Чем упырь отличается от вампира

Дампир, упырь, стригой и морой — все это разные виды вампиров. Часть из них относится к заложным покойникам — общему определению для нечисти, которая встает из могил. Узнайте, чем они отличаются и все ли вампиры несут опасность для человека.

  • В статье:

Потомок человека и вампира

Дампир — это ребенок, рожденный человеческой женщиной от мужчины-вампира. Женская половина этих сущностей неспособна к зачатию. Данное явление — новое в вампирской мифологии. Дампиры сегодня большая редкостью, ведь их отцы нечасто размножаются привычными для нас способами. Своих потомков они считают обращенных в вампиров людей.

Дампиры появились недавно, как и информация о том, что вампиры способны к традиционному размножению. Однако не каждая женщина способна зачать и выносить ребенка от нечистой силы.

Эта роль для избранных, как и превращение в вампира — многие умирают вместо того, чтобы стать живущей в вечной ночи нечистью.

Часто матери дампиров погибают при тяжелых родах или во время беременности — плод питается ее кровью, может отвергать человеческую пищу.

Дампиры живут намного дольше людей, но не вечно. Не могут они и превратить в вампира своей кровью. Их клыки редко отличаются от человеческих, но бывают крупноваты. В целом, дампир находится между человеком и вампиром.

Если он будет пить кровь, приблизится к последнему — станет бояться солнца и ощущать жажду, а живя подобно человеку, потеряет часть темных способностей. Дампир должен поддерживать баланс между нечистью и человеком.

Стрегони Бенефици

Необычный потомок может и не знать о своем происхождении, но вампирские способности рано или поздно проснутся. Уже в детстве он выделится из толпы сверстников.

Из дампиров получаются идеальные охотники на вампиров — они чувствуют их, а также могут противопоставить свои способности нечистой силе, особенно если были рождены от сильного представителя кровопийц.

Убить их также сложно, как и обычного вампира.

Дампирами нередко называли особо удачливых охотников на вампиров. Таким был Мурат Барнабар, цыган, известный в Сербии в 50-х годах прошлого века. Стрегони Бенефици считали одним из дампиров. Он не пил кровь, однако обладал необычными способностями. Стрегони Бенефици охотился на кровопийц, которые убивали людей. Сам же он обходился кровью животных.

Стригой

Стригой — персонаж молдавской и румынской мифологии. В старину его считали схожим с вампиром или упырем. В стригоя превращаются повешенные по своей воле самоубийцы или казненные таким образом преступники, а также люди, тело которых досталось нечистой силе. Он может быть как мужского, так и женского пола, но в последнем случае эту нечисть принято называть стригоайками.

Стригоя нередко путают с мороем, но это разные существа. Об их сходстве и различиях вы узнаете ниже. По легендам, у стригоев два сердца. Некоторые старинные предания гласят, что стать нечистью после повешения могут только рыжие и голубоглазые люди, однако другие источники говорят, что это существо может иметь любую внешность.

Стригой после смерти выходит из могилы и возвращается в место прежней жизни. Он пьет кровь у людей, которые могли быть его хорошими знакомыми или друзьями, насылает кошмарные сны на соседей. Стригой может терроризировать родственников человека, которому при жизни принадлежало тело. Он рассчитывает на помощь, а также на то, что их эмоции помешают его убить.

Стригоя невозможно обнаружить, не вскрыв гроба, в который он возвращается под утро каждую ночь. Иногда нечисть оставляет могилу разрытой, а сама прячется поблизости. Если есть возможность найти тело человека, который подозревается в одержимости после смерти, узнать стригоя легко. Он не подвержен тлению, тело выглядит так, словно похоронили его вчера, а не несколько месяцев или недель назад.

Если родственники не давали согласия на эксгумацию, по кладбищу водили лошадь и заставляли ее перешагивать через могилы. Стригой скрывается там, где животное встанет на дыбы и не пожелает идти дальше.

Убить нечисть проще всего днем, когда она спит и не проснется до тех пор, пока не сядет солнце.

В старину таким мертвецам отрезали головы, сердце протыкали осиновым или металлическим колом, иногда покойника еще перекладывали лицом вниз.

Морой

Если стригой — это физически существующий мертвец, который поднялся из гроба и отправился в поисках живой крови, то морой — покинувший могилу призрак. Несмотря на бесплотность, он доставляет немало проблем жителям ближайшего к кладбищу населенного пункта. Мороя относят к разновидностям вампиров, по большей части, из-за вредоносности, а также происхождения от умершего.

Стать мороем может как мужчина, так и женщина. В последнем случае злого духа называют мороайкой. Иногда мороем считали вампира, который в прошлом был не человеком, принявшим смерть, а обращенным в кровопийцу при жизни таким же существом.

Название этой нечистой силы происходит от слова «мор», и в этом нет ничего удивительного. Морой не только пил кровь и являлся в призрачном обличье, пугая людей. Он умел насылать засуху и вызывать эпидемии. В старину все знали, что если в округе появляется морой, в скором времени немало людей погибнет от болезни.

Как умирают ведьмы и колдуны и кем они становятся после смерти

Интересующихся эзотерикой людей волнует вопрос — как умирают ведьмы и колдуны? Считается, что отходят они тяжело, могут мучиться по нескольку дней, пока кто-нибудь из односельчан не догадается разобрать крышу, открыть печную заслонку или забрать магический дар.

Переданные колдуном способности считаются черными. Человек сначала болеет несколько недель, после чего получает магические силы. Деревенские поверья гласят, что принявшие дар умирающей ведьмы сильно меняются. Дело в том, что он не желает покидать мир и продлевает жизнь колдунье, растягивая ее предсмертные мучения. Только после того, как дар найдет нового носителя, ведьма сможет умереть.

Современные экстрасенсы и маги уверены, что дело в астральной части колдуньи, которая обладает разумом и желает получить нового носителя вместо умирающего.

Такой способ сравнивают с подселением сущности, этим объясняются и перемены, которые происходят с человеком. Из-за них в деревнях остерегались принимать дар.

Считалось, что добра он не приносит, к тому же, многих пугала поистине ужасная смерть ведьм.

В старину верили, что умерший колдун — это будущий заложный покойник, который может переродиться в упыря. Чтобы после смерти он не беспокоил односельчан, покойному магу подрезали сухожилия, иногда отрубали голову, протыкали осиновым колом и совершали другие манипуляции, чтобы убить нечисть.

Кого не приняла земля

Заложные покойники — именно так называли людей, которые грешны настолько, что земля не принимала их после смерти. Они были вынуждены скитаться, пугая людей и домашний скот и причиняя им вред. Часто заложными мертвецами становятся отошедшие в мир иной прежде своего часа или принявшие насильственную смерть.

К заложным покойникам в старину относили самоубийц, черных колдунов и ведьм, некрещеных, а в некоторых регионах еще и утопленников. Все перечисленные не могут перейти в загробный мир. Не нашедшие покоя души бродят по земле и вредят живым.

Заложными таких покойников называют из-за способа захоронения, который мешал им вставать из могил и бродить по земле. Их укладывали вниз лицом, а поверх гроба закладывали ветки и камни. Это делали заранее, когда хоронили самоубийцу, душегуба или человека с репутацией сильного колдуна.

Таких покойников не закапывали на церковных или кладбищенских территориях. Как правило, их могилы стояли на перекрестках за пределами населенных пунктов, в полях подальше от обжитых мест, в лесу.

Иногда тела сбрасывали в болото или овраг, чтобы нечистая сила не смогла добраться к людям.

Существовало даже поверье, которое предлагало бросить труп покойника, которого не примет земля, в болото, чтобы вызвать дождь и прекратить засуху.

В регионах, славящихся обилием нечисти, появлялись даже отдельные кладбища, на которых хоронили людей с плохой репутацией. Их земля не была освященной, церквей и часовен на территории не ставили. Кладбища-скудельницы (от слова «скудно») представляли собой простые участки земли, огороженные острыми кольями.

Проходя мимо таких могил, полагалось что-нибудь дать в дар неупокоенной душе, чтобы она не запутала в пути, не наслала болезнь или не напала, чтобы выпить кровь и съесть плоть прохожего. Подносили малоценные вещи вроде соломы или камней, иногда бросали горсть земли. Так люди словно участвовали в церемонии погребения, в которой нечистому покойнику было отказано, чем его задабривали.

Упыри в славянской мифологии

От остальных разновидностей заложных покойников упырь отличается особой агрессивностью. По ночам он выбирается из могилы и отправляется на поиски свежей крови, возвращаясь в гроб только после крика третьих петухов. От вампира он отличается тем, что стать им можно только после смерти.

В славянской мифологии упырь довольно неразборчив, пьет кровь не только людей, но и домашних животных, а потом съедает их тела. В некоторых регионах верили, что если упырь не тронул плоти человека, а выпил только кровь, тот станет кровопийцей сразу после погребения. Убитых нечистой силой хоронили так же, как и всех подозреваемых в превращении в заложного покойника.

Упыри вызывают засухи, эпидемии и голод, насылают мор на людей и скот. Ими становились проклятые при жизни люди, особенно если проклятие наложено священником. Его называли анафемой и накладывали на отличившихся особой жестокостью душегубов и еретиков. Оборотни и колдуны также имели большой шанс стать упырями после смерти.

Как выглядит упырь, в старину знали все. Он похож на человека, за исключением красноватого оттенка кожи из-за выпитой крови. Эти существа не разлагаются и не имеют характерного трупного запаха. У них нет клыков, как у знакомых каждому вампиров. Зубы заострены, словно у акулы, и эта особенность заметна только при нападении нечисти — он умеет ее скрывать.

Нередко упыри обитали среди живых, прикидываясь обычными людьми. Их боялись, ведь последствия нахождения такого существа в деревне были фатальными — известны истории из прошлого о целых населенных пунктах, уничтоженных упырями.

Нередко и живых людей обвиняли в принадлежности к нечисти, за что чаще всего сжигали. Есть у кровопийц и естественные враги — медведи и волки, которые могут одолеть сильного монстра.

Читайте также:  Каких коней использовали самые воинственные народы мира

Животные чувствуют его приближение и приходят в ярость или убегают в страхе.

Как убить упыря? Победить этого монстра ночью крайне сложно. Сквозь века дошла информация о том, что его не удавалось убить и отрядам из нескольких десятков человек. Обычное оружие упырей не берет. Убежать от него не получалось даже на лошади. Спрятаться можно только там, где есть кресты и иная христианская символика. Стены обычных же домов упырь способен проломить рукой без особых усилий.

Поэтому монстров сначала вычисляли, а днем убивали спящих — они не встают, пока светит солнце. Самым надежным способом избавиться от существа считали отрубание головы с последующим сжиганием тела. Иногда это было сделано слишком поздно, и из могил вставали люди, превращенные в нечисть упырем несколько недель и даже месяцев назад.

Существует немало разновидностей вампиров, и далеко не все воспринимают человека исключительно в роли пищи. Дампиры считают своей миссией защиту человеческого рода от порождений тьмы. Однако большая часть превращенных в упырей и прочую нечисть после смерти крайне опасны, в старину их считали основными виновниками мора, неурожая и засухи.

Источник: https://grimuar.ru/poltergeist/upyiri-moroi-prochaya-nechist.html

Упырь в славянской мифологии — как бороться с упырями?

Славянская мифология – богатейший культурный пласт, оставленный нашими предками-язычниками. После Крещения Руси славяне, не готовые моментально отказаться от привычных традиций, привнесли в христианство долю языческого мировоззрения. Поэтому ответ на вопрос, кто такие упыри и вурдалаки, нужно искать в старославянской мифологии.

Кто такой упырь?

Если пользоваться современной терминологией, упырь – это вампир, выбирающийся из могилы по ночам для того, чтобы утолить свой голод. Но, в отличие от европейских «кровососов», настоящие упыри в России не гнушались и плотью жертвы. Существовало поверье, что если упырь не съел тело жертвы, а лишь выпил всю кровь – убитый сам станет чудовищем.

В дохристианской традиции упыри это духи, приносящие смерть, засуху и мор. Им хватало одного прикосновения к человеку, чтобы тот в скором времени умер от неизвестной болезни. После принятия христианства на Руси славянский упырь – заложенный покойник, не получивший церковного отпевания и погребённый в неосвящённой земле. Кроме этого, шанс стать чудовищем получали:

  • самоубийцы;
  • пьяницы;
  • колдуны;
  • завзятые еретики и грешники.

Женщина упырь – это бывшая колдунья и еретичка. Не найдя покоя после смерти, он по ночам возвращается домой и перебирает столовые приборы. Людей, которых ненавидела при жизни, она мучает, старается довести до смерти, особенно часто упырица издевается над нелюбимыми невестками, вытаскивая их за косу на улицу.

Как выглядит упырь?

Славянские упыри были абсолютно не похожи не только на современные представления о вампирах, но даже на своих зарубежных собратьев. Легенды описывают их как оборотней, способных по своему желанию принимать любой облик или становиться невидимыми. Часто упырь принимал облик мертвеца с железными зубами, глаза которого горели адским огнём.

Если поиски упыря доходили до раскапывания могилы, оказывалось что:

  1. Мертвец не подвержен гниению.
  2. Его одежда разорвана.
  3. Руки и ноги искусаны до костей.

Существуют ли упыри?

Сложно с уверенностью сказать, что упыри существуют, но и опровергнуть это убеждение тоже невозможно. Изучением этой проблемы в России никогда тщательно не занимались.

А вот в Европе в середине XVIII века случаи вампиризма расследовались на самом высоком уровне.

Личный врач императрицы Марии Терезии Герард ван Свитен и известный учёный-богослов Антуан Августин Кальме в своих трактатах высказали абсолютно противоположные мнения на этот счёт. Кому из них верить – решать вам.

Сейчас считается, что упыри и вурдалаки — одни и те же существа, немного отличающиеся своими привычками и способностями. Появлением этого заблуждения мы обязаны А. С. Пушкину и его стихотворению «Вурдалак».

На самом деле поэт, скорее всего, неправильно записал слово «волколак», обозначавшее волка-оборотня. Литературную традицию продолжил в 1839 году А. К. Толстой, написавший готический рассказ «Семья Вурдалака».

Свидетельства об упырях

Первое летописное упоминание о упырях датировано XI веком и произошло в Полоцке. Тогда на улицах города по ночам раздавался топот и человек, неосторожно вышедший на улицу, вскоре умирал от неизвестной болезни. Сразу после появления упырей в Полоцком княжестве, во всей Киевской Руси начались беды:

  • эпидемии;
  • засуха;
  • нападения половецких племён.

Более поздние рассказы о упырях появлялись в сказках и побывальщинах, героем которых часто выступал солдат, которому с помощью хитрости и везения удавалось ускользнуть от упыря. Больше всего эти поверья были распространены в южных губерниях, на территории современных Украины и Белоруссии.

Как бороться с упырями?

Методы борьбы с этими чудовищами были похожи у многих народностей.

Если возникало подозрение, что деревню терроризирует упырь, жители шли искать могилу, на которой была бы разрыта земля или имелись ещё какие-то признаки того, что покойнику не лежится спокойно в гробу.

Либо, если недавно умирал человек, о котором говорили, что он знался с нечистой силой, раскапывали его могилу. Потом делали следующее.

  1. Переворачивали труп вниз лицом.
  2. Вбивали в спину осиновый кол.
  3. Подрезали сухожилия и ломали кости на ногах.
  4. Подрезали сухожилия над пятками и засыпали в рану щетину.
  5. Отрезали голову, вбивали в неё что-то железное и клали в ноги.
  6. Чтобы полностью уничтожить упыря, его необходимо было сжечь.

При встрече с упырём защищались крестом или сильной бранью, считалось, что нечисть боится ругательств. Ещё можно было отвлечь чудовище маком, рисом, пшеницей – чем-то мелким и имевшимся в больших количествах – упыри в славянской мифологии в таком случае немедленно начинал считать зёрна и не могли остановиться, пока всё не пересчитают.

Для защиты дома использовались:

  1. Куски железа, брошенные в огонь или разложенные на подоконнике;
  2. Кресты, выжженные над оконными и дверными проёмами свечой, со Страстного Четверга;
  3. Врагами нечистой силы считались собаки, рождённые первыми или имеющие над глазами пятна, напоминающие ещё одну пару глаз.

Книги про упырей

  1. «Упырь» А.К. Толстой. История о молодом дворянине, побывавшем на балу у упырей.
  2. «Упырь» А.Н. Афанасьев.

    Обработка русской народной сказки о девушке, вышедшей замуж за упыря.

  3. «Оборотный город» Андрей Белянин.

    Книга написана в жанре юмористического фэнтези и рассказывает о казаках, охраняющих порядок в городе, где живут ведьмы и упыри.

Кино про упырей

  1. «Вий». Экранизация повести Н.В. Гоголя, заслужившая признание и в СССР и за рубежом.
  2. «Упырь». Российское и очень необычное кино про вурдалаков и упырей, запугавших криминальных авторитетов.

Источник: https://womanadvice.ru/upyr-v-slavyanskoy-mifologii-kak-borotsya-s-upyryami

Упырь: кто такой, значение слова, мифология

В славянской мифологии существует множество упоминаний о кровопийцах. Упырь — это оживший мертвец, жаждущий человеческого мяса и крови, но это создание имеет ряд отличий от вампира и вурдалака.

Упырь — оживший мертвец в славянской мифологии

Общая характеристика

Первые упоминания об упырях были зафиксированы в языческий период. Слово имеет славянский корень «пырь», что означает «парить», «перо». В мифологии они являлись враждебными людям духами мертвецов. От чудовищ защищали берегини и Боги, которым поклонялся народ.

Со временем образ упыря изменился, это создание стало осязаемым существом. На сегодняшний день образ чудовища имеет четкое описание. К его особенностям относят:

  1. Жизнь после смерти. Чудовища являются ожившими мертвецами.
  2. Зависимость от человеческой плоти и крови. Создания питаются людским мясом или обескровливают своих жертв. Это позволяет существам продолжать свою жизнедеятельность.
  3. Уязвимость перед солнечным светом. Согласно легендам, упыри — ночные чудовища, солнце способно испепелить их кожу.

Внешность

Облик упырей в славянской мифологии описывается как «безобразный», «нечистый». Эти создания худощавы, безволосые, с выступающими суставами. Кожа чудовищ — бледно-голубая или зеленоватая. Пальцы на руках длинные, оснащены когтями с трупным ядом. Глазные резцы созданий удлинены по отношению к остальным зубам.

Тела этих существ начинают разлагаться с момента обращения, и первыми страдают внутренние органы. Несмотря на цельный облик, от упырей исходит стойкий запах гниения. Со временем нечисть иссыхает, исчезают губы и веки.



Способности

Мистическое происхождение также наделяет упырей некоторыми особенными умениями. К ним относят:

  1. Неуязвимость перед обычным оружием или болезнью.
  2. Умение превращаться в ветер, терновник или гнилой сук.
  3. Способность прятать дорогу, дурманить ум путников.
  4. Огромная сила и высокая скорость передвижения.

Способы обращения

Упырь — мертвец, который после смерти восстал для вреда людям. Поднятие мертвого зомби может быть спровоцировано разными причинами.

Особенности рождения

В южных славянских землях бытовало поверье, что отклонения во время процесса рождения могли в будущем сделать человека чудовищем. Среди подобных особенностей выделяют:

  1. Рождение в рубашке или во время поста.
  2. Зачатие в дни разгула нечисти.
  3. Врожденные дефекты.

Образ жизни

По поверьям, люди, при жизни причинявшие зло окружающим, после смерти могут стать кровопийцами. К обращению приводили такие виды деятельности:

  1. Поклонение чужим Богам, проповедование чужой веры.
  2. Убийства, воровство и насилие.
  3. Черное колдовство.
  4. Знахарство, направленное на умерщвление детей и смертельно больных.

Аномалии при смерти

Странные обстоятельства смерти всегда сопровождались суевериями. Человек мог стать упырем по таким причинам:

  1. Суицид.
  2. Смерть от клыков диких зверей.
  3. Летальный исход от чумы.

Неправильное погребение

Ритуал захоронения играл большую роль в культуре древних славян. Несоблюдение правил погребения могло обратить человека в нечисть:

  1. Отсутствие молебна.
  2. Передача острых предметов через тело покойника.
  3. Кошка или собака, перепрыгнувшие через умершего.
  4. Упавший гроб.
  5. Дождь, капающий на мертвое тело.



Отличия упыря от вампира

Слово «вампир» в переводе с румынского означает «ночной призрак». Образ этих созданий является производным от классического славянского упыря. Их отличия заключаются в образе жизни и внешнем виде.

Сравнительный критерий Упырь Вампир
Внешний вид Славянские чудовища обладали нелицеприятным внешним видом, их полусгнившее безволосое тело наводило ужас на людей. Большинство вампиров выглядели как обычные люди. Их мифическую сущность можно было выявить только с помощью зеркал и святой воды.
Способ обращения Упырем мог стать человек, ведущий неправильный образ жизни. Обращению могли поспособствовать аномалии при рождении или смерти. Вампир мог обратить любого человека в себе подобного с помощью укуса.
Рацион Славянская нечисть не только выпивала кровь своих жертв, но и употребляла мясо. Румынские вампиры питались только кровью, их тела не способны переваривать любую другую пищу.
Место обитания Старые кладбища, поля битвы, озера с большим количеством утопленников. Замки вблизи человеческих поселений.
Самоконтроль Славянские чудовища подчинялись первичным животным инстинктам. Румынские вампиры сохраняли разумность и были способны жить среди людей.



Отличия упыря от вурдалака

Согласно славянскому словарю, слово вурдалак (вовколак) переводится как «человек-волк». Эти создания являлись оборотнями, однако со временем так стали называть всех русских кровопийц и чудовищ. В своем исконном значении это существо сильно отличается от упыря.

Сравнительный критерий Упырь Вурдалак
Внешний вид Кровопийцы из славянской мифологии обладали одним обликом. Внешне упырь выглядел как оживший мертвец. Вурдалаки имели возможность изменять обличие. В большинство дней эти создания выглядели как люди, однако в определенные периоды они приобретали звериный облик.
Способ обращения Упырями могли стать нечестивые люди, или те, чье рождение и смерть сопровождались аномалиями. Человек становился вурдалаком вследствие проклятия или укуса.
Рацион Славянские чудовища пили кровь, иногда поедая мясо жертв. Оборотни питались мясом людей и животных и крайне редко пили их кровь.
Место обитания Погосты и берега озер. Леса, болота и пещеры в горах.
Самоконтроль Упыри не обладали разумом, подчиняясь животным инстинктам. Вурдалаки могли контролировать свои поступки в человеческом обличии, однако в облике зверя эти создания не отвечали за свои действия.

Вурдалаком можно стать после укуса монстра

Методы борьбы

Чтобы защитить себя от упырей, славяне использовали специальные обряды погребения. Чтобы человек не поднялся после смерти, его тело расчленяли и сжигали. Распространенными методами являлись вбивание осиного кола в сердце покойника и отрезание головы. Голову умершего клали между ног — считалось, что восставший мертвец не сможет ее найти.

В северных регионах Руси в гроб устанавливали серп на уровне шеи мертвеца. Восставшая нечисть, по поверьям, в первую очередь садилась, и подобный острый предмет обезглавливал чудовище.

В гроб подозрительного покойника насыпали зерна и мелкие монеты. По легенде, упыри любили считать мелкие предметы, и это отвлекало нечисть до утра.

Против восставшего мертвеца использовали другие методы. Чтобы защитить свой дом, славяне принимали такие меры:

  1. На окна вешали обереги из чеснока.
  2. Окропление порога и окон святой водой (в христианский период) и солью.
  3. Каленое железо, разложенное вдоль порога.

Природными врагами упырей являются домашние животные. Хорошо защищают жилище собаки и кошки. Кровопийцы не выносят петушиные крики и колокольный звон.

Чеснок, повешенный над окном, отгоняет упырей

Заключение

Славянская нечисть является прародителем многих современных чудовищ. Чтобы отличить древних кровопийц от вурдалака, оборотня и вампира, следует знать о том, кто такой упырь, его внешний облик и особенности поведения.

Источник: https://duhmaga.ru/sushestva/upyr.html

Упыри и вурдалаки из славянских легенд

Невзирая на то, что на дворе уже двадцать первый век, люди по-прежнему продолжают рассказывать различные мифы и легенды, зародившиеся еще в глубокой древности.

Так, практически у всех славянских народов сохранились леденящие кровь поверья об упырях – проснувшихся покойниках, блуждающих в ночи и сосущих кровь у людей и животных.

Особенно распространены легенды о кровопийцах среди жителей Венгрии, Польши, Украины и Румынии.

В общепринятом понимании упырь (или вурдалак) – это умерший человек, душа которого по каким-то причинам не смогла найти покой после смерти.

Покойник не поддается тлену и обретает бессмертие, по ночам он покидает свою могилу и блуждает по селам и деревням в поисках свежей крови, необходимой ему для существования.

Образ славянского вурдалака значительно отличается от образа западноевропейского вампира, популярность которого возникла в 18-19 веках и была связана с развитием романтического жанра литературы.

Европейский вампир – это утонченный, невероятно красивый и коварный аристократ, с безупречными манерами, невероятным умом и владеющий сверхспособностями. Высший свет Англии, Германии и Франции жаждал нового литературного героя, загадочного, порочного, опасного, но при этом чарующего и обольстительного. Именно так возник образ знаменитого графа Дракулы, созданный Брэмом Стокером.

В отличие от аристократов-вампиров, появившихся на свет благодаря новым веяниям в европейской культуре и литературе, образ славянского упыря берет свое начало в куда более глубокой древности. Его образ – это не дань моде, это глубинные страхи простых людей, наблюдавших в своей жизни странные и зловещие явления, которым невозможно было найти логическое объяснение.

Считалось, что вурдалаками становились умершие некрещеные дети, самоубийцы и богохульники, умершие без причастия крестьяне. Восстав из царства мертвых, они не становились умнее или привлекательнее, и у живых оставалась возможность их распознать, убить или обмануть.

Так, например, одной из слабостей упыря является его одержимость считать; кровопийца не может пройти мимо рассыпанных зерен, не посчитав каждое из них.

Именно поэтому, крестьяне часто рассыпали маковые зерна по дороге, ведущей от кладбища до деревни, с надеждой на то, что подсчет зернышек займет у кровопийцы всю ночь, и он не сможет добраться до живых до рассвета.

Кроме того, остановить вурдалака может накинутая на него рыбацкая сеть, как и в случае с семенами, упырь не может остановиться, пока не развяжет все узелки до единого.

Интересно, что у жителей Украины, Венгрии, Румынии и Польши часто перед входом в хату весели связки чеснока, сок которого, по народным преданиям, является ядом для вампира.

Уничтожить нежить также помогали серебряные предметы, а усмирить и запугать его можно было святым распятием. Так же, во многих сказаниях упоминается, что упырь не может войти в дом, пока его не пригласит хозяин.

Связана такая особенность с тем, что дом – это чистое сакральное место, защищенное энергией рода, то есть каждый из членов семьи образует особый энергетический купол, в который не может проникнуть злая энергия.

Вампир – это зло, нарушающее законы Божьи, соответственно не может проникнуть в жилище без спроса. Пригласив же его, хозяин хаты приоткрывает защитный энергетический занавес, поэтому вурдалак с легкостью переступает за порог.

В отличие от всемогущего западноевропейского собрата, славянские вурдалаки не обладали очень острым умом и ловкостью, наоборот, зачастую им приписывалась некоторая наивность и неуклюжесть, что, опять-таки, позволяло людям изловить кровопийцу и, вбив в сердце осиновый кол, навсегда подарить покой его душе и телу. Именно такими кровопийцами предстают перед зрителем персонажи польского режиссера Романа Полански в фильме «Бал Вампиров».

Мрачные истории об оживших мертвецах, наводившие страх на людей в течение многих столетий, современному человеку кажутся простоватыми и наивными, тем более что сейчас, открытия в области медицины позволили объяснить те явления, которые казались загадочными и сверхъестественными в Средневековье.

Так, например, многие особенности во внешности и поведении, приписываемые некогда людям, заподозренным в вампиризме, могут быть объяснены тяжелыми генетическими заболеваниями – порфирией и синдромом Вильсона. Обе эти болезни были особенно распространены в Закарпатье (откуда и вышли все многочисленные сказания об упырях).

При порфирии у человека изменяется состав крови, год за годом кожа больного усыхает, зубы и белки глаз приобретают красноватый оттенок, дистрофические изменения десен приводят к оголению корней зубов, зрительно удлиняя резцы и клыки, наблюдается светобоязнь и аллергия на солнечный свет.

Больные предпочитают вести ночной образ жизни. Нередко болезнь сопровождается выворачиванием суставов и деформацией пальцев; на поздних стадиях заболевания у человека возникают психозы, наблюдается агрессивное поведение. Больной может набрасываться на окружающих, рыча и впиваясь в них зубами.

Синдром Вильсона возникает вследствие поломки определенных генов, из-за чего нарушаются обменные процессы в организме человека. Медь, накапливаясь в печени, приводит к ее циррозу.

Кожа больного приобретает мертвенно-желтый вид, кроме того, медь откладываясь на роговице глаза, формирует вокруг радужной оболочки желтовато-зеленый диск, что придает взгляду неестественное свечение.

Со временем у больного возникают неконтролируемые движения в туловище и конечностях, изменяется походка, тело становится скованным. Кроме того, этот синдром очень часто вызывает психические расстройства, при которых человек может вести себя агрессивно и неадекватно.

Как видно, симптомы описанных болезней, имеют ряд схожих с вампиризмом черт. Не имея ни малейшего представления о генетике и наследственных заболеваниях, на протяжении многих веков люди могли объявлять вурдалаками тех, кто на самом деле просто был серьезно болен.

Неудивительно, что в наши дни уже невозможно найти зарегистрированные случаи нападения вампиров на человека.

Как бы там ни было, жизнь по-прежнему остается наполненной тайнами и загадками, поэтому, прогуливаясь ночью по безлюдной дороге, не помешает прихватить с собой серебряный крестик и головку чеснока.

Подпишитесь на наши Социальные сети

Источник: https://tainy.net/56192-upyri-i-vurdalaki-iz-slavyanskix-legend.html

Виды Вампиров — Дампир, Упырь, Стригой, Морой и другие сущности

Дампир, Упырь, Стригой, Морой — все это виды вампиров. Часть из них относится к заложным покойникам — общему определению для нечисти, которая встает из могил. Узнайте, чем они отличаются и все ли виды вампиров несут опасность для человека.

Дампир — потомок человека и Вампира

Дампир — это ребенок, рожденный человеческой женщиной от мужчины-вампира. Женщины-вампиры не способны к зачатию. Это явление считается новым в вампирской мифологии.

Дампиров принято считать большой редкостью, ведь вампиры нечасто размножаются более привычными для людей способами. Своими потомками они считают обращенных в вампиров людей, а не рожденных от них женщинами.

Сравнительно недавно появились первые дампиры, как и информация о том, что вампиры способны к традиционному размножению. Однако далеко не каждая женщина способна зачать и выносить ребенка от нечистой силы.

Эта роль для избранных, как и превращение в вампира — многие умирают вместо того, чтобы стать живущей в вечной ночи нечистью. Часто матери дампиров погибают при родах или во время беременности — плод питается ее кровью, может отвергать человеческую пищу, роды практически всегда очень тяжелые.

Первые дампиры появились совсем недавно — в середине прошлого столетия. Они получают все те же способности, которые имелись у его отца, однако не имеют слабостей, присущих вампирам. Если говорить о последних, то дампиры не боятся солнца и могут прожить без человеческой крови.

В остальном же, дампиры очень похожи на вампиров — они быстры, сильны и выносливы, способны регенерировать с большой скоростью. Они взрослеют с такой же скоростью, как и люди.

Правда, жить вечно они не способны, хотя и живут намного дольше людей. Не могут они и превратить в вампира своей кровью.

Вампир — Дампир — Человек

Клыки дампиров редко отличаются от человеческих, но могут быть несколько крупноваты. В целом, дампир находится между человеком и вампиром.

Если он будет пить кровь, приблизится к последнему — станет бояться солнца и ощущать жажду, а если будет жить подобно человеку, может потерять часть вампирских способностей. Дампир должен поддерживать баланс между нечистью и человеком.

Стрегони Бенефици

Дампир вполне может и не знать о своем происхождении, но вампирские способности рано или поздно проснутся. Уже в детстве он может выделяться из толпы сверстников. Из дампиров получаются идеальные охотники на вампиров.

Они чувствуют их, а также могут противопоставить свои способности нечистой силе, особенно, если были рождены от сильного представителя кровопийц. Убить дампира также сложно, как и обычного вампира.

Дампирами нередко называли особо удачливых охотников на вампиров. Так, был известен в роли дампира Мурат Барнабар, который был цыганом и был известен в Сербии в 50-х годах прошлого века.

Стрегони Бенефици считали одним из дампиров. Он не пил кровь, однако обладал вампирскими способностями. Стрегони Бенефици охотился на вампиров, которые убивали людей. Сам же он пил кровь животных.

Стригой — Вампир, которым стал повешенный

Стригой — персонаж молдавской и румынской мифологии. В старину его считали схожим с вампиром или упырем, о котором немного ниже, существом. В стригоя превращаются повешенные по своей воле самоубийцы или казненные таким образом преступники, а также люди, тело которых досталось нечистой силе.

Он может быть как мужского, так и женского пола, но в последнем случае эту нечисть принято называть стригоайками.

Стригой после смерти выходит из могилы и возвращается в места, где проживал при жизни. Он пьет кровь у людей, которые вполне могли быть его хорошими знакомыми или друзьями, насылает кошмарные сны на соседей. Стригой вполне может терроризировать родственников человека, которому при жизни принадлежало тело. Он рассчитывает на помощь, а также на то, что их эмоции помешают его убить.

Стригоя невозможно обнаружить, не вскрыв гроба, в который он возвращается под утро каждую ночь. Иногда нечисть оставляет могилу разрытой, а сам прячется где-нибудь поблизости.

Если есть возможность найти тело человека, который подозревается в одержимости после смерти, узнать стригоя легко.

Он не подвержен тлению, тело выглядит так, словно похоронили его вчера, а не несколько месяцев или недель назад.

Если родственники не давали согласия на эксгумацию, по кладбищу водили лошадь и заставляли ее перешагивать через могилы. Если лошадь станет на дыбы и не пожелает переступать через очередную могилу, значит, в ней скрывается стригой.

Убить стригоя проще всего днем, когда он спит. Он не проснется до тех пор, пока не сядет солнце. В старину таким мертвецам отрезали головы, сердце протыкали осиновым или металлическим колом, иногда покойника еще перекладывали лицом вниз.

Морой — отличия от Стригоя

Несмотря на бесплотность, он может доставить немало проблем населению ближайшего к кладбищу населенного пункта. Мороя относят к разновидностям вампиров, по большей части, из-за вредоносности, а также происхождения от умершего человека.

Стать мороем может как мужчина, так и женщина. В последнем случае злого духа принято называть мороайкой. Иногда мороем считали вампира, который в прошлом был не человеком, принявшим смерть, а обращенным в вампира при жизни другим кровопийцем.

Название этой нечистой силы происходит от слова «мор», и в этом нет ничего удивительного. Морой не только пил кровь и являлся в призрачном обличии, пугая людей. Он умел насылать засуху и вызывать эпидемии. В старину все знали, что если в округе появляется морой, в скором времени немало людей погибнет от болезни.

Ведьмы и Колдуны — кем они становятся после смерти

Многих современных людей, которые интересуются эзотерикой, волнует вопрос — как умирают ведьмы и колдуны? Считается, что умирают они тяжело, могут даже мучиться по нескольку дней, пока кто-нибудь из односельчан не догадается разобрать крышу, открыть печную заслонку или забрать магический дар.

Последний, если колдун мучительно умирает, считается черным. После его принятия человек болеет несколько недель, после чего получает магические способности. Деревенские поверья гласят, что принявшие дар умирающей ведьмы сильно меняются.

Современные экстрасенсы и маги уверены, что дело в астральной части ведьм, которая обладает разумом и желает получить нового носителя вместо умирающего. Получение колдовского дара таким способом сравнивают с подселением сущности, этим объясняются и перемены, которые происходят с человеком.

Из-за них в селах остерегались принимать дар. Считалось, что добра он не приносит, к тому же, многих пугала поистине ужасная смерть колдунов.

В старину верили, что умерший колдун — это будущий заложный покойник, который может переродиться в опасную нечисть, например, упыря. Чтобы после смерти он не беспокоил односельчан, покойному магу подрезали сухожилия, иногда отрубали голову, протыкали осиновым колом и совершали другие манипуляции, которые способны убить вампира, упыря и другую нечисть.

Заложные покойники — те, кого не приняла земля

Заложные покойники — именно так называли всех нечистых людей, которые были грешны настолько, что земля не принимала их после смерти. Они были вынуждены скитаться, пугая людей и домашний скот и причиняя им вред. Часто заложными мертвецами становятся люди, которые умерли прежде своего часа или приняли насильственную смерть.

Заложными таких покойников называют из-за способа захоронения, который мешал им вставать из гробов и бродить по земле. Их укладывали вниз лицом, а поверх гроба закладывали ветки и камни, которые должны были помешать выйти из могилы. Это делали заранее, когда хоронили самоубийцу, душегуба или человека с репутацией сильного колдуна.

Таких покойников никогда не хоронили на территории кладбищ. Они лежали за пределами церковных и кладбищенских оград. Как правило, их могилы стояли на перекрестками за пределами населенных пунктов, в полях подальше от обжитых мест, в лесу.

Иногда тела просто сбрасывали в болото или закапывали в овраге, чтобы нечистая сила не смогла добраться к людям. Существовало даже поверье, которое предлагало бросить труп человека, которого не примет земля, в болото, чтобы вызвать дождь и прекратить засуху.

В регионах, особенно славящихся обилием нечисти, появлялись даже отдельные кладбища, на которых хоронили людей с плохой репутацией. Их земля не была освященной, церквей и часовен на территории таких кладбищ практически никогда не ставили. Кладбища-скудельницы (от слова «скудно») представляли собой простые участки земли, огороженные острыми кольями.

Проходя мимо таких могил, полагалось что-нибудь дать в дар неупокоенной душе, чтобы он не запутал в пути, не наслал болезнь или даже не напал, чтобы выпить кровь и съесть плоть прохожего.

Подносили чаще всего малоценные вещи, вроде соломы или камней, иногда и просто бросали горсть земли.

Так люди словно участвовали в церемонии погребения, в которой нечистому покойнику было отказано, чем его задабривает.

Упыри в славянской мифологии

От вампира он отличается тем, кто вампир, как правило, не мертв. Упырь же происходит от умершего человека, стать им можно только после смерти.

В славянской мифологии упырь довольно неразборчив, он пьет не только кровь людей, но и питается домашним скотом. Питается он и плотью тех, у кого выпил кровь.

В некоторых регионах верили, что если упырь не тронул плоти человека, а выпил только кровь, этот человек тоже станет упырем практически сразу после похорон. Убитых нечистой силой хоронили так же, как и всех подозреваемых в превращении в заложного покойника.

Упыри могут также вызывать засухи, насылать мор на людей и скот, вызывать эпидемии и голод. Ими становились проклятые при жизни люди, особенно, если проклятие было наложено священником.

Такое проклятие называют анафемой, и накладывали его на отличившихся особой жестокостью душегубов и еретиков. Оборотни и колдуны также имели большой шанс стать упырем после смерти.

Как выглядит упырь, в старину знали практически все. Он очень похож на человека, за исключением красноватого оттенка кожи из-за выпитой крови. Если откопать такого заложного покойника, его кожа также будет красноватой. Кровь найдется и в гробу.

Упыри не разлагаются и не имеют характерного трупного запаха. У них нет клыков, как у знакомых каждому вампиров. Все их зубы заострены, словно у акулы, и эта особенность заметна только при нападении нечисти — он умеет ее скрывать.

Нередко и живых людей обвиняли в принадлежности к упырям, за что чаще всего сжигали. Есть у упырей и естественные враги — медведи и волки, у них есть шанс одолеть сильного монстра. Животные чувствуют его приближение и приходят в ярость или убегают в страхе.

Как убить упыря? Победить этого монстра ночью крайне сложно. Сквозь века дошла информация о том, что его не удавалось убить и отрядам из нескольких десятков человек. Обычное оружие упырей не берет.

Убежать от него не получалось даже на лошади. Спрятаться можно было только там, где есть кресты и иная христианская символика. Стены обычных же домов упырь способен проломить рукой без особых усилий.

Поэтому упырей сначала вычисляли, а днем убивали спящих монстров — они не встают, пока светит солнце. Самым надежным способом избавиться от них считали отрубание головы с последующим сжиганием тела. Иногда это было сделано слишком поздно, и из могил вставали люди, превращенные в нечисть упырем несколько недель и даже месяцев назад.

Существует немало видов вампиров, и далеко не все воспринимают человека исключительно в роли пищи. Дампиры, например, и вовсе считают своей миссией защиту человеческого рода от порождений тьмы. Однако большая часть превращенных в упырей и прочую нечисть после смерти крайне опасны, в старину их считали основными виновниками мора, неурожая и засухи.

Источник: https://magic-online.ru/duhi-i-sushhnosti/vidy-vampirov-dampir-upyr-strigoj-moroj-i-drugie-sushhnosti

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector