Велимир хлебников: какие современные изобретения описал поэт в начале xx века

Инфоурок › Литература ›Презентации›Презентация «Поэт Серебряного века — Хлебников В.В.»

Велимир Хлебников: какие современные изобретения описал поэт в начале xx века

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Велимир Хлебников: какие современные изобретения описал поэт в начале xx века Описание слайда:

Хлебников Велимир Владимирович Странник столетий. Король поэтов. Председатель Земного шара. Алхимик слова.

2 слайд Велимир Хлебников: какие современные изобретения описал поэт в начале xx века Описание слайда:

Велимир (урождённый Виктор) Владимирович Хлебников (1885-1922) — русский поэт и прозаик, один из крупнейших деятелей русского авангарда. Входил в число основоположников русского футуризма; реформатор поэтического языка.

3 слайд Велимир Хлебников: какие современные изобретения описал поэт в начале xx века Описание слайда:

Будущий поэт появился на свет 9 ноября (28 октября по старому стилю) 1885 года в селе Малые Дербеты в Калмыкии. Хлебниковы были потомками старинного купеческого рода. У Виктора было двое братьев и две сестры, одна из которых впоследствии стала художницей.

4 слайд Велимир Хлебников: какие современные изобретения описал поэт в начале xx века Описание слайда:

Мать — Екатерина Николаевна Вербицкая, была родом из богатой семьи, окончила Смольный институт, помогла своим пятерым детям получить отличное образование, привила любовь к литературе и истории.

5 слайд Велимир Хлебников: какие современные изобретения описал поэт в начале xx века Описание слайда:

Отец — Владимир Алексеевич Хлебников,   был орнитологом, часто брал сына с собой в степь. Для мальчика это были счастливые мгновения. Он мог часами слушать пение птиц, шум ветра, смотреть на небо, облака. Впоследствии Владимир Алексеевич основал первый заповедник на территории СССР.

6 слайд Велимир Хлебников: какие современные изобретения описал поэт в начале xx века Описание слайда:

В 4 года Виктор читал по-русски, по-французски, отлично рисовал. Уже в детстве вел записи наблюдений за птицами. Семье Хлебниковых по службе отца приходилось часто переезжать с места на место: Волынская губерния, Симбирск, Казань.

7 слайд Велимир Хлебников: какие современные изобретения описал поэт в начале xx века Описание слайда:

В 1898 году Виктор поступил в 3-ю казанскую гимназию. Через пять лет он окончил курс гимназии, осенью 1903 года поступил на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета.

8 слайд Велимир Хлебников: какие современные изобретения описал поэт в начале xx века Описание слайда:

Учился Виктор увлечённо, даже одержимо. Казалось он пытался объять необъятное: изучение математики вдруг сменялось интересом к химии или к кристаллографии, увлеченность санскритом и японским языком приводила его к подробному изучению славянской культуры.

9 слайд Велимир Хлебников: какие современные изобретения описал поэт в начале xx века Описание слайда:

В ноябре того же года после участия в студенческой демонстрации был арестован и месяц провёл в тюрьме, после которой Виктор совершенно изменился.

10 слайд Описание слайда:

«Настоящее слишком страшно, чтобы выразить его словами классической поэзии, войны уносят тысячи жизней, мир меняется. И чтобы описать его нужен новый язык»

11 слайд Описание слайда:

В 1906 г. студента принимают в Общество естествоиспытателей, но не надолго, после этого он окончательно перестаёт уделять внимание орнитологии. В 1908 г. юноша поступает на естественный факультет Санкт-Петербургского университета. А после этого он переводится на историко-филологический факультет. В 1911 г. Хлебникова отчисляют из-за того, что он не может оплатить учёбу.

12 слайд Описание слайда:

К 1904 году относятся первые известные литературные опыты Хлебникова, он даже пытается опубликовать пьесу «Елена Гордячкина», послав её в издательство «Знание» Максиму Горькому, но безуспешно.

13 слайд Описание слайда:

Русско-японская война и произошедшее в ходе неё Цусимское сражение оказали большое влияние на Хлебникова и побудили его начать поиски «основного закона времени», пытаться найти оправдание смертям. Впоследствии Хлебников писал: «Мы бросились в будущее с 1905 года».

14 слайд Описание слайда:

Примерно в это время он пишет масштабное прозаическое произведение «Еня Воейков», которое осталось незаконченным, но явилось важным этапом творческого становления Хлебникова. Кроме того, в этот период им было написано большое количество стихотворений. Начался «словотворческий» период в творчестве Хлебникова. Рисунки Хлебникова

15 слайд Описание слайда:

Весной 1908 года в Судаке состоялось его знакомство с поэтом-символистом Вячеславом Ивановым. Попавший под его влияние Хлебников в этот период написал около сотни стихотворений и пьесу «Таинство дальних».

16 слайд Описание слайда:

С 1908 года Хлебников проживал в Петербурге, где сблизился с кругом молодых поэтов и начал, по его собственным словам, вести богемную жизнь, посещал поэтические вечера, стал членом «Академии стиха».

17 слайд Описание слайда:

В это время он увлекается языческой Русью и народным русским языком. Славянская тема нашла отражение во многих произведениях Хлебникова того периода. В частности, в пьесе «Снежимочка» в числе действующих лиц оказывается целый пантеон выдуманных Хлебниковым языческих божеств, таких как снезини, смехини, Березомир, Древолюд и другие.

18 слайд Описание слайда:

В сентябре 1908 года состоялся дебют Хлебникова в печати: в октябрьском номере «Весны» появилось наполненное неологизмами стихотворение в прозе «Искушение грешника».

19 слайд Описание слайда:

В 1909 году он знакомится с Николаем Гумилёвым, А. Н. Толстым; сблизился с Михаилом Кузминым ( которого называет своим учителем ). Произошла перемена имени Хлебникова — он взял себе творческий псевдоним Велимир. Переживает творческий подъём, пишет много стихотворений, поэму «Журавль» и драму «Госпожа Лени́н».

20 слайд Описание слайда:

Знакомство Хлебникова с другим крылом символистов приводит к тому, что они основали собственную группу — «будетляне» ( «Гилея» ) и начали готовить выпуск сборника, который решено было назвать «Садок судей». Книга увидела свет в апреле 1910 года. Сборник был воспринят как открытая конфронтация с литературным миром.

21 слайд Описание слайда:

В 1911 году началось активное увлечение Хлебникова числами и закономерностями исторического развития. «Я усердно занимаюсь числами и нашёл довольно много закономерностей». Осенью поэт послал министру А. А. Нарышкину письмо, озаглавленное «Очерк значения чисел и о способах предвидения будущего».

22 слайд Описание слайда:

1912 год ознаменовался для Хлебникова изданием первой книги.

В мае в Херсоне на средства автора с рисунками Владимира Бурлюка была издана брошюра «Учитель и ученик», в которой поэт попытался рассказать о найденных им «законах времени», в том числе предсказал бурные российские события 1917 года: «Не сто́ит ли ждать в 1917 году падения государства?» Велимир Хлебников, портрет работы Владимира Бурлюка, 1913

23 слайд Описание слайда:

В том же году футуристы (тогда уже будетляне и их сподвижники стали называть себя этим словом) начали активно пропагандировать свою деятельность. Ими был издан поэтический сборник «Пощёчина общественному вкусу».

24 слайд Описание слайда:

Футуристы призывали «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности», сборник содержал обвинения в адрес самых авторитетных русских литераторов («Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Чёрным, Кузминым, Буниным и проч., и проч. — нужна лишь дача на реке»).

25 слайд Описание слайда:

Утверждали важный для творчества Хлебникова принцип права поэта «на увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами (Слово — новшество)». Хлебников был назван гением и великим поэтом современности. Портрет Хлебникова кисти Михаила Ларионова

26 слайд Описание слайда:

В феврале 1914 года был издан первый том собрания сочинений Хлебникова с таким предисловием: «Хлебников указал новые пути поэтического творчества!.. Хлебниковым созданы вещи, подобных которым не писал до него ни в русской, ни в мировых литературах никто».

27 слайд Описание слайда:

Первая мировая война побудила Хлебникова к поискам неких исторических закономерностей, которые помогли бы предвидеть события и не допустить новых войн. На этих изысканиях основан рассказ «Ка».

28 слайд Описание слайда:

В феврале 1915 года поэтом было основано утопическое «Общество председателей Земного шара» или «Союз 317» (число 317 Хлебников называл одним из важнейших в судьбах людей и народов). Хлебников был избран друзьями виртуальным «Королём Времени», первым «председателем Земного шара».

29 слайд Описание слайда:

Весной 1916 года Хлебников  был мобилизован на военную службу, в 93-й запасной пехотный полк, находившийся в Царицыне.

Военная служба давалась Хлебникову с большим трудом, о чём свидетельствуют его письма родным и знакомым.

В это время он написал большое количество антивоенных стихотворений, которые позже составили поэму «Война в мышеловке». Велимир Хлебников, портрет работы Владимира Маяковского, 1916 Велимир Хлебников, автопортрет

30 слайд Описание слайда:

С помощью своего друга, психиатора, он получает белый билет и покидает армию.

31 слайд Описание слайда:

С 1918 по 1921 годы Хлебников путешествует по России и не только. Он посещает Баку, Персию. Заканчивает свой трактат о «законах времени», названный «Доски судьбы», поэмы «Ночь перед Советами», «Председатель Чеки».

32 слайд Описание слайда:

К тому времени уже была закончена сверхповесть ( жанр, придуманный поэтом ) «Зангези». Главный герой произведения — Зангези — новый пророк. Произведение было опубликовано только после смерти Хлебникова.

33 слайд Описание слайда:

Весной 1922 года поэт начал страдать от приступов лихорадки. Затем у него отнялись ноги, развилась гангрена. И 28 июня 1922 года в 9 часов утра Хлебников скончался. Велимир Хлебников был похоронен на погосте в деревне Ручьи. В 1960 году останки поэта были перезахоронены на Новодевичьем кладбище в Москве. Музей поэта в Астрахани

34 слайд Описание слайда:

Единомышленники считали поэта гением и новатором, однако у него было совсем немного читателей. Из-за тотального непонимания Хлебников столкнулся с разными трудностями, его биография наполнена болью и тяжёлыми переживаниями. Лишь после смерти люди смогли по достоинству оценить талант Велимира Владимировича.

35 слайд Описание слайда:

ГОДЫ, ЛЮДИ И НАРОДЫ… Годы, люди и народы Убегают навсегда, Как текучая вода. В гибком зеркале природы Звезды — невод, рыбы — мы, Боги — призраки у тьмы. МНЕ МАЛО НАДО!.. Мне мало надо! Краюшку хлеба И капля молока. Да это небо, Да эти облака!

36 слайд Описание слайда:

СПАСИБО за внимание ————————————————————————————-

Общая информация

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите: — Удостоверение о повышении квалификации; — Подробный план уроков (150 стр.); — Задачник для обучающихся (83 стр.

); — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»; — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий; — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

  • Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
  • Подать заявку

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-poet-serebryanogo-veka-hlebnikov-vv-2903199.html

Велимир Хлебников. Революционер литературы. Жизнь после смерти

Владимир Дергачев Велимир Хлебников: какие современные изобретения описал поэт в начале xx векаВелимир Хлебников вошел в историю как один из признанных лидеров русского авангарда начала 20 века, расцвет которого пришелся на бурные военные и революционные годы (1914 – 1922), дал миру искусства такие имена как Василий Кандинский, Казимир Малевич, Владимир Татлин и Владимир Маяковский. Будущий главный советский поэт называл Хлебникова своим учителем, «Колумбом новых поэтических материков». Его творчество оказало воздействие не только на русских писатели и поэтов (Андрей Платонов, Борис Пастернак и др.), но и на европейский авангард, в том числе в области живописи и музыки.В манифесте «Труба марсиан» (1916) Хлебников призвал к созданию Государства времени, которое должно прийти на смену государствам, воюющим за клочок «жизненного» пространства.  Он заселил время, и отдает ему предпочтение вместо распространённого пространственного или географического измерения государства.Хлебников опередил свое время, и глубоко чувствовал трагическое одиночество в мире. В стихах он называет себя «одиноким лицедеем», а чаще всего – «будетлянином» (от слова «будет»). Одинокого рыцаря поэтического фронта привлекала связь времени и пространства, цикличность исторических процессов. В 1912 году Хлебников пророчески  предсказал падение государства российского в 1917 году.

Читайте также:  Какие подвиги совершили красноармейцы геринг и гитлер во время войны

Прикаспийские степи и Нижняя Волга побудили в нем интерес к рубежам встречи Востока со славянством. Хлебников называл Астрахань  треугольником  Будды, Христа и Магомета.  В  опаленной жаром полупустыни Астрахани  Хлебников видел настоящий восточный Вавилон, где столкнулись в многоликих торговых объятьях Европа и Азия.

  • Юрий Тынянов «О Хлебникове».Дайджест статьи 1924 года
  • Хлебников потому и мог произвести революцию в литературе, что строй его не был замкнуто литературным, что он осмыслял им и язык стиха и язык чисел, случайные уличные разговоры и события мировой истории, что для него были близки методы литературной революции и исторических революций.
  • Велимир Хлебников «Хаджи-Тархан» (отрывок)

Мы живем в великое время; вряд ли кто-либо всерьез может в этом сомневаться. Но мерило вещей у многих вчерашнее, у других домашнее. Трудно постигается величина.Хлебников сам знал свою судьбу. Хлебников был новым зрением. Хлебников — не коллекционер тем, задающихся ему извне. Метод художника, его лицо, его зрение — сами вырастают в темы. Сам Хлебников «предсказывает» свои темы. Нужно учесть силу и цельность этого отношения, чтобы понять, как Хлебников, революционер слова, «предсказал» в числовой своей поэме революцию.Хлебников-теоретик становится Лобачевским слова: он не открывает маленькие недостатки в старых системах, а открывает новый строй, исходя из случайных смешений.«Мечтатель» не разделял быта и мечтания, жизни и поэзии.Поэзия близка к науке по методам — этому учит Хлебников. Она должна быть раскрыта, как наука, навстречу явлениям. Он не коллекционер слов, не собственник, не эпатирующий ловкач. Он, как ученый, переоценивает языковые измерения.Древние европейские вещи замешиваются в современную речь, географически и исторически ее расширяя.Биография Хлебникова — биография поэта вне книжной и журнальной литературы, по-своему счастливого, по-своему несчастного, сложного, иронического, «нелюдимого» и общительного — закончилась страшно. Она связана с его поэтическим лицом. Как бы ни была странна и поразительна жизнь странствователя и поэта, как бы ни была страшна его смерть, биография не должна давить его поэзию. Не нужно отделываться от человека его биографией.Ни в какие школы, ни в какие течения не нужно зачислять этого человека. Поэзия его так же неповторима, как поэзия любого поэта. И учиться на нем можно, только проследив пути его развития, его отправные точки, изучив его методы. Потому что в этих методах — мораль нового поэта. Это мораль внимания и небоязни, внимания к «случайному» (а на деле — характерному и настоящему), подавленному риторикой и слепой привычкой, небоязни поэтического честного слова, которое идет на бумагу без литературной «тары»……смелость Хлебникова — его свобода. Все без исключения литературные школы нашего времени живут запрещениями: этого нельзя, того нельзя, это банально, то смешно. Хлебников же существовал поэтической свободой, которая была в каждом данном случае необходимостью.Здесь люда нет, здесь край пустынен,Трепещут ястребы крылом.Темнеет степь; вдали хурулТемнеет темной своей кровлей,И город спит, и мир заснул,

Устав разгулом и торговлей.

Тот город, он море стерег!И впрямь, он был моря столицей.На Ассирию башен намек,Околицы с сельской станицей.И к белым и ясным ночным облакамВысокий и белый возносится храмС качнувшейся чуть колокольней.Он звал быть земное довольней.В стволах садов, где зреет лох,Слова любви скрывает мох.Над одинокою гусянойШирокий парус, трепеща,Наполнен свежею моряной,Везет груз воблы и леща.Водой тот город окружен,И в нем имеют общих жен.1913Велимир Хлебников многими воспринимается человеком не от мира сего, жившего в другой реальности, откуда редко опускался на грешную землю. Но это кажущаяся отрешенность. Хлебников в своих статьях писал об экономических, социальных  и политических проблемах России, о строительстве железных  дорог и архитектуре, о значении кино и радио.  С какой болью в сердце он воспринял голод 1921 года в Поволжье:

Трубите, кричите, несите!Вы, поставившие ваше брюхо на парутолстых свай,Вышедшие, шатаясь, из столовой советской,Знаете ли, что целый великий край,Может быть, станет мертвецкой?Я знаю, кожа ушей ваших, точно у буйволовмощных, туга,И ее можно лишь палкой растрогать.

Но неужели от «Голодной недели» выударитесь рысаками в бега,Когда над целой странойПовис смерти коготь?Это будут трупы, трупы и трупикиСмотреть на звездное небо,А вы пойдете и купитеНа вечер — кусище белого хлеба.

Вы думаете, что голод — докучливая мухаИ ее можно легко отогнать,Но знайте — на Волге засуха:Единственный повод, чтобы не взять, а — дать!Несите большие караваиНа сборы «Голодной недели»,Ломоть еды отдавая,Спасайте тех, кто поседели!Волга всегда была вашей кормилицей,Теперь она в полугробу.Что бедствие грозно и может усилиться —Кричите, кричите, к устам взяв трубу!Осень 1921

Памятник Велимиру Хлебникову в Калмыкии на его малой родинеВелимир Хлебников: какие современные изобретения описал поэт в начале xx векаhttp://www.geocaching.su/photos/areas/44348.jpg***Дом-музей Велимира Хлебникова открылся 19 октября 1993 года в Астрахани, в бывшей квартире родителей поэта на бывшей Большой Демидовской улице (ныне ул. Свердлова, 53). В мемориальной части музея экспонируются: фамильная библиотека Хлебниковых, предметы быта, документы, прижизненные издания поэта. Музей расположен на первом этаже бывшего доходного дома Поляковых (1909), третий этаж достроен позже.Если мне не изменяет память, то в конце 80-х годов уже существовала экспозиция, посвященная Велимиру Хлебникову. Она была открыта в филиале Астраханской картинной галереи, посвященном художнику Борису Кустодиеву. И во время моего очередного приезда в Астрахань,  мой друг-журналист Юрий Уткин  организовал «поход» к Кустодиеву и Хлебникову.Велимир Хлебников: какие современные изобретения описал поэт в начале xx векаhttp://to-world-travel.ru/img/2015/042523/2057539

Отец поэта Владимир Алексеевич Хлебников (1857, Астрахань – 1935, Астрахань) был известным  российским биологом, лесоводом и основателем и первым директором Астраханского государственного заповедника (первого в советской России).

В 1960 году останки поэта были перезахоронены на Новодевичьем кладбище в Москве.Могила Велимира Хлебникова на Новодевичьем кладбище.Велимир Хлебников: какие современные изобретения описал поэт в начале xx векаhttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/03/Velimir_Khlebnikov_Novod_8.jpg/758px-Velimir_Khlebnikov_Novod_8.jpg«Каменная баба» не новодел, а настоящая из киргизской степи из кургана вблизи озера Иссык-Куль. Этой тюркской бабе полторы тысячи лет.В могиле захоронены мать поэта Екатерина Николаевна, сестра Вера Владимировна и её муж  — русский художник Пётр Васильевич Митурич (1887 – 1956). Вначале 1920-х он сблизился с поэтом Хлебниковым, который ушёл из жизни в семье художника в деревне Санталово в Новгородской губернии.Откуда такая «щедрость»  советской власти по отношению к останкам многие годы не издаваемого поэта и его родственников? Новодевичье кладбище  — самое привилегированное после Кремлёвской стены. И для захоронения необходимо было согласование в высших партийных органах. К началу 60-х годов  на Западе Хлебникова воспринимали как одного из лидеров европейского авангарда. И советская власть не могла игнорировать этого факта. Могилу поэта на деревенском кладбище с трудом отыскали.*** После смерти поэта писатель и литературовед Юрий Тынянов со своим помощником Николаем Степановы пробил издание пятитомного  собрания сочинений Хлебникова  (1928 – 1933) и написал  вступительную статью.   Следующее полное собрание сочинений в 6 томах начнется издаваться через семьдесят лет в 2000 году.В 1960 году во время «хрущевской оттепели» в малой серии «Библиотека поэта»  через 20 лет после предыдущего  издания была выпущена книга поэта «Стихотворения и поэмы». И вновь молчание почти на четверть века до Перестройки. В 1967 году в изданной библиотеке русской советской поэзии в пятидесяти книжка Хлебникову места не нашлось.У меня в библиотеке хранится экземпляр  поэтического сборника:  Велимир Хлебников Избранное. Для старшего школьного возраста.  — М.: Детская литература, 1986 (переиздан в 1989 году  тиражом 300 тыс. экземпляров). Но даже старшим детям  не все было положено знать. Поэма  «Хаджи-Тархан» была опубликована с сокращениями.В 2007 году в серии «Жизнь замечательных людей»  тиражом 5 тыс. экземпляров опубликована  книга: София Старкина «Велимир Хлебников». — М.: Молодая гвардия, 2007.— 339 с.«Родина сильнее смерти».Эти слова Велимира Хлебникова стали для поэта пророческими.

«Когда умирают кони – дышат,

Когда умирают травы – сохнут,Когда умирают солнца – они гаснут,Когда умирают люди – поют песни».P. S.Можно смеяться над наивностью поэта – Председателя Земного шара,  если бы не  цикличность истории. Через семьдесят лет после окончание Второй мировой войны появилось поколение, не знавшее войны. И в Европе с какой-то легкостью образовался фронт конфронтации Запада, вначале с мусульманским Востоком, а затем православием (в Донбассе).  Государственный переворот в бедной европейской стране с участием американских марионеток, антитеррористическая акция, перешедшая в гражданскую войну. Эта тлеющая свеча зажигания очередной безумной Большой войны. И долг не только поэтов остановить человечество у очередной «красной черты».

Источник: https://dergachev-va.livejournal.com/122777.html

Верлибр серебряного века: Свободный стих в творчестве Велимира Хлебникова

Серебряный век русской поэзии стал уникальным периодом в истории русской культуры.

Эти первый два десятилетия кровавого 20 века стали в России расцветом духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства.

В поэзии этот период ознаменовался расцветом русского символизма, футуризма и акмеизма, а также бесчисленным количеством небольших поэтических школ.

Самым загадочным поэтом Серебряного век, стал Велимир Хлебников. Творчество Хлебникова оказало заметное влияние на русский и европейский авангард. А некоторые исследователи считают, что без Хлебникова время модернизма в искусстве не наступило бы…

Велимир Хлебников: какие современные изобретения описал поэт в начале xx века
Велимир Хлебников

Велимир Хлебников не был поэтом-верлибристом в современном понимании этого слова, однако из всех русских поэтов именно творчество Хлебникова наиболее объективно близко к основоположнику верлибра Уолту Уитмену.

Однако, если Уитмен был скорее идейным новатором, использовав для выражения своей философии неожиданную на тот момент поэтическую форму – верлибр, то Хлебников постоянно искал новые формы выражения для своих, в общем-то во многом утопических, идей.

Новаторские словотворческие эксперименты Хлебникова оказали наиболее сильное влияние на творчество многих его великих современников и даже стали предтечей многих современных литературных течений. Сам поэт считал себя творцом поэзии будущего и все его творчество – истовые искания, эксперименты, попытки свободы

  • словотворчества, свободы формы, достижения новизны.
  • Из мешка
  • На пол рассыпались вещи.
  • И я думаю,
  • Что мир —
  • Только усмешка,
  • Что теплится
  • На устах повешенного.
Читайте также:  Когда на руси запрещено было купаться

Боль от несовершенства мира и любовь к человечеству – главные мотивы поэзии Велимира Хлебникова.

Поэт берет темы для своих произведений из окружающей его реальности – все великие потрясения века, свидетелем которых довелось стать поэту, нашли отражение в его творчестве.

При этом всю поэзию Велимира Хлебникова отличает особенная фольклорность, природность, а также живая речь. Поэтический язык Хлебникова это не мертвая, застывшая данность, а живое природное явление, которое поэт использует для создания своей собственной системы слова.

Велимир Хлебников начал свой путь в литературе в кругу в 1908 году, когда будучи успешным студентом физико-математического факультета казанского университета, он неожиданно бросил учебу и отправился в Петербург.

В Северной столице молодой человек очень быстро познакомился со всеми молодыми поэтами Петербурга, особенно близко он сошелся с символистами. Он посещал знаменитую «Башню» Вячеслава Иванова, «Академию стиха» при журнале «Аполлон», называл себя учеником Михаила Кузьмина.

Именно в этот период он берет себе псевдоним Велимир (южнославянское имя означающее «большой мир». Настоящее имя поэта – Виктор), а также разрабатывает свою собственную философию, поэтику и эстетику.

«Свобода искусства слова всегда была ограничена истинами, каждая из которых частность жизни.

 Эти пределы в том, что природа, из которой искусство слова зиждет чертоги, есть душа народа»

Хлебников быстро разочаровывается в символизме. Дело в том, что, несмотря на то, что литературные эксперименты Хлебникова получали положительные отзывы ведущих поэтов серебряного века,  в символистских журналах стихи Велимира так и не были опубликованы.

Да и сам поэт понял, что зажатый в строгие формы, ограниченный, напыщенный символизм – совсем не то, что необходимо ему для создания новой поэзии, поэзии будущего.

Главной приметой новой поэзии поэт считал наличие нового поэтического языка – свободного от всех правил и форм.

Хлебникова интересовали семантическое, фонетическое, смысловое родство слов, законы строения речи, связь между правилами словостроения, времени, судьбы… Называя себя Художником числа вечной головы вселенной, Велимир Хлебников пытался соединить поэзию и действительность.

В 1910 году поэт покинул круг символистов.

Я не знаю, Земля кружится или нет,
Это зависит, уложится ли в строчку слово.
Я не знаю, были ли моими бабушкой и дедом
Обезьяны, так как я не знаю, хочется ли мне сладкого или кислого.
Но я знаю, что я хочу кипеть и хочу, чтобы солнце
И жилу моей руки соединила общая дрожь.
Но я хочу, чтобы луч звезды целовал луч моего глаза,
Как олень оленя (о, их прекрасные глаза!).
Но я хочу верить, что есть что-то, что остается,
Когда косу любимой девушки заменить, например, временем.
Я хочу вынести за скобки общего множителя, соединяющего меня,

Солнце, небо, жемчужную пыль.

С этого времени он становится своеобразным центром, вокруг которого начинает шуметь модернистское искусство того времени.

Каменский, братья Бурлюки, Маяковский, Крученых, Лившиц и многие другие видели в Хлебникове лидера новой поэтической школы, однако сам поэт видел свое предназначение в ином – его не привлекали лавры вождя футуризма или роль метра от поэзии.

По воспоминаниям современников, Велимир Хлебников не обладал характером лидера – он был мягким, скромным, во многом инфантильным человеком. Чудак, совершенно неприспособленный к быту и нетребовательный к комфорту, Хлебников был равнодушен к славе.

Именно поэтому, став в 1910 году негласным лидером русских футуристов (сам поэт называл себя и своих сподвижников будетлянами – от слова будет), Хлебников остается неизвестным для широкого читателя.

В 1910 году начинается активная деятельность будетлян – выходят сборники «Садок судей» и «Пощечина общественному вкусу». Книги были приняты критикой, как открытый вызов литературному миру.

Валерий Брюсов назвал «Садок судей» «мальчишеской выходкой дурного вкуса», а «Пощечину общественному вкусу»  — вымученным бредом бездарных людей. Тем не менее, книги раскупались хорошо.

Вслед за этими скандальными изданиями последовали одноименная листовка – «Пощечина общественному вкусу», в которой Велимира Хлебникова называли величайшим поэтом современности,  и вторая часть «Судка судей».

Первый авторский сборник Велимира Хлебникова назывался «Ряв!» и был выпущен благодаря Алексею Крученых, считавшего Хлебникова своим учителем. Вслед за этим сборником выходят первый том собрание сочинений поэта, изданное Давидом Бурлюком и вышедший в издательстве Матюшина «Изборник стихов». Однако, несмотря на всеобщий успех и признание Хлебников вскоре разочаровывается в футуризме.

  1. Еще раз, еще раз,
  2. Я для вас
  3. Звезда.
  4. Горе моряку, взявшему
  5. Неверный угол своей ладьи
  6. И звезды:
  7. Он разобьется о камни,
  8. О подводные мели.
  9. Горе и вам, взявшим
  10. Неверный угол сердца ко мне:
  11. Вы разобьетесь о камни,
  12. И камни будут надсмехаться
  13. Над вами,
  14. Как вы надсмехались
  15. Надо мной.

В 1914 году происходит тихий, но решительный разрыв Хлебникова с футуризмом, а через год, в 1915 году, Маяковский констатирует смерть литературного течения.

Разразившаяся в 1914 году первая мировая война заставила Хлебникова вновь заняться вычислениями исторических закономерностей, которыми поэт интересовался с юности. Хлебников много работает над «Законами времени», которые позволили бы выявить периодичность свершения важных исторических событий.

Поэт считал, что его открытие могло бы позволить предсказывать войны, крупные катастрофы и природные бедствия, и таким образом предотвращать их.

Так, в сборнике «Пощечина общественному вкусу», вышедшем в 1912 была опубликована таблица, состоящая из различных дат, каждая из которых была связана с крушением тех или иных государств. Последним в таблице стоял 1917 год. За пять лет до октябрьской революции Велимир Хлебников предсказал крушение царской России.

Помимо «Законов времени», Хлебников продолжает литературные эксперименты. Излюбленной поэтической формой поэта по-прежнему остается верлибр. Еще во второй части «Судка судей» Хлебников объявляет верлибр – поэтическим размером живого разговорного слова.

Верлибр Хлебникова – это поэтизация прозаической речи за счет поэтической формы. Как правило, верлибры Хлебникова отличаются небольшими размерами, емкостью, особой концентрацией и напряжением. При этом поэт ритмизирует все уровни верлибров, используя при этом не метрический размер, а поэтические элементы разных уровней.

В частности, как гармонизирующую структуру поэт часто использует изосинтаксизм.

Все стихи Велимира Хлебникова сложны и многогранны, их отличает стилевое многообразие, необычная лексика, сознательное нарушение синтаксических норм и даже отказ от них.

Отдельно стоит упомянуть словотворческие опыты поэта. В юности Велимир Хлебников разработал поэтический язык, строящийся на словообразах названный им «заумью». Позже поэт создал звездный язык, который опирался на универсальное звучание согласных и должен был стать по замыслу поэта прообразом общего мирового языка.

Я умер и засмеялся.
Просто большое стало малым, малое большим.
Просто во всех членах уравнения бытия знак «да» заменился знаком «нет».
Таинственная нить уводила меня в мир бытия, и я узнавал Вселенную внутри моего кровяного шарика.
Я узнавал главное ядро своей мысли как величественное небо, в котором я нахожусь.
Запах времени соединял меня с той работой, которой я не верил перед тем как потонул, увлеченный ее ничтожеством.
Теперь она висела, пересеченная тучей, как громадная полоса неба, заключавшая текучие туманы, и воздух, и звездные кучи.
Одна звездная куча светила, как открытый глаз атома.
И я понял, что все остается по-старому, но только я смотрю на мир против течения.
Я вишу как нетопырь своего собственного я.
Я полетел к родным.
Я бросал в них лоскуты бумаги, звенел по струнам.
Заметив колокольчики, привязанные к ниткам, я дергал за нитку.

Я настойчиво кричал «ау» из-под блюдечка, но никто мне не отвечал, тогда закрыл глаза крыльями и умер второй раз, прорыдав: как скорбен этот мир!

Большинство идей Хлебникова были утопически-наивными. Он мечтал победить и покорить «земной хаос», объединить «творян» всего мира, разгадать «законы времени» и переустроить Вселенную на новых, научно-трудовых основах.

Он считал поэтов тайноведцами и пророками и считал, что все государства должны объединиться в одно – «государство-звезду», править которым должны 317 Председателей земного шара – поэтов, музыкантов, художников… Он и сам был Председателем земного шара – в начале 20-х годов, в Харькове Есенин и Мариенгоф во время шуточного выступления назначили Хлебникова Предземшара. Поэт принял шутку более чем серьезно.

Странными, фантастическими были идеи поэта, и такой же удивительной, похожей на сказку была его жизнь – бесшабашная, смелая и в то же время трагическая.

Будучи убежденным пацифистом, Хлебников был потрясен, когда в 1916 году его призвали на военную службу. В 1917 году он бежал из армии и позже, чтобы уклонится от призыва в армию Деникина, поэт провел несколько месяцев в психиатрической лечебнице.

Пережив гражданскую войну, поэт отправился на Кавказ – восток всегда привлекал поэта, а позже еще дальше – в Персию. Советская Россия пыталась включить  состав молодого советского государства часть Ирана в качестве Персидской советской республики.

С этой целью в Иран была направлена специально сформированная Персидская Красная Армия. В составе этой армии в качестве лектора в Иран навстречу приключениям отправился и Велимир Хлебников. Поэт провел на востоке полтора года – с апреля 1920 до конца 1921 года.

В Иране Хлебников написал несколько стихотворных циклов и поэму «Труба Гульмуллы». Неизвестно, какие лекции поэт читал красноармейцам, но у местного населения Велимир Хлебников пользовался уважением, его называли «русским дервишем».

Поэта не стало 28 июня 1922 года. Он умер от странной болезни, которую не врачи не сумели диагностировать.  За несколько месяцев до смерти отмечая свой 37 день рождения, Велимир Хлебников сказал, что люди его задачи живут лишь 37 лет, а значит, этот год жизни станет последним в его жизни. Он оказался прав.

 Возможно, поэт действительно сумел разгадать тайну закона времени. Ведь даже спустя 100 лет поэзия Хлебникова продолжает волновать и очаровывать.

Источник: http://verlibr.blogspot.com/2011/06/blog-post_493.html

Велимир Хлебников

Велими́р Хле́бников (в ряде прижизненных изданий — Велемір, Велемир, Velimir; настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников; 28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922) — русский поэт и прозаик Серебряного века, видный деятель русского авангардного искусства. Входил в число основоположников русского футуризма; реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества и «зауми», Председатель земного шара.

Родился 28 октября (9 ноября) 1885 в Малодербетовском улусе Астраханской губернии в семье орнитолога и лесовода, впоследствии — основателя первого в СССР заповедника.

Читайте также:  В каких случаях ханты крали себе невест

С раннего детства Хлебников сопровождал отца в поездках, вел фенологические и орнитологические записи, позже участвовал в научных экспедициях в Дагестан, вместе с братом в 1905 совершил самостоятельное научное путешествие на Урал. Первое из его сохранившихся стихотворений начиналось строкой «О чем поешь ты, птичка в клетке?..

» Мать Велимира Хлебникова посвятила себя воспитанию пятерых детей, которые благодаря ей получили хорошее домашнее образование, приобрели вкус к литературе, живописи и истории.

В связи со служебными обязанностями отца семья часто переезжала. В 1897 Хлебников пошел в 3-й класс Симбирской гимназии, затем семья переехала в Казань, где будущий поэт окончил гимназию и в 1903 поступил в университет.

В годы учебы писал стихи и прозу, занимался живописью, математикой, биологией, химией, философией, изучал японский язык. Университетские профессора считали его многообещающим натуралистом.

Сам же Велимир Хлебников в 1904 писал о себе: «Пусть на могильной плите прочтут: «Он нашел истинную классификацию наук, он связал время с пространством, он создал геометрию чисел. Он нашел славяний, он основал институт изучения дородовой жизни ребенка…».

В 1908 Хлебников приехал в Петербург и поступил в университет — сначала на естественный факультет, затем на историко-филологический (оставив учебу в 1911). Сблизился с кругом символистов, посещал «среды» Вяч. Иванова и «Академию стиха» при журнале «Аполлон», где встречался с акмеистами.

Хлебникова сближал с символистами интерес к мифологии, русской истории и фольклору (именно в кругу Вяч. Иванова он получил древнее славянское имя Велимир). Однако уже в эти годы у Хлебникова появились отличные от символистов и акмеистов взгляды на природу слова.

С 1905, тяжело переживая поражение России в русско-японской войне и поражение Первой русской революции, он пытался вывести числовые законы Времени, влияющие на судьбы человечества.

В 1908 в журнале «Весна» было опубликовано первое стихотворение Велимира Хлебникова «Искушение грешника». Тогда же состоялось его знакомство с В. Каменским, Д. Бурлюком и др. членами группы «Гилея», к которым затем присоединились В. Маяковский и Б. Лившиц. Вскоре Хлебников стал главным теоретиком футуризма, который называл «будетлянством».

Его стихи вошли в футуристический сборник «Садок судей» (1910), которым заявило о себе новое литературное движение. В том же году вышло еще несколько поэтических и теоретических книг Хлебникова — «Ряв!», «Творения 1906-1908» и др.

Знаменитый сборник футуристов «Пощечина общественному вкусу» (1912) наполовину состоял из стихов Велимира Хлебникова — «Кузнечик», «Бобэоби пелись губы…» и др. Ритмический и звуковой строй этих стихов, а также написанных к тому времени пьесы «Маркиз Дэзес» (1909-1911) и поэмы «Журавль» (1909) был ориентирован на разговорную речь.

В «Пощечине общественному вкусу» была напечатана составленная Хлебниковым таблица «Взор на 1917 год», в которой он, согласно своим исчислениям законов времени, предсказал «падение государства».

В 1912 была издана книга Велимира Хлебникова «Учитель и ученик», в которой он изложил основы будетлянства как нового искусства. Его поэтико-лингвистические исследования легли в основу «заумного языка», разработанного им совместно с поэтом А. Крученыхом и воплощенного в их общей поэме «Игра в аду» (1912).

В общем сборнике Крученыха и Хлебникова «Слово как таковое» (1913) о «зауми» было сказано, что она пользуется «разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями».

По определению Хлебникова, в «зауми» происходит «сопряжение корней» слов, первоначально разложенных на фонетические составляющие.

С началом Первой мировой войны Хлебников начал изучать законы прошлых войн, чтобы предсказать ход текущей войны. Результатом этой работы стали книги «Битвы 1915-1917 гг. Новое учение о войне» (1915) и «Время мера мира» (1916). Неприятие мировой бойни составляет содержание поэмы «Война в мышеловке» (1915-1922) и других произведений этого периода.

В 1916 Велимир Хлебников был призван в армию и оказался в запасном полку в Царицыне, где, по его словам, «прошел весь ад перевоплощения поэта в лишенное разума животное». С помощью знакомого врача ему удалось добиться освобождения от армии.

В это время поэт мечтал создать общество Председателей Земного Шара, в которое мог бы войти каждый, кто ощущает свое единство с человечеством и ответственность за его судьбу. В понимании Хлебникова, искусство имеет жизнестроительное значение в судьбе поэта-«творянина».

С необходимостью внебытового существования «творянина» связаны странствия поэта по России. Хлебников считал, что «стихи — это все равно что путешествие, нужно быть там, где до сих пор еще никто не был». Образ жизни Хлебникова точно охарактеризован в воспоминаниях поэта Н.

Асеева: «В мире мелких расчетов и кропотливых устройств собственных судеб Хлебников поражал своей спокойной незаинтересованностью и неучастием в людской суетне. Меньше всего он был похож на типичного литератора тех времен: или жреца на вершине признания, или мелкого пройдоху литературной богемы.

Да и не был он похож на человека какой бы то ни было определенной профессии. Был он похож больше всего на длинноногую задумчивую птицу… Все окружающие относились к нему нежно и несколько недоуменно».

Октябрь 1917 Велимир Хлебников встретил в Петрограде. Впоследствии описал увиденное в поэме «Ночной обыск «(1921). В 1918 находился в Астрахани и описал свои впечатления в поэме «Ночь перед Советами» (1921).

В 1920-1921 на Украине Хлебников стал свидетелем разгрома армии Деникина, который описал в поэмах «Ночь в окопе» (1920), «Каменная баба» (1919), в рассказе «Малиновая шашка» (1921) и др. произведениях.

Затем Хлебников приехал на Кавказ, где работал в различных газетах, в бакинском и пятигорском отделении РОСТА, в Политпросвете Волжско-Каспийского флота. Революционные события на Востоке стали темой поэмы «Тиран без Тэ» (1921).

Осмысление революции как вселенского явления происходит в поэме «Ладомир» (1920), опубликованной в Харькове. Ее заглавие — неологизм, придуманный Велимиром Хлебниковым для обозначения всеобщей гармонии. В «Ладомире» создан образ неделимого человечества, объединенного с природой.

В декабре 1921 Велимир Хлебников вернулся в Москву. К этому времени относится его пророчество относительно собственной судьбы: «Люди моей задачи часто умирают тридцати семи лет».

В 1922 написал «Зангези», определив жанр этого произведения как «сверхповесть» и объяснив его внутренний строй следующим образом: «Сверхповесть, или заповесть, складывается из самостоятельных отрывков, каждый со своим особым богом, особой верой и особым уставом… Это эпос сознания, эпос о мыслительном процессе, связующем прошлое и будущее человечества». Имя главного героя — непонятого пророка, «второго я» автора — произведено от слияния названий рек Ганг и Замбези, символизирующих Евразию и Африку. «Зангези» пользуется заумным языком, кроме которого в поэме использован, по словам автора, также птичий язык, язык богов, звездный язык, разложение слова, звукопись, безумный язык. В состав сверхповести введены «Доски судьбы» — составленные Хлебниковым числовые соотношения между историческими событиями.

Весной 1922, уже будучи тяжело больным, Хлебников отправился в Новгородскую губернии вместе с художником П. Митуричем.

Умер Хлебников в деревне Санталово Новгородскую губернии 28 июня 1922.

Творчество Велимира Хлебникова оказало огромное влияние как на многих крупных поэтов 20 в. — В. Маяковского, О. Мандельштама, М. Цветаеву, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого и др., так и на развитие новых — ритмических, словотворческих и пророческих — возможностей поэзии.

Стихи Велимира Хлебникова

Источник: http://poetrysilver.ru/bio/210

Велимир Хлебников в воспоминаниях современников

Велимир Хлебников (1885 — 1922) — выдающийся поэт и писатель Серебряного века, один из крупнейших деятелей русского авангарда.

Он входил в число основоположников футуризма в отечественной культуре, был реформатором поэтического языка и экспериментатором в области словотворчества и зауми.

Его творчество оказало мощнейшее влияние на таких поэтов, как Владимир Маяковский, Борис Пастернак, Николай Асеев, Илья Сельвинский, Семен Кирсанов, а также многих других.

Велимир Хлебников был крайне эксцентричным человеком. О том, что думали о нем его современники, читайте в нашем материале.

Осип Мандельштам: Подобно Блоку, Хлебников мыслил язык как государство, но отнюдь не в пространстве, не географически, а во времени. Хлебников не знает, что такое современник. Он гражданин всей истории, всей системы языка и поэзии.

Какой-то идиотический Эйнштейн, не умеющий различить, что ближе — железнодорожный мост или «Слово о полку Игореве». Поэзия Хлебникова идиотична — в подлинном, греческом, неоскорбительном значении этого слова.

Современники не могли и не могут ему простить отсутствия у него всякого намёка на аффект своей эпохи.

Георгий Адамович: С Хлебниковым я был знаком, хотя надо сказать, что слово «знаком» по отношению к Хлебникову не подходит. Хлебников был, вероятно, самым молчаливым человеком, который когда-либо существовал на земле. Он всегда молчал.

Я больше всего помню Хлебникова по «Бродячей собаке», этому знаменитому петербургскому кабаре, где он постоянно бывал, как и Маяковский, Кручёных, Бурлюки. И все они буйствовали: Маяковский на эстраде кричал, его стаскивали вниз.

Я помню случай, когда его втащили на эстраду, и он прочёл стихотворение из восьми строк, описывая, как он идёт по улице. Кончалось оно так: «А с неба смотрела какая-то дрянь, величественно, как Лев Толстой».

Но его тут же стащили с эстрады, стали бить по голове, он что-то выкрикивал, но как раз этого-то они и хотели: поскандалить. Поскандалить, чтобы обратить на себя внимание.

Хлебников сидел и молчал, понурив голову и ни разу не открыв рта. Здесь придётся вспомнить о Мандельштаме, человеке разговорчивом, но совсем не в стиле футуристов, к тому же говорящем блестяще. Как-то Мандельштам, по привычке, говорил и говорил и… вдруг остановился.

«Я не могу продолжать, — сказал он, — потому что в соседней комнате молчит Хлебников». И действительно — в молчании Хлебникова была какая-то значительность.

Он был человек, несомненно, искренний, без всякого притворства и ломания, человек, погружённый в какие-то свои фантастические мысли, иногда в какие-то цифровые выкладки: когда настанет конец света, или когда появится новая комета.

Давид Бурлюк: С Хлебниковым была беда — он не мог видеть своей рукописи или оттиска, напечатанного для корректуры, чтобы не начать тут же наносить поверх что-либо, часто совсем несходное с первой версией. Поправлять не мог — делал вариант, столь же интересный и ценный.

Часто его поэма или длинное стихотворение — это только вариант на варианте, выросший из его гениального воображения словесного, как индийское божество, где из плеча рука за рукою — одна и та же, но действие их разное…

Велимир Хлебников пробыл в жизни как фантастический, диковинный, феноменальный организм, непрерывно творивший слова…

Уже в 1912 году Хлебников стал увлекаться бесконечными вычислениями, и я дал ему деньги на издание малой брошюры, в которой он предсказал гибель Российской империи в 1917 году… Я вёл с ним споры и просил писать стихи, романы, но с каждым месяцем всё более рукописи Вити стали покрываться числами и формулами, в коих я не мог разобраться.

Владимир Маяковский: Хлебников — не поэт для потребителя. Его нельзя читать. Хлебников — поэт для производителя.

Николай Асеев: В мире мелких расчетов и кропотливых устройств собственных судеб Хлебников поражал своей спокойной незаинтересованностью и неучастием в людской суетне.

Меньше всего он был похож на типичного литератора тех времен: или жреца на вершине признания, или мелкого пройдоху литературной богемы. Да и не был он похож на человека какой бы то ни было определенной профессии.

Был он похож больше всего на длинноногую задумчивую птицу… Все окружающие относились к нему нежно и несколько недоуменно.

Источник: https://eksmo.ru/interview/velimir-khlebnikov-v-vospominaniyakh-ID3789817/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector