«бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом

Важным обрядом для казаков были проводы и встреча со службы. Этот обряд создали военная жизнь и воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое, еще в XVII в., когда совершались сухопутные или морские походы за «зипунами».

По описанию К.К.Абаза: «Особенно часто схватывались казаки со своими ближайшими соседями, азовцами. Тут они придирались к каждому пустому случаю, чтобы учинить «размир». Например, азовцы, поймавши где-нибудь на промысле казаки, остригутъ ему усы и бороду; немедленно начиналась война.

Бывали случаи, что в день заключения перемирия происходил и разрыв. Казаки нисколько не дорожили миром, потому что война доставляла им «зипуны», т. е. кормила их, … война обогащала их, прославляла по чужим землям. Частые войны и вечно тревожная жизнь порождали в казаках удаль.

Удальцы никогда не переводились на Дону».

В XVI в.

для того, чтобы организовать поход, достаточно было казаку выйти на майдан посреди станицы, кинуть шапку-трухменку, сделанную из бараньей смушки, на землю и прокричать: «Атаманы-молодцы! Послушайте!..

На Синем море аль на Черное поохотиться, на Куму или на Кубань реку за ясырями, на Волгу-матушку рыбки половить или под Астрахань, на Низовье, за добычей или в Сибирь пушных зверей пострелять!..».

Узнав о походе, казаки деловито обсуждали все до мелочей: когда и где собираться, каким путем двигаться и что с собой брать. В старину все делалось по обычаю, завещанному предками.

Выйдя из дома, надо было проститься с соседями и попросить их позаботиться о покидаемых семьях, затем отправиться в церковь, куда вслед за ними члены семьи несли вооружение, а жены выводили на площадь коней.

У храма казаков встречал батюшка, служил напутственный молебен, после чего окроплял святой водой воина, его оружие и коня.

«Бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом

Из церкви казаки во главе с батюшкой шли на кладбище. Там совершалась общая панихида по усопшим, и каждый казак, припавши к родной могиле, просил благословение родителей.

Обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери либо в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, вешали к кресту на грудь.

Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.

По описанию К.К. Абаза: «Когда, наконец, наступала пора садиться в седло, жена кланялась коню в ноги с приговором: «Несись, родной, с ним в бой, принеси его назад живьем-здоровым».

Мать благословляла образом, отец, вручая сыну пику, говорил: «Вот тебе моя пика. Древко может сломаться, но копье привози домой, пригодится и твоему сыну».

 Если же казак был уже совсем взрослый и отец его уже умер, то пику ему подавал сын или племянник. В песнях донских так и пелось:

Жена коня подводит мужу,

Племянник пику подаёт.

«Бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом

Переходя Дон, станичники черпали священную для них воду, мочили ею голову, утирали лицо, глаза и потом, поклонившись земле и помолясь на Божий храм, направляли коней в придонские степи».

Для морских походов казаки готовили челны, которые обычно делали из липовых колод. Их распиливали пополам, затем выдалбливали середину, с боков прикрепляли ребра, а по обоим концам — выгнутые кокоры. Для большей устойчивости эти неуклюжие «посудины» обвязывались пучками камыша.

Челны нагружали запасом пресной воды и казацкою снедью: сухарями, просом, толокном, сушеным мясом, соленой рыбой. Выряжались в поход налегке, одевались бедно, вооружались ручными пищалями, копьями, саблями. В больших походах возили с собою фальконеты — длинные малокалиберные орудия, стрелявшие со станков свинцовыми ядрами.

«На ясном железе глаз играет», — так говорили бывалые казаки. 

Затем все воинство собиралось у часовни помолиться Николаю Чудотворцу, оттуда — на площадь, где пили прощальный ковш вина или меда. На берегу еще выпивали по ковшику и, наконец, рассаживались в лодки, по 40-50 человек в каждой. Во время похода существовал «сухой закон», пить строго-настрого запрещалось.

На берегу запевали взаимное прощание и оставались до тех пор, пока лодки не терялись из виду…  Вдали от родины, на далекой чужбине казаки составляли военное братство: они помогали друг другу в нуждах, делили между собой радости и горе, последнюю копейку или сухарик, умирали друг за дружку.

Старые казаки поучали молодых выручать товарища из беды, где бы таковая ни приключилась — на аванпостах ли, в схватке, в преследовании — все равно, «клади душу за своего». Они же ревниво следили и за добронравием молодых.

По всем этим причинам казаков одной и той же станицы никогда не разбивали по разным сотням, и в сотне ставили их подряд, не по ранжиру. Каждый казак боялся чем-нибудь худым опозорить свою станицу, опорочить честное имя отцов, которое он почитал наравне со святою хоругвью. Бывали случаи, что оплошность односума товарищи искупали кровью.

В XIX в. в обряде происходят изменения. Поскольку казаки теперь живут семьями, основные действия происходят не на берегу Дона, площади, улице, а в доме служивого.

Перед уходом на службу отец брал в руки икону и благословлял сына такими словами: «Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству. Послужи батюшке-Царю, как и деды, и отцы твои служили».

«Бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом

После благословения отца казак кланялся в ноги матери, отцу, дядям, теткам, обнимал жену, детей, говоря при этом: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка! Прости, милый друг (обращался к жене), жди меня, быть может, Бог даст — вернусь!».

Провожая мужа на войну, казачка подводила ему коня. Передавала повод, при этом говорила: «На этом коне уезжаешь, на этом коне и возвращайся домой». Только приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением и уходил к месту сбора.

«Бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом

Если проводы казака были связаны с грустью и печалью расставания, то встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя.

Казаков встречали с хлебом-солью, затем все отправлялись в храм, где служили молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Но часто в казачьем храме можно было увидеть икону Божьей Матери, украшенную жемчугом.

Это казачьи вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных мужей.

«Бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом

Станичники заранее знали, когда казаки возвращаются со службы. Дома тщательно готовились к встрече. Убирали курени, мыли их внутри и снаружи.

Когда казак въезжал на родное подворье, его встречала вся родня. Сняв фуражку и перекрестившись, казак входил в родной дом. Крестился перед святым углом, делал три земных поклона и целовал иконы, повторив это троекратно. Затем обнимал отца, отца и лишь потом жену.

Погуляв и отдохнув с недельку, казак принимался за мирные занятия хозяйственной жизни. Но всегда при этом, казак был готов по первому приказу атамана двинуться в поход.

«Бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом

Защита родной донской земли и России всегда были для казачества делом чести, пропитанным огромным чувством патриотизма. Сабли на Дону не ржавели, удаль и отвага не вымирали. От отца к сыну, от деда к внуку переходил один и тот же завет: любить родную землю, истреблять её врагов.

Источник: http://ksovd.ru/ksovd/235-provody-kazakov-i-vstrecha-ih-so-sluzhby.html

Степные рыцари

С Дона выдачи нет«Бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом

Известно, что многие обычаи донских казаков, которые сегодня воспринимаются исключительно, как «русские народные», в действительности нередко оказываются прямым или косвенным продолжением традиций тюркских, монгольских и даже иранских мужских военных союзов. Так, на протяжении долгого времени у казаков существовала традиция принятия в свою среду беглых крепостных крестьян, захребетников и прочих гулящих людей.

В некоторой степени это является свидетельством определённого тождества казачьих воинских «звычаев» с традиционными представлениями степных кочевников о «жизни и мире».

Сравнивая менталитет казачьей народной культуры с некоторыми традиционными особенностями степных воинов, можно констатировать определённое сходство их жизненных взглядов.

Причем это сходство наблюдается не столько во враждебном отношении к «миру дольнему», сколько в необычном великодушии к тем, кто заметно слабее.

Сегодня мало кто знает, что многие степняки считали надругательство над человеческой честью своих рабов занятием недостойным «настоящих воинов» и, несмотря на жестокие нравы, заботились о них — исправно кормили и следили за чистотой их одежд.

Однако если кочевники беспокоились о рабах только потому, что от этого зависела их репутация на рынке работорговли, то у донских казаков, принявших Иисуса Христа за Господа и Спасителя, нравственное отношение к людям невоинского чина, выразилось в появлении неписаного закона «с Дона выдачи нет!».

Являясь, по сути, метафизической иронией природных воинов по поводу всякой земной власти, эта формула не только определяла их отношение к Московии, но и предоставляла реальный шанс спасения от помещичьего гнета русским крестьянам.

Таким образом, осознанное стремление преодолеть ветхого, плотского человека, «тлеющего в похотях прелестных», в итоге привело воинов к пониманию о несовместимости законов «старого мира» с законами «мира нового», что, безусловно, сказалось на их отношении к торговле живым товаром. А возложив на иногородцев обязанности по обеспечению казачьего края всеми видами хозяйственно-бытового обслуживания, казачья вольница, по сути, взяла на себя ответственность за право участия в извечной битве за «волю и веру».

Факел жизни – огненная смерть

Стоит отметить, что казаки, принявшие православие, после достижения определенных заслуг на полях сражений не лишались и блага отречения от мирской жизни и принятия аскетических обетов. Главной целью этого являлось участие в последней, решающей битве, битве с «духом тьмы».

В действительности это говорит о том, что «ветхий мир», в котором долгое время пребывали исторические предшественники казаков, смог переродиться в «новый мир» только благодаря их дерзновенному желанию уподобиться Христу, ибо известно, что церковь, будучи телом Спасителя, предполагает «сораспятие» и «совоскресение».

Недаром еще в IV веке святитель Василий Великий утверждал, что отречение от мира является началом Богоуподобления. Безусловно, подобная жизнь требовала «абсолютного самоотречения», поэтому воин был поистине верующим человеком. Сами казаки всегда считали себя страстными поборниками православия.

Неслучайно некоторые русские и иностранные авторы утверждали, что казаки с самого начала были настоящим воинским братством ревнителей веры христовой.

В связи с этим интересным представляется и тот факт, что, в отличие от своих собратьев русских служилых людей, казаки никогда не считали погранично-тыловую службу почетной, почему, собственно, и рвались на фронт, «не жалея животов своих». Подтверждая искреннее стремление к Богу участием в реальных сражениях с «врагами Веры», они едва ли надеялись на выживание.

Расставание со своим телом в «праведной битве» было законом для всякого воина. Смерть же являлась высшей наградой и воспринималась не как «окончание жизни», а как связующее звено жизненной цепи, переход в иное качество, где значение «начало-конец» просто-напросто утрачивалось.

Помимо всего прочего, участие в бою носило своеобразный обрядовый характер, связанный с переходом воина на новую ступень духовного развития. Вот почему постижению глубин веры путем логических умозаключений воин-казак предпочитал постижение путем получения настоящего апофатического опыта во время сражений.

Нередко первый подобный опыт сопровождался своеобразными экстатическими переживаниями, и потому молодым воином мог ошибочно восприниматься, как самое постижение, открывавшее перед ним плотную завесу тайны творения вселенной.

Посему единственно верным путем в дальнейшем ему представлялся именно тот путь, который мог его привести к смерти в духе, к смерти, которой предшествует настоящая «огненная мука» и сильнейшая ни с чем несравнимая боль, порождающая импульс к естественному возрождению. В связи с этим невольно вспоминаются слова из известного стихотворения М. А. Волошина: «Факел жизни – огненная Смерть!».

Казаки обычаем волки

«Бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом

Ко всему прочему, из уст некоторых потомков донских казаков до сих пор можно услышать малоизвестные родовые легенды о предках, связанные с их реальным перевоплощением в волков или собак. Согласно некоторым из них, «оборачиваться волком» умел только тот казак, который был «дедом», т.е. знахарем. Известно, что таких воинов даже хоронили по-особому обычаю.

Недавние раскопки могилы одного такого хоперского казака, проведенные с позволения его потомицы группой энтузиастов из Москвы, показали, что истинный смысл подобного народного способа погребения казаков-знахарей связан с древним похоронным обрядом тюркского кочевого племени торков, представители которого таким же образом хоронили своих воинов в X-XIII веках.

«Бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом «Бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом

Любопытно и то, что некоторые донские старообрядцы, рассказывая своим сыновьям о том, каким должен быть «настоящий казак», приводили в пример не только известного покровителя воинов Георгия Победоносца (Егория Храброго), но и святого мученика Христофора.

А, как известно, до 1722 года Христофор изображался в виде могучего воина с песьей головой.

Кроме того, на небольшой керамической иконке VI-VII веков из Македонии (которая является самым древним свидетельством странного облика Христофора), он изображен вместе с Георгием, с которым они поражают змей своими копьями.

Эзотерическая традиция утверждает, что «псеглавый святой» является олицетворением некоего мистического существа, открывающего перед человеком связь между мирами. Недаром за непривычным, пугающим образом православного мученика можно увидеть куда более древние образы.

Например, всем известный египетский бог Анубис изображался именно собакоголовым воином и являлся покровителем мест вечного упокоения и проводником душ умерших. Быть может, этими свойствами и был наделен тот самый могучий воин, который, по легенде, переносил на своих руках людей через реку, а после оказания помощи самому Христу, стал известен миру под именем Христофор, т.е. «Христоносец», «Несущий Христа»?

Читайте также:  Какие возможности для россии открывает таяние ледников в арктике

У каждого свой крест

Примерив на себя образ «волка в овечьей шкуре», казаки, разумеется, не могли в одночасье заслужить одобрение людей непосвященных в тайны военного искусства. И это вполне естественно, ведь невоинскому люду удалая жизнь казаков казалась абсолютно иррациональной и даже воспринималась, как «безумие греховное».

Поэтому в метафизическом смысле православные воины долгое время оставались изгоями. Не понимался главный принцип их существования, который выражался непростым для крестьянского восприятия глаголом «казаковать».

О сложных отношениях человека свободного (но воинственного) с человеком закрепощенным (но духом смиренным) свидетельствует старинная крестьянская песня, сохранившаяся на территории современной Брянской области:

  • Шли казаки с Тиха Дону,
  • А несли они ружья заряжены.
  • Несли они ружья заряжены,
  • Как пустили пожар по дуброве,
  • Пустили пожар по дуброве,
  • а все елки-сосенки призгорели,
  • Все елки-сосенки призгорели,
  • Соловьиное гнездечко сотлело,
  • Соловьиное гнездечко сотлело,
  • Да и сам соловей осмолился».

Но более всего казаков недолюбливала, а порой даже побаивалась московская власть, разглядевшая в них непримиримых борцов за «волю и веру».

Однако если еще в XVI-XVII веках любые отношения казаков с правительством строились на взаимном уважении друг к другу и осуществлялись через посольский приказ (министерство иностранных дел), то уже с начала XVIII века, правительство стало настойчиво требовать от них преданности и службы.

Безусловно, это во многом противоречило тому образу жизни, которым отличались природные воины от всех остальных. Тот факт, что российский престол занимал в то время Петр I, только укреплял значительную часть казаков в уверенности, что речь шла о брошенном им экзистенциальном вызове.

К сожалению, именно приход к власти Петра, был ознаменован утратой древнего многозначного казачьего символа «белого еленя».

Изображение под названием «Елень поражен стрелою», использовавшееся в качестве войсковой печати и герба казаками, неслучайно было заменено царем оскорбительной графической композицией: промотавшийся, пьяный и голый, но вооруженный казак, сидящий верхом на винной бочке. Политический акцент ставился на том, что казак пропьет все, кроме оружия, с помощью которого ему несложно будет добыть все необходимое для несения обязательной государевой службы.

А между тем, сюжет «олень, пронзенный стрелой, вкушающий от древа жизни», имеет сакральное значение и восходит к раннехристианскому периоду. Об этом подробно написал Д. Логинов в книге «Преображение Даждьбога». В свою очередь Г. В. Губарев полагал, что идея донского герба связана с преданиями глубокой старины.

«Легенда о таинственном олене, уходящем от охотников, – писал он, – была известна в Подонье (Танаиде) уже в первые века нашей эры и относилась историками к киммерийцам, гуннам и готам. Она записана Прокопием из Кесарии («Война с Готами»), Иорданом («Гетика»), Созомоном («История церкви») и некоторыми другими древними авторами».

По мнению Губарева, иранское слово сака не случайно переводится как «олень», а кос-сака (от которого, по его предположению, возник этноним «казаки») на скифском языке означает «белый олень».

Таким образом, получается, что полностью изменив сюжет войсковой печати, правительство, мечтавшее о полном подчинении казаков, символически обрекло их на смерть…

И действительно, несмотря на то, что именно казаки превратили Московию в Россию (по крайней мере, в географическом отношении), приходится констатировать тот факт, что уже к концу XVIII столетия они почти утратили свою активную самодостаточность, и ценность их бытия из мира внутреннего очень скоро сместилась в мир внешний.

Не желая подвергать сомнению некоторые бездушные правительственные приказы, казаки на своей земле из хозяев, по сути, превратились в слуг.

А придуманная государством практика назначения атаманов и создание в казачьей среде «дворянского» и «купеческого» сословий, запустили процесс разделения общества на «довольных» и «недовольных», «богатых» и «бедных»…

Выражаясь метафорически, природные воины лишились главного созидательного элемента – элемента огня, присущего лишь тем, над кем никто не властен, кроме Бога. Посему остается лишь надеяться, что мир никогда не забудет казачий народ, пожертвовавший собой ради «жизни будущего века»; народ, чья земля сегодня символически олицетворяет измученную плоть Спасителя!

Казаки

Полыхают белые зарницы,

Лижут землю молний языки…

  1. Нешто черт злочинствует в станице,
  2. Где допрежь гуляли казаки?
  3. Нешто нынче несть того задора?
  4. Али взабыль приняли мы зло,
  5. Коль не памятуем Христофора? 
  6. Коли страшен лик его зело? 
  7. Нешто позабыли мы Исуса?
  8. Али нам Аввакум не святой?
  9. Ужли нам земля великоруса

Люба боле вольницы родной?..

  • Мы ж присуда свойского защита,
  • Бурных рек крутые берега:
  • На устах всяк день у московита,
  • Во зеницах за все у врага.
  • Стан склоняя пред иконостасом,
  • Перед Богородицей Донской,
  • Спредвеков зовемся то «брадасом»,
  • То «сарыазманом», то «чигой».
  • Нахлобучив черные папахи,

Спредку мы житуем волей. Но!

И в исподнем платье ай в рубахе

Нам казаковать присуждено!

Николи не стать нам на колени… 

  1. Стан казачий не чудская весь,
  2. Коль стрела, пронзившая еленя,
  3. Дух не поразила и поднесь.
  4. С Терки мы альбо с брегов Кубани,
  5. С Дону мы ай с Буйного Хопра,
  6. Всем гуртом сбиремся на майдане, —

Погут?рить нам пришла пора.

  • Не погребав вольницей родною
  • Да припомнив холод января,
  • Разойдемся (с пущей крутизною),
  • Не лишась папах своих зазря!
  • Ну а ежли выпадет нам доля
  • Опочить, надежам вопреки,
  • Разродится отчее раздолье,
  • Бог даст, народятся казаки!
  • И отцов наказ: «не покоряться!»
  • Сберегут, абыкам лишь верны. 
  • Да сабейных лет не застыдятся
  • Вольные казарские сыны.
  • А егда прознают их в столице,
  • Злые ажник скажут языки:
  • «Не горят истории страницы,
  • Аще их скрижают казаки!
  • С. Бухтияров-Орловский«Бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом

Источник: http://slavdusha.ru/style/784-stepnye-rytsari

Вся правда о донских казаках

Из всех одиннадцати казачьих войск России войско Донское  считается самым прославленным. Его история тесно переплетена с историей нашей страны. Казачья вольница — на службе государству.

Официально  старшинство Донского казачьего войска было установлено от 25 мая 1579 года, когда  царь Иван Грозный послал казакам грамоту, в которой он призывал донских казаков служить ему, а за это пообещал  их «жаловать».

В жалование входило: порох, одежда, хлеб, свинец и деньги.  Царь хотел не только управлять донскими казаками в боях, но и знать все о них. Однако среди казаков было много беглых и преступников, которые пришли сюда ради жизни вольной и свободной.

Всех казаки принимали, лишь бы только в Бога веровал, да в бою храбрым был.  Отсюда и пошли на Дону фамилии: Мешеряковых — от мещерских татар, Татариновых – от татар, Грековых –от греков  и т.д.

  У донских казаков был закон, который звучал: «С Дона выдачи нет», оттого стало войско Донское центром свободы и храбрости воинской. Это подтверждают казачьи пословицы и поговорки:

  • «Кто пули боится, тот в казаки не годится»
  • «Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт»
  • «Казак в бою, как орёл в небе» и т. д.

Донские казаки  с этих пор участвовали с царскими войсками во всех войнах: за Казань и Астрахань, против татар и турков, но и сами  не забывали ходить в военные походы («ходить за зипунами») против Азова, или захватить караван на Волге.

«Бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом

В это время донское казачество расселяется   по всему   течению Дона, Северскому Донцу, Медведице и Хопру. В ту эпоху донские казаки делились на два воинских сообщества.

Живущие по нижнему течению Дона назывались «низовыми», а селившиеся в его верховьях – «верховыми». Жили изначально казаки в городках, которые после превратились в станицы и хутора.

 В городках первое время совсем не было женщин, и казаки были безбрачными.

С военных походов казаки привозили себе жен. Об этом рассказал  в  романе «Тихий Дон» Михаил Шолохов: «В предпоследнюю турецкую кампанию вернулся в хутор казак Мелехов Прокофий. Из Туретчины привел он жену – маленькую, закутанную в шаль женщину».

У Донских казаков вся жизнь контролировались избранным   атаманом, будь то жизнь станицы или военный поход. Избирали атамана на Кругу все взрослые казаки — это  была  казачья демократия.

«Без атамана казак сирота» — так говориться в известной казачьей пословице.

«Бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом

В начале  XVII века в России произошли события названные Смутой, к этому времени на  службе в Войске числилось 1888 казаков. Не было единого атамана.

Отсутствие информации о том, что происходит в Москве, польские агитаторы и вера в царя – все это  привело к тому, что казаки первоначально поддержали Лжедмитрия I, потом Василия Шуйского и Лжедмитрия II. Атаман Заруцкий был приближенным этого «Тушинского Вора».

Когда же казаки увидели, что  «Кременную Москву» захватывают поляки, то было решено  выступить против интервентов и пополнить ряды ополченцев. Значимая роль казаков в освобождении Москвы дало возможность казакам принять участие в Земском соборе 1613 года, на котором избрали нового царя и уже новую династию Романовых.

 Вот так вольные казаки установили  царскую власть Михаила Федоровича Романова.

«Бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом

От нового царя Донские казаки получили знамя, тем самым став частью России. Со временем в среде казачества появились свои слои – зажиточные, «домовые» и голытьба, которые  зачастую не повиновались царской власти.

Поэтому в столице Донского казачества Черкасске (ныне станица Старочеркасская)  зачастую эти две «партии» казаков спорили о будущем казачества.  В таких спорах и проявили свой авторитет Степан Разин и Емельян Пугачев, которые возглавили одни из самых массовых восстаний в истории России.

  Для борьбы с казачьей вольницей Петр I подчинил войско Военной коллеги, тем самым  управляя войском через войскового атамана. С этого времени вместо  выборных атаманов на Дону появились наказные атаманы, первым им стал Андрей Иванович Лопатин.

  При Екатерине Великой Войско Донское превратилось в административную единицу Российской Империи. В 1763 году была введена обязательная пожизненная военная служба казаков, а  основными занятиями населения в 18 веке стали земледелие и коневодство.

Положение о военной службе Донского казачьего войска, установило 30-летний срок службы казака (с 1875  срок сокращен до 20 лет) со своим оружием и двумя конями. За это казаки получали земельный пай в 30 десятин, однако, в среднем  казак имел 14 десятин. С 1805 года столицей стал Новочеркасск.

«Бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом

Тем самым к началу ХХ века казаки стали главной военной силой Российской империи, ее авангардом. Отвага казаков стала примером служения Отечеству. С именем Донского казачества были связаны все военные победы.

 К началу Гражданской войны в области Войска Донского проживало более 1500000 казаков. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года на территории Ростовской области казаками себя назвали 87,5 тыс. человек.

Источник: https://russian7.ru/post/chto-nuzhno-znat-o-donskih-kazakah/

Подборка мероприятий ""Казак без службы — не казак"

  • Конкурс
  • «Казачья удаль»
  • Конкурс предполагает участие команд в традиционных играх кубанского казачества, а также задания на смекалку.
  • Варианты заданий:
  • Система оценки: максимум 5 баллов ( правильный ответ – 5 баллов, неправильный ответ – 0 баллов)
  • I.
  • Лихие казаки.

Два молодых казака, оба лихие наездники, часто бились между собой об заклад, кто кого перегонит. Не раз то тот, то другой был победителем. Наконец им это надоело.

— Вот что, — сказал Григорий, — давай спорить наоборот. Пусть заклад достанется тому, чей конь придёт в назначенное время вторым, а не первым.

— Ладно! – ответил Михаил.

Казаки выехали на своих конях в степь. Зрителей собралось множество: всем хотелось посмотреть на такую диковинку. Один старый казак начал считать, хлопая в ладоши:

— Раз! … Два!… Три!…

Спорщики, конечно, ни с места. Зрители стали смеяться, судить да рядить и порешили, что такой спор не возможен и что спорщики простоят на месте, как говорится, до скончания века. Тут к толпе подошёл седой старик, видавший на своём веку разные виды.

— В чём дело? – спрашивает он.

Ему сказали.

— Эге же! – говорит старик. – вот я им сейчас шепну такое слово, что поскачут как ошпаренные…

И действительно… подошёл старик к казакам, сказал им что-то, и через полминуты казак уже неслись по степи во всю прыть, стараясь непременно обогнать друг друга, но заклад всё же выигрывал тот, чья лошадь приходила второй.

Что сказал старик?

Ответ: Старик шепнул казакам: «Пересядьте». Те поняли, мигом пересели каждый на лошадь своего противника, и каждый погнал теперь во всю прыть чужую лошадь, на которой он сидел, чтобы его собственная лошадь пришла второй.

  1. II.
  2. Система оценки: максимум 5 баллов (правильный ответ – 5 баллов, неправильный – 0 баллов)
  3. Задание на смекалку: участникам необходимо вычеркнуть все повторяющиеся буквы, расположенные на колёсах казачьей телеги, а из оставшихся букв сложить слово
  4. ( Кубань)«Бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом

«Бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом

  • «Бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом«Бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом
  • III.
  • Система оценки: максимум 10 баллов.
  • 5 баллов за правильный ответ на задачу.
  • 5 баллов за выполненное задание.
  • Задание 1.
  • Задача.

Известно, что в конце XIX века для того, чтобы полностью снарядить конного казака, семья должна была вырастить и продать 360 пудов ( 1 пуд – 16,3 кг) пшеницы.

Рассчитайте, сколько примерно лет требовалось казачьей семье, если средняя урожайность составляла 50 пудов в год.

Не забудьте, что казачьи семьи были большими, поэтому 20 пудов пшеницы в год семья съедала, остальное же шло на продажу.

  1. Ответ: 50-20 = 30пудов в год семья продавала.
  2. 360: 30 = 12 лет
  3. Задание 2.
  4. В команде выбирается один игрок, которому выдают лист бумаги, завязывают глаза и предлагают рисовать то, что называет ведущий:
  1. Сначала надо нарисовать казачью хату в середине листа

  2. Слева от хаты во дворе стоит сарай.

  3. Поскольку казачья семья держит хозяйство, то всюду по двору бегают куры.

  4. Это подворье атамана, надо на крыше хаты нарисовать букву А.

  5. День хороший, в воздухе летают птицы.

  6. Возле сарая стоит ведро и лопата.

  7. Куры мечтают склевать зерно, которое рассыпано возле хаты.

  8. Чтобы хозяйка-казачка смогла следить за курами, в хате есть два окна.

  9. Погода просто отличная, в небе светит солнце.

  10. Кроме ведра и лопаты возле сарая стоит ещё лестница

Читайте также:  Почему коренные питерцы говорят слова чётче, чем другие жители россии

Теперь можно открыть глаза и посмотреть, что получилось.

Список используемой литературы: «Детские игры и забавы в станицах Кубанской и Терской областей» — Краснодар: Традиция , 2012

Источник: https://infourok.ru/podborka-meropriyatiy-kazak-bez-sluzhbi-ne-kazak-1868315.html

30 Вопросов и ответов про казаков

«Бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом

Тема взята на сайте Симбирского-ульяновского казачества.Коментарии приветствуются.  30 ВОПРОСОВ И ОТВЕТЫ НА НИХ РУССКОГО КАЗАКА.  1 — КТО ТЫ?  Я есть Русский Казак. Русские казаки суть потомки Донских, Уральских, Кубанских, Терских, Сибирских, Оренбургских, Семиреченских, Астраханских, Забайкальских, Амурских и Уссурийских казаков.  2 — КТО ЕСТЬ КАЗАК?  Казак — воин Христов! «Жить – Богу служить!»  3 — КОГДА ПОЯВИЛИСЬ КАЗАКИ?  После Рождества Христова, когда возникла потребность в защите Православной веры, храмов и православных христиан.  4 — ЧТО ОЗНАЧАЕТЪ СЛОВО КАЗАК?  Казак — к Богу принадлежащий.  5 — ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ КАЗАК?  Чутьем и знанием врага, постоянной готовностью к битве с супостатом «Мужик врага ждет, казак врага ищет». Отношением к службе «Казак служит по воле, солдат по неволе». В отличие от армейского офицера, солдата, казак не выходит на пенсию, а служит покуда в силе.  6 — ЧТО ЗНАЧИТ «ВОЛЬНЫЙ КАЗАК «?  Вольный казак это казак, сознательно подчинивший свою волю воле Божией, старающийся во всем исполнять Божии заповеди. Человек, живущий по своему усмотрению, есть человек не вольный, а своевольный.  7 — КАК МОЖНО ОТЛИЧИТЬ КАЗАКА ВНЕШНЕ?  Казак не ругается, не сквернословит. Не курит. (Курящий табак – кадит дьяволу.) Не упивается. Носит казачью одежду. Шаровары заправлены в сапоги. Голова на улице и в доме, где благочестивых икон нет — покрыта.  8 — КАКОЕ ГЛАВНОЕ ДЕЛО КАЗАКА?  Главное дело всякого православного Христианина — спасение души. Но спасти душу свою невозможно казаку, если он не радеет о спасении душ ближних своих, не защищает их от врага рода человеческого.  9 — КОМУ ПОДЧИНЯЕТСЯ КАЗАК? 

Казак подчиняется казачьему кругу и своему атаману, которого выбирает казачий круг. Казак не должен быть без атамана, как и атаман без казаков. Если казак оказался один, он должен найти других казаков и они вместе должны выбрать атамана и нести службу и послушание. Но всегда помни: «И один в поле воин, если он по-казачьи скроен!» 

«Бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом

10 — ЧТО ЗАЩИЩАЕТ КАЗАК?  Казак защищает род человеческий от сатаны и православное Отечество от немирных иноверцев. Люди связаны с Богом, через веру, обычай, язык и землю. Враг рода человеческого хочет занять в человеческом сознании Божие место. Ересью, ложью, насилием, грабежом он пытается разрушить связь людей с Богом, но тут на его пути встает казак.

Чтобы быть настоящим защитником, казак должен знать, что он защищает.  11 — ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЗАК?  Казак должен:  1. Знать священное писание и св. предание, Устав церковный, и писания св. отец.  2. Знать обычай обустройства жизни.  3. Знать в совершенстве язык устный и письменный (песни, сказки, пословицы, поговорки и пр.).  4. Знать землю и трудиться на ней.  5.

Знать что такое есть верность Присяге Православному Царю и Отечеству.  Казак должен защищать:  1. Веру — от прямых разрушителей и от еретиков и отступников.  2. Обычай — от забвения, осквернения и иноземного влияния.  3. Язык — от мусора, сквернословия, упрощения и искажения.  4.

Землю — от варварского к ней отношения, ибо она освящена трудом и кровью, и могилами предков.  5. Отечество от посягательства враждебных иноземцев.  12 — КАКИМ ОРУЖИЕМ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ КАЗАК?  1. Верой (исповедовать истинную Православную веру).  2. Знанием (знать и исполнять заветы предков).  3. Словом и пером (уметь выразить и подкрепить мысль свою).  4.

Мечом (владеть боевым оружием и мастерством).  5. Топором и плугом (уметь строить, созидать).  13 — ОТКУДА У КАЗАКОВ ПОЯВИЛСЯ ЛАМПАС?  Прежде это была кожаная повязка, защищавшая шов от повреждения. Цветной лампас нашивался лишь атаманам, но при перевыборах он оставлялся. Так в станице могло ходить несколько десятков казаков с цветными широкими лампасами.

Остальные казаки носили шаровары с выпушкой. Казаки — малолетки до 21 года носили простые шаровары. Под выпушкой и лампасом могли быть защитные металлические жгуты. Нынешние казаки все хотят носить лампас широкий, обещая, тем самым, отработать будущие атаманские труды.  14 — ОТ КОГО ПРИНЯЛИ КРЕЩЕНИЕ ПЕРВЫЕ КАЗАКИ?  От Апостола Андрея, когда он был на Азовском море.

  15 — ПОЧЕМУ МНОГИЕ КАЗАКИ ХОДЯТЪ В ПОГОНАХ? ОТКУДА БЕРУТСЯ КАЗАЧЬИ ЧИНЫ?  Все атаманские должности у казаков — выборные. Чины им стали присваивать в XVIII веке, при Екатерине II и приравняли их к армейским. Но армейские звания не соответствуют казачьим.

Ибо, командовать сотней разноплеменных солдат, и командовать сотней казаков — людей, живущих по правде и совести — разные вещи. Однако, Казак, которому братья доверили свои жизни, конечно, достоин отличия в виде погон. Ныне казачьи чины присваивает Войсковой Атаман.

  16 – ОТКУДА У СОВРЕМЕННЫХ КАЗАКОВ ОРДЕНА И МЕДАЛИ?  Лучшей наградой воину всегда были: оружие, священные книги, добрая одежда. Медаль произошла от рубля — как платы за службу. Этот рубль вешали на кафтан. Затем эта медаль приобрела значение памяти потомкам. Она свидетельствовала о том, что воин принимал участие в такой-то битве.

Но при этом, медаль не была мерилом подвига. У современных казаков медали и ордена — это значки, свидетельствующие о заслугах кавалера в деле возрождения казачества. Однако нам сложившаяся практика представляется не правильной.  17 – ЧТО НУЖНО КАЗАКУ, ЧТОБЫ ОВЛАДЕТЬ СЛОВОМ?  Для этого необходимо уметь читать и писать по правилам русской орфографии.

Знать уметь петь не менее 20 казачьих песен, былин, духовных стихов. Знать и использовать не менее 50 казачьих пословиц Уметь рассказать 10 сказок. Это и означает говорить на своем языке. Без иностранных, неправильных и паразитических слов уметь выражать свои мысли. Если казак овладеет словом и знанием — верой, то ему не трудно будет овладеть пером.  18 — ЧТО ЕСТЬ РУССКИЙ КАЗАК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ? 

Русский казак в современном мире есть оплот Православной Веры, верное чадо Русской Православной Церкви Московского Патриархата и хранитель вековых казачьих традиций. Он и поныне стоит на страже собственного семейства, охраняет его от соблазнов мира сего. Защищает Святую Церковь от нападков безбожников и еретиков всех мастей. 

«Бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом

19 — ЧТО НУЖНО КАЗАКУ, ЧТОБЫ БЫТЬ ТВЕРДЫМ В ВЕРЕ?  Нужно помнить, что истинная Православная вера одна, остальные — ересь. Ходить в храм, не пропускать воскресной службы. Иметь духовнаго отца и исповедоваться. В посты перечитывать Св. Евангелие и Послания Апостолов. Нужно знать наизусть «Отче наш», Символ веры, Псалмы 50, 90, 142. Петь литию. Уметь читать каноны.

Знать круги: дневной, недельный, годовой, Пасхалию. Знать смысл церковной службы. Кому Церковь не мать, тому Бог — не отец. Считать правильной жизнь по старостильному календарю, а не по новостильному, введенному большевиками.

  20 — КАК ОТНОСЯТСЯ К КАЗАКУ ВЛАСТИ?  В разное время — по-разному, но, как правило, вспоминают о казаках лишь в минуту острой необходимости, в другое же время боятся о них вспоминать. Но каким бы ни было это отношение, казак помнит всегда, что ему никто ничего не должен. Только он сам, встав на путь исполнения Божией воли, всей своей жизнью должен утверждать Божию Правду.

В этом его крест и слава.

  21 — ЧТО ОЗНАЧАЕТ ДЛЯ КАЗАКА СВЯЩЕННАЯ ЗЕМЛЯ?  Земля, где есть Православный храм и совершается служба Божия по православному обряду, есть земля священная Далее священность её распространяется на хаты и на базы, если там живут православные христиане, соблюдающие заповеди отцов и церковные уставы: не срамословят, не курят, не прелюбодействуют, держат посты и пр.

Еще далее святость земли распространяется на поля и угодья, ежели Православные христиане на них работают с молитвой, и совершают крестные ходы во главе со священником. Земля не терпит рабского труда и должна быть в общественной собственности, иначе она служит не ко спасению душ людских, а к их погублению.

  Далее вся земля, политая кровью благочестивых предков и отмеченная их могилами, есть земля священная.  Вся Русская земля священна, только в настоящее время попрана. Попирается она не только басурманами, но и русскими и неразумными потомками честных казаков .

  22 — МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ КАЗАКОМ ЧЕЛОВЕК, ИСПОВЕДУЮЩИЙ КАКУЮ-ЛИБО ДРУГУЮ ВЕРУ?  Казак — католик, казак — мусульманин, буддист или атеист — абсурд, вышедший из недоразумений в понимании истории Царской России.

На самом деле в казачьих Войсках Царской России служили католики, мусульмане, буддисты, но казаками они не являлись, хотя и носили казачью справу и служили в казачьих формированиях.  Казаком может быть только христианин, исповедующий истинную Православную веру.  23 — ЧТО КАЗАК ДОЛЖЕН ВСЕГДА ИМЕТЬ ПРИ СЕБЕ?  Прежде всего — крест нательный православный.

  24 — БЫЛИ ВЕДЬ КАЗАКИ — РАЗБОЙНИКИ, ГРАБИВШИЕ И УБИВАВШИЕ МИРНЫХ ЖИТЕЛЕЙ?  Пасть может любой смертный человек. Разбойником может стать не только казак, но и государственный чиновник, и армейский генерал, и священник. Причем, не обязательно уходя для этого в темный лес, а замечательно разбойничая на своем рабочем месте.

Но в истории были действительно казаки , которые по просьбе народа наказывали зарвавшихся воевод, купцов, помещиков, утверждая, тем самым Божию Правду на земле. Этот чуждый народу контингент называл и называет казаков такими прозвищами, из которых «разбойники» — чуть не самое ласковое. В народной поэзии казак — всегда защитник.  25 — С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ И ЧЕМ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ДЕНЬ КАЗАКА?  — Открыв глаза, он осеняет себя крестным знамением с молитвой Иисусовой: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго».  — умывшись, он встает на молитву, зажигая лампаду со словами: «Господи, благослови!»;  — закончив молитву, казак идет трудиться, или на службу.  — выходя из хаты, осеняет себя крестным знамением и, глядя на иконы, говорит: «Господи, благослови».  — выйдя из хаты казак должен обернуться, осенить крестным знамением двери своего жилища и сказать: «Господи! Спаси и сохрани!» оставляя свое семейство на попеченье Божие. 

Окончив благочестивые дела, казак должен возблагодарить Господа за все и помолившись вечером лечь отдыхать от трудов праведных. 

«Бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом

26 — ЧТО ОЗНАЧАЕТ СТАНИЦА, И ПОЧЕМУ КАЗАКИ НАЗЫВАЮТСЯ ТОВАРИЩАМИ?  Казачья станица — группа казаков, объединенных выполнением одной службы, одной работы, одним местом проживания. Места поселения казаков прежде назывались городками или крепостями.

Они были укреплены и обнесены редутами и казачьими заставами (маяками) позже их стали называть станицами, а казаки себя — станичниками, товарищами.  Товар — в древнем значении — имущество общины. Товарищи — владеющие этим имуществом. Товарки — жены, сестры товарищей. Магазин — место, помещение, где хранится товар.

Имуществом этим может пользоваться любой товарищ бесплатно по решению схода или ответственного. Товар денежного эквивалента внутри общины не имеет.  В нынешнее время магазин стал местом продажи, а товар — средством спекуляции и наживы, совершенно утерялся древний смысл этих слов. У казаков слова остались в прежнем значении.

  27 — КТО ДОЛЖЕН ЗАБОТИТЬСЯ О ТОМ, ЧТОБЫ В РОССИИ БЫЛО КАЗАЧЕСТВО? ГОСУДАРСТВО, ЦЕРКОВЬ, ОБЩЕСТВЕННОСТЬ?  Весь мир. Казаки создали Россию. Создание казачества всегда было делом всей страны и каждого человека, сознающего, что без казаков, как и без Царя — Помазанника Божьего, Россия не сможет оставаться страной Русской и Православной.

  28 – ДОЛЖНЫ ЛИ КАЗАКИ СЛУЖИТЬ ТЕМ, КТО НЫНЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВИТЕЛЯМИ РОССИИ?  Нет, не должны. Ибо, законной властью для Руси является власть Царя Помазанного на Царство Святой Церковью. Однако в случае ежели иноземцы вторгнутся в пределы Отечества нашего, то долг всякого православного казака с оружием в руках защищать эти пределы.

  29 – ДОПУСТИМО ЛИ СОРАБОТАТЬ С НЫНЕШНЕЙ ВЛАСТЬЮ?  Да, допустимо, ежели работа сия будет на пользу Церкви Православной и Казачеству.

  30 — ДОКОЛЕ БУДЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ КАЗАЧЕСТВО?  Какие бы ни были обстоятельства, при истинной Православной церкви казаки останутся до скончания века, как останется благочестивое священство, как останутся православные христиане, сумевшие удержаться от соблазнов мира сего. В этом великая есть тайна, великое чудо, великая надежда и вера в Бога Спаса нашего Иисуса Христа.  Ему же Слава, Честь и Держава всегда, ныне и присно и вовеки веков. 

АМИНЬ.

Источник: http://zema.su/blog/30-voprosov-i-otvetov-pro-kazakov

Морские походы казаков

Флот и традиции

К морскому походу казаки обычно могли оснастить до 100 судов (на каждом струге помещалось до 70 человек). Вооружение состояло из ружей и сабель. На кораблях также устанавливалось по несколько легких орудий. Флот был исключительной силой казаков, так как с помощью него можно было нанести неожиданный удар в самое сердце владений султана.

Казаки парусу предпочитали весла

Челны (или струги) запорожцев достигали длины в 18 метров. Они отличались небольшим весом и узким корпусом, что позволяло с легкостью обгонять турецкие галеры.

Чаще казаки использовали весла, хотя в хорошую погоду могли положиться и на парус. Чтобы суда не тонули, к их бортам крепились связки тростника.

Донские казаки предпочитали строить корабли в окрестностях Воронежа, запорожцы — на днепровских островах.

Перед морским походом собирался войсковой круг. Выдвигались кандидатуры военачальников, способных повести отряд к турецким берегам. Если кандидат отказывался, его убивали за малодушие.

Читайте также:  Из какой кости адама была сотворена ева на самом деле

Точно так же поступали с теми атаманами, которые трусили на поле боя. При этом у оправдывавшего надежды казаков лидера во время похода была безграничная власть.

Он мог единолично судить и наказывать изменников (распространенным видом казни было сажание на кол).

«Бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом Нападение казаков на Кафу в 1616 году

Реестровые казаки Поднепровья, принятые на польскую военную службу, получали дозволение от официального представителя короля — гетмана. Иногда гетманы сами вели флотилию на юг. Так делал Петр Сагайдачный (1616 — 1622).

Запорожцам приходилось преодолевать Днепровские пороги. Когда-то именно здесь в бою с печенегами погиб киевский князь Святослав Игоревич. Успех похода во многом зависел от того, могли ли казаки сохранить в тайне известия о приближении своего флота к вражеским берегам.

Если конспирация соблюдалась, с появлением на горизонте противника в османских поселениях начиналась паника. Когда туркам удавалось заранее разузнать о планах беспокойных соседей, их флот блокировал устье Днепра.

Запорожцы, как правило, не вступали с ним в бой, а обходили преграду, перетаскивая корабли по мелководью.

История походов

Первые морские походы казаков к берегам Османской империи относятся к середине XVI века. В 1538 и 1545 гг. они появлялись у Очакова, разрушали его стены и брали множество пленников. Пристрастившись к добыче, запорожские казаки начали расширять пределы своих экспедиций.

В 1575 году они под командованием гетмана Богдана Ружинского опустошили татарский Крым, затем переплыли Черное море и разграбили Трапезунд и Синоп. Эти города находились уже в Малой Азии — на исконно турецких территориях.

С тех пор казачья угроза обрела для Блистательной Порты самый серьезный масштаб.

Запорожцы никогда не захватывали поселения, устанавливая там свою власть, а только жгли, грабили и с добычей погружались обратно на струги. По этой причине они старались не отходить далеко от моря. В боях участвовала вся экспедиция. После высадки на берегу охранять суда оставляли минимальное количество человек. Схожим образом действовали и донские казаки.

XVII столетие — золотой век казачьих морских походов

Золотым веком казачьих морских походов можно назвать начало XVII столетия. В этот период налетчики появлялись даже в окрестностях Константинополя. Поселения рядом с турецкой столицей разорялись, после чего нежданные гости моментально покидали побережье.

Когда в 1615 году турецкие корабли попытались перехватить запорожцев, те в морском сражении одержали победу и взяли в плен капудан-пашу — командующего флотом. В другом бою казакам помогли единоверцы, которых османы использовали в качестве рабов на галерах. В разгар сражения невольники отказались грести. Благодарные казаки освободили всех рабов.

А письмо со знаменитой картины Репина было ответом на ультиматум султана, требовавшего прекратить морские походы.

«Бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Илья Репин. 1891

Своевольные набеги ставили в двусмысленное положение русские и польские власти, часто приводили к дипломатическим конфликтам. Так после очередного грабежа в окрестностях Константинополя в 1623 году Михаил Федорович своим указом запретил донским казакам атаковать турецкие города без его царского дозволения. Эти попытки долгое время ни к чему не приводили.

Все изменилось в XVIII веке, который стал эпохой эпохой русско-турецких войн. С установлением власти царской администрации в районах проживания казаков тем пришлось отказаться от своих прежних традиций грабежей и набегов. Сыграв свою историческую роль, дерзкие морские вылазки остались в прошлом. Именно давление казаков остановило турецкую экспансию в Причерноморье.

Источник: https://diletant.media/articles/37686290/

«Бог даст — вернусь!»: что должен был сделать казак перед военным походом

Проводы казака на службу или на войну становились важной вехой в его жизни. Жизнь под родным кровом заканчивалась, впереди была неизвестность, в которой следовало обрести славу, доказать смелость и показать мужество.

Родные казака подходили к делу со всей ответственностью: от службы по старой казачьей присказке ждали всякого: «или грудь в крестах, или голова в кустах». За века существования российского казачества проводы обросли множеством традиций, которые на Дону сохранялись вплоть до 1917 года.

Проводы

После того, как становилось известно о службе, которая длилась пять лет, казака освобождали от работы. Он должен был готовить снаряжение для службы. К подготовке подходили с ответственностью — снаряжение проверял атаман. Обычно набиралось довольно много вещей, и поэтому вещи казака отправляли к месту сбора заранее.

На проводы собиралась вся родня, приезжали с дальних хуторов и станиц. Никто не знал — даст ли Бог еще раз свидеться с родственником. Приезжали без приглашения – считалось, на проводы нужно приходить по своему желанию. Продолжительность проводин определялась «карманом» семьи, но обычно они длились 2—3 дня.

В каждой станице могли быть свои особенности. В некоторых гуляли неделю, в других — на первый день за столом собирались только самые близкие люди, а дальние родственники и знакомые приходили на второй или даже на третий день.

Проводы начинались с молебна в церкви, куда собирались атаман, казаки и их родные. После молебна священник кропил прихожан святой водой, благословляя верой и правдой служить Богу, царю и Отечеству, затем атаман говорил напутственное слово. Только после молебна шли по домам и садились за столы.

В каждом доме казаков непременно сажали на самое почетное место в «красный угол». Справа и слева садились отец и мать. Если на войну уходил молодой парень, то пить ему не дозволялось, а следовало слушать наставления старших казаков и внимать им. Участвовать в застольях со взрослыми на равных мог только казак, прослуживший много лет. Холостой и одинокий казак мог пригласить к себе молодежь.

Пришедшие на проводы должны были принести казаку подарки: одежду, бритвенные принадлежности, оружие, табак. Дарили и деньги, чтобы казак мог купить себе то, чего не хватает. Приносили продукты, которые казак мог взять в дорогу.

Застолье предварялось песнями и плясками молодежи, пожеланиями казаку хорошей дороги и здоровья. Затем на сцену выступали крестные родители казака: крестный отец благословлял, а крестная мать перевязывала молодого казака рушником крест накрест. Если казак был неженат, то присутствующие девушки прикалывали к его черкеске цветы или расшитые платочки. Первой это должна была сделать невеста.

Этнограф из кубанского университета Людмила Валентиновна Мальцева в своей работе «Возрождение кубанских традиций» указывает, что гулянья молодежи длились на проводах недолго. Вскоре взрослые отправляли юношей и девушек восвояси, но взрослые из-за стола не уходили.

Уходящий на службу должен был по традиции поднести каждому стакан вина, в ответ выслушать советы, как уберечься на войне от беды. Казаки вспоминали былое, рассказывали байки.

Благословение

Наутро, когда казак должен уехать, происходил обряд благословения. Присутствовали при нём только близкие люди — жена, отец с матерью, дед с бабкой.

Казак преклонял колени, и отец благословлял его иконой Спаса или Святого, чье имя носил казак, напутствуя его быть храбрым и не посрамить «славы казачьей». Если отца не было, благословить мог старший в семье — брат, дядя, дед или крестный отец.

Обычно благословение звучало так: «Дай Бог всего лучшего, служить верою правдою царю-батюшке Николай Александровичу, вернуться на родную Кубань к родным отцу-матери, к жонке молодой». Казак же просил прощения у всех и выражал надежду: «Бог даст — вернусь!».

Затем казаку на шею вешали иконку, после чего он целовал все иконы в доме и просил у Христа, Богородицы и святых заступничества в ратном деле. Потом он прощался с родителями, и лишь после них — с женой. После этого гости, ночевавшие в доме, приглашались к столу — завтракать.

Выход со двора

После завтрака наступало время отъезда. Все выходили во двор, где родители благословляли сына еще раз.

Казак опускался на колени на вывернутую наизнанку шубу, «чтобы было не голо служить», отец благословлял его иконой, а мать угощала сына хлебом с солью.

Затем казаку подводили коня под походным тюком, жена кланялась коню в ноги, чтобы вывез мужа в лихом бою, и родителям, прося их, чтобы непрестанно молились о сыне.

Когда казак садился на коня, жена должна была держать коня под уздцы; если казак был холост, коня держал отец. Мужчины подавали оружие.

Выехать с родного двора казак должен быть верхом через распахнутые ворота. Считалось хорошей приметой, если конь при этом перескочит через какое-либо препятствие, которое специально ставили на пороге.

Очевидно, считали, что если конь не запнется, то и в бою вывезет. Если же конь спотыкался, верили, что служба будет тяжкой, и казака ждет, быть может, ранение.

Если же в момент выезда со двора конь начинал ржать – считалось, это к смерти.

Работник Старочеркасского музея-заповедника А. Н. Полякова пишет, что, выезжая со двора, казак должен был непременно выстрелить в землю, как бы отгоняя чертей. На улице он снова спешивался, жена брала коня за уздечку и вела к месту сбора, начинала «провожать», желая мужу благополучия и чтобы он вернулся на том же коне, на котором уехал. Холостого казака «провожали» мать или сестра, бабушка.

После этого казак забирал у жены повод, прощался с детьми, всех целовал, и просил мать дать ему «неиспитой» воды — чистой воды из колодца, к которой никто не прикасался. Мать специальным образом «освящала» ее, крестообразно посыпая в воду соль и читая молитву «Отче наш».

Затем она плескала воду вслед сыну, прося Бога, чтобы сын вернулся домой целым и невредимым. Казак садился в седло, снимал папаху, крестился и уезжал к месту сбора.

До его возвращения ответственной за семью оставалась жена, которая надевала на голову особый платок — «печальник» и снимала его только тогда, когда казак возвращался со службы домой.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/119525-bog-dast-vernus-chto-dolzhen-byl-sde.html

Что должен был сделать каждый донской казак перед уходом на службу

Вера для казачьего сословия была основополагающим фактором бытия.

Любому мало-мальски значимому делу или событию в жизни казаков предшествовала молитва, которая благословляла и оберегала храбрых воинов, и поддерживала их верных спутниц.

С малолетства воспитывавшиеся в традициях христианства они с момента крещения до тризны свято чтили веру предков, в борьбе за которую без страха складывали свои головы.

  • Казак и вера
  • Вне зависимости от того какое направление христианства исповедовали казаки, как в повседневности, так и на войне они проявляли удивительную религиозность.
  • Обязательно посещая богослужения, они строго соблюдали все присущие их церкви каноны и запреты, а, отмечая главные праздники — Рождество Христово, Пасху, Троицу, следовали собственному чиноположению.
  • С молитвы начинался каждый новый день и приём пищи, посещение друзей и выход на работу, казачий сход и отдых, а церковный календарь отмерял хозяйственные вехи их мирной жизни.

Каждый казак в обязательном порядке знал молитвы своих прадедов, которые он истово читал перед битвой. Помочь ему одолеть врага и вернуться домой должны были освещенные и замоленные перед походом сабли, мечи и защитное обмундирование.

Донские казаки

Донские казаки, придерживавшиеся канонического православия, свято чтили все церковные традиции, дополняя их собственными специфическими обычаями. К числу подобных нововведений можно отнести религиозный обряд, приуроченный к проводу донца на службу, а также благодарственный молебен заказываемый родными при его возвращении.

Перед уходом на службу каждый сын должен был получить благословение отца, который держа в руках икону, завещал молодцу всегда помнить о Боге и его заповедях, и с честью отдать воинский долг государю и Отечеству.

После все новобранцы и станичники собирались у часовни, где проходила обедня, в ходе которой казаки просили у Николая Чудотворца покровительство и помощь.

Характерной особенностью воинских молитвенных традиций донских казаков является органичное вплетение в них народных фольклорных заговоров. Эти церковно-суеверные формулы из поколения в поколения служили воинам дополнительным оберегом в их постоянном пребывании на рубеже жизни и смерти.

Большое разнообразие военных молитвенных заговоров донцов стали известны общественности благодаря публикациям Леонида Майкова.

Передаваемые от отца к сыну священные тексты, в мирное время хранились в красном углу дома, а в день отправления на войну помещались в ладанку или вкладывались в шов рубахи. Вместе с горстью родной земли и образком они образовывали так называемый охранительный комплекс.

Во время Великой Отечественной войны многие казаки держали семейные молитвенные заговоры в расшитых кисетах, свято веря в божественную защиту.

Гребенские казаки

Гребенцы, начавшие расселяться на Северо-Восточном Кавказе в XVI веке, строго придерживались основ христианской веры своих отцов. Во времена, когда на новом месте жизни и службы ещё не были возведены храмы, казаки для проведения совместных обрядовых ритуалов собирались в одном из домов, считавшимся молельным.

Из-за отсутствия духовенства, имевшего право совершать церковные таинства, гребенцы на первых порах применяли альтернативное богослужение. Так, самый главный для самоидентификации любого казака, обряд Крещения проходил в водах реки Терек, при Причастии каждый мужчина прикусывал конец своей бороды, считавшейся священной, а обряд Покаяния заменялся на самопокояние.

Поскольку всё их бытие было пронизано религиозностью они, на протяжении столетий тесно контактируя с мусульманскими народами данного региона, всё же сумели сохранить в чистоте свою веру.

Не отреклись от её основ гребенские казаки и после случившегося во второй половине ХVII века церковного раскола. Продолжая в строгости соблюдать и исполнять религиозные обряды своих предков, они не участвовали в политико-церковных диспутах между сторонниками Никона и раскольниками, стоя на том, что ничего не прибавляя, не убавляя исповедуют веру, доставшуюся им от дедов и отцов.

  1. Отстаивая собственную самобытность, они продолжали креститься двумя перстами, совершали Крестный ход по солнцу (посолонь), молились по старым церковным книгам.
  2. В действиях гребенцев не было ни антиправительственного, ни антипатриаршего подтекста, просто они продолжали молиться и служить Господу по унаследованным раннехристианским канонам, всячески стараясь держаться подальше от наводнивших Кавказ раскольников.
  3. Дистанцируясь от последних гребенские казаки часто повторяли, что право на «старую веру и двуперстное крещение» им за доблестную службу Отечеству даровал император Пётр I.
  4. Кстати сознавая ведущую роль гребенцев в деле защиты южных рубежей Российской империи, власти сквозь пальцы смотрели на их приверженность старообрядству, и не пытались преследовать или насильно склонять к принятию официального православия.
  5. Яицкие казаки
  6. Куда печальнее складывалась судьба уральских казаков, которые, не желая изменять своим старообрядческим убеждениям и активно принимая в свои ряды раскольников со всей России, настроили против себя правительство страны, не раз устраивавшего на них гонения.

Отказываясь подчиняться официальной церкви, яицкие казаки бунтовали всякий раз, когда им запрещали молиться в молельных домах, призывая посещать православные храмы. К слову местные атаманы были против сооружения церквей, поскольку в рядах яицких казаков помимо разного рода староверов, таких как поповцы и беспоповцы, дырники и тимофеевцы, служили ламаисты и мусульмане.

Признавая право человека на свободный выбор веры, уральцы уважали традиции приверженцев других религий, и всегда повторяли фразу: «У них — своё, у нас — своё, а государство — то общее, поэтому и общей службе разница верований не мешает».

Чтобы как-то урегулировать ситуацию в 1800 году император учредил старообрядческое направление единоверие, при переходе в которое казаки получили право сохранять древнерусский уклад жизни, вести богослужение по дониконовким книгам и обрядам, но подчиниться Русской православной церкви.

Среди яицкого казачества единоверие вводилось насильственными методами, а тех, кто сопротивлялся молиться в храме по заветам предков, отправляли в ссылку.

Источник: https://news.rambler.ru/other/41956863-chto-dolzhen-byl-sdelat-kazhdyy-donskoy-kazak-pered-uhodom-na-sluzhbu/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector