Что нельзя было делать во время кулачного боя на руси

Во все времена и во всех культурах кулачный бой считался достойным и популярным спортом. В Древней Греции кулачный бой включали в программу Олимпийских игр — и никто не считал зазорным увидеть настоящую мужскую потеху. На Руси же традиция рукопашного боя существовала издревле.

Славяне всегда были известны Европе как сильные и умные воины: мужчины из любого сословия и любого рода занятий с самого детства обучались ратному делу.

Сегодня мы расскажем вам об истории и судьбе русского кулачного боя — традиции, которая приводит в восхищение каждого, в чьих жилах течет славянская кровь.

1

Основные правила
Что нельзя было делать во время кулачного боя на Руси
Русский кулачный бой никогда не был беспринципной рукопашной схваткой. Существовал целый свод правил и уставов, регулирующий поведение бойцов. Так, запрещено было добивать упавших на землю — никакого партера в те времена не практиковалось. Участнику схватки было достаточно присесть на корточки, чтобы сдаться. Нападение со спины также не допускалось, как и удары ниже пояса.

2

Экипировка бойца
Что нельзя было делать во время кулачного боя на Руси
Все участники боев должны были одеваться подобающим образом. Никаких особенных правил к типу одежды не предъявлялось — лишь бы не голый — но без меховой шапки, смягчающей удар, и меховых рукавиц человека в схватку не пускали.

3

Подготовка к бою
Что нельзя было делать во время кулачного боя на Руси
К схватке готовились заранее. Бойцы относились к грядущему побоищу весьма ответственно: прекращали употреблять спиртное за неделю до назначенной даты, проводили больше времени за физической работой, ежевечерне расслабляя уставшие мускулы в бане. Менялся и рацион — его основу составлял хлеб и мясо, что позволяло поединщику в короткие сроки набрать подходящий вес.

4

Пляска горбатого
Что нельзя было делать во время кулачного боя на Руси
Русский кулачный бой — явление, скорее, культурного порядка. Участники никогда не отходили от негласного свода ритуалов подготовки. В Древней Руси, например, бойцы практиковали особый танец, «пляску горбатого» или «ломание». Человек старался передать движениями повадки медведя, надеясь, в ответ, получить силу этого зверя.

5

Проход и задирание противника
Что нельзя было делать во время кулачного боя на Руси
Перед схваткой «воины» устраивали показательный проход по улицам города. Во время него участники пели боевые песни, а толпившийся люд старался раззадорить бойцов как можно сильнее. Конечной точкой маршрута становилось место схватки: здесь мужики выстраивались в несколько рядов и начинали хулить оппонентов непотребными жестами и возгласами. Первыми в рядах стояли молодые мальчишки, которые кидались в драку еще до начала основного боя. Зрелище их побоища доводило бойцов до нужной кондиции — глава отряда выкликивал ритуальное «Даешь боя!» и потеха начиналась.

6

Как и куда били
Что нельзя было делать во время кулачного боя на Руси
Никакого оружия на поле не было. Любому, кого уличали за кусочек свинца в перчатке, грозила очень серьезная кара. Существовало три основных типа ударов: костяшками, основанием кулака (дробящий удар сверху вниз) и головками фаланг. Бить старались в голову и солнечное сплетение: в условиях окружающего хаоса общей драки, нужны были максимально действенные, быстрые и простые удары.

7

Надежи
Что нельзя было делать во время кулачного боя на Руси
Каждый отряд имел в своем составе нескольких опытных, сильных и выносливых бойцов. «Надежы» использовались в качестве основного ударного средства для разрыва строя противника. Удачный таран создавал брешь в отряде, куда и устремлялись все остальные бойцы. Чтобы нейтрализовать опытного надежу, требовалась отточенная тренировками тактика. Бойца впускали за первую линию строя, сразу смыкая ее за его спиной. Здесь надежу встречали опытные мастера индивидуального боя.

8

Сцеплялка-свалка
Что нельзя было делать во время кулачного боя на Руси
Этот тип массовой драки требовал от участников не только силы, но и завидного умения хладнокровно оценивать постоянно меняющуюся диспозицию. Сцеплялка-свалка, на первый взгляд, выглядит хаотичным побоищем большого количества людей — здесь не соблюдают строя и не стараются вытеснить отряд противника. Каждый выступает сам за себя, каждому противостоят все остальные.

9

Стенка на стенку
Что нельзя было делать во время кулачного боя на Руси
Самым распространенным типом кулачной схватки была стенка на стенку, регулируемая строго соблюдаемыми правилами. Эта драка напоминала сражение двух отрядов противников на настоящем поле боя: вожаки использовали тактику, руководя бойцами таким образом, чтобы заставить врагов-поединщиков обратиться в бегство. Индивидуальные схватки не поощрялись, всех своих «солдат» атаман приучал неукоснительно следовать приказам на благо всего отряда и следил за тем, чтобы опытные, излишне самоуверенные бойцы не лезли вперед в одиночку, где их могли бы нейтрализовать количеством.

10

Сам на сам
Что нельзя было делать во время кулачного боя на Руси
Индивидуальные бои, само собой, считались наиболее уважаемой схваткой. Здесь на первый план выходили личные качества поединщиков. Очень часто такие бои могли использоваться для определения правоты ответчика в суде: считалось, что правый человек более уверен в себе — то есть, гарантированно побеждает. При поединке «сам на сам» нельзя было противника добивать: упавший проигрывал автоматически.

11

Запрет кулачного боя

Первые запреты общественных кулачных боев начались уже после Крещения Руси. Дело в том, что славяне-язычники посвящали драки Перуну, покровителю воинов и боевых искусств. Его, естественно, в христианском пантеоне видеть никто не желал.

Митрополит Кирилл в 1274 году постановил даже отлучать от церкви участвующих в боях мужчин. Несмотря на все препоны, кулачные бои никуда не ушли. Не помешали даже очень серьезные меры уголовного характера, предусмотренные для бойцов в XVII веке.

Петр I, напротив, всячески поощрял схватки и даже несколько раз устраивал их сам, «дабы показать удаль русского народа». После него традиции боев практически не притеснялись, однако правление Николая I стало началом окончательного забвения этой славной традиции.

Император категорично запретил кулачные бои, а после 1917 года коммунисты сочли эту практику еще одним наследством царского режима — что было равносильно прямому запрету.

Источник: http://dnpmag.com/2018/02/13/istoriya-russkogo-kulachnogo-boya-2/

Источник: https://zefirka.net/2018/02/14/kulachnyj-boj-na-rusi/

Русский кулачный бой — драка или молодецкая забава?

На Руси четко различали обычную драку и поединок «на кулачках», который проводился по особым правилам. Существовало три основных вида поединков «один на один», «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».

Самым почетным боем был «один на один». Была даже особая категория бойцов, которые предпочитали только его, не участвуя в «стенках» и «сцеплялках». Имена таких бойцов были окружены легендами, а многие даже остались в истории. В книге М. И.

Пыляева «Старое житье», изданной в середине XIX века, написано о таких бойцах: «Лучшими из них считались в тридцатых годах тульские: Алеша Родимый, Никита Долговяз, братья Походкины, семейство Зубовых, Тереша Кункин — их с почетом развозили купцы по городам».

Что нельзя было делать во время кулачного боя на Руси

Боя «один на один» не чурались и некоторые дворяне, так как поражение в таком поединке не считалось бесчестием. Известным кулачником был граф Григорий Орлов, любивший помериться силами с прославленными бойцами. А другой известный силач того времени, генерал В. Г.

Костенецкий, наоборот, категорически отказывался участвовать в поединках, опасаясь, что ненароком искалечит или убьет противника. О его силе ходили легенды, в боях с французами он рубился полуторным палашом, который ему выдали из Оружейной палаты, разваливая противников от плеча до седла. Были и «счастливцы», отведавшие его кулака.

В одном из боев 1809 года он выбил французов с захваченной ими русской батареи, действуя только кулаками и артиллерийским банником.

Что нельзя было делать во время кулачного боя на Руси

Наиболее зрелищным всегда считался бой «стенка на стенку», в котором могло участвовать более сотни бойцов. Обычно о таком бое договаривались заранее, согласовывая место и количество бойцов, которое могло быть неравным, но с незначительной разницей.

Сражались «деревня на деревню», «улица на улицу», «одна часть городка против другой», «купцы против грузчиков» и т. п. М. И. Пыляева пишет, что «лучшими бойцами стенка на стенку славились казанские суконщики; всегдашними соперниками их были татары. В Херсоне суконщики дрались с евреями-караимами.

В Туле известны бои оружейников с посадскими; в Костроме — дебрян с сулянами».

Что нельзя было делать во время кулачного боя на Руси

Бой «сцеплялка-свалка» проводился редко и популярностью не пользовался. В этом виде боя противники не соблюдали строй и «тузились врассыпную или в толпе».

При кулачных боях строго соблюдались определенные правила: лежачего не бить, выходящего из боя не добивать, бить только руками и выше пояса, в кулак ничего не зажимать, в рукавицы не вкладывать. В азарте боя случались и нарушения, но за этим строго следили. Провинившегося бойца могли вывести из боя, «дисквалифицировать» на определенное время и подвергнуть своеобразному штрафу.

Что нельзя было делать во время кулачного боя на Руси

В середине XVII века Михаил Романов издал специальный указ, по которому кулачный бойцов полагалось «имать и приводить в земский приказ и чинить наказанье». Подобные запреты затем издавали почти все российские монархи, хотя сами временами любили посмотреть на «кулачные забавы».

Любопытно, что в наше время некоторые энтузиасты боевых искусств пытаются возродить и русский кулачный бой, даже проводят поединки, в том числе и «стенка на стенку».

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/sport/articles/25042/

❖Кулачные бои на Руси

В Древней Руси часто проводились кулачные бои. Существовади они в России начиная с глубокой древности до начала XX века.

Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины.

Для обозначения состязаний кроме термина «кулачный бой» использовались такие как: «кулачки», «бойовище», «навкулачки», «кулачная бойка», «бойка».

История

В России существуют собственные традиции боевых единоборств. Славяне были известны всей Европе как доблестные войны.Так как войны на Руси были частым явлением, каждому мужчине следовало владеть ратными навыками.

Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя.

Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои».

Первые упоминания о таких поединках были сделаны летописцем Нестором в 1048 году:«Себо не погански ли живемъ… нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела. »

Правила и виды кулачного боя

Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Считающийся видом кулачного боя «сцеплялка-свалка», в действительности — самостоятельное единоборство, русский аналог панкратиона, бой без правил.

Самый древний вид боя — «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».

Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них — неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду.

Читайте также:  Оборона соловецкого монастыря в 1854 году: как монахи противостояли английскому флоту

Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой.

У каждой «стенки» был свой руководитель — «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов.

Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу» были опытными мастерами боя «сам на сам».

«Сам на сам» или «один на один» был самым почитаемым видом боя.Он напоминал старый бокс голыми руками в Англии. Но русский вид боя был более мягким, так как существовало правило, запрещающее бить лежачего, тогда как в Англии оно было введено только в 1743 году. Бои «один на один» могли организовываться специальным человеком, а могли быть и стихийными.

В первом случае бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность могла проходить в любом месте, где собирался народ: ярмарки, праздники. Поединки «сам на сам» при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Этот способ доказать свою правоту назывался «поле». «Поле» просуществовало до смерти Ивана Грозного.

Русские бойцы использовали только удары кулаками — что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой.

Использовались три ударных поверхности, что соответствует трём ударным поверхностям оружия: головки пястных костей (укол оружием), основание кулака со стороны мизинца (рубящий удар оружием), головки основных фаланг (удар обухом).

Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу»), и под рёбра («под микитки»).Никогда не использовалось продолжение поединка на земле (борьбa в партере).

Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.

Борьба с кулачным боем

Славяне считали покровителем боевых искусств Перуна. После Крещения Руси началась борьба с языческими обрядами, под которые попадали и ратные состязания в честь Перуна.

В 1274 году митрополит Кирилл, собрав во Владимире собор, среди других правил постановил: «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать».

Духовенство считало кулачные бои богомерзким делом и наказывало участников по церковным законам.Это осуждение привело к тому, что во время правления Федора Иоанновича (1584 – 1598) не было зафиксировано ни одного поединка на кулаках.

Само правительство обычно не поощряло, но и не преследовало кулачных боев.

Настоящее ограничение кулачных поединков началось в XVII веке. 9 декабря 1641 года Михаил Фёдорович указал: «которыя всякия люди учнутъ биться в Китае, и в Беломъ каменномъ городе и в Земляномъ городе и тех людей имать и приводить в земский приказъ и чинить наказанье».

19 марта 1686 года вышел указ, запрещающий кулачные бои и назначающий наказания участникам:«Которые люди изыманы на кулачныхъ бояхъ; и темъ людямъ за те ихъ вины чинить за первый приводъ бить батоги, и имать приводныя деньги по указу, за другой приводъ бить кнутомъ, да имать приводныя деньги вдвое, а въ третий темъ чинить потомужъ жестокое наказанье, бить кнутомъ и ссылать въ ссылку въ Украйные городы на вечное житье».

Однако, несмотря на все указы, кулачные бои продолжали существовать, а участники теперь стали выбирать из своей среды сотского, десятского, которым доверялось следить за исполнением всех правил боя.

Существуют сведения, что Петру I нравилось устраивать кулачные бои, «дабы показать удаль русского народа».

В 1751 году прошли жестокие бои на Миллионной улице; и о них узнала Елизавета Петровна. Императрица пыталась снизить количество опасных поединков и приняла новое постановление, препятствующее их проведению в Санкт-Петербурге и в Москве.

При Екатерине II кулачные бои пользовались большой популярностью.Граф Григорий Орлов был хорошим бойцом и часто приглашал известных кулачников померяться с ним силой.

  • Николай I в 1832 году полностью запретил кулачные бои «как забавы вредныя».
  • После 1917 года, кулачный бой был отнесен к пережиткам царского режима, и, не став спортивным видов борьбы, уходил из жизни.
  • В 90-х годах XX века начали осуществляться попытки возродить школы и стили славянских боевых искусств, включающие в том числе и кулачный бой.
  • Кулачный бой в искусстве
  • «Повесть временных лет» рассказывает историю Яна Усмошвеца (Кожемяки), убившего перед поединком с печенегом голыми руками быка, а после этого победившего и печенега.

В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова описывается кулачный поединок между опричником царя Кирибеевичем и купцом Калашниковым. Степан Парамонович Калашников победил, отстояв честь жены, оскорблённую Кирибеевичем, и «постояв за правду до последнева», но был казнён царём Иваном Васильевичем.

Художник Михаил Иванович Песков отразил популярность кулачного боя во времена Ивана Грозного в своей картине «Кулачный бой при Иване IV».

Сергей Тимофеевич Аксаков описал увиденные им кулачные бои в Казани, на льду озера Кабан в своём «Рассказе о студенческой жизни».

Что нельзя было делать во время кулачного боя на Руси Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Кулачный бой».

Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описал кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями… выдвинут из своей «стенки» против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…»

Сте́нка на сте́нку — старинная русская народная забава. Заключается в кулачной схватке двух линий («стенок») между собой. В стоношном бою учавствуют лица мужского пола от 18 до 60 лет. Количество участников варьируется от 7-10 до нескольких сотен человек. Целью таких боев является воспитание мужских качеств у молодёжи и поддержка физической формы всего мужского населения. Наиболее массовые бои стенка на стенку устраиваются на Масленницу.
Стеношный бой

Стеношный бой или бои стенка на стенку — старинная русская народная забава. Заключается в кулачной схватке двух линий («стенок») между собой. В стеношном бою учавствуют лица мужского пола от 18 до 60 лет.

Количество участников варьируется от 7-10 до нескольких сотен человек. Целью таких боев является воспитание мужских качеств у молодёжи и поддержка физической формы у мужского населения.

Наиболее массовые бои стенка на стенку устраиваются на Масленницу.

Основные правила

Стенки строятся в несколько рядов (обычно 3-4) напротив друг друга на расстоянии 20 – 50 метров. По команде судьи, начинают двигаться навстречу друг другу. Задача вытолкать стенку противника за первоначальную позицию. Во время соступа разрешены удары в корпус и в голову, либо только в корпус. Запрещены удары ногами и атака сзади.

История Стеношных боев

Особой любовью в России пользовался сохранившийся до наших дней так называемый стеношный рукопашный бой.

О популярности именно стеношной формы кулачного боя, о так называемых боях “стенка на стенку”, свидетельствуют и воспоминания очевидцев – Пушкина и Лермонтова, Бажова и Гиляровского, а также изыскания первых русских этнографов, описателей народной жизни – Забелина и Сахарова, строки полицейских протоколов и государственных указов.

В архивах хранится изданный Екатериной I указ от 1726 года “О кулачных боях”, определявший регламент рукопашных схваток. Так же существовал указ “О небытии кулачным боям без позволения полицмейстерской канцелярии”.

В указе говорилось о том, что желающие участвовать в кулачных боях, обязаны выбрать представителей, которые должны сообщить в полицию о месте и времени боя и отвечать за его порядок. Выдержка из воспоминаний М.

Назимова о кулачных боях в Арзамасе объясняет, какое значение имели данные указы и каким образом относились в провинции к кулачным боям в начале XIX века.

« Местные власти, кажется, смотрят на этот… обычай сквозь пальцы, не имея, вероятно, в виду положительных предписаний начальства, а может быть и сами исподтишка были зрителями подобных побоищ, тем более, что многие значительные в городе люди поборники старины, считали эти забавы весьма полезными для развития и поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа. Да и мудрено было арзамасскому градоначальнику, то есть городничему, справиться при помощи 10-15 будочников и даже полной инвалидной команды в 30-40 человек со сборищем бойцов, которое, кроме подзадоривающих их многочисленных зрителей, простиралось, по словам очевидцев, до 500 человек.

Указ о повсеместном и полном запрещении кулачных боев был включен в свод законов Николая I в 1832 году. В томе 14, часть 4-я, статья 180 кратко говорит:« Кулачные бои как забавы вредные вовсе запрещаются. »

То же дословно было повторено и в последующих изданиях этого свода законов. Но, несмотря на все запреты, кулачные бои продолжались. Они проводились в праздничные дни, иногда каждое воскресенье.

Название “стенка” произошло от традиционно установившегося и никогда не менявшегося в кулачных боях боевого порядка, в котором стороны бойцов выстраивались в плотную линию из нескольких рядов и шли сплошной стеной на “противника”.

Характерная черта стеношного боя – линейные построения, необходимость которых диктуется задачей состязания – вытеснить противоположную партию с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался, собирал новые силы и после передышки снова вступал в бой.

Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился обычно по несколько часов, до тех пор пока одна из сторон окончательно не одолевала другую. Стеношные построения имеют прямые аналогии с построениями древнерусской рати.

Масштабы массовых кулачных боев были самыми различными. Бились улица на улицу, деревня на деревню и т.п. Иногда кулачные бои собирали по несколько тысяч участников. Везде, где происходили кулачные бои, имелись постоянные традиционные места для боя. Зимой обычно бились на льду реки.

Этот обычай биться на замерзшей реке объясняется тем, что ровная, занесенная снегом и утрамбованная поверхность льда была удобной и просторной для боя площадкой. Кроме того, река служила естественной границей, разделявшей город или район на два “лагеря”.

Излюбленные места для кулачных боев в Москве в XIX столетии: на Москве – реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастыря, у Воробьевых гор и др. В Петербурге бои происходили на Неве, Фонтанке, у Нарвской заставы.

Читайте также:  Метелкин: в какого спасителя верили русские крестьяне

У “стенки” был предводитель. В разных областях России его называли по разному: “башлык”, “голова”, “староста”, “боевой староста”, “предводитель”, “старый чоловик”.

Накануне боя руководитель каждой стороны вместе с группой своих бойцов разрабатывал план предстоящего боя: например, выделялись сильнейшие бойцы и распределялись по местам вдоль всей “стены” для руководства отдельными группами бойцов, составлявших боевую линию “стены”, намечались резервы для решительного удара и маскировка в построении главной группы бойцов, выделялась особая группа бойцов для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определенного бойца со стороны противника и т.п. Во время боя руководители сторон, непосредственно участвуя в нем, подбадривали своих бойцов, определяли момент и направление решительного удара. У П.П. Бажова в сказе “Широкое плечо” приведено наставление башлыка своим бойцам:« Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли.

– Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой-Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтоб всем заодно, широким плечом. Действуй, как сказано.»

Источник: http://ruklinok.info/news/2011-01-07-1364

Что нельзя было делать во время кулачного боя на Руси

Кулачный бой — одно из древнейших боевых искусств человечества. Он был популярен в Древнем Риме, Греции. Обожали кулачный бой и на Руси еще до ее христианизации. Как и всякое боевое искусство, сражение на кулаках имело определенные правила и запреты.

Не бить лежачего

Один из главнейших запретов русского кулачного боя выражался в формулировке «Лежачего не бьют!» Мощный удар кулака опытного мастера вполне мог сбить с ног дородного мужика. Как только противник оказывался на земле, его оставляли в покое.

Бой продолжался лишь после того, как сраженный поднимался на ноги. В противном случае бойцу, отвесившему решающий удар, присуждалась победа.

Использовать только кулаки

В сражении можно было пользоваться только кулаками. Удары головой, коленями, пятками и другими частями тела — табу.

Русские «кулачники» применяли 3 поверхности кулака: со стороны костяшек — «удар оружием», со стороны сжатых в кулак фаланг пальцев — «обухом», со стороны основания кулака возле мизинца — «рубящий удар». Локти или предплечья в дело не шли.

Не бить ниже пояса

В кулачном бою разрешалось бить противника только выше пояса. Никаких подсечек, контактов в пах или ноги! Бойцы старались наносить врагу сокрушительные удары по голове, ребрам («под микитки») или солнечному сплетению (это называлось «бить в душу»).

Чтобы при столь ограниченном наборе приемов выйти из схватки победителем, нужно быть мощным и виртуозным бойцом. Кулачный бой был настоящей проверкой на прочность и молодецкую удаль. За это его и любили в народе.

До первой крови

Категорически запрещалось добивать истекающего кровью противника. Если у того начиналось кровотечение, сражение полагалось прекратить. Однако и при таком ограничении в кулачных боях часто бывали смертельные случаи.

Никакого оружия

Главное правило — сражаться голыми руками — строго соблюдали абсолютно все бойцы. Никаких ножей, кастетов и даже варежек не использовали. В противном случае участника боя могли не только дисквалифицировать, но и ославить как подлого труса. А это на Руси считалось хуже смерти.

Последнее негласное правило касалось времени проведения боев. Обычно «кулачники» не дрались просто так, на улице. Такое поведение считалось чем-то недостойным. Бои проводили по большим праздникам: на Масленицу, Крещение, Петров день и пр.

Сражение имело массовый характер. Опытные и молодые бойцы собирались в специально для этого отведенном месте — на замерзшей реке или где-то неподалеку от праздничных гуляний — и шли друг на друга рядами, «стенку на стенку».

Существовал и одиночный бой — «один на один», — в который обычно вступали вожаки и самые опытные бойцы. Победа в таком сражении приносила мужчине чуть ли не бессмертную славу. Победителей почитали и помнили годами.

HeartPoopHahaLoveWowYaySadAngry

Источник: https://tstosterone.ru/chto-nelzya-bylo-delat-vo-vremya-kulachnogo-boya-na-rusi/

Кулачный бой на Руси

«Кулачный бой – душе разгул!»русская народная пословица

Издревле известные в России борьба и кулачный бой составляли одну из любимых народных забав.

1 Вот что говорилось о кулачной потехе в Воронежских Губернских Ведомостях за 1851 год: «Первейшею забавою наших предков, не только простого народа, но даже бояр и князей, почитался кулачный бой, как образец и школа войны: тут молодые люди приучались к неустрашимости и отваге».

2 Сахаров же писал о кулачном бое: «Кулачный бой в Русской семейной жизни считался удовольством, приводившим некогда в гордость и раздоры целые селенья и города. Подвергать себя из доброй воли побоям, бить других без пощады – было роскошным весельем для наших отцов и дедов».3 Кулачная потеха давно известна на Руси. Летописцы говорят о ней еще в начале XIII в.

с какою-то восторженностью. Великий Князь киевский Мстислав III и князь псковский Владимир, ободряя перед битвою своих союзников новгородцев и смоленцев к храброму отражению великого князя Юрия Всеволодовича, представили им на волю: сразиться на конях или пешими. Новгородцы отвечали: «Мы не хотим на конях, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках».4

Очень интересно, что на Руси вплоть до Куликовской битвы (1380 г.) сражение предварялось единоборством. Вот как свидетельствует «Повесть временных лет»: «В год 992…

подъехал князь печенежский, вызвал Владимира: выпусти ты своего мужа, а я своего, и пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года, а если мой – то будем разорять вас три года… И удавил муж печенежина руками до смерти.

И бросил оземь. Раздался крик, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их…».5

Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Целый комплекс разминочных игр, единоборств был великолепной воинской школой.

Среди дошедших до нас боевых игр-забав можно назвать такие, как: «Царь горы», «Прятки», «Козел», «Облавка» и др. Боевые игры-забавы формировали и развивали навыки, которые непосредственно пригодились бы при ведении боя.

Например, в прятках развивалось умение в короткий срок замаскироваться, стать невидимым для противника, выждать удобный момент для атаки из засады.

Умение вести бой против превосходящего по количеству неприятеля, используя преимущества местности, отрабатывалось в игре «Царь горы», атака на всадника запрыгиванием сзади – в игре «Слон», сбивание противника ногами в прыжке – в игре «Облавка». Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои».6

Кулачные бой мог быть «один на один», «стена на стену» или «свалкою».7 Ожесточенная драка, рукопашный бой в Курской области называется «неразволочная»: «у них, что день, неразволочная идет».

Победителя в кулачных боях, самого стойкого бойца называли «стоёк». Сама борьба, схватка, рукопашная драка называлась «емки».

А сойтись открыто, грудь с грудью, в рукопашную – «нагрудную сойтись», «сразиться нагрудную», «пойти нагрудки» (курск.).8

В основном кулачные бои проводились на масленичной неделе: «…на масленичной неделе – кулачки. Почти всю неделю».9 Сахаров указывал, что «бои начинались с зимнего Николы и продолжались до сборного воскресения».10 Один из информаторов Орловской губернии сообщал, что в деревне Мешковой «бьются на кулачки».

Сроки для таких сражений были строго регламентированы: на второй день Рождества, Новый год, Крещение, в субботу и в воскресенье Масленицы.11 Афанасьев А. Н. также указывал на то, что «Ярилово празднество …

сопровождалось песнями, музыкой и плясками, после которых народ разделялся на две стороны и начинал кулачный бой – стена на стену».12

Есть сведения, что в Нижегородском Поволжье сохранилась архаическая форма кулачных боев, когда в них участвовали женщины, что по мифологическим представлениям должно было влиять на производительность льна.13 Люди поговаривали что «если хорошо похлещутся, год урожайным будет», а старики подначивали молодежь: «Давайте, а то урожая летом не будет».14

На кулачный бой созывали возгласами: «Давай, давай на кулак!». Начинали «кулачки» подростки 10-12 лет. К ним присоединялись взрослые парни. Следующими вступали в борьбу женатые мужики. Иногда участвовали даже старики.

15 Дрались порядок на порядок в одной деревне, деревня на деревню, несколько деревень с каждой стороны, даже волость на волость.16 Русская кулачная борьба имела ряд жестко соблюдавшихся правил. Нельзя было бить лежачего. Также нельзя было бить того, кто присел.

Запрещены были удары сзади, стыла, обязательно следовало заходить вперед, лицом к лицу с противником. Разрешалось биться только голыми руками – в кулаке ничего не должно было быть. Нарушителей этих норм наказывали самосудом: их била собственная команда.

17 При общей свалке уже действовали не одни руки, но ноги и колена; били безжалостно своих противников в живот, в грудь и лицо, но лежачего не били, оттого вошло в поговорку: «лежачего не бьют».

Записные бойцы стояли в отдаленности, наблюдая за бьющимися; каждая из противных сторон уговаривала отличных бойцов перейти на их сторону, обещая им большие подарки и вина до упою.

Когда стена гнала стену, тогда молодец-боец, или надёжа-боец, засучив рукава и сжав со скрежетом зубов оба кулака, летел бешеным зверем с распущенными волосами и наносил страшные удары… Кто более других удерживался на месте и более переносил удары, тот приобретал уважение и превозносился даже его недругами.

По пробитии стены оставались на месте одни бойцы-молодцы. Их битва была ужасная. Одни из них схватывались, ломали друг друга, били в лицо (кровь лилась) и в разъяренном неистовстве вцеплялись за волосы, били под легкие и оба падали полумертвыми. Другие бежали на выручку товарищам, нападали на надёжу-бойца, который стоял уже бледный, как смерть.

Он не сдавался, переносил жестокие побои и вдруг, уловив счастливую минуту, ударял одного под глаз, другого в висок, и оба протягивались со стоном у ног его.

Надёжа-боец сопровождался всеобщим радостным криком: «Наша взяла!» Но если он был не в состоянии перенести ударов, то одно его спасение (чтобы сохранить свою жизнь) – упасть на землю: лежачего не бьют, но такой оставался в поругании. Очень часто случалось, что многих находили на месте убитыми или совершенно изувеченными. По окончании боя поклонники вели своего богатыря по улице при пении громких песен.18

Вот что писал о нравах орловчан известный писатель Н. С. Лесков: «А на кулачки биться мещане с семинаристами собирались или на лед, на Оке, под мужским монастырем, или к Наугорской заставе: тут сходились и шли, стена на стену, во всю улицу. Бивались часто на отчаянность.

Правило такое было, чтобы бить в подвздох, а не по лицу, и не класть в рукавицы медных больших гривен. Но, однако, это правило не соблюдалось. Часто случалось, что стащат домой человека на руках, отысповедовать не успеют, как уже преставился. А многие оставались, но чахли».19 Уважаемый всеми артист Ф. И.

Читайте также:  Нина бурова: как учительница стала атаманшей гражданской войны

Шаляпин делился дорогими его сердцу воспоминаниями: «Сходились с одной стороны мы, казанская Русь, с другой – добродушные татары. Дрались отчаянно, не щадя ни себя, ни противников».

20 Талантливый поэт Сергей Есенин в автобиографических заметках «О себе» писал: «Дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!».21

Из наших бойцов славились казанские, калужские и тульские оружейники: Алеша Родимый, Терёша Кункин, Зубовы, Никита Долгов и братья Походкины. Тульские бойцы и ныне славятся, но каждое место имело своих удальцов.22

Церковь объявляла кулачные бои «от беса замышленным делом» и стремилась всячески воспрепятствовать этой народной потехе. Так, в 1274 г. на духовном соборе во Владимире митрополит Кирилл говорил: «Узнал я, что еще держатся бесовского обычия треклятых эллин: в божественные праздники со свистом, кличем и воплем бьются…».

23 Церковь карала отлучением придающихся таким забавам. В правиле митрополита Кирилла, вошедшем в Кормчую книгу и таким образом постоянно служившем церковным законом, участники таких забав изгонялись из церквей («да изгнани будут от сынов божьих церквей»).

А убитые при мирных схватках, кулачных и палочных боях и вообще заплатившие нечаянно жизнью за удовольствие потешиться на этих турнирах «да будут (сказано в том же правиле Кормчей) прокляты и в сей век, и в будущий; еще ли нашему законоположению кто противиться, ни приношени из них принимати, рекше просфуры и кутии, свечи; еще же умереть таков, к сим ерей не ходит и службы за них не творит».24

Настоящее ограничение кулачных поединков началось в XVII веке. 9 декабря 1641 года Михаил Фёдорович указал: «Которыя всякия люди учнутъ биться в Китае, и в Беломъ каменномъ городе, и в Земляномъ городе, и тех людей имать, и приводить в земский приказъ, и чинить наказанье».

19 марта 1686 года вышел указ, запрещающий кулачные бои и назначающий наказания участникам: «Которые люди изыманы на кулачныхъ бояхъ; и темъ людямъ за те ихъ вины чинить за первый приводъ бить батоги, и имать приводныя деньги по указу, за другой приводъ бить кнутомъ, да имать приводныя деньги вдвое, а въ третий темъ чинить потомужъ жестокое наказанье, бить кнутомъ и ссылать въ ссылку въ Украйные городы на вечное житье».

Указами 1684 года ноября 2, 1686 года марта 19 и другими строго воспрещались кулачные бои.25 Так же указом о повсеместном и полном запрещении кулачных боев был включен в свод законов Николая I в 1832 году.

В томе 14, часть 4-я, статья 180 кратко говорит: «Кулачные бои как забавы вредные вовсе запрещаются». То же дословно было повторено и в последующих изданиях этого свода законов. Но, несмотря на все запреты, кулачные бои продолжались.

Дух русского воина хорошо отражается в наших народных пословицах:

  • наши в поле не робеют;
  • одним махом сто душ побивахом;
  • лучше умирать в поле, чем в бабьем подоле;
  • бей своих – чужие будут бояться;
  • лучше быть убиту, чем в плен взяту;
  • без боя врагу земли не дают;
  • бой отвагу любит; без борца нет венца.26

Недаром говорят: «здесь Русским Духом пахнет»!

МиладаЖурнал «Родноверие» №6

  1. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Выпуск 2. Москва, 1838. стр. 126
  2. Фомин Г. Н. Кулачные бои в Воронежской области. «Известия Воронежского краеведческого общества». 1925 г., № 3, 5, 6.
  3. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков. Сахаров. Часть 2. СПб, 1836. стр. 57
  4. Быт русского народа. Терещенко. Часть 4. Забавы. Спб, 1848. стр. 81
  5. Нестор Летописец. Повесть временных лет. СПб, 1903. стр. 54
  6. Максимов. Русские воинские традиции. Москва, 2010. стр. 140-141
  7. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков. Сахаров. Часть 2. СПб, 1836. стр. 57
  8. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, т. т. 1-4.
  9. Фольклорный архив каф. литературы УЛГПУ им. И. Н. Ульянова. Календарные обряды Ульяновского Присурья. (Инзенский и Сурский районы Ульяновской области).
  10. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков. Сахаров. Часть 2. СПб, 1836. стр. 57
  11. Громыко М. М. Мир русской деревни. М: Русская гвардия, 1991. стр. 248
  12. Афанасьев А. Н.. Дерево жизни. Москва, 1982.стр. 274
  13. Корепова К. Е. Русские календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья. СПб: Тропа Троянова, 2009. стр. 216
  14. Фольклорный архив каф. литературы УЛГПУ им. И. Н. Ульянова. Календарные обряды Ульяновского Присурья. (Инзенский и Сурский районы Ульяновской области).
  15. Громыко М. М. Мир русской деревни. М: Русская гвардия, 1991. стр. 248
  16. Корепова К. Е. Русские календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья. СПб: Тропа Троянова, 2009. стр. 215
  17. Громыко М. М. Мир русской деревни. М: Русская гвардия, 1991. стр. 248
  18. Быт русского народа. Терещенко. Часть 4. Забавы. Спб, 1848. стр. 82-83
  19. Лесков Н. С. Грабеж
  20. Карамов Сергей. Спортивная жизнь России, N7, 1998.
  21. Есенин. О себе.
  22. Быт русского народа. Терещенко. Часть 4. Забавы. Спб, 1848. стр. 83
  23. Лаврентьевская летопись. Ленинград, 1926-1928
  24. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в 16 и 17 столетиях. Костомаров Н. И.. СПб, 1860.Стр. 142
  25. Быт русского народа. Терещенко. Часть 4. Забавы. Спб, 1848. Стр. 83
  26. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1 – 4.

Источник: https://www.RodnoVery.ru/stati/882-kulachnyj-boj-na-rusi

О кулачных боях на руси!

Во все времена и во всех культурах кулачный бой считался достойным ипопулярным спортом. В Древней Греции кулачный бой включали в программуОлимпийских игр — и никто не считал зазорным увидеть настоящую мужскуюпотеху.

На Руси же традиция рукопашного боя существовала издревле.Славяне всегда были известны Европе как сильные и умные воины: мужчиныиз любого сословия и любого рода занятий с самого детства обучалисьратному делу.

Сегодня мы расскажем вам об истории и судьбе русскогокулачного боя — традиции, которая приводит в восхищение каждого, в чьих

жилах течет славянская кровь.

Основные правила

Русский кулачный бой никогда не был беспринципной рукопашнойсхваткой. Существовал целый свод правил и уставов, регулирующийповедение бойцов. Так, запрещено было добивать упавших на землю —никакого партера в те времена не практиковалось. Участнику схватки былодостаточно присесть на корточки, чтобы сдаться. Нападение со спины также

не допускалось, как и удары ниже пояса.

Экипировка бойца

  • Все участники боев должны были одеваться подобающим образом. Никакихособенных правил к типу одежды не предъявлялось — лишь бы не голый — нобез меховой шапки, смягчающей удар, и меховых рукавиц человека в схватку
  • не пускали.

Подготовка к бою

К схватке готовились заранее. Бойцы относились к грядущему побоищувесьма ответственно: прекращали употреблять спиртное за неделю доназначенной даты, проводили больше времени за физической работой,ежевечерне расслабляя уставшие мускулы в бане. Менялся и рацион — егооснову составлял хлеб и мясо, что позволяло поединщику в короткие сроки

набрать подходящий вес.

Пляска горбатого

Русский кулачный бой — явление, скорее, культурного порядка.Участники никогда не отходили от негласного свода ритуалов подготовки. ВДревней Руси, например, бойцы практиковали особый танец, «пляскугорбатого» или «ломание». Человек старался передать движениями повадки

медведя, надеясь, в ответ, получить силу этого зверя.

Проход и задирание противника

Перед схваткой «воины» устраивали показательный проход по улицамгорода. Во время него участники пели боевые песни, а толпившийся людстарался раззадорить бойцов как можно сильнее.

Конечной точкой маршрутастановилось место схватки: здесь мужики выстраивались в несколько рядов иначинали хулить оппонентов непотребными жестами и возгласами.

Первыми врядах стояли молодые мальчишки, которые кидались в драку еще до началаосновного боя. Зрелище их побоища доводило бойцов до нужной кондиции —

глава отряда выкликивал ритуальное «Даешь боя!» и потеха начиналась.

Как и куда били

Никакого оружия на поле не было. Любому, кого уличали за кусочексвинца в перчатке, грозила очень серьезная кара. Существовало триосновных типа ударов: костяшками, основанием кулака (дробящий ударсверху вниз) и головками фаланг. Бить старались в голову и солнечноесплетение: в условиях окружающего хаоса общей драки, нужны были

максимально действенные, быстрые и простые удары.

Надежи

Каждый отряд имел в своем составе нескольких опытных, сильных ивыносливых бойцов. «Надежы» использовались в качестве основного ударногосредства для разрыва строя противника.

Удачный таран создавал брешь вотряде, куда и устремлялись все остальные бойцы. Чтобы нейтрализоватьопытного надежу, требовалась отточенная тренировками тактика.

Бойцавпускали за первую линию строя, сразу смыкая ее за его спиной. Здесь

надежу встречали опытные мастера индивидуального боя.

Сцеплялка-свалка

Этот тип массовой драки требовал от участников не только силы, но изавидного умения хладнокровно оценивать постоянно меняющуюся диспозицию.Сцеплялка-свалка, на первый взгляд, выглядит хаотичным побоищембольшого количества людей — здесь не соблюдают строя и не стараютсявытеснить отряд противника. Каждый выступает сам за себя, каждому

противостоят все остальные.

Стенка на стенку

Самым распространенным типом кулачной схватки была стенка на стенку,регулируемая строго соблюдаемыми правилами.

Эта драка напоминаласражение двух отрядов противников на настоящем поле боя: вожакииспользовали тактику, руководя бойцами таким образом, чтобы заставитьврагов-поединщиков обратиться в бегство.

Индивидуальные схватки непоощрялись, всех своих «солдат» атаман приучал неукоснительно следоватьприказам на благо всего отряда и следил за тем, чтобы опытные, излишнесамоуверенные бойцы не лезли вперед в одиночку, где их могли бы

нейтрализовать количеством.

Сам на сам

Индивидуальные бои, само собой, считались наиболее уважаемойсхваткой. Здесь на первый план выходили личные качества поединщиков.Очень часто такие бои могли использоваться для определения правотыответчика в суде: считалось, что правый человек более уверен в себе — тоесть, гарантированно побеждает. При поединке «сам на сам» нельзя было

  1. противника добивать: упавший проигрывал автоматически.

Запрет кулачного боя

Первые запреты общественных кулачных боев начались уже после КрещенияРуси. Дело в том, что славяне-язычники посвящали драки Перуну,покровителю воинов и боевых искусств. Его, естественно, в христианскомпантеоне видеть никто не желал.

Митрополит Кирилл в 1274 году постановилдаже отлучать от церкви участвующих в боях мужчин. Несмотря на всепрепоны, кулачные бои никуда не ушли. Не помешали даже очень серьезныемеры уголовного характера, предусмотренные для бойцов в XVII веке.

ПетрI, напротив, всячески поощрял схватки и даже несколько раз устраивал ихсам, «дабы показать удаль русского народа». После него традиции боевпрактически не притеснялись, однако правление Николая I стало началомокончательного забвения этой славной традиции.

Император категоричнозапретил кулачные бои, а после 1917 года коммунисты сочли эту практикуеще одним наследством царского режима — что было равносильно прямому

запрету.

Источник: https://avtomat-kx.livejournal.com/4627574.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector