Зачем в xviii веке «уменьшили» собор василия блаженного

Зачем в xviii веке «уменьшили» собор Василия Блаженного

  • Серия статей из «Нового Времени» за 1916 год, посвященных истории создания Исаакиевского собора.
  • Во всех материалах по старым газетам и журналам сохранена стилистика и орфография того времени (за исключением вышедших из употребления букв старого алфавита).
  • Исаакиевский собор в его прошлом и настоящем
  • (Начало)

По восшествия на престол императрицы Екатерины II, когда двор избрал своим местопребыванием Адмиралтейскую сторону и эта часть города, сделалась главною, оживлялась и застраивалась множеством великолепных домов на постройку Исаакиевскаго собора посмотрели с другой стороны. Однако уже то обстоятельство, что Исаакиевская церковь находясь в самом центре Адмиралтейской стороны, была слишком мала и просто и потому шла в разрез с окружающей ее обстановкой, возбуждало во многих сожаление, что она не выстроена богаче, с большим вкусом и по более широкому масштабу.

Старейшая церковь Петрограда

Зачем в xviii веке «уменьшили» собор Василия Блаженного
Церковь св. Троицы на Петроградской стороне, на площади против Петропавловской крепости.

На ея месте сначала стояла первая церковь Петрограда, сооруженная его Основателем в 1703 году. Со ступеней ея Петр Великий объявил о заключении мира со Шведами (в 1721 г.). Здесь же, на этой площади, перед народом провозгласили Государя Императором, Отцом Отечества. Эта первая церковь св. Троицы, перестроенная при Елизавете Петровне, в 1750 г.

сгорела, но по повелению императрицы и 1758 г. востановлена в прежнем виде,—как она изображена здесь на рисунке (с гравюры 60-х годов). Три года тому назад эта реликвия стараго Петрограда опять сгорела.

Сбоку, за сгоревшим храмом построили новую, очень аляповатую церковь, а исковерканные пожаром остатки старой церкви «временно» стоят уже три года, безобразя собою площадь и возбуждая печальное недоумение.

С другой стороны, императрица Екатерина II из уважения; которое она питала к Великому Преобразователю России, сама желала воздвигнуть храм, который по своему величию и богатству материалов был бы достоин памяти великаго государя. И вот таким-то образом решено было оставить вовсе первоначальный план церкви и выстроить ее на новом месте, по совершенно новому плану и уже поистине на славу—из мрамора!

Составить требуемый план и рисунки поручено было императрицей архитектору Ринальди. В 1768 г. план был готов и представлен государыне.

По этому плану собор предполагалось сделать с пятью куполами и с легкою, в два яруса колокольнею с западной стороны. Длина собора была назначена в 29 саж., а ширина в 18 саж.

Весь он должен был быть устроен крестом с тремя пределами и с тремя большими выходными дверями.

Зачем в xviii веке «уменьшили» собор Василия Блаженного

Гранитная скала на берегу одной из бухт Финскаго залива, между Выборгом и Фридрихсгамом, откуда производилась выломка колонн на портики Исаакиевскаго собора.

На сооружение собора императрица Екатерина II определила сумму 254.684 руб. 74 коп., приказав ежегодно выдавать по 50.000 руб., и повелела Ринальди немедленно приступить к работе. И вот вместо небогатой Исаакиевской церкви на берму Невы начать воздвигаться (на теперешнем месте) великолепный мраморный Исаакиевский собор.

Зачем в xviii веке «уменьшили» собор Василия Блаженного

Пристань на Неве возле Адмиралтейства, где выгружались привезенныя из Финляндии колонны для Исаакиевскаго собора. Здесь по бревнам оне скатывались в особое помещение, где уже отделывались окончательно.

Однако производство работ шло очень медленно, так, что при жизни императрицы храм доведен был только до карниза.

Зачем в xviii веке «уменьшили» собор Василия Блаженного

На цементной мельнице, установленной на месте работ по сооружению Исаакиевскаго собора.

Недовольный медленностью постройки и желая скорее очистить лучшую часть столицы, загроможденную рабочими материалами, император Павел I поручил архитектору Брена возможно скорее закончить начатую Ринальди работу.
Для этого, изменив екатерининский план собора, уменьшили размеры верхних частей храма:    вместо пяти

куполов выстроили один, совершенно другой формы, и всю постройку докончили из кирпича.

В таком-то виде был отстроен и освящен в 1802 году при императоре Александре I первый Исаакиевский собор.

Зачем в xviii веке «уменьшили» собор Василия Блаженного

Первый Исаакиевский собор в Петербурге, начатый постройкой в царствование Императрицы Екатерины II и законченый в 1802 г., — уже при Императоре Александре I.
Этот собор находился на месте теперешнего.

Через 14 лет после окончания собора, а именно 9 апреля 1816 г., во время пасхальной литургии после херувимской песни отсыревшая на сводах штукатурка упала на правый клирос, хотя и не причинив никому вреда, но произведя все-таки большое смущение и переполох среди молящихся.

Произведенный тотчас же после этого происшествия осмотр храма обнаружил, что и во многих других местах отсыревшая штукатурка угрожает падением, в виду этого дальнейшее совершение богослужения в храме становилось небезопасным.

Тогда по Высочайшему повелению был немедленно учрежден комитет из трех архитекторов: Соколова, Стасова и Беретти, которому и было приказано тотчас же приступить к осмотру поврежденных мест в соборе и к принятию мер для немедленнаго его исправления.

Дело, однако, этим не ограничилось. Следует заметить, что Исаакиевский собор в том виде, в каком он был тогда построен, далеко не отвечал общему ожиданию и возлагавшимся на него ранее надеждам.

Несообразность и несвязанность частей прежняго мраморнаго здания с кирпичными достройками по новому плану, дисгармония церкви с окружающими его зданиями были так очевидны, что уже давно чувствовалась потребность ее совершенно перестроить.

В виду этого еще в 1813 г. император Александр I повелел объявить конкурс на составление проекта перестройки Исаакиевскаго собора.

Однако, с одной стороны политическия обстоятельства того времени, а с другой—неудовлетворительность представленных проектов помешали исполнению намерения государя.

Происшествие 9 апреля 1816 г. ускорило дело. Государь окончательно решил перестроить собор совершенно, и в 1817 г. повелел французскому архитектору Монферрану составить план и рисунки для этой постройки.

Зачем в xviii веке «уменьшили» собор Василия Блаженного

Август Монферран (Аugustо Моnferrand) строитель Исаакиевскаго собора в Петроград.

Настоящая фамилия его О. Рикар.
Родился в 1780 году, участвовал в постройке знаменитой Парижской Церкви Марии Магдалины. В 1813 году поступил на военную служб в гвардию Наполеона, оставил службу после Лейпцигской битвы.

Приехав через 3 года в Россию, на конкурсе проектов сооружения новаго Исаакиевскаго собора вышел победителем и в 1817 году начал строить собор, закончив его через 40 лет. Им же были сооружены Александровская колонна и памятник императору Николаю 1 против Исаакиевскаго собора, законченный, впрочем, уже после смерти Монферрана архитектором Ефимовым.

Монферрян поднял из земли и поставил на каменный фундамент знаменитый Царь-Колокол в Москве Скончался он в 1858 г. в Петрограде.

При этом ему ставилось непременным условием сохранить в первоначальном виде возможно большую часть существующаго здания, в особенности же алтари, которые были освящены и в котырых совершалось уже богослужение.

Монферран составил план, по которому предположено было Исаакиевский собор против первоначальнаго плана Ринальди увеличить на третью часть. Над собором, согласно с первоначальным планом, предположено было устроить величественный купол, окруженный четырьмя меньшими.

Внешнюю обшивку собора и колонны двух папертей—южной и северной—сделать из ревельскаго белаго песчанаго камня на гранитном цоколе в одну сажень высоты по всей наружности собора. Внутренность должна была остаться в прежнем виде, т. е.

Храм предположено было украсить произведениями живописи и скульптуры, купола и лепные своды—богатою позолотою, так, чтобы она, как снаружи, так и внутри, по богатству и благородству архитектуры не уступал наилучшим церквам Италии.

Рескриптом от 20 февраля 1818 г., данным императором Александром 1 в Москве, план Моферрана был утвержден, а в следующем, 1819 г. было уже приступлено к работам по устройству фундамента собора.

Закладка его была совершена 26 июля в присутствии государя и всей царской фамилии.
После торжественнаго молебствия над западным входом в собор был положен первый гранитный камень со вделанною в нем бронзовою золоченою доскою. На этой доске написано:

Сей первый камень обновления положен
в лето от Рождества Христова 1819-е
в 26-й день июля месяца,
царствования же Императора
Александра Перваго
в 19-е лето,
при обновлении храма, начатаго
Великою Его Прародительницею
Екатериною Второю
во имя Святого Исаакия Далматскаго
в 1768 году.
При сей перестройке Исаакиевскаго собора в комиссии,
Высочайше установленной,
председательствовал
Граф Головин.
Заседали:
Генерал-Лейтенант Бетанкур,
Министры: Князь Голицын и Козодавлев.

Перестраивал архитектор Монферранд.

Начало такой монументальной работы, возбудив величайший интерес публики, обратило на себя внимание также и архитекторов и породило множество толков за и против. Многие из них, в виду огромных размеров собора, стали сомневаться в успехе его окончания, доказывали невозможность соединить старыя постройки с новыми и возвести большой купол с колоннадою.

Зачем в xviii веке «уменьшили» собор Василия Блаженного

Подъем колонн, поддерживающих большой купол Исаакиевскаго собора. Всего таких колонн двадцать четыре.

Указывали на неустойчивость и других частей собора и решительно отвергали многия основныя идеи проекта Монферрана.

В особенности ополчился на этот проект известный тогда архитектор Модюи, представивший даже по этому поводу в Академию Художеств докладную запискву, в коей перечислял все ошибки и погрешности Монферрана.

Сомнения были настолько серьезны, что в конце концов последовало Высочайшее повеление составить под председательством президента Академии Художеств статс-сетретаря Оленина временный комитет из членов: генерал -майора Базена, полковника Дестрема, колежскаго советника Росси, каменных дел мастера Руджи, старшаго профессора Михайлова, профессора Мельникова, адъюнкт-професора Гомзина и академиков: Вильстера, Беретти, Стасова и Бернаскони. Комитету и было поручено заняться рассмотрением дела.

Начались прения, а тем временем работы по постройке собора почти совершенно приостановились.

Так обстояло дело с 27 августа 1821 г. до конца 1825 г., т. е. слишком четыре года.

Зачем в xviii веке «уменьшили» собор Василия Блаженного

Колонны Южнаго портика Исаакиевскаго собора в момент окончания работ по установке их. Каждая такая колонна весит 8.000 пудов, будучи вышиною почти 8 саж. и 8 арш. в окружности.

Только лишь император Николай I, вступив на престол, отдал приказ снова приступить к прерванным работам. При этом в первоначальный проект архитектора Монферрана были внесены кое-какия изменения, чрезвычайно способствовавшия значительности здания и отпечатлевшия на нем характер величия и благородства. В этом последнем виде Исаакиевский собор и был окончательно отстроен.

Зачем в xviii веке «уменьшили» собор Василия Блаженного

Большой колокол Исаакиевскаго собора.
В переднем медальоне — портрет Великаго Основателя Петрограда. Всего колоколов в соборе 11. Общий вес их — почти 4.400 пудов, а стоимость — свыше 62.000 руб.

Как поднимали крест на вершину Исаакиевскаго собора. На помосте, сооруженном над большим куполом, проиходит молебствие. За священником первым к зрителю стоит строитель Исаакиевскаго собора Монферран.

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО.
Бронзовый барельеф на фронтоне Исаакиевскаго собора в Петрограде.

Исаакиевский собор в лесах ко времени окончания работ по сооружению этого огромнаго храма.

Освящение его состоялось 30 мая 1858 г., в четвертый год царствования императора Александра II.

Второй Исаакиевский собор — церковь в ея настоящем виде. — Собор представлен со стороны угла Адмиралтейскаго бульвара (теперь Алексанравскаго сада) и Конногвардейскаго.

  1. Таким образом Исаакиевский собор (в общей истории своего построения имеющий 148 лет), от начала окончательной перестройки до освящения в настоящем виде, строился 40 лет (1818—1858), при чем архитектору Монферрану удалось начать и самому же закончить столь длительную постройку,—случай, небывалый в летописях строительнаго искусства.
  2. Продолжение будетъ
  3. Еще по теме:
  4. Исаакиевский собор в его прошлом и настоящем
  5. Исаакиевский собор в его прошлом и настоящем — 2
  6. Исаакиевский собор в его прошлом и настоящем — 3
  7. Исаакиевский собор в его прошлом и настоящем — окончание

Источник: https://nik191-1.ucoz.ru/publ/istorija_sobytija_i_ljudi/istorija_iskusstva/isaakievskij_sobor_v_ego_proshlom_i_nastojashhem_2/10-1-0-6226

Православие со статусом: в Самаре открыли Софийский собор

Первую службу начали в 9 утра

Роман Данилкин

В воскресенье, 23 сентября, для самарских верующих открыл свои двери храм Софии Премудрости Божьей. Первую службу в нем провел митрополит Самарский и Тольяттинский Сергий. Ему помогали главы епархий Самарской митрополии и духовенство.

Владыке помогали представители духовенства

— Софийские соборы строили только в столицах: Константинополе, Киеве, Новгороде и Пскове. Это всегда придавало городу особый статус, — рассказали представители Самарской епархии. — Открытие храма в Самаре стало кульминацией празднования 1030-летия крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром. 

Службу сопровождало пение хора

На службу пригласили и детский хор

Литургию посетили более 1000 человек

Общая высота нового храма — 65 метров. Собор сделали однопрестольным, столпообразным. Внутреннее убранство храма поражает своей лаконичностью и красотой.

Фрески выполнили в светлых и голубых тонах

— Здесь так много голубого и белого цвета, как будто соединились вода и свет, — поделились своими впечатлениями прихожане.

После божественной литургии на площадке у памятника святому, который установили здесь в мае этого года, состоялся концерт духовной музыки.

Мероприятие подошло к концу на улице

Памятник князю Владимиру установили весной

Место под храм на Октябрьской набережной Волги, на пересечении Волжского проспекта, Лесной и Северо-Восточной магистрали, было освящено еще в 2003 году, к 100-летию прославления в лике святых Серафима Саровского. На месте будущего храма установили восьмиконечный крест и гранитный камень.

На пути ко входу в храм надо преодолеть несколько десятков ступеней

В 2005 году заложили фундамент. Храм планировали возвести за три года, но из-за кризиса строительство приостановили. В 2010 году вновь появилась возможность продолжения строительных работ. В 2013 году строящемуся храму был придан статус Софийского. Автор проекта — архитектор Юрий Харитонов.

На самом верху расположены звонница и смотровая площадка, на которую можно будет подняться по винтовым лестницам. В силу особенностей площадки предусмотрены разноуровневые входы в храм.

На вершине башни — звонница и смотровая площадка

В перспективе здесь оборудуют подъездные пути для транспорта, разобьют газоны, сделают парковки и безопасные пешеходные переходы. При храме планируется создать воскресную школу на 40 учеников.

Свет обрамляет священное писание

Источник: https://63.ru/text/gorod/65421131/

Собор Святого Юра во Львове — украинский архикафедральный грекокатолический храм

Величавый собор Святого Юра, расположенный на вершине холма на высоте 321 м, гармонично вписывается в архитектуру и ландшафт города Львова. Здание наглядно демонстрирует, как должно выглядеть европейское барокко.

Влияние на архитектурный стиль не только собора, но и всего города, оказали такие европейские страны, как Польша, Австрия, Германия и Россия, под властью которых он находился за время своей истории.

Читайте также:  Кто напускал на русь порчу-икоту

Забирая от каждой из властвующих стран частичку знаний и культурных ценностей, Львов превратился в уникальный украинский город с европейским колоритом и множеством достопримечательностей. Святоюрский собор стал его жемчужиной и визитной карточкой.

Исторические факты и древние легенды

История Святоюрской горы и собора, возведенного на ней, уходит далеко в древность, во времена правления князя Даниила Галицкого. С именем этого правителя и связано появление города Львова.

Современный свой облик собор принял только в конце XVIII в.

А до этого его предшественниками были деревянная церковь и каменная базилика, которые уничтожались в результате исторических событий вокруг города Львова.

Таким образом, можно выделить три периода существования собора:

  • 1280—1340 гг.;
  • 1363—1744 гг.;
  • с 1744 и по настоящее время.

Легенды возникновения

Первое упоминание о городе в летописях Галицко-Волыского княжества датируется 1256 г. Основателем стал правивший в то время князь Даниил.

Тогда он налаживал межгосударственные связи и женил своего сына Льва на венгерской принцессе Констанции. Новый город князь передает во владение сына и называет в его честь — Львов.

Впоследствии, уже после смерти Даниила Галицкого, Львов на некоторое время становится столицей княжества.

Именно Лев Даниилович считается основателем деревянной церкви на будущей Свято-Юрской горе.

По легенде, здесь еще на заре становления христианства, задолго до появления города, существовали монашеские кельи. В одной из них поселился волынский князь Василько, который был родным братом Даниила Романовича Галицкого. Когда-то он был великим воином и властителем, но на склоне лет стал вести отшельническую жизнь, чтобы искупить свои грехи.

По его просьбе племянник и возвел в 1280 г. деревянный храм в честь Святого Юрия (Георгия Победоносца), вокруг которого впоследствии образовался монастырь. Покровителя храма выбрали тоже неслучайно. Существует версия, что пещера, в которой обитал Василько, называлась Змеиной.

Самый знаменитый подвиг в житии Святого Георгия — «Чудо о змие». Чудовище упоминается в Библии как Василиск (или Базлиск), что созвучно с именем монаха-отшельника, живущего в пещере. Сравнению с чудовищем поспособствовал и его пугающий внешний вид — худой, нечесаный и заросший, с большими густыми бровями и длинной бородой до колен.

Впоследствии так и говорили: «Василиск на Свято-Юрской горе».

Проводя аналогию с легендарным подвигом, Георгия Победоносца (Святого Юрия Змееборца, как называют его в Украине) выбрали покровителем не только церкви, но и всего города Львов.

Существует еще одна легенда — что на самом деле в пещере жил настоящий змей. Отправляясь в поход со своим войском, князь Лев Даниилович встретил его на своем пути и убил. В честь этой победы над чудовищем на горе возвели храм под покровительством Святого Юрия, а гору с тех пор стали называть Святоюрской.

Строительство нового каменного храма

В первой половине XIV в. на галицкие земли напал польский король Казимир III. Церковь разорили и разрушили. Единственным уцелевшим напоминанием о старой деревянной церкви и событиях тех времен стал колокол «Дмитрий», отлитый Яковом Скоры в 1341 г. Он находится в рабочем состоянии до сих пор и является древнейшим на Украине.

Спустя четверть века, в 1363 г. по проекту архитектора Доринга закладывают новую, уже каменную церковь в византийском стиле. Она представляла собой трехапсидную базилику и простояла более трехсот лет. Историки отмечают, что в это же время Дорингом параллельно возводился еще один храм во Львове — Армянский.

Историческая судьба

За период своего существования стены храма повидали множество важных исторических событий. Стоит отметить, что Львов на тот момент входил в состав Речи Посполитой (Польша).

Два самых ярких события, которые имели непосредственное отношение к храму и повлияли на его дальнейшую судьбу:

  1. Брестская уния в 1596 г. — это событие привело к возникновению новой конфессии в христианстве. До Брестской унии Киевская церковь придерживалась православных традиций Константинопольского патриархата, после приняла католическое вероучение и подчинение Папе Римскому, но с сохранением византийского обряда и этно-культурной самобытности. Не все верующие поддержали этот союз, произошло разделение на сторонников унии (униатов) и православных. Началось затяжное и порой кровавое противостояние двух конфессий. В результате в конце XVII в. Киевская митрополия была подчинена Московскому патриархату и стала обычной епархией. А украинская церковь осталась грекокатолической (униатской), резиденцией которой в последствии и стал собор Святого Юра.
  2. Период восстания казаков 1648—1654 гг. Предводителем казачьего войска стал Богдан Хмельницкий, получивший титул гетмана (главнокомандующего) в 1648 г. Ему удалось собрать небывалое по численности войско и начать войну за независимость запорожцев. Под его командованием казачьи войска участвовали в осаде Львова. Им были заняты монастыри и соборы на подступах к городу, в том числе и храм на Святоюрской горе. В последствии здесь расположилась ставка Хмельницкого, где он принимал польских послов и проводил переговоры.

Пережив многочисленные военные действия, здание пришло в обветшалое и полуразрушенное состояние и было подвержено сносу.

Современный облик и значение

В 1744 г. начинается новое строительство, которое и придало собору современный облик. Инициатором становится митрополит грекокатолической церкви Анастасий Шептицкий, а после его смерти — племянник митрополита Леон Шептицкий. Их имена увековечены в статуях украшающих фасады собора.

У проекта было два архитектора:

  1. Бернард Меретин — первый зодчий и непосредственный автор. К работам этого архитектора относятся многие львовские сооружения (например, Костел миссионеров и Костел всех Святых), однако Святоюрский собор стал главным и самым известным достижением в его карьере. Меретин умер в 1759 г., поэтому многие здания, которые он спроектировал, достраивались уже после его смерти.
  2. Клеменс Ксаверий Фесингер — последователь Б. Меретина. Став главным архитектором, он внес некоторые коррективы в изначальный проект, но это не испортило конечный результат. Важно, что при оформлении внутреннего убранства встречаются работы Фесингера как скульптора.

Официальное открытие пришлось на 1761 г., однако строительные работы на этом не закончились. Отделка фасадов продолжалась до 1772 г. Позднее здесь образуется соборный комплекс с колокольней, митрополичьей палатой и капитульными домами. К комплексу примыкает Владычий сад.

С начала своего существования комплекс принадлежал униатскому ордену василиан, а с 1816 г. здесь располагалась главная резиденция архиепископа грекокатолической церкви, а собор приобрел статус архикафедрального. Так было до 1946 г.

, когда по окончании Второй мировой войны Украина стала входить в состав Советского союза. Храм был передан Русской Православной церкви. Униатская церковь осталась существовать только подпольно. А в 1990—1991 гг.

после перестройки УГКЦ (Украинская Грекокатолическая церковь) начала процесс возрождения и вновь вернула соборный комплекс в свои владения.

С 1998 г. весь ансамбль на Свято-Юрской горе принадлежит к всемирному наследию фонда ЮНЕСКО.

Делает честь всему комплексу еще одно событие 2001 г., когда в митрополичьем дворце остановился Папа Римский Иоанн Павел II. Он признал важность и историческую ценность этого места для религии.

В настоящее время собор является действующим, сохранившим за собой статус административного центра грекокатолической церкви на Украине. С 2011 г. униатскую конфессию возглавляет Блаженнейший Святослав Шевчук, Верховный архиепископ Киево-Галицкий, Архиепископ-митрополит Киевский.

Читайте также:  Чему чукчи научили русских

Архитектурные особенности и внутреннее оформление

Собор олицетворяет собой единение двух церквей — Римской и Греческой. Это читается в архитектуре здания и чувствуется в атмосфере, царящей на территории комплекса. Здесь — место духовного очищения и культурного процветания, где так гармонично соединяются история и современность.

Наружное оформление фасадов

Планировка основания храма представляет собой форму греческого равностороннего креста с правильной подкупольной окружностью по центру. Купол держится на высоких арках.

Особенностью собора считают расположение алтарной части на запад, а не на восток, как в большинстве православных храмов.

Наружные стены выглядят монументально и в то же время представляют собой сложную и величественную объемную композицию. По всему периметру здание украшено многочисленными пилястрами (полуколоннами), которые увенчаны каменными фонарями в стиле рококо.

К главному входу ведет двухмаршевая лестница из серого камня с ажурной колонной балюстрадой. Под ней находится искусственно созданный небольшой грот со статуей молящегося отшельника.

Вершину главного фасада венчает скульптура покровителя храма Святого Юрия Змееборца. Также стоит обратить внимание на фигуры инициаторов основания собора Анастасия и Леона Шептицких, также украшающих главный фасад.

Авторство принадлежит польско-немецкому скульптору Иоганну Георгу Пинзелю.

Размеры храма довольно скромные в сравнении с другими главными кафедральными соборами Европы:

  • высота — 56 м;
  • длина — 42 м.

И тем не менее внешний облик и расположение на самой высокой точке города служат подтверждением его статуса. Собор выглядит как продолжение и гармоничное завершение Святоюрской горы, объединяя архитектуру и природу в одну грандиозную композицию.

Внутреннее убранство и святыни храма

Интерьер выглядит торжественно и поражает богатым убранством: высокие своды, много позолоты и разнообразных икон. Привлекает внимание нетрадиционный иконостас и украинские вышивки.

Алтарь украшен полотнами знаменитого художника XVIII в. Луки Долинского с изображением святых (Св. Николая, апостолов Петра и Павла, Георгия Победоносца). За эти работы он удостоился всеобщего признания. Австрийский император Иосиф II во время своего пребывания во Львове наградил художника золотым перстнем в качестве поощрения за его творчество.

Помимо Долинского, известны имена других художников, трудившихся над оформлением интерьера:

  • Франциск Смуглевич — польский художник, современник Долинского («Христос Учитель»);
  • Юрий Радивиловский — автор больших работ на алтаре (1770 г.);
  • Эразм Фабиянски — краковский художник, занимался настенным рисованием в 1876 г.;
  • Михаил Осинчук — украинский иконограф, график и живописец (XIX—XX вв.).

Здесь можно увидеть много ценных и священных для верующих людей реликвий. Например, Чудотворная икона Теребовлянской Богоматери, датируемая XVII столетием. По легенде, икона мироточила в 1663 г. перед нападением турецких войск и в 1704 г., когда Львов захватил король Швеции Карл XII.

Ярким примером и достойным внимания образцом является точная копия Туринской Плащаницы (полотно, в которое был завернут Иисус Христос), освященная Папой Римским Иоанном Павлом II. Таких копий в мире насчитывается всего несколько штук.

Иногда эту реликвию вывозят в другие города и страны, чтобы как можно больше верующих смогли ее увидеть. Ведь Плащаница, которая считается подлинной, хранится в соборе Иоанна Крестителя в Турине (Италия) и недоступна к массовому осмотру.

Соборный комплекс Святоюрской горы

Собор и примыкающие к нему здания едины по времени и стилю. Вместе они создают интересный архитектурный ансамбль, который привлекает туристов со всего мира.

Парадные ворота

Особенностью ансамбля является то, что раскрывается он для посетителей постепенно. Дорога к нему лежит через двойные парадные ворота.

Фронтон ворот оформлен в барочном стиле с большими декоративными вазами. Вторые ворота ведут во внутренний двор комплекса и являют собой символ единства православия и католицизма.

Они украшены двумя статуями, изображающими Греческую и Римскую церкви в виде праведников.

Митрополичий дворец

Отдельно стоящее здание резиденции митрополита УГКЦ являет собой памятник архитектуры второй половины XVIII в. Проектировал его Клеменс Фесингер в 1761—1762 гг.

, поэтому на его фасадах можно легко отличить характерные для проектов этого архитектора черты: пилястры, лепнина и декоративные вазы.

Митрополичий дворец представляет собой двухэтажное кирпичное здание с акцентом на центральный ризалит, прямоугольное в основании.

Владычий сад

Проект парка создавался Бернардом Меретином одновременно с проектом собора, который в XIX в. был подвержен перепланировке с учетом актуальных направлений ландшафтного дизайна того времени. Здесь растут не только декоративные, но и плодовые деревья. Изначально предполагалось скрыть сад от посторонних глаз и оставить доступным для посещения только духовенству.

Дома капитула

Коллегия духовных лиц в комплексе имеет три корпуса: левое крыло, правое и западное. Самое раннее — левое (1738 г.), архитектор И. Единец. В 1774 г. возведено правое крыло, автор проекта К.

Фесингер, и последнем строилось западное крыло (1866 г.) под руководством И. Браунзейса.

Здания выдержаны в общем архитектурном стиле ансамбля, но отличаются большей скромностью в виду своего негромкого статуса.

Соборная колокольня

Колокольня возведена в 1828 г. по проекту И.Гаека. Изначально это была четырехъярусная башня с кардинальским крестом на крыше, но во время реставрации в 1865 г. ее высоту уменьшили до трех ярусов. Именно здесь находится вышеупомянутый колокол «Дмитрий».

Крипта

Под собором расположена усыпальница выдающихся деятелей украинской униатской церкви.

Среди них:

  • митрополит Андрей Шептицкий;
  • Иосиф Слипый;
  • кардинал Сильвестр Сембратович;
  • Владимир Стернюк и др.

Известным остается тот факт, что обнаруженные некогда в подземелье останки до 1991 г. считали принадлежавшими основателю Львова Даниилу Галицкому. Однако впоследствии выяснилось, что принадлежат они князю Ярославу Осмомыслу, жившему чуть ранее — в XII в.

Богослужения в соборе

  • Ежедневно в соборе проводятся утренние и вечерние службы.
  • Божественная литургия начинается в 7:30 утра, в 9:00 — утреня, которая проводится только по будням.
  • В течение дня также читаются молитвы и ведутся различные мессы, затем в завершение — вечерня (начало в 18:00).
  • В выходные и праздничные дни служатся только Божественная литургия и вечерня.

В зависимости от дня недели Божественная литургия может иметь конкретное значение (например, на прошение, за больных, за Божье благословение, за счастливую судьбу детей и т.д.).

Более подробно распорядок богослужений и ближайших событий можно изучить на официальном сайте. Посещать храм могут как верующие, так и туристы.

Где находится и как добраться

Собор Святого Юра в городе Львов величественно стоит на одноименной площади и открыт для посещения ежедневно с 7:30 утра до 20:00. Вход свободный.

Для путешественников на автомобиле адрес и координаты комплекса:

  • координаты — 49°50'17.52''N, 24°0'48.6''E;
  • адрес — г. Львов, пл. Святого Юра, 5.

На общественном транспорте на трамвае №6, который отправляется от железнодорожного вокзала, необходимо доехать до костела Святой Елизаветы и далее пешком по улице Шептицких выйти прямо к соборной площади. Время в пути 10—15 минут.

Видео храма с высоты птичьего полета

Обзорный видеоролик, в котором можно посмотреть комплекс с высоты птичьего полета. 

Источник: https://proreligiu.club/hramy/drugie-zarubezhom/sobor-svyatogo-yura.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector