Например, до XVIII века во Флориде жил народ тимукуа, отли­чавшийся богатством татуировок. Быт этих людей зафиксирован в рисунках Жака Ле Муана, который посетил Флориду в 1564–1565 годах и стал первым европейским художником, изобразившим коренных американцев.

3. Где и как жили индейцы

1 / 2

Вигвам племени апачи. Фотография Ноа Гамильтона Роуза. Аризона, 1880 годDenver Public Library / Wikimedia Commons

2 / 2

Глинобитные дома в Таос-Пуэбло, Нью-Мексико. Около 1900 годаLibrary of Congress

В вигвамах — стационарных жилищах из веток и шкур животных в форме купола — жили индейцы лесной зоны на севере и северо-востоке Америки, тогда как индейцы пуэбло традиционно строили глинобитные дома. Слово «вигвам» происходит из одного из алгонкинских языков  Алгонкинские языки — группа алгских язы­ков, одной из крупнейших языковых семей.

На алгонкинских языках говорят около 190 тысяч человек на востоке и в централь­ной части Канады, а также на северо-восточ­ном побережье США, в частности индейцы кри и оджибве. и в переводе озна­чает что-то вроде «дом». Строились вигвамы из веток, которые связывались между собой, образуя конструкцию, которая сверху покрывалась корой или шкурами.

Интересным вариантом этого индейского жилища являются так называемые длинные дома, в которых жили ирокезы  Ирокезы — группа племен общей числен­но­стью около 120 тысяч человек, живу­щих в США и Канаде. .

Они делались из де­рева, а длина их могла превышать 20 метров: в одном таком доме жили сразу несколько семей, члены которых приходились друг другу родственниками.

У многих индейских племен, например у оджибве, существовала специальная паровая баня — так называемый «вигвам потения». Это было отдельное стро­ение, как нетрудно догадаться, для мытья.

Впрочем, мылись индейцы не слиш­ком часто — как правило, несколько раз в месяц — и использовали паровую баню не столько для того, чтобы стать чище, сколько как лечебное средство.

Счита­лось, что баня помогает при болезнях, если же чувствуешь себя хорошо, можно обойтись без мытья. 

4. Что они ели

1 / 3

Мужчина и женщина за едой. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Джона Уайта. 1590 годNorth Carolina Collection / UNC Libraries

2 / 3

Посев маиса или бобов. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 годBrevis narratio eorum quae in Florida Americae provincia Gallis acciderunt / book-graphics.blogspot.com

3 / 3

Копчение мяса и рыбы. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 годBrevis narratio eorum quae in Florida Americae provincia Gallis acciderunt / book-graphics.blogspot.com

Рацион индейцев Северной Америки был достаточно разнообразен и сильно отличался в зависимости от племени. Так, тлингиты, жившие на побережье северной части Тихого океана, в основном ели рыбу и мясо тюленя. Земле­дельцы пуэбло питались как блюдами из кукурузы, так и мясом добытых на охоте животных.

А основной пищей индейцев Калифорнии была желудевая каша. Чтобы ее приготовить, нужно было собрать желуди, высушить, очистить и измельчить. Потом желуди складывали в корзине и варили на раскаленных камнях. Получившееся блюдо напоминало нечто среднее между супом и ка­шей. Ели его ложками или просто руками.

Индейцы навахо готовили из куку­рузы хлеб, и его рецепт сохранился:

«Чтобы приготовить хлеб, вам понадобятся двенадцать початков куку­рузы с листьями. Для начала нужно отшелушить початки и растереть зерна с помощью зернотерки. Затем завернуть получившуюся массу в кукурузные листья.

Вырыть в земле яму такого размера, чтобы в ней помещались свертки. Развести в яме огонь. Когда земля как следует прогреется, выньте угли и положите в яму свертки. Прикройте их, а сверху разведите огонь.

Хлеб печется около часа».

5. Мог ли неиндеец возглавить племя

Губернатор Соломон Бибо (второй слева). 1883 годPalace of the Governors Photo Archive / New Mexico Digital Collections

В 1885–1889 годах еврей Соломон Бибо занимал должность губернатора индей­цев пуэбло акома, с которым вел торговлю с середины 1870-х. Бибо был женат на женщине-акома. Правда, это единственный из­вестный случай, когда пуэбло руководил неиндеец.

6. Кто такой кенневикский человек

В 1996 году в районе небольшого города Кенневик в штате Вашингтон были найдены останки одного из древних жителей Северной Америки. Его так и назвали — кенневикский человек.

Внешне он сильно отличался от современ­ных американских индейцев: был очень высок, носил бороду и ско­рее напоми­нал современных айнов  Айны — древние жители Японских островов..

Исследователи предпо­ложили, что скелет принадле­жал европейцу, жившему в этих местах в XIX веке. Однако радиоуг­леродный анализ показал, что обладатель скелета жил 9300 лет назад.

Реконструкция внешнего облика кенневикского человека© Brittney Tatchell / Smithsonian Institution

Сейчас скелет хранится в Музее естественной истории имени Бёрке в Сиэтле, и современные индейцы штата Вашингтон регулярно требуют, чтобы останки передали им для захоронения согласно индейским традициям. Впрочем, осно­ваний считать, что кенневикский человек при жизни принадлежал к какому-нибудь из этих племен или их предкам, нет.

7. Что индейцы думали о луне

Индейская мифология очень разнообразна: ее героями часто становятся жи­вотные, например койот, бобр или ворон, или небесные тела — звезды, солнце и луна.

 Например, члены калифорнийского племени винту счита­ли, что своим внешним видом луна обязана медведю, который пытался ее укусить, а ирокезы утверждали, будто на луне находится старуха, ткущая по­лотно (несчастную отправили туда за то, что та не смогла предсказать, когда будет конец света).

8. Когда у индейцев появились лук и стрелы

Индейцы Вирджинии. Сцена охоты. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Джона Уайта. 1590 годNorth Carolina Collection / UNC Libraries

Сегодня индейцы разных североамериканских племен часто изображаются держащими в руках лук или стреляющими из него. Так было не всегда. О том, что первые жители Северной Америки охотились с помощью лука, историкам ничего неизвестно. Зато есть сведения о том, что они использовали разнооб­разные копья. Первые находки наконечников стрел датируются примерно девятым тысячелетием до нашей эры. Они были сделаны на территории совре­менной Аляски — уже потом технология постепенно проникла в другие части конти­нента. К середине третьего тысячелетия до нашей эры лук появляется на тер­ритории современной Канады, а в начале нашей эры приходит на терри­торию Великих Равнин и Калифорнии. На юго-западе США лук и стрелы появились еще позднее — в середине первого тысячелетия нашей эры.

9. На каких языках говорят индейцы

Источник: https://arzamas.academy/mag/398-indian

Индеец лакота в глуши муромских лесов: "Хочу стать гражданином РФ!"

СЛАВЦЕВО (Владимирская область), 4 апр — РИА Новости, Игорь Ермаченков. «Человек должен сам сделать свои стрелы», — говорит старая индейская поговорка. Сложно в этом усомниться, познакомившись с живущим в глуши муромских лесов американским индейцем Большим Волком, «настоящим коммунистом», сбежавшим из резервации в США в русскую провинцию.

Подробности вдохновляющей истории коренного американца, променявшего прерии и вигвам на среднерусские леса и избу-сруб, узнал корреспондент РИА Новости.

Село Славцево в полусотне вёрст от древнего города Мурома – это самая настоящая глубинка Владимирской области. Оно с недавних пор славится своим новыми переселенцами: индеец народа лакота по имени Большой Волк не захотел жить в американской резервации и поселился в русской деревне с женой москвичкой Натальей и тремя детьми.

В равной мере он не любит резервации и большие города: «Приеду в Москву только на открытие мемориала геноциду индейцев, сказать об этом несколько слов», – обещает он и сообщает о желании получить российское гражданство и перестроить старый деревенский дом.

Необычный владимирский житель, Джастин Ирвин, по пока ещё американскому паспорту, встречает меня на кухне, где что-то жарит на сковороде. «Это индейское блюдо?», – любопытствую.

«Нет, хинкали, вроде блюдо с Кавказа. Мне нравится».

Разрыв шаблонов продолжается, когда появляются его дети: похожий на маму младший светловолосый Ярослав, шестилетний Мата-Танка (Большой Медведь) и старшая дочь Диана.

Наталья познакомилась с Большим Волком в интернете — их объединила нелюбовь к большим городам и желание создать процветающее крестьянское хозяйство. Поэтому в сентябре 2009 года они поехали по среднерусским деревням искать свой дом.

«Мы объехали много деревень, но ни одна из них не пригласила меня. А я не хочу идти туда, где меня не ждут. Когда я вошёл в дом, то понял, что он меня принял, дом сказал мне: «Останься здесь». И я ответил: «Ладно».

Никогда в своей жизни я не видел так много леса, так много природы. Какие деревни, колодцы, грибы, ягоды! Это путешествие на машине времени к жизни, которую я так ждал.

Это настоящая жизнь!» – объясняет смену места жительства Волк, родившийся в резервации Шайенн-Ривер в американском штате Южная Дакота.

Успехи уже есть: корова, куры, свиньи обеспечивают продовольственную независимость. Наложенное правительством эмбарго на ввоз западного продовольствия вселяют надежду на возможность создания фермы. В планах перестройка старого дома, расширение крестьянского хозяйства.

Коренной лакота с удовольствием заготавливает сало и собирается варить сыры. Раньше он ездил на «УАЗе Патриоте», теперь пересел на «Оку», так как все средства вкладывает в строительство. Местные жители приняли его тепло и с добротой, подчёркивает новый патриот России.

«Это всё делается для детей, их будущего. Дом – это то, что создаёт семью, держит её вместе. Я живу здесь и люблю то, что делаю. Люблю природу, своих домашних животных, скоро заведу своих лошадей, уже учу детей верховой езде», – объясняет лакотско-владимирский крестьянин, являющийся по образованию инженером-электриком.

«Почему решили жить здесь, а не в США?», – осведомляюсь я.

«США? Они говорят США, а мы называем страну Островом Черепахи. Там они уже уничтожили многое: буйволов, природу. Я не хочу, чтобы мои дети жили в резервации. Я хочу в России растить своих детей. Там для меня нет жизни, это бетонная ловушка. Система, созданная в США вашичу (белыми), не для нас», – пояснил лакота.

Исповедуемая им философия проста: главной проблемой являются корпорации и бизнес, заинтересованные только в продажах всего и вся. При этом деньги являются причиной разделения людей на классы, что особенно проявляется в больших городах. Поэтому никаких кредитов, уход из больших городов и возврат к разумному потреблению.

«Мне очень нравится истинный коммунизм. Не марксизм, а изначальный коммунизм, от слова «коммуна», «община». Это то, как мы жили, большими общинами, работали вместе.

Рассел Минс (борец за права индейцев и создатель виртуального государства Республика Лакота) – настоящий герой.

Он начал то, к чему наш народ приходит сегодня, он объединяется, выдавливает коррумпированные правительства племён и возвращается к корням», – поясняет он.

Корнями он считает матриархат – уклад, при котором мужчины, охотники и воины, ничего не делали без одобрения совета женщин племени, бабушек и матерей.

В России у Большого Волка, по его мнению, есть все возможности развивать своё хозяйство по желаемому пути, без капитализма и «системы вашичу».

При этом старый чемодан с биркой аэропорта Чикаго, с которым семь лет назад Большой Волк улетел из США, лежит в пыли в сарае.

«Геноцид в США продолжается, он никогда не заканчивался. Поэтому в Вашингтоне никогда не появится мемориал геноциду индейцев. Но важно, что они не хотят таких мемориалов в других странах, не хотят, чтобы вне США знали о том, что они сделали.

Сто миллионов человек – крупнейший геноцид в мировой истории, устроенный Британской короной и Ватиканом. Я хочу, чтобы мир знал правду. Это не политика, а кровь моих предков», – говорит он с тенью на лице.

В глазах улыбчивого Волка появляется отражение горя поколений индейцев.

Горящий Ближний Восток и события в Сирии для него являются следующими звеньями геноцида, случившегося в Северной и Южной Америках. «Поглядите на Африку, Ближний Восток… Нефть, деньги. Почему так?» – задаёт он вопрос, одновременно и лёгкий, и сложный.

Своих детей он намерен постепенно приобщать к культуре народа лакота, численность которого составляет примерно 70 тысяч, но отмечает, что главное для них – история и культура России, той страны, где они живут. Других индейцев он приглашает приехать в Россию и почувствовать её.

«Предлагаю заключить договор между Россией и народом лакота по культурному сотрудничеству и обмену», – провозглашает Большой Волк, щедро угощая молоком и приглашая приехать снова в гостеприимное Славцево.

Источник: https://ria.ru/20160404/1402096556.html

Индейский народ — это… Что такое Индейский народ?

Индейский народ
Не следует путать с индийцами.

Жители Америки до прихода европейцев

Индейцы — общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов). Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей (Христофора Колумба и др.) конца XV века, считавших открытые ими заатлантические земли Индией. По антропологическому типу индейцы принадлежат к американоидной расе. Общая приблизительная численность индейцев в Америке — свыше 30 млн чел. (оценка на середину 1960-х гг.).

Читайте также:  Петр врангель: загадка смерти «черного барона»

История

Согласно данным генетических исследований Мичиганского университета, предки современных индейцев и эскимосов переселились в Америку из Северо-Восточной Азии через так называемый «Берингийский мост» — древний широкий перешеек между Америкой и Азией на месте нынешнего Берингова пролива, исчезнувший более 12 тыс. лет назад.

[1][2] Миграция продолжалась в промежутке между 70 тыс. лет до н. э. и 12 тыс. лет до н.э и имела несколько независимых друг от друга волн. Уровень культуры первых переселенцев соответствовал позднепалеолитической и мезолитической культурам Старого Света.

Расселение индейцев по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось многие тысячелетия.

До европейской колонизации (началась в XVI веке) большинство племен Северной и Южной Америки находилось на различных стадиях общиннородового строя: у одних господствовал материнский род (ирокезы, мускоги, хопи, многие племена бассейна р. Амазонка и др.

), у других формировался отцовский род (племена северо-запада и юго-запада Северной Америки, многие племена Южной Америки). Часть народов стояла на различных стадиях перехода от родового к классовому обществу.

Индейцы Центральной и Южной Америки (ацтеки, майя, инки) жили уже классовыми обществами.

«Краснокожие»

Термин «краснокожие», распространённый как обозначение индейцев в европейской массовой культуре, не имеет ничего общего с естественным цветом кожи индейцев (от белой до смуглой).

Он происходит от обычая беотуков — племени о. Ньюфаундленд, первым вступившим в контакт с европейцами (в 11 в с викингами, затем в 16 в. с англичанами) — раскрашивать охрой как лицо, так и одежду.

Беотуки полностью исчезли в 19 в.

Культура

В Северной Америке проживало около 400 племён индейцев. Все они говорили на разных языках и не имели письменности. Однако в 1826 вождь племени чероки — Секвойя (Джордж Гесс) создал слоговую азбуку чероки, а в 1828 начал издавать газету «Чероки Феникс» на языке чероки. Степные индейцы пользовались пиктографическим письмом. Также существовали межплеменные жаргоны, к которым относят общий торговый язык чикасавов — «мобиле». Некоторые племена широко пользовались «языком сигналов» или «языком жестов». Основными инструментами языка сигналов являлись условные передвижения пешком или верхом, зеркала. Для общения использовались и вампумы, которые служили им при необходимости как деньги.

Хозяйство индейцев диктовалось условиями климата и местности, где они проживали, а также уровнем их развития. Индейцы занимались охотой, собирательством, а осёдлые племена к тому же занимались земледелием. В северных районах индейцы охотились на морского зверя.

С появлением европейцев на континенте у индейцев появились лошади и огнестрельное оружие, которые сделали охоту на бизонов более лёгкой и быстрой. Весьма распространенным продуктом питания являлся пеммикан, приготовлением которого занимались исключительно женщины.

Индейцы выращивали селькохозяйственные культуры и разводили домашних животных (в первую очередь это характерно для цивилизаций Мексики и Южной Америки).

Религиозные верования индейцев в прошлом — различные родоплеменные культы (шаманизм, культ личных духов-покровителей, пережитки тотемизма и др.).

У современных индейцев эти культы сохранились лишь у племён, живущих в отдаленных и малодоступных районах Америки (бассейн р. Амазонка и др.

), большинство же индейцев восприняло христианство: в Южной Америке главным образом католицизм, а в Северной Америке преимущественно различные направления протестантизма.

Языки

Основная статья: Индейские языки

Индейские языки чрезвычайно раздроблены, количество известных языковых семей достигает 200.

Из предлагавшихся лингвистами в различные годы макросемей индейских языков лишь немногие получили надёжную фактологическую поддержку (например, пенутийская гипотеза).

Языки на-дене стоят особняком от других индейских языков по своей грамматике и фонетике, и в то же время обнаруживают сходство с енисейскими языками.

Искусство

См. также: Живопись индейцев

В Центральной Америке и в области Анд ко времени европейской колонизации существовала высокоразвитая художественная культура, уничтоженная завоевателями (см. Мексика, Гватемала, Гондурас, Панама, Колумбия, Перу, Боливия, Ацтеки, Инки, Майя, Миштеки, Ольмекская культура, Сапотеки, Тольтеки).

Искусство многочисленных племён, находившихся на стадии первобытно-общинного строя, было тесно связано с бытом и материальным производством; оно отразило наблюдения охотников, рыболовов и земледельцев, воплотило их мифологические представления и богатство орнаментальной фантазии.

Ягуар, выложенный бисером. Современное искусство уичолей

Многообразны типы индейских жилищ: навесы, заслоны, куполообразные шалаши (вигвамы лесных охотников Канады), конические палатки (типи индейцев прерий Канады и США) из жердей, крытых ветками, листьями, циновками, шкурами и т. д.

; глиняные или каменные хижины в горных районах Южной Америки; общинные жилища — дощатые дома на северо-западе Северной Америки; крытые корой каркасные «длинные дома» в районе Великих озер; каменные или сырцовые дома-селения (пуэбло) на юго-западе Северной Америки.

Резьба по дереву, особенно богатая на северо-западном побережье Северной Америки (полихромные тотемные и намогильные столбы с переплетением реальных и фантастических изображений), встречается и у ряда южноамериканских племён. Широко были распространены плетение, ткачество, вышивка, изготовление украшений из перьев, керамической и деревянной утвари и фигурок.

В росписях известны и фантастические изображения, и богатый геометрический орнамент, и военные и охотничьи сцены (рисунки индейцев прерий на типи, бубнах, щитах, шкурах бизонов). Самобытное искусство индейцев в ряде стран (США, Канада, Уругвай, Аргентина и др.) практически угасло; в других странах (Мексика, Боливия, Гватемала, Перу, Эквадор и др.

) оно стало основой народного искусства колониального периода и нового времени.

Калифорнийские индейцы. 1916 год.

Вклад индейцев в мировую цивилизацию

См. также: Колумбов обмен

Народы мира восприняли от индейцев возделывание кукурузы (маиса), картофеля, томата, подсолнечника, маниока, какао, хлопчатника (также был известен в Индии, но индийские виды сейчас намного менее распространены), табака, перца, фасоли, арахиса, агавы, бобовых, кабачков, и других культур.

Распространение картофеля в Евразии значительно сократило голод (включая регионы, где погодные условия нестабильны или земледелие затруднено, в том числе Камчатка и Гималаи), в дальнейшем кукуруза помогла создать стабильную кормовую базу для скота.

Индейцы разводили домашних животных, из которых ныне широко распространены домашняя индейка и морская свинка. Среди птиц, одомашненных индейцами — мускусная утка.

Они приручали попугаев ара, использовали в качестве вьючных животных и для шерсти лам и альпак (ныне разводятся в первую очередь ради шерсти), а также разводили нескольких пород собак, некоторые из которых прекратили существование, тогда как другие продолжают культивироваться в разных странах.

Некоторые традиционные индейские культуры были вытеснены культурами Старого света, например, ангурия — огурцом.

Культурно-исторические области

К началу европейской колонизации в Америке сложилось несколько культурно-исторических областей:

  1. Арктическая область морской охоты (эскимосы и алеуты).
  2. Северо-западное побережье Северной Америки — область специализированного рыболовства и морской охоты (хайда, тлинкиты, вакаши, салиши и др.).
  3. В Калифорнии — область собирателей желудей, охотников и рыболовов.
  4. Север Канады и внутренняя часть Аляски — область расселения алгонкинских и атапаскских племен, основной источник существования которых — охота на оленя-карибу и рыболовство.
  5. В восточной части нынешней территории США жили племена оседлых земледельцев (восточные алгонкины, ирокезы, мускоги).
  6. После открытия Америки в степной зоне сложилась культура конных охотников на бизонов (сиу-лакота, оседжи, манданы, арапахо, шайенны, пауни, каддо, вичита).
  7. Юго-запад Северной Америки (современные штаты Нью-Мексико, Аризона, Юта, Колорадо) — область развитого земледельческого хозяйства с применением искусственного орошения (пуэбло, пима); здесь же после колонизации возникла скотоводческая культура навахо, заимствовавших многое у соседних земледельческих племён.
  8. Наиболее значительного развития в доколумбовой Америке достигли индейцы Центральной Америки и Анд. В этих районах преобладало земледельческое хозяйство с различными системами земледелия от подсечно-огневой (майя) и до сложной оросительной (ацтеки) и террасовой (Древнее Перу); издревле выращивались маис, бобовые, тыква, подсолнечник, какао, агава, табак, хлопчатник, в Андах — картофель. Здесь начали развиваться скотоводство (лама и альпака в Андах) и металлургия. Сложились очаги высокой культуры, возникли крупные рабовладельческие города-государства.
  9. В тропических частях Южной Америки (бассейны Амазонки и Ориноко и Бразильское плоскогорье) обитали племена, занимавшиеся мотыжным земледелием (культивировали преимущественно маниок и маис), а также индейцы, жившие охотой и собирательством (араваки, карибы, тупи-гуарани, же).
  10. Много общего с культурой индейцев североамериканских степей имели охотничьи племена аргентинской Пампы и Патагонского плоскогорья, ставшие в XVII-XVIII веках конными охотниками на гуанако (с помощью лассо и бола).
  11. На крайнем юге Южной Америки и на островах Огненной Земли местные индейцы (она, ямана, алакалуфы) вели полукочевую жизнь примитивных рыболовов, охотников, собирателей морских моллюсков.

Колонизация

Индейские резервации в Бразилии.

Европейская колонизация прервала естественный ход развития индейцев. Большое число индейцев Северной Америки было истреблено колонизаторами, многие племена переселены из традиционных мест обитания в резервации США и Канады. Так, в 1830 году, согласно Закону о переселении индейцев, принятому Конгрессом США, индейцы Атлантического побережья были депортированы в Оклахому, где основная их масса погибла от голода и эпидемий. По официальным подсчётам Бюро переписи населения США в Индейских войнах в период между 1775 и 1890 годами погибло 45000 индейцев. Численность индейцев, населявших нынешнюю территорию США и Канады, сократилось с 2 — 4 миллионов в период до начала масштабной европейской колонизации до 200 тысяч к началу XX в. Только на крайнем севере материка местные индейцы продолжают вести традиционную полукочевую жизнь: они занимаются звероловством и сильно зависят от скупщиков пушнины. Значительная часть индейцев США была ассимилирована американцами. В Латинской Америке многие племена индейцев также были уничтожены (индейцы Вест-Индии, Уругвая, Аргентины). Лишь незначительная часть индейцев сохранила свой культурно-бытовой уклад (в глухих районах бассейна р. Амазонка). В целом ряде латиноамериканских стран индейцы явились важным компонентом сложения современных наций (мексиканцы, гватемальцы, парагвайцы, перуанцы и др.). В некоторых странах языки индейцев бытуют наряду с испанским (кечуа — в Перу, Боливии, Эквадоре, гуарани — в Парагвае, где он является вторым официальным языком).

Племена

Северная Америка Племена
Субарктическая зона алгонкины, кри, оджибва, оттава
Северо-восточные леса гуроны, ирокезы, миами, могикане, шони (текумсе)
Юго-восточные леса чероки, чоктау, лемент, ноупвел, натчез, семинолы
Великие равнины черноногие, чейенны, команчи, пауни, сиу, лакота
Северо-западное побережье чинуки, тлинкиты, цимшианы
Пустыни юго-запада апачи, навахо, пуэбло (хопи, зуни и др.) мохавэ, шошоны
Центральная Америка майя, сапотеки, пурепеча, ацтеки, тотонаки, миштеки
Северная Литва (г. Плунге) Зяба-зяба (кеча, жузоле)
Южная Америка инки (кечуа, аймара), гуарани, мапуче, шипибо, конибо, теуэльче, варао, ботокудо

Знаменитые индейцы

Фотогалерея

Красная птица — вождь племени Сиу. 1908 год.

Девушка племени Виннебаго в традиционном костюме.

Секвойя — вождь племени чероки.

Индеец племени Лакота (ок. 1899).

Капитан Джек — вождь индейского племени модок.

Охота индейцев на бизонов. Художник Ч.Расселл.

Индейские памятники

См. также

  • Геноцид индейцев
  • Чанки (игра)
  • Выход индейцев Лакота из состава США
  • Пау-вау

Литература

Библиография

Берёзкин, Юрий Евгеньевич. 2002. Мифология аборигенов Америки: Результаты статистической обработки ареального распределения мотивов // История и семиотика индейских культур Америки. М. С. 259—346.

Браун, Джозеф, «Священная трубка»

Нейхард Джон, «Говорит Чёрный Лось» // История шамана из племени Лакота

Андрей Ветер. 2001. Тропа // История шамана по имени Безумный Медведь.

Ссылки

 

Смешение рас в испанских и португальских колониях

Расовые, этнические, религиозные, региональные и социальные прозвища

Связанные
с Россией

Остальной
мир

Именные

Джон Булль • Дядя Сэм • Марианна • Мумбо-Юмбо • Рабинович • Фриц

Для чужаков

Связанные
статьи

 Категория:Уничижительные обозначения людейКатегория:НационализмКатегория:Предрассудки

Wikimedia Foundation. 2010.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/939725

Американские индейцы: мифы и реальность

Америка, штат Аризона, красные скалы, пустыня, кактусы, февраль, +28 С, пронзительно синее небо и ослепительно белое солнце, ни одного облачка.

Такую погоду местные называют скучной, потому что каждый день одно и тоже… Я со своим другом Джоном еду на джипе на Белые Горы — священные земли племени Апачи, где расположены резервации.

Каких-то 50 минут и мы из лета попали в зиму: кругом снег и сосны, как будто и не было никаких кактусов…

Как живут сегодняшние индейцы?

Резервации

Въехать на территорию большинства резерваций может каждый — сейчас там нет никаких заборов или ограждений, стоит только знак при въезде: «Земля Зуни», или «Земля Хопи». Но остаться в резервациях вы можете, только если там есть друзья.

Читайте также:  11 продуктов, которые русские едят неправильно

Индейцы не заводят случайных знакомств. Необходимо, чтобы тебя представил хороший друг, тогда ты попадаешь в свою семью. Меня с индейцами познакомил мой друг Джон. Он белый, но много лет работал в благотворительной организации на территории разных резерваций.

Джон близко дружил с несколькими индейскими семьями. Меня индейцы сразу приняли за своего. Видимо, русский дух во мне был созвучен с индейским, и они это чувствовали.

Чем ближе я знакомился с культурой и духовностью индейцев, тем больше ощущал глубину этой традиции, её близость с традициями наших предков славян.

В некоторых племенах до сих пор из уст в уста передаётся история о том, как их предки пришли из Сибири. Традиционные жилища у племён Хопи и Навахо – это шести- и восьмигранные срубы с отверстием для дыма в центре конусообразной крыши.

Точно такие же традиционные дома у коренных жителей Алтая.

Но большинство индейцев в резервациях всё-таки живёт не в традиционных жилищах, а в «караванах» — вагончиках, стационарно установленных на блоки, или в «бунгало» — дешёвых каркасных домиках.

Интересно, что развевающийся флаг Соединённых Штатов на территории резерваций можно увидеть куда чаще, чем на остальной территории США. При этом законы США на землях резерваций не действуют.

Поэтому в резервациях находят прибежище сбежавшие от правосудия США правонарушители, что значительно увеличивает там уровень преступности. По этой же причине там часто можно увидеть Казино, которые запрещены на большей части Америки.

На территории каждого племени имеется своя полиция и действуют свои законы. Обычно в резервациях запрещается фотографировать. Но несколько фотоснимков я сделал, с разрешения индейцев.

Традиции

Как и у древних славян, практически вся обрядовая жизнь индейцев связана с солнечными и лунными циклами. Так, точки летнего и зимнего Солнцестояния, весеннего и осеннего Равноденствия в их традиции являются ключевыми и определяют весь ход их жизни.

Согласно лунному циклу индейцы обычно проводят обряд «светлодч» («Sweat Lodge», или, на индейском, «нипи»). Они обижаются, если этот обряд кто-нибудь называет индейской баней. В «светлодче» не моются и не парятся, хотя там поддают водой на горячие камни, как в бане. В «светлодче» молятся.

Индейцы молятся за родных, за друзей, за врагов, за свой народ и за всё человечество. У них не принято молиться только за себя. При этом в светлодче может быть такая высокая температура, что её можно выдержать только в состоянии молитвы. Это обряд внутреннего и внешнего очищения.

Перед входом в светлодч необходимо очиститься через окуривание дымом полыни. Полынь для индейцев – одно из самых священных растений, запах которого изгоняет нечистое из жилища, из физического и тонкого тел человека.

Отношение к стихиям – земле, воде, огню и воздуху – у индейцев трепетное, как к живым сущностям. Например, бросить мусор в пламя домашнего очага считается недопустимым, пренебрежительным отношением к огню и к дому.

Индейцы народ немногословный. Только они могут выражаться так лаконично, глубоко и поэтично даже на английском языке. «Walk your talk» — говорят они (переводить не буду, потому что так красиво не получится). Или фраза «Смотри в сторону Солнца и ты не увидишь тени» поэтично отражает их мировоззрение.

Когда в резервациях Навахо в каньоне Дэ Шей мы с Джоном отправились к индейскому святилищу, скале Пауку, нашим проводником был 82-летний индеец Джонси. Джон что-то долго спрашивал индейца и после многозначительной паузы Джонси ответил коротко: «Да». Потом Джон опять задавал какие-то вопросы, и каждый раз индеец отвечал просто «Да» или «Нет».

Других слов из его уст я не услышал. Джонси провёл нас к скале Пауку, где по легенде обитал Дух Женщины-Паука, научившей индейцев Навахо плести, ткать и шить одежду. Паук, как и паутина, у индейцев является положительным образом. Индейские амулеты «ловушки снов» («dream catcher») сделаны в виде паутины.

Такой амулет вешается на окно и считается, что ночью он пропускает только хорошие энергии, а плохие ловит в свои сети, чтобы снились только хорошие сны. Такие «ловушки снов» теперь продаются в магазинах этнических сувениров и в России. Но должен вас огорчить: практически все они сделаны в Китае.

Так же как и русские матрёшки, которых я видел в магазинах этнических сувениров в Аризоне. Издалека они похожи на матрёшки…

Особое отношение индейцев к земле

Вот как звучит молитва индейцев племени Оджибва:

«Прародитель, Посмотри на нашу разбитость. Мы знаем, что во всём Творении Только семья людей сбилась со Священного Пути. Мы знаем, что мы — те, кто разделился И мы — те, кто должен вернуться, чтобы вместе идти по Священному Пути. Прародитель, Святой Единый, Учи нас любви, состраданию, почтению,

Чтобы мы могли исцелить Землю и исцелить друг друга».

Для индейцев Природа – это священная живая книга, через которую Великий Дух общается с ними. Летящая птица, пробегающий зверь, порыв ветра, шум листвы, плывущее облако – всё это живые знаки-символы, которые индеец читает, как мы буквы и слова.

Когда индейцы приветствуют друг друга, они говорят: «О метако ясень», что означает «все мои братья». Это же приветствие индеец произносит, когда входит в лес, подходит к озеру, или встречает оленя.

Все существа в священном круге Природы для индейца братья.

Из истории

Когда на берегах Америки высадились первые белые, у них закончилась еда и они умирали от голода. Индейцы принесли белым еду, научили выращивать местные сельскохозяйственные культуры, и те выжили. Этот день теперь отмечается как самый большой праздник в Америке — День Благодарения.

Более полувека после этого индейцы и белые жили в мире. У выходцев из Британии рождались здоровые дети и все они выживали, тогда как в самой Британии в те времена выживал только каждый восьмой ребёнок. Белые разрабатывали землю, занимались сельским хозяйством. Индейцы охотились. Шёл взаимный обмен продуктами.

Потом белые огородили свои участки земли заборами. Но индейцы как будто не замечали заборов, продолжали свободно перемещаться через них в процессе охоты. Это не понравилось белым и они стали объяснять индейцам, что за забором их собственная земля.

Вот тут всё и началось! Индейцы никак не могли взять в толк – как земля может быть чей-то собственностью? Как землю можно продать или купить? Началась война…

Что было с Америкой дальше, мы примерно представляем. Могу сказать, что выжить и сохранить свои традиции в основном удалось тем племенам, которые приняли христианство. Они просто включили христианство в свои традиции. В резервациях Навахо я посетил христианский храм.

Храм был построен из брёвен в традиционной форме восьмигранника, вход с Востока, в центре конусообразной крыши было полутора-метровое отверстие в небо, под ним такое же отверстие в полу, там земля. «Небо и земля для нас священны» — объяснили мне индейцы.

На стене висела икона Иисуса Христа. Христос был краснокожим, в набедренной повязке и с символом Солнца на благословляющей руке.

Индейцы обратились к священным для них четырём сторонам света, Небу, Земле и начали молитву на языке Навахо со слов: «О, Иисус Христос, сын Бога, наш старший брат, приди к нам…»

Здесь я не удержусь и расскажу анекдот, который услышал от белых американцев: Один индеец попал как-то к высокопоставленному священнику. Тот учил индейца христианским заповедям, показывал распятье и иконы. Вдруг индеец заметил телефон у кресла священника. «А что это?» — спросил индеец.

«А это прямой телефон к Богу» — ответил священник. «Правда? А можно попробовать?» — поинтересовался индеец. Священник почесал затылок и сказал: «вообще-то можно, только не долго, это дорогой звонок на большое расстояние…» Несколько лет спустя этот священник проезжал через резервации того индейца.

Индеец был рад его видеть, показал ему деревню, местные обряды и традиции. Неожиданно священник заметил старый, обшарпанный телефон у ног индейца. «А это что?» — спросил священник. «А это… это прямой телефон к Богу» — сказал индеец. «А можно поговорить?»- спросил священник.

«Да, конечно – сказал индеец — и можешь говорить сколько хочешь, это местный звонок…».

Большинство индейцев очень ревностно относятся к своим традициям и всячески берегут их от белых. Вот на эту тему расскажу уже реальную историю из жизни. Традиционно индейцы из разных племён встречаются на ежегодном празднике «Пау Вау».

Обычно это проходит на стадионе, где есть трибуна со зрителями и площадка, на которой происходят разного рода игры, состязания, танцы и т.п. Все участники состязаний и танцев обычно одеты в традиционную одежду из кожи с бисером и перьями, как мы привыкли видеть в кино.

Но большинство индейцев, сидящих на трибунах одеты как обычные американцы в джинсах, футболках и бейсболках. Среди зрителей есть и белые, т.к. это мероприятие открыто для всех.

Так вот один белый, по видимому приверженец индейской культуры, сидел на трибуне в традиционной индейской одежде из кожи с перьями. Индейцы долго косились на него, потом не выдержали, подошли и сказали: «Слушай парень, нам не нравится, что ты носишь нашу национальную одежду. Иди, переоденься».

Парень оказался не промах. Он переоделся в джинсы, футболку и бейсболку, вышел на площадку и обратившись к сидящим на трибуне индейцам сказал: «Ребята, мне не нравится, что вы одеты в мою национальную одежду. Идите, переоденьтесь…».

Но среди индейских шаманов встречаются и те, кто искренне делится глубиной своей традиции с белыми. Таким, например, является вождь Солнечный Медведь (Sun Bear), основавший известную общину «племя Солнечного Медведя», где в мире и согласии живут вместе индейцы и белые.

Некоторые такие шаманы приезжают и в Россию, где общаются с приверженцами индейской духовной культуры – индеанистами. Русские индеанисты тоже ежегодно встречаются на своём «Пау Вау».

Зрелище это, прямо скажем, ошеломляющее: поляна с десятками «типи» (вигвамов), все люди одеты в расшитые бисером кожаные индейские одежды, некоторые на лошадях с луками, томагавками и раскрашенными лицами. Индейские танцы и пение под удары бубна.

Такого даже в кино не увидишь! Но без приглашения туда не стоит приезжать – индейцы (хоть и русские) народ суровый.

Индейцев называют коренными жителями Америки

Они действительно сохраняют свои корни, передавая традиции следующим поколениям. Для индейцев почитание предков — это не просто дань благодарности предыдущим поколениям, а непосредственная живая связь с духами предков, к которым они обращаются за помощью, поддержкой и советом.

Индеец знает, что предки живут в нём, и он живёт в потомках. Поэтому для него нет смерти, он воспринимает единый поток жизни своего рода, отождествляя себя с ним, а не с отдельным промежутком времени величиной в жизнь. У индейцев отличное, от принятой в «белой» цивилизации, отношение к «смерти».

Такое же отличное отношение у индейцев и к рождению. Так, например, в некоторых племенах днём рождения ребёнка считается не день его физического рождения, а день, в который ребёнок в первый раз засмеялся. Тот, кто увидел это и даёт ребёнку имя.

Имя даётся таким способом – человек выходит на улицу и смотрит, что говорит ему Великий Дух через Природу: Танцующий Койот, Два Медведя (имя моего знакомого), или Играющий Ветер.

Как-то одна белая американка спросила меня: «А у вас там, в России есть коренные жители?» «Да – ответил я с гордостью – я, например!» Потом, когда я вернулся домой, в свою северную деревню — экопоселение Гришино, я задумался: «Какой же я коренной житель? Где мои корни?» К счастью, у нас ещё сильна родовая память и мы можем возродить и укрепить свои корни, свою связь с предками, традициями, родом. Это и происходит сейчас в российских экопоселениях, возрождающих утерянную связь Человека и Природы, место которой определили наши предки: ПриРоде человеческом.

Владислав Кирбятьев. Экопоселение Гришино

Источник: https://www.epochtimes.com.ua/ru/life/life/amerykanskye-yndejc-myf-y-realnost-78046.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector