Зачем французы выслеживали казаков в 1920-е

Русские оккупационные войска во французских текстах, карикатурах и словарных статьях

Подготовила Ирина Калитеевская

Зачем французы выслеживали казаков в 1920-е Лагерь казаков на Елисейских Полях в 1814 году. Гравюра Георга Эммануэля Опица © Brown University Library / Anne S. K. Brown Military Collection

Французы стали проявлять интерес к казакам с начала XIX века, столкнувшись с ними на поле боя.

 В 1907 году во Франции вышел словарь арго, в котором в статье «Русский» приводился следующий афоризм: «Поскребите русского — и вы обнаружите казака, поскребите казака — и вы обнаружите медведя».

По словам составителя, это изречение «намекает на внешний блеск цивилизованных русских, более или менее вышедших из состояния дикости, и употребляется в отношении людей, у которых красивая наружность скрывает тайные пороки».

Афоризм этот приписывается самому Наполеону, который действительно описывал русских как варваров и идентифицировал их в этом качестве с казаками — как и многие французы, которые могли называть казаками и гусар, и калмыков или башкир. В некоторых случаях это слово вообще могло становиться синонимом легкой кавалерии.

Зачем французы выслеживали казаков в 1920-е Сибирский казак. Карикатура издательства Jean. 1814 год © Brown University Library / Anne S. K. Brown Military Collection

По мере приближения союзников к Парижу по Франции начали расходиться слухи о казаках — страшных, непобедимых, жестоких и жадных. 

В 1814 году в Париже вышло «Историческое описание жестокостей, совершенных казаками во Франции»  Tableau historique des atrocités commises par les Cosaques en France. Paris, 1814.

 — хроника, в которой фиксировались даты, названия мест и имена преступлений, по сведениям составителя совершенных казаками. Там, в частности, рассказывалось о «младенцах, зарезанных в колыбелях», чуть было не зажаренном ребенке, осквернениях храмов.

В одной из записей «Исторического описания» о поведении казаков рассказывается:

«Эти варвары жутко выли, повернувшись в сторону столицы; было видно, как некоторые, набрав в руки пепла, швыряли его вверх, крича изо всех сил: „Париж!“».

Жительница города Этамп в письме от 10 апреля 1814 года описывала казаков следующим образом:

«Есть даже и такие… которые не имеют человеческого образа, все лицо их покрыто длинной, в шесть пальцев, бородой, одеты они в медвежьи и черные овечьи шкуры. На них смотреть нельзя без ужаса; к счастью, таких меньшинство».

Вот еще одно описание:

«Огромного роста, в нахлобученных мохнатых шапках, они таращили налитые жестокостью глаза, потрясали пиками, обагренными кровью, а на шее у них болтались ожерелья, состоявшие из человеческих ушей и часовых цепочек… Париж был полон этих раскрашенных чудовищ».

Дегуманизация, вообще характерная для формирования образа врага, слилась тут с привычным еще с XVIII века уподоблением русских медведям. В книге, основанной на свидетельствах очевидцев пребывания казаков в Шампани и Бри  Rogeron L. Les Cosaques en Champagne et en Brie. Paris, 1905., рассказывается:

«Когда мы увидели, как по улицам скачут на своих маленьких нервных лошадках эти ужасные северные медведи… с козлиной бородой, в меховых жилетах мехом наружу, с пистолетами за поясом, с пиками, надетыми на жерди восьми футов, грязные, точно свиньи, извалявшиеся в грязи, тараща глаза, в которых застыли убийства и грабежи, мы сразу решили, что беженцы, рассказывавшие нам о них, были правы, когда обратились в бегство, и что они не обманули нас на их счет».

Зачем французы выслеживали казаков в 1920-е Казаки в Шампани. Карикатура издательства Jean. XIX век © Bibliothèque nationale de France

В 1812 году Наполеон поручил историку Шарлю Луи Лезюру написать историю казаков (вышла она только в 1814 году  Ch. L. Lesur. Histoire des cosaques. Paris, 1814. и парадоксальным образом два года спустя получила награду от Александра I).

Это огромный труд, составленный из сведений западноевропейских источников, в котором, в частности, сообщается об остром зрении казаков, их тонком слухе, развитом обонянии и закаленном теле, невосприимчивом к суровому климату; о «силе и быстроте их коней, маленьких, как будто плохо сложенных, но привыкших, как и их хозяева, преодолевать жажду, голод, холод и усталость», а также об их чрезвычайном бесстрашии. Впрочем, по мнению Лезюра, казаки не так уж непобедимы — из-за «отвращения к какому бы то ни было порядку и дисциплине».

Зачем французы выслеживали казаков в 1920-е Казаки под Бриенном. Карикатура издательства Chéreau. 1814 год © Brown University Library / Anne S. K. Brown Military Collection

Характерные свидетельства того, как представляли себе казаков французы, содержат словари. В XIX веке французское слово cosaque («казак») приобрело дополнительные значения: «страшный и жестокий персонаж», «хам», «мародер».

Кроме того, появилось прилагательное cosaque — «жестокий, грубый», существительное cosaquerie — «внезапное вторжение вражеского отряда, заканчивающееся грабежом» и «жестокость, совершаемая с радостью, из чистого удовольствия причинить зло», глагол cosaquer — «оглушать», причастие cosaqué — «потерпевший обращение, подобное казацкому», «захваченный в плен казаками», в женском роде — «изнасилованная», а также выражение à la cosaque — «нахрапом», «наскоком».

Зачем французы выслеживали казаков в 1920-е «Высшее счастье казака — пить и воровать». Карикатура издательства Genty. Начало XIX века © Bibliothèque nationale de France

Следы образа казака-страшилища или разбойника, которым пугают детей, сохранялись в фольклоре и в XX веке. Так, во Фландрии в середине XX века был записан такой рассказ:

«Офицер приказал одному казаку: „Заруби вот этого младенца!“ Но тот не мог убить ребенка просто так. Он не решался. Тогда он перевернул колыбель и проткнул ее саблей. Да, казаки были люди жестокие — всегда повторял отец. Девушки мазались навозом, только чтобы казаки не сделали им дурного».

Зачем французы выслеживали казаков в 1920-еЗачем французы выслеживали казаков в 1920-еЗачем французы выслеживали казаков в 1920-еЗачем французы выслеживали казаков в 1920-еЗачем французы выслеживали казаков в 1920-е

1 / 7

Удачливые казаки. Карикатура Луи Гарнере. Начало XIX века© Brown University Library / Anne S. K. Brown Military Collection

2 / 7

Казаки. Карикатура издательства Genty. 1815 год© Brown University Library / Anne S. K. Brown Military Collection

3 / 7

Русские в Париже. Карикатура издательства Vallardi. Начало XIX века© Brown University Library / Anne S. K. Brown Military Collection

4 / 7

Вход союзников в Париж. Карикатура. Начало XIX века© Brown University Library / Anne S. K. Brown Military Collection

5 / 7

Русские костюмы. Карикатура. Начало XIX века© Brown University Library / Anne S. K. Brown Military Collection

6 / 7

Туалет русского офицера. Карикатура Луи Гарнере. Начало XIX века© Brown University Library / Anne S. K. Brown Military Collection

7 / 7

Урок элегантности. Карикатура Франсуа де Жолимона. Начало XIX века© Brown University Library / Anne S. K. Brown Military Collection

Впрочем, пока Франция оставалась оккупированной войсками союзников, представление о казаках постепенно менялось. В ноябре 1818 года комиссар полиции департамента Арденны писал:

«Прохождение колонны саксонских войск особенно обратило на себя внимание жителей.

Саксонцы отличились неугомонностью, требовательностью, неуважительным и вздорным отношением к представителям муниципальных властей… С этой точки зрения их поведение резко контрастировало по сравнению с таковым бригады казаков, которая проследовала ранее. Несмотря на внешний вид и манеры общения несчастных варваров, казаки продемонстрировали самый мягкий характер и большую непритязательность».

В казаках открывают дружелюбие, особенно по отношению к детям. В частности, Шатобриан вспоминает  Ф. Р. де Шатобриан. Замогильные записки. М., 1995., как русские солдаты в Париже «шествовали по улицам в окружении французских сорванцов, которые передразнивали чужестранцев, словно те были марионетки или маски на карнавале».

Еще один новый сюжет — интерес казаков к женщинам. В Париже появляется множество карикатур, на которых казаки пытаются ухаживать за француженками. В пьесе Дафниса Кадо «Казаки. Исторические сцены»  Daphnis Cadot. Les Cosaques, scènes patriotiques, mêlées de couplets, par Cadot, suivi de la Lyonnaise. Almanach chantant pour la présente année. 1817. (1817) герой говорит:

«Я всегда любил французов, и в особенности любезных француженок; я попытаюсь завоевать внимание красавиц, перенимая у вас уроки. У войны, как и у любви, есть свои хорошие стороны, и я почитаю себя счастливым состоять узником первой в мире нации».

Третьим сюжетом становятся попытки казаков цивилизоваться, стать похожими на французов. Так, на одной из карикатур (она называется «Каждый в свой черед»), пока мамаша Батист, собачий парикмахер, стрижет волосы одному казаку, своей очереди рядом ждут другой казак, вооруженный до зубов, и обычный пес.


Интересно, что при этом французская мода также оказалась подвержена влиянию русских: некоторое время француженки носили головные уборы, напоминающие кокошники, а мужчины — широкие панталоны поверх сапог.

Редакция благодарит Викторию Пруцакову за помощь в работе над материа- лом.  

Источник: https://arzamas.academy/materials/830

Чем закончилась история русских казаков, присягнувших Гитлеру

Зачем французы выслеживали казаков в 1920-е Картина Сергея Королькова «Выдача казаков в Лиенце», 1945 г.

Предательство в Лиенце стало одной из самых драматичных страниц в биографии русского казачества

В конце мая 1945 года, когда война в Европе стремительно завершалась, а войска союзников зажимали в тиски оставшихся гитлеровцев, произошло событие, которое бросило изрядную тень на идиллию советско-британской дружбы тех дней. До сих пор английские историографы стараются избежать упоминания о событиях, произошедших в австрийском Лиенце на рубеже мая-июня. В историю же русского казачества они вошли как «трагедия в Лиенце».

Власовцы и другие

В составе многонациональных войск, сражавшихся за Германию на Восточном фронте, то есть против Советского Союза, были и русские подразделения – так называемая армия Власова (Российская освободительная армия), Казачий стан, 15-й Казачий кавалерийской корпус и другие.

В общей сложности против СССР воевало не менее 400 тысяч соотечественников – то есть это была не авантюра отдельных отщепенцев, а масштабное явление.

Формировались подобные части разными путями – если РОА состояла в первую очередь из советских военнопленных, которые предпочли воевать, а не гнить в концлагерях, то у казачьих частей история другая.

Казаки в большинстве своем относились к советской власти отрицательно, в лучшем случае настороженно. Поколение за поколением они присягали монархии – и встретили Октябрьскую революцию в штыки в самом прямом смысле слова.

Казачьи войска стали одной из опор Белого движения, десяткам тысяч казаков пришлось покинуть родину – побежденных на Гражданской войне не щадили. Казацкие («белоказацкие») восстания продолжались вплоть до 1932 года (13-дневная битва в станице Тихорецкой).

Слово «казак» в советской литературе того времени носило ярко выраженный негативный оттенок.

Неудивительно, что во время Второй мировой многие – но далеко не все – казаки выбрали сторону Гитлера, который называл свое наступление на СССР именно освобождением от большевизма.

Это относится как к бывшим белогвардейцам, осевшим в Европе еще с 1920-х, так и к призванным в Красную армию потомкам донских и кубанских казаков, действительно часто при первой возможности переходившим на сторону врага.

Когда поражение Германии стало очевидным и неизбежным, встал вопрос о том, что делать с этими частями. Было понятно, что в советский плен они добровольно не пойдут, а предпочтут сдаться союзникам.

Но ни Британии, ни Штатам такая головная боль (размещать, кормить, обеспечивать послевоенную интеграцию в общество) даром не сдалась, поэтому на Ялтинской конференции Черчилль и Рузвельт с легкостью подмахнули обязательство выдать Советскому Союзу казаков, равно как и всех остальных лиц, бывших гражданами СССР на момент начала войны в 1939 году. Данные соглашения не были опубликованы, поэтому сами казачьи атаманы ничего о них не знали. Хотя кто был попрозорливее – догадывались.

Зачем французы выслеживали казаков в 1920-еАтаман Петр Краснов выступает перед казаками под присмотром германских союзников, 1944 г. Автор неизвестен

«Передача пленных»

2 мая 1945 года командование Казачьего Стана приняло решение о капитуляции.

Для этого войска (около 40 тысяч человек с членами семей) начали переход через Альпы, отбили атаки итальянских партизан – и 7 мая прибыли в Восточный Тироль (Австрия), в город Лиенц и его окрестности, где стали ждать представителей английского командования.

Те не торопились, а казаки вместо того, чтобы рассеяться по Европе и попытаться перебраться в Штаты, поддерживали воинскую дисциплину. Лишь 18 мая, уже после официального окончания войны, англичане наконец приняли капитуляцию, обезоружили казаков и организовали для них временные лагеря.

Через десять дней все командование Стана было вызвано «на конференцию» к британским представителям.

28 мая почти 1500 человек, включая казацких лидеров Петра Краснова и Тимофея Доманова, попали, однако, не на конференцию, а в руки специально вызванных англичанами бойцов НКВД. Замечательный писатель Владимир Максимов так писал о кануне этого дня:

Читайте также:  Как русские писатели-классики управляли своими крепостными

«Доманов вскочил, протестующе замахал руками, китель свалился у него с плеч на пол, но поднимать его генерал не стал, лишь досадливо поморщился и забегал по комнате:

– Подумай, что ты говоришь, Гордей Семеныч! Англичане, цивилизованные люди, гуманисты, на такое вероломство они просто не способны, у них другие традиции, другая культура!

– Брось ты все эти словеса городить, Тимофей Иваныч, не на митинге, чего ты себя красивыми словами уговариваешь. Плевать им на твои словеса с высокой колокольни.

Не забывай, мы воевали на стороне их противника, для них мы не военнопленные, а враги, на нас никакие законы не распространяются. Да и нашел тоже гуманистов.

Они что, конфетами и пряниками полмира в узде пасут? Они кровищи людской пролили, никакому Чингисхану столько не приснится, любой из них за лишний фунт не только нас с тобой, родную мать не пожалеет. Разуй глаза, Тимофей Иваныч!»

Зачем французы выслеживали казаков в 1920-еТабличка на месте гибели сотен казаков 1 июля 1945 года. Автор неизвестен

Союзники-предатели

1 июля началась передача обезглавленной казацкой дивизии советскому командованию. Британцы напали на безоружных пленных во время траурного богослужения, погрузили их на грузовики и отправили в советскую зону оккупации. Операция сопровождалась множеством жертв среди безоружных казаков.

Характерно, что «под раздачу» попало немало пленных, вынужденно эмигрировавших еще в начале 1920-х, то есть вообще никакого отношения к СССР не имевших, никаких присяг не нарушавших и под Ялтинские соглашения не попадавших. Понятно, что англичанам было не до разделения агнцев и козлищ, а советская сторона и не планировала этого делать – и все же как минимум в этом аспекте действия британской стороны, безусловно, были незаконными.

Ведь англичане прекрасно знали, какая судьба ждет выданных Москве казаков. Для советского командования это были не военнопленные, а предатели со всеми вытекающими последствиями, Сталин вообще стремился уничтожить казачество как таковое и, надо сказать, преуспел в этом.

Казацкая верхушка и большинство офицеров были казнены («разувшего глаза» Тимофея Ивановича Доманова повесили 16 января 1947 года), остальных отправили на каторжные работы. Из ГУЛага вернулись немногие.

* * *

В этой истории нет правых. Казаки подняли оружие против своих соплеменников в войне, поверив, что Гитлер воюет против большевиков, а не против русских.

Англичане сдержали данное Сталину слово, но обманом отправили десятки тысяч военнопленных на верную смерть.

Советские же власти «били своих, чтобы чужие боялись» – если уж судьба вернувшихся из плена была незавидной (куда хуже, чем у пленных немцев), что говорить о «предателях»?

Источник: https://www.eg.ru/society/361614/

«Директива о расказачивании»: зачем большевики устроили массовый террор на Дону

Спустя год после захвата власти большевики приняли «директиву о расказачивании», развязав массовый террор против казаков. В результате численность донского казачества сократилась вдвое.

Михаил Шолохов первым из писателей рассказал о расказачивании на Дону.

О событиях 1919 года автор «Тихого Дона» написал в третьей книге романа, где первоначально разместил и документ циркулярного письма, и описал лиц, повинных в беззакониях.

Из-за этих подробностей публикация произведения в 1930-м приостановилась. Чтобы получить «добро» Шолохов обратился к Серафимовичу, Горькому и даже Сталину. «Вождь народов» приказал редакторам публиковать продолжение романа.

Кстати, комиссара Малкина Шолохов описал вот так: «… комиссар у них стоит с отрядом, Малкин фамилия… Собирает с хуторов стариков, ведет их в хворост, вынает там из них души, телешит их допрежь и хоронит не велит родным…».

Текст письма Оргбюро и имя зампреда СНК С. Сырцова тоже упоминается в «Тихом Доне».

«Вешенское восстание»

Начало репрессий против казаков привело к массовому восстанию на верхнем Дону. «Вешенское восстание» стало ответом донского казачества на политику расказачивания. Более 30 тысяч человек выступило против Советов.

 Бунтовщики вышли с лозунгами «Советы без коммунистов», обвиняя именно их в массовых убийствах и грабеже.

Большевики подавить восстание так и не смогли, поэтому центральная власть продекларировала курс на смягчение политики в «казачьем вопросе».

Как известно, небольшая часть казаков поддержала Советскую власть, вступив в ряды РККА. Командарм Филипп Миронов стоял у истоков создания 2-й Конной Армии, но  поддержать расказачивание он отказался. В письме к Ленину в 1919 году он заявил:

«Требую именем революции и от лица измученного казачества прекратить политику его истребления».

Миронов не видел связи между победой революции и уничтожением казачества. Он обвинил во всех грехах комиссаров, бюрократов во главе с Троцким, но добраться с частью своего корпуса на Дон Миронов не успел — его арестовали, осудили, а потом застрелили в застенках тюрьмы.

Публицисты  отмечают, что циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП (б) было за подписью Якова Свердлова, но это не совсем так. Решался вопрос коллективно, причем в создании такого документа большое значение сыграло Донское бюро во главе с Френкелем и Ходоровским.

Например, Донбюро РКП (б) в «Основных принципах отношения к казачеству» требовало от красноармейцев: «применение репрессий, массового террора должно носить характер обоснованной кары…

По отношению к южному… казачеству должен быть произведен экономический террор».

В свою очередь Владимир Ленин критиковал комиссаров за запрет казакам носить лампасы, называться «казаками» и проводить ярмарки.

Циркулярное письмо — самый известный документ, подтверждающий начало террора по отношению к казачеству на Дону. Но были и другие постановления, оправдывающие репрессии  на Кубани, Тереке и Оренбурге.

Например, Уральский облревком в феврале 1919 года выпустил инструкцию, согласно которой следовало: «объявить вне закона казаков, и они подлежат истреблению».

Были и другие приказы, которые  требовали от красноармейцев Южфронта расстреливать: «всех без исключения казаков, занимавших служебные  должности…; всех без исключения агентов агентов самодержавия…», —  говорилось в одной из инструкции Реввоенсовета.

Количество жертв расказачивания в 1919 году не имеет точной цифры, да и сами рамки «красного террора» не ограничивались лишь первым годом Советской власти.

По подсчетам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков, образованной Деникиным, на Юге России было расстреляно около 5,5 тыс. казаков. Современные авторы утверждают, что от расказачивания погибло полтора миллиона человек.

Статистические данные подтверждают, что численность донского казачества с 1917 по 1921 года сократилась вдвое.

Зачем французы выслеживали казаков в 1920-е

В Советское время вопрос о репрессиях по отношению к казачеству был закрыт. На этот счет действовали определенные политические запреты. Лишь в 1991 году, уже после распада СССР, казаки были признаны репрессированными.

Так, в статье 2 Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26. 04. 91 г.

утверждалось, что в отношение казачества «по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения».

Источник: https://russian7.ru/post/direktiva-o-raskazachivanii-zachem-b/

Кубанские казаки: темные пятна в истории-2 — МК Краснодар

Предательство своего Отечества — есть преступление без срока давности

31.07.2012 в 21:52, просмотров: 33009

В прошлом номере мы рассказывали о фальсификации истории образования Кубанского казачьего войска, в которой, с подачи краевых историков, не нашлось места для донских и хоперских казаков, основателей ККВ. В продолжение темы нельзя обойти вниманием вопрос подмены понятий: провозглашение истинными патриотами казаков, воевавших в годы ВОв на стороне гитлеровской Германии, а их атаманов — героями.

Зачем французы выслеживали казаков в 1920-е Казаки генералы Науменко и Шкуро в 1-й казачьей дивизии

В одном ряду Несколько месяцев назад вся страна отмечала 67 годовщину победы в Великой Отечественной войне, а 22 июня – день памяти и скорби обо всех, в ней погибших. Напомним, жертвами войны с фашизмом пали 26 млн 600 тыс. советских граждан, были разрушены и сожжены сотни заводов, фабрик, городов и деревень.

Ежегодно в эти дни мы слышим о патриотизме, памяти поколений и о том, как важно помнить свою историю. Вот только история той страшной войны со временем почему-то обесценивается. Появляются странные разговоры о том, что СССР выступал агрессором; что георгиевские ленточки – не более, чем дань моде.

Целесообразность празднования Дня победы ставится под вопрос, мол, очевидцев тех событий почти не осталось, к чему же праздник? Еще десять лет назад никому бы и в голову не пришло гордиться тем, что родственники «не воевали за эту страну».

Но сегодня, когда российских ветеранов, «прошагавших пол-Европы» и сражавшихся «во имя жизни на Земле», до полусмерти избивают 20-летние молодчики, подобного рода реплики приобретают пугающий оттенок. История переписывается. Попытки поставить палачей в один ряд с героями предприняты даже на Кубани.

Так, при непосредственном участии краевого Департамента образования и науки, историков Кубанского государственного университета ведется популяризация атаманов, казачьих генералов и казаков, воевавших в годы Великой Отечественной войны на стороне Германии.

Так, историки КубГУ и чиновники пытаются обелить атамана Кубанского казачьего войска за рубежом (1920-1958 г.) Вячеслава Науменко.

Портреты вчерашнего предателя еще недавно «украшали» стены в Правительстве ККВ, государственных кадетских корпусах, штабах, войсковых отделах и казачьих куренях.

А сейчас их можно обнаружить в казачьих хуторах, некоторых школах и… в картинной галерее «Атаманы Кубани».

  • От талантливого военачальника…
  • …до предателя
  • Обелить преступника

Источник: https://kuban.mk.ru/articles/2012/07/31/731789-kubanskie-kazaki-temnyie-pyatna-v-istorii2.html

Зачем французы выслеживали казаков в 1920-е

Многие знают о насильственной выдаче в СССР казаков из Англии и Австрии в 1946 году после победы над фашисткой Германией. Репатриация казаков вошла в анналы истории как «события в Лиенце». Менее известен факт, что выдача европейцами казаков в Красную Россию была не первой. Еще в 1920-м Франция пыталась подобным образом избавиться от мешавших ей русских офицеров и их семей.

Под давлением обстоятельств

Во время Гражданской войны из России уехало около 40 тыс. донских казаков, около 25 тыс. кубанских казаков и примерно 3000 терских казаков и казаков из Астрахани. Но одновременно с бегством возникло и противоположное явление — возвращение эмигрантов на родину.

Люди стали искать способ вернуться в страну уже из Константинополя, куда прибыли корабли эмигрантов. В большинстве это были одиночки, возможно, жители Крыма, почти не связанные узами фронтового братства с окружением.

Обратно они возвращались, воспользовавшись рыбацкими судами и лодками контрабандистов.

Но это было стихийное возвращение, а в конце 1920 — в начале 1921 гг. Франция предприняла официальную попытку избавится от казаков, выдворив их на пустынный остров Лемнос.

Как пишет историк из Кубанского госуниверситета Олег Валерьевич Ретушняк в работе «Репатриация казаков-эмигрантов из Европы в 1920-е гг.

Читайте также:  Почему опасно каждый день париться в бане

», увидев, что представляет собой остров, казаки отказались сходить на берег и были согласны, чтобы их отправили в Россию, пусть и на верную смерть.

Такому решению способствовали французские агитаторы, которые подбивали казаков не слушать командиров, уверяли, что в России война закончена, что на Лемносе казаки умрут от голода и что лучше всего вернуться домой. О том, что агитация активно велась среди нижних чинов, писал генерал Петр Николаевич Врангель в письме Морису Пелле, верховному комиссару Франции, который как раз и организовывал репатриацию казаков.

Врангель писал, что замешкавшихся казаков окружили и объявили их «возвращенцами». С этого момента французы никого не выпускали с кораблей, а те, кто передумал возвращаться, прыгали за борт и вплавь достигали Лемноса.

Никому не нужны

Это был не единичный случай выдачи казаков большевикам. Французские власти, решив уменьшить количество эмигрантов, вели пропаганду в турецких лагерях, где размешались беженцы из России. Занимался этим некий генерал Шарли, командующий оккупационными войсками.

Действовали аккуратно, давали устные гарантии безопасности, однако старались не тревожить командование, чтобы не вызвать выступлений казаков против французов. Уже в феврале 1921 года первую партию репатриантов вывезли в Новороссийск на пароходе «Решид-паша».

А к середине марта Врангелю под угрозой голода приказали «выбрать дальнейший способ жизни», то есть убраться куда-нибудь, пусть даже и к большевикам.

Врангель ответил, что если французам угодно избавиться от белых, пусть они доставят его армию в любой из черноморских городов, где каждый офицер и солдат мог бы с честью умереть с оружием в руках.

Возможности влияния на эмигрантов самого Врангеля были весьма ограничены. Он не мог приказывать не возвращаться гражданским, которых среди беженцев было много. Генерал прекрасно осознавал, что впереди белых ждет неизвестность, но все еще не решался распылить силы армии, надеясь на чудо.

Между тем французы усилили агитацию, рассказывая солдатами и казакам о том, что в России все спокойно, что там налаживается жизнь. Все, что могли противопоставить французам белые — это публиковать листовки о расстрелах и зверствах большевиков в Красной России, которым с течением времени все меньше верили.

Лига Наций — за радикальное решение вопроса

В конце концов французы репатриировали в Красную Россию в феврале 1921 года — 4500 казаков, в марте — 5500 казаков, около 2000 казаков уехало в Батуми. Всего с Лемноса за год было репатриировано почти 9000 донцов, больше 3000 кубанцев и 2000 терцев. Это официальные цифры. Количество тех, кто возвращался с помощью контрабандистов, подсчитать невозможно.

Репатриацией белых в Россию занималась не только Франция.

В августе 1921 года этот вопрос был поставлен на заседании Совета Лиги Наций, и было решено не отягощать бюджеты европейских государств материальной помощью казакам, а предоставить их самим себе, а лучше всего применить радикальное средство — вернуть их в Россию, причем сделать все для того, чтобы люди уехали добровольно. Для решения вопроса был избран комиссар по вопросам дел беженцев Фритьоф Нансен.

Для белых радикальное решение вопроса не сдвинулось с мертвой точки еще год. Но из-за тяжелых условий жизни казаки уезжали на родину сами, пробираясь в Россию через Румынию, Турцию и даже Польшу. Только через Болгарию к большевикам проникло около тысячи человек.

Судьбу возвращенцев проследить сложно. Большинство их них не было репрессировано или расстреляно. Более того, осенью 1921 года Советы объявили амнистию всем рядовым участникам Гражданской войны.

Одних везли насильно, другие ехали сами

В конце 1922 — в начале 1923 гг. казаки, старавшиеся примириться с мыслью о Красной России, сами стали создавать организации по возвращению на Родину.

Это было следствием агитации большевиков и обращением к беженцам царских генералов, оставшихся в России.

Создавали подобные организации и большевистские партии восточнославянских государств, — об этом пишет в работе «Судьба русской белоэмиграции в Болгарии» советский историк Георгий Иосифович Чернявский.

С начала 1923 года через Болгарию в СССР организованно въехали 5000 донских казаков, 1300 — кубанских. Около 4000 казаков въехали на родину через Чехословакию, где был организован репатриационный лагерь. В последующие пять лет из Франции были выдворены и высланы в Россию еще 4500 казаков, а к 1929-м процесс завершился.

За границей осталось 28 тыс. казаков. Постепенно они расселились в Австралию, США, Канаду и Южную Америку.

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/211991723

Казаки — это вообще кто такие? И почему они ходят в форме и бьют нагайками протестующих? Отвечаем на стыдные вопросы о казачестве. Материал с антрактом

Казаки разгоняют митинги, бьют нагайками участниц группы Pussy Riot и нападают на бездомных. Сейчас их снова зовут разгонять московские митинги. Современное российское казачество — это не просто наряженные в традиционные костюмы люди, а масштабный, странный и временами пугающий феномен. «Медуза» отвечает на стыдные вопросы о казаках: откуда они взялись, как связаны с государством и кому подчиняются.

Казаки — это вообще кто?

Коротко. Простого ответа на этот вопрос нет. Если обобщать, можно сказать, что современные казаки — потомки особого сословия российского государства.

Даже сами казаки все 500 лет своей истории отвечали на этот вопрос по-разному — в зависимости от политической обстановки. Изучающие казаков историки тоже спорят о сущности казачества не одну сотню лет.

Дискуссия об идентификации казачества обостряется каждый раз, когда в его истории случается очередной перелом.

Можно сказать, что нынешние казаки во всем их многообразии — это потомки членов особого сословия российского государства, которое было упразднено сто лет назад, — и те, кто причисляет себя к таковым.

Часть из них с конца 1980-х пытается с помощью государства воссоздать это сословие, чье главное право и обязанность — служить государству, и получить хотя бы некоторые из тех привилегий, которыми пользовались предки.

Есть и те, кто считают казачество отдельным этносом со своими культурой, обычаями и национальными интересами. Но историки в большинстве своем отказывают казачеству в праве называться этносом.

А откуда появились казаки?

Коротко. Главная теория такая: это потомки людей, которые бежали на юг и восток России и там образовали свое сообщество. 

Этот вопрос пересекается с дискуссией об идентификации казачества.

Две основные теории дают на этот счет противоположные ответы.

Согласно самой распространенной, казаки — потомки людей, веками бежавших на южные и восточные окраины России из центральных областей и присоединившихся к ним инородцев — от калмыков до поляков и немцев.

Другая теория, которую не разделяет большинство академических историков, возводит казаков к коренному населению степей южной Руси. Сторонники этой теории предками казаков называли кавказцев (черкесов), тюрков-половцев, скифов, а также смешанные этнические группы. Адольф Гитлер писал, что казаки происходят от германцев — ост-готов.

Современные историки объясняют, что в вопросе происхождения казаков произошла лингвистическая и историческая путаница. Когда в конце XIV века Золотая Орда была разгромлена и распалась на несколько ханств, многие тюркские роды перешли к бродячему образу жизни; такие «бродяги», жившие грабежом и наемничеством, назывались у тюрков казаками. На Руси их именовали «татаровя ордынские казаки».

Потом это название для «бродяг» было заимствовано соседними народами. Согласно Николаю Карамзину, в 1444 году в Рязани столкнулись татарские мещерские казаки царевича Мустафы с русскими рязанскими казаками (это, возможно, первое упоминание «неордынских» казаков на Руси).

Для властей Московского княжества разница между «ордынскими» и «русскими» казаками сначала была небольшой: и те, и другие могли быть наняты на службу Москве.

У «русских» было одно преимущество — они были православными.

В 1538 году боярская Дума в письме Ногайскому хану так описывала многообразие казаков: «На  ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы, а иных наших украин казаки с ними смешавшись ходят».

В XXI веке предпринята попытка проверить теории историков об этнических корнях казаков новыми методами. Геногеографы в 2016 году исследовали популяции потомков донских и запорожских казаков. Выяснилось, что генофонд казачества (по Y-хромосоме, то есть по «мужской линии») похож на генофонд русских, украинцев и белорусов.

Он сложился в основном за счет миграции из южных и центральных областей России, делают вывод исследователи. Обнаружено небольшое влияние тюрков-ногайцев. С «коренными» народами Северного Кавказа — теми же адыгами (черкесами) — совпадений почти нет.

К генотипам кавказских народов оказалась близка только небольшая часть генотипов казаков, столетиями живших на Кавказе.

А запорожские казаки и донские — это одно и то же?

Коротко. Нет, но это близкие группы.

Это разные группы казаков, которые появились в исторических источниках примерно в одно время — в XV-XVI веках. Они имели похожий уклад и жили неподалеку друг от друга.  — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.

В первые несколько столетий истории казачества запорожцы на Украине и донцы в Приазовье были очень близки, даже несмотря на то, что они жили в разных государствах. Донцы на службу русским царям, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.

Присоединились к Российской империи донские и запорожские казаки также почти одновременно в конце XVII века.

На Украине казаки присоединились к России даже чуть раньше, чем на Дону. Переяславская рада во главе с гетманом Богданом Хмельницким приняла решение об объединении с Россией в 1654 году, Донское войско было самостоятельным до 1671-го.

Однако после смерти Хмельницкого началась гражданская война с участием Речи Посполитой, России и Крымского ханства. «Гетманство» раскололось на две части — левобережную Украину в составе России и правобережное княжество Русское в составе Речи Посполитой.

В 1659 году 16 тысяч казаков участвовали в разгроме русской армии татарским войском под Конотопом (при этом в русской армии также были казаки). В 1662-м под Каневым уже русская армия разбила польско-татарское войско и их союзников — 14 тысяч казаков.

Только в 1689-м Речь Посполитая признала утрату Киева и Запорожья.

В 1708 году во время Северной войны России и Швеции гетман Иван Мазепа перешел на сторону шведов. В 1709 году была разгромлена русскими войсками и фактически ликвидирована. Часть казаков ушла вниз по Днепру в Крымское ханство. Окончательно Сечь ликвидирована в 1775 году.

История запорожского казачества закончилась — их переселили на Кубань, где они стали основой Кубанского казачьего войска и воевали против горцев во время Кавказских войн.

У казаков ведь сначала была демократия? Как вышло, что они стали поддерживать царя и подавлять революционеров?

Коротко. Когда казачьи области присоединили к России, демократические институты были заменены имперской бюрократией. В следующие сто лет из казаков удалось сделать полностью лояльное власти служилое сословие.

Сначала его использовали в войнах с внешними врагами, но потом — и для подавления внутренних выступлений.

В XVII-XVIII веках из-за недовольства казаков ущемлением их вольницы случились три мощных восстания — под руководством , и .

После восстания Разина донцы потеряли возможность вербовать людей в других русских землях для походов в другие страны. Кроме того, выдав популярного Разина с Дона, казаки показали, что готовы пойти на уступку центральной власти.

После булавинского восстания местная демократия (например, выборы атамана) была отменена. После пугачевского в 1775 году — Донское войско окончательно лишилось всякой самостоятельности.

К XIX веку власть и казачество наладили сотрудничество по модели «служба в обмен на привилегии». Казачество на целый век стало особым русским военным сословием, которое отличало верность власти и аполитичность.

Большая часть казацких областей («войск»), которые протянулись по границе России от Китая и Средней Азии до Каспия, были созданы не спонтанно, а организованы правительством.

Там «исторической памяти» о казачьей вольнице вообще не было.

Путь казаков от вольницы до подчиненного власти сословия (группы, имеющей свои строго определенные права и обязанности) занял 300 лет.

В XV-XVI веках некоторые из них были организаторами военных республик, которые вели вполне самостоятельную политику. В начале XVII века они участвовали в русской на стороне самозванцев.

Другая часть сразу стала ориентироваться на службу московским государям и чиновникам — их называли «служивыми».

В 1570 году Иван Грозный, чьи войска были заняты на западе в Ливонской войне, решил нанять донских казаков для обороны южной границы государства. Именно 1570-й официально считался в Российской империи датой создания Всевеликого войска донского на службе русских царей, хотя еще сто лет Войско было формально совершенно самостоятельным.

Читайте также:  Как у россии с китаем появились «спорные территории»

При этом многие казаки относились к Москве скорее враждебно.

В главном источнике по истории «досословного» казачества, «Повести об Азовском осадном сидении», написанной одним из казацких старшин в середине XVII, взаимоотношения описывались так: «Не почитают нас там, на Руси, и за пса смердящего. Бежали мы из того государства Московского, от рабства вечного, от холопства полного, от бояр и дворян государевых».

Во второй половине XVII века вольные казачьи области, зажатые между Османской империей и Москвой, были вынуждены стать «служилыми» полностью. В 1671 году они принесли присягу царю Алексею Михайловичу (но не русскому царству), отказавшись от самостоятельной внешней политики (Войско донское окончательно было включено Петром I в состав Российской империи в 1708 году).

После объединения с Русским государством еще век ушел на то, чтобы казачество свыклось с новой ролью и перестало сопротивляться центральной власти.

К этому времени относятся первые попытки казаков отделить себя от остального русского народа.

Генерал Александр Ригельман, исследовавший жителей Дона, в 1778 году писал: «Кто же их „москалями“ назовет, то отвечали: я, не москаль, а русской, и то по закону и вере православной, а не по природе».

Однако для государства все сложности использования свободолюбивых казаков окупались сторицей. Еще в XVII веке казаки Ерофея Хабарова (сам он казаком не был) захватили земли в Забайкалье и на Амуре и заключили договор с Китаем; казаки Семена Дежнева тогда же «замирили» Колыму, Чукотку и Якутию. Позже казаки участвовали в захвате Средней Азии и в многочисленных войнах, которые вела Россия.

По договору с государством казаки поступились личной свободой. Они были привязаны к своей службе и земле, и не имели права покинуть свое сословие. Все, что нужно было для службы — от коня до вооружения — они были обязаны покупать за свои деньги. Но этот договор обеспечивал им лучшие условия, чем то положение, в котором находилось большая часть населения России.

К началу XX века власти империи уже не считали казаков важной частью военной машины. Казачьи части планировали переименовать в драгунские, а сословие — распустить. В ответ часть казачества и вспомнила старую версию о том, что они — не просто социальная группа, а «отдельный народ».

Покидать российское государство казачьи националисты не планировали, а требовали только сохранения своих привилегий. Когда империя пала, националисты пытались создать автономию или даже независимое государство на Дону.

Им противостояли «единонеделимцы», выступавшие за сохранение Дона в составе России и на союзе с белым движением.

Во время революции 1905-1907 годов в армию призвали казаков «второй очереди» (то есть находившиеся в запасе) с Дона, Кубани и других войск.

«Первоочередные» казаки в этот момент в большинстве своем находились в действующей армии в Маньчжурии, где пытались сдержать наступление японской армии. Вновь призванных отправили на службу внутри страны — для охраны объектов и борьбы с восставшими.

Казаки «второй очереди» по действующему законодательству не могли быть использованы внутри России, но в тот момент это никого, в том числе самих казаков, не смутило.

Именно казаков власти наиболее охотно использовали для непосредственного подавления волнений.

Как выяснилось, пехота либо избыточна (ее сила была в залпе стрелкового оружия, который вызывал слишком большие жертвы среди протестующих), либо слаба (если она не использует основное оружие).

Казаки с нагайками — плетьми для подстегивания лошадей, — с точки зрения властей, отлично справлялись с демонстрациями и прочими массовыми выступлениями.

Казаки (главным образом, «второй очереди») на пике революции использовались для подавления 16% всех волнений — в остальных случаях справлялись армия и полиция.

Но для российских революционеров всех мастей казаки из «народных демократов», какими они представлялись либералам в середине XIX века, стали карателями-«нагаечниками».

Приказы о подавлении выступлений «старослужащие» казаки исполнили отлично, и с клеймом «палачей революции» они попали в 1917 год.

Во время Гражданской войны казаки были за монархию?

Коротко. Во время Гражданской войны казаки воевали и за белых, и за красных. А большинство так и не взяло в руки оружие. Многие сторонники первых покинули страну.

Сначала казаки в массе своей вообще не хотели участвовать в Гражданской войне.

Крушение монархии (а вместе с ней — потеря смысла существования казацкого сословия) руководству казаков не нравилась, однако даже старшины не собирались что-либо предпринимать для ее восстановления. А многие простые казаки поддерживали ликвидацию всех сословий.

После Февральской революции Временное правительство объявило курс на , предполагавший избрание командиров солдатами.

В результате на Дону впервые за 200 с лишним лет был избран, а не назначен властями, новый атаман — им стал генерал регулярной армии Алексей Каледин, сам родом из казаков.

После победы большевиков в Петрограде и Москве он объявил, что переворот в столицах не признает и объявил область независимой до создания новой легитимной власти.

Источник: https://meduza.io/feature/2019/08/30/kazaki-eto-voobsche-kto-takie-i-pochemu-oni-hodyat-v-forme-i-byut-nagaykami-protestuyuschih

Российские СМИ обвинили Зеленского в распространении «фейка» о запорожских казаках и Дюнкерке. Но это версия выдающегося российского историка

Одна фраза президента Украины Владимира Зеленского, произнесенная во время празднования Дня независимости, вызвала в российских СМИ бурю язвительных комментариев. РИА «Новости» в материале под заголовком «Зеленский заявил о взятии Дюнкерка украинскими казаками» пишет:

«Президент Украины Владимир Зеленский во время празднования Дня независимости страны заявил, что казаки, помогая французам, взяли крепость Дюнкерк в XVII веке. «Ведь до 91-го года мы успели немало.

Произошло крещение Киевской Руси, Иван Федоров издал во Львове „Апостол“, основана Киево-Могилянская академия, казаки во главе с Богданом Хмельницким и Иваном Сирко покорили крепость Дюнкерк, на свет появилась Конституция Филиппа Орлика», — отметил он.

Согласно легенде, в сентябре 1646 года более двух тысяч казаков под командованием Богдана Хмельницкого и Ивана Сирко, а также польские пехотинцы участвовали на стороне французов под общим командованием принца де Конде в осаде Дюнкерка, в результате чего крепость удалось осадить. Эта версия не подтверждена историческими источниками и опровергалась в том числе украинскими исследователями».

ТАСС сообщает об этом так:

«Президент Украины Владимир Зеленский во время своей речи ко дню независимости страны озвучил неподтвержденную версию истории об участии украинских казаков во взятии французской крепости Дюнкерк в XVII веке. 

Версия об участии казаков во взятии крепости Дюнкерк во время Тридцатилетней войны не имеет документального обоснования и считается мифом. Польские историки, опираясь на архивы, отмечают, что в осаде Дюнкерка принимали участие польские наемники, а не украинские казаки».

Газета.ru приводит мнение «эксперта» Владимира Корнилова, представляя его как «украинского историка и политолога» (в действительности он представляет самопровозглашенную ДНР). Корнилов утверждает:

«На Украине псевдоисторическая байка о “взятии Дюнкерка запорожцами” ходит давно. Мало того, даже в учебниках она присутствует наряду с другими побасенками. Якобы в 1645 году запорожские казаки на своих лодочках-чайках переплыли Балтийское море и в поддержку французов овладели крепостью Дюнкерк».

«Комсомольская правда» тоже публикует мнения экспертов. Один из них — кандидат исторических наук Александр Закатов, который заявляет:

«Никогда такого не видел и не слышал. Подобный знаменательный факт, если бы он имел место — не мог не быть отмечен историками. Вот участие поляков в этой войне — да, оно подтверждалось. Возможно, они сражались и при взятии Дюнкерка.

Польша в середине 17 века была мощной европейской державой, ее войска участвовали во многих компаниях. Если такой факт оглашает глава государства, то это такое историческое открытие. Своего рода сенсация для истории запорожского казачества.

Но хотелось бы подтверждения этого серьезными историческими источниками. А не домыслами, эмоциями.

Кто-то видел свидетельства, что в составе польского отряда из двух с половиной тысяч человек у Дюнкерка воевало и казачье формирование? Лично я до сих пор ни одного подобного факта ни в одном серьезном источнике не встречал…»

Исторический эпизод, упомянутый Зеленским, действительно вызывает споры историков.

Но странно, что «эксперты» российских СМИ как будто не знают, что версию об участии запорожских казаков в качестве наемников в Тридцатилетней войне 1618–1648 годов поддерживали вполне серьезные историки, в том числе классик российской исторической науки Николай Костомаров. В своем труде «Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей» он писал:

«В начале 1646 года польский король заключил с Венецией договор: Тьеполо выдал королю 20 000 талеров на постройку казацких чаек; король пригласил в Варшаву четырех казацких старшин: Ильяша Караимовича, Барабаша, Богдана Хмельницкого и Нестеренка.

Хмельницкий незадолго был во Франции, где совещался с графом Дебрежи, назначенным посланником в Польшу, насчет доставки Козаков во французское войско.

Затем 2400 охочих Козаков отправились во Францию и в 1646 году участвовали при взятии Дюнкерка у испанцев.

Король виделся с казацкими старшинами ночью, обласкал их, обещал увеличить число Козаков до 20 000, кроме реестровых, отдал приказание построить чайки и дал им 6000 талеров, обещая заплатить в течение двух лет 60 000».

Позже, в 1920-х годах, живший в Париже украинский историк Илько Борщак (Илья Баршак) посвятил этому историческому эпизоду работу «Франція й Україна. Козаки Б. Хмельницького під Дюнкирхеном». По его версии, среди командиров казаков при взятии Дюнкерка был полковник Иван Серко, будущий кошевой атаман Запорожской Сечи.

В последней четверти XX века польский историк Збигнев Вуйцик выдвинул версию, согласно которой во взятии Дюнкерка участвовали не казаки, а польские наемники — нерегулярная кавалерия, известная как лисовчики.

Известный украинский историк Владимир Голобуцкий в труде «Запорожское казачество» (1994) предположил, что Борщак ошибся, приняв упоминаемого в вышедшей вскоре после взятия Дюнкерка французской книге командира наемников Серо за Ивана Серко.

По мнению Голобуцкого, это Клод де Летуф барон де Сиро, оставивший мемуары, где упомянуты эти события. Голобуцкий пришел к выводу, что достоверных свидетельств участия казаков в этих событиях нет.

Впрочем, единодушия среди историков по этому вопросу не наблюдается.

Французский историк украинского происхождения Жан Верун (Иван Вергун) в работе 1980 года «Участвовали ли украинские казаки в осаде Дюнкерка в 1645–1646 годах?» отстаивает версию, изложенную Костомаровым.

Этой же версии придерживаются Александр Баран и Георгий Гаецкий, авторы двухтомного труда «Казаки в Тридцатилетней войне», вышедшего в 1969 году в Риме и переизданного в 1980-х годах.

Действительно, во французских источниках XVII века упоминаются именно польские наемники. Но значительная часть запорожского казачества — так называемые реестровые казаки — была тогда на службе у польского короля, так что для французов это были польские наемники.

Всего реестровых казаков в то время было около 6000, и вряд ли польский король Владислав IV мог составить из них отряд численностью 2400 человек для участия в войне во Франции: это ослабило бы защиту восточных границ королевства, которая была их основной задачей.

Но в те времена шло сокращение количества реестровых казаков — еще за 20 с небольшим лет до этого эпизода их было 40 000, — и наемников нетрудно было завербовать среди казаков, оставшихся вне реестра.

Оставшиеся со времен Тридцатилетней войны источники достаточно отрывочны, и, возможно, история участия казаков во взятии Дюнкерка навегда останется непроясненной. Но то, о чем заявил Зеленский, — не «псевдоисторическая байка», а небесспорная версия, почерпнутая в труде выдающегося российского историка и поддерживаемая рядом современных ученых.

Источник: https://theins.ru/antifake/172625

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector