Чем моряки окропляли корабль до появления шампанского

Почему при спуске корабля на воду о борт разбивают шампанское?

За всю историю своего существования человечество придумало много интересных традиций, обычаев. Одни нас готовы сильно удивить, другие веселят и радуют. Ещё в эпоху СССР мы часто видели документальные репортажи в новостях про спуск на воду очередного ледокола или научного корабля. И всегда о его борт разбивали дефицитную ёмкость с праздничным напитком, это смотрелось зрелищно.

Почему при спуске корабля бьют именно шампанское?

Описать эту процедуру можно терминами “весело”, “эффектно”, “символично”. И это понятно: постройка нового корабля – событие грандиозное! Для многих это главное жизненное свершение, большая удача или очередной этап судьбы.

Кто придумал традицию?

Она была во все времена, у разных народов. Древние греки украшали нос судна цветами и оливковыми ветвями, пили много вина и веселились. Видимо портить спиртное было жалко, поэтому посудину омывали обычной водой. В Вавилоне приносили в жертву быка, а турки кололи барашка.

Материалы по теме:

Почему моряки говорят компАс?

Спуск нового корабля имел религиозный подтекст: владельцы хотели получить благословение у всевышних сил. В средневековой Европе просто усердно молились, поливая палубу святой водой.

Самый большой вклад в популяризацию этой традиции был сделан англичанами. И это понятно – несколько веков эта страна была морской хозяйкой. Но если быть более точным в описании церемонии – спуск корабля был простой пьянкой. И пили спиртное из дорогих кубков, которые потом выбрасывали за борт.

Счастливчики иногда умудрялись их ловить, проводя монетизацию удачи. Всё дошло до того, что посуды просто перестало хватать: число кораблей и желающих повеселиться было всё больше. Было решено заменить пьянку традицией разбивать бутылку вина о борт плавучего средства.

Что было до шампанского?

Примерно 150 лет назад обычай прижился в США. Били всё – виски, бренди, коньяк, джин. Кто первым разбил шампанское – вопрос исторический. Небольшой перерыв был в тридцатые годы.

Сухой закон в Штатах вынудил крестить суда водой. Иногда в ход шёл яблочный сидр – он немного похож на шипящий праздничный напиток.

Пока производство алкоголя было в руках у мафии, Европа активно била настоящее шампанское.

Материалы по теме:

Почему у моряков на бескозырке две ленточки?

Когда было разбито первое шампанское?

Официальная дата дебютной разбитой бутылки шампанского – 1890 год. Это был спуск на воду американского военного корабля “Майн”. В этом же году был окончательный отказ от дерева в пользу стали: теперь все суда были железные. Да и не всякая бутылка способна разбиться о деревянный борт.

Броненосный крейсер «Мэн», англ. USS Maine, ACR-1

Занимательные факты о традиции

Есть один маленький секрет – в дело принято пускать бракованные бутылки. Для производства этого элитного напитка используют прочное стекло. Оно может остаться целым в торжественный и ответственный миг.

А вот “подгулявший” образец не жалко – он не подведёт. Если претендента нет, то просто подпиливают нормальную тару. А привязанный к горлышку бант увеличивает шансы разрушения.

Можно просто обмотать стекло бумагой, заложив камень или стеклорез.

В некоторых гротескных американских комедиях есть сцена, когда бутылка с шампанским не разбивается, а просто пробивает насквозь борт новенького корабля. Курьёзов и в реальности хватает – бутылки отвязываются и падают в воду, не долетают до поверхности судна, бьются без эффекта.

Материалы по теме:

Почему моряки измеряют скорость в узлах?

Были реальные случаи, когда стекло было слишком прочным, бутылка просто отскакивала, как футбольный мяч от стены. В 1961 году подобный факт был с подводной лодкой “К-19”. В первом боевом походе на борту субмарины произошёл страшный пожар и авария атомного реактора.

Есть более свежий пример – в 2005 году не разбилась бутылка при спуске на воду круизного лайнера “Коста Конкордия”. Через семь лет красавец сел на мель у итальянского острова Джильо. Его пришлось разобрать.

В судостроении и морском деле есть много традиций. Можно упомянуть церемонию закладки первой доски при начале строительства нового судна.

Разбитая бутылка с дорогим напитком – это символ того, что корабль готов к большим походам. Человеку всегда было свойственно приносить жертвы, проводить ритуалы.

В нашем случае цена спиртного и стоимость судна несоизмеримы. Во все времена и века люди как-то праздновали возможность ходить морем, отправляться в дальние страны, перевозить грузы.

Многие религии считают это событие крещением плавсредства.

Традиция бить шампанское – это не столько спуск судна на воду, сколько празднование первого рейса корабля или подводной лодки!

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://kipmu.ru/pochemu-pri-spuske-korablya-na-vodu-o-bort-razbivayut-shampanskoe/

Традиция крещения корабля

На верфи, где строился корабль, к назначенному времени собирались люди со всей округи. Красавец-корабль стоял на стапеле, казалось, вот-вот — и соскользнет в воду. Но без того, чтобы о форштевень не разбить бутылку крепкого напитка, и речи не могло быть о спуске. Главная морская традиция во все времена объединяла религиозный символизм, средневековые каноны и понятия морского закона.

Своеобразные традиции

Первые «отчеты» о традиции крещения корабля относятся еще ко второму тысячелетию до нашей эры, когда египтяне спускали на воду судно фараона.

Затем, несколько упоминаний касаются трудов в этом направлении римлян и греков.

Как это происходило, информации мало, ясно только, что люди моря хотели любым способом задобрить богов, чтобы судьба у судна была счастливая. Для этого предпринимались разные меры.

Окропить палубу кровью (и не только жертвенных животных) было обыденным делом во времена викингов.

В Средневековье, пока Великая Инквизиция занималась поиском ведьм, всей процессией крещения новых кораблей руководили священнослужители.

Все (как и при крещении ребенка): молебен, благословение, освещение «водой» (на самом деле – вином, как минимум!), наречение именем.

Затем, отдавали приказ о спуске на воду, причем, выбивать клинья из-под корабля должны были преступники, приговоренные к смертной казни. На всякий случай, чтобы опасная работа, если и сыграет злую шутку с человеком, то его было не так жалко.

В более позднее время, в 16-м веке, народ, видимо, морально не смог выдержать традицию, когда серебряный кубок, из которого поливали палубу вином, выбрасывался в море в дар Посейдону. Поэтому, кубок заменили бутылкой.

Доподлинно известно, что впервые о нос корабля разбили бутылку именно в Англии в 1699 году. А в 19-м веке священника заменила женщина – «крестная мать» судна. Нет, женщина к беде – на корабле, а возле – она — «крестная».

История умалчивает, почему, но именно с тех пор, процесс спуска на воду кораблей изобилует курьезными и, порой, печальными моментами.

Однажды, назначенная «крестной» одна принцесса, не рассчитав сил, отправила на больничную койку почетного гостя церемонии.

Бутылка разбилась (судьбе корабля ничего не грозило!), но вот голова гостья пострадала изрядно. После этого события пришлось предпринять меры – бутылку стали привязывать к форштевню.

А после того, как несколько раз зеваки были ранены осколками бутылки, саму емкость пришлось закутывать в сетку.

Предрассудки и судьба кораблей

Кораблям повезло, что коты не любят воду. Иначе бы точно существовала традиция запрета переплывать перед носом судна черным котам. Но зато есть много других суеверий, предрассудков и дурных знаков. Причем, их столько, что счастливо спустить на воду корабль – это скорее большая удача, чем правило.

Судите сами:

• Бутылка должна разбиться с первого раза. Обязательно. Иначе, как утверждает история, будет беда. Показательный пример был связан с «крестной» судна «Альбион», принцессой Алисой, которая трижды (!) не смогла разбить бутылку о нос крейсера.

Когда корабль уже пополз вниз по стапелю, нервы кого-то из зрителей не выдержали, и, благодаря усилиям одного неравнодушного товарища, бутылка все-таки разбилась. Но поздно.

Волна от ударившегося о гладь воды корабля, смыла с берега несколько человек.

На американских верфях даже есть такая должность как «ловец бутылок», его функция — поймать неразбившуюся бутылку и довести дело до конца! А вообще, бутылка не должна остаться целой, запутаться в эллинге, и ни в коем случае, опрокинуться!

• В бутылке должно быть спиртное. Корабль ВМС США «Конститьюшн» пытались спустить на воду посредством бутылки с водой. Ничего не вышло до тех пор, пока командор не взял бутылку выдержанной мадеры и не разбил ее о нос судна.

• Имя кораблю должно быть дано при ритуале крещения, и не может быть изменено, иначе, все – гибель и крушение.

• После крещения, судно должно плавно войти на водную поверхность. Факт: во время спуска на воду «Титаника», одно из бревен вылетело из-под корабля и убило попавшего под него человека. Еще тогда это расценили, как дурное предзнаменование.

• В капитанской рубке даже сегодня обязательно должна храниться пробка от первого спуска судна на воду. Это своеобразный амулет, оберегающий корабль от беды. Там же должен висеть и портрет «крестной».

Крещение корабля в наше время

Сегодня спуск на воду корабля или яхты – это феерическое шоу, парадное зрелище, на которое собираются тысячи зевак. Обязательно о нос судна разбивается бутылка шампанского.

Правда, сейчас принято «упаковывать» ее в специальную сетку, чтобы осколки не омрачили радость зрителей. К тому же, так меньше вероятность поцарапать рисунок или нарушить замысловатый дизайн лодок.

И еще один интересный факт. Традиционные бутылки шампанского, как назло, обычно очень прочны. Поэтому, чтобы не испытывать судьбу, берут бракованную бутылку. Чтобы разбилась уже наверняка!

Источник: http://proboating.ru/articles/people-and-sea/tradicii-krescheniya-korablya/

Зарождение традиции разбивать шампанское о борт нового корабля Перед тем, как спустить новое судно на воду, проводят некий ритуал — о его борт обяз..

Зарождение традиции разбивать шампанское о борт нового корабля

Перед тем, как спустить новое судно на воду, проводят некий ритуал — о его борт обязательно разбивают бутылку шампанского. Как говориться: «На удачу». Эта традиция прошла довольно долгий путь до простой бутылки шампанского. Крестить корабли начали ещё несколько тысячелетий назад.

Традиция разбивать при спуске корабля бутылку шампанского, как самого благородного вина, пришла из Франции. Одни расы приносили жертву, другие окропляли борт нового корабля кровью, некоторые вином или молоком.

В средневековой Европе монахи читали на борту нового судна молитвы, в некоторых странах всё заменялось обычной пьянкой. Постепенно они начали перерастать в окропление судна разными напитками, использовать же именно шампанское впервые начали на родине этого напитка — во Франции.

Напиток выбран в связи с тем, что пена от шампанского напоминает морскую.

Прижилась традиция и в Соединенных Штатах. Лишь в период «сухого» закона шампанское заменялось имбирным пивом.

Истоки традиции

Традиция крещения нового судна на удачу была у всех цивилизаций, освоивших судоходство. Греки, например, украшали оливковыми венками нос корабля, пили вино в честь богов, и омывали лодку водой, чтобы благословить её. Вавилоняне приносили в жертву быка, турки приносили в жертву овец, а викинги и таитяне окропляли корабль человеческой кровью.

Эти события всегда имели религиозный подтекст. Целью этих действий всегда было получение благославления у покровительствующих богов. В средние века, в Европе, перед тем как спустить корабль на воду, на борту молились монахи, возложив руки на мачты и поливая святой водой палубу.

Религиозный аспект крещения корабля ушёл после Реформации, особенно это было заметно в Великобритании. В Великобритании знатные люди присоединялись к празднованию спуска нового корабля, которое было ничем иным, как простой пьянкой.

По традиции они пили вино из больших и дорогих кубков, как правило, из драгоценных металлов и часто выбрасывали их за борт. Кубки доставались счастливчику из толпы или улетали в море.

Но в связи с тем, что кораблей стали строить так много, что драгоценных кубков просто перестало хватать, их начали сохранять, а потом вовсе отказались от этой традиции пьянки на борту и начали попросту разбивать бутылку вина о борт корабля.
Выбор напитка

Крещение кораблей в молодых Соединенных Штатах было заимствовано из старой Англии. Вначале никто не выбирал, какую бутылку разбить, разбивали ту, что была под рукой. В ход шли вино, виски, коньяк, бутылка с родниковой водой или водой из океана или бутылка бурбона.

Кто придумал разбивать о борт именно шампанское история не знает, но впервые данный факт был зафиксирован в 1890 году во время крещения военного бронированного корабля Maine. Переход на шампанское также связывают с окончательным отказом от дерева в пользу стали при изготовлении судов. Взрыв бутылки шампанского о стальной борт смотрится очень эффектно, что очень любят в штатах.

Читайте также:  Чем ответил израиль на помощь ссср в 1948 году

Но в США пришёл сухой закон и корабли снова начали крестить водой, соком или в редком случае яблочным сидром. Шампанское вернулось только после отмены сухого закона. В это время европейцы успели перенять эту традицию.

Дотошные историки установили, что впервые бутылку вина о форштевень спускаемого на воду судна разбили на верфи в Чатаме (Англия) в 1699 году.

А в 1811 году в книгах Британского адмиралтейства впервые было зафиксировано имя женщины — своего рода «крёстной матери» нового корабля.

С тех пор и повелось во многих странах при спуске каждого судна его «крёстная» должна обязательно разбить бутылку шампанского.

Казалось бы, нет ничего проще этой операции, но история церемоний спуска тем не менее изобилует смешными, а порой и печальными курьёзами.

Так, одна английская принцесса, неумело размахнувшись бутылкой, разбила её не о нос корабля, а о голову некоего высокого гостя, которого пришлось срочно госпитализировать, а затем утешать щедрой компенсацией за увечье.

Суровый урок пошёл впрок: бутылку стали привязывать длинным шнуром к верхней части форштевня. Однако и это не всегда спасало от недоразумений; порой, осколки разлетались настолько далеко, что врезались в толпу и ранили людей.

Дабы избежать несчастных случаев, бутылку стали помещать в прочную металлическую или синтетическую сетку. И всё равно соблюдение традиции оказывалось далеко не всегда безопасным делом как для гостей, так и самой «крёстной матери».

Бытует поверье: если «крёстная» не сумела вовремя разбить бутылку о нос корабля, ему не видать счастья в море, беды будут преследовать его повсюду. Скептикам обычно приводят исторический пример. В 1898 году принцесса Мэри, будущая королева Англии, трижды не могла разбить бутылку шампанского о нос крейсера «Альбион».

(Как выяснилось потом, один из чиновников верфи накануне выпил шампанское, а бутылку залил водой .) И когда крейсер уже пополз по стапелю, кто-то из мужчин, участников церемонии, схватил привязанную к шнуру бутылку и, с силой ударив её о скулу корабля, все-таки разбил.

И что же? Волна от вошедшего в воду корабля смыла с берега несколько человек, которых не удалось спасти.

Церемониальные казусы

Одна из первых крёстных матерей, крестивших судно в Англии, принцесса королевской крови, пытаясь разбить бутылку шампанского о нос корабля, промахнулась и разбила её о голову одного из присутствовавших на церемонии гостей. Последний получил серьёзную рану, и подал на принцессу в суд, а английская королева выплатила ему щедрую компенсацию. С тех пор при спуске судна бутылку привязывают к шнуру.

До войны одна знатная англичанка была удостоена чести быть крёстной матерью крейсера на верфи Джона Брауна в Глазго. Но случилось так, что прибор спускового механизма сработал раньше, чем она замахнулась бутылкой. Корабль стал двигаться по стапелю к воде.

Оторвав шнур, привязанный к верху форштевня, англичанка схватила бутылку, устремилась с церемониальной площадки вниз и побежала по стапелю вслед за крейсером. На самом краю спусковой дорожки она скинула туфли и прямо в платье, держа одной рукой бутылку, поплыла за кораблем.

Доплыв до остановившегося крейсера, отважная крестная под одобрительный рев многотысячной толпы разбила бутылку шампанского, как это и положено, о форштевень корабля и поплыла к устремившемуся к ней катеру.

Однажды во время торжественной церемонии рождения нового парохода в присутствии многих зрителей играла музыка, говорились высокопарные речи, и крёстная уже была готова бросить висевшую на шнуре бутылку в форштевень, как вдруг, ко всеобщему удивлению, судно сдвинулось с места и скрылось в тумане, из-за которого не было видно конца спусковой дорожки. Через час оно, некрещёное, благополучно было поставлено к достроечному причалу.

Скандальное крещение связано с именем знаменитого американского кораблестроителя Дональда Маккея, которого в 1853 году при спуске его клипера «Грейт Рипаблик» журналисты обвинили в скаредности.

В тот момент, когда бутылка разбилась о нос клипера, представители прессы «не услышали хлопка и не увидели пены шампанского» и написали немало злых слов в адрес удивленного корабела.

Как потом выяснилось, рабочие стапеля за час до торжества тайком распили бутылку и вместо шампанского налили в неё речной воды. Нет необходимости объяснять, почему многие церемониальные бутылки шампанского не разбиваются с первого раза…

Задержка судна при спуске предвещает трудности в его судьбе.

Ни одно «счастливое» судно не застревало на спусковой дорожке! Издавна полозья заранее тщательно смазываются, в основном, конечно, для практических целей, однако моряки не забывают и об этой примете: при спуске «Королевы Мэри» было использовано 150 тонн жира и 50 тонн мягкого мыла. Хорошо, если во время спуска деревянные полозья вспыхнут — это значит, что судно будет «живым, как языки пламени».

Спуск судна утром, при восходящем солнце обеспечивает «новорожденному» удачу. Неплохо, если поблизости находятся чайки и дельфины: чтобы обеспечить их присутствие, в воду в качестве приманки бросают куски рыбы. Для обеспечения удачи буксиры, разворачивающие судно, после того как задержники остановят его на воде, должны выполнять поворот только по часовой стрелке.

В общем, спуск судна на воду — очень важный момент. Ничто не должно быть оставлено на волю случая. Любая небрежность или оплошность может запятнать добрую репутацию судна, всю жизнь оно будет неудачливым. Так что мелочей здесь нет.»

  • Есть поверье, что не разбитая бутылка — дурной знак
  • Это не всегда так, были случаи, когда бутылка разбивалась, но с судном начинались беды в первом же плавании — и наоборот:
  • К-19, атомная подводная лодка — бутылка не разбилась — на лодке были аварии и утечки, столкновения с кораблями, пожар;
    «Оклахома», танкер — бутылка не разбилась — поломки двигателя, протечки нефти, повреждения от штормов и столкновения; «Шарнхорст», немецкий линкор — бутылка разбилась — авария и несколько погибших при спуске, взрывы на борту, торпедирования, поломка радара и последующая внезапная атака британскими кораблями; «Costa Concordia» — бутылка не разбилась — без комментариев;
  • Российский корабль» Яуза» — бутылка не разбилась — за 35 лет службы ни одного ЧП.

А как же насчёт «Титаника»? — Компания White Star Line, владелица судна, не придерживалась этой традиции.

https://popeye-crew.com/useful-info/93

Источник: https://www.inpearls.ru/1201622

170-летнее шампанское с затонувшего корабля удивило дегустаторов

Бутылки шампанского XIX века были обнаружены на затонувшем корабле и отправлены на экспертизу.

168 бутылок 170-летнего шампанского были подняты со дна Балтийского моря недалеко от Аландских островов. Часть содержимого была отправлена для исследования во Францию, где биохимики из Университета Реймса под руководством Филиппа Жанде оценили вкусовые качества напитка и заодно раскрыли секреты виноделов XIX века.

Гравюры на пробках указывают, что напиток был изготовлен в начале XIX века. По месту кораблекрушения ученые сделали вывод о том, что шампанское везли в Россию, однако сладость напитка заставила экспертов отказаться от этой версии.

Россияне, по сведениям исследователей, потребляли шампанское с содержанием сахара выше, чем 300 г на 1 л, а бутылки с корабля содержали вдвое меньше сахара. Это позволило Жанде предположить, что груз предназначался для немецкого рынка, так как именно там употребляли в меру сладкие вина.

Для сравнения: популярный ныне брют содержит гораздо меньше сахара — 10 г на 1 л, так что современному человеку напиток 170-летний давности покажется приторно сладким.

Ученые отмечают, что по сравнению с современным шампанским вино с морского дна имеет более высокие концентрации металлов, таких как железо и медь. Возможно, это следствие использования сырья низкого качества — сока из второго отжима винограда. Содержание алкоголя в напитке составляет 9,5%.

Наличие танинов (фенольных соединений) указывает на то, что продукт долго настаивался в деревянных бочках, где и происходило брожение. Жанде описывает вкус напитка как «сырный», отмечая что он содержит оттенки молочной кислоты, напоминает сливки и йогурт.

Эксперты отметили, что после того, как старое шампанское постояло на воздухе и насытилось кислородом, оно приобрело более приятный запах, чем когда бутылку только откупорили: аромат оценивается словами «острый», «жареный», «дымный».

«Выявленная нами комбинация специфических ароматов и вкусов доказывает, что мы имеем дело с продуктом настолько же сложным, как современное шампанское, хотя рецепт с тех пор сильно изменился, — рассказал Патрик Макговерн, биомолекулярный археолог из Университета Пенсильвании в Филадельфии. — Учитывая, что шампанское провело под водой около 170 лет, оно удивительно хорошо сохранилось».

Исследователи отмечают, что найденные бутылки хранились в полной темноте при постоянной температуре 2–4 °C — и именно это помогло сохранить им уникальные вкус и аромат.

Ученым удалось установить, что некоторые бутылки были произведены всемирно известной компанией «Вдова Клико», которая находится во французском Реймсе и занимается виноделием с 1772 года.

Содержимое одного из сосудов попробовал глава компании Доминик Демарвилль: он рассказал, что почувствовал вкус спелых фруктов, трюфелей, дыма и меда.

После этой дегустации руководитель «Вдовы Клико» распорядился, чтобы 350 винтажных бутылок более позднего срока изготовления были погружены на морское дно вблизи Аландских островов. Компания планирует каждые три года доставать по одной бутылке шампанского и сравнивать вкус с аналогичным напитком, хранящимся в погребе, чтобы изучить, как пребывание на морском дне влияет на качество вина.

По данным издания Nature, часть старинных бутылок с балтийского дна была продана на аукционе. Рекордная стоимость одного из лотов составила €30 000.

Источник: https://moya-planeta.ru/news/view/170letnee_shampanskoe_s_zatonuvshego_korablya_udivilo_degustatorov_11667

7 суровых морских примет

О бесстрашных моряках, которых не пугают не штиль, ни штормы, знают все. Но не все догадываются, что даже эти суровые парни, ходящие в море не смотря на метровые волны, тоже верят в приметы и многие очень суеверны. Сегодня мы хотим рассказать вам о семи самых популярных приметах и суевериях на море.

1) Никола Морской

У моряков, как и у многих верующих есть свой святой, которому они молиться за успех плавания — Никола Морской. Морская братия считает, что все остальные святые смогут помочь только с разрешения Бога, а Никола Морской разрешения не спрашивает и помогает. А в странствиях по морям иногда бывает дорога каждая секунда, поэтому моряки предпочитают просить о помощи Николу Морского.

2) Бутылка шампанского

Давным давно викинги для того, что бы их плавание было удачным окропляли свои корабли кровью пленников.

Примета эта сохранилась и после исчезновения викингов, православные моряки заменили кровь на красное вино, в память о Тайной вечерне, на которой Христос подавая вино своим апостолам сказал: «Пейте вино это кровь моя».

После Французской революции многие моряки даже стали атеистами, но веру в примету все же сохранили, правда заменили бутылку вина на шампанское.

3) Последний раз

Никогда не стоит спрашивать у моряка, когда он последний раз был в море. Лучше заменить слово «последний» на «крайний». Иначе можете нарваться на недовольство морского волка. И, да: моряки не плавают в море, они — ходят.

4) Купание на экваторе

У моряков есть традиция, согласно которой человек впервые пересекающий экватор должен обязательно искупаться. Кроме этой традиции существует еще приметы запрещающие при пересечении экватора бриться, садиться на кнехты и плеваться за борт.

5) Свист на корабле

У русских моряков была пословица: «Не посвистишь, ветра не будет». Но просто так свистеть на судне нельзя (так как это приведет к бедам).

Для призывания ветра у боцмана или у капитана был специальный свисток, который использовали только в крайних случаях. Высвистывали ветер мелодичным свистом, повернувшись в ту сторону, откуда ветер ждали.

Количеством свиста определялась продолжительность ветра и его сила.

6) Татуировка настоящего моряка

Почти каждый настоящий моряк имеет татуировку, а некоторые несколько. Считается, что тату не только приносит удачу, но и «обратный билет» домой. Одно из популярных татуировок у моряков — звезда между большим и указательным пальцами рук.

Так же были популярны татуировки на религиозные темы и портреты любимых девушек, которые ждали моряков на берегу.

В давние времена некоторые наиболее умные моряки делали на спине татуировку с распятием, полагая, что в случае наказания боцман не будет их бить по спине «двенадцатихвостовой» кошкой.

7) Серьга в ухе у моряка

Хоть и носить серьгу в ухе это английская традиция, но русские моряки плавали на разных судах, разных стран и переняли эту привычку. Тогда считалось, что моряк может надеть серьгу только после того, как обогнул Мыс Горн (там почти всегда были штормы). После этого моряки имели право в портовых кабаках на бесплатную кружку алкоголя, а некоторых местах им даже разрешали класть ноги на стол.

Кроме этих суеверий на море еще много других. Например, моряки не любят наниматься на корабли, которые сменили свое имя, так как неудачи будут преследовать эти корабли.

Читайте также:  Адописные иконы: как и зачем на иконах тайно рисовали чертей

Так же не желательно выходить в море в пятницу или проходить по месту, где было кораблекрушение (духи утонувшего корабля могут напасть).

Нельзя ступать на палубу левой ногой, а число залпов в салюте на корабле всегда нечетное.

Источник: http://clubfactov.ru/13/05/2016/7-surovyih-morskih-primet.html

Рождение судна. Этапы и традиции

В Ленинграде 22 октября 1935 года на стапеле Адмиралтейского судостроительно­го завода был заложен первый советский легкий крейсер. День был пасмурный, накрапы­вал дождь, а с Финского залива дул пронизывающий ветер. Несмотря на ненастную пого­ду, у стапеля собралось множество людей.Духовой оркестр исполнял марши, ветер тре­пал пестрые флаги расцвечивания. На торжество прибыли: партийное руководство Ленинграда, командующий Балтийским флотом флагман флота 2-го ранга Л.М. Галлер, ученые-кораблестроители — академик А. Н. Крылов, профессора А.И. Маслов, Ю.А. Шиманский, П.Ф. Папкович. На состоявшемся митинге командующий КБФ огласил приказ наркома обороны от 13 января 1935 года, которым закладывавшемуся кораблю присва­ивалось название «Киров»(1).На середине стапеля судосборщики к этому времени уже установили вертикаль­ный киль и первые листы днищевой обшивки. Главный инженер завода В.Ф. Попов опу­стил в гнездо киля посеребренную бронзовую пластину — закладную доску размером 200х300 миллиметров. На ней были выгравированы слова: «Лёгкий крейсер «Киров»», а также наименование завода, на котором заложен корабль, фамилия и инициалы стро­ителя, число, месяц и год его закладки на стапеле. Затем он установил и вручную раскле­пал первую из восьми заклепок; остальные, работая молотками, установили почетные гости. Ритуал завершил командующий КБФ Л.М. Галлер, объявивший собравшимся: «Зак­ладка легкого крейсера «Киров» произведена!» Под крики «ура» оркестр исполнил «Ин­тернационал».

Имянаречение  судна

Обычай закладывать памятный знак в основание сооружаемого корабля, о котором шла речь, заимствован из давних времен, когда в фундамент зданий или памятников при их закладке замуровывали золотые или серебряные монеты с изображением царей.

Источник вызывается кликом по  картинкам.

Строительство кораблей всегда обхо­дилось дорого и требовало больших уси­лий, поэтому их закладка издавна была праздничным событием не только для фло­та, но и для всего государства.

Централь­ный момент этого события — установка закладной доски — считался началом стро­ительства. Со временем закладка корабля в торжественной обстановке и установив­шаяся при этом процедура стали традици­онными.

По теме: Закладная доска корабля:

Пока не удалось точно установить, ког­да и кто положил начало этой традиции в русском флоте. Самой «старшей» по воз­расту в коллекции закладных досок, хра­нящихся в Центральном военно-морском музее, является доска брига «Феникс», на которой выгравирована дата: «1809 год». Она имеет форму круга и по виду напоми­нает монету больших размеров. Это не­спроста — часто вместо закладной доски в киль корабля прятали монеты, отчека­ненные в год начала его постройки. В про­шлом веке, например, когда строили Ревельский порт, на дне гавани обнаружили остатки давно затонувшего судна. Из его киля была извлечена золотая монета вре­мен императрицы Екатерины II. И случай этот отнюдь не единственный. В октябре 1877 года при разборке парохода «Курь­ер», заложенного в 1856 году в Санкт-Пе­тербурге на заводе Берда, штатной доски (так иногда называли закладные доски) в киле не оказалось, а вместо нее лежала медная монета.Историческая значимость закладных досок не вызывает сомнений. Они, по су­ществу, являются своеобразными истори­ческими документами, свидетельствую­щими о времени и месте закладки кораб­лей или судов, а также об их строителях. Например, на лицевой стороне закладной доски 84-пушечного корабля «Варна» была выгравирована надпись: «84-пуш. корабль. Заложен в присутствии главного командира Черноморского флота и портов генерал-адъютанта, вице-адми­рала и кавалера Лазарева 1-го, начальни­ка штаба контр-адмирала Хрущева, обер-интенданта контр-адмирала Дмитриева и исправляющего должность начальника Корпуса корабельных инже­неров подполковника Воробьева», — а на оборотной стороне: «Строитель Корпу­са корабельных инженеров подполковник Воробьев. Октября 4 дня 1838 года. Нико­лаев».

В последующие годы закладные доски стали более полно отражать сведения о строящемся корабле. В эпоху парового и броненосного флота на них гравировали общий вид корабля, и эти доски превра­тились в подлинный технический паспорт корабля. Большая часть закладных досок, хранящихся в Центральном военно-мор­ском музее, это так называемые повтор­ные экземпляры.

Дело в том, что перед зак­ладкой корабля изготавливалось сразу не­сколько закладных досок, часто из разных материалов. Одна из них, которая закла­дывалась в киль будущего корабля, и была фактически закладной, а остальные разда­ривались высокопоставленным лицам, присутствовавшим при закладке.

Вначале закладные доски делали из меди, латуни или железа. Затем появились позолоченные и посеребренные доски и даже доски из чистого серебра. Благород­ные металлы, как правило, шли на изготов­ление закладных досок, вручавшихся осо­бам императорской фамилии и другим почетным гостям.

Закладные доски домов.

Традиция древности.

Так, например, перед закладкой эскадренного броненосца «Князь Потемкин Таврический» строи­тель корабля А.Э. Шотт заказал лучшему ювелиру города Николаева А.Ф.

Мауреру 16 досок размером 133х72х2 милли­метров массой 40 золотников каждая (1 золотник = 4,266 г) из серебра 84-й про­бы, предназначавшихся, кроме закладной в судно, для царя, царицы, наследника, ге­нерал-адмирала, управляющего Морского министерства, главного командира Черно­морского флота, председателя МТК, глав­ного инспектора кораблестроения, капи­тана над Николаевским портом, его стар­шего помощника, портового корабельного инженера, строителя корабля, главного ко­рабельного инженера завода, командира броненосца и для Морского музея.Форма закладных досок, представлен­ных в коллекции Центрального военно-морского музея, самая различная — оваль­ные, круглые, прямоугольные, фигурные. Есть доски литые, кованые, резные. Хотя эта музейная коллекция далеко не полна, она все же дает возможность проследить историю развития отечественного флота.

Но почему же тогда столь прозаичес­кое название — доски? Ведь понятие «дос­ка» всегда связано с древесиной, обрабо­танной определенным образом. Объяс­нить это можно лишь тем, что в Древней Руси многие официальные записи делались на бересте или деревянных досках. В му­зеях сохранились дубовые доски с текста­ми и более поздних времен, например XVII века. На Руси доски служили и в ка­честве переплетов рукописных книг. Вспомним известную поговорку: «Прочи­тать книгу от доски до доски».

В публикациях известного русского археографа Н.С. Тихонравова упоминают­ся и доски опочаные, то есть каменные, которые укладывали в алтари при заклад­ке храмов.

Не исключено, что в давние времена какие-то записи о строительстве судов де­лались на деревянных досках, которые зак­реплялись (закладывались) в каком-то оп­ределенном месте набора, наиболее веро­ятно — в районе среднего шпангоута (миделыппангоута), ближе к центру судна.

В дальнейшем, чтобы продлить жизнь такому своеобразному документу, его на­чали изготавливать из более прочного и долговечного материала — металла, сохра­нив, однако, прежнее название — доска.

После закладки корабля наступает на­конец день, когда огромную махину кор­пуса, постепенно и вроде бы незаметно сло­женную из отдельных частей в течение не­скольких месяцев или лет, надо спускать на воду и достраивать на плаву, чтобы освобо­дить место на стапеле для закладки следу­ющего корабля.

Спущенный же корабль будет достраиваться и вооружаться в дост­роечном бассейне завода.

Спуск судна на воду не менее радост­ное и торжественное событие на верфи, чем закладка. В этот день труд множества людей — конструкторов и проектировщи­ков, сварщиков и судосборщиков, механи­ков и монтажников, маляров и отделочни­ков, многих других специалистов — вдруг на их глазах овеществляется в сложней­шем плавучем инженерном сооружении, детище их рук и ума.

Спуск судна на воду.

Красиво !Спуск судна — это одновременно и один из самых ответственных моментов строительства, ведь корабелам предстоит спустить со стапеля на воду сооружение, имеющее иной раз массу в несколько де­сятков тысяч тонн и высотой с многоэтаж­ный дом, причем сделать это необходимо быстро, не нанеся вреда ни кораблю, ни стапелю, ни людям.

Перед спуском все лишнее — леса, распорные балки, различные приспособле­ния — со стапеля убирают.

Корабль про­должает удерживаться только кормовыми и носовыми упорами и задержником. Как только их уберут, судно под собственной тяжестью соскользнет по стапелю в воду. Чтобы уменьшить трение, деревянные спусковые дорожки, по которым будет скользить корабль при спуске, густо сма­зывают специальными составами.

В былые времена к моменту спуска корабля с жироварен на стапель поставляли специаль­но перетопленный бараний жир.Его счи­тали наиболее подходящей смазкой для этой цели. На насаливание спусковых до­рожек уходили тонны такого жира. На­пример, для спуска на воду броненосца «Император Александр III» пришлось за­колоть 5000 баранов.

С годами от подоб­ного «жертвоприношения» отказались и животный жир заменили минеральными насадками, такими как парафин, вазелин, петролатум и цезерин.В самое последнее время спусковые дорожки стали высти­лать щитами, изготовленными из специ­ального пластмассового композита, осно­вой которого служит полиэтилен.

Сколь­жение и сход по ним судна происходят спокойнее и безопаснее, трудоемкость ук­ладки и стоимость изготовления намного ниже.Продольный спуск судна осуществля­ется кормой вперед, так как корма имеет более полные обводы и, следовательно, большую, чем нос, плавучесть, а это лучше предохраняет судно от зарывания в воду.

Но наконец раздается команда, кото­рую с нетерпением ожидали все присут­ствовавшие на спуске: «Отдать кормовые упоры! Отдать носовые упоры! Руби за-дсржник!» Теперь, правда, его не рубят, а перерезают автогеном. Спусковые салаз­ки освобождаются, и судно, поначалу очень медленно, начинает двигаться по спусковым дорожкам к воде.

В этот мо­мент именно почетная гостья, назначен­ная заранее, разбивает об его форштевень бутылку шампанского. Но сейчас в целях безопасности это делают чуть раньше, чего публика не замечает.Тишина взрывается раскатистым «ура», и стальная громада, плавно набирая скорость, скользит вниз по спусковой до­рожке.

Наконец корабль, врезавшись в спокойную гладь воды и гоня перед собой все увеличивающийся бурун, всплывает на ровный киль.Отданы тяжелые якоря, и судно, словно осаженный на бегу скакун, замирает в кружеве пены, а к нему уже торопятся заводские буксиры, чтобы от­вести его к заводскому причалу для окон­чательной достройки. Этот день строите­ли считают своим праздником, надолго сохраняя в памяти дату спуска судна.

Спуск на воду:

На протяжении веков перед спуском корабли освящали и выбирали для них небесных покровителей. В православии, в частности, это были Иисус Христос, Божья Матерь или один из святых. Со временем обряд освящения кораблей стал одной из главных морских традиций.Первое описание процедуры освяще­ния было обнаружено в египетских папи­русах и относится к 2100 году до н. э.

Это был, если можно так выразиться, отчет о спуске на Нил корабля фараона.Обряд освящения кораблей всегда имел религиозный характер, его цель — заслужить покровительство богов. Одно время даже считалось, что наиболее ус­пешно этой цели можно достичь, прине­ся в жертву людей. Например, викинги, спуская свои суда на воду, укладывали под кили невольников.

Чем сильнее были не­вольники и чем лучше сложены, тем на большее расположение богов можно было надеяться. На островах Западного и Восточного Самоа после спуска пироги на воду нескольких пленников бросали за борт на съедение акулам.Задобренные таким образом хищники, считали само­анцы, в дальнейшем не тронут тех, кто будет плавать на этой пироге.

Финикий­цы и народы Востока кропили борта но­вого судна кровью только что заколотых пиками красавиц девушек-рабынь. Рим­ляне при спуске своих судов приносили в жертву пленных пиратов. Более гуманны­ми в этом отношении были греки. Они, правда, тоже использовали для обряда освящения кровь, но не человеческую, а молодых барашков.

В Средневековье неизменным атрибу­том освящения сделалось вино. Им перед выходом в первый рейс щедро кропилась палуба судна. Именно так освящали суда, участвовавшие в плавании Христофора Колумба.В таких церемониях, как правило, уча­ствовали высокопоставленные государ­ственные и церковные деятели.

Хроники сообщают, например, что в 1418 году в Саутгемптоне (Англия) королевский ко­рабль освящал сам епископ (к слову гово­ря, получивший за это пять фунтов стер­лингов). Обряд освящения судна всегда обставлялся весьма пышно — королевс­кий сановник, которому преподносили вино в золотом кубке, произносил тост за благополучие корабля.Затем этот кубок выбрасывали за борт.

В конце XVII века выбрасывать драгоценные кубки за борт прекратили, но установился обычай разби­вать о форштевень спускаемого на воду судна бутылку с вином. Эта церемония со­хранилась до наших дней, и по примеру Франции для этого стали использовать шампанское, которое как бы символизи­рует первое соприкосновение корабля с пенящейся морской волной.

Принято, что бутылку шампанского о форштевень судна разбивает женщина. Обычно это жена какого-либо высокопо­ставленного лица, реже известная артист­ка, кинозвезда или общественный деятель. Это делает судну своеобразную рекламу, что сегодня немаловажно.

Но этот обычай довольно молод, так как еще сравнитель­но недавно считалось, что присутствие женщины на корабле приносит несчастье. Теперь же, разбивая бутылку шампанско­го, женщина становится как бы крестной матерью корабля, хотя это название не совсем оправданно, ведь корабли не крес­тят, а освящают.

Читайте также:  Как бывший военный корреспондент создал одну из сильнейших армий мира

Иногда ее даже включают в состав экипажа в качестве почетного члена, тогда она приобретает право бес­платного проезда на «своем» судне, если, конечно, оно не военное.Таким образом, древний обычай освя­щения судна живет и поныне, правда, в каждой стране этот праздничный обряд происходит по-своему.

Вот как бывает:

В феврале 1970 года со стапелей ростокской судовер­фи в Германии сошел сухогруз «Яламани», построенный по заказу Индии. Присут­ствовавший на церемонии индийский свя­щенник обратился к Богу Ганеше — сыну Шивы, прося его благословить судно. В жертву ему было принесено все, что пола­гается в таких случаях, — красная краска, яркие цветы, зерна риса.

В момент спуска о форштевень судна разбили кокосовый орех (правда, уже заранее надломленный).В Турции принято кропить вновь по­строенное судно заранее освященной во­дой. Иранцы используют для этого речную воду либо окропляют спусковые салазки кровью жертвенного ягненка. Арабам для этой же цели служит вода из святого ис­точника в Мекке.

Для кропления фруктовозов датчане, например, пользуются апельсиновым соком, а для рефрижерато­ров — кусочками льда. В Японии судно, спускаемое на воду, украшают множе­ством цветных лент и воздушными шара­ми, а в разгар церемонии освобождают из неволи голубей и устраивают настоящий дождь из конфет.

В Российском императорском флоте при спуске корабля служили торжествен­ный молебен в присутствии высокопостав­ленных государственных сановников, гене­ралов и адмиралов, а иногда и самого царя либо членов императорской семьи.

Во вре­мя молебна судно с поднятыми на нем флагами — императорским штандартом, кормовым Андреевским флагом и гюй­сом — священник окроплял святой водой. Под звуки национального гимна «Боже, царя храни» и артиллерийского салюта с других кораблей судно сходило со стапеля в воду.

Суеверия, некогда игравшие большую роль в мореплавании, далеко не изжили себя.

И по сей день в иной капитанской каюте хранится пробка от бутылки шам­панского как напоминание о торжествен­ной церемонии спуска судна, а также как амулет, охраняющий корабль от беды. Тут же на переборке висит портрет крестной мамы этого судна.

Текст — источникИспользован ряд сетевых ресурсов

Источник: https://moryakukrainy.livejournal.com/196377.html

Грог, сухарь и жареная крыса: быт моряков парусного флота

С древнейших времен профессия моряка считалась суровой и опасной. Знаете ли вы рецепт грога или что такое «собачье печенье»?  Зачем солили лимоны, и кто ел «мёртвого француза»?

Экипажи уходящих в дальнее плавание кораблей и в наши дни подвергаются опасностям, тяготам и лишениям. А уж в прежние времена любой дальний выход из порта мог оказаться для корабля и его команды последним.

Нередко случалось, что корабль прибывал в пункт назначения с наполовину, а иногда и того больше поредевшей командой. Быт моряков был весьма спартанским и лишенным излишеств.

Сегодня мы расскажем вам о том, чем питались и как жили моряки до изобретения консервов, витаминов и железных кораблей.

Морские волки древности

Со времен Античности в мировой истории известны случаи крупных морских сражений или дальних морских переходов. Однако мало кто знает, что древние моряки чаще всего пользовались каботажным способом мореходства, то есть ходили вдоль берегов.

На ночь древние мореходы обычно швартовались к берегу, спускались с судна, готовили себе горячую пищу и спокойно спали. А значит, их перемещения были ограничены берегами и удобными бухтами.

Даже пересечение Средиземного моря – внутреннего моря известнейших древних цивилизаций — не представлялось столь сложным, если это делать по кратчайшему маршруту и при условии хорошей погоды.

Такой стиль мореплавания позволял охотиться на берегу, рыбачить, собирать свежие фрукты и другие дары природы. Поэтому весьма парадоксально, но рацион и быт моряков в древнейшие и античные времена был значительно более приемлемым, нежели позже.

  • Камбуз на паруснике
  • Источник: weblancer.net

С падением Римской империи наступили тёмные времена Средневековья. Но несмотря на общепринятую характеристику о падении общей культуры из-за варварских завоеваний или переселений народов, мореплавание активно развивается.

Моря покоряют отважные мореплаватели – викинги. Они ходят значительно дальше, чем их древние коллеги. Драккары с головами змей и драконов появляются у берегов Англии, а затем и по всему Средиземноморью.

Для таких походов требовалась не только большая храбрость и смекалка, но и неплохой рацион: шутка ли провести в открытом море несколько месяцев на деревянном корабле. Помимо рыбацкой добычи в широкий обиход входят различные вяленые виды мяса, сушеные или до поры до времени свежие овощи.

Основой рациона стал сушеный хлеб, постепенно принимая форму сухарей. А вода, которая зачастую портилась и тухла в ненадежных деревянных бочках, была заменена дешевым элем или более дорогим мёдом. Алкоголь значительно дольше хранился в бочках и реже портился.

Интересно, что суровые скандинавские мореплаватели брали с собой в поход живую пищу: коз, овец, птицу – постепенно, по мере похода, она употреблялась в пищу. Готовили прямо на палубах.

Немногим отличался быт и рацион на более поздних кораблях: торговых коггах Ганзейского союза и новгородских купеческих ладьях и кочах на Балтике. Средиземноморские корабли рыцарей-иоаннитов, флоты итальянских морских городов-государств и бывший в ту пору могущественным турецкий флот жили приблизительно так же, с поправкой на местные и национальные продукты.

Новые горизонты и новые проблемы

Обычно, когда в школах рассказывают об эпохе Великих географических открытий, учителя умалчивают, с какими трудностями сталкивался экипаж корабля в далёком или даже кругосветном походе.

  1. Камбуз на паруснике
  2. Источник: weblancer.net

Зачастую шторм, мёртвый штиль и другие опасности разбушевавшейся стихии меркли перед банальными бытовыми проблемами, с которыми сталкивались моряки. Например, в знаменитый поход Васко да Гамы в Индию отправилось 170 человек, вернулось же всего 55. Причем большая часть погибла от болезней, голода и лишений быта.

  • Пример ежедневного рациона матроса на кораблях Васко да Гамы:
  • — 680 граммов сухарей;
  • — 453 грамма солонины;
  • — 1 литр воды,
  • — 40 граммов уксуса,
  • — 20 граммов масла оливкового,
  • — лук, чеснок, сушеные и свежие овощи.

Экспедиция Колумба, кругосветное плавание Магеллана — все они имели схожие проблемы. По-прежнему основной головной болью капитана, баталера (ответственного за раздачу воды и алкоголя) и кока было питание экипажей.

Что ели и пили?

С начала Великих географических открытий вопрос питания на флоте встал очень остро. Многочисленные практики – адмиралы, капитаны и даже матросы стали придумывать всевозможные варианты облегчить себе плавание. К ним присоединились и ученые: лучшие умы работали над вопросами консервации пищи и воды. Рассмотрим эти попытки подробнее.

  1. Моряки ужинают
  2. Источник: pinterest.ru

Хлеб и вода – основа питания, как и тысячи лет назад. И если хлеб худо-бедно можно было превратить в сухари, то с водой вопрос стоял наиболее остро.

Даже в обожженных бочках из благородных пород дерева вода за месяц-другой плавания превращалась в зловонную жижу, а сама бочка — в рассадник грибка и бактерий. Ещё древние римляне стали пробовать добавлять в бочки с водой уксус.

Были попытки добавить лимонный сок или даже разнообразные химические элементы, но всё это продлевало срок хранения воды в деревянных бочках максимум на 2-3 недели. Только к середине XIX века с приходом на флоты мира железных оцинкованных баков для воды ситуация начала выправляться.

До этого же экипаж довольствовался дождевой водой или античными способами – подвешиванием овечьих шкур к борту, а затем их отжимом, чтобы получить несколько литров живительной влаги.

Если вы думаете, что с хлебом ситуация была лучше, то представьте себе твердые, как камень, круглые сухари, гордо именуемые морскими галетами. Их и здоровыми зубами не разгрызть, чего уж говорить о цинготном и ослабшем матросе.

Поэтому сухари толкли в ступах, разбавляли водой и добавляли туда специи, соль, бобы или чечевицу, сало или сахар, всё это именовалось «собачье пирожное» и представляло собой ужасную на вкус пасту. Часто даже в сухарях заводились личинки долгоносиков, поэтому их грызли в темноте, чтобы не видеть мерзких гусениц.

Ситуация с хлебом тоже начала выправляться лишь к появлению железных кораблей, оснащенных хлебопекарнями.

  • Внутри парусного корабля
  • Источник: pinterest.ru

Отдельно следует упомянуть солонину. Ужасное мясо, которое солилось в бочках: плотно утрамбованное в них, оно настаивалось иногда в течение года-двух. Твердая черная солонина служила коку основным ингредиентом в том вареве, которое называли обедом. Мелко нарубленная солонина сдабривалась специями, возможно, наловленной рыбой.

Эта масса разваривалась в тухлой воде с добавлением рома. На английском флоте это называлось «мертвый француз». Схожие эпитеты для солонины придумывали и на других флотах из-за того, что даже хорошо сделанная солонина через несколько месяцев тухла и воняла хуже разлагающегося покойника. Поэтому её нередко просто вышвыривали за борт.

Деликатесы моряка

Понятие деликатесы, как вы догадываетесь, в морском быту носит название весьма приблизительное. В первую очередь это был сыр. Со временем его научились делать похожим на современный пармезан, и он не тух, ужасно воняя. Поэтому сыр стали закупать на флотах уже в конце XVIII века.

  1. Реконструкция бытовых условий на паруснике
  2. Источник: http://sundukpirata.com

Грог. Грог – мечта любого моряка с середины XVIII века. Придуманный английским адмиралом Эдвардом Верноном, он стал верным спутником экипажей кораблей более чем на сто лет вперед.

Делали его просто: чистый ром разбавляли кипятком, для большего опьянения добавляли сахар и лимон, специи по вкусу. Новый напиток так полюбился морякам всех флотов мира, что быстро стал частью морского быта.

А имя новый напиток получил по названию ткани «грогрен», из которой была сделана тёплая накидка старого адмирала.

Похлёбки. Всё, что можно назвать супом, было на всех флотах мира.

В огромном котле делали русские морские щи, похлёбку английского морского флота или даже старонорвежский Лабскаус, который по легенде варили ещё викинги.

Готовилось всё примерно одинаково: в разваренную в котле солонину добавляли рыбу, горох, чечевицу или бобы, смотря что было, специи — тоже если были. И вуаля – морская похлёбка готова, главное – это зажать нос перед едой.

Крысы. Не удивляйтесь, но корабельные крысы были отличным способом отведать свежего мяса. Причем некоторые моряки, отличавшиеся особой искусностью в их поимке, даже продавали их прямо на палубе. К концу похода цена на крысу могла быть весьма высока. Орды крыс, расплодившихся на вонючем камбузе вокруг котла и в трюме, нередко спасали экипаж своим мясом.

  • Реконструкция бытовых условий на паруснике
  • Источник: pinterest.ru

Потаж. Это слово заставляло содрогнуться любого моряка. На фоне потажа мятеж на броненосце «Потемкин» из-за некачественного мяса кажется детской прихотью.

Потаж – это когда заканчивались почти все запасы, и всё что есть, от червивого мяса, солонины, галет с личинками до крыс и иногда кожаных изделий шло в котел.

Эту ужасную жижу потом разливали в котлы, из которых питались матросы (да, индивидуальная посуда была редкостью, кроме ложки).

Засоленные лимоны. А этот вид пищи стал настоящим спасением для моряков. В середине XVIII века английский флотский врач Джеймс Линд придумал солить лимоны и раздавать экипажу как защиту от цинги. Смертность на флоте стала снижаться именно в те годы.

Как же они выживали?

Удивительно осознавать то, как в таких ужасных условиях корабли преодолевали тысячи миль. Поистине, матросом или офицером флота мог стать только очень неприхотливый и сильный человек. Любая царапина грозила гангреной, моряков постоянно преследовала цинга, а о смерти от вражеской пули или ядра и говорить не приходится.

  1. Реконструкция бытовых условий на паруснике
  2. Источник: pinterest.ru

Тем не менее именно эти храбрые люди в течение трех веков избороздили все океаны мира и проложили дорогу будущим поколениям. Конечно, быт и еда матроса совершенствовались.

Прорывным стал XIX век, который во многом сильно облегчил быт экипажа.

Введение консервов, готовка на корабле не из вонючего котла, а на централизованном камбузе, баки для воды, индивидуальная посуда, витамины и многое другое сделали возможным большой качественный скачок в повседневной жизни флота.

  • Кстати, на наших, русских кораблях, матросы жили и питались несколько лучше, чем их иностранные коллеги. Вот что составляло месячный рацион русского матроса в конце XVIII века:
  • — 5,5 кг мяса говяжьего в виде солонины или свежего;
  • — 18 кг сухарей;
  • — 4 кг гороха;
  • — 2,5 кг гречки;
  • — 4 кг овса;
  • — 2,5 кг масла;
  • — более 0,5 кг соли;
  • — 200 г уксуса;
  • — 3,4 л водки (28 чарок).
  • Обложка: weblancer.net

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/grogh-sukhar-i-zharienaia-krysa-byt-moriakov-parusnogho-flota

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector