Шапка мономаха: как появился главный символ русских царей

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей

Шапка Мономаха. Одна из главных регалий русских великих князей и царей. Символ самодержавия на Руси. Шапка имела особый статус и функцию. Со времён первой церемонии венчания на престол Дмитрия (внука Ивана III), состоявшейся в 1498 году, регалия использовалась в ритуале венчания московских государей. Ею, кстати, венчали на царство и Ивана IV Грозного в 1546 году. Причём каждый государь надевал Шапку лишь однажды: во время торжественной церемонии её прилюдно возлагали на голову нового царя, а после празднества прятали в сокровищницу. Последний раз Шапка Мономаха использовалась для венчания в 1682-м году во время уникальной церемонии совместной коронации братьев-соправителей Ивана и Петра Алексеевичей. Старшего брата, Ивана V, венчали оригиналом, а младшего, Петра Алексеевича (Первого и Великого), венчали, используя Шапку второго наряда, более простой дубликат, изготовленный специально для этой цели. Ныне Шапка Мономаха хранится в архиве Оружейной Палаты в Москве. Это все известные факты.

А вот происхождение этой реликвии вызывает множество вопросов. И всего существует две версии происхождения Шапки Мономаха, каждая из которых имеет свои более детализированные подверсии.

Первая версия — легендарная, византийская, согласно которой Шапка, это дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу (Мономаху). Эта легенда символизирует преемственность власти русских православных государей от византийских императоров.

И хотя сам факт подарка вызывает законные сомнения, это, все же, не дает повод автоматически отмести возможность византийского происхождения самого головного убора.

Вторая версия, азиатская. Согласно ей, Шапка была изготовлена восточными мастерами. Подверсии — дар хана Узбека русскому князю Ивану Калите за верную службу и… женская ордынская тюбетейка.

Надо ли сомневаться, какая версия выбрана в качестве основной у свидомых историков? Хотя, причем тут версия? Украинские свидомые «історики» не утруждают себя такими понятиями, как версия, гипотеза или предположение. Зачем? В черно-белом свидомом мозгу «ордынская тюбетейка», это догма.

А ее наличие в русской истории – яркое свидетельство ордынского происхождения загадочной страны «Московии».

Шапка Монома́ха (корона московських Великих князів) — головний убір (тюбетейка) з соболиним обрамленням, прикрашений коштовним камінням і хрестом (XIV ст.).Саму корону було зроблено для татарського хана (мабуть, для Узбека) у 1330-х. Найвірогіднішою видається версія, що хан Узбек подарував головний убір московському князю Юрію Даниловичу в 1317 при його одруженні з донькою хана Кончакою.

УкроВики

В очередной раз убеждаюсь, что УкроВики, это, мягко говоря, сборище предвзятых и малограмотных русофобов. Кто ее пишет? Похоже, что те, кому русофобия заменила профессионализм и знания.

Корона московских Великих князей? Про русских царей, которых на «Всея Руси» венчали, само собой свидомые позабыли. Да и уверенная последовательность дат впечатляет.

«Зроблено для татарского хана в 1330-х» (тут только одно сомнение — «может для Узбека?»), но «вероятно подарено Юрию Даниловичу в 1317-м». Гм…

Уж не знаю, как вам, но лично мне свидомые неоднократно торжествующе предъявляли «научно доказанную» «всеми учеными» версию, что Шапка Мономаха – это, не что иное, как ордынская женская тюбетейка. Хотя какая же это версия? Мне это преподносили именно, как доказанный факт. С доказательствами, правда, у них не очень.

К слову, азиатская, как и византийская теория происхождения Шапки Мономаха имеет своих горячих сторонников и противников и, пока что, речь все же идет о версиях и мнениях. Но вот версия о Шапке Мономаха, как о женской тюбетейке, достаточно нова и исходит от доктора искусствоведения Гюзель Фаудовны Валеевой-Сулеймановой. По крайней мере, я не нашел никого, кто бы говорил об этом до нее.

Нисколько не пытаюсь оспорить профессионализм госпожи Валеевой-Сулеймановой, но все же она пока единственная, кто так считает, хотя, оставаясь профессионалом, и говорит все же о версии и своем мнении.

Желающие могут прочитать ее статью «
Татарские шапки — короны русских царей
» полностью, я же выделю лишь пару абзацев, в которых госпожа Валеева-Сулейманова приводит то, что, по ее мнению, доказывает, что Шапка Мономаха – ордынская женская тюбетейка.

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей

По нашему мнению, шапка Мономаха до того, как попала к русским князьям, была женской, принадлежала знатной татарской особе. Доказательством этого являются, во-первых, существовавшие ранее подвески (свидетельство С.

Герберштейна), которые были характерными для женского головного убора тюркских народов. Во-вторых, детали золотоордынских женских головных украшений из знаменитого Симферопольского клада, находящегося в фондах Государственного исторического музея в Москве.

В кладе были найдены фрагменты золотого женского головного убора и серебряного навершия от головного украшения, декорированные жемчугом и драгоценными камнями.

Поражает сходство крепления камней к навершию и в гнезда шатонов, а также орнаментация шатонов скаными завитками в виде кругов на деталях головного убора из клада и шапки Мономаха.

Т.е. доказательств всего два. Первое, это подвески, характерные для «золотордынских женских головных уборов», а второе, это завитки в форме кругов в гнездах шатонов.

Ну что ж, понятно. Если головной убор с подвесками, то он, несомненно, женский. Мне лично непонятно только одно. А почему русский князь Владимир, тот самый, крестивший Русь и живший задолго до золотоордынского периода, изображался в шапке с подвесками? Интересно, он знал, что это тюркская традиция женских головных уборов?

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей

А византийские императоры были в курсе, что они носят тюркские женские тюбетейки?

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей

В общем, мне это доказательство не кажется убедительным. Мне кажется, что госпожа Валеева-Сулейманова все же должна была доказать не то, что подвески носили тюркские женщины, а то, что кроме них никто их не носил. Очевидно, что это не так.

Теперь давайте посмотрим на детали золотоордынского женского головного украшения, на который ссылается Валеева-Сулейманова, из знаменитого Симферопольского клада. Вот они.

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей

А вот «поражающее сходство» орнаментации шатонов «скаными завитками в виде кругов» на деталях головного убора из клада и шапки Мономаха. Специально располагаю рядом, чтобы была возможность сравнить.

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей

Мне одному кажется, что завитки Шапки Мономаха (справа) действительно являются завитками, образующими непрерывный узор вокруг всего шатона, а завитки женского украшения (слева) всего лишь ряд кружков? А зубья держащие камень женского украшения? На Шапке Мономаха их нет. Соглашусь, что похоже, но все же не то.

Да и не кажется мне, что орнамент из кружков на украшении из Симферопольского клада является доказательством, что все остальные орнаменты из кружков (или похожие на них) во всем мире являются работой исключительно золотоордынских мастеров. Что-то мне подсказывает, что кружки, завитки и спиральки встречаются на многих древних артефактах.

Например, на известной Антиохийской чаше, изготовленной в Византии в 6-м веке.

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей

Да и, вообще, как могут завитки или кружки в орнаменте на одном женском головном уборе доказывать, что все остальные с таким орнаментом тоже женские? Реально, существуют чисто женские орнаменты? А были хоть где-то найдены тюркские женские (и не женские) головные уборы состоящие из восьми пластин, подобных тем, что являются основными элементами Шапки Мономаха? Женский головной убор из Симферопольского клада явно их не имел? А кто, вообще, изготовил эти элементы для головного убора золотоордынской женщины? Точно ордынский ювелир? Пока, увы, я не вижу ответов на эти вопросы.

Что же касается центральноазиатских и булгарских узоров в виде «арабских цветов», лотосов и звезд Давида, на которые ссылается госпожа госпожа Валеева-Сулейманова, то лучше всего об этом сказала доктор исторических наук Наталья Викторовна Жилина — автор двух серьезных исследований — «Зернь и скань Древней Руси XI-XIII вв.» и «Древнерусский сканозерновой убор XI- XIII вв.» в своей труде «Шапка Мономаха. Историко-культурное и технологическое исследование» (издательство «Наука», 2001 год).

При обосновании восточного характера орнаментации «Шапки Мономаха» обычно указывается на широкую распространенность мотива лотоса в восточном искусстве.

Эта распространенность неоспорима, но не доказывает принадлежности Шапки восточному искусству, а тем более ее изготовления среднеазиатскими или золотоордынскими ювелирами. Ранняя распространенность мотива лотоса в Византии (с VI–VII вв.

н.э.) позволяет утверждать, что этот мотив органичен и византийскому искусству.

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей

О популярности мотива широкого цветка, который получил широкое распространение в XIII–XIV вв., свидетельствует обширный ряд памятников, происходящих из Поволжья, Причерноморья, Крыма и Египта… Одна из находок обнаружена и в Подмосковье, но все они стилистически позже цветка Шапки.

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей

Сравните, ради интереса, лотос под номер 1 (византийская эмаль 12-го века) и под номером 10 (Шапка Мономаха). Они почти идентичны.

Другие лотосы, чисто азиатского изготовления, тоже очень похожи, но все же они более позднего изготовления, чем византийская эмаль.

Другими словами, наличие «арабских цветков» в узоре не доказывает ордынское происхождение Шапки Мономаха. А что касается техники изготовления? Жилина считает, что и она вполне византийская.

Г.Ф.

Валеева-Сулейманова, уверенно ссылаясь на технологические данные, которые, по ее мнению, доказывают золотоордынское изготовление «Шапки Мономаха», имеет в виду лишь общее наличие техники накладной и ажурной скани с X–XII вв. на территории Поволжья и Булгара. За общими постулатами о «ремесленной традиции» не стоит конкретного анализа этой традиции, а именно – изучения технологии изготовления скани, которая может быть различной.

Напомню, Наталья Викторовна — специалист именно по зерни и скани, т.е. в технике, которую и использовали при изготовлении Шапки Мономаха. Думаю, ее мнение достаточно весомо.

Изучение стилистики сканного орнамента и вводных мотивов Шапки Мономаха позволяет рассматривать ее внутри византийского комплекса филигранных произведений. Причем большинство орнаментальных мотивов и элементов находят параллели в византийском искусстве XII–XIII вв.

Скань Шапки Мономаха была изготовлена до периода расцвета стиля «клейм», т.е. до конца XIII в.

Исходя из реконструкции первоначального вида Шапки, согласно которой она имела форму митры, возможно отдать предпочтение поствизантийской и Палеологовской части этого периода, поскольку такие головные уборы императоров были распространены именно с 20–30-х годов XIII в.

Сохранение старых византийских традиций после захвата Константинополя крестоносцами, может быть, даже несколько усиленное и архаизирующее, отвечало бы тогдашней ситуации.

Технологические данные показывают, что зернь и филигрань Шапки Мономаха изготовлены полностью в византийских традициях, зернь может быть отнесена к византийско-древнерусскому стандарту, скань – к византийскому стандарту XIII–XV вв. (эти технологические параллели также подчеркивают порубежное время создания Шапки, каковым является XIII в.). Ни восточная зернь и скань XIII–XIV вв., ни русская скань XIV–XV вв. не обнаруживают технологических аналогий со сканью Шапки Мономаха, так как относятся к иным технологическим стандартам.

Думаю, достаточно исчерпывающе. И, кстати, по мнению Жилиной существовало три стадии существования Шапки Владимира Мономаха, причем навершие Шапки более позднее добавление.

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей

Золотая шапка завершает ряд княжеских головных уборов-регалий, подражавших византийским императорским венцам. Она характеризуется пластинчатой (дробничной, или диадемной) конструкцией и, возможно, сохраняет реликт венца-стеммы в виде воздушного перекрестья под золотым крестом-навершием.

Нижняя часть Шапки, вероятно, состояла также из восьми более коротких золотых пластин, которые своей изогнутостью создавали форму, удобную для охвата головы. Пластины были закреплены по их контуру, следы первоначальных отверстий, фиксирующихся на боковых бордюрах, оказались искажены более поздними отверстиями.

Навершием шапки I конструктивной стадии был золотой крест с жемчужинами. Группа кастов имеет трехчленное деление, относится к XV в. и добавлена на Шапку позже.На II стадии существования, согласно предлагаемой реконструкции, Шапка утратила исконную нижнюю золотую деталь и была дополнена меховой нижней частью, воплощая традиции русского колпака.

Нижняя граница пластин стала основной опорной линией, о чем свидетельствуют множественные отверстия по нижнему краю и центральной части пластин. Эту стадию можно относить к XV в., поскольку отверстия пробиты до украшения Шапки вторичным жемчугом и кастами.

В таком виде Венец Мономаха открыл ряд русских Царских Венцов и навсегда осталась единственной подлинной Шапкой Мономаха, которой должен был венчаться Царь, чтобы стать законным.

Желающие могут поискать книгу Жилиной и самостоятельно убедиться, что ее, действительно серьезное, исследование убедительно доказывает, что ни «арабские» узоры, ни стилистика, ни техника исполнения не позволяют отнести Шапку Мономаха ни к работе золотоордынских мастеров, ни, тем более, к женским тюбетейкам. Византийская версия наиболее вероятна.

А уж то, что свидомые видят какое-то сходство Шапки с тюркской тюбетейкой, то это их личная проблема с ограничением по зрению, жестко накладываемое русофобией. Что ж поделать, что форма человеческой головы накладывает ограничения на многообразие форм и размеров головных уборов.

Хотя, если говорить, конкретно, про тюбетейки… Кто-нибудь видел тюбетейку, сделанную из 8 клиньев, подобных 8 пластинам Шапки Мономаха? Так-то тюбетейки делают из 4-х клиньев, а не из восьми.

И на мой выпуклый взгляд шапка на картинке ниже гораздо более похожа на тюбетейку, чем Шапка Мономаха.

А что, чем не тюбетейка, богато инкрустированная драгоценностями? Узоры и мотивы сходятся, четыре клина… Среднеазиатским заводчикам тюбетеек просто не хватает бриллиантов и рубинов для изготовления полноценной короны. Слався, Британия!

Кстати, желающие могут проследить за ходом дискуссии 3-х летней давности ССЫЛКА российского историка Клима Жукова (он частый гость у Гоблина) с парой свидомых о Шапке Мономаха, а также о разнице между гипотезой и доказанным фактом. Очень поучительно.

Наглядно видно, что свидомые явно не видят разницы между этими двумя понятиями.

Я же соглашусь с Климом – не важно, чем были части Шапки Мономаха раньше, важно то, что сейчас это уникальный объект, не имеющий аналогов в мире и значимая часть нашей великой русской истории.

ИСТОЧНИК —
https://uctopuockon-pyc.livejournal.com/1591316.html

Опубликовал: Василий Смирнов

Источник: https://hystory.mediasole.ru/proishozhdenie_shapki_monomaha

Атрибуты русского царя

Атрибуты русского царя vova_9116 января, 2014Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей16 января 1547 года в России венчался на царство первый царь всея Руси, Иван IV. Титул царя подразумевал не только особый статус, но и должные регалии. Предлагаю посмотреть на главные атрибуты русского царя.Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей

«ТЯЖЕЛА ТЫ, ШАПКА МОНОМАХА»

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей«Шапка золотая» упоминается во всех духовных грамотах, начиная с момента правления Ивана Калиты. Символ-корона российского самодержавия был предположительно изготовлен восточными мастерами в конце XIII – начале XIV века и подарен византийским императором Константином Мономахом своему внуку Владимиру. Последним царем, который примерял реликвию, стал Петр I. Некоторые исследователи утверждают, что шапка Мономаха является не мужским, а женским головным убором – под меховой оторочкой, якобы, остались приспособления для височных украшений. Да и изготовлена была шапка спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Что ж, даже если история появления этого атрибута царской власти – всего лишь легенда, это не помешало ему стать образцом, по которому изготавливались все последующие царские венцы.

Читайте также:  Кто из московских князей сумел объединить русь

ЗОЛОТОЕ ЯБЛОКО

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царейЗолотой шар, увенчанный крестом или короной, — держава — впервые была использована в качестве символа русского самодержавия в 1557 году. Проделав долгий путь, держава пришла к русским монархам из Польши, впервые приняв участие в церемонии венчания Лжедмитрия I. В Польше, заметим, держава именовалась яблоком, являясь библейским символом познания. В русской христианской традиции держава символизирует Царство Небесное. С момента правления Павла I держава представляла собой синий, увенчанный крестом, яхонтовый шар, усыпанный бриллиантами.

ПАСТУШЕСКИЙ ПОСОХ

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царейАтрибутом русской власти скипетр стал в 1584 году во время венчания на царство Федора Иоанновича. Так появилось понятие «скипетродержатель». Само же слово «скипетр» — древне-греческое. Считается, что прообразом скипетра был пастушеский посох, который в руках архиереев наделялся символизмом пастырской власти. С ходом времени скипетр не только был существенно укорочен, но и своим оформлением уже мало походил на скромный пастушеский посох. В 1667 году скипетр появился в правой лапе двуглавого орла – государственного герба России.

«НА ЗОЛОТОМ КРЫЛЬЦЕ СИДЕЛИ…»

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царейТрон, или престол, — один из важнейших символов власти, сначала княжеской, потом царской. Подобно крыльцу дома, которое создавали для всеобщего любования и восхищения, с особенным трепетом подходили и к созданию трона, при этом обычно их делали несколько. Один устанавливали в Успенском соборе Московского Кремля – этот трон участвовал в церковной процедуре миропомазания самодержца. Другой – в резных палатах Кремля. На этот престол царь садился после светской процедуры принятия власти, на нем он также принимал послов и влиятельных лиц. Существовали еще и «мобильные» троны – они путешествовали с царем и появлялись в тех случаях, когда надо было максимально убедительно представить царскую власть.

ВИЗАНТИЙСКИЕ ОПЛЕЧЬЯ

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царейОбычай носить оплечья, или бармы, пришел на Русь из Византии. Там они являлись частью парадных одеяний императоров. По преданию, бармы прислал для Владимира Мономаха византийский правитель Алексей I Комнин. Летописное упоминание барм относится к 1216 году – расшитые золотом оплечья носили все князья. С середины XVI века бармы становятся непременным атрибутом царского венчания на царство. С золоченого блюда в алтаре их в определенный момент подавали митрополиту епископы, которые, в свою очередь, получали их от архимандритов. После троекратного целования и поклонения, митрополит возлагал благословенные крестом бармы на царя, после чего следовало возложение венца.

«ОХ, РАНО, ВСТАЕТ ОХРАНА»

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царейПо обе стороны от трона всяк входящий мог видеть двух рослых красавцев, царских оруженосцев и телохранителей — рынд. Они были не только эффектным «атрибутом» на церемониях приемов иностранных послов, но и сопровождали царя во время походов и поездок. Облачению рынд можно позавидовать: горностаевые шубы, сафьяновые сапоги, песцовые шапки… Место по правую руку было почетнее, отсюда и пошло понятие «местничество». Борьбу за почетное звание царского рынды вели молодцы самых лучших фамилий.

ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царейПервой известной печатью XII века, вырезанной из металла, стал оттиск князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода. К XVIII веку русские цари пользовались печатями-перстнями, настольными оттисками и печатями-подвесками. Маленький вес последних позволял носить их на шнурке или на цепочке у пояса. Печати резались по металлу или из камня. Чуть позже излюбленным материалом становится горный хрусталь и его разновидности. Интересно, что с XVII века стали производить печати со съемной легендой – текстом, что позволяло новому царю использовать печать своего предшественника. В конце XVII века русские цари имели более двух десятков различных печатей, а печать европейского гравера Иоганна Гендлингера с могучим двуглавым орлом служила российским монархам более века, вплоть до конца правления Николая I.

источник

Поддержи автора — Добавь в друзья!

Источник: https://vova-91.livejournal.com/4061602.html

5 золотых атрибутов русских царей

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей

До середины 16 века русские правители именовались «великими князьями», что для иностранцев означало «великий герцог». Первым русским царём, равным по титулу королям Западной Европы, стал Иван IV Грозный.

Митрополит Всея Руси провел торжественную церемонию венчания — возложил на юного Ивана Васильевича драгоценные бармы, вручил Священный Крест и одел на голову Шапку Мономаха. Первый русский царь взошёл на трон 16 января 1547 года.

С тех пор драгоценные атрибуты власти сопровождали русских самодержцев вплоть до заката монархии в 1917 году.

1. Скипетр.

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей

На фото: Скипетр царя Михаила Фёдоровича, древнейший сохранившийся царский жезл.

Посох, или по-гречески «скипетр» — древний атрибут правителей. Длинный жезл из дерева или кости, отделанный золотом, прошел путь от фараонов Древнего Египта до римских императоров.

В Средние Века королевский символ наполовину уменьшился в длине и увеличился в стоимости. Скипетры европейских властителей начали изготавливать из золота, украшать драгоценными камнями и жемчугом.

Русский царь Фёдор Иванович, сын Ивана Грозного, получил первый драгоценный жезл при венчании на царство в 1584 году. С тех пор скипетр стал главным символом русской государственности. Золотой посох в руках государя символизирует доброго пастыря, заботящегося о своей пастве.

Царский атрибут изготовлен из золота, увенчан тремя орлами и небольшой короной с изумрудом, украшен 20 алмазами и другими драгоценными камнями.

Драгоценные золотые жезлы русских самодержцев выставлены в музеях Кремля.

2. Держава.

  • Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей
  • На фото: Держава царя Михаила Федоровича.
  • Второй по значимости царской регалией считается держава, или «золотое яблоко».

Массивный шар из золота с 200 драгоценными камнями изготовлен, предположительно, западноевропейскими мастерами. «Яблоко» увенчано золотым крестом — символом главенства христианского царя в государстве. Эмали с изображением ветхозаветных сцен на поверхности шара представляют особую ценность для искусствоведов.

Вместе со скипетром и Шапкой Мономаха «царское яблоко» входило в «Большой наряд» — главное торжественное облачение русских царей в 17 веке.

Первую русскую державу демонстрируют в Оружейной палате Кремля, в Москве.

3. Шапка Мономаха

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей

На фото: Древняя русская корона, чьё происхождение покрыто тайной.

Символ власти российского царя, Шапка Мономаха, датируется 14 веком. Царский атрибут изготовлен из золота, отделан собольим мехом, украшен 32 жемчужинами и 11 драгоценными камнями. Шапка Мономаха весит 993 грамма, высота головного убора — 25 сантиметров.

Историки говорят о трёх вариантах происхождения царского венца: византийском, монгольском и московском. Эксперты, проводившие анализ материала шапки, придерживаются московской версии. Считается, что знаменитый атрибут собран в 14 столетии из золотых шлемов русских князей 13 века.

Шапкой Мономаха венчали всех русских царей с 16 по 17 век. Петр I, прозванный Великим, стал последним царём, надевшим древний символ власти. Петр ввел в обиход корону, которая сменила шапку и украсила голову первой русской императрицы Екатерины.

Золотая шапка помещена в Оружейную палату Кремля вместе с другими царскими головными уборами.

4. Трон

  1. Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей
  2. На фото: золотой трон царя Михаила Фёдоровича, 16 век.
  3. Деревянный остов трона обшит золотыми пластинами, на которых закреплены 1964 драгоценных камня: рубины, турмалины, сапфиры и жемчуг.

Персидский шах Тахмасп I подарил первому русскому царю Ивану Грозному золотой трон, украшенный 3000 драгоценных камней — свидетельствует хроника того времени. Царь принял подарок с восторгом — вид такого богатства, красоты и искусной работы впечатлял.

Царь Михаил Федорович впервые использовал золотой престол при церемонии венчания на царство в начале 17 века.

Русские цари, в течение ста следующих лет, брали золотой престол на выездные церемонии и трон постепенно потерял внешний вид. В конце 17 века «царское место» отреставрировали и поместили в хранилище. Сейчас он демонстрируется в Оружейной Палате московского Кремля.

5. Бармы

  • Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей
  • На фото: Бармы царя Алексея Михайловича.
  • Бармы — украшения в виде золотого ожерелья с круглыми подвесками или воротника, украшенного золотом, драгоценными камнями и эмалью с религиозными сюжетами.

Первое летописное упоминание о золотом оплечье, которое носят русские князья, датировано 1216 годом. Слово «священные бармы» появляется в русской хронике 14 века. А с 15 века эти драгоценные украшения становятся постоянным атрибутом коронации русских царей.

Бармы, которые надел на венчании царь Алексей, прозванный Тишайшим — это семь крупных медальонов, закреплённых на атласном воротнике. Медальоны сделаны из золота, в центре — крупные эмалевые миниатюры с евангельскими сюжетами, обрамленные ажурной золотой оправой. 248 алмазов и 500 других драгоценных камней украшают царские оплечья. 

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей

На фото: Бармы 12 века, найденные в раскопках древней Рязани.

Старейшие золотые бармы, дошедшие до наших дней, найдены на раскопках в Рязани. Ожерелье 12 века поражает тонкостью ювелирной работы и красотой эмали. Царские регалии принадлежали, скорее всего, великому князю Рязани. Хан Батый сжег Рязань в 13 веке и бармы пропали, но спустя 600 лет были найдены археологами и возвращены в казну.

  1. Царские бармы выставлены в Оружейной палате, в Кремле.
  2. Золотые символы власти подчеркивали величие и благосостояние Российского государства, хранились под стражей в кремлёвской казне и использовались по особо торжественным случаям.
  3. ЕЩЕ БОЛЬШЕ ЗОЛОТЫХ НОВОСТЕЙ

Источник: https://www.globalintergold.info/ru/5-zolotyh-atributov-russkih-carey-zo106/

Шапка Мономаха история краткое сообщение

Что относится к главным регалиям царской, королевской и императорской власти? Корона, скипетр и держава. Все регалии обязаны своим происхождением античному миру.

Корона своим предком может считать венок, которым награждался победитель в состязании. Позднее венок стал символом победителя в войне или должностного лица – знаком служебного отличия (императорский венец).

Позже появилась корона, которая и стала главным атрибутом власти в раннем Средневековье.

Как появилась шапка Мономаха

Вопрос об истории появления шапки Мономаха до настоящего времени не имеет однозначного ответа. Историки предлагают нам несколько версий, и каждая из них довольно убедительна и представляет большой интерес.

До середины XIX века легенда о появлении шапки опиралась на сказания о том, что она была подарена византийским императором Константином Мономахом. Но, скорее всего, эти сообщения появились при великом князе Василии III, которому такие легенды были очень выгодны для упрочения своих прав на престол.

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей

Другая версия имеет монгольские корни. Некоторые исследователи считали, что это дар Узбек-хана Ивану Калите, который получил его после смерти своего брата Юрия Даниловича в качестве награды за преданность.

Но есть и современные историки, которые полагают, что шапка изготовлена в России. Они считают, что шапка собрана из частей и деталей шлемов сыновей Ивана Красного – Дмитрия Донского и княжича Ивана. Предполагается, что золотые пластины тульи изготовлены в XIII веке, а окончательный вариант шапки появился в 1505–1526 годах. И эта версия является на сегодняшний день наиболее предпочтительной.

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей

Венчание на царство Ивана V и Петра I

История шапки Мономаха

В 1328 году русские летописи впервые упоминают о ней в завещании Ивана Калиты. В нем в перечислении сокровищ названа «шапка золотая», и некоторые исследователи посчитали, что речь идет именно о шапке Мономаха.

Каждый день великие князья в ней не ходили. Украшение было ритуальным и использовалось только один раз, в день восшествия на престол. С окончанием торжеств, в соответствии со всеми необходимыми правилами, шапка Мономаха пряталась до следующего подобающего случая (она хранилась в царской сокровищнице). В обычные дни царь пользовался «ежедневным венцом».

В 1682 году шапка по назначению использовалась в последний раз – при восхождении на престол Ивана V. Здесь имелся один нюанс. Вместе с Иваном V на престол возводился и его младший брат Петр Алексеевич, который в дальнейшем стал императором Петром I Великим.  Для второго царя была изготовлена шапка-дубликат, или, как ее назвали, «шапка второго наряда».

Сегодня эта шапка и шапка Мономаха хранятся в Оружейной палате в Кремле.

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей

Описание шапки Мономаха

Общий вес головного убора составляет 993,66 грамма. В описании говорится, что шапка царская, золотая, сканая выполнена из восьми золотых пластин, украшенных филигранью, жемчугом и самоцветами.

Всего на шапке 43 драгоценных камня шести видов, среди них – сапфиры синие, сапфиры желтые, шпинель красная, рубины, изумруды.

И, естественно, шапка украшена русскими мехами, в которые в то время были одеты практически все европейские первые лица.

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/shapka-monomakha

Шапка Мономаха — венец великих князей и царей русских

Виталий

Самые первые сведения о костюмах славян содержались в арабских и византийских хронистов. Некоторые детали о русских костюмах можно узнать из скифских захоронений. К сожалению, обычай сжигать мертвых со всей утварью и украшениями уничтожил многие интересные подробности русского костюма и быта древних славян.

Любопытные сведения можно получить из старинных рисунков великих князей, где они изображались в опушенной мехом шапке, в плаще, застёгнутом на правом плече, а княгиня в византийском костюме из пестрой дорогой ткани.

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей

Шапка в давние имена была и летним и зимним головным убором.Только на зиму ее отделывали мехом и драгоценными камнями и жемчугом. Одной из таких шапок, относящих к царям является всем известная шапка Мономаха.

Этот коронационный венец никакого отношения не имеет к Мономаху, а названия — дань легенде.

Сказание гласит, что император Византии Константин Мономах приподнес эту шапку на золотом блюде, своему внуку киевскому князю Владимиру Мономаху.

Потом спустя много лет этот венец попал к московским князьям. Легенда легендой, но Мономах стал великим князем, спустя пол-века после смерти своего деда Константина.

Читайте также:  Что в облачении православного священника символизирует духовный меч

Изначально шапку изготовили бухарские мастера в 9 веке, и напоминала она золотую тюбетейку. Позднее ее увенчали ее крестом, обшили дорогим мехом и стала она одной из царских регалий, символом самодержавия России.

Великий князь Иван 3 короновал на царство своего потомка Дмитрия этой золотой царской шапкой. Это было впервые и произошло  в 1498 году. Так великий князь подчеркнул свою власть и мощь государства — венчанием на престол своего внука.

Когда Иван 3 вместе с боярами и с 15-летним внуком зашли, архиепископы поднесли митрополиту царские знаки — бармы и венец. Все эти символы царской власти митрополит передал князю, который возложил шапку Мономаха на голову Дмитрия.

А спустя пол-века, юный Иван 4 также венчался этой шапкой на царство.

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей

Расшитый драгоценными камнями, золотой венец русских царей сшит из 8-и пластин, покрытых сканью. Очертания скани передают собой характерные греческие завитки.

В центре этой дорогой и своеобразной шапки закреплен золотой крест, в его «подножии» вшиты 4 крупных жемчуга. Высота шапки Мономаха составляет 25 сантиметров, диаметр ее 20 см.

Сперва шапка была приукрашена только золотыми подвесками и жемчугами. После ее обшили мехом соболя и украсили золотым крестом.

С давних времен эта ценная регалия была знаком высшей государственной власти. Почти все русские правители до Петра 1 проводили ритуал венчания на царство, используя этот символ власти. Затем  в 1724 году коронование стали проводить, используя императорскую корону.

Буду рад Вашим м.

С уважением, Виталий Сердюк.

Источник: https://v1serdyuk.ru/istoriya/shapka-monomaha-venets-velikih-knyazey-i-tsarey-russkih

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей

Главная историческая реликвия и символ самодержавия России — шапка Мономаха — хранится сейчас в кремлевской Оружейной палате. Из чистого золота, украшенный драгоценными камнями, жемчугом и редчайшими шпинелями, этот легендарный царский головной убор весит порядка 1 кг.

«Тяжела шапка Мономаха!» — частенько сетовали русские самодержцы, подразумевая совсем не физический вес головного убора, а метафорический груз ответственности царской власти. Раньше многие века считалось, что эту золоченую шапку с собольей опушкой получил в подарок от деда Владимир Мономах. От его имени она и стала так называться.

Однако современные историки все чаще склоняются к тому, что Владимир никогда не носил этого головного убора, заменявшего у русских царей корону. И совсем не потому, что тот был слишком уж тяжел.

Византийская легенда

По распространенной до XX века легенде, в 1114 году великий князь переяславский, а затем и киевский Владимир решил пойти на Византию за данью по примеру многих своих предшественников. Об этом узнал тогдашний правитель Византии Константин IX Мономах, дедушка Владимира. Дабы амбициозный внук не развязывал войну, он сам предусмотрительно отправил богатые дары в Киев.

Откупился дед от внука аравийским золотом и символами царской власти, среди которых был и тот самый полусферический царский венец, украшенными драгоценными камнями. Свой подарок Константин сопроводил пожеланием в мире и процветании править Русью. Таким образом византийский император благословил Владимира на царствование и нарек его по своему подобию «Мономахом».

Легенда долгое время была в ходу, пока российские историки не обнаружили в ней ряд несоответствий. Во-первых, Константин просто не мог подарить шапку своему внуку, планирующему поход на Византию. В то время император уже покоился в земле. Константин Мономах умер, когда его внуку едва исполнилось 2 года.

Во-вторых, при жизни Владимира никто не называл «Мономахом». Это прозвище к нему приклеилось во время создания легенды о шапке Мономаха. По мнению историка Николая Борисова, это произошло на рубеже XV—XVI веков, когда на престол взошел Василий III.

В период постоянных кровавых войн за власть новому царю было необходимо как-то упрочить и свои позиции, и авторитет самодержавия в целом.

Вот тогда в угоду царю и была придумана красивая легенда о подарке императора Константина, якобы «помазавшего» русских князей на царствование.

Власть Византии в то время была непререкаемой, ведь именно из нее на Русь пришло христианство, положившее начало объединению разрозненных славянских княжеств.

Время создания

По мнению историка Натальи Жилиной, шапка Мономаха была сделана приблизительно в начале XIII века, когда Владимир «Мономах» уже давно почил с миром. Так что носить легендарную шапку князь просто физически не мог.

На время создания царского головного убора указывает анализ его материалов. Интересно, что шапку Мономаха буквально собрали из разных частей. Приблизительно в XII столетии (или даже еще раньше) были выкованы золотые пластины ее тульи. Спустя 4 века к головному убору добавили навершие в форме полусферы.

Шапка собиралась из разрозненных элементов несколько веков. Когда точно появились первые из них и сама идея создать такой царский венец, точно не известно. Единственное, что роднит ее историю происхождения с Византийской легендой, — это то, что золотые пластины действительно могли быть созданы умелыми византийскими мастерами. Уж очень тонкой была работа. На Руси таких вещей тогда не делали.

Приданое монгольской невесты

Все тот же Николай Борисов высказал предположение, что шапка Мономаха могла быть подарком ордынского Узбек-хана московскому князю Юрию Даниловичу. Последний был женат на родной сестре Узбека, Кончаке (после бракосочетания и крещения она стала называться «Агафьей»). Юрий Данилович был в дружеских отношениях с шурином и часто навещал его в орде.

Борисов считает, что шапка Мономаха на самом деле была женским монгольским головным убором, который носила или получила в качестве приданого Кончака. Так будущий символ российской самодержавной власти и попал в руки к Юрию Даниловичу.

На монгольское происхождение шапки указывает ее стиль и некоторые элементы украшений. Историки Максим Крамаровский и Ирина Бобровницкая уверены, что шапка была сделана в Крыму, а ее золотые пластины являлись когда-то частями головных уборов Чингизидов.

Но и монгольская теория происхождения шапки Мономаха довольно шаткая. Во-первых, Чингизиды вряд ли бы стали передавать символ верховной власти чужаку и славянину. Монгольские правящие роды очень ревностно относились ко всему, что касалось владычества. Во-вторых, в Золотой Орде не было обычая давать женщинам приданое. Да и не стал бы московский князь носить головной убор жены.

Теорий и легенд вокруг шапки Мономаха создали множество, а откуда она действительно взялась, не знает никто. Историки уверены только в одном: Владимир Мономах этого головного убора не носил.

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/217224927

История шапки Мономаха. Происхождение и откуда название такое

Шапка Мономаха – это основная регалия или символ русских царей на протяжении нескольких веков. Что она собой представляет? Если  кратко, то по сути она является обычным головным убором с остроконечной вершиной.

Все мы ещё по урокам истории Древней Руси помним Шапку Мономаха. Мы знаем, что она является главным символом, как самодержавия, так и самого царя.

Разумеется, «обычной» ее можно назвать очень условно, так как она украшена всевозможными драгоценными камнями, жемчугом, изумрудами и рубинами. На самом верху установлен крест, как знак божественного избрания.

Шапка Мономаха история

Первое упоминание о Шапке Мономаха относится к 1328 году – в завещании Ивана Калиты среди прочих сокровищ названа «шапка золотая». Многие современные исследователи считают, что здесь подразумевается именно Шапка Мономаха.

История происхождения шапки Мономаха не имеет однозначной трактовки. Существует несколько мнений историков о том, как возникла эта регалия при российских великих князьях. Мы рассмотрим лишь два основных варианта, так как остальные вообще не выдерживают никакой критики.

  • Шапка из Орды
  • Первая версия говорит о том, что рассматриваемая царская принадлежность является даром Узбек-хана великому князю Юрию Даниловичу или Ивану Калите (два родных брата).
  • Якобы в качестве московско-ордынского союза она была подарена одному из выше названных князей.

Подтверждением этой версии служат не только летописи, но и изучение филигранного орнамента на регалии. Он имеет сходство со среднеазиатскими узорами. И если поверить в правдивость этой версии, то Шапку следует называть уже не Мономаха, а Ивана Калиты.

Версия вторая (официальная)

Эта версия считается официальной и в корне отличается от предыдущей. Она возникает буквально сразу после того, как Московское княжество полностью переориентируется с Золотой Орды на Византию.

История происхождения шапки Мономаха выглядит следующим образом. Византийский император Константин IX Мономах преподносит головной убор в качестве дара киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху (правил в 1113-1125 годах).

Интересен факт, что сам Владимир Мономах по матери приходился внуком императору Византии, то есть Константину.

Для чего же он сделал такой подарок? Дело в том, что это было символом преемственности власти русских правителей от императоров великой Византии.

Несмотря на красоту данной версии и ее официальный статус, она имеет крайне сомнительную историческую подлинность. Ведь на момент смерти Константина (1055 год) Владимиру было всего лишь 2 года.

А шапочку-то не носили толком

Интересен факт, что великие князья надевали драгоценный головной убор только в тот день, когда происходило торжественное восхождение на престол.

После праздника и соблюдения всех уставов, шапка Мономаха пряталась в определенное место, где хранилась со всеми остальными сокровищами правителя. Царь же в дальнейшем пользовался специальным «ежедневным» венцом.

Последний раз шапка Мономаха была использована давно — при восхождении на престол Ивана V. Это случилось в 1682 году. Тогда произошла весьма примечательная история, и обойти стороной этот интересный факт мы не можем.

Дело в том, что Иван V, сын царя Алексея, был законным наследником, однако при этом обладал крайне слабым здоровьем. По некоторым данным он имел слаборазвитую психику, и править страной, разумеется, не мог.

Именно по этой причине вместе с пятнадцатилетним Иваном V был коронован и его младший брат – десятилетний Пётр I, который впоследствии войдет в историю как один из величайших императоров России.

Но как быть в этом случае, ведь шапка Мономаха одна, а венчать на царство нужно двоих? Несмотря на необычайность ситуации, придворная знать не растерялась и приказала изготовить «шапку второго наряда». Она полностью повторяла форму и украшения настоящей регалии, хотя конечно была гораздо менее художественна.

На сегодняшний день шапка Мономаха хранится в Оружейной палате России вместе со своей копией, изготовленной для Петра I. Надо сказать, что официальной цены этому уникальному историческому наследию не дано. Поэтому уверенно можно сказать, что она бесценна.

Тяжела ты шапка Мономаха

Полный вес реликвии составляет целых 993,66 грамма, то есть почти килограмм. Но на самом деле это не так уж много. «Вес» шапки иносказательный.

Источник: https://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/istoriya-shapki-monomaxa.html

Откуда пришла на Русь шапка Мономаха?

В наши дни шапка Мономаха — один из древнейших и наиболее ценных экспонатов Оружейной палаты Московского Кремля.

Это золотой головной убор, обитый соболиной опушкой и украшенный филигранью и драгоценными камнями — сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелью. Венчает шапку золотой крест с жемчужинами у оснований.

Весит убор 993,66 грамма — не так уж и много, чтобы говорить голосом Бориса Годунова из трагедии Александра Пушкина:

«Безумец я! чего ж я испугался?

На призрак сей подуй — и нет его.Так решено: не окажу я страха, —Но презирать не должно ничего…Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!»

«Тяжесть» ее заключается статусе: шапка Мономаха — одна из главных царских регалий России наряду со скипетром и державой.

Этой короной венчались российские цари с 1498 до 1682 года. Первым, кто надел шапку, был Дмитрий Иванович, внук Ивана III. А для Петра I изготовили дубликат шапки Мономаха — так называемую «шапку второго наряда».

Сегодня ее тоже можно увидеть в Оружейной палате.

В 1721 году Петр Великий отменил традицию венчания на царство и ввел обряд коронации. А при Екатерине II появилась новая регалия — Большая императорская корона работы придворных ювелиров Жереми Позье и Георга Фридриха Эккарта. Она оставалась главным торжественным головным убором императорской семьи до 1917 года.

Вопрос, когда и откуда пришла на Русь царская шапка, волновал не одно поколение исследователей. Первое упоминание о ней находится в завещании Ивана Калиты. По одной из версий, ее подарил князю монгольский хан Узбек.

Причем некоторые исследователи считают ее женским головным убором, который изначально принадлежал сестре хана Кончаке, жене московского князя Юрия Даниловича. Позднее эту подарочную шапку-тюбетейку, сделанную из добротно спаянных золотых проволок, московские мастера переделали в ту самую «шапку Мономаха».

«А из одежд моих сыну моему Семену кожух красный жемчужный, шапку золотую; а сыну моему Ивану — кожух желтого шелка с жемчугом, епанчу большую с оплечьями; моему сыну Андрею — бугай (верхняя одежда) соболий с наплечниками, с крупным жемчугом, с драгоценными камнями, суконную одежду с оплечьями.

А завещаю тебе, сыну моему Семену, братьев твоих младших и княгиню мою с меньшими детьми: после бога ты будешь о них заботиться.

Духовная грамота Ивана Даниловича Калиты

Другая теория о происхождении шапки появилась в политическом трактате XVI века «Сказание о князьях Владимирских».

Его создавали во время распространения концепции «Москва — Третий Рим», когда российским самодержцам было важно показать преемственность: первый Рим пал, передав свои полномочия второму — Константинополю, а когда под натиском османов был сломлен и он, настало время третьего — Москвы.

Первым царем объединенной после княжеских междоусобиц и монгольских завоеваний Московской Руси был Иван III, который женился на византийской принцессе Софье, племяннице последнего императора — Константина XI Палеолога.

«Сказание» описывало, как русские великие князья произошли от римского императора Августа через легендарного Пруса, якобы родственника Рюрика, а также то, как царские регалии византийского императора Константина IX Мономаха передали его внуку Владимиру Мономаху.

«В то время правил в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах и воевал он тогда с персами и латинянами. И принял он мудрое царское решение — отправил послов к великому князю Владимиру Всеволодовичу… С шеи своей снял он животворящий крест, сделанный из животворящего древа, на котором был распят сам владыка Христос.

С головы же своей снял он венец царский и положил его на блюдо золотое. Повелел он принести сердоликовую чашу, из которой Август, царь римский, пил вино, и ожерелье, которое он на плечах своих носил, и цепь, скованную из аравийского золота, и много других даров царских.

И передал он их митрополиту Неофиту с епископами и своим знатным посланником, и послал их к великому князю Владимиру Всеволодовичу… И с тех пор великий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом, царем великой Руси. И пребывал после того во все время с царем Константином в мире и любви.

Читайте также:  Как на руси отмечали именины

С тех пор и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья владимирские, когда ставятся на великое княжение русское».

«Сказание о князьях Владимирских»

В XVI же веке появилось еще одно описание драгоценной шапки. В 1520-е годы в Москву приезжал австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он записал в своих «Записках о Московии» на латинском языке: «Pileus называется на их языке шапка (Schapka); ее носил Владимир Мономах: она украшена драгоценными камнями и чудно сделана из золотых пластинок, которые извиваются наподобие змей».

В противовес версиям об «иноземном» происхождении шапки Мономаха, в последнее время стало популярно мнение, что изготовили шапку в России. Царская регалия состоит из нескольких частей, и исследователи полагают, что ее первый ярус, состоящий из восьми соединенных золотых пластин с растительными узорами, соорудили в XIII веке из деталей шлемов сыновей Ивана Красного — княжича Ивана и Дмитрия Донского. А вот меховую опушку и множество драгоценных камней добавили позже, в XV веке.

Источник: https://www.culture.ru/s/vopros/shapka-monomaha/

Шапка Мономаха — это… Что такое Шапка Мономаха?

Шапка Мономаха

Шапка Мономаха — главная регалия русских великих князей и царей. Символ-корона самодержавия в России. Представляет собой золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII — начала XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом.

«Шапка Мономаха» относится к числу самых древних регалий, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая».

Шапка представляет собой среднеазиатский головной убор[1]. Не исключено, что эта наследственная регалия московских государей — дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал.

Среди историков распространено мнение, что шапка Мономаха является реликвией московско-ордынского союза, который стал залогом политического взлёта Москвы в начале XIV века. Н. С. Борисов, например, пишет: «Тех, кто верно служил хану, он награждал одеждой и обувью.

Среди историков существует мнение, что знаменитая шапка Мономаха — это не что иное, как золотая тюбетейка, которой хан Узбек наградил за преданность Ивана Калиту»[2].

В связи с переориентацией московской государственности с Орды на Византию при Иване III происходит и переосмысление значения шапки в русле концепции «Москва — Третий Рим»[1].

В «Сказании о князьях Владимирских» (около 1518 года) формулируется официальная версия её происхождения: этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров.

В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно — как потому, что Константин умер в 1055, когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев, была довольно скромной, так и с искусствоведческой точки зрения.

Впервые наименование «шапка Мономаха» появляется в русских источниках в Летописной редакции чина поставления Дмитрия, внука Ивана III, на великое княжение, составленной в 1518 г.

[3] Шапка фигурирует в легенде, согласно которой византийские императоры, прежде чем передать её и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков (см. Три отрока в пещи огненной).

Особый статус венца диктовал его использование — до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором — «венцом». Этот венец входил в состав Большого наряда.

Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван V, соправителем которого был его брат Пётр I, в 1682 году.

Сам Пётр I, коронованный вместе с братом как младший соправитель, был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда», воспроизводившей форму и убранство исторической шапки Мономаха, однако с упрощениями и не на столь высоком художественном уровне. Шапка второго наряда также хранится в Оружейной палате.

Описание

Вес шапки Мономаха — 993,66 грамма. В хранящейся в архиве Оружейной палаты подробной описи царской казны 1696 года описание шапки Мономаховой приведено следующее:

Шапка царская золота, сканая. Мономахова, на ней крест золотой гладкий, на нём по концам и в исподи четыре зерна гурмицких, да в ней каменья, в золотых гнёздах: над яблоком, яхонт жёлтый, яхонт лазоревый, лал, промеж ними три зерна гурмыцких; да на ней четыре изумруда, два лала, две коры яхонтовых, в золотых гнёздах, двадцать пять зёрен гурмицких, на золотых спнях; около соболей: подложена атласом червчатым: влагалище деревянное, оклеено бархателью травчатою, закладки и крючки серебряны.

.

Копии и эпонимы

См. также

  • Шапка Казанская
  • Мономахов трон
  • Корона Мономаха

Примечания

  1. 1 2 Б. А. Успенский. «Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов». Москва, «Языки русской культуры», 2000. Стр. 77.
  2. Н. С. Борисов. Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света: Россия в 1492 году от Рождества Христова или в 7000 году от Сотворения мира. ISBN 9785235027527. Стр. 279.
  3. Синицына Н.В. О происхождении понятия «шапка Мономаха» (к вопросу о концепциях римско-византийского преемства в русской общественно-политической мысли XV-XVI вв.) // Из истории русской культуры. Т.II. Кн.1. Киевская и Московская Русь. — М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 642-648.
  4. Герман Ломов Сказ про царску шапку
  5. Сколько стоит шапка Мономаха?. Luxemag (12 марта 2009).

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/146112

История царской шапки

ВЕНÉЦ, древнейший символ славы и величия. Его истоки – языческие венки из цветов, употреблявшиеся в праздничных и др. ритуальных обрядах разных народов.

Со времён Древней Греции и Древнего Рима пошла традиция возлагать венок из ветвей лавра и оливы (по латыни – corona) на голову человека, достигшего высшего пика славы – победителя в Олимпийских играх, поэта-победителя в творческом состязании, отличившегося на войне полководца и победителя-императора, а также верховного лица в государстве (этот венец был не только символом власти, но и символом божественности её носителя). В поздние годы Римской империи венец был непременным атрибутом императорской власти. Со временем слово «венец» стало символическим обозначением миссии её носителя (царский венец), аллегорией судьбы (мученический венец), оценкой высшего достижения (венец творения) и т.п.

До 17 века слово «венец» на Руси не употреблялось.

Но по своему символическому значению венцом являлась древнерусская «княжья шапка»; роль венца в 10–13 веках играл парадный, нередко украшенный золотом, эмалью и чеканкой шлем князя-воина; такую роль играли наиболее древние, носившиеся князьями в торжественных случаях, головные повязки в виде шнура с украшениями (в том числе вислыми).Древнерусская княжья шапка к 13 веку уже имела устоявшуюся форму – матерчатая тулья, чаще красного или зелёного цвета (иногда разноцветная) с опушкой из меха или с обрамлением из кожи. Её носили князья в торжественных случаях, её надевали на князя при «поставлении на княжение».Великий князь московский и владимирский Иван III Васильевич (княжил в 1462–1505) под влиянием идеи «Москва – Третий Рим», то есть идеи духовного главенства Руси как православного государства после Византии (она пала в 1453), стал перенимать византийские обрядовые церковные традиции и традиции верховной власти, в том числе регалии верховной власти. В частности в 1498 он применил венец, называвшийся шапкой Мономаха, при обряде венчания внука Дмитрия в качестве своего соправителя на «великое княжение Владимирское, Московское, Новгородское и всея Руси». Шапка Мономаха была создана по образцу головного убора византийского царя (кесаря, или василевса), называвшегося «скиадий». Скиадий имел в основе форму европейской стеммы (стемма представляла собой золотой обруч, надетый на матерчатую шапочку, над которой сходились два полуобруча, увенчанные крестом). Шапка Мономаха впервые упомянута в завещании Ивана Калиты (14 век) как княжеская регалия. Иван III велел сделать к шапке опушку из соболя, благодаря чему эта регалия соединила в себе образ древнерусской княжьей шапки и византийской скиадии.Шапкой Мономаха венчались почти все русские цари. Слово «венец» впервые появилось в государственной бумаге в конце 17 в., в описи Государева Большого наряда. Так был назван Грамотинский венец, изготовленный под присмотром думного дьяка Грамотина в 1670-х гг. Этот венец использовался в обряде венчания на царство в 1676 Фёдора Алексеевича – единственного из русских царей, венчанного не Шапкой Мономаха. Грамотинский венец был столь богато украшен камнями и золотом, что весил более 5 кг.; он был трёхярусным и своим видом напоминал корону европейских монархов.Все остальные головные уборы, используемые русскими царями для ношения в торжественных случаях, назывались «царскими шапками».

Царские шапки были разнообразны. Так, у царя Ивана IV после его Казанского похода 1552 появилась так называемая Казанская шапка.Как и ханский трон, получивший позже название «Трона Бориса Годунова», она была изготовлена татарскими мастерами и привезена Иваном Грозным из Казани. Вместе с Шапкой Мономаха Казанская шапка – вторая из самых старых царских шапок (до 17 века), сохранившихся до наших дней.

Запасной головной убор русских монархов. Шапка была изготовлена примерно в 1553 году для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя.

Есть версия, что её изготовили ювелиры покоренного ханства. В ее производстве использовались золото, серебро, рубины, изумруды, жемчуг, мех. Венчает шапку жёлтый сапфир в 90 каратов. Кстати, в современном гербе Казани именно этот головной убор венчает щит.

В 1627 в мастерских Московского Кремля под присмотром думного дьяка Е. Телепнева для царя Михаила Федоровича была изготовлена царская шапка Большого наряда (она же Астраханская шапка) – одна из самых больших из сохранившихся царских шапок (высота 30 см).

Астраханской же шапкой она названа в честь покорения Астраханского ханства. Двухъярусный венец имеет массивный металлический корпус, к нижней части внешнего каркаса добавлена диадема с восемью зубцами. Внизу к короне присоединен соболиный мех, традиционное для такого типа корон — «шапок». Шапка украшена 177 камушками и жемчужинами. Сегодня эта корона венчает герб Астрахани.В 1684 для царя Ивана Алексеевича была сшита шапка из алтабаса – похожей на парчу дорогой ткани (отсюда название – Алтабасная шапка), из неё сделана тулья. Она же имеет название и Сибирская.

Для того чтобы шапка не заминалась и сохраняла форму, ее укрепили изнутри на каркасе из гладких серебряных дуг. На чуть мерцающем фоне ткани четко читается узор из ажурных золотых запоя, расцвеченных яркими эмалями и драгоценными камнями. В описи 1702 года шапка оценивается в 909 рублей.

На тулье – узор из ажурных золотых запон, расцвеченных эмалями и драгоценными камнями. Некоторые из этих запон были сняты, как утверждают источники, с несохранившейся Алмазной шапки царя Фёдора Алексеевича. Все упомянутые царские шапки хранятся ныне в Оружейной палате Московского Кремля.

Цари Иван V Алексеевич и Пётр I Алексеевич имели по собственной Алмазной шапке.Запасной головной убор Ивана V. Был рассчитан для повседневного использования. Шапка также была богато убрана драгметаллами и алмазами, часть из которых Иван перенес на свою любимую Сибирскую шапку.Первый венец царя Петра.

В этом головном уборе примечательно то, что по высоте и окружности она значительно уступала аналогичной «алмазной шапке» старшего брата Петра – Ивана V. После поездки в заморские страны и знакомства с местной модой Петр стеснялся носить на людях этот венец. Видимо, считал немодным.

Обе были изготовлены в 1680 в мастерских Московского Кремля. Их тульи сплошь покрыты алмазами. Шапка малолетнего Петра несколько меньше. Оба царя – Иван и Пётр – стали последними, кто был венчан на царство «царской шапкой».Запасная шапка (копия) Мономаха. Тоже предназначалась для головы Петра.

Судя по всему, надевал он ее один раз – на «дуэтное» венчание на царство в 1682 году вместе с братом Иваном – на том, правда, был оригинал шапки Мономаха. Запасной головной убор значительно легче подлинника – около 700 грамм.

Но для Петра Алексеевича, видимо, все равно была тяжела, поскольку надевал он ее один единственный раз.

В 1721 Пётр I принял титул императора, и в дальнейшем все русские императоры венчались на царство короной.

В имперскую эпоху лавровый венец как символ величия использовался в изобразительном искусстве и в художественной литературе.

Русских императоров нередко изображали не в короне, а с лавровым венком на голове, например, венком украшено чело Петра I на Медном всаднике и чело Екатерины II на памятнике в Екатерининском садике в Петербурге.

На том же памятнике Екатерина также держит лавровый венок в руке, словно готовясь возложить его на достойного славы героя.

Императорские короны до 1917 в символическом смысле продолжали называть венцами, причём не только в литературе, публицистике и т.п., но нередко и в официальных бумагах.

http://biblioclub.ru/index.php?page=dict&termin=1094152

7 шапок русской монархии

Источник: https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43035487847/prev

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector