Что скрывает мезенская роспись на самом деле

“Очень часто окружающие нас вещи кажутся нам вполне естественными, мы воспринимаем их как должное. Хотя на самом деле они являются очень древними, и мы по праву можем гордиться ими. Наверное, в каждом доме на кухне найдется дощечка или ложки, расписанные мезенской росписью. И мы даже не задумываемся, что эти незамысловатые изображения пришли к нам из далеких-далеких веков.»

Мезенская роспись никого не оставляет равнодушным. Увидев ее впервые, одни удивляются необычным орнаментам и странным персонажам, другие восхищаются непосредственностью и четкостью графического рисунка; в душе третьих звучит музыка — ритмичная, торжественная, светлая; некоторых раздражает непонимание увиденного.

Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается Лешуконское село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.

По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до нашего времени. Рисунки имеют глубокие корни. Найдены наскальные изображения на берегах Белого моря и Онежского озера, которые перекликаются с рисунками Мезенской росписи.

Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений.

Исследователь росписи В.С.

Воронов, например, сказал о ней: “Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов“.

Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше.

Академик Рыбаков находил отголоски индоевропейской культуры, скифских культов (культ оленя). Любопытно, что, несмотря на ярко выраженную абстрактность изображения животных в этой росписи, дети, даже пятилетние, воспринимают ее очень легко и всегда охотно повторяют.

Может быть, и верна теория “наскальности”?

В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем.

А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство.

На небе изображались птицы и так называемое “окно”, с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей.

В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской.

А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: “Кого люблю – тому дарю”. Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка.

Кстати, росписью занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный. Мезень писалась сажей и красной глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы.

Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, что указывает на очень древние традиции, а также кисточкой из человеческого волоса.

Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет.

В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна были три раза укладываться в ее длине.

Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв.

Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.

Символика узора

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный).

Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера.В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых.

Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором.

Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни.

Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии.

Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).

Огонь. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров.

Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года.

Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом.

Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения

Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия. Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было.

Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери.

Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия.

Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни.

На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.

Узоры в прямой клетке

Простые эелементы

Узоры в косой клетке

Ленточный орнамент

Деревья, птицы, олени и  кони.

Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах.

Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы.

Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.

К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа.

Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение.

Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.

Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.

Исследователи этой росписи расшифровывают ее с точки зрения аграрной символики, угадывая в расчерченных прямоугольниках распаханные и засеянные пашни, в “уточке” и коне – знаки закатного и восходящего солнца.

Кстати сказать, за этими животными в народном представлении устойчиво сохраняется связь с солнцем: утицы-солоницы (соль-солнце), конь-огонь.

Фигурки как коня, так и “уточки” (поместному “курицы”) украшали крыши изб, даже и теперь бытует наМезени поговорка:

“Курицы и конь на крыше – в доме тише” (понимай: спокойнее, охраняют). Равно с ними украшали крыши и оленьими рогами. По преданию славян, олень связывался с дождем

Панно «Плодородие» условно делится на две части: верхняя олицетворяет небесный мир, а нижняя — земной.

В центре композиции изображен знак “Плодородие”, объединяющий небесный и земной миры. В основе “Плодородия” красный крест — совмещение небесного и земного. Многократно повторяется круговая охрана этого важного символа в виде летящих птиц .

По сторонам четким строем вытянулись елочки — олицетворение мужской силы. В основании “Плодородия” — вечное Древо Жизни, заполненное бесчисленными ромбиками — родами. Четыре стороны света обозначены солярными знаками различной конфигурации. Вокруг них вьются уточки — души предков.

Читайте также:  Армения и украина: какие еще территории могли стать русскими во время первой мировой

Венчает знак “Плодородия” “окно” в небесный мир. В небесном мире царят оленихи-роженицы, подательницы жизни. В земном мире вереница красных коней означает движение солнца по небу. Тут же помещен орнамент вспаханной земли.После войны ремесло практически исчезло.

Так комментирует жительница деревни Аксенова Елизавета Ивановна:»– Здесь много было проезжих вверх по реке – на Печору, в Коми. Они и покупали прялки, лукошки и всякое прочее. В войну перестали ездить, так и исчез промысел.

Правда, после, в 60-х, в деревне этим делом занимался еще Федор Михайлович Федотов, его дом стоит на самой околице. Но рисовал уже так, не ради приработка, а для себя – сам короба и корзинки плел, сам понемногу расписывал…»

В Северодвинске, Архангельске и других местах сейчас широко развернуто производство сувениров в мезенском стиле

Роспись хороша, но характер ее уже несколько иной, уходит графичность. Такая строгая раньше, сейчас она приобретает смягченные черты. Это связано с тем, что четкий перьевой контур все больше заменяется мягким кистевым.  

Во многих случаях “капелька” сменила штрих,  фигуры коней рисуются мягкими широкими движениями кисточки. И наверное, имеет значение, что из “мужской” росписи охотников, рыболовов и оленеводов она становится все больше женским искусством.

Уходит и смысл, вкладываемый  мастерами  в рисунки, Сейчас лишь эксплуатируются  образы , и они все реже рассказывают  истории жизни земли северной.

Источники: (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7), (8)

Источник: https://mu-pankratov.livejournal.com/535576.html

История появления мезенской росписи. Загадки народного промысла русского севера



Невозможно представить себе быт русского крестьянина без всевозможной домашней утвари, заботливо украшенной резьбой и росписью.

Русские народные промыслы известны по всему миру: дымковские и филимоновские игрушки, матрешки, вологодские кружева, палехская и федоскинская миниатюра, жостовские подносы, хохлома, гжель, пермогорская, городецкая, мезенская роспись… Каждый из промыслов имеет свои отличительные особенности, свою технику и секреты, передававшиеся из поколения в поколение. Но как и когда формировался облик промысла?

Подобно большинству других народных промыслов, мезенская (палащельская) народная роспись получила своей название от местности, где она зародилась.

В 3 томе «Русского декоративного искусства» говорится, что село Палащелье расположено в устье Мезени «недалеко от впадения в океан», может быть поэтому, говорят, что мезенские росписи тесно связаны с природой.

[1] Но достаточно посмотреть географическую карту, чтобы понять, что река Мезень впадает не в океан, а в Мезенскую губу Белого моря. На самом деле, река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самими крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.

Не далеко же от реки и расположилось село Палащелье в 16 веке. На основании лингвистических, исторических и фольклорных данных Мезень относят к числу северных земель, заселенных некогда «чудью». Чудь — древнее общеславянское слово для определения финно-угорского населения северо-востока Русской равнины.

Также под именем «чуди» выступали и современные эстонцы, вепсы, карелы, коми, коми-пермяки. Одно из самых смелых утверждений, высказанных после открытия Аркаима и Синташты, заключалось в том, что чудь — это древние арии. Академик И. Лепехин исследовал легенды о «чудском народе», искал доказательства его существования.

В 1805 ученый пришел к выводу, что «Вся самоедская земля в Мезенском округе наполнена запустевшими жилищами некогда древнего народа. Находят оные на многих местах: при озерах, на тундре, в лесах, при речках, сделанные в горах и холмах, на подобии пещер с отверстиями, подобными дверям.

В сих пещерах обретают печи и находят железные, медные, глиняные домашних вещей обломки». [2] По северным преданиям народ чуди более тысячи лет назад ушел жить под землю в глубокие пещеры и землянки. Существует версия, что исчезновение чуди связано с появлением новых людей (исторических племен). «Сделала она это, по одним данным, оттого, что испугалась Ермака, по другим, оттого, что увидала белую березу, внезапно появившуюся и означавшую владычество Белого царя». [3]

Северная природа, как известно, не отличается хорошим климатом, так что жизнь у обитателей села была очень трудна. Но несмотря на суровый климат, вокруг Палащелья находился лес и река, которые могли вполне прокормить человека.

В лесу много ценного пушного зверя, дикой птицы, в реке круглой год водится и крупная, и мелкая рыба… Поэтому, в основном, все жители села — охотники и рыболовы.

Но без орудий труда, нельзя поймать ни зверя, ни рыбу, отчего развитие промысла по обработке дерева не осталось в стороне, в частности изготовление прялок и коробов. Производством и росписью деревянных изделий издревле занимались только мужчины.

Сам мастер вырубал деревянную основу, расписывал ее, и покрывал лаком свою работу. Нередко мастера-плотники не только ставили избы и храмы, но и выполняли любую работу, связанную с обработкой дерева, в том числе — изготовление и роспись прялок. Мальчики же приучались к ремеслу с самого детства, изготовляя прялки для сестер.

Мезенская роспись — самобытный орнамент. Он притягивает, завораживает, несмотря на свой достаточно простой рисунок.

Каждая деталь орнамента мезенской, или как ее часто называют палащельской, росписи глубоко символична.

Ромбики, квадратики, листики и веточки, звери, птицы…, — находятся именно на тех местах, где они и должны быть, чтобы показать нам жизнь населения, рассказать истории лесов, ветров, земли и неба…

В ней нет ярких цветов, красочности, нарядного веселья, богатых украшений. Она весьма графична и напоминает наскальные рисунки — кони, неустанно бегущие по земле, птицы в небе и на волнах, олени, приносящие на своих рогах дожди и тучи. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия.

Опубликованные работы академика Б. А. Рыбакова, равно как и прочитанные им доклады о символике древнеславянского искусства, помогают нам сделать новые выводы, особенно касающиеся одного из самых излюбленных образов мезенцев — оленя.

«Культ оленя по всей вероятности еще доземледельческий, у славян существовало поверье, что в Ильин день (день древнего Перуна) появление дождя зависит от оленя», — пишет Б. А. Рыбаков.

[4] Изображение коней, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки — знак закатного и восходящего солнца, она уносит светило в подводный мир до рассвета и хранит его там. Часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции.

Три яруса –три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный) — основа шаманского мировоззрения многих народов севера. Нижний и средний ярусы заполняют олени и кони, верхний — птицы. Размещенные вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки говорят об их неземном происхождении.

Ярусы разделены горизонтальными полосами заполненными повторяющимся узором. Прямая линия — земля или небо. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями (могут быть с ветром, с градом). Волнистые линии — постоянный атрибут водоплавающих птиц.

Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные по орнаментам или рядом с главными персонажами, — воздух, ветер, — первоэлементы природы. Б. Рыбаков говорит, что мотив спирали возник в мифологии как символическое движение солнечного светила по небесному своду.

В Мезенской росписи спирали заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы. Спираль, в которой сочетающая в себе форму круга и импульс движения, — символ времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, как даосский знак «инь-янь». Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, поэтому двойную спираль можно считать и символом плодовитости и деторождения. Так почему люди отражали окружающий их мир именно в такой форме?

Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Республики Коми, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В. С.

Воронов сказал о ней так: «Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов».

[5] Говорят и о подобии орнаментики мезенских рукописей и пинежского узорного ткачества с расписной утварью Мезенского района. [6]

Происхождение росписи остается загадкой до сегодняшнего дня даже для местных жителей. Примечательно то, что мезенская роспись в корне отличается от росписей домов этого района.

К тому же, не найдено никаких источников, подтверждающих существование этого промысла до 1854 года (именно этим годом датируется самая ранняя мезенская прялка).

Все это значительно затрудняет изучение появления росписи, что приводит к спорам ученых.

Рассмотрим различные версии появления палащельской росписи. С. К. Жегалова отмечала в своих работах удивительное сходство внешнего вида этого промысла с наскальными рисунками Русского Севера. [6] Вторит ей и известный русский писатель Ю. А.

Арбат: «По-видимому, общность природных условий и занятий определило это сходство.

И первобытный, и мезенский художники хорошо знали всё, что их окружало… Весь ритм узора, неспокойный, бегущий, как бы навеян непрерывно струящимися потоками воды: в непосредственной близости с ней проводил свою жизнь мезенский художник». [7]

С другой стороны, на северо-востоке Европы славянские племена соприкасались с финно-угорскими, «чудскими» народами, происходил процесс ассимиляции, результатом же этого стало обогащение русского языка рядом новых синонимов и привнесение в северо-русскую культуру ряд элементов чудского искусства и фольклора. Племени чудь приписывается авторство предметов, относящихся к искусству металлической пластики, именуемому пермским звериным стилем (предположительно VII в. до н. э. — XII в. н. э.). Этот стиль выражен культовыми ажурными или сплошными односторонними литыми бронзово-медными сюжетными пластинами-плакетками. Расположенные в определенном порядке, они служили основой для изложения мифов. Так же, как и мезенская роспись, пермский звериный стиль обладает повторяемостью сюжетов, общими технологическими приемами, композиционной структурностью.

Наряду с пермским звериным стилем культовые плакетки представлены в печорском и обском (западносибирском) зверином стиле. Эти стили имеют общие сюжеты. Прежде всего, это изображения лося, человеко-лося и ящера.

Общим является и мотив летящей птицы, птицы с антропоморфной личиной (от старорусского лица) или фигурой на груди. Характерно совпадение сюжета всадника (всадницы), который в Печорском стиле едет на ящере-лосе, в Пермском — на лошади, в западносибирском — на лосе или на лошади.

На мезенских прялках также можно увидеть изображение всадника (охотника).

К глубокой древности относятся пряслица, которые археологи находят в раскопках. Заметим, что уже 10 тысяч лет до нашей эры люди умели прясть! Сами же прялки, «отражают круг очень ранних землевладельческих представлений. Они — пережитки первобытно- родового уклада жизни». [8]

Среди ученых часто поднимались споры о взаимоотношениях славян и скифов. Нередко славян даже называли прямыми потомками скифов и наследниками их культуры.

Но ирано-язычные скифы относятся к иной языковой семье, а значит, не могут быть предками славян, хотя, возможно, и внесли свой вклад в развитие славянской культуры. Мы можем увидеть сходство скифского ритуального искусства и русской народной вышивки XIX века.

Например, изображения коньков в могилах знати в Неаполе Скифском могут быть прототипами резных коньков на крышах изб, а языческая богиня, воздевшая руки к небу и окруженная всадниками, попирающими врагов своими конями, встречается у обеих культур.

Невозможно представить себе мезенскую роспись без изображения коней. Таким образом, велика вероятность, что этот промысел произошел от наскальных рисунков и сохранился со времен глубокой древности, еще до образования Руси. [9]

Через Великий Новгород проходил всем известный торговый путь «Из Варяг в Греки».

На этом основании существует версия, что на мезенскую роспись оказала большое влияние орнаментальная роспись греческого стиля Дипилон VIII века до нашей эры, и «кто знает, может быть, попал какой образец сюда по пути из варяг в греки», — пишет Наина Величко, рассказывая о теории В. С. Воронова. Действительно, если присмотреться, сходство между «темновидными» прялками и древнегреческими амфорами становится очевидным: форма, терракотово-черный построчный орнамент…

Читайте также:  Что символизировали выбритые макушки у католических монахов

С похожим орнаментом существует и мезенская рукопись, созданная, правда, не ранее XIX века. Есть много версий, что народные росписи произошли от оформления старинных книг. Может быть и мезенская роспись перешла со страниц древних книг на прялки и предметы быта?

Известный художник, дизайнер и педагог Наина Величко считает, что образцы узорного ткачества на реке Пинеге схожи с орнаментами мезени. [6] А Н. С.

Королева в своей книге «Искусство пермских фино-угров» отмечает связь мотива коней на палащельских прялках с азелинской культурой III-V веков.

[7] Но предстоит еще доказать, существовала ли прямая взаимосвязь между древними народами Русского Севера.

Множество мнений высказано насчет происхождения палащельского промысла, но нам кажется, наиболее вероятной теория о переходе от наскальных рисунков к росписи северных народов. При внимательном рассмотрении мезенских прялок сразу можно заметить ее идентичность с петроглифами Белого моря, созданными несколько тысяч лет назад.

В Беломорье преобладают изображения лодок с экипажами, показанными в виде столбиков, сцены охоты на лесных зверей, птиц и морских животных, в которых всегда участвует человек: он идёт пешком или на лыжах, плывёт в лодке или сражается, охотится. Те же сюжеты мы видим и на мезенской утвари.

Почему? Одна территория, отсутствие влияния развитых культурных центров, один вид деятельности — это все несомненно повлияло на схожесть изображений.

Нельзя не сказать и об общей тематике, стилизации, лаконичности и выразительности рисунков.

Сдержанный колорит, где черный контур подчеркивает звучание кирпично-красного цвета, четкость линий, глубокий символический смысл, знаковая направленность невольно напоминает палеолитические пещерные росписи.

В Мезени нет обычной русской народной многоцветности, орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму.

Таким образом, в ходе нашего исследования мы обнаружили неопровержимые доказательства версии о происхождении палащельской росписи от наскальных изображений Русского Севера.

В заключении нашей работы отметим актуальность исследования истории народных промыслов, в частности русской народной росписи. Еще В. В.

Стасов в письмах к друзьям-археологам отмечал важность изучения народного искусства: «Обращать внимание на резные и раскрашенные изображения не только на одних коньках кровень и на дугах, но еще и на других предметах, как-то: на гребнях (для чесания волос), на соломках, на ковшах, на санях, на лодках и тому подобное. Рассмотрение всех этих предметов — доселе совершенно упущенное всеми из виду — дает богатую жатву для археологической науки, а именно, не только для истории древних орнаментов наших, но еще более для русской мифологии: фигуры людей, зверей, деревьев, птиц и прочих, на всех этих предметах встречающиеся, необыкновенно важны для науки, и кто их будет собирать и издавать, окажет огромную заслугу науке». [10]

Народное искусство развивалось от простого к сложному, первоначально — незамысловатое и символичное, оно со временем усложнялось и индивидуализировалось. То, что сперва изготавливалось для себя в семье, постепенно выходило на местный рынок, а потом и вовсе изготавливалось исключительно на продажу.

Менялся облик промыслов, отходил от быта, но первоначальные черты, идущие из глубокой древности, остались.

Сохранность древней культуры обратно-пропорциональна силе крепостнических отношений, поэтому самые интересные для науки образцы росписи, вышивки, резьбы, старинных костюмов, сказок и былин мы встретили на Русском Севере, на родине Ломоносова, где крепостнический гнет никогда не достигал такой силы, как в центре.

Археологические находки дают нам большое количество источников по прикладному искусству русской деревни. Орнаменты на металле, ткани, глине и кости продолжали существовать вплоть до XIX века, а некоторые бытуют и по сей день. [9]

Мы рассмотрели происхождение мезенской росписи с точки зрения различных теорий. Она действительно является одной из древнейших росписей, архаичных и малоизученных. Скорее всего мы так и не узнаем до конца, откуда же появился столь самобытный промысел.

Народные промыслы, несмотря на свое различие между собой, объединяли народы Руси, поддерживая дух патриотизма и помогая преодолевать трудности, выпадавшие на Русскую землю. «Гуманность, патриотичность, сдержанность, строгость, постоянное сознание общенародных задач — таковы черты русской культуры», — пишет Б.

А. Рыбаков, и с ним невозможно не согласиться. Глубина народной культуры позволила Руси пережить тяжелые времена, сохранить силы для восстановления государства после иноземного господства.

Народ смог сберечь свою культуру, сохранить древние идеалы и ценности и пронести их сквозь века и года, с любовью повторяя:

  • «О светло светлая
  • И украсно украшенная
  • Земля Русская!
  • И многими красотами удивлена еси…
  • Всего еси исполнена, Земля Русская!» [9]
  • Литература:
  1. ред. А. И. Леонив. Русское декоративное искусство. — М.: Искусство, 1965. — 434 с.
  2. А. Комогорцев. Таинственная чудь. Кем были чудские металлурги? // Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации. URL: http://www.dopotopa.com/a_komogortsev_tainstvennaya_chud.html (дата обращения: 24.11.2016).
  3. Н. А. Криничная. Предания Русского Севера. — СПб.: Наука. С.-Петербург. отд-ние, 1991. — 325 с.
  4. Рыбаков Б. А. Космогония и мифология земледельцев энеолита // Советская археология. — 1965. — № 2. — С. 13–32.
  5. Воронов В. Крестьянское искусство. — М.: Государственное издательство, 1924. — 139 с.
  6. Величко Н. К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. — 224 с.
  7. Арбат В. А. Русская народная роспись по дереву. — М.: Изобразительное искусство, 1970. — 200 с.
  8. Бакушинский А. В. Роспись по дереву, бересте и папье-маше. — М.: ОГИЗ, 1933. — 48 с.
  9. Рыбаков Б. А. Культура Древней Руси / Всесоюзное о-во распространения полит. и науч. знаний. —М.: Знание, 1956. — 39 с. — ([Серия 1; № 21]).
  10. Стасов В. В. Письма к деятелям русской культуры. Том 2. — М.: Наука, 1967. — 197 с.

Основные термины (генерируются автоматически): мезенская роспись, роспись, Мезень, пермский звериный стиль, XIX века, глубокая древность, народное искусство, мезенский художник, VII, III-V.

Источник: https://moluch.ru/archive/129/35793/

Мезенская роспись. Символика узора

Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента

Мезенская роспись — одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту.

Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась.

Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.

Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская.

В самой же Мезени росписью не занимались. Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична.

Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица — находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России.

Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик).

Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

Символика узора            

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ. Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение.

Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека.

Графически земля часто изображается квадратом.

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы.

Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила.

Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).

Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы.

Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б.

Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей. Спираль сама по себе несет и другие символические значения.

Читайте также:  Земля бородатых: кто из путешественников ее находил

Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное.

Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”).

Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия. Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было.

Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия.

Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни.

На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.

Основные источники: Ю. Г. Дорожин. Мезенская роспись. Методические рекомендации. Мезенская роспись Мезенская роспись. Мастер-класс

  • Перечень всех статей раздела «История развития орнамента»

  Серия сообщений «Стили русской росписи»: Часть 1 — Петриковская роспись.Часть 2 — Дымковская игрушка. Раскраска…

Часть 12 — Мезенская роспись. Рабочая тетрадь

Часть 13 — Городецкая роспись. Информация2Часть 14 — Мезенская роспись. Символика узора.

Источник: https://lotos-n.livejournal.com/81247.html

Журнал о народном творчестве "Росписи мира: Мезенская роспись"

Истоки великой росписи.

Как возникла роспись, никто не знает. Существует множество теорий её происхождения.  Как и большинство других народных промыслов свое название эта роспись получила от местности в которой зародилась.

Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет.

Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше.

Мезенская роспись – одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу.

Журналист: Калинин Максим

Секреты мезенских мастеров.

Мезень писалась сажей и глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы.Для росписи Мезенские мастера применяли всего два цвета: красный — охру, добытую из береговой глины, черный — сажу, смешанную с раствором лиственничной смолы. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние традиции. Доска имела свои четкие пропорции.

Ширина должна были три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символовВнутреннее содержание символов,.

точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены. В современности была принята попытка применения росписи на золотом фоне.

В результате этого нововведения теряется изящество, строгость и красота стиля, наносится вред сохранению и поддержанию исконных традиций.

Журналист: Сергей Поляков.

Тайны мировоззрения.

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции.

Три яруса — три мира(подземный, наземный и небесный).Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы.

Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение.

Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

  Исследователи этой росписи расшифровывают ее с точки зрения аграрной символики, угадывая в расчерченных прямоугольниках распаханные и засеянные пашни.

Журналист: Сергей Уткин

Цвета и тайный смысл.

В Мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму.

Художник выстраивает узор сообразно внутреннему настрою и отношению к предмету или его будущим владельцам, тем не менее, подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим значениям символов.

Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу.

Журналист: Владимир Харионовский

Предметы росписи.

Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. Изготовлением прялок занималось все мужское население. Каждый мастер сам вырубал их и расписывал.

Одним из самых самобытных был мастер Новиков. Его почерк узнают по лошадкам «на дыбках» внизу прялки. Конструкция прялок уподоблялась древу жизни, расчлененному на несколько ярусов-миров. В нижнем и среднем главными фигурами являются кони или олени, а в верхнем – птицы.

Помимо прялок, в Палащелье изготовляли чашки, ложки, солонки, решета, коробья, расписывая их обычно весной.

  • Журналист: Влад Прохоров
  • Здесь начинается Россия!
  • Два года назад мы были на Камчатке, но впечатления от поездки по-прежнему настолько яркие,  порой не вериться, что все увиденное было на самом деле.

В один из дней нашего пребывания на Камчатке мы побывали в этнографическом музее. Небольшой музей вместил столько интересного, что мы пробыли там не один час.

Под звучание загадочной песни каюра (звуковое сопровождение экспозиции) разглядывали макеты корякских поселений.

Надо сказать, что коряки – местная народность – весьма искусные мастера, это мирные люди, которые со времен прародителя Кукха до наших дней занимаются охотой и рыболовством, оленеводством. 

Все предметы быта, все инструменты, жилища – яранги – все украшено затейливой резьбой по дереву и кости, вышивкой по меху и коже. Мама, когда примерила женскую кухлянку, была в полном восторге от нее: легкая, как платье (особая выделка кожи),  яркая замысловатая отделка.

Побывали мы и в яранге. Жилье совершенно для нас непривычное и необычное. Находясь внутри у очага ощущается связь с древними поколениями, что бывали у этого очага задолго до нас. Тайна и таинственность в незнакомых запахах яранги, в мелодии песен – это слышим и чувствуем мы – европейцы.

Как здорово, что наша Родина такая большая и в ней есть такая страна Камчатка – яркая, необычная!

Весь материал — в документе.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/zhurnal-o-narodnom-tvorchestve-rospisi-mira-mezenskaya-rospis.html

Мезенская роспись: в чём её загадочность и уникальность?

Вереницы коней и оленей — они мчатся из далёких эпох в будущее. Но что за тайны несут с собой — это многие исследователи пытаются разгадать. А вопросов по-прежнему больше, чем ответов.

Наверное, однозначных трактовок здесь и нет. Могут ли таковые быть — очень непростая дилемма. Композиции похожи на наскальную живопись. Ещё можно уловить сходство с рисунками на античных вазах. Возможно, имело место взаимное проникновение культурных традиций.

Туесок работы А. В. Шутихина, роспись М. П. Хохлиной ru.wikipedia.org

Между тундрой и тайгой

Родиной этого самобытного промысла считается село Палащелье, что расположено на берегу реки Мезень. Поэтому встречается и другое название росписи — палащельская.

Суровая природа словно отпечаталась в рисунках. Граница тайги и тундры как будто нарисована на символичных картинах.

А река Мезень, что протекает между Северной Двиной и Печорой, захлестнула своими холодными волнами живописные композиции.

Однако древние изделия промысла не сохранились. В рукописных книгах встречаются рисунки с мотивами мезенской росписи. А самый ранний образец предмета быта — расписная прялка — относится к 1815 году. Первое же упоминание о такой росписи зафиксировано в документах 1906 года.

Разделочная доска ru.wikipedia.org

Любопытно, что на изделиях часто указывалось имя мастера, что для крестьянского искусства — большая редкость. Известны семьи умельцев Аксёновых, Федотовых, Новиковых, Кузьминых, Шишовых.

В 20-е годы XX века наступает угасание промысла. Возрождение началось в 60-е годы. Во многом это заслуга потомков старых мастеров. Много сделали Федот Федотов, Степан и Иван Фатьяновы.

В Архангельске на предприятии «Беломорские узоры» налажен выпуск сувенирной продукции с мезенской росписью. Другим центром стал Северодвинск. На предприятии «Декор Севера» сохраняются и развиваются традиции разнообразных промыслов, в том числе мезенской росписи.

Источник

Между мирами

Композиции часто разделены узорчатыми полосами на три части. Верхняя олицетворяет небо, средняя — землю, а в самом низу — подземный либо подводный мир. Такое деление мироздания исследователи связывают с шаманскими традициями северных народов. Есть и другие, более таинственные поверья. Например, разные ярусы могут символизировать связь между мирами живых и мёртвых.

Конь — традиционный солнечный символ. Он олицетворяет утреннюю зарю. Очень часто на композициях мчатся целые вереницы коней. А рядом нередко можно увидеть утку. Это — не просто птица: она вечером уносит солнце под воду, откуда ему предстоит подняться на рассвете.

Источник

Олень — также один из ключевых образов мезенской росписи. Как и конь, он связан с Солнцем. Рога оленя ассоциировались с Древом Жизни, а сам он был посредником между мирами. Олень — символ благородства, возрождения. В славянских поверьях он провожал души умерших в потусторонний мир. Это — приобщение к новой реальности, обретение мудрости и чистоты помыслов.

Квадраты, линии, спирали…

На композициях встречаются разнообразные графические знаки. Всё пронизано глубокой символикой — каждый штрих имеет значение.

Прямые линии и квадраты олицетворяют земную, а иногда и небесную твердь. Что конкретно они означают — можно понять по расположению. Вверху — небо, в среднем ярусе — земля. Очень часто присутствуют и символы воды — волнистые линии. Косые же — это дождь: он соединяет небесную сферу с земной.

По рисункам часто разбросаны спирали. Символика у этого знака невероятно многообразна. В нём, как в пружине, сокрыта особая энергия. Это и галактики, и движение Солнца по небосводу, и зимняя метель, и водоворот. А ещё — развитие, осознание важных истин и переход на следующий виток жизни.

Элементы мезенской росписи Источник

Рисунки пронизаны стихией огня. Это подчёркивают сами цвета — красный и чёрный. Как будто языки пламени танцуют вокруг обгоревших дров костра.

Картины наполнены огненным темпераментом, но при этом сдержанны. Что-то удерживает это буйство и не даёт разыграться неудержимой страсти.

Часто встречаются кресты — у этого знака есть многообразные графические варианты. Они символически отображают Солнце и тепло.

Мезенская роспись — как нарисованное стихотворение с причудливым ритмом и своеобразной рифмой. Это и живописные композиции, и таинственные письмена, в которых зашифрованы загадочные послания минувших эпох. Каждое произведение — как лист удивительной книги. Исследователи предлагают толкования символов. А каждый из зрителей может увидеть нечто своё — не похожее на то, что открылось другим.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/98120/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector