Децимация: кто раньше исполнял это наказание

Децимация: кто раньше исполнял это наказание

Редко какой исторический фильм о Римской армии обходится без сцены децимации. Хотя это один из распространенных исторических мифов…

Традиция децимации — казни каждого десятого человека восходит к человеческим жертвоприношениям язычников, которые хотели умилостивить богов и достичь таким образом своих целей.

Название казни произошло от имени одной из трех парок, Децимы — богинь Судьбы в древнеримской мифологии, именно Децима отмеряла длину жизни каждого человека с помощью посоха.

(Ну, автор, что ты такое пишешь… Децима отмеряла нить не «посохом», а наматывала на веретено — это же так очевидно. Кроме того, зачем такие загогулины в истории слова «децимация», ведь оно происходит от простого латинского decimus, т.е. «десятый».

Ведь были еще центезимация – казнь каждого сотого и вицезимация – каждого двадцатого. А богинь Центезы или Вицезимы какой-то никогда не было, зато были слова centum, «сотня», и vicesimus, «двадцатый».)

Чаще всего такие казни использовали для поддержания дисциплины в армии, когда за провинность целой воинской части — потерю знамени, бегство, трусость или дезертирство ритуально убивали каждого десятого солдата. Особенно славился традицией децимации Древний Рим, в котором такое наказание применяли к провинившимся легионам.

От Аппия Клавдия до Луция апрония

Историк Тит Ливий писал о том, что римский консул аппий Клавдий Красс в 471 году децимировал целый легион за то, что в бою против этрусков воины дрогнули после нападения на них с тыла, и бежали, оставив поле боя — этот случай считается самым ранними задокументированным случаем децимации в истории.

Философ Плутарх в труде «Красс» упоминал, что при восстании Спартака на третьем году войны полководцу Марку Люцинию Крассу, чтобы восстановить дисциплину, децимировал два легиона из шести «за неоднократное поражение на поле боя».

По свидетельству Аппиана Александрийского (труд «Гражданские войны») было убито 4 000 человек. став, по словам историка, «для своих солдат страшнее врага», Красс сумел преградить путь восставшим и разбил крупные части Спартака.

Еще один римский военачальник, прославившийся децимацией, стал Луций Апроний; в18 году н.э.

он был назначен проконсулом в африканские владения Рима, и в 20 году в Нумидии при подавлении восстание вождя мусуламиев Такфарината он провел массовые казни в когорте одного из легионов.

Полководец Аппий Клавдий, проводя децимацию, мог лично убивать дубинкой провинившихся солдат, а другой военачальник — Тит Малиний казнил собственного сына, за то, что тот вступил в бой без его разрешения, хотя и победил при этом в бою.

Во славу богов и во исполнение их воли

Зрелище казней было устрашающим: провинившаяся воинская часть разбивалась на десятки, каждый из которых жребием определял, кому сужено умереть за остальных.

После определения «сакральной жертвы» девять оставшихся воинов убивали десятого, навсегда связывая себя его кровью: они либо забивали дубинками вчерашнего соратника, либо забивали до смерти камнями.

от жребия воина не могли спасти ни заслуги, ни регалии: «Такова воля богов!» — считали сослуживцы.

READ  Сколько пленных немцев навсегда осталось в Советском Союзе

Уцелевшие воины после казни получали весьма скудное пропитание и не допускались в лагерь, оставаясь на открытой местности на ночь до тех пор, пока не искупят свою вину.

Децимация: кто раньше исполнял это наказание

Но почему опытные ветераны так безропотно сносили такие жестокости?

Религиовед и писатель, профессор философии Роман Светлов в книге «Пирр и военная история его времени» объясняет крайнюю жестокость деминации и подчинение ей целых воинских частей священным статусом полководца, который был представителем обожествляемого императора, и чья воля была «волей самих богов».

Военачальник в Древнем Риме выполнял не только функции командира, но и жреца, устраивая перед сражениями жертвоприношения или гадания: например, рассматривая печень закланного тельца или наблюдая за птицами: обычно для таких целей в армии Рима возили с собой цыплят, которых перед сражением кормили.

Аппетит цыплят предсказывал победу, если же птицы отказывались есть, в битву вступать не следовало.

Подчинение полководцу становилось подчинением воле небес, а нарушение приказа могло навлечь их гнев на целую армию и даже на целую страну.

И только христиане — против

Историк Лев Гумилев в работе «Хунны в Азии и Eвропе» упоминает об единственном случае, когда римский легион отказался выполнять приказ и был полностью децимирован: это произошло в 268 году в Галлии, куда император Макимин послал некий Фиванский легион, состоявший из христиан, чтобы подавить бунт багаудов.

Узнав, что им придется убивать единоверцев, легионеры наотрез отказались выполнять приказ, что повлекло за собой две децимации, а затем легион был полностью истреблен римлянами. По другой версии — христиане отказались приносить жертвы языческим богам.

Однако при этом Гумилев ссылается на англичанина Джона Робертсона, автора «Истории христианской церкви», и многие современные историки считают этот эпизод неправдоподобным.

READ  Русские корабли, которые повторили подвиг крейсера «Варяг»

Традиции децимации живы

Римские традиции децимации вполне спешно применялись на практике в Азии, например, в войсках Чингисхана за малейшую провинность убивали каждого десятого солдата, а за бегство с поля боя наказание десятикратно умножалось: за одного воина казнили десятерых, за десять — убивали сотню, за сотню — казнили тысячу.

Децимацию применяли и на Руси для устрашения населения, например, чтобы сохранить строевой лес у Финского залива, Петр 1 велел казнить каждого десятого браконьера, для чего по берегам Невы и на Ладоге через каждые пять верст срубили виселицы.

А после подавления восстания Ивана Булавина он повелел казнить каждого десятого казака (Алексей Шкваров, «Донское казачество на прибалтийском театре»), посчитав бунт дезертирством.

Децимация, как мера наказания, была прописана в «Воинском уставе» Петра от 1716 года.

  • О массовых казнях вспомнили во время гражданской войны: финский автор Арто Астикайнен пишет, что известен случай, когда финны расстреляли пленных красноармейцев по принципу децимации — каждого десятого; всего на льду реки Хуруслахти было убито 80 бойцов; казнь русских стала известна под названием «Хуруслахтской лотереи».
  • По приказу наркома Троцкого в конце зимы 1918 года был расстрелян каждый десятый солдат из Второго Петроградского полка, дрогнувшего на поле боя под Казанью, всего 41 человек («Революция и гражданская война в России», издательство «Терра»), а при обороне Петрограда нарком приказал расстреливать каждого десятого отступившего красноармейца.
  • источник

Источник: http://intofact.ru/traditsiya-detsimatsii-v-chem-sut-nakazaniya-kaznit-kazhdogo-desyatogo/

Разоблачение мифа: Казнил ли Троцкий солдат (о децимации)

Децимация: кто раньше исполнял это наказаниеСо времён перестройки повсеместно упоминается факт применения Троцким децимации — казни каждого десятого солдата по жребию. Публицисты и некоторые историки пишут об этом факте, намекая на систематический характер применения децимации во время Гражданской войны. Однако такие выводы есть самая настоящая фальсификация истории.В википедийной статье «Децимация» написано следующее:

«Во время Гражданской войны в России децимация неоднократно применялась Наркомом по военным и морским делам Л. Д. Троцким. В августе 1918 года он использовал для наказания 2-го Петроградского полка Красной Армии, самовольно бежавшего со своих боевых позиций».

Исторические источники для обоснования такого вопиющего случая кровожадности и излишней жестокости не указаны.«Железобетонный факт» применения Троцким децимации также присутствует в публицистических текстах, исторических журналах, СМИ и даже научных статьях.

Авторы таких статей ссылаются на публицистические, художественные или исторические работы, в которых также отсутствуют ссылки на исторические источники.Например, писатель Широкорад в книге «Великая речная война» раскрывает подробности применения Троцким децимации:

«Под Свияжском Троцкий ввел первые заградительные отряды, позже успешно использованные Сталиным.

Тогда же наркомвоенмор осуществил и первую децимацию — расстрел каждого десятого бойца вместе с командирами. В ночь на 29 августа 1918 г. 2-й Нумерной Петроградский полк под натиском превосходящих сил В. О. Каппеля оставил позиции и бежал. Разъяренный Троцкий потребовал расстрелять комиссара полка Пантелеева и командира Гнеушева.

В три приема расстреляли 41 человека. Вблизи Вязовых трупы расстрелянных побросали в воду и для верности поутюжили винтами катеров».

В книге уважаемого писателя отсутствуют сноски на документы или иные исторические источники. В ней вообще ничего нет, кроме фантазий автора и более 40 расстрелянных человек, поутюженных для достоверности винтами катеров.

Автору публицистического текста простительно пренебрежение правдивостью исторического процесса.

Однако изумительно, что Википедия в статье «Троцкий в Свияжске» ссылается на эту публицистику, не указывая никаких альтернативных источников.

Также в книге «Реввоенсовет Республики», вышедшей в 1991 году, доктор исторических наук Юрий Иванович Кораблёв приводит эпизод децимации:

«Первый случай массового расстрела имел место 29 августа 1918 года под Свияжском по приговору военно-полевого суда 5-й армии, проведенного по указанию Троцкого.

Расстреляно было 20 человек, впервые был применен принцип так называемой децимации, то есть казни каждого десятого, введенной еще в армии древних римлян. Эта трагедия случилась с необстрелянным Петроградским рабочим полком, который бежал, создав угрозу захвата каппелевцами Свияжска и других важных пунктов».

Автор указывает много ссылок на различные исторические источники как мемуарные, так и документальные. Однако именно этот сюжет отставлен без сносок. Невольно возникает ощущение, что с фактом децимации всё не так гладко.

Применение Львом Троцким децимации подтвердить документальными источниками невозможно, потому что они не найдены. А скорее всего вообще не существуют.

Однако в научный оборот введены два мемуарных источника с упоминанием расстрела личного состава частей 5-й армий: мемуары белогвардейца-каппелевца Василия Вырыпаева и автобиография Троцкого.Участник белого движения так описал события августа 1918 года:

«8-го августа на красный фронт прибыл комиссар по военным делам Лев Троцкий.

Он нашёл красную армию в состоянии полного развала, паники и деморализации и начал полную реорганизацию. Его методами были непрестанная пропаганда среди красных войск, усиление организационной работы и беспощадные меры по отношению к дезертирам и трусам.

Во время своего пребывания в Свияжске он издал приказ о том, что комиссары и командиры бегущих с фронта отрядов будут расстреливаться на месте.

Ждать первого случая применения этого приказа долго не пришлось: отряд петроградских рабочих, неопытных, не пристрелянных, был атакован одной из наших групп и постыдно бежал, и не только бежал, но захватил пароход, на котором рабочие-солдаты намеревались доехать до Нижнего Новгорода.

Троцкий окружил этот пароход судами Волжской речной флотилии, оставшимися верными советам, заставил повстанцев сдаться и расстрелял на месте не только командира и комиссара отряда, но каждого десятого солдата. В боях под Казанью он расстрелял более двадцати красных командиров, неспособных занимать свои должности. Он не щадил никого. В войсках вводилась такая дисциплина, какой не было и в старой армии».

Лев Троцкий так писал об этом в своих мемуарах «Моя жизнь»:

«Как раз в этот момент положение на фронте сразу ухудшилось. Свежий полк, на который мы так рассчитывали, снялся с фронта во главе с комиссаром и командиром, захватил со штыками наперевес пароход и погрузился на него, чтобы отплыть в Нижний. Волна тревоги прошла по фронту.

Читайте также:  Почему русские в мае маются

Все стали озираться на реку. Положение казалось почти безнадежным. Штаб оставался на месте, хотя неприятель был на расстоянии километра-двух и снаряды рвались по соседству. Я переговорил с неизменным Маркиным. Во главе двух десятков боевиков он на импровизированной канонерке подъехал к пароходу с дезертирами и потребовал от них сдачи под жерлом пушки.

От исхода этой внутренней операции зависело в данный момент все. Одного ружейного выстрела было бы достаточно для катастрофы. Дезертиры сдались без сопротивления. Пароход причалил к пристани, дезертиры высадились, я назначил полевой трибунал, который приговорил к расстрелу командира, комиссара и известное число солдат.

К загнившей ране было приложено каленое железо».

Два текста личного происхождения — всё, что позволяет публицистам и недобросовестным историкам рассказывать о массовом применении децимации в Красной Армией. Мемуары, как известно, самый неточный и лживый источник.

Они издаются спустя некоторое время, а люди, которые их пишут, обычно жаждут что-то специально исказить, либо чего-нибудь приврать.

Если же полностью взять на веру версию событий Вырыпаева, тогда можно говорить только об одном факте применения, но никак не о массовом характере децимации. Систематической децимации, вопреки уверениям публицистов, не существовало. Даже факт одного применения вызывает сомнения.

Поэтому, чтобы уверенно заявлять о децимации поставленной на конвейер во время Гражданской войны, надо быть излишне самоуверенным, либо руководствоваться желанием кого-нибудь или что-нибудь очернить.

цинк

Источник: https://aloban75.livejournal.com/4317372.html

Как Вы относитесь к введению в России права проведения децимации власти? | Политика

Децимация: кто раньше исполнял это наказание

Михаил Ходорковский

Бывший глава «ЮКОСа» Михаил Ходорковский заявил, что победить «всесилие спецслужб» в России можно «децимацией» силовиков. «Атмосферы мало. Нужна децимация. Увольнение десятой части. Не поможет — еще раз», — сказал Ходорковский в интервью «Новой газете».

По словам бывшего бизнесмена, ему нравится жить в России, но единственное, что ему в стране не нравится — как раз «всесилие спецслужб, силовиков вообще». «Когда любой их представитель может к тебе вальяжно обратиться: але! предъяви документы! Я не против предъявить документы, но меня раздражает этот тон», — сказал Ходорковский.

В конце октября, за два месяца до освобождения бывшего руководителя «ЮКОСа», в FT Magazine было опубликовано интервью Ходорковского, в котором он говорил, что силовики по-прежнему имеют наибольшее влияние в стране.

В майском письме он подчеркивал при этом, что положение силовиков ненадежно. «Судя по опросам, все силовики вместе (кроме министра обороны) не набирают 50 процентов доверия общества. То есть, по сути, они „подвешены“ на рейтинге Владимира Путина, который тоже демонстрирует не блестящую динамику», — писал Ходорковский.

Общее количество силовиков в России достоверно неизвестно. В СМИ упоминалось, что их около пяти миллионов человек.

Децимацию — казнь каждого десятого — начали применять в римской армии. Первый известный случай произошел в 471 году до нашей эры, когда римляне воевали против вольсков. Кроме того, децимация применялась во время тридцатилетней войны в Европе.

В России децимация была включена в воинский устав Петра I. В нем говорилось, что при сдаче крепости или капитуляции «из рядовых всегда десятый по жеребью повешен, а протчие как беглые наказаны быть». Децимация также применялась в Красной армии.

Михаил Ходорковский провел в заключении 10 лет за уклонение от уплаты налогов, хищение нефти и легализации выручки от ее продажи. 20 декабря 2013 года его помиловал президент РФ Владимир Путин. Ходорковский после освобождения улетел в Берлин, где лечится его мать. Своей вины Ходорковский не признал.

________________________________________________

из ВИКИПЕДИИ:

Децима́ция (от лат. decimatio, от decimus — «(каждый) десятый») — казнь каждого десятого по жребию, высшая мера дисциплинарных наказаний в римской армии.

Децимация практиковалась с легендарных времён, хотя в целом применялась редко, и при Республике(Плутарх, «Красс», X) и при принципате, но в последний период, в связи с определённой либерализацией взглядов, обычно была рассчитана на центурию или когорту (Tac., Ann., III, 21, когда в 18 г. новый командир Луций Апроний децимировал когорту легиона III Augusta в Нумидии).

Назначалась обычно за потерю знамени, бунт и даже за дезертирство. Самый ранний документированный случай децимации относится к 471 до н. э., когда Рим воевал с вольсками (упомянут Титом Ливием).

При децимации наказываемое подразделение разделялось на десятки, независимо от ранга и срока службы. Каждая десятка бросала жребий, и того, на кого он выпадал, казнили его же девять товарищей, иногда путём забивания камнями или дубинками. Оставшиеся в живых солдаты также наказывались: в их рационе пшеница заменялась ячменём, им запрещалось спать внутри лагеря.

Описана как возможное наказание в воинском уставе Петра I[1].

Также применялись:

Центезимация (от лат. centum — «сотня») — казнь каждого сотого человека по жребию.

Вицезима́ция (от лат. vicesimatio, от vicesimus — «(каждый) двадцатый») — применявшаясяОпеллием Макрином казнь каждого двадцатого по жребию.

  • _______________________________________________
  • Предлагаю опрос распространить на все ветви государственной власти в РФ:
  • Как Вы относитесь к введению в России права проведения децимации власти?

Источник: https://maxpark.com/community/politic/content/2418198

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Децимация: кто раньше исполнял это наказание

Тpaдиция децимaции – кaзни кaждoгo деcятoгo челoвекa — вocxoдит к челoвечеcким жеpтвoпpинoшениям язычникoв, кoтopые xoтели yмилocтивить бoгoв и дocтичь тaким oбpaзoм cвoиx целей. Нaзвaние кaзни пpoизoшлo oт имени oднoй из тpеx пapoк, Децимы – бoгини Cyдьбы в дpевнеpимcкoй мифoлoгии. Именнo Децимa oтмеpялa длинy жизни кaждoгo челoвекa c пoмoщью пocoxa.

Чaще вcегo тaкие кaзни иcпoльзoвaли для пoддеpжaния диcциплины в apмии, кoгдa зa пpoвиннocть всей вoинcкoй чacти – пoтеpю знaмени, бегcтвo, тpycocть или дезеpтиpcтвo — pитyaльнo yбивaли кaждoгo деcятoгo coлдaтa. Ocoбеннo cлaвилcя тpaдицией децимaции Дpевний Pим, в кoтopoм подобное нaкaзaние пpименяли к пpoвинившимcя легиoнaм.

Oт Aппия Клaвдия дo Лyция Апpoния

Иcтopик Тит Ливий пиcaл o тoм, чтo pимcкий кoнcyл Аппий Клaвдий Кpacc в 471 гoдy децимиpoвaл целый легиoн зa тo, чтo в бoю пpoтив этpyccкoв вoины дpoгнyли пocле нaпaдения нa ниx c тылa и бежaли, ocтaвив пoле бoя. Этoт cлyчaй cчитaетcя caмым paнними зaдoкyментиpoвaнным cлyчaем децимaции в иcтopии.

Филocoф Плyтapx в тpyде «Кpacc» yпoминaл, чтo пpи вoccтaнии Cпapтaкa нa тpетьем гoдy вoйны пoлкoвoдцy Мapкy Люцинию Кpaccy, чтoбы вoccтaнoвить диcциплинy, пришлось децимиpoвaть двa легиoнa из шеcти «зa неoднoкpaтнoе пopaжение нa пoле бoя». Пo cвидетельcтвy Aппиaнa Aлекcaндpийcкoгo (тpyд «Гpaждaнcкие вoйны») были yбиты 4 тыс. челoвек. Пo cлoвaм иcтopикa, Красс, став «для cвoиx coлдaт cтpaшнее вpaгa», cyмел пpегpaдить пyть вoccтaвшим и paзбил кpyпные чacти Cпapтaкa.

Еще oдин pимcкий вoенaчaльник, «пpocлaвившийcя» децимaцией, — Лyций Aпpoний; в 18 гoдy н.э.

oн был нaзнaчен пpoкoнcyлoм в aфpикaнcкие влaдения Римa, и в 20 гoдy в Нyмидии пpи пoдaвлении вoccтaния вoждя мycyлaмиев Тaкфapинaтa oн устроил мaccoвые кaзни в кoгopте oднoгo из легиoнoв.

Пoлкoвoдец Aппий Клaвдий, пpoвoдя децимaцию, мoг личнo yбивaть дyбинкoй пpoвинившиxcя coлдaт, a дpyгoй вoенaчaльник – Тит Мaлиний — кaзнил coбcтвеннoгo cынa, зa тo, чтo тoт вcтyпил в бoй без егo paзpешения, xoтя и пoбедил в этом бoю.

Вo cлaвy бoгoв и вo иcпoлнение иx вoли

Зpелище кaзней былo ycтpaшaющим: пpoвинившaяcя вoинcкaя чacть paзбивaлacь нa деcятки, и воины из каждой десятки тянули жpебий, который указывал, кoмy cyжденo yмеpеть зa ocтaльныx.

Пocле oпpеделения «caкpaльнoй жеpтвы» девять вoинoв все вместе yбивaли десятого, вчеpaшнегo своего copaтникa, тем самым нaвcегдa cвязывaя cебя егo кpoвью. Они зaбивaли его до смерти либо дубинками, либo кaмнями.

От жpебия вoинa не мoгли cпacти ни зacлyги, ни pегaлии, считалось, что тaкoвa вoля бoгoв!

Уцелевшие вoины не дoпycкaлиcь в лaгеpь, полyчaли веcьмa cкyднoе пpoпитaние и ночевали нa oткpытoй меcтнocти дo теx пop, пoкa не иcкyпали cвoю винy.

Нo пoчемy ветеpaны безропотно подчинялись таким жеcтoким правилам?

Pелигиoвед и пиcaтель, пpoфеccop филocoфии Poмaн Cветлoв в книге «Пиpp и вoеннaя иcтopия егo вpемени» oбъяcняет кpaйнюю жеcтoкocть деминaции и пoдчинение ей целыx вoинcкиx чacтей cвященным cтaтycoм пoлкoвoдцa, кoтopый был пpедcтaвителем oбoжеcтвляемoгo импеpaтopa, чья вoля былa «вoлей caмиx бoгoв».

Вoенaчaльник в Дpевнем Pиме выпoлнял не тoлькo фyнкции кoмaндиpa, нo и жpецa, ycтpaивaвшего пеpед cpaжениями жеpтвoпpинoшения или гaдaния, нaпpимеp, paccмaтpивaя печень зaклaннoгo тельцa или нaблюдaя зa птицaми. Обычнo для гаданий в поход брали c coбoй живых цыплят, кoтopыx пеpед cpaжением кopмили.

Их аппетит пpедcкaзывaл исход битвы: еcли птицы oткaзывaлиcь еcть, то в битвy вcтyпaть не cледoвaлo.

Пoдчинение пoлкoвoдцy понималocь как пoдчинение вoле небеc, и нapyшение пpикaзa мoглo нaвлечь иx гнев нa целyю apмию и дaже нa целyю cтpaнy.

И тoлькo xpиcтиaне — пpoтив

Иcтopик Лев Гyмилев в paбoте «Xyнны в Aзии и Eвpoпе» yпoминaет oб единcтвеннoм cлyчaе, кoгдa pимcкий легиoн oткaзaлcя выпoлнять пpикaз и был пoлнocтью уничтожен. Этo пpoизoшлo в 268 гoдy в Гaллии, кyдa импеpaтop Мaкимин пocлaл cocтoявший из xpиcтиaн Фивaнcкий легиoн с целью пoдaвить бyнт бaгayдoв.

Узнaв, чтo им пpидетcя yбивaть единoвеpцев, легиoнеpы нaoтpез oткaзaлиcь выпoлнять пpикaз, чтo пoвлеклo зa coбoй две децимaции, a зaтем и полное истребление легиoна. Пo дpyгoй веpcии xpиcтиaне не стали пpинocить жеpтвы язычеcким бoгaм. Oднaкo пpи этoм Гyмилев ccылaетcя нa aнгличaнинa Джoнa Poбеpтcoнa, aвтopa «Иcтopии xpиcтиaнcкoй цеpкви».

Мнoгие же coвpеменные иcтopики cчитaют этoт эпизoд непpaвдoпoдoбным.

Тpaдиция децимaции жива

Pимcкие тpaдиции децимaции пpименялиcь нa пpaктике в Aзии. Нaпpимеp, в вoйcкax Чингиcxaнa зa мaлейшyю пpoвиннocть yбивaли кaждoгo деcятoгo coлдaтa, a зa бегcтвo c пoля бoя нaкaзaние деcятикpaтнo yмнoжaлocь: зa oднoгo вoинa кaзнили деcятеpыx, зa деcять — coтню, зa coтню – убивали тыcячy.

Децимaцию практиковали и нa Pycи — для ycтpaшения нacеления. Нaпpимеp, чтoбы coxpaнить cтpoевoй леc y Финcкoгo зaливa, Петp I велел вешать кaждoгo деcятoгo бpaкoньеpa, для чегo пo беpегaм Невы и нa Лaдoге чеpез кaждые пять веpcт установили виcелицы.

A пocле пoдaвления вoccтaния Ивaнa Бyлaвинa oн приказал кaзнить кaждoгo деcятoгo кaзaкa (Aлекcей Шквapoв, «Дoнcкoе кaзaчеcтвo нa пpибaлтийcкoм теaтpе»), пocчитaв бyнт дезеpтиpcтвoм.

Децимaция кaк меpa нaкaзaния былa пpoпиcaнa в «Вoинcкoм ycтaве» Петpa I oт 1716 гoдa.

O мaccoвыx кaзняx вcпoмнили и вo вpемя Гpaждaнcкoй вoйны. Финcкий aвтop Apтo Acтикaйнен пишет, чтo извеcтен cлyчaй кoгдa финны paccтpеляли пленныx кpacнoapмейцев пo пpинципy децимaции – кaждoгo деcятoгo. Вcегo нa льдy pеки Xypycлaxти были yбиты 80 бoйцoв; кaзнь pyccкиx cтaлa извеcтнa пoд нaзвaнием «Xypycлaxтcкoй лoтеpеи».

Пo распоряжению нapкoмa Льва Тpoцкoгo в кoнце зимы 1918 гoдa был paccтpелян кaждый деcятый coлдaт из Втopoгo Петpoгpaдcкoгo пoлкa, дpoгнyвшегo нa пoле бoя пoд Кaзaнью, — вcегo 41 челoвек («Pевoлюция и Гpaждaнcкaя вoйнa в Poccии», издaтельcтвo «Теppa»).

А пpи oбopoне Петpoгpaдa нapкoм отдал пpикaз paccтpеливaть кaждoгo деcятoгo oтcтyпившегo кpacнoapмейцa.

Источник: https://newsland.com/community/8211/content/detsimatsiia-samoe-strashnoe-nakazanie-v-armii/6670244

Фустуарий, децимация и позор — как наказывали в армии Древнего Рима

Древнеримская армия более тысячи лет расширяла границы империи и держала в повиновении вассальные провинции. Численность многонационального войска составляла от 100 тысяч до 300 тысяч воинов.

Своими успехами Рим был обязан талантливым полководцам, жесткой стратегии и беспрекословному соблюдению дисциплины. Система наказаний поддерживала высокую боеготовность армии. Легионеры не боялись врага, гораздо опаснее было подвергнуться наказаниям в лагере.

Д. Рава. Легионеры

Победителей тоже судят

Невыполнение приказа, трусость или побег карали без поблажек — секли розгами и лишали головы. Известен случай, когда сын полководца пошел в разведку и вместо того, чтобы вернуться с донесением, напал на неприятеля, одержал победу и доложил об успехе отцу. Как ни просили полководца смягчить кару, тот повелел наказать сына по всей строгости.

Читайте также:  Нельзя есть мясо и рыбачить: какие запреты существовали у беременных эвенкиек

Изменники, шпионы и мятежники заслуживали смертной казни. Легионера ожидала смерть от рук сослуживцев, если он покинул пост или уснул во время караульной службы, потерял боевое оружие, струсил или попался на воровстве. Побег из лагеря и дезертирство в бою в равной степени жестоко наказывали — сбрасывали со скалы, затаптывали слонами.

Фустуарий и децимация

Смертный приговор выносил трибун, дотрагиваясь прутом до плеча виновного. После этого легионеры забивали преступника розгами, камнями или палками. Фустуарий для командиров был менее болезненным: порка розгами.

Если дисциплину нарушали целым подразделением, то наказывали каждого десятого, реже — каждого двадцатого или сотого. Самая распространенная казнь по жребию называлась децимация, от слова «десяток». Были и щадящие наказания, например, ограничение пайка, снижение жалования или тяжелые работы.

Тем, кто избежал казни по жребию, полагалось позорное наказание. Однажды легионы Цезаря дрогнули перед войсками Помпея. После этого они просили Цезаря подвергнуть их децимации, но Цезарь всегда был добр к легионерам и отказался из наказывать.

Виновный подлежал вечному изгнанию и не мог вернуться домой. Никто из родственников не решился бы дать ему кров.

Наказание позором

Чтобы пристыдить воина, применялись позорные наказания, например, стояние перед строем без армейского пояса, в одной лишь тунике. Известно, что одного из римских военачальников наказали позором лишь за то, что он использовал солдат не по назначению: дал приказ охранять знатного римлянина во время охоты.

Строй легионеров. Реконструкция

Если группа солдат или подразделение заслужили позорное наказание, у них отнимали знамя, отбирали пояса (тогда туника выглядела, как женская одежда) или размещали их палатки возле пленных или скота. Командиров понижали в звании или переводили в менее престижные рода войск, например, в пехоту из кавалерии.

Виновные переносили камни, сутками стояли босиком или без оружия, копали никому не нужные канавы или выполняли упражнения с поклажей.

Ограничение пайка

Солдатам, избежавшим казни, в меню заменяли пшеницу ячменем — едой для скота. Таким образом воин лишался достоинства и приравнивался к животному. Среди материальных наказаний был штраф, конфискация трофеев и снижение зарплаты.

Песценний, когда солдаты украли курицу, повелел отобрать у них серебряную посуду. Им выдали деревянные приборы, вместо хлеба они питались сухарями, а вместо вина пили уксус. Им запретили есть еду, приготовленную на огне, а чтобы они не ослушались, приставили надсмотрщиков. К унизительным наказаниям относились порка виноградными лозами, розгами, и — самое позорное — публичная порка розгами.

Уклонисты и мародеры

Тех, кто пытался избежать службы, ожидала конфискация имущества, тюрьма или рабство. Один легионер хотел избавить своих сыновей от военной службы и искалечил им руки. Узнав об этом император повелел продать в рабство отца.

Легион отправляется в поход. Реконструкция

За воровство или членовредительство нарушителя прогоняли сквозь строй. И каждый наносил ему дубинкой палкой. После унизительного наказания преступник терял уважение товарищей и больше никогда не повторял проступка.

«Ты мне больше не нужен»

Когда Цезарь сказал так своим воинам, суровые вояки рыдали. Фраза «больше не нужен» означала увольнение. Легионеры сдавали оружие, военные доспехи, даже сандалии.

Утрата знаков отличия приравнивалась к утрате чести. Уволенный солдат не мог занимать должности и терял право на проживание в Римской империи.

Некоторые христиане-легионеры возвращались в язычество, лишь бы не быть изгнанным за пределы родины.

Император Констанций, чтобы солдаты не дезертировали, запретил им отпуски. Если дезертира укрывал гражданин низкого происхождения, его казнили, знатных укрывателей ожидала ссылка.

Сильное государство — сильная армия

Когда начались нарушения среди командиров, солдаты тоже вышли из-под контроля: грабили население, занимались вымогательством. Одни говорят, что с разложения армии началось падение империи, другие утверждают, что армейская система отражает ситуацию в государстве. Как бы там ни было, но за низкой дисциплиной последовали поражения.

А. МакБрайд. Битва при Алезии

Римляне понимали, что вынужденная дисциплина не так крепка, как сознательная организованность. Полководцы выступали с речами перед легионерами, поднимали боевой дух. А солдаты знали, что земли, присоединенные к Риму, будут справедливо разделены. По одной трети приходилось на долю у государства, на продажу и передавалось неимущим, в том числе воинам, выходящим в отставку.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a74a05057906a2d34a8acb0/5b30ada9bf667300a99b1a95

Децимáция

Децимация (decimatio) — (от лат. decimatio, от decimus — «(каждый) десятый») — казнь каждого десятого по жребию, высшая мера дисциплинарных наказаний в римской армии. Казнь была, по-видимому, изначально связана с ритуалом человеческого жертвоприношения подземным богам. Применялась обычно к воинам, проявившим в бою малодушие.

Децимация практиковалась с легендарных времён, хотя в целом применялась редко, и при Республике (Плутарх, «Красс», X) и при принципате, но в последний период, в связи с определённой либерализацией взглядов, обычно была рассчитана на центурию или когорту (Tac., Ann., III, 21, когда в 18 г. новый командир Луций Апроний децимировал когорту легиона III Augusta в Нумидии).

Назначалась обычно за потерю знамени, бунт и даже за дезертирство. Самый ранний документированный случай децимации относится к 471 до н. э., когда Рим воевал с вольсками (упомянут Титом Ливием).

При децимации наказываемое подразделение разделялось на десятки, независимо от ранга и срока службы. Каждая десятка бросала жребий, и того, на кого он выпадал, казнили его же девять товарищей, иногда путём забивания камнями или дубинками. Оставшиеся в живых солдаты также наказывались: в их рационе пшеница заменялась ячменём, им запрещалось спать внутри лагеря.

Например, после того как под натиском восставших рабов-спартаковцев бежали, побросав оружие, легионеры, которыми командовал легат Муммий, такую казнь применил уже упоминавшийся свирепый Марк Лициний Красс.

«Отобрав… пятьсот человек, зачинщиков бегства, и разделив их на пятьдесят десятков, он приказал предать смерти из каждого десятка по одному человеку — на кого укажет жребий…; этот вид казни сопряжён с позором и сопровождается жуткими и мрачными обрядами, совершающимися у всех на глазах».

  По словам Аппиана, в ходе упомянутых децимаций было казнено около 4000 человек.

В талантливом романе В.Яна «Спартак» эта расправа описана действительно с мрачными ритуалами:

Тогда Красс решил показать, что у него действительно «сено на рогах», и объявил немедленно «десятисмертие» — древний воинский обычай, много лет не применявшийся в Италии.

Войско было построено квадратом вокруг площадки, где стоял каменный жертвенник. На нем пылал огонь, и жрецы в длинных одеждах пели и приплясывали, выкрикивая молитвы и заклинания.

Пятьсот воинов из передового отряда Муммия, которые первые повернули и бежали от врага, были разделены на десятки. Каждые десять легионеров по очереди подходили к жертвеннику. Жрецы держали вазу с водой.

В ней лежало десять камешков: девять белых и один черный. Каждый легионер вынимал камешек, отдавал жрецам и отходил прочь.

Кто вынимал белый камешек, тот шел направо, а у кого оказывался черный, тот поворачивал влево.

Там стояли люди, закутанные с головой в плащи, и большими камнями убивали подходившего легионера.

Таким образом на глазах всего войска был убито пятьдесят воинов, бежавших с поля битвы, и тела их запрещено было хоронить. Красс сказал войску речь.

Он объявил, что всякий должен бояться своего главного полководца больше, чем Спартака, и если легионеры еще раз в бою побегут обратно, то опять получат «десятисмертие».

«Но как бы там ни было, — с черноватой иронией добавляет историк, — Красс оказался для своих солдат страшнее победивших их врагов. Эту фразу с гениальным простодушием перетолковал Э.Гиббон: «В римской дисциплине считалось неизменным правилом, что хороший солдат должен бояться своих командиров гораздо более, нежели неприятеля.

По свидетельству Тацита, при одной из децимаций воинов насмерть забивали палками. Историк вместе с тем подчёркивает, что во времена императора Тиберия децимации были уже крайне редким старинным наказанием.

У Полибия находим более подробное описание расправы над нерадивыми воинами: «Наказание это производится приблизительно так: трибун берёт палку и ею как бы только касается осуждённого; вслед за сим все легионеры бьют его палками и камнями.

Наказуемых забивают большею частью до смерти тут же, в самом лагере, а если кто-нибудь и выходит ещё живым, то не на радость себе. Да и какая ему радость, если возврат на родину ему не дозволен, и никто из родственников не осмелится принять такого человека к себе в дом.

Поэтому раз постигло кого подобное несчастие, он погиб бесповоротно».

Описана как возможное наказание в воинском уставе Петра I.

Децимации применялась также в новейшей истории — во время Гражданской войны в Финляндии. В феврале 1918 года был зафиксирован случай «выборочного» расстрела 80-ти пленных красногвардейцев.

Жертвы, по одной из версий, были определены по жребию, по другой — были осуждены специально созданным военно-полевым судом.

Этот случай вошёл в историю под названием «лотерея Хуруслахти», по названию реки, на льду которой была осуществлена казнь.

Во время Гражданской войны в России децимация широко применялась Наркомом по военным и морским делам тов. Троцким — например во время обороны Петрограда в октябре 1919 года — в отступающих красноармейских частях расстреливали каждого 10-го.

Источник: http://www.torturesru.com/dle/execution/374-decim225ciya.html

Как наказывали римских солдат?

steissd

Едва ли можно считать легионера идеальным воином — как и всякий человек, он мог иметь склонность смухлевать (да и вообще, офицерская мудрость гласит, что куда солдата ни целуй — везде ж**а, и когда стране нужны герои, п***а рождает му**ков, так что лучше обращаться с ними строго). Но чтобы это не приняло массового характера и не отразилось на боеспособности древнеримских Heeres, их за это подвергали наказаниям. Каким?

Армия Рима представляла собой великолепный боевой механизм. Легионеры были прекрасно обучены, отлично экипированы, их вели в бой опытные военачальники. Однако колоссальные успехи римлян нельзя объяснить только тренированностью и оснащенностью легионеров.У римской армии было то, чего не было у других, даже самых развитых народов. Это «тайное» оружие называлось — дисциплина. Только настоящая воинская дисциплина могла спаять легионеров в устрашающую боевую машину. Ни в одной армии древнего мира дисциплина не была столь суровой, а повиновение военачальникам таким беспрекословным как в римских войсках. Сами римляне по праву считали дисциплину основой всех своих военных успехов, называли ее главной гордостью, оплотом и вернейшим стражем своей державы.Дисциплина в римской армии была основана на огромной власти военачальника и беспощадной суровости наказаний. Полководец имел право практически неограниченно распоряжаться жизнью и смертью своих легионеров. Военачальник мог подвергнуть телесным наказаниям или казнить даже высших командиров самого знатного происхождения. От консулов, которые в период республики осуществляли верховное командование, такая же непререкаемая власть распространялась и на нижестоящих командиров.Это наказание, а точнее сказать казнь, была наиболее жестоким средством поддержания дисциплины и даже самими римлянами считалась крайним средством. Этой казни подвергали не отдельных лиц, а целые подразделения, легион, а иногда и несколько легионов. Казнь налагалась за трусость перед лицом противника, позорное бегство с поля боя или злостное неподчинение приказам высшего военачальника.Заключалась процедура децимации в том, что в провинившемся отряде по жребию отбирали каждого десятого солдата. Затем, тех легионеров, на кого пал жребий, перед строем всего войска забивали на смерть камнями или палками. Остальные солдаты наказанного отряда, которых миновал несчастливый жребий, подвергались воздействию позорящего наказания, им вместо пшеницы выдавали для еды ячмень, а также приказывали ставить свои палатки вне воинского лагеря. Позор для оставшихся в живых состоял в том, что, по мнению римлян, пища из ячменя полагаюсь не свободным людям, а животным и рабам, т.е. человек подвергшийся такому наказанию, как бы временно утрачивал свой высокий социальный статус воина и гражданина и перемещался на уровень скота.Как пример, приведу случай, когда децимации подвергались целые воинские подразделения.

Читайте также:  Какие земли могла присоединить россия во время первой мировой войны

Во время войны с восставшими рабами под руководством гладиатора Спартака, римские легионы потерпели несколько позорных поражений. Получивший командование разбитой армией Марк Красс (не путать с Карлом Марксом — прим. steissd) счел необходимым децимировать бежавшие с поля боя легионы, дабы его солдаты боялись своего полководца больше чем врагов-гладиаторов и несколько раз подумали, прежде чем обратиться в бегство. Надо сказать, что своей цели Красс достиг, стойкость его легионов существенно возросла и в конце концов армия восставших потерпела полное поражение.

Следует заметить, что римские полководцы не всегда хотели терять каждого десятого солдата из провинившегося подразделения. В таких случаях применялась казнь каждого двадцатого и сотого легионера. Нельзя не упомянуть о случае, когда проигравшие битву легионы сами, добровольно, требовали подвергнуть себя этому суровейшему наказанию.

По свидетельству Юлия Цезаря, его легионеры были так пристыжены после поражения от войск Помпея в битве при Диррахии (и им было от чего умирать со стыда — в той битве ветераны Цезаря панически побежали под ударом войск Помпея, состоящих в основном из молодых солдат), что стали требовать от своего императора, дабы тот децемировал их.

Цезарь, однако, слишком ценил своих бойцов и не захотел воспользоваться этим предложением, а наказал только знаменосцев, побросавших свои знамена.Это самое распространенное наказание за серьезные проступки налагаемое индивидуально, на конкретных лиц. Фустуарий представлял собой избиение виновного солдата камнями или папками. Историк Полибий оставил нам описание этой экзекуции. Вот как она проходила:«Трибун берет палку и ею как бы только касается осужденного; вслед за этим все легионеры бьют его камнями и палками. Наказуемых забивают большею частью тут же, в самом лагере, а если кто-нибудь и выходит еще живым, то не на радость себе. Да и какая ему радость, если возврат на родину ему не дозволен, и никто из родственников не осмелится принять такого человека к себе в дом. Поэтому раз постигло кого подобное наказание, он погиб бесповоротно».Как видно из этой цитаты, как и в случае с децимацией, этот вид наказания имел продолжение и после самой экзекуции и не заканчивался на самой процедуре фустуария. Выжившего ждало вечное изгнание, без права возвращения на родину к своим родным и близким.Смертью карались трусость, измена, шпионство, неповиновение начальству, возмущение к неповиновению других солдат. Чаще всего преступнику рубили голову топором или мечом. Казнь производилась за пределами лагеря. В соответствии с законом вырывали яму определенной длины и глубины, в которую ставили преступника, Далее следовал звук трубы, и особо назначенные солдаты приводили в исполнение приговор в присутствии трибунов и центурионов. Казненного хоронили тут же. Так обстояло дело, если наказанию подлежал один человек или небольшая группа лиц.Но вот если осужденных на смерть было много, то тогда для этого наказания не было определенной обычаем формы смерти.Вероятно, не было и определенного сопутствующего ритуала и похоже, что все зависело от воли того, по чьему приказу проводилось это мероприятие. Вот несколько примеров:Массовое уничтожение постигло четырехтысячный легион, посланный против Пирра защищать город Региум. Вместо исполнения приказа легион сам овладел этим городом, избил в нем жителей, провозгласил свою независимость и таким образом совершил акт дезертирства и государственной измены. Десять лет спустя, когда Пирр покинул Италию, остатки возмутившегося легиона были взяты в плен и отведены в Рим, где ежедневно казнили из них по пятьдесят человек, пока не истребили всех. Никакой жалости к изменникам римляне не проявили.

Не знали пощады римляне и к перебежчикам в неприятельский лагерь. Несмотря на их количество, всех предавали мучительной смерти. Однажды триста семьдесят дезертиров достались в руки Фабию Максиму. Он отправил их в Рим. Там их жестоко избивали, затем сбросили с Тарпейской скалы. Марцелл взял в плен в Сицилии до двух тысяч перебежчиков. Их сначала секли розгами, после чего отрубили всем головы. Та же участь постигла перебежчиков из римских союзных войск, которые после битвы с карфагенянами при Заме были выданы обратно Сципиону. Не менее жестоко поступил с перебежчиками Павел Эмилий (опять же не путать — на сей раз с Пашей Эмильевичем — прим. steissd) после своей победы над македонским царем Персеем. Он велел всех их бросить под ноги слонам, которые растоптали их…

Эта разновидность наказаний применялась гораздо чаще, чем упомянутые выше. Цель этих дисциплинарных воздействий заключалась в том, чтобы, выставив провинившихся в смешном или унизительном положении, пробудить в них чувство стыда. Проявившим трусость легионерам военачальник мог, например, приказать стоять босиком, без пояса, в одной нижней рубахе а центре лагеря, иногда с куском дерна или жердью в руках, копать ненужные канавы или носить взад и вперед камни. Рассказывают, что когда один из легионов отказался идти в тяжелый поход, консул приказал мятежникам выйти без оружия и поясов, окружил их своими вооруженными легионами и велел рубить солому на виду у всего войска. Как можно заметить, и здесь имеет место временное понижение социального статуса виновного, которого заставляли заниматься несвойственной и нелепой работой и кроме того, как бы временно исключали из числа мужчин, ведь солдатская рубашка, не подпоясанная воинским поясом, свисала ниже колен, что делало ее похожей на женскую одежду. Намек здесь налицо: ведь и в наши дни очень немногие мужчины без стыда согласятся переодеться в женское платье, а уж что должны были чувствовать легионеры в те времена…Интересно то, что римляне отличались известным демократизмом в применении наказаний этого вида и в случае необходимости его жертвами с равной легкостью становились как простые воины, так и военачальники. Это прекрасно подтверждают два эпизода из биографии знаменитого римского полководца Домиция Корбулона во время действий подчиненных ему войск в горной Армении. Некий Пакций Орфит, командир части вспомогательных войск в армии Корбулона, нарушил недвусмысленный приказ командующего, запрещающий атаковать противника и отдал приказ о наступлении. Армяне, бывшие в тот момент врагами римлян, выстояли и ответным ударом обратили римлян в паническое бегство, причем паника распространилась и на войска римлян не участвовавшие в этой стычке. Корбулон, дабы примерно наказать беглецов, распорядился чтобы беглецы, вернувшиеся к основной армии, с этого момента разбивали свои палатки только за оградой лагеря. Это было позорно, ибо такое символическое унижение применялось обычно к тем подразделениям, которые пережили процедуру децимации. В другой раз Корбулон обнаружил, что некий Эмилий Руф, являвшийся префектом в частях вспомогательной кавалерии, мало того, что довел дело до того, что его отряд бежал с поля боя, так еще и не заботится о снабжении своих людей надлежащим вооружением и снаряжением. В качестве наказания Корбулон приказал этому Руфу явиться к палатке командующего, а затем велел своим ликторам раздеть того донага. Голый .и униженный, Руф был принужден стоять по стойке «смирно» до тех пор, пока полководец не смилостивился и не отпустил его.С большей или меньшей периодичностью применялись:— денежный штраф или частичная конфискация добытых трофеев;— временное лишение оружия;— военные упражнения с поклажей;— знаменитая порка центурионами легионеров виноградной лозой. Жезл из виноградной лозы — витис, давал центуриону право наказывать римских граждан, и эта власть была такова, что изображение именно этого атрибута обозначает соответствующий чин. Центурион и витис — понятия нераздельные, по свидетельству Тацита, одного из центурионов солдаты прозвали «Подай другую», так часто этот зверюга ломал свои жезлы о спины подчиненных (надо сказать, что «благодарные» подчиненные припомнили ему его прегрешения перед ними и во время бунта закололи окончательно доставшего их центуриона).Судя по всему, центурион сам определял тот момент, когда ему нужно было «взбодрить» подчиненных ударом витиса, ничье разрешение для этого ему не требовалось и если он считал, что подчиненный нерадив, то бедолага, по словам римского поэта Ювенала:«… по башке получал суковатою палкой, если ленилась кирка и медленно шло укрепление». Нужно добавить, что такие удары не считались позорящими честь воина.— публичная порка перед центурией когортой или целым легионом — гораздо более позорное наказание;— сокращение жалованья;— исправительные работы;— разжалование по чину или по роду войска;Разжалование по роду войска означало перевод в менее престижный род войск: например, из легиона — во вспомогательные войска, из конницы — в пехоту. Для подвергнутого наказанию воина все это сопровождалось немалым позором. Однако, известны и случаи, когда о таком переводе совершенно добровольно просили старые и заслуженные бойцы. Это происходило тогда, когда их собственное подразделение подвергалось такому унизительному разгрому или столь себя запятнало, что нахождение в его рядах само по себе сулило немалый урон для воинской чести — было предпочтительнее уйти самому, пусть даже и с понижением в звании, чем оставаться среди тех, кто опозорил себя;— позорное увольнение со службы без наград и привилегий (которое иногда постигало целые отряды); налагавшаяся как на целые воинские части, так и на отдельных воинов в случае проступков, при наказании за которые можно было избежать смертной казни. В случае целых подразделений позорная отставка сопровождалась так называемым забвением памяти, которое выражалось в уничтожении любых официальных письменных упоминаний о данной воинской части. Любопытно, что подлежали уничтожению даже казармы подразделения, подвергнутого децимации, позорной отставке или разгромленного в бою.К примеру, прославленный X Легион, прекрасно проявивший себя в армии Цезаря (этот легион был своего рода личной гвардией — «преторской когортой»), был с бесчестием распущен по приказу Октавиана Августа за свою непокорность и склонность к бунту. То же приключилось и с III Галльским легионом в правление Элагабала, и с III Августовым легионом (в 238 г.); последний выступал против Гордиана I и Гордиана II в Африке, поэтому Гордиан III, внук первого и племянник второго, признанный императором римским сенатом, решил наказать соединение, способствовавшее гибели его деда и дяди.Индивидуальное увольнение было не менее тяжкой карой. Во времена республики этот процесс происходил так: военачальник вызывал из строя подлежащего исключению и объявлял ему: «Ты мне больше не нужен». Солдат слагал оружие, военные атрибуты и знаки отличия, даже снимал обувь. После этого он на всю жизнь считался обесчещенным. Он не мог занимать никакой общественной должности, не имел права жить не только в Риме, но и не находил себе приюта на родине. Этот позор был так велик, что его нелегко переносили даже христиане, которые подвергались ему из-за своей веры. Были случаи, когда они вновь возвращались к язычеству, лишь бы остаться в армии.

Источник.

Источник: https://steissd.livejournal.com/3154887.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector