Где в россии можно найти афонские святыни

После рекомендаций Русской Православной Церкви не посещать монастыри Афона, а если и посещать, то не участвовать в молитвах и не причащаться, наши корреспонденты Игорь Кулей и Денис Дзюба отправились на греческий полуостров Халкидики, чтобы на месте разобраться, не опустеет ли Святая земля без паломников из России.

Где в России можно найти Афонские святыни Каждый год монастыри Афона посещают 250 тысяч мужчин. Женщинам въезд на полуостров запрещён

Ближайший к Афону аэропорт расположен в Салониках, популярном туристическом курортном направлении. «Бархатный сезон» уже закончился, но каждую неделю сюда продолжают прилетать по 15 прямых рейсов из Москвы. Владелец проката автомобилей говорит, что без потока русскоговорящих бизнес не шёл бы так удачно.

Переживет ли святой Афон запрет РПЦ

95 километров, которые делят Афон от Салоников, можно проехать машиной или рейсовым автобусом. Горная извилистая дорога займёт 2,5 часа – и вот мы на границе Греции с весьма необычным государством.

Где в России можно найти Афонские святыни Иконы с Афона лежат на полках, как зефир в супермаркете. Конкретно эти стоят по 150 евро за штуку

Ворота на Афон

Святая Гора Афон – отдельная монашеская страна со своими правилами, которая живёт в обособленности и аскетичности вот уже почти полторы тысячи лет. Попасть туда можно только после получения специального разрешения и только по морю. Воротами на полуостров для 99 из 100 паломников служит небольшой городок Уранополис, сам некогда бывший частью Святого Афона.

Война патриархатов. РПЦ и прихожане могут остаться без Благодатного огня

50 лет назад Уранополис постигла участь любого другого городка, которому повезло соседствовать с местом массового паломничества. Улицы забиты лавками торгующими позолоченными иконами, крестиками и ладаном. Почти везде надписи на русском языке, почти везде персонал неплохо на нём же говорит.

Галерея, название которой убеждает нас, что тут продаются иконы с Афона. Сотня разных размеров и стилей. Цены? От 70 до нескольких тысяч евро. Работа ручная, но товар не эксклюзивный. Копии ликов святых стоят на полках как коробки с шоколадом в супермаркете.

Если вы заберёте одну из икон, на её место тут же доставят идентичную копию.

В соседней лавке иконы уже не с Афона, тут можно взять пластиковые и по 10, и по 5 евро. Крестики из Афонского монастыря Ватопед: серебряные по 15, деревянные по 3 евро. Купите пять и получите шестой в подарок. Совсем не это представляешь себе, когда думаешь о порвавших со всем мирским старцах, десятилетиями живущими в кельях Афонских монастырей без радио и телевидения.

Где в России можно найти Афонские святыни Уранополис: на 800 жителей приходится четверть миллиона туристов в год

Русский фактор

Но можно ли описать ценность святого места в деньгах? Всё возможно, если речь идёт о крупном российском бизнесе.

Как сообщили источники русской службы Би-Би-Си за 15 предыдущих лет российские бизнесмены потратили около 200 млн долларов на содержание и реставрацию монастырей Афона — жемчужины православного мира.

Для сравнения, вложения российского бизнеса в сферу образовательных технологий составляет около 2 млн долларов в год, или почти в 10 раз меньше.

Где в России можно найти Афонские святыни Крестики из Афонского монастыря Ватопед: серебряные по 15, деревянные по 3 евро. Купите пять и получите шестой в подарок

«Когда речь идёт о нашей Горе, разговор про деньги неуместен», – возмущается, владелец одного из греческих туристических агентств в Уранополисе, которые организовывают поездки на Афон.

Бизнесмен отказывается комментировать решение Русской Православной Церкви разорвать отношения с Константинопольским Патриархатом, но в личном разговоре довольно резко отзывается о РПЦ, подчёркивая, что хуже от разрыва отношений будет только прихожанам Московского Патриархата. В то, что поток паломников может хоть сколько-нибудь сократиться, собеседник «Белсата» не верит. Насколько он близок к правде, пока сказать трудно.

Каждый год монастыри Афона посещают 250 тысяч мужчин. Женщинам въезд на полуостров запрещён. Несмотря на то, что почти каждый второй православный во всём мире – россиянин, паломники из России занимают тут только второе место, после румынов.

Непослушные прихожане

Несмотря на рекомендацию РПЦ воздержаться от поездок на Афон, найти тех, кто откажется посещать Святую Гору оказалось не так и просто. За два дня мы встретили только одного человека, который планировал оставаться на Афоне дольше, но услышав про решение РПЦ, собрал вещи и пообещал сюда не возвращаться до момента примирения двух Церквей.

Где в России можно найти Афонские святыни Туры на Афон из Москвы после скандала в православном мире продают со скидкой до 30%

Остальные прихожане Московского Патриархата говорили, что проигнорируют совет РПЦ. Простым верующим за нарушение запрета на причащение и совместную молитву в храмах Афона требуется только покаяться, а вот священники РПЦ за непослушание могут быть лишены сана.

РПЦ назвала наказания за молитву в «запрещенных» церквях Константинопольской патриархии

Тем удивительнее было встретить священнослужителей из России у подножия Святой Горы. Ссылаясь на субординацию, комментировать решение Синода РПЦ никто из них не захотел.

Но сам факт их паломничества в вотчину Константинопольского Патриархата говорит о том, что с решением Москвы они не согласны.

Не удивительно, ведь традиция посещения Афона активно культивировалась в России два последних десятилетия.

На Афон ездили депутаты Госдумы и олигархи, иерархи русской православной церкви и простые офисные работники из провинциальных городов. Посещал Святую Гору и московский патриарх Кирилл. Сам Владимир Путин приезжал на Афон дважды, и ещё как минимум раз не попал туда из-за непогоды.

Старался ли Путин так же настойчиво попасть в какой-либо из православных монастырей в самой России — вопрос риторический. И вдруг, после ссоры РПЦ с Константинополем, Афонские святыни в Москве назвали переоценёнными, и посоветовали всем ездить в монастыри отечественные. Чудеса, да и только!

РПЦ разорвала отношения с Константинопольским патриархатом

Игорь Кулей, belsat.eu

Источник: https://belsat.eu/ru/news/pravoslavie-na-prodazhu-kto-budet-pokupat-utsenennye-ikony-na-afone/

Пояс Пресвятой Богородицы провезут по 11 городам России

Вчера в Храме Христа Спасителя председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин и епископ Солнечногорский Сергий объявили о масштабном проекте.

С 20 октября по 23 ноября по одиннадцати городам России провезут одну из самых значимых христианских святынь: Пояс Пресвятой Богородицы.

Этот Пояс в древние времена был вывезен из Иерусалима в Константинополь. Считалось, что святыня приносит в том числе и военную удачу, поэтому часть Пояса византийские императоры брали с собой в военные походы. В одном из них святыню отбили болгары.

Позже Пояс был разделен на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии и на Кипре.

Афонскому Ватопедскому монастырю Пояс подарил сербский князь Лазарь I (погиб в битве с турками на Косовом поле, почитаем в качестве святого великомученика), где святыня и хранится уже почти семьсот лет.

Этот монастырь, напоминающий древнюю крепость, стоит на северо-восточном побережье полуострова Афон. Кроме Пояса Пресвятой Богородицы, здесь хранятся и другие реликвии: часть Животворящего Креста Господня, частицы мощей святых, апостолов и великомучеников.

Сам Пояс монахи разделили на две части: одну поместили в крест, другую — в ковчег, который во время эпидемий выносят к народу. Популярность святыни только возрастает, сегодня миллионы православных верят, что Пояс способен исцелить даже онкологигических больных.

Кроме чудес исцеления и военной удачи, пояс Богородицы прославился и еще одним чудом, кстати, особо актуальным для России: он помогает от бесплодия, и способствуют здоровому вынашиванию и благополучному рождению детей.

Афонские монахами делают из обычного полотна маленькие пояски, освящают их на Поясе и раздают верующим. Правда, достать такой поясок очень сложно. Дело в том, что Ватопед, как и все остальные афонские монастыри, закрыт для женщин. Паломницам запрещено даже ступать на эту землю, Святую Гору они могут наблюдать только с воды.

В этом смысле принесения святыни в Россию — событие не только религиозно-значимое, но и уникальное.

Проект благословил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: 20 октября ковчег со святыней прибудет в Санкт-Петербург, затем реликвию увидят в Екатеринбурге, Норильске, Владивостоке, Красноярске, Дивеево, Саранске, Самаре, Ростове-на-Дону, Калининграде. И наконец 19 ноября Пояс прибудет в Москву, где пробудет до 23 ноября. После чего реликвия вернется в Афон, куда женщинам, увы, не попасть.

За месяц тысячи желающих смогут и испросить у Матери Божией помощи в чадородии, и получить освященный целебный поясок.

Кстати

В городах по пути следования ковчега поклониться святыне можно будет не только в храмах, но и в Центрах защиты материнства и детства.

Все это входит в программу Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы «Святость материнства». Программа и цели активистов фонда вполне земные, направлены на защиту традиционных семейных ценностей.

Но людям, бьющимся за выход страны из демографического кризиса, немного чуда сегодня не помешает.

Где в России можно найти Афонские святыни График принесения пояса Пресвятой Богородицы.

Источник: https://rg.ru/2011/10/04/poyas.html

Прихожан РПЦ ограничили в посещении Афона. Россияне могли потратить на него $200 млн

Где в России можно найти Афонские святыни Правообладатель иллюстрации Igor Alekseev/TASS Image caption Россияне щедро жертвовали на восстановление монастырей на Афоне, но теперь РПЦ советует вкладываться в русские святыни

Российские бизнесмены могли потратить на реставрацию и содержание афонских монастырей свыше 200 млн долларов, утверждают собеседники Русской службы Би-би-си. После разрыва Русской православной церкви (РПЦ) официальных отношений с Константинопольским патриархатом они по-прежнему смогут совершать паломничества на Афон, но не смогут причаститься и исповедаться.

После разрыва отношений РПЦ со Вселенским патриархатом Константинополя миряне — любители паломничества — получили новые жесткие рекомендации со стороны московской патриархии. РПЦ официально предупредила своих прихожан об ограничениях при посещении Святой горы Афон, находящейся под юрисдикцией Константинополя.

Читайте также:  Какие привилегии получил пожарский после своих подвигов

Афон — излюбленное место духовного туризма многих высокопоставленных россиян. Дважды на гору Афон ездил президент Владимир Путин (попал он на нее только со второго раза), в числе известных «афонитов» и экс-губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, и сменивший его Александр Беглов, а также братья Ротенберги, генпрокурор Юрий Чайка и многие другие российские бизнесмены и чиновники.

Дело в том, что для многих из них Афон был не только центром духовной силы и местом для полезных знакомств, но и объектом солидных денежных вливаний.

Примерно с 2005 года совокупный объем пожертвований россиян афонским монастырям составил свыше 200 млн долларов, рассказал Русской службе Би-би-си источник, близкий к руководству патриархии.

Эту цифру подтвердили православный предприниматель и собеседник в Госдуме. О пожертвованиях знает и председатель отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион.

200 миллионов на Афон

В общей сложности на Афоне 20 монастырей, из них 17 населены в основном греческой братией.

Один из них, Свято-Пантелеймонов монастырь, традиционно считается «русским», хотя в нем подвизаются монахи как из России, так и из Украины. Братия еще двух — Зографа и Хиландара — в основном состоит из болгар и сербов соответственно.

Больше всего пожертвований давали именно Свято-Пантелеймонову монастырю. Специальный фонд для сбора пожертвований на Афон, созданный в 2011 году Дмитрием Медведевым, носил имя этого монастыря — патриархия говорила, что в этом фонде собрано более 2 млрд рублей.

К сбору средств даже были привлечены бюджетные организации — так, «Фонтанка» писала, что коммунальные предприятия Санкт-Петербурга в 2014 году перечислили на этот проект 17 млн рублей.

Однако россияне жертвовали не только Свято-Пантелеймонову монастырю. Иногда это носило политический характер.

  • До 2016 года часть российских верующих считала Свято-Пантелеймонов монастырь «украинским»: настоятель, игумен Иеремия, и большая часть монахов были выходцами из Украины.
  • Не желая поддерживать украинский монастырь, некоторые благотворители предпочитали поддерживать греческие обители — например, Ватопед, рассказал Русской службе Би-би-си руководитель крупной паломнической службы, помогающей желающим поехать на Афон.
  • О том, что раньше между русскими паломниками и украинскими монахами существовали напряженные отношения, рассказали Би-би-си также два «афонита», то есть постоянные посетители Святой Горы.

Правообладатель иллюстрации Alexey Druzhinin/TASS Image caption Владимир Путин официально был на Афоне дважды, но многие российские чиновники ездили туда по несколько раз в год

В 2016 году, после смерти Иеремии, место игумена «русского» Свято-Пантелеймонова монастыря занял уроженец России Евлогий (в миру — Михаил Иванов).

В результате украинцев в руководстве монастыря постепенно заменили россияне, число монахов-россиян выросло до 50% от общего числа братии, рассказали Русской службе Би-би-си два сотрудника паломнических служб, давно работающих с Афоном.

После этого отношение российских паломников и жертвователей к Свято-Пантелеймонову монастырю изменилось.

Но россияне жертвовали деньги не только на него.

Например, Русское афонское общество, попечительский совет которого возглавлял экс-губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, в 2006-2010 годах заключило с 30 монастырями Святой Горы договоры об оказании благотворительной помощи. Русское афонское общество не скрывало своей помощи монастырям Святой горы: информация об этом содержится в официальном отчете общества за 2005-2010 годы.

На «русские деньги» не только ремонтировались монастыри, но и приводились в порядок дороги и прокладывались необходимые коммуникации.

Например, то же Русское афонское общество приобрело грузовой автомобиль для греческого монастыря Святого Павла, профинансировало строительство соборного храма в ските «Буразери», относящемся к сербскому Хиландару, восстановило сгоревшую крышу греческого Кутлумуша.

Среди самых известных благотворителей Афона — основной владелец «Фосагро» Андрей Гурьев, предприниматель Аркадий Ротенберг, экс-глава РЖД Владимир Якунин, девелопер и создатель Музея русской иконы Михаил Абрамов, российско-греческий бизнесмен Иван Саввиди. Не все из них официально называли суммы своих пожертвований. Однако общий объем инвестиций в Афон собеседники Би-би-си приблизительно оценивают более чем в 200 млн долларов.

Однако теперь, несмотря на все эти масштабные пожертвования и вливания, паломничества на Афон будут сопровождаться ограничениями.

Без причастия и исповеди

В первую очередь религиозный раскол коснется российских священников, которые раньше часто ездили на Афон. Теперь им будет запрещено служить в храмах Святой Горы, рассказал Русской службе Би-би-си председатель отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион. В случае нарушения этого запрета им может быть запрещено служить в российских церквях, добавил он.

Впрочем, российские священники и так уже воздерживались от службы на Афоне с лета 2018 года, после начала трений между РПЦ и Вселенским патриархатом, рассказали Русской службе Би-би-си несколько «афонитов» и представителей паломнических компаний. Это связано с тем, что во время богослужения на Святой Горе в обязательном порядке поминается имя константинопольского патриарха Варфоломея.

Но в качестве обыкновенных паломников священники РПЦ по-прежнему смогут приезжать на Афон, уверяет митрополит Иларион. Нет радикального запрета и для мирян: православные россияне смогут приезжать на Святую Гору и приходить на богослужения. Единственное ограничение — в храмах Афона больше нельзя будет исповедаться и причащаться.

Правообладатель иллюстрации Alexandr Shalgin/TASS Image caption Будущий глава СВР Сергей Нарышкин (в 2016 году — спикер Госдумы) также ездил на Афон с депутатами

Большинство «афонитов», с которыми поговорила Русская служба Би-би-си, не будут полностью отказываться от привычного паломничества на Святую Гору. «Если и буду ездить, то меньше.

Как турист я могу съездить в другие места, мне важно причаститься», — говорит региональный чиновник, регулярно посещающий Афон. «Сто процентов буду ездить.

В каждой стране есть свои правила, так и тут будут свои канонические правила», — говорит московский предприниматель, активно жертвующий деньги Свято-Пантелеймонову монастырю.

«Святая гора Афон — удел Пресвятой Богородицы. Все по ее воле. Допустит — поеду обязательно», — уклончиво ответил вице-губернатор Санкт-Петербурга, экс-министр регионального развития Игорь Албин.

А вот соратник Полтавченко по Русскому афонскому обществу, бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи решил отказаться от паломничества на Святую Гору. «Я — чадо Русской православной церкви, но я подчинюсь рекомендациям [не посещать Афон]», — заявил он Русской службе Би-би-си.

Пока не сворачивает деятельность и паломническая служба «Святогорец», которая известна среди «афонитов» своей специализацией — доставкой на Святую гору всевозможных «випов» — от чиновников до сотрудников «Роснефти» и «Газпрома».

16 октября на Афон заехала очередная группа паломников от «Святогорца», а в воскресенье на празднике в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Свято-Пантелеймоновом монастыре причащалось около 600 человек, рассказал директор службы Игорь Фролов. Отказов со стороны паломников пока не было, уверяет он.

По его мнению, афонские монахи могут заявить, что не подчиняются решениям Константинопольского патриарха, в том числе стремясь не допустить снижения числа паломников, от которых напрямую зависит бюджет монастырей.

Афонская оппозиция

В РПЦ считают, что не все афонские монахи одинаково лояльны Константинополю.

На Афоне действительно наблюдаются оппозиционные отношения к вселенскому патриарху, рассказали Русской службе Би-би-си два священнослужителя РПЦ и подтвердил вице-президент крупного православного фонда.

Например, в начале 1970-х годов, после встречи Константинопольского патриарха с папой Римским, греческая обитель Эсфигмен отказалась поминать руководителя константинопольской церкви и верна своему решению по сей день.

В Священном Киноте — высшем органе управления Афоном — большинство мест традиционно закреплено за греческими монастырями. Однако афонские старцы еще скажут свое слово, уверен источник Русской службы Би-би-си в руководстве партиархии.

«История показывает, что, когда Афон чем-то обеспокоен, [монахи] находят способы донести это до Константинопольского патриарха», — дипломатично отмечает митрополит Иларион, напоминая про события начала 1970-х годов. Что же касается российских благотворителей, так полюбивших Афон, то им Иларион порекомендовал переключить свое внимание на отечественные монастыри.

«Я бы посоветовал им переключить свое внимание на российские монастыри и вкладываться туда.

У нас есть свои святыни, свой Афон: Соловецкий монастырь, Валаамский монастырь, Псково-Печерский, Киево-Печерская лавра, Троице-Сергиева Лавра.

То есть если есть желание свои средства пожертвовать на богоугодное дело, то у нас есть не меньше святынь, а на самом деле гораздо больше, чем на Святой горе Афон», — сказал митрополит Иларион.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-45881801

Опубликован список запретных для россиян святынь после разрыва с Константинополем — МК

Кроме Афона, это множество храмов и монастырей в Греции и Турции

Если православные из лона РПЦ будут молиться или причащаться в храмах Константинопольского патриархата, они должны будут покаяться в этом на исповеди (речь о «непослушании церкви»). Если же речь о священниках — им будет грозить наказание, которое определят их церковные начальники.

Основной канонической территорией Константинопольского Патриархата является Турция и часть Греции.

Православные соборы в Турции сосредоточены, в основном в Стамбуле, бывшем Константинополе.

Самый известный, который обязательно посещали русские паломники — это Кафедральный собор Св. Георгия Победоносца. Он находится на самом Фанаре, на Подворье Вселенского Патриарха. Собор особо почитаем, поскольку там находятся мощи Иоанна Златоуста и Григория Богослова.

Не менее популярен крупнейший православный храм города — церковь Святой Троицы недалеко от площади Таксим.

Есть еще небольшая часовня церкви Марии Влахернской на берегу залива Золотой Рог и самая известная историческая церковь Марии Монгольской, знаменитая тем, что в ней никогда не создавали мечети.

Читайте также:  «борьба с нечистью на руси»: самые странные способы

Есть еще храм Живоносного Источника, при котором находится женский монастырь Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» — место погребения Константинопольских Патриархов.

Кроме этого в Стамбуле существуют два «афонских подворья», в которых располагались паломники по дороге на Святую Афон. Причем оба подворья — Пантелеймоново и Андреевское — всегда называли «русскими», поскольку здесь останавливались именно российские верующие.

Однако оба они находятся под юрисдикцией Вселенского Патриархата. На Пантелеймоновом подворье есть церковь, расположенная на 6 этаже паломнического корпуса, главная ее достопримечательность — список с чудотворной иконы Владимирской Божией матери.

Службы на подворьях ведутся не на греческом, а на церковнославянском. По крайней мере, так было до сего дня…

Под запретом оказался и храм Святых апостола Павла и проповедника Алипия Столпника в Анталии, где ведутся службы на русском языке.

В Турции есть несколько действующих православных монастырей, относящихся к Константинопольскому Патриархату. Находятся они, в основном, на островах. Монастырь Святого Георгия Кудунского, X века постройки — на острове Бююкада в Мраморном море. За год его посещают не менее 250 000 паломников.

На острове Хейбелиада расположен мужской ставропигиальный монастырь Константинопольской православной церкви Святой Троицы, при нем — особо почитаемый скит Святого Спиридона.

В Греции юрисдикция Константинопольского Патриархата распространяется на епархии так называемого Додеканесского архипелага.

То есть на все храмы на островах Родос, Кос, Лерос, Калимнос и Астипалеи, Карпафос и Касос. Ядром Патриархата в Греции является ставропигиальная обитель св. Иоанна Богослова на острове Патмос.

А так же два монастыря — Анастасии Узорешительницы в Халкидики и Монастырь Влатадон в Салониках.

С Критом, который так же относится к ведению Константинопольского Патриархата, все не так просто. Дело в том, что Критская архиепископия имеет статус полуавтономной Церкви, у которой есть свой Синод.

И, хотя РПЦ отнесла храмы Крита так же к числу «запрещенных», все же русским православным будет жаль с ними «расставаться».

Особенно с церковью святого Николая Чудотворца в ущелье Котцифу и главной святыней Ираклиона — церковью Святого Тита.

Читайте материал «Разрыв отношений РПЦ с Константинопольским патриархатом оценил Андрей Кураев»

Источник: https://www.mk.ru/social/2018/10/16/opublikovan-spisok-zapretnykh-dlya-rossiyan-svyatyn-posle-razryva-s-konstantinopolem.html

Святыни Афона

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь

  • Образ Спаса Нерукотворенного.
  • Иконы Божией Матери: Иерусалимская, над Царскими вратами, и Ка­занская в Покровском храме.
  • Иконы: сщмч. Харалампия, из Скита св. Анны, свт. Тихона Задонского, вмч. Пантелеймона (с житием) в Покровском храме, вмч. Пантелеймона в Пантелеимоновом храме.
  • Часть Честного и Животворящего Креста Господня. Частица камня от Гроба Господня.
  • Главы и части глав: вмч. Пантелеймона; прп. Силуана; верхняя часть главы ап. Луки; сщмч. Анфима, еп. Никомидийского; прпмч. Игнатия Афон­ского, Евфимия Афонского и Акакия Афонского.

Мощи: Иоанна Предтечи; свт. Иоанна Златоуста; ап. Петра, Андрея, Луки, Фомы, Филиппа, Варфоломея и Варнавы; прав. Иосифа Обручника; вмчч. Георгия Победоносца и Марина; мч. Трифона, Евстратия и Кирша; сщмч.

Харалампия; вмч. Марины и Параскевы; часть от левой ноги aп. Андрея Первозванного в серебряном ковчеге в виде стопы; часть правой руки прав.

Иоанна Русского и более 300 греческих, русских, грузинских святых.

Монастырь Хиландар

  • Иконы Божией Матери: «Акафистная» («Богородица Благоухающяя»),
  • «Попская» и «Троеручица» на игуменском месте.
  • Окаменевшая Кровь Спасителя.
  • Часть Животворящего Древа Креста Господня.
  • Части тернового венца, крови Христовой, Его трости и пелен, ладана и смирны из даров волхвов.

Мощи: нога прп. Симеона Столпника; нога сет. Григория Богослова; нога вмч. Пантелеймона; Пророка и Предтечи Иоанна; мч. Евстратия и Мари­на; свтт. Григория Богослова, Евтихия и Никифора, патриархов Цареградских; прп. Симеона Столпника, прор. Исайи.

Монастырь Эсфигмен

  • Часть Животворящего Древа Креста Господня.
  • Главы и части глав: aп. Иакова Алфеева; свт. Афанасия, патриарха Конс­тантинопольского; прмч. Афанасия Нового.

Мощи: часть левой ноги Марии Магдалины; вмч. Пантелеймона; сщмчч. Модеста и Харалампия; свтт. Иоанна Златоуста, Афанасия, патриарха Цареградского и Парфения Лампсакийского, прп. Иоанна Персиянина.

Монастырь Великая Лавра

  • Иконы Божией Матери: «Кукузелиса» («Экономисса» /1/) и
  • «Экономисса» /2/ («Домостроительница», «Эконом Великой Лавры»),
  • с прпп. Афанасием Афонским и Михаилом Синадским.
  • Икона бесср. Космы и Дамиана, из церкви, устроенной прп. Афана­сием Афонским.
  • Три креста с частицами Животворящего Древа Господня.
  • Части тернового венца Спасителя, губки, приношений волхвов.
  • Честные власы и пелены Господа Иисуса Христа.
  • Власы и млеко Пресвятой Богородицы.
  • Кровь Иоанна Предтечи.
  • Миро от мощей вмч. Димитрия.

Железный посох и наперсный крест неизвестного Святого, который подвешивался за шею при помощи железного обруча.

Монастырь Ватопед

  • Иконы Божией Матери: «Антифонитриа» («Предвозвестительнищ», «Живоприятная»), 
  • «Виматарисса» («Алтарница», «Ктиторская»), 
  • «Отрада» («Утешение»), 
  • «Парамифия» («Увегцание», XIV в.), 
  • «Пантанасса» («Всецарица», «Губительница раковой язвы»), 
  • «Пироволифиса» («Простреленная»), 
  • «Элеовритисса» («Елеоточивая», «Дохиарисса»), 
  • «Эсфагмени» («Закланная»).
  • Честной пояс Пресвятой Богородицы.
  • Крест-реликварий с частицей Животворящего Древа Господня и мо­щами святых.
  • Трость от Страстей Господних. Крест Императора Константина.
  • Главы и частицы глав: свтт. Григория Богослова, Андрея Критского, Иоанна Златоуста и Модеста; вмч. Меркурия, Иакова Персянина, Феодора Стратилата и Харалампия; основателей монастыря Николая и Афанасия; новоявленного чудотворца Евдокима; пpпп. Анапия, Никодима и Иоакима Папулакиса; первомч. Стефана; мчц. Пелагеи, девы; прпмч. Феодосии Конс­тантинопольской; мч. Сергия, Вакха, Флора и Арефы.

Мощи: нога aп. Варфоломея; правая нога вмч. Пантелеймона; большая кость руки мч. Трифона; чудотворная рука мч. Марины; перст Иоанна Предтечи; десница aп. Андрея; стопа aп. Варфоломея; прп. Макрины; вмчч. Пантелеймона, Прокопия и Феодора Тирона; прмч. Параскевы Римляныни; сщмч. Ермолая; вмч. Екатерины.

Монастырь Ксиропотам

  • Икона вмч. Димитрия Солунского из зелёного мрамора.
  • Часть подножия Креста, на котором был распят Господь Иисус Хрис­тос (с одним из отверстий от гвоздя) — самая большая часть Животворя­щего Креста Господня.
  • Часть одежды с кровью и миром вмч. Димитрия Солунского.

Мощи: кости aп. Варфоломея; часть руки свмч. Игнатия Богоносца; 40 мч. Севастийских; персты свтт. Иоанна Златоуста и Василия Великого; мч. Трифона и Прокопия.

Монастырь Костамонит

  • Иконы Божией Матери: «Антифонитриа» («Предвозвестительница») и
  • «Одигитрия» (Костамонитская).
  • Икона первомч. архид. Стефана — дар Иерусалима при царствовании Алексея Комнина (1081-1117 гг.).
  • Частица багряницы Христовой.
  • Глава сщмч. Власия

Мощи: часть от руки первомч. архид. Стефана; рука мч. Трифона.

Монастырь Кутлумуш

  • Икона Божией Матери «Страшная Предстательница».
  • Части Животворящего Древа Креста Господня.

Мощи: часть стопы прав. Анны, матери Богородицы; рука свт. Григория Бо­гослова; часть главы мчц. Анастасии Узорешительницы; вмч. Пантелеймона и Евстафия Плакиды; прп. Алипия.

Монастырь Пантократор

  • Икона Божией Матери «Геронтисса» («Старица»).
  • Частица Животворящего Древа Креста Господня.
  • Евангелие прп. Иоанна Кущника.

Мощи: aп. Андрея Первозванного; свтт. Иоанна Милостивого, Иоанна Златоуста и Афанасия, патриарха Константинопольского; персты мч. Трифона.

Скит Продром

  • Икона Божией Матери «Ясская» («Самонаписавшаяся»).

Мощи: Пророка и Предтечи Иоанна; сщмч. Харалампия; мч. Трифона; мц. Варвары; свтт. Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Модеста Иеру­салимского; бесср. Космы и Дамиана.

Скит Святой Анны

  • Образ прав. Анны, матери Пресв. Богородицы. Мощи: стопа прав. Анны.

Монастырь Святого Павла

  • Иконы Божией Матери: «Дискос» («Зеркало»), написанная на обратной стороне женского зеркальца с ручкой, вкладная икона Императора Феофила и икона из монастыря Мирелеон (икона прп. Павла).
  • Крест с частью Животворящего Креста Господня.
  • Дары волхвов (28 золотых пластинок различной формы размером 5×7 см., ладан и смирна в виде 70-ти шариков).
  • Глава Феодоры Александрийской.

Мощи: прп. Максима Исповедника; прпмч. Каллиника; свтт. Григория Богослова и Василия Великого.

Сербская келия «Типикарница»

  • Икона Божией Матери «Млекопитальница».
  • Посох святителя Саввы.

Монастырь Смонопетра

  • Частица Животворящего Древа Креста Господня.

Мощи: Пророка и Предтечи Иоанна; часть левой руки равноап. Марии Магдалины; части рук мч. Евдокии и вмч. Варвары; первомч. архид. Стефа­на; 40 мч. Севастийских; свтт. Амвросия Медиоланского, Иоанна Златоус­та и Василия Великого.

Монастырь Ставроникита

  • Икона свт. Николая Чудотворца («Стридис»). Из створок приросшей к иконе перламутровой раковины сделано блюдце для верха Богородичной просфоры и икона Богородицы, хранившаяся в Патриаршей ризнице в Москве.
  • Часть Животворящего Древа Креста Господня.

Мощи: свтт. Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова; первомч. и архид. Стефана; Амвросия Медиоланского; 40 мч. Севастийских; вмч. Феодора Стратилата.

Монастырь Филофей

  • Икона Божией Матери «Гликофиллусса» («Сладкое лобзание»).
  • Частицы Животворящего Древа Креста Господня.

Мощи: части правой руки свт. Иоанна Златоуста; свт. Харалампия; вмч. Пантелеймона и Димитрия Солунского; мч. Исидора; свтт. Иоанна Златоуста и Луки Элладского; мч. Параскевы.

Афонский православный портал «АФОНИТ» нуждается в поддержке и помощи >>>

Заказать паломничество на Святую Гору Афон можно здесь >>>

Использование материалов возможнопри условии указания активной гиперссылкина портал «AFONIT.INFO» (www.afonit.info)

Источник: http://afonit.info/svyataya-gora/svyatyni-afona/svyatyni-afona

Иверская икона Божией Матери – главная святыня горы Афон | Милосердие.ru

Иверская икона Божией Матери

По преданию, это была вдова из Никеи, хранившая образ у себя в доме и во времена иконоборчества пустившая икону плыть по морским волнам, чтобы не допустить ее поругания.

В X веке икону увидели стоящей на море монахи афонского монастыря Ивирон (Иверского, Грузинского). Подвижник высокой жизни Гавриил смог пройти по водам и взять икону. С тех пор она пребывает в Ивироне и почитается главной святыней Святой Горы.

Многие афонские реликвии и чудотворные иконы выносятся на «большую землю» для поклонения. В отличие от них «Иверская» никогда Афон не покидала.

Однажды Афонскую Иверскую икону ударил копьем воин-иконоборец. Из поврежденного места потекла кровь. Поэтому на многих списках лик Божией Матери изображается с кровоточащей раной.

Существует предание, что перед концом света икона таинственно исчезнет. А до тех пор монахи-афониты справляются друг у друга, на месте ли «Вратарница», по-прежднему ли она в небольшом бело-красном храме у старых ворот Ивирона.

Читайте также:  Почему после подвига козьмы крючкова донские казаки отказались от лампасов на штанах

Тем не менее, «Иверская» стала одной из самых известных богородичных икон. Достаточно перечислить названия ее списков, чтобы понять это всемирное почитание: Московская, Парижская, Монреальская, Моздокская. Даже Гавайская…

Икона в двух окладах

Иверский образ Пресвятой Богородицы. Иверский монастырь, Афон. Фото с сайта sobormihail.cerkov.ru

Иверская икона достаточно большая – 137 x 87 см. У нее два оклада, которые меняют один на другой. Более древний, чеканный, изготовлен грузинскими мастерами в XVI в. Внизу находится надпись на грузинском языке:

«Царица, Мать человеколюбивого Бога, Пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина, великого Кайхосроя Кваркварашвили, а я, раб Твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодарю Тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ Твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня, грешного, эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха.

И в час исхода жалкой души моей помоги мне, рассей все списки моих грехов. И поставь меня, грешного, у престола Сына и Бога Твоего и безначального Святого Отца Его и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» – сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.

Более поздний оклад на первообразе «Вратарницы». На полях иконы помещены эмалевые изображения апостолов. На старом окладе они поясные, а на новом – в рост. Как и многие чудотворные иконы, Иверская украшена многочисленными пожертвованиями: крестами и монетами.

Фрагмент Иверской иконы Божией Матери со сказанием. Изображение с сайта hram-kupina.ru

Существует афонское сказание, согласно которому, однажды иверские монахи испытывали недостаток продуктов, и привратник стал требовать от путников деньги за хлеб.

Одному из паломников явилась Божия Матерь и передала ему монету. В тот момент, когда привратник взял ее в уплату за пищу, весь хлеб в монастыре зачервивел. Монету рассмотрел игумен и узнал в ней древнюю византийскую номисму, подвешенную к окладу Иверской.

Не вы меня храните, а Я — вас

Иверский монастырь, Афон. Фото с сайта agionoros.ru

По преданию, монастырь Ивирон основан на том месте, где на Афонскую землю ступила Богородица и объявила Святую Гору Своим земным уделом. У берега моря расположена Климентова пристань (названа в честь сщмч.

Климента Римского или в честь Климента, первого епископа Афона, IV в.). Здесь же в X в. иверские монахи встречали прп.

Гавриила, который смог пройти по водам и принести на берег приплывшую к монастырю по морю икону Божией Матери.

Икона находится не в соборе монастыря, а в храме слева от ворот обители.

После обретения монахи сначала поместили икону в алтаре собора, но наутро она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней.

Матерь Божия явилась во сне старцу и сказала: Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею… Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют».

Поэтому Иверская икона и называется иначе «Портаитиссой» («Вратарницей»). Храм Пресвятой Богородицы Портаитиссы был построен в конце XVII в., предположительно на месте средневекового храма.

А России — с XVII века

Иверская икона Божией Матери. Россия, 19 век. Изображение с сайта tihvinskiy.ru

Первый список Иверской иконы был привезен на Русь в середине XVII века.

В 1647 году архимандрит афонского Иверского монастыря Пахомий приехал в Москву собирать пожертвования и познакомился с наместником столичного Новоспасского монастыря Никоном, будущим патриархом, на которого произвел настолько большое впечатление рассказ о монастыре и о чудотворной иконе, что он попросил изготовить для него список Иверской иконы «мера в меру».

Образ был написан иконописцем «Иамвлихом Романовым». Осенью 1648 года икону торжественно встречали в Москве, у Воскресенских ворот. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь Иверской иконы 13(26 сентября).

Святыня Москвы

Часовня Иверской Богоматери. Москва, 1910. Фото с сайта retromap.ru

Московский список Иверской иконы поместили в часовню у Воскресенских ворот Кремля. Архиепископ Арсений (Жадановский) вспоминал: «Часовню целые сутки окружали москвичи. В девять часов вечера она запиралась, но и это не отвлекало внимания богомольцев, продолжавших стоять в ожидании ночного бдения».

Образ из часовни часто выносили для поклонения и обхода домов, особенно во время эпидемий.

На время ее отсутствия в часовне выставлялись для поклонения замещающие ее иконы.

Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною…» рассказывает, как нищим студентом носил Иверской цветы: «Религиозным центром Москвы была Иверская.

В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий.

С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской…

Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники».

В советские годы Иверская часовня была разрушена. Судьба «той самой» Иверской иконы до сих пор неясна.

В последнее время все больше историков и искусствоведов склоняются к тому, что «та самая» Московская Иверская икона Божией, образ которой был написан в 17 веке специально для российской столицы, сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее.

В храме Воскресения Христова в Сокольниках также хранится образ Иверской Богоматери. Остается открытым вопрос, является ли эта икона Московской Иверской или замещающим образом.

Другой замещающий образ из Иверской часовни находится в Париже. Он был вывезен во Францию в 1812 году офицером отступавшей армии Наполеона и неожиданно обнаружен в антикварной лавке русским эмигрантом в 1930 году и выкуплен в 1932 году огромными усилиями эмиграции, в частности известного подвижника епископа Вениамина (Федченкова, впоследствии митрополита).

Парижская Иверская икона сейчас хранится на Трехсвятительском подворье (рю Петель, 5), где перед ней читается акафист по средам. Чтимые Иверские иконы есть и в других известных приходах русской эмиграции первой волны. Например, в храме свт. Николая на виа Палестра, 69 в Риме.

Возвращение

Фото с сайта diveevo.ru

В 1995 году Иверская часовня была восстановлена и торжественно освящена Патриархом Алексием II.

Для восстановленной часовни иеромонахом Лукой из афонского монастыря Ксенофонт был написан новый список «Вратарницы». Перед образом ежедневно читается акафист московскими священниками в порядке очереди.

Известен список Иверской иконы из Валдайского Иверского монастыря. Обитель была основана патриархом Никоном, который попросил Ивирон прислать ему еще один список иконы «Вратарницы», что и было исполнено около 1655 года.

Икону встречали на Валдае 12 февраля 1656 года. Отсюда и пошла традиция второго русского праздника в честь Иверской иконы – 12 (25) февраля.  После революции список исчез и до сих пор не найден.

Представленная на фото икона более поздняя.

Монреальская Иверская икона, мироточивая

Иверская икона Божией Матери. Фото с сайта prosymbol-ru.1gb.ru

Иверская-Монреальская икона Божией Матери была написана на Афоне в 1981 году. Мироточила почти непрерывно с 1982 года в течение 15 лет. Икона объехала практически весь мир – образ перевозил из храма в храм  его хранитель, обратившийся в Православие чилиец Иосиф Хосе Муньос Кортес.

Ватки со святым миром хранятся во многих приходах. В ночь с 30 на 31 октября брат Иосиф был убит при до сих пор невыясненных обстоятельствах,  а икона исчезла.  Мироточат и списки с Монреальской иконы. Так с 2007 года миро источает ее небольшая бумажная копия, находящаяся в приходе РПЦЗ на Гавайях.

Моздокская и Тбилисская Иверская

По легенде, список с афонской Иверской иконы был передан осетинам св. царицей Тамарой. В 1768 г., по указу Екатерины II, осетины аула Марьям-Kay должны были переселиться на новое место.

Они взяли с собой и чтимый образ. Путники заночевали на берегу Терека, у города Моздока. Ночью от иконы лился свет.

Утром же волы отказались двигаться с места и везти телегу, на которую был водружена икона.

Одному осетину во сне явилась Божия Матерь и приказала оставить икону на этом месте. Известие дошло до архиерея, и образ был перенесен в собор. Моздокская Иверская икона почитается по всему Северному Кавказу и на Дону.

Известен и список Иверской иконы из Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы (Сиони) в Тбилиси. Написана на Афоне по просьбе Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и принесена в Тбилиси в 1989 году.

Патриарх Илия ΙΙ и сам пишет иконы. Одна из них, чтимый образ Иверской, находится в новом кафедральном соборе Пресвятой Троицы (Цминда Самеба).

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/iverskaya-ikona-bozhiej-materi-glavnaya-svyatynya-gory-afon/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector