Знамение каина: чем оно было на самом деле

Печать Каина, первого грешника

Андрей, автор интернет-журнала «Время Жизнь».

Знамение Каина: чем оно было на самом делеДо сих пор человечество задаётся вопросом: что за печать поставил Бог на Каина? Ведь Каин убил своего брата Авеля, которого Бог любил больше.

Господь сделал Каина изгнанником и скитальцем на земле (Быт, 4:12), но Каин покаялся за свой грех:
14 Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня (Быт, 4).
Значит, Каин стал побаиваться, что ему могут отомстить за Авеля…

15 И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его (Быт, 4).

Весь мир занят познанием печати Каина (National Geographic Channel, и др). А почему именно его печатью?

Ведь человек должен получить наказание от Бога. Каин получил его. Но вместе с ним получил и защиту от Бога. Вот это и есть очень интересная для всех тема. Интересная потому, что все мы, в чём-то, грешны. Но, так же все и хотим получить защиту от Бога, как, например, получил Каин.

Вот почему всем нам и хочется открыть этот секрет. Но, если много говорят о печати Каина, то почему тогда очень мало говорят о печати в «Откровении»?
В «Откровении» говорится:

15 И дано ему [зверю] было вложить дух в образ зверя [другого зверя], чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.

16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,
17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.
18 Здесь мудрость.

Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть (Откр, 13).

Я со 100%-ной уверенностью могу сказать, что печать и Каина, и та, о которой говорится в «Откровении» – есть одна и та же печать. То есть с чего началась Библия, тем она и заканчивается.

Ведь если разумно отнестись ко всему этому, то, думаю, у всех нас неправильный подход ко всему, отчего и искаженное понимание.

Я имею ввиду: печать Каина, как и печать из «Откровения», которую все мы называем печатью Дьявола или Антихриста.

Это совсем не их печати. Оба они не в состоянии поставить их, т.к. печать может поставить только создатель всего на Земле – Бог. Если бы, например, Антихрист был правой рукой Бога, то и в этом случае он мог бы поставить эту печать только по указанию Бога. Отсюда, правильнее звучит – печати Бога.

Поэтому, загадка лежит в начале, а разгадка – в конце. Или, загадка лежит а конце, а разгадка – в начале. Это, – я понимаю, – смотря с какой стороны подойти к этому, т.е. к замкнутому кругу (Нулевой цикл во Времени: от сотворения мира до наших дней).
Можно сказать и так: там, где вход, там и выход, или, наоборот.

А что Вы, уважаемые читатели, можете сказать об этой многовековой загадке?
 

Источник: http://apocalypse-2012.com/eye/cain.html

Каинова печать цивилизации: кем на самом деле был Каин и какова его роль в истории человечества?

ФОМА

Есть в библейском повествовании несколько личностей, имена которых, став нарицательными, навсегда превратились в синонимы зла.

Народная молва традиционно именует предателя Иудой, жестокого и безжалостного человека – Иродом, грубого и бестактного – Хамом. И первым в этом ряду стоит имя человека, пролившего кровь родного брата.

Имя это – Каин – породило множество неологизмов: “каиново семя”, “каинова печать”. Кем же на самом деле был Каин и так ли однозначна его роль в истории человечества?

Преступление и наказание

Если внимательно проанализировать все, что говорит о Каине Библия, то ключевым словом в определении его места в истории будет – “первый”. Каин – первый ребенок Адама и Евы.

То есть, первый человек, не непосредственно сотворенный Богом, а рожденный людьми. Кроме того, он первый строитель – создатель первого города на нашей планете. Но, увы, не за это первенство люди вот уже несколько тысячелетий вспоминают его имя.

Каин стал виновником первой смерти на Земле. Он убил своего брата.

Причиной этого убийства стало чувство, впоследствии много раз толкавшее людей на преступления – зависть. В Библии сказано, что Каин занимался земледелием, а его младший брат Авель пас овец. Когда пришло время, каждый из них принес в дар Богу результаты своих трудов: Каин – часть урожая, а Авель – лучших животных своего стада.

Но Бог не принял жертву Каина. По преданию, на жертвоприношение Авеля сошел ниспосланный Господом огонь и оно, охваченное пламенем, устремилось к небу. А на дар Каина огонь, знаменующий угодность жертвы Богу, так и не сошел. И Каин очень огорчился. Одержимый завистью, он заманил брата в поле и убил его.

За что и был проклят, заклеймен и изгнан с места, где он тогда жил.

Но почему, собственно, Бог не принял жертву Каина. Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя.

И все же, не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Вот только, если разобраться, оказывается, что жертва Богу вообще не нужна. Ну, действительно, все, что человек может принести Ему в дар, по сути Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере – несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.

Ведь когда ребенок угощает родителей сладостями из новогоднего подарка, который они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкусные конфеты, а может – пару слипшихся карамелек. Но если тем, что получше, он поделиться пожалел, родителям есть отчего расстроиться. Конечно же, дело не в том, что им сластей не достанется. Просто ребенок променял любовь на шоколадного зайца.

Так и с жертвой Богу – она нужна самому человеку, чтобы проявить свою любовь к Нему. Принося в жертву самое лучшее, человек как бы говорит: смотри Господи, как я приумножил то, что Ты дал мне! Так он своей любовью и благодарностью отвечает на Божественную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.

А Каин, похоже, совершил свое жертвоприношение по принципу: “На тебе, Боже, что нам негоже”.

В каноническом библейском тексте на это есть лишь косвенное указание, но Предание Церкви сохранило более подробный рассказ о его жертве.

По одной версии, это было неспелое зерно и недозрелые плоды, которые нельзя было употребить в пищу, по другой – пустые кукурузные початки. В любом случае, о любви тут говорить не приходится.

Мало того, даже убив своего брата, Каин не ужаснулся содеянным. На прямой вопрос: “Где Авель, брат твой?” – заданный Богом, чтобы дать ему возможность покаяться , он цинично ответил: “Не знаю, разве я сторож брату своему?”. Но пытаться обмануть Бога может только человек с окончательно помраченным рассудком и извращенным нравственным чувством.

И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть “каиновой печатью”. В чем она заключалась, сказать трудно. Существуют самые разные предположения. В Библии же сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог. Отсюда и поговорка: “Бог шельму метит”.

Под “каиновой печатью” стали понимать некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Но Библия говорит совсем о другом

Знамение, данное Богом Каину, было вовсе не наказанием, а свидетельством того, что он, несмотря на совершенное им преступление, находится под защитой Господа. Более того, Бог нанес на него это знамение по просьбе самого Каина. Открыв счет человеческим смертям, он очень боялся, что в изгнании его самого могут убить.

“И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его”. Так Бог сразу пресек возможную череду убийств на почве кровной мести, которая могла бы разгореться среди первых людей. Так что “каинова печать” – знак не гнева, а милосердия Божия, с которым Он относится ко всем людям без исключения.

Даже к таким, как первый убийца Каин…

Культура, разрушающая гармонию

Что же сделал изгнанный с родной земли Каин? Он построил город и назвал его именем своего сына.

Факт знаковый в истории человечества – первый город на Земле построил убийца

Для чего? Да чтобы создать искусственную границу между собой и всем остальным миром, оградить себя от окружающей среды.

Сегодня, когда конфликт между городской цивилизацией и природой обострился до предела, когда вокруг нас загрязненные реки, гибнущие леса, а сам воздух города пропитан ядовитыми выхлопами, в самом словосочетании “окружающая среда” звучит какая-то отчужденность, будто человек прилетел на Землю с другой планеты и мучительно пытается освоить враждебный ему мир.

А началось все с первой в истории “экологической катастрофы”, когда Каин, убив своего брата, пролил его кровь на землю.

Вот что говорит об этом Библия: “И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле”.

Так Каин впервые нарушил экологическое равновесие. Мир стал для него чужим, все, что его окружало, превратилось в источник опасности

Психология убийцы понятна: ему страшно, тревожно и все время хочется спрятаться. Это заложено в человеческой природе – совершивший зло страшится такого же воздаяния. Но от кого хотел оградиться Каин? Ведь на земле не было других людей кроме членов его семьи.

По преданию, после совершенного убийства на Каина стали охотиться дикие звери (до этого они на людей не нападали). Именно тогда Земля перестала быть для человека домом и превратилась в “окружающую среду”.

Человек, совершающий смертный грех, разрывает связь не только с Богом, но и со всей природой. Механизм этого разрыва объяснить невозможно, но последствия его – очевидны. Кстати, в истории Церкви много примеров, когда святые (т.е.

люди, восстановившие в себе эту связь с Богом и сотворенным Им миром) общались с самыми опасными хищниками, как с домашними животными.

Таким образом, строительство первого города было прямым следствием братоубийства. Все грядущие войны, междоусобицы, борьба за выживание в условиях меняющегося климата, – вся трагичная история человечества пророчески изображена в библейском рассказе о первом рожденном на земле человеке.

Именно потомки Каина положили основание тому феномену, который мы сегодня называем цивилизацией. Об одном из них, Иувале, сказано, что “ он был отец всех играющих на гуслях и свирели”. Другой, его брат Тувалкаин “был ковачем всех орудий из меди и железа”, провозвестником “медного” и “железного” веков.

Потомки Каина начали вооружаться – первое братоубийство предопределило неизбежность дальнейших войн. А сельскохозяйственные орудия, сделанные Тувалкаином, были нужны, чтобы силой вырвать у земли те блага, которые она перестала давать людям, оросившим ее кровью.

А искусство помогало заслониться от пустоты, вторгшейся в человеческую жизнь.

Но, на наше счастье, у Адама и Евы был еще третий сын – Сиф

В Библии говорится, что именно его дети начали призывать имя Божие, то есть пытаться жить на земле, не разрывая отношений с ее Создателем.

Именно стремление к Богу сынов Сифа, вплетаясь в художественные изыски потомков Каина, привело к появлению такого искусства, благодаря которому мы и сегодня чувствуем, что есть в мире нечто большее, чем мы сами и все наши земные дела и заботы.

И при звуках музыки знаменитого церковного певчего – Баха хочется молиться, даже если не знаешь, как это делается. Потому что такое искусство сохранило память о гармонии всего сущего, так неосмотрительно разрушенной в самом начале нашей истории.

Читайте также:  Зачем православные носят нательный крестик

Источник: https://pravlife.org/ru/content/kainova-pechat-civilizacii-kem-na-samom-dele-byl-kain-i-kakova-ego-rol-v-istorii

Что произошло с Каином после? Покаялся ли он? Изменился? Какова была его дальнейшая судьба?

Что произошло с Каином после? Покаялся ли он? Изменился? Какова была его дальнейшая судьба? biblecomua27 августа, 2010Здравствуйте, Ярослав!Увы, ничего утешительного Библия о Каине не сообщает. После того, как он убил своего брата (очень не хочется, предлагать кому бы то ни было стать на его место, чтобы представить себе, что творилось в его душе, когда он совершал это страшное преступление), Господь пытался спасти его:8 И сказал Каин Авеля, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

 9 И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве   сторож брату моему?

  •  10 И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;
  •  11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;
  •  12 когда ты будешь возделывать земля, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
  •  13 И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно;
  •  14 вот, Ты теперь сгон ешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

 15 И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

 16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

Быт.4.Каин решил уйти от Бога. Благодаря ему на земле появился народ, который не поклонялся Богу и который привел землю к такому духовному и моральному кризису, который вызвал потоп.

Это видно из описания двух родословий: Быт.4:17:26 (родословие Каина) и Быт.

5 (родословие Сифа). Они отличаются по содержанию и по сути. В родословии Сифа отмечен возраст праотцов и заканчивается оно патриархом Ноем, который вместе со своей семьей был спасен от потопа.

Родословие Каина трагически обрывается и связано это с тем, что его потомки развратились окончательно:

 «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое времяБыт.6:5.Родословие Каина обрывается вместе с потопом и связано это с тем, что его потомки отвергали призывающего из к покаянию Духа Святого:И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.Быт.6:3.Апостол Иоанн отмечает:не так, как Каин, [который] был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. 1Ин.3:12.Из всего этого можно сделать вывод, что Каин не захотел раскаяться в своем грехе и уверовать в грядущего Спасителя, Который должен был искупить грехи всего мира, в том числе и его, Каина, грехи.С уважением,Руслан.

Ссылка: http://www.bible.com.ua/answers/r/36/309816

Источник: https://biblecomua.livejournal.com/513023.html

Aydar: Каин и Авель: поучительная история

Размышления об одном из сюжетов древней истории приводят к интересным выводам. История эта такова: «Расскажи им правдиво историю о двух сыновьях Адама. Когда принесли они оба жертву, то было принято оно от одного из них, и не было принято от другого. Он сказал: «Воистину, убью я тебя». Другой сказал: «Бог принимает лишь от остерегающихся» (Коран, 5: 27).

Попробуем разобраться в этой известной истории. О чем она, и что произошло на самом деле?

Итак, сыновья первого человека приносят жертву Богу. При этом, ни один из них не является грешником, оба они честно и усердно трудились, оба одинаково помнили о Всевышнем и, не сговариваясь заранее, в назначенный день пришли к Нему с плодами трудов своих, дабы почтить Его.

Но произошло, мягко говоря, странное: Бог принял жертву одного из сыновей Адама и не принял у другого. В чем причина такой несправедливости?

Конечно, можно сослаться на неисповедимость божьей воли. Точнее, согласиться с тем, что Бог творит произвол, делает что хочет и как хочет, а простому смертному не понять Его логики. Это легкий путь и им можно воспользоваться.

Однако, в одном из своих откровений, которые не вошли в Коран, Бог говорит, что он таков, каким мы его себе представляем. Это значит, что, если мы допускаем, что Бог не блюдет справедливость.

И это при том, что одним из его прекрасных имен является имя аль-Адль т.е.

Справедливый, и это при том, что он воздает за добро и зло сполна, не обижая даже «на толщину пленки на финиковой косточке» (Коран, 4: 49).

И если мы согласимся с тем, что для это нормальное поведение для Бога, то это будет означать, что мы и сами такие, мы сами непостоянны, наше настроение переменчиво, и стандарты у нас двойные и, соответственно, Бога мы не можем представить как-то иначе. В таком случае он для нас будет непредсказуемым в своем произволе. И мы покорно миримся с несправедливостью, которая нас окружает в мирской жизни, кивая на волю Бога…

Но Бог мудр и, напомним, что он назвал себя Рабб аль-алямин, т.е. «Воспитатель миров», т.е. он заботится о нас и воспитывает нас так, чтобы мы росли и крепли духом.

А для того, чтобы мы росли, он не только поместил нас в мир, сотканный из его знания, но и заложил в нас некое устройство, которое непрерывно «сканирует» рутину жизни и обнаруживает в ней изъяны, которых, как следует понимать, не должно быть в совершенном мире, созданном совершенным Богом.

Вот это устройство и не позволяет нам мириться с вышеупомянутым решением Бога по отношению к двум братьям, к сыновьям Адама. Я говорю о чувстве справедливости.

Конечно, можно попытаться заглушить это протестующее в глубине нас чувство, пытаясь обойти острый вопрос или перешагнуть его. Но, заглушая внутренний протест, мы тем самым игнорируем лишь человеку данный великий дар и важнейший инструмент приближения к Богу и постижения его.

Мы попираем справедливость, которая является не только одним из прекрасных имен Бога, но и сущностной характеристикой человека. Мы пытаемся обойти вызов, который Бог посредством истории о жертвоприношении двух братьев предложил нам принять и разгадать ради нашего же роста.

Поэтому, заглушая голос протестующей справедливости, мы отворачиваемся от Бога, объясняя это тем, что ему, мол так угодно.

В коранических аятах об Авеле и Каине Бог задал нам всем вопрос. Да, этот вопрос не очевиден, и аяты Корана можно прочитать просто как сюжеты древней истории. Но можно и вдуматься в священный текст, который сам Бог охарактеризовал как откровение «для людей размышляющих».

Прежде всего, обратим внимание на то, как выглядит в оригинале слово, которое переводится как «жертва». В Коране использовано слово курбан. Это слово восходит к корню со значением «приближение». Иными словами, Коран утверждает, что сыновья Адама стремились приблизиться к Богу, и оба были искренни в этом. Запомним это и пойдем дальше.

В своем откровении, т.е. в Коране, Бог заявляет, что оно было ниспослано в подтверждение истинности того, что было ниспослано ранее: «А прежде нее была Книга Моисея в качестве наставления и милости.

А это (Коран) — Книга подтверждающая (Книгу Моисея)» (46: 12). «Ниспослали Мы Тору, содержащую наставления и свет…» (5: 44).

Коль так, то нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться к Торе, к Ветхому Завету и узнать из него подробности истории об Авеле и Каине:

«И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их.

И призрел Господь на Авеля и дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его.

И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?…» (Быт 5:2-7).

Сообщается, что после убийства, совершенного Каином, Бог проклял его:

«… ты будешь изгнанником и скитальцем на земле… И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт 5: 12, 15).

Ключ к разгадке смысла этой истории, как мне кажется, кроется в видах деятельности, которыми занимались два брата.

Задумаемся о том, что отличает труд пастуха от труда земледельца? Пожалуй, отношение к природе: так, пастух-скотовод не изменяет ее облик, он полностью от природы зависим. А земледелец активно изменяет окружающую среду, вырубает леса, осушает болота, меняет русла рек…

Каждый из этих видов деятельности приводит к возникновению принципиально отличающихся друг от друга цивилизаций. Так, скотоводство порождает кочевничество. А земледелие порождает города, а затем и промышленность.

На протяжении известной нам истории кочевые цивилизации неуклонно исчезают с лица земли, т.е. можно сказать, что Каин продолжает убивать Авеля. Земледелие набирает обороты и именно оно лежит в основе современной промышленно-техногенной цивилизации.

Но это только то, что лежит на поверхности. Если заглянуть глубже, то мы увидим не только эти различия. На мой взгляд, кочевая культура основана на гармонии с природой, она сердечна по отношению к ней.

Так, в Золотой Орде, которую западное сознание рисует как обитель зла и варварства, существовала специальная государственная служба, занимавшаяся подкормкой птиц и животных в суровое зимнее время. Или возьмем классическую обувь тюрка-кочевника — сапоги из мягкой кожи, без каблука и с загнутым кверху носком.

Такой сапог не продавливал землю каблуком и не рвал ее носком, не калечил траву. Земля для кочевника была матерью, которую он любил и о которой заботился. Отсюда и особое отношение кочевых народов не только к кормилице-земле, но и к ее обитателям.

В конце концов, возьмем Ислам: он хоть и возник в среде городских арабов, но расцвел в среде арабов-кочевников. Интересно также, что большинство пророков были пастухами…

Что касается земледельческой цивилизации, то в своем отношении к природе она «опирается на ум».

Наилучший пример тому — практика генетического «усовершенствования» сельскохозяйственных культур, создание ГМО, хотя нельзя сбрасывать со счетов и удобрения, и пестициды, и прочую отраву, которой поливают все и вся, ради прибыли.

Тех, кто делает деньги, мало заботят последствия использования людьми выращенных таким образом продуктов, их не заботит и убивание природы, хотя, при этом, якобы забота о благополучии людей выставлена на витрину и звучат бодрые рапорты о соблюдении экологических норм.

Итак, история о Каине и Авеле это на самом деле история о противостоянии сердца и ума: не символизирует ли скотовод Авель приближение к Богу посредством сердца? А что касается земледельца Каина… не пытается ли он достичь Бога посредством ума? Таким образом, как мне кажется, эта древняя история учит, что попытки прийти к Богу посредством ума обречены на провал. Равно как и Бог приходит к человеку не через ум, но нисходит в сердце его. Но для этого сердце должно быть открытым для встречи Гостя.

И, наконец, что за знамение сделал Господь Каину, имея которое он оказался в безопасности?

По моему мнению, речь идет о том, что ум или решения ума воспринимаются человеком, который еще не обрел способность жить по велению сердца, как его собственные решения. Это и произошло с Каином. Понятно, что «самого себя», т.е. свой ум не убьешь.

Этим и пользуется дьявол, который: «обещает вам бедность и велит вам делать мерзость» (Коран. 2: 268), ведь ему дана способность заставить человека «признать правдой его [т.е. дьявола] мысль» (Коран. 34: 20). Иными словами, дьявол влияет на человека через ум.

И не просто так возникла фраза «мудрствовать лукаво».

Такое положение дел, а именно: дарованная человеку способность поступать «по уму» или «по сердцу», в конечном счете, и дает нам возможность научиться различать между умом и сердцем.

За мерзость, содеянную по наущению ума, и которая кажется несущим благо решением, раскаяние придет рано или поздно, но придет неизбежно. А за поступок, совершенный по велению сердца, даже если кажется, что человек оказался в проигрыше, раскаяния не будет.

Будет только чувство правды, ощущение движения в правильном направлении, по Прямому пути.

  • История
  • Религии
  • Тайны и Мифы
Читайте также:  Какие чудеса сотворила владимирская икона божией матери

Источник: https://cont.ws/post/469250

КАИН

[евр.  ,   греч. Κάιν; лат. Cain], первый сын Адама и Евы, родившийся у них после изгнания из рая (Быт 3. 24; 4. 1).

К. в кн. Бытие

Этимология имени Каин неясна. Слова Евы при рождении К.:    (Быт 4. 1; в cинодальном переводе: «приобрела я человека»), к-рые объясняют его значение, созвучны с именем Каин и представляют собой народную этимологию его имени. Однако евр. корень   от к-рого образован глагол   не может лежать в основе имени   Чаще всего исследователи сопоставляют имя Каин с арам. и араб. словами со значением «кузнец» (арам.   /   сир.   араб.   ср. имя родоначальника кузнецов в Быт 4. 22 — Тувалкаин (  )). В истории К. и Авеля в Быт 4 много недосказанного, так что комментаторы текста стремились дополнить недостающие в библейском повествовании детали.

История Каина и Авеля. Миниатюра из Гомилий Иакова Коккиновафского. 2-я четв. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 35v)История Каина и Авеля. Миниатюра из Гомилий Иакова Коккиновафского. 2-я четв. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 35v)Употребление   (человек, мужчина, муж) в словах Евы (Быт 4. 1) применительно к новорожденному беспрецедентно для Библии. Оно может быть объяснено как уникальностью ситуации (К.- первый родившийся на земле мужчина), так и скрытой отсылкой к Быт 2. 23, где Адам говорит о Еве, что «она будет называться женою, ибо взята от мужа». В этой связи более точный перевод глагола   (от корня   — приобретать и создавать — Быт 4. 1) — «я создала». Т. о., рождение К. как бы восстанавливает смысловое равновесие: сперва от мужа (мужчины —  ) взята жена (женщина —  ); теперь, напротив, женщина создает мужчину ( ).

Прародители Адам и Ева. Приношение Каина и Авеля. Роспись катакомб на Виа Дино Компаньи в Риме. Сер. IV в.Прародители Адам и Ева. Приношение Каина и Авеля. Роспись катакомб на Виа Дино Компаньи в Риме. Сер. IV в.Также упоминание в словах Евы Господа представляет сложность для комментаторов:    —  (букв.- «я создала мужчину с Господом»). Нек-рым аналогом может служить выражение «ходить с Богом» (или «перед Богом» в значении «вести праведную жизнь» — Быт 5. 22, 24; 6. 9). В кн. Бытие нередко о Боге говорится, что Он пребывает «с» человеком (Быт 21. 20; 26. 3, 24; 28. 15; 31. 3; 39. 2). Большинство комментаторов (Г. фон Рад, Г. Уэнем и др.) понимают слова Евы следующим образом: «я создала мужчину с помощью Господней» (см., напр.: Westermann. 1984. Vol. 1. P. 290-291). В пользу такой интерпретации говорит и свидетельство Септуагинты (διὰ τοῦ θεοῦ — Быт 4. 1), где предлог διὰ часто означает «с помощью».

Дальнейшее повествование содержит мотив, характерный для ВЗ: соперничество 2 братьев, моральное превосходство младшего над старшим (старшими), угодность младшего брата Богу. Ближайшими аналогами являются истории Измаила и Исаака, Исава и Иакова. Однако в случае с К. и Авелем угодность младшего брата Богу приводит не к его торжеству, а к его гибели.

С т. зр. лит. критики рассказ о К. и об Авеле служит классическим примером хиазма (т. е. «перекрестной» перестановки элементов в следующих друг за другом предложениях): «…она зачала, и родила Каина… И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.

Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» (Быт 4. 1-5). Повествование о судьбах К. и Авеля ведется параллельно, при этом по очереди то один брат упоминается первым, то другой.

Такая композиция иконически изображает соперничество братьев.

Два сына Адама и Евы становятся зачинателями 2 основных занятий людей древнего аграрного общества — земледелия и скотоводства (впосл. в той же главе будет рассказано о происхождении и др. профессий и ремесел), но ничего не говорится о том, как был установлен институт жертвоприношений.

В МТ жертва братьев названа одним словом —   (Быт 4. 3), в Септуагинте употреблены разные термины: жертва К. парадоксально названа θυσία (обычное название для кровавых жертвоприношений; в синодальном переводе — «дар»), а жертва Авеля — δῶρον («подношение», в синодальном переводе — тоже «дар»).

Вопрос о том, почему Бог принял жертву Авеля и отверг жертву К., всегда волновал толкователей, предлагавших разные, подчас спекулятивного характера объяснения (см. разделы «К. в еврейской традиции» и «К. в христианской традиции»). Кровавые жертвоприношения занимали центральное место в религ.

культе западных семитов, в частности в ветхозаветном богослужении. Однако в текстах ВЗ, посвященных жертвоприношениям, наряду с кровавыми жертвами упоминаются, пусть на 2-м месте, и хлебные (напр.: Лев 1-2). Поэтому отвержение Богом жертвы К. вряд ли может быть связано с тем, что его жертва была бескровной.

Не вызывает доверия и такое объяснение, согласно к-рому древним евреям скотоводство было ближе земледелия: в ВЗ эти занятия часто упоминаются вместе (напр.: Иер 51. 23).

Библейский текст не объясняет причин предпочтения жертвы Авеля; выбор объекта божественной любви является исключительной прерогативой Бога: «…Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел…» (Мал 1. 2-3; ср. также: Рим 9. 13). В библейском повествовании ничего не говорится о том, как братья узнали, приняты их жертвы Богом или нет. Обычно на древнем Ближ.

Востоке об этом узнавали по внутренностям жертвы (Rad G., von. 1961. P. 105), однако такой метод вряд ли подходит в случае жертвоприношения К. Образ дыма, к-рый восходит вверх от жертвоприношения Авеля и стелется по земле от жертвоприношения К., появляется в европ. литературе и изобразительном искусстве довольно поздно, возможно лишь с XII в. (Hovingh.

1956; Scheiber. 1956).

После того как Бог не принял жертву К., тот разгневался (в МТ; в LXX — «огорчился») и «поникло лицо его» (в Быт 4. 5 образное выражение, описывающее позор и обиду). Бог спросил К., в чем причина его огорчения (Быт 4. 5-6). Следующее затем обращение Бога к К. (Быт 4. 7) — одно из самых трудных мест для понимания в кн. Бытие.

Не исключено, что этот стих, как он читается в наст. время, является результатом порчи текста. В Септуагинте он по большей части совпадает с еврейским текстом, а там, где отличается, представляет собой результат дальнейшей правки уже испорченного текста. Также возможно, что эти слова — древняя поговорка, смысл которой уже не понятен.

Первое предложение из речи Бога к К. в МТ: «Ведь если ты поступаешь хорошо, [будет] поднятие ( )» (Быт 4. 7). Скорее всего здесь подразумевается «поднятие лица» — хорошо засвидетельствованная идиома древнеевр.

языка: «поднять чье-то лицо» означает «оказать кому-то предпочтение, милость, отнестись благосклонно к его просьбе» (о вышестоящем или более сильном по отношению к нижестоящему или более слабому; см., напр.: Быт 19. 21; 32. 21 — в МТ 1 Цар 25. 35; Иов 42. 8; Мал 1. 8). «Поднять свое лицо» означает «смотреть гордо, не чувствовать стыда и позора» (см.: Иов 11.

15; 22. 26; 2 Цар 2. 22; ср.: Быт 4. 5-6: «поникло лицо его» — «он огорчился, обиделся, почувствовал себя опозоренным»). Либо Бог «поднимет лицо» К., либо К. сам «поднимет свое лицо» к Богу — обе интерпретации подходят к Быт 4. 7: К. обещано, что, если он будет «поступать хорошо», Бог отнесется к нему благосклонно, и К. более не нужно будет огорчаться.

Однако можно предположить, что здесь имеется в виду не «поднятие лица», а «поднятие (т. е. прощение) греха»: «поднимать (чей-то) грех» в древнеевр. языке означает прощать его (см., напр.: Исх 34. 7; Пс 31. 5; 84. 3 по МТ).

Источник: http://www.pravenc.ru/text/1319891.html

Печать Каина

?

Category: Просматривая недавно между делом короткометражные «ученые» фильмы для домохозяек от National Geographic, наткнулся на серию фильмов «Загадки Библии». Разумеется, я не смог устоять перед искушением посмотреть, что там за загадки такие. Однако все оказалось более прозаично и вместо интересных исторических исследований, авторы фильма рассказывали про всякие фантастические теории напополам с мистикой и связью с нынешними «тяжелыми» временами. Что, впрочем, наверняка вызывает приступы эзотерического помешательства у любителей теории заговоров или пресловутых домохозяек.И вот, посмотрев «увлекательнейший» сюжет про Каина и Авеля, мне в голову пришла любопытная мысль. Думаю, что кто-нибудь за последние две тысячи лет об этом догадывался, но раз уж я нигде не нашел упоминания о такой трактовке, то пусть это будет моим маленьким переоткрытием.

Так как сейчас мало кто почитывает Библию, а некоторые пару раз видели ее издалека (может, оно и к лучшему – кто знает), то позволю себе напомнить вкратце легенду о двух братьях Каине и Авеле. Изложение я веду по Синодальному переводу – упоминаю это на тот случай, что и соответствующие трактовки будут согласно особенностям данного перевода.Итак, Каин – был старший сын Адама и Евы, а Авель – младший. Каин стал земледельцем, а Авель пастухом. Как утверждают некоторые исследователи, конфликт между скотоводами и землепашцами это древнейший конфликт, и вражда между ними отражена еще в египетской и шумерской мифологиях, в которых боги, отвечающие за земледелие и скотоводство, постоянно убивают друг друга. В принципе, историки полагают, что легенда о Каине и Авеле – пересказ на монотеистический лад тех самых мифов. Почему бы и нет? Представь, ты выращиваешь пшеницу, а тут идут кочевники-скотоводы, да прямо на твое поле – коров пасти. Как тут не треснуть друг друга дубиной? Примечательно, что обычно побеждает более прогрессивный земледелец, за которым будущее и технологии…

Однако Бытие уверяет нас, что причина конфликта между братьями — зависть. «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их» (Бытие 4:3) . Проще говоря, оба братца принесли в жертву Богу то, чем были богаты.

Каин сжег какую-то часть урожая, а Авель зарезал жертвенного ягненка. Почему Богу понравилась жертва Авеля, доподлинно не известно. Златоуст, к примеру, заверяет (1), что Каин должен был тоже принести в жертву ягненка, да еще и с душевным расположением.

Прямых указаний на такую причину в четвертой главе Бытия я не вижу. Бог немотивированно отказался принять жертву, сказав, мол, не печалься, так надо, делай добро дальше и не таи зло – просто так вот получилось. Я лично полагаю, что Господь любит ягнят или, как говорят, агнцев, ибо это популярная метафора во всех Заветах.

В общем, дар Каина Бог «не призрел» и еще предупредил в дальнейшем не хулиганить.

Каин, как известно, не послушался, встретился с Авелем в поле и убил его. Как именно тот его убил, тоже не известно. Почему-то считается, что Каин засветил Авелю булыжником – чего еще в поле есть подручное? А так как до этого никто никого не убивал, то напрашивается мысль о несчастном случае. Как говорится «я не хотел, товарищ начальник».

Кстати, мудрые раввины считают, что способ убийства Каину нашептал Дьявол. Ну, конечно, куда уж без последнего, раз уж богословам разрешено выдумывать сущности сверх необходимого.

Дальше Господь стал допытываться у братоубийцы, где Авель.

Хочу заметить, что Бог изгнал людей из Рая и вроде как зарекся иметь с ними дело, но снова и снова докапывается до изгнанников. Каин ему и ответил, что он не сторож своему брату. Но Бог был, само собой разумеется, всезнающий и, конечно, осудил Каина.

И наказал: «ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Бытие 4:11,12).

Читайте также:  Малюта скуратов: какой подвиг совершил главный душегуб ивана грозного

Каин не стал сопротивляться наказанию, заметив лишь, что больно оно суровое, что помимо вечного изгнания его теперь каждый захочет убить. Тут тоже не ясно, кто этот «каждый» — судя по книге Бытия, кроме Каина, Авеля, Адама и Евы людей еще не было. И кого боялся Каин – не известно.

Проигнорируем пока этот факт.

И, наконец, самое главное, ради чего я затеял все эти комментарии. «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Бытие 4:15) .

Источник: https://daemon-simplex.livejournal.com/8719.html

Каинова печать цивилизации

Опубликовано 21.11.2010

В категориях: Трудные места

ТКАЧЕНКО Александр

Есть в библейском повествовании несколько личностей, имена которых, став нарицательными, навсегда превратились в синонимы зла.

Народная молва традиционно именует предателя Иудой, жестокого и безжалостного человека – Иродом, грубого и бестактного – Хамом. И первым в этом ряду стоит имя человека, пролившего кровь родного брата.

Имя это – Каин – породило множество неологизмов: «каиново семя», «каинова печать». Кем же на самом деле был Каин и так ли однозначна его роль в истории человечества?

Преступление и наказание

Если внимательно проанализировать все, что говорит о Каине Библия, то ключевым словом в определении его места в истории будет – «первый». Каин – первый ребенок Адама и Евы.

То есть, первый человек, не непосредственно сотворенный Богом, а рожденный людьми. Кроме того, он первый строитель – создатель первого города на нашей планете. Но, увы, не за это первенство люди вот уже несколько тысячелетий вспоминают его имя.

Каин стал виновником первой смерти на Земле. Он убил своего брата.

Причиной этого убийства стало чувство, впоследствии много раз толкавшее людей на преступления – зависть. В Библии сказано, что Каин занимался земледелием, а его младший брат Авель пас овец. Когда пришло время, каждый из них принес в дар Богу результаты своих трудов: Каин – часть урожая, а Авель – лучших животных своего стада.

Но Бог не принял жертву Каина. По преданию, на жертвоприношение Авеля сошел ниспосланный Господом огонь и оно, охваченное пламенем, устремилось к небу. А на дар Каина огонь, знаменующий угодность жертвы Богу, так и не сошел. И Каин очень огорчился. Одержимый завистью, он заманил брата в поле и убил его.

За что и был проклят, заклеймен и изгнан с места, где он тогда жил.

Но почему, собственно, Бог не принял жертву Каина. Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя.

И все же, не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Вот только, если разобраться, оказывается, что жертва Богу вообще не нужна. Ну, действительно, все, что человек может принести Ему в дар, по сути Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере – несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.

Ведь когда ребенок угощает родителей сладостями из новогоднего подарка, который они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкусные конфеты, а может – пару слипшихся карамелек. Но если тем, что получше, он поделиться пожалел, родителям есть отчего расстроиться. Конечно же, дело не в том, что им сластей не достанется. Просто ребенок променял любовь на шоколадного зайца.

Так и с жертвой Богу – она нужна самому человеку, чтобы проявить свою любовь к Нему. Принося в жертву самое лучшее, человек как бы говорит: смотри Господи, как я приумножил то, что Ты дал мне! Так он своей любовью и благодарностью отвечает на Божественную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.

А Каин, похоже, совершил свое жертвоприношение по принципу: «На тебе, Боже, что нам негоже».

В каноническом библейском тексте на это есть лишь косвенное указание, но Предание Церкви сохранило более подробный рассказ о его жертве.

По одной версии, это было неспелое зерно и недозрелые плоды, которые нельзя было употребить в пищу, по другой – пустые кукурузные початки. В любом случае, о любви тут говорить не приходится.

Мало того, даже убив своего брата, Каин не ужаснулся содеянным. На прямой вопрос: «Где Авель, брат твой?» – заданный Богом, чтобы дать ему возможность покаяться , он цинично ответил: «Не знаю, разве я сторож брату своему?». Но пытаться обмануть Бога может только человек с окончательно помраченным рассудком и извращенным нравственным чувством.

И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть «каиновой печатью». В чем она заключалась, сказать трудно. Существуют самые разные предположения. В Библии же сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог. Отсюда и поговорка: «Бог шельму метит».

Под «каиновой печатью» стали понимать некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Но Библия говорит совсем о другом.

Знамение, данное Богом Каину, было вовсе не наказанием, а свидетельством того, что он, несмотря на совершенное им преступление, находится под защитой Господа. Более того, Бог нанес на него это знамение по просьбе самого Каина.

Открыв счет человеческим смертям, он очень боялся, что в изгнании его самого могут убить. «И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его».

Так Бог сразу пресек возможную череду убийств на почве кровной мести, которая могла бы разгореться среди первых людей. Так что «каинова печать» – знак не гнева, а милосердия Божия, с которым Он относится ко всем людям без исключения. Даже к таким, как первый убийца Каин…

Культура, разрушающая гармонию

Что же сделал изгнанный с родной земли Каин? Он построил город и назвал его именем своего сына. Факт знаковый в истории человечества – первый город на Земле построил убийца. Для чего? Да чтобы создать искусственную границу между собой и всем остальным миром, оградить себя от окружающей среды.

Сегодня, когда конфликт между городской цивилизацией и природой обострился до предела, когда вокруг нас загрязненные реки, гибнущие леса, а сам воздух города пропитан ядовитыми выхлопами, в самом словосочетании «окружающая среда» звучит какая-то отчужденность, будто человек прилетел на Землю с другой планеты и мучительно пытается освоить враждебный ему мир.

А началось все с первой в истории «экологической катастрофы», когда Каин, убив своего брата, пролил его кровь на землю.

Вот что говорит об этом Библия: «И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле».

Так Каин впервые нарушил экологическое равновесие. Мир стал для него чужим, все, что его окружало, превратилось в источник опасности. Психология убийцы понятна: ему страшно, тревожно и все время хочется спрятаться. Это заложено в человеческой природе – совершивший зло страшится такого же воздаяния.

Но от кого хотел оградиться Каин? Ведь на земле не было других людей кроме членов его семьи. По преданию, после совершенного убийства на Каина стали охотиться дикие звери (до этого они на людей не нападали). Именно тогда Земля перестала быть для человека домом и превратилась в «окружающую среду».

Человек, совершающий смертный грех, разрывает связь не только с Богом, но и со всей природой. Механизм этого разрыва объяснить невозможно, но последствия его – очевидны. Кстати, в истории Церкви много примеров, когда святые (т.е.

люди, восстановившие в себе эту связь с Богом и сотворенным Им миром) общались с самыми опасными хищниками, как с домашними животными.

Таким образом, строительство первого города было прямым следствием братоубийства. Все грядущие войны, междоусобицы, борьба за выживание в условиях меняющегося климата, – вся трагичная история человечества пророчески изображена в библейском рассказе о первом рожденном на земле человеке.

Именно потомки Каина положили основание тому феномену, который мы сегодня называем цивилизацией. Об одном из них, Иувале, сказано, что » он был отец всех играющих на гуслях и свирели». Другой, его брат Тувалкаин «был ковачем всех орудий из меди и железа», провозвестником «медного» и «железного» веков.

Потомки Каина начали вооружаться – первое братоубийство предопределило неизбежность дальнейших войн. А сельскохозяйственные орудия, сделанные Тувалкаином, были нужны, чтобы силой вырвать у земли те блага, которые она перестала давать людям, оросившим ее кровью.

А искусство помогало заслониться от пустоты, вторгшейся в человеческую жизнь.

Но, на наше счастье, у Адама и Евы был еще третий сын – Сиф. В Библии говорится, что именно его дети начали призывать имя Божие, то есть пытаться жить на земле, не разрывая отношений с ее Создателем.

Именно стремление к Богу сынов Сифа, вплетаясь в художественные изыски потомков Каина, привело к появлению такого искусства, благодаря которому мы и сегодня чувствуем, что есть в мире нечто большее, чем мы сами и все наши земные дела и заботы.

И при звуках музыки знаменитого церковного певчего – Баха хочется молиться, даже если не знаешь, как это делается. Потому что такое искусство сохранило память о гармонии всего сущего, так неосмотрительно разрушенной в самом начале нашей истории.

http://www.foma.ru/article/index.php?news=1479

www.mirvboge.ru

Источник: http://www.mirvboge.ru/2010/11/kainova-pechat-civilizacii/

Знамение, данное Каину

И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьёт Каина, отмстится всемеро. И сделал (ивр. сим = назначать, определять, не аса = делать!) Господь Каину знамение (ивр. от), чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. (Быт. 4:15)

Маловероятно то, что Бог поставил ему на лоб так называемую «печать Каина», чтобы защитить его таким способом от произвола других людей.

Если посмотреть на то, как слово от = знамение употребляется в других местах от, представляется более логичным то, что Бог дал Каину «знамение», чтобы ему не нужно было бояться, что его убьют, то есть, так сказать, гарантию безопасности, которая придала ему внутреннюю уверенность. С похожей ситуацией мы сталкиваемся, когда Раав потребовала знак от израильских лазутчиков:

Дайте мне верный ЗНАК (ивр. от), что вы … избавите души наши от смерти. Эти люди сказали ей: душа наша вместо вас да будет предана смерти, если вы не откроете сего дела нашего (Иис. Нав. 2:12-15)

Знак, которого требовала Раав, был, видимо, клятвой, которую они и принесли, торжественно уверяя: «душу за душу». Ведь как только они это сделали, Раав осталась довольной и отпустила их. Это соответствует обещанию Бога, что за Каина отмстится всемеро. Кроме того, сказано, что Бог сделал знамение не на (ивр.

бэ или аль, Исх. 12:13) Каине, а для (ивр. ле) него, как, например, поведение пророка в Иез. 4:3 было знамением для = ле Израиля.

Да и что за «печать» могла бы уберечь Каина от насилия со стороны других людей? Скорее, это было Божье обещание, придавшее ему смелости отправиться к людям, жившим вокруг.

Откуда у Каина взялась жена?

И пошёл Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. (Быт. 4:16-17)

Как мы видели, Адам происходил от людей, заселивших землю в течение шестого дня (Быт. 1:28-31). Поэтому само собой разумеется, что Каин ушёл «за границу» (в землю Нод) и создал там семью. Если читать Быт. 2 как продолжение Быт.

1, не возникает никаких проблем.

Стоит также отметить, что сын Каина Енох стал «градостроителем», так как именно в то время человечество, переходя из-за занятия животноводством и земледелием к оседлости, начало строить первые города вообще.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_210338_znamenie-dannoe-kainu.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector