Зачем русские женщины устраивали бои на масленицу

Как известно, сейчас идет масленичная неделя, которая подразумевает массу разных веселых традиций. Если большинство из них понятны и доступны даже детям, то другие со временем ушли на задний план. Сегодня по просьбе FURFUR автор журнала Interes Олег Уппит вспоминает главное мужское развлечение на Масленицу — кулачные бои. 

Традиционный русский кулачный бой

Дрались, понятное дело, все, всегда и везде. По тем или иным причинам. Так или иначе.

Восточные боевые искусства становились частью «пути самосовершенствования», индейцы Центральной Америки устраивали ритуальные поединки, а греки придумали Олимпийские игры — посвященные богам, но служившие и отличным развлечением для множества зрителей, собиравшихся раз в четыре года в городке Олимпия. Наши предки от других не отставали.

«Правила маркиза Квинсберри», появившиеся в 1865 году и регламентировавшие поведение боксеров, очень схожи с органично резвившимися на Руси правилами кулачного боя, сформировавшимися двумя-тремя веками ранее.

По-английски бытовавший на Руси кулачный бой недаром называется Russian fist fight — это действительно базовое местное «боевое искусство». По уровню сложности кулачный бой стоит на одной планке с другими народными мордобойными дисциплинами, не перегруженными излишней тонкостью техник.

Находясь где-то посередине между французским саватом и ирландским боксом, он, тем не менее, незаслуженно находится на периферии внимания людей, интересующихся техниками боя и самозащиты.

Может быть, виной тому — разрыв традиции, возможно — тренды, выведшие на первый план сначала восточные дисциплины, затем капоэйру, а теперь — английский бокс.

История русских кулачных боев

Первое упоминание о русском кулачном бое мы можем найти в «Повести временных лет». Нестор пишет: «Себо не погански ли живемъ… нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела» — в общем, критикует.

Читая это, следует понимать, что, уходя своими корнями к дохристианской культурной традиции, кулачные бои и не могли бы ожидать иного отношения от православного летописца.

О происхождении кулачного боя и его возможном ритуальном значении для древних славян мы не знаем и не можем знать по этим же причинам.

Тем не менее, о развитии кулачного боя с XI по XX век есть достаточно как исторических, так и художественных свидетельств — стихов и народных песен, указов запрещавших бои, и полицейских протоколов, записей очевидцев и этнографов, по которым мы можем судить и о правилах поединков и о порядке проведения боев.

Зачем русские женщины устраивали бои на Масленицу

1. Праздник Троицы вблизи Царёва городища, 1900. 2. Михаил Песков «Кулачный бой при Иване IV». 3. Бои «Стенка на стенку». 4. Современные кулачные бои.

Так, например, Назимов в своих воспоминаниях рассказывает: «Местные власти, кажется, смотрят на этот… обычай сквозь пальцы, не имея, вероятно, в виду положительных предписаний начальства, а может быть и сами исподтишка были зрителями подобных побоищ, тем более что многие значительные в городе люди, поборники старины, считали эти забавы весьма полезными для развития и поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа. Да и мудрено было арзамасскому градоначальнику, то есть городничему, справиться при помощи 10–15 будочников и даже полной инвалидной команды в 30–40 человек со сборищем бойцов, которое, кроме подзадоривающих их многочисленных зрителей, простиралось, по словам очевидцев, до 500 человек».

А Лебедев статье для журнала «Русская старина» пишет: «Это совсем не была драка, ссора, вражда или что-либо подобное, а нечто вроде игрища. Между тем удары наносились серьезно, причиняли ушибы и даже смерть.

Кулачные бои существуют во многих странах, но всюду они носят характер или состязательный — единоличный, как, например, бокс в Англии, или поединка, что было и у нас в допетровской Руси; но в том виде, какой они имеют в России, — в виде состязания огромных сборищ толпы, одна с другою, этого нигде и никогда не было. Удаль, избыток сил просились наружу и находили выход в таком своеобразном игрище.

О кулачных боях очень мало сведений, и напрасно станем искать их в истории или пособиях и монографиях; известия о них можно найти только в поучениях церковных и в мемуарах. А между тем о “кулачных боях” было немало правительственных распоряжений, и приходилось даже бороться с этого рода “спортом”». Обычно кулачные бои приходились на большие праздники, летом проводились на улицах или площадях, а зимой на льду замерзших рек и озёр — там всегда было достаточно места. Кулачные бои не были чисто «региональным» развлечением. В Москве проходили бои на Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге — на льду Невы и Фонтанки.
  • Зачем русские женщины устраивали бои на Масленицу
  • «Кулачный бой»
  • В. Васнецов

Бои сопровождались гуляниями, к месту стычек собирались зрители, а с ними и коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бои, проходившие с попустительства или даже в присутствии представителей дворянства (например, граф Орлов был «большим охотником до кулачного бою»), могли сопровождаться цыганскими оркестрами и даже небольшими фейерверками.

  1. Больше всего боев происходило в масленичную неделю — перед постом люди стремились не только напиться-наесться, но и, насколько возможно,
  2. дать волю кулакам.

Конечно, регулярно случались и спонтанные стычки, когда что-то не могли поделить две улицы или две берега реки. Ну, или давно уже не могли поделить, но лишь периодически вспоминали об этом.

1САМ НА САМ Частные поединки один на один, по своей форме близкие к традиционному английскому боксу, но более безопасные. Было необходимо соблюдение правил, не позволявших участникам поединка скатываться в беспорядочную свалку и ограничивавших их в применении нечестных приемов и опасных ударов и захватов. В поединке должен быть победитель, но и побежденный должен остаться достаточно функциональным для того, чтобы жить дальше. Хотя так бывало не всегда, все зависело от ситуации — например, купец Калашников, про которого писал Лермонтов, отделал своего оппонента до смерти. Впрочем, у него и не было другого выхода, а победа того стоила. Зачем русские женщины устраивали бои на Масленицу Иллюстрация к произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» Из «сам на сам» следует выделить поединок «удар на удар»: участники, стоя на месте, обмениваются ударами, очередность которых определяется по жребию. Уклоняться от ударов запрещалось, допустимы были только блоки. Бой завершался, когда один из соперников был сбит с ног или сдавался.

  • Частные поединки бытовали и среди дворянства, хотя в этой среде предпочтение отдавалось все же вооруженным «дуэлям».
  • 2ПОЛЕ
  • Судебные бои, когда поединок происходил между истцом и ответчиком или их представителями, «договорными бойцами». 
  • 3МАССОВЫЕ БОИ
  • Третья категория, о которой сегодня и пойдет речь, — массовые бои, в которых по праздникам или для «решения вопросов» сходились жители соседних улиц, районов или деревень или представители разных профессий. 

Массовые бои делились на два типа

1ЦЕПНОЙ БОЙ, ИЛИ «СЦЕПЛЯЛКА-СВАЛКА» Все дрались против всех. Такой бой являлся самой древней и наиболее опасной разновидностью. Здесь правила якобы действовали, но кто мог уследить там за их выполнением? По своему характеру «сцеплялка-свалка» напоминала современный околофутбольный fair-play – выбрал противника по силе, победил, перешел к следующему.

  1. 2СТЕНОШНЫЙ БОЙ, ИЛИ «СТЕНКА НА СТЕНКУ»
  2. Это то, с чем сейчас ассоциируются традиционные кулачные бои — самый зрелищный и знаменитый вид русского кулачного боя.
  3. Отступившие перегруппировывались, меняли бойцов и после передышки вновь вступали в бой, до тех пор пока одна из сторон не одерживала окончательную победу.

Название «стеношный» происходит от принятого в таких столкновениях боевого порядка — стороны выстраивались друг против друга в плотную линию, состоявшую из нескольких рядов, и шли на стенку противника с целью прорвать её и обратить врага в бегство.

Подготовка к бою

Время и место проведения битвы выбирали заранее, противоборствующие стороны, стенки, назначали вожаков — воевод и оговаривали конкретные правила. Предводителя стенки в разных местах называли по разному: башлык, голова, староста, боевой староста, старый чоловик.

Накануне боя вожак вместе с представителями своей стенки разрабатывал план предстоящего боя: выделял сильнейших и более опытных бойцов и распределял их по местам вдоль всей стены для руководства отдельными группами, составлявшими боевую линию стены.

При подготовке также назначались резервные бойцы для проведения решающих атак и выделялись особые группы для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определенного противника.

Во время боя руководители сторон не только непосредственно участвовали в нем, но и подбадривали своих бойцов и на ходу корректировали тактику. 

Зачем русские женщины устраивали бои на Масленицу

У П. П. Бажова в сказе «Широкое плечо» приведено наставление башлыка своим бойцам: «Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли.

“Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой-Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтоб всем заодно, широким плечом. Действуй, как сказано”».

За время, оставшееся до схватки, участники готовились к ней — ели больше мяса и хлеба, чаще парились в бане. Бытовали и «магические» способы подготовки.

Так в одном из древних лечебников даётся рекомендация: «убей змею черную саблей или ножом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте.

Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори». 

Бытовали и совсем «магические» обряды — например, «ломание» (что-то вроде ритуального танца) перед боем, напоминающее движения медведя, культ которого существовал в древней Руси. 

До сих пор в Псковской области «ломание» называется «пляской горбатого», то есть медведя, сила которого должна была перейти бойцу.

Перед началом схватки бойцы торжественно проходили по улицам.

Придя на назначенное место, выстраивались в стенки в три-четыре ряда в зависимости от количества участников и начинали задирать оппонентов криками и жестами.

В это время мальчишки, представлявшие стенки, сходились между ними в «свалку-сцеплялку». Когда все участники были уже достаточно раззадорены, вожаки команд выкрикивали «Даешь боя!» и стенки сходились.

Правила

Существовали ограничения, распространявшиеся также на бои «сам на сам»:

  1. Запрещалось бить упавшего, присевшего (присевший считался сдавшимся) или отступающего противника, а также противника, не имеющего возможности самостоятельно остановить кровь («мазку не бьют») или получившего серьезное увечье. Бой следовало вести лицом к лицу — нападать сбоку или, тем более, со спины категорически запрещалось («с крыла, в зашей, в тыл не бить»). Также нельзя было хватать за одежду, удары следовало наносить выше пояса, категорически запрещалось любое оружие. За кусочек свинца, припрятанный в рукавице, виновника ожидало суровое наказание.
  2. Бой велся строго кулаками, источники говорят об использовании ударов трех типов, соответствующих ударным поверхностям оружия:
  • удар костяшками, который трактовался как укол оружием;
  • основанием кулака, что соответствовало дробящему или рубящему удару;
  • головками фаланг пальцев, как удар обухом.

Наиболее распространены были удары в голову, в солнечное сплетение («в душу») и под ребра («под микитки»). Допускались толчки плечами или двумя руками.

Обязательное обмундирование участников включало толстые шапки и меховые рукавицы, смягчающие удар.

Ровинский в своей книге «Русские народные картинки», вышедшей в 1900 году пишет: «Перед боем привозили целыми возами кожаныя рукавицы; сбирались партиями фабричные с разных фабрик, целовальники и мясники; случались охотники из купцов, в меховых шубах и даже из господ.

Вся орава разделялась надвое и выстраивалась друг перед другом в две стены; драку начинали, в небольших боях, — “заводные” один на один, потом шли все остальные стена на стену; запасные бойцы стояли в стороне и принимали участие в драке только тогда, когда их стену начинала теснить противная стена».

Ход боя

Бой проходил в три этапа: сначала сходились подростки, представляющие противоборствующие стороны, вслед за ними к схватке присоединялись неженатые юноши, а последними вступали в бой и взрослые мужчины. Иногда эти этапы были разделены между собой – мальчики закончили, сошлись юноши, а иногда бой не прерывался, просто участники входили в стенку постепенно.

Назимов пишет: «И так дело начиналось застрельщиками-мальчишками, которые, галдя и дразня противную сторону, выскакивали одиночками, наносили один другому удары, сшибали с ног и опять убегали “к своим”.

Отдельные столкновения учащались, уже группами, с гиком и ораньем нападали одни на других.

Читайте также:  Какие ругательства были в ходу у казаков

“Стенки” сходились, и со страшным гулом, свистом, криками, как прорвавший плотину поток, стремительно бросалась “стенка на стенку” — начинался настоящий бой».

Схватка велась на вытеснение противника с «поля боя» или на разрыв его стенки. Применялись различные тактики, вынесенные из военного опыта: атака клином-«свиньей», замена бойцов первого и третьего рядов и различные маневры.

Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описывает кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями выдвинут из своей “стенки” против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага.

Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…» 

Зачем русские женщины устраивали бои на МасленицуЗачем русские женщины устраивали бои на Масленицу

Важной категорией бойцов были надежды — мощные ребята, разрывавшие стенку противника. Часто надежду впускали, разомкнув стенку, и оставляли наедине с мастерами боя один на один, что по всей видимости было достаточно действенной тактикой. 

Завершался бой совместной попойкой противоборствующих сторон с кострами и пирушкой.

Кулачные бои сегодня

Несмотря на борьбу властей с кулачными боями, на порицание их церковью и даже законодательные запреты, окончательно задавить эту традицию не смогла даже советская власть.

Так, кинохроника 1954 года показывает (с непременным неодобрением) кулачный бой в селе Купля в Рязанской области. Упоминание об этих кадрах нашел Б. В. Горбунов, а сама кинохроника была найдена А. С.

Тедорадзе и И. А. Бучневым:

Одних из последних живых носителей традиции удалось отыскать в конце девяностых годов прошлого века в селе Атаманов Угол Тамбовской области. Смотря на этих крепких старичков, не так уж сложно представить, каковы были стенки времен их молодости.

Нынешние загородные бойцовские клубы и околофутбольные стычки тоже вполне можно, хоть и с натяжкой, отнести к продолжению этой традиции. Поэтому мы завершим статью еще одной цитатой из Лебедева:

«Все, что можно сказать в заключение изложеннаго, это привести слова летописца: “…земля наша велика…” и т. д.

и прибавить, что кулачные бои пережили все законы и сохранились, — для интеллигенции они приняли вид атлетической борьбы, на сценах — как платное зрелище, а в самом народе продолжаются невозбранно и повсюдно, не минуя и столиц, где они по-видимому должны бы стать анахронизмом; и практикуется то в тех же видах и сценах, как в седой старине, разве только не так часто и не в таких грандиозных размерах».

Источник: http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/163301-russian-first-fight

Зачем русские женщины устраивали бои на Масленицу

Женщины могут подраться, и это никак не зависит от страны или эпохи. Но иногда поединки с участием представительниц прекрасного пола устраивали специально. Поступали так и на Руси. Причем, цели у женских кулачных боев могли быть самыми разнообразными: от разрешения судебных споров до повышения урожая льна и конопли. Проводились такие побоища и на потеху публике.

Судебные поединки

Доктор исторических наук Вадим Долгов в своей статье «Поединки в древнерусской воинской культуре» написал об участии представительниц прекрасного пола в судебных боях. Они проводились на Руси с незапамятных времен вплоть до XVI века, если между людьми возникал гражданско-правовой конфликт.

Например, соседи никак не могут поделить участок земли или речь идет о защите чести и достоинства. Как правило, большинство разногласий разрешалось без поединков, но если установить истину никак не удавалось, то дело могло дойти до прямого столкновения на «поле» – так называлось место судебных ристалищ.

Порядок проведения таких боев был строго регламентирован.

Например, Псковская Судная грамота (нормативно-правовой документ, первая редакция которого была принята на народном вече в 1397 году) запрещала поединки между мужчинами и женщинами, поскольку ни один из противников не должен был находиться в заведомо проигрышном положении.

Если разногласия возникли между представительницами прекрасного пола, то и на бой они должны были выйти друг против друга. Но если соперником оказывался мужчина, за честь женщины должен был постоять кто-то из родственников или специально нанятый боец. Некоторые удалые молодцы подрабатывали участием в таких поединках.

Впрочем, согласно Псковской Судной грамоте, бойцов имели право нанять и пожилые люди, инвалиды, священнослужители, подростки. В-общем, все кто не мог сам постоять за себя. Поединки проводились в особом месте в присутствии недельщика (своеобразный аналог современного судебного пристава). Часто противники использовали оружие. Дрались с ним и женщины.

Так, австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн в книге «Записки о Московии» (1549 год издания) изложил свои воспоминания о двух посольских миссиях в Россию, состоявшихся в 1517 и 1526 годах.

Автор указал, как были экипированы участники судебного поединка: «Обыкновенно они имеют продолговатые латы, иногда двойные, кольчугу, наручи, шлем, копьё, топор и какое-то железо в руке наподобие кинжала, однако заострённое с того и другого краю; они держат его одной рукой и употребляют так ловко, что при каком угодно столкновении оно не препятствует и не выпадает из руки».

На Масленицу и другие праздники

Кулачные бои традиционно проводились на Масленицу и другие праздники. Изначально они были посвящены верховному богу славян Перуну, покровителю воинов.

Иногда подобные забавы устраивались на свадьбах, отсюда произошла поговорка: «Какая свадьба без драки?» Считалось, что разудалое веселье и лихой бой – это не только возможность продемонстрировать молодецкую удаль, но и дань уважения языческим силам природы, которые в ответ обязательно проявят благосклонность к людям.

Известный исследователь древних боевых традиций Алексей Мандзяк в книге «Славянские воинские искусства: От культа земли к воинскому поединку» (Минск, 2006 год издания) отметил, что в масленичных кулачных забавах могли принимать участие девушки и женщины.

В книге говорится: «В некоторых местах Саратовской губернии существовал обычай женских боев. Например, женщины села Окатная Маза в определенные дни собирались на вершине холма и состязались в рукопашном единоборстве. Начинались бои с поединка двух зачинщиц, а затем потом в бой вступали другие, и разгоралась массовая драка».

Этнографы связывают данный обычай с древними языческими верованиями, согласно которым женские поединки и состязания на Масленицу способствуют повышению урожая конопли и льна. Эти культуры народное сознание напрямую связывало с проявлениями природной энергии представительниц прекрасного пола.

И все же, повсеместной традицией на Руси девичьи и бабьи схватки никогда не были. Порой, наблюдая за своими мужчинами, сошедшимися «стенка на стенку», женщины тоже входили в раж, устраивали шуточную толкотню, потасовки.

Они хватали друг друга за одежду, боролись. И редко дрались как мужчины, обычно не доводя дела до обмена кулачными ударами. Не случайно в Толковом словаре живого великорусского языка В.И.

Даля есть поговорка: «Мужики дерутся врасходку, бабы всвалку».

Бабушка Прасковья

Наша современница Ксения Горская в 2012 году опубликовала на портале «Клуб женских единоборств» воспоминания бабушки своей бабушки, которую звали Прасковья. Эта женщина родилась в 80-е годы XIX века во Владимирской губернии. Ее рассказы были записаны в личных дневниках внучкой, которую звали Дарья Никитична.

Прасковья жила в селе Горки, что находится на берегу реки Малый Киржач. А напротив стояла деревня Новинки Горские. С заречными мужиками и бабами часто на Крещенье и Масленицу и сходились сельчане. Одни назывались «горские», а другие «новинские».

Случались потасовки и с жителями других соседних сел: Соколово, Никольское и Андреевское. В Новинках в ту пору (начало ХХ века) образовалась дружная девичья компания, которую возглавляли две бойкие и крепкие сестрицы: Алевтина (по прозвищу Стружка – из-за кудрявых волос) и Глаша.

Однажды Прасковья и ее младшая сестра Груша пожаловались матери на воинственных зареченских девушек, и та научила своих дочерей некоторым приемам женской борьбы, которые знала с юных лет.

После нескольких месяцев регулярных тренировок во время очередных зимних кулачных забав Параша с Грушей хорошо «отметелили» своих соперниц, что привлекло к ним внимание парней. Были потом и другие состязания с девушками из Никольского, Соколово и Андреевского, что остались в памяти бабушки Прасковьи.

Впрочем, скорое замужество и домашние хлопоты быстро отвлекли деревенских заводил от подобных развлечений. Судя по всему, женские бои были больше похожи на современное дзюдо или самбо, чем на бокс. Многочисленные захваты за одежду и попытки свалить противницу с ног – эта техника боя сильно отличается от традиционных мужских кулачных поединков.

Матрена против Василихи

Эссе «Русские кулачки» Матвея Домрачева содержит воспоминания дедушки Прохора о женских поединках, которые проходили в Тамбовской губернии еще в начале ХХ века. Однажды случилось так, что во время масленичных боев молодой парень Прохор одолел известного бойца Василия.

И от обиды жена побежденного, которую все звали Василихой, стала задирать супругу победителя Матрену. Пришлось Прохору научить свою невысокую юную женушку искусству борьбы «на кулачках», чтобы в следующий раз Матрена смогла дать отпор дородной бабе Василихе. Так и получилось.

И воодушевившись примером победительницы, другие представительницы прекрасного пола стали участвовать в масленичных забавах.

Правда, начавшаяся вскоре Первая мировая война навсегда положила конец подобным развлечениям. Трагически сложилась судьба и у Матрены, она умерла от тифа, когда ее муж был на фронте. Вернувшись, Прохор так и не женился.

Непримиримые разногласия

Но далеко не всегда женские бои проводились на публике. Порой представительниц прекрасного пола заставляли драться непримиримые разногласия. При этом дамы обычно не хотели, чтобы о поединке кому-либо стало известно. Причин для конфликтов у женщин может быть немало: соперничество за мужчину; имущественный спор; необдуманные слова и обиды.

Если соседка распускает сплетни, если коллега ведет себя высокомерно, если продавщица утаивает сдачу – все это и многое другое может привести к физическому противостоянию. Часто в русских деревнях женщины дрались в банях, поскольку их обычно строят вдали от домов. Эти помещения закрываются изнутри, а что там происходит: мужикам знать не положено.

Сергей Великанов в своем рассказе «Банька» привел описание драки между двумя взрослыми бабами, которую случайно подсмотрели 11-летние мальчики, заглянувшие в щелку из любопытства. Две дородные противницы били друг друга кулаками совсем по-мужски, стараясь ударить посильнее.

Причем, обе предварительно разделись, чтобы не запачкать и не порвать одежду.

Поскольку в рассказе победительница гордо заявила проигравшей: «Так что, подходила и буду подходить», можно сделать вывод, что дрались бабы из-за некого представителя сильного пола. И одна из них, видимо, ранее потребовала от соперницы не приближаться к этому мужчине, но не смогла отстоять свою правоту в ходе поединка.

Вот так по-разному дрались на Руси женщины. Одни – ради победы в судебной тяжбе, другие – ради парня или мужика, третьи – ради урожая конопли или простой забавы.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/90513-zachem-russkie-zhenshhiny-ustraivali-boi.html

Кулачный бой на Масленицу

Русская народная потеха — кулачный бой — своим происхождением обязан боевым приемам пеших воинов древней Руси. То, что кулачные бои много раз запрещали, не остановило русский народ в желании продемонстрировать свою удаль.

Бои устраивались чаще всего по праздникам, а на Масленицу — обязательно. В понедельник первой недели Великого поста (чистый понедельник) в некоторых местностях бои начинались с раннего утра. Обычно выбиралось место за городом.

В СПб это происходило в Ямской слободе, в Екатерингофе, на Охте, у Смольного монастыря. В Москве с 14 века местом кулачных боев был Великий луг, после 16 века — Государев сад напротив Кремля. Петр I любил устраивать кулачные бои, а его внук, Петр Алексеевич сам часто был их участником.

Краткое описание кулачного боя

Известно несколько видов кулачного боя: «стенка на стенку», «сцеплялка — свалка», «сам на сам». Хотя, по некоторым данным, «сцеплялка — свалка» выделяется в самостоятельное единоборство, по сути — бой без правил.

К бою готовились заранее. Участники выбирали из своих рядов сотского, десятского, которые должны были следить за соблюдением правил.

Избранный атаман или боевой староста определял тактику — держать фронт, идти клином-свиньей или отступать в засаду.

Правила кулачного боя на руси

Правила запрещали драться с закладкой, бить лежачего, бить скрыла (сбоку или сзади), севший на землю боец становился пленником.

«Прохожих и зрителей трогать запрещалось; приходить с вооруженной рукой — тоже; кто убегал или упал того не били, а если увлекался боец его останавливали, кричали ему «Лежачего не бьют!» Бои проводились лицом к лицу. Не разрешалось бить в спину с «подножки», наносить удары ногами или головой. Нарушителя правил наказывали свои же бойцы.»*

«Из русских кулачных бойцов особенно славились казанские, калужские и тульские оружейники Алеша Родимый, Тереша Кункин, братья Зубовы, Никита Долгов, братья Походкины.

Видным московским бойцом был Семен Трещала — крепостной графа Орлова- Чесменского большого любителя кулачного боя.

В Петербурге выдающимися кулачными бойцами были невзрачный с виду приказной чиновник Ботин и фабричный рабочий Соколик.»*

Читайте также:  Сожжение — ведьмам, повешение — беднякам: кого и как казнили в средневековье

Кулачные бои на руси стенка на стенку

Стенки противников выстраивались в ряд, друг против друга. Битву начинали подростки — задиры, устраивали сцеплялку-свалку, сменяли их парни постарше, последними вступали в бой сильные бойцы — женатые мужики. Для равенства сторон бойцы должны были быть одного возраста.
В селах Нижегородской губернии мальчишки становились в большой круг и дрались один на один — «на любака».

«…«Поваляют друг друга и расходятся». Дрались также и «порядок на порядок», здесь уже не было правил. В д. Каликино Борского района кулачный бой проходил под частушки.»*

Зрители обсуждали между собой действия молодых кулачников, давали советы. Победители иногда получали в награду деньги. Бой завершался бегством противника с поля и общей веселой попойкой участвовавших в нем парней и мужиков.*

*)Источники:

Геннадий Иванович Шатков, Игорь Петрович Алтухов.
Жестокие раунды, 1979 г
Н. Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области 
Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым

Источник: http://tradiciay.ru/narodnye-prazdniki/kulachnyy-boy.html

Праздник русская Масленица в России: история, народные традиции и обряды. Как называется каждый день недели узкой и широкой Масленицы?

Откуда пошла Масленица, с чем связана традиция печь блины и наряжать чучело? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

Праздник русская Масленица в России: история, народные традиции

Празднование Масленицы на Руси началось очень давно. Она осталась еще со времен язычества. Давайте углубимся в историю, чтобы понять, откуда берет корни этот шумный и яркий праздник.

Когда-то давным-давно Масленицу называли Комоедицей. По преданию, комами называли медведей. А медведи в свою очередь считались прародителями всех людей и хранителями леса.

Масленицу праздновали с особым размахом

Существовала традиция на Комоедицу печь блины в память о предках, давно ушедших из жизни. Это был своеобразный обряд поминания, а сжигание соломенной фигуры приравнивалось к похоронам.

Справка из истории! Первый блин отдавали медведям — комам. Это был знак уважения к этим великим животным. Отсюда и пошло название праздника — Комоедица.

И по сей день люди чтят традиции предков

Мало кто знает, откуда пошло на самом деле выражение «Первый блин — комам». Означает оно на самом деле вовсе не то, что первый блин всегда выглядит как ком, а то, что отдавали первый блин комам — медведям. Эта поговорка дошла до нас из далеких веков, когда люди относились к природе как к живому существу, верили в духов и поклонялись ветру, воде, солнцу.

Современный вариант произношения «Первый блин комом» тоже можно считать правильным, он адаптирован для наших реалий и несет свой смысл.

Медведь, он же ком, хозяин и хранитель леса и людей

Много столетий назад праздник Масленица приобрел иной смысл и стал отождествляться с приходом весны и проводами зимы. Масленицу встречают с радостью, песнями, плясками и гуляниями. Не обходится она без традиционного масленичного угощения — блинов!

Кстати, с блинами тоже связана очень интересная история. Оказывается, блины пекут не просто так. Весна ассоциировалась у людей с солнцем и теплом. А блин по форме очень похож на солнце — круглый, золотой, горячий. Поэтому выпекание блинов — это своеобразная дань солнцу и весне, чтобы урожай был хорошим.

Стол на Масленицу всегда богатый!

Как называется каждый день недели узкой и широкой Масленицы?

Масленица длилась неделю и у каждого дня этой недели было свое название и особенности проведения.

Так, понедельник, вторник и среду называли узкой Масленицей, а четверг, пятницу, субботу и воскресенье — Широкой.

Понедельник, первый день Узкой Масленицы, носил название «встреча». В этот день люди наряжали большое чучело, возили его на санях по деревням, показывая, что весна пришла. Заждавшиеся тепла люди начинали готовить блины, делать начинки к ним, обговаривать, какие конкурсы они будут устраивать и когда будут собираться с родней.

Вторник, второй день Узкой Масленицы, носил название «заигрыш». Такое название связано с тем, что именно в этот день люди начинали развлекаться: ходили друг к другу в гости и на ярмарку, а невестам устраивали смотрины.

Готовить блины начинали только понедельник

Среда, третий день Узкой Масленицы, носил название «лакомка». В этот день все с самого раннего утра были заняты приготовлением блинов. Традиция требовала, чтобы столы буквально ломились от обилия угощений. Бедный, плохо накрытый стол считался дурным тоном. В этот же день люди заканчивали все свои дела, чтобы в завтрашнего дня начать веселиться.

Четверг, первый день Широкой Масленицы,. носил название «разгуляй». В этот день люди не занимались ничем, кроме веселья, визитов в гости и поедания блинов. Особо популярными в этот день были кулачные бои и катание с горок на санях.

Блинами угощали всех желающих

Пятница, второй день Широкой Масленицы, носил название «тещины вечера». В этот день веселье уже шло полным ходом, а вечером теща приходила к молодым, чтобы отведать приготовленные для нее заранее блинчики.

Суббота, третий день Широкой Масленицы, носил название «золовкины посиделки». А в этот день невестки готовили горы угощений для сестер мужа. Плохо приготовленный ужин считался знаком неуважения к семье супруга.

Родственников встречали блинами, сбитнем и пивом

Воскресенье, четвертый день Широкой Масленицы, носил название «Прощеное воскресенье». День, когда люди шли в церковь и просили друг у друга прощения за все ссоры и обиды.

А перед этим гуляния заканчивались сжиганием соломенного чучела, хороводами, песнями и плясками.

После посещения церкви люди часто захаживали на кладбище, чтобы помянуть родных и попросить у них мысленно прощения.

Еще одно название Прощеного воскресенья — целовальник

На этой ноте и заканчивалась Масленица. После нее начинался Великий Пост, который считается самым ответственным в Православии.

Обряд сжигания чучела на Масленицу из соломы

В старину Масленица не могла состояться без сжигания чучела. Чучело готовили заранее, еще в первый день Узкой Масленицы, то есть в понедельник Сырной седмицы.

По одной из версий, чучело являлось образом зимы, которую сжигали, чтобы дать дорогу молодой весне.

Есть еще одно предание, которое говорит нам о том, что чучело соломенное, вернее сам ритуал сжигания означает похороны. А Масленица — дань памяти предкам.

к сжиганию чучела относились с особым трепетом

Вокруг чучела водили хороводы, пели песни, устраивали кулачные бои и представления с медведями.

Сейчас празднование Масленицы в семьях редко заканчивается сжиганием чучела. В городских условиях обычной семье сложно организовать данное событие. Поэтому люди ограничиваются лишь блинами.

Сжигание чучела можно назвать настоящим «шоу»

Празднование русской православной Масленицы: ряженые, медведь, ярмарка, народные гуляния

Ни одно празднование Масленицы не обходилось без ряженых. Люди специально наряжались в костюмы волхвов, нищих, невест, молодых пар, беременных, покойников, петухов, медведей, скоморохов.

Церковь не приветствовала такое поведение, но традиция есть традиция. Правило переодеваться пошло еще из древности, от Комоедицы. Поэтому ряженые должны быть обязательно сжечь на вечернем костре в последний день Масленицы какую-то часть своего костюма и сходить в церковь, чтобы очиститься.

Иногда костюмы ряженых могли сильно напугать людей

Ярмарка проводилась традиционно. На ней продавали очень много пищи, одежды, украшений.

По большому счету, ярмарка была местом скопления огромного количества людей, где любой мог перекусить блинами и выпить стакан горячего сбитня или чая.

угощения на масленичной ярмарке

Народные гуляния шли полным ходом с середины недели и до конца. Люди веселились, плясали, шутили. И  все это перед Великим постом, в который нельзя было войти, не сходив в Прощеное воскресенье в церковь.

Празднование русской православной Масленицы: кулачные бои

Кулачные бои славились на всю страну! В шутку люди говорили, что кулачные бои «вышибают блины».

Не стоит путать кулачные бои с обычной дракой. Существовали строгие правила, которые люди обязаны были соблюдать:

  • не бить в затылок, по почкам и печени;
  • бои строго один на один, двое не могут бить одного;
  • дрались только мужчины и юноши, достигшие определенного возраста;
  • действовало правило «лежачего не бьют»;
  • запрещалось использовать посторонние предметы;

Кулачные бои проводились в перчатках под веселую музыку

Традиционные русские блины на Масленицу: русские обычаи и обряды с блинами

Блины на Масленицу готовят особым способом. Основным компонентом для опары является снег. Да не простой, а собранный при свете месяца с особыми словами.

На блинах гадали. Например, по первому блину судили о жизни семьи в будущем году, а незамужние девушки таким образом гадали, выйдут ли они в этом году замуж.

Внешний вид блинов говорил о многом

Еще одно интересное гадание заключалось в следующем: незамужние девушки собирались в одной избе и готовили много блинов с разными начинками. Затем блины заворачивали таким образом, чтобы начинку не было видно.

Каждая девушка выбирала случайный блин и по начинке судили о качествах будущего мужа.

Блины со сметаной говорили о трусливом характере жениха, блины с мясом сулили богатого мужа, а блины с медом обещали красивого супруга.

На Масленицу люди никогда не отказывались от блинов

Последний день Масленицы – Прощеное воскресенье

Прощеное воскресенье — день, когда принято просить друг у друга прощения за все. Родители просят прощения у детей, а дети у родителей. Сейчас на этом обычно и заканчивается традиция, но в старые времена все было иначе.

Сначала люди просили друг у друга прощения, ели блины, веселились, катались на санях. Затем было самое масштабное событие праздника — сжигание чучела. Весь праздник был направлен именно на этот последний день. Провожали зиму и встречали весну.

После костра люди шли в церковь, чтобы очистить душу от излишнего веселья и приобрести тихую радость. После службы, где все обязаны были причаститься, народ шел на кладбище — просить прощение и поминать усопших родственников.

Один из самых светлых праздников

Видео: Масленица. Традиции и история праздника

Источник: https://babyben.ru/prazdniki/prazdnik-russkaya-maslenica-v-rossii-istoriya-narodnye-tradicii-i-obryady-kak-nazyvaetsya-kazhdyj-den-nedeli-uzkoj-i-shirokoj-maslenicy.html

Что нужно делать на Масленицу: приметы и традиции праздника

Традиции и обычаи масленичной недели продолжают удивлять

Масленица – один из самых любимых и ожидаемых праздников для россиян. Его отмечают на протяжении семи дней. При этом фиксированных дат у него нет. Празднование Масленицы начинается за неделю до Великого поста и за 56 дней до Пасхи. В этом году масленичная неделя выпала на март. Праздновать будем с 4 по 10 число.

Во время масленичной недели принято устраивать народные гулянья,  ходить в гости, веселиться и обязательно есть блины. Неделю также называют блинной.

В России сложилось множество поверий и традиций, связанных с Масленицей. Каждый день блинной недели имеет свою особенность. В понедельник, вторник и среду разрешается заниматься работами по дому, другие дни необходимо посвятить празднованию.

В первый день масленичной недели, который называют «Встречей», принято делать ледяные горки. С этим связана одна важная примета. Чем дальше, спускаясь с горки, будут катиться сани, тем качественнее будет урожай.

Также в этот день положено начинать печь блины. Первый испеченный блин обязательно нужно отдать бездомному человеку.

Кроме того, в понедельник необходимо успеть приготовить, нарядить и выставить на улице чучело, которое будет стоять там до воскресенья.

Во вторник, его еще называют «Заигрыш», принято заводить веселые игры, а также угощать играющих блинами. В этот день много гуляют, катаются на санках и каруселях.

В «Лакомку» (среда) принимают гостей. В старину в среду проходили конные соревнования и кулачные бои.

Четверг считается разгаром Масленицы, не зря его называют «Разгуляй». С утра и до вечера — хороводы и песни. Веселиться можно как угодно, но с одним правилом — как можно больше времени проводить на улице.

В пятницу зятья приглашают в свой дом тещ и потчуют их блинами. А у кого еще нет тещи, должен срочно найти себе пару и обзавестись потенциальной тещей. Этот день называют  «Тещины вечерки».

В субботу невестка приглашает к себе сестер мужа. Их также принято угощать блинами и поить чаем. Еще в этот день дарят подарки. Не зря же масленичная суббота зовется «Золовкины посиделки».

В воскресенье, последний день Масленицы, провожают зиму и сжигают чучело. Помимо этого, нужно попросить прощения у всех родных, друзей и знакомых, чтобы те отпустили обиды, накопившиеся за год. «Прощеное воскресенье» один из самых спокойных дней этой недели.

Мало кто знает, что в масленичную неделю стоит воздерживаться от мясных блюд. Однако можно есть рыбу и молочные продукты в неограниченном количестве. Поэтому неделю называют мясопустой. Также ее называют сырной.

Читайте также:  Землетрясения не урале: стоит ли их боятся

В этот период принято есть много сыра разных сортов. Блины должны стоять на столе в качестве главного блюда в каждом доме. В целом, есть на Масленицу нужно часто и много.

Обязательно нужно стараться почаще приглашать гостей и самим ходить в гости.

Кульминационное событие Масленицы – сжигание чучела – символизировало долгожданное наступление весны. Сожжение сопровождалось хороводами, песнями и плясками. Оно было наполнено глубоким смыслом. Куклу необходимо было уничтожить, чтобы сила символа зимы Масленицы воскресла весной.

Изначально Масленица была языческим праздником.

Однако со временем, после принятия Русью христианства, особенности празднования начали меняться и все больше соответствовать церковным требованиям и порядкам.

В дохристианской эпохе праздник называли «Проводами зимы». Тогда эта неделя была приурочена к весеннему равноденствию, которое у использующих солнечный календарь народов, выступало началом нового года.

Традиция печь блины выросла из любви славян к Солнцу. Они радовались наступлению первых теплых и солнечных дней. Так появилась округлая форма блинов. Согласно поверью, съев блины, человек получал частицу солнечного тепла и света. Однако изначально пекли не блины, а лепешки.

Основная подготовка к празднику разворачивалась непосредственно в дни Узкой Масленицы, то есть в понедельник, вторник и среду. Помимо участия в начавшихся гуляньях нужно было успеть привести и наколоть дрова для костров, построить ледяные горки и украсить избу или дом.

По еще одной традиции, в дни Широкой Масленицы молодежь должна ходить по домам, играя на бубнах, балалайках и рожках, а также распевая колядки.

Празднование Масленицы сопровождается различными приметами, часто связанных с испеченными блинами. Основное поверье – как Масленицу встретишь, так ее и проведешь. Поэтому хозяйки старались испечь как можно больше блинов и приготовить наибольшее количество блюд к столу.

Принято было считать, что чем больше блинов будет присутствовать на праздничных застольях, тем богаче станет семья. Многие приметы пользуются популярностью до сих пор.

Если блины получились большими и пышными, значит год будет для всего дома плодотворным и успешным. Прилипание блинчиков к сковороде или их пригорание сулит неприятности. Если блинчики плохо пропеклись или просто вышли некрасивыми, то в скором времени дом настигнут трудности, а членов семьи – болезни.

В некоторых приметах сделан акцент на погоде или случайных встречах. Если перед началом масленичной недели стоит ненастная и холодная погода, урожай летом будет большим и хорошим. Если незамужняя девушка на Масленицу встретит пьяного человека, ее ждет счастливый и долгий брак.

Поздравлять с Масленицей до сих пор принято песней или в стихами. Вот некоторые примеры поздравительных четверостиший.

  • Масленица светлая в гости к нам идёт, Весну долгожданную за собой ведёт,  Ешь блины румяные, зиму провожай, 
  • Веселись и радуйся, и весну встречай!
  • ***
  • Сияет солнце ярче и небо голубей, Уходит стужа злая и звенит ручей, Пусть Масленица светлая веселье принесёт,
  • Сгорят в костре все беды и счастье к вам придёт
  • ***
  • Испеку тебе блинок  Скушай дорогой дружок, С масленицей поздравляю,
  • Благ тебе мирских желаю!
  • ***
  • Чучело зимы пылает, Пусть зима уходит злая,  С Масленицей, вас друзья, 
  • Всем желаю счастья я!
  • ***
  • Масленицу отмечай,  Веселись и не скучай, Желаю погулять на славу,
  • Блинов наесться до отвалу!
  • ***
  • Пусть Масленица радость принесёт,  Снега растопит и весну вернёт, Желаю много счастья и добра,
  • Здоровья и семейного тепла! 

Источник: https://www.tvc.ru/news/show/id/155947

Как праздновали Масленицу на Руси: история, обряды, традиции

История этого праздника уходит корнями в в языческие времена, и в наше время он, пожалуй, единственный в своем роде. Возникновение Масленицы связано со сменой сезонов.

Славяне не были избалованы солнцем и теплой погодой, поэтому окончание холодного (и зачастую голодного) сезона им хотелось отметить на всю катушку.

Что они и делали! Поворотной точкой от зимы к весне был день весеннего солнцеворота, поэтому наши предки решили приурочить к нему масштабные гуляния и посвятить языческому богу плодородия Яриле (он считался богом Солнца).

По преданию Ярило умирал осенью (потому наступали холода), а весной оживал вместе со всей природой. Поэтому его надо было встретить с размахом, чтобы бог щедро одарил всех людей теплом, хорошей погодой, а затем и богатым урожаем.

Таким образом на Руси устраивали двухнедельные гуляния (неделя до дня солнцеворота плюс неделя после). Праздник должен был щедрым, веселым и добрым — именно это гарантировало людям благосклонность главного славянского божества.

После того как Русь приняла христианство, церковь какое-то время пыталась упразднить языческие гуляния, но безуспешно. Было решено оставить праздник, но привязать его к православной традиции и немного сократить.

В результате Масленицу празднуют в течение одной недели перед Великим постом. Ты наверняка слышала, что ее еще называют «сырной» или «мясопустной».

И это неслучайно, ведь на этой неделе православные уже исключают из рациона мясо (некий переходный период перед сорокадневным постом).

Если ты попробуешь поискать старинные рецепты блинов на Масленицу, то обнаружишь, что их советуют есть с маслом, сметаной, творогом, рыбой и икрой, но никак не с мясом.

Да и есть ли в этом смысл, когда масленичное меню и так невероятно сытное? Так же думали и наши предки, поэтому без мяса в эту неделю особенно не страдали. Кроме того, в деревнях в это время обычно телились коровы, соответственно молока было хоть отбавляй.

А вот резать скот смысла не было, поэтому «мясопустная идея» была принята с воодушевлением.

Церковь активно поддержала идею добра, любви и милосердия, которая была основой языческого праздника: она совпадала с главным принципом православия. А во время Масленицы как раз и происходили широкие семейные и соседские застолья. Угощать блинами было принято всех и каждого, а первым блином хозяйка должна была одарить нищего или бедного человека.

Знаменитые масленичные кулачные бои или сражения за взятие снежного городка были созданы для того, чтобы мужчины «выпустили пар» и вошли в пост в состоянии умиротворения. Ну и, наконец, сжигание чучела Масленицы в воскресенье становилось кульминацией очищения от всякой скверны: люди таким образом избавлялись от всего негативного, открываясь свету, теплу и добру.

Главный символ праздника — блин. Изначально славяне пекли лепешки, по форме напоминавшие солнце, которому люди возносили все свои молитвы и с которым связывали все надежды. Позже рецепт поменялся, и на свет появились блины, для приготовления которых нужно меньше муки. Их щедро поливали маслом и, возможно, поэтому праздник стали называть Масленицей.

По другой версии это наименование произошло от слова «умасливать», то есть угождать Солнцу или Яриле, чтобы они были благосклонны к людям. В общем, как бы то ни было, блины пекли ежедневно в течение всей праздничной недели — что называется в промышленном масштабе.

Считалось, что чем больше съешь блинов, тем удачнее будет твой год: так ты получаешь частичку солнечного света и тепла.

Круг как символ Солнца неоднократно использовался во время празднования Масленицы, достаточно вспомнить хороводы или катание на лошадях вокруг деревни.

Молодежь украшала деревянные колеса разноцветными лентами, укрепляла на шесте и ходила по улицам, распевая праздничные песни. Такие картины можно было наблюдать и в городах, и в деревнях.

Все эти масленичные обряды были любимы народом, потому передавались из поколения в поколение.

Главная традиция Масленицы, которая сохранилась до наших дней, — выпекание блинов. Нет ни одного русского человека, который бы в течение праздничной недели хоты бы разок не приготовил это блюдо. Чаще всего мы печем обычные тонкие блинчики, хотя традиционно на Масленицу принято делать более пышные кружевные блины из дрожжевого теста.

Раньше их готовили не только с белой пшеничной мукой, но и ржаной, гречневой, овсяной. А самые бедные крестьяне пекли гороховые или картофельные. Ты удивишься, но наиболее популярными на Руси были не пшеничные, а гречишные, темные блины! Их щедро поливали маслом, а подавали на стол с медом, сметаной, творогом, соленой рыбой и икрой.

Масленичные столы поражали воображение и просто просились на фото! Наевшись блинов, люди отправлялись гулять на улицу, где их ждало множество интересных развлечений.

По обычаю уже в первый день мужчины строили огромные снежные стены — возводили некий город, который потом должны были штурмовать самые сильные, смелые и ловкие. На улицах также устраивались пляски, хороводы, катание на каруселях и лошадях, кулачные бои.

В дореволюционной России был популярен обычай приводить на гуляния медведя. Это мог быть ряженый в шкуру человек или настоящий дрессированный обитатель леса.

Он тоже ассоциировался с весной, ведь мишка спит зимой, а весной выходит из берлоги. Перед публикой выступали скоморохи, разыгрывали представления «артисты» кукольного театра.

Кульминация праздничной недели — сжигание чучела Масленицы: считалось, чем сильнее огонь, тем дружнее и теплее будет наступающая весна!

Наши предки дали название каждому дню масленичной недели. Ее первая половина считалась «узкой» Масленицей, а вторая — широкой».

И если в понедельник, вторник и среду хозяйке еще было позволено что-то мыть и убирать, то начиная с четверга, согласно традиции, все должны были только печь блины, есть и развлекаться по полной программе.

Иначе, опять же, весна не будет достаточно теплой, год — щедрым и плодородным. А для каждого дня праздничной недели «выдавалось» особое предписание, которое русские люди неукоснительно выполняли.

Понедельник: «Встреча Масленицы»

В этот день рано утром начинали печь блины. Первый, как водится, отдавали нищим и бедным, чтобы они помолились за души усопших близких. Кроме того, в понедельник строились горки, снежные городки, выставлялись лотки, балаганы на ярмарках, а также сооружалось чучело Масленицы.

Вторник: «Заигрыш»

Молодежь и дети катались на горках, каруселях, ходили по домам и пели песни, ожидая щедрого угощения. Девушки и юноши приглядывали себе вторую половинку. 

Среда: «Лакомка»

С утра матери замужних девушек готовили блины для зятьев, которые в этот день должны были явиться к ним в дом. Тещи старались вовсю, а мужья их дочерей в ответ славили их кулинарный талант. По средам часто устраивали кулачные бои.

Четверг: «Разгуляй»

Начало Широкой Масленицы. Люди катались на санях, лошадях, играли в снежки и шумно пировали. В этот же день мужчины штурмовали снежные городки, выказывая перед девушками свою удаль. Дети (иногда и взрослые) ходили по домам и пели колядки — разумеется, в ожидании вкусного угощения и других подарков.

Пятница: «Тещины вечерки»

В этот день зятья были обязаны накрывать щедрые столы, приглашать тещу в гости и всячески угождать ей. Масленичная пятница вообще славилась шумными многолюдными застольями, на которые собирались близкие и дальние родственники.

Суббота: «Золовкины посиделки»

Невестки приглашали в дом родственников мужа (в том числе их сестер) на блины. По традиции, помимо угощения, каждый из гостей должен был уйти с подарком.

Воскресенье: «Проводы Масленицы»

Или Прощеное воскресенье. В этот день принято было просить прощения у всех людей. Традиционно в ответ на просьбу о прощении надо было ответить «Я прощаю, и Бог простит».

Кульминацией праздника было торжественное сжигание чучела Масленицы, сопровождающееся чаепитием, хороводами и песнопениями.

А оставшийся пепел рассыпали по полям, как считалось — для получения хорошего урожая.

Приметы на Масленицу

Наши предки возлагали на этот праздник большие надежды, поэтому уделяли большое значение деталям, придавая значение даже мелочам.

Например, если дрожжевое блинное тесто плохо поднималось или блины получались некрасивыми, люди считали, что это предвещает трудные времена и неприятности. Если же все шло, как надо, значит, год будет легким и удачным.

Кроме того, так как блинами на Масленицу угощали и родственников, и друзей, и незнакомых людей, во время приготовления хозяйки старались отвлечься от неприятных мыслей, чтобы тесто «впитало» в себя все самое хорошее.

Незамужние девушки старались задобрить судьбу и угостить своими блинами как можно большее количество мужчин — как знакомых, так и нет. У первого незнакомца следовало непременно спросить имя, чтобы угадать, как будут звать жениха.

Вообще Масленица считалась отличным временем для сватовства: считалось, что такой брак будет добрым и крепким. Кстати, на мясопустной неделе венчание уже было под запретом, поэтому свадьбы откладывали на Красную горку — первое воскресенье после Пасхи.

И это было очень неплохой идеей: жених с невестой получали время хорошенько обдумать свое решение.

Но самое главное правило Масленицы — веселиться от души и быть щедрым. Тогда и личная, и семейная жизнь сложится отлично!

Источник: https://lisa.ru/moy-uyutnyy-dom/536152-kak-prazdnovali-maslenicu-na-rusi-istoriya-obryady-tradicii/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector