Чем занимались ассирийские мигранты в царской россии и ссср

Ассирийцы приехали в Россию и Советский Союз и Россию тремя волнами. Первая волна проходила по подписании Туркменчайского договора в 1828 году, когда ассирийцы оказались разделены границей между Россией и Персией. Многие ассирийцы оказались под суверенитетом России и тысячи их родственников пересекли границу, чтобы присоединиться к ним.

Вторая волна миграции последовала в результате геноцида во время и после Первой мировой войны.

Также множество представителей ассирийской народности и прибыли в Россию в результате геноцида со стороны турок, происходившего на территории Османской империи в 1915 г.[39]. Часть ассирийцев поселилась в России после того, как осуществила побег из Турции в 1914—1918 гг.

Беженцев было не менее 100 тысяч. Святейший Синод несториан настаивал на немедленном переходе ассирийцев в православие, альтернативой было возвращение обратно, в Турцию.

В этой безвыходной ситуации ассирийцы записывались православными, но продолжали исповедовать свою христианскую веру с несторианским уклоном.

Тогда уже в Советской России оказалось около 30 тыс. ассирийцев, чаще всего, без документов. Большинство их жило в лагерях беженцев на юге России до 1920-х годов, а затем ассирийцы расселялись оттуда в Петроград, Москву, Ростов и на Кубань.

Третья волна пришла после Второй мировой войны, когда Москва безуспешно пыталась создать зависимое государство в Иранском Курдистане[40]. Советские войска были выведены из Ирана в 1946 году и оставили ассирийцев, которые подверглись точно такому же геноциду, как и во время геноцида от турок, 30 лет назад. Опять же, многие ассирийцы нашли убежище в Советском Союзе.

С 1937 по 1959 год численность ассирийцев в СССР выросла на 587,3 %. В СССР в 30-е годы ассирийцы подверглись гонениям из-за религии и преследованиям религиозных и других лидеров.

В 1930—1940-е годы многие ассирийцы, особенно проживавшие в Грузии, и Азербайджане, подверглись репрессиям. Вторая волна репрессий против ассирийцев в СССР прошла в 1949—1950 годах. Ассирийский народ был обвинён в измене Родине, шпионаже и вредительстве. Ассирийцы подверглись высылке из Закавказья и Крыма в Сибирь. Также в Москве построили Ассирийскую церковь.

По воспоминаниям друзей, художник Хнанья Бриндаров в 1950 году хотел издать книжку ассирийских сказок со своими иллюстрациями, и в издательстве ему сказали, что называть этот народ нельзя. Книжка вышла под названием «Охотник Харибу. Восточные сказки».

По данным переписи населения 2002 года, на территории России проживало 13,6 тысячи ассирийцев, из них владеющих ассирийским языком 7762 человека[41].

1.4. Численность ассирийцев на территории СССР (согласно переписи населения 1989 г.) и РФ (согласно переписи населения 2010 г.). Динамика населения

Численность ассирийцев на территории СССР согласно переписи населения 1989 г.[42]:

§ Общая численность лиц данной национальности

26 тыс. чел. — мужчины и женщины

  • § Из них считают родным язык этой же национальности – 59,6 %
  • § Из общей численности лиц данной национальности свободно
  • владеют вторым языком народов СССР:
  • 1) русским – 43, 7%;
  • 2) другими – 19,9%[43].
  • Численность ассирийцев на территории РФ согласно переписи населения 2010 г.:
  • § Городское и сельское население:

11084 чел. — мужчины и женщины. Из них мужчин 5534, в женщин 5550[44].

§ Городское население:

8437 чел. – мужчины и женщины. Из их мужчин 4098, а женщин 4339[45].

§ Сельское население:

2647 чел. – мужчины и женщины. Из мужчин 1436, женщин 1211[46].

Динамика населения

В сравнении с данными численности населения 1989 г. В СССР численность ассирийцев, проживающих на территории РФ, сократилась больше, чем в 2 раза (на территории РФ представителей данной национальности меньше порядка 15-ти тыс. чел., чем в СССР). Причинами данного явления могут являться как смертность, так и миграция.

Также можно отметить, что более 60-ти процентов представителей данного этноса, проживавшего на территории СССР, считали язык данной национальности родным языком. Это свидетельствует не только о наличии, но и о силе национального самосознания среди ассирийцев.

Анализируя демографическую ситуацию согласно данным переписи населения 2010 года, стоит отметить, что женщины доминируют в отношении численности. Однако, наблюдая за положением статистики сельского населения, мы видим обратное явление — в деревнях и селах мужчин большинство.

Стоит также отметить, что большая часть ассирийцев проживает в городах.

Глава II. Развитие и жизнь ассирийских диаспор в условиях процесса глобализации

2.1. Демографические тенденции в развитии диаспор

Для наглядного обозрения изменения в численности ассирийцев на территории той или иной страны, я решила создать диаграмму.

2.2. Ассирийская Церковь Востока и проблема национальных меньшинств

Основателем Ассирийской Церкви Востока является апостол Фома. Именно с него и его проповеди в 35-37 гг. начинается история церкви. Позже, по преданию, в 54 г., в данной церкви проповедовал апостол Петр. Центром новой церкви стала община столицы Парфянской империи — Селевкии-Ктесифон. (ныне город Багдад).

В 310 году ее епископ объединил общины по апостольскому образцу и, централизовав церковь и сосредоточив власть в своих руках, принял титул Католикос Востока. Из-за того, что главенствующей религией Парфии, а затем Персии, был зороастризм, правители подозрительно относились к христианам, видя в них сочувствующих своему главному врагу – Риму (позднее Византии).

Поощряемые шахиншахами, народные массы время от времени устраивали христианам погромы[47]. В 410 г., на проходившем синоде церкви, католикосом был принят новый титул – Патриарх. На нем же были получены и одобрены решения Никейского Вселенского Собора и его символ веры.

После поражения несториан в 431 году, преследуемые на западе, многие из них перебрались в Персию, они создали мощную теологическую школу в Эдессе. Ассирийская Церковь приняла символ веры, который проповедовался Несторием, отвергнув решение Халкидонского собора. Таким образом, Ассирийская Церковь обособилась от прочих христианских церквей[48]. В VII-XI вв.

Ассирийская Церковь была самой обширной по территории христианской церковью. Ее посланники дошли до Китая и Монголии, куда первые принесли христианскую веру. В период расцвета насчитывалось более 300 епархий и 50 митрополий церкви. Значительным было ее влияние в Индии, где до XVI века существовала обширная община (которая была частично присоединена к католицизму португальцами).

Почти полностью церковь уничтожил Тамерлан[49]. В результате этого холокоста, в 1450 году выбранный патриарх издал закон, по которому эта должность стала передаваться только в пределах его семьи (обычно должность патриарха наследовал его племянник, так как сам патриарх придерживался целибата). В XVI веке в Османскую империю прибыли католические миссионеры.

Первоначально они должны были проповедовать веру среди турок, но по исламским законам каждому отступнику от веры Аллаха грозила смерть, и поэтому миссионеры были вынуждены ограничиться деятельностью среди местных христиан. В 1551 г., после выбора очередного патриарха, часть влиятельных семей выбрала в качестве альтернативного патриарха Иоанна Сулаку, монаха из монастыря Раббан Хормизд.

Новоизбранный патриарх совершил путешествие в Рим, и он, и его сторонники признали примат папы, создав таким образов ассирийскую униатскую Халдейскую Церковь Вавилона. В 1692, Халдейский патриарх Шимун XIII отказался от унии. Тем временем в 1607 г. Ассирийский патриарх Илия VIII перешел в унию, однако уже его преемники также отказались от нее. Таким образом, в 1692 г.

стало два ассирийских патриарха. Один – Шимун находился в Азербайджане, а другой – Илия – в Элокше, недалеко от Мосула. В 1804 г. старшая линия Илии пресеклась, так как последний не имел племянника, который бы ему наследовал. Таким образом, линия Шимуна стала единоличной главой Ассирийской Церкви Востока.

Из-за гонений во время первой мировой войны многие из них переселились в США и Европу. В том числе и Патриарх, чьей резиденцией стал Сан-Франциско. В 1964 г. начались диспуты, вызванные решением Мар Шимуна о принятии Григорианского календаря. Кроме того, оппозиция была недовольна проживанием патриарха в США, они считали, что патриарх должен находиться в Ираке – рядом с верующими.

Кроме того, недовольство вызывала и старинная традиция наследования престола. Оппозицию поддерживал Мар Фома Дармо, ассирийский митрополит Индии. В 1968 г. он приехал в Багдад и рукоположил трех епископов. Они собрали синод и выбрали Мар Фому патриархом, в противовес Шимуну. В следующем году Фома умер, и в 1970 его преемником стал Мар Адаи, митрополит Багдада. В 1975 г.

церковь потрясло убийство патриарха Шимуна XXI. Линия наследования патриаршего титула прервалась. Новый патриарх Дынха IV перенес резиденцию в Чикаго. Однако раскол не прекратился. У патриарха Дынхи 11 епископов (400 тысяч верующих ассирийцев, из них в Ираке 58 тыс. и 100 тыс. верующих в Индии), у Адаи — 5 (около 100 тысяч верующих, из них в Ираке 23 тысячи).

Последнее нестроение в Ассирийской церкви произошло в конце 2005 года, когда калифорнийский епископ Мар Баваи был уличен в переговорах с Римом о присоединении к католической церкви, после чего он был отстранен от управления епархией и извержен из сана. Однако Мар Баваи низвержения из сана не признал и начал судебную борьбу за приходское и епархиальное имущество.

На сегодняшний день митрополитом Ассирийской Церкви Востока является Мар Дынха IV. Ассирийцы, исповедующие христианство (каковых подавляющее большинство), проживая на территории мусульманских стран, которые являются их непосредственной исторической родиной, испытывают притеснения со стороны иноверцев.

Так, рассматривая нынешнее положение ассирийцев в Ираке, я обратила внимание на последние события, произошедшие на территории государства. На территории Иракской республики исламисты препятствуют христианам продавать свои дома. Как сообщает Iraq Press, в городе Мосул ассирийцы были вынуждены сотнями покинуть свои дома под давлением боевиков «Исламского государства Ирака и Шама».

При этом, согласно AINA, христиане, которые хотят выехать за пределы государства, захваченной боевиками, не имеют возможности продавать свои дома[50]. Исламисты убивают риелторов, которые имеют дело с христианами. Анонимный источник в Ниневии сообщило том, что в течение последнего года по выше указанной причине были убиты десять агентов недвижимости.

Одним из последних убитых боевиками агентов стал владелец El Nour Realty Office в Мухандисине, который был похищен и впоследствии найден обезглавленным за попытку продать дом христианской семьи. Как известно, одна из ассирийских женщин, которой все же удалось продать дом в прошлом году, рассказала Iraq Press, что брокер, занимавшийся продажей, был впоследствии убит. Рашель Ишу, ассирийка, проживающая в Мосуле, обратилась за помощью к оперативному командованию шиитских сил безопасности в Ниневии с просьбой найти решение данной проблемы, затронувшей не только ее, но и порядка пяти тысяч христианских семей[51].

  1. Данные проблемы ассирийские диаспоры испытывают постоянно.
  2. Сколько кого сейчас на востоке.
  3. Несмотря ни на что, Ассирийская Апостольская Церковь Востока продолжает существовать.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/29240.html

Великое переселение: как миллионы советских людей вдруг стали иностранцами

8 декабря 1991 года главы трех государств-учредителей СССР подписали Беловежское соглашение, в котором констатировалось прекращение существования Союза как «субъекта международного права и геополитической реальности». Вместо него возникло Содружество Независимых Государств (СНГ), которое уже не было единой страной.

Распад СССР застал в национальных республиках за пределами Российской Федерации более 28 млн россиян (в том числе, 25,3 млн этнических русских).

Вне своей исторической родины оказались 6,8 млн украинцев, 2,1 млн белорусов, 1,6 млн казахов, 1,5 млн армян – в общей сложности, более 40 млн человек, почти 15% населения всего Союза.

СССР жил как единый организм. Все составлявшие его республики непрерывно обменивались между собой не только сырьем, продуктами и товарами, но и людьми. С 20-х годов XX века шли массовые переселения по социально-этническому признаку.

После «кулаков» и их семей настал черед целых народов. Первыми в 1937-м были корейцы с Дальнего Востока, затем в 1941-м – советские немцы из европейской части России, потом, в 1944-м – крымские, кавказские этносы.

Читайте также:  Польские дезертиры русской армии: почему они воевали за шамиля

Всех их выгоняли из домов и под охраной, в товарных вагонах, отправляли на Урал, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию.

В разные годы, следуя призывам партии и правительства, десятки, сотни тысяч со всей страны ехали строить Магнитку, поднимать целину, прокладывать Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль.

Шла и обычная внутригосударственная миграция, характерная для любой страны.

К моменту распада СССР и возникновения на его месте 15 новых государств Союз представлял собой изрядно перемешанное в национально-этническом плане пространство.

Пожалуй, самый яркий пример — Казахстан, во все времена принимавший и сосланных, и «мобилизованных». Согласно данным последней Всесоюзной переписи населения 1989 года, там тогда проживали представители более чем 120 разных национальностей. Причем доля титульной нации – казахов – составляла менее 40%.

Но пройдет меньше трех десятков лет, и ситуация в корне изменится. В том же Казахстане сегодня доля этнических казахов превысила 66% — при том что общая численность населения республики вовсе не сократилась, а увеличилась примерно на миллион человек — с 16,5 млн до 17, 5 млн.

Похожим образом изменилась за эти годы демографическая ситуация и в других бывших советских республиках – правда, не везде эти изменения сопровождались приростом населения.

Процесс возвращения населения СССР в свои национальные квартиры начался задолго до распада СССР, утверждает главный научный сотрудник Института социально-политических исследований (ИСПИ) РАН Леонид Рыбаковский. По его словам, постепенное «мягкое» выдавливание из национальных республик СССР «нетитульных» граждан наблюдалось еще в 70-е годы прошлого столетия.

Началось это в Закавказье, где уже тогда, пока неявно, зрел и нагревался застарелый Карабахский конфликт между Арменией и Азербайджаном. Но уезжать из становившихся опасными мест стали не только армяне и азербайджанцы. В растущем потоке мигрантов все больше преобладали русские, переезжавшие в Россию.

«Начиная примерно с 1975 года, в РСФСР отмечается положительное сальдо миграции из республик Закавказья – Армении, Азербайджана, а затем и из Грузии. Следом этнические русские поехали из Казахстана и Средней Азии. Это было связано с ростом бытового – пока что – национализма. После распада СССР эти, тогда еще только наметившиеся, миграционные процессы значительно усилились», — говорит профессор Рыбаковский.

По словам социолога, этот рост так же был стимулирован ростом националистических настроений в республиках, и теперь уже не только на бытовом, но и на государственном уровне. Выйдя из «единой семьи народов», национальные правительства и парламенты стремились самоутвердиться, очищая свои вновь обретенные государства от «посторонних».

«Всплеск миграционных процессов между новыми государствами, образовавшимися на развалинах бывшего СССР, на 90% был спровоцирован действиями молодых национальных правительств», — убежден Леонид Рыбаковский.

Миграционные процессы 90-х определялись тем, что в республики приезжали в основном представители титульных этносов, а выезжали люди, этим статусом не наделенные. С 1989-го по 2003 годы в России стало меньше на 17,2 тыс украинцев, но больше на 351,6 тыс русских, приехавших с Украины; убыло 7,4 тыс казахов, но прибыло 1 267 тыс русских из Казахстана. Из Средней Азии переехали 1090,6 тыс этнических русских, из Закавказья — 393,8 тыс, из Прибалтики — 201,7 тыс, приводит цифры статистики Леонид Рыбаковский.

«Это была целенаправленная политика: вытеснить из национальных республик как можно больше «нетитульных», заменив их «титульными». Она проводилась в большинстве постсоветских республик, кроме, пожалуй, России и Белоруссии. Скажем, в Латвии и Эстонии «нетитульным» просто отказывали в гражданстве.

Везде активно использовалась языковая политика, применялись законы и правила, создающие этнические фильтры при приеме на работу, предпочтения в карьерном росте – везде разные, но в то же время схожие методы», — рассказывает заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александра Докучаева.

Эти методы ей сполна пришлось испытать лично. В конце 80-х Александра Викторовна работала научным сотрудником в Институте ионосферы Академии наук Казахстана.

Потом занялась политикой, была избрана депутатом Верховного Совета республики, стала одним из основателей, а затем главой республиканского славянского движения «Лад», имевшего свою фракцию в парламенте, которое отстаивало права «нетитульных».

Казахстан Александра Докучаева покинула в 1995 году – вскоре после того, как была жестоко избита в собственном подъезде неизвестными, которые посоветовали ей поскорее уезжать из республики. После чего переломали ребра.

Кто такие «оралманы»?

«В Казахстане процесс искусственного изменения демографической ситуации проходил, пожалуй, наиболее аккуратно и мягко. Намного хуже была ситуация там, где «нетитульным» семьям, детям угрожала реальная опасность для жизни, а таких мест было немало.

Потому после 1991 года изменилась не только плотность миграции, но и ее структура – к переселенцам добавились беженцы», — говорит Леонид Рыбаковский.

«Особенно много беженцев в начале 90-х хлынуло в Россию из Киргизии, где то тут, то там вспыхивали межэтнические столкновения.

После того, как в 1989-м в Ферганской долине произошли кровавые столкновения местных жителей с насильственно переселенными туда в конце войны из Грузии турками-месхетинцами, русскоязычное население начало массово уезжать и из Узбекистана.

Казахстан тогда действительно казался оазисом спокойствия», — вспоминает Александра Докучаева.

Одновременно с выдавливанием «чужих» шел встречный процесс – привлечения в национальные республики «своих».

Скажем, в Казахстане была принята целая программа по приему так называемых оралманов – соотечествеников из других стран: Китая, Монголии, Ирана. По словам Александры Докучаевой, она действует до сих пор.

В частности, благодаря этой программе, численность населения Казахстана не сокращается, а увеличивается.

«Программой предусмотрены значительные льготы для добровольных переселенцев, включающие пособия, выделение земельных наделов и предоставление жилья.

И хотя реализация ее столкнулась с серьезными трудностями – например, с тем, что адаптация вновь прибывших в республике часто оказывается очень сложной, – она по-прежнему действует.

Похожие программы поддержки соотечественников в разные годы принимались и в других постсоветских государствах – например, на Украине, в странах Балтии», — говорит Александра Докучаева.

Из бывших союзных республик, разумеется, уезжали не только русские и не только в Россию.

Например, в Казахстане к моменту распада СССР проживал почти миллион этнических немцев – примерно половина всей советской немецкой диаспоры. Значительная их часть уехала в Германию.

С этническими русскими в республиках дело обстояло иначе: бóльшая их часть, по словам Александры Докучаевой, так и осталась в местах прежнего проживания.

«Первая причина – весьма сдержанная позиция России в отношении приема тех, кого называют российскими соотечественниками, в отличие, например, от той же Германии, которая, благодаря программе репатриации зарубежных этнических немцев, приняла в 90-е годы около 10 миллионов своих соотечественников. В России за все эти годы не смогли решить две важнейшие для переселенцев задачи: во-первых, немедленного предоставления гражданства реальным соотечественникам, желающим вернуться на родину, и, во-вторых, обеспечения репатриантов дешевым социальным жильем», — объясняет Александра Докучаева.

Не имея российского паспорта, переселенцы в России не могут легально устроиться на работу, зарегистрироваться по месту жительства даже в принадлежащих им помещениях, переоформить пенсию, получить полис обязательного медицинского страхования, говорит она. Именно вопрос получения гражданства, согласно исследованиям Института стран СНГ, по-прежнему остается для них приоритетным и более важным, чем даже наделения жильем. При этом порядок предоставления гражданства для них за четверть века неоднократно менялся, но так и остался долгим, трудным и для многих нереализуемым.

С 1992 по 2013 год миграционный прирост населения России составил 9,6 млн человек. 65,1% из них – этнические русские, и в основном из «ближнего зарубежья». Эти цифры приводят в Институте стран СНГ. В то же время, по словам Леонида Рыбаковского, вести точный учет мигрантов по этническому признаку сегодня можно только очень приблизительно, ведь графы «национальность» в паспортах больше нет.

Источник: https://ria.ru/20161208/1483079330.html

Как Царская Россия Дальний Восток переселенцами заселяла

В середине XIX столетия, после окончательного присоединения земель по Амуру и в Приморье, Россия получила огромный и почти безлюдный край. К тому же отделённый от мест проживания основной массы населения сотнями, даже тысячами вёрст сибирской тайги и бездорожья.

Но всего за полвека властям Российской империи удалось решить вопрос заселения Дальнего Востока, предоставляя землю, помощь и льготы переселенцам. Алексей Волынец специально для DV вспоминает, как это было.

Переселенческий пункт близ станции Канск. Из альбома «Великий путь», 1899 год, фотограф Иван Томашкевич

Казаки на китайской границе

Первыми жителями новых земель, как это часто бывало в русской истории, стали казаки. 29 декабря 1858 года указом царя Александра II было образовано Амурское казачье войско. Вскоре, 1 июня 1860 года, появилось «Положение об Амурском казачьем войске» — первый документ в российской истории, регулировавший предоставление земель в этом регионе.

Тогда, в середине XIX века, на территории современных Амурской области, Еврейской автономной области, Сахалина, Хабаровского и Приморского краёв проживало в общей сложности около 18 тысяч человек. Для сравнения: сегодня общая численность населения в этих регионах — около 5 миллионов человек, почти в 300 раз больше.

Крошечные племена гиляков (нивхов), гольдов (нанайцев), орочей и удэгейцев были практически незаметны в бескрайней дальневосточной тайге. Новая граница России с Китаем протянулась почти на 2000 км и требовала не только охраны, но и заселения.

Казаки Уссурийского пешего батальона/ Public Domain/Wikimedia Commons

Казачье войско формировалось из казаков, бурят и крестьян Забайкалья. Их расселяли по границе, на берегах Амура и Уссури, в указанных властями местах. В качестве компенсации казаки-переселенцы получали большие земельные наделы.

Офицерам, в зависимости от звания, выдавалось от 200 до 400 десятин, а рядовым — по 30 десятин земли на каждую мужскую душу в семье. Десятина — дореволюционная мера площади — равнялась 109 соткам, или 1,09 гектара.

То есть каждая казачья семья получала в вечное владение многие десятки гектаров дальневосточной земли.

Такие меры правительства быстро дали видимый результат. Всего через год, в 1862 году, по недавно безлюдным берегам Амура насчитывалось 67 казачьих станиц с населением почти в 12 тысяч человек, а в Приморье — 23 станицы, где проживали 5 тысяч казаков.

Гектар за 3 рубля

Но для огромных пространств Дальнего Востока этого было ничтожно мало. Новое казачество позволило лишь организовать пограничную охрану, для полноценного освоения земель требовались даже не десятки, а сотни тысяч переселенцев.

Поэтому 26 марта 1861 года правительство Российской империи утвердило положение «О правилах для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях Восточной Сибири».

По этим «Правилам» переселившиеся на Дальний Восток крестьяне получали бесплатно во временное пользование на 20 лет до 100 десятин земли на одну семью с правом последующего выкупа.

Земля могла и сразу же приобретаться в собственность по цене 3 рубля за десятину.

100 десятин (или 109 гектаров) — это было почти в 30 раз больше, чем средний земельный надел крестьянской семьи в европейской части России. Кроме того, все дальневосточные переселенцы имели льготы. На 10 лет они освобождались от призывов в армию и пожизненно от уплаты подушной подати — самого большого налога, который тогда платили крестьяне.

Политика предоставления земли и льгот была успешной. За 20 лет, с 1861 по 1881 год, на Дальний Восток переехало 11 634 крестьянских семей. Но переселение к берегам Амура было очень долгим и сложным. Железных дорог к востоку от Урала ещё не построили — переезд на крестьянской телеге по сибирскому тракту и почти полному бездорожью Забайкалья растягивался на полтора-два года.

Крестьянская семья. Фото из Библиотеки Конгресса США

Выдержать два года дороги в принципе через всю Россию могли немногие. Тем более что правительство, предоставив землю и льготы переселенцам, не озаботилось поддержкой в ходе самого переселения. Преодолевать по сути пешком около 5000 вёрст от Урала до основанного в 1858 году Хабаровска крестьянам приходилось за свой счёт.

Осознав, что в таких условиях, несмотря на щедрую землю и льготы, темп переселения будет низким, правительство Российской империи в 1882 году занялось организацией переселения с привлечением самых современных тогда технологий. Решено было возить отправляющихся на Дальний Восток пароходами.

На Дальний Восток через Одессу

Такой путь получался дорогим и экзотическим: из Одессы морем, через проливы Босфор и Дарданеллы мимо Крита и Кипра к Суэцкому каналу. Далее пароходы шли по Красному морю в Индийский океан. Мимо Индии и острова Цейлон они направлялись к Сингапуру, а оттуда, вдоль берегов Вьетнама, Китая, Кореи и Японии, шли к русскому Приморью во Владивосток.

1 июня 1882 года был принят закон «О казённокоштном переселении в Южно-Уссурийский край», согласно которому ежегодно в Приморье за «казённый кошт», то есть за счёт государственных средств, переселялось несколько сотен семей.

Путь на пароходе из Одессы во Владивосток требовал не менее 50 суток, и каждая переселённая таким образом семья обходилась государству в 1300 рублей — огромная по тем временам сумма, месячный средний заработок по стране не превышал 15 рублей.

Читайте также:  Объединение северной и южной осетии: почему сталин был против

К тому же с марта 1896 года переезжающим на Дальний Восток выдавали беспроцентные ссуды в размере 100 рублей на семью сроком на три года.

Выплачивались и безвозвратные пособия на перевозку людей и имущества. Только в 1895 году на перевозку переселенцев пароходами по реке Амур государство потратило свыше полумиллиона рублей.

До завершения строительства Транссибирской железнодорожной магистрали пассажирское плавание по рекам Шилка и Амур, из Забайкалья до Хабаровска, было очень дорогим — путь занимал 10 дней, переселенцы платили 10 рублей за взрослый билет и 5 рублей за детский.

Поток переселенцев постепенно увеличивался. С 1882 по 1891 год на Дальний Восток для ведения сельского хозяйства приехали 25 223 крестьянина. В следующее десятилетие, с 1892 по 1901 год, крестьян прибыло заметно больше — 58 541 человек.

Улица Муравьева-Амурского в Хабаровске, 1900 год. Фотохроника ТАСС

В связи с ростом населения Дальнего Востока (за 20 лет более чем в 3 раза) правительство изменило нормы бесплатного наделения землёй. С 1 января 1901 года переселившаяся семья получала надел из расчета 15 десятин (чуть более 15 га) удобной земли на каждую душу мужского пола.

Тогда же правительство обратило внимание на перекос в демографии переселенцев: на Дальнем Востоке оказалось заметно больше мужчин, чем женщин. И с 1882 по 1896 год за счет государства перевозились те семьи, в которых число девочек и женщин превышало количество мужчин.

Российский орёл — одной головой на Восток

Граф Николaй Муравьёв-Амурский, с 1847 по 1861 год служил генерал-губернатором Восточной Сибири. Public Domain/Wikimedia Commons

Всего за пять последующих лет, с 1901 по 1905 год, на Дальний Восток прибыло 44 320 крестьян. Рост числа переселенцев был вызван пущенной в эксплуатацию Транссибирской железнодорожной магистралью. Отныне путь из европейской части России до Владивостока занимал не полтора года на телеге и не два месяца на пароходе, а всего две-три недели в железнодорожном вагоне.

Более того, государство побеспокоилось создать вдоль Транссиба «врачебно-продовольственные пункты», где «засельщики», как тогда официально именовались переселенцы, могли получить бесплатную медицинскую помощь и купить продукты по сниженным ценам. Детям переселенцев горячая пища предоставлялась государством бесплатно.

Следующий взрывной рост количества переселенцев на Дальний Восток был связан с аграрной политикой премьер-министра Петра Столыпина.

В апреле 1908 года он ярко и образно высказался в одном из выступлений перед депутатами Государственной Думы, возражая тем, кто был против увеличения государственных затрат на развитие Дальнего Востока: «Наш орёл — орёл двуглавый.

Конечно, сильны и могущественны и одноглавые орлы, но, отсекая нашему русскому орлу одну голову, обращённую на Восток, вы не превратите его в одноглавого орла, вы заставите его только истечь кровью…»

В ходе проведения столыпинской аграрной реформы крестьяне получили право выйти из прежней сельской общины и закрепить свой индивидуальный надел в частную собственность. Возможность продать свой участок земли позволила массе крестьян переселиться в новые районы, богатые неосвоенными, свободными землями.

В период деятельности правительства Столыпина продолжала действовать норма о бесплатном выделении на Дальнем Востоке по 15 гектаров земли на каждого крестьянина мужского пола.

При этом были увеличены в два раза, до 200 рублей, ссуды переселенцам для устройства на новом месте.

В период с 1905 по 1907 год за этой финансовой помощью обратилось свыше 90% переселенцев, прибывших на берега Амура и в Приморье.

В 1912 году для Приамурского края размер максимальной ссуды ещё раз повысили — до 400 рублей на семью. Это была немалая сумма: лошадь в Сибири стоила около 40 рублей, а корова — не более 30.

Половину ссуды переселенцы получали сразу, вторую часть — только после того, как чиновник на местах убеждался в целевом расходовании первой половины.

Такие ссуды выдавались сроком на 33 года: 5 лет переселенцы пользовались деньгами без уплаты процентов, затем платили ежегодно по 6% от общей суммы.

Весь комплекс государственных мер обеспечил резкий рост переселения на Дальний Восток. Например, только в 1907 году в Амурскую область переселилось 11 782 крестьянина, а в Приморскую область в этом же году прибыло 61 722 человека. То есть за год переселилось почти столько же, сколько за весь XIX век.

«Здесь сытнее было…»

Переселенцы конца XIX — начала XX веков в большинстве своём были неграмотными крестьянами, поэтому мемуаров о дальневосточной одиссее сельского населения не осталось. Лишь в наши дни историки и этнографы смогли записать отдельные воспоминания детей дореволюционных переселенцев.

В муниципальном районе имени Лазо Хабаровского края более века назад крестьяне-переселенцы из Белоруссии основали сёла Полетное, Прудки и Петровичи. Вспоминает Александр Титович Потюпин, 1928 года рождения, из села Петровичи: «Мои предки были из Могилевской губернии. Мне всё дедушка рассказывал, как он сюда приехал.

Приехал сюда в 1900 или 1902 году. Приехал, поглядел местность эту. А потом только в 1907 году вся семья сюда перебралась. Ехали на поезде через Маньчжурию, а потом на лошадях. Они всё хозяйство везли с собой: лошадей, утварь, семена. А надо ж было покорчевать ещё, кругом тайга была. Вначале ставили землянки.

Потом делали хаты осиновые».

Хабаровка, берег Амура, 1901 год. Emile Ninaud, Национальная библиотека Франции

Причины переселения ёмко характеризует Софья Моисеевна Самусева, 1934 года рождения, проживающая в селе Полетное: «Мать рассказывала, что на родине все жили очень бедно. В домах были земляные полы… Здесь сытнее было».

Вспоминает Крахмалёва Полина Романовна, 1926 года рождения, проживавшая в селе Чембары Свободненского района Амурской области: «Переехал вперёд наш Алексеенко Степан. Он и был первым поселенцем.

Мама сюда переехала в четырнадцатом году, а отец в двенадцатом из Киевской губернии. В шестнадцатом они поженились… Когда деревню называли, перескандалили все! Это было вскорости после свадьбы. Алексеев хотел, чтобы назвали Алексеевка! А был такой Чембаров.

Он был нужный человек. Был скандал! Но назвали Чембары…»

Всего же с 1906 по 1914 год включительно в Амурскую и Приморскую области Российской империи переселилось 44 590 крестьянских семей, или 265 689 человек.

Ими было основано 338 новых селений и освоено свыше 33 миллионов га новых земель.

На начало XX столетия это позволило не только заселить прежде почти безлюдные пространства, крепко привязав их к России, но и обеспечить внушительное социально-экономическое развитие Дальнего Востока.

Источник: https://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/kak-carskaya-rossiya-dalniy-vostok-pereselencami-zaselyala

Уровень жизни в Российской империи в начале 20 века или хорошо ли жилось народу в Царской России (30 фото)

Недавно здесь был выложен каталог велосипедов 1892 года с описанием характеристик и стоимостью. Цены были немаленькие и меня заинтересовал вопрос о их стоимости в пересчете на современные деньги и кто их мог себе позволить в Царской России. В результате изучения зарплат и цен России начала 20 века и родился этот пост.

В начале нужно было выяснить стоимость рубля того времени в перерасчете на сегодняшний рубль. «Николаевский» рубль приравнивался к 0,7742 грамма золота, поэтому проведя нехитрые вычисления мы получаем его стоимость по отношению к рублю современному — 1751 рубль. Отсюда и пойдут наши дальнейшие вычисления.1

Ну и конечно несколько слов о прочих услугах. После обеда сытых и респектабельных российских граждан на выходе из ресторана наперебой пытались уговорить поехать на пролётке извозчики. В крупных городах в те годы единственным городским транспортом являлся трамвай, как правило, цена составляла 5 копеек (87 рублей)без пересадки, и 7 копеек (122 рубля) с пересадкой. Но, конечно, основным видом транспорта были пролётки, управляемые лихими извозчиками. Обычно за поездку в России в начале 20 века внутри города извозчики брали 20 копеек (350 рублей). Но, цена всегда была договорная и менялась от степени соотношения спроса/ предложения. Хотя, даже в те дореволюционные времена привокзальные извозчики были самыми дорогими, которые без зазрения совести объявляли 50 копеек (875 рублей) за часто не очень долгую поездку от вокзала до ближайшей гостиницы. По поводу вокзалов и путешествий. Естественно, в те годы в основном путешествовали на железной дороге. Билет первого класса до Петербурга из Москвы стоил 16 рублей (28016), а в сидящем вагоне можно было доехать и за 6 рублей 40 копеек (11206). До Твери из Москвы первым классом можно было доехать за 7 рублей 25 копеек (12694), а третьим — добраться за 3 рубля 10 копеек (5430). Носильщики с радостью предлагали услугу поднести чемоданы за 5 копеек (87 рублей) . Большой багаж, занимающий всю тележку, отвозили к поезду или обратно за максимальную плату в 10 копеек (174 рубля).

2

Ну и конечно же цены на продукты. Как будет видно они были весьма высоки. Вот список цен того времени на продукты, хотя тогда всё мерили в фунтах (400 грамм), стоимость указана за килограммы для удобства восприятия:Батон чёрного черствого хлеба весом в 400 грамм – 3 копейки – 52 рублей.Батон ржаного свежего хлеба весом в 400 грамм – 4 копейки – 70 рублей.

Батон белого сдобного хлеба весом в 300 грамм – 7 копеек — 122 рубляКартофель свежий урожай 1 килограмм — 15 копеек — 262 рубляКартофель старый урожай 1 килограмм — 5 копеек – 87 рублейМука ржаная 1 килограмм — 6 копеек – 105 рублейМука овсяная 1 килограмм — 10 копеек — 175 рублейМука пшеничная высшего сорта 1 килограмм — 24 копейки – 420 рублейМука картофельная 1 килограмм — 30 копеек – 525 рублейМакароны простые 1 килограмм — 20 копеек – 350 рублейСахарный песок второго сорта 1 килограмм – 25 копеек – 437 рублейКусковой сахар рафинад отборный 1 килограмм — 60 копеек – 1050 рублейПряники тульские с вареньем 1 килограмм — 80 копеек – 1400 рублейКонфеты шоколадные 1 килограмм – 3 рубля – 5253 рубляКофе в зернах 1 килограмм – 2 рубля – 3502 рубля.Чай листовой 1 килограмм – 3 рубля – 5263 рубляСоль поваренная 1 килограмм — 3 копейки — 52 рубляМолоко свежее 1 литр – 14 копеек – 245 рублей.Сливки жирные 1 литр – 60 копеек – 1050 рублей.Сметана 1 литр – 80 копеек – 1400 рублейТворог 1 килограмм — 25 копеек – 437 рублей.Сыр «Российский» 1 килограмм — 70 копеек – 1250 рублейСыр по иностранной технологии «Швейцарский» 1 килограмм — 1 рубль 40 копеек – 2450 рублей Масло сливочное 1 килограмм – 1 рубль 20 копеек – 2100 рублейМасло подсолнечное 1 литр – 40 копеек – 700 рублейКурица 1 шт.– 70 копеек 1275 рублейЯйцо отборное десяток- 25 копеек – 437 рублейМясо телятина парная вырезка 1 килограмм – 70 копеек – 1225 рублейМясо говядина лопатка 1 килограмм – 45 копеек – 790 рублейМясо свинина шейка 1 килограмм – 30 копеек -525 рублейРыба свежая окунь речной 1 килограмм – 28 копеек – 490 рублейРыба свежая судак речной 1 килограмм – 50 копеек -875 рублейРыба свежая сом 1 килограмм – 20 копеек – 350 рублейРыба мороженая горбуша 1 килограмм – 60 копеек – 1050 рублейРыба мороженая сёмга 1 килограмм – 80 копеек -1400 рублейРыба мороженая осетр 1 килограмм – 90 копеек – 1575 рублейИкра черная зернистая 1 килограмм – 3 рубля 20 копеек – 5 600 рублейИкра черная паюсная 1 сорта 1 килограмм – 1 рубль 80 копеек – 3150 рублейИкра черная паюсная 2 сорта 1 килограмм – 1 рубль 20 копеек – 2100 рублейИкра черная паюсная 3 сорта 1 килограмм – 80 копеек – 1400 рублейИкра красная соленая 1 килограмм – 2 рубля 50 копеек- 4377 рублейОвощи капуста свежая 1 килограмм – 10 копеек – 175 рублейОвощи капуста квашенная 1 килограмм – 20 копеек – 350 рублейОвощи лук репчатый 1 килограмм – 5 копеек – 88 рублейОвощи морковь 1 килограмм – 8 копеек -120 рублейОвощи помидоры отборные 1 килограмм – 45 копеек – 790 рублейНемного про стоимость вещей в начале XX века в Царской России: Рубаха выходная – 3 рубля – 5250 рублей Костюм деловой для приказчиков – 8 рублей – 14000 рублейПальто длинное – 15 рублей – 26265 рублейСапоги яловые– 5 рублей – 8755 рублейБотинки летние- 2 рубля – 3500 рублейГармонь- 7 рублей 50 копеек – 13130 рублей Патефон- 40 рублей – 70000 рублейРояль известной марки — 200 рублей – 350200 рублейАвтомобиль без дополнительной оснастки – 2.000 рублей – 3502000 рублейАльтернативное и основное средство передвижение в те времена, естественно, была лошадь, которая стоилаЛошадь для повозки -100 рублей – 175100 рублейЛошадь ломовая, рабочая – 70 рублей – 122570 рублей

Читайте также:  Хаджи-мурaт: как часть его останков оказалась в россии

Хорошая дойная корова – от 60 рублей – 105060 рублей.

3 4 5

А теперь поговорим о ценах. И начнем с жилья. Рынка купли продажи жилья В дореволюционной России практически не было. Гораздо шире было распространена сдача в аренду жилья домовладельцами. Вообще, в дореволюционной России в начале 20 века съёмное жильё в среднем стоило 20 копеек в месяц за квадратный метр.

Если взять, например двухкомнатную квартирку в 50 квадратов, то и стоимость аренды соответственно составляла 10 рублей в месяц (17510).соответственно за шикарную 4-5 комнатную квартиру в 100 квадратов придется отдавать 20 рублей в месяц (35720). Кроме того никаких проблем с субарендой не было. Можно было снимать комнату, койко-место (как правило это 3-4 кв.м.

) или даже угол (2 кв.м.) для совсем малоимущих соответственно за 40 копеек в месяц (700 рублей). Но не стоит забывать что это средняя цена по стране. То есть это цены за жилье допустим .. где нибудь посередине Калуги в простом доме без изысков. Стоимость жилья в центре Москвы и Петербурга за 1 кв. м. колебалась от 60 до 80 копеек .

Например снять 5 комнатную квартиру метражом 120 кв.м. на Литейном В Петербурге обойдется вам в 75 рублей в месяц. (131700).

6 7 8

Ну и конечно же люди служивые. В армии офицерские жалования в начале XX века в Российской Империи после повышения в 1909 году были следующие.

Подпоручик имел оклад 70 рублей в месяц, плюс 30 копеек в день за караульные и 7 рублей доплату за наём жилья, итого всё вместе рублей 80 (140080). Поручик получал жалование в размере 80 рублей плюс те же квартирные и караульные ещё рублей 10, в сумме 90 рублей (157500).

Штабс-капитан получал оклад от 93 до 123 рублей (в среднем 192600), капитан — от 135 до 145 рублей (в среднем 245000), а подполковник от 185 до 200 рублей в месяц (в среднем 341400).

Полковник Царской армии получал от Государя жалование в размере 320 рублей в месяц (560300), генерал в должности командира дивизии имел оклад 500 рублей (875500), а генерал в должности командира корпуса – 725 (1269500) рублей в месяц

9 10

Ну конечно же как без увеселительных заведений? В те времена в России кроме классических ресторанов были распространены трактиры и харчевни. В трактире среднего уровня можно было наесться до отвала за 30 — 50 копеек. (525-870 рублей).

Например меню за данную сумму:Суп из курицы или уткиКотлеты с горошкомТелятина жаренаяВафли сливочные. Или:Щи ленивыеТелячьи ножки под соусомПудинг из хлебаЖаркое рябчики фаршированныеКрем сливочный. Или:Ветчина обливнаяБульон с клецкамиЖаркое из дичи или из домашней птицы с салатомПуншевое мороженное.

Или:Суп из налимовЖареные лещи, караси, язи и другая подобная рыбаЖаркое говядина с картофелемПоджареные сосискиНу и так далее.

Но это только еда. Выпить в трактире было недешево: за 10 копеек (175 рублей) подавали рюмку водки. Обычно это была чарка (120 грамм по старым мерам). Но зато она была добротная, казенная двойной очистки.

Вообще водка в России продавалась двух типов: красноголовка по 40 копеек (700 рублей) за полуштоф (0,61 литра) и белоголовка — водка двойной очистки за 60 копеек (1050 рублей) за полуштоф. Кроме того водку продавали штофами (1,23 литра), четвертями (чуть больше 3-х литров) и ведрами (12,3 литра).

Соответственно чем больше берешь объем тем дешевле она получается. Но как правило наиболее распространенной формой \»оптовой\» покупки водки являлась четверть, в трехлитровых бутылях. Вот трехлитровая бутыль

11

А вот и штофы

12 13 14 15 16

Учителя старших классов в женских и мужских гимназиях получали от 80 до 100 рублей в месяц. (140080 — 175100).

17 18

А сейчас зарплаты руководства. Суммы уже астрономические. Начальники почтовых, железнодорожных, пароходных станций в крупных городах имели месячные оклады от 150 до 300 рублей (262650 — 525300).

Депутаты Государственной Думы получали жалование в размере 350 рублей (612850), губернаторы имели оклады около одной тысячи рублей (1751000), а министры и высшие чиновники, члены Государственного Совета – 1.

500 рублей в месяц (2626500).

19

Гораздо больше получали врачи, например, в земских больницах у них было жалование 80 рублей (140080) , у фельдшеров 35 (61285) рублей, а заведующий больницей получал 125 рублей в месяц. (218875). В маленьких сельских больницах, где в штате был всего один фельдшер, то он получал зарплату 55 рублей (96305).

20 21 22 23

Самые маленькие оклады в начале XX века были у младших чинов государственных служащих в размере 20 рублей в месяц (35020). Столько же получали простые служащие почты, земские учителя младших классов, помощники аптекарей, санитары, библиотекари , и т.д.

24 25

Сотрудники полиции: Городовой (патрульно постовая служба) – 20 рублей (32020). Околоточный надзиратель (участковый) – 50 рублей (87550).

26

Начнем с зарплат. Итак, самой малооплачиваемой частью наёмных работников в России являлась прислуга, которая получала в месяц: от 3 до 5 рублей женская (5250 — 8755) и от 5) до 10 рублей мужская (8755 — 17510). Но, наниматель помимо денежного довольствия предоставлял слугам бесплатно крышу над головой, питание, и, как правило, ещё и одежду с «барского плеча».

27

Далее, по возрастающей заработной платы в России в начале 20 века идут рабочие провинциальных заводов, деревенских мануфактур, чернорабочие, грузчики. Их жалование составляло от 8 до 15 рублей в месяц (14008-26265).

Причём не редкостью было, когда одна десятая часть зарплаты выдавалась карточками, на которые можно было отовариться только в заводском магазине по завышенным ценам продуктами, далеко, не первой свежести. Преимущественно больше зарабатывали рабочие на металлургических заводах Москвы и Петербурга.

Зарплата этих рабочих в начале XX века в Царской России составляла от 25 до 35 рублей (43775-61285). А представители так называемой рабочей аристократии, т.е. профессиональные токари, слесари, мастера, бригадиры получали от 50 до 80 рублей в месяц (87550-140080).

28 29

Ну и напоследок пару слов о культурном времяпровождении. Например, быть в Москве и не сходить в Большой театр на оперу или балет считалось не прилично. Билеты в отдельные привилегированные ложи стоили до 30 рублей (52530), за места в первых рядах портера следовало заплатить от 3 до 5 рублей (5263-8755), а посмотреть представление на галерке стоило всего 30-60 копеек (524-1050 рублей).

30

Источник: https://trinixy.ru/121822-uroven-zhizni-v-rossiyskoy-imperii-v-nachale-20-veka-ili-horosho-li-zhilos-narodu-v-carskoy-rossii.html

Что случилось с ассирийскими мигрантами в СССР

Ассирийцы – один из самых загадочных и древних народов на земле. Даже после распада Великой Ассирийской империи, существовавшей семнадцать веков, наследие древнего государства продолжает жить в ее потомках. В том числе и в России.

По данным ассирийских организаций, людей, которые называют себя ассирийцами, в мире около 4 млн. Консолидации ассирийцев поспособствовало их христианское вероисповедание и общий язык – новоарамейский, преемственный по отношению к староарамейскому, языку, на котором проповедовал Иисус Христос.

Однако не все ученые разделяют мнение о том, что современные ассирийцы генетически восходят к обитателям Ассирии: некоторые считают, что они и есть потомки аккадоязычного населения империи, другие же – что ассирийцами их по ошибке назвали европейские миссионеры. Интересен и еще один факт: именно массовая интеграция арамейского населения нанесла ощутимый удар силе Ассирийской империи, народ которой говорил в основном на аккадском.

Как ассирийцы попали в Россию

Так или иначе, новые ассирийцы проживали после распада империи на территории арабского халифата, начиная с VII века, и в Османской империи и Персии – с XVI.

Однако в ходе русско-персидской войны в конце XIX века, из которой Россия вышла победительницей, был заключен Тукманчайский мирный договор, согласно которому христианское население Персии имело право переселиться в российскую Армению.

Многие из ассирийцев воспользовались этой возможностью и стали переезжать в Россию. В 1914 году ассирийские диаспоры были уже во многих городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, ассирийцы получали образование и становились российскими поддаными.

Вторая волна миграции ассирийцев в Россию началась во время персидской компании Первой мировой войны: после восстания в турецком тылу ассирийцев и армян российские войска пришли повстанцам на помощь. Из ассирийцев российскими военными формировались особые батальоны, которые впоследствии сражались с турками.

Но ассирийское население сильно пострадало за это – в ходе столкновений с турецкими войсками и насильственной депортации погибло около четверти всех ассирийцев, сотни тысяч людей. Это событие вошло в историю как геноцид ассирийцев во время Первой мировой войны.

Национальное ремесло

После Первой мировой, в 1919 году, на парижской мирной конференции предлагалось создать ассирийское государство, подобно тому, как три десятилетия спустя подобным образом с помощью Лиги Наций будет создан Израиль.

В 1930-е предполагалось расселение ассирийцев в Бразилии, Нигере или Гвиане. Однако предложение никто не поддержал, и беженцы-ассирийцы столкнулись с новыми проблемами. Те, кто проживал в СССР, подверглись гонениям из-за религиозных убеждений, а впоследствии, после Второй мировой – и принудительной депортации в Сибирь вместе с немцами Поволжья и другими некоренными народами России.

Ассирийцы, вернувшиеся из Сибири или избежавшие депортации, не были в состоянии жить городской жизнью, не говоря по-русски или даже не имея паспорта, и им приходилось искать способы приработка. Таким способом стала чистка обуви и ремонт обуви – этим ремеслом ассирийцы в России занимаются уже более ста лет.

Уличные сапожники и чистильщики обуви восточной внешности в Москве, Санкт-Петербурге и других городах уже давно стали неотъемлемой частью города. В ноябре 1920 году Михаил Калинин приказал «ассирийцам предоставить чистку и ремонт обуви», а в Ленинграде после войны даже существовала особая артель «Трудассириец», способствующая трудоустройству мигрантов.

Таким образом происходила постепенная интеграция ассирийцев в российское общество. Впоследствии, ассирийцы, привыкшие к родовым традициям, селились настолько компактно, что порой целые дома в Москве были заняты только ими. А необычные ассирийские фамилии быстро заменились на русские – Бен-Йохананы, к примеру, превратились в Ивановых.

Традиции современных ассирийцев

В 1940-е в СССР появилась первая ассирийская футбольная команда – «Московский чистильщик». Впрочем, ассирийцы в России были не только чистильщиками обуви, и древнее культурное наследие проявилось в полной мере у представителей диаспоры. К примеру, до Первой мировой в Грузии существовало ассирийское театральное общество, в котором ставили спектакли на ассирийском языке.

Театралы и строители, врачи и художники, ассирийцы, независимо от своих ремесел, всегда твердо следовали религиозным убеждениям и традициям общины. Они гордятся тем, что сохранили свой национальный язык спустя почти три тысячи лет, и чувствительны к исполнению обрядов и ритуалов. Многие молодые ассирийцы даже предпочитают походы с семьей в общину модным дискотекам.

Ассирийцы любят отмечать вместе с семьей христианские праздники и дни памяти ассирийских святых, танцуют традиционный танец шейхани, готовят лепешки прахат – блюдо, символизирующее падение Ниневии.

Московская ассирийская диаспора поддерживает религиозное и национальное единение: в столице существует ассирийская церковь, Храм Мат Марьям на Дубровке, при котором также имеется школа ассирийского языка и проводятся многочисленные мероприятия.

Ассирийские рестораны и интернет-магазины – все это не забавные анахронизмы, а реалии современной России.

Источник: https://123ru.net/religion/216916031/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector