Сколько бурлаков давали за пять бурлачек

Эпиграф:

«Какой, однако, это ужас, — говорю я уж прямо. — Люди вместо скота впряжены! Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например буксирными пароходами?»

«Далекое близкое» (Автобиография), Илья Репин

Памятник «Бурлаки на Волге». Самара

Сколько бурлаков давали за пять бурлачекСколько бурлаков давали за пять бурлачек

Кто такие бурлаки, думаю, знают все. По крайней мере, картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге» видели многие. Их быт и труд описан достаточно подробно. Меня же, как человека занимающегося историей Российской империи, заинтересовал вот какой момент.

Если верить Википедии и прочим, тиражирующим это утверждение сайтам: «Бурлацкий труд полностью исчез
с распространением пароходов
«.

Сказано это как-то не определенно, подумал я, хотелось бы, конкретнее о том, когда же в Российской империи бурлачество, как явление, перестало существовать окончательно?

Для начала: «Первый русский пароход был построен на Неве в 1815 г. владельцем механико-литейного завода в Петербурге Карлом Бердом». Он совершал рейсы между Санкт-Петербургом и Кронштадтом. «Первый пароход в Волжском бассейне появился на Каме в июне 1816 г.». «В 40-х годах XIX в. появляются пароходы и на реках Сибири» ().

Очень хорошо, подумал я. А к какому периоду относится картина Репина? Задумана в 1869 году, закончена в 1873, т.е. по прошествии 50 (!) с лишним лет после появления пароходов в Волжском бассейне. И за все это время бурлачество не исчезло?

В этой связи читаю:

«Картина Репина «Бурлаки на Волге», законченная в 1873 году, изображала уходящую натуру (как и строки Некрасова «Выдь на Волгу: чей стон раздается / Над великою русской рекой? / Этот стон у нас песней зовется — / То бурлаки идут бечевой!»), ибо золотой век волжского бурлачества был к тому времени далеко позади. Если в начале XIX века бурлаков в России насчитывалось до 600 000 человек, то уже к середине столетия их оставалось менее 150 000. Причем первыми вытеснять их начали не паровые двигатели, а лошади. Коноводные суда были первой попыткой заменить человека в качестве тягловой силы». ()

«Как известно, после написания картины «Бурлаки» И.Е. Репин подвергся критике одного из министров:

«- Hy, cкaжитe, paди бoгa, кaкaя нeлeгкaя вac дepнyлa пиcaть этy нeлeпyю кapтинy? Вы, дoлжнo быть, пoляк?.. Hy кaк нe cтыднo — pyccкий?.. Дa вeдь этoт дoпoтoпный cпocoб тpaнcпopтoв мнoгo yжe cвeдeн к нyлю, и cкopo o нeм нe бyдeт и пoминy.»

Говоря современным языком: «фальсифицируете Вы, Илья Ефимович, историю. Нет у нас таких пережитков, потому как докладывают, у нас — сплошная модернизация, паровозы и пароходы».

Это было в начале 1870-х. А в начале 1880-х Н.Боголюбов в “Истории корабля” посвящает бурлачеству целую статью, где указывает:

«Теперь, когда живую силу заменил пар, оно значительно ослабло, но нельзя сказать, чтобы совершенно исчезло. И теперь можно встретить бурлаков запряженных в лямки и тащащих за бечеву судно, сопровождая тягу заунывной песней больше для такта, по тем рекам, где не ходят пароходы, и на речках, удобных для сплава только при разливах, да и на больших реках оно еще не вывелось
» ()

О как, «не вывелись»! И это при том, что конкуренцию со стороны пароходов, к тому времени, бурлакам составляла и железная дорога, темпами строительства которой так любях хвастать господа французскобулочники. А они, «не вывелись»!

Так когда же они «вывелись»?

На некоторых фото, которые я привел в этом посте есть вполне точная датировка. Посмотрите и сделайте выводы сами…

Сколько бурлаков давали за пять бурлачекРепин. «Бурлаки на Волге». Фрагмент

Сколько бурлаков давали за пять бурлачекСколько бурлаков давали за пять бурлачекСколько бурлаков давали за пять бурлачекСколько бурлаков давали за пять бурлачек

Сколько бурлаков давали за пять бурлачекБурлак на Волге, 1904г.

Сколько бурлаков давали за пять бурлачекБурлаки на Ладожском канале, 1900 гг.

Сколько бурлаков давали за пять бурлачек

«… вот наступает 20—й век, век прогресса и технических революций, а бурлачество все существует. На фотографии 1910- года в лямку впряжены уже женщины.

Женщины-бурлачки тянут баржу на реке Суре в Нижегородской губернии. 1910г.

Фотография начала XX в. фотографа З.З.Виноградова. Из фондов Государственного исторического музея в Москве.

  • К фото выше
  • В чем же дело?
  • Патриотически настроенный современник уверенно объясняет: выгодно это было мужику (ну и бабе — тем более), заработки, мол, были большие: “Пройдя с баржой от Царицына до Нижнего бурлак зарабатывал столько, что мог купить дом в деревне.”

То, что заработок бурлака был большим для мужика — правда. Тут и Репина в качестве свидетеля можно использовать. Вспоминает он, как его поразила фраза одного из мужиков, признался, что 20-ти рублей ему бы хватило на всю жизнь.

“Heвoльнo дyмaлocь: «Kaкoв бюджeт y этиx бoбылeй. Двaдцaть pyблeй — тaк этo кaпитaл eмy нa вcю жизнь, дa и тoт oн зapыл бы в зeмлю, дa тaк и yмep бы, никoмy нe oткpыв cвoeгo клaдa». И.Е.Репин “Далекое близкое”

А вот какой резон был платить хозяину такие суммы, если содержание лошадей обходилось намного меньше, чем цена домиков в деревне? Вот с этим явная нестыковка.

Хотя, на мой взгляд, ответ — на поверхности — человеческий труд был намного дешевле, чем лошадиный, а бабий труд — еще дешевле.

“Доля бурлака, как видит читатель, не завидная,— труд зачастую не по силам, труд бессмысленный, притупляющий умственные способности, всякого рода лишения и в будущем та же нужда, какая была и при начале”- свидетельствует Боголюбов в конце своей статьи.

Почему же не заработать было мужикам-босякам на домик в деревне? Да потому, что цена рабочей силы зависела от предложения, а желающих заработать на таких работах по всей России было в избытке. Вот и женщины уже стали составлять конкуренцию, сбивая цены солидным артельным мужикам. Женщины, как правило, оплачивались (и соглашались на такую оплату) еще меньше, чем мужчины.» ()

Сибирская женская каторга. Бурлачки за работой 1903 г.

Тогда картина эта свидетельствовала о тяжкой жизни народа под гнетом самовластья. О чем свидетельствует нынче – сказать трудно.

В упомянутых сочинениях следовало цитировать стихотворение Н.А. Некрасова «На Волге». Само собой получалось, что картина И.Е. Репина являлась как бы иллюстрацией к этому стихотворению. И тут выяснялась явная нестыковка.

Стихотворение свое Некрасов написал в 1860 году, а повествует оно о годах еще более ранних, 1830-х. Между тем картина И.Е. Репина написана через сорок лет, в 1870 году.

И по признанию художника не стихотворение Некрасова его вдохновило, а настоящие бурлаки, которых он видел неподалеку от Петербурга, на Ижоре. Но ни учителя, ни – тем более – ученики над этой нестыковкой не задумывались.

Была еще одна нестыковка. Как бы само собой разумелось, что «Бурлаки на Волге» обличали существующую власть. А посему художника автоматически записывали чуть ли не в революционеры. В реальности же дело обстояло совсем иначе.

«Бурлаки на Волге» И. Репин написал в 29 лет, заканчивая учебу в Академии художеств. Это было нечто вроде дипломного проекта. И одновременно – первая крупная, «настоящая» картина.

До того, как Илья Ефимович «заболел» бурлацкой темой, он готовился представить на выпускной академической выставке картину на библейский сюжет «Иов и его друзья». Картина эта уже была закончена. В 1869 году И.Е. Репин получил за нее Малую золотую медаль, несмотря на название, награду немалую.

Источник: https://moscsp.ru/pravda-i-vymysel-v-burlakah-na-volge-kakim-na-samom-dele-byl.html

Бурлаки и бурлачество в российской империи. "уходящая натура"

Эпиграф:»Какой, однако, это ужас, — говорю я уж прямо.

— Люди вместо скота впряжены! Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например буксирными пароходами?»«Далекое близкое» (Автобиография), Илья Репин

Сколько бурлаков давали за пять бурлачек

Памятник «Бурлаки на Волге». Самара

Сколько бурлаков давали за пять бурлачек

Сколько бурлаков давали за пять бурлачек

Кто такие бурлаки, думаю, знают все. По крайней мере, картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге» видели многие. Их быт и труд описан достаточно подробно. Меня же, как человека занимающегося историей Российской империи, заинтересовал вот какой момент.

Если верить Википедии и прочим, тиражирующим это утверждение сайтам: «Бурлацкий труд полностью исчез с распространением пароходов«.

Сказано это как-то не определенно, подумал я, хотелось бы, конкретнее о том, когда же в Российской империи бурлачество, как явление, перестало существовать окончательно?

Для начала: «Первый русский пароход был построен на Неве в 1815 г. владельцем механико-литейного завода в Петербурге Карлом Бердом». Он совершал рейсы между Санкт-Петербургом и Кронштадтом. «Первый пароход в Волжском бассейне появился на Каме в июне 1816 г.». «В 40-х годах XIX в. появляются пароходы и на реках Сибири» (Источник).Очень хорошо, подумал я. А к какому периоду относится картина Репина? Задумана в 1869 году, закончена в 1873, т.е. по прошествии 50 (!) с лишним лет после появления пароходов в Волжском бассейне. И за все это время бурлачество не исчезло?В этой связи читаю:

«Картина Репина «Бурлаки на Волге», законченная в 1873 году, изображала уходящую натуру (как и строки Некрасова «Выдь на Волгу: чей стон раздается / Над великою русской рекой? / Этот стон у нас песней зовется — / То бурлаки идут бечевой!»), ибо золотой век волжского бурлачества был к тому времени далеко позади. Если в начале XIX века бурлаков в России насчитывалось до 600 000 человек, то уже к середине столетия их оставалось менее 150 000. Причем первыми вытеснять их начали не паровые двигатели, а лошади. Коноводные суда были первой попыткой заменить человека в качестве тягловой силы». (Источник)

Оцените красоту автоского слога — «изображала уходящую натуру«! Уходящую, но, как мы видим, по прошествии более чем полувека, так и не ушедшую!»Как известно, после написания картины «Бурлаки» И.Е. Репин подвергся критике одного из министров:»- Hy, cкaжитe, paди бoгa, кaкaя нeлeгкaя вac дepнyлa пиcaть этy нeлeпyю кapтинy? Вы, дoлжнo быть, пoляк?.. Hy кaк нe cтыднo — pyccкий?.. Дa вeдь этoт дoпoтoпный cпocoб тpaнcпopтoв мнoгo yжe cвeдeн к нyлю, и cкopo o нeм нe бyдeт и пoминy.»Говоря современным языком: «фальсифицируете Вы, Илья Ефимович, историю. Нет у нас  таких пережитков, потому как докладывают, у нас — сплошная модернизация, паровозы и пароходы».Это было в начале 1870-х.  А в начале 1880-х Н.Боголюбов в “Истории корабля” посвящает бурлачеству целую статью, где указывает:

«Теперь, когда живую силу заменил пар, оно значительно ослабло,  но нельзя сказать, чтобы совершенно  исчезло. И теперь можно встретить бурлаков  запряженных в лямки и тащащих за бечеву судно, сопровождая тягу заунывной песней больше для такта, по тем рекам, где не ходят пароходы, и на речках,  удобных для сплава только при  разливах, да и на больших реках оно  еще не вывелось» (Источник)

О как, «не вывелись»! И это при том, что конкуренцию со стороны пароходов, к тому времени, бурлакам составляла и железная дорога, темпами строительства которой так любях хвастать господа французскобулочники. А они, «не вывелись»!Так когда же они «вывелись»?

На некоторых фото, которые я привел в этом посте есть вполне точная датировка. Посмотрите и сделайте выводы сами…

Сколько бурлаков давали за пять бурлачекРепин. «Бурлаки на Волге». Фрагмент

  • Сколько бурлаков давали за пять бурлачек
  • Сколько бурлаков давали за пять бурлачек
  • Сколько бурлаков давали за пять бурлачек
  • Сколько бурлаков давали за пять бурлачек
  • Сколько бурлаков давали за пять бурлачек

Бурлак на Волге, 1904г.

Сколько бурлаков давали за пять бурлачек

Бурлаки на Ладожском канале, 1900 гг.

    Отдыхающие бурлаки»… вот наступает 20—й век, век прогресса и технических революций, а бурлачество все существует.

    На фотографии 1910- года в лямку впряжены уже женщины.Женщины-бурлачки тянут баржу на реке Суре в Нижегородской губернии. 1910г. Фотография начала XX в. фотографа З.З.Виноградова.

    Из фондов Государственного исторического музея в Москве.

    К фото выше

    В чем же дело?Патриотически настроенный современник уверенно объясняет: выгодно это было мужику (ну и бабе – тем более), заработки, мол, были большие: “Пройдя с баржой от Царицына до Нижнего бурлак зарабатывал столько, что мог купить дом в деревне.”То, что заработок бурлака был большим для мужика – правда.

    Тут и Репина в качестве свидетеля можно использовать. Вспоминает он, как его поразила фраза одного из мужиков, признался, что 20-ти рублей ему бы хватило на всю жизнь.“Heвoльнo дyмaлocь: «Kaкoв бюджeт y этиx бoбылeй.

    Двaдцaть pyблeй — тaк этo кaпитaл eмy нa вcю жизнь, дa и тoт oн зapыл бы в зeмлю, дa тaк и yмep бы, никoмy нe oткpыв cвoeгo клaдa». И.Е.Репин “Далекое близкое”А вот какой резон был платить хозяину такие суммы, если содержание лошадей обходилось намного меньше, чем цена домиков в деревне? Вот с этим явная  нестыковка.

    Хотя, на мой взгляд , ответ – на поверхности – человеческий труд был намного дешевле, чем лошадиный, а бабий труд – еще дешевле.

    “Доля  бурлака, как видит читатель, не завидная,— труд зачастую не по силам, труд бессмысленный, притупляющий  умственные способности, всякого рода лишения и в будущем та же нужда, какая  была и при начале”- свидетельствует Боголюбов в конце своей статьи.

    Читайте также:  Зачем православные носят нательный крестик

    Почему же не заработать было мужикам-босякам на домик в деревне? Да потому, что цена рабочей силы зависела от предложения, а желающих заработать на таких работах по всей России было в избытке. Вот и женщины уже стали составлять конкуренцию, сбивая цены солидным артельным мужикам. Женщины, как правило, оплачивались (и соглашались на такую оплату) еще меньше, чем мужчины.» (Источник)

    Сибирская женская каторга. Бурлачки за работой 1903 г.Бурлаки на Енисее. 80-90-е годы XIX векаЕнисейская губерния. Начало векаБурлак-крестьянин И. Гусаров

    И еще.

    Если верить все той же Википедии: «В СССР бурлацкая тяга была запрещена в 1929 году постановлением Народного Комиссариата путей сообщения, в подчинении которого до 1931 года был и речной транспорт.

    Однако, в годы Великой Отечественной войны на ряде малых рек, ввиду отсутствия буксиров, бурлацкая тяга имела ограниченное применение».

    Получается, что бурлачество просуществовало вплоть до революции. Иначе, зачем было запрещать то, чего уже не существовало?

    • p.s

    Бурлаки. Нидерланды. Фото, предположительно, довоенноеТоже НидерландыБурлаки на Янцзы. Китай. Послевоенное (1946-50гг.)Почти как «бурлаки на Волге»… но, думается мне, это не Самарская губерния…

    Источник: https://skaramanga-1972.livejournal.com/524054.html

    Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

    Заявка на добавление в друзья

    Бурлаков никогда не существовало.

    Все мы со школьной скамьи помним картину Ильи Репина о бурлаках на Волге и о том как нам было жаль этих несчастных людей.

    Так вот, дорогие соотечественники, спешу вас обрадовать: больше нет причин для печали, потому как ни такой профессии, ни даже такого хобби как бурлак в природе никогда не существовало.

    Сознание человека устроено удивительным образом: оно безоговорочно верит фактам лежащим на поверхности любого явления нашей жизни, даже если эти факты вопиют о своей фиктивности. Именно это мы имеем в случае с бурлаками.

    Сколько бурлаков давали за пять бурлачек

    Есть картина, написанная известным художником и нашему мозгу этого вполне достаточно чтобы фантазия дорисовала все недостающие детали.

    Сколько бурлаков давали за пять бурлачек

     Итак, что мы имеем в случае с бурлаками? Ложь возведенную в ранг исторического факта. А правда такова:  НИКАКАЯ МУСКУЛЬНАЯ СИЛА (В РАМКАХ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, ЕСТЕСТВЕННО), НЕ СПОСОБНА ПОДНЯТЬ ГРУЖЕНОЕ СУДНО ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ НИ БУКСИРОМ, НИ НА ВЕСЛАХ.

    Сколько бурлаков давали за пять бурлачек

    Даже если запрячь с полсотни Арнольдов Шварценеггеров. Что уж тут говорить о тех несчастных которых так убедительно изобразил нам художник Репин. Лишь только баржа отдаст швартовы всю эту группу здоровья сдует с берега как ветром вслед за баржей вниз по течению. Не поможет даже задушевная песня которые, как говорят, так любили петь эти сильные духом люди за работой. 

    Сколько бурлаков давали за пять бурлачек

            Оговорюсь, кроме технических вопросов есть еще экономика, а это безжалостная дама.

     Да, чисто технически, в рамках научного эксперимента, можно поднять судно с грузом вверх по течению если нанять армию работников. Вдоль берега медленно, долго но можно.

    Но тогда ваше коммерческое предприятие потерпит крах. Потому что работников нужно кормить и платить им зарплату да и время не менее важно.

              Выводы из всего этого можно сделать вполне серьезные а именно: никаких водных торговых путей до появления парового двигателя не существовало, как не существовало впрочем и дорог на суше. По реке можно только сплавляться вниз по течению или на плоту,  оборудованном  рулевыми веслами на носу и корме, или на весельном судне.

             Боюсь что читатели забросают меня камнями но все же скажу: я думаю  что никогда не существовало не только бурлаков, но и самого Ильи Ефимовича Репина. Эти персонажи лишь часть нашей ФАЛЬШИВОЙ ИСТОРИИ.

    Источник: https://newsland.com/community/5392/content/falshivaia-istoriia-chelovechestva-burlaki/5260344

    Бурлаки в дореволюционной России

    Наука » Полезно знать

    Откуда мы знаем о тяжелой доле бурлаков, тянувших по рекам и озерам суда в дореволюционной России? Ну, конечно, главным образом, благодаря известной картине Ильи Репина «Бурлаки на Волге», репродукции которой есть даже в школьных учебниках. Но вот насколько соответствует все изображенное на ней исторической правде — это очень и очень большой вопрос.

    Еще в старой советской школе нам, тогдашним ее ученикам, рассказывали о тяжелом труде волжских бурлаков, а мы должны были, глядя на картину Репина, пересказать слова учительницы своими словами. В итоге получалось так, что несчастнее людей не было на свете, ну и понятно, покончивший со всем этим Великий Октябрь был событием в высшей степени справедливым.

    Однако потом я как-то прочитал книгу американского писателя Бернарда Шульца «С индейцами в Скалистых горах» и вот там тоже был описан труд местных бурлаков-кордильеров, которые хотя и тащили габару вверх по течению, по вечерам и песни пели и, вообще, отнюдь не показаны несчастными людьми. Впрочем в сознании это хотя и отложилось, но к каким-то выводам я тогда не пришел. Мол, американская габара это одно, а наша волжская баржа — совсем другое.

    Почему Обручев стал геологом, а не писателем?

    Но потом я как-то раз сам оказался на Волге, и вопросы посыпались один за другим. Оказалось, что берега у Волги разные. Левый низменный, пологий и песчаный. А правый высокий и обрывистый. Причина этого в том, что Волга течет в меридиональном направлении и на ее течении действует «сила Кориолиса», подмывающая правый берег.

    А вот теперь давайте посмотрим на карту и прикинем, как долго пришлось бы тащить баржу бурлакам вверх из Астрахани в Нижний Новгород на торговую ярмарку?! Левым берегом идти неудобно, хотя он и пологий, именно из-за той же «кориолисовой силы», а правой — просто невозможно, так как обрывы там подходят вплотную к берегу, который к тому же зарос кустарником.

    И как же они тогда шли? Особенно если учесть, что на картине Репина они идут как раз по правому берегу! А все дело в том, что показано на полотне художника не совсем то, что было на самом деле.

    Просто автору его захотелось единичное явление сделать массовым, и поскольку он был талантлив, то это ему вполне удалось.

    Репин был человеком впечатлительным, интеллигентным, вот на него они тяжкое впечатление и произвели.

    Сколько бурлаков давали за пять бурлачек

    набросок к картине

    «Какой однако это ужас, — говорю я уж прямо. — Люди вместо скота впряжены! Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например, буксирными пароходами?» — вспоминает свои впечатления Илья Ефимович на страницах автобиографической книги «Далекое близкое».

    Другой, более поздний, отзыв его был таким: «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу.

    Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

    Между тем, если бы художник слушал все это повнимательнее, то… сюжет картины вполне мог быть совершенно другим! Дело в том, что картина эта реально живописует труд бурлаков совсем не таким, каким он был на самом деле, и в этом нетрудно убедиться, обратившись к монографии И. А.

    Шубина «Волга и волжское судоходство, изданной в СССР в 1927 году. Дело в том, что настоящие бурлаки работали совсем по-другому.

    Они же баржи снизу вверх по реке гнали, и как тут берегом вдоль реки можно было идти? Хоть левый, хоть правый берег бери — все одно вдоль воды далеко не уйдешь!

    Поэтому на баржах верхняя палуба была всегда ровной — понятно, что это были те баржи, что плыли вверх по течению самоходом шли, потому как были еще и баржи буксирные. На корме такой баржи стоял большой барабан.

    А на нем был трос намотан, а к нему цеплялись три якоря. Движение начиналось с того, что люди садились в лодку, забирали с собой канат с якорем и плыли вверх по течению, а якорь бросали.

    Потом другой, третий, до тех пор, пока им каната хватало.

    А тут уж и бурлакам приходилось браться за работу. Подходили они к этому канату, цеплялись за него своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а там, на корме, его наматывали на барабан. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперед.

    Потом они опять бежали на нос баржи, и все это повторялось. Вот так баржа и плыла вверх по течению до самого первого якоря, который потом поднимали, а после и второй, и третий. То есть поочередно их все время и ставили, и поднимали, так что баржа как бы сама собой по канату ползла против течения.

    Понятно, что это был труд нелегкий, но не такой, чтобы люди от него падали!

    Зато всякая артель бурлацкая при найме на работу сговаривалась о харчах.

    И за такой труд в день им обычно давали: хлеба уж не меньше, чем по два фунта, мяса по полфунта, а рыбы — сколько съедят(!), да к тому же еще сколько-то масла, сахара, соли, чаю, табака, крупы — все-все оговаривалось.

    Отдельно на палубе ставилась бочка с красной икрой — у кого желание было — тот мог подойти, горбушку хлеба от своей доли отрезать и ложками сколь хочешь есть. После обеда всегда спали, работать было грех.

    И только если уж лоцман по пьянке посадит баржу на мель, тогда лишь приходилось всей артелью лезть в воду, и вот так, как Репин это написал, баржу с нее стаскивать.

    И то… перед этим особо договаривались о том, за сколько бурлацкая артель будет это делать, а после купец-то им за это еще и водки ставил! И денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что в зимнее время мог и ничего не делать, и все равно ни он сам, ни его семья при этом не бедствовали. А если он не пьянствовал по кабакам, а давал деньги в рост своему хозяину, так ему и вовсе была хорошая жизнь.

    Хозяева таких ценили, старались всячески услужить и добиться их расположения.

    К таким шли самые сильные и сноровистые артели, поэтому и на ярмарку в Нижний Новгород они добиралась раньше других, и имели барыша поболе, чем другие! Вот это и было общее, а то, что мы видим на картине у Репина, — единичное.

    А зачем он это так написал тоже понятно: вызвать у зрителя жалость к трудящимся. Это в то время мода такая была у русской интеллигенции, и Илья Ефимович был отнюдь не одинок в том, чтобы представить его страдания «пожалостливее»!

    А были ведь еще и баржи-коногонки — где вместо бурлаков работали лошади, вращавшие этот самый барабан. Вот только особых преимуществ перед людьми они не имели. То есть да, в работе «коногонки» обходились куда дешевле, тем более что и сено и овес для лошадей покупали прямо на стоянках, а с собой не везли.

    Но зато как быть, если баржа вдруг села на мель? Стаскивать ее лошадьми? Очень даже это было неудобно во всех отношениях. А держать на этот крайний случай на борту бурлаков — невыгодно. То есть нужно было куда-то ехать их искать, а время-то дорого, не говоря уж о том, что в страду все артели были давно уже разобраны.

    Вот поэтому-то они широкого распространения и не получили и никто картин о труде этих коняг не написал!

    Мельница мифов: художники не лгут?

    Интересно, что написанная Репиным картина очень понравилась Федору Достоевскому, который в своем «Дневнике писателя» высказался о ней, как о подлинном торжестве правды в искусстве.

    Но самое удивительное, что потом за 3000 рублей ее купил великий князь Владимир Александрович и повесил в бильярдной комнате Владимирского дворца: «Нaдo пpaвдy скaзaть, чтo вeликoмy князю кapтинa этa искpeннe нpaвилaсь.

    Oн любил oбъяснять oтдeльныe xapaктepы нa кapтинe: и pacстpигy пoпa Kaнинa, и coлдaтa Зoтoвa, и нижeгopoдскoгo бoйцa, и нeтepпeливoгo мaльчишкy — yмнee вcex свoиx стapшиx тoвapищeй; вcex иx знaл вeликий князь, и я слышaл coбствeнными yшaми, c кaким интepecoм oн oбъяснял вce дo caмыx пoслeдниx нaмeкoв дaжe в пeйзaжe и фoнe кapтины», — писал о том сам И. Е. Репин в своих воспоминаниях.

    Читайте также:  6 любовниц петра i: что с ними случилось

    Читайте все статьи из серии «Мельница мифов»

    Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника»

    Источник: https://www.pravda.ru/science/1191199-burlacy/

    Сколько бурлаков давали за пять бурлачек

    • Бурлацкий труд, ушедший в небытие с развитием пароходства, несмотря на то, что принадлежал к числу тяжелейшим в физическом отношении работам, привлекал не только мужчин, но и женщин.
    • Желавшие поправить своё удручающее материальное положение или сбежать от беспросветных неурядиц представительницы слабого пола, в марте приезжали на бурлацкие базары, где работодатели отбирали рабочую силу на весенне-осенний сезон.
    • Самая большая подобная биржа труда находилась в городе Рыбинск (Ярославская область), в XIX веке носивший звание бурлацкой столицы Российской империи.
    • Женские артели
    • Женские артели формировались по тому же принципу, что и мужские бригады, но с не большим послаблением в нормативах: на каждые 1000 пудов перевозимого груза судовладелец обязан был взять на работу пять бурлачек, чей коллективный коэффициент полезного действия равнялся производительности трёх бурлаков.
    • В зависимости от тяжести поклажи численность женской артели могла варьироваться от 4 до 40 человек, которая, заключив договор с хозяином судна и условившись со всеми тонкостями задания, принималась за нелёгкий труд.

    Женщины в ряды бурлачек в основном попадали по собственной воле. Но встречались среди них и каторжанки, тянувшие лямку по приговору суда, а не из желания заработать неплохие деньги, которые при грамотном распределении позволяли семье рабочей безбедно прожить более полугода.

    Низкая оплата

    Несмотря на то, что женщины-бурлаки отрабатывали по 19 часов в сутки, оплата их труда была несколько ниже, чем мужского.

    Объяснялось это двумя факторами. Во-первых, представительницы прекрасной половины человечества намеренно сбивали цену за свой труд, поскольку стремились выиграть в конкурентной борьбе с превышающими их число мужиками.

    Во-вторых, из-за того, что для выполнения одной и той же работы требовалось большее количество женщин, чем мужчин, даже получив одинаковое с ними вознаграждение, бурлачки вынуждены были делить его на большее число работников бригады.

    Иерархия женщин-бурлаков

    В женской артели бурлаков существовала такая же иерархия рабочих, как в мужском аналоге, позволявшая повысить эффективность труда. Во главе транспортировщиков речного судна против течения воды, всегда стояла бурлачка-бригадир, которую называли «шишка».

    Ею становилась самая опытная и мощная женщина, которая знала тропу и координировала действия всех работников, задавая темп, ритм, и запевая песни, в том числе знаменитую бурлацкую «Эх, ухнем!».

    В случае, если синхронно начатое с правой ноги движение сбивалось, бурлачка –«шишка» выкрикивала «заклинание» «сено-солома», которое восстанавливало одновременность хода.

    Следом за «шишкой» шли «подшишельники», которые обычно были верными товарищами бригадира, помогая ему в организационных и финансовых вопросах.

    В отличие от мужских артелей, в женских, наблюдалась более слаженная работа, поскольку в них отсутствовали так называемые «кабальные» и «халтурщицы», трудившиеся исключительно за еду, а потому относившиеся к делу спустя рукава.

    Замыкала движение «косная», следившая, чтобы лямки не цеплялись за береговые преграды в виде камней и кустов. В её роли могла выступать бывалая, но наименее сильная представительница группы.

    В женском коллективе высокая нагрузка между членами бригады распределялась более равномерно и справедливо.

    1. Окрошка
    2. Однообразный рацион бурлаков, обычно ежедневно состоявший из пшеничной каши и двух килограммов чёрного хлеба, в обед дополнялся долго не портившимся на жаре питательным квасом и воблой.
    3. Пытаясь как-то усовершенствовать меню, женщины-бурлачки придумали замачивать вяленую рыбу в квасе и добавлять в него крошеный хлеб, став «изобретателями» традиционного блюда русской кухни под названием окрошка.
    4. Со временем дополнив его зеленью и овощами, бурлачки, сами того не подозревая, создали питательное кушанье богатое жирами, белками, углеводами и витаминами, помогавшее им восстанавливать силы при изнурительном труде.
    5. Помимо заряда энергии окрошка позволяла без особых усилий разжевывать твёрдую рыбу, которая была не по зубам многим работникам.
    6. Работа на судне и на суше
    7. Стоит отметить, что работа бурлаков содержала две составляющие: когда уровень воды был низкий, им приходилось тянуть лямки, идя вдоль берега, а в обратном случае, они подтягивали баржу, стоя на палубе, используя специальную систему из канатов, барабана и якорей.
    8. Плывя против течения, они попеременно протягивали канат от носа судна к корме, накручивая его на барабан, и в нужное время, опуская и поднимая якорь.

    Источник: https://woman.rambler.ru/other/42071331-skolko-burlakov-davali-za-pyat-burlachek/

    Бурлаки на Волге — кто все эти люди?!

    kujman

    Оригинал взят у gmorder в Бурлаки на Волге — кто все эти люди?!

    Бурлаки на Волге — кто все эти люди?!О чем рассказывает картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» и почему важна каждая деталь.

    ———————————————

    Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII—XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива. Бурлацкий труд являлся сезонным.

    Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра.

    При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни.

    Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.

    Когда Достоевский увидел эту знакомую нам с детства картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге», он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста. В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил: «…бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!»

    Достоевский не мог даже представить, сколько банальностей еще будет сказано об этой картине и каким бесценным документом она будет теперь для тех, кто захочет понять организацию труда бурлаков.1.

    БечевникИстоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился.

    Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

    2. Шишка — бригадир бурлаковИм становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения.

    Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу.

    Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.

    Подшишельные — ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него. По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье.

    Во времена Репина оно было небольшое — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово.

    За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.

    «Кабальные», как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

    Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

    «Халтурщики»В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.

    7. «Надзиратель»Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

    8. Косный или коснойКосный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.

    9-10. Расшива и флагВид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.

    К порядку полос на флаге относились не силшком внимательно, и часто поднимали вверх ногами, как здесь.

    11 и 13. Лоцман и водоливЛоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы.

    Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке.

    По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

    15. Резьба на расшивеС XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами.

    Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников.

    Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.

    Бурлаки на Волге. Вид с корабля.

    Были и женские артели:

    Женщины-бурлаки были не только в России

    В Западной Европе (например, в Бельгии, Нидерландах и Франции, а также в Италии) передвижение речных судов с помощью живой силы и тягловых животных сохранялось до тридцатых годов XX века. А вот в Германии использование живой силы прекратилось уже во второй половине XIX века.

    Тяжело ли было бурлакам?

    Ни одна река в мире не знала такого размаха бурлачества, как Волга. Главная причина этого — чисто физическая: почти на всей судоходной части реки скорость течения не слишком велика. Ниже мы покажем прямую связь скорости течения с физической нагрузкой, приходящейся на каждого бурлака.Наиболее активно бурлаки работали на участке от Рыбинска до Астрахани протяженностью 2645 км.

    Репин показывает ватагу бурлаков (11 человек), идущую «бичевой» по песчаной отмели в безветренный солнечный день. Ход «бичевой» начинался обычно выше устья Камы.

    Бичевой называлась прочная веревка толщиной 3 дюйма ( ~7,5 см) и длиной порядка 100 саженей (~ 214 м). Длина бичевы выбиралась так, чтобы можно было вести судно по достаточно глубокому месту. В то же время величина угла aгор (рис.

    1) не должна была приводить к большим потерям совершаемой работы.

    И.Е.Репин точно указал место крепления бичевы (верхняя часть мачты) и ее провис. Казалось бы, бичева должна быть натянута, и крепить ее нужно так, чтобы угол aверт (рис. 2) был как можно ближе к 90°. Все было бы так, если бы бичева была невесома.

    На деле вес такого каната составлял не менее 2500-3000 Н, и, прикрепляя канат к вершине мачты высотой ~ 30 м, бурлаки основную долю веса «вешали» на мачту. Не случайно бурлаки не любили, когда бичева начинала «трубить», т.е. когда приходилось идти по высокому берегу, и место крепления бичевы оказывалось ниже бурлацкой тропы — «бичевника». Впрочем, такое случалось редко, т.

    к. размеры судна, его грузоподъемность и высота мачты выбирались опытным путем с учетом высоты берегов и глубины русла Волги.

    Тип судна на картине определить нетрудно — это знаменитая волжская расшива. Длина наиболее распространенных расшив грузоподъемностью 20 000 пудов равнялась L»25м, ширина В»7,5м, осадка Т»1,8 м, высота мачты Н»30м, длина райны (прикрепленной к мачте перекладины), необходимой для движения судна под парусом, также равнялась ~ 30 м.

    Расстояние от Астрахани до Н. Новгорода (2172 км) груженые расшивы преодолевали за 2,5-3 месяца, стараясь в основном двигаться под парусом. В безветренные дни в низовьях Волги при быстрых паводковых водах суда двигались подачей (рис. 3).

    В этом случае вперед судна завозились якоря, и расшива подтягивалась к ним с помощью каната, вытягиваемого бурлаками, идущими по палубе. При этом брался канат в 4-5 раз длиннее и в 1,5 раза толще бичевы, но его вес не слишком осложнял работу. При ходе подачей практически нет потерь в совершаемой работе из-за иной геометрии приложения сил.

    Тем не менее хорошо известно, что бурлаки предпочитали ход бичевой. Очевидно, дополнительная работа, связанная с завозом якорей, была весьма обременительной.

    опытаемся дать количественную оценку тяжести бурлацкого труда. Так как судно движется с постоянной скоростью, проекция силы тяги на направление движения равна силе сопротивления водного потока:

    Fтяги = Fсопротивл .

    В справочнике «Спутник механика» («Vade Mecum») Бернулли, впервые переведенном и изданном в России в 1864 г., можно найти следующее утверждение: «Сопротивление движению судна пропорционально погруженной части наибольшего поперечного сечения судна, а также квадрату скорости судна».

    Выведем соответствующую формулу в современных обозначениях. Качественно она получается, если вспомнить, что по 2-му закону Ньютона сила равна изменению импульса в единицу времени.

    Читайте также:  Каким видели мир люди несколько веков назад

    Запишем передаваемый за время Dt импульс водного потока, падающего ортогонально на погруженную в воду пластину площадью S, в виде:

    • P = mv = rVv = rSЧDtЧvЧv = rSv2Dt.
    • Здесь r — плотность воды, v — скорость потока воды. Отсюда сила сопротивления равна:
    • F = (Cx/2)rSv2.

    Безразмерный коэффициент Cx определяется экспериментально для каждого конкретного судна и зависит от обтекаемости. В современных реальных расчетах с помощью нескольких безразмерных параметров учитывается также трение воды о всю смоченную поверхность. Однако для оценки достаточно приведенной формулы.

    При движении расшивы против течения следует помнить, что скорость водного потока, оказывающего сопротивление движению, равна сумме скорости течения реки v1 и скорости движения бурлаков v2.

    Конкретные значения скорости течения Волги во времена Репина можно найти в словаре Брокгауза и Ефрона. Весной, в мае, скорость течения изменялась от 2,5 фут/с в верховьях до 7,7 фут/с ниже Саратова. Летом эти цифры уменьшались до 1,5 фут/с и 3 фут/с соответственно.

    На плесах, ровных участках реки, удобных для судоходства, можно принять скорость течения 2,3 фут/с. Из описаний труда бурлаков следует, что «без ветра, бичевой» они преодолевали в день по берегу от 5 до 10 верст. Таким образом, их скорость равнялась 0,3-0,6 фут/с.

    Если взять большее значение, то вычисления по формуле Бернулли, которые мы не приводим, показывают, что сила сопростивления движению расшивы на волжских плесах равнялась примерно 2400 Н.

    1. К этой цифре необходимо добавить сопротивление, создаваемое рулем, который необходимо всегда держать под некоторым углом к направлению течения, иначе расшива воткнулась бы в берег. Для плоской пластины безразмерный коэффициент Сx = 1,1, площадь руляSруля = 6 м2, и, принимая aруля = 10°, находим по формуле:
    2. Fсопр. руля = (Cx/2)rЧSЧsin aруля Чv2,
    3. так что дополнительное сопротивление руля равно примерно 400 Н.
    4. Сила тяги бурлаков (в соответствии с рис. 1 и 2) рассчитывается по формуле:
    5. Fтяги = Fсопр/(cos aгорЧsin aверт).

    Точное значение этих углов по картине И.Е.Репина установить невозможно, но ориентировочно, зная длину бичевы, расстояние от бурлацкой тропы до судоходного русла (~ 100 м) и высоту мачты, можно считать произведение

    cos aгорЧ sin aверт = 0,7-0,8.

    Следовательно, сила тяги бурлаков получается равной 3500-4000 Н. При численности ватаги в 10-11 человек, нагрузка на каждого бурлака равна 320-380 Н.

    Любой, желающий почувствовать себя «в шкуре» бурлака, должен сделать бурлацкую лямку — кожаный пояс длиной 3 аршина (213,36 см) и шириной 4 вершка (17,78 см) с концами, сшитыми вместе, перекинуть ее через блок, жестко закрепленный на опоре на уровне груди, и укрепить на другом конце груз массой 40 кг (вес 400 Н). Если перекинуть веревку через блок, надеть лямку на грудь и начать двигаться так, чтобы поднять груз, вы почувствуете примерно ту же нагрузку, которую испытывал бурлак. С учетом того, что рабочий день бурлаков длился от рассвета до заката (с небольшим перерывом), получается, что работать бурлаком было действительно трудно! Заметим, что основной вклад в сопротивление вносит течение реки, так что уменьшение скорости течения на 25% снижает нагрузку на 44%, а возрастание на столько же приводит к росту нагрузки на 56%.

    • Старинные меры длины и веса1 сажень = 3 аршина = 12 четвертей = 7 футов = 2,1336 м;1 аршин = 4 четверти = 16 вершков = 0,7112 м;1 верста = 500 сажен = 1066,8 м;1 м = 2,38 фут;1 кГ веса = 2,4419 русского фунта;
    • 1 пуд = 16 кГ веса.

    Via

    Источник: https://boeing-is-back.livejournal.com/193874.html

    Дело мастера | новости

    Ольга Гржибовская

    Задумывались ли вы когда-нибудь, кто населял уютные рыбинские особнячки сто, двести лет назад? Кто ходил по нашим улицам и переулкам? И главное  — создавал то, что мы сейчас называем Рыбинском? О профессиях вековой давности, о нравах  и обычаях их представителей читайте в нашей подборке

     Деловой. Бойкий. Энергичный. Таким бы предстал центр города лет сто и даже двести  назад. Тут раздается стук сапожного молоточка, там, на Волге, — пароходный гудок, а вот откуда-то тепло повеяло свежим хлебом. Рыбинск в прошлом — не только торговец, но и ремесленник, судостроитель, лекарь и даже интеллигент. 

    Кондитер, колбасник и кислых щей мастер

    Уже в далеком прошлом город населял народ мастеровой. Одна из древнейших рыбинских профессий — кузнецы. В Усть-Шексне был раскопан целый металлургический комплекс эпохи средневековья. Позже кузницы появляются и в дворцовой Рыбной слободе, об этом говорят записи в писцовой книге.

    Красноречивый факт — до 1676 года натуральный оброк рыбинцы платили не только рыбой, но и «новокладными гвоздками», т.е. гвоздями. А когда археологи вели раскопки в историческом центре, в Вознесенском переулке, то в слое 17 века обнаружили сапожную мастерскую.  Любопытно, что там были найдены заготовки для кожаных сапог маленьких размеров.

    Это говорит о том, что жители слободы были зажиточные настолько, что и детям могли покупать дорогостоящую кожаную обувь. 

    В 18 веке по городскому положению 1787 года ремесленники объединялись в цеха — некое подобие профсоюзов — часовой, сапожный, кузнечный, малярный, пекарный, хлебный, порт-новский. Каждый из них имел свое знамя, а старшина — посох. Объединялись  в цеха по весьма интересному принципу.

    Например, в малярном цехе наряду с красильщиком, живописцем и позолотчиком состояли также переплетчик, точильщик и даже парикмахер. А в сапожный цех в числе прочих входили перчаточник и саквояжник. Кислых щей мастера были приписаны к цеху пекарному. К слову, со временем утратилась не только эта профессия, но изменились и сами щи.

    Оказывается, в старину кислые зеленые щи продавались… в бутылках и употреблялись скорее как напиток, а не как первое блюдо.   

    При производстве открывались магазины и лавки. История донесла до нас память о  магазинах «Слесарные и токарные работы» купцов Неопихоновых-Петровых, знаменитых колбасных лавках
    19 века Ершова и Гюнтера, конфетной лавке кондитера Матвеева.

    Через Волгу на «пчелке»

    Издревле селились на берегах Волги судостроители. В 19 веке на фабрике купца Журавлева на воду спускаются небольшие суда для перевозки пассажиров. Тут и там трудились они на Волге, использовались даже вместо парома, за что и получили свое название — «пчелки». Увидеть их можно на старинных открытках «Приветъ из Рыбинска».

    В 1870 году открываются железнодорожные мастерские, появляется техническая интеллигенция (плюс судостроительный завод, канатная фабрика). Рабочие там получали довольно большие деньги, ремонтировали ж/д составы, паровозы. При этом именно рыбинские мастерские были главными, а не ярославские.

    Бурлачка Соня

    Про бурлаков написано и рассказано много. Но мало кто знает, что наряду с небритыми и грубыми мужиками в лямку впрягались и женщины. В 19 веке артели бурлачек не были редкостью. Туда шли женщины молодые, вдовы или незамужние. Сильные и здоровые. Грузы они тянули поскромнее и на меньшее расстояние.

    А в тридцатые годы 20 века, уже в советское время, в порту появились женские бригады грузчиков. Мужчинам они старались не уступать ни в чем, выбиваясь в стахановцы. Бригада Анны Федоровны Кексель, между прочим, получала правительственные награды и грамоты.

    Так что выражение «слабый пол» в период индустриализации отошло в разряд архаизмов. Радует, что не навсегда.

    Капитан крюк

    На верху рабочей иерархии находились крючники — грузчики, как мы называем их сегодня. Название профессии дал специальный большой крюк, которым они поддевали тяжелые мешки себе на спину. Силой крючники обладали недюжинной. Каждый мешок весил
    9 пудов, а это ни много ни мало

    144 кг. Некоторые крючники за раз могли перетащить на себе 2-3 мешка. Самым сильным полагался жилет, вышитый золотыми галунами. У тех, кто пониже статусом, жилет был вышит серебром.

    Писатель Гиляровский, дядя Гиляй, в 18 лет уйдя из дома и поработав бурлаком, записался крючником. И буквально через две недели получил жилет, вышитый серебром.

    Такой он был богатырь! Сейчас нам непонятно, откуда бралась эта богатырская сила, ведь питались крючники тюрей — похлебкой на воде из репчатого лука, хлеба и соли. Ни о каком мясе речь не шла.

    Силачам давали самую лучшую работу, за которую больше всего платили. В день крючник мог перетащить до тысячи мешков. А учитывая, что за каждый хозяин давал по три копейки, в месяц крючник зарабатывал по 100-120 рублей. Бешеные деньги! Однако богачами они не становились.

    Все свои кровные работяги спускали в трактирах и кабаках, коих было множество на Веселых островах. Зимой, когда еще не было построено железной дороги, работы не было, и они возвращались в свои деревни, либо шли на паперть, либо умирали от голода и холода, либо разбойничали.

    Отчего и получили прозвище зимогоры. Жили крючники в Ягутской слободе, Ягутке. В переводе с татарского «ягут» — это «бездомный, бедный человек, бродяга». По сути, это было первое поселение гастарбайтеров, пришлых людей.

    Излюбленное их зимнее развлечение — стенка на стенку с Александровской слободой с левого берега. Причем дрались прямо на льду на середине Волги.

    Конкурент с бритвой

    В фонде городской управы встретилась такая жалоба.

    Рыбинские цирюльники до глубины души возмущены вопиющим случаем: один пришлый парикмахер стал стричь и брить прямо на табурете на Волжской набережной! Берет он, сообщалось в бумаге, по пять копеек, аренды не платит, городскую казну не пополняет. И они, честные люди, от этой недобросовестной конкуренции  терпят убытки, а им, дескать, детей кормить…

    Времена меняются, нравы остаются. Другой случай борьбы с конкурентом связан с именем купца Батырева. При ремонте торговых рядов он так перенес дверь, что покупатели попадали прямиком к нему в лавку, а до других не доходили. Так, раздосадованные соседи забаррикадировали вход в батыревскую лавку и не пускали туда возмутителя спокойствия.

    Этика маклера

    Биржевой маклер — можно сказать, очень рыбинская профессия. Их в Рыбинске было 25 человек. Маклеры выгодно отличались и заработком, и кругом общения, который составляли торговцы со всей Волги.

    От торговых посредников зависел и успех сделок, и очень большое количество людей, поэтому деловая этика подразумевала не одно золотое правило.

    Так, отправляясь в отпуск, маклер писал объявление в газету, что он, к примеру, старший маклер Шишов Александр Васильевич, отбыл в Крым с такого-то по такое-то число, просьба не беспокоить. А по приезде давалось объявление, что маклер Шишов вышел на работу.

    Доктор для всех

    Вообще, если судить по объявлениям того времени, самая популярная врачебная специальность на рубеже веков — стоматология. Их реклама встречается в газетах очень часто. Интересно, что в начале 20 века врачебное поприще вовсю осваивали женщины, известны имена зубных врачей Беловой, Мухиной.

    Известные врачи Ливанов, Нифонтов были, так сказать, универсалами, лечили разные болезни. Как правило, доктора занимались частной практикой за деньги. Но два часа ежедневно отводилось для бесплатного приема любых пациентов.

    Роковая шансоньетка

    Ресторанная певица Нина Юдина пела куплеты про пиво Дурдина. Выступления она давала в ресторане «Эльдорадо» — самом злачном месте в Рыбинске того времени.

    По вечерам туда стягивались вереницы посетителей, главным образом, мужчины — посидеть за кружкой пива и не только да поглазеть на певичек. Ресторан располагался на Черемховском бульваре, пока не сгорел.

    Подозревали, что подожгли его разгневанные жены купцов-завсегдатаев заведения.

    «ШТУЧНЫЕ» Фотографы

    Если в наши дни фотографом называет себя каждый третий, то в далекую доцифровую эпоху это была профессия штучная, «для избранных». В Рыбинске работало пять фотоателье. Среди фотографов были очень увлеченные, такие как знаменитый мастер макрофотографии, автор знаменитых снимков снежинок, отмеченных медалью на выставке в Париже, Андрей Андреевич Сигсон.

     В то время отношение к фотографии было совсем иное. Сфотографироваться — это был целый ритуал. И сколько волнений! Нужно выбрать время, одеться в лучший наряд или даже специально прикупить обновку по такому поводу, сделать прическу перед визитом в салон.

    Там уже выбрать задник для снимка: на фоне леса или реки, на скамейке или у тумбы, ну и конечно же в лодке — святое дело для рыбинцев. А потом томиться в ожидании несколько дней, чтобы наконец посмотреть — получился ли снимок. И затем с чувством гордости дарить знакомым свое фото в модном формате визитницы (6 на 9 см).

    Эти снимки и по сей день бережно хранятся у кого-то в семейных альбомах, в которых оживает дух старого доброго Рыбинска.

    Благодарим за помощь, оказанную при подготовке материала, заведующую сектором истории края Рыбинского музея-заповедника Оксану Гожалимову.

    Источник: http://gazeta-rybinsk.ru/2012/09/26/5748

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector