Зачем александр iii в русской армии разрешил дуэли

Зачем Александр iii в русской армии разрешил дуэли

10 июля 1547 года в Европе состоялась последняя официальная дуэль. С той поры кровавые поединки были объявлены преступлением. Но на деле они продолжались до XX века, причем в схватках участвовали даже женщины! И даже 12 июля 1901 года в германском рейхстаге не прошла попытка законодательно запретить дуэли.

Само слово «дуэль» происходит от латинского «duellum», архаичной формы «bellum», которое в средневековой латыни означало «судебный поединок» — хотя позднее дуэлью почти всегда именовали поединок внесудебный, незаконный, а потому тайный.

Трудно сказать, были ли дуэли в просвещенных античных Греции и Риме, но они, безусловно, практиковались у викингов, галлов и германцев: в виде «судебных» поединков на мечах, секирах или простых дубинах — на квадратной арене, огороженной канатами.

Моральной основой для дуэлей стал принцип «суда Божьего», который состоял в том, что Господь защитит правого и поразит виновного. Примечательно, что в таких поединках «юридически» могли участвовать и женщины, дети, больные и даже старики — фактически выставляя вместо себя «чемпиона» (защитника).

Судебный поединок в те годы был отнюдь не кровавой расправой, а, скорее, торжественной церемонией, причем изначально разрешение на него давал только король, который во время боя играл роль арбитра.

Перед судебным поединком подробно оговаривали его условия и вооружение сторон. Оружие проверялось группой доверенных лиц — от них впоследствии «произошли» секунданты.

Часто в рамках дуэли проводилась серия поединков — например, сначала на топорах, потом на мечах, а потом и верхом — с копьями. Простые крестьяне при решении спора могли драться на дубинках.

Доводить бой до смерти было вовсе необязательно — достаточно лишь обозначить свою победу, а далее король-арбитр мог остановить поединок и отдать проигравшего палачу…

Однако отношение общества к «Божьему суду» заставил изменить ряд случаев. Одним из них стал трагический поединок в 1358 году двух французов, когда в присутствии Карла VI некий Жак Легре проиграл дуэль и был повешен, а вскоре был пойман другой человек, который и сознался в преступлении, приписанном казненному. Не одобряла поединки и церковь.

Еще Папа Римский Александр III во второй половине XII века порицал практику дуэлей, а Тридентский Вселенский Собор постановил лишать погибших на дуэли права церковного погребения.

Другой понтифик, Папа Пий IX, в своем апостольском послании «Apostolicae Sedis» уточнил, что церковной каре подвергаются не только те, кто сам участвует в дуэли, но также и секунданты, и прочие пособники и даже свидетели дуэльной схватки.

Такую позицию позднее разделила и светская власть — начав запрещать поединки.

Пьяный охотник убил напарника на дуэли

В XVI веке кровавые дуэли были объявлены в Европе вне закона: 10 июля 1547 года состоялся последний официальный поединок, а с 1566 года указом французского короля Карла IX любой участник дуэли приговаривался к смертной казни.

Для сведения счетов на дуэлях изначально использовалось холодное оружие, и только в XVIII веке все большее распространение получают пистолеты.

Ножи, кинжалы, шпаги и сабли требовали от участников поединка сравнимой физической формы, схожего роста или возраста — иначе исход схватки был во многом заранее предрешен.

Применение пистолетов сняло эту проблему, а для еще большего уравнивания шансов дуэлянтов пистолеты для поединков стали делать парными, абсолютно идентичными, за исключением цифры «1» или «2» на стволе.

«Законодательницей» обычаев и правил дуэли всегда была Франция. В 1836 году граф де Шатовильяр впервые опубликовал дуэльный кодекс, но позднее общепризнанным в Европе стал кодекс графа Верже, изданный в 1879 году и суммировавший накопленный столетиями опыт ведения поединков. Стоит отделить американскую и европейскую дуэль.

В Новом Свете поединки состояли в том, что двум соперникам выдавали оружие, и они уходили в лес — с этого момента начиналась их охота друг на друга. Подстеречь противника в засаде или выстрелить в спину — в ход у американцев шли любые методы. Из-за своей безнравственности американская дуэль в России не прижилась — у нас массово распространились французские правила.

Однако русская дуэль отличалась исключительной жесткостью неписаных кодексов: дистанция выстрела колебалась от 3 до 25 шагов (чаще всего 15), встречались дуэли без секундантов и врачей, один на один.

Нередко дрались до смертельного исхода, порой стрелялись, стоя поочередно спиной у края пропасти — чтобы в случае попадания противник «гарантировано» не остался в живых.

При таких условиях нередко погибали оба дуэлянта, которые, как правило, были выходцами из дворянства или офицерства.

Первой дуэлью в России можно считать поединок, состоявшийся в 1666 году в Москве между двумя наемными иностранными офицерами — шотландцем Патриком Гордоном (впоследствии петровским генералом) и англичанином, майором Монтгомери. Причины и исход того поединка история не сохранила, но дуэли стали стремительно набирать популярность.

Рецидивист дрался на «дуэли» по понятиям

Первым ситуацией вокруг «узаконенных убийств» озаботился Петр I, который в 1715 году издал 139-й воинский артикул, строго запрещавший поединки между офицерами, причем казни через повешение подлежал также и погибший на дуэли.

«Все вызовы, драки и поединки чрез сие наижесточайше запрещаются… Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен, или хотя оба не ранены от того отойдут. И ежели случится, что оба или один из них в таком поединке останется, то их и по смерти за ноги повесить», — говорилось в документе.

Борьба Петра Великого с поединками дала неплохие результаты. Однако при Анне Иоанновне, с ростом влияния на русскую жизнь иностранцев, и с оглядкой на французскую моду при Елизавете Петровне поединки стали учащаться.

Очередное усиление борьбы с дуэлями произошло в царствование Екатерины II, которая издала в 1787 году «Манифест о поединках».

Дуэли были объявлены чужестранным насаждением: участникам (включая секундантов) поединка, окончившегося бескровно, устанавливался в качестве наказания денежный штраф, а обидчику — пожизненная ссылка в Сибирь.

Наказание за причинение вреда здоровью и жизни назначалось, как за соответствующие умышленные преступления.

Яростными противниками дуэлей были Наполеон Бонапарт и Николай I. Французский император считал, что «никто не имеет права рисковать своей жизнью ссоры ради, так как жизнь каждого гражданина принадлежит отечеству; дуэлист — плохой солдат».

Николай I же вообще заявлял: «Я ненавижу дуэль. Это — варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил ее в английской армии и хорошо сделал».

Между тем, именно на середину XIX века пришелся расцвет, своеобразный культ дуэлей в России.

Помимо исторических поединков Пушкина с бароном Геккерн-Дантесом (1837 год), Лермонтова с бароном де Барантом (1840 год) и Мартыновым (1841 год), в те годы в России было множество других дуэлей.

Здесь и схватка поэта-декабриста Рылеева с князем Шаховским (1824 год), и поединок поручика Семеновского полка Константина Чернова с флигель-адъютантом Владимиром Новосильцевым (1825 год), закончившаяся смертью обоих, и т. д.

«Дуэль» закончилась контрольным выстрелом в голову

А в 1894 году, в самом конце царствования Александра III, дуэли и вовсе были официально разрешены.

Приказ по военному ведомству номер 118 от 20 мая 1894 года был озаглавлен «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде» и устанавливал приоритет суда в вопросах назначения поединков или же примирения соперников.

Число дуэлей в русской армии снова резко возросло. Любопытна статистика, собранная генералом Микулиным в период с 1894 по 1910 годы.

По данным военачальника, за эти годы в поединках участвовали: 4 генерала, 14 штаб-офицеров, 187 капитанов и штабс-капитанов, 367 поручиков, подпоручиков и прапорщиков.

Если в 241-м случае дуэлянты выпустили друг в друга лишь по одной пуле, то в 49-ти схватках каждый из них сделал по 2 выстрела.

Самое удивительное, что противники стреляли друг в друга и по 3 раза (12 случаев), и даже по 5 и 6 раз!

Мир знает примеры дуэлей и между женщинами. Известно, что во Франции в XVII веке, во времена кардинала Ришелье, скрестили шпаги маркиза де Несль и графиня де Полиньяк, а в 1701 году — графиня Рокка и маркиза Белльгард.

При Людовике XIV блестящая фехтовальщица и оперная певица Мопэн на балу заколола нескольких мужчин.

В 1868 году в Бордо стрелялись две француженки, а в 1888 году в поединке на шпагах француженка де Вальзиер ранила американку Шильби.

В начале XX века, в Первую мировую войну, интерес к дуэлям пропал окончательно — люди поняли, что жизнь слишком коротка и ценна, чтобы лишаться ее из-за брошенной белой перчатки.

Список дуэлей Александра Сергеевича Пушкина

Источник: https://nasledie.pravda.ru/1039658-duel/

Первая и последняя дуэль в России

?

Categories: В России стрелялись ради «удовлетворения чести» почти 300 лет.Первая русская дуэль по западному образцу произошла близ Смоленска в 1633 году. Полковник русской службы Александр Лесли потребовал «ответить» за оскорбление, нанесённое английским полковником на русской службе Сандерсоном. Обидчик был убит из пистолета…Последняя дуэль в Российской империи состоялась в 1917 году. В Одессе на пистолетах «разбирались» Валентин Катаев и поэт Александр Соколовский. При третьем обмене выстрелами Катаев был легко ранен.

В XVIII веке дуэли настолько вошли в моду, что в них принимали участие даже императоры и их адъютанты. Не проходила мимо ни Екатерина II, ни её сын Павел I.

Расцвет нелегальных дуэлей был в годы царствования Александра I и продолжались они вплоть до Александра III. Интересно отметить, что император Павел I всерьез предложил разрешать межгосударственные конфликты не путем войны, а проведением поединка между императорами… в Европе поддержку данное предложение не получило.

Был в России и комичный случай, когда два высокопоставленных офицера пожелали драться выстрелами из артиллерийских орудий. Самое удивительное то, что дуэль состоялась. К сожалению, не знаю её исхода…

Став императором Александр III узаконил дуэли. Их все равно было не избежать. Страх сурового наказания только усугублял ситуацию, заставлял стреляться в глухих лесах, далеко от медицинской помощи, а нередко и вовсе превращал данное действо в простое убийство благородных наследников или в сведение счетов.

В  России был издан Приказ по военному ведомству № 118 от 20 мая 1894 года: «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде».

Он состоял из 6 пунктов:

Первый пункт устанавливал, что все дела об офицерских ссорах направляются командиром войсковой части в суд общества офицеров.Пункт второй определял, что суд может либо признать возможным примирение офицеров, либо (ввиду тяжести оскорблений) постановить о необходимости поединка.

При этом решение суда о возможности примирения носило характер рекомендательный, решение о поединке — обязательный к исполнению.

Пункт третий гласил, что конкретные условия дуэли определяют секунданты, выбранные самими противниками, но по окончании дуэли суд общества офицеров по представленному старшим секундантом-распорядителем протоколу рассматривает поведение дуэлянтов и секундантов и условия поединка.

Пункт четвертый обязывал офицера, отказавшегося от дуэли, в двухнедельный срок представить прошение об увольнении в отставку; в противном случае он подлежал увольнению без прошения.Наконец, пункт пятый оговаривал, что в тех войсковых частях, где отсутствуют суды общества офицеров, их функции выполняет сам командир войсковой части.

Читайте также:  Раиса горбачева: почему ее боялся главный кремлевский повар

Если суд признавал возможность примирения без ущерба для чести оскорбленного, то так оно и происходило. В противоположном случае суд санкционировал проведение поединка.

Неправоспособными к дуэли (чей вызов можно было не принимать и кого не принято было вызывать) считались:лица, опозоренные в общественном мнении (шулера; ранее отказавшиеся от дуэли; подавшие жалобу на обидчика в уголовный суд);- сумасшедшие;- несовершеннолетние, т. е.

лица не достигшие 21 года (кроме женатых, студентов и служащих — вообще же четкой границы не было);- лица, стоявшие на низких ступенях общественной культуры (т. е.

, как правило, представители простого народа);- должники по отношению к своим кредиторам; близкие родственники (до дядей и племянников включительно);- женщины.

Защищать честь женщины был ОБЯЗАН ее естественный покровитель (муж, отец, брат, сын, опекун, близкий родственник), но что интересно, необходимым условием допустимости дуэли из-за женщины являлось ее нравственное поведение — то есть за женщиной, известной легким поведением, НЕ признавалось право на защиту от оскорблений.

Дуэльный кодекс Российской империи

https://pantv.livejournal.com/2211275.html(С) интернет

Источник: https://tiina.livejournal.com/11714534.html

Особенности и традиции русской дуэли

В Европе русскую дуэль называли «варварством» и «узаконенной формой убийства». Дело в том, что если в Европе период «дуэльной лихорадки» был связан с боями на холодном оружии, то в России предпочтение отдавалось более смертельному огнестрельному оружию.

В Европе в первой половине XIX века русскую дуэль называли «варварством» и «узаконенной формой убийства».

Все зло от «миньонов»

Традиция дуэли в России является привнесенной. Несмотря на то, что с древних времен на Руси существовала традиция как судебных поединков для разрешения споров, так и поединков перед сражениями войск, к ныне известной нам дуэли она отношения не имеет.

В Западной Европе дуэль как способ защиты чести дворянина появилась в Италии в XV веке и стала очень быстро распространяться на другие страны. К началу XVI века дуэль была вполне обычной для дворянского сословия Западной Европы. При этом нижняя граница возраста участников поединка опустилась до 14 лет.

Несмотря на то, что с XVI века дуэли запрещали как монархи, так и церковь, Европа пережила явление, известное как «дуэльная лихорадка».

27 апреля 1578 года в парижском парке Турнель состоялась одна из самых известных дуэлей в истории – «дуэль миньонов». Это был поединок «трое на трое» между приближёнными короля Франции Генриха III (миньонами) и сторонниками герцога де Гиза (гизарами). В результате поединка погибли четверо из шести участников дуэли.

Несмотря на официальный запрет дуэлей, французский монарх не подверг выживших наказанию, а погибших распорядился похоронить в роскошных мавзолеях и поставить им мраморные статуи.

Такое отношение к «дуэли миньонов» привело к всплеску популярности дуэлей и даже к появлению профессиональных дуэлянтов, добывавших себе славу бесконечными поединками. Поводом для дуэли в таком случае могла стать любая мелочь, не понравившийся взгляд или спор по поводу одежды.

Миньон — член свиты короля. Слово mignonne с французского языка переводится как «крошечный». Этим словом с XVI века называли фаворитов королевской особы. В английском же языке заимствованное слово minion более нейтрально, оно обозначает преданного слугу.

Петр Великий: убитых на дуэлях вешать за ноги!

В разгар европейской «дуэльной лихорадки» в России в этом смысле царило полное спокойствие. Первая дуэль здесь произошла лишь в 1666 году. Соперниками стали будущий генерал Петра I Патрик Гордон и еще один офицер-наемник, майор Монтгомери.

В 1682 году царевна Софья подписала указ, разрешавший служилым людям носить личное оружие, сопроводив его запретом на поединки.

В популярном фильме «Арапа Петра Великого» монарх-реформатор выражает готовность принять вызов на дуэль за своего воспитанника. В реальности Петр Великий, несмотря на приверженность к европейской культуре, к дуэлям относился крайне негативно.

Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года за вызов на дуэль предусматривала наказание в виде лишения чинов и частичной конфискации имущества, за выход на поединок и обнажение оружия — смертную казнь с полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.

«Воинский артикул», представлявший собой разъяснение положение Воинского устава подтверждал «наижесточайшее запрещение» вызовов и поединков. Более того, предусматривалось повешение даже для тех, кто … погиб на дуэли. Трупы таковых предписывалось вешать за ноги.

«Узаконенная форма убийства»

Тем не менее, вплоть до второй половины XVIII века дуэли в России не принимали массового характера. Однако при Екатерине II они становятся все более популярным способом выяснения отношений, особенно среди молодежи, воспитанной в европейском духе.

В 1787 году Екатерина Великая, встревоженная происходящим, выпустила «Манифест о поединках».

В нем дуэли назывались» чужестранным насаждением»; участникам дуэли, окончившейся бескровно, устанавливался в качестве меры наказания денежный штраф (не исключая секундантов), а обидчику, «яко нарушителю мира и спокойствия», — пожизненная ссылка в Сибирь. За раны и убийство на дуэли назначалось как за совершение аналогичного уголовного преступления.

Но ничего не помогало. Первая половина XIX века стала пиковым периодом для русской дуэли. При этом в Европе, где данная традиция пошла на спад, русскую дуэль называли «варварством» и «узаконенной формой убийства».

  • Дело в том, что если в Европе период «дуэльной лихорадки» был связан с боями на холодном оружии, то в России предпочтение отдавалось огнестрельному, которое приводило к тяжким исходам в разы чаще.
  • «Благородная» дуэль лишила жизни Пушкина
  • В России существовал довольно разнообразный перечень видов дуэлей.

Наиболее распространенной была так называемая «подвижная дуэль с барьерами». На дорожке размечалась «дистанция» (10-25 шагов), границы её отмечались «барьерами», в качестве которых могли применяться любые предметы, положенные поперёк дорожки.

Противники размещались на равном расстоянии от барьеров, держа пистолеты в руках дулом вверх. По команде распорядителя противники начинали сходиться — двигаться навстречу друг другу. Идти можно было с любой скоростью, отходить назад запрещено, можно ненадолго останавливаться.

Дойдя до своего барьера, дуэлянт должен был остановиться. Порядок выстрелов мог оговариваться, но чаще стреляли по готовности, в произвольном порядке.

Согласно русским правилам, после первого выстрела тот из соперников, который ещё не стрелял, имел право потребовать, чтобы противник вышел к своему барьеру и, таким образом, получал возможность стрелять с минимального расстояния. Известное выражение «К барьеру!» как раз и означает такое требование.

Дуэль с расстояния 15 шагов считалась «благородной», ибо вариант смертельного исхода в данном случае был не так вероятен. Тем не менее, Александр Сергеевич Пушкин получил смертельное ранение в дуэли с 20 шагов.

Поединок «до смертельного исхода»

В отличие от Европы, в России существовали виды дуэли, наводившие ужас на жителей других стран. Например, дуэль «на шесть шагов»: при этом варианте противники располагались на дистанции, обеспечивающей гарантированное попадание. Поединок такого рода часто завершался смертью обоих участников.

Иногда использовался вариант этой дуэли, при котором заряжался один пистолет, оружие дуэлянты получали по жребию, после чего оба нажимали на спусковой крючок. В таком случае «невезучий» был практически обречен на смерть.

В Европе к началу XIX века не было видов дуэлей, предусматривавших обязательную гибель одного из участников. В России же существовали виды дуэлей «до смертельного исхода». Одним из таких являлся поединок на краю пропасти – раненый в дуэли падал в бездну и погибал.

Градация по степени оскорблений

Поводом для дуэли считался ущерб, нанесенный чести пострадавшего, а также чести его семьи. В определенных обстоятельствах вызов мог произойти и за оскорбление чести третьих лиц, оказывающих покровительство вызывающему.

Поводом к дуэли не могло стать нанесение какого бы то ни было материального ущерба. Кроме того, обращение с жалобой к властям лишало оскорбленного права требовать удовлетворения при помощи поединка.

Существовала целая градация оскорблений, согласно которой оскорбленный получал право требовать тех или иных условий дуэли.

Любопытно, что оскорбление, нанесенное женщине, считалось на ступень более тяжким, нежели аналогичное, но нанесенное мужчине.

Удовлетворения можно было требовать и от оскорбившей дворянина женщины – правда, такое оскорбление оценивалось на две ступени ниже, чем аналогичное, нанесенное мужчиной. В любом случае, ответить на вызов пришлось бы в таком случае родственнику оскорбительницы, а не ей самой.

Схватка со свидетелями, но без зрителей

Оскорблённому рекомендовалось тут же, на месте, в спокойном и уважительном тоне потребовать извинений, либо сразу же заявить обидчику, что к нему будут присланы секунданты.

Далее оскорблённый мог либо отправить письменный вызов (картель), либо вызвать обидчика на дуэль устно, через секундантов. Максимальным сроком для вызова в обычных условиях считались сутки.

Затягивание с вызовом считалось дурным тоном.

Существовало и еще одно важное правило, гласившее: «Одно оскорбление – один вызов». Если некий наглец наносил оскорбление сразу нескольким лицам одновременно, на дуэль его мог вызвать только один оскорбленный. Предпочтение отдавалось тому, какому досталось самое грубое оскорбление.

Считалось крайне неэтичным превращать дуэль в спектакль. Помимо дуэлянтов, на поединке присутствовали секунданты и врач. Присутствие друзей и родственников участников было возможным, но не приветствовалось.

В заранее условленное время, как правило, утром, противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место.

Допускалось опоздание одной из сторон на 15 минут. Более длительная задержка считалась уклонением от дуэли и означала бесчестье.

Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном.

Из числа секундантов назначался распорядитель дуэли, который руководил всеми действиями.

Тяжко оскорбленный стреляет первым

Распорядитель в последний раз предлагал дуэлянтам примириться. В случае отказа сторон он озвучивал правила дуэли. Секунданты обозначали барьеры и производили заряжание пистолетов (в случае, если дуэль была с применением огнестрельного оружия). Правила дуэли требовали от участников поединка освободить все карманы.

Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя.

Если в ходе поединка на шпагах один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал — его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль.

В поединке на пистолетах большое значение имела степень нанесенного оскорбления. Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым, в противном случае право первого выстрела определял жребий.

Право на замену

Правила дуэли допускали замену его участника на лицо, представляющее его интересы. Это было возможно, если речь шла о женщине, несовершеннолетнем, мужчине старше 60 лет, либо имеющим болезнь или увечье, ставящее его в явно неравное положение с противником.

Честь женщины мог защитить либо мужчина из числа ближайших кровных родственников, либо муж, либо спутник (то есть тот, кто сопровождал женщину в то время и в том месте, где было нанесено оскорбление), либо, по изъявлении такого желания, любой мужчина, присутствовавший при оскорблении или позже узнавший о нём и считающий для себя необходимым вступиться за данную женщину.

При этом право на защиту чести могла получить лишь женщина, имеющая безукоризненное поведение с точки зрения общественных норм. Если дама успела прославиться излишне свободным поведением, вызов в ее защиту не считался действительным.

Выжившие дуэлянты становились друзьями

Читайте также:  Зачем ссср поддерживал арабские страны

Правила дуэли запрещали поединки с близкими родственниками, к которым относились сыновья, отцы, деды, внуки, дяди, племянники, братья. Дуэли с двоюродными и троюродными братьями считались делом вполне допустимым.

Если в результате дуэли оба противника в результате оставались живы и в сознании, то им полагалось пожать друг другу руки, обидчику — извиниться (в данном случае извинения уже не задевали его честь, так как она считалась восстановленной поединком, а были данью обычной вежливости). По завершении дуэли честь считалась восстановленной, а любые претензии противников друг к другу по поводу бывшего оскорбления — недействительными.

Считалось, что уцелевшие в бою дуэлянты должны были стать друзьями или, как минимум, поддерживать далее нормальные отношения. Повторный вызов того же лица на поединок был возможен лишь в самых экстраординарных случаях.

Как министр Ванновский устроил ренессанс русской дуэли

Почти в течение всего XIX века русские монархи принимали законы, направленные на запрет поединков. Император Николай I говорил: ««Я ненавижу дуэль. Это — варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил ее в английской армии и хорошо сделал».

В то же время он существенно понизил ответственность за дуэли. Утвержденное в 1845 году «Уложение об уголовных наказаниях» полностью освобождало от ответственности секундантов и врачей, а участникам поединка грозило от 6 до 10 лет заключения в крепости с сохранением дворянских прав.

На практике же наказание было еще более мягким – чаще всего виновные даже в смертельной дуэли ограничивались несколькими месяцами заключения и незначительным понижением в чинах.

К концу XIX века популярность дуэлей в России пошла на спад.

Однако в 1894 году с подачи военного министра Петра Ванновского, в целях укрепления боевого духа в армии, дуэли были не просто легализованы, а в некоторых случаях стали для офицеров обязательными.

Логичным итогом стало резкое увеличение количества дуэлей. Если в период с 1876 по 1890 годы в России до суда дошло лишь 14 дел об офицерских дуэлях, то в 1894 – 1910 годах состоялось 322 дуэли.

При этом свыше 250 из них были проведены по решению судов офицерской чести, которым было дано право назначать поединки.

Самовольными же дуэлями, без разрешения начальников, оказались только 19, причем ни один участник не был привлечен к ответственности.

Из 322 дуэлей данного периода 315 состоялись на пистолетах и лишь 7 – на холодном оружии. Большинство поединков 1894 – 1910 годов завершались бескровно или легкими ранениями, и только 30 – гибелью или тяжелыми ранениями дуэлянтов.

Поединки на винтовках: как погибали русские эмигранты

На дуэлях в начале XX века дрались не только военные, но и политики, а также деятели культуры. Заядлым дуэлянтом был лидер «Союза 17 октября» Александр Гучков, известна дуэль между поэтами Серебряного века Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным.

Институт русской дуэли прекратил свое существование после Октябрьской революции 1917 года, вместе с другими атрибутами сословного общества.

В Белой армии, а затем в среде русской эмиграции вплоть до 1930-х годов был популярен еще один оригинальный вид поединка – дуэль на винтовках Мосина. При этом убойная сила данного оружия делала летальный исход практически неизбежным. Для отчаявшихся людей такая дуэль становилась своеобразным «благородным» способом самоубийства.

  1. Русская дуэль
  2. Реконструкция классической русской дуэли на шпагах-дворянках.
  3. Фильм Дуэлянт (2016) — трейлер

Источник: https://mensby.com/sport/fight/7629-features-traditions-russian-duel

История дуэли

Слово «дуэль» произошло от латинского «duellum», которое было архаичной формой слова «bellum». Duellum в средневековой латыни означало судебный поединок, хотя в наше время дуэлью называют почти всегда поединок внесудебный и даже тайный. Так, в Statute of Wales (Edw. I., Act 12) писалось: «…Placita de terris in partibus istis non habent terminari per duellum». Трудно сказать, были ли такие дуэли в Древней Греции и Риме, но они безусловно были знакомы германским племенам (об этом упоминали Тацит, Diodorus Siculus и Velleius Paterculus) в качестве одного из видов ордалий, а также викингам.Если мы начнем перечислять русских писателей, в чьих произведениях мотив дуэли оказывается в центре внимания, то в нашем перечне окажутся имена Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Тургенева, Л.Толстого, Чехова, Куприна – и этот перечень оказывается далеко не полным. Дворянские поединки были одним из краеугольных элементов  культуры поведения и занимали важное место в жизни знати.Понимая все это мы, как правило, ничего не знаем о дуэли. А, зря. Зная минимум о благородных поединках, произведения великих наполняются дополнительным смыслом.Леон Мария Дансарт Дуэль Противники встречались без свидетелей.Дуэль – получение силою оружия удовлетворения за оскорбление. Оскорбленный дерется, чтобы получить удовлетворение; оскорбитель – чтобы дать удовлетворение.  Решают этот вопрос в поединке, лично, открыто, в соответствии с правилами и на равном оружии.

Правила — важнейший признак дуэли. И даже не просто правила, а объемный, весьма подробный кодекс; если его нет, едва ли правомочно говорить о дуэли. Бывало, допустим, что два человека повздорили где-нибудь на дороге и решили вопрос силой оружия, но это еще не дуэль, как нельзя назвать дуэлью пьяную драку, даже если в ней дошло дело до ножей.

Необязательно этих лиц именно два. Дуэльный кодекс вполне допускал коллективные бои; скажем, вызывающий и вызванный приводили с собой сколько-то друзей, секундантов.

Если изначально секундант был свидетелем боя, гарантирующим честность поединка, то в XVII веке считался скорее дополнительным участником или, в крайнем случае, тем, кто готов заменить дуэлянта в случае, если тот сбежит или по какой-то объективной причине не сможет драться.

У Дюма, большого любителя дуэльной темы, мы видим немало примеров таких коллективных дуэлей: например, в «Трех мушкетерах» — дуэль д'Артаньяна с лордом Винтером (в которой участвовало по четыре человека с каждой стороны), трое на трое сражаются в «Графине де Монсоро»…

По некоторым данным, дуэль миньонов из «Графини де Монсоро» — первая дуэль, в которой секунданты участвовали вместе с самими дуэлянтами, и именно после нее этот обычай стал популярен.

Истоки дуэлей обычно ищут в судебных поединках, или испытании боем.

Такой способ решения судебного дела был широко распространен в средние века как в Западной Европе, так и на Руси; вплоть до XVI века он время от времени применялся в высших слоях общества. Хотя законы в Европе писали на основе римского права, эта идея с ним ничего общего не имела: ни римляне, ни иудеи или ранние христиане таких обычаев не практиковали.

По-видимому, они происходят из законов германских племен (первые законы таких поединков встречаются в «Кодексе бургундов» V-VI века), а на Русь принесены варягами.

На первый взгляд, судебный поединок еще не дуэль, потому что исход его разрешает не частный спор, но спор с законом. Однако часто он оказывался боем обвинителя с обвиняемым. Главное, что победитель в таком бою считался автоматически правым, а проигравший — виновным; эта идея надолго остается стержнем дуэльных обычаев.

Впоследствии от нее отошли, полагая, что убитый в поединке «защитил свою честь».Существенное отличие от дуэли позднейшего времени: для судебного поединка требовался крайне серьезный повод! Германские законы перечисляли преступления, предполагающие судебный поединок: убийство, измена, ересь, изнасилование, дезертирство, похищение (человека), ложная клятва.

Как видите, оскорбления (основной причины дуэлей в будущем) в этом списке нет в принципе!Кроме того, разрешение на судебный поединок должен был давать самолично король. Из этого часто делают вывод, что «божий суд» был призван служить противовесом самоуправству вассалов, которые в своих владениях творили что хотели.

Вальтер Скотт в «Айвенго» описывает дуэль такого рода как турнирный бой, только на остром оружии. На самом деле испытания проводились, как правило, без коней и со строго регламентированным оружием. Либо меч + щит, либо булава + щит.

Щит, разумеется, всегда деревянный, оружие — обычное боевое; вес и длина оружия регламентировались только приблизительно, каждый имел право выйти со своим обычным мечом, если только они не различались уж слишком сильно.

Первый вариант, с клинком, еще известен как «швабский поединок», второй — «франконский». (Кстати, на Руси обычно использовался именно последний.) Ранние законы были гуманнее к поединщикам: при Карле Великом использовалась не булава, а дубинка, то есть оружие, которым сложнее ранить или убить.

Германские кодексы также жестко регламентировали защитное снаряжение. Как правило, допускалась кожаная куртка, штаны и перчатки, но никакой брони; голова и ступни должны были оставаться непокрытыми. В Польше и на Руси порой допускались кольчуги, но никаких шлемов.Техника «судебного» боя активно преподавалась в фехтовальных школах; именно это в конце XV века послужило причиной отказа от обычая.

Дескать, негоже, если прав всегда тот, кто больше тренировался. Вера в то, что судебный поединок решается волей божьей, как-то ослабела. Кое-где встречался обычай выставлять за себя другого бойца; он был далеко не так популярен, как в романах, но иногда такое позволялось.Для горожан судебный бой был желанным развлечением — куда интересней казни.

Гладиаторских боев христианские законы не дозволяли, а тут такое «шоу»… На него собирался весь город. Во многом именно поэтому законы о судебном поединке продержались куда дольше, чем предрассудки, на которых они были основаны. Ради зрелищности порой даже пренебрегали правилами и здравым смыслом; так, известен случай судебного поединка… человека с боевым псом.

Далеко ли тут до тех самых гладиаторских боевПринцип «суда божьего», конечно же, состоял в том, что господь защитит правого и поразит виновного. Женщины, больные, дети и старики юридически тоже участвовали в судебных поединках — фактически выставляя вместо себя чемпиона-защитника.

Судебный поединок был очень торжественной церемонией, и, как пишет Хаттон в книге «Меч сквозь столетия», изначально разрешение на него всегда давал только король, который во время боя играл роль арбитра. Можно предположить, что практика судебного поединка изначально поддерживалась королевской властью в качестве ограничения судебной власти вассалов.

Во Франции этот порядок был отменён Генрихом II в 1547 году после дуэли Жарнака и Ля Шастеньере, хотя истинность «суда божьего» подвергалась сомнению и раньше. Например, в 1358 году в присутствии Карла VI проиграл поединок и был повешен некий Жак Легре, а вскоре был схвачен другой человек, который сознался в преступлении, приписанном этому несчастному. Но не будем забегать вперёд.

Перед судебным поединком подробно оговаривали его условия и вооружение сторон, при этом от выбора стандартного, «рыцарского» вида оружия отказаться было нельзя. Часто проводилась серия поединков — например, сначала на топорах, потом на мечах, потом верхом и с копьями. Простолюдины могли драться на дубинках.

Читайте также:  Зачем русские носили талисманы с медузой горгоной

До смерти доводить бой не требовалось — достаточно было лишь обозначить победу, как это делали античные гладиаторы, а дальше уж король-арбитр мог остановить поединок, и побеждённого отдавали палачу, а победителя — врачу (кто знает, что было опасней!). Говорить на эту тему можно много, но обратимся к законам.

Из всех законов, содержащих нормы о дуэли, самым ранним считается Кодекс Бургундов, принятый в конце V — начале VI века при короле Гундобальде, а введение судебного поединка датируется 501 годом.

Положения этого кодекса содержат и искреннюю веру в истинность божьего решения («…Господь будет судьёй…»), и пожелание спорящим не избегать боя («…если кто-либо открыто говорит, что знает правду и может дать клятву, он не колеблясь должен быть готов сразиться…»). В дальнейшем почти в каждой стране появились похожие нормы.

Хотя, например, в Англии поединки не были в ходу до норманнского завоевания, а по закону Вильгельма Завоевателя они применялись только в спорах между норманнами, и только в дальнейшем стали всеобщей практикой.По мере того, как практика судебного поединка распространялась по всему миру, множились и попытки её как-то урегулировать. Еще св. Авит (ум. в 518 г.

) протестовал против кодекса Гундобальда, о чём писал Агобард (ум. в 840 г.) в специальном труде о противоречии светских законов Евангелию. С точки зрения христианства, бог вполне мог допустить смерть невиновного.

Папы римские тоже имели отрицательное отношение к судебным поединкам: в письме к Карлу Лысому Николай I (858-867) проклинает дуэль (monomachia) как искушающую бога, ту же точку зрения высказывали папы Стефан VI, Александр II и Александр III, Целестин III, Иннокентий III и Иннокентий IV, Юлий II и многие другие.Часто издавались и особые запреты.

Например, «Божье перемирие», объявленное Церковью в 1041 году, запретило дуэли и турниры на время празднеств в честь церковных таинств. Светские власти не отставали — Людовик VII в 1167 году запретил судебные поединки по всем делам, где сумма спора не превышала 5 су.Постепенно судебные поединки в Европе стали возможными только по делам о тяжких преступлениях, таких как убийство или измена.

В Англии судебные поединки вообще всегда были распространены мало, особенно после известных ассиз Генриха II Плантагенета (XII век), поднимавших авторитет королевского суда. Однако, право выбрать дуэль для окончания процесса юридически существовало в Англии до начала XIX века, хотя на практике этого не было с конца XVI века. Последнее требование окончить спор поединком было предъявлено в 1817 году человеком, обвиняемым в убийстве, и суду ничего не оставалось, кроме как неохотно дать разрешение, поскольку того требовал старый закон. Противник от боя отказался, и обвиняемый был освобождён, а Парламент быстренько в 1819 году отменил «право апеллировать к мнению Бога путём поединка», чтобы больше подобного не было.

Другой прародитель дуэли — хольмганг, популярный у викингов способ разрешения споров.

Тут уже не требовалось никакого конкретного обвинения; годилось и оскорбление, и просто «не сошлись во мнениях». Не требовалось и равенства социального статуса; простой воин имел право вызвать ярла.

Вопреки горячей натуре скандинавов (а может, именно из-за нее, чтобы хольмганги не опустошили край) бой никогда не проводился тут же на месте; законы требовали, чтобы прошло хотя бы три дня, лучше — неделя, а буйные головы успели одуматься.Чаще всего в хольмганге участвовало по нескольку человек с каждой стороны.

Бой проводился на заранее выбранном месте, вокруг брошенной на землю шкуры (возможно, при зарождении традиции животное перед боем приносили в жертву).

Законы шведов требовали для боя перекрестка трех дорог; а раньше, судя по всему, бились на маленьком островке, чтобы никто не мог сбежать, — ведь само слово «хольмганг» означает «пройтись по острову».Отказаться от хольмганга — не только бесчестие, но и преступление. Зато можно привлечь друзей и союзников.

Так что викинг-«бретер», понадеявшийся на свой меч и неопытность противника, мог жестоко ошибиться. Существует мнение, что секунданты на дуэлях — в какой-то мере наследие обычаев хольмганга и противовес бретерству.

Вот что говорит о хольмганге шведский «Языческий закон»:

Если муж скажет бранное слово мужу: «Ты не равен мужу и не муж сердцем», а другой скажет: «Я муж, как и ты», — эти двое должны встретиться на перепутье трех дорог.

Если придет тот, кто сказал слово, а тот, кто услышал, не придет, то он — тот, кем его назвали, он больше не способен к клятве и не годится в свидетели ни по делу мужчины, ни по делу женщины. Если же, наоборот, придет тот, кто услышал, а тот, кто сказал слово, не придет, то он три раза крикнет: «Злодей!» — и сделает отметку на земле. Тогда тот, кто сказал, — хуже него, так как он не осмеливается отстоять то, что сказал. Теперь оба должны драться всем оружием. Если упадет тот, кто сказал слово, — оскорбление словом хуже всего. Язык — первый убийца. Он будет лежать в плохой земле.

Оружие для хольмганга предполагалось обычное, и никто не регламентировал, сколько его и какое. Чем воюешь, с тем и приходи, сказано же в законе: «драться всем оружием».

Однако пока франки ужесточали свой дуэльный закон, переходя от дубинки к булаве, кровожадные скандинавы его смягчали. Начали входить в обычай поединки до первой крови; а уже в XI веке норвежцы и исландцы стали запрещать хольмганг. Виной тому, как считается, были берсерки, которые фактически играли роль бретеров, да и смерти в боях с ними стали уж слишком часты.Воспетый Вальтером Скоттом и Артуром Конан Дойлом рыцарский поединок, хотя на первый взгляд очень похож на дуэль, на самом деле отстоит от нее много дальше, чем судебный бой и хольмганг. Поскольку не предполагает никакой личной вражды между соперниками и вообще, строго говоря, представляет собой состязание, а не поединок насмерть.Поскольку техника безопасности у этого «соревнования» была так себе, на нем нередко погибали или получали тяжкие увечья; бывало даже, что от турнирной раны умирал правитель, как, например, Генрих II Французский (осколки турнирного копья угодили ему в глаз). И тем не менее смертельной схваткой турнир не считался.У Вальтера Скотта на турнире любой желающий может предложить поединок боевым оружием вместо турнирного: ударил в щит вызываемого острым концом копья — будет бой насмерть. В реальности ничего подобного, конечно, не бывало. Церковь и так косо смотрела на турниры, а если бы на них еще практиковалось массовое намеренное убийство… Оружием в таких боях служили турнирные тупые копья из хрупкого дерева — полагалось их «преломить» в схватке. И чаще всего для победы хватало, скажем, того, что один соперник сумел сломать свое копье, а второй нет, или же один из бойцов потерял элемент своего доспеха, или копье одного попало в щит, а другого — в шлем.К началу Возрождения поединки становятся настолько обычным делом, что наступает пора формализовать это занятие уже не для судебных, а для частных целей. Как и у скандинавов, дуэлянт этого времени в особых причинах не нуждается, а оскорбление может быть сколь угодно минимальным. Хоть даже «по поводу одного места из блаженного Августина, по которому мы не сошлись во мнениях», как говорил шевалье д'Артаньян.

  • Дуэли Ренесанса
  • Дуэли под ЗАПРЕТОМ
  • Дуэли холодным оружием
  • Первые дуэльные кодексы, судя по всему, появились в Италии веке этак в XV; и в них уже оговаривается вполне определенное главное оружие — шпага.

Источник: https://masterok.livejournal.com/1597225.html

За что в Российской империи вызывали на дуэль

Практика вызова на дуэль появилась на Руси довольно поздно, во второй половине XVII века, благодаря иностранцам. Вскоре дуэли были запрещены Петром I в 1706 году, а нарушение закона каралось повешением.

Кодекс чести

По определению культуролога Юрия Лотмана, дуэль — это «происходящий по определённым правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесённого оскорблением».

Таким образом, именно стремление к очищению от оскорбления было главной причиной вызова на дуэль.

При этом, для восстановления справедливости не обязательно было дойти до самого поединка, а тем более убивать противника.

Как указывает Лотман, иногда и сам вызов на дуэль считался очищением, за которым следовало примирение врагов.

Но бывали и случаи, когда снятие оскорбления требовало гибели одного из участников. Тогда изначально устанавливались смертельные условия поединка, не дававшие шансов одному из противников.

Одна из самых известных дуэлей в российской истории, закончившаяся гибелью великого поэта Пушкина, относится именно к таким, изначально предрешённым дуэлям. Барьеры отделяли Пушкина и Дантеса друг от друга лишь на 10 шагов.

Подобной была и литературная дуэль Грушницкого и Печорина, описанная Лермонтовым в романе «Герой нашего времени». Печорин неслучайно выбирал местом для поединка узкую площадку на вершине скалы. «Тот, кто будет ранен, полетит непременно вниз и разобьется вдребезги…», — объясняет герой Лермонтова.

Cherchez la femme

Вышеописанные дуэли объединяет один фактор — женщина. В Российской империи дуэли часто происходили из-за оскорбления чести женщины или же из-за оскорбления чести того, кто считал её своей.

Ещё одной известной «романтической» дуэлью можно считать так называемую дуэль четырёх, в которой участвовал и Грибоедов. Речь идёт не об одной дуэли, а о двух, произошедших в 1817-1818 ггоды в Петербурге и Тифлисе. В первой из них сошлись кавалергард Василий Шереметьев и граф Александр Завадовский.

Шереметьев вызвал Завадовского на дуэль после того, как тот встретился у себя на квартире с возлюбленной Шереметьева — балериной Авдотьей Истоминой. Грибоедов же оказался вовлечённым в эту историю из-за того, что именно он привёз красавицу на квартиру к своему другу, у которого тогда жил.

По воспоминаниям современника этих событий драматурга Жандра, Шереметьев не знал, кого ему следовало вызвать на дуэль, и просил совета у своего приятеля Якубовича. Именно он подсказал ревнивцу, что было «два лица требующих пули».

В итоге, в ноябре 1817 года состоялась дуэль между Шереметьевым и его обидчиком Завадовским, на следующий день после которой раненный кавалергард скончался. Но его честь всё же была восстановлена.

Как писал Лотман в своей книге «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII-начало XIX века», самого факта пролития крови (неважно чьей) уже было достаточно для восстановления нанесённого ущерба.

Вторая дуэль с менее трагическим исходом произошла в 1818 году на Кавказе недалеко от Тифлиса. Якубович, давший другу слово отомстить за него, стрелялся с Грибоедовым, направлявшимся в то время в персидскую миссию. В итоге дипломат получил ранение в кисть руки, а Якубович отделался лёгким испугом. Таким образом, и месть за друга могла стать причиной вызова на дуэль.

Самые необычные дуэли

Иногда поводом для дуэли становились совершенно нелепые казусы, которые, однако, затрагивали честь обиженного и требовали восстановления справедливости.

Об абсурдности некоторых случаев вызова на дуэль писал Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву»: «Бывало хоть чуть-чуть кто-либо кого по нечаянности зацепит шпагою или шляпою, повредит ли на голове один волосочек, погнёт ли на плече сукно, так милости просим в поле…».

Так, например, тот же Пушкин, который всего за свою жизнь участвовал в 29 дуэлях, в молодости был вызван к барьеру своим товарищем Карлом Кюхельбекером за невинную шутку. А однажды в поединке чуть не сошлись два великих писателя Тургенев и Толстой из-за того, что последний во время спора плюнул в сторону своего давнего друга.

Необычным бывал и состав участников дуэлей. Несмотря, на то, что вызов на дуэль считается скорее способом выяснения отношений между мужчинами, случались и женские поединки. Так, например, в 1770 году спор между Екатериной Воронцовой-Дашковой и герцогиней Фоксон закончился вооруженным разбирательством.

Любительницей подраться на шпагах была и будущая императрица Екатерина II. Ещё в отрочестве она таким образом пыталась выяснить отношения со своей троюродной сестрой. А уже будучи женой наследника престола Петра Фёдоровича, однажды чуть не была вызвана им на дуэль, так как, по его словам, она стала «невыносимо горда».

К сожалению, дуэли, которые стоили жизни не одному представителю русской аристократии, зачастую происходили по причине затронутого самолюбия, а не чести.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/40020556-za-chto-v-rossiyskoy-imperii-vyzyvali-na-duel/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector