Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на руси

«Русская правда» является важнейшим правовым источником в истории российского государства. В документе можно найти положения об образе жизни и статусе самых разных слоев населения. Помимо того, древнейший источник является сборником уголовных, гражданских и культурных норм. В этой статье будет разобрано правовое положение групп населения по «Русской Правде». Итак, приступим.

«Русская Правда»: общая характеристика

Первый официальный сборник правовых норм, появившийся в Киевской Руси, датируется 1016 годом. Главным составителем документа историки называют Ярослава Мудрого. Документ впервые был обнаружен исследователем Василием Татищевым, который нашел и проанализировал краткую его редакцию.

Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на Руси

«Русская Правда» включает в себя нормы наследственного, процессуального, уголовного и торгового характера. По сути, небольшой по объему документ давал исчерпывающие сведения почти обо всех правилах общественной жизни.

Отдельно стоит выделить категории населения по «Русской Правде», их правовое положение и статус. На данный момент не сохранилось ни одного оригинального экземпляра знаменитого документа.

Есть лишь относительно поздние версии и списки, датированные XIII-XV веками.

Князья и их окружение

Чуть подробнее стоит рассказать о правовом положении населения по «Русской Правде». Начать необходимо с привилегированных слоев. На Руси в начале второго тысячелетия таковыми являлись бояре и князья.

Князьями в документе именуются лица, держащие власть в том или ином регионе. Великим князем выступает киевский правитель, в других русских городах заседают его сыновья или родственники.

Князь обладает двумя основными функциями: вершить суд и собирать налоги.

Несколько раз в документе употребляется выражение «княжьи мужи». Так на Руси называли людей, находящихся в окружении правителя. Это верные князю поданные, можно сказать, его агенты.

Представленных лиц не получится выделить в качестве отдельного сословия.

Хотя в «Русской Правде» правовое положение населения и подразумевает наличие «княжьих мужей», ни в одном другом древнерусском источнике эти лица не указываются.

Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на Руси

Наконец, стоит рассказать о боярах. Это привилегированное сословие, обязанное верно служить своему князю. Боярские слуги выполняют различные функции. О них следует рассказать далее.

Бояре и знать

Какое место занимают бояре в населении по «Русской Правде»? Правовое положение феодалов всегда различно, ведь у каждого представителя привилегированного сословия есть свои функции и обязанности.

В «Русской Правде» нередко встречается понятие «тиун». Это боярский или княжеский управляющий, который мог иметь разный правовой статус. Само понятие пришло из Скандинавии, где тиунами именовали феодалов. Они собирали дань, управляли волостями и даже вершили суд.

На Руси положение представленных лиц было различным. Во времена появления «Русской Правды» тиунами чаще всего были приближенные к князю бояре. Занимались они управлением и организацией функций своего правителя.

Однако со временем статус тиуна стали приобретать даже холопы.

Огнищанин также был привилегированным слугой. Занимался он охраной княжеского имущества. По «Русской Правде» жизнь огнищанина оценивалась в 80 гривен. Это вдвое больше, чем цена простого человека. Есть также «конюхи старыи» — княжеские слуги, заведующие конюшнями своего правителя.

Духовенство

Представители православной церкви обладают особым правовым положением по «Русской Правде». Население древнерусского государства имело большой процент священнослужителей, церковников и монахов.

Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на Руси

Духовенство на Руси делилось на белое и черное. В белую категорию входили иереи (обычные священники — самая многочисленная группа), протоиереи, протопресвитеры, а также разные виды дьяконов.

Особое место в русском православии занимали церковники, принявшие схиму — особый духовный статус. В черную же категорию входит монашество, также классифицирующееся по нескольким видам. Ярослав Мудрый активно способствовал развитию духовенства на Руси.

В «Русской Правде» были зафиксированы отдельные нормы за убийство или причинение вреда представителям церкви.

Свободные люди

Кто входил в категорию так называемых простолюдинов? Каким статусом обладали независимые и свободные жители Руси? Правовое положение населения по краткой «Русской Правде» отражено довольно четко.

Основным действующим лицом в рассматриваемом документе является муж — свободный человек. За убийство мужа полагается штраф в 40 гривен.

Мужьями могли именоваться самые разные представители древнерусского населения.

Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на Руси

Независимыми как юридически, так и экономически были так называемые смерды-общинники. Эти люди выполняли отдельные повинности в пользу государства, а также уплачивали налоги. Здесь же стоит выделить посадских людей.

Как смерды, так и посадники обладали имуществом, которое могло передаваться по наследству. За совершаемые преступления и проступки представители данных категорий несли имущественную и личную ответственность.

В городах также существовали разные социальные группы: ремесленники, рабочие, мелкие торговцы, купцы и прочие категории людей. Правовое положение свободного населения по «Русской Правде» оговаривалось для каждой отдельной категории.

В основном, устанавливались штрафы и прочие виды наказаний за разные преступления и проступки. Именно по тяжести санкций можно было определить, насколько привилегированным является то или иное сословие.

Закупы и рядовичи

Стоит перейти к группе зависимых людей. В данной отрасли выделяется довольно большое количество категорий населения. Наиболее привилегированной группой среди зависимых людей являются так называемые ратайные старосты и княжьи кормильцы. Это старосты, занимающиеся управленческими делами.

Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на Руси

Низшее положение занимали закупы, смерды и рядовичи. При этом зависимого смерда не стоит путать со смердом-общинником, который находился в промежуточном положении на «лестнице зависимости», а потому обладал некоторыми правами и возможностями.

Зависимый же смерд — это простой крестьянин, имущество которого наследовал князь. Закупами называли людей, ставших рабами из-за долговой кабалы. Это зависимые русичи, взявшие «купу» — долг, который впоследствии не смогли отдать.

Рядовичи, в свою очередь, заключали с феодалом «ряд» — специальный договор, по которому получали обязанности по обработке земли.

Холопы

О самой бесправной и наиболее зависимой категории людей стоит рассказать отдельно. Холопы в Киевской Руси были близки по статусу к рабам, однако, по утверждениям многих историков, таковыми не являлись.

По «Русской Правде» правовое положение социальных групп, близких к холопским, имело статус не субъекта, а объекта права. За убийство собственного холопа никаких штрафов не было. За чужого платили 12 гривен.

Здесь же стоит вспомнить цену жизни простолюдина, которая составляла, согласно рассматриваемому документу, 40 гривен. Разница между свободными людьми и холопами очевидна.

Холопство проявлялось во многих видах. Зависят группы холопов от того, как именно тот или иной человек приобрел данный статус.

Например, совершивший тяжкое преступление закуп обращался в обельное (полное) холопство, которое передавалось по наследству. То же касается несостоятельности в уплате долга.

Порой положенная к уплате сумма могла быть настолько велика, что должник сразу же становился не закупом, а холопом.

Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на Руси

Не стоит путать холопов с челядинами. Так называемая челядь приобретала полурабский статус в результате пленения, которое часто применялось во время военных походов. Челядинов на Руси было невероятно много. Почти каждая семья, глава которой участвовал в военном походе, имела при себе одного иноземного раба.

Население по «Русской Правде»: таблицы

Правовое положение каждой категории населения можно характеризовать бесконечно долго. Однако наилучшее понимание приходит лишь при взгляде на структуру жителей Киевской Руси, зафиксированную в виде таблицы.

Низшие слои населения по «Русской Правде»
горожане сельские люди холопство
купцы смерды челядь (пленные)
ремесленники рядовичи долговые холопы
мелкие торговцы закупы

В таблице представлены довольно обобщенные данные. Так, до сих пор ходят споры о том, стоит ли причислять челядь к числу холопства. Историки также дискутируют о роли смердов. Далеко не все они были зависимыми.

Высшие слои населения по «Русской Правде»
духовное сословие светское сословие
митрополит (глава церкви) бояре (тиуны, огнищане, княжьи мужи и др.)
епископ (глава прихода или монастыря) великий князь Киевский
белое духовенство (священники, дьяконы, послушники и др.) князья
черное духовенство (монашество)

Таким образом, данные в виде таблицы дают наилучшую характеристику правовому положению населения по «Русской Правде».

Сборник уголовных норм

Положения, регламентирующие наказания за преступления или проступки, наилучшим образом отражают правовое неравенство различных категорий населения. Субъектом преступления в Киевской Руси считался любой человек, кроме холопа. «Русская Правда» не предусматривала возраста уголовной ответственности для людей. Однако в документе уже отражалось понятие соучастия.

Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на Руси

Основным преступлением в документе является «татьба», то есть кража. Худшим видом татьбы считалось конокрадство. Не меньшее внимание уделялось убийству. Самым частым видом наказания за убийство или побои был штраф. Сумма его разнилась в зависимости от того, к какой категории населения относится человек.

Гражданско-правовые нормы

Древнерусское законодательство знало обширную и качественную гражданскую систему. Немалое внимание в «Русской Правде» уделяется праву собственности. Феодал обладал полным имущественным правом на производственные средства и неполной собственностью на работника.

За порчу имущества виновник должен был уплатить штраф и возместить ущерб. Была развитой и договорная система. Именно она формировала и закрепляла правовое положение населения Древней Руси. Люди брали долги, попадали в зависимость, после чего заключали ряд или купу. Все это способствовало установлению той общественной системы, которая сохранялась на протяжении многих последующих веков.

Источник: https://www.syl.ru/article/347726/pravovoe-polojenie-naseleniya-po-russkoy-pravde-osobennosti-harakteristiki-i-interesnyie-faktyi

Население Древней Руси

Одним из сложных вопросов истории Древней Руси является вопрос о ее социальной структуре. Он до сих пор остается предметом научных дискуссий. Попытаемся разобраться, чем было особенно население Древней Руси периода IX-XI вв.

Население Древней Руси: особенности структуры

Заметим сразу, что социальная структура Древней Руси весьма сложна. Человеку с современным мировоззрением некоторые вещи будут вообще непонятны.

Так, тиун – должностное лицо, занимающее верхние позиции в общественной иерархии, а холоп – представитель социальных низов, по сути, раб.

Однако в ряде случаев тиун одновременно был княжеским или боярским…холопом! Так что попытаемся разобраться, какие же категории населения выделялись в Древней Руси, и какое положение они занимали в социуме.

Кстати, в более позднее время социальная структура значительно упростится, так как сложится феодальное общество с его четким сословным строем. Одни категории населения исчезнут, положение других значительно изменится, например, боярин IX в. и боярин XIV в.

– это во многом разные понятия.

А пока феодальный строй лишь формируется, идет переходная эпоха, и в обществе переплетаются элементы и патриархального, уходящего в прошлое уклада, представленного остатками родоплеменных отношений, и рабовладельческого, и складывающегося феодального.

Например, Русская Правда Ярослава Мудрого разрешает кровную месть брату за брата, сыну за отца или двоюродному брату, или племяннику со стороны сестры, если же таких родственников нет, виновный платит государству штраф – виру в 40 гривен. Подобная норма, между прочим, содержалась и в Салической Правде франков.

Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на РусиРис. 1. Страницы из Русской Правды

Налицо явный прогресс, так как ранее кровная месть имела всеобъемлющий характер – любой родственник мог мстить за любого из родни – и часто она служила поводом для развязывания крупных межродовых конфликтов. Данная же норма упорядочивала правила мести в формирующемся раннефеодальном государстве, способствуя стабильности общества.

Население Древней Руси и особенности его социальных групп

Если для сложившегося феодального общества характерен сословный строй, то в Древнерусском государстве сословия еще не сложились.

Напомним, что сословия – это замкнутые социальные группы с передающимися по наследству правами, привилегиями и обязанностями. Сословий в данном понимании в Древней Руси нет.

Источники, и прежде всего Русская Правда, позволяют выявить наличие лишь слоев общества. Население Древней Руси различалось по профессиональному, имущественному или функциональному признаку.

Эти группы можно классифицировать по нескольким признакам. Прежде всего это деление на свободных и зависимых людей, однако необходимо заметить наличие совершенно особой группы населения – изгоев.

Значение этого понятия принципиально отличается от современного, когда имеется в виду человек (или общественная единица, вплоть до государства-изгоя), лишенный каких-то прав, преследуемый или игнорируемый.

Изгой в Древней Руси – это человек, «выпавший» по тем или иным причинам из своего социального круга. Церковный устав новгородского князя Всеволода (1125-1136) называет четыре вида изгойства: попов сын, не знающий грамоты; выкупившийся холоп; одолжавший купец; осиротевший князь (то есть князь, которому отец или старшие родственники по какой-то причине не передали удел).

Население Древней Руси: от привилегированной части общества до социальных низов

1. Князь и дружина

Во главе древнерусского общества стояли князья. Происхождение они вели от общего предка – Рюрика. И положение представителей привилегированной части общества прямо зависело от их близости к князю.

Читайте также:  Русские старообрядцы в латинской америке: как они там оказались

Князь мог по своему желанию возвысить любого человека из самых социальных низов, если считал его достойным.

С другой стороны, верхушка общества формировалась и из старой, догосударственной родовой аристократии, но ее представители сохраняли свое высокое положение в обществе только при условии расположения князя. А его власть опиралась на военную силу в лице дружины.

В условиях формирования государства и практически постоянных войн с соседями именно от дружины зависела и стабильность власти, и  собственно жизнь князя. Поэтому в эпоху Древней Руси князь и дружина были крайне близки, князь по сути был «первым среди равных» в дружине, старался проявить щедрость к своим воинам.

Вспомним знаменитых эпизод, описанный в летописях, когда дружинники пожаловались, что князь Владимир не дал им серебряных ложек, и он приказал «исковать» их, сказав: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиной добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиной доискались серебра и золота» (ПВЛ, перевод Д. С. Лихачева).

Грандиозные пиры также символизировали единство князя с дружиной.

Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на РусиРис. 2. Княжеский пир. РЯБУШКИН Андрей Петрович «Пир богатырей у ласкового князя Владимира»

Дружина всегда была готова к походу и бою, находилась на полном содержании князя, была связана с князем отношениями личной преданности и не входила в состав городской общины, дружинники жили при дворе или отдельным поселением.

2. Бояре, кмети, отроки

Дружина делилась на две части. Старшая дружина была кругом ближних людей, с которыми держал совет князь. Именно старших дружинников стали называть боярами.

Первоначально они не были землевладельцами, а выполняли поручения князя, были наместниками, командовали ополчением. Со второй половины XI-начала XII в.

они стали получать «в кормление» волости, которые постепенно становились их владениями – вотчинами. По наследству боярское звание еще не передавалось, его надо было заслужить.

Младшая же дружина состояла из гридей (кметей), отроков и детских. Младшие дружинники были прежде всего воинами, выступали основной боевой силой князя, исполнителями его воли. Это было ядро войска Древней Руси, его наиболее сильная и хорошее подготовленная часть.

Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на РусиРис. 3. Дружинник

Дружина киевского князя насчитывала 500-800 человек. Вооруженные мечами, копьями, в кольчугах, островерхих шлемах, дружинники до последнего защищали князя на поле боя. Население Древней Руси постепенно складывается.

3. Население Древней Руси: управленцы  

К привилегированной части общества относились также люди, управлявшие хозяйством князя.

Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на РусиРис. 4. Собирают дань. Н. Рерих

Это тиуны и огнищане (тиуны огнищные). Слово огнище означало совокупность домочадцев, от слова очаг – символ дома (вспомним современное выражение «домашний очаг»). Огнищане – управляющие княжеским хозяйством, как правило, бояре. Упоминаются в Русской Правде в первоначальной, краткой редакции, в пространных списках используется понятие «княж муж».

Согласно той же Русской Правде, вира за убийство огнищанина составляла 80 гривен, что вдвое выше, чем за убийство свободного человека, не состоящего на княжеской службе.

Тиуны также находились на службе князя, причем, поступая на службу без заключения специального договора – ряда – становились обельными (полными) холопами, что было закреплено в Русской Правде.

Одновременно с этим они занимали весьма высокое положение при княжеском дворе.

Население Древней Руси содержало и другую категорию – рядовичей. Положение их было весьма различным. Рядович – это человек, заключивший ряд – договор, некий контракт о поступлении на службу.

Так, рядовичем мог быть тиун, иной представитель княжеской или боярской администрации, Русская Правда указывает, что если тиун или ключник приступит к работе без заключения ряда, он становится холопом. С другой стороны, закуп (см.

ниже)  тоже мог быть рядовичем, если подписал договор с заимодавцем.

4. Купцы

Большой вес в древнерусском обществе имели торговцы. Они разделялись на гостей и купцов. Гостями называли либо иностранных торговцев, либо тех, кто торговал на международных рынках.

Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на РусиЗаморские гости. Н. Рерих

Так называемые «старейшие» купцы могли принимать участие в советах при князе наряду с боярами, участвовать в дипломатических поездках. Однако юридически они относились не к княжим мужам, а к основной массе свободного населения Древней Руси, так как в соответствии с Русской Правдой вира за купца составляла 40 гривен – это вира за свободного человека, не служившего князю.

5. Зависимое население Древней Руси: люди, смерды, закупы

Людином называли простого, лично свободного жителя Древней Руси. Людины, или люди, платили дань и участвовали в ополчении в случае крупных военных конфликтов. Русская Правда защищала жизнь людинов высокой вирой – 40 гривен (половина от виры за княжих мужей). Люди разделялись на смердов и закупов.

Источники упоминают, что население Древней Руси включало также мужей – зажиточных людинов, воев – участников военных походов.

Но основная часть людинов – это смерды, жившие общиной, имевшие дом и хозяйство, участок земли, за который они платили подати и отбывали повинности.

Они не были прикреплены к земле или личности землевладельца – князя или боярина, находясь лишь в экономической и юридической зависимости, т.к. подлежали суду князя.

Но если смерд, попадая в тяжелое экономическое положение, брал у господина в долг какое-то имущество, он гарантировал его возврат, отвечая собственной свободой. Взяв ссуду – «купу»  – смерд становился закупом, должен был работать в хозяйстве кредитора, отрабатывая проценты, пока не возвращал долг.

Если закуп пытался убежать, в соответствии с Русской Правдой он становился холопом. Однако та же Русская Правда защищала личность закупа: его нельзя было продать, отнять имущество, побить без вины. Его жизнь, как и жизнь свободного человека, была защищена вирой в 40 гривен.

Отработав проценты и вернув долг, закуп становился свободным человеком.

6. Социальные низы

В самом низу социальной иерархии Древней Руси находились холопы и челядины (челядь – слуги). По сути это такая же категория зависимого населения Древней Руси как рабы в других государствах. Они не вступали в договоры, считались собственностью господина, за убийство холопа полагалась вира в 5 гривен (6 гривен за холопку), плюс возмещение ущерба хозяину, как за испорченную вещь.

Хозяину за убийство холопа грозило в худшем случае лишь церковное покаяние. Лишь к XII веку отношение к холопам смягчается, за ними признается право на имущество, занятие торговлей с разрешения хозяина.

Однако холопы-тиуны играли важную роль в управлении, и их убийство каралось вирой в 40 гривен.

Боярский тиун-холоп мог выступать в суде в качестве свидетеля, обычный холоп был лишен права как обращаться в суд, так и быть свидетелем.

За преступления холопа отвечал его хозяин, он же от своего имени мог наказывать холопа, как считал нужным. Стать холопом можно было:

  • попав в плен на войне,
  • за тяжелое уголовное преступление («выдать головой», «отдать на поток и разграбление»),
  • продавшись добровольно,
  • став тиуном без заключения ряда,
  • женившись на холопке,
  • при попытке бегства закупа и т.д.

Заключение

Таким образом, в Древней Руси шло формирование феодального общества, и при этом разрушалась старая, родоплеменная социальная структура и строилась новая. При всем разнообразии категорий населения можно выделить три большие социальные группы:

  • свободные, чье положение было весьма различным, от господствующей верхушки до общинников-смердов. Несмотря на огромные различия в общественном положении, все они были юридически дееспособны, свободны, могли вступать в правоотношения;
  • полувольные, к которым относились закупы и рядовичи. Эти категории населения не имели всех юридических прав;
  • рабы – холопы и челядь. Они были неправоспособны и недееспособны, приравнивались к имуществу владельца.

Как видим, общество (население) Древней Руси характеризовалось правовым, социальным неравенством. Как вы заметили, за одно и то же преступление – убийство – Русская Правда назначала различные наказания, штраф от 80 до 5 гривен. Так формировалось раннефеодальное общество.

Источник: https://tvoiklas.ru/naselenie-drevnei-rusiru/

Зависимое население Древней Руси

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Махатма Ганди

Все население Древней Руси можно разделить на свободное и зависимое. К первой категории относилась знать и простые люди, которые не имели долгов, занимались ремеслом и не были обременены ограничениями. С зависимыми (невольными) категориями все сложнее. В целом это были люди, которые были лишены определенных прав, но весь состав невольных людей на Руси был различным.

Все зависимое население Руси можно разделить на 2 класса: полностью лишенные прав и сохранившие частичные права.

Категории зависимого населения в древней Руси были следующими:

  • Холопы — невольники, которые попали в это положение из-за долгов или по решению общины.
  • Челядь – невольники, которых приобретали на торгах, брали в плен. Это были рабы в классическом понимании этого слова.
  • Смерды – люди, рожденные в зависимости.
  • Рядовичи — люди, которые нанимались на работу по договору (ряду).
  • Закупы — отрабатывали определенную сумму (ссуду или купу), которую были должны, но не могли отдать.
  • Тиуны – управляющие княжескими вотчинами.

Русская правда также делила населения на категории. В ней можно встретить следующие категории зависимого населения Руси 11 века.

Таблица: категории зависимого населения Древней Руси по Русской Правде

Категория населения Тип зависимости Особенности зависимости
Холопы Личная и полная Обрели зависимость по ходу жизни. Как правило обслуживали хозяйство знати.
Смерды Личная и полная Родились зависимыми
Челядь Личная и полная Приобретенные невольники. Были близки по положению к рабам.
Рядовичи Полная Нанимались на работу, полностью зависели от князя, но личной зависимости не имели.
Закупы Частичная Отрабатывали долг. Могли заниматься личным хозяйством

Важно отметить, что катеории лично зависимого населения в эпоху Древней Руси были смерды, холопы и челядь. Они же имели и полную зависимость от князя (хозяина).

Полностью зависимы (обельные) слои населения

Основная часть населения в Древней Руси относилась к категории полностью зависимых. Это были холопы и челядь. Фактически это были люди, которые по своему социальному статусу являлись рабами.

Но тут важно отметить, что понятие «раб» на Руси и в Западной Европе очень сильно отличались. Если в Европе у рабов не было прав, и это признавали все, то на Руси холопы и челядь прав не имели, но церковь осуждала любые элементы насилия над ними.

Поэтому позиция церкви была важной для этой категории населения и обеспечивала сравнительно комфортные условия жизни для них.

Несмотря на позиции церкви, полностью зависимые категории населения были лишены всех прав. Это хорошо демонстрирует Русская Правда. Этот документ в одной из статей предусматривал плату в случае убийства человека. Так, за свободного горожанина плата была 40 гривенников, а за зависимого — 5.

Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на Руси

Холопы

Холопы — так на Руси называли людей, которые служили другим. Это была самая массовая прослойка населения. Людей, которые попадали в полную зависимость, также называли «обельные холопы».

Люди становились холопами в результате разорения, проступков, решения вотчины. Ими могли стать и свободные люди, утратившие в силу определенных причин часть свободы. Некоторые добровольно уходили в холопы.

Связано это с тем, что часть (небольшая конечно) этой категории населения была фактически «привилегированна». Среди холопов были люди из личной услуги князя, ключники, огнищане и другие.

Они котировались в обществе даже выше свободных людей.

Челядь

Челядь — это люди, которые утратили свою свободу не в результате долгов. Это были военнопленные, воры, осужденные общиной и так далее. Как правило, эти люди выполняли самую грязную и тяжелую работу. Это была незначительная по количеству прослойка.

Отличия челяди и холопов

Чем челядь отличались от холопов? Ответить на этот вопрос также сложно как сегодня рассказать чем социально бухгалтер отличается от кассира… Но если пытаться охарактеризовать отличия, то челядь состояла из людей, попавших в зависимость в результате своих проступков. Холопами можно было стать и добровольно. Если еще проще: холопы служили, челядь выполняла. Их объединяло то, что они полностью были лишены прав.

Читайте также:  Каким богам молились древние скифы?

Частично зависимое население

К частично зависимым категориям населения относились те люди и группы людей, которые утратили только часть своей свободы. Они не были холопами или челядью. Да, они зависели от «владельца», но они могли вести личное хозяйство, заниматься торговлей и другими делами.

Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на Руси

Закупы

Закупы — разорившиеся люди. Они отдавались на работу за определенную купу (ссуду). В большинстве случаев это были люди, которые занимали деньги и не могли отдать долг. Тогда человек становился «закупом».

Он экономически становился зависимым от своего хозяина, но после того как полностью погасил долг — вновь становился свободным. Эта категория людей могла быть лишена всех прав только при условии нарушения закона и после решения общины.

Наиболее частая причина, по которой Закупы становились холопами — кража хозяйского имущества.

Рядовичи

Рядовичи — нанимались на работу по договору (ряду). Эти люди лишались личной свободы, но при этом сохраняли право ведения личного подсобного хозяйства.

Как правило, ряд заключался с землепользователем и его заключали люди обанкротившиеся, или неспособные вести вольный образ жизни. Например, часто ряды заключались на 5 лет.

Рядович был обязан трудиться на княжеской земле и за это получал питание и место для ночлега.

Все категории невольных людей не платили налоги, поэтому часто вольные люди и горожане, которые не могли платить налоги, уходили в рядовичи.

Тиуны

Тиуны – управляющие, то есть люди, которые на местах вели хозяйство и отвечали перед князем за результаты. Во всех вотчинах и деревнях была система управления:

  • Огнищный тиун. Это всегда 1 человек – старший управляющий. Его положение в обществе было очень высоким. Если мереть эту должность современными мерками, то огнищный тиун это глава города или села.
  • Обычный тиун. Подчинялся огнищному, отвечая за определенный элемент хозяйства, например: урожайность, выращивание животных, сбор меда, охоту и так далее. По каждому направлению был свой управляющий.

Часто в тиуны могли попасть рядовичи, но в основном это были полностью зависимые холопы. В целом эта категория зависимого населения Древней Руси была привилегированной. Они жили на княжеском дворе, имели прямой контакт с князем, освобождались от налогов, некоторым было разрешено заводить личное хозяйство.

Источник: https://istoriarusi.ru/kiev/zavisimoe-naselenie-drevnej-rusi-10-12-vek.html

Категории населения в Древней Руси

Население Киевской Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек.

Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую.

Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.

Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.

Историки выделяют группы населения Киевской Руси по «Русской правде».

Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на Руси

Согласно этому закону основное население Руси составляли свободные крестьяне, называемые «людинами».

С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп).

Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными.

В XII веке появились закупы – неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства.

Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев.

Первые находились где-то на уровне холопа, а вторые – в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т.д.).

Существенную группу населения Руси составляли ремесленники. К XII веку насчитывалось более 60 специальностей. Русь экспортировала не только сырьё, но и ткани, оружие и другие ремесленные изделия.

Городскими жителями были и купцы. В те времена междугородняя и международная торговля подразумевала хорошую воинскую подготовку. Изначально хорошими воинами были и дружинники. Однако с развитием государственного аппарата они постепенно меняли квалификацию, становясь чиновниками.

Тем не менее, боевая подготовка была нужна дружинникам, несмотря на бюрократическую работу. Из дружины выделились бояре – наиболее приближённые к князю и богатые дружинники.

К концу существования Киевской Руси бояре стали во многом не зависимыми вассалами; устройство их владений в целом повторяло государственное устройство (своя земля, своя дружина, свои холопы и т.д.).

Категории населения их положение

Киевский князь — правящая верхушка общества.

Дружина — административный аппарат и главная военная сила Древнерусского государства. Их важнейшей обязанностью было обеспечить сбор дани с населения.

Старшая (бояре) — Ближайшие приближенные и советники князя, с ними князь в первую очередь «думал» обо всех делах, решал наиболее важные вопросы.

Бояр князь назначал и посадниками (представлял власть киевского князя, принадлежал к числу «старших» дружинников князя, сосредоточивавший в своих руках и военно-административную и судебную власть, вершил суд).

Они ведали отдельными отраслями княжеского хозяйства.

Младшая (отроки) — Рядовые воины, которые были военной опорой власти посадников.

Духовенство — Духовенство обитало в монастырях, монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитва.

Зависимые крестьяне — Рабское положение. Челядь – рабы-военнопленные, холопы рекрутировались из местной среды.

Холопы (челядь) — Это были люди, которые вступали в зависимость от землевладельца за долги и работали до тех пор, пока долг не будет погашен. Закупы занимали промежуточное положение между холопами и свободными людьми. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув ссуду.

Закупы  — Из-за нужды заключали договоры с феодалами и выполняли различные работы согласно этому ряду. Часто выступали в качестве мелких административных агентов своих хозяев.

Рядовичи — Покоренные племена, платившие дань.

Смерды — Посаженные на землю пленные, которые несли повинности в пользу князя.

Свободные и несвободные

Свободное населениеНесвободное население
Дружинники Рядовичи
Князья Закупы (люди, вступающие в зависимость от землевладельца за долги и вынужденные работать на господина до выплаты суммы долга)
Бояре Смерды (группа полувоенного полу-крестьянского населения, зависимого от князя)
Люди (лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане)

Источник: https://histerl.ru/lectures/kievskaia_rusi/naselenie_kievskoi_rusi.htm

Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на Руси

Термин «люди» на Руси имел несколько иное значение, чем сейчас. Так называли не просто отдельно взятого человека, а целые категории населения, объединяя их по определенным признакам и социальному статусу.

Категорий было довольно много, особенно среди низших слоев населения: кабальные, дворовые, тяглые и т.д. Историк Виталий Ситников подробно рассматривает этот вопрос в своей книге «Кто есть кто в истории России».

Люди в Древнерусском государстве

Вообще изначально людьми на Руси называли только свободных крестьян-общинников, которые составляли большую часть населения страны. Люди не служили в дружине в отличие от гридей, кметей, отроков и бояр.

Последние, кстати, имели знатное происхождение, за что их именовали «лучшими» или «нарочитыми».

Непосредственно же «людей», как рассказывает Василий Ключевский в книге «Терминология русской истории» делили на несколько категорий: гости, купцы, смерды, закупы.

Гостями у нас в стране с давних времен именовали вольных торговцев, которые возили товары из-за границы или из крупных городов.

Да и само слово «гостить» раньше мело другое значение – «торговать», а гостинцем назывался крупный торговый путь. Купцами же назывались менее крупные торговцы – как сказали бы сейчас, средний и мелкий бизнес.

В пределах своего города или поселения они образовывали «цеха» – торговые союзы.

Сельских обывателей на Руси называли смердами. Изначально это слово не имело негативного значения, но со временем от него произошел термин «смердеть», то есть неприятно пахнуть.

Смерды были свободными людьми, хотя и находились под юрисдикцией князя, то есть платили ему налоги и обрабатывали государственную землю.

Если смерд заключал договор с феодалом или землевладельцем и уходил к нему в услужение, то он становился закупом или наймитом, то есть работающим по найму.

Стоит упомянуть и про еще одну категорию древнерусского населения – холопов или челядь. Фактически это были рабы, которые являлись собственностью своих господ. Но со временем они могли выкупить свою свободу и продолжить трудиться уже по договору, как наймиты.

Людские категории после монголо-татарского нашествия

Структура населения на Руси значительно поменялась, начиная с XVI века. Тогда, как рассказывает Николай Павлов-Сильванский в книге «Феодализм в удельной Руси», появились такие интересные категории, как захребетники или гулящие, служилые и черные люди…

Как и в случае со словом «смерд», термин «захребетник» не имел ранее негативного окраса. Так называли свободных – гулящих – людей, которые занимались ремеслом и выполняли различные работы по найму, то есть жили «за чужим хребтом» — на деньги и со стола нанимателя.

Несмотря на название, свободными считались и «черные» люди – государственные крестьяне и горожане, ранее именовавшиеся смердами.

Если такой крестьянин брал у феодала деньги в долг, то он становился кабальным, то есть обязанным свой долг отработать. Из тех времен родом выражение «кабальный договор», так называлось соглашение между заемщиком и смердом-должником.

О том, что оно далеко не всегда было выгодным для последнего, явственно говорит нынешнее значение фразеологизма.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/99938-gosti-kupcy-smerdy-zakupy-na-kakie-ti.html

Кого назвали «людьми» на Руси

Сегодня слово «люди» является ничем иным, как простым обозначением понятия «человек» во множественном числе. Однако когда-то «люди» в единственном числе имели форму «людин». И «людином» считали далеко не каждого человека.

Вервь

До XIV века слова «крестьянин» в том значении, в котором оно нам знакомо сейчас, в русском языке не было. Первое упоминание о крестьянине, как о земледельце, появляется в летописях, датируемых 1390-ми годами. Большую часть населения древней Руси составляли «люди» (или «людины»).

Так до XIII века называли свободных граждан, преимущественно земледельцев, которые не состояли у князя на службе, но обязаны были платить ему подати. Людины образовывали общины — верви. Филолог Е. Ф.

Карский отождествлял слово «вервь» с «веревкой», то есть вервь — это определенная территория, обозначенная (ограниченная) веревкой. Дело в том, что для измерения расстояния в то время на самом деле использовали веревки определенной длины. Да и община действительно имела свой участок с четкими границами площади.

Поначалу люди верви являлись кровными родственниками, то есть членами одной семьи. Но постепенно людинов стало объединять не родство, а только близкое соседство. Об этом упоминается и древнем сборнике правовых норм под названием «Русская правда». Данный факт подметил и профессор истории О. Ф. Миллер.

Он писал, что вервь делилась на дома, сохи, тягла и так далее, что, по мнению ученого, указывает не на родственные отношения между членами общины, а на роль, посильное участие того или иного людина в жизни верви.

Круговая порука

Согласно «Русской правде», все члены верви были связаны коллективной ответственностью. Так если в границах верви обнаруживали убитого, то община обязана была понести денежное наказание — виру.

Другими словами люди данной верви выплачивали семье пострадавшего определенному сумму.

Или если следы ускользнувшего вора вели к общине, то людины должны были самостоятельно отыскать преступника в своих рядах или же выплатить князю штраф.

Положение в обществе

Выше людинов по социальной лестнице располагались другие свободные граждане — «княжие мужи». Их превосходство особенно заметно все в той же «Русской правде». Например, за убийство людина полагалась обычная вира, а за убийство княжиего мужа — уже двойная.

Однако и внутри верви люди также делились на прослойки: гости, купцы, смерды и закупы.

Людины (а именно смерды) чаще всего состояли на службе в качестве ратников в городовых полках, то есть в вооруженном формировании, возглавляемом вождем — тысяцким (руководителем «тысячи»).

Читать ещё •••

Видео дня. История «Боинга-747», сбитого советским пилотом

Источник: https://weekend.rambler.ru/other/40954350-kogo-nazvali-lyudmi-na-rusi/

Общественное деление древнекиевской Руси

Нужно заметить, что общество, стоящее на первой ступени развития, всегда  имеет одно  и то же общественное   деление:  у  всех  народов  арийского  племени  мы  встречаем следующие  три  группы:  1)  основная  масса  (в  Киевской  Руси  люди),  2) привилегированный  слой (старцы, бояре)  и  3)  лишенные прав  рабы  (или на древнекиевском  языке холопы).

  Таким  образом, первоначальное  общественное деление  создавалось  не каким-нибудь  исключительным  местным  историческим условием,  а  природою племени,  если можно  так  выразиться. Уже на  глазах истории сложились и росли местные условия.

Свидетельством этого роста служит «Русская Правда» — почти единственный источник наших суждений о  социальном строе  Киевской  Руси.  Она  дошла  до  нас  в  двух  редакциях:  краткой  и пространной. Краткая состоит из 43 статей, из которых первые 17 следуют друг за другом в  логической системе.

Читайте также:  Для чего мать жениха парилась в бане с невестой на руси

  Новгородская летопись,  содержащая в  себе этот  текст  «Правды», выдает  ее  за законы,  изданные  Ярославом.  Краткая редакция «Правды» многим отличается от нескольких пространных редакций этого памятника. Она, несомненно, древнее их и отражает в себе киевское общество в древнейшую пору  его жизни.

  Пространные  редакции  «Правды»,  состоящие уже более  чем  из 100 статей,  заключают в своем  тексте  указания  на  то, что возникли  они в  целом  составе  в XII в.,  не  ранее;  они заключают в себе законоположения князей  именно  XII в.  (Владимира  Мономаха) и  рисуют  нам общество  Киевской Руси в  полном  его развитии.

  Разнообразие текста разных редакций   «Правды»  затрудняет  решение   вопроса  о  происхождении   этого памятника. Старые историки (Карамзин, Погодин)  признавали «Русскую  Правду» за   официальный   сборник   законов,   составленный   Ярославом  Мудрым   и дополнявшийся его преемниками. В позднейшее время  такого же мнения держится исследователь  «Правды»  Ланге.

Но  большинство ученых  (Калачев,  Дювернуа, Сергеевич,  Бестужев-Рюмин  и  др.)   думают,  что  «Правда»  есть  сборник, составленный частными  лицами,  желавшими для личных надобностей иметь  свод действовавших  тогда  законодательных правил. По  мнению В. О.

  Ключевского, «Русская  Правда» возникла в сфере церковной,  где была нужда знать  мирской закон; здесь  и записали  этот закон. Частное происхождение «Русской Правды»всего вероятнее потому, что, во-первых, в тексте  ее можно указать статьи не  юридического,  а  хозяйственного  содержания, имевшие  значение  только  для частного быта, и, во-вторых, внешняя форма отдельных статей и целых редакций

«Правды»  имеет характер  частных записей, составленных как бы  посторонними зрителями княжеской правообразовательной деятельности.

Изучая  по «Русской Правде» и  по  летописи  состав  древного киевского общества,  мы можем отметить три древнейших его  слоя: 1) высший, называемый старцами  «градскими»,  «старцами  людскими»; это  земская  аристократия,  к которой  некоторые исследователи  причисляют  и  огнищан.

О  старцах  мы уже говорили; что же касается до огнищан, то  о них много мнений. Старые  ученые считали их домовладельцами или землевладельцами,  производя термин от  слова огнище (в областных говорах  оно  означает очаг или пашню на изгари, т.е.

на месте сожженного леса); Владимирский-Буданов говорит в своем «Обзоре истории русского права», что старшие дружинники именовались сначала «огнищанами», но тут  же  прибавляет,  что  чешский памятник  «Mater  verborum» толкует слово огнищанин,  как  «вольноотпущенный» («libertus,  cui post  servitium accedit libertas»); видимое  противоречие автор думает скрыть тем  соображением, что старшие дружинники могли происходить из младших, невольных слуг князя. Слово огнище  в  древности  значило действительно  раб,  челядь,  в  таком  смысле встречается  оно в древнем, XI в., переводе Слов Григория Богослова; поэтому некоторые исследователи (Ключевский) в огнищанах видят рабовладельцев, иначе говоря, богатых людей в ту древнейшую пору жизни общества, когда не земля, а рабы были главным видом собственности. Если же обратить  внимание на  статьи пространной «Русской Правды», которые,  вместо «огнищанина» краткой «Русской Правды», говорят о «княжем муже»  или «тиуне огнищном»,  то можно огнищанина счесть именно за княжа  мужа, и в частности за тиуна, заведующего княжескими холопами, т.е. за лицо,  предшествующее позднейшим  дворским  или дворецким.

Положение последних было очень высоко при  княжеских дворах, и в то же время они могли  быть сами холопами. В Новгороде же, как кажется, огнищанами звали не одних  дворецких,  а весь княжеский  двор  (позднее  дворяне).

Так, стало быть, возможно принимать огнищан за знатных княжеских мужей; но сомнительно, чтобы  огнищане  были  высшим  классом  земского  общества. 2) Средний класс составляли люди (ед.  числ. людин), мужи,  соединенные  в общины, верви.

  3) Холопы или челядь — рабы  и притом  безусловные, полные, обельные (облый —круглый) были третьим слоем.

С течением  времени  это  общественное деление  усложняется.  На  верху общества находится уже княжеская дружина, с которой сливается прежний высший земский  класс.   Дружина   состоит  из  старшей  («бояр  думающих  и  мужей храборствующих») и младшей (отроков, гридей), в которую входят и рабы князя.

Из рядов дружины  назначается княжеская  администрация  и  судьи  (посадник, тиун,  вирники  и др.).

Класс людей делится определенно на  горожан  (купцы, ремесленники) и сельчан,  из которых  свободные люди называются  смердами, а зависимые  —  закупами (закупом  ролейным,  например,  называется  сельский земледельческий батрак).

  Закупы не рабы,  но  ими начинается на  Руси класс условно  зависимых людей, класс,  с течением времени сменивший  собой полных рабов. Дружина и люди не суть замкнутые общественные классы: из одного можно было перейти в другой.

Основное различие в положении их заключалось, с одной стороны, в отношении к князю (одни князю служили, другие ему платили; что же касается до холопов, то они  имели  своим «господином» хозяина, а  не князя, который их  вовсе  не касался),  а  с  другой стороны —  в хозяйственном  и имущественном отношении общественных классов между собой.

Мы  допустили  бы большой  пробел, если  бы  не упомянули  о совершенно особом классе лиц киевского общества, классе, который  повиновался не князю, а церкви.

Это  церковное  общество, состоящее из: 1) иерархии,  священства и монашества;  2)  лиц,   служивших   церкви,   церковнослужителей;   3)  лиц, призреваемых церковью, — старых, увечных, больных; 4)  лиц, поступивших под опеку  церкви,  —  изгоев,  и  5)  лиц, зависимых  от  церкви, —  «челядь» (холопов), перешедшую в дар церкви от светских  владельцев. Церковные уставы князей так описывают состав церковного общества:     «А се церковныи люди: игумен, игуменья, поп, диакон и дети их, а се кто в  крылосе:  попадья,  чернец,  черница,  проскурница,  паломник,  свещегас,сторожник,  слепец,  хромец,  вдовица,  пущенник (т.е.  получивший  чудесное исцеление), задушный человек (т.е. вольноотпущенный по духовному завещанию),изгои  (т.е. лица, потерявшие права гражданского состояния); …монастыреве, больницы,  гостинницы,  странноприимницы,  то люди церковныя,  богадельныя».

Всех  этих людей  церковная иерархия  ведает  администрацией  и  судом: «Или митрополит, или епископ  тыи ведают,  между ими  суд или  обиду».  Изгоям  и холопам и всем своим  людям церковь создает твердое  общественное положение, сообщает  права гражданства, но вместе с тем  выводит  их вовсе из светского общества.

Настолько  развито  и  сложно  стало  общественное  деление   киевского общества к  XII в. Раньше, как мы видели, общество  было проще по составу  и расчленилось уже на глазах истории.

Источник: https://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/social-sciences/history/istoriya-rossii/istoriya-drevnerusskogo-gosudarstva/obshhestvennoe-delenie-drevnekievskoj-rusi/

Чем смерды отличаются от холопов

Смердами на Руси в IX—XIV веках называли обычных крестьян-землепашцев. Слово «смерд» индоевропейского происхождения. Оно является несколько видоизмененным вариантом лексемы «смурд» (или «сморд»), которая означала «простой человек» или «зависимый человек».

Смерды – изначально свободные жители деревень. Позднее они были закрепощены и стали принадлежать князьям. Смерды относились к низшим слоям русского общества, но не были такими же бесправными и зависимыми, как холопы.

Они могли иметь свой собственный земельный надел, но были обязаны также обрабатывать и землю помещика. При этом цена жизни и смерда, и холопа была одинакова. Официальный штраф за убийство любого из этих людей – 5 рублей.

После принятия Русью христианства появилось и другое наименование смерда – «крестьянин», что означает буквально «христианин». Смерд – более языческое понятие. При этом оно очень долго использовалось на Руси и постепенно стало приобретать негативный характер. Так стали презрительно называть простолюдинов.

Смерды несли воинскую повинность. Они могли либо лично участвовать в боевом походе в качестве пеших воинов или всадников, либо «откупиться» поставкой лошадей для конницы.

Смерды владели имуществом, поэтому самые зажиточные могли себе это позволить. Также они входили в состав сельской общины.

Если одного такого землепашца убивали, все, чем он владел, делили между собой члены общины (согласно «Русской правде»).

Смерды могли передавать свое имущество по наследству сыновьям. За неимением последних земельный надел после смерти смерда переходил князю. В Новгородской республике смерды были государственными, поэтому обрабатывали государственную землю. Князь при этом мог их подарить церкви или монастырю, тогда крестьяне должны были работать уже на церковников.

Холопами называли самое бесправное население не только деревень, но и городов (весей). Холоп, таким образом, мог жить не только в сельской (как смерд), но и в городской местности. В отличие от смерда холоп был абсолютно бесправен. Он практически являлся рабом. Рабское положение холопов было отменено только Петром I в 1723 году.

Холопы были рабами из местного населения. Другую категорию рабов – челядинов – князья приобретали во время завоевательных походов на соседние или удаленные земли. Челядин – это раб-иноземец. Он был еще более бесправен, нежели холоп. Практически приравнивался к вещи.

Рабское положение холопа отражалось во многих юридических моментах. Такой человек целиком и полностью принадлежал помещику. Последний имел полное право убить своего холопа за какой-то проступок.

За это его никто не смел осудить. Если же феодал убивал чужого холопа, он платил штраф, как за порчу чужого имущества.

Также холопы не имели земельных наделов или какой-либо другой ценной собственности.

Холопами становились за проступки, преступления, долги, по праву рождения или в результате венчания (замужества).

Если князь серьезно за что-то разгневался на крестьянина, он мог отнять все его имущество и вместе с семьей перевести в ранг холопов («Русская права»). Торговец-растратчик, не способный сполна выплатить свой долг, «продавал себя в холопы».

И конечно, дети холопа с первого дня жизни являлись холопами. Свободная женщина, выйдя замуж за такого человека, становилась холопкой.

Эти люди выполняли всю работу в домах господ и обрабатывали их землю наряду со смердами. Им отводилась вся самая грязная, «черная» работа в доме. Но иногда холопы обучались и ремеслам, что не происходило со смердами (они были сугубо землепашцами).

Холопами вовсю торговали. Чем умелее был такой работник, тем выше была на него и цена.

Если холоп был полезен господину и хорошо исполнял свою службу, владелец по желанию мог отвести своему рабу отдельное жилье или даже подарить вольную (отпустить на свободу).

Господские холопы подразделялись на классы согласно умениям и способностями, которыми они обладали. Так называемые «большие холопы» были в некотором смысле привилегированными рабами.

Они выполняли более ответственную работу (ключники, управляющие) и могли руководить «меньшими» холопами. Последние исполняли всю черновую работу: были пекарями, тонкопрядильцами, конюхами, пастухами, плотниками и пр. Они же являлись домашней прислугой.

«Малых» холопов, обладающих какой-то полезной профессией, называли «деловыми людьми».

Отдельную категорию составляли так называемые «боевые холопы». Они сопровождали господина в военном походе и отбирались из числа «больших» холопов. Эта категория населения составляла основную часть войска и вооруженной охраны князя. По сравнению с другими классами холопов она была достаточно привилегированной, чем-то средним между крестьянами и дворянами.

В число боевых холопов часто попадали дети обедневших бояр, поэтому эта категория «служивых» имела больше прав, чем холопы-чернорабочие и управляющие. Из имущества воины могли иметь лошадь (иногда двух) и полное боевое снаряжение.

После отмены крепостного права (начиная с 1861 года) начал формироваться новый класс – мещанство. Этим словом называлось городское население самого низшего ранга. Мещанами становились вольноотпущенные благодаря крестьянской реформе смерды и боевые холопы, освобожденные по какой-то причине от своих воинских обязанностей (например, за долгую самоотверженную службу).

Мещане были не только свободными, но еще и налогооблагаемыми гражданами. Они могли иметь лавку, заниматься ремеслами, продавать плоды своего труда на рынке, но обязаны были при этом платить налог.

Екатерина II официально закрепила статус мещанства в «Жалованной грамоте городам» от 1785 года. Мещане стояли на ступеньку ниже купцов, но также считались «правильными» городскими обывателями.

Они владели большей частью городского недвижимого имущества.

Класс мещан также постоянно претерпевал изменения. Одни мещане не хотели или не могли платить налоги, поэтому становились крестьянами. Другие получали образование и поднимались на ступеньку выше – переходили в категорию разночинцев. Так русское общество постепенно все сильнее расслаивалось, и многие представители низших слоев населения страны получали новые возможности.

Источник: https://russian7.ru/post/chem-smerdy-otlichaetsya-ot-kholopov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector