Зачем для народов крайнего севера в ссср хотели сделать резервации

Надбавки за работу в ус­ловиях Крайнего Севера существуют и сейчас. Однако советские «северные деньги», за которыми ехали со всех концов огромной стра­ны, до сих пор живы в памяти людской и даже обросли многочислен­ными легендами. Каким же оно было — северное богатство? И легко ли давалось?

Северные районы России изначально осваивали энтузиасты, служивые люди и каторжники. Сибирь долгое время ассоциировалась с чем-то неведомо страшным, местом, откуда не возвра­щаются. С XVII века партии каторжников текли туда не­скончаемой чередой. Послед­няя остановка перед страш­ной Сибирью была на Урале, в районе нынешнего города Камышлова.

И побег там казался каторжникам послед­ней возможностью избежать ужасов Сибири. Тем более что и место для побега выглядело подходящим — можно было укрыться в камышах, которых на тамошних болотах были огромные заросли. Для поис­ка беглецов казаки, сопрово­ждавшие партии ссыльных и каторжан, возвели слободу.

А название слободе дали от слов «камыш» и «лов» — Камышловская.

При советской власти ос­воение «северов» шло по тому же принципу и теми же людьми — энтузиастами, слу­живыми и заключенными. Ме­тоды освоения северных ре­гионов были определены в постановлении СНК СССР «Об использовании труда уголов­но-заключенных» от 11 июля 1929 года.

Согласно ему, ис­правительно-трудовые лаге­ря должны были стать центра­ми освоения малонаселенных районов Севера. Предполага­лось закреплять на этих тер­риториях бывших заключен­ных, а также переводить на вольное поселение досрочно освобожденных.

На базе лаге­рей образовали «комбинаты особого типа», которые не просто осваивали заповед­ные места, но и создавали там промышленные отрасли. Од­ним из них стал государствен­ный трест «Дальстрой», орга­низованный в ноябре 1931 года для промышленного ос­воения района Верхней Колы­мы.

Вскоре он превратился в огромную промышленно-лагерную империю, возводив­шую дороги, дома и занимав­шуюся добычей золота.

Зачем для народов Крайнего Севера в СССР хотели сделать резервации

Примерно то же самое происходило и в дру­гих северных райо­нах. Но после войны времена изменились. На «северах» требова­лось уже не только лес валить, но и осваи­вать добычу нефти и газа. Для привлечения в необжитые районы профессиональных кадров использова­лась пропаганда.

Госу­дарство через кино и литературу начало пропагандировать и романтизировать ос­воение северных тер­риторий наряду с под­нятием целины и развитием космиче­ских программ. Мужествен­ные герои-полярники обрета­ли славу и примером своим заражали юных искателей приключений.

Однако в 1960-е годы в СССР стало очевидным, что за счет зеков и романтиков про­мышленного освоения Севе­ра не достигнуть. И решили добиться выполнения задачи за счет материального стиму­лирования. В известной песне Юрия Кукина про романтиков начали менять слова: «А я еду, а я еду за деньгами,/ За тума­ном едут только дураки».

Выплаты за работы в слож­ных природных условиях были и раньше. Но упорядочили их, только когда вышел в свет указ Президиума Верхов­ного Совета СССР от 26 сентя­бря 1967 года №1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Край­него Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Согласно ему, надбавки были диффе­ренцированы по нескольким группам регионов страны. Но это было сделано таким обра­зом, чтобы привязать челове­ка к месту. 10% прибавки к зарплате начинали платить по истечении 6 месяцев или года работы на «северах».

И потом прибавляли еще по 10% за каждые последующий период (от 6 месяцев до двух лет) ра­боты.

Зачем для народов Крайнего Севера в СССР хотели сделать резервации

На местах существовали еще и свои нормативы. На­пример, говорят, что в Якутии северный коэффициент зави­сел от того, где человек рабо­тает. Если на улице, то коэф­фициент рассчитывался «один к одному».

А если в те­пле, то он мог составлять всего-то 1/7. Якобы доходило до того, что дворники неред­ко получали больше, чем пер­вые секретари райкома пар­тии (главы улусов). Но это скорее из разряда легенд.

Хотя сумма надбавок была ограничена 80-100% от зара­ботка, северные зарплаты были значительно выше, чем в среднем по стране. Это при­влекало многих. К тому же на Севере было во многом луч­ше снабжение товарами на­родного потребления.

Длин­ный рубль надо было куда-то тратить, а жизнь в условиях сильных холодов непритяза­тельная: работа — магазин — дом. Гулять в 50-60-градусный мороз как-то не тянет, ресто­ранов и театров нет. Вот и тра­тили деньги: кто на мебель, а кто на водку. Впрочем, с пьян­кой на работе было строго.

За нее выгоняли в два счета. Это заставляло многих держать себя в рамках. Особенно вах­товиков.

Многие виды деятельности на «северах», особенно свя­занные с добычей нефти и газа, предполагают работу по 24 часа в сутки. Технология производства не предусма­тривает ни простоев, ни пере­рывов. Спасает вахтовый ме­тод работы. Люди приезжают, работают на износ без празд­ников и выходных, зарабаты­вают кучу денег и получают солидный отпуск. И вот тут-то начинается самое интересное.

Зачем для народов Крайнего Севера в СССР хотели сделать резервацииЗачем для народов Крайнего Севера в СССР хотели сделать резервации

После нескольких месяцев в тундре, где столбик термо­метра выше -40° не поднима­ется, а зимой светло только три часа в сутки, хочется отдо­хнуть на полную катушку. По­езда, идущие из Уренгоя и Нижневартовска, были запол­нены вахтовиками. Алкоголь лился рекой.

Некоторые по­сле двух дней «барского» ку­тежа вылезали из вагона в Ом­ске без копейки денег, спустив все заработанное на спаива­ние попутчиков и игру с кар­точными шулерами. Кто-то, конечно, благополучно доби­рался до места назначения. Но итог обычно был один — прогуливалось и спускалось все до копейки.

И человек вновь отправлялся на Север, на трудовую вахту.

Северная надбавка так просто не платится. На «севе­рах» приходилось вкалывать подчас в по-настоящему ад­ских условиях.

И не дай бог на зимнике сломается машина! Отремонтировать ее, когда руки на морозе невозможно вытащить из рукавиц, весьма проблематично. Существует много драматических исто­рий про замерзших в дороге вахтовиков.

Пока был запас солярки, они жгли костры из покрышек, но если помощь так и не приходила, то «гене­рал Мороз» побеждал людей.

Из-за трудностей жизнь на Севере вырабатывала свои особые правила. Например, охотничьи зимовья до сих пор не запираются на замок, и для любого попавшего в беду там приготовлены запас дров для печки, соль, сухари, чай.

Во времена СССР за длинным рублем на Север отправлялся настоящий интернационал. А потому в тех краях осело мно­го украинцев, белорусов, кав­казцев. Но межнациональных и межрелигиозных трений практически не бывало.

Люди привыкли к мысли, что одно­му, без посторонней помощи на Севере не выжить. А пото­му старались жить там в мире и согласии.

Именно благодаря людям, отправлявшимся в СССР на Север за длинным рублем, у современной России в этих регионах существует разви­тая промышленность, исправ­но функционирует нефтегазо­вая отрасль.

Источник: http://www.xx-centure.com.ua/archives/2572

Останется ли место для русского народа в истории Крайнего Севера?

14 ноября 2016 | Время чтения 6 мин

Владимир Станулевич, 14 ноября 2016, 18:18 — REGNUM

Зачем для народов Крайнего Севера в СССР хотели сделать резервации

Северная Двина

© Владимир Станулевич

История Русского Севера и его преподавание в школах Архангельской области имеет гораздо большее значение, чем кажется и чем ему уделяется внимание в настоящее время.

Область — единственный на Севере моноэтнический регион, с территории которого шло освоение Сибири и земель вдоль всего Северного морского пути.

Поэтому сейчас он вызывает повышенное внимание научных, пропагандистских, разведывательных структур Норвегии и блока НАТО, пробующих привлечь к себе влиятельных людей региона, пробующих приемы «мягкой силы».

И раньше область была ключевой в устойчивости севера России, а после таких событий как решение Конституционного суда Якутии, провозгласившее якутов единственным коренным народом республики, и после протеста (неизвестно, насколько представительной) группы татар Омска против установки памятника нашему земляку Ермаку Тимофеевичу — значение истории Русского Севера возрастает ещё более.

Поэтому недоумение вызывает резкое сокращение кафедр истории и преподавателей Северного Арктического федерального университета (САФУ) именно на этом стратегическом направлении.

Ранее университет как раз обвинялся в неэффективном противодействии деформации истории в пользу Запада и даже участии в таких деформирующих проектах.

В связи с Международным форумом «Арктика — территория диалога» в Архангельске в марте 2017 года с возможным участием президента России Владимира Путина появилась надежда, что значение истории Русского Севера будет правильно оценено, и ситуация с историками САФУ скорректирована.

Последний раз учебники по истории края «Архангельский Север в истории и России» бывшего ректора Поморского университета, археолога и историка Анатолия Куратова и учебное пособие «Русский Север» для ВУЗов покойного ректора Поморского университета Владимира Булатова вышли в свет в 2003 году.

С тех пор наука не стояла на месте, прошел ряд дискуссий, в первую очередь о роли и происхождении поморов в освоении Русского Севера, выявлены ошибки и уязвимые места в этих трактовках, полученных по наследству из 1990-х.

В итоге, после обращений ряда общественников и ученых о создании нового учебника истории Архангельской области, губернатором Игорем Орловым в 2014 году было принято решение его создать.

Это решение можно назвать мужественным шагом, так как дает отсроченный большой результат, но в ближайшей перспективе гарантирует скандалы и обвинения в СМИ. Тем не менее Игорь Орлов пошел на это.

Министерство образования Архангельской области сформировало авторский коллектив во главе с профессором Андреем Репневским. Сейчас работа над проектом учебного пособия в стадии завершения, по нему в Архангельске прошла встреча с учителями города, авторы в основном сдали главы, за которые отвечали.

Наступает важный момент — каким путем учебное пособие будет выводиться в свет — через благословение узкого круга местных специалистов или широко — через публикацию в интернете и рассылку по стране? Первый путь облегчит работу авторам и, временно, чиновникам, отвечающим за его выпуск, но приведет к ухудшению качества и повысит градус критики в адрес региональной власти, которая примет на себя ответственность за возможные недостатки авторских трактовок. Второй путь более хлопотный и продолжительный, требующий большей деликатности и, в то же время, ясного понимания исторического процесса и общественного запроса нынешней России. Но он позволит интегрировать в учебник научные достижения не только региона, но и федеральной науки, выявит слабые места в позициях архангельских ученых, даст понять научному сообществу страны, что региональная власть готова к широкому сотрудничеству.

Об этом фонд сохранения исторического наследия «Император» писал в адрес губернатора год назад, предлагая в обязательном порядке вынести учебник на широкое обсуждение.

Однако областное министерство образования, направившее ответ на письмо, сообщило, что проект учебника будет вынесен только на общественные слушания. Дело шло к первому варианту развития событий — нехорошему.

Сейчас, перед финалом работы по учебнику, в адрес областной власти направлено второе письмо. В нем говорится, что широкого обсуждения требуют и

«последствия скандала о происхождении и значении поморов в истории Русского Севера — который выявил с одной стороны уязвимые места в оценках поморов времен 1990-х, зависимость некоторых трактовок от норвежских научных центров, так, с другой стороны, и попытки девальвировать роль поморов в освоении Севера и Арктики. В итоге Архангельская область понесла репутационные потери в глазах научного сообщества и в информационном пространстве России, от которых не оправилась до сих пор. Второго такого удара допустить нельзя

…Собрав на общественные слушания одних местных историков, правительство области лишится конструктивной критики ученых Москвы и Санкт-Петербурга, других регионов, входивших в свое время в состав Архангельской губернии, международного научного сообщества, мнение которого зачастую бывает ангажировано, но с которым следует ознакомиться.

Не следует бояться резких критических отзывов о проекте учебного пособия — они обязательно будут, но если критика проекта коснется взглядов кого-либо из его авторов, то критика уже готового учебника падет на регион и его власть.

Отсутствие предварительной дискуссии по проекту учебника перенесет ее в стены Министерства образования РФ и на федеральную информационную площадку, что добавит в процесс эмоций и убавит научности.

Предметом беспокойства является и финансирование этого важного для региона проекта. В СМИ уже высказываются, что к проекту будет привлечено международное грантовое финансирование, и что это приведет к искажению истории в угоду зарубежным заказчикам.

Упоминается даже фонд Сороса, участия которого достаточно, чтобы похоронить проект и нанести очередной удар по архангельской науке и всему региону.

Финансирование должно быть исключительно отечественным, желательно из бюджетных источников — так как дело весьма деликатное и отчасти политическое».

В письме предлагается дать поручение вынести подготовленный проект ученого пособия на сайты Областной научной библиотеки имени Н. Добролюбова, Северного Арктического федерального университета, Ломоносовского фонда и Государственного архива Архангельской области — для сбора замечаний и предложений по его содержанию.

Предлагается также сделать рассылку проекта учебника в федеральные научные учреждения РФ в частности в Институт археологии РАН, и ведущим специалистам страны по истории Русского Севера. Это несколько затянет процесс, но значительно улучшит качество издания и покажет высокий интерес к науке со стороны архангельской власти.

Читайте также:  Предсказание парацельса: действительно ли там говорится о россии

К сожалению, профессор Андрей Репневский в октябре 2016 года попал в автомобильную аварию, лежал в больнице и сейчас еще не оправился от потрясения.

Поэтому архангельская областная власть должна оказать авторскому коллективу организационную поддержку, определив ученого, которому она доверяет замещать Андрея Викторовича на период выздоровления и решить финансовые проблемы, — прояснив все вопросы, возникающие у авторов. В ином случае завершающий этап создания такого важного труда может быть скомкан, объем уменьшен, качество снизится.

Сейчас уже упоминается объем учебника в 100−120 страниц, чего явно недостаточно, так как школьникам надо предоставить возможность знакомиться с информацией о славном прошлом края и за пределами часов, отведенных школьной программой.

Ситуация в мире и в нашей федеративной стране все настойчивее требует исторических доказательств легитимности владения территорией, взаимовыгодности вхождения народов в состав России.

К сожалению, зачастую в Москве и в регионах отношение к истории происходит по остаточному принципу и подменяется скандальными «вбросами» памятных досок или раскраской набережных гарлемовскими граффити на бюджетные деньги.

Источник: https://regnum.ru/news/2205072.html

Как проходила русификация народов СССР

Советское правительство уже с 20-х годов взяло курс на усиленную централизацию власти. Это делалось не только через чиновников, но и посредством интенсивного взаимного проникновения культуры: прессы, литературы, радио. Не было тенденции насаждать повсюду русский язык.

Напротив, на протяжении всего существования СССР проводилась огромная работа по развитию местных языков.

Русский был объединяющим: владея им, можно было получить хорошее образование, сделать карьеру, иметь доступ к обширному культурному наследию; на русском издавалась центральная пресса.

Как решался языковой вопрос при СССР

Большевики стремились приобрести влияние у тех слоёв населения, которые не были вовлечены в социальную активность при царской власти. К этим категориям относились многие нерусские народы страны. Наряду с политикой и экономикой, в первые же годы существования Советов был поднят вопрос о местном образовании.

В 1921-м году X съезд КПСС принял постановление:

  • «…помочь трудовым массам невеликорусских народов догнать ушедшую вперед центральную Россию, помочь им:
  • а) развить и укрепить у себя советскую государственность в формах, соответствующих национально-бытовым условиям этих народов;
  • б) развить и укрепить у себя действующие на родном языке суд, администрацию, органы хозяйства, органы власти, составленные из людей местных, знающих быт и психологию местного населения; в) развить у себя прессу, школу, театр, клубное дело и вообще культурно-просветительные учреждения на родном языке.
  • г) поставить и развить широкую сеть курсов и школ как общеобразовательного, так и профессионально-технического характера на родном языке (в первую голову для киргиз, башкир, туркмен, узбеков, таджиков, азербайджанцев, татар, дагестанцев) для ускоренной подготовки местных кадров квалифицированных рабочих и советско-партийных работников по всем областям управления и прежде всего в области просвещения».

С 1923 года издавались газеты на 23-х национальных языках. Для написания статей привлекались местные рабкоры и сельские корреспонденты. Конечно, вся пресса была сильно политизирована. В сентябре 1930 года Политбюро ЦК ВКП (б) постановило реорганизовать Главлит, сместив беспартийных редакторов и объединив должность редактора и цензора. Однако по-прежнему поощрялось развитие национальной литературы. Как пример объединения этих двух тенденций, труд Сталина «Краткий курс истории ВКП (б)» был издан на 67 языках народов СССР.

Почему в разных частях страны по-разному владели русским языком

Советская власть стимулировала обмен трудовыми кадрами между разными регионами страны. Студентов по распределению направляли туда, где не хватало кадров. Жители России могли поехать на работу в любую из союзных республик. В свою очередь, многие ехали на учёбу в столицу.

В ВУЗах существовала квота для студентов из регионов: их принимали на учёбу вне конкурса, чтобы впоследствии они заняли рабочие места у себя дома. Жители Кавказа и Прибалтики хорошо знали русский благодаря развитию туризма. Происходила ротация населения, которая способствовала овладению русским языком. Из этой схемы выпадали народы Крайнего Севера.

До прихода Советской власти они были сплошь неграмотны, и впоследствии владели русским языком хуже всех остальных этносов многонационального государства. Сказывалась удалённость от Центра, несходство быта, а также большое разнообразие языков этих малых народов. Также некоторые народы столетиями вели себя по отношению к пришельцам весьма агрессивно.

Покорение таких народов как чукчи, манси, эвены, вплоть до прихода к власти Советов было относительным. Советская власть повела себя в отношении малых этносов мудро и тактично. [С-BLOCK]

Член-корреспондент Академии Наук СССР, лингвист Ф. П. Филин писал, что достижения Советского Союза в области развития национальных отношений и языков «имеют всемирно-историческое значение». Большинство языков малых народов были бесписьменными. Доктор филологических наук М. И. Исаев в своём труде «О языках народов СССР» указывал, что из 130 языков к моменту установления Советской власти разработанную письменность имели всего 20.

Народ чукчей

Развитие литературы в регионах стимулировалось продвижением местных талантливых писателей. На Чукотке — наиболее отдалённом во всех отношении крае, начали строиться посёлки и школы.

Была создана адаптированная письменность, началось массовое обучение грамоте. Первой книгой на чукотском языке был букварь «Челгыкалекал» — Čelgь-Kalekal («Красная грамота»), выпущенный в 1932-м году.

Над его созданием работали студенты Института народов Севера под руководством профессора В. Г. Богораз.

Первым чукотским писателем считается Тынэтэгын (Фёдор Тинетев), автор книги «Сказки чаучу», которая была издана в 1940-м году.

В 1950—1960-е годы началась творческая деятельность чукотских поэтов В. Г. Кэулькута, В. Тымнетувге и других. Особую известность, в том числе за рубежом, получил писатель Юрий Рытхэу.

В 1974 году был издан сборник «Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки», составленный Г. А. Меновщиковым.

Книги издавались на чукотском и русском языках.

Народ манси

Кроме Чукотки, жил своим обособленным бытом древний этнос манси. У этого народа до СССР также не было письменности: первый букварь также был издан в 1932-м году. В течение многих лет производился тщательный сбор мансийских народных мифов, песен, легенд.

Впервые они появились на страницах журнала Ханты-Мансийского педучилища «Советский Север» и в окружной газете «Остяко-Вогульская правда». Первые оригинальные произведения мансийских писателей были опубликованы в конце 1930 — начале 1940-х. Первая мансийская писательница М. Вахрушева начала печататься в 1938.

Позднее в мансийскую литературу вошёл писатель П. Еврин — автор повести «Два охотника» (1940). В послевоенные годы вышли автобиографические повести мансийских авторов М. Вахрушевой «На берегу Малой Юконды» (1949) и М. Казанцева «Рассказ о себе» (1949).

Первым профессиональным поэтом манси стал Юван Шесталов (книга стихотворений «Пойте, мои звёзды» опубликована в 1959).

Часть произведений создавалась на русском, часть — на мансийском языке.

Народы, у которых была арабская письменность

Азиатские народы пользовались арабским алфавитом, который не вписывался в общероссийскую языковую картину. Естественно, эти народы находились в сфере влияния таких стран как Иран и не испытывали стимулов пользоваться русским языком. Там большой властью обладало мусульманское духовенство, что делало эти регионы почти неуправляемыми.

Киргизия, Азербайджан, Узбекистан, Туркмения — в этих республиках шла острая борьба за замену арабского шрифта на латиницу. 15 августа 1930 г. Президиум Совета Национальностей ЦИК СССР принял специальное постановление по докладу Центрального комитета нового тюркского алфавита.

В докладе подводились итоги проведения латинизации письменности за 1927—1930 гг. Латинский алфавит, говорилось в постановлении, «одержал полную победу над арабской графикой, охватив 36 национальностей с численностью более 3,5 млн трудящихся».

Неоднократно вставал вопрос: почему тюркоязычные республики не перевели на кириллицу? Считается, что русские не захотели слишком навязываться в этом вопросе.

Общая картина

Как с чукчами и хантами, аналогичным образом сложилась ситуация с народами нивхов, удэгейцев, вепсов, алеутов, кетов, ительменов, эвенов, хантов, ульчей, и множества других. Русификация местного населения проходила в достаточно ненавязчивой форме, напротив: действовала стимуляция именно национальных языков и культуры. Было проще и выгоднее стать этническим писателем, нежели русским. Эта тенденция доходила до того, что, например, корякский писатель по имени Владимир Владимирович Косыгин взял псевдоним Коянто.
Советский Союз дал миру таких талантливых писателей, как Расул Гамзатов, Ян Райнис, Юрий Рытхэу. И в настоящее время, несмотря на все политические коллизии, русский язык продолжает быть объединяющим фактором для всех народов СССР.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/42097842-kak-pri-sovetskoy-vlasti-prohodila-rusifikatsiya-narodov-sssr/

Агломерации (резервации), концлагеря — модернизация РФ

Агломерации (резервации), концлагеря — модернизация РФselenadiaSeptember 27th, 2011

Фашизация РФ

«..Что такое агломерация? Это отсечение от общественного пирога значительной части населения,потому что не для всех в «А» найдутся такие места, которые они привыкли иметь.И людям будет предложен выбор: или жить в «А», с плохим образованием, с плохим медицинским обслуживанием и.д.или — позвольте выйти вам вон…

И слабые, сирые, убогие, хилые, безусловно, останутся в агломерации..

Но те, кто уйдёт,- как знать! — может, из них и возникнет новая русская жизнеспособная общность» .. Историк А.Фурсов.

Подробнее — видео.

По этому проекту россияне будут жить не в 83 регионах,как сейчас, а в 20 — ти агломерациях вокруг крупных городов, где концентрируются ресурсы с населением

более 1 миллиона человек.

Основой новой экономики должны стать трехмиллионные агломерации, сказано в документе….. на данный момент создание агломераций законодательно невозможно.

Их границы не соответствуют административному делению, что создает трудности с бюджетом.Но и это выполнимо: через Референдум.. В бюджете-2011 дотации регионам различаются в 50 раз..

«..

Выделяются 10 субъектов РФ, в которыепомощь из Центра поступит в минимальном объеме:

— от 950 до 1900 рублей в расчете на душу населения, это Белгородская,Свердловская, Нижегородская, Калужская, Оренбургская, Вологодская, Калининградская, Новгородская области, Красноярский край, Башкортостан; и 10 субъектов РФ, которым предстоят щедрые федеральные вливания:- от 12 тыс. рублей до почти 90 тысяч на каждого жителя. Это- Бурятия, Еврейская автономной областью, Чечня, Ингушетия, Чувашия, Алтай, Тува, Якутия, Магаданская область, Камчатский край… Агломерация — преступный пункт глобализации. Судите сами. Пути сообщения между «А» и центром — морские и воздушные.И только. И строятся не дороги, а вертолетные площадки..Сообщения между «А» — это уж как пожелаете: пешком или на лошадях, машине, если она еще у вас будет.При условии, что из этой резервации вас выпустят на прогулку.»Торговые пути», как в седой древности, придется прокладывать самим.Вход — выход под охраной, и очень удивлюсь, если не под охраной «диких дивизий» акадЭмика.Ну, или более человеколюбивых бандитов… Отопление и прочие блага, например, электричество будут централизованны настолько,что станут рычагом управления населением.Такой «рычаг» однажды уже продемонстрирован всемогущим злодеем Чубайсом.Народ был сильно возмущен наглым вздутием тарифов на товар, которым владеет теперь этот прихватизатор.Митинговали, выдвигали требования, отказывались платить..Так вот эффективный менеджер взял и отключил электричество целой области.И народ рысью побежал к кассам…

«Ничего личного. Просто бизнес»..

Добавлю еще кое -что, так, для информации.Сначала проведут референдум (да, есть еще такой, — когда властям выгодно, им изощренно пользуются, традиционно подтасовывая результаты) по «изменению границ» внутри страны.Это нужно будет для того, чтобы согнать всех в кучу.В «А». сосредоточено будет до 3 миллионов жителей. А они будут поставлены в такие экономические условия, что поневоле будут «кучковаться» в поисках заработка.Иногда за 500 км. от дома. Проживать в этих центрах будут в бытовках — не выгодно властям строить жилье!Заработать на свое жилье, будьте уверены, люди не смогут. Перевести семью и своих стариков на новое место?Куда? В какие условия? В результате модернизации — порушенные семьи, забытые старики.И заброшенный Отчий дом останется на усмотрение мародерам, «понаехавшим»..

Здесь фоторепортаж об уже загнувшейся российской глубинке

Зачем это делать? В России традиционно были города небольшие. Этак до 100 тысяч.Все со временем рушится, а приводить в порядок и поддерживать наши узурпаторы не умеют и не хотят.Цели у них с народом разные. Строить новое — невыгодно. Им.А городков таких — 90%. Вот и представьте себе, что, выезжая из них, жители уже не смогут вернуться — работы ведь не будет..А наши города (не говорю уже про села) будут занимать совершенно чуждые нам народы.(Такой процесс происходил в Древнем Риме. То есть история учит всех, но вот выводы делаем разные.Властям вот приглянулся именно такой способ уничтожения лишнего населения.)Эти чуждые нам племена будут обрабатывать нашу землю, отравлять невиданными удобрениями, чтобы нам же и скармливать.И это будет называться возрождением натурального сельского хозяйства.Наверно, уже все знают, что китайцы до сельского хозяйства — большие специалисты.. Развиваться ровно так же будет и лесное хозяйство. Аллейки — парки в «А» есть? И хватит.Как будут вырубаться леса и куда вывозиться нам не доложат. Не наше ведь уже. А из «А» нам ничего не видно..Если кто еще сомневается, то пусть вспомнит, что строительство дачных домиков в садово — огородныхтовариществах уже запрещено. Постепенный процесс. Не заметим даже. В вашем городе есть производство? Так вот его очень скоро обанкротят.Все ценное вывезут. Уж это — то отработано до мелочей с 90-х.. ….Никогда не задумывались, почему самые подлые антинародные процессы называются красивыми словами?И в этом политика паразитирующей власти! Гитлеровский фашизм был заклеймен народами? Но идея осталась жить.Только под новым названием — глобализация.Нейролингвистика, нейропрограммирование — все эти дьявольские ухищрения имеют одну цель.. И мы ее уже знаем.Но нашим властям хочется изощренной пытки, а не банального уничтожения, не расстрела — убийства. Чтобы народ не только не догадывался, что его уничтожают, но и хвалил и славословил сатанинским проискам за это… Только воспаленный мозг способен на это. Знаете теперь, кто нами управляет?.. И вот эта иудоистская власть тысячелетиями добивается мирового господства. Они почти у цели.В Кремле окопались хасиды — самые гнусные жиды. Россия стала последним плацдармом для кульминационной схватки. Почему именно она? Территории и ресурсы. А еще неистребимый русский дух, любовь к Родине, что неведомо этим тварям( генетика у них ущербна)…Африку уничтожают они без адреналина. Прививки, ГМО — все планово.А Русь для них — удовольствие особое. Вот и играют на низменных чувствах отдельных граждан, соблазняют гламуром — тужуром, словами прикрывают.Красивыми.Почему бы не назвать «коррупцию» — русским словом «казнокрадство»?»Рейдерство» — бандитизмом с захватом чужого имущества? Они тоже живут по законам. По тем, которые им предписывают их библии и торы..Почему бы не назвать «революцию» переворотом и незаконным, насильственным захватом власти?Стесняются. Эдакие «голубые воришки».. А каким языком написаны все законы? Юриспруденция — это поле, на котором сатана здорово порезвился!..И все оттуда, из библий. Кто у нас юристы? Правильно. Вот им язык «закона» этот и понятен…Аббревиатуры — тоже их порождение: ВКП(б), НКВД, ЧК, КПСС, ВЛКСМ, СССР, РФ…- шифруются заговорщикиКонспирация мировых террористов.Вот и «агломерацию»придумали..**Остается дополнить УК РФ словами » Лица, достигшие пенсионного возраста, направляются в благоустроенные города — колонии, укомплектованные новейшими газовыми камерами (Минздраву — обеспечить хорошим газом),вместительными крематориями (Газпромуц выделить соответствующие объемы газа),Пенсионный фонд передать ФСИНу для обеспечения бесперебойной работы данного конвейера..**Как хорошо, когда судьбу пенсионеровОтдали на решение простых миллионеров.Сначала разрешили им до старости дожить,Потом решили их подальше отселить. И в этом что-то положительное есть:А, как бы приучить их меньше пить и есть?Хотя рецепт давно уже известен -Уменьшить старикам заслуженную пенсию. А вот и первые ласточки..

  • Широко фашизм шагает
  • Вотздесь можете почитать об инициативах переселения пожилых граждан из Москвы, например, в Переславль — Залесский.
Читайте также:  Что ждало неприятеля при попадании в спасскую башню

Там, говорит начальник, много церквей разных эпох..И эти церкви заполнят жизнь стариков особым смыслом?А второй начальник добавляет: «Если человеку 80 лет, он уже пожилойчитай: «пожил» уже, хва!,то мы стараемся переселить его из села в такие населенные пункты,где доступна медицинская и психологическая помощь…»

..это не бред тупого чиновника, это — глава регионального развития, В.Басаргин.

***

«Повышение пенсий нецелесообразно»

И не только повышение пенсий..

Впрочем, все по порядку. Тема тяжелая. Пенсионный проект Медведева. Заседание медведевского Госсовета «по проблемам пожилых граждан» обещает скорое их решение в виде принудительного хосписа с принудительной же оплатой «пожизненных социальных услуг».

Через конфискацию пенсий и недвижимости. Сегодня обмен добровольный. Это когда пожилой гражданин передает свою квартиру в обмен на получение этих услуг, или не передает, так как проживать в спецдомах планирует временно,сезонно, а завтра уже все будет по-новому. Никто этого и не скрывает. Медведев, посетив парочку домов для пожилых граждан, пообещал построить новые дома.

Таково новое направление бизнес — плана Кремля.

  1. Только вот денег нет и не будет.
  2. А повышать пенсии нет смысла, так как расходыпенсионеров превышают значения потребительской корзины вдвое.

  3. Не путать «Закон о соцобслуживании» и «Закон о соцобеспечении»,
  4. (За рассказы о плохой наполняемости пенсионного фонда пора привлекать к суду «за должностной подлог»)
  5. Составить нужное медзаключение — пара пустяков.

  6. Политика: детей — в концлагеря; молодежь — растлить и споить;трудоспособное население — подвергнуть рабской эксплуатации и споить;

Бизнес на стариков не дает. Поэтому их возьмут у самих пенсионеров.Поразительно, как спорится у властей дело с такими законами!Вот уже к декабрю 2010г.

Голикова должна была отчитаться о законопроекте «по социальному обслуживанию» Но информации нет до сих пор. который должен быть готов к лету 2011г.Дело торопит. Но опять — тишина.Минсоцразвития по своему плану собирается приватизировать всю систему пансионатов и домов престарелых.

Проживание в них будет оплачиваться и пенсией и принудительным переоформлениемнедвижимости на «поставщика социальных услуг».Доход — фантастический! Повторю, что сейчас еще старики имеют право на временное проживание в домах призрения.Например, на зиму перебираются, а летом домой — к природе..По новому закону — бесповоротно въезжает в новое жилье.

Сегодня пенсионер еще имеет право отбиться от навязчивых услуг, но после подключения «Министерства жизни»(где сосредоточены медицина, социальная опека, небескорыстные связи с «индустрией социальных услуг»)будет невозможно доказать, что ты не «овощ» бессемейному гражданину после выхода на пенсию. Грамотно организованная дорога в казенный дом не даст. Слишком высоки ставки.

От принудительной госпитализации не спасет даже наличие родственников.А уж «одиноко проживающие» упомянуты на Госсовете не зря. После социальной реформы желающих оформить инвалидность или выход на пенсию в 60 лет поубавится.Или даже лечь в больницу на плановую операцию. Придя в себя после операции свободный человек может оказатьсяв хорошо охраняемом хосписе. И ведь все законно.

Персонал кормится с количества заключенных — социально обслуживаемых.Вопрос жизни и смерти решается лечащим врачом. Инъекция инсулина творит чудеса.. Идет и обсуждение закона об эвтаназии..Так что — «не спорьте, больной! врач сказал: в морг! значит, — в морг».. И особо — о сельских жителях.

У них ведь не только дом, но и земельный пай! И мимо него не пройдет «социальный предприниматель».Одновременно и ликвидируются последние деревни, счет которым идет на десятки тысяч!У Голиковой все посчитано. Сельских пенсионеров 64%.Подсчет есть и по полной нуждаемости в посторонней помощи (тех, кто дома в постели) и по частичной(кому трудно подниматься по лестнице…

Под прицелом кремлевских доброхотов 10,5 млн потенциальных завещателей недвижимостииз общего числа пенсионеров — 30 млн. Все, как обещал Ельцин: «Жить будете плохо, но недолго».. Интересны и другие цифры. Нет оснований отдавать наши территории для освоения китайцам и прочим мигрантам- Россия далека от «катастрофического постарения»: 145 млн населения в стране, а 5 млн.

пенсионеров,- это примерно 20%; Добрая половина пенсионеров работает и платит налоги, которые соразмерны получаемой пенсии.И срок «дожития » в среднем -10 лет. Длинная рука медведевского закона тянется в первую очередь к сельчанам.Ради экономии бюджетных средств принято решение о принудительном порядке приближать получателясоциальных услуг к этим услугам.

Голикова озвучила количество вызывающих «Скорую» более 2 — 3раз в месяц — 74% от числа пенсионеров. Пенсионеров — в спецпоселения. Президент настойчиво говорит о том неоправданном бремени, котороенесет государство в отношении стариков…Концентрационные лагеря возникли в 1900г., придумали их гуманисты англичане во время англо — бурской войны.Второй опыт был обкатан в Архангельске, признан удачным.Так что подхватить традицию в спешном порядке решило наше социальное государство. Моногорода станут моногородами смерти. Земля будет «милосердно» освобождена от лишнего населения, которые мешают инвестиционным проектам…

армия — уничтожить; пенсионеров — в концлагеря, особо немощных под эвтаназию…

Все еще не геноцид?!

Источник: https://selenadia.livejournal.com/202881.html

"Детство прошло в стаде". Как коренные народы выживают на Крайнем Севере

Для коренных народов Севера охота и рыбалка — не дорогостоящее хобби, а единственный способ выжить и обеспечить семью.

Эвенки, чукчи, саами — каждую осень они уходят на сотни километров вглубь тайги, чтобы добыть мясо и мех на продажу, ездят на оленях и заготавливают моржовое мясо в условиях вечной мерзлоты. До некоторых сел порой можно добраться только на вертолете.

В Международный день коренных народов мира РИА Новости рассказывает, как живут те, кто до сих пор неразрывно связан с природой.

Демид Топоченок, эвенк по национальности, — из Суринды, глухого селения в Красноярском крае с населением чуть более четырехсот человек. До ближайшего села Байкит проложен зимник, но летом один вариант: вертолет. Самое высокое здание — двухэтажная школа. В большинстве домов печное отопление. Правда, свет благодаря дизельной электростанции есть круглосуточно.

Местное население («эвенки и маленько русских, кто строил поселок, да здесь и остался») живет за счет тайги. Демид раньше работал в оленеводческой бригаде, но весной уволился, теперь занимается охотой. У него, как и у всех коренных, есть участок в тайге, где он имеет право добывать зверя.

«Если хорошо поохотишься, не будешь лениться, можно заработать. Продаю в основном мясо, рога, иногда шкуры заказывают, мех. Охотимся на соболя, волка, медведя. Платят по-разному.

В поселке есть люди, которые никуда не выезжают, и вот к ним приходят всякие спекулянты, они дешево покупают. А так, если платят пять тысяч за одного соболя, считается хорошо. Сдаем обычно по 50-100 штук.

В октябре-декабре — на охоте безвылазно, с января по март три раза в месяц езжу на участок», — говорит Демид.

Его охотничий участок, куда он каждый год приезжает вместе с напарником и отцом, находится в ста километрах от Суринды. Недавно купили вездеход, до этого ездили на оленях или ходили пешком — дорога занимала три дня.

Каждую весну Демид с помощниками привозит на место зимовки продукты, корм для собак и бензин, оставляет два «Бурана» — в начале сезона они не понадобятся, на охоту выходят раньше, чем ляжет снег.

«Сезон стартует в начале октября. Снега еще нет, речки все открыты, а надо как-то добраться до участка, наловить рыбы, добыть птицу на приваду в капканы.

Если ждать снега, только в ноябре приедешь, это поздно.

А так пришел пешком или добрался на оленях пораньше: техника уже на месте, занимаешься делами до снега, а потом на «Буране» открываешь капканы», — объясняет Топоченок.

На участке живут в охотничьем домике, в самом отдаленном месте ставят палатку. Демид радуется, что его зону не затронули лесные пожары,  — другим повезло меньше. «Нас пронесло, а у некоторых участки погорели, «Бураны», бензин, продукты — все, что весной завезли».

Демид не видит для себя другой судьбы. «Эвенк любит свободу, ему всегда надо быть в движении. Охота — это в крови, так было из  поколения в поколение. Мы не сможем сидеть в четырех стенах», — объясняет он.

Екатерина Шмонина — эвенкийка, как и Демид Топоченок, — выросла в семье потомственных оленеводов. Ей уже за пятьдесят, с детства живет в селе Тугур на берегу Охотского моря. В ближайший город Николаевск-на-Амуре по делам, за медицинской помощью и просто в отпуск местные главным образом летают вертолетом.

«Мое детство прошло в стаде. Я была старшая, помогала отцу ходить за животными, разводить дымокуры, чтобы справиться с гнусом. Олени переходили с одного пастбища на другое, и мы с ними.

Раньше в каждой семье так было, все выезжали и кочевали по побережью Охотского моря. Сегодня из всего села стадо осталось только у нас. Мой отец всю жизнь был оленеводом.

Еще с царских времен стадо передается из рук в руки в нашей семье», — ведет размеренный рассказ эвенкийка.

Теперь оленями занимается в основном младший брат Шмониной. Екатерина замечает, что справляться с этим стало легче: все вещи (продукты, палатку, походную печку) можно перевозить на моторке по морю, а не на оленях, как прежде.

«Раньше мы собирались по пять-шесть семей и кочевали вдоль берега. Для нас, детей, это было как пионерский лагерь. Нам было весело. А в холода оленеводы расходились по зимним стоянкам», — вспоминает Екатерина.

Сегодня село Тугур живет в основном за счет охоты и рыбалки. «У нас рыба бывает круглый год — сейчас идет кета, в ноябре-декабре навага будет, затем начинается корюшка, селедка, еще есть речная рыба. Наши мужчины выходят на сезонную охоту. Сдают по договорам соболя, хотя он не очень-то ценится, для собственного питания добывают мясо сохатого и диких оленей», — объясняет женщина.

Домашних оленей в семье Екатерины не забивают: «Лет десять назад прошел большой мор, из 250 голов осталось всего 50, поэтому мы их бережем, хотим восстановить стадо».

«Добываешь кита — и все село ест»

Чукчанка Зоя Туре живет в Санкт-Петербурге, но родилась и выросла в семье охотника на китов на Чукотке, в селе Лорино — на местном языке это значит «хорошо найденное место». 

«Основной источник питания — кит и морж. Это мясо не только для жителей, но и для собак», — говорит Зоя.

Она помнит, как отец собирался на охоту: в четыре-пять часов утра из дома выходит несколько бригад, в каждой по четыре человека.

Берут оружие, теплую одежду, спасательные жилеты и поплавки — «такие шары, их сейчас закупают, а раньше шили из нерпичьих шкур». Поплавки прикрепляются к веревке, что тянется за гарпуном, — так отслеживают, куда плывет кит.

«Гарпунят и ждут, пока он не выдохнется. Охота продолжается по пять-семь часов», — рассказывает Зоя. Когда охотникам удается добыть кита, на берег приходит все население. Тушу разделывают на месте, а потом все набирают мясо — кто-то уносит ведро, кто-то пакет.

Летом и осенью охотятся на моржей. «Недалеко есть промысловая база Аккани, там проходит миграция. Потом заготавливают мясо, делают кымгыт, моржовый рулет: разделывают, убирают ребра, потом берут шкуру, засовывают туда почки и печень, сшивают и кидают в яму. Зимой этим кормят собак и сами едят, много витаминов. А свежая моржовая печень у нас считается деликатесом», — поясняет Туре.

Читайте также:  «великий князь всея руси»: какой первый царь имел такой титул

Считается, что среди народов Севера распространены анимизм и шаманизм. Впрочем, встречаются и православные. Кроме того, различные верования переплетаются в самых причудливых пропорциях.

«Дед был шаманом. Шаманизм говорит, что бог или дух есть в каждом живом существе, в растении, ветре, земле, воде. В христианстве бог един. Я верю и в то, и в другое», — признается эвенк Демид Топоченок.

Екатерина Шмонина замечает, что в условиях Крайнего Севера сложно во что-то верить. «Люди сейчас стараются придерживаться христианской веры, но не особенно. Тяжело выживать в такой отдаленности, труднодоступности, поэтому мы надеемся только на свои силы».

Зоя Туре рассказывает, что в селе Лорино важны обряды.

«У нас анимизм, мы верим в духов. Когда в мае добывают первого кита, проводят обряд благодарения.

Старейшина произносит слова благодарности на чукотском языке, берет кусочки  мяса, хлеба, другой повседневной еды, кладет на землю рядом с китом, потом кидает в разные стороны и по направлению к морю. Так кормят духа кита, моря и других, обитающих вокруг.

А когда охотник зимой приносит домой нерпу, жена должна встретить его с ковшиком воды, дать попить мужу,  потом — нерпе, а затем вылить остатки в сторону моря», — описывает чукчанка.

«Не входить в лес без разрешения»

Андрей Данилов — саами, он живет в Оленегорске, это относительно большой и современный город. У Андрея есть профессия, не связанная с традиционными промыслами, однако он не представляет себе жизни без охоты, рыбалки, а еще — без колдовства.

«У саамов не было воинов. Мы брали либо переговорами, либо колдовством. Каждый саами — немножко нойда (шаман. — Прим. ред). Даже если он не практикует, у него внутри заложена эта сила, и он в определенный момент сможет ей воспользоваться и сразу поймет, как это делать», — утверждает Андрей.

Себя самого он относит к практикующим колдунам: у него есть шаманский бубен, специальные погремушки, кости с определенным узором. Все это — ручная работа, на каждой вещи изображены личные знаки.

Его жизнь сопровождают традиции и обряды — о большинстве из них Андрей говорить отказывается, но соглашается описать наиболее простые.

«Когда заходишь в лес, нужно спрашивать разрешения у природы. Нельзя находиться на священных местах в темноту, кричать в лесу. Не стоит покупать сувениры с символами у незнакомых людей: так ты можешь себе сделать очень плохо», — перечисляет он.

Андрей рассказывает, что знание о священных местах передается из поколения в поколение и приезжают туда только для того, чтобы провести обряды, если услышат зов: «Бывает, человек всю жизнь не может почувствовать этого, значит, ему нет нужды ехать».

Он уверен, что люди теряются в лесах, потому что забывают спросить разрешения у природы. «Вот у нас недавно потерялся молодой человек. Просто пропал: шел в пяти метрах сзади, обернулись — а его нет. Я говорю его товарищам: «Вы, когда заходили в лес, разрешения спрашивали?»  А они не знают, что это. Вот поэтому люди и теряются», — не сомневается собеседник.

Андрей Данилов добавляет, что к нему иногда обращаются за помощью, а недавно он вместе с другими шаманами проводил обряд, чтобы остановить пожары в Сибири.

«Бабушка всю жизнь ходила в саамской одежде»

В повседневной жизни представители коренных народов Севера носят обычную одежду и говорят на русском языке, однако стараются не забывать о вековых традициях.

«Моя бабушка всю жизнь проходила в саамской одежде, она никогда не надевала русскую, хотя над ней смеялись.

Я сам в шестнадцать лет настоял, чтобы в советском паспорте поставили национальность «саами», хотя мне говорили: «Зачем, напиши, что ты русский». На мне всегда есть атрибут саамской одежды, например ремень, сумка, значок.

Я постоянно должен идентифицировать себя как саами.  Для удостоверений фотографируюсь только в национальной одежде», — объясняет Андрей Данилов.

Зоя Туре изучала чукотский язык в Герценовском университете в Санкт-Петербурге и до сих пор занимается национальными танцами. Екатерина Шмонина основала родовую общину коренных малочисленных народов и национальную вокальную группу.

Также эвенкийка организует традиционные конкурсы и праздники: в апреле провела День оленевода.

В селе Суринда, где живет Демид Топоченок, каждый год в марте отмечают национальный праздник.

«Проходят гонки верхом на оленях и в упряжке, бег с хореем (палка, которой погоняют оленей. — Прим. ред.), кидание маута (аркана для оленей. — Прим. ред.). В июне тоже проходит праздник: ставят чумы, готовят национальные блюда, надевают традиционную одежду», — описывает  Топоченок.

Но удаленность от крупных городов, обособленность жизни, конечно, порождает и определенные проблемы.

«Безработица у нас большая, — вздыхает Екатерина Шмонина. —  Нет предприятий, кроме рыбопромысловых, а туда народ не идет,  потому что зарплата мизерная. Почти все семьи многодетные, много дошколят, но садика у нас нет. До райцентра мы из-за безденежья десятилетиями не летаем».

Еще одна проблема — доступность медицины. «Беременные женщины должны встать на учет в Николаевске-на-Амуре. Это очень дорого. Нужно оплатить проживание, а иногда из-за погодных условий вертолеты месяцами не летают, так и сидят в городе без денег», — говорит Екатерина.

Демид Топоченок также замечает, что коренные жители из-за отсутствия культурных мероприятий и развлечений нередко злоупотребляют спиртным.

«Самая большая проблема — это алкоголь. А так поселок живет. Департамент по коренным малочисленным народам Севера выделяет субсидию  на строительство дома, у нас есть единовременные выплаты перед охотой, снабжают «Буранами», лодками, капканами, брезентом».

Источник: https://ria.ru/20190809/1557266540.html

Изменение быта народов Востока и Крайнего Севера в 20-е годы в СССР

В национальных районах борьба за новый быт имела свои существенные особенности. Здесь перед Советской властью стояла огромная революционная задача: коренным образом преобразовать не только экономику и социальный строй, но и крайне отсталый патриархальный быт народов Средней Азии и Казахстана, Кавказа, Сибири и Крайнего Севера.

Туркмены, казахи, киргизы, каракалпаки и часть узбеков продолжали сохранять родоплеменные деления, которые играли значительную роль в повседневной жизни народа. Различные племена имели своеобразие в быту, культуре, языке.

Принадлежность к тому или иному племени и роду регламентировала хозяйственную деятельность, семейные отношения и брачные связи. Сельские земельно-водные общины каракалпаков, а отчасти и туркмен сохранили традиции родовых общин. Оставались различные формы «родовой взаимопомощи», маскировавшие эксплуатацию зажиточными слоями своих сородичей.

Подобная «взаимопомощь» существовала и у многих кавказских народов, например у адыгейцев, чеченцев, ингушей, аварцев, даргинцев.

Пережитки феодально-патриархальных отношений были сильны не только у кочевых и полукочевых народов, но и у оседлого населения: таджиков и узбеков, народов Дагестана и некоторых районов Азербайджана. Городская и сельская община у оседлого населения представляла замкнутую самостоятельную единицу и в значительной мере строилась на родственных началах.

Жизнь простого народа, бессильного бороться против болезней, нужды и стихийных бедствий, была опутана дикими суевериями, которые при этом уживались с исламом. Быт регламентировался шариатом (установлениями ислама) и адатом (обычным правом).

Особый отпечаток на быт народов Средней Азии и Кавказа накладывало бесправное положение женщины. У равнинных таджиков и оседлых узбеков, в Азербайджане и Дагестане, главным образом в городах и крупных селениях, с 9 лет и до самой смерти женщина должна была скрываться от посторонних мужчин.

При выходе из дома она закрывала лицо черной волосяной сеткой и с головой укрывалась специальной накидкой (чадрой, паранджой).

У горных таджиков и припамиреких народов, а также у кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Казахстана не было столь строгого затворничества женщин, но тем не менее положение их было также приниженным. По-прежнему были распространены браки с малолетними, многоженство, калым.

Борьба за раскрепощение женщин Средней Азии, Казахстана и Кавказа началась с первых дней Советской власти. В 1921 г. были изданы декреты об отмене калыма, запрещении многоженства, повышении брачного возраста и введении гражданского брака. В октябре 1924 г.

II сессией ВЦИК была принята дополнительная IX глава Уголовного кодекса РСФСР для Киргизской (Казахской) автономной ССР: «О преступлениях, составляющих пережитки родового быта». В ней предусматривались наказания за многоженство, принуждение девушек к выходу замуж, за вступление в брак с малолетними.

В республиках Средней Азии и Кавказа началась организация ж омских производственных артелей, мастерских. Женщины, вступавшие в ковровые, шелкоткацкие и другие артели, становились экономически самостоятельными. Однако массовое вовлечение женщин в социалистическое строительство развернулось позднее.

Большую работу пришлось провести Советской власти по искоренению кровной мести на Кавказе. При районных и окружных исполкомах были созданы специальные примирительные комиссии, в которые, кроме представителей власти, входили также наиболее уважаемые жители аулов. Примирение «кровников» проводили публично.

При этом разъяснялась враждебность этого обычая интересам Советского государства. Определенную роль в борьбе с пережитками кровной мести сыграли также органы советской юстиции. В июле 1922 г.

они изъяли из ведения шариатских судов дела, касающиеся пережитков родового быта, в том числе и преступлений, совершенных в порядке кровомщения.

Преобразования в социально-экономической жизни народов Средней Азии и Казахстана, Сибири и Кавказа, проведенные в 1921 —1925 гг., не успели настолько глубоко проникнуть в семейный быт, чтобы изменить веками установившиеся обычаи и обряды. Однако все же они коснулись быта и подорвали патриархально-феодальные устои.

Особенно значительные изменения произошли в быту населения, сохранявшего кочевой и полукочевой образ жизни (казахов, киргизов, калмыков, ногайцев, некоторых групп азербайджанцев и др.). С первых же лет Советской власти начался постепенный перевод его на оседлость, сопровождавшийся полным переустройством хозяйства.

Одним из основных мероприятий в этом направлении было наделение беднейшей части населения земельными участками, обеспечение их сельскохозяйственным инвентарем и рабочим скотом. Кочевники, переходившие к оседлости, получали безвозмездную помощь деньгами, строительными материалами и т. д.

В результате возникали новые постоянные поселения, заменявшие кочевые аулы. Глинобитные и деревянные дома были более просторными и благоустроенными, чем крытая войлоком юрта. В селениях возникали школы, клубы, медицинские пункты, магазины.

Появилась возможность вести культурно-просветительную работу, которая прежде крайне затруднялась большой разбросанностью кочевых аулов скотоводов.

С упрочением местных советских органов власти, развитием торговли, восстановлением хозяйства развернулась борьба за новую жизнь и быт в Бурятии, на Алтае, в Хакассии и Якутии. В 1922 г.

в Якутской АССР возник ряд добровольных просветительных обществ — «Долой неграмотность», «Ирас олох» («За чистый быт»), «Саха кэокило» («Якутская речь»),— начавших борьбу с невежеством и темнотой.

Члены этих обществ агитировали за чистоту, за культурное жилище, особенно за отделение хотонов (хлевов) от юрт, вели разъяснительную работу о вреде шаманства.

В особых формах происходило преодоление экономической и культурной отсталости малых народов Севера: чукчей, коряков, эвенков, ненцев, хантов, манси, нивхов и др.

Эти народности, населявшие таежные и тундровые зоны Советского Союза, сохраняли наиболее архаические формы материальной культуры и быта. Кочевое население жило в передвижных разборных ярангах, чумах, палатках, а оседлое — в землянках, юртах, поварнях.

Народы Севера не знали нательного белья, не пользовались баней, не имели никакого представления о санитарных навыках. Больных «лечили» шаманы и знахари.

В 20-х годах был разработан ряд законов, направленных на защиту малых народов Севера от скупщиков пушнины, торговцев спиртным, пытавшихся эксплуатировать население.

Была ликвидирована частная торговля мехами, местным органам власти предоставлялось право полного или частичного запрета ввоза и продажи спиртных напитков и т. д. Очень большую роль сыграл созданный Советским правительством в 1924 г. Комитет народов Севера при ВЦИК.

Комитет основал специальные культурные учреждения, приспособленные к специфике хозяйства и быта малых народов Севера.

Были организованы особые культурные базы, комплексные культурно-просветительные и хозяйственные учреждения, включавшие школу-интернат, больницу, клуб, факторию, магазин, заезжий дом, зооветпункт, мастерскую. Культурные базы создавались в самых отдаленных глухих национальных районах.

Они демонстрировали коренному населению преимущества новых форм хозяйства, показывали, как лучше организовать домашний быт и промыслы. На специальных курсах при культурных базах женщины из коренного населения учились шитью одежды, работе на швейных машинах, хлебопечению, а также стирке белья, мытью посуды, уборке помещения, личной гигиене. Базы объединяли вокруг себя распыленные группы кочевников.

Борьбу за новый быт в тундре вели также красные яранги, красные чумы, которые передвигались от стойбища к стойбищу. Работники красных яранг снабжали население медикаментами, читали книги и газеты, обучали кочевников грамоте, навыкам санитарии. Большую работу провели в тот период передвижные школы, кочевавшие вместе с отдельными стойбищами.

Таким образом, годы восстановительного периода были значительным этапом в перестройке быта всех народов Советского Союза.

Источник: http://www.winstein.org/publ/36-1-0-2852

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector