В каких случаях на руси не ставили крест на могилу

В России началось безумие — сторонники скандальных феминисток пилят поклонные кресты. Знают ли они, что творят? О том, в чем подлинный смысл поклонного креста — корреспондент НС Александр ЛАНИ.

В каких случаях на Руси не ставили крест на могилу

Кому кланяются на Поклонной горе

Многие москвичи и гости столицы видели на Поклонной горе одиноко стоящий высокий деревянный крест. Именно здесь Наполеон ждал в 1812 году ключи от «поверженной» Москвы. Большинство опрошенных корреспондентом «НС» прохожих из тех, кто был в День города на Поклонной горе, связывают установку креста с памятью погибших в годы Великой Отечественной войны. Действительно, крест был поставлен в ночь на 22 июня 1991 года в память начала войны общиной расположенного неподалеку храма Живоначальной Троицы в Голенищеве. По мнению опрошенных, такой крест напоминает об исконной вере, многие считают крест духовным символом нации, памятником культуры. Поэтому две трети респондентов против установки крестов в местах автокатастроф родственниками погибших («иначе вся страна превратится в виртуальное кладбище»), а «за» только 20 процентов («это повышает бдительность водителей»). Но откуда пошла традиция установки больших крестов на открытых местах и связаны ли они как-то с крестами на кладбищах?

  • «Сим победиши»
  • В каких случаях на Руси не ставили крест на могилуВ каких случаях на Руси не ставили крест на могилуВ каких случаях на Руси не ставили крест на могилу
  • Знак благодарности или надежды

Называть все отдельно стоящие кресты «поклонными» не совсем верно. Современные исследователи — ставрографы называют такие кресты монументальными. Внутри этой группы кресты различаются по своим функциям. При этом поклонным может стать и могильный, и миссионерский, и памятный, и другие кресты. Но об этом чуть позже. Первые монументальные кресты появились в апостольские времена. Их водружали святые апостолы, возвещая жителям о начале в их землях христианской проповеди. В частности, Нестор-летописец в «Повести временных лет» упоминает о водружении крестов святым апостолом Андреем Первозванным на Киевских горах, а также на Валааме после свержения идолов Перуна и Велеса. Примером миссионерского креста вполне можно считать и крест святой равноапостольной Ольги, поставленный на берегу реки Великая вблизи Пскова, в месте, где святая княгиня и ее спутники увидели три небесных луча, сходящихся на земле. А также крест святителя Стефана Пермского на месте его первой проповеди пермякам. Во времена гонений стремление христиан к исповеданию своей веры нашло выход в изображениях на надгробных памятниках и их форме. И если в центральной части Римской империи христиане не решались изображать крест на надгробиях (там могилы христиан узнают по рисунку рыбы, виноградной лозы, голубя с оливковой ветвью, монограмме имени Христа: то на окраинах, где власти были менее бдительными (например, в Карфагене), археологи обнаружили фрагменты мраморных плит с изображением креста. Известно, что святитель Григорий Армянский, ставил кресты над могилами христианок-мучениц и учил новообращенных почитать эти памятные знаки. В 312 году римский императора Константин Великий у Мульвиева моста вблизи Рима одержал победу над своим главным конкурентом за власть Максенцием. По преданию, накануне этой битвы Константину было видение креста и глас: «Сим победишь!». Император-победитель распорядился поставить на римской площади свою статую с высоким копьем, заканчивающимся крестом, с надписью: «Этим спасительным знаменем я спас город от ига тирана» (в 313 году Константин Великий совместно с восточным императором Лицинием эдиктом о веротерпимости отменил преследование христиан). Подражая императору, правители городов разрушили изображения местных богов, заменяя их крестом. Так, в Александрии в IV веке изображение Сераписа (египетского божества, чей культ был широко распространен в античном мире) на стенах, воротах, колоннах домов и площадях заменили крестом в знак падения язычества и утверждения христианства. Через два века по установленному на холме кресту можно было узнать о массовом поселении христиан. Так, в начале VI века в Аравии восставшие иудеи осадили город Награн и требовали от жителей под страхом смерти отречься от веры и уничтожить «стоящий на возвышенности крест». Христиан становилось все больше, и крестами начали отмечать те места на берегах рек и водоемов, где происходят массовые крещения. И даже когда крещальни перенесли в храмы, прежние кресты оставались и поддерживались как памятный знак. Кресты в полях и у дорог часто напоминают и о заброшенных поселениях: благоговение требовало отметить крестом или даже часовней место покинутого кладбища или храма. У жившего в XIX веке автора популярной статьи о придорожных крестах старосты одного из киевских храмов Ивана Малышевского есть версия, что в России возникновение крестов возле деревень и городов связано с татарским игом. Якобы наиболее смелые из жителей, укрывшихся в лесах от «хищных гостей», возвращались в разоренные жилища и ставили кресты на возвышенных местах в знак благодарности Богу. Одновременно кресты служили знаком и для остальных «беженцев», что беда миновала.В каких случаях на Руси не ставили крест на могилу

Крест у дороги

В каких случаях на Руси не ставили крест на могилуПо мнению Светланы Гнутовой, кандидата искусствоведения, ведущего эксперта в области ставрографии, эту гипотезу еще нужно проверять. Но точно известно, что кресты возле сел и городов, а также на развилках дорог существовали еще до нашествия татар, в XI-XII веках. Правда, до нас дошли только те из них, что были высечены из камня. Наиболее известные — поклонный Боголюбовский крест, по преданию, поставленный во времена святого Андрея Боголюбского (на отмели реки Нерли неподалеку от церкви Покрова на Нерли), Стерженский крест — в истоках Волги, при ее впадении в озеро Стерж, и Лопастицкий крест, стоявший на берегу пролива, соединяющего озера Лопастицы и Витбино. Оба последних креста, установленные в XII веке, находились в нынешнем Пеновском районе Тверской области и освящали водные пути. По мнению историков, первый напоминал о тяжелых работах по углублению и расширению русла Волги, второй — об искусственном канале от истоков реки Кудь к истокам реки Полы. Все эти кресты сейчас в музеях.

В каких случаях на Руси не ставили крест на могилуТруворов крест, расположенный на окраине древнего кладбища в Изборске, рядом с так называемым Труворовым, или Старым Изборским, городищем. Трувор — один из братьев-варягов, призванный славянами на правление и княживший в Изборске. Хотя призвание варягов, согласно летописи, произошло в 862 году, крест, поставленный в память о Труворе, по мнению специалистов, относится к XIV-XV векам

В 1694 году при паломничестве в Соловецкий монастырь в Унской губе на Белом море едва не погиб во время бури царь Петр I. В благодарность Богу за спасение монарх поставил на берегу бухты деревянный крест. Когда его перенесли в Пертоминский мужской монастырь (основание креста подгнивало, и он падал), то на этом месте крестьянин Петр Челищев установил еще один деревянный крест — в память о первом кресте. Такая традиция поновления приходящих в негодность крестов была очень распространена (прежний крест переносился в храм), причем новый крест старались вырезать точно таким же. «На Руси было много так называемых обетных крестов, — рассказывает Светлана Гнутова. — Например, во время эпидемии чумы, холеры или моровой язвы среди скота в надежде на избавление люди собирались на совместную молитву и давали обет Богу за одну ночь поставить крест или деревянный храм. Обратите внимание: не по окончании напасти, а именно во время нее. И болезни прекращались. Такие обетные кресты (а иногда и часовни) стояли при дорогах, на развилках, переправах, на месте слияния и истока рек, родников, одновременно обозначая узловые точки сухопутных и водных путей. Место для них выбирали самое заметное — чтобы каждый идущий мимо почтил крест крестным знамением и молитвой. И то что с ранних веков до нас не дожили кресты деревянные, вовсе не значит, что их не было». Известно, что в холерном 1817-м было много крестных ходов по селам, и они, как правило, заканчивались водружением креста. В западных русских землях много крестов ставилось и в холерный 1831 год. У поморских рыбаков и Соловецких монахов была традиция ставить обетный крест перед выходом в море, чтобы благополучно вернуться домой. А по счастливом возвращении они ставили уже благодарственные кресты. В северных краях кресты часто служили навигационными знаками (верхний конец наклонной перекладины указывал точно на север), сведения о них содержались в морских лоциях. Иногда попавшие в беду на дальних становищах ставили кресты, чтобы подать о себе весть проходящим мимо судам. Такие кресты стояли, например, на Новой Земле.

В каких случаях на Руси не ставили крест на могилуПатриарх Никон во время ссылки в Ферапонтов монастырь (1666) соорудил несколько поклонных крестов (один стоял даже на специально сделанном для этого насыпном острове на Бородаевском озере) в окрестностях возле дорог. Каждого проходящего никоновский крест извещал о несправедливом заточении патриарха. Эти кресты были убраны только в 1676 году по распоряжению патриарха Иоакима. Никон умер спустя пять лет. На илл.: «Изображение креста с предстоящими: царем Константином, царицей Еленой, царем Алексея Михайловичем, царицей Марией Ильиничной и патриархом Никоном», 1849 г.
Читайте также:  Кто подчинил москве вольный великий новгород

Были случаи, когда кресты ставились просто в опасных и гиблых местах. Иван Малышевский приводит факт, когда такой крест поставили «в одном из костромских лесов при дороге, на месте, где разбойники убили почтальона». Крест должен был обезопасить это место от «повторения на нем подобных несчастий».

В каких случаях на Руси не ставили крест на могилуВ Литве, в городе Шауляй, есть Крестовая гора, на которой стоит около 3 тыс. обетных католических крестов. Ни о времени ее появления, ни о причинах возникновения нельзя ничего сказать с точностью. Некоторые исследователи считают, что до крещения Литвы, которое произошло только в XIV веке, на этом холме находилось языческое капище

Крест как призыв

В каких случаях на Руси не ставили крест на могилуТрадиция ставить крест на месте гибели человека — не новая. Такой крест, под которым на самом деле нет никакой могилы, называется кенотаф. Типичным примером креста-кенотафа был крест на месте убийства террористом Каляевым великого князя Сергея Александровича Романова в Кремле. Этот крест был разрушен по инициативе Ленина на первомайском субботнике в 1918 году. Сейчас восстановленный крест стоит на территории Новоспасского монастыря, недалеко от усыпальницы рода Романовых, где покоятся и останки Великого князя.

Иногда кресты ставили, чтобы было где молиться, пока не построен храм или часовня. Именно такие кресты и называют поклонными. Их высота была не менее четырех-пяти метров, и возле них служились молебны и другие службы. Поклонные кресты ставились и в местах разрушенных храмов — там, где был престол и совершалась бескровная жертва (это место специально огораживалось как святое). Эту же традицию продолжают и современные миссионеры, посещающие далекие села на севере и северо-западе нашей страны. Вместе с местными жителями они устанавливают поклонный крест там, где когда-то был алтарь разрушенного храма. Если же храма не было, то крест ставится там, где стоял во время похода миссионерский храм-палатка и был престол. С этого момента такой поклонный крест становится местной святыней. В карельской деревне Шуньга некий предприниматель, проезжая мимо и увидев установленный миссионерами крест, выделил средства для постройки в этой деревне часовни.

В 2003 году в деревне Шолохово под Москвой около Музея танка Т-34 был установлен поклонный крест в честь конструкторов танка и всех его боевых экипажей. Около него служат молебны и панихиды

Сегодня поклонные кресты устанавливают еще и на местах, где пострадали новые мученики и исповедники российские. Такой 17-метровый деревянный крест, привезенный из Соловецкого монастыря, установили на Бутовском полигоне в память о массовых репрессиях 30-х годов (с августа 1937 года по 19 октября 1938 года там были расстреляны 20 765 человек). Крест резали около полугода, он, как и тот, на котором был распят Спаситель, состоит из трех пород дерева: кипариса, кедра и сосны. В основание положен камень с Соловков, так что крест символически соединил две русские голгофы: Бутовский полигон и Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). На самом кресте вырезаны молитвы, прославляющие подвиг новомучеников, пострадавших за веру. «Крест — это призыв и напоминание нам всем, чтобы мы, наконец, проснулись и осмыслили, что с нами происходило тогда и что происходит сейчас, — считает один из авторов Бутовского поклонного креста, руководитель кресторезной мастерской Соловецкого монастыря Георгий Кожокарь. — Сами подумайте, здесь только 900 священников было расстреляно. А сколько просто верующих, не отрекшихся от Бога? Этот крест — дань нашего поколения тем, кто мученически за нас пострадал, чтобы мы сейчас могли жить и спокойно исповедовать свою веру. Напоминание, что это право оплачено кровью тех, кто лежит в этих рвах и других братских могилах по всей русской земле».

Поклонный крест соловецким узникам

При подготовке статьи использовались материалы книг: Ставрографический сборник. Крест в православии / Под ред. Гнутовой С. В. — М.: 2001. Т. 1 Святославский А. В., Трошин А. А. Крест в русской культуре: Очерк русской монументальной ставрографии. — М.: 2005

Гнутова С. В. Крест в России. — М.: 2004

Версия для печати

Тэги: Святыни 

Источник: http://www.nsad.ru/articles/krest-u-dorogi-chto-takoe-poklonnyj-krest

Религиозные памятники для православных, католиков, иудеев, мусульман

Часто близкие усопшего хотят установить на могиле памятник, отражающий его вероисповедание. В ряде случаев такой памятник тесно связан и с национальностью покойного.

Так, иудейский памятник — одновременно и национальный, и религиозный.

Православных государств на карте мира тоже не так много, так что православный памятник, вероятнее всего, будет стоять на могиле русского человека.

Православные памятники

После перестройки в России всё большее значение стала играть вера. И хотя церковь в Российской Федерации сегодня всё-таки отделена от государства (в отличие, например, от православной Греции), большинство россиян считают себя православными. Мы отмечаем православные праздники, проводим обряды крещения, освящения, венчания.

А православный памятник на могиле подчёркивает возвращение души к Богу после смерти тела.
По православному христианскому канону сразу же после похорон на могиле нужно поставить крест. В дальнейшем, когда приходит время установки постоянного памятника, его можно заменить на надгробие другой формы.

Хотя, если покойный был верующим человеком, то и в качестве постоянного памятника крест будет как нельзя более уместен. Православный крест имеет особую форму: в отличие от других, он шестиконечен.

На православных могилах встречается и упрощённая форма креста из двух перекладин, но здесь может возникнуть двусмысленность, поскольку такой же крест традиционен и для протестантских течений.

В каких случаях на Руси не ставили крест на могилу

Православный крест на могиле Сергея Рахманинова

Церковь не настаивает на определённых формах или видах памятников на могиле. Но всё-таки в этом вопросе рекомендуется обойтись без вычурности и излишеств.

Часто из самых благих побуждений православные надгробия хотят украсить целыми картинами, изображающими храмы, ангелов, свечи и так далее. Это не совсем правильно.

Наиболее приемлемые изображения или скульптуры на православном памятнике — это крест или небольшая икона святого покровителя. Всё остальное говорит, скорее, о тщеславии, нежели о силе веры, а это — один из смертных грехов в христианстве.

В качестве надгробной эпитафии на православном памятнике может быть размещена стандартная формулировка «Упокой, Господи, душу раба твоего…» или цитата из канонического текста молитвы. Узнать больше о православных памятниках >>>

Мусульманские памятники

По мусульманским канонам существуют особые правила, в согласии с которыми нужно проводить обряд похорон и ставить на могиле памятник. Вид и форма самого надгробия никак не регламентированы.

Но обычно мусульмане предпочитают заказывать для усопших близких памятники с элементами традиционной для ислама архитектуры и декора.

Так, навершие мусульманского памятника часто повторяет формой купол мечети или остроконечно, наподобие минарета.

В каких случаях на Руси не ставили крест на могилу

Типичное мусульманское кладбище в арабской стране

При этом издавна в исламе не принято было как-то по-особенному украшать надгробные памятники. Они всегда были строгими и сдержанными. Сегодня на этот счёт есть разные мнения: часто старые традиции забывают и пренебрегают непреложными законами.

Так, согласно шариату, на памятнике не может быть нанесено изображений вообще, в особенности — портретов и фотографий. На мусульманском кладбище такие памятники ставить нельзя. Более лояльное отношение к орнаментам и полумесяцам со звёздами, но и здесь лучше сохранять умеренность.

Эпитафией на памятнике мусульманину могут стать некоторые суры из Корана или распространённые слова пророка Мохаммеда. Не принято выражать скорбь или любовь к умершему в надгробных текстах. И в смерти, и в жизни правоверный мусульманин принадлежит Аллаху, и, покидая тело, душа возвращается к нему.

Это не повод для печали. Подробнее о мусульманских памятниках >>>

Иудейские памятники

Религия евреев — иудаизм — основана на Ветхом Завете, а не на Евангелии. Этим она отличается от всех ветвей христианства (православия, католицизма, протестантских течений). Поэтому религиозные обряды и традиции иудеев специфичны. Это касается и ритуала погребения умерших, и вида надгробных памятников.

В каких случаях на Руси не ставили крест на могилу

Иудейская надгробная плита

Форма памятников для иудеев исторически характерно прямоугольная. Это либо вертикальная стела, либо плоская плита. Другой вариант — вертикальный обелиск или тумба. Как и на мусульманских, на иудейских памятниках нельзя наносить фотографии, портреты или размещать скульптуры людей. На них гораздо чаще встречается ритуальная символика.

Почти всегда иудейские памятники отмечены звездой Давида с шестью лучами. Также довольно часто на них помещают изображение меноры (семирожкового шандала) либо саму менору, выточенную из камня или выкованную из металла. Исторически на памятниках иудеев помещали изображения животных; сегодня это делается не так часто, хотя не запрещено и вполне согласуется с традицией.

Читайте также:  В каких случаях на руси приносили в жертву детей

Чаще всего надпись на иудейском памятнике делается на иврите. Старинные иудейские надгробия, которые делали из песчаника или известняка, знамениты своим резным оформлением. Так что вполне в духе традиции будет сделать на современном памятнике ручную гравировку. В тексте эпитафии превозносились заслуги усопшего, и сами тексты имели чётко определённую структуру.

В наши дни, конечно, это не обязательно. Больше информации об иудейских памятниках >>>

Католические памятники

Католическая ветвь христианства всегда отличалась от других пышностью и помпезностью обрядов. Именно из католицизма пошла традиция в принципе оформлять художественным образом места захоронения умерших — в частности, ставить на могилы статуи.

Для католиков Средних веков наиболее характерно было ставить на могиле мраморные скульптуры Девы Марии, ангелов или аллегорических фигур (плакальщиц в траурных одеждах, львов, голубей). Сегодня эта традиция может показаться немного чрезмерной. Но факт остаётся фактом: католическое надгробие почти невозможно «перегрузить» декоративными элементами.

Изображения цветов, свечей, портреты и скульптуры будут на нём вполне уместны.

В каких случаях на Руси не ставили крест на могилу

Традиционный католический памятник со статуей Девы Марии

Католический крест похож на протестантский, но часто он включает фигуру Спасителя либо перевязь из терниев или лент. Иногда встречаются не вытянутые, а вертикально симметричные кресты, вписанные в квадрат, — так выглядит, например, кельтский крест.

Но ставить крест на могиле для католиков необязательно. В качестве памятника могут быть установлены обелиски, саркофаги, статуи, надгробные комплексы. Если близкие усопшего предпочитают более лаконичное надгробие, оно может быть сделано в форме плоской плиты.

Традиционный цвет для католического памятника — белый либо светлый.

В выборе эпитафий для католика также практически нет ограничений. Наиболее соответствует католической вере эпитафия на латыни. Это может быть евангельский текст или афоризм. Узнать больше о католических памятниках >>>

  • Обзор подготовлен по материалам портала «Изготовление памятников.ру»
  • В каких случаях на Руси не ставили крест на могилуВсё о граните
  • Всё о мраморе
  • Изображения и оформление
  • Оригинальные идеи памятников
  • Уход за могилой

Также может быть полезно:

Источник: http://epitafii.ru/nadgrobnye-pamjatniki/natsionalnye.html

Куда ставят крест на могилах у православных

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Смерть — это итог жизненного пути любого человека. У разных народов сложись свои правила захоронения. Когда умирает человек, возникает масса вопросов и главный из них — куда ставят крест на могиле умершего.

В каких случаях на Руси не ставили крест на могилу

Где ставят крест на могиле

Размещать подобный атрибут на могилах давний обычай, который подтверждает, что умерший был христианином. Если погребение умершего человека проводили по православным правилам, то на могилку помещали восьмиконечный православный крест. Заведено хоронить человека головой на запад, чтобы он мог наблюдать восхождение солнца.

В разных регионах существуют свои правила, куда ставить крест на могиле в ногах или голове. У русских православных людей принято атрибут ставить в ногах умершего человека. Это вполне понятно, усопший видит крест и молится на него. Но иногда принято ставить крест на могиле в голове, как знак победы над дьяволом.

Иногда на крест прикручивают фото умершего лица. Этого делать нельзя. Лучше поместить табличку с именем, датой рождения и смерти.

Какие кресты ставят на могилах

В процессе церемонии место захоронение оборудуется небольшим холмом, и ставится деревянное распятие. Когда земля осядет можно его сменить на металлический атрибут.

Например, священнослужители рекомендуют выбирать распятие без каких-либо украшений и излишеств. Материалом для деревянных конструкций может служить бук, сосна. Дерево обрабатывается специальным составом, а затем покрывается лаком, так они дольше прослужат. По желанию заказчика исполнители могут украсить декоративной резьбой.

Обязательно к прочтению:  Как хоронить человека некрещеного

Деревянные изделия не отвечают долговечности. Поэтому желательно поставить металлический атрибут. Такое изделия имеет помпезный вид, долговечное, не ломается и устойчивое к погодным условиям. Распятия делаются из личных предпочтений и материальных возможностей.

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

Православная церковь не приветствует излишества на кладбищах. В последнее время популярными стали памятники из мрамора или гранита. Ставить памятник можно через двенадцать месяцев после похорон. Земля должна осесть.

Есть и другое поверье, что душа усопшего покидает землю через год. Но даже после постановки памятника распятие необходимо оставить. Монумент лучше расположить на другой стороне.

Можно положить атрибут рядом или по согласию священного служителя сжечь в печке.

Когда ухаживать за могилой

Убирать на кладбище это скорее социальный долг, чем моральный. Русские православные люди чтят память умерших и ухаживают за могилками. Убрать ненужные цветы, вырвать траву, посадить вокруг могилки цветочки ландыши, циннии, нарциссы.

Существуют также определенные дни, когда нельзя хоронить человека, так же есть и дни когда нельзя наводить порядок на могилах. Это воскресные и праздничные дни. Нельзя вообще посещать места захоронения:

  • с 7 по 20 января,
  • в Чистый четверг,
  • в Страстную пятницу,
  • в Великую субботу,
  • в Пасху и последующую неделю.

Посещают умерших родственников на шестнадцатый день после Пасхи это обычно вторник.

В любом случае внешние знаки почитания умерших людей не так и важны. Главное это память, живущая в душе.

Обязательно к прочтению:  Церковный праздник Вознесение Господне

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/kuda-stavyat-krest-na-mogilax-u-pravoslavnyx/

Как хоронят староверы

Даже спустя 300 лет после церковной реформы Никона и царя Алексея Михайловича в России остались люди, исповедующие христианство по старому образцу. В быту их так и именуют – старообрядцы (или староверы).

Свято почитая Господа, они крестятся двуперстием, ибо «щепотью вы соль и табак берёте – в раны Христа кладёте». А Святую Троицу у них обозначают сомкнутые воедино большой палец, безымянный и мизинец.

И восьмиконечный крест у них не имеет распятия – только надписи во славу Господа.

Похороны у старообрядцев

Также как в быту староверы отличаются от прихожан православной Церкви, так и обряд похорон у них имеет свои особенности. Ниже перечислены похоронные обычаи староверов из разных волостей дореволюционной России. Во многом эти традиции архаичны и не исполняются в наши дни в полной мере.

Даже в больших поселениях сейчас предпочитают не выращивать лён на подворье для похоронной одёжи, а покупать уже готовую ткань. Это же касается изготовления гроба (его теперь покупают вместо собственноручного вытёсывания колоды из цельного дерева) и транспортировки к кладбищу (используют автомобиль, а не несут вручную).

В общих же чертах старообрядцы стараются придерживаться заветов своих отцов.

Накануне смерти

Исповедь считается одним из важных этапов на пути к Господу. Для неё приглашают наставника или очищают душу перед старшим членом общины. Приглашать православного священника считается верным пропуском в Ад.

Во время покаяния из-под головы убирали подушку, а к губам прикладывали святую воду. Для облегчения души умирающему задавались вопросы:

  • Не желаешь ли поведать что-то важное, выразить свою последнюю волю?
  • Нет ли желания исповедать грех, в котором ранее не было раскаяния?
  • Не хранишь ли обиду на кого из близких?

По окончанию исповеди налагалась епитимья согласно озвученных грехов. Считалось, что без покаяния нельзя представать перед Богов. По нераскаявшимся при жизни усопшим читали только молитву на отход души, без отпевания.

Плач по покойному

Во многих общинах староверов принято громко оплакивать ушедших из жизни. Причитать начинают прямо с момента констатации смерти. Часто для этих целей приглашали плакальщиц.

Опытные жалобщицы могли своими причитаниями настолько растрогать присутствующих, что даже у мужчин порой катились слёзы.

Считалось, что душа, услышав подобные стенания будет удовлетворена и не станет возвращаться в дом.

В других поселениях плач порицался. Его называли вытьём и другими оскорбительными словами.

Занавешивание зеркал

В обязательном порядке по всему дому занавешивались все зеркальные поверхности. Это касается зеркал, начищенных металлических створок, самоваров, а в последнее время и телевизоров, мониторов.

Омовение

Для обмывания звали уже не знающих греха пожилых староверцев одного пола с почившим. Если община немногочисленна, допускалось приглашать женщин в летах для преставившихся мужчин.

Очищение телесных покровов проводили в первые часы по кончине. В силу трудоёмкости, этим занималось 2-3 человека. Начинали с головы и заканчивали ногами. Правую сторону прежде левой. Часто для этих целей использовали «Иорданскую» воду, набранную 18-19 января.

Читайте также:  Что будет, если искупаться в финском заливе

После омовения воду не выливали в общие места. Вместе с губками, гребешком и прочими использованными принадлежностями её относили за село и прикапывали – «дабы нечистый не воспользовался».

Облачение

Похоронную одежду заготавливали заранее. Она состояла из нательного белья (рубахи), носков (у женщин — чулок) и мягких тапочек из кожи, соломы или грубой ткани. Женская рубашка достигала щиколоток, мужская – колен. Исподнее готовили белого цвета.

В отдельных волостях этим и ограничивались. Но чаще поверх мужчинам надевали штаны, не заправляя, а женщинам – сарафан тёмных тонов: синего, коричневого или чёрного цветов. Вышивка или прочие украшения не допускались.

Всё одеяние, как и саван, шилось без узлов, швом «иголка вперёд».

Девушке заплеталась одна коса, плетением вверх, а замужней – две и плетением вниз. На голову повязывали косынку или чепчик, а сверху ещё платок.

Саван

Готовился из длинного белого полотна. В одних губерниях он представлял собой 12 метров ткани, в которую одетого почившего крепко пеленали вместе с головой. В других отрез материи складывали пополам по длине и сшивали в верхней части. Таким образом, похоронное покрывало приобретало вид лодки, в которой усопшего отправляли странствовать по загробному миру.

Гроб

Ещё до середины прошлого века сохранился обычай вытёсывать посмертное ложе из поваленного ствола дерева. Такую домовину заготавливали заранее и она хранилась на чердаке жилого дома, ожидая хозяина. Считалось даже, что она приносит благополучие и достаток в дом.

По другим традициям гроб изготавливался только после смерти. Его сбивали из досок, без использования железных гвоздей. Их заменяли деревянные чопики или крепления боковин по типу ласточкиного хвоста. Тканью дерево не оббивали ни изнутри, ни снаружи. Крест на крышку гроба также не крепили – «ибо негоже Божий символ в могилу опускать».

При изготовлении домовины любым из способов щепу не жгли и не выбрасывали. Она служила наполнителем для подстилки и подушки.

Положение во гроб

Ранее одетое в саван тело до самих похорон укладывали на лавке, ногами к иконам. И более его не трогали. В гроб помещали практически перед самым выносом на кладбище. Сейчас этот обычай не соблюдается. Если тело остаётся в доме, то его сразу располагают в домовине.

На дно гроба укладывали оструганную щепу, берёзовые листья, хвойный лапник. В изголовье клали подушку, набитую листьями или собранными в течение всей жизни волосами умершего. Поверх клали тело, облачённое в саван. Руки располагали на груди – правую поверх левой.

Пальцы правой складывали двуперстием, а на левую надевали лестовку – своего рода чётки, выполненные из дерева и напоминающие небольшую лесенку. На грудь иногда возлагали крест или икону святого. Для женщин использовали Богородицу, для мужчин – Николая Угодника.

Перед самым погребением иконы и крест вынимали из гроба.

После положения тела во гроб, последний, для крепости, могли связывать лыком или бечевой. Это же допускалось и в отношении самого тела, обёрнутого в саван. Перевязывание совершали таким образом, чтобы складывалось 3 креста: в районе грудины, живота и коленей. Данное перекрещивание напоминало восьмиугольный крест, которым осеняют себя староверы.

День захоронения

Старообрядцы хоронят на третий день. Но летом, во избежание быстрого разложения, могут и на следующий после смерти.

Отпевание

По старинным традициям было принято все три дня и три ночи без устали читать Псалтырь. Для этого созывались 3-4 человека из общины и они, сменяя друг друга произносили молитвы. В наше время ограничиваются тремя панихидами:

  • Накануне погребения.
  • Утром в день погребения.
  • Перед самым захоронением, на погосте.

Службы читаются долго. Считается, чем дольше длится отпевание – тем чище душа предстаёт перед Господом. Отпевания удостаиваются только праведно прожившие жизнь на земле. Жившие в гражданском браке, пьяницы, отступники и непокаявшиеся, могут рассчитывать только на отходную молитву.

Прощание с умершим

Прощание с умершим устраивали у порога дома. Для этого гроб выносили во двор, ногами вперёд, и устанавливали на стол или табуреты. Собравшиеся подходили к усопшему с молитвами и поклонами. Хозяева могли тут же накрыть обеденный стол. Таким образом, почивший как бы в последний раз трапезничал в кругу знакомых. В таком случае после кладбища поминки уже не справляли.

Могила

У одних народностей было принято закапывать тела как можно глубже. Другие ограничивались расстоянием «по грудь», чтобы во время всеобщего Воскресения упокоенный мог вылезти из ямы. Часто рыли своими силами, не доверяя это дело служителям некрополя.

Располагалась могила таким образом, чтобы голова покойного была ориентирована на запад, а ноги – на восток.

Похоронная процессия

Домовину с телом несли до кладбища на руках или на волоках. Лошадей для этого дела не использовали – «ибо конь нечистое животное».

В качестве носильщиков были 6 человек из общины, ни в коем случае не родственников. Иногда можно встретить требование, чтобы женщин несли женщины, а мужчин – мужчины. Но эта практика давно изжила себя.

Сейчас до самых ворот кладбища гроб подвозят на катафалке.

Останавливалась процессия трижды: в середине села, на краю села и перед кладбищем. Ход вели нетореной дорогой, «чтобы покойный обратно не возвратился». Домашних животных после выноса гроба прикармливали зерном и овсом – «чтобы не пошли за хозяином». За скорбящими кидался сосновый или еловый лапник – «чтобы упокоенный ноги исколол, если решит возвратиться».

Похороны

На самих похоронах проводится последняя служба – Лития. Из гроба достаются символы веры, крышка заколачивается. Захоронение происходит обычным способом. В могильную яму также опускают волокуши (при использовании) и полотенца, если те сильно загрязнились при опускании домовины.

Поминовение

Поминальными считаются 3-й, 9-й, 40-й дни и «година» (годовщина). Редко встречаются общины, где отмечают полусороковины (20-й день) и полугодовщину. Также поминовение осуществляют в родительские субботы, Радуницу, Дмитровскую субботу и накануне Троицы.

На столе не должно быть выпивки (допускается только квас), чая и мяса. Некоторые общины отказываются и от картофеля. Обязательной считается кутья – отваренная пшеница в меду. Также подаются щи, рыбный, гороховый или луковый суп, каша (гречневая или рисовая), компот, кисель, мёд. Поминальный обед скромный, проводится в молчании. Основная часть его – чтение молитв.

Проводы души

По поверьям, душа упокоенного до сорокового дня обитала на полотенце, что расположено в красном углу избы (где иконы). Потому любой сквозняк считался движением усопшего. На 40-й день родственники выносили полотенце за село и трижды встряхивали его в направлении кладбища, освобождая душу. При этом произносились напутственные слова и бились поклоны.

Траур

Общины староверов по своему укладу осуждают праздность и излишние увеселения. Потому траура в общем понимании у них нет. Важно отмечать годовщины смерти своих родственников. По родителям поминовение следует проводить на протяжении 25 лет.

Отношение к самоубийцам и отступникам

Налагающие на себя руки, отступники, пьяницы и ведущие греховную жизнь в миру не достойны погребения по существующему обряду. Чаще всего их хоронили вне кладбища, без надлежащего прочтения молитв. Их даже провожать не разрешалось – «чтобы упокоенный сполна получил за свои грехи»

Умерших без покаяния, в дороге или общественном месте в царской России хоронили в убогих домах, отдельно от остальных верующих.

Отношение к кремации

Крайне негативное.

Надгробие

Восьмиугольный крест с навершием из плотных пород дерева – самый распространённый вид надгробия. Его устанавливают в ногах, чтобы восходящее с востока солнце осеняло могилу крёстным знамением. Табличка с именем и датами крепилась в самом низу, под последней перекладиной. Фотографию не ставили. Посреди креста, в месте пересечения главных перекладин, допускалась вставка иконы.

В иных областях можно встретить колодки – надгробия в виде шалашиков или небольших срубов – «чтобы покойный мог укрыться от гнева Господа». Ещё один вариант надгробия – столб с навершием, под которым располагался небольшой деревянный короб на подобие скворечника с изображением креста. Его второе название – голубец.

Погребение старообрядцев православными священниками

Хотя сами староверы отрицают подобное захоронение, православные священники соглашаются присутствовать на их похоронах. При этом совершается обряд как для прочих иноверцев. В храм гроб не заносят, литию и панихиду не читают, а с песнопением «Святый Боже» облачённый в священные одежды священник провожает умершего к последней обители.

Возможно, вам будет интересно:

  • Похороны в Православии
  • Похороны в Исламе
  • Похороны в Иудаизме

14 мая 2018

Источник: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/kak-horonyat-starovery/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector