Как дворяне карали дочерей за потерю девичьей чести до свадьбы

Не секрет, что большинство девушек лишаются невинности в пору, когда выпускаются из школы и, поступая куда-то учиться дальше, поселяются на жительство в общагу. Конечно, и в таком раскладе это может происходить по любви или, по крайней мере, по взаимному согласию. Но, к сожалению, не всегда.

Как дворяне карали дочерей за потерю девичьей чести до свадьбы

Общежития при сельских ПТУ – это особый разговор. Вахтерами здесь служат местные тетечки, обыкновенные крестьянки, безо всякого дополнительного к школьному неполному среднему образованию.

Как правило, на этот момент в училище обучаются их дети, племянники, а то и внуки. Родственники-курсанты приходят вечерами в общагу «навестить тётю» и, естественно, пользуясь особыми привилегиями, свободно проходят в комнаты, в том числе к девушкам.

Проход в секции и комнаты зачастую случается и после отбоя.

Понятие «девичья честь» с каждым годом нивелируется все больше и больше. Веке в XVIII, если кавалер брал даму за руку или оставался с ней наедине, означало, что честь ее поругана, и она уже никогда не сможет удачно выйти замуж.

В XIX вполне позволялось танцевать с мужским полом в более тесном контакте, чем предусматривали балы прошлого века, и девичья скромность состояла в том, чтобы не позволять мужчине слишком долго удерживать ее за руку.

Середина прошлого века: честь девушки, в принципе, не считалась поруганной, даже после совместной вечерней прогулки по городу. Но, опять же, девичья скромность не позволяла барышне поцеловаться вплоть до пятого или десятого свидания.

В конце XX столетия поцелуй уже перестал быть поводом для негативного общественного мнения, и поцеловаться с кем-то, кого видишь в первый раз, уже считалось «в порядке вещей».

Собственно, честь не считалась поруганной даже после сексуального контакта. По крайней мере, так считала большая часть мужчин.

Ну, а понятие девичья скромность в это время свелось к тому, чтобы не слишком вульгарно себя вести и не слишком открыто вешаться на парней.

Наш XXI век вновь внес свои коррективы в понятие «честь девушки». Теперь уже есть вполне допустимые «нормативы» по количеству сексуальных контактов до свадьбы. И это точка зрения не только молодых людей, но и их родителей, которые, по идее, должны ратовать за чистоту отношений.

Получается, что девичья честь — это очень относительное понятие, которое поддерживается и регулируется только общественным мнением и более ничем. Обычный предрассудок.

Воспитатели в общежитии тоже люди случайные, временные, без специального педагогического образования, да и в этом ли дело! Как правило, это молодые парни, студенты или «вечные студенты»-заочники, женатые, но не нагулявшиеся.

Что греха таить – поступают они в общежитие на ночную работу, чтобы «покадрить» молоденьких девочек.

Местные ловеласы, звезды дискотек, в которых многие девчата-учащиеся заочно влюблены, они чувствуют себя «на работе» как султаны в гареме.

У привилегированных парней-родственников большие возможности проноса спиртного в общежитие.

Учитывая тот факт, что понятие «местный» на селе имеет, чуть ли не гипнотическое значение, особенно развязные парни, часто переростки, третируют приезжих и проживающих в общежитии девчат, берут измором, запугивают и добиваются, в конце концов, половой близости. Часто возможно банальное изнасилование.

Так что само понятие «девичья честь» начинает терять свой изначальный смысл.

Жаловаться бесполезно, так как корпоративные интересы затрагивают интересы и обыкновенных вахтеров, боящихся за судьбы своих «непутевых», не говоря уже о мастерах производственного обучения, заместителе директора по воспитательной работе, директоре. Товарки, которые на тот момент могли находиться на соседней койке, в свидетели не пойдут. Кто по причине того, что считает: а что она, особая? Кто из страха перед местными парнями, да и девчатами тоже.

Хорошо, если после случившегося, девчонка не станет предметом пересудов. Это возможно, если она оказывается жертвой негодяя, которого считает «своим» какая-нибудь уже довольно разбитная авторитетная деваха. Тогда путь один – отчисление. Отчисление – бегство. Отчисление со слезами. С обидой за так глупо поломанную судьбу и потерянную честь, в самом начале жизни.

Поречных Николай (1)

Источник: http://womanest.ru/obshhaga-i-devichya-chest/

Как на Руси наказывали за потерю девственности до свадьбы

Основным требованием православия на Руси к молодым девушкам было сохранение девственности до замужества. Это требование молодые невесты должны были выполнять беспрекословно. В противном случае их ожидало жестокое наказание. В деревнях, как и в больших городах, вплоть до ХХ века женщин, которые выходили замуж «нечистыми», наказывали.

В большинстве случаев, всю ответственность за произошедшее всегда возлагали на саму девушку и ее родителей, но в этом никогда не обвиняли насильника или ее любовника.
Наказания были разными: дом, в котором проживала «порченная» невеста. мазали дегтем или нечистотами. Также дегтем пачкали ее белье и водили по деревне в одной рубашке.

В некоторых случаях девушку заставляли на коленях ползти к столу семьи мужа и просить прощения. Родители мужа могли бить «порченную» невесту по лицу до тех пор, пока ее жених их не остановит. Иногда девушку впрягали в телегу вместе с лошадью и стегали кнутом.

Чаще всего перед венчанием невесту уводили в «комору» и спрашивали у нее подробности. Если оказывалось, что невеста уже не девственница – ее позорили. Если невеста признавалась до того, как ее отведут в «комору» — ее прощали. Муж, чтобы продемонстрировать невинность своей жены выносил гостям ее ночную рубашку или бил посуду.

Отцы таких дочерей старались поскорее отправить свою дочь как можно дальше, давая за нее большое приданное, которое должно было закрыть рты жениху и его родне.

Среди дворян потеря девственности до свадьбы считалась настоящей трагедией.

За купеческими дочерями следили строго, с ними не разговаривали на сексуальные темы и следили за тем, чтобы им в руки не попали «опасные» романы и они не оставались наедине с мужчинами.

Исключение делали только для «просватанного» жениха.
Случаи потери девственности до свадьбы среди купеческих дочерей были крайне редким явлением. Но если такое происходило, таких девушек лишали родительского благословения, отсылали их в деревни и выдавали замуж за человека, который был ниже их по социальному статусу.

Считается, что измена жены оскверняет мужа, а измена мужа – оскверняет его супругу. После такого священнослужители либо уходят в монастырь, либо остаются в миру. Такие священники обычно не продвигаются дальше псаломщика.

Источник: https://pronedra.ru/kak-na-rusi-nakazyvali-za-poteryu-devstvennosti-do-svadby-394051.html

Дуэль для невольников чести. Как дворяне добивались уважения Среднее время прочтения:

Оформление дворянства как благородного сословия шло в Европе, начиная с XV века. И сразу те, кто осознали себя благородными, увлеклись дуэлями, этой помесью самоубийства с убийством.

— Salik.biz

Иностранная мода

Сначала дуэлянты прятались в лесах. Потом дрались повсюду: на улицах, в парках, даже в королевских дворцах. В конце XVII века пистолеты «потеснили» в дуэлях шпаги и рапиры, уравняв физические возможности поединщиков, и элиту Европы охватила настоящая дуэльная лихорадка. Дрались все: захудалые дворянчики из провинции и коронованные особы; военные и штатские; старые и молодые.

В дуэлях гибло народу больше, чем в битвах!

Короли пытались остановить эту вакханалию из тех соображений, что дворяне могут жертвовать собой только ради королей. Ничего не помогало.

А в России дворяне тогда были холопами высшей знати. Ни о каком благородстве они даже не мечтали; дрались тут только нанятые на службу иностранцы. Первая дуэль состоялась в 1666 году в Москве между шотландцем Патриком Гордоном (позже он стал петровским генералом) и англичанином майором Монтгомери.

Благородным, с гербами и титулами, наше дворянство стало волей Петра I, и он же сразу запретил дуэли: «Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнён, а именно повешен. [Если] из них кто будет [на дуэли] ранен или умерщвлён… то их и по смерти за ноги повесить». Казнить надлежало также секундантов и свидетелей.

Рекламное видео:

Запугал дворян Пётр I капитально: до Екатерины II дуэлей практически не было. А Екатерина даровала дворянам вольность! Став независимыми от государства, почуяли наши дворяне, какие они на самом деле благородные. Даже самый бедный «Акакий Акакиевич», по образу жизни весьма далёкий от высших бонз, роскошествовавших трудами крепостных, всё же понимал, что он с ними «одной крови».

Дворянство стало замкнутой кастой со своим неписаным кодексом чести.

В Европе к этому моменту дуэльная лихорадка завершилась. Поединки стали редкими и, с позволения сказать, гуманными: при дуэли на шпагах бой вёлся до первого ранения; при дуэли на пистолетах устанавливали дистанцию в 30-40 шагов. Большинство поединков заканчивалось лёгкими царапинами или вообще бескровно.

  • Именно в это время лихорадка дуэлей накрыла Россию.
  • Стреляться до смерти
  • Русская дуэль, по сравнению с европейской, отличалась крайней жестокостью.

Чётких правил не было. Если европейцы стрелялись с расстояния, снижающего риск смерти, то русские — обычно с 10-15 шагов, а бывало и с трёх! И заранее договаривались стрелять «до результата», то есть до смерти. Порой стрелялись, вставая поочередно спиной к обрыву, чтобы погибнуть даже при слабом ранении. Часто обходились без секундантов и почти всегда без врача.

Неудивительно, что в битве «за честь» нередко погибали оба противника.

Честь дворянина — понятие расплывчатое. Потерей чести грозили ложь, трусость, неверность присяге, кража. Это хорошо и правильно.

Но, присягнув императрице и имея в моральном багаже недопустимость кражи, высшие дворяне обирали бюджеты целых губерний! Коррупция была чудовищной, о чём знали все, включая императрицу, но на дуэль вызывали не за это, а наоборот: казнокрад считал себя оскорблённым, если кто-то намекал на его казнокрадство. «Честь» не касалась ни страны, ни народа.

Высшие сановники превращали дуэль в средство расправы. Потёмкин, фаворит Екатерины II, узнав, что императрица восхищалась красавцем-князем Петром Голицыным, подговорил полковника Шепелева вызвать Голицына на дуэль. Тот выбрал повод, Голицын отказаться не мог, и Шепелев его заколол, по словам Пушкина, «изменнически».

В благодарность Потёмкин отдал замуж за убийцу свою племянницу Надежду, снабдив её немалым приданым, и сильно продвинул Шепелева по службе.

Причём сам Потёмкин вызовы на дуэль не принимал. Ему жизнь была дороже чести.

Раз уж помянули Пушкина: у него в «Капитанской дочке» Швабрин под видом дуэли намеревался убить Гринёва, а чтоб не уличили, не желал секундантов. Типичный случай!

За любую чепуху человека могли вызвать, и не смей отказаться: прослывешь трусом и потеряешь честь. Причём было принято, что оружие выбирает вызванный.

Но выбор оружия был важен, а потому зачинщики стремились оказаться вызываемой стороной. Что для этого нужно? Всего лишь оскорбить противника, и вот он вынужден бросить вызов сам.

Реальный зачинщик выбирает оружие и убивает человека. Где тут честь?

Лунин, известный бретёр, нарочно искал поводы для дуэлей. Как сказали бы сейчас, он был маньяком. Подходил к незнакомцу и говорил: «Милостивый государь! Вы сказали то-то и то-то». — «Милостивый государь, я вам ничего не говорил». — «Как, вы утверждаете, что я солгал?»… Дуэль готова.

Дуэлянты знали два основных способа стрельбы: метить «в нос» и «в ляжку». Если «в нос», значит, заранее желать противнику смерти. Метить «в ляжку» означало желание смыть оскорбление, не убивая.

Но те, кто метил «в ляжку», иногда промахивались и попадали в живот. Удивительно ли, что дуэлянты-маньяки вроде Толстого-Американца всегда стреляли в живот и ссылались на то, что это промах.

Убийство, а не докажешь…

В эпоху Александра I, как отмечают исследователи, дуэль начала превращаться в средство политической борьбы, способ сведения счетов или в некое шоу, с помощью которого забияки создавали о себе нужное мнение.

Забияки-декабристы

Будущие декабристы сплошь и рядом сводили политические дебаты к дуэлям. Примерно так: «Только бесчестный человек может думать иначе». — «Я думаю иначе! Значит, по-вашему, я бесчестный человек?». И выходят стрелять друг в друга. Дворянская честь в этих игрищах была ни при чем; шёл отстрел конкурентов в битве за власть, которую они были намерены захватить.

Известный позер, дуэльный маньяк А. Якубович в октябре 1818 года стрелялся в Тифлисе с Грибоедовым. Прострелил Грибоедову ладонь, а позже распространял про него же лживые слухи, позорил его. Ещё позже, во время выступления декабристов, вызвался убить Николая I, а придя к царю, обещал умиротворить восставших. Обманул обе стороны. Какая уж тут «честь»…

В первой половине XIX века дуэль начала деградировать вслед за пресловутой дворянской честью. Подлецы, получив пощёчину, утирались или доносили в полицию.

Бывало ещё хлеще: в 1832 году в Твери знакомый Пушкина, Александр Шишков, поссорился на балу с Черновым и вызвал его на дуэль.

Тот отказался, и Шишков отвесил ему пощёчину, а Чернов побежал домой, вернулся с кинжалом и зарезал Шишкова у крыльца.

  1. Дуэли окончательно превратились в фарс и в России, и в Европе.
  2. Честь кончилась, а вместе с ней и дуэль превратилась в фикцию.
  3. Обиды, смытые кровью

Русские дворяне, и в особенности офицеры, вызывали друг друга по малейшему поводу. Например, наш великий поэт Пушкин участвовал в дуэлях 29 раз, но при этом даже ни разу не был ранен. Единственный раз дуэль с его участием закончилась кровью — это был тот самый поединок с Дантесом, который убил поэта. В начале XIX века, пожалуй, не было ни одного дворянина, не участвовавшего в дуэли.

Читайте также:  «живой товар»: на что меняли крепостных на руси

Поначалу российские императоры относились к поединкам резко отрицательно. Однако уже при Александре III и Николае II они были официально разрешены: считалось, что поединок способствует подъёму боевого духа и офицерской чести.

Считается, что с начала 1800 до 1917 года на дуэлях погибло до 10 тысяч человек. Но, вполне вероятно, жертв чести и условностей общества было гораздо больше…

Журнал: Загадки истории №7, Дмитрий Калюжный

Источник: https://salik.biz/articles/47536-duel-dlja-nevolnikov-chesti-kak-dvorjane-dobivalis-uvazhenija.html

Актуальные вопросы о девичьей чести

Не сразу, но я ее все-таки вспомнила. За три прошедших года девочка Людмила очень вытянулась, постройнела и, несомненно, похорошела. Была такая полненькая, круглолицая, спокойно-простодушная, гладко причесанная.

Проблема, с которой тогда приходили вместе с мамой, более чем приземленная: вдруг год назад, иногда, особенно когда заиграется с подружками или если очень устала и крепко спит — энурез, дневной или ночной. Немножко, но неприятно, конечно, ведь девочке шел уже двенадцатый год.

Урологи и нефрологи ничего своего не находили, даже невролог ничего толком не увидел, хотя, конечно, какими-то дежурными таблеточками отметился. Забрели ко мне.

Я, в отличие от невролога, предположила в гладенькой Людочке мятущуюся и весьма внушаемую (мать по случаю пожаловалась, что подружки «водят ее на веревочке») предподростковую душу.

Очень уверенно, с максимально возможной для себя суггестивностью сказала девочке, что все пройдет, ведь это (очень по-разному у всех) идет такая плановая настройка и отладка организма перед началом женского функционирования. Честно заметила, что встречала уже такие случаи и все наладилось. Кажется, тогда проблема действительно быстро решилась, но теперь Люда ее не называла, подчеркивая наше знакомство, но одновременно дипломатично обходя неромантический повод, из-за которого мы с ней когда-то познакомились.

Нынешняя Людмила была вся в бигудевых кудрях, нервических жестах, запудренных прыщах, волнении и тайне.

«Наверное, любовь», — предположила я, настраиваясь на лирическую волну.

— Не помню, не помню, — сказала, решив позабыть пока про энурез и начать с чистого листа. — Но это и не важно. Давай, рассказывай, что случилось сейчас.

— У меня все нормально и ничего не случилось, — подняла бровки девушка. — Я пришла просто с вами поговорить.

— Хорошо, — тут же согласилась я. — Тогда давай поговорим. А о чем?

— Меня вот очень волнует одна тема, — оживилась Людмила. — А с родителями и даже подружками поговорить не получается. Мы вот в школе по литературе проходим, и я еще сама в книжках читала… Девичья честь, честь девушки — она вообще есть? Или это вообще так, устаревшее уже понятие? Что вы думаете?

Если честно, то я думала приблизительно так: романтическая любовь тебе, ага, как же, дождешься! Если уж она сама в одиночку пришла к знакомому психологу и литературно-кучеряво начала речь с девичьей чести, то тут либо наличествующий секс (что более-менее нормально, хотя и рановато.

Значит, обязательно поговорить о противозачаточных средствах и о психологических преимуществах полноценного прохождения этапа платонической любви), либо уже беременность и тогда… В моей голове замелькали возможные последовательности действий и возможные реакции родителей Люды, с которыми дочери «ну никак невозможно об этом поговорить»…

Представляете, как я удивилась, когда через некоторое время обнаружилось, что у Людиного желания нет абсолютно никакого «двойного дна»! Она действительно хотела разобраться с этим странным для нее понятием, которое чуть ли не на каждой странице встречалось в классической литературе и как будто бы совсем не встречалось в жизни.

— Понимаете, ведь это, кажется, еще недавно было очень важным! — увлеченно говорила Люда, и я видела, что она действительно много и не раз думала об этом. — И это не какой-то там маленький период в истории.

Долго. Есть народные пословицы. Например «Береги платье снову, а честь — смолоду». Иногда оно было дороже самой жизни. И ведь не только для девушек. И у разных народов.

Вот я читала «Песнь о Роланде» и там…

Постепенно успокоившись насчет подростковых беременностей, я тоже увлеклась представленной мне проблемой. Я эволюционист и люблю классификации. Поэтому, пытаясь разложить по полочкам всяческие «чести», мы начали с самого начала, которое только сумели вспомнить.

Там, в начале, оказалась отнюдь не девичья, а воинская честь. Красивые истории из античности. Потом — огромный куст рыцарской чести. Честь вассала по отношению к сеньору. Сеньора — по отношению к вассалу.

Может быть, это просто ответственность за других? Нет, не сходилось, ибо даже если вокруг никого нет, честь — это что-то, все равно присущее человеку того времени, какой-то его ресурс.

Здесь же, в военном отсеке, я вспомнила о повсеместно распространенном (и вроде бы одобряемом на протяжении веков) обычае гибнуть, спасая то или иное знамя.

Мне всегда казалось, что жизнь человека, бойца, солдата всяко дороже — даже не из общегуманистических соображений, а прямо в воинском деле, но вся военная история была со мной явно не согласна.

Тут же всплыли у нас  понятия «честь полка» и «офицерская честь», ради сохранения которой то и дело стрелялись проигравшиеся в карты российские офицеры, герои русской классической литературы.

Потом мы мельком рассмотрели противоречивое понятие «воровская честь», о котором обе толком ничего не знали, кроме факта самого его существования.

Добрались наконец и до девичьей чести. Вспомнили, разумеется, «наше все», погибшее на дуэли и не написавшее еще много-много стихов и прозы ради чести своей жены. (Заодно вспомнили и автора «На смерть поэта», погибшего еще младше годами и уж и вовсе непонятно за что, но тоже как-то, по-видимому, связанного узами этой самой чести.)

  • Выписали на листочке слова и словосочетания, которые служили в языке описанием функционирования этого важнейшего, по всей видимости, понятия:
  • — обесчестил,
  • — бесчестный (отличается от «нечестного») человек
  • — пора и честь знать
  • — честь имею
  • — бесчестье
  • — выполнил с честью
  • — чествовать
  • — умер(ла), но честь сохранил(а)
  • — погиб с честью
  • — порушенная честь
  • — бесчестный поступок
  • — потерял честь
  • — честь моей страны
  • — честь класса

Получалось: честь — это нечто, имманентно присущее человеку (мужчине и женщине, молодому и старому) или группе людей. Какая-то важная составная часть личности, человечности (никакого упоминания чести у животных мы вспомнить не сумели). Ее нужно бережно хранить и опасаться потерять.

У девушки честь почему-то связана с первым половым актом или чем-то рядом. У мужчины — с общественным (преимущественно иерархическим) функционированием. С чем связана честь учебного класса или тем более страны, мы сформулировать не сумели. Потерять честь можно очень разными способами.

Потеря чести ведет к бесчестью — опасному и малопочтенному состоянию.

В античности — важно. В средневековье — очень важно. В 19-м веке — весьма важно. В своем детстве, в веке двадцатом я много слышала о «чести нашей Родины», хотя уже и не помню толком, в каком контексте это говорилось.

А сейчас?

— Вы можете вообразить себе разговор между двумя современными молодыми людьми, в котором естественно употреблялось бы слово, понятие «честь»? — спросила меня Людмила.

Я честно задумалась. Мне ничего не приходило в голову.

Потом (очень не сразу, ибо это очень далеко от меня) вспомнила:

— Спорт! Точно — в моем детстве, но, кажется, и сейчас  про спорт и спортсменов так говорят по радио и телевизору: «Наша команда отстояла честь своей страны в таком-то чемпионате».

— Да, говорят, правда, — согласилась Люда, и мы пополнили нашу копилку понятием «спортивной чести».

Но, кроме спорта, что же еще? Мы с Людой не смогли сообразить и даже немного растерялись. Получается, это важное, по цене сравнимое с жизнью понятие, абсолютно ясное для множества поколений наших предков — оно что же, теперь совсем умерло? Перестало быть нужным? Устарело? У нас больше нет чести? Или что-то появилось взамен?

Что вы думаете о происхождении, об эволюции чести, о чести сегодня, уважаемые читатели? Доводилось ли вам самим оперировать этим понятием в своей жизненной практике? Если да, то в каком контексте? Мы с Людмилой с интересом ждем ваших мнений.

Источник: https://snob.ru/go-to-comment/728138

«В какую варварскую страну ты меня послал», — как дочь Ярослава Мудрого стала королевой Франции

История Анны Ярославны, русской княжны, которая стала королевой Франции, до сих пор окутана многими тайнами.

Неизвестно, когда и где она родилась, хотела ли стать женой короля Франции, зачем после его смерти согласилась на ещё один скандальный брак, где прошли последние дни королевы.

Но, несмотря на белые пятна в биографии Анны, её судьба стала поистине удивительной, а во Франции княжну до сих пор помнят и чтут.

М.-Ж. Блондель. Генрих I и Анна Ярославна

Мудрая политика

Анна родилась в семье Ярослава Мудрого, великого князя киевского, и его второй жены Ингегерды, шведской принцессы. Сведений о том, в каком году девочка появилась на свет, не сохранилось, известно лишь, что это произошло между 1024 и 1036 годом.

Ярослав активно укреплял династические связи — вот-вот должна была начаться война с Византией, поэтому киевский князь нуждался в союзниках.

Анну было решено выдать замуж за короля Германии, однако тот отказался. Впрочем, без жениха царевна не осталась. Прослышав о красоте Анны, её руку попросил Генрих I, король Франции из династии Капетингов.

Ярослав против этого кандидата не возражал — хотя Генрих был не молод и однажды женат, киевскому князю он представлялся перспективным зятем. Франция, хоть и раздробленная феодальными междоусобицами, на политической арене того времени играла не последнюю роль.

Мрачная страна

Договорившись о браке, французы прислали за Анной посольство и увезли княжну. Отец дал за ней богатейшее приданое — золото и драгоценности — которое значительно пополнило казну страны.

М. Клодт. Отъезд княжны Анны во Францию для венчания с королем Генрихом I

По легенде, прибыв во Францию, Анна была шокирована. Она писала отцу: «В какую варварскую страну ты меня послал. Здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны». Однако дело было сделано, и в 1051 году Анна и Генрих вступили в брак.

Миниатюра. Свадьба Генриха и Анны

Короткий брак и новая попытка

Через год появился ребёнок, затем ещё трое, однако, судя по всему (Анну почти не упоминали в официальных документах того времени), брак счастливым не был. Королева, своими добродетелями вызывающая восхищение придворных и даже самого папы римского, собственному мужу была не интересна.

В 1060 году уже немолодой Генрих скончался, на трон взошел сын Анны Филипп I. Филиппу было всего восемь лет, поэтому страной управляла королева и опекун юного принца, граф Фландрский. Ещё через год, Анна вышла замуж повторно.

Жертвы ради любви

Второй брак дочери Ярослава Мудрого был весьма скандальным. Её новый муж, граф Рауль де Крепи, знатный французский дворянин, уже был женат.

Впрочем, его стремление сочетаться браком с Анной было столь велико, что досадная помеха дворянина не остановила. С точки зрения закона он стал двоежёнцем.

Королева также пожертвовала многим — ради нового мужа она бросила детей и больше не принимала участия в государственных делах.

Неизвестный художник. Анна, королева Франции

Молодожёны подверглись всеобщему порицанию, к тому же предыдущая жена графа де Крепи на поведение мужа пожаловалась церковникам. Те, после недолгого расследования, приняли меры — отлучили графа от церкви.

Анна и Рауль больше не могли появляться при дворе, королева не упоминалась в официальных актах, не видела своих детей. Чтобы искупить грех, Анна основала монастырь.

Последние дни

С графом де Крепи Анна Ярославна прожила 13 лет, до самой его смерти. Когда второй муж скончался, Анна, мешающая его многочисленным детям делить наследство, вернулась ко двору. Возможно, в те годы она совершила путешествие на родину или переехала на север Франции, в город Санлис.

Последние годы жизни королевы, как и её рождение, окутано тайной. Когда и где она умерла, доподлинно не известно. Скорее всего, она лишь на несколько лет пережила второго мужа и скончалась не позднее 1078 года.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Что ещё почитать:Дела семейные: как разводились в Древней РусиРазвлечения в Древней Руси — самые популярные игры и забавы

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a74a05057906a2d34a8acb0/5bccbefe01e1dc00aa7dfbbf

Реальная история девушки, которая вышла замуж девственницей и сильно об этом пожалела

Вот уже несколько лет на нашем форуме идет настоящее сражение между «пленочниками», призывающими девушек хранить невинность до брака, и теми, кто считает подобный подход «уродливым анахронизмом, базирующимся на мужском эгоизме». Одни просят «немедленно закрыть портал в Средневековье», а другие доказывают, что невесты-девственницы, как и многие века назад, высоко котируются на брачном рынке. Woman.ru анализирует аргументы «за» и «против».

Самые расчетливые и смелые девушки сегодня не прочь продать свою невинность. Таких среди наших читательниц вроде бы нет.

Зато тех, кто уверен в том, что нужно беречь себя для законного супруга, хватает (как правило, именно эту позицию озвучивают и невесть как оказавшиеся на Woman.ru мужчины). Однако и у них находятся оппоненты.

«Если у вас нет ума, мудрости, красоты и женственности, то остается хранить только девственность», — заявляют они.

Читайте также:  Казаки на филиппинах: как они сюда попали

Чтобы разобраться во всех плюсах и минусах подобного решения, мы решили пообщаться с реальной девушкой из провинции, которая рассталась с девственностью в первую брачную ночь.

Рассказ нашей героини комментируют эксперты соответствующего профиля — сексолог и психолог, а иллюстрируют меткие цитаты, взятые на нашем форуме.

Передаем слово той, что согласилась побеседовать с редактором на условиях полной анонимности.

Мама сказала: «Только после свадьбы»

«Мы поженились в декабре. Платье у меня было такое, как мечталось, — белоснежное, длинное, не слишком пышное, а от фаты я сознательно отказалась, мол, что за предрассудки, обойдусь.

Хотя в свои 22 могла надеть этот символ чистоты с полным правом — после бракосочетания нас ждала самая настоящая первая брачная ночь. Я выходила замуж девственницей, о чем впоследствии… пожалела.

Было бы очень просто объяснить этот сознательный выбор религиозными убеждениями, но на самом деле я слушалась маму», — вспоминает наша героиня.

И она не одинока! Наказы строгих родителей (или матери) часто фигурируют в подобных историях. Порой обиженные парни шантажируют своих бывших возлюбленных, обещая рассказать их родным о начале сексуальной жизни до брака. И нет угрозы страшнее. «Они меня убьют», — вот типичная фраза, описывающая такую ситуацию.

«Установка о том, что нужно беречь девичью честь для мужа и не позорить семью, транслировалась при каждом удобном и неудобном случае с тех пор, как мне исполнилось 11.

Даже во время просмотра любимого сериала по вечерам матери было не лень отвлечься от захватывающего сюжета, чтобы вновь выступить на эту деликатную тему, приведя в пример экранных героинь.

Мне кажется, что она и жениха моего, удивительно быстро дозревшего до предложения руки и сердца, одобрила, лишь бы только мы не начали жить в грехе, хотя было заметно, что он ей не по душе.

Боялась ли я маму? Нет, совсем нет. Скорее, мне было ее жаль — трудно растить ребенка одной. Родители со скандалом расстались, когда мне было всего три года.

Отец решил вычеркнуть из своей жизни и бывшую жену, и такую же «бывшую» дочь.

Было ощущение, что он развелся с нами обеими и не горел желанием помогать материально: из принципиальных соображений устраивался на работу, где большую часть зарплаты выдавали в конверте.

Очень долгое время я наивно думала, что настроение мамы напрямую зависит от моего поведения (оно должно было быть примерным) и успехов в учебе в школе и ВУЗе (четверка в нашем доме считалась плохой оценкой).

Поэтому я чувствовала себя виноватой каждый раз, когда по каким-то причинам не соответствовала ее высоким стандартам. Чувство вины — благодатная почва, на которой можно вырастить все что угодно. Лично у меня выросло желание сделать так, как велит мать, и расстаться с девственностью в законном браке.

Что в этом плохого, ведь она желала своему ребенку только добра!» — делится героиня, родившаяся за тысячу километров от столицы.

Геолокация действительно имеет значение. Вот мнение жительницы курортного города на юге России, где все друг друга знают. «У нас именно девушкам положено выходить замуж девственницами. Перспективные парни женятся только на не гулящих, с хорошей репутацией. Например, заметят где-нибудь ночью в клубе в состоянии алкогольного опьянения или с сигаретой — и все, ты уже не хорошая».

«Не буду описывать саму свадьбу (если вы видели фильм «Горько», то наше торжество было из этой серии). К счастью, ночью мы уже не напоминали молодоженов-героев анекдота, которые до утра считали подаренные гостями деньги, а занимались тем, чем и должны заниматься жених с невестой — тестировали на прочность кровать.

Впрочем, романтику порядком подпортил быт.

Что-то ни в одном эротическом произведении, где действие разворачивалось не в Средневековье, не было ни слова о том, что героине пришлось среди ночи менять постельное белье! А потом плестись в ванную с простыней, застирывать пятно крови холодной водой мгновенно замерзшими пальцами (так получилось, что стиральную машинку-автомат мы только планировали купить) и привлекать новобрачного мужа к отжиму и развешиванию. Да, в какой-то момент было больно. Особенно от осознания того, что, собственно, дефлорация, которой предавалось такое сакральное значение, заняла пару мгновений и вообще разочаровала», — откровенничает наша героиня.

«Стереотипы приписывают мужчине роль завоевателя и оплодотворителя, а женщине — роль товара, который предназначен только для одного мужчины», — считает Анастасия Филиппова, психолог, сексолог, секс-коуч центра семейного и сексуального образования Secrets. Однако у этого бесценного «лота» имеется срок годности.

«А если достойный кандидат встретится вам в 40?» — живо интересуются пользовательницы форума и делятся личным опытом. «Мне 29. Начала встречаться с мужчиной, дошло дело до постели.

Разделись уже, я ему на ушко сказала, что девственница. Подпрыгнул как уж на сковородке. Пулей надел трусы.

Потом сказал, что брать на себя ответственность не хочет, и намекнул, что странно быть в таком возрасте девственницей», — пожаловалась одна из наших читательниц.

«Не могу сказать, что и мой новоиспеченный супруг как-то особенно впечатлился, получив «самое ценное, что есть у девушки». Он вообще не придал особого значения этой интимной детали. Ну, было и прошло», — продолжает наша героиня.

«Брат в 27 лет женился на девственнице. Она ему весь мозг вынесла этим «подарком». Как человек она хорошая, вся наша семья ее очень любит.

Но зудит и зудит, что берегла себя для него, и он теперь по гроб жизни обязан ей всем за это.

Так что, выходит, для мужчины девственность жены — тяжелое бремя! Брату, кстати, совсем это было неважно и «подарком» он невинность не считал», — рассказывает еще одна пользовательница форума.

Далеко не все мужчины такие. Некоторые с пеной у рта доказывают, что потерявшие девственность до брака — сплошь женщины с пониженной социальной ответственностью, люди второго сорта. А жениться надо только на «чистых» девушках. Хотите знать, что стоит за этими требованиями?

«Это могут быть непереработанные страхи, что тебя будут сравнивать с другими, и неуверенность в себе. Некоторые хотят самоутвердиться, или в зрелом возрасте нагнать то, что не успели в юности. Когда ровесники уже начали, а они — нет. Есть и биологическая причина. Женщина, рожая ребенка, точно знает, что он ее. А вот мужчина — не всегда.

Поэтому у некоторых проявляется повышенная настороженность. Так бывает, особенно, если мужчина уже сталкивался в своей жизни с вероломным обманом. Так или иначе, им нужно учиться строить отношения, любить, а не пытаться получить полис КАСКО через девственную плеву», — считает наш постоянный эксперт, сексолог Евгений Кульгавчук.

Кот в мешке

«Несмотря на то, что я действительно хотела, чтобы муж у меня был первый и единственный, наша совместная жизнь не задалась. Одну из серьезных пробоин в семейной лодке проделало несовпадение темпераментов. Мы довольно долго пытались сложить слово «интим» из кусочков абсолютно разных пазлов (представьте, что одна деталька с изображением ласты тюленя, а вторая — с патефонной иглой). Увы, ничего хорошего из этой затеи не вышло. Если бы я только знала, что такое случается, я бы ни за что не согласилась выйти замуж. Грустно, когда тебе всего 23, мужу на 7 лет больше, а ты уже понимаешь, что за анекдотом о том, что Новый год бывает чаще, чем секс, может стоять реальная история», — признается разочаровавшаяся в браке девушка.

«Вот представьте, вы вышли замуж, первая брачная ночь, повезло — у мужа даже член большой оказался. Но плохо вам с ним. Нет страсти, не нравится вам, как он вас трогает и ласкает, и двигается он не так, и слова вам говорит не те во время секса. Все не так! Ощущений ноль, хочется его сбросить с себя и уйти. И что вы будете делать тогда?» — рассуждает одна из посетительниц форума.

Сексолог Анастасия Филиппова вообще считает, что для девушек отсутствие половой жизни до заключения брака может обернуться настоящей трагедией. «Лишаясь возможности вступить в интимные отношения с будущим мужем, женщина может очень сильно прогадать.

Во-первых, партнеры могут просто не подойти друг другу анатомически. Во-вторых, новоиспеченный муж может попросту оказаться неумелым или невнимательным любовником. В-третьих, запах партнера во время секса может сильно отличаться от запаха в обычной жизни.

Так, например, природный запах гениталий одного мужчины может быть неприятен, а от другого будет сносить крышу. Ну и самое главное, всем нужно вспомнить неудачный брак одной из героинь сериала “Секс в большом городе” — Шарлотты, у любимого и прекрасного мужа которой были проблемы с потенцией.

А выходя замуж невинной, девушка фактически получает кота в мешке», — предупреждает наш эксперт.

Большая маленькая ложь

«Только после развода я рискнула спросить маму, почему ей было так важно, чтобы я сохранила девственность до брака. Тяжелый разговор измотал обеим душу, но многое прояснил.

Оказывается, она решила, что называется, подстелить соломки, потому что в подростковом возрасте стала жертвой домашнего насилия со стороны отчима.

Отцу моему она об этом никогда не рассказывала (да и своей матери тоже, потому что стыдно!), а он так не смог поверить в ее «я до тебя ни с кем не встречалась».

Более того, папа сильно сомневался и в том, что я его дочь, хотя для того, чтобы убедиться в этом, ему достаточно было посмотреться в зеркало. С тех пор я дала себе зарок (к сексуальной жизни никакого отношения не имеющий, но очень полезный) — не бояться задавать уточняющие вопросы ни при каких обстоятельствах, чтобы не портить жизнь недомолвками», — заканчивает свой рассказ наша героиня.

Мы же хотим завершить этот материал еще одной форумной цитатой: «Люди, обсуждающие эту тему! Вы все сошли с ума. Выходят замуж и женятся по любви. А не благодаря наличию или отсутствию сексуального опыта до брака». Вы согласны?

Источник: http://www.woman.ru/psycho/real-stories/article/223590/

«Ты родилася крестьянкой, завтра будешь госпожа»

«Ты родилася крестьянкой, завтра будешь госпожа»

В сословном обществе не могли не возникать ситуации, когда представители разных социальных слоев оказывались настолько захвачены любовным влечением, что вступали в брак, перешагнув через предрассудки. Мезальянс в России второй половины XVIII столетия нельзя назвать частым, но из ряда вон выходящим он тоже не являлся.

Конечно, дворянское общество решительно осуждало подобные вольности. Особенно категоричны бывали дамы. Рассуждая о равенстве, адмирал П. В. Чичагов замечал: «Вопреки всем усилиям остроумнейших водевилистов ввести в моду неравные браки, на них постоянно смотрят как на нестерпимое неприличие.

Женится ли человек известного круга на актрисе или на женщине ниже своего сословия, как бы она ни была хороша собой, воспитана, добродетельна, умна и безукоризненного поведения, ее никогда не примут в то общество, к которому принадлежит ее муж.

Женщины, к какому бы званию они ни принадлежали, с величайшим отвращением избегают соприкосновения с женщинами, которых почитают ниже себя»[465].

Адмирал несколько сгущал краски. Русским дамам приходилось терпеть в своем кругу и купеческих дочек, вышедших за представителей лучших фамилий, и иностранок отнюдь не благородного происхождения, которых молодые офицеры, обучавшиеся за границей, привозили с собой.

Если мужчина-дворянин женился на неровне, это еще было полбеды. Браком он поднимал женщину до своего уровня. Однако если оступалась дама, выйдя замуж за человека низкого происхождения, к ее проступку относились куда строже.

Считалось, что она уронила себя в грязь, родные прекращали с ней всяческие сношения, и бедняжка как бы умирала для света.

Янькова вспоминала: «К чести моего времени скажу, что тогда подобные случаи бывали за редкость и неравные браки не бывали так часты, как теперь. Каждый жил в своем кругу, имел общение с людьми, равными себе по рождению и по воспитанию, и не братался со встречным и поперечным».

Далее мемуаристка приводит печальную историю одной из своих родственниц: «Третья жена дядюшки Ростислава Евграфовича, урожденная княжна Гагарина, Александра Ивановна, была прекрасная собой. Оставшись после мужа молодой вдовой, она влюбилась в учителя своих падчериц — из духовного звания и сделала непростительную глупость: вышла за него замуж.

Он был человек очень грубый, и она дорого поплатилась за свое увлечение: муж ее запер почти безвыходно дома, и она грустно дожила свой век взаперти, удаленная от своих родных, которые, разумеется, осуждали ее за безрассудство и к ней не езжали, а к ним ее муж не пускал, и так она умерла, забытая ото всех, претерпевшая от грубого семинариста самое жестокое обращение, потому что он был и скуп, и, говорят, бедную жену свою нередко бивал. Домишко их был в Георгиевском переулке, близ Спиридоновки — маленький, деревянный, в три окна, и ворота всегда на запоре. Бывало, едешь мимо, посмотришь и подумаешь: каково это бедной Александре Ивановне после довольства и изобилия, после житья в палатах и в кругу знатных родных и друзей томиться в такой лачуге? Да, вот что значит, как поддашься влечению безрассудной страсти!»[466]

Без одобрения родня встречала также и браки титулованных аристократок с представителями среднего дворянства. Однако если дама оказывалась достаточно решительной, она поступала так, как считала нужным. Примером тому служит второй брак княгини Прасковьи Юрьевны Гагариной, свояченицы героини предыдущего сюжета.

Читайте также:  Чем опасны ножи: главные суеверия на руси

«При жизни первого супруга по положению и богатству Прасковья Юрьевна принадлежала к высшему кругу петербургского общества, — писала о ней Сабанеева.

 — В молодости она бывала при дворе императрицы Екатерины… После смерти первого супруга княгиня Гагарина осталась вдовою с большой семьей на руках и с крупным, но расстроенным состоянием… Тогда на пути ее жизни встретился человек, который принял в ней и в ее делах большое участие: это был Петр Алексеевич Кологривов.

Он помог распутать какой-то процесс по имению покойного князя Гагарина, затем несколько лет спустя сделался вторым супругом княгини Прасковьи Юрьевны… Старшие дочери ее были тогда уже замужем и неблагосклонно смотрели на отчима; несмотря на это между супругами Кологривовыми была полнейшая гармония»[467].

Совсем иначе дело обстояло, когда мужчина высокого происхождения женился на женщине ниже себя. Если за ней давалось большое приданое, на мезальянс закрывали глаза и родные, и дворянское общество, и императрица. Так дочери богатых купцов и промышленников попадали в аристократическое окружение. Напомним, дочерью поволжского купца Сурмина была мать княгини Е. Р.

 Дашковой. В елизаветинскую эпоху, тихомолком поминая происхождение самой государыни, на подобные союзы смотрели весьма просто. Но и в дальнейшем преград им не ставили. Так, статс-секретарь Екатерины II, публицист, писатель и философ Г. В. Козицкий женился в 1773 году на дочери уральского горнозаводчика Ивана Мясникова — Екатерине.

Ее отец, унаследовав громадное состояние заводчиков братьев Твердышевых, оставил каждой из четырех дочерей по два завода и по 19 тысяч крепостных, что сделало их завидными невестами.

Несмотря на незнатное происхождение, девушки составили приличные партии с представителями родов Бекетовых, Пашковых, Дурасовых, а через браки детей осколки Мясниковского богатства достались родам Бибиковых, Балашовых, князей Долгоруких, Белосельских, Васильчиковых, Трубецких, графов Левашовых, Толстых, Закревских, Лаваль.

Сама Екатерина Ивановна Козицкая, благодаря уму и врожденному такту, сумела добиться положения в свете. Рано овдовев, она дала дочерям хорошее образование и удачно выдала их замуж. Княгиня Белосельская и графиня Лаваль играли в высшем обществе конца XVIII — начала XIX века заметную роль, их мать держала открытый дом в Петербурге.

Вращаясь в дипломатических салонах своих родственников, французского эмигранта графа Лаваля и австрийского посла графа Лебцельтерна, старушка Козицкая бойко вела беседы с дипломатами, прибегая к помощи внучек-переводчиц. Сама она разговаривала только по-русски и называла себя дочерью «простого мужика»[468].

Но самым громким мезальянсом века был, конечно, брак графа Н. П. Шереметева со своей крепостной актрисой П. И. Ковалевой-Жемчуговой. Он состоялся в ноябре 1801 года в Москве и венчал собой почти два десятилетия «греховной» связи. Менее чем через полтора года 34-летняя Прасковья Ивановна скончалась, а в 1809 году в мир иной отошел и граф Шереметев, оставив сиротой их шестилетнего сына.

Великая актриса родилась в 1768 году в семье крепостного кузнеца, от которого унаследовала фамильную болезнь — туберкулез позвоночника. Ее отец был горбат, из-за чего первая фамилия девочки была Горбунова. Иногда, впрочем, ее именовали и Кузнецовой.

В театре Прасковья Ивановна получила «благозвучную» сценическую фамилию Жемчугова, поскольку все шереметевские актеры носили фамилии в честь драгоценных камней: Гранатова, Алмазова, Яхонтова и др. Перед самым замужеством граф придумал для возлюбленной родословную легенду, по которой она происходила из обедневшей польской шляхты.

В брачном свидетельстве Прасковья Ивановна расписалась фамилией Ковалевская. Но вряд ли эта мелодраматическая версия могла кого-то обмануть. Николай Петрович всего лишь соблюл формальность, дабы не оскорбить общество. Однако он не решился венчаться открыто.

Обряд был тайным, в церкви Симеона Столпника на Поварской, на нем присутствовали только два свидетеля — архитектор Джакомо Кваренги и подруга невесты крепостная балерина Шлыкова-Гранатова.

Прасковья Ивановна очень рано была вырвана из крестьянской среды и попала на обучение в школу для театральных актеров.

В 1773 году молодой Шереметев, только что вернувшийся из заграничного путешествия, впервые увидел свою будущую супругу пятилетним ребенком и сразу оценил ее голос.

Позднее он писал, что «прилагал старания о воспитании ее и, не зная еще о душевных предчувствиях, думал более об усовершенствовании ее к театру»[469]. Воспитание и образование будущих исполнителей были поставлены у Шереметевых на профессиональную основу.

В качестве наставников приглашались русские и иностранные актеры, музыканты и певцы. Детей учили грамоте, иностранным языкам и хорошим манерам. Благодаря этому Прасковья Ивановна умела держать себя не хуже светской дамы. А природная скромность и большой такт делали ее общество особенно приятным.

В 1779 году Жемчугова впервые появилась на сцене, а уже в следующем году 12-летней девочкой исполняла главную роль. Вопреки распространенной легенде, Прасковья Ивановна никогда не была красавицей, во всяком случае ни современники, ни даже муж ее таковой не считали. Хрупкая, болезненная, бледная, она привлекала к себе в первую очередь силой своего таланта.

Позднее Николай Петрович писал, что он «долгое время наблюдал свойства и качества ее и нашел украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность, нашел в ней привязанность ко святой вере и усерднейшее богопочитание. Сии качества пленили меня больше, нежели красота ее, ибо они сильнее всех прелестей и чрезвычайно редки»[470].

Прасковья Ивановна действительно была глубоко верующим человеком, и ей непросто было оказаться в числе наложниц барина. Впоследствии она тяжело переживала долгую совместную жизнь в грехе.

Вероятно, Николай Петрович заметил, что Параша подросла и волнует его уже не только чистотой голоса, после того как ее посватали за Ивана, сына графского лесника Егора Вешнякова. Родители ударили по рукам, но барин не дал разрешения на брак.

Отголосок тех событий сохранился в народной песне, сочинение которой приписывается Жемчуговой:

  • — Не тебя ли, моя радость,
  • Егор за сына просил?
  • Он тебя совсем не стоит,
  • Не к тому ты рождена.
  • Ты родилася крестьянкой,
  • Завтра будешь госпожа.

Предложение, конечно, лестное. Но в глубине души героиня песни вздыхает:

Хоть хочу быть госпожою,

Да Ванюшу очень жаль.

Выбирая любовниц из круга крепостных актрис, молодой Шереметев завел обычай оставлять у очередной избранницы платок, чтобы ночью прийти за ним.

Около 1781 года одной из таких избранниц стала и 13-летняя Параша, но еще несколько лет граф делил свое внимание между подрастающей звездой и певицей Анной Буяновой-Изумрудовой.

Прошло немало времени, прежде чем Жемчугова стала единственной, полностью захватив душу своего хозяина.

В 1788 году, после смерти отца, старого графа П. Б. Шереметева, Николай Петрович, которому исполнилось 37 лет, начал открыто жить с Прасковьей Ивановной, специально построив для нее небольшой домик в парке Кусково.

К этому времени в московском обществе уже пошли пересуды о странной паре. Считалось вполне естественным, что граф имел крепостных любовниц, однако ему давно пора было жениться на женщине своего круга и продлить род.

То, что Шереметев медлил со столь важным шагом, не вызывало одобрения. Причину видели в чрезмерном увлечении актрисой, из-за которой граф пренебрегал семейными обязанностями. Такое поведение было неприличным.

Однако великолепные праздники и театральные представления в Кускове и Останкине, где собиралась вся благородная Москва, смягчали ропот недоброжелательства.

После воцарения Павла I Шереметев, как друг детства императора, попал в особую милость. В 1797 году он был назначен обер-гофмаршалом двора и вынужден переехать в Петербург. Вместе с ним отправилась и Жемчугова. Это было тяжелое время для влюбленных.

Николай Петрович — меценат и артистическая натура — не имел данных для управления двором. Прасковья Ивановна не могла существовать без сцены.

Тем не менее им пришлось оставить милое Останкино, где граф построил для возлюбленной целый театр-дворец, достойный ее таланта.

В столичном доме на Фонтанке Жемчугова занимала половину покоев. Она не могла являться ко двору, не участвовала в светских развлечениях.

Другом последних лет жизни Прасковьи Ивановны стал пожилой итальянский архитектор Кваренги, с которым она много беседовала об искусстве.

Павел I, навещая дом Шереметева, оказывал его возлюбленной знаки внимания, удостаивал ее разговорами. Но двойственность, незаконность собственного положения мучила молодую женщину.

Сырой климат Петербурга не пошел актрисе на пользу. Обострилась врожденная чахотка. Здесь она начала кашлять кровью. Прасковья Ивановна восприняла случившееся как кару свыше. Она заказала себе перстень-печатку с гравировкой: «Наказуя, наказуй мя, Господи, смерти же не предаде».

Некоторое время единственной отдушиной для Жемчуговой были домашние концерты, но вскоре врачи запретили ей петь. Незадолго до гибели Павла I Николай Петрович подал в отставку с поста обер-гофмаршала, ему претила жизнь при дворе, он не хотел «метаться при празднествах и столах».

А главное — граф решился на трудный шаг — соединиться узами брака с женщиной, которую любил уже 20 лет. Прасковья Ивановна получила вольную, а также выдуманную родословную.

Однако оставалось еще препятствие. Граф должен был получить разрешение от императора — своего рода признание законности союза и гарантию, что при наследовании титула и состояния не возникнет трудностей. Во время коронационных торжеств в Москве Николай Петрович устроил для молодого Александра I роскошный праздник в Кускове, где и было дано согласие монарха.

Поскольку венчание состоялось тайно, внешне жизнь супругов Шереметевых не изменилась. Слабевшей с каждым днем от чахотки Прасковье Ивановне предстояли трудные роды.

Незадолго до них она составила завещание, по которому все свои деньги отдавала на строительство в Москве странноприимного дома и больницы. В феврале 1803 года у графини Шереметевой родился сын Дмитрий, а через три недели после этого Прасковья Ивановна угасла.

Николай Петрович оповестил родных и дворянское общество Москвы о трех событиях сразу: своей женитьбе на бывшей крепостной, рождении у них наследника и смерти супруги. Известие вызвало много пересудов, но в целом уже не заключало в себе тайны. О многом свет догадывался.

Графа осуждали, умершую жалели с оттенком снисхождения и непонимания, вздыхали об участи ребенка. Мальчика воспитала преданная подруга покойной Татьяна Шлыкова-Гранатова.

Немногие знают, что Жемчугова была не единственной актрисой, вышедшей замуж за представителя аристократической фамилии и получившей титул. Знаменитая исполнительница трагических ролей Екатерина Семенова, воспетая А. С. Пушкиным, также в прошлом крепостная, стала княгиней Гагариной.

Но на этом сходство ее судьбы с участью Прасковьи Шереметевой заканчивается. Прежде всего она обладала сильным, властным характером. Ее некрасивое волевое лицо на портретах несет отпечаток энергии и деловой хватки. Ничего поэтичного, возвышенного, отмеченного предчувствием ранней смерти.

Эта женщина пришла в мир, чтобы бороться и утверждать свой талант.

Семенова родилась в 1786 году и была побочной дочерью одного из преподавателей Кадетского корпуса Семена Жданова от его крепостной девушки. Еще в детстве она получила вольную и поступила на обучение в Театральную школу в Петербурге.

Образование будущих актеров было здесь поставлено не в пример хуже, чем в крепостной школе Шереметевых, и Семенову уже в зрелые годы критики упрекали в невежестве. Подняться на недосягаемую высоту ей помог сильный природный талант, почти не обработанный учителями.

Современники вспоминали, что она не играла, а проживала на сцене свои роли, поддаваясь порывам вдохновения, там же, где требовались выучка и техника, Екатерина Семеновна выглядела бледно. Она дебютировала в 1803 году в комедии «Нанина» и сразу обратила на себя внимание тогдашних знатоков искусства.

В молодой Семеновой приняли участие А. Н. Оленин, князь А. А. Шаховской, Н. И. Гнедич, которые проходили с ней роли, стараясь пополнить недостаточное образование.

Грузная и простоватая в жизни, Семенова на сцене преображалась и выглядела неотразимой. Один из критиков писал: «Самое пылкое воображение живописца не могло бы придумать прекраснейшего идеала женской красоты для трагических ролей; и при этом голос чистый, звучный, приятный, при малейшем одушевлении страстей потрясающий все фибры человеческого сердца»[471].

Рано избалованная вниманием публики, Семенова знала себе цену. Тщеславная, капризная, не чуждая сценических интриг, она держалась как настоящая прима. Спорила с дирекцией, в случае неудовольствия ездила жаловаться столичному генерал-губернатору М. А. Милорадовичу. П. А.

 Катенин, позволивший себе освистать одну из ее учениц, услышал от генерал-губернатора: «Наша первая актриса Семенова не желает более являться на сцену, если вы останетесь судьей ее представлений, а это было бы большое лишение для публики, и потому я вас прошу не ездить в театр, когда будет играть госпожа Семенова»[472].

Приведенные слова были сказаны не просто поэту и драматургу, а гвардейскому полковнику, который на социальной лестнице стоял гораздо выше Семеновой. Однако популярность актрисы поменяла их местами.

Екатерина Семеновна отдала театру 23 года жизни. Многие знатные лица протежировали ей, но из круга поклонников — блестящих и богатых — актриса выбрала князя И. А. Гагарина, который стал ее покровителем. В 1826 году она оставила сцену, а еще через два года давний друг и меценат решил жениться на обожаемом идоле.

Считается, что Семенова вступила в брак по расчету. Тем не менее супруги прожили 15 лет в согласии, имели сына и трех дочерей. Бывшая прима именовалась княгиней, ее дети получили княжеский титул, дом в Петербурге был открыт для тогдашнего литературного бомонда и людей искусства. У Гагариной бывали А. С. Пушкин, М. П. Погодин, С. Т.

 Аксаков, Н. И. Надеждин и др.

Следующая глава

Источник: https://history.wikireading.ru/132670

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector