Как венгры прошли через русь: что говорят об этом венгерские предания

История нетюркского племени, считавшего себя потомками Атиллы. Часть 1

Ярослав Пилипчук продолжает цикл статей, посвященных ключевым этапам тюркской истории. Сегодня «Реальное время» публикует первую часть заметок украинского историка о венгерских племенах, которые относили себя к потомкам гуннов и чья прародина находилась между Волгой и Уралом.

Одним из интереснейших вопросов истории Европы является военная история венгров в эпоху Обретения Родины. Походы венгров на европейские страны достаточно хорошо исследованы венгерскими ученными (А. Барта, Д. Кришто, И. Зимони, П.

Энгел, Л. Маккиа, Ш. Тот). Среди невенгерских ученных эту проблему исследовали В. Спиней и В. Шушарин, Ч. Боулус.

Пример венгров во многом уникален, поскольку они были единственным из известных финно-угорских народов, который был кочевым.

Луитпранд Кремонский сообщал, что Арнульф использовал венгров против мораван. Он приписывал немецкому правителю то, что он выпустил из-за стены нечистые народы, к числу которых он и причислял венгров. В Сенкт-Галленских анналах под 892 г. сказано, что венгры воевали против мораван. В этих же анналах под 863 г. сообщалось, что нападению подверглись христиане.

Под 888—889 г. сообщалось о первом нападении агарян на христиан. Под наименованием агаряне упоминались венгры. По первому Сенкт-Галленскому продолжению Аламанских анналов под 863 г. упоминались гунны. В Бертинских анналах отмечалось, что венгры пришли в Австрию, когда между Людовиком и Карломаном была усобица. В Больших Зальцбургских анналах в 881 г.

отмечена первая война с венграми под Венией (Веной) и вторая война с коварами при Кульмите. Венгры взяли Вену. Появление венгров и каваров до «Обретения Родины» в Паннонии, вероятно, связано с тем, что князь Великой Моравии нанимал их в свое войско для войны с франками. В 862 г. в Бертинских анналах указывалось, что унгры разорили королевство Людовика.

Привести венгров против франков должен был великоморавский князь Ростислав. Под 863 г. в Вейнгартенских анналах упоминалось о нападении гуннов на христиан. В Вюрцбурских анналах сообщалось, что в 870 г. гунны, они же венгры, приняли христианство. Ламперт Герсфельдский под 893 г. сообщал о битве венгров с баварцами.

Видукинд Корвейский называл венгров аварами и считал, что Карл Великий изгнал их и построил вал, который при Арнульфе был разрушен. Приход венгров был приписан инициативе славян. Аварами считал венгров Титмар Мерзебургский. Инициатива использования венгров против христиан приписана Святополку в 894 г.

Указывалось, что на протяжении нескольких лет мораване заключали с венграми союз по языческому обряду. Под 892 г. в Фульдских анналах сказано, что король Арнульф пользовался помощью венгров в войне с мораванами. Регинон Прюмский сообщал, что венгры были изгнаны со своих земель печенегами в 889 г. По Старшим Альтаихским анналам сообщалось, что в 889 г.

венгры переселились из Скифии. Оттон Фрайзингенский сообщал о изгнании венгров печенегами. Переселение венгров наверняка сопровождалось конфликтами.

Как венгры прошли через Русь: что говорят об этом венгерские предания

Пал Ваго. Венгры в Киеве. 1896—1899. Илл. wikipedia.org

Прародители — Хунор и Магор

В венгерской исторической традиции указывалось, что венгры отвоевали свою родину, и венгров связывались с гуннами. Прародителями венгров названы Хунор и Магор. Венгерский Аноним сообщал, что венгры победили кунов, а потом осадили Киев и взяли с него дань. Также он сообщал о пребывании около Галича. Текст венгерского хрониста полон анахронизмов.

Куны в его сочинении это, вероятно, печенеги, а Галича тогда не существовало. Вероятно, венгры до перехода через Карпаты нападали на белых хорватов, живущих в Галичине. Нестор ни о чем подобном не сообщает, но говорит, что венгры прошли около Киева. При этом он стыдливо умалчивает, почему венгры проходили у Киева, сообщая только, что они шли как современные ему половцы.

Вероятно, во время своей миграции венгры столкнулись с Русью и совершили набег в землю полян. Князь Олег, вероятно, противопоставить им ничего не мог, поскольку венгры были сильны конницей, а скандинавы и славяне были преимущественно пешими, и им оставалось только оборонятся в укрепленных поселках. А.

Комар считал, что восстание кабар против хазар и разрыв отношений кабар с венграми происходили в 861—881 годах.

Важным индикатором прихода венгров в Центральную Европу были походы в Западную Европу. Одним из них был поход на Баварию. Сообщалось, что перед тем венгры напали на Баварию и подчинили себе народ моравов.

Говорилось, что турки (так назвал венгров Луитпранд Кремонский) напали на немцев короля Людовика, начали притворно отступать и заманили преследующих их рыцарей в засаду. В описании венгров были использованы те же выражения, которые использовал Аммиан Марцеллин для характеристики гуннов.

После этой победы венгры прошли земли баварцев, швабов, франков, саксонцев. После этого напали на Италию и встали около реки Бренты. До битвы на этой реке прошел год и венгры снова пришли в Италию. Они выманили на себя итальянское войско и отступили из долины реки Адды через Верону к реке Бренте. Христианские рыцари преследовали их.

Увлеченные преследованием итальянцы остановились лагерем и не приняли мер предосторожности. Венгры ворвались в лагерь итальянцев и многих перебили. Это произошло в том же году, в котором другая часть венгров напала на Баварию, Швабию, Франконию, Саксонию. В Сенкт-Галленских, Вейнгартенских и Аламанских анналах под 899 г.

сообщалось о победе агарян (венгров) над лангобардами. В Альтаихских анналах сказано о вторжении в Италию и о победе венгров в 899 г. По Монцскому и Веронскиму кодексам Аламанских анналов сообшалось, что в 899 г. венгры вторглись в Италию, разбили христиан и взяли некоторые крепости.

В Анналах Беневенто сказано о вторжении венгров в Италию под 899 г. Гуго из Флавиньи указывал под 899 г. о нашествии венгров с севера. В Кельнских анналах под 899 г. сказано, что венгры вторглись в Италию и причиняли много зла. В Лаухбаских анналах просто сказано, что венгры вторглись в Италию.

В Удинских анналах сообщалось об опустошении Италии венграми. В описании города Монца описано опустошение венграми Фриуля. В сочинении Иоанна Дьякона сказано, что венгры прошли Тарвизий (Тревизо), Патавий (Падову), Бриксию (Брешию), а также Папию (Павию) и Медиолан (Милан).

Как венгры прошли через Русь: что говорят об этом венгерские предания

Арпад Фести. Венгерские воины. 1892. Илл. adevarul.ro

Сказано, что во время возвращения в Паннонию из похода на Италию венгры разорили прибрежные районы и ряд поселений. В «Мартирологе Церкви Верцелли» сказано, что в Италию вторглись гунны и ариане. В источнике из Модены сказано, что битва на Бренте произошла 26 января 900 г.

Из Фульдских анналов мы узнаем, что набег аваров (венгров) на моравов состоялся уже в 894 г., а в 892 г. венгры нанялись в войско Арнульфа. Нападение на Болгарию датировано 895 г., а в 896 г. сообщалось о их поражении в Болгарии и миграции в Паннонию. Под 900 г.

сообщалось о вторжении венгров в Италию и разорении этого региона. Говорилось, что когда итальянцы решили выступить против них, то за одень день полегло 20 тыс. воинов (это очень большое преувеличение, поскольку даже в индустриальную эпоху во время Первой мировой в день в большой битве гибло около 17 тыс.

). Сказано, что для разведки местности венгры отправили в Баварию послов.

Тем же годом датировано вторжение венгров в Баварию и поражение их войска от баварцев. Венгры обрушились на Баварию за Энсом опустошили все на 50 миль в глубину и ширину. Баварцы побуждали своего герцога выступить против венгров. Заслышав об этом, большинство венгров отступило к себе в Паннонию. Но некоторая часть венгров осталась на севере от Дуная.

Герцог с епископом из Пассау перешли Дунай и одолели венгров. В стычке погибло 200 венгров. Под 901 г. упомянуто о разорении Карантании венграми. Регинон Прюмский сообщал о вторжении венгров в Италию под 901 г. В Анналах Рейхенау было сказано, что в 899 г. венгры пришли в Италию и сотворили много зла. Венгры заняли Паннонию, устранили влияние баварцев и франков в 900 г.

и нападали на Австрию.

На мы пойдем на Запад

По сведениям Саксонского анналиста, в 906 г. венгры напали на Саксонию. В Сенкт-Галеннских анналах сообщалось, что в 900 г. баварцы сразились с агарянами (венграми) и часть их перебили. В 902 г. баварцы пригласили венгров на пир и перебили их с вождем Хуссолем.

В Аламанских анналах сообщались практически те же данные, но без описания Хуссоля. В Сенкт-Галеннских анналах под 908 г. венгры перебили баварское войско, а в 909 г. напали на Аламанию. В Аламанских анналах под 908 г. сообщалось, что венгры уничтожили все баварское войско, а в 909 г. вторглись в Аламанию.

Под 910 г. сообщалось, что венгры победили алеманов (швабов) и франков (в смысле немцев), но часть венгров была перебита баварами. В заметке в некрологе большой Фрейзингенской церкви сказано, что баварцы были побеждены баварским герцогом Арнульфом.

Авентин указывал, что крепости Баварии были готовы к отражению нападения и что отряд венгров проходил около Аугсбурга.

Относительно событий 900—901 гг. в Зальцбургских анналах и у Авентина было сказано, что унгары дошли до Линца. В анналах Святого Рудберта Зальцбургского было указано, что их было перебито более тысячи. В Анналах Градо сказано, что на Пасху 901 г. венгры вторглись в Карантанию. В битве под Любляной они были побеждены.

Авентин сообщал, что баварцы начали строить укрепления против венгров. По Монцскому и Веронскому кодексам Аламанских анналов сообщалось, что в 901 г. венгры вторглись в Италию, а в 902 г. немцы были разбиты венграми в Моравии. В 903 г. была битва венгров с баварцами, а в 904 г. венгров перебили на пиру и убили их правителя Хуссаля. В 907 г.

состоялась битва баварцев с венграми и в этой битве уцелело мало христиан. В 908 г. венгры напали на саксонцев. В битве с ними полегли герцог Тюрингии Буркхард, епископ Рудольф и многие другие. В 909 г. венгры вторглись в Аламанию, а в 910 г. совершили повторное нападение на этот край. В битве с ними пал граф Гоцберт.

В этом же году они сразились с франками и баварцами, и в битве с ними пал граф Гебхардт. Венгры вернулись с добычей домой, правда, баварцы перебили часть из них.

Как венгры прошли через Русь: что говорят об этом венгерские предания

Венгерский воин. Фреска. Илл. wikipedia.org

В Мелькских анналах сообщалось, что в 901 г. венгры вторглись в Каринтию и в субботу были разбиты. В 903 г. венгры также были разбиты, однако в битвах с ними погибли Беренгер, Регинольт, Герхард. В 908 г. венгры опустошили Саксонию и Тюрингию, а в 909 г. напали на Аламанию. В Альтаихских анналах под 906 г. сказано о вторжении венгров в Саксонию, под 907 г.

сказано о победе язычников над баварцами, под 908 г. указано на гибель герцога Луитпольда Под 909 г. указано на гибель герцога Тюрингии Бурхарда в битве с венграми. В 910 г. сказано о сражении короля Людовика с венграми. По данным Больших Вюрцбургских анналов под 900 г., есть упоминание, что в правление короля Людовика венгры вторглись в Баварию.

Сообщалось, что в 901 г. из них было перебито 1 тыс. В 902 г. венгры вторглись в Каринтию и там также были побеждены. Под 906 г. сообщалось, что венгры были разбиты, а из христиан погибли родные братья Беренгер, Регинольт, Герхард. Под 909 г. упомянуто о вторжении венгров в Саксонию и гибели Луитпольда. В 910 г. венгры вторглись в Аламанию.

В Кведлингбурских анналах сказано, что в 910 г. франконцы были перебиты и обращены в бегство венграми. В Корвейских анналах под 907 г. указывалось, что почти весь баварский народ был перебит венграми. Ламперт Герсфельдский сообщал, что в 906 г. венгры опустошили Саксонию, а в 908 г. убили герцога Луитпольда.

В Кратчайших Магдебурских анналах упоминалось, что в 907 г. венгры пришли в Саксонию. В Певтингеровых анналах сказано, что в 906 г. венгры вторглись в Саксонию. В Анналах Рейхенау было сказано, что в 907 г. баварцы были перебиты венграми. Под 908 г. было сказано о опустошении венграми Саксонии и Тюрингии. 909 г. датировано вторжение в Аламанию.

В Анналах Рейхенау было сказано, что франки были или обращены в бегство, или убиты венграми.

Германия превыше всего

Битва, которая состоялась в 907 г., была сражением под Пожонью (Братиславой). Как место битвы в Зальцбургских анналах был назван Brezalauspurc (Братислава). Битва датирована 907 г. В этой битвы погиб баварский граф Луитпольд. Франки выступали как союзники мораван против венгров. Еще в 901 г.

Моймир II заключил договор с восточными франками для того, чтобы воевать против венгров. В 907 г. Луитпольд Баварский возглавил большое войско и сосредоточил его у замка Энн.

Читайте также:  Как большевики в 1919 году пытались сделать эстонию республикой ссср

Вместе с ним в поход выступили зальцбургский епископ Титмар, епископ Отто из Фрайзинга, епископ Захария из Себена, а также много знатных людей из Баварии — Гундовальд, Хартвиг, Хеленберт из Братиславы, Ратольд, Хатох, Мегиновард, Изенгрим и другие.

Авентин сильно преувеличивал войска сторон и говорил, что баварцы собрали войска со всей своей земли. Он считал, что венгров было 35 тысяч, а баварцев — 100 тысяч (это чрезвычайно завышенные данные. Венгров вряд ли было больше нескольких тысяч, как и баварцев). Ч.

Боулус считал, что битва произошла у Залавара (замок Братислава) на запад от озера Балатон. Другие исследователи локализировали место битвы на восток от Вены и около Братиславы. Немцам пришлось дорого выкупать своих пленных у венгров. В Фрейзингенском мартирологе под 909 г. сообщалось про опустошения, которые причинили Германии венгры.

Период 900—910 гг. был сложным для европейских стран. Только баварцы смогли достичь небольших локальных побед над венграми, однако и сами терпели поражения от них.

Саксонцы, франконцы и аламаны к вторжениям венгров и кочевнической тактике не были готовы и терпели от них постоянные поражения. В 902 г. на пиру баварцы убили вождя венгров Хуссаля, которого можно отождествить с Курсаном.

Из двух венгерских вождей остался один — Арпад, потомки которого сосредоточили в своих руках власть. Постоянной целью венгерских нападений стали немецкие земли.

Как венгры прошли через Русь: что говорят об этом венгерские предания

Великий князь Арпад. Скульптура в Будапеште. Фото wikipedia.org

Период 911—932 гг. также характеризовался активными венгерскими набегами. По сведениям Аламанских анналов, в 913 г. венгры вторглись в Аламанию. Возвращаясь через Баварию в Алфельд, они были побеждены войском, которое возглавляли Арнульф (сын Луитпольда), Эрхангер, Бертольд, Ульрих.

По Альтаихским анналам, венгры опустошили Франконию и Тюрингию. Немцы сразились с венграми под Лоихингом в 911 г. В 913 г. венгры дошли до Фульды. В Больших Зальцбургских анналах было сказано о военных действиях около Нухинга против венгров. По Анналам Святого Венцентия Мецкого в 917 г. венгры вторглись в Лотарингию.

По Большим Вюрцбурским анналам, в 911 г. венгры воевали с франками. Потом в 913 г. венгры были разбиты на реке Инн швабами и баварцами. Однако потом Аламания была опустошена венграми. В 915 г. венгры огнем и мечем опустошили Аламанию. В 919 г. через Аламанию и Эльзас венгры вторглись в королевство Лотаря.

По Кведлинбургским анналам, в 912 г. венгры опустошили Франконию и Тюрингию. В Мелькских анналах отмечено, что в 912 г. венгры были разбиты в битве на реке Инн швабами (аламанами) и баварцами, но венгры опустошили Аламанию. В 916 г. венгры снова опустошили Аламанию, а в 917 г.

взяли Базель и через Аламанию и Эльзас вторглись в королевство Лотаря. В Анналах Рейхенау сказано, что в 913 г. венгры вторглись в пределы Аламании и были на реке Инн перебиты баварцами и швабами. Под 915 г. сказано о опустошении всей Алемании. В 917 г. венгры через Аламанию прибыли в Эльзас и достигли границ королевства Лотаря.

В Прюмских анналах было сказано, что в 911 г. венгры опустошили земли восточных франков, вторглись в Галлию, причинили большие опустошения и вернулись назад.

В Больших Зальцбурргских анналах под 914 г. отмечено, что герцог Арнольд находился в опасности. В Анналах Иеремии под 912 г. сказано о вторжении венгров в Тюрингию и Франкию. В Анналах Квинтия из Вермандуа сказано, что в 913 г. венгры перешли Рейн и вторглись в Бургундию. Под 915 г.

Продолжатель Регинона из Прюма сообщал, что венгры опустошили Тюрингию и Саксонию и дошли до монастыря в Фульде. В Каталоге аббатов Фульды сказано о нашествии венгров в 915 г. В Анналах Иеремии сказано, что венгры вторглись в Аламанию и Эльзас в 917 г. Под 917 г. в Хронике Святого Медарда Суассонского сказано, что в 917 г.

венгры впервые вторглись в Бургундию. В Деяниях Сенонской церкви сказано о опустошении венграми Бургундии, Эльзаса и Лотарингии. В Чудесах Святого Адельфа указано, что Лотарингия опустошалась венграми, которые были и у Мозеля.

Адам Бременский, сообщая о венграх, указывал, что они опустошали не только Саксонию, но и другие немецкие провинции и перешли через Рейн и опустошали Лотарингию.

Продолжение следует

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/73150-kak-vengry-prevratilis-v-koshmar-dlya-srednevekovoy-evropy

Венгры откололись от Руины

В данной статье я попытался собрать, можно так сказать, историю возрождения Подкарпатской Руси за последние 7 лет.

Но это вряд ли можно назвать возрождением именно Подкарпатской Руси, так как всё говорит о том, что в умах закарпатских мадьяр сидит желание присоединения к Венгрии и не более того.

Память о том, что это была именно Русь Подкарпатская и следа не осталось, хоть и можно услышать это название в разговорах и в основном в страшилках украинских националистов.

Как венгры прошли через Русь: что говорят об этом венгерские преданияЗакарпатские мадьяры Януковича называют Янушем Ковачем и считают Украину Венгрией.

В конце 2008 года Александр Чаленко побывал в неформальной столице венгров Закарпатья и Украины там не почувствовал.

Уже тогда Закарпатская область в умах некоторых политиков и журналистов переняла пальму первенства у Юго-Востока вообще и Крыма в частности по части сепаратизма.

С тех уже пор всех начали пугать, что там вот-вот будет воссоздана русинская государственность под названием Подкарпатская Русь. Русинами в Закарпатье записались согласно последней переписи 10 тысяч человек.

А венгров в этом крае почти 150 тысяч. Напрашивается вопрос: а они, часом, отделиться от “неньки” не желают?

Любой украинский националист, посетив город Берегово, столицу венгерского анклава Закарпатья, должен сразу же получить разрыв сердца. Все здесь указывает на то, что это не украинский, а венгерский город. На многих зданиях, в том числе и государственных учреждениях, висят венгерские национальные флаги.

Как венгры прошли через Русь: что говорят об этом венгерские предания

“По закону о нацменьшинствах, если на определенной территории большинство компактно проживающего тут населения, например венгры, румыны, русские и так далее, то разрешается вместе с государственными вывешивать и флаги того или иного национального меньшинства. А то, что вы видите, это не венгерский государственный флаг, а флаг венгерского меньшинства”, — уточнил один из функционеров горсовета.

Это было, конечно же, неправдой. То, что висело на местной раде, было самым настоящим венгерским флагом.

Все надписи в Берегово (его называют тут по-венгерски Берегсас) на магазинах, ресторанах, банках, властных учреждениях, школах — на венгерском и украинском языках. Сразу бросается в глаза обилие памятников и мемориальных досок, связанных с выдающимися венгерскими историческими деятелями.

Памятник великому венгерскому поэту и одному из руководителей венгерского национального восстания 1848 года — Шандору Петефи. На улицах слышна только венгерская речь. “Ты знаешь, мы со своим русским языком тут выделяемся. Все на нас оборачиваются. Сразу понятно, что мы не отсюда”, — смеется наш сопровождающий, ужгородец Андрей.

Он сам по паспорту украинец, жена — словачка, но говорят в семье по-венгерски, а дети получают образование в венгерской школе.

Андрей иронично относится к объяснениям местных о флагах: “Вы должны понять — у них тут Венгрия, а украинские надписи только для того, чтобы от них отстали. У всех в паспортах венгерская виза.

Они спокойно могут пересекать венгерскую границу в любой момент. А венгры из самой Венгрии постоянно приезжают сюда заправляться или покупать продукты. Тут дешевле.

Так что граница с Венгрией тут практически не замечается”.

Закарпатье почти 10 столетий было составной частью Венгерского королевства. Все тут дышит венгерской историей.

Например, знаменитый мукачевский замок “Паланок”, принадлежавший известному аристократическому роду Ракоци, стал для венгров символом национального героизма и противостояния австрийским захватчикам.

В конце XVII века венгерская княгиня Илона Зрини, которой этот замок принадлежал, руководила его обороной против “австрияков”. К слову, ужгородец Нестор Шуфрич в армии был переводчиком венгерского языка.

Несколько недель назад в Словакии, в Кошице, где проживает достаточно большое венгерское меньшинство, произошли столкновения между словацкими и венгерскими футбольными болельщиками. Эти события даже привели к международному скандалу — премьер-министры Венгрии и Словакии обменялись оскорбительными высказываниями в адрес друг друга.

На предположение, возможны ли столкновения между мадьярами и украинцами-русинами — здесь единодушный ответ: “Нет! Да какие столкновения! У нас на Закарпатье даже еврейских погромов не было. Мы с мадьярами тут жили вместе веками. Для нас они роднее, чем, например жители Киева, Львова или Донецка. Да и мадьяры наши люди спокойные и толерантные.

Никому жить не мешают”.

В один из дней мне попался молодой улыбчивый парень из венгерского села. Его имя — Эдуард. Он наполовину венгр, наполовину — украинец-русин. Студент местного вуза. “Да, после дискотеки в селе, действительно, были драки между мадьярами и русинами. Да, на этнической почве. Да, хочу жить в Венгрии.

Нет, не считаю, что венгерские села должны отделиться от Украины…” При этом парень отвечал спокойно, с улыбкой, без всякой злобы и фанатизма. Через два дня я его встретил в одном из ужгородских супермаркетов. Эдик сам подошел: “Вы знаете, после того, что я вам сказал о драках, то очень переживал. Не хочу, чтобы обо мне думали как о националисте.

Может быть, не надо мои слова публиковать в газете. Ведь эта драка была один раз. А так мы все в селе дружим”.

Кстати, памятники советским солдатам, как в Берегово, так и во многих венгерских селах ухожены. А рядом стоят, шокирующие приезжих, памятники людям в немецких касках — это погибшим в первой мировой войне солдатам Австро-венгрии.

ПОЛИТИКА.

Источник: http://rusila.su/2015/12/17/vengry-otkololis-ot-ruiny/

Зачем венграм туранизм?

Венгерские националисты склоняются к новой идеологии. Ей стала ориентация на Турцию и исламские страны

Двойной сюрприз из центра Европы

Как венгры прошли через Русь: что говорят об этом венгерские предания

Такой успех националистов разочаровал многих венгерских левых и либералов, особенно учитывая то, что если риторика умеренной по венгерским меркам партии «Фидес» соответствует радикальному по европейским меркам французскому «Национальному фронту», то «Йоббик», стоящий на откровенно третье-путистских (грубо говоря, фашистских) позициях, находится за гранью европейской политкорректности.

Разочарование усилилось, когда в Венгрии — члене Европейского союза — в 2011 году была принята, а в 2012-м вступила в силу новая конституция, идеология которой не соответствует тенденциям развития и ценностям современной Западной Европы.

В частности, согласно этому документу, христианство считается объединяющим нацию фактором; началом человеческой жизни, которую должно защищать государство, определяется момент зачатия; брак называется союзом мужчины и женщины, что на корню отвергает легализацию гомосексуализма.

Кроме того, новое венгерское правительство стало активно раздавать венгерское гражданство этническим венграм в приграничных территориях иностранных государств (Словакии, Украины), чем на практике подтвердило свое неприятие послевоенных границ, отсекающих от Венгрии ряд территорий, которые в ней принято считать своими.

  • Однако прошло немного времени, и венгерские националисты не меньше разочаровали своих «коллег» — националистов из других европейских стран, которые приветствовали успехи «Фидес» и «Йоббик», как они это делают каждый раз при успехе крайне правых во всех странах Европы.
  • Азиатские жесты европейских националистов
  • Дело в том, что венгерские националисты оказались не только антиглобалистами, евроскептиками, ультраконсерваторами, антисемитами и цыганофобами (последние две характеристики они, впрочем, ради приличия отрицают), но и пантюркистами и туранистами.

Причем венгерские националисты, как «Фидес», так и «Йоббик», заявили о своих пантюркистских симпатиях весьма откровенно.

Они активно поддержали проведение в Венгрии в 2012 году уже третьего по счету и самого представительного за все время курултая тюркских народов, который открывал председатель венгерского парламента Шандор Лежак.

Внутри самой Венгрии депутаты от «Йоббика» борются за возрождение алфавита на основе тюркских рун, в частности, за его внедрение в символические для нации сферы.

В 2011 году была издана первая Библия с тюркско-рунической письменностью, в том же году первая табличка с названием населенного пункта тем же алфавитом была установлена венгерским депутатом у въезда в село Бене в украинских Карпатах, которые венгерские националисты считают своей исторической территорией. Естественно, за установление таких табличек перед населенными пунктами они борются и в самой Венгрии, в ее формальных границах.

К ужасу своих «коллег»-исламофобов в Западной Европе, венгерские ультраправые заявили, что будут союзниками Турции, которую годами пытаются не пускать в ЕС европейские консерваторы, неформально считающие его «христианским клубом», в котором не место стране с 80-миллионным мусульманским населением. А тут такой удар в спину не просто от братьев-христиан, но от радикальных националистов!

Кстати, насчет христиан. Несмотря на свой христианский ультраконсерватизм и введение в конституцию Венгрии положения о центральной роли христианства для венгерской нации, тот же Габор Вона, лидер инициировавшего это «Йоббика» заявил, что «ислам является последней надеждой человечества во тьме глобализма и либерализма».

Читайте также:  Зачем русь платила дань золотой орде после свержения ига

Тем самым Вона выступил с позиций традиционалистского союза христианских и исламских государств в пику национал-либералам вроде ультраправого голландского гомосексуалиста, покойного Пима Фортейна и его преемника Герта Вильдерса, которые апеллируют к защите «иудеохристианской культуры», по сути, понимая ее как постхристианскую.

Апофеозом же этой политики стал разрыв дипломатических отношений между Венгрией и Арменией из-за азербайджанского солдата Сафарова, убившего армянского солдата Маргаряна во время международных образовательных курсов, проходивших в Будапеште в 2004 году в рамках программы НАТО.

Сафаров был приговорен к пожизненному заключению и отбывал свой срок в Венгрии, но в 2012 году националистические власти приняли решение экстрадировать его в Азербайджан, где его немедленно помиловал и наградил президент Ильхам Алиев. Тогда многие аналитики были убеждены, что такое решение венгерского правительства было финансово мотивированным.

Но, как оказалось, оно стало следствием в первую очередь решительной геополитической переориентации Венгрии на союз с тюркским миром.

Гены как довод: против и за

Все это может удивить тех, кто не знаком с историей венгров и их национального движения: как это так, христианский народ в самом центре Европы и вдруг какой-то пантюркизм?

Особенно сильные эмоции по поводу венгерской политический обстановки испытывают не только западные европейцы, не симпатизирующие исламу, но и активисты угро-финских движений, обвиняющие венгров в чисто конъюнктурном развороте от угро-финского мира к тюркскому.

Вот, мол, за турецко-азербайджанскую чечевичную похлебку продали угро-финское первородство. Но, вероятно, они недооценивают серьезность ситуации и идейную мотивированность этого разворота.

Вот как на выражения их обид отвечает, в частности, депутат венгерского парламента от партии «Йоббик» Иштван Саваи:

«Финно-угорская теория была придумана австрийскими учеными, чтобы подавить венгерскую идентичность. Мы не против финно-угорского родства, но мы встраиваем эту теорию в более широкую концепцию происхождения древних венгров от туранских народов. Мы хотим заменить устоявшееся мнение о финно-угорском родстве и доказать теорию о гуннском происхождении наших предков».

Прибегая вместе с другими европейскими националистами к генетическим аргументам с целью разубедить венгров в правильности их переориентации на тюркский мир, угро-финские активисты сами же попадают в собственную западню.

Так, угро-финский активист Дмитрий Семушин в статье «Почему Венгрия предала финно-угорское единство в пользу «Великого Турана»» пишет: «… генетические исследования гаплогрупп, проведенные венгерскими учеными, обнаружили «уральскую комбинацию» генов у одного из 250 мужчин венгров».

Но дело в том, что под «уральской комбинацией генов», скорее всего, подразумевается гаплогруппа N, характерная для угро-финских народов. Ее-то как раз у венгров обнаружено около 1 %, что говорит о том, что именно с угро-финнами венгры генетически имеют мало общего.

Зато гаплогруппа R1b, характерная для многих тюрок, является у венгров второй по распространенности (17 %). Не все так просто и с гаплогруппой R1а — первой по распространенности (32,5 %), которой венгров увещевают европейские расисты, называя ее арийской и, соответственно, венгров — арийцами.

Эта «арийская» гаплогруппа почему-то оказывается характерной для таких народов, как монголы-хотоны (82 %), киргизы (69 %) и алтайцы (58 %).

На это можно возразить тем, что группа R1a распадается на европейский (z283) и азиатский (z93+) маркеры и что для венгров, как и других восточноевропейцев, характерен как раз первый. Однако такая подробная детализация в рамках столь молодой науки, как молекулярная генетика, постоянно уточняющей свои критерии и методы, никак не может быть ultima ratio в споре об этногенезе целого народа.

Даже если отталкиваться от аргументов «крови», следует помнить, что молодой молекулярной генетике предшествовала классическая расология, основанная на антропологических методах.

Любой наблюдательный человек, который жил в Центральной Европе, может заметить, что от Карпат на Востоке берет начало и дальше вплоть до Швейцарии имеет распространение один и тот же тип, который в расологии называется «альпийской расой» — тип с довольно-таки южной внешностью, хотя и не такой выраженной, как у некоторых народов Балкан и Средиземноморья.

И среди венгров как раз преобладает именно этот тип — совершенно не характерный для финнов или вепсов, но вполне характерный для некоторых турок или татар. Эту внешнюю схожесть дополняют исторические предания венгров об их туранском происхождении.

Новые гунны в центре Европы

Впрочем, надо понимать, что именно сегодня получает распространение в венгерском обществе и как это понимают сами венгры.

А речь идет даже не о пантюркизме, а о более широком понятии — венгерском туранизме, что заставляет взглянуть на это явление в европейской перспективе и ретроспективе.

В этой связи весьма показательно, что идеологи венгерских туранистов говорят не только о тюркских, но и об иранских корнях венгров. На первый взгляд, это совершенно запутывает ситуацию и уже начинает напоминать абсурд. Каким образом они связаны с далеким во всех отношениях Ирану?

Дело в том, что венгерские туранисты считают венгров ни много ни мало потомками гуннов. И этим при желании могут объяснить любые нестыковки, ибо кто такие гунны, достоверно до сих пор неизвестно. Одни считают гуннов древними тюрками, другие видят в них предков тюрок.

В последнем случае сами тюрки могут быть рассмотрены как более поздний феномен, возникший из «наложения» друг на друга алтайских палеоазиатских племен (предположительно угров), задавших ему свою языковую парадигму, и ираноязычных туранцев, которыми и могла быть часть гуннов.

В этом смысле исторически Туран и Туркестан — не одно и то же.

Известный персидский эпос «Шахнамэ» описывает извечный конфликт Ирана и Турана, но, по сути, речь идет не о расовом конфликте («арийцы — тюрки»), как считают многие, но о цивилизационном антагонизме двух полюсов самого иранского (ираноязычного) мира, по аналогии с конфликтом Афин и Спарты. Если «Иран» — это название иерократической жреческой цивилизации Юга, то «Туран» — обозначение ее северной периферии, на которой находились военно-демократические общины, противостоящие этой цивилизации.

Если исходить из такого понимания, то гунны, изначально возникшие в районе Центральной Азии, то есть Турана, могли представлять собой конфедерацию племен, в которую входили и северные арийцы, и прототюрки, а впоследствии уже и авары с готами. То есть налицо, как сейчас говорят, «геополитический проект» аутсайдеров сего мира, заточенный против осевых цивилизаций того времени: Ирана на Юге и Рима на Западе.

Не случайно в таком случае, что знамя гуннов поднимают антиглобалисты из «Йоббика». Это объясняет многие, на первый взгляд, противоречия в их позиции.

Например, сочетание проиранизма и протюркизма, антисионизма и происламизма, протурецкой и прогерманской геополитической ориентаций.

Ведь те же гунны, помимо очевидного тюркского или прототюркского их компонента на определенном этапе тесно взаимодействовали с готами, в том числе, породнившись с ними через династические браки.

Исходя из всех этих построений становится понятно, что для венгерских националистов их туранизм означает не отказ от европейской принадлежности. Напротив: осознавая себя европейским народом, они отдают себе отчет в том, что в новом Риме под названием Евросоюз их ждет в лучшем случае участь бедной и бесправной периферии. А раз так, то не лучше ли стремиться стать лидерами «новых гуннов»

По материалам Русская планета

Источник: https://www.gumilev-center.ru/zachem-vengram-turanizm-2/

ВЕНГРЫ

Сейчас все большее число ученых считает исходную территорию финно-угров не в Среднем Поволжье, как это считалось ранее, а в Средней Азии, в районе Аральского моря. При этом предков венгров помещают в районе лесостепной полосы Зауралья.

Правенгров относят к представителям так называемой андроновской культуры (скотоводы и земледельцы), распространенной в этом регионе.

Андроновцы в антропологическом отношении были широколицыми европеоидами, в отличие от их соседей протоиранцев, которые относились к узколицему средиземноморскому типу европеоидов.

По традиционной версии истории предки венгров в XII–X веках до новой эры проникают в казахстанские степи и переходят на кочевой образ жизни. Но у меня есть основательные причины сомневаться в справедливости такого утверждения. Как наши историки и археологи смогли проследить на таком большом временном отрезке за одним из кочевых племен?

Обратим лучше внимание на более позднее время, где есть хоть что-то, на что можно опереться в своих предположениях. Венгров можно считать очень близкими родственниками русов и булгар — утургуров и кутургуров; кстати, из названия Венгрия (Hungary) явствует, что венгры — это унгуры или гунгуры. Одним словом, гунны-угры.

Согласно Константину Багрянородному венгры в IX веке обитали в районе Южной Руси, их ареал кочевий назван Леведией, или Лебедией, а также упомянут некий район Ателькузы.

Считается, что Лебедия — это область степи и лесостепи к северу от Черного моря по обеим сторонам Дона и она относилась к владениям Хазарии.

В отношении Лебедии сразу же возникает вопрос: а не связано ли это как-то с именем Лыбеди — легендарной сестры Кия? Лебедий — имя угорского воеводы.

Однако некоторые историки упорно считают, что Багрянородный говорил о районе Восточной Украины, а Ателькуза, по их мнению, это либо Западная Украина, либо Молдавия. Такая привязка неприемлема. В венгерском звучании Ателькуза — Этелькоз, что ясно указывает на район Вол-

ги=Итили (Итиль=Этель). Этелькоз по-венгерски переводится как междуречье. Я думаю, что речь должна идти о междуречье Дона и Волги. Именно на Волге в 1235 году доминиканские монахи обнаружили Великую Венгрию.

Багрянородный дает венграм всего три года на их пребывание в Леведии. Однако другие исследователи называют иные цифры — 203, 300, 303 года, считая мадьяр древними обитателями Причерноморья. Так, венгерский ученый Моравчик, связывая мадьяр с оногурами, считает, что они появились в степях Восточного Приазовья еще в V веке.

Из целого ряда источников — армянских, арабских, византийских — следует отожествление савиров (севордиков, савардиев) с венграми. Кстати, тот же Константин Багрянородный называл мадьяров савартами. А народ савардиев известен с 752 года.

Однако его, как и савиров, с венграми не отожествляют, так как ТВ ошибочно принимает за время появления мадьяр в Причерноморье с востока IX век.

Карамзин пишет: «Венгры сами себя называют маджарами или мадьярами». Место Маджары историки располагают в районе реки Кумы, там же располагалось Маджарское соляное озеро. И все это географически близко примыкает к району Тмутаракани.

Но вот у нотария короля Белы, древнейшего венгерского летописца, сообщается, что венгры пришли в Паннонию из-за Суздаля, а в той же «Повести временных лет» говорится, что венгры пришли с востока. Кстати, — дж- идентично звуку — г-. В таком случае маджары можно произнести как магары.

А окончание — гары-, -гуры- является отличительной чертой угорских племен. Венгры называют свою страну Хунгария, где видно два корня: гунны (-Хун-) и угры (-гар-).

Багрянородный также утверждал, что венгры признавали власть Хазарии. Согласно хроники Георгия Амартола венгры как союзники болгар появились на Дунае в 839 году. В 861 году с венграми столкнулся преподобный Константин во время его проповеднической деятельности в Крыму. Примерно в 889 году венгры под давлением печенегов, перейдя Днепр, идут к западу, но часть из них уходит в сторону Персии.

Главным вождем венгров считается Леведий, его соправителем был Альмош. Сын Альмоша Арпад стал основателем правящей династии на территории Венгрии. Но в самом конце IX века главным вождем был Курсан (или по-другому — Кусан), а Арпад только его соправителем.

В 895 году Курсан и Арпад заключают с Византией договор, направленный против болгар. Но последние с помощью печенегов одерживают верх, и венгры уходят в Паннонию. В 904 году после смерти Курсана Арпад становится единоличным правителем.

Но с этого периода история венгров для нас уже интересна лишь как история соседнего народа, в отличие от личности Альмоша.

Считается, что благодаря населению Древней Руси венгры узнали об аланах — ясах. Этот странный вывод ТВ обоснован тем, что их название в венгерском языке — древнерусского происхождения.

Но довольно странно читать такие «умные» выводы: если общеизвестно, что венгры долгое время кочевали в Причерноморье, следовательно, они были СОСЕДЯМИ аланов, в отличие от славян. Здесь как раз тот случай, когда перепутаны причина и следствие.

Именно от венгров название алан — ясов должно появиться в русском языке, а не наоборот. Если это так, то контакты с венграми в Древней Руси были явно более продолжительными, чем считается.

Но если по АВ русы и венгры — угры, родственные племена, то следует признать, что это название пришло в русский язык не от венгров даже, а от древних русов, слившихся со славянами в единую древнерусскую (славянскую) народность.

Анонимный нотарий короля Белы производит венгров от гуннов. Этот же автор рассказывает о событиях конца IX века. По его версии венгры во главе с Альмошем воевали с князьями Киева, Галича и Владимира и покорили их, а вскоре ушли в Паннонию.

Читайте также:  Как русские отобрали у шведов финляндию

Наши отечественные историки крайне негативно отнеслись к этим строкам, посчитав это преднамеренной ложью с целью обоснования претензий Венгрии на восточные земли. Но с версией, выдвинутой анонимным нотарием, о покорении древними венграми Киева оказался согласен целый ряд зарубежных историков.

Наконец, нельзя исключить возможность, что речь шла не о Галиче-на-Днестре и Владимире-Волынском, а о Галиче- Мерьском и Владимире-на-Клязьме или, что еще вернее, о Суздале, так как в те времена Владимир еще не был основан.

Перенос названий северо-восточных городов на города Южной Руси, вероятно, произошел не преднамеренно, так как анонимный нотарий короля Белы писал уже на рубеже XII–XIII веков, когда уже многое забылось, и автор посчитал, что речь идет о городах, близлежащих от Венгрии.

По сообщению Ибн-Русте, венгры «поработили славян, которых считали своими рабами и от которых получали продовольствие». Гардизи утверждает, что венгры «правили славянами, своими соседями». О каком венгерском периоде говорят эти авторы? Скорее всего, не паннонском, а о периоде конца IX века, времени начала Киевской Руси.

Тойнби, перефразируя русские летописи и арабские источники, пишет, что «все это время венгры собирали для хазар дань со славянских и угро-финских народов в черноземной зоне к северу от собственно венгерской степной территории и в лесах дальше к северу.

Свидетельством использования самого слова «мадьяры» в тот период являются сохранившиеся топографические названия в этой части Северной России. Названия эти, видимо, отмечают места былых венгерских постов и гарнизонов». Здесь следует добавить, что, как я уже отмечал, венгры были близкородственным племенем русам.

Поэтому многие исторические события, связанные с венграми, следует рассматривать, принимая во внимание этот факт.

Венгры, закрепившись в Паннонии, проводили активную экспансионистскую политику, в том числе и против Византии. И здесь история венгров вновь вошла в тесное соприкосновение с русской историей. Конфликт между Византией и Болгарией, приведший к балканскому походу Святослава, по мнению византийских авторов, начался из-за разграбления уграми Фракии.

Вообще в X веке нападения русов и венгров на Византию довольно синхронны, что позволяет думать о неких согласованных действиях или, по крайней мере, об их общих интересах. Наибольшая антивизантийская активность венгров приходилась на конец 30-х — начало 40-х годов X века, как раз на годы обострения русско-византийских отношений.

Практически одновременно с походом князя Игоря венгры совершают нападение на Константинополь. Большой отряд венгров был в составе войск Святослава в Болгарии. Поэтому не лишним будет привести слова Татищева: «…с угры же имел любовь и согласие твердое».

Тот же Татищев отметил, что прежде чем появиться на Дунае, Святослав направился вверх по Днестру, «где ему помощь от венгров приспела».

Следующая глава

Источник: https://history.wikireading.ru/126986

Волжская Болгария и Венгрия

Волжская Болгария и Венгрия

Об отношениях Волжской Болгарии и Венгрии мы можем судить лишь по скудным данным в источниках западных авторов. Одним из таких явлются записки венгерского монаха Юлиана. В 1236 году в Булгарии на Волге побывал монах из Венгрии, Юлиан, который был в Дунайской Болгарии («Булгарии Ассана»), а затем направился на Волгу — «вВеликую Болгарию…

великое и могущественное царство с богатыми городами». Называют Великой Болгарией Волжскую Болгарию и другие европейские источники, например, в своих записях католические монахи Плано Карпини и Гильома де Рубрука. Они же пишут и о едином булгарском народе, «крепче держащийся закона Магометова, чем кто-нибудь другой»1. Осенью 1237 года Юлиан вновь отправился в путь.

Достигнув восточных пределов Руси, он узнал, что и Великая Венгрия и Булгария уже разорены монголами. От беженцев Юлиан узнал, что монгольские войска сосредоточены вблизи границ русских княжеств и готовы к вторжению зимой, когда реки и болота замёрзнут. На обратном пути на родину Юлиан побывал в ещё не затронутом войной Суздале, где был принят князем.

Сочинения являются важными источниками по истории монгольского вторжения в Волжскую Булгарию. Историками признаётся высокая степень достоверности сообщённых Юлианом сведений, так как они представлены в закрытых документах делового характера2. О первом нашествии татар на половецкую землю и затем на Русь в центральной Европе узнали очень скоро.

Древнейшая Хроника Ливонии, написанная в Риге в 1226-1227 гг., кратко, но вполне определенно говорит об этом. Нет никакого сомнения, что и в дипломатических и в торговых сношениях, в письмах и личных сообщениях эта новость уже в течение нескольких месяцев долетела с окраин Руси до ближайших западных соседей, а затем — до имперских центров и до Рима, словом — стала общим достоянием.

Однако, более или менее подробные сведения и о татарах и о странах, ими захваченных, появились в Европе значительно позднее в результате нескольких специальных путешествий, предпринятых в 30-х, 40-х и 50-х гг. XIII в3. Наиболее известны из них по оставшимся подробным описаниям путешествия Плано Карпини и Рубрука (1246 и 1253 гг.), но первыми были не они.

Здесь можно говорить о записке монаха Юлиана. Один из этих памятников представляет собою запись рассказа брата Юлиана о первом его путешествии, сделанную позднее братом Рихардом. Другой — письмо Юлиана о втором путешествии.

Из записи Рихарда видно, что еще до Юлиана, может быть, в 1231 — 1232 гг., венгерские доминиканцы, зная из хроник, что где-то на востоке есть их единоплеменники венгры-язычники, отправили четырех миссионеров их искать

4. Трое из них погибло в течение трехлетних странствований, но четвертый, брат Отто, вернулся, кое-что разведав. Он побывал, повидимому, где-то в киргизских степях близ Волги, получил некоторые сведения о восточных венграх и, хотя уже на девятый день по возвращении умер, «сломленный многими трудами», но перед смертью успел рассказать о пути в «Великую Венгрию». По его следам и отправляется новая миссия из четырех человек, включающая и Юлиана. Время этого путешествия можно определить вполне точно, сопоставив разные хронологические указания в описании его и второго путешествия. В самом заглавии рихардовой записи «открытие» Великой Венгрии отнесено ко времени «господина папы Григория IX», то есть к 1227 — 1241 гг. Затем, в тексте, о Беле IV, короле венгерском, сказано: «с охранной грамотой и на средства Белы, ныне короля Венгрии», из чего можно умозаключить, что путешествие началось до вступления Белы на престол, то есть до сентября 1235г5. При второй поездке Юлиан нашел город Булгар разоренным татарами (осень 1237 г.), но Суздаль еще нетронутым (разорен весной 1238 г.). Отсюда видно, что второй раз он был в Булгарии и на Руси зимой 1237 — 1238 г. Поэтому, 27 декабря, как день возвращения из первого путешествия в Венгрию, может относиться скорее всего к 1236 г. Тогда и день отправления в обратный путь из Великой Венгрии, 21 июня, также относится к 1236 г., а соответственно располагается и ряд предшествующих дат. Расчет расстояний между отдельными пунктами маршрута Юлиана в первом путешествии и расчет продолжительности стоянок позволяет наметить следующую схему этого путешествия.

Выехав из Венгрии (из какого-то доминиканского монастыря в Пеште, Буде, Альбарегиа Стригонии) в первые дни мая 1235 г.

, Юлиан и три его спутника на лошадях, через Штульвейссенбург, Фюнфкирхен, Белград, Ниш, Софию (Сердика), Филиппополь и Адрианополь, в течение месяца добрались по этой дороге крестоносцев до Константинополя.

Сев там на корабль, они в течение 33 дней (очень долго), явно, вдоль берегов Малой Азии плыли до Тмуторокани (Матрика), где, следовательно, оказались около 2 июля

6. Пробыв там 50 дней в ожидании попутчиков, около 21 августа они вновь пустились в путь — по линии р. Кубани, а от изгиба реки (примерно, от нынешней Ладовской) повернули на северо-восток к горам Эргени, оттуда пошли в западную (от Волги) часть киргизской пустыни и, пройдя ее в 13 дней, в конце сентября оказались в населенной и возделанной Алании. Там в большом городе (очевидно, Итиль-Торгикан-Астрахань) провели в сильной нужде шесть месяцев (зиму), пытались даже продать в рабство двоих из своего числа, чтобы добыть средства на дальнейший путь, но потом двоих братьев отправили обратно в Венгрию, а оставшиеся двое, Юлиан и Герард, вероятно, не ранее 20 марта 1236 г. пошли дальше к северу, 37 дней голодали в пустыне, имея с собой лишь пятидневный запас хлеба, и едва живые добрались наконец до страны Vela. Там, в городе Бунда жили подаянием; 7 мая умер последний спутник Юлиана, Герард, а сам Юлиан, нанявшись слугой, около 20 мая, вместе с хозяином, был уже в Великой Булгарии, где-то близ нынешнего Оренбурга7. По указанию встреченной там женщины, он к концу мая или началу июня дошел до р. Этиль (Белая) и до восточных венгров, был ими ласково принят, познакомился с их бытом, видел татар и татарского посла, грозившего походом на Алеманию, и наконец, несмотря на просьбы венгров, решил вернуться. В обратный путь он пустился 21 июня, сначала водой, по рр. Белой и Каме, затем в течение 15 дней вверх по Волге прошел через землю мордванов и около половины августа был в Нижнем Новгороде. Повидимому, в конце августа на лошадях он выехал из [74] Владимира, около 15 сентября был в Рязани, 22 октября — в Чернигове, 5 ноября в Киеве, в половине декабря прибыл в Галич, а 27 декабря перешел Карпаты. Около 8 января 1237 г. Юлиан, вероятно, был в Буде для доклада королю, а весной 1237 г. — в Риме, где его доклад папе и был записан 6р. Рихардом. Осенью того же года Юлиан начал свое второе путешествие, законченное им, как выше сказано, до весны 1238 года. Сведения, собранные им при этом, составляют содержание другого памятника, письма Юлиана. Письмо Юлиана к епископу Перуджи, обладает большой и непосредственной ценностью именно в описаниях появления и первых успехов татар, в характеристике их военных и административных приемов, притом ценностью, почти не умаляемой и позднейшими более подробными описаниями Плано Карпини и Рубрука. Юлиан отнюдь не первый «открыл» татар, не говоря уже о восточно-русских землях, достаточно известных на Западе, но то, что он первый рассказал о европейской опасности татар и первый из европейцев писал об окраинах восточной Европы, остается неоспоримым фактом.

Рассматривая содержание данного письма, о татарах говориться следующее: «сообщалось мне некоторыми, что татары прежде населяли страну, населяемую ныне куманами, и называются по правде сынами Измаила (отсюда — измаэлиты), а ныне желают называться татарами». Первая татарская война началась так.

Был государь в стране Готта, по имени Гургута, у которого была сестра — дева, по смерти родителей стоявшая во главе своей семьи и, как говорят, державшая себя по-мужски. Она нападала на некоего соседнего с ней вождя и отнимала у него его имущество.

Когда же по истечении некоторого она вновь с татарским народом попыталась напасть, как прежде, на вышесказанного вождя, тот, поостерегшись и начав войну с вышесказанной девушкой, одолел в бою и эту прежнюю свою противницу взял в плен, войско ее обратил в бегство, а ее, уже пленницу, изнасиловал, в знак еще более тяжкой мести, лишив девственности, постыдно обезглавил

8. Услышав об этом, брат помянутой девушки, вышесказанный вождь Гургута, отправив посла к вышереченному мужу, дал, говорят, ему такое поручение: «Я узнал, что ты, взяв в плен и лишив девственности сестру мою, обезглавил. Знай, что ты совершил дело, враждебное мне. Если, быть может, сестра моя причиняла тебе беспокойство, то ты, направляя свою месть на движимое имущество, мог обратиться ко мне, ища против нее справедливого суда, либо, если ты, желая отомстить за себя собственными руками, победив ее, захватил в плен и лишил девственности, то мог взять ее в жены; а если у тебя было намерение убить ее, то никак ты не должен был лишать ее девственности. А теперь ты отомстил вдвойне: и девственную стыдливость опозорил, и жалким образом осудил ее на смертную казнь. Вследствие того, в отмщение убийства вышереченной девушки, знай, что, я пойду на тебя всеми силами»9. «Татары утверждают также, будто у них такое множество бойцов, что его можно разделить на 40 частей, причем не найдется мощи на земле, какая была бы в силах противостать одной их части. Далее говорят, что в войске у них с собою 240 тысяч рабов не их закона и 135 тысяч отборнейших [воинов] их закона в строю. Далее говорят, что женщины их воинственны, как и они сами: пускают стрелы, ездят на конях и верхом, как мужчины; они будто бы даже отважнее мужчин в боевой схватке, так как иной раз, когда мужчины обращаются вспять, женщины ни за что не бегут, а идут на крайнюю опасность. Конец письма о жизни, вере и происхождении татар».)10.

Источник: https://infourok.ru/volzhskaya-bolgariya-i-vengriya-317442.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector