Как проходили именины на руси

Как проходили именины на Руси
Добрый день, уважаемый посетитель. В этом посте я продолжаю начатую ранее тему о празднованиии именин. Предлагаю для начала отправиться в прошлое и вспомнить забытые традиции, а именно, как праздновали  именины наши предки.Знаете ли вы, что в старину на Руси день ангела считали более важным, чем день рождения?

В различных летописях описывается, что     до ХVII века на Руси день именин  отмечался молитвой и причастием в Храме. Потом к церковным обрядам прибавились еще и домашние. 

Как проходили именины на РусиУтро  именинника  по-прежнему  начиналось с похода в церковь, куда он отправлялся  вместе с родными.  Там он  причащался, ставил свечи, прикладывался к иконе   своего небесного покровителя,  а родственники  заказывали молебен за  его здравие

Накануне праздника  семья  виновника торжества варила пиво, пекла ему  калачи, караваи. Вот откуда, оказывается, пошло « … испекли мы каравай….»

Днем именинные пироги разносились друзьям и родственникам  прямо по домам.    Пирогу по возможности придавали оригинальную форму: овала, восьмигранника, вытянутого прямоугольника. Несладкий пирог делали закрытым, сладкий — полузакрытым. На пироге писали имя именинника.

 Начинка и величина пирога имели особый смысл. Величиной присылаемого пирога измерялась знатность и уважаемость человека, которому посылался пирог. Крестному отцу и матери в знак особого уважения  обычно посылали сладкие пироги.

В некоторых регионах   вместо пирогов родным рассылали большие сдобные булки без начинки, сверху утыканные изюмом. В каждый дом приносили по одному такому пирогу-имениннику.

Пирог служил своеобразным приглашением на именины. Принесший пироги ставил их на стол и говорил: «Именинник приказал кланяться пирогами и просил хлеба кушать».

Как проходили именины на РусиВечером приглашенные  собирались    в доме именинника, там    устраивался праздничный ужин с песнями и танцами.

 В старину говорили в народе: «Без блина — не масленица, без пирога — не именинник». Именинные пироги могли   быть   мясные, с картошкой, салом, грибами, ягодами, но лучшей начинкой для пирогов считалась свежая или соленая рыба.

Украшением стола служил обязательный огромный именинный пирог с изюмом, который позже превратился в торт. Правда,  тогда свечи на него не ставились.

 Этот пирог  разламывали в разгар торжества над головой его виновника. Начинка сыпалась на именинника, а гости в это время приговаривали: «Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро».

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником.

В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире.

Народу разносились огромные именинные калачи. Иногда, чтобы выказать милость своему народу,  царь раздавал  пироги   собственноручно.

Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.   Например,  именины императрицы Александры Федоровны и вдовствующей императрицы Марии Федоровны превращались в государственные праздники.

Увы! В 1917 году все закончилось! Если в дореволюционной России традиционно отмечали не день рождения, а именины или День Ангела, то  после революции против  именин  была начата  серьезная    идеологическая борьба. И при советской власти именины превратились в день рождения.

 Обряд  крещения же был признан контрреволюционным. Его пытались заменить особым советским ритуалом,  который называли «октябрины» и  «звездины».

Суть этих обрядов заключалась в том, что новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители». Иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и прочее в том же духе.

 В 20−30-х годах празднование именин  даже подвергалось официальному гонению.

Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества еще мал, ему поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай».

Слава Богу, что мы живем в иные времена   —  в эпоху возрождения национальных и культурных  традиций. Общество повернулось  лицом к семье и  духовным ценностям.

И мы вновь поздравляем наших родных и знакомых с Днем Ангела. Так не будем же забывать об этой прекрасной, способствующей укреплению семьи  старинной традиции — праздновать именины.

Цикл статей написан с исп.. материалов духовной и этнологической литературы, а также материалов сайтов:http://supercook.ru, www.calend.ru, www.osiluan.ru, www.imeniny.ru, www.aif.ru

На этом сегодня остановимся. Но тема пока не закончена.Если она вам интересна следите за обновлениями блога.

  • Подписаться на обновления блога.
  • (Продолжение следует)
  • Начало темы о праздновании именин — здесь

Еще интересные статьи

Источник: http://holiday.mywhole.ru/prazdnovanie-imenin-zabytye-tradicii/html

Значение праздника «Именины» в славянской культуре

Именинником называют человека в день его рождения, хотя это слово произошло от слова «именины». Если вдуматься, в этом есть определенная странность. Этому существует объяснение, которое лежит в истории определенных христианских и православных традиций.

Именины, или же День Ангела, — это день того святого, который совпал с крещением ребенка.

Как проходили именины на Руси

Древние славяне, наши языческие предки, придавали имени сакральное значение. Считалось, что с его помощью враги могли навести порчу на человека, злые духи — получить власть над ним. Практиковалось имя, известное только самым близким родственникам, а «имя для всех остальных», по сути, являлось прозвищем.

С Крещением Руси традиции стали изменяться, но опыт предыдущих поколений не ушел в один момент. Имени, данном при крещении, придавали значение.

Бытовало мнение, что в этот день ребенок не только приходит к Богу, но и приобретает покровителя на небесах, из-за этого именины и называются Днем Ангела.

Соответственно, день чествования святого, имя которого носил человек, был праздничным и радостным.

Как проходили именины на Руси

Обычно в этот день виновник должен был причаститься и исповедаться. Еще одно название именин — день духовного рождения. И это накладывает определенные обязательства.

После службы в церкви гости на именины приглашались следующим оригинальным образом: по домам с утра разносились пироги, которые служили приглашением на вечерний праздник. Величина и обилие начинки соответствовали материальному благосостоянию именинника. Большой пирог был главным блюдом вечера.

Его разламывали над головой, придавая значение крошкам, сыплющимся из разлома, то же значение, что и рису, которым осыпают новобрачных: чем больше крошек, тем выше благосостояние.

Кстати, обычай дергать за уши, задувать свечи в именины — это остатки языческих ритуалов отпугивания злых духов. Октябрьская революция много изменила в жизни России. В том числе, вместо именин люди стали праздновать день рождения, однако новорожденного и по сей день называют именинником.

В России эти обычаи сейчас возрождаются, а вот в Греции сохранились сильные традиции празднования именин. Гости приходят, как правило, без приглашения, с небольшими подарками и пожеланиями долголетия и счастья. Отношение к празднику очень серьезное, так что, не поздравив грека с именинами, можно его сильно обидеть.

В давние времени на Руси отмечался еще один праздник, связанный с именинами: первое апреля — именины домового. Забавно, что именно день дурака совпадал с днем, когда чествовали домового.

Считалось, что именно первое апреля день настоящего наступления весны, и в этот день домовой просыпается.

Необходимо было оставить ему какое-нибудь угощение, чтобы показать, как домашние ждали его пробуждения, ведь по поверьям домовые — духи довольно обидчивые и с резким чувством юмора.

Источник: https://afishka31.ru/interes/goodtoknow/3739.html

Отмечали ли день рождения в Древней Руси?

С днём рождения на Руси было связано множество поверий и традиций. Славяне верили, что в этот день злые силы могут навредить имениннику, и поэтому соблюдали определённые обряды.

В больших крестьянских семьях про дни рождения попросту забывали. И неудивительно, ведь у многих было по десять и более детей.

Фактрум выяснил, отмечали ли наши далёкие предки свои дни рождения.

Как проходили именины на Руси«Новое знакомство». К. Лемох

Как такового праздника дня рождения в Древней Руси, особенно в дохристианские времена, не было. С большим размахом отмечали лишь само рождение ребёнка, на которое было принято приносить щедрые подарки.

У славян бытовало поверье, что к колыбели ребёнка после его рождения прилетают три злых духа: Кручина, Горе и Недоля, насылающие страдания и беды. И чтобы задобрить их, рядом с колыбелью ставили сладкий хлеб, блюдце с мёдом и чарку вина.

Духи набрасывались на угощения и забывали о своих злых намерениях.

Для того, чтобы духи-пакостники и дальше не вредили ребёнку, каждый год в день его рождения выставляли на стол различные сладости. Поэтому нельзя было переносить праздник на день вперёд или назад, или вовсе на другую дату, как это иногда делаем мы сейчас.

Считалось, что в таком случае пришедшие на праздник в нужную дату злые духи не получат угощения и навредят. Была и другая традиция: на день рождения пекли пирог с начинкой из яиц и гречневой каши, а после разламывали его над макушкой именинника. Этот обряд был направлен на привлечение здоровье и денег.

 Куски разломанного пирога не ели, а относили на перекрёсток дорог или отдавали беднякам.

Как изменилась традиция отмечать день рождения после Крещения Руси

С приходом христианства ситуация несколько изменилась. Детей начали крестить согласно святцам и давать им имена тех святых, с которыми они родились в один день. Получается, что и сам день рождения на Руси, и именины приходились на одну и ту же дату.

Начиная с X века на Руси отмечались лишь именины, или, по-другому, день ангела. Утром в день рождения празднующий вместе со своей семьей отправлялся в церковь на службу, где он причащался и молился перед иконой своего святого. После этого вся семья возвращалась домой и пекла множество пирогов, которые раздавались всем соседям, друзьям и знакомым.

Согласно традиции, подношение пирога считалось официальным приглашением на день рождения. Крёстным родителям именинника посылали самые большие пироги со сладкой начинкой. Когда все гости собирались, то на стол выносили большой пирог с начинкой из изюма, богато украшенный фруктами или фигурками из теста.

Позднее этот пирог превратился в праздничный торт, но свечами его в то время не украшали.

Когда начали отмечать день рождения в России

Долгое время на территории России отмечали именины, совпадающие с днём рождения. С особым размахом отмечали дни ангела монарших особ. В дни Тезоименитства цари лично угощали пирогами подданных, а для приближённых устраивались пышные пиры. Проводились в эти дни и военные парады, и различные гулянья, день рождения монарха часто объявляли официальным выходным днём.

После революции 1917 года всё круто изменилось. Большевики ввели запрет на крещение детей и справление именин, оставив лишь день рождения. История праздника сделала новый виток.

Теперь вместо христианского праздника на день рождения ребёнка устраивали «октябрины» или «звездины».

Новорожденного младенца приходили поздравить разные люди: сначала октябрёнок, потом пионер и комсомолец, член партии и почётные родители.

Однако большевикам не удалось искоренить все традиции. Ведь и по сей день мы поздравляем именинника с днём рождения и поём песенку про каравай на именины.

 Запрещённые имена: как нельзя было называть детей на Руси?

Источник: https://www.factroom.ru/kultura/otmechali-li-den-rozhdeniya-v-drevnej-rusi

СВЯТЦЫ: Как праздновать именины

Что такое именины (их ещё называются святцами)? Как праздновать именины православному христианину? Об этом Вы узнаете, прочитав статью Натальи Сухиной.

Как праздновать именины?

К нашему именинному пирогу мы приглашаем не конкретного именинника, а сразу всех. Тесновато за праздничным столом? Ничего. В тесноте, да не в обиде.

Как проходили именины на Руси

Как праздновать именины?

По тенистой аллее парка шла красавица. Нет, нет, мало ее так назвать. У нее было необыкновенное платье, надо рассказать о нем, надо постараться передать его роскошь и неповторимый шарм. Ткань платья легкая, воздушная, ее можно было принять за белую, если бы не чуть заметный розовый оттенок. Такой бывает иногда дымка июльского рассвета.

А по воздушному, легкому — крошечные бархатные листочки, даже не листочки, а целые веточки, но малюсенькие, едва приметные глазу. Платье книзу волновалось оборкой из кружева, и каждый шаг красавицы, каждый стук каблучков ее изящных туфелек об асфальт отзывался трепетом этой роскошной оборки.

А шляпка! Ах, какая была на ней шляпка! Из-под нее струились на плечи, стекали водопадом пепельные локоны. Глаза смотрели торжествующе и дерзко. Да, знаю, говорил взгляд, я сегодня обворожительна, и вам ничего не остается, как принять меня такой, какая я есть, и разделить со мной мой праздник.

Я шла ей навстречу и вдруг остановилась потрясенная, забыв, куда шла, зачем, по какому такому случаю.

— Какая красавица? — ахнула я, — ну прямо сказочная принцесса!

— Меня зовут Софья, — представилась принцесса и посмотрела на меня снизу вверх, — и у меня сегодня именины. — Поздравляю…

— Мы идем в церковь, — охотно защебетала красавица, — а потом ко мне придут Саша из пятнадцатой квартиры, Настя с Мариной, бабушка с дедушкой приедут с дачи и подарят мне роликовые коньки. Они обещали. Так и сказали, потерпи, к именинам будут.

Читайте также:  Через сколько лет байкал соединится с тихим океаном: мнения учёных

Сопровождающие принцессу лица, как выяснилось, папа с мамой, весело закивали головами, да, да, подарят, обещали.

Принцесса, колыхнув воздушной оборкой, вложив свои маленькие ладошки в крепкие родительские руки, важно пошла по аллее в сторону церкви. Да и надо было поторапливаться — уже звонили.
А мне стало немножко, совсем немножко грустно. От того, что в детстве у меня не было именин, как у пятилетней Софьи.

Формально, конечно, были, но проходили без меня, без моего участия и ведома. Где мне было знать, кто мог поведать, что у каждого есть особый день в году, не день рождения, нет, а совсем особый — день именин, когда и радость, и ликование, и трепет, и ожидание подарков, все какое-то другое, со знаком совсем непохожей ни на что радости.

Теперь-то я знаю и тоже тороплюсь, как Софья, в свой именинный Натальин день, 8 сентября, в церковь, хоть не кружевные оборки, но хочется, очень хочется надеть в этот день что-то особенное, новенькое, и гостей пригласить, и на любовь свое сердце настроить.

А в храме в этот день ну одни Натальи от грудничков в крахмальных чепчиках до согбенных старушек с клюками. Все мы сегодня одинаково радуемся, у всех нас сегодня — именины.

Конечно, совсем хорошо, как говорят на селе «по-путьнему», если день рождения и день именин совпадают. Так раньше и было. Рождался ребенок, и отец с матерью сразу углублялись в святцы. 25 января, значит, быть девочке Татьяной, а мальчику Пахомием. Если дал Бог прибавление 12 июля, тут уж и думать нечего, выбирай — или Петр, или Павел.

Самоуправства в таком серьезном деле не позволяли, понимали: здесь путаницы быть не должно, ребенку с этим именем всю жизнь жить, над ним его святой небесный покровитель с таким же, как он, именем. Тут нельзя ничего переиначивать. Но пришло время, пошли запутывать, вспомнили о своих родительских правах.

Что мне до того, что сегодня Николай Угодник? А я своего сына Владленом назову — красиво, солидно. Не по русски? Ничего, мы родители, нам решать. Потом и совсем забыли об именинных днях, да и остальные дни стали как близнецы-братья, одинаковые. Редко какой брызнет красным цветом — Октябрьский, Первое мая, а так в основном полная обезличка: зима-лето, зима-лето.

Вот тут то уж отвели душу на собственных детях, такие имена им напридумывали, с вывертами, с фантазией — имеем право…

И становятся в крещении Лады Лидиями, Эллы Верами, Русланы Иванами. Батюшка распутывает родительское клубки, приводит к общему знаменатель имя человека и имя святого его покровителя. Отныне и навеки будет у новокрещеного день именин.

Очень часто звоню своим знакомым с поздравлением:

— Ты сегодня именинница, поздравляю! .

-Ой, а я и не знала. Спасибо, что напомнила.- И тут же, испуганно: — А что я должна делать?
А должна ты, голубушка, идти в церковь. Отложить все неотложные дела, которые, как известно, никогда не переделать.

И в этот светлый день причаститься Святых Христовых Тайн, помолиться своей небесной покровительнице, будь она Пелагея, Анна, Валентина или Ирина. И должна ты дома иметь именную свою иконочку, благо их сейчас в иконных лавках — глаза разбегаются, всякие есть.

И знать житие своей покровительницы, подвиги, за которые сподобилась она особой Божьей милости — святости. Это минимум со словом «должна». Это твои обязанности.

Но есть еще и права. А права-то одно другого приятнее. Хочу приглашу гостей на именинный пирог, хочу сделаю себе в этот день долгожданный подарок, хочу сама пойду в гости к такой же имениннице. Возможны варианты, но все они с грифом «праздник». Знаю семьи, где в день именин пекут особенный пирог, который так и называется «Анастасия», «Ольга», «Владимир».

Некоторые приглашают на именинную трапезу батюшку, который окормляет их семью, некоторые ко дню именин приурочивают поездку по святым местам, так-то не собраться, а в именины сам Бог велел… Пожалуй, тем и отличается этот праздник от дня рождения, что в нем есть совершенно конкретный духовный смысл, это не просто радость, а радование… Чувствуете разницу?

Есть разница и в подарках. Мы привыкли дарить — благо сейчас широкий выбор — посуду, косметику, постельное белье. Мол, всегда, в любой семье пригодиться. Так, конечно. Но все-таки, отправляясь на именины, давайте вспомним об «особости» этого дня и зайдем в иконную лавку.

Тут уж смотри: есть хорошие именные иконки, есть крестики на цепочках на любой вкус и достаток, есть лампадки, есть прекрасные книги духовного содержания, православные видеофильмы, аудиокассеты с церковной музыкой, есть изящные сосуды для святой воды и оригинальные свечи.

Выбирайте, радуйте именинников от сердца выбранным подарком.

А детям лучше не придумаешь — именную икону. Если есть возможность — подороже, лучше заказать писаную. Сейчас это не проблема, молодые, очень способные иконописцы, если их не торопить, напишут вам икону святого Покровителя вашего чада.

У меня есть один такой знакомый, слава Богу, без работы не сидит, хотите попрошу, и для вас напишет? И пойдет по жизни ваш наследник с подаренной вами иконочкой, куда он, туда и она, рядышком, вместе, под благодатным покровом святого заступника.
На Руси издревле был замечательный обычай.

Рождался в семье ребенок, его сразу измеряли, на сколько сантиметров тянет. Пятьдесят три? А назвали как — раб Божий Василий? И вот ко дню крещения заказывают родители икону, которая называется мерная. Аккурат с человечка — пятьдесят три сантиметра.

И получал он в день крещения подарок — икону своего святого размером с него самого! Хотя зря я все говорю о таком обычае в прошедшем времени… А кто нам запрещает заказать мерную иконку сейчас? Мой знакомый иконописец, я думаю, не откажет.

Вообще, время, в которое мы живем, хорошо тем, что дает нам возможность поставить точку отсчета. До нас не было в семье традиции отмечать именины, а теперь будет.

Давайте приучим домашних к этому празднику постепенно, будем готовиться к нему заранее, с подарками, пирогом, свечами, новым платьем, обязательным посещением храма.

К хорошему человек привыкает быстро, и ваш ребенок быстренько примет это новшество, и оно станет семейной традицией. Теперь уже он понесет ее в свою семейную жизнь: у нас дома всегда так было.

А еще очень хорошо не просто читать с детьми жития их святых, а подсказывать им, что неплохо бы на них походить.

— Тебе страшно в лесу? А ведь Сергий Радонежский жил один несколько лет в дремучем лесу и не боялся. Тебя зовут Сергий, тебе нельзя бояться.

— Давай сходим к заболевшей подруге, ведь твоя святая Анастасия всегда помогала бедным и больным. Ты же хочешь быть на нее похожей?

И уж конечно, надо выучить небольшую молитовку святому и почаще обращаться к нему за помощью, советом, поддержкой. Этот навык даст добрые плоды: ребенок поймет, примет сердцем, что он не один в мире со своими проблемами и заморочками.

И если что-то ему будет трудно рассказать вам, поведает своему святому. Между ними установится самая прочная, самая надежная связь — молитвенная.
И еще: пусть сам праздник именин будет отличаться тишиной, а не разгульным весельем до упаду.

Такая тишина очень желанна каждому из нас, просто мы не всегда себе в этом признаемся. И если мы идем на взрослые именины, тоже неплохо об этом помнить.

Начать трапезу с молитвы святому, поговорить о чем-то высоком и уж, конечно, не опуститься в этот день до банального «Наливай!». Мы закладываем традицию — с нас особый спрос.

Знаю одну маму. которая каждые именины привозит своего мальчика в Троице-Сергиеву лавру. Мальчика зовут Сергий. В этот день он прикладывается к мощам преподобного Сергия и просит его о чем-то своем, потом они кормят голубей на площади перед Лаврой, набирают воду в святом источнике.

Потом десятилетний Сережа одаривает денежкой нищих. Они возвращаются домой поздно и очень устают, сил на застолье уже не остается. Но его и на другой день перенести не грех — так и делают. В ближайшее воскресенье приходят к Сергею принаряженные Настеньки, Кириллы, Дениски.

Они уже знают, как вести себя на именинах, Сережина мама научила. Зажигается лампада перед иконами, сам именинник читает коротенькую молитву своему святому: «Моли Бога о мне, Святый угодниче Божий Сергие, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей». А уж после молитвы — за стол.

Сережина мама большая мастерица печь пироги и изобретать салаты.

Каждый день в Русской Православной Церкви посвящен памяти какого-то святого. И каждый день есть у нас именинники. Наверное, надо напоминать друг Другу, если засуетимся да зазеваемся, — скоро у тебя именины, не забудь.

Что значит это «не забудь»? А то и значит, что надо, отложив кесарево, отдать Богово Богу. Надо поднять голову от земли к небу, туда, где наш покровитель, как и мы, ждет своего праздника. Отцы Церкви говорят, что в этот день существует особая молитвенная связь именинника со своим покровителем.

Так разве вправе мы эту связь нарушать? Вот и будем готовиться к светлому дню Ангела. Как? Традиционно. Ничего нового изобретать не будем. А будем шить именинные наряды. Летящие юбки с оборками и без оных, умопомрачительные блузки, костюмы как классических, так и смелых форм.

И платья, платья, платья… «Вы полагаете, все это будет носиться? Я полагаю, что все это следует шить».

Источник: Н. Сухинина. Укажите мне край, где тепло от лампад…

  • Вы узнали, как праздновать именины.
  • Как узнать дату именин
  • Мужские православные имена.
  • А В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Ю Я
  • Женские православные имена.
  • А Б В Г Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Источник: https://www.pravmir.ru/kak-prazdnovat-imeniny/

В чем разница между днем рождения, именинами и днем ангела?

День Ангела и именины – праздники, которые на слуху у каждого, но очень мало кто сегодня отмечает их должным образом. В народном сознании именины давно уже отождествляются с днем рождения. «Именинником» мы называем того, кто отмечает свое взросление на еще один год.

Дети развлекаются игрой в известную игру «Каравай», где все они поют: «На именины испекли мы каравай». Верующие, конечно, помнят, когда у них и их родных день Ангела, но зачастую ограничиваются лишь устными поздравлениями.

Тогда как еще 150 лет назад в России празднования этих дат были окружены множеством традиций, сохранившихся сегодня только в фольклорном наследии.

Что такое именины

Чтобы понять, что такое именины, сначала надо разобраться с тем, как именно давали детям крестильное имя. Теоретически у родителей был выбор, как назвать ребенка, сразу из трех дат:

  • непосредственно день рождения;
  • по традиции, т. е. давать имя на восьмой день от родов;
  • сороковой день от рождения (когда ребенка приносили в храм и крестили).
Читайте также:  Архипелаг москва: сколько островов расположено в столице

На практике обычно называли малыша по тому, какой святой праведник покровительствовал дню его крещения. Покрестили сына, например, в день Василия Великого – Василием его и называли. Считалось, что так угодно Господу, а этот день был духовным рождением нового православного человека. 

Именины – день, когда человека покрестили и определили ему духовного святого покровителя. Они на Руси почитались, отмечались с большим вниманием и почтением, а традиции отмечать день появления на свет не было.

День Ангела

Что же такое день Ангела? Хотя само по себе это понятие не ново, смысл его претерпел некоторые изменения с течением лет. Для того чтобы разобраться в вопросе, нужно понять концепцию святого покровителя. 

Считалось, что тот праведник, в день которого родился человек, будет сопровождать его всю жизнь, направляя в тяжелые моменты и оберегая от бед. Естественные для течения веков трансформации постигли и это понятие, вследствие чего святой покровитель стал в народном сознании отождествляться с ангелом-хранителем.

Однако православная Церковь имеет другой взгляд на данный вопрос. Канонически считается, что ангел-хранитель – невидимый людям духовный наставник, служащий силам добра, которого Бог назначает каждому человеку при рождении.

При этом имени нашего личного хранителя знать мы не можем, соответственно, со святым покровителем они – разные личности. 

В современности это понятие снова претерпевает изменения. Детей называют уже не по церковному календарю, а по собственному желанию. Часто имя ребенка не совпадает с покровителем дней его рождения или крещения, поскольку было выбрано совершенно бессистемно.

Мало кто из современных людей, рожденных в последние три десятка лет, знает конкретную дату, когда его крестили. Если раньше именины и день Ангела были синонимичными терминами, то сегодня отмечать память последнего можно совсем в непредсказуемую дату.

Ведь не все Татьяны родились 25 января, при этом не всем девочкам, рожденным в эту дату, дают имя Татьяна. 

Так что сегодня день Ангела – это та дата, в которую Церковь вспоминает вашего святого покровителя. При этом необязательно она совпадает с именинами.

Более того, этот праздник может быть не один в году! У многих святых, помимо личных памятных дат, есть также и соборные.

Например, мужчины, названные в честь Сергия Радонежского, могут отмечать день Ангела 8 октября (преставление), 18 июля (обретение мощей) и 6 июля (собор Владимирских святых). 

Разница между именинами и днем Ангела

Внимательно проанализировав вопрос, несложно выяснить разницу этих двух понятий. Долгое время они были тождественными. Более того, для русского человека, живущего за три века до нас, «ангел» ассоциировался с ангелом-хранителем и соборным праздником «небесных бесплотных сил», а святой покровитель был отдельной личностью. 

Но сегодня все иначе. Смысл понятий путается. Мы поздравляем человека с именинами в день его физического рождения, т. е. появления на свет. Именинами называют любую дату памяти святого покровителя. В историческом и традиционалистском контексте именины – день крещения ребенка, когда ему дают святое имя, с которым он и предстанет перед Богом.

Сегодня уместно говорить об именинах тех людей, которых назвали не бессистемно, а в соответствии со Святцами, или тех, у кого собственное и крестильное имя различается (например, Дина, ведь по Святцам ее покровительницей будет Евдокия). Те же люди, чьи имена никак не совпадают с датой крестин, отмечают день Ангела (своего покровителя). Дата эта может на несколько месяцев отставать от конкретного события (рождения ребенка). 

На практике эти понятия остаются синонимами, и мало кто понимает их разницу. 

Как праздновали именины на Руси

Традиции празднования именин сочетали в себе как бытовые обрядности, так и церковные. Посещение храма было обязательным. С самого утра именинник отправлялся в церковь, чтобы помолиться хранящему его святому и причаститься. В храм он шел не один, а с родственниками. Те заказывали молебен за здравие, также ставили свечи у иконы покровительствующего праведника.

Одной из основных бытовых традиций было приготовление караваев. Отсюда и корни у известной детской игры, упомянутой в начале статьи.

Большие пироги оригинальной формы обязательно были с начинками, а сверху украшались именем виновника торжества.

Их разносили или отсылали близким и друзьям, обязательно посещали дома крестных отца и матери. Для них были подготовлены самые большие и красивые пироги.

Как проходили именины на Руси

А вечером все приглашенные друзья и родственники собирались в доме, чтобы отпраздновать именины. Во главе стола обязательно стоял большой каравай с начинкой из изюма.

Сегодня эта традиция вылилась в обычай ставить на стол праздничный торт со свечами. Пирог разламывали над головой именинника, осыпая его изюмом. Гости говорили: «Чтобы на тебя так золото сыпалось».

Именно так желали человеку достатка в семье. 

День рождения

Традиция отмечать дату физического появления на свет возникла в Советскую эпоху. Она была попыткой властей заставить людей забыть о христианских обычаях. Каравай с начинкой из изюма трансформировался в праздничный торт.

Дни рождения государственных деятелей стали отмечаться с народным размахом (именно так, как в царской России отмечали именины государей).

Постепенно эта искусственная подмена понятий стала причиной, что сегодня многие путают день рождения с именинами, при этом не знают, как правильно их праздновать.

Но к счастью, отмечается тенденция возрождения русских обычаев, и празднование именин приобретает все большую популярность среди православных людей.

Источник: https://pravednik.info/v-chem-raznica-mezhdu-dnem-rozhdeniya-imeninami-i-dnem-angela.html

Как в старину отмечали именины в России?

В православной церкви именины называют Днём ангела. При крещении человеку присваивают имя святого, прославленного и внесённого в «Месяцеслов». Поэтому верующий празднует день ангела, т. е. день святого, по имени которого он назван. Если святой поминается не один раз в году, то выбирается дата, ближайшая ко дню рождения.

В России именины стали праздновать в 17 веке. В этот день с утра рассылали гостям именинные пироги. Пирог считался своеобразным приглашением.

Во время праздничного ужина гости подносили виновнику торжества подарки: отрезы материи, деньги, милых бумажных ангелочков. Был и такой обычай: за столом над головой именинника разламывали пирог с кашей.

Считалось, что жизнь в течение года будет счастливее, если просыплется больше каши. Чтобы удача не оставляла именинника, нужно было разбить нарочно какую-нибудь посуду, хоть рюмку.

Домашние создавали праздничную атмосферу в этот особенный день. Виновник торжества пребывал в приподнятом настроении, выражение «сияет, как именинник» сохранилось до сих пор. Ангела-хранителя почитали, в молитвах просили его о заступничестве. А какие красивые открытки с трогательными надписями получали именинники!

Обязательным блюдом на праздничном столе был именинный пирог. В народе говорили: «Без блина — не масленица, без пирога — не именинник». Начинку для пирога обычно делали из свежей или солёной рыбы.

Пекли также пироги с мясом, картошкой, грибами или ягодами. Пирогу по возможности придавали оригинальную форму: овала, восьмигранника, вытянутого прямоугольника. Несладкий пирог делали закрытым, сладкий — полузакрытым.

На пироге писали имя именинника.

После застолья гости плясали, играли в карты, пели, водили хороводы. В завершение праздника именинник, со своей стороны, иногда одаривал гостей за то, что пришли его поздравить.

Именины — красивый и добрый обычай оказать честь человеку. Прийти с поздравлениями в День ангела могли не только приглашённые. Чем больше было гостей, тем приятнее было имениннику. Духовное рождение считалось важнее телесного, поэтому день рождения часто оставался незаметным, а именины праздновались всю жизнь.

Хорошо бы возродить день именин — семейный праздник, который приносит радость и хорошее настроение в дом! А для угощения приглашённых можно приготовить именинный пирог, который иногда называют «бабушкин».

Смешайте в однородную массу пачку маргарина, 1 ложку сметаны (или кефира), 2 яйца, стакан сахара и половину чайной ложки питьевой соды (погасить уксусом).

Добавьте просеянную муку так, чтобы массу легко было размять руками. Тесто распределите по поверхности противня, оставив небольшой кусочек. Смажьте тонким слоем джема или варенья.

Оставшийся комочек теста замесите покруче и натрите его на тёрке на пирог с вареньем. Выпекайте 20 минут.

У каждого есть ангел-хранитель, помогающий преодолевать трудности. И этот ангел заслуживает, чтобы мы вспоминали и благодарили его.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/27364/

Из истории празднования именин на руси

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 26Следующая ⇒

Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. Евангелие от Луки (X, 20)

Как и многие другие культурные традиции, празднование именин последние десятилетия находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах подвергалось официальному гонению.

Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай».

Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи.

В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя.

Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником.

В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи.

Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины».

Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч.

Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Но все возвращается на круги своя, и мы вновь поздравляем наших родных и знакомых с Днем Ангела (это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; нельзя, однако, смешивать святых покровителей с Ангелами-Хранителями, посылаемыми для попечения и охранения людей). Традиционно День Ангела относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д.

В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к.

традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее сакральное число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам).

Читайте также:  «век воли не видать!»: кто так клялся на руси до уголовников

По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.

Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать «а место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.

В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека.

Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания.

Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, иризыванием благодати.

В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д.

Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени.

Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы.

Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно.

У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем.

С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию.

Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием.

В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие:

Ягве (Иегова) в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я семь, Который есмь».

По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль.

Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом.

При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования…

всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость, и в прошлом каждое христианское имя считалось святым.

Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое.

Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

В Православии сила имени считается столь значительной, что святость икон действительна лишь в том случае, если лик изображенного святого «подтвержден» написанным именем.

Почтительность к высоким именам выражалась и в том, что в православной традиции не было принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мария, в то время, как другие святые жены имели имя Мария (Марья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

В начале XX века в православном монашестве возникло характерное течение — имяславцы, которые утверждали, что в Имени Божием сокрыто богоприсутствие, сила и энергия, исходящая от Самого Господа. В краткой форме это положение выражалось словами Св.

Иоанна Кронштадтского: «Имя Божие есть Бог». В имяславии Имя становилось мостом, соединяющим небесное и земное. Проблема соотношения Имени и Сущности имеет свои корни в философии и богословии, как проблема соотношения Энергии и Сущности, которую разрабатывали еще неоплатоники, а в Средние века — Св.

Фома Аквинат и Св. Григорий Палама.

Имяславцы оказали сильное влияние на русскую философию начала века. А.Ф.Лосев в 20-х годах написал работу «Философия имени», где дал глубокий анализ «мира как имени». Лосев пишет: «В любви мы повторяем имя и взываем к любимому через имя.

В ненависти мы хулим и унижаем ненавидимое через его имя. И молимся мы и проклинаем через имена, через произнесение имени… Именем и словами создан и держится мир. Имя носит на себе каждое живое существо.

Именем и словами живут народы, сдвигаются с места миллионы людей» (досовское «имя», конечно, шире понятия «личное имя»).

В те же годы новомученик о.

Павел Флоренский развивал имяславческие идеи о том, что святые люди имели определенный склад личности и «определенную кривую жизненного пути», как носители имен, более того, как «наилучшие их выразители» («по имени — житие, а не по житию — имя»).

Силою своей благодати, святые посылают от Небесного Чертога энергию своего имени на соименных людей. Флоренский определяет имя как формообразующую силу, как «эмблему» и выражение типа личности, ее духовного и душевного строения.

Русский христианский именослов складывался веками.

Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д.

Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища.

Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику).

Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).

С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур.

Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о.

Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова.

Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлен на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди.

Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. «Маркс, Ленин, Троцкий»; Даздраперма, т.е. «Да здравствует Первомай» и т.д.).

Справедливости ради отметим, что многие канонические имена тоже вряд ли желательны для современных русских детей. Например:

мужские — ВАРАДАТ, ГОРАЗД, ЕВПРОБ, ЕКЗУПЕРАНЦИЙ, ЕПАФРОДИТ, ИАКИСХОЛ, ИСТУКАРИЙ, КАЗДОЙ, КАСТРИХИЙ, КУКША, МАРДАРИЙ, МЕДУЛА, МЕЛХИСЕДЕК, ПАВСИКАКИЙ, ПАМФАЛОН, ПАРФАГАПА, ПРИМИТИВ, САСОНИЙ, СОСИПАТР, СОССИЙ, ТИРАНН, УСФАЗАН, ФАРМУФИЙ, ХУДИОН, ХУЗДАЗАТ…;

женские — АНДРОПЕЛАГИЯ, ДЕНЕГОТИЯ, ДРОСИДА, ЕКЗУПЕРИЯ, КАЗДОЯ, МАРТИРИЯ, МАСТРИДИЯ, ПРОСКУДИЯ, СОСИПАТРА, ФЕОПИСТИЯ, ХРИСОПЛОКА, ХРИСТОДУЛА, ЯЗДУНДОКТА и другие.

Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о.Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д.

Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

Каждой дате месяцеслова соответствует празднование памяти тех или иных святых. Основание выбора даты могут быть различными: день кончины, канонизации, обретения мощей, посвящения храма и проч. Иногда это обстоятельство уточнено в месяцеслове и соответственно — в настоящем справочнике.

Формирование месяцеслова, начавшееся с первых веков христианства, продолжается и доныне канонизационными актами Православной Церкви, которые также учтены.

Каноническое написание имен иногда подвергалось исправлению. Самые значительные исправления произошли во время реформы патриарха Никона в 1670-х годах. Бедный Никон тогда так увлекся реформами, что даже объявил «Священство выше Царства», на чем и погорел — ну, кому же из русских царей может понравиться такая глупость?

Далее на странице:

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Источник: https://mykonspekts.ru/1-119531.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector